Меню Рубрики

Определение индивид с точки зрения философии

единичный представитель общества, лишенный конкретных содержательных характеристик и относящийся к роду «человек». Когда люди говорят об индивиде, то обращают внимание на то общее, что свойственно массе людей и отвлекаются (абстрагируются) от характеристик, присущих какому-либо конкретному лицу.

от лат. Individuum — неделимое), первоначально — лат. перевод греч. понятия атом (впервые у Цицерона), в дальнейшем — обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек — в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом (в этом смысле противопоставление И. и общества образует исходный пункт различных концепций индивидуализма). И., рассматриваемый в его специфич. особенностях, не сводимых к к.-л. родовым и всеобщим характеристикам — синоним индивидуальности.

инднвидиуум) (от лат. individiuum — неделимое, особь) — 1) особь, каждый самостоятельно существующий организм, более точно — особь («единственное»), которая не может быть расчленена без потери ее самобытности, ее индивидуальности и ее собственного бытия, основанных только на ее целостности; 2) отдельный человек (индивидуум); 3) элементарная единица жизни, экземпляр живого; 4) в эволюционном смысле — существо, происходящее от одной зиготы, гаметы, споры, почки или другого зачатка и индивидуально подверженное действию эволюционных факторов.

лат.-неделимый; латинский перевод гр. слова – атом): абстрактный, анонимный, единичный представитель общества, лишенный конкретных содержательных характеристик и относящийся к роду «человек»; объект изучения социологии. В новое время наряду с понятием «индивид» было введено понятие «человек вообще», человек ««как таковой», т. е. Человек как родовое существо в отличие от животных. Когда философ говорит об индивиде, он обращает внимание на то общее, что свойственно массе людей, и отвлекается (абстрагируется) от характеристик, присущих какому-либо конкретному человеку.

от лат. individuum — неделимое)

— единичное как противоположность совокупности, массе; отдельное живое существо, особь, отдельный человек, в отличие от стада, группы, коллектива. В логике И. называют любой объект, обозначаемый единичным, или собственным, именем. Логические формальные исчисления, содержащие общие и экзистенциальные предложения, обычно предполагают существование непустой области к.-л. индивидуальных предметов — индивидов, к которым относятся утверждения формальной системы. Природа И. для логики безразлична, требуется только, чтобы они отличались один от другого и чтобы каждый И. обозначался одним именем.

и н д и в и д у у м [лат. individuum – неделимое (от in – отрицание и divido – делю), калька с греч. . см. Атом], – единичный, отдельный, фиксированный, тем или иным способом выделенный, отграниченный предмет; отдельная, обособленная сущность или существо; особь, каждый самостоятельно существующий живой организм; отдельная человеч. личность, в отличие от человеч. коллективов (см. Личность). В наст. время, кроме обществ. наук, употребляется гл. обр. в биологии, в химии (в к-рой содержание понятия «химич. И.» является неустановившимся и дискуссионным). В логике И. – единичный объект, противопоставляемый виду (см. Видовое понятие), роду (термины традиц. логики), классу (в логике), множеству. См. также Предмет, Имя.

лат. individuum — неделимый) — 1. Единичный, отдельный объект, выделенный из определенного вида, рода или класса объектов. В совр. логике — объект вне или внутри сознания, обладающий теми или иными качествами и находящийся в отношениях с др. объектами, но не рассматриваемый со стороны этих качеств и отношений. 2. Единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям. Родившийся ребенок — И., но он еще не есть-человеческая индивидуальность. И. становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть только “единицей” человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в об-ве, становится личностью. И. и об-во находятся в диалектических взаимоотношениях. Их нельзя противопоставлять, ибо И. есть общественное существо и всякое проявление его жизни (даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления) является проявлением общественной жизни. Равным образом неправомерно отождествлять И. и об-во, ибо каждый И., обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.

ИНДИВИД (от лат. individuum — неделимое; особь) — единичный биологический организм, носитель общих генотипических и фенотипических свойств биологического вида Homo sapiens. Второе значение термина « И. » — отдельный представитель человеческой общности. Общими характеристиками И. являются: неделимость его психофизиологической организации; активность; устойчивость во взаимодействиях со средой. Соотносится с понятиями человек, личность, индивидуальность, субъект. Человек — более общее понятие, включающее в себя совокупность всех человеческих качеств и свойств, независимо от того, присутствуют они у данного человека или нет. Личность — социально-психологическая сущность человека, проявляющаяся в его общественных связях и отношениях, определяющая нравственные поступки человека. Индивидуальность — эффект развития личности, ее уникальность, специфика ее мотивации, темперамента, способностей, характера. Индивидуальность гармонизирует отношения между индивидными и личностными свойствами человека. Субъект — человек как носитель активности, деятель. Жизнедеятельность И. имеет объективную (совокупность социальных предпосылок) и субъективную (психологическую) стороны. Диалектика этих сторон выявляет роль И. в осуществлении себя как личности. Субъективную сторону И. составляют общая конституция тела и задатки человека: потребности; свойства нервной системы, общие для человека и животных; специфические человеческие свойства нервной системы; прижизненно сформировавшиеся системы временных связей. Потребности зарождаются в физиологии и связаны с дефицитом некоторых компонентов во внутренней и внешней среде. Они делятся на два вида: на природные и социальные (духовные). Потребности обнаруживаются в мотивах (влечениях, стремлениях, желаниях), которые формируются в момент встречи потребности с объектом, который может ее удовлетворить. Потребности, а также предметы и ситуации реальности, оцениваются в эмоциях И. (с точки зрения их практического повседневного значения и с точки зрения их жизненного значения). Выделяют три функции эмоций: оценки как осмысления субъективного значения того или иного объекта, вырабатывание ценностной ориентации индивида; побуждения к действию на основе импульсов-сигналов, сообщающих И. в виде переживания информацию о полезности или вредности воздействия объекта на организм; синтезирования как своеобразной организации на базе одной эмоции ряда ощущений, восприятий, представлений и пр. Напр., познавательные эмоциональные синтезы, объединяющие в себе некоторую совокупность явлений по сходному субъективному эмоциональному отношению: «приятные новости», «интересные книги», «мелодично», «ужасно» и пр. Функции эмоций взаимосвязаны и тесно переплетены. Способности (умственные и физические) как свойства И., являющиеся условием успешного выполнения им того или иного вида деятельности, делятся на потенциальные и актуальные. Потенциальные способности — это возможности И., определяемые его природными данными и нервно-физиологическими предпосылками способностей — задатками. Задатки избирательны и неодинаковы по отношению к разным видам деятельности. Вопрос о влиянии задатков на развитие психических свойств остается открытым. Их реализация зависит от конкретных условий, в которых находится И., и места, которое он занимает в этих условиях. Актуальные способности — это реализация возможностей индивида в конкретных обстоятельствах. Способности обусловливают вероятность развития И. в различных направлениях — множественность направлений его развития. Степень реализации способностей зависит от психологических черт, характера и уровня зрелости И. Он может быть способным, но на уровне личности представлять собой односторонне развитого человека. МЛ. Кукарцева

Найдено научныех статей по теме ИНДИВИД — 0

Найдено книг по теме ИНДИВИД — 0

Найдено презентаций по теме ИНДИВИД — 0

Найдено рефератов по теме ИНДИВИД — 0

Узнай стоимость написания

Ищете реферат, курсовую работу, дипломную работу, контрольную работу, отчет по практике или чертеж?
Узнай стоимость!

Индивид, личность, индивидуальность

На человека можно взглянуть с трех точек зрения: биологической, психологической, социальной. Его можно рассматривать как физическое тело, принадлежащее к биологическому миру и подчиняющееся его законам. Биологический взгляд на человека выражается в понятии «индивид». Индивид – конкретный представитель человеческого рода, носитель психофизиологических качеств. В понятии «индивид» собственные индивидуальные качества человека не принимаются во внимание, речь идет только об общих с другими людьми свойствах: как представитель вида человек лишь один из многих.

Человек рождается с не до конца сформированными анатомо-морфологическими системами, которые продолжают свое развитие в условиях социума. В отличие от других видов животных, он плохо укоренен в природе. Животное от рождения имеет богатый спектр инстинктивных форм поведения, наделено всеми свойствами, необходимыми для выживания. Человек же, если рассматривать его только как биологическое тело, – существо недостаточное. В качестве животного он был обречен на гибель в природном царстве. Однако в процессе антропогенеза человек выработал гибкую систему надинстинктивных ориентиров, превратив свое биологическое несовершенство в благодатное свойство. С момента рождения индивид является носителем специфической биологии, сформированной предшествующим развитием человеческого рода. Он обнаруживает биологическую готовность усваивать культурно-исторические достижения общества. По утверждению М. Шелера, человек всегда либо больше, либо меньше, чем животное.

В отличие от животного, способного жить в очень ограниченных условиях, к которым оно инстинктивно приспособлено, человек не просто адаптируется к реальности, но и преобразует ее в соответствии со своими нуждами. Адаптация к реальности происходит благодаря средствам, предоставляемым культурой. Культура – мир символов – стоит между человеком и природой, с одной стороны, лишая его непосредственности инстинктивных биологических реакций, а с другой – открывая возможности свободного целеполагания и действия.

Социокультурный взгляд на человека выражается в понятии «личность». Личность означает понимающее и мыслящее существо, способное к саморефлексии, рассматривающее себя как одно и то же в различных местах и в разное время. Личность есть целостность, познаваемая изнутри. Индивид становится личностью в процессе социализации, через общение с другими людьми и усвоение в процессе этого общения культурных достижений человечества. Процесс социализации основывается на способности человека к уподоблению.

Ребенок не в состоянии самостоятельно осознать ценность и смысл происходящего вокруг, другие люди выступают для него способом бытия общечеловеческих ценностей и смыслов. Личностные свойства производны от социальной, психологической и биологической сторон природы человека, и даже при частичной деформации одного из начал полноценная личность не формируется.

Единство личности фиксируется в понятии «Я», переживание самотождественности и целостности субъективной реальности также неразрывно связано с чувством «Я». Рефлексирующее «Я» – центр личностного универсума, выражение осознанной индивидуальности; однако это не вся личность. Существуют разные представления о структуре личностного универсума. Например, российский психолог Игорь Семенович Кон предлагает следующую модель:

  • • субъектно-деятельное начало – экзистенциальное «Я»;
  • • представление «Я» о самом себе – Я-концепция, рефлексивное «Я»;
  • • переживаемое «Я», которое не укладывается в рациональные понятия.

Французский философ Эмманюэль Мунье предлагает другую модель. В структуре личностного универсума он выделяет воплощенное существование, коммуникацию, интимное обращение, противостояние, наличие свободы и достоинства, вовлеченность в деятельность.

Российский культуролог и философ Павел Семенович Гуревич рассматривает личность как единство телесных характеристик, возрастных особенностей, половой принадлежности, национально-этнических черт и т.п.

Очевидно, структуру личностного универсума можно выстраивать по аналогии с ценностно-смысловой структурой сознания:

  • • предметность, взаимоотношения «Я» с миром вещей;
  • • телесность, взаимоотношения «Я» с телом, переживание собственной телесности;
  • • самоосознание, взаимоотношения «Я» с самим собой;
  • • диалогичность, взаимоотношение «Я» с другим «я», с «ты»;
  • • социальность, взаимоотношения «Я» с «мы» – группой, в которую личность себя включает, и с «они» – группой, из которой личность себя исключает;
  • • трансцендентность (духовность), взаимоотношения «Я» с абсолютным, идеальным, совершенным и т.п.
Читайте также:  12 шагов с точки зрения психологии

Важным для характеристики личности является свойство идентичности. По мнению американского психолога Эрика Эриксона, термин «идентичность» имеет несколько смыслов:

  • • тождественность;
  • • индивидуальность;
  • • подлинность.

Идентичность можно определить как твердо усвоенный и принимаемый образ самого себя во всем богатстве взаимоотношений с миром и другими людьми. Идентичность – хрупкий баланс между миром и личностью. Любое изменение с той или с другой стороны приводит к смещению этого баланса и необходимости находить новую идентичность.

Понятие личности следует отличать от понятия «характер». Характер – это совокупность психологических особенностей человека, его психологическая индивидуальность. Уникальность личности выражается в понятии «индивидуальность». Основа уникальности заложена на биологическом уровне. Каждый человек, несмотря на то, что он несет в себе видовые характеристики, неповторим. Другим свойством индивидуальности, помимо уникальности, является целостность.

Итак, понятия «личность», «индивид», «индивидуальность» можно различить следующим образом: индивид – обозначение человека, взятого с биологической точки зрения как представителя вида homo sapiens; личность – интегральное единство биологической, психологической и социальной сторон человека, его сознательных и бессознательных проявлений, фокусирующееся в чувстве «Я»; индивидуальность – культурологическое видение человека, при котором на первый план выходят его психологическая самобытность, неповторимость и оригинальность.

В понимании человека следует избегать крайностей «биологизации» и «социологизации». Абсолютизация биологической или, напротив, социальной характеристик приводит к появлению различных версий панбиологизма или пансоциологизма. Панбиологизм выводит все особенности существования человека из его биологической природы. Пансоциологизм, наоборот, утверждает, что ни биология, ни собственная активность никак не влияют на человека, а его личность и характер формируются только под влиянием общества.

Индивид, индивидуальность, личность

Понятие общества как системы конкретных исторических социальных связей, системы отношений между людьми. Понятие индивида и индивидуальности человека, отличие данного конкретного человека от других людей. Особенности личности с философской точки зрения.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.05.2015
Размер файла 34,3 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство науки и образования РФ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южный Федеральный Университет»

Академия Архитектуры и Искусств

На тему: «Индивид, индивидуальность, личность»

Выполнила: Вуколова А.А.

Проверила: Бурмистрова И.В.

1. Общество и человек

2. Индивид и индивидуальность

4. Роль личности в историческом процессе

Общество выражается как система конкретных исторических социальных связей, систему отношений между людьми. Отдельно взятый человек это уже система, которая обладает сложной структурой, которая не укладывается в пространственные и физические рамки человеческого строения.

Метод структурного анализа может выявить несомненные компоненты, составляющие такие понятия как «человек», «индивид», «личность» и «индивидуальность». Структура представляет собой нечто устойчивое, стабильное и систематизированное. Долгое время в нашей исконно русской литературе они почти не различались и их употребляли как нечто взаимозаменяемое, что постоянно приводило к большой теоретической путанице. Хотя термины «индивид», «личность», «человек» — схожи между собой, но не равны по смыслу друг другу. Вместе с тем полностью их нельзя разграничивать и противопоставлять понятия . Уже абсолютен тот факт, что человек, с одной стороны, часть природы, биологическое существо особого рода, а с другой — часть социальных отношений, наводит на мысль, что по своей сути термины «человек», «личность», «индивидуальность» составляют и социальные и биологические компоненты, хотя они различаются по соотношению и содержанию их в себе. Человек — состоит из единства всех общественных отношений:

1. Идеалистическое и религиозно-мистическое понимание человека;

2. натуралистическое (биологическое) понимание человека (то есть это анатомия и физиология, тип нервной системы, половые и возрастные особенности);

3. сущностное понимание человека;

4. целостное понимание человека.

«Человек» как система остается неизменным социальным и биологическим существом,которое не существует без таких понятий как личность, индивидуальность. Натуралистическое и социальное — это два устойчивые подструктуры, которые и составляют структуру человека как целостной системы.

Понятие Человека — понятие общее. Человек — это субъект общественной и исторической деятельности, он является субъектом общественных отношений и тем самым общемирового исторического и культурного процесса. По своей природе человек это уникальное существо -биосоциальное, которое способно разумно мыслить, производить орудия труда, обладать членораздельной речью, нравственными качествами, ценностными качествами, различной степенью духовной культуры, сознательная деятельность.

В человеческой среде индивид, то это — единичный представитель человечества , отдельно взятый человек. Индивид — это представитель рода человеческого, обозначение единичного в отличие от совокупности, множества. Наряду с общими чертами, которые присущи всему человеческому роду, у него есть свои особые свойства, благодаря которым он имеет отличия от других. Здесь и природные(биологические) — рост,вес, цвет глаз, строение тела,цвет кожи,раса и социальные — интеллектуальный уровень развития, психологический склад. Хотя только что родившийся ребенок уже является индивидом, но у него нет еще человеческой индивидуальности. С индивидом их объединяет то, что они по своей сути являются биологической, природной единицей. Однако у индивидуальности она является более сложной и разносторонней. Индивид начинает быть индивидуальностью тогда, когда он перестает быть только «биологической единицей» человечества и у него проявляется свой характер. Прежде всего индивидуальность проявляется в природных и психических характеристиках человека, а если говорить конкретнее: в памяти, темпераменте, характере, эмоциональности. Человек становится индивидуальностью, когда он высказывает свои суждения, совершает определенные поступки, за которые он несет ответственность, когда у него появляются личные запросы. И хотя они, по большому счету, не очень сильно отличаются от тех, которые присущи другим людям, мы же все одинаковы в своих запросах: желаем одно и то же, думаем шаблонно. Но тем не менее для индивидуальности характерно кое-что свое, отличное от других. Например, кто-то воспринимает полученное известие о происшедшем в обществе спокойно, другой усмехнется, а третий покажет свой скептицизм. Как показывает практика понятия общество и индивид либо противопоставляют друг другу , либо говорят о том, что индивид полностью растворяется в обществе. А общественное и индивидуальное преодолевается, если индивид — это не просто единичное биосоциальное существо, которое является частью общества, которое просто не отделимо от него , а он сам,индивид, является индивидуальной форма того же общества.

Естественно, каждый индивид, будучи представителем человечества, имеет общие биологические качества человека, но в то же время он — уникальная, неподражаемая индивидуальность. Индивидуальность — это временное и совсем не вечное понятие в том смысле, что она[индивидуальность] умирает, когда умирает сам индивид. Индивидуальное не противопоставляется обществу . Их нельзя противопоставить друг другу, потому что индивид уже является существом общественным. Даже если индивид проявляет себя не вместе с коллективом, всякое проявление его жизни является проявлением общественной жизни. Также нельзя отождествлять индивид и общество, потому что каждый индивид, обладая биосоциальными признаками, может выступать исключительной и неординарной индивидуальностью.

Понятие индивидуальности акцентирует внимание на том особенном, специфическом, своеобразном, что отличает данного конкретного человека от других людей. Оно может рассматриваться как антитеза по отношению к понятию средне типичного. С представлением о развитой индивидуальности связывается наличие многообразных социальных качеств, сообщающих человеку подлинную неповторимость.

Чтобы сделать это утверждение более понятным, обратимся к такому наглядному примеру социальных качеств человека, как способности. Уметь многое, не быть профессионально ограниченным, соединять в своем занятии различные дарования и обладать способностью в случае необходимости быстро овладевать другими видами деятельности — таково, пожалуй, наиболее емкое выражение индивидуальной развитости. Не случайно в течение более двух веков философы и историки, поясняя, что они разумеют под индивидуальностью, указывают на выдающихся деятелей эпохи Возрождения.

Понятие индивидуальности можно назвать ренессансным по своему происхождению и духу. Не в том смысле, что эпоха Возрождения выработала это понятие (оно появилось значительно позже), а в том, что деятели Возрождения реально явили миру его содержание, хотя, конечно, многосторонне одаренные люди жили и прежде. Самобытность каждого из тогдашних мастеров (а она удивительна) была интегральным выражением многосторонности. В итальянских, южнофранцузских и немецких городах XV — первой трети XVI столетия родилась культура, деятели которой ярко продемонстрировали, чем вообще может быть человек, какие универсальные задатки кроются в каждом из людей. Сообщество деятелей ренессансной культуры было как бы наброском, провозвестием того, чем должно стать в отдаленном будущем все человечество: бесконечным многообразием многогранно одаренных индивидуальностей.

Конечно, культуру Возрождения неправильно было бы идеализировать. Нельзя забывать, что она еще во многих отношениях была элитарным духовным образованием, нуждалась в опеке богатых меценатов, а с конца XVI столетия вступила в фазу аристократического перерождения. И все-таки для большинства западных мыслителей, размышлявших над проблемой индивидуальности, Ренессанс был общекультурной мерой, с которой они соотносили и свои идеалы, и свои упреки по адресу развивающегося разделения труда.

Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Богато одаренный человек обладает не просто набором, совокупностью, но ансамблем различных задатков. При этом одно из его дарований, как правило, возвышается над всеми другими, определяя оригинальный способ их сочетания. Это обстоятельство было акцентировано эстетической теорией XIX века. Размышляя над загадкой художественного творчества, И. В. Гёте и философы-романтики (Ф. Шлегель, Новалис, Ф. Шлейермахер) приходили к выводу, что гармоническое многообразие способностей достигается путем реализации какого-то главного призвания-дарования, или «гения», отличающего отдельного конкретного индивида.

Процесс самореализации должен носить совершенно свободный характер. Призвание — не роль, не задача, которую человек может перед собой поставить, а затем планомерно и методично осуществлять. Вся его преднамеренность и воля должны быть как раз направлены на то, чтобы «не препятствовать гению», чтобы дарование-призвание «само в нем заговорило». Напряженная целенаправленная работа совершенно необходима для творчества, но сама по себе она лишь подготовляет момент вдохновения, озарения, открытия. Работая, мастер как бы просто разминает глину, ваять же из нее будет не он, а его разбуженный дар. Только так рождается на свет подлинный шедевр — произведение, которое поражает своей слаженностью, естественностью и непринужденностью.

Не иначе обстоит дело и с индивидуальной целостностью человека. Чтобы эта целостность образовалась, нужны многообразные целенаправленные усилия. Но не они строят индивидуальность: она сама строится, а точнее — сбывается, вырастает из зерна дарования в почве, которая разрыхлена работой.

Наблюдения Гёте и романтиков содержали, возможно, самое яркое описание индивидуальности, позволяющее раскрыть данное понятие. Но они же выявили, что понятие это еще далеко не исчерпывает человеческой активности. Они указывали (или по крайней мере намекали) на какую-то иную структуру этой активности, с помощью и под эгидой которой сама индивидуальность зреет, развертывается и гармонизируется. Речь идет о личностной структуре, определяющими характеристиками которой являются как раз преднамеренность, целенаправленность, проективность.

Человеческий индивид, если рассмотреть его в социальном аспекте(взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.), образует понятие личности. Это и есть следующая более высокая степень характеристики социальных свойств человека является его превращение в личность. Правомерно сказать так: каждая личность — человек, но не каждый человек является личностью. Ничего обидного для людей в этом высказывании нет и используется оно лишь для того, чтобы в самой краткой форме выразить степень социального различия между человеком и личностью. Надо прямо сказать, что в понимании сущности личности больше вопросов, чем ответов, но удивляться этому не следует. Вся причина состоит в том, что этой проблемой начали по серьезному заниматься только в XX веке — срок, как можно заметить, совсем небольшой для досконального прояснения этой проблемы.

Читайте также:  Как не портить зрение за компом

Одно можно сказать с уверенностью. В отличие от индивида и индивидуальности, сущность которых опирается главным образом на натуралистической природе человека, сущность личности опирается главным образом на ее социальные качества. Слово «личность» (от лат. persona) первоначально обозначало маску, которую надевал актер в античном театре (ср. русское «личина»). Затем оно стало означать самого актера и его роль (персонаж). У римлян слово «persona» употреблялось не иначе как с указанием определенной социальной функции, роли, амплуа (личность отца, личность царя, судьи, обвинителя и т.д.). Превратившись в термин, в общее выражение, слово «личность» существенно изменило свой смысл и даже стало выражать нечто обратное тому, что разумели под ним в древности. Личность — это человек, который не играет выбранную им роль, ни в каком смысле не является «лицедеем». Социальная роль (скажем, роль врачевателя, исследователя, художника, учителя, отца) принимается им абсолютно всерьез; он возлагает ее на себя как миссию, как крест — свободно, но с готовностью нести всю полноту связанной с этой ролью ответственности.

Понятие личности имеет смысл лишь в системе общественного взаимопризнания, лишь там, где можно говорить о социальной роли и совокупности ролей. При этом, однако, оно предполагает не своеобразие и многообразие последних, а прежде всего специфическое понимание индивидом своей роли, внутреннее отношение к ней, свободное и заинтересованное (или наоборот — вынужденное и формальное) ее исполнение. общество индивидуальность человек личность

Личность является предметом исследования многих наук — таких, как философия, социология, психология, физиология, которые изучают качества под различным углом зрения. С философской точки зрения можно так определить ее суть. Основу личности составляет устойчивая система значимых социальных черт, которая выражается в активном участии в общественной, экономической, культурной жизни общества и имеет конкретное влияние на происходящие в обществе, а порой, и в мире событий. Личность — это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Хотя природную основу личности образуют ее натуралистические качества, все же определяющими факторами ее развития (сущностным основанием) являются не ее природные качества (например, тот или иной тип высшей нервной деятельности), а качества социальные. Можно утверждать,что для личности характерны осознание мотивов своего поведения, постоянная работа сознания и воли, направленная на самореализацию, раскрытие индивидуальных способностей. Комплекс своеобразных неповторимых качеств и действий, характерных для данной личности, выражается в понятии «индивидуальность».

Личность отображает собой единство общего (социально-типического), особенного (классового, национального и т. д.) и отдельного (индивидуального). В конкретных исторических обстоятельствах она будет являться целостностью, тип которой формируется под влиянием определенной социальной системой. Личность — это часть индивида как социальной части общества, которое проявляет себя в различных видах социального общения и действия.

Социальные качества личности проявляются в ее действиях, поступках, в ее отношении к другим людям. По этим проявляющимся поступкам, а также наблюдением за самим собой можно в известной степени судить о душевном внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах (как положительных, так и отрицательных). Это создает возможность не только объективно сказать о тех или иных социальных качеств личности, но и и как они формируются. Чтобы понять структуру личности, нужно посмотреть на нее как в общем теоретическом плане, так и в плане научных исследований тех или иных аспектов этой структуры определенными науками — биологией, психологией, физиологией, социологией, педагогикой и др. Внутренняя сущность личности , ее духовный мир — это последствия не просто механического здействия ее сознание многообразных внешних воздействий, а это итог внутренней трудоемкой работы самой личности, в процессе которой окружающее воздействие, пройдя через духовное состояние личности, перерабатывается, осваивается и реализуется в практической деятельности. таким образом создается система воспитанных самостоятельно, проникнутых и выработанных индивидом определенных социальных качеств, которые имеют место быть в личной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т. д.),которые отражают взаимодействие личности с окружающим объективным миром. В зависимости от характера и качества общественных отношений, уровня знаний и силы воли индивид имеет возможность и силы(если имеется таковое желание) оказывать большее или меньшее влияние на обстоятельства своего развития.

Что же влияет на становление личности и какие конкретно различия личность имеет относительно простых людей? Однозначно найти ответ на интересующий нас вопрос непросто. Безусловно, таких факторов большое колличество, но в настоящее время наука еще не может обоснованно объяснить те из них, которые поясняют процесс становления человека к личности. Однако можно сказать и о том что , что важная, но не единственная роль в ее становлении, относится к социальным критериям- то есть это и воспитание, и образование, и окружающая социальной среде, и родители. Роль воспитания состоит в том, что стало нравственными и общественными ценностями для дитяти в детские и отроческие годы, что они дали ему, что воспитали в нем? Патриотизм? Верность и служение отчизне, любимой стране? Процесс обучения вкладывает в человека различные знания и что особо важно, оно вырабатывает у него мышление, способность к оцениванию и анализированию событий в различных сферах земной жизни. Окружающая социальная среда — это тот мир, высокопрофессиональный или сословный, кастовый, иерархичный, в котором находится человек, это мировоззренческие, профессиональные, нравственные ценности, которые самым непосредственным образом влияют на становление личности. Но именно родители имеют самое большое прямое влияние на личность ребенка, на его становление в этой жизни . Именно они составляют для ребенка как его “первоначальный мир”, находясь в котором он начинает копировать, опровергать или же изменять его. Семья может выступать в качестве и позитивного и негативного фактора воспитания. Позитивное влияние на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых родных для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не любит его так, не балует, не уделяет столько внимания и не хлопочет столько о нем. Но в тоже время никакой другой социальный институт не может теоретически принести столько урона и негатива в формировании личности детей, кроме как родные и близкие.

Семья — это своего рода ограниченный круг лиц, который играет в воспитании судьбоносную, многозначащую и главную роль. У беспокоящихся мамаш часто подрастают и неугомонные дети; отец с матерью очень часто так угнетают своих детей, что это у ребенка появляется комплекс неполноценности; импульсивный отец, который выходит из себя по малейшему поводу, почти всегда, сам того не понимания, неосознанно, создает у детей пример для подражания.

В связи с педагогическим процессом в семейном кругу возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы сделать максимально позитивные и свести к минимуму негативные воздействия семьи на формирование личности ребенка. Для этого нужно точно соотнести семейные социальные и психологические факторы, многозначащие для воспитания.

Основной вопрос в воспитании ребенка — достижение душевного покоя, моральные отношения родителей с ребенком. Отцу и матери не следует предоставлять ребенка самому себе, тем более в отрочестве, когда ребенок начинает проявлять свой характер, реже бывать в кругу семьи, им не следует оставлять повзрослевшего ребенка наедине самим с собой.

В семейном кругу ребенок получает первоначальные уроки, ведет наблюдения за близкими и учится как себя вести в различных ситуациях. Самое главное, чтобы обучение имело наглядный образец для подражания, чтобы он понимал, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Например, если чадо видит, что родители поучают его не лгать, но сами же в это время противоречат своим словам и поступают так, то никакого воспитательного эффекта это не несет).

Каждый из близких родных видит в детях свое продолжение себя, они хотят, чтобы дети выполнили их мечты и образы. И каждый родитель не хочет отказываться от этого.

Проблемная ситуация между родителями — различные подходы к формированию личности у собственных чад.

Первая цель, которую должны поставить перед собой родители — это прийти к общему решению, убедить друг друга. Если нужно пойти на компромисс, то нужно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

Второе — это принятие решений без присутствия ребенка, нужно сделать так, чтобы он не видел расхождения в позициях родителей,

Дети быстро усваивают сказанное и очень просто маневрируют между отцом и матерью, чтобы добится, чего они желают(плохо слушаются, ленятся, не стараются в учебе и т.д.).

Родители, думая о ребенке, должны на первое место ставить не личные амбиции, а то, что будет важнее для ребенка.

Так что личные качества родителей, их участие в воспитании ребенка, их отношение к обществу и себе подобным — главный фактор в формировании личности ребенка, которое в конечном итоге будет основами его будущей взрослой жизни.

Понятие «личность» характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. Вместе с тем каждый человек — это не только субъект, но и объект деятельности, совокупность функций (ролей), которые он выполняет в силу сложившегося разделения труда, принадлежности к тому или иному классу или социальной группе с их идеологией и психологией. Мировоззрение личности, формируемое социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших ее качеств, ее «стержнем». Оно в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых ее решений и поступков.

Социальная структура личности формируется как в производственной, так и в непроизводственной сферах: общественной деятельности, семье, быту. Степень развитости личности прямо зависит от богатства реальных общественных отношений, в которые она включена. Общество, человечество объективно заинтересовано в создании условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности, формирование ярких, духовно и нравственно богатых индивидуальностей.

Индивидуальность — это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Личность по своей сущности социальна, но по способу своего существования она индивидуальна. Индивидуальность выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь.

Индивидуальность раскрывается в самобытности конкретного индивида, его способности быть самим собой среди других. Важную роль в развитии индивидуальности играют природные задатки, врожденные особенности. Индивидуальность — это единство уникальных и универсальных свойств человека, формирующихся в процессе взаимодействия его качеств — общих, типических (общечеловеческих природных и социальных признаков), особенных (конкретно-исторических, формационных) и единичных (неповторимых телесных и духовно-психических характеристик). По мере исторического развития деятельности человека все более развивается индивидуализация человека и его отношений в различных областях жизнедеятельности. Формирование индивидуальностей — величайшая ценность, так как развитие многообразия индивидуальных способностей и талантов, их состязательности в историческом плане представляет собой одно из необходимых условий социального прогресса.

Читайте также:  Определить остроту зрения по таблице головина

Богатый опыт философско-антропологических изысканий, и прежде всего проблем личности, ее духовного самосовершенствования представлен в истории русской философии. Как отмечал еще В. В. Зеньковский, отечественная философия носит антропоцентричный характер. Труды русских мыслителей демонстрируют многообразие подходов к проблемам личности: от религиозно ориентированных до позитивистских, натуралистических и материалистических.

История представлений философов России XVIII—XX вв. о понятии личности тесно связана с особенностями развития философской мысли в стране. Во-первых, в противоположность западному мировоззрению, исходившему из индивидуалистически трактуемого «я» как последнего основания всего прочего и независимой сущности, русское мировоззрение, как отмечал С. Л. Франк, глубоко проникнуто общинным чувством, философией «мы», из которого только и вырастает «я». Во-вторых, в противоположность раздробленности, теоретизации и рационалистической атомизации жизни на Западе, русские мыслители выступали за синтетический, целостный подход в анализе теоретической и практической сфер жизни человека. Отсюда — разработка идеала «целостности» как единства теории и практики, мысли и действия, а задачи духовного самосовершенствования тесно увязывались с размышлениями о смысле истории, «цельности духа», «соборности».

Поэтому уже в философии славянофилов (Хомяков, Киреевский) разрабатывалась идея «целостной личности». Исходя из православного учения о трех элементах личности (тело, душа, дух), они подчеркивали важность согласования рассудка и чувств с другими требованиями духа, их подчинения «внутреннему корню разумения» в душе, слиянию в «одно живое и цельное зрение ума». Вслед за славянофилами С. Н. Трубецкой утверждал, что сознание личности может быть понято лишь при допущении идеи соборности, общественного целого, коллективного сознания.

Оригинальную философию «симфонической личности» развивал один из лидеров евразийства — Л. П. Карсавин. Он считал, что бытие носит личностный характер, состоит из существ потенциально личных (неодушевленные предметы), зачаточно личных (животные) и действительно личных (человек, социальные образования). Возможность превращения личности из потенциальной в актуальную осуществляется через познавательный акт. В качестве духовного существа личность есть свобода. Мир — это симфоническая всеединая личность, иерархическое единство множества симфонических личностей — индивидуальных и социальных. Наивысшей стадией симфонического мира является социальная личность (народ, семья, государство, человечество, вселенская церковь).

Содержательные мысли высказывал С. Л. Франк в своей философской антропологии: о двойственной природе человека (природное и сверхприродное, т. е. духовное существо), о диалектике взаимосвязи между Богом и человеком, внутренней антиномичности человека и т. д. Подчеркивая, что человеческая жизнь имеет форму общественной жизни, он отмечал, что двигателем ее является именно личность. Но личность не есть некая замкнутая в себе, самодовлеющая реальность. Изолированно мыслимый индивид есть лишь абстракция.

Важные аспекты теории личности развивал И. А. Ильин. Особое внимание он уделял проблеме борьбы со злом — наиболее трудной как для христианской этики, так и для других этических доктрин. Подвергнув критике концепцию непротивления злу Л. Н. Толстого, И. А. Ильин, хотя и не оправдывая применения насилия, все же считал его допустимым в определенных условиях, когда в интересах человека или общества необходимо прибегнуть к принуждению. Проблему преодоления зла он увязывал с проблемой формирования и воспитания духовно и морально здоровой личности, а эту последнюю — с пониманием смысла жизни человека.

Глубокую разработку категория личности получила в творчестве Н. А. Бердяева, причем на принципиально новой, экзистенциальной основе. Он считал, что понятие личности следует отличать от понятия индивида. Индивид — категория натуралистическая, которая обозначает часть рода, единицу общества, космоса. В этой своей ипостаси индивид связан с материальным миром. Личность же означает независимость от природы и общества, которые предоставляют лишь материю для образования активной формы личности. Личность нельзя отождествлять с душой, это не биологическая или психологическая, а этическая и духовная категория. Личность не есть часть общества или универсума. Напротив, общество есть часть личности, ее социальная сторона (качество), равно как и космос есть часть личности, ее космическая сторона. Этим объясняется, что в каждой личности есть нечто общее, принадлежащее всему человеческому роду, тому или иному профессиональному типу людей, но не в этом ее суть. Она в том, что личность — это микрокосм, универсум в индивидуально неповторимой форме, соединение универсального и индивидуального. Тайна существования личности — в ее абсолютной незаменимости, в ее однократности и несравнимости. Парадокс ее существования: она должна себя реализовывать на протяжении всей своей жизни, и в то же время она должна для этого уже изначально быть.

Будучи экзистенциально мыслящим философом, Бердяев вместе с тем не употреблял характерных для экзистенциализма понятий «экзистенция», «бытие-в-мире» и других «экзистенциалов», а выдвигал в качестве важнейшей именно категорию личности, которую основоположники экзистенциализма в Западной Европе, напротив, употребляли крайне редко, так как считали непригодной из-за ее социально-опредмеченной заземленности.

4. Роль личности в историческом процессе

Велика роль личности в историческом процессе. Известно, что историю делают люди и никто другой. Но среди людей есть такие, которые оказывают на происходящие события значительную, а порой, в отдельные периоды, решающую роль. Известно и то, что в кризисные или переломные моменты истории далеко не все личности, в том числе из числа очень известных, оказывались на Уровне поставленных жизнью проблем. Можно привести множество примеров, подтверждающих влияние переломных или критических этапов в развитии общества на формирование личностей. Так, Александр Невский стал национальным героем России главным образом потому, что в суровую годину испытаний сумел разгромить тевтонских рыцарей в 1242 г . на Чудском озере, проявив при этом высокое полководческое искусство и незаурядную храбрость, и спасти родную землю от чужеземного нашествия. Выдающейся личностью в историю России вошел русский царь Александр II, осуществивший, вопреки мощному противодействию со стороны дворянско-помещичьих кругов, в 1861 году отмену крепостного права. Вклад Александра II в отечественную историю заключается в том, что он, как, может быть, никто до него, понял необходимость этого акта для дальнейшего развития страны.

Исходя из сказанного, можно с полным основанием утверждать, что значение личности, ее след в истории в значительной степени сохранялся в немалой степени благодаря тому, в какой степени ее деятельность соответствовала историческому ходу развития. Действительно, если обратиться к истории человечества, то в памяти сохранились имена тех ученых, мыслителей, политических деятелей, писателей, живописцев, которые своей деятельностью способствовали развитию и укреплению позиций человека в мире. Получается, что только те исторические события сохранились в человеческой памяти и оказали влияние на дальнейшее развитие, которые отвечали объективным задачам и условиям своего времени. Тщательный, а если говорить современным слогом, научный учет этих условий, способность оценить существующие возможности и выбрать правильное решение — вот те слагаемые, которые придавали личности историческую значимость. Вместе с тем никакая личность не может изменить исторический ход развития. Если в обществе не созрели необходимые условия для кардинальных перемен, то создать их искусственно невозможно. Правда, в истории были случаи, когда на какое-то время, годы или десятилетия, некоторые исторические личности пытались изменить общественный строй или народные нравы, но это у них, в конечном счете, не получалось. Само собой разумеется, что выдающаяся личность, в конечном счете, благодаря своим качествам ускоряет или замедляет происходящие события, проявляет свой стиль и подходы, но решающая роль все же принадлежит объективным условиям.

Выдающиеся личности, подобно великим общественным идеям, возникают, как правило, в период кризисных или переломных периодов в истории народов. Но не они создают эти эпохи, а как раз наоборот, именно последние выступают той благоприятной средой, которая вырабатывает условия для превращения талантливых и профессионально подготовленных людей в великие символы человечества.

Быть личностью совсем непросто. И это относится не только к великим, выдающимся личностям, возложившим на себя бремя ответственности за масштабные и важные дела, за значительное политическое или интеллектуальное движение; это относится ко всякой личности, к личности вообще. Ведь даже самая скромная роль, если она выбрана всерьез, предъявляет человеку целый комплекс обязанностей.

Личностное бытие — это непрекращающееся усилие. Его нет там, где индивид отказывается идти на риск выбора, пытается уклониться от объективной оценки своих поступков и от беспощадного анализа внутренних мотивов. Но и не быть личностью нелегко, или, если выразиться точнее, несладко. В реальной системе общественных отношений уклонение от самостоятельного решения и ответственности равносильно признанию своей личностной неразвитости и согласию на подопечное существование. За дефицит сознательно-волевого начала людям нередко приходится расплачиваться всеми бедствиями деспотического порядка. И это уже не говоря о том, что сам индивид, страдающий таким дефицитом, обычно доходит до жалкого состояния: впадает в лень, ипохондрию, мечтательность или завистливость.

Нравственные основы личности и признание обществом ее достоинства. Что такое личность (не великая, исключительная, а личность вообще, личность в достаточно массовом ее выражении), история продемонстрировала в ту же эпоху, когда миру была явлена плеяда самобытных и многосторонних ренессансных индивидуальностей. Основные этические выводы, вытекающие из этого нового (строгого и полного) понимания личности, делает И. Кант. «Самодисциплина», «самообладание», «способность быть господином себе самому» (вспомните пушкинское: «умейте властвовать собой. «) — таковы ключевые понятия кантовского этического словаря. Но самая важная кантовская категория, проливающая свет на всю проблему личности, — это автономия. Слово «автономия» имеет двоякий смысл. С одной стороны, оно означает просто независимость по отношению к чему-то (автономия — то же самое, что и суверенность). С другой стороны, автономия в буквальном смысле слова — это «самозаконность».Как понимать данное выражение? Конечно, речь не идет здесь о том, что человек изобретает для себя законы: сегодня выдумывает одни, завтра подчиняется другим, словом, пародируя Бога и подражая правителям-тиранам, чинит свой личный произвол, капризы и прихоти. И в этической традиции, и особенно в работах самого Канта понятие автономии (самозаконности) подразумевает добровольный ограничительный принцип, когда определенное правило поведения (по Канту, «максиму поступка») человек задает себе сам раз и навсегда, то есть ставит его выше своих меняющихся желаний, потребностей, пристрастий и преходящих обстоятельств, к которым надо приспосабливаться. Но существует только один род общезначимых норм, действительных для всех времен. Это простейшие требования нравственности и правосознания, такие, как «не лги», «не воруй», «не чини насилия», «уважай чужое право». Их-то человек и должен прежде всего возвести в свой собственный безусловный законы и принципы поведения. Лишь на этом нравственной основе может утвердиться его личностная независимость, развиться умение «властвовать собой», строить свою жизнь как осознанное продвижение вверх. Свобода от произвольных социальных ограничений достигается только за счет нравственного самоограничения. Лишь тот, у кого есть принципы, способен к независимому оцениванию и полаганию целей. И нет ничего более пагубного для личности , чем беспринципность.

1) И.Т. Фролов. Введение в философию: учебное пособие для ВУЗов

2) Миронов Владимир. Философия: Учебник для вузов

3) Смирнов И., Титов В. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений

Источники:
  • http://studme.org/50104/filosofiya/individ_lichnost_individualnost
  • http://revolution.allbest.ru/philosophy/00552828_0.html