Меню Рубрики

Определение и смысл жизни с точки зрения философии

Жизненная философия — это система воззрений человека. Поиск ответов на главные вопросы в жизни, в чем ее смысл, для чего, что и как делать, не прекращается. С античных времен умы философов мудрствуют над этим. Сформированы десятки учений, но по-прежнему люди задают себе эти вопросы.

Понятие «философия жизни» имеет два значения:

  1. Личная философия, в центре которой решение экзистенциальных вопросов о состоянии человека.
  2. Философское направление, зародившееся в Германии во второй половине XIX века как реакция на рационализм. Главные представители:
  • Вильгельм Дильтей;
  • Анри Бергсон;
  • Пьер Адо;
  • Фридрих Ницше;
  • Георг Зиммель;
  • Артур Шопенгауэр.

Понятие жизни в философии

Жизнь определение в философии занимало умы многих мыслителей. Сам по себе термин многозначен и может быть рассмотрен с разных точек зрения:

  • биологической (как форма существования материи);
  • психологической (как форма существования сознания);
  • культурно-исторической (как форма существования человечества).

Философия жизни — основные идеи

Философия жизни объединила в себе различные направления, объединенные общими идеями. Она возникла как реакция на устаревшие философские традиции, обусловленные рационализмом. Идеи философии жизни в том, что бытие – это первооснова, и только через него можно что-то постичь. Все рациональные методы познания мира – в прошлом. На смену им приходят иррациональные. Чувства, инстинкты, вера – основные инструменты постижения реальности.

Иррационализм и философия жизни

Иррационализм основан на уникальности человеческого опыта, важности инстинктов и чувств, в противовес разумному познанию. Он, как и романтизм в литературе, стал реакцией на рационализм. Получил отражение в историзме и релятивизме Вильгельма Дильтея. Для него все знание было обусловлено личной исторической перспективой, поэтому он утверждал важность гуманитарных наук.

Иоганн Георг Гаман, немецкий философ, отвергал процесс размышления, искал правду в чувстве и вере. Личная уверенность – окончательный критерий истинности. Его соратник по литературной группировке «Буря и Натиск» Фридрих Якоби возвеличивал уверенность и ясность веры в ущерб интеллектуальному знанию.

Фридрих Шеллинг и Анри Бергсон, озабоченные уникальностью человеческого опыта, повернулись к интуитивизму, который «видит вещи, невидимые науке». Сам разум не был аннулирован, он потерял свою ведущую роль. Инстинкт – двигатель, лежащий в основе существования. Прагматизм, экзистенциализм, иррационализм – жизненная философия, расширившая представление о человеческой жизни и мысли.

Смысл жизни человека — философия

Проблема смысла жизни в философии была и остается актуальной. Ответы на вопросы, в чем смысл жизни и что делает жизнь значимой ищут философы разных направлений на протяжении веков:

  1. Античные философы были единодушны во мнении, что суть человеческой жизни таится в стремлении к благу, счастью. Для Сократа счастье равно совершенствованию души. Для Аристотеля – воплощению человеческой сущности. А сущность человека – это его душа. Духовный труд, мышление и познание ведут к достижению счастья. Эпикур видел смысл (счастье) в удовольствии, которое он представлял не как наслаждение, а как отсутствие страха, физических и духовных страданий.
  2. В Средние века в Европе представление о смысле жизни было напрямую связано с традициями, религиозными идеалами и сословными ценностями. Здесь наблюдается схожесть с жизненной философии в Индии, где повторение жизни предков, сохранение сословного статуса являются ключевыми.
  3. Философы XIX-XX веков считали, что жизнь человека бессмысленна и абсурдна. Шопенгауэр утверждал, что все религии и философские течения – это лишь попытки найти смысл и сделать бессмысленную жизнь выносимой. Экзистенциалисты, Сартр, Хайдеггер, Камю, приравнивали жизнь абсурду, и только человек мог собственными действиями и выбором придать ей некий смысл.
  4. Современные позитивистский и прагматичный подходы утверждают, что жизнь обретает тот смысл, который важен для отдельного человека в рамках его реальности. Это может быть все, что угодно – достижения, карьера, семья, искусство, путешествия. То, за что конкретный человек ценит свою жизнь и к чему стремится. Такая философия жизни очень близка многим современным людям.

Философия жизни и смерти

Проблема жизни и смерти в философии является одной из ключевых. Смерть как результат процесса жизни. Человек как любой биологический организм смертен, но в отличие от других животных, он осознает свою смертность. Это подталкивает его к мыслям о смысле жизни и смерти. Все философские учения можно условно поделить на два типа:

  1. Нет жизни после смерти. После смерти нет никакого бытия, вместе с телом человека погибает и его душа, его сознание.
  2. Жизнь после смерти есть. Религиозно–идеалистичный подход, жизнь на земле – это подготовка к загробной жизни или реинкарнации.

Книги о философии жизни для саморазвития

Художественная литература может стать отличным источником для философского просветления. Не только научные или научно-популярные книги, написанные философами, знакомят с новыми философскими идеями и дают толчок духовному развитию. Пять книг, в которых представлена философия жизни человека:

  1. «Посторонний». Альберт Камю. Книга – вымысел, в ней автору удалось отразить основные идеи экзистенциализма, даже лучше, чем в философских трактатах.
  2. «Сиддхартха». Герман Гессе. Эта книга перенесет ваши мысли с забот о будущем к мыслям о красоте настоящего.
  3. «Портрет Дориана Грея». Оскар Уальд. Великая книга об опасностях, связанных с гордостью и тщеславием, в ней читатель найдет много само-рефлексии и чувственного поиска.
  4. «Так говорил Заратустра». Фридрих Ницше. Ницше построил одну из самых оригинальных и радикальных философий за всю свою историю. Его идеи по-прежнему посылают ударные волны через христианскую общину. Большинство людей отвергают лозунг Ницше о том, что «Бог мертв», но в этой работе Ницше действительно объясняет это утверждение и озвучивает интересные идеи о жизни на Земле.
  5. «Превращение». Франц Кафка. Однажды проснувшись, герой повести обнаруживает, что он превратился в большое насекомое…

Фильмы о философии жизни

Режиссеры обращаются в своих картинах к теме человеческой жизни. Фильмы о философии жизни, которые заставят задуматься:

  1. «Древо жизни». Режиссера Терренса Малика. Это кино поднимает миллионы риторических вопросов о значении жизни, проблеме идентичности человека.
  2. «Вечное сияние чистого разума». Картина Мишеля Гондри, вышедшая на экраны в 2004, своего рода философское учение о том, как жить свою жизнь, принимать ошибки и не забывать о них.
  3. «Фонтан». Фантастическое кино от Даррена Аранофски покажет новые интерпретации действительности.

Смысл жизни с точки зрения философии

Значение понятия «смысл жизни» для становления духовно-нравственного облика личности. Проблема смысла жизни в исследованиях Фрейда и Франкла. Поиск своего предназначения, цели существования как ступень для развития личности человека. Теория абсурда Камю.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 01.11.2012
Размер файла 24,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

смысл жизнь Фрейд человек

1. Смысл и бессмысленность (смысл жизни по Камю)

2. Проблема смысла жизни по Фрейду

3. Проблема смысла жизни по Франклу

4. Смысл жизни по В.С. Соловьеву

Смысл жизни — это одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. От того, какую жизненную стратегию выберет человек, зачастую зависит жизнь не только его самого, но и его окружения, а иногда и всего человечества. Вопрос о смысле своей жизни в определенный период посещает каждое мыслящее существо, желающее понять и познать себя, свое предназначение и место в этом мире. Жизнь обязательно принуждает человека дать ответ на вопросы: «Для чего я живу?», «В чем смысл моей жизни?» Каждый ответственный за свою судьбу и судьбы других человек не может и не хочет жить без цели, определенной задачи или же мечты, а всегда ищет то «достойное», чем можно было бы занять свою жизнь, сделать ее более значительной. Четкое представление о смысле и назначении своей жизни является основной движущей силой бытия человека, стратегическим орудием, позволяющим не покориться, а наоборот преодолеть все трудности и испытания на жизненном пути. Но для этого нужно, чтобы человек сам определил, сам сообщил тот или иной смысл своему существованию, нашел свое назначение согласно своим способностям, сделал свою жизнь максимально плодотворной, полезной, нужной. Под смыслом жизни мы понимаем осознание индивидом основного содержания своей жизнедеятельности, как прошлой и настоящей, так и будущей, которое определяет его место и значение в жизни общества и придает человеку уверенность в том, что его индивидуальная жизнь нужна и ему самому, и окружающим, и обществу.

Понимание смысла жизни предполагает существование устойчивых планов и программ на будущее, которые, несмотря на всевозможные временные трудности, неуклонно будут вести человека вперед. Согласно К.С. Станиславскому, смысл жизни можно соотнести со «сверхзадачей» человеческой жизни, которая объединяет в себе все мелкие жизненные цели: «Цель жизни в этом случае можно рассматривать как ствол целого «древа целей», который объединяет и направляет все частные и конкретные цели на осуществление смысла жизни.

1. Смысл и бессмысленность (смысл жизни по Камю)

Мир не есть Бог и его жизнь — не божественная жизнь; в мире царит смерть, он полон тьмы и страданий. Как в нем найти путь (и существует ли он?), совпадающий с истиной и жизнью? Иными словами, наметив идеи, как их реально осуществить? А вдруг как вечная жизнь — всего лишь приманка, мечтательно-утопическое, по самому своему смыслу неосуществимое понятие? Наконец, как найти и как доказать существование Бога и примирить с ним и нашу собственную жизнь, и мировую жизнь в целом — во всем том зле, страданиях, слепоте и бессмыслице, которые всецело владеют ею и насквозь ее пронизывают? Ужас истины может заключаться в отсутствии всякого смысла и цели, в отсутствии всяких условий, при которых этот смысл был бы осуществленным. Остается выбор: или честно глядеть в лицо фактам жизни, как она есть на самом деле, или трусливо предаваться мечтам о жизни, какой она должна была бы быть, чтобы иметь смысл. Или все же отыскать смысл и абсолютное благо. Экзистенциалисты выбрали первый путь.

Камю в своей теории абсурда утверждал, что единственный прогресс цивилизации — создание людей, умирающих сознательно. Камю приходит к идее полной бессмысленности всего сущего, идее абсурда. Назначение и мужество разума ему видится в честном принятии этой истины и противостоянии ей творческим существованием (идея творческого бунта). Смотреть на все открытыми глазами, видеть все таким, каково оно есть, понимать и сознавать великую диалектику жизни и смерти — это и означает приобщаться к жизни существующего мира, сознавать и ощущать всем своим существом его удивительную силу и красоту, многообразие и полноту бытия. Смысл философии, искусства и творчества — вернуть человеку утраченную душевную гармонию.»Для человека осознать свое настоящее — это значит ничего больше не ждать. Я не хочу верить, что смерть — это преддверие другой жизни. Смерть для меня — закрытая дверь». «Все мое царство в этом мире» («Изнанка и лицо»).

Камю писал, что «абсурд рождается в столкновении между призванием человека и неразумным молчанием мира. «. Мир не абсурден, он неразумен, абсурд столкновение между иррациональностью и иступленным желанием ясности. Поэтому абсурдный человек отрицает смысл и ничего не делает для вечности. Отвергая надежду, он живёт и действует только в настоящем и ради настоящего. Все разговоры и посулы прекрасного будущего — иллюзии и химеры. Человек может жить заботой о будущем только до встречи с абсурдом. Абсурд важен тем, что кладёт конец иллюзиям и учит смотреть на мир открытыми глазами, не смиряясь и не покоряясь судьбе. Абсурдный человек не ставит своей целью объяснить действительность, решить какие-то реальные проблемы — творчество состоит для него в испытании самого себя и в описании того, что он видит и переживает. Проблема смысла человеческой жизни преломляется у Камю в проблему ясного видения существующего. Смерть не решает никаких проблем, ибо за ней ничего нет. Смысл жизни коренится в самом человеке, в его отношении к миру. И разрешить его может лишь творчество. Ницше говорит: «Искусство нам дано, чтобы не умереть от истины». По Камю, абсурдная борьба, которую постоянно ведёт человек, представляет собой игру, являющуюся преимущественно искусством. Бытие человека как человека начинается с бунта, конечную перспективу которого должно дать искусство. «Великий стиль в искусстве есть выражение самого высокого бунта».Творчеству же не нужен смысл, ибо оно само его создаст.

2. Проблема смысла жизни по Фрейду

Чего люди требуют от жизни и чего стремятся в ней достичь?

Чего люди стремятся к счастью, они хотят стать и пребывать счастливыми. Это стремление имеет две стороны, положительную и отрицательную цели: отсутствие боли и неудовольствия, с одной стороны, переживание сильных чувств наслаждения — с другой.

То что понимается под счастьем, проистекает скорее из внезапного удовлетворения потребности, достигшей высшей напряженности, и по своей природе возможно лишь как эпизодическое явление. Продолжительность ситуации, к созданию которой так страстно стремится принцип наслаждения, дает лишь чувство прохладного довольства; мы так устроены, что можем интенсивно наслаждаться только контрастом и весьма мало — самим состоянием. Значительно менее трудно испытать несчастье. Страдания угрожают нам с трех сторон: со стороны нашего собственного тела, судьба которого — упадок и разложение; со стороны внешнего мира, который может обрушить на нас могущественные и неумолимые силы разрушения, и, наконец, со стороны наших взаимоотношений с другими людьми.

Под давлением этих угрожающих людям страданий, их требования счастья становятся более умеренными; так же как и сам принцип наслаждения трансформируется в более скромный принцип реальности, так же и человек считает себя счастливым, когда ему удается избежать несчастья, превозмочь страдания, когда вообще задача уклонения от страдания оттесняет на второй план задачу получения наслаждения. Размышления нам показывают, что для разрешения этой задачи модно пробовать идти самыми разнообразными путями.

Сознательный уход от людей, одиночество — самый обычный способ защиты от страданий, возникающих от общения с людьми. Разумеется, счастье, обретаемое таким путем, это счастье покоя.

Конечно, имеется иной и лучший путь — в качестве члена человеческого общества перейти в наступление на природу и подчинить ее человеческой воле при помощи науки и техники. Тогда человек действует вместе со всеми ради счастья всех.

Наиболее интересными методами предотвращения страдания являются, однако, те, которыми человек пытается воздействовать на собственный организм самым грубым, но и самым эффективным способом является химическое воздействие, т.е. интоксикация. Существуют чуждые организму вещества, наличие которых в крови и тканях приносит нам чувство наслаждения, а также так меняет условия нашей эмоциональной жизни, что мы становимся неспособными к восприятию неприятного.

Но вещества, создающие тот же эффект, должны существовать в нашем собственном организме; по крайней мере при таком заболевании, как мания, наблюдается поведение как бы в состоянии дурмана, без введения в организм наркотиков.

Сложное строение нашего душевного аппарата позволяет прибегать к целому ряду других воздействий. Удовлетворение наших первичных позывов дает нам счастье, но они же являются источником мучительных страданий, когда внешний мир отказывается дать им удовлетворение и обрекает нас на лишения.

Радикальный способ заключается в умерщвлении первичных позывов, как этому учит восточная мудрость и приводит в жизнь практика йогов.

Другая методика защиты против страданий пользуется доступными нашему душевному аппарату смещениями либидо, благодаря чему его функция приобретает столь большую гибкость. Больше всего можно добиться при уменьшении достаточно повысить интенсивность наслаждения из источников психической и интеллектуальной деятельности. Удовлетворения такого рода, как радость художника от процесса творчества, как радость исследователя при решении проблем и в познании истины, имеют особое качество. Эти удовлетворения кажутся нам более “тонкими и возвышенными”, но они не потрясают нашу физическую природу. Слабая сторона этого способа заключается в том, что он доступен лишь немногим людям.

Читайте также:  До скольки диоптрий делают лазерную коррекцию зрения

В следующем способе на первом месте стоит наслаждение произведениями искусства. Каждый человек, восприимчивый к обаянию искусства, не может недооценить этого источника наслаждения и утешения. Однако, легкий наркоз, в который нас погружает искусство, не может дать нам большего, чем мимолетное отвлечение от тягот жизни.

Более основательные и эффективные возможности открывает нам способ, видящий единственного врага в самой действительности, считающий ее источником всех страданий. Отшельник отвращается от мира и не хочет иметь с ним никакого дела. Но можно сделать и больше, можно стремиться этот мир преобразить, создать вместо него мир иной. Тот, кто в порыве возмущения и протеста становится на этот путь, как правило, ничего не достигает — действительность для него слишком непосильна.

Есть еще ориентация в жизни, которая ставит в центр всего любовь и все удовлетворение видит в том, чтобы любить и быть любимыми. Одна из форм любви — половая — приобщила нас к сильнейшему переживанию ошеломляющего ощущения наслаждения, дав прообраз нашим устремлениям к счастью. Но очевидна и слабая сторона этой житейской методики. Мы никогда не бываем более беззащитными по отношению к страданиям, чем, когда мы любим, и никогда не бываем более безнадежно несчастными, чем когда мы потеряли любимое существо или его любовь.

Программа того, как сделаться счастливым, к осуществлению которой нас принуждает принцип наслаждения, не может быть реализована, и тем не менее мы не должны прекратить усилия для того, чтобы каким-то образом приблизиться к ее реализации. При этом можно выбирать самые различные пути, отдавая предпочтение либо стремлению к положительному содержанию цели — к наслаждению, либо стремлению к ее негативному содержанию — к предотвращению неудовольствия. И тут каждый сам должен пытаться стать счастливым на свой собственный лад.

3. Проблема смысла жизни по Франклу

Франкл говорил: «… смысл своей жизни каждый человек открывает для себя сам. Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос».

Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни Франкл рассматривает как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Из жизненных наблюдений, клинической практики и разнообразных эмпирических данных Франкл заключает, что для того, чтобы жить и активно действовать, человек должен верить в смысл, которым обладают его поступки. «Даже самоубийца верит в смысл — если не жизни, то смерти». Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом.

Учение о смысле жизни учит, что смысл «в принципе доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и. религиозных убеждений».

Возможно обобщить пути, посредством которых человек может сделать свою жизнь осмысленной: во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей), и, в-третьих, посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить.

Соответственно этому членению, выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения. Приоритет принадлежит ценностям творчества, основным путем реализации которых является труд. При этом смысл и ценность приобретает труд человека как его вклад в жизнь общества, а не просто как его занятие. Смысл труда человека заключается прежде всего в том, что человек делает сверх своих предписанных служебных обязанностей, что он привносит как личность в свою работу. Ценности творчества являются наиболее естественными и важными, но не необходимыми. Смысл жизни может, согласно Франклу, придать задним числом одно-единственное мгновение, одно ярчайшее переживание. Из числа ценностей переживания Франкл подробно останавливается на любви, которая обладает богатым ценностным потенциалом. Любовь — это взаимоотношения на уровне духовного, смыслового измерения, переживание другого человека в его неповторимости и уникальности, познание его глубинной сущности. Вместе с тем и любовь не является необходимым условием или наилучшим вариантом осмысленности жизни. Индивид, который никогда не любил и не был любим, тем не менее может сформировать свою жизнь весьма осмысленным образом.

Основной пафос и новизна подхода Франкла связаны у него, однако, с третьей группой ценностей, которым он уделяет наибольшее внимание, — ценностями отношения. К этим ценностям человеку приходится прибегать, когда он оказывается во власти обстоятельств, которые он не в состоянии изменить. Но при любых обстоятельствах человек свободен занять осмысленную позицию по отношению к ним и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. Как только мы добавляем ценности отношения к перечню возможных категорий ценностей, пишет Франкл, становится очевидным, что человеческое существование никогда не может оказаться бессмысленным по своей внутренней сути. Жизнь человека сохраняет свой смысл до конца — до последнего дыхания. Франкл считает ценности отношения в чем-то более высокими, хотя их приоритет наиболее низок — обращение к ним оправданно, лишь когда все остальные возможности более активного воздействия на собственную судьбу исчерпаны.

Правильной постановкой вопроса, однако, является, согласно Франклу, не вопрос о смысле жизни вообще, а вопрос о конкретном смысле жизни данной личности в данный момент. «Ставить вопрос в общем виде — все равно что спрашивать у чемпиона мира по шахматам: «Скажите, маэстро, какой ход самый лучший?» Франкл не устает подчеркивать, что смыслы не изобретаются, не создаются самим индивидом; их нужно искать и находить. Смыслы не даны нам, мы не можем выбрать себе смысл, мы можем лишь выбрать призвание, в котором мы обретем смысл. В нахождении и отыскании смыслов человеку помогает совесть, анализу которой Франкл посвятил свою книгу «Подсознательный бог». Совесть помогает человеку найти даже такой смысл, который может противоречить сложившимся ценностям, когда эти ценности уже не отвечают быстро изменяющимся ситуациям. Именно так, по Франклу, зарождаются новые ценности. «Уникальный смысл сегодня — это универсальная ценность завтра».

Однако найти смысл — это полдела; необходимо еще осуществить его. Человек несет ответственность за осуществление уникального смысла своей жизни. Осуществление смысла — процесс не простой и далек от того, чтобы совершаться автоматически, коль скоро смысл найден. Франкл характеризует стремление, порождаемое смыслом, в отличие от влечений, порождаемых потребностями, как то, что требует постоянного принятия индивидом решения, желает ли он осуществить его в данной ситуации или нет.

Осуществление смысла является для человека императивной необходимостью по причине конечности, ограниченности и необратимости бытия человека в мире, невозможности отложить что-то на потом, неповторимости тех возможностей, которые представляет человеку каждая конкретная ситуация. Осуществляя смысл своей жизни, человек осуществляет тем самым сам себя; так называемая самоактуализация является лишь побочным продуктом осуществления смысла. Тем не менее человек никогда так и не знает до самого последнего мгновения, удалось ли ему действительно осуществить смысл своей жизни.

Завершая рассмотрение учения о смысле жизни в теории Франкла, повторим основной тезис этого учения: жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден.

4. Смысл жизни по В.С. Соловьеву

Есть ли вообще у нашей жизни какой-нибудь смысл?

Если есть, то имеет ли он нравственный характер, корениться ли он в нравственной области? И если да, то в чем он состоит, какое будет ему полное и верное определение?

Одни отрицают у жизни всякий смысл, другие считают, что смысл жизни не имеет ничего общего с нравственностью, что он вовсе не зависит от наших должных и добрых отношений к Богу, к людям, ко всему миру, третьи, признавая значение нравственных норм для жизни, дают им весьма различные определения.

Между отрицателями жизненного смысла есть люди серьезные: это те, которые свое отрицание завершают делом — самоубийством; и есть несерьезные, отрицающие смысл жизни лишь посредством рассуждений и целых мнимофилософских систем.

Когда теоретический пессимист утверждает, что жизнь есть зло и страдание, то он этим выражает свое убеждение, что жизнь такова для всех, но если для всех, то значит, и для него самого, а если так, то на каком же основании он живет и пользуется злом жизни, как если бы оно было благом? Ссылаются на инстинкт, который заставляет жить вопреки разумному убеждению, что жить не стоит. Ссылка бесполезная, потому что инстинкт не есть внешняя сила, механически принуждающая к чему-нибудь: инстинкт проявляется в самом живущем существе, побуждая его искать известных состояний, кажущихся ему желанными или приятными. И если, благодаря инстинкту, пессимист находит удовольствие в жизни, то не подрывается ли этим самое основание для его мниморазумного убеждения, будто жизнь есть зло и страдание?

Если возможным решающим побуждением к жизни признается только перевес ощущений удовольствия над ощущением страдания, то для огромного большинства человечества такой перевес оказывается фактом: эти люди живут, находя что стоит жить. И к их числу принадлежат и те теоретики пессимизма, которые, рассуждая о преимуществах небытия, на деле отдают предпочтение какому ни на есть бытию.

Другие пессимисты — серьезные, то есть самоубийцы, с своей стороны тоже невольно доказывают смысл жизни. Речь идет об убийцах сознательных, владеющих собой и кончающих жизнь из разочарования или отчаяния. они предполагали, что жизнь имеет такой смысл, ради которого стоит жить, но, убедившись в несостоятельности этого, они лишают себя жизни. Что мы находим в сущности всякого самоубийства: совершается в жизни не то, что должно в ней совершаться, следовательно, жизнь не имеет смысла и жить не стоит. Факт несоответствия между произвольным требованием страстного человека и действительностью принимается за выражение какой-то враждебной судьбы, за что-то вообще.

Отрицая различные учреждения, моральный аморфизм забывает об одном довольно важном учреждении — о смерти, и только это забвение дает доктрине возможность существования. Ибо, если проповедники морального аморфизма вспомнят о смерти, то им придется утверждать одно из двух: или что с упразднением войск, судов и т.п. люди перестанут умирать, или что добрый смысл жизни, не совместимый с царствами политическими, совершенно совместим с царством смерти.

Моральный аморфизм, признавая добрый смысл жизни, но вместе с тем отрицая все ее объективные формы, должен признать бессмыслицею всю историю мира и человечества, которая целиком состоит в созидании и усовершенствовании форм жизни.

Два эти противоположных воззрения совпадают в том, что оба берут добро не по существу, а связывают его с актами и отношениями, которые могут быть и добрыми, и злыми, смотря по тому, чем они внушаются, чему они служат.

Без чистоты добра, без возможности во всяком практическом вопросе различить добро от зла безусловно и во всяком единичном случае сказать ДА или НЕТ жизнь была бы вовсе лишена нравственного характера и достоинства; без полноты добра, без возможности связать с ним все действительные отношения, во всех оправдать добро и все добром исправить жизнь была бы одностороннею и скудною; наконец, без силы добра, без возможностей его окончательного торжества над всем, до “последнего врага” — смерти — включительно, жизнь была бы бесплодна.

Миллиарды человеческих жизней в пределах только одного века уходят в Вечность. Поколения сменяют друг друга. С наступлением старости или роковой болезни, почувствовав свою обреченности, человек все более задумывается, что такое жизнь, зачем он жил, что совершил, во что верил. Была ли его жизнь полезной, не напрасной, высоким ли было его предназначение? Какие благие дела, реализованные помыслы и какая память останутся после жизни? И есть ли вообще в жизни смысл? Или это «бессмысленное чередование рождений и смертей»? (Е.Н. Трубецкой). Если есть, то в чем он, и как вести осмысленную жизнь, как сделать ее счастливой и достойной? И что после смерти?

Поисками ответов на эти вопросы занимались и занимаются и мифология, и различные мифологические учения, и искусство, и многочисленные направления философии.

В этой работе я показал только несколько направлений в философии, осветил только несколько работ философов, которые пытались ответить на глобальный вопрос: «В чем смысл жизни?» В отличие от мифологии и религии, которые, как правило, стремятся навязать, продиктовать человеку определенные решения, философия апеллирует прежде всего к разуму человека и исходит из того, что человек должен искать ответ самостоятельно, прилагая для этого собственные духовные усилия. Философия же помогает ему, аккумулируя и критически анализируя предшествующий опыт человечества в такого рода поисках.

Из всего изложенного, я могу сделать такой вывод: что смысл существования человека — в нахождении цели своего существования.

В дальнейшем с развитием науки и техники, с космизацией человечества, выходом его в будущем в бесконечные просторы Вселенной вероятно изменят во многом и наши представления о времени, что, по-видимому, будет связано с новым пониманием смысла человеческой жизни, ее длительности, смерти и бессмертия.

1. Виктор Франкл. Человек в поисках смысла. Москва, Прогресс, 1990 г.

2. В поисках смысла. Мудрость тысячелетий. / Составитель А.Е. Мачехин. Изд.2-е, ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

3. Фрейд З. Неудовлетворенность культурой. Мир философии. — М., 1991.

4. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., Прогресс, 1990.

5. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. — 1990. — № 6.

6. Моисеев Н.Н. Проблема человека // Вопросы философии. — 1990. — № 6.

7. Камю А. Миф о Сизифе // Сумерки богов: CПб. — М.: Издательство политической литературы, 1989.

8. Камю А. Бунтующий человек. — М.: Политиздат, 1993.

9. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. — М., 2 т., 1991.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Характеристика смысла жизни и предназначения человека с точки зрения философской антропологии. Взаимосвязь личности и общества. Проблема мужского и женского начала в понимании антропологии. Человек и биосфера. Различные философские течения о смысле жизни.

реферат [31,3 K], добавлен 21.11.2010

Поиск смысла жизни как проблема и жизни личности, и практической философии. Особый интерес поиска смысла жизни у молодежи с учетом особенностей реальной современности. Значение политических манипуляций для потери духовного стремления и личностных поисков.

эссе [12,0 K], добавлен 26.10.2014

Теоретический анализ философской интерпретации проблемы смысла и конечной цели мироздания. Смысл и бессмысленность в трудах Камю (абсурд Камю). Проблема смысла жизни по Фрейду и по Франклу. Отличительные черты пессимистических взглядов на смысл жизни.

контрольная работа [29,3 K], добавлен 30.11.2010

Определение конечной цели существования, предназначения человечества и человека как биологического вида. Проблема смысла жизни в русской философии. Русские философы о назначении человека. Религиозно-философское осмысление творчества Достоевского.

реферат [47,3 K], добавлен 18.11.2011

Философско-антропологическая проблематика. Проблема смысла жизни. Смысл жизни как философская категория. Абсурд как альтернатива смыслу жизни. Творчество как эсхатология абсурда. Отношение человека к абсолюту, судьбе и свободе. Наличие морали, аксиологии.

реферат [24,8 K], добавлен 23.01.2009

Цель и смысл индивидуальной жизни личности, ее связь с социальными идеями и действиями, определяющими ответственность на Земле. Формирование собственной системы ценностей, мировоззрения, картины мира. Смысл жизни по З. Фрейду; экзистенциальный невроз.

реферат [27,5 K], добавлен 14.04.2014

Понимание смысла жизни в эпоху Античности, в Новое и Новейшее время. Средневековое понимание этого вопроса. Смысл человеческой жизни в марксистской философии. Религиозное и атеистическое его истолкование в философии. Проблема самореализации человека.

реферат [26,8 K], добавлен 09.02.2013

Читайте также:  Можно ли носить линзы в 13 лет с плохим зрением

Межпредметные связи и основы философии. Человек как главная философская проблема. Теория внешнего вмешательства. Креационистская и эволюционная теории происхождения человека. Фундаментальные отличия человека от животного. Смысл существования человека.

презентация [1,3 M], добавлен 27.12.2013

Осознание человеком конечности своего земного существования, выработка собственного отношения к жизни и смерти. Философия о смысле жизни, о смерти и бессмертии человека. Вопросы утверждения нравственного, духовного бессмертия человека, право на смерть.

реферат [16,1 K], добавлен 19.04.2010

Вопрос о смысле жизни как философская и духовная проблема, несущая в себе неопределённость цели существования. Одиночество, депрессия — причина суицида. Психологические, философские и религиозные взгляды на вопрос о смысле жизни. Цитаты известных людей.

Смыслы жизни, в чем они заключаются

Многих людей интересует вопрос: в чем смысл жизни. Отвечая на этот вопрос, нужно руководствоваться несколькими точками зрения и знаниями разных наук, так как каждый понимает этот термин по-своему. Ведь существуют и такие люди, которые не видят своего предназначения в жизни.

Этой проблемой обеспокоены не только простые люди, но и писатели, философы, религиозные мыслители, художники, поэты и другие великие люди. И кто-то этому изучению посвятил даже всю свою жизнь. Но до сих пор не удается точно ответить на вопросы: что такое смысл жизни и в чем он заключается.

Насущный вопрос о смысле жизни человечества

В чем заключается смысл жизни? Наверное, точного ответа на вопрос найти не удастся, так как каждый человек видит мир со своей точки зрения и размышляет согласно своим взглядам и предпочтениям. Чтобы ответить на столь сложный вопрос, в первую очередь, нужно понять свою цель в этой жизни.

Смысл жизни человека будет меняться на продолжении всего жизненного пути, так как перед ним постоянно будут стоять разные цели и задачи. В основном они связаны с уровнем проживания и возрастом индивида.

Например, когда человек становится совершеннолетним, его целью является заработать как можно больше денег , чтобы встать на ноги и завести семью и прокормить всех ее членов. Но когда к сорока годам у него уже все это есть, его преследует новая «миссия» – это поставить на ноги и обеспечить своих детей. К шестидесяти же годам многие люди заботятся о своей второй половинке, сохраняют свое здоровье и живут в свое удовольствие.

Можно ли жить без цели в жизни

Некоторые люди не понимают в чем смысл жизни и поэтому живут, не имея его. Но такие индивиды лишены внутренних мотиваций и вряд ли им чего-то удастся добиться в своей жизни. Ведь, если человек не ставит перед собой целей, ему сложно стремиться к идеальной жизни. Если человек не понимает, в чем заключается смысл его жизни, он становится слабым и ему очень сложно чего-то добиться и достичь.

Если человек не понимает, в чем заключается его смысл жизни, то им очень просто управлять и принимать за него решения, так как зачастую такие люди не имеют собственного мнения. В результате страдает индивидуальность, и он перестает проявляться как личность.

Как утверждают психологи, те люди, которые не видят предназначения своей жизни, часто спиваются, становятся депрессивными или заканчивают жизнь суицидами. Чтобы этого не произошло с вами, нужно в своей жизни строить цели, планы и понимать для чего вы живете на земле.

Предназначение человека с философской точки зрения

Наверное, философия – это первая наука, которая изучает, что же такое смысл жизни. Но и тут есть свои споры, так как у каждого философа своя точка зрения, которую он готов отстаивать.

Философы постоянно стремятся к каким-то идеалам и создают собственные модели поведения. Самыми популярными постулатами о смысле жизни человека можно назвать следующие:

1. В античной философии существовали следующие мысли:

  • Аристотель видел смысл жизни человека в получении счастливых эмоций;
  • Эпикур считал смыслом человеческой жизни получение удовольствия;
  • Диоген видел в жизни смысл лишь тогда, когда речь шла о душевном покое.

2. В философии Средневековья на размышления что такое смысл человеческой жизни, отвечали так: это изучение жизни потомков и следование их примерам.

3. А философы двадцатого века смысл жизни человека видели в ином. И тут тоже имеются разногласия:

  • иррационалисты считали, что смысл человеческой жизни кроется в борьбе со смертью и страданиями;
  • экзистенциалы утверждали, что смысл жизни человека зависит лишь от него самого;
  • а позитивисты не считают это как таковой проблемой.

Цели в жизни человека с религиозной точки зрения

О какой бы эпохе времени человек ни заговорил, всегда люди пытались понять свое предназначение и определить в чем состоит смысл жизни человека. Немало этой проблеме посвятила и религия. Можно с уверенностью говорить, что у людей, живших сто лет назад, и у тех, которые проживают сегодня, совершенно разные цели, так как мир не стоит на месте и постоянно изменяется. Те обычаи, традиции и устои, которые были модными много лет назад, сегодня вряд ли по достоинству оценит современная молодежь.

Если говорить о религии, то больше всего вопросом о смысле жизни человека обеспокоено христианство. Если рассматривать эту тему на религиозном уровне, то нельзя не говорить о таких понятиях и определениях, как Бог, Иисус, грехопадение, спасение души. Этой проблемой обеспокоены многие люди и данная тенденция будет наблюдаться еще несколько лет.

«Духовная элита» смысла жизни

Чтобы понять, в чем состоит смысл жизни человека на земле, нужно рассмотреть еще одну точку зрения, которая именуется духовной элитой. Смыслом этой элиты можно назвать то, что люди должны сберегать все, что их окружает и привлекать человечество ко всему духовному и культурному. Например, Ницце говорил, что смысл человеческой жизни, заключается в том, что необходимо рождать гениев, тем самым повышая культуру своей страны и продолжая свой род.
Об этом же говорил и Ясперс, который считал, что люди должны быть примером друг для друга. Смысл человеческой жизни, по его мнению, заключался еще и в том, чтобы избавить мир от сиротства, делая доброе дело для детей. И все дети должны расти в полноценных семьях.

Гедонизм и предназначение человека

Гедонизм также изучает, в чем смысл жизни человека. И его ответы на этот вопрос не сильно отличаются от других наук. Основателями этого течения можно назвать Аристиппа и Эпикура, которые утверждали, что в жизни человек должен испытывать только положительные эмоции, а если происходит что-то негативное, то это плохо сказывается на жизни целиком.

Также они утверждали, что все живое на земле тянется к тому, чтобы получать удовольствие и брать все от жизни. Иными словами, их теория заключается в создании прекрасного на земле.

Но существовало много возражений согласно этому течению. Как говорят ученые, гедонисты видят смысл жизни человека лишь в стремлении к счастью и больше ни в чем другом. В какой-то мере это определение верно.
Но с другой стороны, как показывает практика, человек, который совершает поступок, не всегда думает хороший он или плохой. Ведь чаще всего сначала человек что-то делает, а только потом думает о содеянном и неважно плохой или хороший поступок он совершил. Порой люди даже специально делают такие дела, которые связаны с мучениями, страданиями и даже смертностью – чтобы наказать друг друга.

Стоит понимать, что каждый человек индивидуален, и то, что одному кажется положительным явлением, для другого может принести много горя и разочарований.

Кант же определение гедонизма считал условным. И на вопрос, в чем смысл жизни человека, он отвечал по-разному. Кант, считал, что предназначение человека заключается в стремлении вырабатывать в себе добрую волю. Только таким способом можно добиться совершенства.

О смысле жизни человека согласно унитаризму

Вопрос, в чем состоит смысл жизни, изучался и теорией унитаризма. Главными представителями этой теории можно назвать философов Милля и Бентамома. Бентамом видел смысл жизни человека в прекрасном и в получении удовольствия от нее. Но он понимал, что человек может стать счастливым и получить удовольствие, только если он избегает все мучения и страдания, а этого добиться очень сложно. По его мнению, можно было с помощью математической формулы высчитать то, насколько человек счастлив или, наоборот, недоволен.
Как утверждал Милль, смысл жизни человека заключается в счастье. Но как он говорил, что для счастья человека испытывать положительные эмоции должен не только он, но и все люди, которые его окружают.

Рассуждения Л. Н. Толстого о предназначении человека

Л. Н. Толстой в своих произведениях часто затрагивал вопрос: в чем смысл жизни человека. И голова писателя была полностью наполнена его решением. После долгих раздумий Толстой понял, что предназначение человеческой жизни заключается в самосовершенствовании личности. Как утверждала писатель, чтобы жить правильно и честно, нужно постоянно бороться как с собой, так и с окружающим миром.

К сведению Л. Н. Толстой, это не только потрясающий и талантливый писатель, он еще и выдающийся философ. Ему принадлежат многие цитаты и крылатые выражения. Он считал, что перед тем как понять – в чем смысл жизни, нужно понять, что такое жизнь. Именно это определение он трактовал в своих произведениях. Но больше всего страниц изучению этого вопроса он посвятил в своем романе-эпопеи «Война и мир». Именно прочитав его, многие люди начинают задумываться и понимать, что такое жизнь на самом деле.

Что говорит литература о предназначении человечества

Роль литературы в жизни человека сложно не оценить, ведь книги смогли воспитать не одно поколение, по ним учатся многие люди, ищут в них свои идеалы и обретают любимых героев. Но к сожалению, в последнее время люди очень редко вспоминают о книгах. А ведь благодаря им можно прожить настоящие эмоции и прочувствовать на себе судьбу героев.

Во многих произведениях присутствуют размышления о предназначении человечества. Как показывает статистика, больше всего писатели сходятся во мнении о том, что цель человеческого предназначения заключается в вечном. Как утверждает Экклезиастат, смысл жизни человека состоит в чем-то бессмысленном и постоянной спешке куда-то. Он говорит что любовь, взаимопонимание и счастье не имеют никакого отношения к этому рассуждению.

Ответ на этот вопрос люди ищут как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Очень часто писатели в своих произведениях показывают, что на самом деле является целью человека, а не только одни предположения. При этом произведения заканчиваются на горькой ноте, но как бы это ни было печально, именно там мы можем наблюдать за тем, как на самом деле живут люди.
Ведь часто, когда человек ищет предназначение своей жизни, это заканчивается для него трагично. Порой, пытаясь добиться правды, человеку приходится сталкиваться с жестокой несправедливостью и тем самым страдать.

Предназначение жизни с точки зрения психологии

Фромм считал, что без целей в жизни жить не получится, так как человеку не к чему будет стремиться и нечего будет добиваться. Ведь жизнь, наполненная целями и мечтами, интересна и увлекательна.

Как утверждал А. Адлер, предназначение человеческой жизни заключается в развитии его души. Ведь у любого человека есть какой-то идеал, к которому он стремится и хочет быть похожим на него. Конечно, этот идеал представляет собой что-то хорошее и позитивное. Поэтому добившись своей цели, человек сможет увидеть в чем поистине настоящее предназначение его жизни, и для чего он нужен обществу и миру.

Если человек не умеет ставить перед собой цели, то его жизнь не имеет никакого смысла.

Но Адлер придерживался того, что все смыслы жизни можно разделить на несколько групп, которые будут подходить не всем, так как все люди индивидуальны. И у каждого человека своя цель, которая наполнит его жизнь смыслом.

Американский социолог К. Роджерс говорит, что предназначение и смысл жизни человека может зависеть только от его индивидуальных особенностей. Об этом он написал даже целую книгу, которая стала популярной. Ведь люди живут в постоянно изменяющемся мире, в котором происходят как грустные, так и счастливые моменты. И свою «миссию» в жизни может определить только сам индивид и только конкретно для себя, исходя из своих целей, образа жизни и прочих составляющих.

Так какой смысл жизни у человека? Как было описано выше, у каждого в этом мире свои цели в жизни, а значит и свое предназначение. Не стоит забывать об индивидуальности каждой личности, от которой многое зависит: и цели, и предпочтения, и взгляды.

Определение и смысл жизни с точки зрения философии

Популярные Фобии

  • Страх смерти (танатофобия) — это фобия человека, выражающаяся в навязчивой, неко.
  • Страх неудачи (атихифобия) свойственен каждому индивиду, но одному человеку удае.
  • Страх одиночества хоть раз в жизни испытывал каждый индивид. Многие люди понимаю.
  • Консультации

    • Э к записи Графомания
    • Галина Николаевна к записи Как стать сильным духом
    • шура к записи Сильная депрессия
    • Инна к записи Шизоидное расстройство
    • Наталия к записи Как стать добрее
  • Пройдите наш опрос

    Смысл жизни человека

    Смысл жизни человека – это все то, ради чего он живет на земле. Но далеко не каждый, действительно, знает, что заставляет его жить. У каждого думающего человека наступает такой момент, когда перед ним встает вопрос: какой смысл жизни человека, какие цели, мечты, желания заставляют людей жить, преодолевать все жизненные испытания, проходить школу добра и зла, учиться на ошибках, совершать новые и так далее. Разные мудрецы, выдающиеся умы разных времен и эпох пытались найти ответ на вопрос: «какой смысл жизни человека?», но к единственному определению никто, по сути, так и не пришел. Ответ индивидуален у каждого человека, то есть, то в чем видит свой смысл существования один индивид, может совершенно не интересовать другого, в силу различия индивидуально-характерологических особенностей.

    Смысл жизни человека состоит в осознаваемой им ценности, которой он подчиняет свою жизнь, то ради чего он ставит жизненные цели и осуществляет их. Это такой компонент духовного смысла существования, который формируется независимо от общественных ценностей и составляет индивидуальную человеческую ценностную систему. Открытие этого смысла жизни и создание ценностной иерархии, происходит у каждого индивида в его размышлениях, основываясь на личном опыте.

    Цель и смысл жизни человека обществознание видит полностью реализованными, только в случае необходимых условий общества: свободы, гуманизма, морали, экономических, культурных. Социальные условия должны быть такими, чтобы человек смог реализовать свои цели и развиваться, а не становиться преградой на его пути.

    Цель и смысл жизни человека обществознание также видит неразрывным от социальных явлений, поэтому индивид может знать, в чем его цель, но общество может не разделять ее и всячески препятствовать в ее реализации. В некоторых случаях это хорошо, когда речь идет о целях, которые хочет достигнуть преступник, или социопат. Но когда частный предприниматель малого бизнеса хочет развиваться, а социально-экономические условия тормозят его, и ему не разрешается выразить свое мнение, это конечно никак не способствует развитию личности и воплощение ее планов в жизнь.

    Смысл жизни человека философия

    Актуальный вопрос в философии – это смысл жизни человека и проблема бытия. Еще античные философы говорили о том, что человек может философствовать, познавая себя, вся загадка существования личности, кроется в ней самой. Человек является предметом гносеологии (познания) и вместе с тем, сам способен познавать. Когда человек постигнул свою сущность, смысл жизни, он решил уже много вопросов в своей жизни.

    Смысл жизни человека философия кратко. Смысл жизни является основной идеей, которая определяет предназначение любого объекта, предмета или явления. Хотя истинного смысла можно до конца так и не постигнуть, он может лежать в таких глубинных структурах человеческой души, что человек имеет только поверхностное представление о том смысле. Он может познать его, заглянув вовнутрь себя, или по определенным знакам, символам, но полностью смысл не выходит на поверхность никогда, лишь только просветленные умы могут его постигнуть.

    Читайте также:  Ведущий фактор развития ребенка с точки зрения педагогики

    Чаще всего смыслом жизни человека считается значение предметов и явлений, которыми он их наделяет сам, зависимо от его индивидуального восприятия, понимания и степени важности этих предметов непосредственно для этого человека. Поэтому одни и те же предметы, могут обладать множеством значений, в зависимости от людей, с которыми они взаимодействуют. Предположим, какая-то вещь, может быть совершенно невзрачной, и одному человеку из нее нет толку совсем. Но для другого человека, эта, же самая вещь может значить очень много, она наполнена особенным смыслом. Она может ассоциироваться у него с определенными событиями, человеком, она может быть для него дорогой не в материальном плане, а в духовном. Обыкновенным примером тому есть обмен подарками. В подарок человек вкладывает свою душу, несмотря на его цену. Главное, он хочет, чтобы о нем осталась память. В таком случае самый обыкновенный предмет может приобрести небывалый смысл, он наполняется любовью, пожеланиями, заряжается энергией дарующего.

    Так же, как и ценность предметов, есть и ценность действий индивида. Каждый поступок человека заряжается смыслом, когда он принимает определенное важное для него решение. Этот смысл обозначает, что определенные действия, несут в себе ценность, зависимо от принятого решения и его ценности для человека и его окружающих. Также он заключается в чувствах, состояниях, эмоциях и постижениях, которые возникают у индивидуума.

    Смысл жизни человека, как философская проблема также изучается в религии.

    Смысл жизни человека в религии – значит созерцание, и олицетворение божественного начала в душе, ее направленность к сверхчеловеческой святыне и присоединение к высшему благу и духовной истине. Но духовная сущность интересуется не только истиной, какая описывает предмет, является его сущим значением, но сам смысл этого предмета для человека и удовлетворение потребностей.

    В таком смысле человек также надает значение и оценку фактам, случаям и эпизодам из его жизни, которые были для него значимыми и через призму этого реализует свое ценностное отношение к окружающему миру. Особенность взаимосвязи индивида с миром, происходит, благодаря ценностному отношению.

    Смысл и ценность жизни человека , соотносятся так – ценность человек определяет, как все, что имеет для него значимость, несет смысл, является родным, дорогим и священным.

    Смысл жизни человека — философия кратко, как проблема. В двадцатом веке философы особенно интересовались проблемами ценности человеческой жизни и выдвигали разные теории и концепции. Теории ценностей были также теориями смысла жизни. То есть смысл и ценность жизни человека, как понятия, отождествлялись, поскольку значение одного переходило в другое.

    Ценность определяется практически одинаково во всех философских течениях и отсутствие ценности также объясняют тем, что человек безразличен и его не интересуют в жизни никакие различия между категориями добра и зла, истиной и ложью. Когда человек не может, определить ценность, или не знает, какими из них в собственной жизни ему руководствоваться, значит, он потерял себя, свою сущность, смысл жизни.

    Самыми важными среди личностных форм психики индивида имеют ценность – воля, решительность, саморегуляция и самообладание. Важнейшими ценностными ориентирами личности есть – вера, как положительные стремления человека. Именно благодаря вере человек ощущает себя, живим, он верит в лучшее будущее, он верит, что достигнет своей жизненной цели и, что его жизнь имеет смысл, без веры, человек пустой сосуд.

    Проблема смысла жизни человека стала особенно развиваться в девятнадцатом веке. Также образовалось философское направление – экзистенциализм. Экзистенциальные вопросы – проблемы человека, живучего повседневной жизнью, и переживающего депрессивные эмоции и состояния. Такой человек переживает состояние скуки, страха смерти и стремление освободиться.

    Известный психолог и философ Виктор Франкл создал собственную теорию и школу, в которой учились его последователи. Объектом его учений был человек в поисках смысла жизни. Франкл говорил, что обретая свое предназначение человек душевно оздоравливается. В своей самой известной книге, которая так и называется: «Человек в поисках смысла жизни», психолог описывает три пути осмысления жизни. Первый путь предполагает совершение трудовых действий, второй – переживания и чувства, связанные с определенным человеком или объектом, третий путь описывает жизненные ситуации, которые собственно доставляют человеку все его страдания и неприятные переживания. Выходит, чтобы обрести смысл человек должен заполнить свою жизнь работой, или каким-то основным занятием, заботой о близком человеке, и научиться справляться с проблемными ситуациями, извлекая из них опыт.

    Проблема смысла жизни человека, изучение его жизненного пути, испытаний, тяжести и проблем есть предметом направления в экзистенциализме – логотерапии. В центре ее стоит человек, как существо, не ведающее своего предназначения, и ищущее успокоение души. Именно то, что человек ставит перед собой вопрос о смысле жизни и бытии, определяет его сущность. В центре логотерапии – процесс поиска смысла в жизни, в течение которой, человек либо будет целеустремленно искать смысл своего бытия, раздумывать над этим вопросом и пробовать что – делать, либо, он разочаруется в поисках и перестанет дальше делать какие-нибудь шаги для определения своего существования.

    Цель и смысл жизни человека

    Человек должен хорошо поразмыслить, в чем заключается его предназначение, чего он хочет достигнуть в данный момент. Потому что в течение жизни, его цели могут меняться, в зависимости от внешних обстоятельств и внутренних метаморфоз личности, ее желаний и намерений. Изменение жизненных целей можно проследить на простом жизненном примере. Допустим, девушка, заканчивающая школу, мечтает сдать экзамены на отлично, поступить в престижный университет, она бредит карьерой и откладывает свадьбу со своим парнем до неопределенного времени. Проходит время, она приобретает капитал для своего бизнеса, развивает его и становится успешной бизнес-леди. В итоге первоначальная цель достигнута. Теперь она готова делать свадьбу, она хочет детей и видит в них свой дальнейший смысл жизни. В данном примере были выдвинуты две очень сильные цели, и независимо от их последовательности, они обе достигнуты. Когда человек точно знает, чего он хочет, его ничто не остановит, главное, чтобы были грамотно сформулированы эти цели и алгоритм действий для их достижения.

    По пути к достижению основной жизненной цели человек проходит определенные этапы, между которыми тоже есть цели так называемые промежуточные. Например, сначала человек учится, чтобы приобрести знания. Но важны не сами по себе знания, а их практическая применяемость. Потом получение диплома с отличием может поспособствовать получению престижной работы, а правильное выполнение своих обязанностей содействует повышению карьерной лестницы. Здесь чувствуется переход важных целей и внедрение промежуточных, без которых не достигается общий результат.

    Цель и смысл жизни человека. Бывает, что два человека с одинаковыми ресурсами совершенно по-разному проживают свой жизненный путь. Один может добиться одной цели и смириться с тем, он не чувствует необходимости идти дальше, а другой, более целеустремленный, все время задает себе новые цели, добиваясь которых чувствует себя счастливым.

    Практически всех людей объединяет одна жизненная цель – создание семьи, продолжение рода, воспитание детей. Таким образом, дети есть смыслом жизни многих людей. Потому что, с появлением на свет ребенка, все общее внимание родителей сосредотачивается на нем. Родители желают обеспечить ребенка всем необходимым и работают ради этого, стараясь, как можно лучше. Потом работают, чтобы дать образование. Но, главное, каждый родитель мечтает воспитать своего ребенка нужным образом, чтобы он вырос добрым, справедливым и разумным человеком. Потом дети, получив все необходимые ресурсы от родителей, на их старости, могут их отблагодарить и ставят своей целью заботу о них.

    Смыслом существования людей есть желание сохранить по себе след на земле. Но не все ограничиваются стремлением продолжения рода, некоторые имеют запросы побольше. Они проявляют себя, пытаясь, выделится из серой массы в разнообразных сферах жизни: спорте, музыке, искусстве, науке и других областях деятельности, это зависит от талантов каждого человека. Достижение какого-то результата может быть целью человека, как планка, которую он перепрыгнул. Но, когда цель человека реализуется достижением и он понимает, что принес этим пользу людям, он чувствует намного большее удовлетворение от сделанного. Но вот на достижение и полную реализацию такой великой цели могут уйти года. Многих выдающихся людей, так и не признали за их жизни, но постигли смысл их ценности, когда тех уже не было в живых. Многие так и умирают в молодом возрасте, когда достигли определенной цели, и не видели больше смысла в жизни, закончив ее самоубийством. Среди таких людей в основном творческие личности (поэты, музыканты, актеры), и потеря смысла жизни для них является творческим кризисом.

    Такая проблема порождает мысли о продлении человеческой жизни, и она может быть научной целью, но нужно ясно понимать, для чего это нужно. Если смотреть с позиции гуманизма, то жизнь имеет самую высокую ценность. Поэтому ее продление было бы прогрессивным шагом в отношении общества, и также отдельных людей конкретно. Если данную проблему рассматривать с точки зрения биологии, то можно утверждать, что некоторые успехи в этой области уже есть, например, пересадка органов, и лечение болезней, которые когда-то считались неизлечимыми. Очень много говорится об эликсире молодости, как источнику для поддержания вечно молодого тела, но это пока из уровня фантастики. Даже если отсрочить старость, придерживаясь здорового и правильного образа жизни, она неизбежно наступит, вместе со всеми своими проявлениями, психологическими и биологическими. Значит, целью медицины также должен быть некий способ, чтобы состарившееся люди не ощущали физический дискомфорт и не жаловались на рассудок, память, внимание, мышление, чтоб сохранили умственную и физическую работоспособность. Но не только наука должна заниматься продлением жизни, также само общество должно создавать необходимые условия для развития человеческих талантов, обеспечивать включенность в общественную жизнь.

    Жизнь современного человека очень быстрая, и ему приходится расходовать немало энергии и сил, чтобы соответствовать нормам общества и успевать за прогрессом. Когда человек находится в таком ритме, ему не остается времени на то, чтобы остановиться, перестать делать повседневные дела и заученные, отработанные до автоматизма движения и подумать, а ради чего все это делается и насколько оно действительно дорого, глубоко осмыслить жизнь и развивать духовную сферу жизни.

    Смысл жизни современного человека – это погоня за миражами, воображаемым успехом и счастьем, внедряемых шаблонов в головы, фальшивой культурой потребления современности. Жизнь такого человека не несет ценности в духовном плане, она выражается в постоянном потреблении, выжимании из себя всех соков. Результатом такого образа жизни есть нервозность, депрессия, синдром эмоционального выгорания, усталость. Люди хотят урвать себе большой кусок, занять место под солнцем, невзирая на потребности других. Если смотреть с такого ракурса, то, кажется, что жизнь катится ко дну, и скоро люди станут подобными роботам, бесчеловечные, бессердечные. К счастью, очень мала вероятность такого хода событий. Эта идея очень крайняя, и, по сути, касается только тех, кто действительно взвалил на себя бремя карьеры и все связанные с ней трудности. Но можно современного человека рассматривать и в другом контексте.

    Смысл жизни современного человека – рождение и воспитание детей, которыми можно гордиться, самосовершенствование и усовершенствования мира. Каждый современный человек является творцом будущего мира, и каждая трудовая деятельность человека есть вложением в развитие общества. Осознавая свою ценность, человек понимает, что его жизнь имеет смысл, и ему хочется еще больше отдавать себя, инвестировать в будущее поколение, делать добрые поступки для блага общества. Причастность к достижениям человечества, дает людям понимание их собственной значимости, они чувствуют себя носителями прогрессивного будущего, потому что им посчастливилось жить именно в такое время.

    Смысл жизни современного человека в самосовершенствовании, повышении квалификации, получению диплома, новых знаний, благодаря которым можно генерировать новые идеи, создавать новые объекты. Такой человек, естественно, ценится, как хороший специалист, особенно когда ему нравится то, что он делает и считает это своим смыслом жизни.

    Когда умные родители, то и дети соответственно должны быть такими. Поэтому родители стремятся развивать, образовывать своих детей, чтобы из них вышли достойные члены общества.

    Смысл жизни и предназначение человека

    Чтобы дать ответ на вопрос: «какой смысл жизни человека?», нужно объяснить сначала все составляющие термины. «Жизнь» понимается, как категория нахождения человека в пространстве и времени. «Смысл» не имеет такого определенного обозначения, так как понятие встречается в научных трудах, и также в повседневном общении. Если разобрать само слово, то получается «с мыслью», то есть понимание какого-то предмета или воздействие с ним, с определенными мыслями.

    Смысл проявляется в трех категориях – онтологическом, феноменологическом и личностном. За онтологическим взглядом все предметы, явления и события жизни имеют смысл, в зависимости от их влияния на его жизнь. Феноменологический подход гласит, что в сознании существует образ мира, в который входит личностный смысл, который дает оценку объектов лично для человека, обозначает ценность данного явления или события. Третья категория – это смысловые конструкты человека, которые обеспечивают саморегуляцию. Все три структуры обеспечивают человека пониманием его жизни и раскрытием истинного смысла жизни.

    Проблема смысла жизни человека тесно переплетена с его предназначением в этом мире. Например, если человек уверен, что его смысл жизни в том чтобы внести в этот мир добро и божью благодать – его предназначение быть священником.

    Предназначение – это способ бытия человека, оно определяет его смысл существование с самого рождения. Когда человек четко видит свою цель, знает, чем ему заниматься, он полностью всем своим телом и душой отдает себя этому. В этом и заключается предназначение, если человек не выполняет его, он теряет смысл жизни.

    Когда человек думает о своем предназначении в жизни, он приближается к мысли о бессмертии духа человеческого, своих поступков, их значении сейчас и в будущем, того что после них останется. Человек по природе своей смертен, но раз уж ему дана жизнь, он должен понимать, что все, что с ним связанное в этом недолгом отрезке его жизни, ограничено только датой его рождения и смерти. Если человек хочет выполнить свое предназначение, он будет делать поступки, которые будут социально важными. Если человек не будет верить в бессмертие души, его бытие будет немыслимым и безответственным.

    Смысл жизни и предназначение человека – это жизненно важное решение. Каждый человек сам выбирает, как себя воспринимать, как личность, тело и душу, и потом раздумывать над тем, куда нужно идти и что нужно делать. Когда человек обрел истинное предназначение, он становится более уверенным в ценности своей жизни, четко может выстроить свои жизненные цели и относиться к миру с добротой и благодарностью за дарованную жизнь. Предназначение, как река, по течению которой плывет человек, и если он сам не знает к какой пристани ему плыть, ни один ветер не будет ему попутным. Религия видит свое предназначение в служении Богу, психологи – служении людям, кто-то в семье, кто-то о сохранении природы. И нельзя кого-то осуждать за избранный им путь, каждый поступает, так как хочет, как чувствует.

  • Источники:
    • http://otherreferats.allbest.ru/philosophy/00218740_0.html
    • http://headlife.ru/smysl-zhizni/
    • http://psihomed.com/smyisl-zhizni-cheloveka/