Меню Рубрики

Опишите картину с точки зрения биолога

Ответ оставил Гость

Он смотрит в завтрашний день и думает о будущем(тут пофантазируй)

Если ответа нет или он оказался неправильным по предмету Обществознание, то попробуй воспользоваться поиском на сайте или задать вопрос самостоятельно.

Если же проблемы возникают регулярно, то возможно Вам стоит обратиться за помощью. Мы нашли великолепную онлайн школу, которую без всяких сомнений можем порекомендовать. Там собраны лучшие преподаватели, которые обучили множество учеников. После обучения в этой школе, Вы сможете решать даже самые сложные задачи.

крестьянин (ох тяжка ж же наша доля работать без отдоха но придет время мы будем хорошо жить)
художник(картина нарисована прекрасно все конторы соблюдены сразу видно что писал профессионал)
историк(тяжелые времена были и крестьяне работтали не покладали рук )
биолог(хорошая экология была раньше не то что сейчас )

Другие вопросы из категории

3 слова со суффиксами ик

Читайте также

красивой.Помогите,пожалуйста,я всё облазила и думала долго но не нашла ничего.

электричество, энциклопедия, энциклопедически, эксплуатация, эксплуатировать, эгоизм, эгоист, эгоистический, экономика, экономический, эстетика, эстетический, внимательный, внимание.

соченение на тему ( письмо моему учителю) как писать я вам напишу как учительница сказала 1) приветствие 2) вопросы что бы вы хотели спросить у вашей учительницы 3) что у вас появилось навого 4) попращаться как нибудь например с любовию ну и 5) подпись ну там будет моя. Сама я поняла задание но не могу придумать как же написать ПОМОГИТЕ пожалуйсто. Я буду вам очень БЛАГОДАРНА. Зарание спасибо.

космическое путешествие и оказались на планете,где живут крохотные человечки. Какие предметы вы видите? Опишите их. Подчеркните существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами! Помогите пожалуйста написать ( прошу сразу грамотно )

Мне хотелось бы написать о книге » Голодные игры», но я не знаю с чего начать, и, вообще, что писать. Помогите, пожалуйста! Буду очень благодарна за помощь!

Опишите картину: с точки зрения: крестьянина
биолога
художника
историка

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Harley2018 18.10.2017

Облака наполовину облегают небо. Красивая, и похоже на вскопанную, земля.. делает вид ещё прекрасней. Сразу виднеется, настоящая природа.. и чистый свежий воздух. Бабуля, стоит с конём, и кажется, наблюдает за столь чудесной природой, которая её окружает.

И если бы было можно, я бы назвала её » Прелесть всеми нами любимой — природы. «

Урок по теме: «Чувственное познание»

Цели урока:

  • расширить представление учащихся о чувственном познании окружающего мира
  • усвоить, что ощущение и восприятие – основа получения знаний
  • Совершенствование навыков работы с текстовым редактором MS Word. Структурирование текста при помощи таблиц.

Основные понятия:

  • Ощущение
  • Восприятие
  • Представление

Задача учителя

  • составить цепочку логических вопросов, которые должны привести учащихся к теме урока и основным определениям;
  • при помощи презентации, созданной для этого урока (см. Приложение), вести урок в нужном направлении (с возвратом к предыдущему материалу и/или переходам по тематике);
  • подвести учеников к выводам по уроку, на базе рассмотренных примеров и понятий.

Основная задача учителя организовать работу учеников так, чтобы они были заинтересованы в изучении данного материала.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: проектор, компьютер, слайды компьютерной презентации.

Тип урока: объяснение нового материала.

Метод: эвристическая беседа с последовательным изложением материала.

I. Проверка домашнего задания

Задается ряд вопросов по предыдущей теме “Информация и знания” (вопросы высвечиваются на экране) например:

  • Чем является информация для человека?
  • Каким должно быть сообщение, чтобы оно пополнило ваши знания
  • Информативны ли для вас следующие сообщения: “Сколько в слоге гласных звуков, столько в слове и слогов” и “Термин мультимедиа означает объединение текста, звука, графики и видео в одном документе”? Ответ обоснуйте
  • На какие группы делятся знания?

Ученики меняются тетрадями, учитель говорит правильные ответы. Ученики оценивают работу своих соседей. В результате ставят оценку. Взаимооценка 1 балл – 1 вопрос. Затем задаются вопросы для устного опроса.

  • К фактам относятся …
  • К правилам относятся …
  • Приведите 2-3 примера фактов из истории, географии или биологии.
  • Приведите 2-3 примера правил, изученных на уроках русского языка или математики.

II. Определение темы урока, мотивация и цель

Задается ряд вопросов:

  • Как называется процесс получения знаний?
  • Какие существуют формы познания?
  • Какова роль чувственного познания?
  • Что они знают о чувственном познании?
  • Для чего необходимо расширить представление об этой форме познания?

По результатам опроса, отвечавшим выдаются спец. жетоны (карточки) для учета активности работы на уроке. Из ответов формулируется тема урока “Чувственное познание”

III. Актуализация

На экране появляется слайд презентации с названием темы урока. На нем, кроме названия, находятся рисунки, изображающие различные объекты окружающего мира.

Задается вопрос: “Что человеку необходимо иметь для того, что принять сигналы от этих объектов?”. Предполагаемый ответ – органы чувств.
На экране появляются рисунки, изображающие основные 5 органов чувств. Ученики их называют: зрение, обоняние, слух, осязание, вкус.
На экране появляется определение Органов чувств с точки зрения информатики.

IV. Организационно-деятельный этап

При помощи этого слайда необходимо выйти на определение термина “Ощущение”. Для этого надо определить какой из органов чувств принимает основной сигнал об изображенных на рисунке объектов.
Но основе проведенной работы ученикам предлагается дать название этим процессам.
На экране появляется определение термина “ощущение”. Затем предлагается найти зависимость между представленными объектами и другими органами чувств. Проводятся стрелки от объекта к органам чувств. Переход на следующий слайд по щелчку мыши. На экране появляются (по щелчку) рисунки, изображающие следующие объекты: лимон, ель, яблоко и т.п.

Ученикам предлагается рассказать об этих объектах все, что они могут.
Вопрос: “А на основании чего они дали характеристику этим объектам?
Необходимо подвести их к ответу, что объект имеет много свойств. И дальнейшие рассуждения должны привести к тому, что целостный образ – это восприятие объекта всеми органами чувств.
На экране появляется определение термина “Восприятие”.

Далее необходимо обратить внимание на то, что восприятие разными людьми одно и того же объекта – разное.
На следующем слайде появляется картинка-пейзаж.

Работа в группах.

  • 1-я группа – описать картинку с точки зрения художника.
  • 2-я группа – с точки зрения биолога
  • 2-я группа – с точки зрения крестьянина

Надо сделать вывод: От чего зависит восприятие? (Ответ: от прежнего опыта и знаний.)
Ученикам предлагается самим дать определение, а затем сравнить его с тем, что представлено на слайде презентации.
По щелчку мыши на экране появляется определение

Работа в парах.

Ученикам раздаются карточки, на которых написаны названия объектов. Надо описать их свойства.
Задать вопрос: “На основании чего они описали свойства этих объектов?”.
Выйти на определение термина “Представление”.

V. Контрольно-оценочный этап

Для подведения итогов ученикам задаются вопросы:

  • Что такое реальная действительность?
  • Какими средствами приема сигналов из внешнего мира обладает человек?
  • Что вызывают у нас отдельные свойства объектов окружающего мира?
  • Из чего складываются восприятия?
  • Чувственный образ объекта – .

Затем ученикам предлагается сравнить свои ответы с ответами, которые появляются на экране. (Самооценка: 1 балл за 1 вопрос.)
Подводятся итоги, подсчитывается количество баллов, выявляются наиболее активные ученики. (Оценка учителя).

Выводы:

  1. Все окружающие нас объекты воздействую на наши органы чувств.
  2. Вызывают ощущения, восприятия и представления.

С помощью органов чувств мы познаем отдельные предметы и явления окружающего мира.
Вопрос для перехода к следующей теме:

  • Можно ли только при помощи чувственного познания познавать окружающий мир?
  • Почему?
  • При помощи чего можно познать законы мира, сущность предметов и явлений и т.п.? (При помощи мышления.)

VI. Рефлексивно-оценочный этап

Создать документ MS Word, в котором учащимся предлагается:

  • придумать примеры объектов и записать те ощущения, которые они у вас вызывают.
  • Описать все свойства этих объектов, которые необходимы для целостного восприятия их образа.
  • Составить рассказ по рисунку согласно вашему восприятия.
  • Представить какой-нибудь объект и описать его свойства.
  • В работе использовать абзацы, списки.
  • Отформатировать текст и показать преподавателю.

Можно выбрать любое задание на усмотрение учащегося.
Задания с различным уровнем сложности. Ученик может выбрать себе задание по своему уровню. Каждый уровень оценивается по 5-бальной системе. Эти задания можно выполнить дома, но на уроке должен быть один законченный и оформленный по правилам документ.
Лучшие примеры и рассказы могут быть помещены на слайдах презентации.

Домашнее задание:

  • Выполнить задание в рабочей тетради (стр. 41 №7).
  • § 2.2.

Список литературы:

  1. Босова Л.Л. Информатика: учебник для 6 класса – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю.Уроки информатики в 5–6 классах: Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

Опишите картину: с точки зрения: биолога художника историка Помогите очень СРОЧНО!

Эта картина вызывает у каждого человека разные ощущения и восприятия.
Я буду описывать её с точки зрения художника. Картину «На пашне» написал М.К Клодт.
Реалистичность пейзажа вызывает восторг.
На картине изображены бескрайние открытые поля во время пахоты, которые лишь вдалеке переходят в лес и небольшие холмы.
Самый крупный элемент картины – это крестьянка, занимающаяся вспашкой земли с помощью лошади, запряженной в соху.
Она приостановила свою работу и смотрит в сторону дороги. Ее внимание привлек приближающийся экипаж, скачущий на двух конях.
С другой стороны картины, чуть дальше по отношению к девушке, чем экипаж, землю пашут еще одна крестьянка и крестьянин с лошадьми.
Выразительности картине придает высокое небо, занимающее больше половины пейзажа. Огромные светлые облака, разница в оттенках неба между разными половинами картины,
а также едва заметные летящие на его фоне птицы придают еще больше величия этой работе.
Стоит заметить, как трепетно относится Клодт к деталям картины. На ней мы увидим и множество ворон, севших на пашню,
и подробно нарисованные элементы даже самых небольших размеров, и барина, сидящего в коляске.
Людей в этой работе привлекало и привлекает не только величие пейзажа, но и близость к народу, русской земле.

Опишите картину с точки зрения крестьянина и художника. Очень срочно.

вопрос опубликован 17.01.2017 21:39:13

Крестьянин думает как бы ему закончить работу побыстрей, а художнику жалко крестьянина. Он бы даже ему помог.

Если сомневаешься в правильности ответа или его просто нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие вопросы по предмету Обществознание либо задай свой вопрос и получи ответ в течении нескольких минут.

Описание картины с точки зрения физиологии

-Гверчино (Джованни Франческо Барбьери)

Выставлена картина в ГОСУДАРСТВЕННОМ МУЗЕИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ имени А.С.ПУШКИНА.

Телосложение — размеры, формы, пропорции и особенности частей тела, а также особенности развития костной, жировой и мышечной тканей.

Так как тип телосложения характеризует лишь один из вариантов нормы конституции, число типов телосложения зависит от способа определения нормы.

Академик Петленко В.П. определяет пять типов телосложения:

Профессор Черноруцкий В.М. выделяет три основных типа телосложения, в части совпадающих с классификацией академика Петленко В.П.

-астенический (или гипостенический)

— включает и грациальный тип телосложения по Петленко В.П.

-нормостенический (включая атлетический тип по Петленко В.П.)

Святой Себастьян подходит под нормастенический тип телосложения (по В.М.Черноруцкий).

И под атлетический тип телосложения (по В.П.Петленко).

Нормостенический тип телосложения характеризуется хорошим развитием мышечной массы (как у Святого Себастьяна) , и как следствие прочным и развитым костным скелетом. Количество жировой ткани примерно соответствует средним показателям. Особенности внутреннего строения — грудная клетка выпуклая, плечи широкие, длина конечностей пропорциональная. Все характеристики соответствуют средним.

Кожа гладкая, чистая, влажная, упругая. Видна рельефность мышц.

Типология человека Кречмера.

По Кречмеру можно отнести Святого Себастьяна к АТЛЕТИК.

Атлетик — имеет хорошую мускулатуру, крепкое телосложение, высокий или средний рост, широкий плечевой пояс и узкие бедра, выпуклые лицевые кости.

Система соматипирования Шелдона.

Мезоморф— это классический Геркулес с преобладанием костей и мышц. У него массивная кубическая голова, широкие плечи и грудная клетка, мускулистые руки и ноги. Количество подкожного жира средне, профильные размеры невелики.

Лицо — широкое, углова­тое.

Нос — острый, прямой.

Шея — толстая, стройная.

Видно, что развиты Прямые мышцы живота – сгибают туловище, опускают рёбра, приподнимают таз.

Так же, можно заметить, развита Большая грудная мышца– состоит из трёх частей: ключичная, грудино-рёберная и брюшная. Приводит руку и вращает её внутрь.

Ещё можно увидеть, что не плохо развита Наружная косая мышца живота – опускает грудную клетку, вращает туловище, сгибает и наклоняет позвоночник в сторону.

Можно заметить, что развита Двуглавая мышца плеча – состоит из двух головок. Длинная головка — сгибает предплечье, осуществляет небольшое отведение плеча. Короткая головка — сгибает предплечье, а также сгибает руку в плечевом суставе.

КОМПОЗИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ КАРТИНЫ

Читайте также:

  1. COPS анализ Л.Константайна.
  2. I. Оптические методы анализа
  3. II. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ
  4. III . «Например» в анализе
  5. III. КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ
  6. III. ЦСО и анализы
  7. III.Образец анализа
  8. IV. ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ (ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ) МЕТОДЫ АНАЛИЗА
  9. IV. Реакции, встречаемые по ходу анализа
  10. SWOT-анализ
  11. V1: Анализ и расчет линейных цепей переменного тока 2 страница
  12. V1: Анализ и расчет линейных цепей переменного тока.
Читайте также:  За норму принята острота зрения равная

Прежде чем приступить к практическому анализу, необходимо сделать одно существенное замечание: в картине не надо искать того, чего в ней нет, то есть ни в коем случае не надо задаваться целью подгонять живое произведение под определенную схему. Рассуждая о формах и средствах композиции, мы перечис­ляли возможные ходы и варианты действий художника, но совершенно не настаивали, что все они непре­менно должны быть использованы в картине. Тот анализ, который предлагаем мы, просто более активно проявляет некоторые особенности произведения и по возможности объясняет композиционный замысел художника.

Как разделить единый организм на части? Можно воспользоваться традиционным набором действий: провести диагональные оси для определения геометрического центра картины, выделить светлые и тем­ные места, холодные и теплые тона, определить смысловой центр композиции, при необходимости ука­зать композиционные оси и т. д. Тогда легче установить формальную структуру изображения.

2.1. АНАЛИЗ КОМПОЗИЦИИ НАТЮРМОРТА

Чтобы шире охватить различные приемы в построении натюрморта, рассмотрим классический натюрморт семнадцатого века, затем натюрморты Сезанна и Машкова.

2.1.1. В. Хеда. Завтрак с ежевичным пирогом. 1631

Проведя первую же диагональ, отмечаем, что композиция натюрморта сделана на грани фола, но художник блестяще справился с задачей уравновешивания, введя постепенное высветление фона вле­во вверх. Рассматривая отдельно светлые и темные обобщенные пятна, мы убеждаемся в светотональ-ной целостности композиции, причем видим, как белая ткань и освещенная поверхность основания лежащей вазы держат главные акценты и создают условия для ритмического расположения темных пятен. Большое светлое пятно как бы рассыпается постепенно на мелкие вспышки света. По этой же схеме строится расположение темных пятен.

Теплохолодность натюрморта в условиях почти монохромной картины очень тонко и деликатно выражена в деталях и разъединена на большие массы слева и справа. Для сохранения целостности колорита Хеда вводит холодные оттенки предметов на левой, «теплой», стороне картины и, соответ­ственно, теплые тона на правой, «холодной», стороне.

Великолепие этого натюрморта, являющегося украшением Дрезденской галереи, заключается не только в абсолютной материальности предметов, но и в тщательно продуманной композиции картины.

2.1.2. П. Сезанн. Персики и груши. Конец 1880-х годов.

В этом натюрморте прослеживается два последовательных центра: во-первых, это белое полотен­це, на котором размещены фрукты и посуда, во-вторых — персики на тарелке в центре картины. Таким образом создается ритмическое трехходовое приближение взгляда к фокусу картины: от об­щего фона к полотенцу, затем к персикам в тарелке, затем к близлежащим грушам.

По сравнению с натюрмортом Хеды работа Сезанна имеет более широкую цветовую гамму, по­этому теплохолодность натюрморта разлита по всей поверхности картины и трудно отделить ло­кальные массивы теплого и холодного цветов. Особое место в натюрморте занимает косая широкая темная полоса на заднем плане. Она является своеобразной антидоминантой композиции и одновре­менно подчеркивает белизну ткани в светах и чистоту красок в тенях. Весь строй картины грубоват и носит намеренно-явные следы кисти — этим подчеркивается рукотворность, выявленность самого процесса создания картины. Эстетика композиций Сезанна, пришедшего в дальнейшем к кубизму, заключена в конструктивной обнаженности крепкого каркаса цветовой лепки формы.

2.1.3. И. Машков. Снедь московская. 1924

Композиция натюрморта тяготеет к симметрии. Заполненность всего пространства картины не выходит по смыслу за раму, композиция прочно сидит внутри, проявляя себя то по кругу, то по квад­рату (расположение хлебов). Обилие снеди как бы распирает границы картины, в то же время хлебы оставляют цветовым лидером белую вазу, группируясь вокруг нее. Густой насыщенный цвет, плот­ная материальность хлебов, подчеркнутая точно найденной фактурой выпечки, объединяют предме­ты в гармонично сгруппированное горячее целостное пятно, оставляя фону гамму несколько холод­нее. Белое пятно вазы не вырывается из плоскости, оно недостаточно велико, чтобы стать смысло­вым центром, но достаточно активно, чтобы крепко держать композицию.

В картине есть два темных продолговатых пятна, расположенных перпендикулярно друг к другу: это кусок свисающей ткани на стене и поверхность столешницы. Соединяясь в цвете, они сдержива­ют «рассыпанность» предметов. Этот же сдерживающий, объединяющий эффект создают две гори­зонтальные полосы боковины полки и столешницы.

Если сравнить натюрморты Сезанна и Машкова, то создается впечатление, что, используя колорис­тические достижения великого Сезанна, Илья Машков обращается и к великолепной колористике «мо­нохромного» Хеды. Конечно, это только впечатление; такой большой художник, как Машков, вполне самостоятелен, его достижения выросли естественным образом из его художественной природы.

2.2. КОМПОЗИЦИЯ ПЕЙЗАЖА

В пейзаже есть одно традиционное правило: небо и ландшафт по композиционной массе должны быть неравны. Если художник ставит своей целью показать простор, беспредельное пространство, он большую часть картины отдает небу и основное внимание уделяет ему же. Если для художника главной задачей является передача подробностей ландшафта, то граница ландшафта и неба в карти­не обычно располагается значительно выше оптического центра композиции. Если границу распо­ложить посередине, то изображение распадается на две части, равно претендующие на главенство, — нарушится принцип подчиненности второстепенного главному. Это общее замечание хорошо ил­люстрирует произведение П. Брейгеля.

2.2.1. Питер Брейгель Старший. Падение Икара. Около 1560 г.

Композиция пейзажа сложна и в то же время очень естественна, на первый взгляд несколько за-мельчена в деталях, но при внимательном анализе весьма крепко скроена. Парадоксальность Питера Брейгеля проявилась в смещении смыслового центра картины (Икар) на периферию, а второстепен­ного персонажа (пахаря) — в композиционный центр. Вроде бы случайным кажется ритм темных тонов: заросли слева, голова пахаря, деревья у кромки воды, корпус корабля. Однако именно этот ритм не позволяет глазу зрителя уйти из картины вдоль темной диагональной полосы по темной кромке высокой части берега. Еще один ритм строится теплыми тонами светлых участков полотна, а также четким делением пространства пейзажа на три плана: берег, море, небо.

При множестве деталей композиция держится классическим приемом — цветовым акцентом, со­здаваемым красной рубахой пахаря. Не вдаваясь в подробное описание деталей картины, нельзя удержаться от восхищения гениальной простотой выражения глубинного смысла произведения: па­дения Икара мир не заметил.

2.2.2. Франческо Гварди. Исола ди Сан-Джоржо в Венеции. 1770-е годы.

По колориту это одна из самых великолепных картин за всю историю живописи, но живописное совершенство не было бы достигнуто без прекрасно выстроенной композиции, отвечающей всем классическим канонам. Абсолютная уравновешенность при асимметрии, эпическая величавость при динамическом ритме, точно найденное соотношение цветовых масс, колдовская теплохолодность воздуха и моря — это работа великого мастера.

Анализ показывает, что ритм в композиции строится как по вертикалям, так и по горизонталям и по диагоналям. Вертикальный ритм образуется башнями, колоннами, членением стен дворца в пере­кличке с мачтами лодок. Горизонтальный ритм определяется расположением лодок вдоль двух вооб­ражаемых горизонтальных линий, подножием дворца, линиями крыш в местах соединения их со стенами. Очень интересен диагональный ритм верхушек башен, купола, статуй над портиком, перс­пективой правой стены, лодками с правой стороны картины. Для уравновешивания композиции вве­ден альтернативный диагональный ритм от левой лодки к центральному куполу дворца, а также от ближней гондолы к вершинам мачт справа.

Горячий цвет стен дворца и золото солнечных лучей на фасадах, обращенных к зрителю, гармо­нично и мощно выделяют здание на фоне общего богатого колорита моря и неба. Граница между морем и небом отсутствует — это придает воздушность всему пейзажу. Отражение дворца в спокой­ных водах залива обобщено и начисто лишено деталей, что позволяет не затеряться фигуркам греб­цов и матросов.

2.2.3. Г. Нисский. Подмосковье. Февраль. 1957

Нисский создавал свои произведения как чистые композиции, он не писал их непосредственно с натуры, не делал массу предварительных этюдов. Пейзажи он запоминал, впитывал в сознание наи­более характерные черты и детали, делал мысленный отбор еще до начала работы у мольберта.

Примером такой рафинированной композиции может служить «Подмосковье». Локальность цве­товых масс, четкое разделение длинных холодных теней и розоватой белизны снега, строго выверен­ные силуэты елей на среднем плане и дальнего леса, мчащийся на повороте товарняк, как по линейке проведенное бетонное шоссе — все это создает ощущение современности, за этим видится индуст­риальный век, хотя лиричность зимнего пейзажа с его чистым снегом, утренней тишиной, высоким небом не позволяют отнести картину к произведению на производственную тему:

Особо следует отметить цветовые отношения на дальнем плане. Как правило, дали пишутся более холодным тоном, чем первый план, у Нисского же дальний лес выдержан в теплых тонах. Казалось бы, трудно отодвинуть таким цветом предмет в глубину картины, но если обратить внимание на розовато-оранжевый цвет неба, то художник должен был нарушить общее правило построения про­странства, чтобы лес не вьщелялся резко на фоне неба, а был тонально слит с ним. Мастер поместил на ближнем плане фигуру лыжницы, одетой в красный свитер. Это яркое пятно при весьма малой площади активно держит композицию и придает ей пространственную глубину. Деление горизон­тальных масс, сходящихся к левому срезу картины, сопоставление с вертикалями елей придает рабо­те композиционную драматичность.

2.3. КОМПОЗИЦИЯ ПОРТРЕТА

Художники по-разному трактуют потрет как произведение. Одни уделяют внимание только челове­ку, не вводя никаких деталей окружающей обстановки, пишут на нейтральном фоне, другие вводят в портрет антураж, трактуя его как картину. Композиция при второй трактовке, как правило, сложнее, в ней используются многие формальные средства и приемы, о которых говорилось ранее, но и в простом изображении на нейтральном фоне композиционные задачи имеют решающее значение.

Ангишола Софонисба. Автопортрет

2.3.1. Тинторегто. Мужской портрет. 1548

Все внимание художник уделяет передаче живой выразительности лица. Собственно, кроме голо­вы на портрете ничего и не изображено, одежда и фон так мало отличаются по цвету друг от друга, что освещенное лицо является единственным ярким пятном в произведении. В этой ситуации особое значение приобретают масштаб и уравновешенность композиции. Художник тщательно соизмерил габариты рамы с абрисом изображения, с классической выверенностью определил место лица и в пределах целостности колорита вылепил горячими красками полутона и тени. Композиция проста и совершенна.

2.3.2. Рафаэль. Портрет юноши (Пьетро Бембо). Около 1505 г.

В традициях Высокого Возрождения были созданы портреты на фоне итальянского пейзажа. Имен­но на фоне, а не в среде природы. Некоторая условность освещения, сохранение масштаба фигуры по отношению к раме, выработанного на безантуражных портретах, позволяли мастеру показать портре­тируемого очень близко, во всех характерных подробностях. Таков «Портрет юноши» Рафаэля.

Погрудная фигура молодого человека композиционно построена на ритме нескольких цветовых пар: во-первых, это красная шапочка и видимая часть красной рубахи; во-вторых, справа и слева по паре темных пятен, образуемых ниспадающими волосами и накидкой; в-третьих, это кисти рук и два фрагмента левого рукава; в-четвертых, это полоска белого кружевного воротника и полоска сло­женной бумаги в правой руке. Лицо и шея, образуя общее теплое пятно, являются формальным и смысловым фокусом композиции. Пейзаж за спиной юноши выдержан в более холодных тонах и образует красивую гамму в контексте общего колорита. Ландшафт не содержит бытовых подробно­стей, он безлюден и спокоен, что подчеркивает эпический характер произведения.

Есть в портрете одна деталь, ставшая загадкой художникам на столетия: если дотошный рисо­вальщик проследит линию плеча и шеи до головы (справа), то шея оказывается, говоря профессио­нальным языком, совершенно не привязанной к массе головы. Такой прекрасный знаток анатомии, как Рафаэль, не мог так элементарно ошибиться. У Сальвадора Дали есть полотно, которое он на­звал «Автопортрет с рафаэлевской шеей». Действительно, в форме шеи рафаэлевского портрета за­ключена какая-то необъяснимая пластическая притягательность.

2.3.3. К. Коровин. Портрет Ф.И. Шаляпина. 1911

Многое в этой работе непривычно для зрителя, исповедующего классическую живопись. Непри­вычен уже сам формат, непривычно композиционное повторение фигуры певца, абриса стола и став­ни, непривычна, наконец, живописная лепка форм без строгого рисунка.

Ритм цветовых масс от правого нижнего угла (горячий тон стены и пола) к левому верхнему углу (зелень за окном) делает три шага, изменяясь в холодную сторону. Для уравновешивания компози­ции и сохранения целостности колорита в холодной зоне введены вспышки теплых тонов, а в теплой зоне, соответственно, холодных.

Еще один цветовой ритм художник использует в деталях: горячие акценты вспыхивают по всей поверхности картины (туфли — ремень — бокал — руки).

Масштаб фигуры по отношению к раме позволяет считать антураж не фоном, а полноправным героем картины. Ощущение воздуха, в котором растворяются границы предметов, свет и рефлексы создают иллюзию свободной импровизации без обдуманной композиции, но портрет обладает всеми признаками формально грамотной композиции. Мастер есть мастер.

2.4. КОМПОЗИЦИЯ СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЫ 2.4.1. Рафаэль. Сикстинская мадонна. 1513

Эта картина, пожалуй, самая известная в мире, соперничает с ней по популярности только «Джо­конда» Леонардо да Винчи. Образ богоматери, светлый и чистый, красота одухотворенных лиц, дос­тупность и простота идеи произведения гармонично сливаются с ясной композицией картины.

Читайте также:  Бермудский треугольник с точки зрения физики

Художник использовал в качестве композиционного средства осевую симметрию, показывая, та­ким образом изначальное совершенство и уравновешенное спокойствие христианской души, веря­щей в конечную победу добра. Симметрия как средство композиции подчеркивается буквально во всем: в расположении фигур и занавеси, в повороте лиц, в уравновешенности масс самих фигур относительно вертикальных осей, в перекличке теплых тонов.

Возьмем центральную фигуру. Малыш на руках мадонны композиционно утяжеляет левую часть, но Рафаэль точно расчитанным силуэтом накидки уравновешивает фигуру. Фигура девушки справа по массе несколько меньше, чем слева фигура Сикста, но зато цветовая насыщенность правой фигу­ры активнее. С точки зрения симметрии масс можно посмотреть на расположение лиц мадонны и малыша-Христа, а затем на расположение лиц ангелов у нижнего среза картины. Эти две пары лиц находятся в противофазе.

Если соединить линиями изображения лиц всех главных фигур в картине, образуется правильный ромб. Опорная нога мадонны — на оси симметрии картины. Такая композиционная схема делает произведение Рафаэля абсолютно уравновешенным, а расположение фигур и предметов по овалу вокруг оптического центра сохраняет целостность композиции даже при некоторой разобщенности ее частей.

2.4.2. А.Е.Архипов. По реке Оке. 1890

Композиция, открытая, динамичная даже при статичности фигур, построена по обратной диаго­нали: справа вверх налево. Часть баркаса выходит на зрителя, под нижний срез картины — это созда­ет ощущение нашего присутствия непосредственно среди сидящих на баркасе. Для передачи солнеч­ного освещения и ясного летнего дня художник использует как средство композиции контраст между общим светлым колоритом и теневыми акцентами в фигурах. Линейная перспектива потребовала уменьшения фигур на носу баркаса, но воздушная перспектива (ради иллюзии отдаленности берега) четкости фигур на носу не уменьшила по сравнению с ближними фигурами, то есть воздушная пер­спектива внутри баркаса практически отсутствует. Уравновешенность композиции обеспечивается взаиморасположением общего темного композиционного овала слева от середины и активного тем­ного пятна справа (теневые части двух фигур и посуда). Кроме того, если обратить внимание на мачту, то она расположена по оси картины, а справа и слева вдали — симметричные легкие цветовые акценты.

2.4.3. Н. Ерышев. Смена. 1975

Композиция построена на ритме вертикалей. Индустриальные сооружения (кстати, весьма условные), единственное деревце, фигуры людей — все подчеркнуто вытянуто вверх, лишь в нижней части картины идут несколько горизонтальных линий, образуемых бетонными плита­ми, трубами, горизонтом. Фокусом композиции является группа подростков-экскурсантов, по­чти симметрично расположенная по обе стороны рабочего мастера. Нефтеперерабатывающие сооружения вместе с белыми майками двух подростков образуют вертикальный прямоуголь­ник. Как бы ограничивая этот прямоугольник, автор разместил двух молодых людей в одежде терракового цвета. Своеобразная симметрия создана постановкой на вертикальной оси фигуры мастера и перекличкой ровно стоящего деревца с трубовидным сооружением справа.

Прямую выстроенность, заведомую условность ситуации, явно задуманную статичность фигур можно было бы отнести к спорным моментам в реалистической передаче жизни, но эта работа носит черты монументально-оформительского направления, где все это является орга­ничным, логичным и необходимым. С точки зрения композиции здесь применены ясные, фор­мально безупречные средства от группировки до ритмических градаций и членений.

КОМПОЗИЦИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ

Вот и пришло время говорить о тех качествах произведения, которые, собственно, и являются носителями эстетических ценностей, духовной наполненности, жизненности художественных обра­зов. Это тонкая материя, много здесь неуловимого, замешанного на душевной энергии художника, на его индивидуальности, отношении к миру. Роль композиции сводится к грамотности, возможности выразить задуманное на языке красоты и гармонии, к возможности построения добротной и крепкой формы.

1. ОБОБЩЕНИЕ И ТИПИЗАЦИЯ

В традициях классической художественной практики принято избегать нагромождения случайно­стей, разрушающих целостность образа, его знаковую определенность. Этюд как средство набрать фактологический материал, как разведка в стане объективной действительности несет в себе излиш­нюю репортажность, сиюминутность, иногда многословность. Отбирая в законченное произведение наиболее характерные черты, делая обобщения и смещая акценты, автор добивается наиболее близ­кого сходства со своей художественной идеей. В результате обобщения и отбора рождается типич­ный образ, не единичный, не случайный, а вбирающий в себя самое глубинное, общее, истинное.

Таким образом рождается тип героя или пейзажа, как, например, протодиакон в портрете И. Репи­на или абсолютно русский пейзаж в картинах И. Левитана.

Дата добавления: 2015-06-25 ; Просмотров: 24051 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Опишите картину: с точки зрения: биолога художника историка Помогите очень СРОЧНО!

Ответ оставил Гуру

Эта картина вызывает у каждого человека разные ощущения и восприятия.
Я буду описывать её с точки зрения художника. Картину «На пашне» написал М.К Клодт.
Реалистичность пейзажа вызывает восторг.
На картине изображены бескрайние открытые поля во время пахоты, которые лишь вдалеке переходят в лес и небольшие холмы.
Самый крупный элемент картины – это крестьянка, занимающаяся вспашкой земли с помощью лошади, запряженной в соху.
Она приостановила свою работу и смотрит в сторону дороги. Ее внимание привлек приближающийся экипаж, скачущий на двух конях.
С другой стороны картины, чуть дальше по отношению к девушке, чем экипаж, землю пашут еще одна крестьянка и крестьянин с лошадьми.
Выразительности картине придает высокое небо, занимающее больше половины пейзажа. Огромные светлые облака, разница в оттенках неба между разными половинами картины,
а также едва заметные летящие на его фоне птицы придают еще больше величия этой работе.
Стоит заметить, как трепетно относится Клодт к деталям картины. На ней мы увидим и множество ворон, севших на пашню,
и подробно нарисованные элементы даже самых небольших размеров, и барина, сидящего в коляске.
Людей в этой работе привлекало и привлекает не только величие пейзажа, но и близость к народу, русской земле.

Если тебя не устраивает ответ или его нет, то попробуй воспользоваться поиском на сайте и найти похожие ответы по предмету Обществознание.

Искусствоведческий текст как образец при подготовке к описанию картины

Восприятие школьником произведения живописи, подкрепленное рассказом учителя или текстом, связанным с содержанием картины, значительно обостряет эмоции детей, помогает более глубоко понять содержание картины и средства выражения замысла художника. Поэтому опытные учителя-словесники при подготовке к сочинению по картине используют текст-образец, интуитивно понимая, что картина в сочетании с текстовым материалом гораздо эффективнее воздействует на умственную деятельность и эмоциональную сферу учащихся, а значит, и на их речь.

Хороший текст – образец, представляющий собой модель высказывания определенного жанра, экономит время, сберегает силы, помогает учащимся осознать особенности содержания, композиции и речевого оформления высказывания с учетом коммуникативной задачи.

Как показывают наблюдения, чаще всего в качестве образца для сочинения по картине учителя используют отрывки из художественных произведений, стихотворения, близкие содержанию картины, или сами составляют тексты по картине. Однако в первом случае часто возникает несоответствие текста изображенному художником, что порождает преграды на пути постижения смысла картины; во втором случае работе мешает обычно невысокое качество текстов, которые вдобавок не всегда правильны с точки зрения искусствоведения.

Поэтому естественно возникает мысль в качестве образца при подготовке к сочинению по картине использовать искусствоведческий текст. Под искусствоведческим текстом мы понимаем текст, написанный художником, искусствоведом, педагогом, преподавателем по изобразительному искусству, в котором непосредственно описываются содержание той или иной картины и средства выражения замысла художника.

Вместе с тем мы отдаем себе отчет в том, что не любой искусствоведческий текст пригоден для использования на уроках русского языка. Ведь искусствоведческая литература довольно обширна и адресована разным читателям: узкому кругу специалистов в области искусства, массовому читателю, детям. Для работы на уроках русского языка целесообразно выбирать тексты, ориентированные на детей и массового читателя. Они доступны пониманию учащихся, поскольку не содержат сложной специальной информации. Нежелательно использовать на уроках родного (русского) языка тексты, предназначенные для иностранцев, так как они адаптированы, как правило, за счет упрощения синтаксических конструкций, лексических значений прилагательных, причастий, наречий, т. е. слов, необходимых для понимания оттенков описания.

При подборе искусствоведческого текста к рассматриваемой на уроке картине необходимо учитывать следующие требования: доступность, информативность; художественная и эстетическая ценность; содержательность и смысловая цельность, композиционная завершенность; жанр и стиль текста с учетом поставленной коммуникативной задачи; объем текста (в соответствии с возрастными возможностями учащихся и условиями урока).

Искусствоведческие тексты могут быть объединены в группу текстов с общим содержательным планом, типовым значением, жанром и стилем речи. Такая общность этих текстов позволяет на их основе обучать учащихся созданию собственных речевых произведений (сочинений) определенного жанра и стиля. Имея представление об особенностях построения и языкового оформления текста-образца, представляющего собой, например, описание с элементами повествования в научно-популярном стиле изложения, учащиеся смогут создать собственное высказывание, предварительно осознав структуру, жанр и стиль данного образца.

Помочь школьникам должен предварительный смысловой и типологический анализ текста-образца, в процессе которого учащиеся определяют тему и основную мысль текста, его структуру, опорные слова, выделяют абзацы и фрагменты, относящиеся к разным типам речи (описание, повествование, рассуждение), определяют способы связи между абзацами и предложениями, а также стиль речи.

В качестве примера приведем уроки, проведенные в пятых классах средней общеобразовательной школы № 1012 Солнцевского района г. Москвы учительницей русского языка и литературы О.А. Васильевой.

Тема: подготовка к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень».

1) познакомить учащихся с речеведческими понятиями (текст, абзац, средства связи) на основе искусствоведческого текста с целью использования его при подготовке к сочинению по картине И.И. Левитана «Золотая осень»;

2) активизировать лексику по теме «Осень»;

3) ввести в активный словарь учащихся искусствоведческие термины: пейзаж, пейзажист, мазки, живопись, живописец, колорит.

Оборудование урока: репродукция картины И.И. Левитана «Золотая осень»; искусствоведческий текст из книги В.Б. Розенвассера «Беседы по искусству» (-М., 1983).

Рассказ учителя о художнике и его картине.

Исаак Ильич Левитан (1860–1900) был выдающимся художником-пейзажистом конца XIX века.

Судьба его была нелёгкой. Выходец из бедной еврейской семьи, он с ранних лет узнал унижение и нищету. Искусство стало призванием И.И. Левитана буквально с самого детства. Уже в тринадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества и учился у В.Г. Перова, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова. У А.К. Саврасова он учился видеть поэзию и красоту русской природы; В.Д. Поленов оказал большое воздействие на И.И. Левитана как колорист, что особенно проявилось в чистых, звонких красках, в живом, непосредственном ощущении природы в таких картинах И.И. Левитана, как «Первая зелень», «Березовая роща».

Картина И.И. Левитана «Золотая осень» (1895) создает образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, прославляющий родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать «энциклопедией русской осени», которую он неоднократно изображал в своих более ранних этюдах и картинах. (По В.Б. Розенвассеру).

Беседа по картине.

– Что изображено на картине? Какие чувства хотел выразить художник?

– Почему картина называется «Золотая осень»?

– Какие краски (тона) выбрал И.И. Левитан, чтобы показать «золото осени»?

– О чем бы вы хотели написать в сочинении по этой картине? Что вы будете описывать?

Учитель предлагает учащимся записать слова, на которые можно опираться при работе над сочинением:

небо, река, поле, березы, роща, деревья, деревушка, пригорок, трава.

– Все эти слова – опорные, это объекты для описания, то, что уже нам дано самой картиной. А что мы можем сказать «нового» об этом «данном»?

На доске делается запись:

«Данное». «Новое».
Небо голубое, светлое, чистое, солнечное, с белыми облаками.
Река неширокая, чистая, спокойная, глубокая, тихая, с медленным течением.
Деревья желтые, золотые, разноцветные, как свечки, красивые.
Трава сухая, желтая, как ковер, бурая.
Поле зеленое, свежее, как бархатный мягкий коврик.
Деревушка маленькая, дальняя.

– С чего бы вы начали сочинение по картине? («С того, что И.И. Левитан изобразил красивую пору – осень».)

– Что бы вы написали после вступления? («Я стал бы подробно описывать деревья, реку, небо».)

– Каково было бы последнее предложение в вашем сочинении? («Я обязательно написала бы о том, какая осень красивая пора года, как И.И. Левитан хорошо ее изобразил. Эта картина мне очень понравилась».)

– А теперь посмотрите, как описал эту картину автор книги «Беседы об искусстве» В.Б. Розенвассер. Но вся беда в том, что мне попали в руки только отдельные листы с отпечатанным текстом. И я теперь не знаю, один это текст или разные, какой лист первый и какой последний. Давайте попробуем вместе разобраться в этом. Прочитайте отрывки.

Учитель раздает учащимся отпечатанные листы с текстом:

«Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов».

«Слева мы видим березовую рощу, справа – отдельные деревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими – деревня. Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Перед нами речка, и кажется, что ее густо-синяя вода медленно движется. Присмотритесь, как художник написал ту часть воды, что ближе к нам. Мазки красок он положил не вдоль движения воды, а вертикально, и вода как бы вздыбилась, поднялась, и только дальше, становясь светлее, она начала медленное движение. Тот же прием построения пространства мы находим и в изображении берега слева. Перед нами расстилается земля, покрытая уже побуревшей осенней травой. Багряно-золотые березы слева и красно-бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая взгляду бескрайние дали полей и лесов. Посмотрите, каким плотным слоем художник накладывал краски там, где изображена золотая листва берез на переднем плане, как написаны трава и вода. Но чем далее в глубину пейзажа, тем менее густыми и более легкими становятся мазки».

Читайте также:  Заказать оправу для очков для зрения через интернет

«Всматриваясь в картину И.И. Левитана, мы как бы вместе с художником переживаем ту безмерную красоту родной земли, осенней природы, которая всегда влекла к себе крупнейших мастеров русской пейзажной живописи». (205 слов.)

После прочтения текста учитель спрашивает:

– Соответствует ли содержание текста картине?

– Являются ли отрывки одним текстом? (Да, являются, потому что во всех них говорится о картине И.И. Левитана «Золотая осень».)

– Действительно, все отрывки связаны между собой одной мыслью. Какой? («Основная мысль этого текста – это мысль о красоте русской осенней природы».)

– Правильно. Вы доказали, что все отрывки – один текст, их объединяет одна мысль. А как бы вы расположили эти отрывки? Какой из них будет первым (вторым, третьим)? («В начале текста я бы поставил отрывок «Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. » В этом отрывке как бы описывается картина полностью, в общем»; «За первым отрывком я бы поместила подробное описание пейзажа и то, как написана картина. Эта часть самая большая, и в ней как бы объясняется то, о чем говорится в первом отрывке»; «Отрывок «Всматриваясь в картину. » я бы поставил последним, потому что в нем говорится о красоте природы, как будто делается вывод из всего, что сказали раньше».)

– Итак, мы восстановили с вами полностью текст. Обратите внимание, что каждый отрывок начинается с красной строки. Почему? Как вы считаете? («Наверное, потому, что каждый отрывок описывает картину по-разному. В каждом из них как будто есть своя мысль. Например, в первом отрывке мы сразу видим картину. А во втором мы будто смотрим на пейзаж вместе с автором текста и медленно передвигаем взгляд по картине».)

– Правильно. Предложения, объединенные одной мыслью (подтемой) и имеющие четкие границы, образуют абзацы. А связаны ли абзацы между собой? Если связаны, то как? («Да, абзацы связаны между собой. В первом абзаце автор говорит о реке. А второй абзац он начинает с того, что описывает то, что находится слева и справа от реки. Во втором абзаце часто повторяются слова посмотрите, присмотритесь, а в третьем абзаце как бы делается вывод: всматриваясь в картину И.И. Левитана. ».)

– Вы хорошо заметили, что здесь абзацы связаны между собой однокоренными словами. Существуют и другие виды связи, но об этом мы узнаем позже.

– Понравился ли вам этот текст? («Мне текст очень понравился. Автор хорошо и подробно описал картину «Золотая осень»; «После чтения этого текста я лучше поняла картину Левитана».)

– Что нового о картине И. Левитана вы узнали из текста? («Я узнала, как художник писал картину, как он накладывал краски, чтобы показать движение воды и лучше изобразить золотую листву берез».)

– Как описывает автор реку, деревья, поле, небо? Какие слова он употребляет? Дополните опорные слова, которые мы записали раньше, новыми, из текста:

Река спокойно несущая свои воды, густо-синяя вода; медленно движется; вода как бы вздыбилась, поднялась; становясь светлее, она начала медленное движение.

Деревья отдельные, осенние, багряно-золотые березы, красно-бронзовые дубы, как бы расступаются, золотая листва берез.

Поле изумрудно-зеленая полоса озими, бескрайние поля.

Трава побуревшая, осенняя.

Небо синее, ясное, покрытое легкими белыми облаками.

– Как видите, автор текста нашел новые, выразительные и точные слова для описания картины. Постарайтесь и вы в своем сочинении использовать богатые возможности русского языка.

– Объясните с помощью словаря значение следующих искусствоведческих терминов:

живопись («Вид изобразительного искусства, воспроизводящий предметы и явления с помощью красок»),

пейзаж («Картина, изображающая природу»),

мазки краски – мазок («Прием написания картины масляными красками. Мазок кладется один раз. Могут накладываться в разных направлениях. Различают легкие и густые мазки»),

колорит («Соотношение красок в картине по тону»).

– Найдите в тексте предложение со словом мазки.

– Образуйте от имен существительных пейзаж, живопись слова, обозначающие лицо. (Пейзажист, живописец.)

– Найдите в тексте сложные имена прилагательные, обозначающие оттенки цвета. Объясните их значение с помощью картины. (Изумрудно-зеленая полоса озими, густо-синяя вода, багряно-золотые березы, красно-бронзовые дубы.)

Задание на дом: напишите сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» или по любой другой картине на тему «Осень», придерживаясь законов построения текста. Вспомните, какими языковыми средствами можно раскрыть основную мысль, какие средства связи между абзацами использовать.

В соответствии с действующей программой общеобразовательной школы, учащиеся V класса знакомятся с разговорным, научным и художественным стилями речи. Однако с научным стилем, например, в чистом виде учащиеся практически не встречаются, а имеют дело в основном с так называемым научно-популярным стилем: объяснение учителя, текст учебника, тексты научно-познавательных книг.

Поэтому на уроках развития речи целесообразно ввести понятие научно-популярного стиля – как разновидности научного.

Тема: стиль сочинения – описания по картине.

1) познакомить учащихся с особенностями научного и научно-популярного стилей речи на основе сравнения их;

2) показать, как автор текста может проявить свою позицию, отношение к картине (на примере искусствоведческого текста);

3) активизировать лексику по теме «Весна».

Оборудование урока: репродукция картины И.И. Левитана «Март»; искусствоведческий текст, рассчитанный на широкий круг читателей (из книги «И.И. Левитан». – М., 1965); текст, адресованный узкому кругу специалистов (из книги «И.И. Левитан». –М.; Л., 1937).

Рассказ учителя о художнике и беседа по картине.

В 1895 году И.И. Левитан написал картину «Март», в чем-то возвращавшую художника к живой непосредственности восприятия природы, характерной для некоторых ранних его произведений. Известно, что «Март» был написан с натуры под Москвой в Горке – имении Турчаниновых, друзей художника.

– Скажите, ребята, если бы вы не знали, как называется картина, смогли бы вы определить время года, изображенное на полотне?

– О чем бы вы рассказали, на что особенно обратили бы внимание, если бы вашим слушателем был человек, который никогда не видел эту картину?

Во время беседы учитель раздает всем учащимся по два отпечатанных текста.

Вот передо мною «Март» Левитана. Поражаюсь этой светоносной ослепительностью мартовского солнца. Я всегда как зачарованный стою перед этим «чудом». До предела доведена ослепительность белого света мартовского утра. И это выражено в игре света на корке «осевшего» снега, в контрасте глубокой синевы тени от деревьев, на сверкающем снеге, в темно-зеленой, почти черной тени ветвей сосен на фоне освещенного леса третьего плана картины.

А главное – в особом свете марта, предвестника весны, когда снег уже мешается с землею. и уже на синем небе четко рисуются ветви деревьев со скворешниками, поджидающими перелетных гостей. Всякий раз, когда мне удается в марте быть на природе или же сидеть в городе на бульваре в солнечное мартовское утро, то в мыслях мелькает шуточный парадокс: «Как удивительно природа подражает «Марту» Левитана!» И всякий раз, когда выезжаешь в Подмосковье и бродишь по полям, лесам, по руслу речушек в любое время года и дня, опять и опять вспоминаешь Левитана. (Б.В. Иогансон).

Картины, исполненные И.И. Левитаном в 1859–1897 годах, к числу которых относятся «Март», «Золотая осень» и «Весна. Большая вода», своим мажорным строем образуют отчетливый контраст грустным настроениям некоторых произведений предшествующих лет. В них на смену сдержанной тональности пришла звучная, радостная цветность.

Впоследствии не раз высказывалось мнение, что начиная с «Марта», импрессионистские приемы становятся неотъемлемой частью левитановской техники. Левитан видит, что в тени освещенного солнцем предмета кроются цвета, дополнительные к его цвету. Но Левитан не возводит это реальное наблюдение в цветовую схему, не противопоставляет с назойливым постоянством «очищенные» оранжевые и голубые цвета; он видит, что в реальности это взаимодействие значительно сложнее и что оно находится также в непосредственной внутренней зависимости от цвета, постоянно присущего данному предмету и не зависящего от временных условий освещения. (И.И. Гинзбург).

– Представьте себе, что вы – главный редактор одного из детских журналов. Вам принесли для публикации две статьи – два искусствоведческих текста о картине И.И. Левитана «Март». Эти статьи перед вами. Прочитайте их. Ваша задача – выбрать для своего журнала один из текстов и объяснить автору другого текста, почему его статья не подходит.

Вот что ответили пятиклассники:

«Я бы выбрал текст Б. Иогансона. Второй текст – непонятный и сложный. В нем много неясного, много неизвестных слов. Он состоит из очень сложных предложений и в общем он какой-то «сухой», скучный, неинтересный. Этот текст не поймут дети и, мне кажется, даже взрослые.

А текст Б. Иогансона – очень приятный и простой. Мы как будто вместе с ним смотрим на картину и видим то же самое, и чувствуем то же самое. Здесь все слова и предложения понятные и знакомые. Сразу видно, что Иогансону эта картина очень понравилась. Этот текст с удовольствием прочитают и дети, и взрослые».

«Во втором тексте много слов, понятных только художникам, например цветность, тональность, цветовая схема и др., много непонятных слов: мажорный, реальность, импрессионистский и т. д. В тексте много больших и сложных предложений. Последнее предложение состоит из 50 слов!»

– Вы четко увидели разницу между двумя текстами. Казалось бы, авторы этих текстов говорят об одном и том же – картине «Март» И.И. Левитана, но делают это по-разному. А все зависит от того, в какой ситуации будет использован этот текст.

И. Гинзбург пишет для художников, искусствоведов, т. е. для людей, хорошо разбирающихся в живописи. Поэтому автору легче говорить на том языке, на котором общаются ученые, специалисты, следовательно, стиль его статьи – научный, задача автора – сообщить новое, научить.

А Б. Иогансон написал текст для того, чтобы разъяснить нам, всем зрителям, тайны картины, познакомить с ней, сделать ее доступной и любимой. Поэтому и слова, и предложения, которыми воспользовался Б. Иогансон, просты и понятны всем. А чтобы стать к нам поближе, автор ведет рассказ от первого лица, как будто разговаривает с нами.

Стиль такого текста называется научно-популярным.

Научно-популярным стилем написаны почти все ваши учебники, литература по внеклассному чтению по разным предметам, научно-познавательные книги. Этот стиль можно узнать по тому, что в нем есть что-то новое, научное, но все это написано понятно и просто.

Во многих текстах ярко проявляется авторское отношение к написанному. Обратите внимание, как Б. Иогансон показывает свое отношение к художнику и его картине. Какие слова он употребляет?

– Правильно, авторское отношение может быть выражено эмоционально-оценочной лексикой (поражаюсь, зачарованный), а также прямо – в предложениях и отрывках текста («Как удивительно природа подражает «Марту» Левитана!»). Передача собственных впечатлений автора, проявление его творческой индивидуальности является одним из признаков научно-популярного стиля речи. Такой стиль характерен также для речи экскурсовода музея или картинной галереи – ведь он должен привлечь внимание зрителя к достоинствам картины художника.

Объясните при помощи текста и картины значение слов: фон, контраст, парадокс.

– Найдите в первом тексте слова с пространственным значением (обстоятельства места), характерные для описания пейзажной картины. (Передо мной, перед этим чудом, в игре света, на корке, на снеге, на фоне, третьего плана картины, на небе, на бульваре, в Подмосковье, по полям, по руслу.)

– Какие языковые средства в первом тексте свидетельствуют об элементах использования художественного стиля речи? (Использование образно-выразительных средств: поджидающие скворешники – олицетворение, глубокая синева – эпитет, как зачарованный – сравнение, поражаюсь этой ослепительности – гипербола.)

Задание на дом: напишите свой вариант статьи в детский журнал о картине И.И. Левитана «Март» (или любой другой), расскажите в ней о своих впечатлениях от пейзажа.

Русский язык в школе. -1991. -№6. -С.15-21.

Дата добавления: 2015-10-01 ; просмотров: 1251 | Нарушение авторских прав

Источники:
  • http://russkij-yazyk.neznaka.ru/answer/3199680_pomogite-pozalujsta-prosuunapisat-cto-by-skazal-hudoznik-biolog-krestanin-istorik-ppro-etu-kartinu/
  • http://znanija.com/task/25881948
  • http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/415366/
  • http://wolpik.ru/question/25881764
  • http://obrazovalka.ru/istoriya/question-557513.html
  • http://student2.ru/biologiya/34748-opisanie-kartiny-s-tochki-zreniya-fiziologii/
  • http://studopedia.su/18_149438_kompozitsionniy-analiz-kartini.html
  • http://zadachki.net/obschestvoznanie/page7314928.html
  • http://lektsii.org/2-42428.html