Меню Рубрики

Оцени испанскую конкисту с точки зрения католического

Подробное решение параграф § 2 по истории для учащихся 7 класса, авторов Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, А.В. Кузнецов, С.С. Кузнецова 2013

Стр. 44 Постановка проблемы урока

Как Колумб определяет цели европейцев, приходящих на чужие земли?

По мнению Колумба, европейцы пришли на новые земли для того, чтобы облегчить жизнь местного населения, дать знания и приобщить к христианской религии.

Как конкистадоры обосновывали право европейцев покорять чужие земли?

Конкистадоры называли местное население дикими животными и грубыми дикарями, которые беззаконно заселили эти земли, а европейцы пришли, чтобы восстановить справедливость и освободить территории.

В одном говорится о том, что европейцы заботились о местном населении, а в другом – о том, что они его завоёвывали.

Сравни с предыдущим выводом и сформулируй проблемный вопрос (авторский вариант — с. 303).

Европейцы жестокие завоеватели или люди, несущие другим народам свет христианской цивилизации?

Повторение необходимых знаний

Объясни значение понятий: колония, фактория.

Колония — это зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии), без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима.

Фактория — торговое поселение, образованное иностранными (чаще всего европейскими) купцами на территории другого государства или колонии.

Что такое Великие географические открытия (когда, где и кем они осуществлялись)? Какие цели преследовали европейские мореплаватели? (§ 1)

Великие географические открытия — географические открытия европейских путешественников в 15 — середине 17 веков. Главной причиной, которая толкала европейцев в опасные экспедиции, стали поиски золота.

Вспомни главных героев романа Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ»: какими личными качествами они отличались? (Уч-к литературы «Шаг за горизонт», 5-й класс или любое издание романа.)

Остров сокровищ (роман, 1883г.) — это роман Стивенсона, принесший ему мировую известность. Это рассказ о том, как однажды в темную бурную ночь на пороге трактира «Адмирал Бенбоу» появился старый пират Билли Бонс. В результате зловещих и странных событий молодой Джим Хокинс, сын хозяйки трактира, становится обладателем карты сокровищ капитана Флинта. В сопровождении друзей и целой команды пиратов он отправляется в путь.

Главный герой романа – мальчик по имени Джим. Вместе со своими друзьями он отправился в морское путешествие на необитаемый остров, на котором и разворачиваются основные события книги. Команда корабля оказалась набрана сплошь из жестоких пиратов, во главе с капитаном Сильвером, мечтавшим найти и прибрать богатства острова Скелета. Но отважный юный Джим Хокинс с друзьями одержал победу в схватке с разбойниками.

Это приключенческий роман о благородстве, доброте и дружбе, которые помогают героям счастливо окончить полное опасностей путешествие за сокровищами.

Эта веселая книга учит очень серьезным вещам, на самом деле.

1. Высокое положение в обществе — еще не гарантия того, что человек будет смелым и умным (пример — сквайр Трелони) .

2. Злой и подлый человек может быть очень обаятельным, и нужно уметь разглядеть под этой маской его истинное лицо (пример — Джон Сильвер).

3. Совершая необдуманные поступки, легко испортить себе жизнь (пример — Бен Ганн).

4. Чтобы добиться успеха в жизни, нужно прежде всего развивать ум, волю и эрудицию (пример — доктор Ливси).

5. Те, кого взрослые считают еще маленькими, вполне могут стать хозяевами своей судьбы (пример — Джим Хокинс).

6. От того, кого ты выберешь себе в друзья, зависит очень многое.

Решение проблемы

С помощью конкретных фактов докажи, что в XVI веке произошёл раздел мира и начались колониальные войны. (Используй продуктивное чтение — см. пример на с. 18-22.)

Первые путешествия были совершены испанцами и португальцами.

Испания и Португалия получили огромные прибыли. Они «поделили» мир. 1494 г. заключен Тордесильясский договор о «разделе мира» между собой.

Сравните действия Кортеса и Писарро: какими, на ваш взгляд, привлекательными и отталкивающими качествами они обладали? • Оцените испанскую конкисту с точки зрения католического священника и с точки зрения индейского земледельца. • Сделайте вывод по проблеме.

Кортес и Писсаро — испанские конкистадоры.

Писсаро подчинил Империю инков и племена на западе Южной Америки.

Кортес же уничтожил Империи майя, ацтеков, ольмеков.

Кортес и Писсаро не обладали столь хорошими качествами, они циничны, жестоки до денег, безжалостные покорители великих империй Америки.

Испанская конкиста носила как хороший оттенок (познакомила европейцев с новыми культурами), так и плохие (девальвация и инфляция из-за золота Америки, болезни как для европейцев, так и индейцев, эксплуатация труда и многое другое).

Конкиста привлекла к наплыву миссионеров в Америку.

Ну, а индейцам пришлось насильно работать на рудниках и плантациях.

• Католическая церковь сказала свое слово не только при решении вопроса о разделе мира, ей принадлежала и важнейшая роль в испано-португальской колониальной экспансии. Папа и духовенство стремились усилить свое влияние, а также увеличить доходы за счет христианизации завоеванных земель.

• Несмотря на жестокости и разрушения конкисты, индейская культура не погибла, она выжила и менялась под воздействием испанской культуры. Постепенно складывалась новая культура на основе синтеза испанских и индейских элементов.

По карте на форзаце 1 перечисли колониальные владения Испании и Португалии. Чем отличается их расположение?

Испания Новый Свет – южная часть Северной Америки, Центральная и Южная Америка. Важнейшие владения – Мексика и Перу. Юго-Восточная Азия и Океания – Филиппинские острова.

Португалия Восточный берег Африки, Малабарское побережье Индостана, полуостров Малакка и Зондские острова. Новый Свет – Бразилия.

Стр. 49 Освоение американских колоний

Оцени освоение европейцами Америки с точки зрения европейского горожанина, индейца и негра. К какой оценке склоняешься ты сам — человек XXI века?

1. С точки зрения современников конкистадора, в их действиях, возможно, нет ничего пред рассудительного, ведь они приносили славу королю и католической церкви.

2. А человечество 21 века не может не возмутить уничтожение одними людьми других.

По карте на форзаце 2 определи, какие товары (природные богатства, сельскохозяйственная продукция, ремесленно-промышленные изделия) поставляли на мировой рынок Западная Европа, Америка, страны Востока.

В XVI веке было установлено господство Испанской и Португальской колониальных империй в Америке, Африке и Азии. Однако другие европейские державы также стремились приобрести свои колонии. Начал складываться единый мировой рынок. Основной силой в таких войнах стали пираты. Европейские государства не объявили открыто войну Испании и Португалии, а действовали «исподтишка».

Испания – золото, серебро, сахарная патока, хлопок, табак, перец, красители для тканей.

Португалия – чернокожие рабы, слоновая кость, перец и пряности, алмазы и жемчуг, хлопчатобумажные ткани, шелк, чай, фарфор, опиум, серебро, кофе, черное дерево.

Стр. 53 Применение знаний

Какими причинами ты можешь объяснить успехи европейцев в деле завоевания колоний?

Причины успехов завоевания:

а) военные и морские превосходство;

б) слабость восточных государств;

Результат их действий:

— начало колониального грабежа;

— начало эксплуатации, а это в свою очередь ускорило развитие торговли.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

Запись из дневника Христофора Колумба от 12 октября 1492 года о первой встрече с индейцами

«. Я сознавал, что лучше обратить их в нашу веру любовью, а не силой. Я дал им красные колпаки, и стеклянные бусы, и много других малоценных предметов, которые доставили им большое удовольствие. И они так хорошо отнеслись к нам, что это казалось чудом. Они вплавь переправлялись к лодкам, где мы находились, и приносили нам попугаев, и хлопковую пряжу в мотках, и дротики, и много других вещей.

Но мне казалось, что эти люди бедны. Они должны быть хорошими и толковыми слугами — я заметил, что они очень быстро научились повторять то, что им говорилось, и я полагаю, что они легко станут христианами. »

• Как Колумб определяет цели европейцев, приходящих на чужие земли?

Один из конкистадоров об индейцах

«Большая часть земли заселена и беззаконно узурпирована дикими животными и неразумными существами или грубыми дикарями, которые по причине своего безбожного невежества и богохульственного идолопоклонства хуже самых диких зверей и свирепых животных».

• Как конкистадоры обосновывали право европейцев покорять чужие земли?

• Сравни с предыдущим выводом и сформулируй проблемный вопрос (авторский вариант — с. 303).

ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ Объясни значение понятий: колония, фактория.

Что такое Великие географические открытия (когда, где и кем они осуществлялись)? Какие цели преследовали европейские мореплаватели? (§ 1)

• Вспомни главных героев романа Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ»: какими личными качествами они отличались? (Уч-к литературы «Шаг за горизонт», 5-й класс или любое издание романа.)

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1. Первый колониальный раздел мира

• С помощью конкретных фактов докажи, что в XVI веке произошёл раздел мира и начались колониальные войны. (Используй продуктивное чтение — см. пример на с. 18-22.) • Оцени действия европейских колонизаторов.

Территориальные захваты Испании и Португалии превратили эти две страны в колониальные империи. Ещё в 1494 году они заключили Тордесильясский договор о «разделе мира» между собой. Папа Римский самолично утвердил на карте линию раздела, пролегавшую с севера на юг через Атлантический океан. Португальский король был объявлен повелителем всех новооткрываемых земель к востоку от этой линии, испанский король — к западу. В обязанность обоих монархов входило обращение местных жителей в христианство. Мореходы других европейских стран во владения испанцев и португальцев не допускались.

Сами участники пытались обойти условия Тордесильясского договора. Повторив путь Магеллана, испанцы сделали своими колониями острова Океании (в Тихом океане) — Филиппинские, Каролинские, Марианские. Однако выбить португальцев с индонезийских «островов пряностей» испанцы не смогли. По соглашению между странами и через Тихий океан была проведена линия, разграничивавшая их владения. В то же время у португальцев «случайно» появилась своя колония в Америке. Их корабли, совершавшие плавание вокруг Африки, пользуясь попутными ветрами, сначала отходили от побережья далеко на запад, а потом (вслед за направлением ветра) поворачивали на юго-восток. Однажды в 1500 году сильный ветер отнёс португальские корабли далеко к западу от обычного маршрута, и они причалили к неизвестному берегу Южной Америки. Посчитав, что оказались в сфере владений Португалии по Тордесильясскому договору, португальцы основали здесь свою колонию — Бразилию (получившую это название, вероятно, потому, что здесь росло ценное красное дерево пау-бразил).

К моменту появления европейцев в Америке жило около 14 миллионов человек. Из них 2-3 миллиона первобытных охотников и земледельцев было рассеяно по огромным пространствам тундры, тайги, джунглей и степей. Более 10 миллионов индейцев было сосредоточено на небольших территориях ранних цивилизаций. В отличие от жителей Старого Света, здесь не знали, что такое колесо, не умели выплавлять железо и делать из него орудия труда. Индейцы не смогли приручить животных, способных давать молоко или возить людей. В то же время в империи ацтеков выращивали неизвестные в Европе кукурузу и помидоры, пили шоколад, играли каучуковыми мячами, строили высокие пирамиды храмов для человеческих жертвоприношений.

Индейцы

Конкистадоры

В державе инков были картофельные поля, рос красный перец, золота и серебра же добывалось столько, что чуть ли не в каждой семье были серебряные серьги и кольца, а в каждом храме золотые диски главного бога — Солнца.

Туманные сведения об этих странах индейцы побережья Карибского моря передали мореходам Колумба. Вернувшись в Европу, те стали рассказывать легенды о существовании в Новом Свете сказочной страны Эльдорадо, где люди купаются в золоте, но до сих пор не знают света истинной христианской веры. Сотни дворян, оставшихся без дела после прекращения Реконкисты, готовы были ехать за моря для ведения новой войны — конкисты. Всех, кто собирался с оружием в руках покорять индейцев испанской короне и Католической церкви, стали называть конкистадорами. Испанский король обещал целый год снабжать переселенцев едой, если 2/3 найденного золота они будут отдавать в казну. О Новом Свете конкистадоры имели весьма смутные представления. Узнав, что открытые Колумбом земли — вовсе не Азия, многие вообще отказывались считать индейцев людьми, так как о них не упоминается в Библии среди потомков Адама и Евы.

Поделив мир между собой, испанцы и португальцы начали его завоевание.

2. Конкиста — завоевание Америки

• Сравните действия Кортеса и Писарро: какими, на ваш взгляд, привлекательными и отталкивающими качествами они обладали? • Оцените испанскую конкисту с точки зрения католического священника и с точки зрения индейского земледельца. • Сделайте вывод по проблеме.

Открытые Колумбом острова Карибского моря испанцы использовали как базу для военных экспедиций в континентальную Америку. Самым известным конкистадором стал испанский дворянин Эрнан Кортес (1485-1547). Родители прочили ему карьеру юриста и определили юношу в самый знаменитый испанский университет, но судьба распорядилась иначе. Слишком часто говорили вокруг о несметных богатствах, которыми изобиловала земля, открытая Колумбом. Поэтому Эрнан Кортес бросает учёбу в университете и отправляется на остров Эспаньола (современный Гаити).

Эрнан Кортес

Кортес и Монтесума

В 1519 году Кортес собрал из испанских колонистов отряд в 508 человек и отправился во владения ацтеков. Жители окраин империи ацтеков встретили Кортеса с радостью. У них существовала легенда о том, что давным-давно с запада из-за моря пришёл «белый человек», который научил индейцев земледелию и ремёслам. Индейцы почитали «белого человека» как Бога и приняли испанцев за его друзей. К тому же вожди местных племён, которые воевали с ацтеками, не желая платить им дань, помогли отряду Кортеса продвинуться в глубь страны, рассчитывая, что это усмирит непокорных. Завоевателям противостояли отдельные отряды ацтеков — воины в доспехах из жёстких птичьих перьев, с каменными топорами, деревянными луками и стрелами. Испанские конкистадоры были закованы в железные латы, могли метать из аркебуз «громы и молнии» и к тому же восседали на лошадях. Поскольку в Америке не знали крупных домашних животных, а лошадей вообще не водилось, индейцам казалось, что конь и всадник — это одно целое, чудовище, атакующее их. Рассеяв несколько ацтекских отрядов, Кортес добился начала переговоров с правителем ацтеков Монтесумой. Тот согласился принять Кортеса в Теночтитлане, столице империи. Один из испанцев писал:

«Мы не верили глазам своим — с одной стороны на суше ряд больших городов, а на озере — ряд других. И само озеро покрыто челнами, и на дамбе много мостов, переброшенных через каналы, и перед нами великий город Мехико, а нас только четыре сотни солдат!»

Франсиско Писарро

Вошедшие в город испанцы были приняты как друзья. Но, несмотря на это, Кортес, как только увидел, что охранников Монтесумы меньше, чем испанских солдат, схватил его. Опасаясь расправы, вождь ацтеков согласился стать вассалом испанского короля и выплачивать дань золотом. Но его жизнь уже ничто не могло спасти. Вскоре он был убит солдатами Кортеса. По другим данным, Монтесума скончался от ран, когда испанцы заставили его утихомирить разбушевавшихся индейцев, а те, в свою очередь, забросали правителя-«предателя» камнями. Государство ацтеков распалось, их города и золотые сокровища из дворцов и храмов достались испанцам. На завоёванных землях испанские переселенцы создали свою колонию — Мексику.

Не уступал Кортесу в удачливости и другой известный завоеватель, Франсиско Писарро (между 1470 и 1475—1541). Бывший свинопас, так и не уразумевший грамоты, он не раз встречался с Кортесом после того, как тот покорил земли в Центральной Америке. Писарро мечтал о завоевании державы инков и с отрядом в 200 человек отправился в горы Анды. В 1530-1533 годах у инков как раз шла борьба между двумя братьями — наследниками престола. Одному из них — Атауальпе — Писарро предложил свою помощь. Их встреча состоялась в городе Сахамарке. Католический священник стал уговаривать Атауальпу принять христианскую веру и стать вассалом испанского короля. Вождь в ответ на это бросил протянутую ему Библию на землю, заявив, что никто не имеет права управлять страной Великого Инки без его разрешения. В этом и состоял расчёт Писарро. Атауальпа сейчас же был объявлен еретиком, которого необходимо отдать под суд инквизиции. Окружавшие Инку воины-индейцы были сильно напуганы грохотом испанских пушек и аркебуз, поэтому Писарро ничего не стоило пробраться к трону и захватить Великого Инку в плен. За каких-нибудь полчаса вся площадь, на которой происходила встреча, была сплошь покрыта телами мёртвых индейцев. По подсчётам секретаря Писарро, их было около 2 тысяч.

«Владения» Великого Инки теперь состояли из одной-единственной комнаты размером 6,7 метра в длину и 5 метров в ширину. Сообразив, что конкистадорам нужно только золото, Инка назначил огромный выкуп за свою свободу. Он предложил наполнить золотом комнату, где его содержали, на высоту вытянутой вверх руки. На этом уровне на стене была проведена красная черта, и со всех концов империи Атауальпы потекли в его темницу золотые реки. Чуть больше полугода понадобилось для того, чтобы собрать шесть тонн золота! Но это был ещё не весь выкуп. Писарро надоело ждать. Он казнил Атауальпу и захватил столицу империи инков город Куско. Каждый его солдат вернулся в Испанию с золотыми изделиями инков, а сам Писарро вывез 250 кг золота, 530 кг серебра и золотой трон Инки. На месте империи Великого Инки была создана испанская колония — Перу.

Читайте также:  Понятие вакуума с точки зрения квантовой теории

Убийство индейцев

Вскоре испанские конкистадоры завоевали почти всю Центральную и Южную Америку и часть Северной Америки.

• По карте на форзаце 1 перечисли колониальные владения Испании и Португалии. Чем различается их расположение?

3. Освоение американских колоний

• Оцени освоение европейцами Америки с точки зрения европейского горожанина, индейца и негра. К какой оценке склоняешься ты сам — человек XXI века?

Население всех захваченных испанцами земель объявлялось подданными короля. Индейцы должны были платить подати в казну. Золотые статуи, кубки, серьги и кольца, сделанные индейскими мастерами, конкистадоры переплавляли в холодные золотые слитки с клеймом испанского короля. Одновременно в Мексике и Перу на месте ацтекских и инкских рудников испанцы организовали свою добычу золота и серебра. Каждый год здесь добывали тонны драгоценных металлов. Всё это вывозилось в портовые города, расположенные на американском побережье. Ежегодно отсюда в Испанию отправлялись две флотилии кораблей, гружённых драгоценным металлом, — так называемые «серебряный флот» и «золотой флот». Наконец испанские короли почувствовали, что колонии способны приносить доход не меньший, чем захваченные португальцами «острова пряностей».

Труд индейцев на плантациях

Золото инков

На Американский континент хлынули потоки переселенцев. Во главе каждой колонии испанский король поставил вице-короля или губернатора, которому подчинялся отряд солдат. Переселявшиеся на новые территории рыцари-дворяне и феодальные аристократы становились королевскими чиновниками. Они получали во владение огромные неосвоенные земли и отвечали за покорность местных индейцев. Католические священники крестили индейцев и водили их на молитвы в храмы, выстроенные в каждом городе-крепости испанцев. Всех, кто желал сохранить веру в старых богов и поклоняться идолам, ждал костёр инквизиции. Индейцы пытались поднимать восстания, но испанцы легко справлялись с каждым племенем по отдельности. Для устрашения оставшимся в живых индейцам отрезали носы, отрубали руки и ноги.

Очень скоро испанские переселенцы поняли, что нажиться можно не только на добыче золота. В Европу стали прибывать корабли, гружённые початками кукурузы, клубнями картофеля, табаком и курительными трубками. Самой выгодной оказалась продажа в Европе американского хлопка, тростникового сахара, красного перца. Для выращивания этих культур испанские дворяне стали захватывать земли индейских общин и создавать на них крупные земледельческие хозяйства — плантации. Работать на них заставляли индейцев, которых законы испанского короля отдавали под «опеку» колонистам. Однако большинство индейцев, будучи охотниками и собирателями, не привыкли к такому труду. В результате они тысячами гибли на рудниках, некогда благосклонное к ним солнце сжигало их тела своими огненными лучами во время работы на плантациях. Болезни, завезённые в Новый Свет из Европы — чума, оспа, тиф, — охватывали целые районы, жители которых поголовно вымирали. К концу XVI века в Центральной и Южной Америке из 13 миллионов индейцев осталось около четырёх. Тогда европейцы стали ввозить в Америку чернокожих рабов из Африки. Вожди африканских племён за ткани и огнестрельное оружие готовы были продавать своих соплеменников или устраивать охоту на людей других племён. Их привозили к торговым факториям португальцев, где купцы из стран Европы покупали пленников, заковывали их в цепи и везли через Атлантику на американские плантации.

На завоёванных американских землях было создано рабовладельческое плантационное хозяйство.

4. Начало колониальных войн

• Попробуй оценить Тордесильясский договор с позиций испанца, француза, англичанина XVI века, с точки зрения человека XXI века. Сделай вывод об различиях в оценке одного и того же документа.

Испанская и португальская колониальные империи стали главными поставщиками в Европу самых разных товаров. Испанцы везли из американских колоний тонны золота и серебра, сахарную патоку, хлопок, табак, перец, красители для тканей. Португальцы вывозили из Африки чернокожих рабов и слоновую кость, из Индии и Индонезии — перец и пряности, алмазы и жемчуг, хлопчатобумажные ткани. Из Китая везли шёлк и чай, фарфор и опиум, из Японии — серебро, из Бразилии — кофе и чёрное дерево. В свою очередь, из Европы по всему миру расходились оружие и порох, сукно и железные орудия. Таким образом начал складываться мировой рынок — система постоянных торговых связей всех стран Земли. В XVI веке его центрами были порты Испании и Португалии. С лидерством стран Пиренейского полуострова не были согласны другие европейцы. Уже в 60-е годы XVI века французы попытались отнять у испанцев североамериканский полуостров Флориду. Мощный испанский флот сумел разгромить противников. Это столкновение стало первой колониальной войной — спором между великими державами за передел колониальных владений. Поначалу противники испанцев не обладали такими же мощными кораблями и искусными капитанами, способными вести бой в открытом море. Поэтому англичане и французы прибегли к услугам пиратов (корсаров), корабли которых бесстрашно бороздили южные моря.

Золотой дублон и серебряные песо, отчеканенные в американских колониях Испании

Галеон

Корабельная пушка XVI века

Преимущество испанцев на море в XVI веке объясняется тем, что они первыми стали делать относительно большие военные корабли — галеоны. Под верхней палубой у них была орудийная площадка, где вдоль обоих бортов располагались пушки, стреляющие через специальные «окна» в бортах — орудийные порты. Подвижность и огневая мощь испанских галеонов делали их хозяевами морей.

Базой, откуда неуловимые корсары отправлялись в погоню за добычей, стал остров Тортуга в Карибском море. Быстроходные корабли под чёрными пиратскими флагами не решались нападать на сильные военные флотилии испанцев, однако беспощадно преследовали и топили одиночные суда. Не имея возможности вести артиллерийскую дуэль с испанскими судами, пиратские корабли стремительно сближались с кораблём противника. По канатам и крючьям, впивавшимся в борт «испанца», пираты перебирались на вражеский корабль. Рукопашная схватка обычно заканчивалась победой пиратов, среди которых было много отчаянных головорезов. Английские короли даже выдавали капитанам частных кораблей специальные разрешения нападать на владения испанцев. Таких пиратов, получивших официальную бумагу от властей, стали называть каперами (от голл. kaper — «морской разбойник»). Они нападали не только на корабли, но и на порты испанцев.

Пираты в абордажном бою

• По карте на форзаце 2 определи, какие товары (природные богатства, сельскохозяйственная продукция, ремесленно-промышленные изделия) поставляли на мировой рынок Западная Европа, Америка, страны Востока.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЫВОДА И СРАВНЕНИЕ ЕГО С АВТОРСКИМ

В XVI веке было установлено господство испанской и португальской колониальных империй в Америке, Африке и Азии. Однако другие европейские державы также стремились приобрести свои колонии. Начал складываться единый мировой рынок.

Ключевые слова: Кортес, конкистадор, колония.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ

• Какими причинами ты можешь объяснить успехи европейцев в деле завоевания колоний?

• Представьте, что во время абордажного боя в Карибском море разыгрался шторм. Буря вынесла на необитаемый остров пушкаря испанского галеона и английского пирата. Строя вместе хижину и жаря рыбу, они спорят о том, кто прав в войне испанцев и англичан. Как, по-вашему, мог бы происходить этот спор, в котором каждый доказывает свою правоту фактами?

Конкиста (испанское завоевание Америки)

Эрнан Кортес

Открытые Колумбом острова Карибского моря испанцы использова­ли как базу для военных экспедиций на континентальную Америку. Самым известным конкистадором стал испанский дворянин Эрнан Кортес (1485-1547). Его родители прочили ему карьеру юриста и опре­делили юношу в самый знаменитый испанский университет, но судьба распорядилась иначе. Слишком часто говорили вокруг о несметных бо­гатствах, которыми изобиловала земля, открытая Колумбом. Поэтому Эрнан Кортес бросает учебу в университете и отправляется на остров Эспаньола.

Завоевание ацтеков

В 1519 году Кортес собрал среди испанских колонистов отряд из 508 человек и отправился во владения ацтеков. Жители окраин Импе­рии ацтеков встретили Кортеса с радостью. У них существовала легенда о том, что давным-давно с запада из-за моря пришел «белый человек», который научил индейцев земледелию и ремеслам. Индейцы почитали «белого человека» как Бога и приняли испанцев за его друзей. К тому же вожди местных племен, которые воевали с ацтеками, не желая пла­тить им дань, помогли отряду Кортеса продвинуться в глубь страны, рассчитывая, что это усмирит непокорных. Завоевателям противосто­яли отдельные отряды ацтеков — воины в доспехах из жестких птичь­их перьев, с каменными топорами, деревянными луками и стрелами. Испанские конкистадоры были закованы в железные латы, могли ме­тать из своих аркебуз «громы и молнии» и к тому же восседали на ло­шадях. Поскольку в Америке не знали крупных домашних животных, а лошадей вообще не водилось, индейцам казалось, что конь и всадник — это одно целое, чудовище, атакующее их. Рассеяв несколько ацтекских отрядов, Кортес добился начала переговоров с правителем ацтеков Монтесумой. Тот согласился принять Кортеса в Теночтитлане, столи­це империи. Один из испанцев писал: «Мы не верили глазам своим — с одной стороны на суше ряд больших городов, а на озере — ряд других. И само озеро покрыто челнами, и на дамбе много мостов, переброшен­ных через каналы, и перед нами великий город Мехико, а нас только четыре сотни солдат!».

Эрнан Кортес
Кортес и Монтесума
Франсиско Писарро

Завоевание Мексики

Вошедшие в город испанцы были приняты как друзья. Но, несмотря на это, Кортес, как только увидел, что охранников Монтесумы меньше, чем испанских солдат, схватил его. Опасаясь расправы, вождь ацтеков согласился стать вассалом испанского короля и выплачивать дань зо­лотом. Но его жизнь уже ничто не могло спасти. Вскоре он был убит солдатами Кортеса. По другим данным, Монтесума скончался от ран, когда испанцы заставили его утихомирить разбушевавшихся индей­цев, а те, в свою очередь, забросали правителя-«предателя» камнями. Государство ацтеков распалось, их города и золотые сокровища из дворцов и храмов достались испанцам. На завоеванных землях испан­ские переселенцы создали свою колонию — Мексику.

Франсиско Писарро

Не уступал Кортесу в удачливости и дру­гой известный завоеватель, Франсиско Писарро (1468-1541). Бывший свинопас, так и не уразумевший грамоты, он не раз встречался с Кортесом после того, как тот покорил земли в Центральной Америке.

Завоевание инков

Писарро мечтал о завоевании Державы ин­ков и с отрядом в 200 человек отправился в горы Анды. В 1530-1533 годах у инков как раз шла борьба между двумя братьями — наследниками престола. Одному из них — Атауальпе — Писарро предложил свою помощь. Их встреча состоялась в городе Кахамарке. Католический священник стал уговаривать Атауальпу принять христианскую веру и стать вассалом испанского коро­ля. Вождь в ответ на это бросил протянутую ему Библию на землю, заявив, что никто не имеет права управлять страной Великого Инки без его разрешения. В этом и состоял расчет Писарро. Атауальпа сей­час же был объявлен еретиком, которого необходимо отдать под суд инквизиции. Окружавшие Инку воины-индейцы были сильно напуга­ны грохотом испанских пушек и аркебуз, поэтому Писарро ничего не стоило пробраться к трону и захватить Великого Инку в плен. За ка­ких-нибудь полчаса вся площадь, на которой происходила встреча, была сплошь покрыта телами мертвых индейцев. По подсчетам секре­таря Писарро, их было около 2000.

Основание Перу

Владения Великого Инки теперь состояли из одной-единственной комнаты размером 6,7 метра в длину и 5 метров в ширину. Сообразив, что конкистадорам нужно только золото, Инка назначил огромный вы­куп за свою свободу. Он предложил наполнить золотом комнату, где его содержали, на высоту вытянутой вверх руки. На этом уровне на стене была проведена красная черта, и со всех концов империи Атауальпы потекли в его темницу золотые реки. Чуть больше полугода понадоби­лось для того, чтобы собрать шесть тонн золота! Но это был еще не весь выкуп. Писарро надоело ждать. Он казнил Атауальпу и захватил столицу Империи инков город Куско. Каждый его солдат вернулся в Испанию с золотыми изделиями инков, а сам Писарро вывез 250 кг зо­лота, 530 кг серебра и золотой трон Инки. На месте империи Великого Инки была создана испанская колония — Перу. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Освоение американских колоний испанцами

Испанские конкистадоры завоевали почти всю Централь­ную и Южную Америку, часть Северной Америки. На завоеванных американских землях было создано рабовладельче­ское плантационное хозяйство.

Начало колониальных войн

В XVI веке было установлено господство Испанской и Португальской колониальных империй в Америке, Африке и Азии. Начал складываться единый мировой рынок. Однако другие европейские державы также стремились приобрести свои колонии.

Проверено экспертом

Кортес и Писсаро-испанские конкистадоры.

Писсаро подчинил Империю инков и племена на западе Южной Америки.

Кортес же уничтожил Империи майя, ацтеков, ольмеков.

Кортеси Писсаро не обладали столь хорошими качествами, они ценичны, жестоки до денег, безжалостные покорители великих империй Америки.

Испанская конкиста носила как хороший оттенок(познакомила европейцев с новыми культурами), так и плохие (девольвация и инфляция из-за золота Америки, болезни как для европейцев, так и индейцев, эксплуатация труда и многое другое).

Конкиста привлекла к наплыву миссионеров в Америку.

Ну, а индейцам пришлось насильно работать на рудниках и плантациях.

Сравни действия кортеса и писсаро: какими ,на твой взгляд,привлекательными и отталкивающими качествами они обладали ? оцени испанскую конкисту,с точки

зрения католического священника и с точки зрения индейского земледельца, Оцениосвоение европейцами Америки,с точки зрения европейского горожанина,индейца и негра,К какой оценке склоняешься ты сам-человек XXI века?

Кортес и Писсаро-испанские конкистадоры.

Писсаро подчинил Империю инков и племена на западе Южной Америки.

Кортес же уничтожил Империи майя, ацтеков, ольмеков.

Кортеси Писсаро не обладали столь хорошими качествами, они ценичны, жестоки до денег, безжалостные покорители великих империй Америки.

Испанская конкиста носила как хороший оттенок(познакомила европейцев с новыми культурами), так и плохие (девольвация и инфляция из-за золота Америки, болезни как для европейцев, так и индейцев, эксплуатация труда и многое другое).

Конкиста привлекла к наплыву миссионеров в Америку.

Ну, а индейцам пришлось насильно работать на рудниках и плантациях.

Другие вопросы из категории

Ответ кратко, в два или одно предложение.

поражения________________ Значение__________ СРОЧНО. Заранее спасибо:)

Таблица состоит из 5 колонок. Политические партии и их лидеры,отношение к самодержавию,идеал государственного устройства,отношение к аграрному вопросу,методы переустройства общества

Читайте также

позиций испанца ,француза ,англичанина 16 века ,с точки зрения человека 21 века .Сделай вывод об отличиях в оценке одного и того же документа.

2)Сравни действия Кортеса и Писсаро :какими ,на твой взгляд ,привлекательными и отталкивающими качествами они обладали ? Оцени испанскую конкисту ,с точки зрения католического священника и с точки зрения индейского земледельца .

3)Оцени освоениее европейцами Америки ,с точки зрения европейского граждонина , индейца и негра . К какой оценке склоняешься ты сам -человек 21 века?

4)Представь ,что во время абордажного боя в Карибском море разыгрался шторм . Буря вынесла на необитаемый остров пушкаря испанского галиона и английского пирата. Строя вместе хижину и жаря рыбу ,они спорят о том ,кто прав в войне испанцев и англичан . Как ,по-твоему ,мог бы происходить этот спор , в котором каждый доказывает свою правоту фактами?

5)Какими причинами ты можешь объяснить успехи европейцев в деле завоевания колоний?

, русского боярина, москвича-ремесленника. Кто и когда, на твой взгляд, мог предотвратить насилие?

1)Какими причинами ты можешь обьяснить победу повстанцев на первом этапе Смуты?
2)Какие,на твой взгляд,личные качества и действия не позволили Лже Дмитрия первому сохронить престол.

Католическая церковь колонизует Новый Свет

С первых же шагов испанцев в Новом Свете церковь стала одной из решающих сил завоевания новых стран. Не случайно конкистадоры, вступив на неизведанный берег, спешили водрузить здесь крест, развернуть коро­левское знамя и отслужить мессу. Этим символизирова­лась теснейшая связь между испанской короной и като­лической религией. Уходя в свое второе плавание к бе­регам Америки, Колумб получил королевские инструкции, в которых говорилось: «Король и королева. ничего так не желают, как возвеличить христианскую религию и привести многие народы к истинному богу. почитая дело распространения истинной веры более важным, чем какое-либо другое»[18].

Двенадцать монахов сопровождали Колумба в его вто­ром путешествии. Возглавлял этот первый отряд католи­ческого духовенства в Америке викарий Берналь Бойль, назначенный для этой миссии самим папой римским. С то­го времени каждую экспедицию непременно сопровождал хотя бы один, а как правило,— группа священнослужи­телей, и число их в Америке с каждым годом станови­лось все больше. Возрастала и роль католического духо­венства как идеологической и политической силы.

Читайте также:  Стоимость очков для зрения в тюмени

Впрочем, исключительно важная роль католического духовенства в истории завоевания испанцами Америки коренится в далеком прошлом самой Испании. Длившая­ся почти восемь веков Реконкиста проводилась испанца­ми под религиозными лозунгами священной войны против неверных, войны за христианскую веру. Реконкиста вы­глядела как нескончаемый крестовый поход, и в этих условиях католическое духовенство, естественно, приобре­ло огромную роль, стяжало несметные богатства. Всевозраставшее влияние церкви на умы многих поколений ис­панцев привело к массовому религиозному фанатизму в этой стране, не изжитому окончательно и по сей день. Именно поэтому папы римские считали Испанию самым прочным оплотом католической религии в Европе. И когда королевская супружеская чета — Фердинанд и Изабелла, получившие известность как «католические короли» (1479—1504),—совершила победоносный и последний в истории крестовый поход против мавританского государ­ства в Гранаде, полностью завершив изгнание мусульман с Пиренейского полуострова, она получила в награду от капы невиданную ранее привилегию — королевский па­тронат (покровительство) над церковью, т. е. право конт­ролировать назначение должностных лиц церкви.

Открытие и завоевание Америки флотом и военной силой «католических королей» сразу же стало рассмат­риваться Ватиканом как новый крестовый поход, ибо Америка представлялась обширной языческой страной, народы которой следует поскорее привести к христиан­ской вере. Это, между прочим, сулило католической церк­ви, и ее верхушке в Ватикане, перспективы расширения не только идеологического, но и политического влияния, а также новые богатства. Условия завоевания Нового Света диктовали необходимость централизации всех сил. Поэтому уже в 1493 г .— на следующий же год после от­крытия Нового Света — специальные папские буллы «да­ровали» Новый Свет «католическим королям» и обязыва­ли их провести там христианизацию индейцев. В сущно­сти, испанская корона получала исключительное право распоряжаться делами церкви в своих американских колониях, как уже приобретенных, так и тех, которые еще предстояло завоевать. В ближайшие годы после­довала серия папских булл, в которых так или иначе разъяснялся порядок покровительства испанской ко­роны католической церкви в Америке. Эта система фак­тического контроля над делами духовенства в колони­ях имела прецедентом «королевский патронат» в Гра­наде и носила то же название, но масштабы ее были гораздо шире. «Королевский патронат» в Новом Свете предоставлял испанской короне абсолютное пра­во назначать не только представителей высшего духо­венства — аббатов, епископов и архиепископов, но и священнослужителей, находившихся на более низких сту­пенях церковной иерархии. Вначале испанские короли лично производили эти назначения, а с 1574 г ., при ко­роле Филиппе II, когда колонии в Америке расширились и административный и церковный аппарат там очень вы­рос и чрезвычайно усложнился, право назначать на низ­шие церковные должности получили некоторые вице-ко­роли, президенты, губернаторы и капитан-генералы. Проезд назначенных королем духовных лиц из Испании в Америку контролировался Советом по делам Индий, для чтения проповедей они получали специальную лицензию, не могли вернуться в Испанию без королевского позволе­ния, не могли отлучаться со своего поста без дозволения короля или вице-короля, не могли снимать с себя духов­ный сан, не объяснив королю причины этого.

«Королевский патронат» позволял также руководить всей миссионерской деятельностью, основывать церкви, которые поддерживались и контролировались государст­вом. А буллой от 16 ноября 1501 г . папа отдал навечно церковную десятину в колониях королям Испании с ус­ловием содержать все основанные там церкви[19]. Этот акт предоставлял испанским королям право экономического контроля над церковью, хотя на практике лишь очень малая часть десятины удерживалась короной. Так, чет­верть всего сбора шла епископу епархии, где эта десяти­на собиралась, четверть — совету кафедрального собора; две другие четверти делились на девять частей, из кото­рых только две поступали короне, а семь расходовались на строительство церквей, благотворительность и содер­жание низших чинов духовенства. Кроме того, королев­ская власть часто и в значительных суммах возмещала расходы церкви. При всем том право короля собирать и распределять церковную десятину имело весьма большое значение, «коль скоро концы завязок от денежного мешка церкви держало в руках государство»[20].

Впрочем, уже вскоре после завершения конкисты цер­ковь в американских владениях Испании превращается в самого крупного земельного собственника, эксплуататора миллионов индейцев, беспощадного ростовщика. К концу же колониального периода истории Латинской Америки богатства католической церкви здесь были несметными, доходы церкви превышали доходы самой короны. Совет­ский исследователь И. Р. Григулевич приводит данные о доходах духовенства в Мексике в конце XVIII в., сооб­щенные посетившим эту страну в тот период выдающим­ся немецким ученым и путешественником А. Гумбольд­том. Так, архиепископ Мехико получал годовую ренту в 130 тыс. песо, епископа — 110 тыс., Гуадалахары — 90 тыс., Юкатана — 30 тыс., Соноры — 6 тыс. В це­лом же в 1780 г . духовенство только в счет прямых до­ходов получило 22 млн. песо, в то время как доходы королевской казны в этой части американских владений короны составили 20 млн. песо[21].

Католическая церковь полностью разделяет с испан­ской короной всю ответственность за ограбление колоний в Америке, за беспощадную эксплуатацию миллионных индейских масс. Как отмечает И. Р. Григулевич, «вся философия конкисты, ее идеология, концепция завоева­ния индейцев и их обращения в христианство, их подчи­нение колонизаторам и нещадная эксплуатация — все это отвечало принципам христианства, которые всегда воплощал папский престол, служивший интересам власть имущих»[22].

Итак, в деле завоевания и колонизации Нового Света королевская власть и католическая церковь шли рука об руку. Уже в самом начале встал вопрос — как быть с туземцами, населявшими земли, необъятные земли, откры­вавшиеся с каждым новым плаванием, с каждым новым походом в глубь материка. В отношении к обитавшим здесь индейцам не было единодушия ни у светской вла­сти, ни у духовенства. В первый период колонизации испанцами Нового Света — несмотря на ханжеские на­ставления «католических королей» о добром, «отеческом» отношении к туземцам — практически безраздельно пре­обладала простейшая точка зрения при решении возни­кавших здесь социальных проблем: конкиста должна про­водиться насильственными методами, беспощадной вой­ной и угнетением; поскольку индейцы — существа «низ­шего сорта», то с ними надо обращаться как с дикими зверями — укрощать или уничтожать. А поклонение ин­дейцев «дьяволу», чуждым языческим богам еще усили­вало враждебность к ним испанцев, в которых поколени­ями взращивалось чувство религиозного фанатизма. Кста­ти, именно такой, замешанный на религиозном фанатиз­ме, «методологический» подход к проблеме индейцев был выдвинут одним из самых авторитетных юристов Испании середины XVI в., Хуаном Хинесом де Сепульведой, в его знаменитом диспуте с Бартоломе де Лас Касасом в ис­панском городе Вальядолиде[23].

С деятельностью католического духовенства связывает­ся еще один подход к проблеме взаимоотношений между аборигенами и пришельцами из-за океана, второй, «методо­логический» подход к индейцам как к объекту завоевания на первый взгляд более человечный, гуманный. Поскольку речь идет об обращении в христианскую веру, т. е. об обращении к «душе», то уже тем самым индеец «возво­дится» в ранг человека, приближается к испанцу-завоевателю. Это предполагало проведение колонизации с по­мощью мирных средств, учитывая и используя полезные для достижения основной цели элементы индейской куль­туры: обычаи, привычки, язык, даже древние языческие религиозные обряды и привычные культовые образы ме­стного населения. Стоявшие на этой точке зрения пред­ставители католической церкви сыграли определенную положительную роль в сохранении остатков индейской культуры после беспощадного и фанатичного истребления ее материальных проявлений — зданий, произведений искусства, письменности и т. д.— первыми конкистадора­ми уже хотя бы тем, что наиболее просвещенные, а зна­чит, и наиболее дальновидные представители духовенства выступили как защитники индейцев, носителей этой куль­туры, от физического истребления.

Бесспорен высокий гуманизм Бартоломе де Лас Ка­саса, первым сказавшего: индеец — человек. Самоотвер­женно доказывая, что нет рас высших и низших, что же­стокое порабощение американских народов нельзя оправ­дать никакими религиозными мотивами, Лас Касас одним из первых в истории человечества поднял голос против расовой и культурной дискриминации, в защиту челове­ческого достоинства всех рас и народов. Но эта вторая точка зрения на проблему взаимоотношений испанцев с индейцами, начинающаяся с Лас Касаса, воспринималась его последователями и претворялась на практике вряд ли в том гуманном содержании, как она понималась самим Лас Касасом и как это зачастую представляется истори­кам. В реальной же жизни, как правило, сначала шел вооруженный конкистадор, неся смерть и разрушение, за ним — монах, успокаивая, умиротворяя и приводя «в лоно истинной христианской веры» тех, кто остался в живых, чтобы сделать их покорными слугами завоевате­лей. Вторая точка зрения была более реалистической, бо­лее прагматической, она учитывала перспективу длитель­ного испанского владычества в Новом Свете. Она, нако­нец, диктовалась конкретными экономическими потреб­ностями не развития, а эксплуатации колоний. Варвар­ское истребление индейского населения, катастрофическое сокращение его численности создало проблему нехватки рабочих рук в рудниках и на плантациях, тормозило рас­ширение горного дела и полуфеодального сельского хо­зяйства.

Конкистадоры вполне отчетливо сознавали огромную важность идеологического закрепления результатов своих завоеваний. Эрнан Кортес, едва закончив кровавое завое­вание Мексики, пишет императору Карлу V (он же ис­панский король Карлос I) послание с просьбой как мож­но скорее послать из Испании монахов-миссионеров. В июне 1524 г . 20 монахов-францисканцев во главе с Мартином де Валенсия высадились на мексиканском бе­регу и босиком проделали долгое паломничество до самой столицы покоренной страны. И здесь Кортес, внушавший индейцам страх своей жестокостью, устроил торжествен­ную встречу этой кучке католических монахов, приняв их с нарочитой кротостью и смирением, что немало пора­зило созванных для этого случая индейских вождей[24].

Первыми в Новый Свет стали прибывать группы «чер­ного духовенства» — представители различных монаше­ских орденов. Наиболее многочисленными были фран­цисканцы, доминиканцы, августинцы — представители хорошо организованных орденов, прекрасно владевшие традиционными видами идеологического оружия. Именно они начали широкую миссионерскую деятельность по мас­совому обращению индейцев в христианскую веру. Позд­нее стали прибывать монахи-иезуиты, а также мерцедарии, бенедектинцы, кармелиты и другие. Номинально миссио­нерская и иная деятельность этих орденов в Америке направлялась их генералами, находившимися в Риме, но осуществлялась она под контролем испанской короны. В каждом вице-королевстве ордена имели своих генераль­ных уполномоченных, а после разделения вице-королевств на провинции — так называемых «провинциалов». Обшир­ным полем миссионерской деятельности монашеских орде­нов стало вице-королевство Новая Испания (Мексика), где испанская колонизация вообще имела более широкие масштабы и оставила более глубокий след, чем в других областях Америки. Уже к концу XVI в. здесь действова­ло около 1000 францисканцев, 600 доминиканцев, 800 ав­густинцев, 400 иезуитов и 450 монахов других орденов. К тому же времени ими было основано около 400 монастырей, являвшихся опорными пунктами миссионерской деятельности[25], и огромное число религиозных «братств», именовавшихся здесь «кофрадиас». Один из руководите­лей колонизации Новой Испании, Хуан Сумаррага, сооб­щал королю, что в 1524—1531 гг. одни лишь францискан­цы обратили в христианство 1 млн. индейцев[26].

Разумеется, Новая Испания была только началом. Дея­тельность католических миссионеров разворачивалась на огромных пространствах всего Американского континен­та — от территории нынешних США до южных районов Чили. Миссионеры с побережья Тихого океана пересека­ли Анды и выходили к верховьям Амазонки, с низовьев Параны они проникали во внутренние районы современ­ных Бразилии, Аргентины и Парагвая.

Методы колонизации, в сущности, были повсюду оди­наковы. Немногочисленные группы монахов-миссионеров обычно следовали за отрядами конкистадоров, а иногда шли вместе с ними в области, еще не «христианизирован­ные». По пути следования строились поселки миссии, центрами которых были, во-первых, собственно миссия, т. е. церковь с группой зданий вокруг для жилья мона­хов, иногда школы для индейских детей, а во-вторых, вооруженное укрепление — «пресидио», где мог распо­лагаться отряд испанских солдат. Строить все это застав­ляли индейцев, где добром, а где и силой. Такие поселе­ния-миссии становились центрами «христианизации» ок­рестных индейских племен.

По замыслам испанской короны такие миссии как бы обозначали «предел христианизации», а в сущности, гра­ницы владений Испании. Эта граница должна была про­двигаться в глубь страны каждые десять лет, на возмож­но большее расстояние, т. е. процесс должен был повто­ряться[27]. На деле это, конечно же, было невозможно. Зачастую в конце «условного десятилетия» само сущест­вование миссии оказывалось под вопросом, потому что или местоположение ее было избрано неудачно — в райо­не, который оказывался экономически бесполезным, или попросту она уничтожалась враждебными индейскими племенами.

«Второй эшелон» испанских завоевателей нес с собой не только обращение в христианство. Католическая цер­ковь пыталась навязать чуждые аборигенам элементы испанской культуры и одновременно искоренить исконно местные, неизбежно связанные со старыми религиозными верованиями. Но, коль скоро католические миссионеры для вящего успеха своего дела вынуждены были исполь­зовать эти же местные элементы культуры, она в той или иной мере сохранялась, выживала, хотя и видоизме­нялась в процессе взаимодействия с чужеземным куль­турным потоком. Как пишет колумбийский автор Э. Бар­ней Кабрера, «на руинах старых храмов были воздвиг­нуты алтари новых богов. А на фундаменте индейских поселений возникли испанские города. Но в глубине стра­ны продолжали существовать очаги культуры аборигенов. Умерли старейшины, пали вожди. Но индейская народная масса продолжала жить. И с ней — ее представление о мире, ощущение своей расы и своей земли. Так явилась на свет новая культура. Уже новое, другое социальное явление, но прочными корнями глубоко уходящее в прош­лое»[28].

Католические миссионеры невольно способствовали формированию нового синтеза культур, которые, как из­вестно, в ранней стадии всегда теснейшим образом связа­ны с религиозными верованиями. Как мы уже отмечали, стремясь провести христианизацию индейцев скорее и как можно в более широких масштабах, миссионеры часто возводили католические церкви именно на местах старых . индейских святынь, где индейцы поколениями привыкали совершать поклонение. Тем самым символизировалась победа истинного христианского бога над древними язы­ческими богами.

Пожалуй, одним из самых наглядных примеров исполь­зования католической церковью прежних священных мест индейцев было сооружение неподалеку от города Мехико церкви святой девы Гуадалупе, которая ныне является одним из главных мест паломничества мексиканских ка­толиков. Именно на месте этой церкви до испанского за­воевания индейцы совершали поклонение своей богине- матери Тонанцин, а в 1531 г ., по утверждению церковни­ков, здесь произошло явление богоматери. Так — и не в одной только Мексике — осуществлялась преемственность религии европейской от религии индейской. В завоеван­ном Перу Писарро передал церкви храм Виракочи в Ку­ско для использования его в качестве основы кафедраль­ного католического собора; в том же Куско и многие другие места религиозного поклонения инков были использованы для сооружения христианских церквей.

Наиболее дальновидные представители духовенства в Новом Свете считали, что наиболее действенным средст­вом распространения и закрепления христианства среди местного населения должно стать учреждение широкой сети церковных школ при миссиях, монастырях, в цер­ковных приходах, где учились бы будущие поколения подданных испанской короны, исповедующих римско-католическую веру. Так, в одной из основных форм, культур­ной жизни в испанских колониях в первые десятилетия после завоевания стала организация образования для индейцев. К концу XVI в. в Новой Испании, например, школы для индейцев были почти столь же многочислен­ны, как и монастыри[29]. Уже первые францисканские монахи, прибывшие сюда по просьбе Кортеса, возвещали индейцам: «Мы прибыли из очень далеких земель. не искать золото или серебро, и не ради какой-либо дру­гой добычи или прибыли, но для вашего вечного спасе­ния. И для этого, возлюбленные братья, необходимо. чтобы вы вручили ваших малых детей в наши руки. Ибо, будучи еще детьми, они лучше смогут понять уче­ние, которое мы проповедуем. Со временем же они будут помогать нам учить вас и других взрослых, кото­рые будут у них учиться»[30].

Опираясь на силу оружия миссионеры собирали индей­ских детей в свои школы, основной задачей которых было готовить так называемых доктринерос — проповед­ников христианского учения.

Особое место в становлении специфической системы образования для местных уроженцев принадлежит фран­цисканскому монаху Петру (Педро) Гентскому, открыв­шему первую такую школу в Тескоко (Новая Испания). Вершиной его религиозно-педагогической деятельности считают работу школы «Сан Хосе де Белен де лос Натуралес» в Мехико, которую он открыл в 1529 г . и которой руководил до своей смерти в 1572 г . Мексиканский автор Г. Икасбальсета пишет: «Он собрал до тысячи индейцев, которые получали духовное и гражданское образование. Позднее он добавил изучение латыни, музыки и пения, что приносило большую пользу духовенству, ибо школа готовила музыкантов и певчих для церквей. Не удовлет­ворившись этим, он собрал также и взрослых индейцев, которые обучались искусствам и ремеслам. Он поставлял церквам писаные или изваяные изображения святых, ши­тые облачения, иногда с отделкой из перьев, в чем так искусны индейцы, а также кресты, подсвечники и многие другие предметы, необходимые для отправления служб, ибо в той школе у него были живописцы, скульпторы, резчики по камню, столяры, вышивальщики, портные, сапожники и другие мастера»[31].

Читайте также:  Признаки плохого зрения у ребенка 2 года

Сам же Петр Гентский так рассказывал о своей педа­гогической и миссионерской деятельности: «Поскольку страна столь обширна и число жителей столь огромно, а монахов для поучения такого множества людей мало, мы взяли в дома нашего ордена (миссии.— В. С.) сыновей их вождей, чтобы наставить их в католической вере и чтобы впоследствии они смогли наставить в ней своих родителей. Таких детей я собрал в Мехико как главном городе 500 или больше. Из них я отобрал 50 или больше самых смышленых и каждую неделю обучал их, чтобы они по воскресеньям сами читали проповеди. По воскресеньям они уходили читать проповеди в город и в места окрест него. распространяя повсюду католи­ческую веру и приготовляя людей к принятию крещения. Я сам ходил с ними, разрушал идолов и их храмы в тех местах, куда мы приходили. Я сам, с помощью божией. воздвиг более 100 зданий, посвященных всемогущему господу, церквей и часовен, некоторые из них — прекрас­ные храмы»[32].

В целом же школы, подобные тем, которые основал Петр Гентский и его собратья в Новой Испании и дру­гих областях испанской колониальной империи в Амери­ке, преследовали одну главную цель — распространение католической религии среди как можно более широких масс индейцев, чтобы сделать из них правоверных като­ликов, а следовательно, и покорных слуг испанской коро­ны. Обучение в таких школах сводилось прежде всего к заучиванию основ христианско-католической доктрины. Как мы видели, такие школы выполняли и роль ремес­ленных мастерских по изготовлению различной церков­ной утвари. Самым же способным из индейских мальчи­ков была уготована судьба стать «доктринере». Однако в монашеские ордена они не могли быть приняты.

Учебное заведение для индейцев, но уже предназначен­ное для других целей, было основано в 1534 г . в Мехико вице-королем Антонио де Мендосой и епископом Хуаном Сумаррагой. По средневековой градации оно приближалось к среднему учебному заведению, колледжу (по-испански — «колехио») и носило название «Санта Крус де Тлателолко». Некоторые мексиканские исследователи считают этот колледж «самым выдающимся из образовательных учреждений, созданных для индейцев». Главной его за­дачей, по замыслу основателей, было воспитание послуш­ной испанцам индейской «элиты», которая проводила бы в стране угодную завоевателям политику. В колледж принимались сыновья касиков и других представителей индейской знати, с тем чтобы они приняли активное участие в «цивилизаторской деятельности», проводившей­ся метрополией. Индейские мальчики, которых принимали в колледж «Санта Крус де Тлателолко» в возрасте 10— 12 лет, изучали не только основы христианского учения, чтение и письмо на испанском языке, но и некоторые дисциплины, по средневековой европейской традиции относящиеся к высшему образованию, — латинский язык, риторику, музыку, логику, философию; последнюю, конеч­но, в идеалистическом томистическом толковании. Изуча­лась также индейская медицина. Преподавали в колледже ученые, пользовавшиеся высокой научной репутацией; среди них историк-гуманист Бернардино де Саагун (1500—1590), миссионер-полиглот Гарсиа де Сиснерос, питомцы Парижского университета Жуан де Гаона и Жуан де Фоше[33]. Колледж «Санта Крус де Тлателолко» просуществовал до конца XVI в. и в значительной мере выполнил задачу, поставленную перед ним его основате­лями: из его стен вышло немало высокопоставленных чиновников колониальной администрации, алькальдов, педагогов, которые активно помогали испанцам в их «цивилизаторской деятельности». Для тех же целей в Мехико иезуитами был в 1586 г . основан колледж «Сан Грегорио Магно», куда принимались также отпрыски индейской знати, но масштабы его деятельности оказа­лись более скромными.

В тот же период в Новой Испании духовенством соз­даются учебные заведения специально для метисов.

Из таких учебных заведений наиболее известным был основанный в 1547 г . также по инициативе Мендосы и Сумарраги колледж «Сан Хуан де Летран», «где учились многие мальчики-сироты, сыновья испанцев и индеанок»[34].

Мы не случайно так подробно описываем деятельность духовенства на ниве просвещения в Новой Испании: именно эта часть испанской колониальной империи в Америке была покорена и освоена первой, именно здесь испанская корона отрабатывала те идеологические формы и методы колонизации, которые стали образцом для под­ражания в вице-королевствах и генерал-капитаниях Юж­ной Америки. Так, по образу и подобию мексиканских колледжей в столице Новой Гранады городе Санта-Фе-де- Богота в конце XVI в. орденом доминиканцев был осно­ван колледж св. мадонны Росарио. Здесь же в 1604 г . орденом иезуитов, которые в южноамериканских колониях Испании вступили в острое и затяжное соперничество с другими религиозными орденами в сфере просвещения, был основан колледж св. Бартоломе. Оба этих учебных заведения также относились к разряду так называемых «старших» колледжей, по своему статусу и программе приближавшихся к университетам.

Впрочем, интерес колониальной церковной и светской администрации к организации и деятельности специаль­ных учебных заведений для индейцев и метисов к кон­цу XVI — началу XVII в. заметно падает, а затем и исчезает вовсе. По-видимому, дело здесь не столько в том, что приезжавшие из метрополии испанцы завидовали грамотности получивших образование местных уроженцев и боялись их, сколько в том, что школы для индейцев и метисов выполнили свое назначение и надобность в них отпала. Ценой огромных жертв со стороны индей­ского населения задачи колонизации к этому времени были в основном достигнуты: в Новой Испании, Перу, Новой Гранаде и других американских владениях испан­ской короны сложилась особая экономическая и социаль­но-политическая организация, обеспечивавшая беспощад­ную эксплуатацию метрополией обращенных в католиче­ство индейцев.

Что же касается общей системы начального образова­ния в американских колониях Испании, то зачатки такой системы — правда, в значительной мере формально — существовали. Каждый новый город, зачастую вырастав­ший на месте католической миссии, должен был застраи­ваться по строго регламентированному специальными ко­ролевскими указами плану, в каждом городе нужно было воздвигнуть церковь и построить школу. Как мы видели выше, образование было, по существу, монополией духо­венства, и поэтому наиболее многочисленная категория начальных школ — так называемые божьи школы — вплоть до XIX в. действовали при монастырях. Обучение здесь было бесплатным, а ученикам преподавали чтение, письмо, пение и, разумеется, закон божий. Но и в горо­дах в бюджетах каждого кабильдо — органа городского управления — предусматривались особые статьи расхода на оплату учителей начальных светских школ, так назы­ваемых королевских школ. Однако светских учителей было чрезвычайно мало, труд их плохо оплачивался, и поэтому в подавляющем большинстве городов такие школы попросту отсутствовали. До нас дошли известия о деятельности лишь отдельных светских учителей-одиночек в Буэнос-Айресе и Санта-Фе в начале XVII в., преподававших чтение, письмо, закон божий, иногда арифметику и пение[35].

В целом же неграмотность как индейского населения, так и метисов, а также низших и средних слоев креолов была почти поголовной. Уже в начале XVIII столетия епископ Тукумана Хосе Антонио де Сан-Альберто писал: «А если среди них находится кто-то, знающий немного чтение, письмо и способный ответить на кое-какие воп­росы из катехизиса, то на него глядят как на чудо и почитают за ученого и мудреца»[36].

Первые попытки организации женского образования также предпринимались церковью. Именно церковью была в 1529 г . в Тескоко (Новая Испания) основана школа «для дочерей сеньоров и индейских правителей». Вскоре после этого епископ Сумаррага организовал в Мехико учебное заведение для девочек, задачи которого были изложены так: «С пяти лет воспитывать их так, чтобы они, выходя оттуда замуж, учили своих мужей и домашних основам нашей святой веры, благородным ма­нерам и доброму образу жизни»[37].

Уже в первые же десятилетия после завоевания испан­цами земель в Новом Свете и организации здесь коло­ниального управления обнаружилась необходимость в создании учебных центров по подготовке чиновников для огромного бюрократического аппарата и священников для многочисленных католических церквей. Для этого в колонии был перенесен западноевропейский опыт созда­ния университетов, сыгравших большую роль в эволюции духовной жизни средневековой Европы. За образец уни­верситетов в Америке был взят один из старейших уни­верситетов Испании и Европы — университет в Саламанке, основанный в 1215 г . королем Альфонсом IX Леонским и, как это было принято в средние века, утвержденный папской буллой в 1255 г . Саламанкский университет на­ходился под покровительством короля и содержался за счет казны. Однако в повседневные дела университета неизменно вмешивались личные представители папы — «консервадорес» и «маэстреэскуэлас», так как даже право преподавания выходцами из университета в других странах Европы обусловливалось предоставлением особых папских булл[38]. В Саламанке, как и в большинстве дру­гих университетов средневековой Европы, было четыре факультета: богословский, юридический, медицинский и факультет искусств (подготовительный). Преподавание же строилось по средневековой схеме «тривиума» (три­виум: грамматика, риторика, диалектика или логика в ее чисто теологическом толковании; квадривиум: ариф­метика, геометрия, куда входила и география, астроно­мия и музыка). Помимо этого, в зависимости от факуль­тета преподавались астрология, каноническое (церковное) и гражданское право, теология и медицина. Студенты могли получить четыре ученых степени: бакалавра, лицен­циата, магистра и доктора. Право на присуждение тех или иных ученых званий присваивалось каждому универ­ситету особым королевским указом или папской буллой, поскольку университеты — как в самой Испании, так и в ее колониях — были королевские, папские или папско- королевские.

Управление университетом в Саламанке и по его при­меру в американских университетах находилось в руках университетского совета, который обычно называли латин­ским словом «клауструм». Во главе университета стоял ректор; должность его была выборной, ему принадлежала вся полнота власти в университете, он обладал правом юрисдикции. Формально королевская администрация не имела никаких прав по отношению к студентам и преподавателям, ректор нес за них ответственность перед высшими властями (это называлось автономией универ­ситетов)[39]. На деле же, однако, и здесь королевский патронат над церковью играл свою роль, коль скоро — в силу той же монополии церкви в образовании — и сам ректор имел духовный сан, и профессора, и низшие должностные чины в каждом университете были лицами духов­ного звания.

Считается, что первым университетом в Америке был основанный монахами доминиканского ордена универ­ситет «Фома Аквинский» в Санто-Доминго. Во всяком случае, в 1538 г . доминиканцы сумели добиться издания папской буллы, которая возвела их небольшой колледж в ранг университета. Впрочем, это решение папы не по­лучило необходимого подтверждения со стороны Совета по делам Индий, для которого возникновение такого важнейшего центра образования, как университет, было делом немаловажным, да и в дальнейшем за три столе­тия колониального господства Испании деятельность этого университета в Санто-Доминго оставалась весьма неза­метной.

Итак, нужда в образованных людях для пополнения королевской администрации и духовенства в колониях побуждала колониальные власти к созданию учебных центров высшего ранга здесь же, на местах, потому что приглашать образованных молодых людей из Испании либо обучать молодых креолов в испанских университе­тах было делом нецелесообразным. Это понимали прави­тели испанских колоний, в частности вице-король Новой Испании Антонио де Мендоса, неоднократно обращавший­ся к королю с просьбой об основании университета в Мехико. Но только в 1551 г . был подписан указ об уч­реждении в Новом Свете двух университетов — в Мехико и в Лиме. Университет в Мехико получил те привиле­гии, которые имел университет в Саламанке и стал пер­вым так называемым «старшим» университетом в Новом Свете.

Университет в Мехико был открыт чрезвычайно тор­жественно, ежегодная субсидия этому учебному центру составляла тысячу песо золотом[40]. Всего в нем было пять факультетов: артистический, или искусств (подго­товительный, по существу выполнявший роль средней школы), где изучались начала логики, физики и мета­физики в их схоластическом истолковании, и четыре высших: богословский (теологии), гражданского права, канонического права и медицинский, начавший работать позднее других. В первые годы своего существования университет в Мехико имел кафедры латыни, риторики, философии, канонического и гражданского права, «свя­того писания» и теологии. В 1580 г . здесь открылась кафедра индейских языков. За исключением ректора и двух профессоров, все преподаватели были лицами духов­ного звания. Преподавание велось на интернациональном для средневековой европейской науки латинском языке. Университет имел право присуждать ученые степени бака­лавра, лиценциата и доктора[41].

Как и в университетах Европы, вся система препода­вания и учебы в университетах Мехико была строго рег­ламентирована; над изучением всех дозволенных дисциплин довлели догмы схоластики и томизма. Физика изучалась в рамках доктрины Аристотеля, естественная история — по Плинию, преподавание математики ограничивалось началами евклидовой геометрии. Мексиканский историк пишет: «Теология, философия и даже юриспруденция со­ответствовали духу средневековья, были в высшей степе­ни схоластическими, торжествовал чистый и дедуктивный метод; две первые дисциплины толковали религиозные догмы, а юриспруденция — аксиомы римского права, зако­нодательства Испании и Совета по делам Индий, не доз­волялось проводить какой бы то ни было анализ»[42].

Все это, впрочем, не значит, что университет в Мехи­ко был цитаделью косности и невежества. По основным показателям он находился на уровне европейских универ­ситетских центров, сыграл большую роль в развитии ду­ховной жизни колониального общества Новой Испании. Несмотря на засилье католической церкви и господство ортодоксально-религиозного мировоззрения, в университе­те исподволь развивались передовые для того времени идейные и научные направления. Уже в XVII в. в сте­нах университета велась полезная работа, прежде всего в области изучения индейских языков, практической ме­дицины с применением древнеиндейских методов враче­вания и т. д.

Коль скоро университеты с самого начала были пред­назначены для подготовки кадров управления в колони­ях — светских и духовных, поступление в эти учебные заведения было обставлено целым рядом строжайших ог­раничений: необходимо было представить авторитетные свидетельства о чистоте испанской крови, о законном рождении от почтенных родителей, о принадлежности к римско-католическому вероисповеданию и т. д. Так что в университеты попадало ограниченное число молодых людей, принадлежащих к местной креольской верхушке.

Наиболее высокой репутацией среди университетов испанских колониальных владений в Новом Свете — а их всего до 1815 г . было основано 25 (из них 10 «старших» и 15 «младших») — пользовался университет в Мехико. За 222 года работы в колониальный период его окончи­ло около 30 тыс. человек; из них 84 стали епископами и архиепископами, многие — высшими чиновниками коро­левских аудиенсий в Мехико, Гватемале, Санто-Доминго и Маниле, членами Высшего совета обеих Кастилий и Совета по делам Индий, инквизиторами; многие занимали высокие посты в церковной иерархии, возглавляли уни­верситетские кафедры — и не только в Америке, но и в самой Испании (в Саламанке, Алькале, Севилье и Гра­наде)[43].

Хуже обстояли дела в других колониальных универ­ситетах. Находясь в основном под руководством фран­цисканцев, доминиканцев и иезуитов, они были оплотами схоластической теологии, реакции и мракобесия. Основан­ный одновременно с университетом в Мехико универси­тет Сан Маркос в Лиме, по свидетельствам современни­ков, стал ареной нескончаемой вражды и бесплодных схо­ластических дискуссий между соперничавшими группами профессоров-монахов, превратился, по сути дела, в за­худалую духовную семинарию. На долгие годы здесь даже совершенно прекратилось преподавание математики. Перуанский историк называет это высшее учебное заведение университетом «без сколько-нибудь серьезных за­нятий чем бы то ни было»[44]. Современник перуанец писал: «Мы учились больше пререкаться, чем чему-либо разумному. Непроницаемая завеса была между нами и иностранными языками, химией, естественной историей, а также историей общества. Мрачные тучи заслоняли от нас и познание нашей собственной страны, нашей пла­неты, общей механики вселенной. Нам была недоступна сама мысль о месте человека в обществе, о самом обще­стве»[45].

Естественно, многочисленные, но находившиеся в со­стоянии крайнего упадка и застоя университеты коло­ниальной Испанской Америки не могли в полной мере выполнять свою основную задачу — формирование кад­ров колониальной администрации и католического духо­венства в колониях. А потребность в них постоянно воз­растала по мере усложнения административной структуры колоний и увеличения числа церковных приходов. Необ­ходимы были и ученые-специалисты в практических об­ластях знаний, так как экономический и научный про­гресс, несмотря на многочисленные препоны, чинимые колониальными властями, мало-помалу давал о себе знать и в Испанской Америке. Самым же важным было тo, что в недрах колониального общества исподволь зрели новые силы, дальнейшее развитие которых требовало коренной перестройки всей системы образования, выхода ее из-под ретроградной опеки католического духовенства.

[18] Diffie В. W. Latin-American Civilization: Colonial period. [19] Альтамира-и-Кревеа P. История Испании. М., 1951, т. 1, с. 486. [20] Diffie В. W. Op. cit., p. 258. [21] Григулевич И. Р. Крест и меч: Католическая церковь в Испан­ской Америке, XVI—XVIII вв. М., 1977, с. 245. [23] Бартоломе де Лас Касас. М., 1966, с. 174—175. [24] Latin American civilization: The colonial origins / Ed. by B. Keen. Boston etc., 1974, vol. 1, p. 265. [25] Высшая школа Латинской Америки. М., 1972, с. 14. [26] Arciniegas G. El continente de siete colores.
Источники:
  • http://trojden.com/books/world-history/world-history-7-class-danilov-2015/4
  • http://doklad-referat.ru/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B0_(%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B8)
  • http://znanija.com/task/1780382
  • http://istoria.neznaka.ru/answer/2914262_sravni-dejstvia-kortesa-i-pissaro-kakimi-na-tvoj-vzgladprivlekatelnymi-i-ottalkivausimi-kacestvami-oni-obladali-oceni-ispanskuu-konkistus-tocki/
  • http://www.indiansworld.org/Latin/latin_america_selivanov02.html