Меню Рубрики

Определение человек с точки зрения права

HELP Поиск Пользователи Группы Регистрация
Профиль Войти и проверить личные сообщения Вход
Поиск по форуму:

Юридическое определение человека

На страницу 1, 2 След.

Предыдущая тема :: Следующая тема
Автор Сообщение
4e/|oBek
Гость
Добавлено: 22:57, Вс 27 Фев, 2005 Заголовок сообщения: Юридическое определение человека
В законах написано, что они применимы к лицам, людям, гражданам. Но нигде не написано, что такое человек, лицо, гражданин, т.е. как отличить человека от не человека, лица от не лица, гражданина от не гражданина.
Вопросы такие.
1. Что мне мешает заявить, что я не человек и что ни один закон ко мне не относится?
2. Были ли случаи когда люди это заявляли?
3. Как в этом случае доказывали, что они всё таки люди?
Вернуться к началу
Серж1
магистр

Зарегистрирован: 10.06.2004
Сообщения: 1980

Добавлено: 23:22, Вс 27 Фев, 2005 Заголовок сообщения: Re: Юридическое определение человека
4e/|oBek писал(а):
В законах написано, что они применимы к лицам, людям, гражданам. Но нигде не написано, что такое человек, лицо, гражданин, т.е. как отличить человека от не человека, лица от не лица, гражданина от не гражданина.
Вопросы такие.
1. Что мне мешает заявить, что я не человек и что ни один закон ко мне не относится?
2. Были ли случаи когда люди это заявляли?
3. Как в этом случае доказывали, что они всё таки люди?

Есть такое понятие «действие закона по кругу лиц», т.е. например, конкретный закон применятся не ко всем гражданан к конкретным категориям. Кроме того в законе может подразумеваться под понятием «граждане» именно резиденты данного государства. Под «лицами» в юриспруденции понимаются физические (граждане) или юридические (организации). Каждый из этих терминов обладает своим правовым толкованием и т.д. Ну это в двух словах, что касается юриспруденции. Возможно что-то упустил.

А с остальными вопросами надо обращаться к психиатру, как мне кажется.

Вернуться к началу
Серж1
магистр

Зарегистрирован: 10.06.2004
Сообщения: 1980

Добавлено: 23:30, Вс 27 Фев, 2005 Заголовок сообщения:
Да забыл, если вы по всем признакам подходите под определение гомо сапиенс, то это обстоятельство является общеизвестным и по общим правилам Вам доказывать его не нужно. Кажется ст. 61 ГПК, могу ошибаться. А вот если ставится под сомнение Ваша дееспособность это отдельная история.
Вернуться к началу
Гость
Добавлено: 1:10, Пн 28 Фев, 2005 Заголовок сообщения: Re: Юридическое определение человека
[quote=»Серж1″]
4e/|oBek писал(а):
Есть такое понятие «действие закона по кругу лиц»
А с остальными вопросами надо обращаться к психиатру, как мне кажется.

Ни в одном законе нет определения физического лица.
Про то, что такое гомо сапиенс и то, что физическое лицо это гомо сапиенс ничего ни в одном законе не написано. Также ни в одном законе не описаны указанные Вами общеизвестные признаки гомо сапиенс. .

Т.е. если я заявлю, что я не являюсь физическим лицом, то буду совершенно прав. А раз я не являюсь физическим лицом, то ни один закон отношения ко мне не имеет.

А психиатру здесь делать нечего, т.к. ни в одном законе не написано, что психиатр или какой либо другой врач может доказать, что я являюсь физическим лицом, если я это отрицаю.

Вернуться к началу
4e/|oBek
Гость
Добавлено: 1:22, Пн 28 Фев, 2005 Заголовок сообщения:
Серж1 писал(а):
Да забыл, если вы по всем признакам подходите под определение гомо сапиенс, то это обстоятельство является общеизвестным и по общим правилам Вам доказывать его не нужно.

Статья 61. Основания для освобождения от доказывания

1. Обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.

Вы имеете в виду, что суд признает общеизвестным то, что я являюсь физическим лицом? А на каком основании?

Насчёт гомо сапиенс. То, что физическое лицо это гомо сапиенс не написано нигде. И как отличать гомо сапиенс от не гомо сапиенс тоже не написано нигде.

Вернуться к началу
A.Clavdius
Гость
Добавлено: 11:58, Пн 28 Фев, 2005 Заголовок сообщения:
Когда мне было 5 лет, мы прогуливались с дедушкой по улице. Вдруг я увидел надпись на табличке: «Запрещается ходить по газонам. Штраф —- руб.» Я спросил: «Дед, а что если я скажу, что не знал закона?» «Незнание закона не освобождает от ответственности», — был мне ответ. «Как же так?!» — возмутился я. Ведь это нечестно!

Ваши рассуждения, Человек, из той же сферы, сферы детского сознания. Уверен, со временем это пройдет. Если не пройдет, то я согласен с Серж1 о необходимости обратиться к психиатру.
Налицо конфликт вашего мировоззрения и иной реальности.

Если захочется возразить с точки зрения логики, сказать, что никто вам ничего не доказал то примите к сведению, что правовые нормы нельзя доказать. Если рассматривать право с позиций только формальной логики, то окажется, что оно ни на чем не основано. В нем есть только недоказанные аксиомы, с которыми могут быть несогласны многие.

Вернуться к началу
4e/|oBek
*

Зарегистрирован: 28.02.2005
Сообщения: 13

Добавлено: 12:27, Пн 28 Фев, 2005 Заголовок сообщения:
Пусть даже человек является очевидным понятием, с чем я в принципе не согласен. Но все законы говорят не о людях, а о лицах . И нигде не сказано, что лицо это человек. Так что я могу сказать так: да, я человек, но я не лицо .

Если бы я составлял законы, то сделал бы так:
1) Написал определение человека и каким образом доказывать, что данное существо является человеком.
2) Написал что лицо есть человек.
Всё остальное можно оставить без изменения.

Если это бы было написано в законах, то этой темы бы не возникло.

Вернуться к началу
Бездельник
центурион

Зарегистрирован: 30.06.2004
Сообщения: 147
Откуда: Москва

Добавлено: 12:41, Пн 28 Фев, 2005 Заголовок сообщения:
О-о-о, как все запущено!
Вопрос, скорее, к философам.
_________________
Из овощей я больше всего люблю пельмени.
Вернуться к началу
Калибердин
магистр

Зарегистрирован: 12.11.2004
Сообщения: 2921
Откуда: Москва

Добавлено: 13:15, Пн 28 Фев, 2005 Заголовок сообщения:
Я знаю случай, когда один человек, не просто человек, а советский человек, комунист и т.д. в знак протеста против развала СССР вышел из гражданства РФ. Это не запрещено законом и ему это удалось, пусть и с некоторым трудом. Он стал лицом без гражданства, но ничего хорошего ему это не принесло — пенсию перестали платить и т.д.

Если Вы все-таки добьетесь своего, откажетесь от принадлежности к людям-человекам и Вас по суду признают не человеком, а может Вы действительно инопланетянин или клон, я допускаю такое, пусть теоретически. Вы станете приравнены в правах к кошкам-собакам и другим животным и ничего хорошего это Вам не принесет. Например, после этого Вас могут использовать в качестве бесплатной рабочей силы (лошадь) безнаказанно убить ради мяса/костей (корова) или забрать органы для трансплантации (свинья). А может быть и в зоопарк отправят, как неизвестный науке вид.

Но сначала конечно же Вас поместят в психушку и будут пытаться лечить. У нас гуманное государство.

Последний раз редактировалось: Калибердин (13:55, Пн 28 Фев, 2005), всего редактировалось 1 раз

Вернуться к началу
4e/|oBek
*

Зарегистрирован: 28.02.2005
Сообщения: 13

Добавлено: 13:24, Пн 28 Фев, 2005 Заголовок сообщения:
С логикой в законах много проблем. Пусть даже всем понятно, что такое человек, и я не отрицаю, что я человек. Но законы говорят о лицах, а не о людях, и нигде не сказано, что лицо есть человек. Поэтому я могу сказать, что я не лицо.

Т.е. конституция, уголовный кодекс, и.т.д. гарантируют защиту моих прав и свобод как человека, но более ни один закон ко мне не применим, т.к. я не лицо, и никто мне не докажет, что я лицо.

С гражданином то же самое. Нигде не определено, что такое гражданин. Поэтому я говорю, что я не гражданин, и те законы, которые говорят о гражданах ко мне тоже не применимы.

Вернуться к началу
4e/|oBek
*

Зарегистрирован: 28.02.2005
Сообщения: 13

Добавлено: 13:29, Пн 28 Фев, 2005 Заголовок сообщения:
Калибердин писал(а):
Я знаю случай, когда один человек, не просто человек, а советский человек, комунист и т.д. в знак протеста против развала СССР вышел из гражданства РФ. Это не запрещено законом и ему это удалось, пусть и с некоторым трудом. Он стал лицом без гражданства, но ничего хорошего ему это не принесло — пенсию перестали платить и т.д.

Если Вы все-таки добьетесь своего, откажетесь от принадлежности к людям-человекам и Вас по суду признают не человеком, а может Вы действительно инопланетянин или клон, я допускаю такое, пусть теоретически. Вы станете приравнены в правах к кошкам-собакам и другим животным и ничего хорошего это Вам не принесет. Например, после этого Вас могут использовать в качестве бесплатной рабочей силы (лошадь) безнаказанно убить ради мяса/костей (корова) или забрать органы для трансплантации (свинья). А может быть и в зоопарк отправят, как неизвестный науке вид.

Но сначала конечно же Вас поместят в психушку и будут пытаться лечить. У нас гуманное государство.

Я несколько ошибся с названием темы, и создал ещё одну с более точным названием. Я не отказываюсь от того, что я человек , но я могу отказаться от того, что я лицо и от того, что я гражданин , т.к. понятия лицо и гражданин нигде не определены.
В результате я не буду животным, а буду человеком, к которому нельзя применить большинство законов .

Вернуться к началу
Гость
Добавлено: 14:15, Пн 28 Фев, 2005 Заголовок сообщения:
LOL:)

Гражданин — лицо имеющее устойчивую правовую связь с каким-либо государством выражающееся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. (Применительно к РФ, смотри закон о гражданстве РФ)

Насчет понятия лица, то на примере статьи 17 Конституции

. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

6. Понятие права с точки зрения современной юридической науки

В современной юридической науке термин «право» ис­пользуется в нескольких значениях.

1. Правом называют социально-правовые при­тязаниялюдей, например, право человека на жизнь, праве народов на самоопределение и т.п. Эти притязания обуслов­лены природой человека и общества и считаютсяестествен­нымиправами.

2. Под правом понимается система юридичес­ких норм.Это –правов объективном смысле, ибо нормы права создаются и действуют независимо от воли отдель­ных лиц. Данный смысл вкладывается в термин «право» в словосочетаниях «российское право», «трудовое право», «международное право» и т.д. Термин «право» в подобных случаях не имеет множественного числа.

Объективное право (или собственно право) это система обще­обязательных, формально определенных юридических норм, уста­навливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на регулирование общественных отношений.Объективное право — это законодательство, юридические обычаи, юридические преце­денты и нормативные договоры данного периода в конкретном го­сударстве. Оно объективно в том смысле, что непосредственно не зависит от воли и сознания отдельного лица и не принадлежит ему.

3. Названным термином обозначают официаль­но признанные возможности,которыми располагает физи­ческое или юридическое лицо, организация. Так, граждане имеют право на труд, отдых, охрану здоровья, имущество и т.д., организации располагают правами на имущество, на деятельность в определенной сфере государственной и об­щественной жизни и т.п. Во всех этих случаях речь идет о правев субъективном смысле,т.е. о праве, принадлежащем отдельному лицу –субъекту права.

Субъективное право это мера юридически возможного пове­дения, призванная удовлетворять собственные интересы лица. Субъективными правами выступают конкретные права и свободы личности (право на жизнь, свободу, труд, образование и т.п.). Они субъективны в том смысле, что связаны с субъектом, принадлежат ему и зависят от его воли и сознания.

Если объективное право –это юридические нормы, выражен­ные в тех или иных формах, то субъективное право –это те кон­кретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.

Вместе с тем не следует забывать, что не государство создает и предоставляет личности права. Они принадлежат ей от рождения, и обязанность государства –признавать, соблюдать и защищать эти права.

Подразделение права на объективное и субъективное коренят­ся в самой жизни, поэтому всегда надо знать, идет ли речь о праве в смысле юридических норм или в смысле наличных прав участ­ников общественных отношений.

4. Термин «право» используется для обозна­чения системы всех правовых явлений,включая естествен­ное право, право в объективном и субъективном смысле. Здесь его синонимом выступаеттермин «правовая система».Например, существуют такие правовые системы, как анг­лосаксонское право, романо-германское право, нацио­нальные правовые системы и т.д.

В каком смысле употребляется термин «право» в каж­дом случае, следует решать исходя из контекста, что обыч­но не вызывает затруднений.

В настоящее время в свете новых под­ходов к пониманию права особую значимость приобретает деление его на три элемента: на естественное, позитивное и субъективное право.

Первый элемент –естественное пра­во, состоящее из социально-правовых притязаний, содер­жание которых обусловлено природой человека и общества. Важнейшая часть естественного права –права человека, или, иначе говоря, возможности, которые общество и госу­дарство способны обеспечить каждому гражданину.

Второй элемент –позитивное право. Это –законодательство и другие источники юридических норм, в которых получают официальное государственное признание социально-право­вые притязания граждан, организаций, социальных групп.

Третий элемент –субъективное право, то есть индивидуаль­ные возможности, возникающие на основе норм позитивно­го права и удовлетворяющие интересы и потребности его обладателя.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных элемен­тов деформирует право, оно утрачивает свойство эффек­тивного регулятора общественных отношений и поведения людей. Нередко право сводят к совокупности (системе) норм. При таком понимании право становится внешним для чело­века, навязываемым ему сверху. Подобная узкая трактовка искажает смысл права. Для человека ценны не нормы сами по себе, а те реальные возможности и блага, которые они обеспечивают. Блага (как материальные, так и духовные) человек имеет и добывает сам. Смысл же социально-право­вых притязаний состоит в том, чтобы они получили официальное признание, т.е. трансформировались в субъективные права. Инструментом, с помощью которого естественно-пра­вовые притязания превращаются в субъективные права, являются нормы позитивного права. Что для человека важ­нее: гарантированные реальные блага или инструмент их гарантирования (юридические нормы)? Наверное, все-таки благо, а не нормы, по которым оно отмерено и которыми защищено.

Сведение права к совокупности норм приводит к отож­дествлению его с позитивным правом и игнорированию ес­тественной права. Дело в том, что субъективное право имеет два источника –формальный (нормы права, или позитив­ное право) и содержательный (естественное право). Разрыв связей между ними порождает представление, а точнее ска­зать, иллюзию того, что субъективное право –«дар» госу­дарства, законодателя, благо, отпущенное сверху. Отдель­ный человек становится зависимым от закона и, по сути, бесправным.

Основной смысл правового регулирования заключается в трансформации естественного права в субъективное, что осуществляется признанием социально-правовых притяза­ний в источниках права, то есть возведением естественного пра­ва в закон.

Системные связи права рассматриваются и в других ас­пектах: право делится на частное и публичное, на нормы, институты и отрасли, включает в себя систему законода­тельства.

В современной литературе выделяют два контрастирующих подхода к праву – государствоцентристский(с более широких позиций – социоцентристский, системоцентристский) ичеловекоцентристский(персоноцентристский или право в человеческом измерении). Именно в этих подходах наиболее рельефно просматриваются две кардинально противоположные традиции в правопонимании.

С точки зрения государствоцентристскогоподхода, право вместе с государством порождается классовым обществом как проявление социального отчуждения, межклассового антагонизма; оно – средство классовой борьбы, преодоления и подавления классовых противников. Существует примат государства над правом. А роль материальных условий жизни по отношению к праву можно назвать определяющей. Не существует различия между правом и законом. Не существует прав человека, не зависящих от признания их государственной властью и закрепления в законодательстве. Право обеспечивается государственным принуждением.

Человекоцентристскомуподходу к праву присущи следующие характеристики. Возникновение права рассматривается как закономерный, естественноисторический процесс, связанный с переходом человечества от первобытного общества на новую более высокую ступень социального развития. После освобождения человека от родовых пут и вхождения в правовое пространство государственно организованного общества начинается процесс формирования свободной правовой личности и вся история человечества с этого момента есть история расширения юридического признания свободы личности. Главное в праве – права и свободы личности. Государство не может стоять над правом, быть выше права, господствовать над ним. Право не всегда совпадает с законом, не сводится к нему. Обеспечение права не сводится к государственно-принудительному воздействию.

По мнению В.М. Шафирова, человекоцентристский подход вполне совместим с многоаспектным видением права. Человеческое измерение права доказывает преимущество интегрированного правопонимания.

Таким образом, в ходе лекции вы получили представления о понятии, сущности, признаках права, основных типах правопонимания, определили соотношение права и государства, права и закона.

В конце занятия преподаватель отвечает на вопросы по материалу лекции и объявляет задание на самоподготовку:

1. Изучить самостоятельно следующие вопросы: Соотношение права и государства. Соотношение права и закона. Право в понимании современной юридической науки.

2. Доработать конспект.

3. Повторить материалы лекции и подготовиться к семинарскому занятию по следующим вопросам: 1. Понятие и признаки права. 2. Функции права. 3. Основные типы правопонимания. 4. Право, мораль и религия как регулятивно-нормативные системы: сходство и отличия (источники, способы и формы регулирования общественных отношений, система поощрений и наказаний). 5. Взаимосвязь права, морали и религии.

Заместитель начальника кафедры

кандидат юридических наук

майор внутренней службы Т.В. Жукова

«____» _______________ 20____ года

1 Соколов А.Н. Теория государства и права: Опорный конспект: Учеб. Пособие. – Калининград: ФГУИПП «Янтар. сказ», 2002. С. 16.

2 Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник/А.Б. Венгеров. 2-е изд. М.: Омега – Л, 2005. С. 60.

ТЕМА 3. ПРАВО

Цель изучения темы:ознакомиться с различными определениями понятия «право» в объективном смысле, с различными концепциями правопонимания, научиться различать их и определять, с какой точки зрения рассматривается право в конкретной жизненной ситуации, какая концепция правопонимания является господствующей в конкретном государстве и обществе.

Понятие права — основная категория правоведения, так как в зависимости от того, как мы определим понятие права, будут зависеть и другие правовые категории, а также отраслевые понятия юридических наук.

Понятие права имеет не только чисто научное значение, но и практический смысл, так как от понимания права зависит законодательная деятельность, ориентация юридической практики, понятие права влияет на правосознание людей.

Право — непростое явление, от того или иного понимания права зависят интересы людей, они влияют на подход людей к праву. Право в различных обществах и конкретных случаях проявляет себя по-разному, поэтому единого понимания права в теории нет. Общее во всех теориях права то, что они рассматривают право, во-первых, как социальный институт, как элемент структуры общества, а, во-вторых, право рассматриваются как средство регулирования поведения, как институт, фиксирующий порядок в обществе, порядок в отношениях между людьми.

Всё множество вариантов правопонимания можно свести к 3 основным типам (концепциям правопонимания):

1. нормативное правопонимание;

Эти концепции и раскрывают сущность права. Попытка свести воедино все три концепции, получившая название «интегративного» подхода к правопониманию, содержит внутренние противоречия и не является общепризнанной, поэтому мы ее рассматривать не будем.

С точки зрения нормативного правопонимания, право — это система норм, система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Такое правопонимание наиболее распространенно в силу его простоты, формального подхода к праву. Это понимание нацелено на узкопрофессиональную юридическую деятельность. В данном случае право определяется по внешним признакам: все то, что исходит от государства, считается правом. В рамках этого правопонимания закон и право равны.

Такое толкование термина «право» обладает существенными недостатками:

1. Право понимается очень узко — как текст закона. Это правопонимание иногда называют узконормативным.

2. Нет возможности увидеть проявления права в отношениях между людьми.

3. Право здесь жестко подчинено государству, рассматривается как инструмент в руках государства для достижения его целей.

4. Такое правопонимание не дает возможности оценить акты государства с точки зрения их соответствия естественным законам, идеям равенства и справедливости, интересам общества.

5. Такое правопонимание порождает завышенную оценку роли законодателя в обществе; возникает заблуждение, что общественная жизнь может строиться только под воздействием предписаний власти, выраженных в законах, независимо от их экономической и социальной обусловленности.

6. Этот тип правопонимания недемократичен.

7. С точки зрения этого подхода права и свободы граждан ограничиваются тем, что государство дарует обществу; не признается исходный, неотъемлемый характер прав человека.

Эти и другие недостатки породили иные подходы к правопониманию.

С точки зрения социологического подхода право коренится в природе общественных отношений. Право представляет собой одну из сторон общественной жизни, оно выражается в действиях и поступках людей, т. е. в расчет берется т. н. «живое», действующее право.

Право в данном случае понимается как форма и порядок общественных отношений, не предопределенные государством, а естественным образом сложившихся между людьми на основе установленных государством общих принципов.

В нормативном правопонимании первичной клеткой права считается норма права, а в социологическом правопонимании — это правоотношения (отношения между людьми, установленные посредством взаимных прав и обязанностей).

Суть социологического правопонимания может быть сведена к следующему: в процессе своей обычной жизнедеятельности люди вступают в различные отношения, которые изначально являются правовыми. Типичные нормы поведения становятся нормами права. Следовательно, социологическое правопонимание характеризуется разделением права и закона, что является существенным достоинством такого подхода. Право существовало до закона, помимо него. Право здесь понимается, прежде всего, как субъективное право, т. е. возможности, имеющиеся у одного лица, мера возможного поведения лица.

Достоинством социологического правопонимания является то, что оно заставляет законодателя ориентироваться на то, что складывается в обществе, учитывать реально сложившиеся отношения, а также и условия (социальные, экономические и т. д.), предопределяющие действенность закона.

Недостатком является сложность разграничения правового и неправового, трудности с определением правового характера отношений, а также узаконивание фактического неравенства людей, естественным образом складываюегося в обществе.

Как следствие — особое внимание уделяется договору, определяющему договорные права и обязанности сторон. Особую роль в такой ситуации играет суд: если отношения протекают нормально, то проблем с правовыми отношениями не возникает, а если да — то вопрос об их правовом характере решает суд. Эта концепция получила особенно глубокое развитие в тех странах, где основным источником права является судебный прецедент, то есть ранее принятое решение суда по аналогичному делу, а государство устанавливает лишь общие принципы взаимоотношений между людьми.

Нравственный подход к правопониманию пытается дать содержательную характеристику права. В рамках нравственного понимания право выступает как система норм, но не всяких, а норм, отвечающих определенным положительным критериям. Только справедливые нормы, или нормы, выражающие степень свободы общества, могут быть признаны правовыми. Главным моментом в праве при таком подходе являются принципы права (а не нормы, навязанные государствои, или правоотношения, сложившиеся между людьми).

Достоинства нравственного правопонимания:

— право здесь связано с положительными общественными явлениями — со свободой, демократией и т.п.

— данное правопонимание заставляет законодателя ориентироваться на нравственные ценности общества, на его представления о справедливости, равенстве, гуманизме.

К недостаткам может быть отнесено следующее:

— сложность выбора критерия, по которому возможно отличить правовое от неправового.

— не решен вопрос о существовании права до или помимо закона.

Каждый из типов правопонимания по-своему выражает правовую действительность, имеет свои плюсы и минусы. В праве мы обнаружим и нормы, и отношения, и идеи. В общественном сознании на каждый момент присутствуют все эти типы правопонимания, но то, какой из них становится господствующим, т. е. определяет деятельность законодателя, определяет юридическую практику, преобладает в общественном сознании, зависит от многих факторов, в частности, не столько от научных усилий, от уровня развития науки, сколько от ситуации в обществе.

Господствующее правопонимание показывает, как представлено право в том или ином обществе.

Нормативное правопонимание господствует там, где политическая или военная власть подчиняет себе общество со всеми вытекающими из этого последствиями (тоталитарное государство).

Социологическая теория зиждится на иных основаниях — эта концепция дает приоритет общественных отношений, она согласуется с обществом, в жизнь которого государство не вмешивается или вмешивается лишь минимально. Она согласуется с ослаблением роли государства, децентрализацией управления.

В нравственном правопонимании право концентрирует в себе прогрессивные идеи — свободы, равенства, справедливости и т. д. Оно свойственно современному европейскому обществу, где сложилось разделение властей, демократия и т. п.

В нашем государстве одновременно сосуществуют все три обозначенных выше подхода.

Перейдём теперь к определениям понятия права. Право, как социальный институт, понимается трояко:

1) с точки зрения нормативного подхода, право — это система общеобязательных норм и правил поведения, установленных государством, и обеспеченных его принудительной силой, используемая в качестве средства обеспечения интересов людей, но в первую очередь той части общества, которая обладает политической властью.

2) с точки зрения социологического правопонимания, право — это система общеобязательных норм и правил поведения, сложившихся в обществе, и обеспеченных принудительной силой государства, используемая в качестве средства обеспечения интересов людей, но в первую очередь той части общества, которая обладает экономической властью.

3) с точки зрения нравственной теории, право — это система общеобязательных норм и правил поведения, установленных либо санкционированных государством, и обеспеченных его принудительной силой, используемая для взаимного согласования интересов и обеспечения прав и свобод людей, независимо от того, к какой части общества они относятся.

Для цели получения основ правовых знаний нравственное правопонимание наиболее приемлемо, но понимать и отличать друг от друга необходимо все три.

К О Н Ц Е П Ц И И П Р А В О П О Н И М А Н И Я
нормативное социологическое нравственное

Вопросы для проверки и закрепления знаний:

— назовите определение понятия «право» в объективном смысле;

— перечислите названия известных Вам концепций правопонимания;

— укажите, чем является право с точки зрения всех концепций правопонимания;

— укажите, с чем отождествляется право с точки зрения каждой из концепций правопонимания;

— определите, какая из концепций правопонимания является господствующей при каждой из известных Вам форм государственного режима;

— укажите, что, по Вашему мнению, является первичным: господствование в обществе определённой концепции правопонимания или установление в этом же государстве определённого политического режима.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 9491 — | 6697 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Понятие прав человека с точки зрения нормативно-ценностного подхода Текст научной статьи по специальности « Государство и право. Юридические науки»

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Мороз Елена Николаевна,

Текст научной работы на тему «Понятие прав человека с точки зрения нормативно-ценностного подхода»

1.5. ПОНЯТИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НОРМАТИВНОЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА

Мороз Елена Николаевна, аспирантка. Место учебы: Южно-Уральский государственный университет. email: pravcon2@mail.ru

Author: Moroz Elena Nikolaevna. — postgraduate of the South Ural State University.

В настоящее время большинство ученых признает права человека в качестве важнейших ценностей вообще и ценностей права в частности. В то же время, права человека, выступая политико-юридическим понятием, получают свое закрепление в нормативноправовых актах разного уровня — международных конвенциях, конституциях, законах. Возникает естественный вопрос о соотношении ценностей, в которых выражены права и свободы человека и норм, закрепляющих эти ценности. Проблема соотношения норм и ценностей затрагивалась теоретиками права, однако не была рассмотрена применительно к правам человека.

В западной литературе личные права и свободы граждан именуются правами человека, в отличие от прав гражданина, в основу которых положены политические права и свободы. В российской науке нет единого понимания данного термина. Имеется два основных подхода в объяснении прав человека, которые отражают разную аксиологическую позицию авторов. Первый, характеризуется рассмотрением прав человека как социальной категории, выходящей за пределы только правовой сферы (Фарбер И.Е., Матузов Н.И., Кучинский В.А. и др.). Второму — свойственно определение прав человека как сугубо юридической категории (Патюлин В.А., Корельский В.М., Мальцев Г.В. и др.). Различия в указанных позициях отражают ценностное и нормативное понимание прав человека.

Представляется более обоснованной точка зрения, позволяющая расширенно толковать понятие прав человека.

Понятие «права человека» — категория не только юридическая и политическая, но и философская, и этическая. «Права человека — это такие права, которые принадлежат каждому члену гражданского общества в отличие от привилегий, распределяющихся в зависимости от занимаемого индивидом на социальной лестнице места» . «права человека как идея и социальная категория обладают внеформационным характером, являются атрибутом каждой личности и всякого демократического общества, входят в систему общечеловеческих ценностей»1.

В настоящее время созданы необходимые условия для философского, юридического, аксиологического анализа прав и свобод человека, «разумны те законы, которые соответствуют природе человека, понятию человека, свободе»2.

На невозможность отождествления прав человека с юридическими правами и свободами указывает Л.С. Явич: «В государственно-организованном обществе законы государства не опосредуют все, без исключе-

1 Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. — Москва — Черкасск, 1992. С.120-121.

2 Гегель Г.В.Ф. Философия права. — М., 1990. С.385.

ния, права и свободы, которыми пользуются люди при данном типе производственных и политических отношений. Вне такого закрепления остается моральное право и нравственные обязанности членов общественных организаций негосударственных политических объединений и т.п.» .

Права человека — это объективно социальная категория, существующая и развивающаяся вместе с человеком независимо от государства. Права человека имеют первичное значение по отношению к юридическим правам. Наиболее верно отражена природа прав Е.А.Лукашевой, которая определяет их как «требования (притязания), направленные на создание минимума необходимых жизненных условий человеческого существования»4. Применительно к правам человека, эти притязания и требования чаще всего облекаются в правовую форму или иным образом связаны с правом, диктуются правовыми ценностями и сами становятся таковыми.

К.Б.Толкачев дает следующее определение прав человека: «это требования личности, обусловленные уровнем развития общественных отношений и направленные на пользование определенными благами, необходимыми для обеспечения социальных, а также природных свойств индивида»5.

Ценностный характер правам человека придает осознание требований индивида и опосредование их волей государства, социальной группы и личности.

Права человека всегда имеют конкретно — историческое содержание, которое изменяется, развивается, совершенствуется по мере реализации общественной практики.

В идеале права человека призваны выразить единство требований человека и объективных условий их осуществления. В этом отражается заинтересованность государства во всестороннем развитии своих граждан.

Права человека — политико-правовое явление. Как система динамическая, личные права и свободы характеризуются способностью к развертыванию во времени и обогащению внутреннего содержания своих сущностных свойств, а также их социальной направленностью. Со временем изменяется ценностное содержание прав человека, кроме того, они изменяют свое положение в иерархии правовых ценностей. Обычно развитие содержательных характеристик приводит к повышению статуса прав человека, переводит их в разряд «вневременных», «общечеловеческих» ценностей.

То, что права и свободы граждан являются правовыми ценностями, подтверждает тот факт, что они выступают принципами отраслей права, генерирующими началами отраслевых институтов права.

В связи с изменением ценностных приоритетов «в основу правовой системы должна быть положена философия признания естественных прав человека в качестве общечеловеческих ценностей, приобретающих

3 Государство и право развитого социализма в СССР. — Л., 1977. С.113.

4 Лукашева Е.А. Права человека и культура// Конституция СССР и правовое положение личности. — М., 1979. С.22.; Общая теория прав человека. — М., 1996.

5 Толкачев К.Б. теоретико-методологический основания реализации личных конституционных прав и свобод человека и гражданина. — СПб., 1998. С.25-34.

в процессе своего исторического развития общецивилизационный характер» .

Через равенство и свободу определяется само право в личном аспекте «объем прав, свобод и обязанностей определяет внешнюю свободу гражданина, а также меру свободы государства по отношению к гражданину» .

Учение о правах человека, необходимость их реализации, признание свободы воли личности повлияли на развитие новой функции права — функции согласования интересов индивидов. Именно посредством диалога, через механизмы взаимного согласования интересов правовое воздействие обеспечивает реализацию прав человека. Г.В.Ф. Гегель считал, что «для утверждения свободы в объективном мире договор столь же необходим, как и частная собственность»8.

Воздействие права как средства согласования интересов проявляется в предоставлении механизма средств и методов достижения соглашения, в придании легальности, легитимности и гарантированности принимаемым решениям, выступающих гарантией соблюдения и реализации прав и свобод человека, в переводе столкновения, противоречия интересов в русло правовых согласований. Более определенно проявляется функция достижения компромисса разнонаправленных сил социума. Этот компромисс проявляется «с одной стороны, как компромисс интересов носителей равной силы, а с другой — как компромисс ценностей, ради которых та или иная сторона готова применить силу»9. Реализация прав и свобод позволяет свободно обсуждать ценности, ситуации ценностного выбора, в результате чего формируются общезначимые положения, находящие свое отражение в нормах.

В рамках конструктивной аксиологии предлагается рассматривать ценности как рациональные понятийные конструкции, имеющие разное смысловое содержание. Права и свободы выступают здесь границами, вводимыми в эти ценности изнутри. Посредством юриспруденции люди способны сознавать, защищать свои и чужие права, обсуждать их с другими людьми. Первичность и неприкосновенность прав означает, что «границы соответствующих ценностей нельзя нарушать в отношении всех людей при любых условиях» 0. Права и свободы, таким образом, относятся к наиболее важным правовым ценностям, в связи с этим возникает вопрос о закреплении ценностей различных рангов в нормах права.

Многие общезначимые правовые ценности изложены во Всеобщей декларации прав человека, принятой ООН в 1948 г. Права человека в Декларации не различаются по своему рангу, они не иерархизированы. С момента принятия, Декларация оказывает большое влияние не только на осуществление прав человека во всем мире, но и на изменение сознания людей, способствующего возникновению ценностного отношения к основным правовым принципам существования в современном мире. Ценностные основания национальных правовых систем обладают множеством различий, что объясняет изначальную сложность соответствия

6 Топорнин Б.Н. Конституционная реформа в СССР: предпосылки и основные направления// Конституционная реформа в СССР: актуальные проблемы. — М., 1990. С.4.

7 Серкова В.В. К вопросу о двойственном характере прав человека// Власть силы, сила власти. — М., 1996, с.68-69.

8 Гегель Г.В.Ф. Философия права. — М., 1990. С.95-96.

9 Тихонравов Ю.В. Основы философии права: учебное пособие.

10 Розов Н. Ценности в проблемном мире. — Новосибирск, 1998.

содержания Декларации и высших нормативноправовых актов конкретного государства.

С точки зрения места и способов закрепления ценностей, а также использования допустимых средств при их защите, следует различать кардинальные и субкардинальные ценности. Например, для защиты жизни, здоровья, личного достоинства людей границы возможных средств защиты шире, чем для защиты, свободы печати или права участия в политических решениях. Переосмысление ценности прав и свобод, представляет собой, актуальное требование цивилизованного сообщества, а также четкую ценностноправовую основу для национальных законодательств и международного сотрудничества. Многообразие юридических норм, закрепляющих субъективные права и свободы граждан, определяет разнообразие процессов реализации прав и свобод граждан. Само по себе закрепление государством прав и свобод гражданина не обеспечивает их автоматического осуществления, их реализации. Механизм обеспечения прав и свобод должен иметь ценностную составляющую. В случае дисбаланса механизма, граждане не воспринимают права как ценности, а государственные органы не считают их ценностями. В этом процессе важная роль принадлежит внутреннему механизму восприятия ценностей, который выступает в качестве регулятора поведения личности .

Внешний механизм обеспечения прав человека, в свою очередь, есть система ценностей, принципов, а также институтов, норм, процедур, которые, взаимодействуя между собой, влияют на поведение личности, состояние правопорядка в обществе. Условно этот механизм имеет 3 уровня. Первый уровень — это ценности-принципы, такие как гуманизм, справедливость, равенство, свобода, прямое действие Конституции, а также сами права и свободы человека — неприкосновенность личности, свобода слова и т.д. Второй уровень включает в себя социальные институты и нормативные установления, через которые права человека получают непосредственное обоснование, закрепление и осуществление. Третий уровень — процедурно-контрольный, он организационно-процессуально упорядочивает отношения в сфере прав человека, создает благоприятные условия для реализации гражданами прав и свобод.

Механизм обеспечения прав и свобод — это «система их гарантирования, то есть система общих условий и социальных средств, обеспечивающих правомерную реализацию»1 . К числу таких средств относится нормативно-правовое закрепление ценностей разного ранга. Механизм обеспечения прав и свобод человека, по мнению А.С.Мордовца, отражает, во-первых, сущностные начала личности, ее прав и свобод как высшую ценность, во-вторых, цель социального государства, которой является достижение благосостояние каждого человека и всего общества, социальную справедливость, в-третьих, главную задачу правового государства — обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, гарантии прав и свобод, в-четвертых, специфику гражданского общества, руководящее начало которого отражает принцип «гражданину разрешено все, что не запрещено законом». Немаловажное значение имеет юридическое равенство,

11 Витрук Н.В., Топорнин Б.Н. и др. Социально-правовой механизм реализации конституционных прав и свобод гражданина// Конституционный статус личности в СССР. — М., 1980. С.195-196.

«независимость друг от друга взаимодействующих субъектов, его составляющих»12.

Между конституционными правами и свободами, опосредующими различные сферы свободы личности, нет четко выраженных границ. Например, законодатель, разделяя права и свободы граждан в гл. 2 Конституции РФ на социально-демократические, политические и личные, не определяет содержание этих институтов, т.к. эти права и свободы представляют собой единый комплекс. Структурные подразделения этого комплекса тесно связаны между собой. По мнению К.Б.Толкачева имеются права и свободы, соединяющие между собой группы политических, социальноэкономических и личных прав и свобод, «эти права не образуют отдельную систему, их бытие обусловлено наличием взаимосвязанных друг с другом сфер свободы личности»13.

Отметим, что разные нормы в праве имеют различную роль и соответствующую структуру, включающую как три, так и два и даже один элемент — диспозицию. Однозвенные нормы встречаются чаще, это, в частности, нормы, устанавливающие права и свободы людей, которые не могут иметь гипотезы, поскольку действуют вне зависимости от наступления каких-либо обстоятельств. Такие нормы, исходя из аксиологического критерия деления, можно называть императивными. Это, так называемые, нормы-принципы — одноэлементные абсолютные модели общего и специального характера, отличающиеся четкостью, лаконизмом. Именно нормы-принципы чаще всего закрепляют наиболее общие правовые ценности, к каковым относятся права и свободы граждан. По объему такие нормы часто совпадают с одной статьей или пунктом закона. При помощи именно таких норм стала обозначаться ценность личности, человека и гражданина во вновь принятой Конституции России. Это повлекло за собой изменение всей иерархии правовых ценностей — приобрели приоритетное аксиологическое значение такие кардинальные ценности как свобода, равенство, справедливость. Нормы-принципы — наиболее ценностно-насыщенные частицы нормативной системы, задающие общие масштабы ее действия и определяющие критерии оценки всего остального массива юридических явлений на предмет их соответствия ценностям права.

Следующим уровнем ценностно-правовой иерархии следует рассматривать права и свободы человека и гражданина. Собственная ценность последних определяется тем, что они касаются наиболее значимых для личности материальных и духовных благ. Их перечень, например, определен Конституцией Российской Федерации 1993 г.: это частная собственность, тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений, личная жизнь, брак, семья, свобода совести, защита от обвинения (ст.ст. 21, 23-25). Ценность личных прав и свобод граждан состоит в том, что человек выступает как первичный элемент самоорганизующейся и саморазвивающейся системы общества. Самореализация индивида тем эффективнее, чем больше признается за ним прав и свобод в политической, социальной, культурной и других сферах жизни, что обеспечивает уровень необходимого мно-

12 Мордовец А.С.Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина.-Саратов, 1996. С.47.

13 Толкачев К.Б. Теоретико-методологические основания реализации личных конституционных прав и свобод человека гражданина. Дисс. на соиск. уч. ст. доктора юрид. наук. — СПб., 1998. С.78.

гообразия для полноценного развития социума. Безусловным позитивным следствием этих процессов можно назвать правовое признание человека и его жизни в России в качестве глобальной ценности.

Важнейшая роль в осуществлении прав и свобод принадлежит гражданину, который, воспринимая нормы права, осознавая их в качестве безусловной ценности, способствует функционированию механизма правореализации.

Принято считать, что обязательность норм права, а в частности, норм Конституции, обусловлена тремя основными характеристиками: производностью от государства, наличием правила поведения, предписывающего адресату совершить определенные действия, либо воздерживаться от них; обеспеченностью санкций, возлагающей на нарушителя неблагоприятные последствия его поступка. Однако эти характеристики могут и не быть атрибутами правовой нормы, а закон, даже самый неправовой, в той или иной мере применяется, реализовывается. По мнению

Н.В.Разуваева, реализуемость закона «не может служить безусловным критерием его нормативности, а тем более правомерности (поскольку соблюдается нередко лишь внешняя форма предписания, а не его нормативная или правовая сущность)»14. Обязательность права заключена в выполняемой правом моделирующей роли. В этом смысле посредством норм Конституции создается единый образ юридической деятельности, обязательной для всех. Определяет этот образ ее ценностная сущность и соответствие уровню развития правовой культуры. Задавая общезначимую и обязательную модель действительности, нормы Конституции вводят такой же общезначимый и обязательный критерий оценки поведения на предмет его правомерности. Здесь мы имеем дело с нормами-моделями. Нормы-модели, в отличие от норм-императивов, относительны. Это различие имеет юридическое выражение. Абсолютные нормы-императивы одночленны (одна диспозиция), а относительные нормы-модели — двучленны (диспозиция и гипотеза). Группы норм-моделей объединенных общностью предмета образуют правовые институты.

По объему нормы можно подразделить на общие и специальные. Общие создают образ наиболее масштабных в социальном и юридическом отношении участков действительности, иначе говоря, максимально значимых ее фрагментов.

Некоторые ученые называют императивные нормы-принципы абсолютными ценностями-нормами. Абсолютные ценности принимают форму эвалюативных норм (ценностных норм) или неявных норм, внутренне присущих ценностям. Эвалюативные нормы не прописаны четко, но в скрытой форме содержатся в ценностном пространстве родовой жизни человека. На основе эвалюативных норм «строится целостная система моральных и правовых императивов»15.

Ценностная норма не является явной, это делает ее эффективным средством социальной регуляции. Такой неявной ценностной нормой в Древней Греции выступало понятие Дике — «справедливость», под которой понимались принципы сложившегося обычая, соблюдения закона. В справедливости, как нравственноправовой норме были скрыты идеи «справедливого общественного устройства», «вечного естественного

14 Разуваев Н.В. Норма права как явление правовой культуры: Дисс. на соиск. уч. ст. к.ю.н. — СПб., 2000. С. 91.

15 Букреев В.И. Нормативная система (духовный мир человека)

— Екатеринбург, 1999. С.117.

порядка», «законнического послушания», т.е. будущей социальной нормы «ты должен». Из ценности справедливости сформировались «обычное право» (традиции и пр.), «естественное право» (право на жизнь, свободу, частную собственность), «живое право» (как совокупность принципов справедливости, но не совокупность властных приказов и норм). Право исторически созревает вместе с человеческим духом. Ценностные нормы рождаются из глубин души, а не исходят от внешнего, безличного и долженствующего социума.

«Нормы-принципы воплощают подлинно гуманистические идеалы и общечеловеческие ценности, их содержание по мере развития правовой культуры расширяется и уточняется, тяготея, ко все более адекватному отображению соответствующих ценностей»16. Это определяет соотношение правовых норм, ценностей и закона. Нормы-принципы, абсолютные нормы, более других наполнены ценностным содержанием и менее всего поддаются какой-либо сознательной коррекции. Они выступают как объективная данность, определяемая не желанием и волей законодателя в определенный исторический период, а динамикой правовой культуры. Нормы-принципы в минимальной степени нуждаются в юридической форме и фактически не зависят от нее. Однако именно нормы-принципы получают свое формальное закрепление в конституциях. Возникает некоторое противоречие между их ценностным содержанием и нормативным (формальным) закреплением. Такого рода противоречие можно наблюдать в Конституции Российской Федерации 1993 г. В то же время нормы-правила и нормы-процедуры гораздо теснее связаны с юридической нормой. Законодатель корректирует их, приводя в соответствие с изменившимися правовыми ценностями.

В развитии нормативно-правовой системы возможны периоды стагнации и регресса. По мере трансформации правовой культуры и изменения содержания правовых ценностей формируется новая картина юридической действительности. Конституция 1993 г. стала знаком такой трансформации, вместе с тем, эта трансформация не во всем отвечала сложившемуся типу и уровню правовой культуры, а также ценностным иерархиям наиболее многочисленных социальных групп. Тем не менее, с изменением правовых ценностей изменяются основы нормативной системы, что приводит к трансформации всех прочих норм, расположенных на уровнях подсистем, отраслей и институтов.

Подводя итоги о соотношении норм и ценностей применительно к правам человека, можно сделать вывод — права и свободы человека относятся к наиболее важным правовым ценностям, могут выступать принципами отраслей права, генерирующими началами отраслевых институтов права; важнейшая роль в осуществлении прав и свобод принадлежит гражданину, который воспринимая нормы права, осознавая их в качестве безусловной ценности, способствует функционированию механизма правореализации, чем больше прав и свобод в политической, социальной и других сферах жизни признается за индивидом, тем выше уровень необходимого многообразия для полноценного развития социума; обязательность права, заключена в выполняемой правом моделирующей роли, нормативность права, состоит в его способности создавать общезначимую и общеобязательную картину

16 Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия. Опыт комплексного исследования. — М., 1999. С.218,444-500.

юридической действительности, которая имеет ценностную природу, этим объясняется ее многообразие в представлении индивидов; в основу правовой системы должна быть положена философия признания общечеловеческих ценностей в качестве естественных прав человека, приобретающих в процессе своего исторического развития общецивилизованный характер; с изменением правовых ценностей изменяются основы нормативной системы, что приводит к трансформации всех прочих норм, расположенных на уровнях подсистем, отраслей и институтов права.

1. Алексеев С.С. Право: азбука — теория — философия. Опыт комплексного исследования. — М., 1999. -528 с.

2. Алексеев С.С. Самое святое, что есть у Бога на земле: И.Кант и проблемы права в современную эпоху.- М.1998. — 412 с.

3. Артемов В.М. Правопорядок в современном российском обществе: концептуальные обоснования и инновации. — М., 1998. — 146 с.

4. Бабенко А.Н. Правовые ценности. Вопросы теории. М. 2001. 151 С.

5. Будь лицом: ценности гражданского общества. -Томск, 1993. Т.1. — 259 с.

6. Букреев В.И. Нормативная система (духовный мир человека) — Екатеринбург, 1999. — 235 с.

7. Бутылин В.Н. Конституционные основы правового положения личности. — М., 1995. — 52 с.

8. Витрук Н.В., Топорнин Б.Н. и др. Социальноправовой механизм реализации конституционных прав и свобод гражданина// Конституционный статус личности в СССР. — М., 1980. — 312 с.

9. Гегель Г.В.Ф. Философия права. — М., 1990. — 641

10. Государство и право развитого социализма в СССР. — Л., 1977. — 211 с.

11. Зубицкий В.И. Правовая культура и её роль в реализации политических прав и свобод граждан: Дисс. на соиск. уч. ст. к.ю.н. — М. 1998. — 136 с.

12. Кудрявцев В.Н., Лукашова Е.А. Новое политическое мышление и права человека // Вопросы философии. 1990. №5. — С.3-11.

13. Лукашева Е.А. Права человека и культура// Конституция СССР и правовое положение личности. — М., 1979. С.22.; Общая теория прав человека. — М., 1996. -324 с.

14. Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. — М., 1992. — 160с.

15. Мордовец А.С.Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина.-Саратов, 1996. — 189 с.

16. Новгородцев П.И. Право на достойное человеческое существование/ Соч. — М., 1995. — 340 с.

17. Разуваев Н.В. Норма права как явление правовой культуры: Дисс. на соиск. уч. ст. к.ю.н. — СПб., 2000. -127 с.

18. Розов Н. Ценности в проблемном мире. — Новосибирск, 1998. — 215 с.

19. Серкова В.В. К вопросу о двойственном характере прав человека// Власть силы, сила власти. — М., 1996, с.68-69.

20. Стирк П.М., Вейгам Д. Происхождение и природа прав // Российский бюллетень по правам человека. 1996. Вып. 8. — С.13-32.

21. Тихонравов Ю.В. Основы философии права: учебное пособие. — М., 1997. — 490 с.

22. Толкачев К.Б. Теоретико-методологические основания реализации личных конституционных прав и свобод человека гражданина. Дисс. на соиск. уч. ст. доктора юрид. наук. — СПб., 1998. — 165 с.

23. Топорнин Б.Н. Конституционная реформа в СССР: предпосылки и основные направления// Конституционная реформа в СССР: актуальные проблемы. — М., 1990. — 130 с.

24. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в советском государстве. — Саратов, 1974. — 156 с.

25. Эбзеев Б.С. Конституция. Демократия. Права человека. — Москва — Черкасск, 1992. С.120-121.

на статью Елены Николаевны Мороз — аспирантки Южно — Уральского государственного университета «Понятие прав человека с точки зрения нормативноценностного подхода»

Актуальность представленной статьи определяется дискуссионным характером вопросов, связанных с пониманием прав и свобод человека в различных концепциях прав. Кроме того, требуют разрешения такие проблемы, как ценностное осмысление прав и свобод человека, развитие прав и свобод личности в процессе становления общества, взаимодействие прав и свобод с иными ценностями права.

Научной новизной отличается положение автора, о том, что права и свободы человека относятся к наиболее важным правовым ценностям, могут выступать принципами отраслей права, генерирующими началами отраслевых институтов права. Требует дальнейшей разработки и обсуждения среди широкой научной общественности предположение автора о том, что с изменением правовых ценностей под влиянием развития представлений о правах и свободах, изменяются основы нормативной системы, что приводит к трансформации всех прочих норм, расположенных на уровнях подсистем, отраслей и институтов права. В статье проводится анализ современных тенденций развития правовых норм и ценностей применительно к проблематике прав и свобод человека. Автор делает попытку разобраться в противоречиях понимания прав и свобод различными учеными, ценности норм законодательства, их выражающих. В качестве обоснования своих выводов автор приводит подробный анализ развития теории и практики прав и свобод человека с позиций аксиологии права. Теоретическую и практическую значимость имеют положения статьи, касающиеся необходимости рассматривать права и свободы личности с точки зрения их ценностной природы. Автор убедительно обосновывает необходимость определения социальной ценности прав и свобод эффективностью их реализации, как с точки зрения их воплощения в нормах права, так и в плане достижения тех целей, которые закреплены в соответствующих нормах. В то же время указывается на необходимость решения проблемы исследования правовых идей о правах и свободах, еще не имеющих нормативного закрепления. Не оставлен без внимания вопрос о воплощении прав и свобод в разных типах правовых норм, а также о взаимодействии норм и ценностей права, в которых выражены права и свободы, в зависимости от типа правовой культуры. Автор приходит к обоснованному выводу о необходимости аксиологического исследования прав и свобод, а также о том, что элементы нормы права, в которых они выражены, обладая собственной ценностью, должны обеспечивать ее ценность в целом и зачастую определяют эффек-

тивность реализации самих прав и свобод человека. В завершении статьи указывается на безусловную связь ценностно-правовой иерархии и многообразия норм права с иерархией прав и свобод личности.

В заключении следует сделать вывод о том, что статья Мороз Е.Н. «Понятие прав человека с точки зрения нормативно-ценностного подхода» содержит обоснованные и достоверные выводы, имеющие практическую и теоретическую значимость, и может быть рекомендована к опубликованию в рецензируемом ВАК журнале «Пробелы в российском законодательстве».

Профессор кафедры теории и истории права и государства Юридического института Сибирского федерального университета, д.ю.н., профессор А.Н.Бабенко

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/5676948/page:7/
  • http://studopedia.ru/10_64514_tema--pravo.html
  • http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-prav-cheloveka-s-tochki-zreniya-normativno-tsennostnogo-podhoda