Меню Рубрики

Определение слога с точки зрения экспираторной теории слога

Слог – это звук или сочетание звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха [2, c. 55].

Вопросы слога и слогоделения с давних пор интересуют исследователей. Cуществуют нескольких теорий слога.

Экспираторная теория (дыхательная теория) сводится к тому, что слог есть звук или сочетание звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха. Соответственно, количество выдыхаемых толчков приравнивается количеству слогов. Экспираторная теория, разработанная Р. Стетсоном, часто подвергается критике. Основным контраргументом является тот факт, что одним выдыхаемым толчком можно произнести не только один слог, но и слово, и несколько предложений.

Сонорная теория, предложенная О. Есперсеном (для русского языка данная теория разрабатывалась Р.И. Аванесовым), рассматривает слог как сочетание более сонорного элемента с менее сонорным. Согласно шкале сонорности наибольшей сонорностью обладают гласные звуки, наименьшей – глухие согласные. Элемент с наибольшей степенью сонорности является вершиной слога. Таким образом, слог состоит из звука с наибольшей степенью сонорности или последовательности звуков, один из которых обладает наибольшей сонорностью, а другие – меньшей сонорностью.

Слабыми сторонами данной теории является то, что степень звучности того или иного звука не есть величина неизменная, а также то, что теория сонорности не объясняет сам механизм слогообразования и слогоделения.

Теория мускульного напряжения, сторонниками которой выступают Л.В. Щерба, М.И. Матусевич, Л.Р. Зиндер, предполагает, что слог произносится единым мускульным напряжением, а вся реальная речь является цепью напряжений или импульсов. Каждый импульс представлен тремя фазами: усилением, вершиной, ослаблением. Распределение мускульной напряженности при произнесении звуковых цепочек указывает на границы слогов: усиление мускульной напряженности маркирует начало слога, ослабление – конец слога. Согласно этой теории, каждый слог на произносительном уровне образуется «дугой» мускульного напряжения.

Недостатком теории является то, что стремление положить в основу теории лишь артикуляторный принцип, сводит проблему слога и слогоделения лишь к работе органов речи.

Попытку объединить артикуляторный и акустический аспекты в ходе исследования слога, предпринял Н.И. Жинкин [2]. Его теория получила название теории громкости. Эксперименты, проводимые исследователем, показали, что изменение громкости на перцептивном уровне образуется благодаря тому, что глотка изменяет форму при произнесении того или иного звука речи. Сужение глоточной трубы приводит к повышению дуги громкости и обозначению вершины слога.

Несмотря на различное понимание природы слога представителей вышеперечисленных теорий объединяет то, что вершиной слога (ядром слога) выступает наиболее выделенный звук, который называется слогообразующим. К ядру слога примыкают элементы, чаще согласные, которые называются маргинальными и не являются слогообразующими. К примеру, слово map состоит из одного слога, ядром которого является [æ], а маргинальными элементами [m], [p].

Слог есть понятие фонетическое, а не графическое, хотя часто для наглядности слоги в слове представляются графически, границы между слогами обозначаются с помощью дефиса. Например, ta-ble, smit-ten, sim-u-late, bad-ly, do-n’t, ca-me-ra.

Правила чтения английских букв, особенно гласных, связаны с их положением в слове и зависят от количества и качества соседних букв. Не менее важно знать, находятся ли соседние буквы в одном или в разных слогах – от этого также будет зависеть их чтение.

Принцип деления слов на слоги в английском языке не так прост и нагляден, как в русском: один звук (одна гласная буква) – один слог. Как видно из приведенных выше графических примеров деления слов на слоги, в один слог может входить, наряду с согласными, одна «немая» гласная буква или по две и три согласных буквы. Это ярко иллюстрирует разрыв между графической и фонетической сторонами английского языка.

Слогообразующими звуками в английском языке являются не только гласные, но и сонорные согласные [l, m, n], которые называются сонантами. Самое большое количество слогов в английском языке образуется с помощью сонанта [l]. Например, ta-ble, trou-ble, mid-dle, ap-ple, fid-dle, puz-zle и т.д.

Дата добавления: 2016-03-15 ; просмотров: 3276 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Слог – именная, произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство на основе единого выдыхательного толчка.

а) экспираторная теория– теория слога, по которой слог является выдыхательным толчком воздуха.

Однако экспериментальные исследования показали, что число слогов не обязательно совпадает с числом толчков.

б) сонорная (акустическая) теория – теория слога, по которой слог является выдыхательным толчком воздуха, однако вершину слога образует звук, обладающий наибольшей звучностью.

Слабой стороной сонорной теории является то, что степень звучности того либо другого звука не есть величина постоянная. Один и тот же звук может быть произнесен с различной степенью звучности.

в) мускульная теория – теория слога, по которой слог есть результат мускульного напряжения во время артикуляции (Л.В. Щерба)

Теория мускульного напряжения объясняет сложные явления слогообразования лишь с точки зрения физиологии, т.е. только артикуляционно.

г) артикуляционно-акустическая теория– теория слога, по которой слог определяют как минимальную произносительную единицу речи, элементы которой тесно связаны между собой как акустически, так и артикуляционно.

18. Слоговые и неслоговые звуки.

Слоговыми звуками являются все гласные. Но в роли слоговых могут выступать и согласные, в особенности, сонорные [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], а также некоторые согласные в конце слова при наличии между ними так называемого большого артикуляционного расстояния: букв – [бýкОв]. Звук [к] – заднеязычный, [в] – губной, артикуляционное расстояние между данными звуками является существенным.

Слоговую функцию сонорные согласные приобретают в следующих позициях:

а) в позиции перед шумным в начале слова ([Олбы], [Орты]);

б) в позиции после шумного в конце слова ([д’иЭ/кá/бО р’], [кâ/рá/бОл’];

б) сонорные [р] и [л] в сложных сочетаниях звуков (надсмотрщик, литаврщик, супрасльских).

19. Типы слогов

По характеру конечного звука в русском языке выделяются два типа слогов – открытые и закрытые.

Слог, который оканчивается слоговым звуком, называется открытым, а слог, оканчивающийся неслоговым звуком, – закрытым.

В русском языке около 85% слогов – открытые, и большинство из них соответствуют модели СГ или ССГ, т.е. «согласный + гласный» или «согласный + согласный + гласный», например: ру-ка, све-ча, ко-шка, про-сти и т.п. Это можно объяснить двумя причинами:

1. Слова в древнерусском языке, как и в современном русском, делились на слоги. Однако, в отличие от современного, в древнерусском языке действовал закон открытого слога, согласно которому каждый слог в слове должен был оканчиваться на слогообразующий звук, то есть в подавляющем большинстве случаев на гласный, например: до/мъ, бра/тъ, съ/нъ, ла/въ/ка, се/стра, не/сти, мо/згъ, дь/нь. Следует обратить внимание на то, что ъ и ь в древнерусском языке обозначали гласные звуки: ъ обозначал краткий, ослабленный звук, близкий к [о], а ь – такой же краткий, ослабленный звук, близкий к [э].

Согласно закону открытого слога слоги строились по принципу восходящей звучности.

В современном языке этот закон утратил свою силу: слоги могут быть и открытыми, и закрытыми, то есть оканчиваться и гласным, и согласным звуком. Вместе с тем определенная тенденция к открытости слога, к построению его по восходящей звучности сохранилась.

2. Особенность русского языка в плане слоговой структуры заключается в тесной связанности согласного с последующим гласным и, наоборот, в слабом примыкании согласного к предшествующему гласному.

По характеру начального звука различают неприкрытые и прикрытые слоги. Неприкрытые начинаются слоговым звуком, прикрытые – неслоговым.

Слог с артикуляционной и акустической точек зрения

Читайте также:

  1. E) the Past Continuous Tense употребляется с глаголами движения для выражения будущего действия, которое запланировано и рассматривается с точки зрения прошлого.
  2. S С точки зрения правильности и целесообразности речи проанализируйте каждый текст рекламы, записанный с телеэкрана с указанием пауз.
  3. Акустической дисграфией.
  4. Анализ нормы с точки зрения ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц.
  5. Беркли Дж. Опыт новой теории зрения // Соч. – М., 1978.
  6. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА НОРДИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ
  7. Видео поиск соответствия точек Су Джок
  8. Вопреки бытовым воззрениям, для правового положения покупателя нет никакой разницы какой по длительности гарантийный срок.
  9. Вот Я ВАС и забросил на Землю для Вашего испытания и прозрения и прохождения уроков взросления Душ ваших, а не УМОВ 3-х мерных.
  10. Выбор положения картинной плоскости, точки и угла зрения
  11. ВЫБОР ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
  12. ВЫБОР ТОЧКИ И УГЛА ЗРЕНИЯ

Фонетические слова делятся на слоги. Существуют различные определения слога, которые основываются на внимании к его артикуляционным или акустическим особенностям.

Артикуляционное определение слога предлагается экспираторной теорией.

Наиболее распространенным артикуляционным определением слога является сле-дующее: слог – это часть фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха.

Такое определение соответствует и определениям, предлагаемым в начальной школе, в педагогическом училище. Оно наглядно может быть проверено дрожанием пламени свечи, перед которым будут произнесены слова: отклонение пламени свечи соответствует толчку выдыхаемого воздуха, например: мама – пламя дрогнет два раза, в слове два слога. Но возможны и несоответствия.

При произнесении смычных согласных эффект хот же, что и при произнесении гласных, т.е. воздушный поток будет разорван смычкой согласного, пламя дрогнет: кто – один слог, а пламя дрогнет дважды. При произнесении нескольких гласных подряд количество слогов будет соответствовать количеству гласных, а пламя дрогнет один раз, независимо от количества гласных: а-у;

видео у аэровокзала

Артикуляционное определение слога, предложенное Л.В. Щербой, основывается на теории пульсации. Согласно этой теории слог – отрезок речи, соответствующий чередованию нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата. При этом слог образуется каждым нарастанием с последующим падением; в начале цепи может отсутствовать нарастание, а в конце – падение.

В других артикуляционных определениях слог характеризуется как последова-тельность речевых движений, которая образуется одним дыхательным толчком (Р. Стетсон) или является результатом одной управляющей команды (Л.А. Чистович).

Акустическое определение слога связано с сонорной теорией, предложенной датским лингвистом О. Есперсеном и применительно к русскому языку разработанной Р.И. Аванесовым; эта теория является наиболее признанной в современном русском языкознании. В соответствии с этой теорией слог – отрезок с вершиной сонорности и менее сонорным окружением, волна нарастания и ослабления звучности.

Определение слога
Артикуляционное Акустическое
Экспираторная теория Р. Стетсон, Л.А. Чистович, учебники школы, педучилища, вуза Теория пульсации Л.В. Щерба Сонорная теория О. Есперсен, Р.И. Аванесов
Слог – это часть фонетического слова, состоящая из одного или нескольких звуков, произносимых одним толчком выдыхаемого воздуха Слог – это отрезок речи, соответствующий чередованию нагнетания и разрядки мускульного напряжения речевого аппарата Слог – это отрезок с вершиной сонорности и менее сонорным окружением, волна нарастания и ослабления звучности
Слог – это последовательность речевых движений, являющаяся результатом одной управляющей команды

Распространённое определение слога как дыхательного толчка опровергается экс-периментальными данными, согласно которым количество слогов и количество дыхательных толчков не совпадают (сравните приведённые выше опыты с пламенем свечи).

Существует определение слога как минимальной единицы речевого потока, минимальной произносительной единицы (Л.В. Бондарко). Такое определение предлагается представителями ленинградской фонологической школы, которые считают, что деление речевого потока на звуки является результатом лингвистического анализа, а не непосредственного слухового восприятия. Звуковой же поток по слуху и по мускульному ощущению распадается на самые мелкие отрезки, называемые слогами.

Такое понимание минимальной произносительной единицы расходится с традиционным, согласно которому минимальной фонетической единицей является звук, поскольку он соответствует одной артикуляции.

Связанность артикуляций звуков в слоге ещё не даёт оснований для отрицания звука как наименьшей артикуляционной единицы, тем более что экспериментально-фонетические исследования слога показали, что слитностью, связанностью звуков характеризуется только открытый слог, а в закрытых слогах с артикуляционной и акустической точек зрения такой слитности, связанности элементов нет.

Поэтому закрытые слоги даже представители ленинградской фонологической школы считают не минимальными единицами речевого потока, а последовательностями минимальных единиц.

Изучение слога сопряжено с трудностями, поскольку слог не соотносится со значимыми единицами языка, а определяется только по фонетическим признакам. На ранних этапах изучения слога экспериментально–фонетические исследования не позволяли выявить постоянные фонетические характеристики слога.

Поэтому слог с фонетической точки зрения некоторые лингвисты не считали фонетической единицей. Тогда был предложен фонологический подход к слогу с точки зрения сочетаемости фонем языка. Типы слогов при этом подходе основываются на описании фонемной структуры слогов.

Читайте также:  Какие продукты полезны для зрения очень полезны

Но отрицать фонетическую природу слога нельзя. Любые носители языка, даже дети, интуитивно верно определяют количество слогов. Ритмика слова определяется соотношением безударных и ударных слогов. Системы стихосложения также связаны со слогом (силлабическая система предполагает равносложие, одинаковое количество слогов, а тоническая – равноударность, определённое чередование ударных и безударных слогов).

С артикуляционной точки зрения слог – минимальная единица речевого потока (Бондарко) или минимальная артикуляционная единица речи (Маслов)

С акустической т.з. слог определяется как волна нарастания и ослабления звучности. Слог — это отрезок речи, ограниченный звуками с наименьшей звучностью, между которыми находится слоговой звук, звук с наибольшей звучностью (Аванесов). Наиболее звучный звук – слогообразующий, вокруг него группируются неслогообразующие

5. РАЗЛИЧНЫЕ ТЕОРИИ СЛОГА
Существуют 4 теории слога.

1)Экспираторная теория: слог создается одним моментом выдоха, толчком выдыхаемого воздуха. Сколько слогов в слове, столько раз дрогнет пламя свечи при произнесении слова. Но нередко пламя ведет себя вопреки законам этой теории (напр., при двусложном «ау» дрогнет один раз). Таким образом, слог – один выдыхательный толчок (Томпсон, молодой Василий Алексеевич Богородицкий).

2) Динамическая теория: слоговой звук — самый сильный, интенсивный. Это теория мускульного напряжения (Граммон, Франция; Л.В. Щерба, Россия). Слог – импульс мускульного напряжения. Правила слогоделения связаны с местом ударения: ПРАЗ – ДНИК.

3) Сонорная теория: в слоге наиболее звучный звук — слоговой. Поэтому в порядке уменьшения звучности слоговыми звуками чаще всего бывают гласные, сонорные звонкие согласные, шумные звонкие согласные и иногда глухие согласные (тсс). Таким образом, слог – сочетание более звучного элемента с менее звучным (Отто Эсперсен, Дания). Им разработана шкала звучности из 10 ступеней. Известный лингвист Р.И.Аванесов (МФШ) создал шкалу из 3 ступеней:

1.наименее звучные (шумные)

2.более звучные (сонорные)

3.максимально звучные гласные.

Слог строится по принципу волны восходящей звучности.

4)Теория открытого слога (Л.В. Бондарко, ПФШ) – связь в группе «согласный + гласный» теснее, чем в группе «гласный + согласный». ССГ. Все слоги открытые, т.е. должны оканчиваться на гласные. Исключения составляют конечные слоги – слог может закрываться J. В современном русском языкознании наиболее признана сонорная теория слога, основанная на акустических критериях. Применительно к русскому языку она была развита Р.И.Аванесовым.

Дата добавления: 2015-05-31 ; Просмотров: 2082 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Теории о природе слога

Языковеды выдвинули несколько теорий относительно природы слога: экспираторная, сонорная (акустическая), напряжённости (артикуляторная), динамическая.

Экспираторная теория слога

По экспираторной (выдыхательной) теории слог образуется в результате мышечного напряжения голосовых связок, когда выдыхаемая струя воздуха образует своеобразные толчки-слоги. Теория известна с античных времён. Экспериментарной проверкой может являться простейший опыт с произнесением слова перед пламенем свечи: сколько раз в процессе произношения качнётся пламя — столько слогов содержится в слове. Однако эта теория признана неверной, поскольку имеются слова,в которых число слогов не совпадает с количеством выдыханий. Например, в слове «ау» — два слога, но одно выдыхание, в слове «сплав» — напротив: один слог, но два выдыхания.

Сонорная теория слога

По сонорной теории, которую ещё называют акустической теорией или теорией громкости/звучности, слог является сочетанием звуков с большей или меньшей степенью громкости. Слоговой гласный, как громкий звук, присоединяет к себе неслоговые согласные. Каждый слог имеет два минимума громкости, которые являются его пределами. Акустическую теорию предложил датский языковед Отто Есперсен. Для русского языка её разработал советский языковед Рубен Иванович Аванесов (1902—1982). Согласно этой теории, высшая ступень (четвёртый уровень в шкале уровня сонорности) по звучности принадлежит гласным звукам ([а], [е], [о] и другие). Между третьим и четвёртым уровнем находится звук [й], который имеет ослабленную звучность в сравнении с гласными. На третьем уровне находятся сонорные согласные ([л], [м]). Второй уровень занимают шумные звонкие ([б], [д] и другие). На первом уровне размещаются шумные глухие ([п], [т] и другие). При нулевом уровне звучание полностью отсутствует, это — пауза. Шкала уровня сонорности строится снизу вверх, подобно нотной линейке. Например слово «ау» на шкале уровня сонорности будет графически выглядеть как график с двумя резкими вершинами, упирающимися в верхную строчку линейки, с впадиной между ними, опускающейся книзу до линии, означающей нулевой уровень (паузу). Если слово условно изобразить в цифрах, представляющих эту акустическую закономерность, то слово «ау» (а-у) можно представить как последовательность номеров уровней сонорности: 0-4-0-4-0. По этой схеме акустический график слово «сплав» (сплаф) будет выглядеть как ломаная линия с последовательностью согласно номерам уровней сонорности: 0-1-1-3-4-1-0. Поскольку в последнем случае лишь одна вершина, то считается, что в слове «сплав» — один слог. Таким образом, сколько вершин имеется на шкале уровня сонорности того или иного слова, столько в нём будет слогов. Однако, согласно этой теории, количество слогов не всегда совпадает с количеством гласных, поскольку иногда встречаются, образующие «вершины», сонорные согласные. К примеру, в слове «смысл» (смы-сл) схема будет следующей: 0-1-3-4-1-3-0. Здесь слово с одной гласной имеет два слога со слоговыми звуками «ы» и «л». В то же время это слово имеет произношении и в один слог: при этом сонорная «л» оглушается шумной глухой «с» по схеме: 0-1-3-4-1-1-0. Эта особенность некоторых слов иметь несколько вариантов произношения по слогам используется в стихосложении.

Однако теория сонорности в отдельных случая даёт сбои. Так, для междометия «кс-кс-кс», которым в России подзывают к себе домашнюю любимицу-кошку, схема сонорности будет выглядеть графиком с длинной площадкой без вершин (0-1-1-1-1-1-1-0), несмотря на то, что даже на слух данное междометие имеет некую разбивку по уровням звучности.

Теория напряжённости

По теории напряжённости или артикуляторной теории, которую выдвинул советский языковед Лев Владимирович Щерба, слог образуется благодаря артикуляторному мышечному напряжению, которое

Динамическая теория слога

По динамической теории, слог рассматривается как комплексное явление, которое обуславливается действием ряда факторов: акустических, артикуляторных, просодических и фонологических. Согласно динамической теории слог есть волна интенсивности, силы. Самые громкие, сильные звуки в слове — слоговые, менее сильные — неслоговые.

Билет № 19

Классификация гласных и согласных звуков

гласные согласные
Участвуют голосовые связки и преграды отсутствуют, размыкательные движения образуют слоги. Не обязательно участие голосовых связок, но наличие преграды и смыкательная артикуляция.

Гласные звуки состоят только из голоса, делятся на группы по:

1. Степень подъёма зыка;

2. Степень продвинутости языка вперёд или назад

3. Положение губ

4. Положение мягкого нёба

1) Нижнего подъёма (а),
верхнего подъёма ( и, у),
среднего подъёма ( е, о)

2) Переднего ряда (и,й),
заднего ряда (у, о),
среднего (ю,а)

3) Лабиализованные (о,у),
нелабиализованные (и,е,а,ы)

4) Насовые (н),
неносовые

В некоторых зыках мира гласные делятся по длительности и тону. В тональных языках учитываются более сложные признаки (та на китайском).

Дифтонги Монофтонги
Сложный гласный в результате слияния 2-х или 3-ёх гласных в одном слоге, произнесённые единым артикуляционным движением: восходящим или нисходящим Артикуляционная и акустическая однородность

Состоят из шума или шума и голоса, всегда есть преграда, согласные не образуют слоги.

Преграда
1)По поведению голосовых связок 2) По поведении. Активного действующего органа, образующего преграду 3)Способ образования преграды и её место 4)По положению мягкого нёба

1) Звонкие и глухие
голосовые связки напряжены ( они не участвуют) и в состоянии колебания.
Глухие и сонорные
образуются при помощи шума или шума и голоса;
образуются при помощи незначительного шума и голоса

2) Губные, язычные, увулярные, фарингальные, ларингальные.
губные: в них шумообразующая приграда обеспечивается либо губами, либо зубами;
язычные: язык образует преграду: переднеязычную, среднеязычную( й) и заднеязычную(к, г, х)

1. апикальные (t, d), 2.какуминальные,3.дорсальные(m, g), 4.ретрофлексные (p).

Увулярные: преграда за счёт сближения маленького язычка и мягкого нёба с задней частью языка., Фарингальные ( глоточные)- чешский, украинский язык, Ларингальные (гортанные) сближение гол. Связок- чешский, арабский, иврит.

Слог. Теории слога и типы слогов

Слог – именная, произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство на основе единого выдыхательного толчка. Слог подразделяется на 3 компонента:

  • начало (приступ)
  • вершина (ядро)
  • конец (отступ)

Простые гласные в ряде языков (ма-ма) и сонорные согласные (чеш. prst – палец) и изредка шумные (фр. psst! – тс!) образуют вершину слога. Начало и конец слога представляются одним или группой согласных. Иногда слог может состоять из одной вершины (о-ни).

Слог может быть:

  • закрытым (при конечном компоненте, выражающимся согласным звуком)
  • открытым (при конечном компоненте, выражающимся гласным звуком)
  • неприкрытым (при начальном компоненте, выражающимся гласным звуком)
  • прикрытым (при начальном компоненте, выражающимся согласным звуком)

Теории слога:

1) Экспираторная теория (от лат. expirare — выдыхать) – теория слога, по которой слог является выдыхательным толчком воздуха. При произнесении фразы воздушная струя выходит не плавно, а толчками, и каждому толчку соответствует слог. При этом границей слога считается момент самого слабого выдыхания. Однако экспериментальные исследования показали, что число слогов не обязательно совпадает с числом толчков.

2) Сонорная, или акустическая – теория слога, по которой слога в начале своего развития объединяла в своем составе дыхательный принцип экспираторной теории и собственный звуковой. Считалось, что слоги определяются дыхательным толчком, однако вершину слога образует звук, обладающий наибольшей звучностью. Слабой стороной сонорной теории является то, что степень звучности того либо другого звука не есть величина постоянная. Один и тот же звук может быть произнесен с различной степенью звучности.

3) Мускульная теория – теория слога, по которой слог есть результат мускульного напряжения во время артикуляции. В этой теории, развитой Л.В. Щербой (1880-1944), слог рассматривается как отрезок звучания, произносимый одним импульсом мускульного напряжения произносительного аппарата. Слоговая структура речи основана на своего рода пульсации, когда чередуются напряжение и разрядка мускулов речевого аппарата во время говорения. Теория мускульного напряжения объясняет сложные явления слогообразования лишь с точки зрения физиологии, т.е. только артикуляционно.

Поскольку любой речевой акт имеет как артикуляционную, так и акустическую характеристику, то слог часто рассматривают комплексно, исходя из этих двух аспектов.

4) Артикуляционно-акустическая теория– теория слога, по которой слог определяют как минимальную произносительную единицу речи, элементы которой тесно связаны между собой как акустически, так и артикуляционно.

Ударение и его виды

Ударение – это выделение слога (или слова) с помощью фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, выстой тона). Выделяют два типа ударения – словесное и фразовое.

1) фонетическое объединение слова: обеспечение цельности и отдельности слова путём выделения его интонационного центра, т.е. у. объединяет произнесённые звуки в единое целое

2) смыслоразличительная и форморазличительная функция: различение слов или форм слов (замок – замок, страны – страны)

3) экспрессивная функция: эмоционально-экспрессивная окраска слова (красииивый)

4) разграничительная функция: различение границ слов (ударный слог является сигналом начало или конца слова: скрип|к[о,а]|леса)

5) место редукции («а-о» четко слышатся под ударением, но в безударном положении мы имеем нейтральный звук)

Словесное ударение – выделение слога в слове теми или иными фонетическими средствами. Ударение является таким же обязательным элементом слова, как и его звуковой состав. Типы словесного ударения:

а) по способу выделения слога:

1) силовое (динамическое) ударение (сила или интенсивность артикуляции): УС произносится с большей напряженностью и боле сильным выходом, что обеспечивает большую громкость звучания (русский, тюркские, финно-угорские языки)

2) количественное (квантитативное) ударение (долгота произношения): увеличивается длительность звучания УС без усиления его напряженности (английский и русский языки)

3) музыкальное (тоническое) ударение (изменение тона (его повышением или понижением, или комбинированием повышения и понижения): УС выделяется интонационно, т.е. повышение основного тона (китайский язык); музыкальное ударение может быть политоническим: УС может иметь различную интонацию: восходящую или нисходящую

4) качественное ударение: УС выделяется большей чистотой и устойчивостью произнесения (как надо произносить звук под ударением, так он и произносится) (тюркские и финно-угорские языки)

Читайте также:  Неумение или нежелание выразить свою точку зрения

б) по месту ударения в слове:

1) связанное (фиксированное) ударение – ударение, привязанное к определённому слогу (чешском, венгерском и латышском языках ударение обычно падает на первый слог, в польском – на предпоследний, во французском и турецком – на последний слог)

2) свободное (нефиксированное) ударение – ударение, которое может падать на любой слог слова, однако, оно является фиксированным для определённого слова (русский и английский языки)

3) полусвязанное ударение – ударение, которое может падать на определённый по счёту слог (латинский язык)

в) применительно к морфологической структуре слова:

1) подвижное (переходное) ударение – ударение, способное перемещаться в разных формах одного и того же слова, т.е. у., не привязанное к какой-либо морфеме (вода – воды)

2) неподвижное (постоянное) ударение – ударение, привязанное к одной морфеме разных словоформ слова (книга – книгу – книге)

г) по силе, длительности и качеству гласных:

1) главное ударение – ударение, выполняющее свою непосредственную функцию выделения одного из слогов в составе слова

2) второстепенное ударение – более слабое ударение, которое встречается наряду с основным в многосложных, образованных из двух и более основ словах: кинокартина, лесопитомник, мотогонки

Фразовое ударение – ударение, оформляющее законченность фразы и ее коммуникативный тип: повествовательная речь, вопросительная фраза, восклицательная фраза. Фразовое ударение:

  • объединяет слова в такты и фразы
  • оформляет законченность фразы
  • определяет коммуникативный тип фразы
  • выражает эмоциональную окраску фразы

Различия ФУ и СУ:

1) ФУ выделяет слово в конечное синтагме

2) ФУ присутствует в любой фразе

Наряду с фонетическими типами ударения выделяют также логическое, или смысловое, ударение, с помощью которого обычно подчеркивают какую-то часть содержания высказывания, например:

Как поразили его слова брата

Как поразили его слова брата

Как поразили его слова брата

Как поразили его словабрата

Как поразили его слова брата

Из приведенных случаев только в первом примере логическое ударение совпадает с привычными нормами синтагматического ударения. Таким образом, логическое ударение характеризуется подчеркнутым выделением слов во фразе, связанным со смысловыми оттенками фразы. И словесное, и синтагматическое, и фразовое, и логическое ударения выступают в тесном переплетении друг с другом и вместе с интонацией служат членению и выражению содержания высказывания.

Интонация и её компоненты

Интонация – это совокупность ритмико-мелодических компонентов речи:

  • мелодика (движение основного тона) – основной компонент интонации, осуществляющийся повышением или понижением голоса во фразе (вопросительное или повествовательное предложение); м. организует фразу, расчленяя её на синтагмы и ритмические группы, связующие её части
  • ритм речи – регулярное повторение ударных и безударных, долгих и кратких слогов, служащее основой эстетической организацией художественного текста
  • темп речи (скорость произнесения её элементов – звуков, слогов, слов) – скорость протекания речи и длительность её звучания во времени: к концу высказывания темп речи замедляется, содержащее произносится быстрее, чем информационно значимое
  • интенсивность – степень громкости, сила или слабость произнесения высказывания
  • тембр – звуковая окраска речи, передающая её эмоционально-экспрессивные оттенки
  • пауза – временная остановка звучания, разрывающая поток речи
  • ударение – это выделение слога (или слова) с помощью фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, выстой тона)

1) оформляет высказывание в единое целое (показывает законченность или незаконченность предложения)

2) различает типы высказываний с точки зрения их целенаправленности (выражает побуждение, вопрос или повествование)

3) передача синтаксических отношений между частями предложений или предложениями (выражает перечисление, вводность, пояснение, сопоставление)

4) выражает эмоциональную окраску предложения

5) вскрывает подтекст высказывания

6) характеризует говорящего и ситуацию в целом

Теории слога

(Р.Р. Каспранский, с. 76- 85)

Теория слога издавна привлекает внимание филологов. Еще античный грамматист Присциан Цезарейский (ок. 500 года до н.э.) дал определение слога, согласно которому слог — это сочетание звуков, которые произносятся sub uno aceentu et uno spiritu. Слог его интересовал, прежде всего, с позиций метрики.

Присциан Цезарейский (лат. Priscianus Caesariensis) — римский грамматик, родом из Цезареи в Мавритании, жил около 500 года н. э. Величайшим из его трудов является Institutiones Grammaticae («Грамматические наставления») — учебник латинского языка в 18-ти томах. В Средние века он являлся самым распространенным руководством по латинскому языку и послужил основанием для новейших работ по латинской филолологии.

Римскими филологами была разработана стройная те­ория поэтической речи, основанная на слоговой структу­ре слова.

В 60-70-х годах XIX столетия проблема слога привлекает к себе внимание лингвистов-фонетистов. Поскольку человеческая речь может рассматриваться как физиологическое, органо-генетическое, психологическое и акустическое явления, делались попытки объяснения природы слога со всех этих точек зрения.

Имеется более десятка теорий или трактовок слога. Рассиотрим наиболее известные из них.

3.1.Экспирационная или эспираторная. Как говорит само название, в основу этой теорий положен физиологическяй процесс выдоха при говорении. Немецкий фонетист Эдуард Зиверс

Эдуард Зиверс (нем. Eduard Sievers; 25 ноября 1850, Липпольдсберг — 30 марта 1932, Лейпциг) — немецкий филолог-германист.Окончил университет в Лейпциге (1870). Профессор в Йене (с 1871), Тюбинген (с 1883), Галле (с 1887) и Лейпциге (с 1892). Основные труды посвящены фонетике и грамматике, и истории немецкого языка, скандинавской и англо-саксонской грамматике, психологии речи, стилистике и текстологии. Занимался исследованием и изданием памятников германских языков памятников немецкой литературы. Редактор журнала «Beiträge zur Geschichte der deutschen Sprache und Literatur» (1891—1906, 1924—1931).

называет слогом ту часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Согласно этой теории, го­ворение не происходит как равномерное «вытекание» воздуха и равномерное производство звуков друг за другом, а в виде порций выдыхаемого воздуха, которыми производится не отдельный звук, а группа звуков, более тесно связанных друг с другом, чем звуки, производимые сле­дующим толчком воздуха.

Эта теория самая древняя и самая, пожалуй, понятная и близкая нам . Еще Присциан давал аналогичное оп­ределение («одним ударением и одним выдохом»), и мы са-

ми часто наблюдаем это явление, когда нам нужно произнести слово раздельно, т.е. по слогам, а также при групповом говорении, скандировании и т.д. Поэтому едва ли нужны примеры, иллюстрирующую эту теорию.

3. 2. Теория сонорности

Основоположник: Йенс О́тто Ха́рри Е́сперсен

(Jens Otto Harry Jespersen; 16 июля 1860, Раннерс — 30 апреля 1943, Копенгаген) — датский лингвист.

Окончил Копенгагенский университет, затем продолжал образование в Оксфордском университете. В 1893—1925 гг. профессор английского языка в Копенгагенском университете.

Автор учебника английского языка (1895, выдержал 19 изданий), в основу которого положена живая разговорная речь. Своё понимание грамматики как живого и развивающегося целого он отразил в «Философии грамматики» (1924). Есперсен — автор «теории прогресса» в языке, согласно которой все языковые изменения направлены на облегчение условий коммуникации и потому прогрессивны. Создал проект международного искусственного языка новиаль, ранее участвовал в разработке идо.

Работы Есперсена оказали значительное влияние на развитие лингвистики XX века. Способствовал становлению датской лингвистической школы (среди его учеников, в частности, Луис Леонор Хаммерих).

В 1938 г. опубликовал автобиографию «Жизнь одного лингвиста»

В основе этой теории лежит акустическая природа звуков речи, т.е. слог связывается со звучностью или степенью звучности звукотипов. Например,

группа глухих взрывных — это минимально сонорные звуки.

o Гласные [о, а] — максимально сонорные.

o Все соглас­ные обладают меньшей степенью cонорности, чем любой гласный звук.

o Среди согласных сонорные согласные, есте­ственно, более сонорны, чем остальные,

o Среди шумных согласных звонкие обладают большей степенью сонорности, чем глухие,

o среди глухих же более сонорны фрикативные и т.д.

Соглаcно с этой теорией, звучность (Schallfülle) прямо пропорциональна к величине (объему) полости резонатора. О.Есперсен выделяет 8 градаций cонорностн (в порядке нарастания сонорности: (Таблица для демонстрации)

1. глухие: а) взрывные
б) щелевые
2. звонкие взрывные
звонкие щелевые
4. звонкие а) носовые
б) боковые [ l ]
5. звонкие звуки [ r ]
6. звонкие гласные высокого подъема
7. звонкие гласные среднего подъема
8. звонкие гласные низкого подъема

На таком анализе основано простое определение Д. Джоунза: «Если два звука из одной группы (по степени сонорности) разделены одним или несколькими звуками меньшей сонорности, чем у каждого из первых двух звуков, то считается, что эти звуки относятся к разным слогам» (J оnе s D. An Outline of English Phonetics, § 99) [4].

Слог, в соответствии с этой теорией, — это более сонорный звук в окружения менее сонорных, иными словами, здесь сонорность сама по себе не является решающим

фактором, но только лишь относительная сонорность. Так, например, гласный [i], обладающий шестой степенью cонорности, может выступить как слогообразую­щий центр, допустим, в сочетании типа [pip]- по степеням 1,6.1 и как граница слога, допустим, в сочетании [aia] — 8.6.8.

Здесь вершина, обращенная вверх, означает слогообразу­ющий элемент, а обращенная вниз – границу слога.

До слогообразуюшего центра происходит нарастание сонорности, от центра – убывание сонорности. Например:

В целом эта теория подтверждается языковыми фак­тами. Так, в окружении менее сонорных звуков (глухих и звонких шумных) слогообразующим элементом могут вы­ступать сонорное согласные [m, n, l, r], что часто на­блюдается я йеменкой разговорной речи:

По теории cонорности эта слова двухсложны. Одна­ко эта теория, если она хочет быть последовательной и непротиворечивой, должна рассматривать и такие слова, как Herbst, Obst и др. как двухсложные, так как:

Поскольку очевидно, что взрывные [p,t, k] и щеле­вые [f, s, χ ] обладают не одинаковой степенью cонорности, что и отражено в градациях степени cонорности О.Есперсена под подградациями а) и б).

Противник этой теории Э.Мейер подвергает сомнению теорию cонорности на том основании, что в шепоте щеле­вые более сонорны (слышимы), чем гласные. Можно ли по­этому считать, что в шепотной речи слова делятся на слоги по-иному?

3.3. Баллистическая теория, или теория движения.

Если первая теория (экспирационная) рассматривает слог как некоторую фонетическую единицу, связанную с природой процесса выдоха в речи, а вторая связывает слог с акустической природой его комнонентов, то дан­ная теория исходит из физиологии артикуляционных дви­жений при образованна звуков речи и других звуковых единиц естественной речи

Эта теория была предложена Р.Стетсоном.

Баллистическая теория слога исходит из того положения, что все движения» регулярно выполняемые че­ловеком, через некоторое время переходят в разряд автоматизированных и выполняются уже без контроля со стороны соответствующего центра высшей нервной дея­тельности. Более того, будучи однажды автоматизирован­ными, эти движения уже не подчиняется сознательному управлений или, в лучшем случае, весьма трудно подда­ются корректирующему воздействию. Так, например, на­выки письма постепенно автоматизируются и через некоторое время не могут быть произвольно изменены Человек приобретает свой «почерк», который он не в состоянии больше изменить, если он даже затратит на это большие усилия. На этом основан метод идентификации личности но почерку,

В письме баллистически выполняется написание буквы, иногда нескольких букв, даже целых слов. В процессе говорения, по Стетсону, артикуляционное движение охватывает целый слог, т.е. набор мускульных движений; «запускается» в начале слога, затем это движение вы­полняется автоматически до известной точки, где завершение слога и начало следующего слога требуют остановки или нового «запуска» (по терминологии Р.Стетсона, back stocke и best stroke ). Эти фазы образуют начало и конец баллистического движения, и именно эти фазы совпадают с границами слогов.

Таким образом, слог — это такое фонетическое единство, объединяемое в единое целое одним баллистический движением, т.е. это физиологическое единство. Bопрос о том, имеется ли целостное акустическое офрмление, остается открытым.

Тем не менее, баллистическая теория слога представляется нам более убедительной источник слоговой структуры речи следует искать в физиологическом аспекте, звучание же как эффект, видимо, должно в какой-то мере выражать эту особенность речепроизводства.

Это три основных теории. В центре внимания пред­ставителей этих теорий оказываются три возможных пла­на рассмотрения звучания речи:

1) в первом случае поток выдыхаемого воздух, а как основа для речепроизводства,

2) во втором — акустическая сторона речи и

3) в третьем — средство речепроизводства, т.е. артикуляционные движения.

Имеется еще целый ряд теорий слога, представляющих собой разновидности этих теорий или комбинацию различ­ных аспектов этих теорий:

Читайте также:  Художественное творчество с моей точки зрения не просто способ проблема

Слог. Теории слога. Типы слогов

Слог – именная, произносительная единица речи, состоящая из одного или нескольких звуков, которые образуют тесное фонетическое единство на основе единого выдыхательного толчка:

  • начало (приступ)
  • вершина (ядро)
  • конец (отступ)

Типы слогов:

  • закрытый (при конечном компоненте, выражающимся согласным звуком)
  • открытый (при конечном компоненте, выражающимся гласным звуком)
  • неприкрытый (при начальном компоненте, выражающимся гласным звуком)
  • прикрытый (при начальном компоненте, выражающимся согласным звуком)

Теории слога:

а) экспираторная теория– теория слога, по которой слог является выдыхательным толчком воздуха.

Однако экспериментальные исследования показали, что число слогов не обязательно совпадает с числом толчков.

б) сонорная (акустическая) теория – теория слога, по которой слог является выдыхательным толчком воздуха, однако вершину слога образует звук, обладающий наибольшей звучностью.

Слабой стороной сонорной теории является то, что степень звучности того либо другого звука не есть величина постоянная. Один и тот же звук может быть произнесен с различной степенью звучности.

в) мускульная теория – теория слога, по которой слог есть результат мускульного напряжения во время артикуляции (Л.В. Щерба)

Теория мускульного напряжения объясняет сложные явления слогообразования лишь с точки зрения физиологии, т.е. только артикуляционно.

г) артикуляционно-акустическая теория– теория слога, по которой слог определяют как минимальную произносительную единицу речи, элементы которой тесно связаны между собой как акустически, так и артикуляционно.

9. Интонация и её компоненты. Ударение и его виды

Интонация – это совокупность ритмико-мелодических компонентов речи:

  • мелодика (движение основного тона)
  • ритм
  • темп
  • интенсивность
  • тембр
  • пауза
  • ударение

Функции интонации:

1) оформляет высказывание в единое целое

2) различает типы высказываний с точки зрения их целенаправленности

3) выражаетсинтаксические отношения между частями предложений или предложениями

4) выражает эмоциональную окраску предложения

5) вскрывает подтекст высказывания

6) характеризует говорящего и ситуацию в целом

Ударение и его виды:

Ударение – это выделение слога (или слова) с помощью фонетических средств (силой голоса, долготой звучания, высотой тона).

Свойства ударения:

Функции ударения:

  • фонетическое объединение слова
  • смыслоразличительная и форморазличительная функция
  • экспрессивная функция
  • разграничительная функция
  • место редукции

Словесное ударение – выделение слога в слове теми или иными фонетическими средствами.

Типы словесного ударения:

а) по способу выделения слога:

  • силовое
  • количественное
  • музыкальное
  • качественное

б) по месту ударения в слове:

в) применительно к морфологической структуре слова:

г) по силе, длительности и качеству гласных:

Фразовое ударение – ударение, оформляющее законченность фразы и её коммуникативный тип:

  • объединяет слова в такты и фразы
  • оформляет законченность фразы
  • определяет коммуникативный тип фразы
  • выражает эмоциональную окраску фразы

Различия ФУ и СУ:

1) ФУ выделяет слово в конечное синтагме

2) ФУ присутствует в любой фразе

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Теории слога

(Р.Р. Каспранский, с. 76- 85)

Теория слога издавна привлекает внимание филологов. Еще античный грамматист Присциан Цезарейский (ок. 500 года до н.э.) дал определение слога, согласно которому слог — это сочетание звуков, которые произносятся sub uno aceentu et uno spiritu. Слог его интересовал, прежде всего, с позиций метрики.

Присциан Цезарейский (лат. Priscianus Caesariensis) — римский грамматик, родом из Цезареи в Мавритании, жил около 500 года н. э. Величайшим из его трудов является Institutiones Grammaticae («Грамматические наставления») — учебник латинского языка в 18-ти томах. В Средние века он являлся самым распространенным руководством по латинскому языку и послужил основанием для новейших работ по латинской филолологии.

Римскими филологами была разработана стройная те­ория поэтической речи, основанная на слоговой структу­ре слова.

В 60-70-х годах XIX столетия проблема слога привлекает к себе внимание лингвистов-фонетистов. Поскольку человеческая речь может рассматриваться как физиологическое, органо-генетическое, психологическое и акустическое явления, делались попытки объяснения природы слога со всех этих точек зрения.

Имеется более десятка теорий или трактовок слога. Рассиотрим наиболее известные из них.

3.1.Экспирационная или эспираторная. Как говорит само название, в основу этой теорий положен физиологическяй процесс выдоха при говорении. Немецкий фонетист Эдуард Зиверс

Эдуард Зиверс (нем. Eduard Sievers; 25 ноября 1850, Липпольдсберг — 30 марта 1932, Лейпциг) — немецкий филолог-германист.Окончил университет в Лейпциге (1870). Профессор в Йене (с 1871), Тюбинген (с 1883), Галле (с 1887) и Лейпциге (с 1892). Основные труды посвящены фонетике и грамматике, и истории немецкого языка, скандинавской и англо-саксонской грамматике, психологии речи, стилистике и текстологии. Занимался исследованием и изданием памятников германских языков памятников немецкой литературы. Редактор журнала «Beiträge zur Geschichte der deutschen Sprache und Literatur» (1891—1906, 1924—1931).

называет слогом ту часть слова, которая произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Согласно этой теории, го­ворение не происходит как равномерное «вытекание» воздуха и равномерное производство звуков друг за другом, а в виде порций выдыхаемого воздуха, которыми производится не отдельный звук, а группа звуков, более тесно связанных друг с другом, чем звуки, производимые сле­дующим толчком воздуха.

Эта теория самая древняя и самая, пожалуй, понятная и близкая нам . Еще Присциан давал аналогичное оп­ределение («одним ударением и одним выдохом»), и мы са-

ми часто наблюдаем это явление, когда нам нужно произнести слово раздельно, т.е. по слогам, а также при групповом говорении, скандировании и т.д. Поэтому едва ли нужны примеры, иллюстрирующую эту теорию.

3. 2. Теория сонорности

Основоположник: Йенс О́тто Ха́рри Е́сперсен

(Jens Otto Harry Jespersen; 16 июля 1860, Раннерс — 30 апреля 1943, Копенгаген) — датский лингвист.

Окончил Копенгагенский университет, затем продолжал образование в Оксфордском университете. В 1893—1925 гг. профессор английского языка в Копенгагенском университете.

Автор учебника английского языка (1895, выдержал 19 изданий), в основу которого положена живая разговорная речь. Своё понимание грамматики как живого и развивающегося целого он отразил в «Философии грамматики» (1924). Есперсен — автор «теории прогресса» в языке, согласно которой все языковые изменения направлены на облегчение условий коммуникации и потому прогрессивны. Создал проект международного искусственного языка новиаль, ранее участвовал в разработке идо.

Работы Есперсена оказали значительное влияние на развитие лингвистики XX века. Способствовал становлению датской лингвистической школы (среди его учеников, в частности, Луис Леонор Хаммерих).

В 1938 г. опубликовал автобиографию «Жизнь одного лингвиста»

В основе этой теории лежит акустическая природа звуков речи, т.е. слог связывается со звучностью или степенью звучности звукотипов. Например,

группа глухих взрывных — это минимально сонорные звуки.

o Гласные [о, а] — максимально сонорные.

o Все соглас­ные обладают меньшей степенью cонорности, чем любой гласный звук.

o Среди согласных сонорные согласные, есте­ственно, более сонорны, чем остальные,

o Среди шумных согласных звонкие обладают большей степенью сонорности, чем глухие,

o среди глухих же более сонорны фрикативные и т.д.

Соглаcно с этой теорией, звучность (Schallfülle) прямо пропорциональна к величине (объему) полости резонатора. О.Есперсен выделяет 8 градаций cонорностн (в порядке нарастания сонорности: (Таблица для демонстрации)

1. глухие: а) взрывные
б) щелевые
2. звонкие взрывные
звонкие щелевые
4. звонкие а) носовые
б) боковые [ l ]
5. звонкие звуки [ r ]
6. звонкие гласные высокого подъема
7. звонкие гласные среднего подъема
8. звонкие гласные низкого подъема

На таком анализе основано простое определение Д. Джоунза: «Если два звука из одной группы (по степени сонорности) разделены одним или несколькими звуками меньшей сонорности, чем у каждого из первых двух звуков, то считается, что эти звуки относятся к разным слогам» (J оnе s D. An Outline of English Phonetics, § 99) [4].

Слог, в соответствии с этой теорией, — это более сонорный звук в окружения менее сонорных, иными словами, здесь сонорность сама по себе не является решающим

фактором, но только лишь относительная сонорность. Так, например, гласный [i], обладающий шестой степенью cонорности, может выступить как слогообразую­щий центр, допустим, в сочетании типа [pip]- по степеням 1,6.1 и как граница слога, допустим, в сочетании [aia] — 8.6.8.

Здесь вершина, обращенная вверх, означает слогообразу­ющий элемент, а обращенная вниз – границу слога.

До слогообразуюшего центра происходит нарастание сонорности, от центра – убывание сонорности. Например:

В целом эта теория подтверждается языковыми фак­тами. Так, в окружении менее сонорных звуков (глухих и звонких шумных) слогообразующим элементом могут вы­ступать сонорное согласные [m, n, l, r], что часто на­блюдается я йеменкой разговорной речи:

По теории cонорности эта слова двухсложны. Одна­ко эта теория, если она хочет быть последовательной и непротиворечивой, должна рассматривать и такие слова, как Herbst, Obst и др. как двухсложные, так как:

Поскольку очевидно, что взрывные [p,t, k] и щеле­вые [f, s, χ ] обладают не одинаковой степенью cонорности, что и отражено в градациях степени cонорности О.Есперсена под подградациями а) и б).

Противник этой теории Э.Мейер подвергает сомнению теорию cонорности на том основании, что в шепоте щеле­вые более сонорны (слышимы), чем гласные. Можно ли по­этому считать, что в шепотной речи слова делятся на слоги по-иному?

3.3. Баллистическая теория, или теория движения.

Если первая теория (экспирационная) рассматривает слог как некоторую фонетическую единицу, связанную с природой процесса выдоха в речи, а вторая связывает слог с акустической природой его комнонентов, то дан­ная теория исходит из физиологии артикуляционных дви­жений при образованна звуков речи и других звуковых единиц естественной речи

Эта теория была предложена Р.Стетсоном.

Баллистическая теория слога исходит из того положения, что все движения» регулярно выполняемые че­ловеком, через некоторое время переходят в разряд автоматизированных и выполняются уже без контроля со стороны соответствующего центра высшей нервной дея­тельности. Более того, будучи однажды автоматизирован­ными, эти движения уже не подчиняется сознательному управлений или, в лучшем случае, весьма трудно подда­ются корректирующему воздействию. Так, например, на­выки письма постепенно автоматизируются и через некоторое время не могут быть произвольно изменены Человек приобретает свой «почерк», который он не в состоянии больше изменить, если он даже затратит на это большие усилия. На этом основан метод идентификации личности но почерку,

В письме баллистически выполняется написание буквы, иногда нескольких букв, даже целых слов. В процессе говорения, по Стетсону, артикуляционное движение охватывает целый слог, т.е. набор мускульных движений; «запускается» в начале слога, затем это движение вы­полняется автоматически до известной точки, где завершение слога и начало следующего слога требуют остановки или нового «запуска» (по терминологии Р.Стетсона, back stocke и best stroke ). Эти фазы образуют начало и конец баллистического движения, и именно эти фазы совпадают с границами слогов.

Таким образом, слог — это такое фонетическое единство, объединяемое в единое целое одним баллистический движением, т.е. это физиологическое единство. Bопрос о том, имеется ли целостное акустическое офрмление, остается открытым.

Тем не менее, баллистическая теория слога представляется нам более убедительной источник слоговой структуры речи следует искать в физиологическом аспекте, звучание же как эффект, видимо, должно в какой-то мере выражать эту особенность речепроизводства.

Это три основных теории. В центре внимания пред­ставителей этих теорий оказываются три возможных пла­на рассмотрения звучания речи:

1) в первом случае поток выдыхаемого воздух, а как основа для речепроизводства,

2) во втором — акустическая сторона речи и

3) в третьем — средство речепроизводства, т.е. артикуляционные движения.

Имеется еще целый ряд теорий слога, представляющих собой разновидности этих теорий или комбинацию различ­ных аспектов этих теорий:

§ теория силлабации Ф,де Соссюра,

§ теория основного тона М.Граммона,

§ теория напряже­ния Э.Мейера и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 7657 — | 7305 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/6130790/page:9/
  • http://studopedia.su/17_91162_slog-s-artikulyatsionnoy-i-akusticheskoy-tochek-zreniya.html
  • http://megaobuchalka.ru/2/38160.html
  • http://lektsia.com/1x5006.html
  • http://studopedia.ru/3_86209_teorii-sloga.html
  • http://studopedia.org/5-64825.html
  • http://studopedia.ru/3_86209_teorii-sloga.html