Меню Рубрики

Определения конституции с юридической точки зрения

  • Понятие, предмет и методы конституционного права
  • Государственное право
  • Место конституционного права в системе права
  • Конституционное право как отрасль права
  • Конституционное право как наука
  • Наука конституционного права, её понятие и предмет
  • Система конституционного права
  • Конституционно-правовая ответственность
  • Источники и методы науки конституционного права
  • Источники конституционного права

Существуют различные взгляды на сущность конституции. Сущность конституции зависит от того, чьи интересы выражают конституционно-правовые нормы. Поэтому в зависимости от теории происхождения государства и права можно выделить следующие подходы к сущности конституции:

  • согласно теории общественного договора сущность конституции заключается в суверенитете народа, который по доброй воле принял основной закон, устанавливающий основы и пределы государственной власти, в руки которой народ передал свои полномочия;
  • теологическая теория утверждает, что конституция является продуктом божественных предписаний людям о правилах бытия;
  • школы естественного права поддерживают точку зрения, что конституционные нормы — это опыт народа страны, поэтому заимствование у других народов опыта приводит к недолговечности конституции;
  • согласно марксистско-ленинской теории сущность конституции состоит в том, что она выражает волю правящего класса, а не всего населения.

Во многих из этих подходов есть рациональное зерно. Конституция действительно часто является результатом соглашений (договора) различных социальных сил и партий, она отражает традиции народа, одна из главных ее частей — нормы о правах и свободах человека и т. д. Немало было также авторитарных и тоталитарных конституций, которые предназначались для закрепления власти определенного класса, социального слоя, правящей группировки (особенно после военных и иных переворотов). Однако общую характеристику конституции нельзя сводить только к этим сторонам и тем более к одной из них. Прежде всего необходимо разграничить юридическую и социальную сущность конституции.

Юридическая сущность Конституции РФ проявляется в особых качествах этого документа, о которых сказано выше: учредительный акт, основной закон, обладающий высшей силой, характеризуемый особыми условиями принятия и изменения, и т. д. Эти черты присущи, как правило, любой конституции (исключение составляют, например, некоторые стороны Конституции Великобритании).

Социальная сущность конституции, напротив, в разных странах и разных условиях неодинакова. Французские конституционные акты 1789 г. и последующих годов были победой «третьего сословия», конституции советской России 1918, 1925 и 1937 гг. провозглашали «диктатуру пролетариата». Конституция России 1993 г. является выражением воли народа, она закрепляет социальный компромисс в обществе, такие порядки и правила «политической игры», которые соответствуют интересам большинства при защите интересов меньшинства. Она отражает в своих нормах общечеловеческие ценности, как и другие современные основные законы. Конституция РФ 1993 г. (а следовательно, и соответствующие ей конституции и уставы субъектов РФ) имеет качества договора в обществе. Это одновременно выражение союза (на основе общих интересов, признания и защиты общечеловеческих ценностей) и соревновательности различных социально-политических сил общества, отстаивающих и стремящихся закрепить в конституции свои интересы.

Конституция РФ закрепляет победу в демократической антитоталитарной революции 1990-х гг. тех сил, которые заинтересованы в социально ориентированной рыночной экономике, политическом и идеологическом плюрализме в обществе, социальной справедливости, в существовании демократического, социального, светского и правового государства. Она исходит из признания общечеловеческих ценностей и соответствует интересам народа. Конституция содержит большой гуманистический и демократический потенциал, хотя ей присущи и авторитарные элементы. Такова же социальная сущность конституций и уставов субъектов РФ. Видимо, идеальных конституций не существует. Об этом свидетельствуют поправки к ним. Сказанное относится и к Конституции РФ. Однако в любой конституции есть базовые положения, принципы. В российской Конституции это — власть народа, демократическое, социальное, правовое, светское государство, многопартийность, идеологический плюрализм, федерализм, местное самоуправление и др. Эти базовые принципы и характеризуют сущность Конституции РФ.

Содержание конституции

Содержание конституции может быть социальным и юридическим.

Различия социального содержания разных основных законов отчетливо видны (советские конституции отличаются от действующей Конституции РФ). Содержание отражает конкретные условия. Поэтому Конституция Чечни отличается от Степного уложения Калмыкии, а Устав Еврейской автономной области отличается, скажем, от Устава Калининградской области, которая находится в особых условиях.

Юридическое содержание — это та правовая материя, которая в ней закреплена, юридическое содержание норм, правовых институтов.

По своему юридическому содержанию (наполненности необходимыми нормами, их юридическим качествам) конституция позволяет регулировать общественные отношения в заданных целях. Вместе с тем в некоторых аспектах Конституция РФ пробельна (по отдельным вопросам социальных отношений, роли партий, общественного контроля, в том числе в отношении средств массовой информации), содержит противоречия (например, ст. 10 и 11 не вполне стыкуются) и излишние для основного закона положения (например, специальные уголовно-процессуальные нормы), нечетко регулирует некоторые вопросы полномочий, ее отдельные формулировки неудачны (например, о вхождении одного равноправного субъекта Федерации в другой столь же равноправный).

Юридическое содержание конституций и уставов субъектов РФ по принципиальным вопросам конституционного строя, правового статуса личности, политической системы однотипно с содержанием федеральной Конституции. Однако в конституциях и уставах субъектов РФ есть свои особенности содержания и конституционно-правового регулирования. В частности, это относится к системе органов субъектов РФ, к формам их деятельности. Юридическое содержание конституций республик отличается от содержания уставов иных субъектов (в первых есть, например, положения о государственном языке республики). Наконец, каждой конституции, каждому уставу присущи элементы неповторимого юридического содержания. В Конституции Татарстана сеть, например, такие нормы, которым нет аналогов в основных законах других республик в составе Российской Федерации, многие положения уставов краев и областей, в которые входят автономные округа, отличаются от норм последних и т. д.

Основные черты, свойства и функции конституции

Конституция характеризуется качествами, с одной стороны, особого юридического документа, а с другой — акта, имеющего важнейшее общественное значение. С этим связаны ее основные черты (среди них обычно называют народность, реальность, стабильность и др.), свойства (основной закон, усложненный порядок принятия и изменения, особый объект регулирования, высшая юридическая сила), а также функции (учредительная, юридическая, политическая, идеологическая и организационная).

Учредительная функция конституции обусловлена ее главной ролью: принятие новой конституции, как правило, связано с крупными изменениями в общественном и государственном строе, и она закрепляет их в своих нормах. С другой стороны, сама конституция вводит (учреждает) новые порядки, предусматривая новое территориальное устройство государства, систему его органов, провозглашая новые права граждан, и т. д.

Конституция — важнейший политический документ. С этим связана ее политическая функция. Главное назначение Конституции РФ в этом качестве — закрепление результатов союза и компромисса различных социальных сил и групп населения (власть народа, а не класса); свободы экономической деятельности для предпринимателей (работодателей), но при условии защиты интересов и прав работников; права народов на самоопределение, но в рамках Федерации; разделения властей, но с доминированием президентской (исполнительной в субъектах РФ) власти и т. д.).

Конституция — идеологический документ. Любая конституция строится на основе каких-то идеологических постулатов и выражает их. Иногда эти постулаты почти незаметны (инструментальные конституции XIX в., внешне представлявшие собой как бы технический документ прежде всего о системе органов государства, их отношениях, полномочиях), а иногда выражены отчетливо (в социальных конституциях XX в. и особенно в идеологизированных конституциях тоталитарного социализма). В Конституции РФ идеологические качества гораздо более заметны, чем в «старых» демократических конституциях, но представлены в значительно меньшей степени, чем в социалистических. С этим связана идеологическая функция конституции. Ее суть — официальное выражение принятых в обществе духовных ценностей. Конституция РФ запрещает устанавливать какую-либо идеологию в качестве государственной или обязательной, провозглашает идеологический плюрализм, но, с другой стороны, запрещает пропаганду социальной, расовой, национальной и религиозной вражды (ч. 1, 2 и 5 ст. 13).

Организационная функция Конституции РФ состоит в упорядочении основных общественных отношений, их взаимосвязей. Она создает тот каркас, в рамках которого эти отношения развиваются и совершенствуются, преграждая дорогу деструктивным тенденциям.

На уровне субъектов РФ свои функции Конституция РФ выполняет вместе с их основными законами.

Юридическая и социально-политическая сущность конституции

Билеты к экзамену по конституционному праву зарубежных стран для бакалавриата

Московская юридическая академия имени О.Е.Кутафина

Кафедра конституционного (государственного) права зарубежных стран

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Учебный год

Билет № 1

Юридическая и социально-политическая сущность конституции

В науке конституционного права понятие “конституция” применяется в двух смыслах. В формальном смысле — это юридическая конституция, т.е. основной закон государства, закрепляющий общественно-экономический строй, форму правления и форму государственного устройства, а также правовое положение личности. Юридическая конституция представляет собой документ, предписывающий то, что должно быть. Однако в ходе практического применения предписаний юридической конституции обстановка меняется: появляются новые учреждения, принимаются конституционные, органические и обычные законы, существенно изменяющие и дополняющие нормы юридической конституции. Иными словами, на практике складывается такой порядок осуществления государственной власти, который может существенно отличаться от порядка, предписанного юридической конституцией. Этот реальный порядок осуществления государственной власти называется фактической конституцией или конституцией в материальном смысле слова.

Фактическая и юридическая конституции могут либо совпадать, либо расходиться. Серьезные расхождения между юридической и фактической конституциями иногда порождают фиктивность части положений основного закона. Приведение таких положений в соответствие с реалиями социально-политической жизни достигается путем принятия поправок к тексту конституции и ее толкованием органами конституционного надзора.

В некоторых странах политическая элита стремится править помимо конституции. Этот процесс сопровождается как официальным культом конституции, так и теоретическим обоснованием необходимости и целесообразности внеконституционного правления. Примечательно следующее высказывание американских профессоров Д.Корри и Г.Эбрегэма: “Конституция — это рама или шасси, на котором установлен работающий двигатель правительства. В границах определенной терпимости тип и система двигателя могут быть модифицированы без изменения самой рамы. Конституция вообще должна приспосабливаться к известным изменениям работающих механизмов правительства”. Получается, что, с одной стороны, конституция нужна, так как без нее не может обойтись ни одно демократическое государство. С другой стороны, конституция вступает в противоречие с действиями политической элиты. Историческая коллизия между законностью и целесообразностью каждый раз решается в зависимости от расстановки политических сил в обществе.

Любая конституция наряду со своей юридической сущностью как основного закона, обладающего высшей юридической силой, имеет также сущность социально-политическую. Она заключается в том, что конституция представляет собой как бы запись соотношения полити­ческих сил, существовавшего на момент ее принятия в учредительном собрании, парламенте или избирательном,»корпусе. Это, можно ска­зать, общественный заговор (разумеется, договор не в юридическом смысле), в котором «согласованы политические интересы различных частей общества. Каждая такая часть — общественный класс, соци­альный слой, территориальная, национальная или иная общность — защищает в политической борьбе свои социальные интересы, и сте­пень, в которой их удается согласовать, получает отражение в кон­ституции. Без такого согласования в обществе не мог бы существовать никакой правопорядок.

2. Особенности Конституции и конституционного права США

Ныне действующая конституция США была принята 17 сентября 1787 г. Она несет на себе глубокий отпечаток той исторической эпохи, в которой разрабатывалась.

Конституция США является выдающимся политико-правовым актом. Выражая дух американской революции, «отцы-основатели» конституции выработали для своего времени прогрессивный документ, оказавший историческое влияние на конституционное развитие многих государств мира.

Конституция США — первая в истории писаная конституция крупного государства. Это событие способствовало распространению во всем мире доктрины конституционализма. Она закрепила победу американского народа над английскими колонизаторами и образование независимого суверенного государства. Конституция гарантирует защиту человека от произвола властей, поставив преграду деспотическому правлению. Она способствовала становлению и развитию демократических институтов: народный суверенитет, народное представительство, парламентаризм и др.

Конституция США учредила республиканскую форму правления в виде президентской республики: президент республики — глава государства и правительства; правительство не несет ответственность перед Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса.

Конституция наибольшее внимание уделяет порядку формирования и деятельности центральных органов власти (Конгресс, президент, Верховный суд). Их конституционные взаимоотношения основаны на принципе разделения властей, который в американской действительности трансформировался в систему «сдержек и противовесов».

Конституция США определила новые отношения между штатами, установив федеративную форму государственно-территориального устройства.

Опираясь на конституцию. Верховный суд приобрел функцию конституционного надзора, что позволяет ему признавать отдельные акты президента, Конгресса неконституционными. Судебный прецедент, как источник конституционного права, дополняет содержание конституции.

Конституция США относится к числу наиболее стабильных и устойчивых.

Некоторые правоведы считают конституцию США исключительно прагматичной. Она включает 7 статей и 27 поправок. Краткость и лаконичность конституции США привели к тому, что многие элементы государственной системы не были конституционно закреплены. Совет национальной безопасности, порядок образования и деятельности постоянных комитетов палат Конгресса, процедура контроля постоянными комитетами деятельности членов правительства, компетенция Верховного суда при осуществлении конституционного контроля — все эти и некоторые другие вопросы не регламентируются конституцией США. Конституционные пробелы дополняются законами Конгресса, актами президента, судебными прецедентами, конституционными обычаями. Все это дает основание некоторым юристам говорить о «живой конституции» США, соответствующей жизненным реалиям современного мира.

Сущность конституции в понимании различных юридических школ

Конституционные модели, представленные на схеме 4.3, оказали непосредственное влияние на формирование юридических школ. Причем юридические школы и представители различных политических сил давали противоположные характеристики сущности конституции.

Рассмотрим некоторые характеристики подробнее, тем более что многие из них актуальны и по сей день. Так, школа естественного права видит в конституции своего рода общественный договор, нормативисты – высшую, основную норму, институционалисты – закрепление статуса не только государства, но и корпоративной организации общества в целом, марксизм-

Схема 4.3. Конституционные модели

ленинизм – продукт классовой борьбы и форму закрепления ее результатов.

Существует понимание социальной сущности конституции. Она заключается в том, что основной закон закрепляет соотношение социальных сил и политических группировок в обществе, которые путем борьбы и сотрудничества приходят к соглашению но принципиальным вопросам общественного и государственного строя на базе признания общечеловеческих ценностей (они могут не прийти к соглашению по некоторым вопросам, но обязуются соблюдать основной закон), либо закрепляет господство определенных слоев населения и политических группировок, отрицающих многие такие ценности. Последнее обычно относится к временным документам конституционного значения, принимаемым в результате военных и государственных переворотов, революций, хотя иногда такие конституции действуют длительное время.

Международная панорама

Различное соотношение социально-политических сил обусловливает разную социальную сущность конституции. В Китае ее социальная сущность совсем иная, чем в соседней Японии, в Бразилии – иная, чем в Саудовской Аравии, и т.д. Социальная сущность конституции выражает на юридическом языке применение тех или иных принципиальных подходов при решении кардинальных вопросов общественного и государственного строя, правового статуса личности. Такие подходы могут быть либерально-капиталистическими (США), социалистическими и др. Вместе с тем конституции, особенно принятые в последние десятилетия, отражают процессы развития современной цивилизации, характеризуемые внедрением в капиталистическое общество элементов социальной защиты (Италия, Португалия и др.), а в социалистическое – института частной собственности (Китай и др.).

Можно выделить пять направлений в исследовании понятия сущности конституций, в контексте развития их юридическими школами: 1) формально-юридическое (или нормативистское) направление; 2) естественно-правовая (или договорно-правовая) теория права, конституции; 3) социологическая (или лассальянская) концепция конституции; 4) классово-волевая (или марксистско-ленинская) теория права, конституции; 5) институционалистское направление в исследованиях понятия конституции.

1. Формально-юридическое (нормативистское) направление в определениях понятия права, конституции имеет в основе юридический позитивизм. В конце XIX – начале XX столетия большую роль в становлении нормативистской теории права сыграли выдающиеся зарубежные и отечественные юристы: Р. Иеринг, Г. Кельзен, Н. Коркунов, Л. Дюги и др. Юристы, придерживавшиеся нормативистской методологии, брали за основу своих рассуждений следующее определение права: право – это закон (иной нормативный акт), принятый компетентным государственным органом (парламентом) в рамках особой, законодательной (иной правотворческой) процедуры и обеспечиваемый государственным принуждением.

Соответственно, согласно нормативистским представлениям конституция определяется как юридический документ, в котором содержатся установленные нормы и институты. Это основной закон, закрепляющий механизм государственной власти, права и свободы человека; закон, обладающий специфическими свойствами по сравнению с иными законами государства, обеспечиваемый государственным принуждением, в том числе охраняемый посредством специфических механизмов, гарантирующих принцип верховенства конституций.

Следует отметить, что подавляющее большинство зарубежных юристов-государствоведов ограничиваются формально- юридическими определениями конституции, хотя и учитывают особенности ее содержания в конкретной стране.

  • 2. Естественно-правовая (договорная) теория права, в том числе конституционного. В основе данного направления лежат труды Ж.-Ж. Руссо, А. Радищева, Т. Гоббса. Так, отрицая нормативистские определения права, сторонники естественно-правовой школы считали, что право – это не продукт государственного нормотворчества; права и свободы принадлежат человеку от рождения, имеют природное, естественное происхождение. Но право, подобно математическим, физическим и химическим законам, «открывается» государством, признается и обеспечивается им. Причем признание права, т.е. его трансформация в закон, или иначе – придание праву формы закона (иного нормативного акта), возможно и целесообразно только при наличии общественного договора, согласия. Точно так же и конституция согласно теории естественного права – это совокупность норм естественного права, обсужденных и закрепленных государством и обеспеченных силой государственного принуждения; причем принятие конституции, осуществление конституционной реформы возможны лишь при наличии общественного договора, согласия относительно вкладываемой в текст конституции концепции естественного права. Согласно трактовке сущности конституции как общественного договора все члены общества в связи с принятием конституции как бы заключают договор, воплощенный в конституции, о том, на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. В соответствии с этими концепциями сущность конституции – выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.
  • 3. Социологическая (лассальянская) концепция конституции. Основоположником социологического подхода к сущности конституции является германский ученый, социалист Ф. Лассаль (1825-1864 гг.).

Ф. Лассаль – основатель социал-демократической партии Германии, автор знаменитой «Системы приобретенных прав». В своей известной речи «О сущности конституции», произнесенной в одном из берлинских бюргерских окружных собраний в 1862 г., Лассаль определил эту сущность следующим образом: «Конституционные вопросы – прежде всего вопросы силы, а не права, действительная конституция страны заключается лишь в существующих в стране реальных фактических отношениях силы». И далее: «Конституция является действительным отношением общественных сил страны» [1] .

Ф. Лассаль предлагал различать писаную и реальную (действительную, фактическую) конституцию. Писаную конституцию Ф. Лассаль определял как собранные «на одном листе бумаги, в одном акте основания учреждений и правительственной власти всей данной страны». А фактическую конституцию, как уже отмечалось, он характеризовал как фактически существующее в стране соотношение общественных сил. Следующий важный тезис в лассальянской концепции конституции касается определения хронологических рамок существования фактической конституции. По мнению Ф. Лассаля, фактическая конституция в отличие от юридической (писаной) присуща любому государственно-организованному обществу, в том числе рабовладельческому и феодальному государствам, а не только буржуазному.

Кроме того, Лассаль в своей концепции конституции высказал еще два важных тезиса: о зависимости юридической конституции от фактической и о главном условии эффективности конституционного регулирования. Именно поэтому он призывал не создавать вымышленную писаную конституцию, а заняться устройством конституции действительной, т.е. изменить существующее в стране соотношение общественных сил. Иными словами, чтобы изменить юридическую конституцию, надо вначале изменить фактическую: «конституция, написанная преждевременно, – дело совершенно бесполезное».

4. Классово-волевая (или марксистско-ленинская) теория сущности конституции. В ее основе лежат две концептуальные идеи: экономическая обусловленность конституции (права) и классовый подход. Согласно взглядам К. Маркса и Ф. Энгельса конституция, так же как государство и право, – это надстроечное явление, которое предопределено состоянием производственных отношений, составляющих в своей совокупности экономический базис общества; конституция (государство и право в целом) – это надстройка над экономическим базисом. Другая идея марксовой концепции конституции заключалась в том, что конституция любого государства рассматривается «как продукт классовой борьбы», как инструмент, с помощью которого тот или иной класс (блок, коалиция, союз классов) закрепляет свое политическое господство. Таким образом, конституция, по сути, рассматривается как акт насилия одного класса над другим. Так, согласно формулировке К. Маркса первые буржуазные конституции как продукт революционного антимонархического движения принимались, когда в процессе общественного переворота достигалось равновесие, когда новые классовые отношения становились устойчивыми и борющиеся фракции господствующего класса прибегали к компромиссу, который позволял им продолжать между собой борьбу и вместе с тем отстранить от нее обессилевшую народную массу [2] . Ф. Энгельс, анализируя прусскую Конституцию 1847 г., указывал, что она «знаменует падение абсолютизма и дворянства, переход к власти буржуазии». По его мнению, конституции есть результаты классовой борьбы, «установленные победившим классом после одержания победы» [3] .

Анализ конституции с чисто классовых позиций дается и в работах В. И. Ленина. Специфика ленинских взглядов заключается в том, что он объединил концепцию Ф. Лассаля со своим учением о классовой борьбе. В известной статье «Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам» (1913 г.) В. И. Ленин заявлял, что конституция – не «абстрактное благо подобно “законности”, “правовому порядку”, “общему благу” либеральных профессоров», а конституция – это «новое поприще. новая форма классовой борьбы». В связи с этим он дал следующее определение конституции: «Сущность конституции в том, что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе» [4] . Согласно ленинским определениям «фиктивна конституция, когда закон и действительность расходятся; не фиктивна, когда они сходятся. В России эпохи III Думы конституция менее фиктивна, чем в России эпохи I и II Думы. Конституция может быть черносотенной, помещичьей, реакционной и в тоже время менее фиктивной, чем иная “либеральная” конституция» [5] .

5. Институционалистское направление в исследованиях понятия сущности конституции. Представители данного направления характеризуют сущность конституции «как статут не только государства, но и нации как корпоративного целого». Так, М. Ориу определял конституцию как статут государства и нации.

Подводя итог изложенному выше обзору различных теории сущности конституции, можно сделать следующее заключение: каждое из них несет в себе в том или ином объеме рациональное начало.

Теоретические основы конституции: понятие, сущность, функции, юридические свойства

Конституция(от латинского слова constitutio – установление, утверждение) – это основной закон государства, который принимается в особом порядке, имеет высшую юридическую силу и регулирует наиболее важные общественные отношения, которые определяют принципы организации публичной власти, закрепляя при этом основы конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина, систему, порядок организации и компетенцию органов государственной власти, территориальное устройство государства, государственные символы.

В науке конституционного права понятие конституции имеет два значения. Обычно различают формальную и материальную конституцию. Различные авторы вкладывают неодинаковое содержание в эти понятия.

В западноевропейской науке под конституцией в формальном смысле, как правило, понимается закон, принимаемый и изменяемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой по сравнению с иными нормативными актами.

Под конституцией в материальном смысле понимается совокупность норм, предметом регулирования которых является главным образом организация государственной власти. При этом не имеет значения происхождение норм: содержатся ли они в одном особом правовом акте, нескольких актах или вообще являются нормами неписаного, судебного и обычного права. Главное – это их содержание, предмет регулирования. При таком широком понимании можно говорить о наличии конституции в любом государстве, например, в рабовладельческом и феодальном.

Однако в современной зарубежной конституционной доктрине существует и другой подход, при котором проблема переносится в совершенно иную плоскость. Речь идет не о соотношении формы и содержания, а о соотношении формальной (юридической) и реальной (фактической) конституций. Подобный подход преобладает в российской науке конституционного права.

При таком подходе под конституций в формальном смысле понимаетсяюридическая конституция, то есть основной закон государства (обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам и иным нормативно-правовым актам), закрепляющий основы организации государственной власти и правовое положение личности.

В материальном смысле это фактическая конституция, то есть реальный порядок организации и осуществления государственной власти, фактические отношения между государством и обществом.

Юридическая и фактическая конституции не всегда совпадают. Те положения юридической конституции, которые совпадают с существующими общественными отношениями, являются реальными, а те, которые не согласовываются – фиктивными. Расхождения между юридической и фактической конституцией, как правило, являются результатом изменения соотношения политических сил, существовавшего на момент ее принятия.

Фиктивность конституций характерна также для стран с авторитарным и особенно тоталитарным политическим режимами, где демократические нормы, закрепленные в конституции, призваны скрыть антидемократическую сущность режима.

Наука конституционного права не ограничивается приведенными выше значениями термина «конституция».

Среди прочих определений данного понятия наиболее интересным представляется определение конституции как системы ограничений государственной власти путем провозглашения и обеспечения прав и свобод граждан. Это определение имеет свои истоки в общей идее конституционализма, как формы государственного правления, которое ограничено и базируется на основном законе.

В современной науке конституцию, сточки зрения ее сущности, рассматривают как юридический, политический и идеологический документ.

Сущность конституции как юридического документа состоит в ее особом содержании, высшей юридической силе, роли конституции как юридической основы текущего законодательства и в повышенной стабильности.

Как политический документ конституция закрепляет соотношение социальных сил в обществе, их борьбу и сотрудничество, достигнутый компромисс, либо господство определенных слоев населения, регулирует политический процесс в обществе.

Как идеологический документ конституция в концентрированном виде отражает господствующую в обществе или принятую его руководящими силами социально-политическую доктрину, определенное мировоззрение.

Содержание конституцииопределяется предметом регулирования. По общему правилу в конституциях регулируются общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование. Помимо этого в конституциях, как правило, имеются отличительные особенности, характерные для конкретной страны.

Основной закон имеет социальное и юридическое содержание.

Социальное содержание конституцииэто конкретизация ее социальной сущности, отражающая основы существующего строя (они зависят от того, какие конкретные социальные силы определяют пути развития государства) и национально-специфические особенности конкретной страны.

Правовое, юридическое содержание конституцииэто совокупность норм, институтов и принципов, закрепляющих основы общественного и государственного строя, основные права граждан.

Структура конституцииэто способ ее внутреннего построения, то есть порядок объединения конституционных норм в определенные комплексы — разделы и последовательность их размещения.

Для современных конституций характерны следующие элементы внутренней струк туры:

преамбула – короткая вступительная часть конституции. В ней указываются цели конституции, исторические условия ее принятия.

основная часть – сам текст конституции. В нее включаются нормы о правах и свободах, основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке внесения изменении в конституцию.

— заключительные и переходные положения – нормы относительно введения в действие конституции, порядок внесения изменений в конституцию, определяются сроки введения в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы одновременно с принятием конституции, устанавливаются сроки принятия законов, на которые ссылается конституция.

— дополнительные положения – содержат нормы толкования, отдельные исключения из правил, установленных конституцией и т.п.

Функции конституции: юридическая, политическая, идеологическая.

Юридическая функция конституции заключается в том, что это – основной закон, главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений.

Политическаяфункция состоит в том, что конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы.

Идеологическаяфункция состоит в том, что конституция, как наиболее авторитетный закон, обращается к признанными в обществе ценностям и побуждает человека эти ценности соблюдать и защищать.

Юридические свойства конституций –это признаки, которые отличают их от актов текущего законодательства, в том числе:

1. Верховенство в системе законодательных актов государства.

2. На нормах и принципах конституций базируется текущее законодательство.

3. Законы и иные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе конституции и соответствовать ей.

4. Нормы конституции являются нормами прямого действия.

5. Действие на всей территории государства.

6. Особый порядок их изменений и дополнений.

7. Особая правовая защита.

Относительно классификации конституций по различным критериям существуют следующие основные подходы.

Согласно современным подходам по социальным признакам разграничивают полуфеодально-теократические конституции (Бруней, Катар, Саудовская Аравия), конституции капиталистического общества, конституции тоталитарного социализма и постсоциалистические конституции.

Классификация конституций по юридическим признакамосуществляется по следующим критериям.

3. По порядку издания:

а) октроированные (дарованные);

б) принятые представительным органом (учредительным собранием; парламентом);

в) одобренные на референдуме.

4. По способу изменения:

5. По периоду действия:

6. С точки зрения целеполагания:

а) программного характера;

7. С точки зрения государственного устройства:

а) конституции федеративных государств;

б) конституции унитарных государств;

в) конституции субъектов федерации;

г) конституции автономий политического характера.

Реализация конституционных норм, то есть осуществление их предписаний на практике осуществляется в следующих формах – применение, использование, исполнение и соблюдение.

Применениеконституционных норм осуществляется органами государственной власти и должностными лицами. Основным способом применения является издание законов и иных нормативно-правовых актов.

Соблюдение конституционных норм имеет место тогда, когда субъекты конституционных правоотношений воздерживаются от совершения действий, запрещенных Конституцией.

Исполнение конституционных норм происходит тогда, когда субъекты конституционных правоотношений исполняют возложенные на них конституционные обязанности.

Использование конституционных норм происходит в том случае, если субъекты конституционных правоотношений по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 8446 — | 6702 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Определения понятия конституции

Конституция – документ, который устанавливает принципы, процессы и процедуры управления нацией, государством и обществом.

Конституция – синоним власти, поэтому даже при отсутствии письменного документа государство имеет конституцию (в материальном смысле).

Сущность конституции

С юридической точки зрениясущность конституции состоит в том, что она является организационным центром правовой системы государства.

С социальной точки зрениясущность Конституции заключается в том, что она позволяет сбалансировать интересы различных слоев населения, выразить «компромисс» различных социальных сил.

С политической точки зрения, конституция — это соглашение различных политических сил, т.е. документ, санкционирующий «общественный договор».

Таким образом конституция — это политико-юридический акт.

Современный подход:конституция – запись, . отражение баланса социальных интересов, компромисс или согласие.

Определения сущности конституции

Марксистко-ленинский подход: конституция – результат соотношения сил в классовой борьбе, воля господствующего класса.

Естественная школа: конституция – общественный договор, выражение общей воли народа.

Конституция не только организовывает, но еще и ограничивает власть юридически или правомерно – признанием за населением публичных прав.

Функции конституции

Основные черты и юридические свойства конституции

Основополагающий характер (верховенство)

Определения понятия конституционализма

Конституция — база текущего законодательства

Конституционализм

Конституционализм— доктрина об общедемократических ценностях, общепринятый принцип функционирования государств современного мира. В практическом плане данный феномен характеризует позицию президента, депутата, должностного лица, склонных решать разнообразные государственные проблемы, сообразуясь с пределами власти, установленными Конституцией.

Конституционализм– правление, в условиях которого существует юридическая граница между сферой приложения верховной государственной власти и правами гражданина – собственника, то есть правление, ограниченное конституцией.

Конституционализм– особая разновидность политического режима, конституционной законности: правление, ограниченной Конституцией.

Определение конституции, ее содержание и виды

Понятие конституции

Термин «конституция» в переводе с латинского означает устройство, установление. Современное понимание Конституций заключается в том, что все они являются основными законами государств. Эти законы наделены высшей юридической силой, ограничивая государственную волю, закрепляя права и свободы граждан и их гарантии.

Являясь основным законом государства, конституция выражает волю всего общества и закрепляет основы общественного и государственного строя, права и свободы человека и гражданина.

Термин «Конституция» своими корнями уходит во времена Древнего Рима, когда он использовался для обозначения одного из видов правовых актов императора. В эпоху феодализма вместе с термином «конституция» стала применяться и формулировка «основной закон», которая благополучно используется и в наши дни в качестве синонима слова «Конституция».

Конституция наделена высшей юридической силой. В ней нашли закрепление основные принципы государственного строя, высшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структура взаимоотношений органов государственной власти и управления. Конституция регламентирует функции государства и устанавливает основы его отношений с человеком и обществом.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В любом государстве конституция является правовым актом, который обладает высшей юридической силой. Это является признаком государственности, юридическим фундаментом и главным источником национальной системы права.

Основными задачами конституции как основного государства является учреждение политической формы существования общества, системы государственных органов, установление порядка их формирования и способа функционирования, а также закрепление прав и свобод человека и гражданина.

Конституция является правовой базой для текущего законодательства, закрепляя особо важные человеческие отношения, устои и политическую форму общества.

Конституция — это юридический документ, основа государственности, законности и правопорядка. Именно в этом качестве она составляет предмет науки конституционного права.

Конституция отличается от обычных законов своей стабильностью и долговечностью. Эти ее качества зависят от двух обстоятельств:

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

  • во-первых, она не подвержена постоянным изменениям;
  • во-вторых, жесткая процедура внесения в нее изменений и дополнений гарантирует ее жизнеспособность и долговечность.

Итак, поскольку конституция является основным законом любого государства, все остальные законы и правовые акты просто обязаны ей соответствовать. В случае несоответствия и противоречия нормам Конституции, они подлежат отмене.

Виды конституций

В разных государствах в силу ряда причин конституции различаются между собой. В современном мире существует классификация конституций по ряду признаков (рис. 1).

В теории конституционализма выделяют виды конституций по форме их выражения, субъектам и порядку принятия, действенности их положений. Рассмотрим основные виды конституций.

По форме выражения конституции делятся на:

Писаная конституция представляет собой нормативный правовой акт, который принимается и изменяется в особом порядке и обладает высшей юридической силой (закон законов).

Неписаная конституция представляет собой совокупность обычных по форме законов, судебных актов, обычаев.

По субъектам принятия конституции делятся на:

Дарованная конституция вводится в действие актом главы государства (высшего исполнительного органа власти).

Народная конституция принимается на референдуме, парламентом, высшим органом власти, сформированным исключительно для принятия конституции (учредительное собрание, конституционное собрание).

Также существует классификация конституций по порядку принятия и изменения:

Гибкой считается конституция, которая изменяется и дополняется в таком же порядке, что и текущее законодательство. Все неписаные конституции являются гибкими.

Жесткой называется конституция, изменения и дополнения которой имеют сложный порядок. Ужесточение изменение конституции зависит от разных причин:

  • стремление преобладающих в обществе политических и экономических групп, которые заинтересованы в том, чтобы конституция осталась неизменна, обеспечить ее устойчивость;
  • необходимость в устойчивом развитии общества, государства и законодательства без проведения постоянных «встрясок».

Конституции также делятся на:

Юридическая Конституция представляет собой нормативно-правовой акт высшей юридической силы. Сущность и содержание юридической конституции предопределены конституцией фактической, а также социально-экономическими и общественно-политическими процессами на различных этапах развития общества и государства.

Фактическая конституция еще называется материальной. Это означает, что в той или иной стране реально сложилась основа существующего государственного и общественного строя.

Существует классификация конституций с точки зрения действенности конституционных норм. По этому признаку конституции делятся на:

Реальной называется конституция, предписания которой воплощены в действительности, а юридическая и фактическая конституции совпадают.

Фиктивная конституция имеет место тогда, когда закреплены принципы и институты, которые либо отсутствуют в действительности, либо отличаются на практике от их конституционной модели. В жизни трудно найти реальные и фиктивные конституции, поэтому очень важно оценивать их реальность или фиктивность, рассматривая отдельные конституционные нормы и институты.

По закрепляемой форме государственного устройства различают конституции: конституции унитарных, федеративных государств, федеральные конституции и конституции субъектов федерации.

По форме правления: конституции президентских, парламентских республик, ограниченных монархий.

По форме закрепления политической власти:

Примерами монархических конституций являются конституции Бельгии, Испании, Швеции, Японии и др. К республиканским относятся конституции Италии, Китая, США. Франции, ФРГ, России и республик в её составе и т.д.

Пройдя свой долгий исторический путь и потерпев преобразования и изменения, Конституция стала рассматриваться как форма выражения народных, а не классовых интересов и как правовой регулятор общесоциальных процессов.

Конституция — это всегда общественный компромисс, вызванный политическими реалиями. Конституция — это средство, которое целенаправленно воздействует на общественные отношения и является условием согласованных действий всех социальных слоев общества.

Конституция является уникальным учредительным правовым актом, который юридически закрепляет суверенитет, независимость и верховенство государственной власти.

Россия является федеративным государством, поэтому на территории нашей страны действуют Конституция Федерации и конституции Республик в её составе.

Рисунок 1. Виды конституций

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Читайте также:  Любовь и ревность с точки зрения психологии
Источники:
  • http://megaobuchalka.ru/4/14301.html
  • http://studme.org/65463/pravo/suschnost_konstitutsii_ponimanii_razlichnyh_yuridicheskih_shkol
  • http://studopedia.ru/4_94125_teoreticheskie-osnovi-konstitutsii-ponyatie-sushchnost-funktsii-yuridicheskie-svoystva.html
  • http://studfiles.net/preview/3540060/
  • http://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_konstitucionnoe_pravo/opredelenie_konstitucii_ee_soderzhanie_i_vidy/