Меню Рубрики

Основные этапы предыстории с точки зрения археологии

Ответ оставил Гость

1) Сначало были динозавры потом рептилии потом обезьяны и наконец Человек.

2)Коллектив долго продолжался потом монархия и наконец демократия.

Если ответа нет или он оказался неправильным по предмету История, то попробуй воспользоваться поиском на сайте или задать вопрос самостоятельно.

Если же проблемы возникают регулярно, то возможно Вам стоит обратиться за помощью. Мы нашли великолепную онлайн школу, которую без всяких сомнений можем порекомендовать. Там собраны лучшие преподаватели, которые обучили множество учеников. После обучения в этой школе, Вы сможете решать даже самые сложные задачи.

Слово «археология» появилось в Древней Греции задолго до возникновения самой науки. В разные времена в него вкладывался различный смысл, и сейчас в мировой практике тоже нет единства в представлениях о предмете и задачах археологии, в частности об ее хронологических рамках. Так, существует «современная» археология, изучающая современный культурный слой. В ряде стран археология рассматривается как часть антропологии — науки о человеке.

В России в XIX в. сложилось представление об археологии как исторической науке, изучающей в основном ископаемые остатки, связанные с деятельностью человека с глубокой древности и до средневековья включительно. Русская археология являлась частью мировой науки. Тесно связанная с другими науками, она зависела от развития общественной мысли в России, потребностей общества и той или иной политической системы.

В развитии русской археологии можно выделить несколько периодов, которые различаются не только хронологически, но и по своей философско-методологической направленности, приемам научного исследования, методам извлечения информации, целям и задачам исторической реконструкции и связью науки с обществом.

Первый период (XVIII — начало XIX в.) — возникновение и начальный этап развития европейской и русской археологии. В это время произошел переход от интереса к научным поискам археологических материалов.

Археологические исследования в Европе начались в эпоху Просвещения. В начале XVIII в. во время раскопок городов Помпеи и Геркуланум, погребенных в 79 г. при извержении вулкана Везувий, впервые удалось восстановить картину жизни людей, погибших более 1600 лет назад. Ученые осознали, какое большое значение имеет изучение предметов быта, восстановление картины исторического события.

Первые сведения по археологии в России и отдельные собранные предметы относятся к XVII в. Однако с ними еще нельзя связывать возникновение науки. Многое было сделано так называемыми землепроходцами — простыми, но предприимчивыми русскими людьми, которые уходили на вольные, еще не освоенные земли, на юг и за Урал, в Сибирь. В составленных ими «скасках» и «отписках» описаны природа и география, минеральное сырье, люди, их обычаи и археологические памятники. Среди этих первопроходцев яркие и колоритные фигуры — В. Поярков, Е. Хабаров, С. Дежнев и многие др.

На вновь осваиваемых Россией землях проводились раскопки курганов с целью поисков «могильного золота». Вырытые из курганов без соблюдения каких-либо научных правил вещи продавались на рынках городов. Скупкой археологических предметов занимались послы и губернаторы. Так были собраны первые в России археологические коллекции. Среди них находились предметы знаменитой Сибирской коллекции Петра I, подаренной царской семье предпринимателем Демидовым. Археологические предметы пересылались в Петербург сибирским воеводой М.П. Гагариным.

В XVIII в. были предприняты первые попытки организовать охрану памятников и сбор археологических материалов в государственном масштабе. Начало этому процессу положили указы Петра I. В первом из них от 1718 г. говорилось: «Ежели кто найдет в земле или в воде какие старые вещи… тако же бы приносили, за что будет довольная дача, смотря по вещи». Вторым указом предписывалось не только собирать древние вещи, но и, «где найдутся такие, всему делать чертежи, как что найдут». В 1722 г. в Сибири у дер. Абакано-Перевозное Мессершмидтом и Страленбергом были проведены первые раскопки курганов с научной целью.

С 1733 по 1743 г. работала Великая Северная экспедиция под руководством В. Беринга. В задачу этого грандиозного научного мероприятия входило изучение географии, природы, геологии, истории огромного края, присоединенного к России. Участники экспедиции Г. Миллер, С. Крашенинников, И. Гмелин, Г. Стеллер и Я. Линденау собрали огромный по тем временам материал по археологии Сибири: в их трудах нашли отражение сведения о расположении курганов, писаниц, каменных стел и других памятников. Немного позже, в 1763 г., А. Мельгунов раскопал с научной целью огромный скифский курган на Украине. С этого времени началось изучение скифских древностей.

Большое значение для становления археологии как науки имела деятельность русского историка В.А. Татищева, уделявшего внимание собиранию разного рода исторических источников, в том числе и археологических. Татищев составил инструкцию по сбору археологических материалов. Для него было характерно изучение истории в единстве с географией, археологией и этнографией.

В тот период археология в современном понимании еще не возникла, не сложились еще методика научного исследования и представления о процедуре, целях и задачах археологии. Однако был проявлен определенный интерес к археологическим памятникам и предметам прошлого, возникли первые, вполне научные для своего времени теории. В частности, Н. Витзен высказал предположение о переселении в древности в Сибирь народов с высокой культурой, а В. Татищев и М. Ломоносов изложили научные гипотезы о происхождении скифов, сарматов и славян.

Дальнейшее развитие археологии как науки связано с крупномасштабными раскопкамии археологических памятников. Вслед за раскопками Помпеи и могильника Вульчи блестящие результаты дали исследования столицы Ассирии Ниневии, произведенные Г. Лэйярдом, находки клинописных текстов из библиотеки Ашшурбанипала. Начались первые систематические археологические работы в Египте.

С 30-х годов XIX в. осуществляются систематические научные раскопки археологических памятников. И.А. Стемпковский, обследовавший археологические памятники Черноморского побережья, стал основоположником античной археологии в России. В 1830 г. близ Керчи был раскопан один из грандиозных южнорусских курганов Куль-Оба. Одним из зачинателей отечественной археологии является и 3. Ходаковский. Он впервые обратился к археологии как важнейшему источнику по истории славян: вел раскопки курганов, обследовал славянские городища.

Большое значение в становлении археологической науки имела разработка методики раскопок, периодизации и методов хронологии, что отличало науку от простого интереса.

Второй период (середина XIX в,— середина 30-х годов XX в.) можно рассматривать как демократический в развития русской археологии. Он характеризуется возникновением археологических обществ, местных музеев и изданий, большими по тем временам раскопками, открытиями памятников палеолита, неолита, эпохи бронзы, формированием русской археологии как науки, сложением ее основных направлений (скифская, славяно-русская, античная археология), зарождением палеолитоведения и региональной археологии Кавказа, Средней Азии, Сибири.

В середине XIX в. под руководством графа А.С. Уварова проводятся огромные по своему размаху раскопки курганов во Владимиро-Суздальской земле. За четыре года раскопаны 7729 курганов. Эти раскопки не имели тогда равных в России и показали, что страна богата археологическими памятниками. А. С. Уваров был инициатором создания Археолого-нумизматического общества в Петербурге (1846), переименованного в Русское археологическое общество (РАО, 1851), и Московского археологического общества (1864), ставившего целью «исследование археологии, преимущественно русской, и распространение в России археологических знаний». Археологические общества и кружки возникают в Казани, Харькове, Екатеринбурге, Киеве, Тифлисе, Ташкенте и других городах. Они финансируют раскопки, издают труды, организуют выставки, открывают музеи. По инициативе Московского археологического общества с 1869 по 1911 г. в разных местах России проведены 15 всероссийских археологических съездов и изданы 40 томов Материалов археологических съездов. Вся эта работа по изучению и пропаганде археологии велась на общественных началах.

С 1854 г. работает и государственное учреждение при Министерстве двора — Археологическая комиссия (АК). Она субсидировала исследования, выдавала разрешения (Открытые листы) на право проведения раскопок, принимала ценные археологические материалы и издавала Отчеты археологической комиссии (всего 392 тома). В Известиях Археологической комиссии печаталась информация о проводимых раскопках и интересных находках.

В 1871 г. И.Д. Черский и А.П. Чекановский открыли палеолитические стоянки в Иркутске. В 1879 г. К.С. Мережковский обследовал памятники каменного века в пещерах Крыма, И.С. Поляков — палеолитическое поселение в Костенках. Большая работа по исследованию памятников старины и научной пропаганде собранных материалов привела к открытию в 1883 г. Московского исторического музея.

Для русской науки XIX в. характерны два основных направления: официальное, государственное, которое олицетворяла Императорская археологическая комиссия, и общественное, народное, включавшее археологические общественные музеи, общества, археологические съезды России.

Вторая половина XIX в. в археологии связана с открытием Г. Шлиманом памятников древнейших цивилизаций в бассейне Средиземного моря. Вторым крупнейшим мировым событием явились работы английского археолога А. Эванса на о. Крит. Он открыл царские дворцы, города, мастерские и храмы, создававшиеся на протяжении нескольких тысячелетий.

В русской археологии в это время четко выражено стремление использовать археологические предметы для исторических выводов. Представителем этого направления был И.Е. Забелин, раскапывавший курганы в Подмосковье и знаменитый скифский курган Чертомлык. Забелин разработал научную методику раскопок южнорусских курганов, выдвинул идею изучения бытовой истории по археологическим памятникам. Другой представитель отечественной науки Д.Н. Анучин попытался выявить параллели между археологическими и этнографическими материалами и, исходя из этого, объяснить общность путей исторического развития различных народов.

В 1847 г. М.А. Кастрен побывал на Енисее и в Саянских горах, вел исследования в Уйбатской степи. Он собрал материалы по археологии, этнографии и топонимике, которые рассматривал в единстве.

В Сибири проводил исследования В.В. Радлов, сочетавший знания ученого-языковеда, археолога и этнографа. Им была начата расшифровка забытой древнетюркской письменности. Это событие можно поставить в один ряд с величайшими научными открытиями. Экспедиция Радлова раскопала много курганов раннего железного века и тюркского периода в Хакасии и на Алтае. Заслугой ученого является монографическое издание «Сибирские древности», куда вошли большинство известных тогда археологических материалов и предложенная Радловым типология погребальных сооружений и характеристика археологического инвентаря. Радлов пришел к выводу о существовании в Приенисейском крае высокой культуры эпохи бронзы, которая имела самостоятельное развитие.

В конце XIX в. при исследовании курганов в Новгородской земле и в Гнездове под Смоленском были обнаружены погребения древнерусских дружинников IX—XI вв. Эти открытия принадлежат В.И. Сизову. Кроме того, Сизов обнаружил близ пос. Цимлянского остатки, как он полагал, древнего хазарского города Саркела, а под Москвой исследовал знаменитое Дьяковское городище, по имени которого названа культура раннего железного века в Восточной Европе.

Русские археологи подтвердили содержащиеся в «Повести временных лет» сведения о расселении древнеславянских племен, восстановили черты быта и культуры древних славян. Колоссальную работу по систематизации курганов и археологических материалов проделал археолог А.А. Спицын. На основании так называемых височных колец — специфических женских украшений, которые отличались у разных славянских племен,— он составил карту расселения тринадцати древнеславянских племен, упоминаемых в летописи.

Значительные успехи были достигнуты в исследовании древнегреческих городов-колоний, расположенных на юге России, на побережье Черного моря. Работами здесь руководил талантливый русский археолог Б.В. Фармаковский.

На Украине и Кавказе, в городах Сибири и Средней Азии работали местные археологи-любители, чей профессиональный уровень был высоким по тем временам.

В последней четверти XIX в. русская археология окончательно складывается как самостоятельная наука с определенными целями и задачами, с ярко выраженной исторической направленностью и со своим предметом исследования. Возникают исследовательские центры в Петербурге, Москве, Киеве, Тифлисе, Казани, Томске, Минусинске, Красноярске, Иркутске. Археологи тогда работали главным образом в музеях.

Этот период отмечен находками античных памятников в Причерноморье, Закавказье, Средней Азии (Анау), на юге Западной Сибири и на Алтае (раскопки курганов), на Дальнем Востоке (раскопки так называемых раковинных куч). Высоким профессиональным уровнем отличалась работа Д.А. Клеменца и А.Д. Андрианова, которые на протяжении многих лет систематически исследовали Южную Сибирь. Ими открыты и частично скопированы многие памятники наскального искусства. Значительные по масштабам раскопки курганов скифской эпохи проводились в Южной Сибири на Тагарском острове, в Долинах Уйбат, Туба, у горы Самохвал и Оглахты на Енисее. Районом интенсивных исследований стало в конце XIX в. Забайкалье.

Особенность этого периода состоит в том, что исследовались в основном внешне заметные археологические памятники, в частности курганы, поселения на холмах — тепе, остатки античных поселений.

Археологи высказывали немало идей относительно интерпретации археологических материалов. Исследователи видели в них важный исторический источник, выделяя в качестве направлений работы:
1) определение уровня развития древней культуры;
2) составление хронологии и периодизации археологических памятников;
3) установление, каким этносам или протоэтносам принадлежали те или иные археологические предметы.

Русская археология конца XIX в. была частью европейской археологической науки. В это время в европейской археологии шел активный процесс создания различных теорий происхождения культур и народов. Возникли концепции миграций, диффузионизма, географического детерминизма, экологическая школа. Их сторонники при объяснении исторических явлений, как правило, преувеличивали роль каких-либо одних факторов, например определяющего влияния геосреды или миграций. Наибольшее развитие получила теория стадиальности как объяснение эволюционного взгляда на историю и археологию. Ее приверженцы рассматривали исторический процесс как эволюционно последовательный. Эволюционизм оказал влияние на развитие культуры и общества, а в дальнейшем и на советскую археологическую науку, — эволюционизм вошел как составная часть в марксистскую философию.

Представители венской культурно-исторической школы (В. Шмидт, Ф. Гребнер, Б. Анкерман и др.) сходные явления в культурах разных народов часто объясняли их происхождением из единого центра, а возникновение новых культур рассматривали как результат влияний и переноса культурных явлений. Близкие и очень далекие культуры они объединяли в большие общности — «культурные круги», а в истории человечества определенное значение придавали миграциям народов. На рубеже веков русская археология обратила внимание на факт сходства археологических материалов Южной Сибири со скифскими. На этом основании возникла теория о сибирском происхождении скифской культуры и всей скифо-сибирской общности (Ядринцев, Минц). Не меньшую известность получила теория распространения скифской культуры на восток (Б.В. Фармаковский).

Крайние позиции в археологии наметились в оценке влияния географических условий на историю. Некоторые ученые полностью отрицали какое-либо влияние географической среды, другие, напротив, придерживались концепции географического детерминизма, считая, что географическая среда предопределяла развитие культуры и общественной жизни людей. В последующем для советской археологии характерна недооценка роли географического фактора в археологии.

Конец XIX — начало XX в. отмечены рядом достижений в развитии теоретической археологии: открытием новых археологических культур, началом изучения культурных комплексов и успешным применением метода сравнительного анализа, признанием роли миграций в истории, попытками проследить распространение культур во времени и пространстве, выявить причины смены культур. Эти достижения получили отражение в работах крупнейшего европейского археолога первой половины XX в. Г. Чайлда.

В России наблюдалось увлечение типологическими построениями и созданием на их основе периодизаций археологических памятников. Так, В.В. Радлов дал развернутую периодизацию курганов Южной Сибири, выделив несколько типов. Свою классификацию курганов предложили Д.А. Клеменц и И. Савенков. В отличие от других исследователей И. Савенков допускал, что разные типы могил могли принадлежать разным народам. Кроме того, Савенков обозначил два периода палеометаллической эпохи — медный и бронзовый, трактуя последний хронологически широко.

Читайте также:  Очки женские для зрения без оправы

Финский археолог А.М. Тальгрен дал свою периодизацию истории Сибири. Бронзовый век он разделил на три больших периода: древнейший — 2500—1500 гг. до н. э.; средний — 1500—1000 гг. до н. э.; поздний — 1000—500 гг. до н. э. Тальгрен считал, что с 500 г. до н. э. начинается скифский период.

В.М. Флоринский датировал бронзовую эпоху в степях Евразии II—I тысячелетиями до н. э., а большинство курганов степной зоны России относил к I тысячелетию до н. э. Ученый полагал, что культура эпохи железа сохраняла преемственность с предшествующей ей культурой эпохи бронзы. В V в. до н. э., по его мнению, произошла смена населения, в Сибири появились монголоиды, распространился кочевой образ жизни. М. Флоринский ввел понятия «курганная культура», «курганные племена», и считал что все курганы Южной Сибири оставлены одним древним народом. Он отрицал его монгольское, татарское и финское происхождение, относя курганные племена к предкам древних славян. В 80-х годах XIX в. более глубокий и стройный характер приняла теория о Южной Сибири как прародине финно-угров. Несомненно, многое дали науке три финские научные экспедиции, проведенные в 1887—1889 гг. Их участники И. Аспелин, Я. Апельгрен, А. Гейкель, А. Виркунен широко трактовали прародину финских народов, подразумевая под ней всю Западную Сибирь.

Русскими археологами в это время были открыты многие памятники эпохи камня, палеометалла, средневековья. Возникали школы исследователей, строились концепции использования археологических данных в исторических реконструкциях. Археология складывалась как наука со своими методами, теориями и кадрами ученых-самоучек. Намечались основные направления развития русской археологии: славянорусская, античная, скифская, археология палеолита с ее особой проблематикой, археология отдельных территорий — Кавказа, Средней Азии, Сибири, Дальнего Востока.

В особый историографический этап выделяется развитие русской археологии в 20-е—30-е годы XX в., точнее, до середины 30-х годов, до появления постановлений большевистской партии, которые положили конец существованию различных направлений в науке и свободному развитию археологии в стране. Советская историческая наука, в том числе и археология, унифицировалась и приобрела официальное, так называемое марксистско-ленинское направление, стала государственной наукой. Сам Октябрьский переворот не внес особых изменений в ее развитие: кадры археологов до 30-х годов оставались прежними, а место царской Археологической комиссии заняла Российская академия истории материальной культуры (РАИМК). Созданный советской властью государственный орган, переименованный немного позже в ГАИМК — Государственную академию истории материальной культуры, объединил несколько научно-исследовательских институтов.

Увлечение теоретическими проблемами и внедрение в науку марксистской методологии привели к схематизму и социологизму. Определяющую роль при рассмотрении проблем истории и археологии стал играть классовый подход. Перенесение марксистских философских концепций на историю, в том числе и на археологию, выразилось, в частности, в искусственной социализации археологических материалов. Конкретные археологические материалы старались привязать к этапам развития первобытного общества в соответствии с эволюционной схемой, воспринятой марксизмом.

Вместе с тем нельзя не отметить краеведческого интереса к памятникам археологии, активизацию деятельности музеев, создание научных обществ. Изучалось прошлое отдельных территорий. Успешно работали местные школы археологов, краеведов. Основным достижением этого периода стало выделение археологических культур палеометаллической эпохи в России.

В 1918—1920 гг. пленный австрийский археолог Г. Мергарт, С.И. Руденко и С.А. Теплоухов исследовали поселения и курганы по Енисею. Мергарт обобщил все имевшиеся и вновь полученные материалы в монографии о бронзовом веке на Енисее, изданной в 20-х годах в Вене. Этот труд не получил должной оценки в советской историографии. Между тем в нем были даны систематизация основного археологического инвентаря, интересные выводы по технологии изготовления и применения различных палеометаллических изделий и вывод о существовании своеобразной минусинской бронзовой культуры, которая прошла рад этапов в своем эволюционном развитии. Мергарт рассматривал археологические культуры как явление территориальное, связывая их с конкретными физико-географическими зонами.

В начале XX в. была разработана основа периодизации археологии России. В европейской части России В.А. Городцов на материалах раскопанных им курганов выделил древнеямную, катакомбную и срубную культуры палеометаллической эпохи. В Сибири С.А. Теплоухов, раскопав более 70 могил в районе Батени на берегу Енисея и используя типологический метод, выделил несколько комплексов, включавших формы погребального сооружения, обряд погребения и инвентарь. Эти комплексы, расположенные в хронологической последовательности, были обоснованы им как археологические культуры: афанасьевская, андроновская, карасукская, курганная и таштыкская.

Эти периодизации определили все последующее развитие советской археологии.

Периодизации В.А. Городцова и С.А. Теплоухова были качественно новым подходом к рассмотрению древней истории с помощью археологических материалов. В их основе лежал прогрессивный эволюционный взгляд на историческое развитие как переход от одной археологической культуры к другой.

Третий период (середина 30-х — конец 60-х годов) — период тоталитаризма в науке. Он характеризуется стремлением идеологизировать археологию и внедрить в нее марксистские и большевистские взгляды. Сталинизм в археологии и, как его выражение, «лысенковщина» привели к уничтожению научного разнообразия.

Фактически исчезли сложившиеся в начале XX в. различные научные школы археологов, многие ученые были репрессированы, в том числе С. Теплоухов, Б. Петри, позже С. Руденко, М. Грязнов и др., уехал на родину Г. Мергарт. Изменился характер краеведения. Из его арсенала исчезли археология и этнография, музеи были переориентированы на показ достижений в социалистическом строительстве. Археологическая наука, развивавшаяся на местах, теперь сконцентрировалась в основном в Москве и Ленинграде. Местных кадров археологов фактически не было. Археологические исследования в регионах страны на протяжении нескольких десятилетий проводили экспедиции из Москвы и Ленинграда.

Изменения произошли и в методико-методологическом освещении науки. Были «забыты» этнологический подход, увлечение концепциями миграционизма и географического детерминизма. Историческая наука в целом и археология в частности приобрели идеологическое единообразие. Господствующим в археологии стал эволюционизм, который и был объявлен марксистским методом. В процедуру научного исследования прочно вошел типологический метод, как наиболее полно отвечающий эволюционным концепциям, а основная задача сводилась к выделению археологических культур, периодов, этапов. Вместе с тем потеряли актуальность примитивные привязки археологических материалов к схемам социально-экономического развития, однако понизился интерес и к изучению крупных этнических передвижений, застоев, регрессов в истории, отразившихся в археологических материалах.

Сложилась соответствующая советской плановой централизованной структуре система организации и проведения археологических исследований. Все археологические исследования послевоенных лет в Поволжье, Сибири, на Дальнем Востоке, на юге России и в других местах организовывались московским Институтом археологии и его Ленинградским отделением. Среди них Приднепровская, Волгоградская, Верхнеобская, Ангарская, Красноярская археологические экспедиции в зонах строительства гидроэлектростанций, Южно-Туркменская археологическая комплексная экспедиция (ЮТАКЭ), Киргизская археолого-этнографическая экспедиция (КАЭЭ), Тувинская комплексная экспедиция (ТКАЭЭ), Прибалтийская объединенная комплексная экспедиция (ПОКЭ), Камская, Дальневосточная и другие экспедиции.

Археологические исследования носили вспомогательный характер в связи с промышленным строительством, а задача сохранения археологического наследия вообще не ставилась.

Четвертый период (с конца 60-х годов) — современный — отмечен децентрализацией науки, увеличением количества научных кадров в центре и на местах, открытием кафедр в университетах, научных археологических обществ, созданием научных школ и научных археологических центров в Поволжье, на Урале, Сибири и на Дальнем Востоке.

С созданием Сибирского отделения АН СССР и переездом в Сибирь А. Окладникова принципиально новое развитие получила археология на этой огромной территории России. Были открыты уникальные памятники палеолита, доказано существование раннего палеолита в Сибири. Неолитические культуры Дальнего Востока, многочисленные памятники эпохи бронзы, раннего железного века и средневековья получили известность благодаря деятельности академиков А. Деревянко и В. Молодина.

В русской археологии возникли новые научные направления. Так, открытие новых палеолитических памятников позволило сделать вывод об общностях мустьерской эпохи и выделить культуры верхнего палеолита. Почти повсеместно (в некоторых местах довольно детально) изучен неолит. Значительные успехи достигнуты в изучении памятников древнего и средневекового наскального искусства. В результате работ по исследованию петроглифов мировая наука узнала о наскальном искусстве Кавказа, Сибири, Дальнего Востока.

Плодотворно изучалась история ранних земледельцев и скотоводов Правобережной Украины. Раннеземледельческие (энеолитические) культуры были открыты в Средней Азии и на Кавказе.

Большой вклад внесла археология в изучение экономики, социального строя и истории античных городов Северного Причерноморья. Работы по истории и археологии античного мира Северного Причерноморья представляют значительную ценность, поскольку в них слиты воедино дополняющие друг друга археологические и исторические источники.

Ученых всегда привлекали огромные курганы скифской знати, но, к сожалению, дореволюционные исследователи мало интересовались поселениями и могилами простых скифов. Археологи Б.Н. Граков, М.И. Артамонов и др. восстановили картину их жизни, показали уровень развития ремесла и строительного дела у скифских племен.

В Поволжье и в Приуралье была исследована история и культура савроматов, а в Казахстане и Таджикистане — саков. На Алтае изучались уникальные курганы вождей, в которых сохранились изделия из ткани, ковры, деревянная утварь. Неизвестные ранее культуры скифского времени были открыты в Туве, культуры раннего железного века — на Дальнем Востоке.

В Средней Азии и Казахстане проводились раскопки памятников разных эпох: палеолита, мезолита и ранних государственных образований. Были открыты оросительные каналы, города-крепости, изучены высокоразвитые земледельческие культуры Средней Азии.

За последние десятилетия открыт и исследован ряд культур, свидетельствующих о сложном пути формирования славянского этноса. Большое значение при изучении процесса культурогенеза восточных славян и образования государства имеют работы академиков Б.А. Рыбакова и В.В. Седова. Картина возникновения и развития древнерусского города была воссоздана на основе раскопок, проведенных в Новгороде, Киеве, Рязани, Смоленске, Пскове, Старой Русе и других городах.

Многие десятилетия сначала под руководством А.В. Арциховского, а потом академика В.Л. Янина, ведутся раскопки древнего Новгорода. На площади города открыты культурные слои, наиболее ранние из которых относятся к глубокой древности. Раскопки многое рассказали о торговой и ремесленной роли Новгорода на Северо-Западе Руси. Среди собранных материалов принципиальное значение имеет открытие и исследование памятников древнерусской письменности на бересте.

В отечественной археологии появились новые методические приемы, широко стали применяться методы естественных наук, возникла экспериментальная археология, начались постепенные изменения в методологии истории, которые повлияли и на развитие археологии.

Археология России в настоящее время представлена несколькими направлениями, отличающимися задачами и методами исследования: палеолитоведение, античная, скифо-сарматская, славяно-русская, средневековая археология. Эти направления сложились исторически, по каждому из них накоплен значительный опыт, определенные представления об объекте, предмете и методах исследования.

Оформилась археология географических регионов и республик бывшего СССР: Кавказа и Закавказья, Украины, Поволжья, Урала, Средней Азии, Восточной Европы, Сибири, Дальнего Востока. Она развивалась как сфера российской археологии, под непосредственным влиянием центра.

Необходимо отметить, что в российской археологии характерным является культурологический подход — деление всего археологического материала на археологические культуры. Количество культур огромно и постоянно увеличивается. Вместе с этим наблюдается некоторый схематизм и отход от историзма, от изучения общих тенденций, масштабных исторических процессов, таких, как Великое переселение народов, распространение номадизма, развитие и смена этносов и др.

Определенный вред археологии был нанесен односторонней методологической направленностью. С точки зрения марксистской философии, история развивается только поступательно, и в этом движении общество совершенствуется. По этой причине из науки исчез интерес к исследованию явлений застоев, регрессов в истории. Господствовавший в марксистской философии эволюционный взгляд на историю почти исключал роль диффузии, а критика в адрес географического детерминизма привела к недооценке роли географических факторов как культурообразующих элементов. Недостаточно изучались взаимоотношения природы и человеческих коллективов в разные археологические периоды.

Русская археология развивалась как история материальной культуры, поэтому накоплен весьма незначительный опыт научной реконструкции общественных структур. Засилье в науке штампов исторического материализма негативно сказалось на разработке исторических категорий «цивилизация», «социальные структуры» и привело к определенному схематизму в археологических реконструкциях.

Литература

Альмарик А.С., Монгайт А.Л. Б поисках исчезнувших цивилизаций. М., 1966.
Археология в российских университетах. Воронеж, 2002.
Брей У, Трамп Д. Археологический словарь. М., 1990.
Гарден Жан Клод. Теоретическая археология. М., 1983.
Генинг В.Ф. Очерки по истории советской археологии. Киев, 1982.
Институт археологии сегодня. М., 2000.
Институт археологии: история и современность. М., 2001.
Институт истории материальной культуры. СПб., 1997.
История и археология Дальнего Востока. Влацивосток, 2000.
Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1986.
Коников Б. А. Основы археологии Западной Сибири. Омск, 1997.
Крамер С. История начинается в Шумере. М., 1991.
Мартынов А.И. Историография археологии Сибири. Кемерово, 1983.
Массон В.М. Исторические реконструкции в археологии. Самара, 1996.
Матющенко В.И. 300 лет сибирской археологии. Омск, 2001.
Монгайт А.Л. Археология СССР. М., 1995.
Очерки истории отечественной археологии. Вып. 1. М., 1991; Вып. 2, 1998; Вып. 3, 2002. Познание исторического процесса в археологии. М., 1998.
Пряхин А.Л. История советской археологии. Воронеж, 1986.
Теория и методы археологических исследований. Киев, 1982.
Традиции российской археологии. СПб., 1996.
Формозов А.А. Очерки по истории русской археологии. М., 1961.
Формозов А.А. Страницы истории русской археологии. М., 1986.
Эрлих В.А. Изучение Северной Азии и развитие науки в Сибири и на Дальнем Востоке в дореволюционный период: Учебное пособие. Новосибирск, 2003.

Основные этапы предыстории с точки зрения археологии

Регистрация новых пользователей временно отключена

Опубликовано 16.05.2018 по предмету История от Гость

перечислите основные этапы предыстории с позиции археологии

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету История.

перечислите основные этапы предыстории с позиции археологии

1) Сначало были динозавры потом рептилии потом обезьяны и наконец Человек.

2)Коллектив долго продолжался потом монархия и наконец демократия.

Другие вопросы из категории

«Товарищи!
На нас, членов Центрального Комитета, XXVII съездом партии возложена величайшая ответственность — обеспечить проведение в жизнь стратегического курса на ускорение социально-экономического развития страны. Политбюро именно так понимает ситуацию и роль Центрального Комитета на нынешнем этапе жизни советского общества.
Исходя из этого, на обсуждение Пленума вынесен вопрос, имеющий первостепенное значение для успешной реализации политической стратегии, разработанной апрельским Пленумом ЦК и XXVII съездом КПСС, — вопрос о перестройке и кадровой политике партии. Мы должны рассмотреть его в широком социально-политическом плане, учитывая уроки прошлого, характер переживаемого момента и задачи на будущее».
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.
Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) Генеральный секретарь ЦК КПСС, выступивший с данным докладом, — М.С. Горбачев
2) на съезде руководитель партии выступил с докладом о культе личности И.В. Сталина
3) доклад относится к периоду «оттепели»
4) выступление относится к 1986 г.
5) результатом работы съезда стало принятие Программы построения коммунизма за 20 лет
6) перед съездом и в ходе съезда в партии была осуществлена «кадровая революция» — свои посты покинули многие прежние руководители
Ответ:

Вопросы и задания для итогового обобщения по главам I и II

  1. Какие народы были соседями восточных славян в древности? Какие отношения сложились у восточных славян с ними?
  2. Каковы причины образования государства на Руси? Проследите по карте, как менялась его территория.
  3. Назовите признаки феодализма. Было ли прогрессивным для того времени установление феодализма на Руси? Если да, то в чем это выражалось?
  4. Что такое Русская Правда? Как и почему изменялось ее содержание во времена от Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха? Как на основе изменения текста Русской Правды можно проследить перемены, происходившие в жизни Руси?
  5. Назовите и охарактеризуйте положение основных категорий населения Руси. Какие исторические факты показывают отношения отдельных категорий населения между собой?
  6. Какие внешнеполитические задачи стояли перед Русью? Насколько успешно они были решены?
  7. Каковы причины феодальной раздробленности на Руси? Было ли это явление прогрессивным?
  8. Покажите на карте основные княжества, на которые распалась Русь. Охарактеризуйте одно из них (по выбору) на основании составленного плана. Обоснуйте избранный вами путь характеристики.
  9. Какие факты подтверждают мысль о том, что Русь была страной высокого уровня развития культуры? Какую роль расцвет культуры Руси сыграл в жизни нашей страны в будущем?
  10. Почему Русь была крещена? Какую роль сыграла христианизация Руси?
  11. Назовите имена выдающихся исторических деятелей Руси периода единого государства и раздробленности. Охарактеризуйте одного из них. Обоснуйте выбор положений для характеристики этого деятеля.
Читайте также:  Как убрать царапины с очков для зрения в домашних условиях

План семинарского занятия по теме «Русь на начальном этапе развития»

  1. Роль географического положения и природных условий в становлении Древней Руси.
  2. Общее и различия в истории формирования государственности на Руси и в Западной Европе. Роль христианства в развитии Руси изучаемого периода.
  3. Дискуссионные вопросы истории Руси в период ее становления.
  4. Формирование древнерусского законодательства как отражение особенностей социально-политического развития страны.

Основные материалы:

  1. Документы к § 4, 8, 11, 13.
  2. Параграфы первой и второй глав учебника (выборочно).

Промежуточная аттестация. Форма промежуточной аттестации: Зачет – Русь в IX — XVII вв

Форма промежуточной аттестации: Зачет – Русь в IX — XVII вв.

Цели:

Углубление, систематизация и обобщение знаний по темам курса.

— Письменная контрольная работа

В зависимости от результатов диагностики знаний студентов по данной теме, преподаватель выносит решение о том, какие вопросы из предлагаемого перечня выносятся на собеседование, а какие – на письменную контрольную работу.

«Славянский мир и становление цивилизации Древней Руси».

1. Охарактеризуйте роль и место «предыстории» в становлении человечества.

2. Перечислите основные этапы «предыстории»: а) с позиции археологии; б) с точки зрения становления общества.

3. Раскройте сущность неолитической революции и ее роль в становлении человечества.

4. Кто такие индоевропейцы? Проследите их расселение в древности.

5. Покажите на карте территорию расселения восточных славян. Охарактеризуйте особенности географического положения и природных условий тех земель, которые они занимали. Как эти особенности сказались на ранней истории восточных славян?

6. Какие народы были соседями восточных славян в древности? Какие отношения сложились у восточных славян с ними?

7. Каковы причины образования государства на Руси? Проследите по карте, как менялась его территория.

8. Назовите признаки феодализма. Было ли прогрессивным для того времени установление феодализма на Руси? Если да, то в чем это выражалось?

9. Что такое «Русская Правда»? Как и почему изменялось ее содержание во времена от Ярослава Мудрого до Владимира Мономаха? Как на основе изменения текста «Русской Правды» можно проследить перемены, происходившие в жизни Руси?

10. Назовите и охарактеризуйте положение основных категорий населения Руси. Какие исторические факты показывают отношения отдельных категорий населения между собой?

11. Какие внешнеполитические задачи стояли перед Русью? Насколько успешно они были решены?

12. Каковы причины феодальной раздробленности на Руси? Было ли это явление прогрессивным?

13. Покажите на карте основные княжества, на которые распалась Русь. Охарактеризуйте одно из них (по выбору) на основании составленного плана. Обоснуйте избранный вами путь характеристики.

14. Какие факты подтверждают мысль о том, что Русь была страной высокого уровня развития культуры? Какую роль расцвет культуры Руси сыграл в жизни нашей страны в будущем?

15. Почему Русь была крещена? Какую роль сыграла христианизация Руси?

16. Назовите имена выдающихся исторических деятелей Руси периода единого государства и раздробленности. Охарактеризуйте одного из них. Обоснуйте выбор положений для характеристики этого деятеля.

«Русь в XIII-XV вв.»

1. Сравните степень развития Монгольской державы и Руси в XIII в.

2. Какие этапы взаимоотношений Руси и Золотой Орды в XIII—XV вв. можно выделить?

3. В изучаемый в главе III период истории Русь подвергалась вторжениям захватчиков как с Востока, так и с Запада. Какое из направлений наступления завоевателей было более опасно? Почему?

4. Охарактеризуйте предпосылки объединения русских земель и роль Москвы в этом процессе. Насколько были закономерны сам этот процесс и лидирующая роль в нем Москвы?

5. Какие новые явления в развитии хозяйства Руси XIII—XV вв. можно выделить в сравнении с предшествующим периодом?

6. Охарактеризуйте положение различных групп населения Руси изучаемого периода. Сравните социальную структуру Руси XIV — XV вв. и предшествующей эпохи. В чем вы видите причины различий?

7. Можно ли назвать Ивана Калиту, Дмитрия Донского и Сергия Радонежского типичными представителями своей эпохи?

8. Какая из исторических фигур Руси XIII—XV вв. в наибольшей степени передает дух эпохи? Свой выбор обоснуйте.

9. Сравните Судебник 1497 г. с Русской Правдой, самостоятельно выделив критерии для сравнения.

10. Какие черты Судебника 1497 г. показывают, что это свод законов единого государства?

11. Насколько типичен характер деятельности Ивана III для политика России изучаемого периода? Можно ли назвать этого великого князя европейским политиком XV в.?

12. Сравните характер процессов XIII—XV вв., происходивших на Руси и в Западной Европе.

13. Какие процессы изучаемого периода обусловили развитие культуры Руси? В чем это проявилось?

14. На примере развития культуры и быта XIV—XV вв.покажите их связь с важнейшими историческими событиями, состоянием дел в экономической и политической жизни различных русских земель того времени.

15. Есть ли, на ваш взгляд, преемственность культуры XIV-XV вв. и культуры предшествующего периода? Если есть, то в чем она проявляется?

1. В исторической науке сложилась традиция делить правление Ивана IV на два периода. Определите хронологические рамки и сущность каждого из них.

2. В летописях Грозными называют двух Иванов Васильевичей — III и IV. Есть ли, на ваш взгляд, разница в том, как трактуются их прозвания?

3. Сравните реформы Ивана III и Ивана IV по схеме: сферы, в которых проводились, содержание, результаты.

4. Закономерна ли опричнина? Насколько ее проведение отражает особенности личности Ивана IV?

5. Составьте схему «Управление Россией при Иване IV».

6. В чем проявилось развитие централизованного государства в эпоху Ивана IV?

7. Сравните Судебники 1497 и 1550 гг.

8. Согласны ли вы с тем, что сочетание царь — митрополит выглядит не так органично, как сочетание царь — патриарх? К какому времени относятся эти сочетания?

9. Охарактеризуйте этапы законодательного оформления закрепощения крестьян в XV—XVI вв.

10. Заполните таблицу «Внешняя политика Ивана IV»:

Направление внешнеполитической деятельности Намеченные цели Конкретные события Достигнутые результаты

11. Какие общерусские тенденции в развитии культуры, приходившие на смену местным культурным традициям в конце XV—XVI в., вы бы могли отметить?

12. Какие противоречия эпохи оказали влияние на развитие культуры конца XV—XVI в.? В чем это влияние сказалось?

13. В предыдущих разделах учебника не говорилось о научных знаниях эпохи. Почему вопрос о них поставлен в параграфе, рассказывающем о культуре конца XV— начала XVI в.?

«Россия в XVII в.»

1. Какие отличия начала XVII в. от всех предшествующих периодов истории России заставили выделить это время под названием «Смута»?

2. Почему и когда складывались предпосылки Смуты?

3. XVII век нередко называют «бунташным». Почему? Есть ли общие причины у тех событий, которые дали основание для такого названия этого исторического времени?

4. Произошли ли серьезные изменения в системе управления государством в XVIJ в. по сравнению с XVI в.? Свое мнение обоснуйте.

5. Докажите, что Соборное уложение 1649 г. в сравнении с Судебниками 1497 и 1550 гг. стало заметным шагом вперед в развитии отечественного законодательства.

6. Перечислите наиболее существенные изменения в государстве, происшедшие в XVII в., которые показывают укрепление центральной власти.

7. Как в XVII в. решился вопрос о соотношении «священства» и «царства»? К каким последствиям для жизни государства и общества привело подобное его решение?

8. Перечислите наиболее значительные фигуры истории России XVII в. Кто из этих людей и почему произвел на вас наибольшее впечатление?

9. Какие явления в хозяйственной жизни России XVII в. позволяют сделать вывод о том, что это время было новым этапом развития страны?

10. Сравните структуру населения страны в XVI и XVII вв.

11. Заполните таблицу «Внешняя политика России в XVII в.»: Сравните внешнюю политику России XVII в. с внешней политикой XVI в.

12. Охарактеризуйте жизнь нерусских народов, входивших в состав населения России в XVII в. Что изменилось в их жизни после вхождения под власть русского царя? Какие стороны жизни остались неизменными?

13. Опровергните или подтвердите следующее утверждение: «Предпетровское время было периодом зарождения и начала реформ, охвативших различные стороны жизни России».

14. Что можно считать наиболее существенными переменами в культуре России XVII в.?

15. Какие изменения произошли в XVII в. в самом устойчивом компоненте жизни людей — в быту?

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) .

Справочник Эколога

Здоровье твоей планеты в твоих руках!

Археологическая периодизация истории

Периодизация подразумевает деление процессов развития на основные, качественно отличающиеся друг от друга периоды. Она устанавливает границы между качественно отличающимися этапами в развитии тех или иных исторических процессов, которые изучает историк. Смена периодов обусловлен различными процессами, происходящими в рассматриваемом обществе. В археологии используется несколько видов периодизации древнейшей истории человечества, основные: археологическая, геологическая.

Археологическая периодизация основана на развитии орудий труда. Название периодов связано с тем, что основным сырьем для изготовления орудий был камень, поэтому его еще называют «Эпохой камня». На смену эпохе «камня» пришла эпоха «металла», но при этом, каменные орудия еще продолжают изготовляться в течение длительного времени. Для данного периода принципиально важно то, что далеко не везде переход к использованию металла сопровождался переходом к созданию государственности (Китай и страны ЮВА).

Укажем основные периоды:

«Эпоха камня»

Палеолит (древний каменный век): ок. 2,4 мил. – 12 тыс. до н.э.

Мезолит (средний каменный век) – 12 – 10 тыс. до н.э.

Неолит (новый каменный век) 10 – 4 тыс. до н.э.

«Эпоха металла»:

Энеолит (меднокаменный век) – 5 – 3 тыс. до н.э.

Бронза – 3 – 2 тыс. до н.э.

Железо – с конца 2 тыс. до н.э.

Основную часть данной системы периодизации – выделение палеолита и неолита, впервые сформулировал 1865 г. английским ученым (историком культуры) Джоном Леббок лордом Эвбюри. Несколько позже французский ученый Габриэль де Мортилье предложил внутреннее деление для палеолита. В 1892 в. Аллен Броун предложил выделить мезолит.

Мы познакомились с общей универсальной периодизацией, принятой в большинстве научных работ. Но из-за различий природно-климатических условий в догосударственную эпоху сложились многочисленные варианты культурно-хозяйственных типов деятельности.

Уже в этот период проявилась важнейшая закономерность исторического процесса – неравномерность социального и экономического развития. Вступает в действие третий закон истории – закон неравномерного развития. Поэтому не следует удивляться, если при рассмотрении отдельных культур или отдельных периодов в специальной или учебной работе будут указаны несколько отличающиеся даты. Общая периодизация является универсальной.

Мы познакомились с исторической периодизацией древнейшей истории. В специальной литературе часто встречается геологическая периодизация, особенно когда речь идет об антропогенезе. Приведем ее:

Как известно в истории планета Земля ученые выделяют пять больших эр: архейская, протерозойская, палеозойская, мезозойская, кайнозойская. Приведем эпохи, на которые подразделяется последняя эра: Палеоценовая эпоха: 65 – 55 мил. лет назад; Эоценовая эпоха: 55 – 38 мил. лет назад; Олигоценовая эпоха: 38 – 25 мил. лет назад; Миоценовая эпоха: 25 – 5 мил. лет назад; Охлаждение климата. Появление человекообразных обезьян. Плиоценовая эпоха: 5 – 2 мил. лет назад; Продолжение похолодания. Появление ранних гоминид в Африке. Плейстоценовая эпоха: 2 мил. лет – 10 тыс. лет назад. Наползание ледников. Великое оледенение с чередованием ледников и межледниковых периодов (потеплений). Антропогенез. В конце – появление человека современного вида. Голоценовая эпоха: от 10 тыс. лет до нашего времени. Климат потеплел, ледники отступили. Расогенез.

Один из важнейших вопросов изучения палеолита – изучение возникновения и становления человека как биологического вида. Ниже рассмотрим основные гипотезы о происхождении человека.

Общие сведения об археологии: основные понятия. Методы.

Основные понятия – археологическая культура, археологический памятник, археологический слой.

Археологический памятник – это прежде всего отдельное поселение и или погребение, локализованное в пространстве и имеющее свою историю (начало и конец). Кроме того к археологическим памятникам относят отдельные мастерские, рудники, остатки гидротехнических сооружений и дорог. Раскопки на археологическом памятнике ведется по культурным слоям.

Культурный слой – это слой земли, который содержит материальные остатки человеческой деятельности (вещи и их обломки, органический и неорганический строительный и хозяйственный мусор, остатки сооружений и т.п.), срок образования которого ограничен во времени и имеет отчетливо выраженную нижнею и верхнюю границу. Культурные слои (или слой) располагаются между материком (нижний слой земли) и дерном (верхним почвенным слоем).

Определенная совокупность памятников, локализованных в едином вмещающем ландшафте и синхронные в о времени с общим набором основных характеристик объединяются в единую археологическую культуру.

Археологическая культура – это группа археологических памятников, объединенные одним временем, общей территорией и общими характерными чертами.

Археологическая культура существует устойчиво на конкретной сравнительно большой территории в течение достаточно длительного времени (примерно от 200 до 1500 лет). Культуры никогда не повторяется.

Археологическая культура соответствует одному народу. Если на эту территорию придет народ другой культуры то, это легко увидеть. Поскольку смена народов во времени археологически прослеживается легко то, поэтому важнейший предмет исследования археолога – взаимодействие культур, когда одна из культур воспринимает ряд черт другой. Это, кстати, описывает и отношения между народами, поэтому археология дает некоторые сведения и о политической истории. Если имеется государственное общество, от которого не осталось письменных источников, мы многое о нем узнаем с помощью археологических исследований.

Порядок описания археологической культуры: сначала – название основных памятников, географическая локализация, датировка, внутренняя периодизация, далее – дается характеристика поселения, сооружений, занятий, орудий труда, керамики, погребений.

Читайте также:  Кто такие алкоголики с точки зрения эзотерики

Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 712 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Археологическая периодизация и хронология.

Археологическая периодизация – деление истории человечества на большие, существенно отличающиеся друг от друга эпохи. Основой для археологической периодизации выступает техника (из чего сделаны орудия труда, то есть технические орудия). В зависимости от преобладающего материала эпохи делят на каменную, [+энеолит], бронзовую и железную.

Каменный век
Палеолит (3 млн.

Археологическая периодизация и хронология

– 14 тыс.)
Ранний: дошель(3 млн.), шель(1 млн.), ашель(450 тыс.)
Средний: мустье (150-35 тыс.)
Поздний: ориньяк, солютре, мадлен (35-14 тыс.)
Мезолит (14-8 тыс.)
Неолит: северный (8-3 тыс. южный), (8-6 тыс. до н.э.)
Энеолит: (6-3 тыс. до н.э.)
Бронзовый век: (3-2 тыс. до н.э.)
Железный век: ранний (8 век до н.э.), поздний (5 — 16 в. н.э.)

Хронология – определение времени поселения, могильника, сооружения или вещи (может быть относительной и абсолютной, их совокупность составляет хронологическую систему).

Абсолютная датировка комплекса возможна, если есть вещи, имеющие твердо установленные даты. Трудно датировать комплексы каменного века (привлекаются данные геологии, палеонтологии, палеоботаники). Методы датировки памятников: радиокарбоновый, калий-аргоновый, археомагнитный, по содержанию фтора, по кольцам на деревьях и т.д. При датировке важно учитывать, к какому типу относится комплекс – открытому или закрытому.

Периодизация подразумевает деление процессов развития на основные, качественно отличающиеся друг от друга периоды. Она устанавливает границы между качественно отличающимися этапами в развитии тех или иных исторических процессов, которые изучает историк. Смена периодов обусловлен различными процессами, происходящими в рассматриваемом обществе.

В археологии используется несколько видов периодизации древнейшей истории человечества, основные: археологическая, геологическая.

Археологическая периодизация основана на развитии орудий труда. Название периодов связано с тем, что основным сырьем для изготовления орудий был камень, поэтому его еще называют «Эпохой камня».

На смену эпохе «камня» пришла эпоха «металла», но при этом, каменные орудия еще продолжают изготовляться в течение длительного времени. Для данного периода принципиально важно то, что далеко не везде переход к использованию металла сопровождался переходом к созданию государственности (Китай и страны ЮВА).

Укажем основные периоды:

«Эпоха камня»

Палеолит (древний каменный век): ок.

2,4 мил. – 12 тыс. до н.э.

Мезолит (средний каменный век) – 12 – 10 тыс. до н.э.

Неолит (новый каменный век) 10 – 4 тыс. до н.э.

«Эпоха металла»:

Энеолит (меднокаменный век) – 5 – 3 тыс. до н.э.

Бронза – 3 – 2 тыс. до н.э.

Железо – с конца 2 тыс. до н.э.

Основную часть данной системы периодизации – выделение палеолита и неолита, впервые сформулировал 1865 г. английским ученым (историком культуры) Джоном Леббок лордом Эвбюри.

Несколько позже французский ученый Габриэль де Мортилье предложил внутреннее деление для палеолита. В 1892 в. Аллен Броун предложил выделить мезолит.

Мы познакомились с общей универсальной периодизацией, принятой в большинстве научных работ. Но из-за различий природно-климатических условий в догосударственную эпоху сложились многочисленные варианты культурно-хозяйственных типов деятельности.

Уже в этот период проявилась важнейшая закономерность исторического процесса – неравномерность социального и экономического развития.

Вступает в действие третий закон истории – закон неравномерного развития. Поэтому не следует удивляться, если при рассмотрении отдельных культур или отдельных периодов в специальной или учебной работе будут указаны несколько отличающиеся даты. Общая периодизация является универсальной.

Мы познакомились с исторической периодизацией древнейшей истории.

В специальной литературе часто встречается геологическая периодизация, особенно когда речь идет об антропогенезе.

Как известно в истории планета Земля ученые выделяют пять больших эр: архейская, протерозойская, палеозойская, мезозойская, кайнозойская. Приведем эпохи, на которые подразделяется последняя эра: Палеоценовая эпоха: 65 – 55 мил. лет назад; Эоценовая эпоха: 55 – 38 мил. лет назад; Олигоценовая эпоха: 38 – 25 мил.

Археологическая периодизация и хронология.

лет назад; Миоценовая эпоха: 25 – 5 мил. лет назад; Охлаждение климата. Появление человекообразных обезьян. Плиоценовая эпоха: 5 – 2 мил. лет назад; Продолжение похолодания. Появление ранних гоминид в Африке. Плейстоценовая эпоха: 2 мил. лет – 10 тыс. лет назад. Наползание ледников. Великое оледенение с чередованием ледников и межледниковых периодов (потеплений). Антропогенез. В конце – появление человека современного вида. Голоценовая эпоха: от 10 тыс.

лет до нашего времени. Климат потеплел, ледники отступили. Расогенез.

Один из важнейших вопросов изучения палеолита – изучение возникновения и становления человека как биологического вида. Ниже рассмотрим основные гипотезы о происхождении человека.

Общие сведения об археологии: основные понятия. Методы.

Основные понятия – археологическая культура, археологический памятник, археологический слой.

Археологический памятник – это прежде всего отдельное поселение и или погребение, локализованное в пространстве и имеющее свою историю (начало и конец).

Кроме того к археологическим памятникам относят отдельные мастерские, рудники, остатки гидротехнических сооружений и дорог. Раскопки на археологическом памятнике ведется по культурным слоям.

Культурный слой – это слой земли, который содержит материальные остатки человеческой деятельности (вещи и их обломки, органический и неорганический строительный и хозяйственный мусор, остатки сооружений и т.п.), срок образования которого ограничен во времени и имеет отчетливо выраженную нижнею и верхнюю границу.

Культурные слои (или слой) располагаются между материком (нижний слой земли) и дерном (верхним почвенным слоем).

Определенная совокупность памятников, локализованных в едином вмещающем ландшафте и синхронные в о времени с общим набором основных характеристик объединяются в единую археологическую культуру.

Археологическая культура – это группа археологических памятников, объединенные одним временем, общей территорией и общими характерными чертами.

Археологическая культура существует устойчиво на конкретной сравнительно большой территории в течение достаточно длительного времени (примерно от 200 до 1500 лет).

Культуры никогда не повторяется.

Археологическая культура соответствует одному народу. Если на эту территорию придет народ другой культуры то, это легко увидеть. Поскольку смена народов во времени археологически прослеживается легко то, поэтому важнейший предмет исследования археолога – взаимодействие культур, когда одна из культур воспринимает ряд черт другой.

Это, кстати, описывает и отношения между народами, поэтому археология дает некоторые сведения и о политической истории. Если имеется государственное общество, от которого не осталось письменных источников, мы многое о нем узнаем с помощью археологических исследований.

Порядок описания археологической культуры: сначала – название основных памятников, географическая локализация, датировка, внутренняя периодизация, далее – дается характеристика поселения, сооружений, занятий, орудий труда, керамики, погребений.

Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 713 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Периодизация подразумевает деление процессов развития на основные, качественно отличающиеся друг от друга периоды. Она устанавливает границы между качественно отличающимися этапами в развитии тех или иных исторических процессов, которые изучает историк. Смена периодов обусловлен различными процессами, происходящими в рассматриваемом обществе.

Археологическая периодизация и хронология

В археологии используется несколько видов периодизации древнейшей истории человечества, основные: археологическая, геологическая.

Археологическая периодизация основана на развитии орудий труда. Название периодов связано с тем, что основным сырьем для изготовления орудий был камень, поэтому его еще называют «Эпохой камня». На смену эпохе «камня» пришла эпоха «металла», но при этом, каменные орудия еще продолжают изготовляться в течение длительного времени.

Для данного периода принципиально важно то, что далеко не везде переход к использованию металла сопровождался переходом к созданию государственности (Китай и страны ЮВА).

Укажем основные периоды:

«Эпоха камня»

Палеолит (древний каменный век): ок. 2,4 мил. – 12 тыс. до н.э.

Мезолит (средний каменный век) – 12 – 10 тыс. до н.э.

Неолит (новый каменный век) 10 – 4 тыс. до н.э.

«Эпоха металла»:

Энеолит (меднокаменный век) – 5 – 3 тыс.

Бронза – 3 – 2 тыс. до н.э.

Железо – с конца 2 тыс. до н.э.

Основную часть данной системы периодизации – выделение палеолита и неолита, впервые сформулировал 1865 г. английским ученым (историком культуры) Джоном Леббок лордом Эвбюри. Несколько позже французский ученый Габриэль де Мортилье предложил внутреннее деление для палеолита.

В 1892 в. Аллен Броун предложил выделить мезолит.

Мы познакомились с общей универсальной периодизацией, принятой в большинстве научных работ.

Но из-за различий природно-климатических условий в догосударственную эпоху сложились многочисленные варианты культурно-хозяйственных типов деятельности.

Уже в этот период проявилась важнейшая закономерность исторического процесса – неравномерность социального и экономического развития. Вступает в действие третий закон истории – закон неравномерного развития.

Поэтому не следует удивляться, если при рассмотрении отдельных культур или отдельных периодов в специальной или учебной работе будут указаны несколько отличающиеся даты. Общая периодизация является универсальной.

Мы познакомились с исторической периодизацией древнейшей истории. В специальной литературе часто встречается геологическая периодизация, особенно когда речь идет об антропогенезе.

Как известно в истории планета Земля ученые выделяют пять больших эр: архейская, протерозойская, палеозойская, мезозойская, кайнозойская. Приведем эпохи, на которые подразделяется последняя эра: Палеоценовая эпоха: 65 – 55 мил. лет назад; Эоценовая эпоха: 55 – 38 мил.

лет назад; Олигоценовая эпоха: 38 – 25 мил. лет назад; Миоценовая эпоха: 25 – 5 мил. лет назад; Охлаждение климата. Появление человекообразных обезьян. Плиоценовая эпоха: 5 – 2 мил. лет назад; Продолжение похолодания.

Появление ранних гоминид в Африке. Плейстоценовая эпоха: 2 мил. лет – 10 тыс. лет назад. Наползание ледников. Великое оледенение с чередованием ледников и межледниковых периодов (потеплений). Антропогенез. В конце – появление человека современного вида. Голоценовая эпоха: от 10 тыс. лет до нашего времени. Климат потеплел, ледники отступили. Расогенез.

Один из важнейших вопросов изучения палеолита – изучение возникновения и становления человека как биологического вида.

Ниже рассмотрим основные гипотезы о происхождении человека.

Общие сведения об археологии: основные понятия. Методы.

Основные понятия – археологическая культура, археологический памятник, археологический слой.

Археологический памятник – это прежде всего отдельное поселение и или погребение, локализованное в пространстве и имеющее свою историю (начало и конец).

Кроме того к археологическим памятникам относят отдельные мастерские, рудники, остатки гидротехнических сооружений и дорог. Раскопки на археологическом памятнике ведется по культурным слоям.

Культурный слой – это слой земли, который содержит материальные остатки человеческой деятельности (вещи и их обломки, органический и неорганический строительный и хозяйственный мусор, остатки сооружений и т.п.), срок образования которого ограничен во времени и имеет отчетливо выраженную нижнею и верхнюю границу.

Культурные слои (или слой) располагаются между материком (нижний слой земли) и дерном (верхним почвенным слоем).

Определенная совокупность памятников, локализованных в едином вмещающем ландшафте и синхронные в о времени с общим набором основных характеристик объединяются в единую археологическую культуру.

Археологическая культура – это группа археологических памятников, объединенные одним временем, общей территорией и общими характерными чертами.

Археологическая культура существует устойчиво на конкретной сравнительно большой территории в течение достаточно длительного времени (примерно от 200 до 1500 лет).

Культуры никогда не повторяется.

Археологическая культура соответствует одному народу. Если на эту территорию придет народ другой культуры то, это легко увидеть. Поскольку смена народов во времени археологически прослеживается легко то, поэтому важнейший предмет исследования археолога – взаимодействие культур, когда одна из культур воспринимает ряд черт другой. Это, кстати, описывает и отношения между народами, поэтому археология дает некоторые сведения и о политической истории.

Если имеется государственное общество, от которого не осталось письменных источников, мы многое о нем узнаем с помощью археологических исследований.

Порядок описания археологической культуры: сначала – название основных памятников, географическая локализация, датировка, внутренняя периодизация, далее – дается характеристика поселения, сооружений, занятий, орудий труда, керамики, погребений.

Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 710 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Археологическая периодизация и хронология.

Тема 1

АРХЕОЛОГИЯ КАК НАУКА

Археология – это историческая наука, изучающая прошлое человечества в основном по вещественным источникам.

Это остатки предметов и сооружений сделанных руками людей. Такие источники называются «артефактами», что в буквальном переводе означает искусственно сделанный. Основная их масса добывается из-под земли, но приходится иметь дело и с памятниками, сохранившимися на поверхности: петроглифы, каменные изваяния, стелы, надписи.

Археология и история неотделимы.

Их отличают только источники и методы их исследования. Для регионов, лежащих вне ареала древних цивилизаций, где уже около 4500 лет тому назад появляется письменность, археология является единственным поставщиком сведений о культурно-исторических процессах прошлого. Для столь древнего времени применимо понятие «реконструкция», а не «написание» истории. Реконструируемая история — восстановление быта людей через изучение вещей.

В такой истории нет имени, названий народов, звучания языков. Однако есть разнообразные вещи и другие создания древних. Точно так же, как в наше время их создавали конкретные люди в конкретных обстоятельствах.

Виды археологических памятников:

Поселения (укреплённые и неукрепленные);

Могильники (курганные и грунтовые, не отмеченные на поверхности каким-либо сооружениями);

Остатки древних производственных сооружений (остатки ирригационных систем, горные выработки, металлургические площадки и др.);

Дольмены (сооружения из каменных плит в виде ящика).

Менгиры (каменные стелы, иногда покрытые изображениями или письменами).

шпаргалки на телефон

Кромлехи (круговые ограды из крупных камней).

Наскальные изображения и письмена.

Древние архитектурные сооружения (пирамиды, мавзолеи, гробницы, склепы). Они изучаются комплексно как археологические и архитектурные памятники.

Памятники подводной археологии (затонувшие корабли, затопленные города и т.п.).

Археологическая периодизация и хронология.

В её основе лежит вещеведческий критерий – материал, из которого сделаны орудия труда, характеризующие эпоху и технология их изготовления.

В основе исторических периодизаций лежат другие критерии: цивилизационно-хронологический (древний мир, средневековье, новое, новейшее время); социально-экономический, основанный на соотношении производственных сил и производственных отношений и характеризующийся борьбой антагонистических классов (первобытнообщинный строй, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм и коммунизм).

Археологическая периодизация состоит из двух больших эпох: эпоха камня и эпоха металла.

Палеолит (ранний (2,6 млн.

— 150-100 тыс. лет), средний (150-100 – 40 тыс. лет), верхний 40 – 12 тыс. лет до н.э.)

Мезолит (12 – 8-6 тыс. лет до н.э.)

Неолит (6 – 4-3 тыс. лет до н.э.)

Энеолит (4 – 3 тыс. до н.э.)

Эпоха бронзы (3 – нач.

Ранний железный век (7-6 вв.до н.э. – первые века н.э.)

Средневековье (первые века н.э. – 16 – 18 вв.).

АК – это одно из основных научных понятий в археологии. АК – это единство археологических памятников на сплошной и ограниченной территории, относящихся к определённому промежутку времени в несколько сотен лет, реже в несколько тысяч.

Это единство выражается в близком сходстве орудий труда, оружия, утвари, украшений, построек, погребального обряда. Наиболее явно это проявляется в деталях вещей – орнамент, форма сосудов, технология изготовления вещей. Таким образом для объединения какого либо комплекса памятников и артефактов в археологическую культуру необходимо установить сходство по этим категориям.

Источники:
  • http://arheologija.ru/osnovnyie-etapyi-razvitiya-arheologii/
  • http://zadachki.net/istoriya/page8318736.html
  • http://obsestvoznanie.neznaka.ru/answer/62703_perecislite-osnovnye-etapy-predystorii-s-pozicii-arheologii/
  • http://tepka.ru/istoriya_10/19.html
  • http://studopedia.org/12-91018.html
  • http://ekoshka.ru/arheologicheskaja-periodizacija-istorii/