Меню Рубрики

Очки виртуальной реальности для смартфона вред для зрения

Очки виртуальной реальности — это приспособление, позволяющее не только рассмотреть картинку или видео, но и попасть в окружающую среду посредством получения 3D-картинки. Очки создают кроме зрительного ещё и акустический эффект присутствия в пространстве.

Устройство представляет собой коробку, чаще всего из пластика, оснащённую линзами и экраном с перегородкой. С помощью перегородки изображение передаётся отдельно для каждого глаза. Очки оборудованы специальным датчиком-гироскопом для отслеживания движений головой, в результате человек ощущает «пребывание» в виртуальной реальности.

С их помощью можно смотреть фильмы и ролики, играть в игры с полным погружением, осуществлять виртуальные путешествия, просматривать 3D-фото.

Виды и их особенности

Существует большой ассортимент устройств виртуальной реальности, по виду их подразделяют на:

  • Очки виртуальной реальности для смартфонов. Использование VR-очков возможно только при наличии смартфона. При этом характер изображения обусловлен качеством экрана смартфона. Для них нет необходимости в мощном ПК. Они переносные, позволяют играть, смотреть кинофильмы, фото в любом месте. Дают возможность играть в полноценные мобильные игры.
  • Очки виртуальной реальности для ПК. Для их использования следует установить специальные программы и приложения. Работают только совместно с компьютером, позволяют просматривать 3D-фильмы рядом с ПК. Такие устройства не портативные. Играть в современные игры для таких приборов можно, но при наличии мощного ПК. При использовании обычных игр, не разработанных для VR очков, 3D-изображение будет некачественным.
  • Автономные очки виртуальной реальности. Для этих шлемов не нужен смартфон или ПК. Они имеют мощный процессор, оперативную память, аккумулятор, флеш-память. Использовать такое устройство возможно в любом месте.
  • Очки виртуальной реальности для приставок (консолей). Используются совместно со своей приставкой. Нельзя поиграть в обычные игры, которые не предназначены для VR очков. Подключая обычные игры через USB-кабель к ПК, будет некачественное 3D-изображение. Просмотр кинофильмов возможен только рядом с консолью, потому что очки не портативные.

Рекомендации к использованию

При погружении в виртуальный мир, пользователь может потерять ощущение действительности. В результате человек, а в особенности ребёнок, может упасть или удариться о какой-либо предмет. Поэтому многие производители VR-устройств указывают ограничения по возрасту 12 лет и выше. Применение шлема детьми нежелательно из-за их слабого вестибулярного аппарата.

Приборы виртуальной реальности считаются безопасными для зрения при использовании их непродолжительный период времени. Использование приборов виртуальной реальности с перерывами не оказывает негативного воздействия на органы зрения. При этом рекомендуемое время, по словам разработчиков, составляет не более получаса.

Пользователям с различными заболеваниями органов зрения, предварительно необходимо проконсультироваться у специалиста по поводу их использования. Людям, прошедшим лазерную коррекцию зрения, также необходима консультация специалиста для предотвращения нежелательных последствий. При серьёзных заболеваниях органов зрения, таких как астигматизм, применение шлемов виртуальной реальности не рекомендуется.

Нельзя надевать VR очки, если внутри не находится смартфон, и разглядывать через них яркий источник света. Это может негативно отразиться на зрении.

Принцип работы

Шлем или очки виртуальной реальности хорошо фиксируются на голове, позволяя за пару минут включиться в процесс игры или видео. Аппараты виртуальной реальности являют собой пластиковый или картонный корпус, оснащённый линзами. В некоторых моделях внутренняя часть, соприкасающаяся с лицом, изготовлена из ткани или резины. За асферическими линзами располагается один или два экрана. В моделях для смартфонов на передней панели устанавливают открывающуюся шторку, которая в нужный момент без усилий открывает камеру смартфона. В середине корпуса находится перегородка, не позволяющая одному глазу просматривать изображение, уготованное для другого глаза. Каждый глаз принимает собственное изображение и видит его со своего ракурса.

В итоге выходит 3D-изображение. Для того чтобы 3D-изображение не было неподвижным, используется гироскоп. Он отслеживает расположение головы и предоставляет возможность в полной мере осмотреться в глубине виртуального мира. Новые модели оснащают и другими датчиками, которые отслеживают положение пользователя в пространстве и передают данные по USB в ПК. При помощи кнопки, пользователь может выбрать параметры меню или выполнить другие действия.

С какого возраста можно разрешать ребёнку пользоваться очками и шлемами виртуальной реальности

Крупные производители VR очков ставят предел для детей, ограничивая их возраст до 12 лет. Применение шлемов детьми возможно только под присмотром взрослых. Зрительная система детей формируется до этого возраста, и применение подобных технологий может быть опасно. Некоторые пользователи VR очков могут испытать помутнение зрения, головокружение, дезориентацию, тошноту и другие досадные ощущения в период просмотра виртуального контента реальности.

Использование устройств виртуальной реальности в течение длительного времени может привести к сильному перенапряжению зрения и возникновению различных неврологических заболеваний.

Если после использования устройств виртуальной реальности ребёнок испытывает переутомление глаз, головную боль, необходимо обратиться к специалисту для проверки зрения. Специалисты микрохирургии глаза не рекомендуют детям до 6 лет применять VR очки. Для них они опасны и могут привести к развитию патологий органов зрения, также к нарушению психики.

Длительное погружение в виртуальное пространство может привести к аномальной рефракции зрения. При этом есть риск возникновения заболеваний органов зрения, при которых изображение образуется перед сетчаткой, а не на ней. Детям старше 16 лет разрешается носить VR очки не более получаса. Родителям следует контролировать использование VR приборов детьми во избежание негативных последствий.

Очки виртуальной реальности вредны?

Информация о виртуальной реальности и аксессуарах, связанных с ней, поступают отовсюду. В интернете и СМИ постоянно говорят о технологии виртуальной реальности и об очках ВР в частности. Возникает закономерный вопрос о безопасности использования таких устройств.

Вред от стационарных шлемов виртуальной реальности

Максимальное погружение в несуществующий мир до недавних пор оставалось лишь мечтой игроманов. В конце марта прошлого года массовый прибор ВР появился в продаже.

Шлему удается создать невероятно сильную иллюзию нахождения в вымышленной реальности. Разработанные ранее аксессуары не могли даже близко сравниться с ним. К ним не относятся специальные комплексы ВР, изготовленные для спецслужб и военных.

Виртуальная реальность на протяжении всех предыдущих лет оставалась вне потребительской сферы, ее не было в продаже. За людьми, принимавшими участие в экспериментах, постоянно наблюдали специалисты. Одной из причин этому является колоссальная стоимость оборудования.

После выхода приборов ВР в продажу у покупателей стали возникать определенные вопросы, которые почему-то остаются без ответа. Например, вред и польза от виртуальной реальности.

Такое поведение изготовителей понятно, ведь от скорости выпуска продукции зависит прибыль и привлечение максимального числа клиентов. На вопросы контролирующих органов у поставщиков очков VR приготовлена спасительная фраза, что формально аксессуары виртуальной реальности производят уже более 10 лет и за этот срок серьезных проблем у потребителей не обнаружено.

На самом же деле все предыдущие версии шлемов системы виртуальной реальности не имели спроса на рынке. Их максимальный тираж составил несколько тысяч, а в таком случае нельзя говорить об опыте массового использования. Их воздействие на людей невозможно даже приблизительно сравнить с очками нового поколения.

При использовании прибора мозг начинает соотносить себя с вымышленным протагонистом. Такая ассоциация провоцирует возникновение ряда проблем. Например, тошнотворные ощущения или головокружение испытывает каждый обладатель гаджета. Это лишь наименьшее из неприятных последствий. Длительная эксплуатация устройства в игре насильственного характера может вызвать психические нарушения.

По мнению неврологов, видеозаписи, компьютерные игры, книги и фильмы по-разному влияют на отдельные типы личности. Время нахождения в виртуальном мире тоже оказывает свое влияние на игроков. Наиболее точная передача картинки по сравнению с ПК неоспорима, но это нужно доказать научным путем. В перечне производителя указаны наиболее вероятные побочные действия. Это тошнота и головокружение. Гораздо реже (1 случай из 4 тыс.) могут наблюдаться приступы эпилепсии или судороги.

Вредны ли очки виртуальной реальности для смартфона?

В руководстве пользователя к гаджетам virtual reality указаны общие правила. В частности, при ходьбе в очках по лестницам, приближении к незакрытому окну или взаимодействии с острыми предметами велика вероятность травм. Что касается вреда здоровью, то здесь используются расплывчатые формулировки. Врачи тоже не могут прокомментировать этот момент, объясняя свою неготовность отсутствием статистики.

Согласно информации в инструкциях производителя, опубликованных на официальном веб-ресурсе Oculus, категорически запрещено применение аксессуаров лицами младше 13-летнего возраста, поскольку их зрительная система сформирована неокончательно.

До наступления совершеннолетия наблюдать за подростками должны взрослые. Это необходимо для соблюдения режима и принятия мер при возникновении побочных действий, вызванных применением гаджета.

Консультация с врачом необходима беременным женщинам и тем пользователям, у которых присутствуют зрительные заболевания, психические расстройства и болезни сердечно-сосудистого характера.

VR-гаджеты вредят здоровью

В инструкциях к некоторым VR-гаджетам производители предупреждают: если в шлеме или очках ходить по улице, подниматься по лестнице, приближаться к открытому окну или брать в руку острые предметы — у вас могут появиться проблемы со здоровьем.

Читайте также:  Таблица для зрения для коррекции зрения

Но это — требования по безопасному использованию. О вреде, который VR гаджеты могут принести здоровью, говорится расплывчато. Медики тоже не торопятся с комментариями: статистики еще мало, а ту, что есть, сложно обобщить, потому что устройства очень разные.

До сих пор нет стандарта, который регламентировал бы основные характеристики VR-техники — качество картинки, яркость, частоту смены кадров, габариты и вес. Регламентов относительно влияния этих гаджетов на здоровье тоже нет.

Кому VR-гаджеты противопоказаны

Инструкции по безопасному использованию Rift и Gear VR, опубликованные на сайте Oculus, официально и категорично запрещают пользоваться устройствами детям младше 13 лет. Похожие ограничения можно найти у других производителей VR-техники. В возрасте до 13-14 лет продолжает формироваться зрительная система. Так что VR-гаджеты лучше не использовать.

Подросткам 13–20 лет настоятельно рекомендуют пользоваться VR-техникой под присмотром взрослых. Старшие должны следить за соблюдением режима и вовремя среагировать, если появятся тошнота, головная боль или другие неприятные ощущения.

Помимо возрастных ограничений, производители рекомендуют при использовании VR-шлемов проконсультироваться с врачом беременным, страдающим нарушениями бинокулярного зрения, психиатрическими расстройствами, болезнями сердца.

Влияние на зрение

Наши глаза – это природные фотодатчики. Они фиксируют световой сигнал и отправляют его в мозг. Мозг сопоставляет картинки, полученные от правого и левого глаза, и анализирует полученную информацию. Например, чтобы определить расстояние до ближайшего объекта.

Когда от правого и левого глаза поступает несогласованная информация — скажем, одна картинка более яркая или менее резкая, или у изображений разный масштаб — для мозга анализ этих картинок превращается в испытание. Если разница небольшая, мозг попытается решить проблему с помощью глазных мышц: заставит нас сместить точку зрения, перефокусировать хрусталики, прищуриться или поморгать. При этом даже небольшой рассинхронизации картинок, если воспринимать ее длительное время, достаточно для появления лопнувших сосудов в глазах, головной боли и прочих «прелестей» быстрого утомления глаз.

Динамичный и при этом плохо согласованный сюжет VR-контента не оставляет мозгу времени для анализа поступающей информации и адаптации. Результат – мигрени, тошнота, рвота, резь и «песок» в глазах.

Влияние на вестибулярный аппарат

Вестибулярный аппарат — наш внутренний орган балансировки, он позволяет сохранять равновесие. Это сложный комплекс из многочисленных рецепторов равновесия, дополненный информацией от осязания, зрения и слуха.

Симптомы такие же, как при морской болезни. Тошнота и рвота – первые цветочки из этого букета. Может измениться зрительное восприятие, когда изображение размывается или удваивается. Другие симптомы — дезориентация, повышенное потоотделение и/или слюноотделение, головокружение, боли в голове или глазах, вялость.

VR и дискомфорт: у всех по-разному

Один и тот же человек может кататься на американских горках — а потом зеленеть от тошноты при небольшой качке на прогулочном кораблике. Кого-то начинает подташнивать в кинотеатре через минуту после начала 3D-сеанса, другие смотрят 3D без проблем часами.

Так же и с гаджетами VR. Один и тот же человек может испытывать широкую гамму ощущений от одного и того же VR-контента при разном самочувствии. Особенно это относится к состоянию усталости, недостатка сна, джетлага, алкогольного или наркотического опьянения и похмелья, стресса, тревоги, простуды, мигрени и даже плохого пищеварения.

Как пользоваться VR-гаджетами безопасно?

Сложно оторваться от хорошего фильма или интересной игры. Но небольшие перерывы полезны даже при работе с качественным монитором. Что уж говорить об экране, который висит у вас на носу. Производители VR-гаджетов советуют делать перерывы на 10-15 минут каждые полчаса, и увеличивать их при малейших ощущениях дискомфорта.

Также существует простое правило под названием «20-20-20»: перерыв на 20 минут после 20 минут пользования VR-гаджетом, при этом нужно смотреть на объекты на расстоянии 20 футов (6 метров). Плохое состояние здоровья может испортить впечатления от идеального VR-контента на идеальном VR-гаджете.

Это профилактика. Если же во время игры у вас появились описанные выше симптомы, попробуйте:

Какой вред наносят зрению и организму очки виртуальной реальности?

Виртуальная реальность заманивает все больше людей, особенно молодого возраста. Игра захватывает подлинностью событий и ощущений. И для погружения в загадочный мир достаточно лишь смартфона и очков для передачи сюжета. Но, как бы ни была интересна игра, встает резонный вопрос: а не вредны ли очки для виртуальной реальности? Чтобы ответить на него, следует рассмотреть основные характеристики приспособления.

Вредны ли очки виртуальной реальности для зрения?

Вес устройства

Если не считать проводов, то вес самого устройства, на первый взгляд, небольшой, около 300 граммов. Это примерно столько же, сколько весят мониторные наушники. И здесь следует провести параллель и вспомнить, каковы ощущения от наушников после того, как просидите в них на протяжении часа. Болеть начинают не только уши, но и голова, макушка, шея. Это происходит из-за напряжения мышц шеи. Такие же симптомы возникают и после продолжительного ношения очков.

Кроме того, шлем надевается на голову и обхватывает весь ее объем. Несмотря на наличие эластичных ремней, которые предназначены для смягчения давления, шлем давит не только на голову, но и на переносицу. В результате, кроме головной боли, появляются и болевые ощущения в области носа.

Конечно, судить о вреде очков по данному параметру нельзя. Ведь все зависит от времени в них проведенном.

Интересно! За полчаса дискомфорт будет не ощутим, но уже через час появятся первые признаки усталости

Отрешение от реального мира

Все чаще в новостях появляются сюжеты о молодых людях, которые во время игры в виртуальной реальности полностью отрешаются от действительности. Они забывают есть, пить, спать. Потеря счета времени приводит к серьезным последствиям для здоровья. Это проявляется не только в моральной и физической усталости, но и в истощении. В некоторых случаях спасти заигравшегося до потери пульса человека не удается. Он умирает от обезвоживания или голодания.

Но говорить о конкретном вреде именно очков в данном случае тоже нельзя. Ведь виновато не само устройство, а захватывающий сюжет игры, восприимчивая и увлекающаяся натура игрока.

Вредные последствия

Еще в 80-е годы прошлого столетия, после игры с виртуальными очками, появлялись не только головные боли, но и головокружение, тошнота, вплоть до рвоты. Несмотря на технологический прорыв и усовершенствование очков, проблема актуальна и на сегодняшний день. Все это последствия психологического и физического напряжения.

Кроме того, после продолжительной игры часто наступает дезориентация. Это связано с тем, что в действительности мозг получает сигналы на различные действия от нескольких органов чувств. Все они согласованны между собой, и потому сбоя не происходит. В виртуальной реальности органы чувств работают не синхронно, а потому и происходит разлад. Зафиксированы случаи, когда во время или после продолжительной игры человек лил напиток не в рот, а например, в глаз.

С точки зрения ученых это происходит из-за низкого разрешения и частой смены кадров в игре.

Важно! Ученые и врачи не рекомендуют использование очков для игры детей до 13 лет

Вред для зрения

Но и самый главный вопрос: вредны ли очки для зрения? Здесь мнения не только игроков, но и многих экспертов разнятся. Большинство считают, что шлем для глаз опасен не больше, чем компьютерный монитор со средней диагональю.

Другая же половина уверена, что очки оказывают большую нагрузку на зрение, в результате чего оно портится. И данные, подтверждающие этот факт, есть. Долгое и частое сидение в виртуальном шлеме, так же, как и за компьютером, со временем приведет к ухудшению остроты зрения.

Долгое пребывание в виртуальном мире может привести и к аномалии рефракции зрения. В таком случае возникают такие заболевания глаз, при которых изображение фокусируется перед сетчаткой, а не на ней.

Сказать однозначно, наносят ли вред очки для виртуальной реальности здоровью и зрению нельзя. Здесь все зависит от многих факторов: продолжительности нахождения в вымышленном мире, психики и эмоционального состояния игрока, качества устройства.

Одно можно сказать точно: главное – знать меру, и тогда можно получить удовольствие от сюжета без вреда здоровью.

Чтобы всегда быть в курсе важных новостей виртуальной (VR) и дополненной реальности (AR), подписывайтесь на нас в соцсетях:

Вредны ли очки виртуальной реальности для зрения?

Очки виртуальной реальности создают дополнительные опции игры с более четкими эффектами, при этом с минимальным влиянием на зрение. Большинство проблем от устройства связаны с его влиянием на нервную систему и затягиванием человека в мир игры и увода от реального мира. Негативное воздействие на глаза создается только при чрезмерном увлечении очками, если пользоваться ими не более 30 минут в день — вреда не будет. Желательно ограничивать пользование устройством детям до 12 лет.

Читайте также:  Осязание обоняние зрение слух вкус кроссворд

Что собой представляют и как работают?

VR очки — устройство, которое позволяет погрузиться в игру или сюжет, применяя дополнительно только смартфон или компьютер. Они довольно легкие, средний вес составляет 300 г. Имеют в своем арсенале эластичные ремни для смягчения нагрузки на голову и шею, но долгое ношение наносит вред мышцам шеи, давят на переносицу и нагружает глаза. Корпус изготовлен с пластика или картона, внутренняя часть — ткань либо резина. Имеют экран для одного или двух глаз (в таком случае между ними перегородка). Для подвижности изображения функционирует гироскоп или другие датчики движения, которые фиксируют движения пользователя.

Первые 30 минут не ощутимы для человека, хоть они уже и влияют на организм и первые признаки усталости появляются через час пользования. Эта игра для детей и взрослых, которая отправляет человека в другую реальность. Медики отмечают факт зависимости, особенно подростков, к такому увлечению. Они опасны для не сформировавшейся психики, человек может сильно увлечься, потерять ощущение времени, отчего страдает организм, истощается и портится зрение.

Стоит отметить, что влияние самих очков клинически не подтверждено. Зачастую детям опасно играть в определенные игры, которые заставляют их полностью погрузиться в мир иллюзий. Зрения страдает от продолжительного использования устройства.

Польза и вред для зрения

В вопросе влияния очков виртуальной реальности нет единого мнения. Множество родителей утверждают, что они портят глаза и оказывают плохое воздействие на психику ребенка. Однозначного утверждения на этот счет нет. При длительном ношении очков (более 40 минут в день) возникает сильное напряжение на мышцы глаз, они начинают слезиться, отекать. Систематическое применение VR очков способно вызывать близорукость, глаукому и другие патологии зрительной системы наравне с экраном компьютера или телевизора.

При умеренном использовании негативных эффектов не возникает. Производители утверждают, что они менее вредны за монитор компьютера, из-за постоянного движения глаза, а не концентрации его на одной точке. Чрезмерная игра в устройство вызывает головную боль, пространственную и временную дезориентацию, способно ухудшать работу нервной системы. Медики рекомендуют запретить детям до 12 лет играть в очки виртуальной реальности. Оптимальное время игры — полчаса, после чего нужно сделать перерыв для глаз, не принимаясь за чтения или просмотр телевизора.

Вопрос: сильно ли вредны очки VR-Box?

Вопрос к покупателям всевозможных Bobovr, VR-Box и тому подобных очков, пользующимся ими хотя бы месяц, и к местным офтальмологам. Сильно ли такие очки влияют на зрение? То, что пользы не приносят, понятно, но хотелось бы узнать, насколько они вредны? Искал в интернете, но там почему-то всё пишут те, кто ни разу ничем подобным не пользовался

Дубликаты не найдены

Неее, все заебись

@PacKoLniKoB , а фильмы с субтитрами как в VR смотрятся? И как ощущения после длительного использования? Телефон с 5,5″ будет нормально с такими очками?

просто меру знать нужно, при появлении дискомфорта сразу снять и сделать зарядку для глаз, потом искать причину дискомфорта т.к. его быть не должно. Ну и в целом больше часа даже перед монитором сидеть не рекомендуют.

вообще, такого типа очки для телефонов — разработка гугла. а в гугле сидят далеко не ебланы и еслиб эта хрень ощутимо негативно влияла бы на зрение — то компанию завалили бы адовыми исками. не думаю, что какие-то особые проблемы должны быть в сравнении с сидением за монитором, например, или другим ярким источником света.

Да я в последнее время ичитаю: виртуальная реальность то, виртуальная реальность помогла это, но судя по всему отзывов от пользователей здесь не увидеть, так как пост сейчас затонет

700 рублей на такую штуку не жалко, да и надоесть они вам 100% успеют в разы быстрее, чем окажут хоть какое-либо сверхмалое влияние на зрение. этож не монитор, за которым вы постоянно сидите.

Ну я заказал те, что первые в посте за 1200 с пультом. Цена, впринципе, в 2.5 раза ниже рынка в России, так что реализовать их потом не особо проблемно будет, если вау сразу пройдёт

А не поделитесь ссылочкой?

А при чем тут отзывы от пользователей-то? Вот Вася вам напишет, что у него всё ок, Петя тоже напишет что всё ок. А в суровой реальности 95% испытывают проблемы и только отписавшиеся вам Петя и Вася — попали в 5% исключений. В таких вопросах надо учитывать только результаты исследований, а не отдельные отзывы. Кто-то очки надел и ему срать захотелось, вот он эти два явления и связал.

У меня дома валяются Shinecon — норм очки, обошлись менее чем в тыщу рублей, если вставлять телефон с разрешением большим, чем 1080 — то совсем здорово (например с LG G3). Но надоедает быстро очень. Впрочем, своих денег, имхо, стоит. Никаких проблем с уставшими глазами или головной болью у меня лично не было, жену слегка мутило в особо быстрых сценах, ну и с равновесием забавные проблемы, да.

Если не играть в VR целыми днями,то уверен что зрение у вас не будет ухудшатся ещё очень долго,если учитывать конечно то,насколько ваши глаза быстро теряют зрение.
Я 3 месяца назад купил очки виртуальной реальности,не замечаю помех в зрении,может потому что очки высокого качества)))
Если кто будет покупать,то рекомендую купить на этом сайте https://igudvin.ru ,уж очень он мне понравился;)

Стесняюсь спросить, они для игр вам нужны? Вот у людей времени сколько свободного то, завидую.

Британский офтальмолог о вреде VR-устройств для зрения

Наконец-то хоть кто-то поднял тему вреда для здоровья, который могут причинить шлемы виртуальной реальности. Столь непопулярную тематику решила поднять крупная британская офтальмологическая клиника Focus, чей директор дал полный расклад по всем возможным проблемам, которые могут добавить вашему зрения VR-устройства.

Во-первых, было сказано о том, что наибольший вред подобные технологии могут принести человеку, чьё зрение ещё формируется, т.е. детям и подросткам, у которых может развиться близорукость ещё в молодости. Основная опасность кроется в том, что VR-шлемы не дают глазу нормально сфокусироваться.

Во-вторых, оказалось, что сеансы виртуальной реальности, по своей вредности схожи с лицезрением солнца на дневном небосклоне.

В-третьих, VR-шлемы (вообще-то доктор, который, видимо, не разбирается в тонкостях, называл их VR-очками) вызывают синдром сухости глаз и повышенной их утомляемости, при которых оператор VR-устройства вынужден часто моргать.

Ну, и последнее, о чём заявил глава компании Focus – использование технологий виртуальной реальности может послужить причиной развития неврологических расстройств. Неплохой такой букетик получается, не правда ли?

Виртуальная реальность: вред или польза

Любое технологическое устройство, особенно используемое в быту, оценивается с нескольких позиций, где немаловажным является то, насколько оно может быть вредно для человека. Такой подход к техническим новинкам имеет под собой давнюю историю. Еще во времена зарождения тех же автомобилей люди беспокоились о своей безопасности, так как боялись этих шумных карет без лошадей.

С современными устройствами все гораздо проще – они не несут опасности для жизни человека, но могут угрожать его здоровью. Например, длительное сидение перед компьютерным монитором становится причиной ухудшения зрения. А чем опасны очки виртуальной реальности , которые по своей сути являются головными мониторами? Ведет ли длительное их использование к снижению зрения? Существует ли еще какая-либо опасность от подобных устройств? Попытаемся ответить на эти вопросы.

Считается, что применение очков Oculus Rift не приводит к снижению зрения и, более того, они лишь в небольшой степени вызывают усталость глаз. Нет, глаза устают, но не так сильно как во время использования компьютерных мониторов, что связано с так называемой неподвижностью взгляда. Смотреть на монитор – значит находиться на одном и том же расстоянии от объекта просмотра, что удается избежать в Oculus Rift. Фокусирование зрения с помощью рассматриваемого вида очков отличается вариативностью, так как отображаемая картинка постоянно меняет свое удаление, что обеспечивает необходимое движение зрачков, которое сопоставимо с тем, как это происходит в повседневной жизни без использования различных девайсов.

В связи с этим можно говорить об отсутствии прямых угроз от Oculus Rift . Опасность в данном случае возникает от несколько другого. Погружение в виртуальный мир приводит к тому, что пользователь теряет ощущение действительности. В результате могут быть проблемы со стороны вестибулярного аппарата. Поэтому желательно делать регулярные паузы во время игрового процесса, которые восстановят «утерянные» функции организма и дадут отдых глазам. Также немаловажным является обстановка помещения, используемого для нахождения в виртуальном пространстве. Постарайтесь избавиться от лишних предметов интерьера, о которые можно споткнуться и упасть. Да и сама конфигурация помещения может быть в некоторой степени опасна, если присутствуют, например, острые углы стен.

Читайте также:  Как быть уверенной в себе с точки зрения психологии

Подводя итог, можно констатировать полную безопасность очков Oculus Rift в отношении здоровья игрока, если соблюдается мера их использования, так как многочасовую оторванность от реального мира трудно считать чем-то разумным и полезным.

Виртуальная реальность и вред для зрения | Часть 1

«Нельзя назвать комфортным или полезным для здоровья постоянное использование монитора прямо перед вашими глазами»

Успех Google Cardboard и скорое начало широких продаж таких продуктов как Oculus Rift, HTC Vive и остальных подобных девайсов подлило масла в огонь популярности устройств виртуальной реальности. В свою очередь остро встал вопрос безопасности их использования. Алгоритм работы шлема виртуальной реальности кардинально отличается от всех нами известных трёхмерных технологий. Например, неправильно сравнивать работу таких девайсов и систему трехмерного изображения в кинотеатре или телевизоре. В данной статье опровергнуты наиболее популярные заблуждения касательно использования новой технологии.

Позволяет ли столь малое расстояние между глазом пользователя и экраном полноценно передать изображение?

Короткий ответ:

В очки виртуальной реальности встроена система линз, которая хорошо справляется с этой задачей. Она специально искажает изображение, тем самым делая работу с устройством комфортной для пользователя.

Полный ответ:

Нам известно, что человеческому глазу сложно сконцентрироваться на предметах, которые находятся слишком близко. Попробуйте написать на листке бумаги любое слово и поднести к глазу на расстояние нескольких сантиметров. В таких условиях надпись сможет прочитать только человек с высокой степенью близорукости. Чтобы понять, как работает эта система необходимо разобраться в алгоритме фокусировки человеческого глаза. На рисунке 1 схематично изображен принцип фокусировки глаза.

(Рисунок 1) Способы фокусировки человеческого глаза при взгляде на предметы, которые находятся на разном расстоянии (близкое, среднее, бесконечное). Угол преломления световых лучей меняется в зависимости от расстояния до предмета. Это происходит за счет изменения формы хрусталика глаза.

Каждый раз лучи света, отражаясь от предмета, проходят несколько ступеней обработки в глазном яблоке. Сперва световые лучи проникает через зрачок, после направляются в хрусталик, а в конце попадают на сетчатку, где обрабатываются фоторецепторами. Для создания чёткого изображения световые лучи должны быть сфокусированы в одной точке на поверхности сетчатки. За это отвечает хрусталик, который собирает рассеянные лучи в одно место.

Главной особенностью устройства глаза является возможность хрусталика контролировать процесс обработки лучей света, которые проходят через него. Если объект находится близко, то хрусталик принимает лучи под широким углом. Когда объект находится на среднем расстоянии, то угол световых лучей становится меньше. Наконец, если объект находится на бесконечном расстоянии, то хрусталик принимает лучи под прямым углом. Говоря проще, хрусталик способен мгновенно менять свою форму, для того, чтобы подстроиться под новые условия и отправить лучи в корректном формате на сетчатку.

Процесс изменения формы хрусталика глаза человека (а также млекопитающих, птиц и рептилий) называется аккомодацией. Мышцы, прикреплённые к хрусталику, натягиваются или расслабляются. Этими действиями они меняют его форму в той или иной ситуации.

Однако, эти мышцы могут изменять хрусталик лишь до определенного состояния. Так же существует минимальное ограничение для фокусировки на предмете. Изображения вещей, которые находятся ближе минимальной зоны, становятся размытыми. Примерно до 25 лет это расстояние составляет 10 сантиметров. С возрастом данный минимальный порог увеличивается.

Для большинства людей не представляется возможным комфортное использование дисплея, когда тот находится слишком близко к глазам (исключение составляют лишь огромные экраны). Даже если отбросить это минимальное ограничение дистанции, то при работе с дисплеем всё равно возникнет дискомфорт. Мышцы попросту не смогут постоянно держать хрусталик в изменённом состоянии.

На рисунке 2 изображен алгоритм фокусировки человеческого глаза на очень близком предмете при работе с очками виртуальной реальности. Световые лучи подаются в хрусталик таким образом, что тот физически не может сконцентрировать их на одной точке сетчатки. Изображение остается размытым даже при максимальной степени аккомодации.

(Рисунок 2) На первом рисунке изображен неудачный процесс фокусировки хрусталика на экране, который находится очень близко. Во втором случае условия эксперимента никак не меняются, однако, на этот раз используется специальная система линз.

Во второй части рисунка 2 используется система линз. Она обрабатывает световые лучи и уменьшает угол преломления. В данной ситуации хрусталику становится проще сконцентрировать лучи на поверхности сетчатки.

Мы уже обсудили, что величина расхождения угла световых лучей зависят от дистанции до объекта, который создает световую проекцию. Если сперва пропустить световые лучи через специальную линзу, а потом направить на человеческий глаз, то при обработке глазом эти лучи сойдутся в одной точке за экраном (см. правую часть рисунка 2). В этом случае проекция объекта воспринимается человеческим глазом более масштабной. (дальняя серая полоса на правой части рисунка 2). Такое явление называется оптическим изображением.

Данное решение обеспечивает комфортное для глаз использование технологии виртуальной реальности. Глазу человека кажется, что мы смотрим на изображение, которое находится на достаточном расстоянии. Длина этого виртуального промежутка может быть разной для каждого устройства. Например, в Oculus Rift DK1 оптическое изображение находится бесконечно далеко. А в Oculus Rift DK2 создается иллюзия того, что оно расположено примерно в 1,4 метрах.

В данной статье описывается работа линз в идеальных условиях. Далеко не все устройства виртуальной реальности могут их предоставить. Поэтому иногда возникают своеобразные помехи. Например, геометрические искажение и хроматическая аберрация. О них мы поговорим в следующий раз.

Работая уже практически год на Российском рынке виртуальной реальности в нашем клубе побывало более 3000 человек, которые впервые попробовали погрузиться и испытать все ощущения от шлемов, контроллеров, симуляторов и игр виртуальной реальности. Мы проводили опросы и тесты VR-шлемов на фокус-группах, узнавали мнения и анализировали результаты от большого количества посетителей Virtuality Club. Основываясь на своей практике, мы сделали вывод, что подавляющее большинство игроков, попробовавших виртуальную реальность, остаются с положительными впечатлениями. Всего 15% от общего числа опрошенных сообщили о незначительном дискомфорте после опыта использования Oculus Rift DK2. Большинство негативных ощущений присуще игрокам, использующим очки и страдающих проблемами со зрением. В данный момент в комплекте с DK2 идут дополнительные линзы, для людей с незначительной близорукостью, но мы надеемся, что разработчики шлемов в будущих версиях придумают механизм линз, адаптирующихся под людей с дефектами зрения.

Вредны для зрения технологии виртуальной реальности?

Нужно понять, о каких очках реальность мы сейчас говорим.

Лично я знаю всего две модели, одна их которых даже не вышла — Oculus Rift (применяется на всяких модных стендах в ТЦ) и Playstation VR (бывший Project Morpheus). Механизм в обоих очках примерно идентичен (всякие Google Cardboard я не рассматриваю), поэтому нет разницы что рассматривать.

Для того, чтобы понять как вредят глазам очки виртуальной реальности нужно сначала понять, с чего вы вообще взяли, что они могут вредить? Ответ очевиден — долгое сидение за компьютером и большая нагрузка на глаза, особенно вкупе с низкой герцовкой монитора, рано или поздно приведет к ухудшению зрения.

В этом вопросе есть два аспекта — частота обновления экрана (больше — лучше) и время непрерывного фокусирования на одной точке (меньше — лучше).

Теперь посмотрим на технические характеристики Playstation VR — официальная спецификация говорит нам, что дисплей будет разрешением FullHD с частотой обновления 120Гц. Итого по первому пункту мы получаем весьма стандартный монитор, надетый нам на глаза, и вреда приносящий столько же.

Второй пункт — время непрерывной фокусировки зрения на объекте. Здесь все сложнее. Как утверждает официальный сайт ритейлеров Oculus Rift — «Ваши глаза будут все время фокусироваться на разных точках: иногда вы будете вглядываться в даль, а иногда смотреть на что-то поближе. Ваши зрачки будет постоянно работать, как в естественной среде, поэтому глаза не устанут и вреда здоровью не будет.»

Доля неправды здесь конечно есть — пункт про ненанесение вреда здоровью, на мой взгляд, слишком сильный, но основную суть вы уяснили. Очки виртуальной реальности вредить глазам будут не сильнее среднего монитора.

Источники:
  • http://vr-j.ru/stati-i-obzory/ochki-virtualnoj-realnosti-vredny/
  • http://hi-tech.mail.ru/review/VR_health_damage/
  • http://planetvrar.com/ochki-virtualnoj-realnosti-polza-ili-vred/
  • http://etoglaza.ru/dop/vredny-li-ochki-virtualnoy-realnosti-dlya-zreniya.html
  • http://pikabu.ru/story/vopros_silno_li_vrednyi_ochki_vrbox_4624535
  • http://www.playground.ru/blogs/other/britanskij_oftalmolog_o_vrede_vr_ustrojstv_dlya_zreniya-214970/
  • http://tablets24.ru/3275-virtualnaya-realnost-vred-ili-polza/
  • http://www.pvsm.ru/virtual-naya-real-nost/109688
  • http://thequestion.ru/questions/121456/vredny-dlya-zreniya-tekhnologii-virtualnoi-realnosti