Меню Рубрики

Объяснение религии с точки зрения науки

Мы часто слышим, что религия и наука противоречат друг другу. Учёный человек нашего времени не может верить в Бога, а верующий не может стать хорошим учёным. Как пример для такого утверждения часто приводят рассказ о сотворении мира в первой книге Библии «Бытие».
Библия, конечно же, никогда не предназначалась для того, чтобы отвечать на потребности знаний о мире с точки зрения науки,- возражают некоторые Христиане учёным. Однако, как раз можно говорить. о науке!

Это один из древнейших человеческих скелетов и реконструкция. Находка показывает, что древний человек выглядел не обезьянообразно, как утверждала Дарвиновская теория

Рассказ о сотворении в первых главах Библии – это научная статья! Научная статья написанная научным языком того времени с использованием знаний того времени, которые вполне можно считать научными! Речь то идёт о писаниях, которые возникли 4 – 5 тысячелетий назад! Для своего времени это было наипрогрессивнейшее писание! А как же в наше время? Может быть наука шагнула значительно вперёд, чтобы оспорить эту древнейшую «научную статью» о сотворении? Посмотрим, как рассказывается о сотворении мира в Библии, и как говорит об этом современная наука.
Быт 1:1 » В начале сотворил Бог небо и землю.»
Современные учёны полагают, что много миллиардов лет назад вселенная началась со взрыва. Этот взрыв стал источником огромного выброса энергии. Свет, с точки сзрения физики и есть энергия!
Быт 1:6 «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.»
Наша солнечная система начала существовать около 5 млрд. Лет назад. Сначало образовалось облако газов и паров. Под давлением внешних частиц это облако начало сжиматься и вращаться. Сначала образовались кольца из пыли и газов, потом кольца стали превращаться в комки жидкой массы, которые постепенно увеличивались. Так образовались солнце и планеты.
Быт 1:9 «И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.»
Зсемля сначала была комком жидкой массы. Долгое время поверхность Земли была такой горячей, что вся вода сразу из неё испарялась. По мере того как поверхность Земли остывала, вода стала собираться в более низких местах.
Быт 1:11 «И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так
Пока вода на Земле была ещё тёплой, уже не кипящей, в ней образовались микроскопические живые клеточки. Постепенно из них образовались растения, живущие на влажной земле.
Быт 1:14-15 «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.»
Остывающая Земля была окружена густыми слоями паров. И только по мере того, как растительность на Земле стала поглощать углерод и выделять кислород, образовалась ясная, прозрачная атмосфера и стали видны светила небесные.
Быт 1:20 «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной
Первые живые существа возникли в воде. Прошли миллионы лет до того как они выбрались на сушу и появились амфибии. За этот же период некоторые из пресмыкающихся развили способность летать по воздуху. Это были предки тех птиц, которых мы теперь знаем.
Быт 1:26-27 и 2:7) «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.» «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою
Наш мир возник и всё в нём развивалось действием Божьей воли. Мы видим в книге «Бытие», что мир создавался Богом постепенно и жизнь в нём возникла постепенно. То, что для Бога было одним днём, то для земных людей является огромными периодами времени. Про создание человека сказано, что Бог произвёл его из «праха земного», то есть из чего-то, что уже существовало, но было бездушным и не было человеком. Все химические элементы, из которых состоит живая природа, находятся в Земле. Более того, слово «прах земной» на еврейском оригинале буквально означает «зола». А ведь наше Солнце и планеты прошли период радиоактивного распада веществ. На Солнце эти реакции до сих пор продолжаются. Наша Земля действительно является радиоактивной золой.

Как Земля держится в пространстве?
С древних времён люди строили предположения и догадки каким образом во вселенной расположена Земля? Из школьной программы мы помним изображения Земли на четырёх слонах или на черепахе. Видимо на слонах, потому, что должен был бы кто-то очень сильный её поддерживать, а на черепахе – потому, что люди видели медленное движение Земли относительно светил. Греческий учёный и философ IV века до Р.Х. Аристотель учил, что небесные тела крепились на поверхностях твёрдых прозрачных сфер, вставленных одна в другую. Он предполагал, что Земля является самой внутренней сферой, а на самой внешней сфере держаться звёзды.
А Библия – ещё за 1100 лет до Аристотеля – сказала «Бог повесил Землю ни на чём» (Иов 26:7). Однако всеми восхваляемая наука продолжала утверждать теорию Аристотеля, пока, накоенц, в 1687 году Исаак Ньютон опубликовал своё открытие, что Земля держится в пространстве благодаря силе притяжения между Землей и Солнцем. Но уже прошло 3200 лет с того времени, как Библия с изящной простотой заявила, что Земля «висит ни на чём». А в другой книге Библии («Евреям») сказано, что Бог всё содержит Словом Своим. Таким образом более глубже высказывание о том, что Земля «висит ни на чём», а держит её повеление Бога таким образом.

Квантовая физика располагает самыми новейшими открытиями. Квант — самое мелкое в природе, до чего на данный момент смог докопаться человек. Так вот квант – это волна! Звуковая волна! То есть всё, что нас окружает является по природе своей звуком! Поэтому так часто в первых главах Библии о сотворении говорится о том, что Бог говорил, создавая. А в Новом Завете Иисус учил Своих учеников тоже ГОВОРИТЬ, желая что-то изменить.

Форма Земли.
Согласно древним учёным – Земля плоская неподвижная платформа в центре вселенной. Концепция шарообразной Земли не имела широкого признания вплоть до эпохи Возрождения. Некоторые мореплаватели даже боялись уплыть за край плоской Земли. Только с изобретением компаса кругосветные морские экспедиции доказали, что Земля круглая, а не плоская.
Однако ещё за 2700 лет до этих экспедиций Библия сказала: «Он есть Тот, который воссядет над кругом Земли» (Исайя 40:22). Различные справочники отмечают, что слово, которое здесь переведено как «круг», можно перевести как «шар».

Мудрость человеческая всегда оборачивается безумием: каждое крупное открытие в науке превращается в первую очередь в создание оружия или бомбы и подхлёстывает гонку вооружений. Учёные сначала выдвигают теории, потом через некоторое время опровергают их своими открытиями. А Библия была написана однажды и не переписывалась с тех пор. Ни одна из теории Дарвина на сегодня не состоялась, а знаменитый учёный Исаак Ньютон воскликнул: «Я знаю, что я ничего не знаю!» Человеческое знание – относительно, неполно и очень часто ошибочно. При всём научно-техническом прогрессе человечество не стало жить лучше, а только усугубило проблемы экологии, ресурсов и войн. В наши дни отнюдь не перестали продавать людей в рабство, не меньше людй гибнет от войн и голода, не меньше стало неизлечимых болезней. И это потому, что не знание изменяет человечество в лучшую сторону, а Господь Неба и Земли. И потому человеку важно не просто научиться писать и читать, но и быть воспитываемым в Божьей Истине и Благодати посредством Божьего Слова – Библии.

Религия основана на вере. Тем не менее, некоторые люди до сих пор стремятся доказать догматы своей веры при помощи научных методов или терминологии.

Согласно исламской теологии, люди были созданы из воды и глины, ангелы – из света, а джинны – из бездымного огня. Одни считают джиннов обычными духами, в то время как другие утверждают, что слово «джинн» означает «иностранец», и не исключают возможности их внеземного происхождения. В книге «Жизнь за пределами Земли» (1980 год) было выдвинуто предположение о том, что джинны являются формой жизни, существующей в плазме Солнца.

Плазму в солнечной фотосфере, безусловно, можно назвать «бездымным огнём». Также, с научной точки зрения, она представляет собой форму жизни, основанную на структурах магнитной силы, с положительными и отрицательными ионами, взаимодействующими между собой подобно белкам и нуклеиновым кислотам на Земле, и солнечной лучистой энергией как источнике питания.

Тем не менее, уфолог Крис Лайн имеет иную точку зрения. Он утверждает, что ангелы существуют в ультрафиолетовом спектре, а джинны – в инфракрасном. На своём уровне реальности они способны создавать электромагнитные решётки или голограммы, так называемые «светокопии», которые заставляют молекулы и атомы формировать правильные конфигурации в нашем мире. Это объясняет силу иллюзий и исполнение желаний, ассоциируемое с джиннами.

В буддизме относительно нормально относятся к научным методам, поэтому неудивительно, что многие буддийские мыслители пытаются примирить западную науку с дхармической концепцией реинкарнации.

Психиатр из Университета Виргинии, Джим Такер, потратил годы на изучение и сбор данных о детях, которые помнили свои прошлые жизни, в надежде найти доказательства реинкарнации душ.

Как ни странно, но его идея не привлекла внимания критиков. И хотя гипотеза Такера пока остаётся недоказанной, его исследовательская методология впечатляет. При анализе собранных данных он обнаружил весьма интересные закономерности. Возраст большинства детей, которые утверждали, что помнят свои прошлые жизни, колебался в пределах 2-6 лет. Около 70% из них заявляли, что умерли насильственной или неестественной смертью. Более того, 90% детей утверждали, что в прошлой жизни они имели такой же пол.

Некоторые квантовые физики считают, что материальный мир является производным от сознания, а не наоборот. Если это так, тогда сознанию не нужен физический мозг, чтобы выжить. Данная концепция является весьма спорной.

3. Девственное рождение

Чудо действенного рождения Иисуса Христа является важной частью христианской веры, и многие считают, что это было божественное вмешательство. Тем не менее, некоторые люди пытались объяснить это с научной точки зрения. Главный вопрос: откуда у Иисуса Христа появилась Y-хромосома, которая сделала Его мужчиной?

Согласно одной из теорий, у Марии был генотип XY, а также синдром тестикулярной феминизации. В таком случае Х-хромосома Марии претерпела мутацию, что сделало её организм устойчивым к тестостерону: она стала женщиной, хотя генетически являлась мужчиной. Как правило, такие женщины бесплодны и имеют неопределенные внешние половые органы. Однако теоретически Мария могла спонтанно забеременеть через процесс, известный как «партеногенез».

В таком случае Иисус, по сути, был клоном Марии. Он должен был претерпеть обратную мутацию, чтобы избежать возникновения устойчивости к тестостерону и синдрома тестикулярной феминизации.

Согласно другой теории, Мария формально была девственницей, когда забеременела. Иосиф и Мария были обручены, но ещё не женаты, поэтому они могли просто заниматься петтингом. Это теоретически привело к беременности Марии, оставив при этом её девственность нетронутой.

4. Пресвятая троица

Ещё одной тайной христианства является то, как три аспекта Бога – Отец, Сын и Святой Дух – могут являться монотеистическим божеством. Некоторые считают, что ответ кроется в квантовой механике. По их мнению, Бог создавал физический мир в соответствии с научными законами, которые соответствуют Его божественной природе.

Согласно квантовой теории, процесс включает три этапа: поле потенциалов создаёт силу, которая, в свою очередь, генерирует кинетическое или фактическое событие. Пресвятую троицу также можно рассматривать как три этапа спасения. Она начинается с бесконечного стремления, или божественной любви Отца. Далее следует божественная истина в лице Сына, который ведёт к фактическому событию спасения посредством Святого Духа.

Ещё одна аналогия, проводимая между Богом и квантовой физикой, заключается в том факте, что субатомные частицы можно рассматривать как частицы или волны – в зависимости от того, как они измеряются. Это отражает характер Бога, который является Отцом, Сыном или Святым Духом – в зависимости от того, как Он измеряется, и взаимосвязей, установленных между ними тремя.

В 1972 году журнал «Прикладная оптика» применил принципы термодинамики по отношению к аду и раю и получил довольно интересные результаты. В Книге Исайи говорится (Исайя 30:26): «И свет луны будет, как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесённые ему язвы». Это значит, что рай получает столько излучения от Луны, сколько Земля получает от Солнца, однако в 49 раз больше излучения от Солнца, чем получает Земля.

Согласно термодинамике, рай излучает столько же тепла, сколько и получает – примерно в 50 раз больше, чем Земля. По закону Стефана-Больцмана, температура в раю составляет 525 градусов Цельсия.

В книге «Откровение Иоанна Богослова» (Откровение 21:8) сказано: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнём и серою. Это смерть вторая». Температура «озера, горящего огнём и серою» должна поддерживаться на уровне 444,66 градусов Цельсия, чтобы оно не превратилось в пар. Следовательно, в раю жарче, чем в аду.

Читайте также:  Комплекс для восстановления остроты зрения амблиокор 01

Тем не менее, эти расчёты не учитывают атмосферное давление в аду. Согласно подсчётам математика, жившего в XIX веке, к 2000 году в аду будет около 29 миллиардов душ. Предположительно площадь геенны, на которой основана концепция ада, составляет 7 квадратных километров. Если представить, что масса души равна массе тела среднестатистического человека в этой ограниченной зоне, то высокое атмосферное давление позволит сере оставаться в жидком состоянии при температуре намного выше 525 градусов Цельсия.

В 2006 году исследователи из Пенсильванского университета заинтересовались «глоссолалией», которую практикуют секты пятидесятников по всему миру. В ходе анализа функционирования мозга пяти женщин, которые разговаривали на глоссолалии, учёные обнаружили, что их лобные доли (отвечающие за волевые действия) и языковые центры находились в состоянии покоя, в то время как участки, задействованные в поддержании самосознания, были активны. Эти результаты подтверждают заявления пятидесятников о том, что глоссолалия является уникальным осознанным опытом, которому не хватает волевого контроля.

Неврологи предполагают, что ослабление контроля над языковым центром головного мозга может быть вызвано потоком непонятной речи. Однако верующие интерпретируют результаты эксперимента как оправдание своей убеждённости в том, что глоссолалия берёт начало за пределами человеческого разума. Возможно, адамический язык, на котором говорили в Эдеме, также был неструктурированным. Или, может быть, глоссолалия является результатом прямой связи между ограниченным человеческим мозгом и бесконечными языками Бога.

Некоторые мусульмане считают, что основу современной науки можно найти в Коране. Доктор Джо ли Симпсон, специалист в области гинекологии, акушерства и генетики, заявил, что хадиса, приписываемые пророку Мухаммеду, кажется, отражают процесс эмбриогенеза. В одном из них Мухаммед сказал: «У каждого из вас все составляющие вашего творения собираются вместе в утробе матери к сороковому дню». В другом хадисе он заявил: «Как только со дня сотворения зародыша проходит сорок две ночи, Аллах посылает к нему ангела, который придаёт ему надлежащую форму и даёт слух, зрение, кожу, плоть и кости». Идея о том, что научные истины можно почерпнуть из Корана, является важной для тех, кто желает доказать истинность слов пророка Мухаммеда. В одном из стихов Корана говорится: «Это Мы установили Вселенную (Нашей творческой) силой, и поистине, это Мы постоянно расширяем её». По мнению некоторых людей, под этим имеется в виду дальнейшее расширение и движение космоса с момента большого взрыва.

В Коране также содержатся упоминания об орбитах в пространстве, защитном характере атмосферы, магнитном поле Земли, относительности времени и многом другом.

В 1994 году трое статистиков из Иерусалимского технологического колледжа и Еврейского университета проанализировали «Книгу Бытия», написанную на иврите, с целью выявить эквидистантные последовательности букв. (Например, «HXOXUXSXE» может быть расшифрована как «дом».) Исследователи надеялись найти определённые слова и фразы, вставленные Богом.

Они опирались на работу раввина Х.М.Д. Вейссмандела, который обнаружил подобные структуры в Пятикнижии. Чтобы найти закодированные слова и фразы, статистики использовали компьютер. Им удалось обнаружить слово «Седекия», имя иудейского царя, правившего в VI веке до нашей эры. Оно находилось рядом со словом «Мантания», настоящим именем Седекии. Также исследователи обнаружили рядом с «Хасмонеями» (еврейский род) слово «Ханука». Всего было обнаружено около трёх сотен пар таких слов и имён.

По мнению некоторых людей, это не совпадение или попытка выдать желаемое за действительное. Книга Бытия была написана в 2300 году до нашей эры, и ссылки на события, произошедшие сотни и тысячи лет спустя, говорят о том, что её автор не мог быть человеком. Закодированные пары слов были оставлены высшим разумом – Богом. В ходе дальнейшего статистического анализа были обнаружены имена 32 еврейских деятелей, живших в IX-XIX веках.

9. Проблема звёздного света

Младоземельные креационисты считают, что Вселенной, включая Землю, всего 6000 лет. Однако, как установили астрономы, самые дальние объекты, квазары, находятся от нас на расстоянии 13 миллиардов световых лет. Именно в этом заключается суть «проблемы звёздного света», которая является нерешённой до сих пор, несмотря на многочисленные попытки.

Одной из них была теория о С-распаде, где С – первая буква латинского слова «celeritas» («свет»). С-распад – идея, согласно которой скорость света со временем исчезла.

В докладе под названием «Атомные константы, свет и время» Тревор Норман и Барри Сеттерфилд проанализировали 163 экспериментальных значения, чтобы определить скорость света, начиная от середины XVIII века и заканчивая сегодняшним днём. Они пришли к выводу, что скорость света за год уменьшалась на 40 километров в секунду.

Космология белых дыр – ещё одна теория, касающаяся проблемы звёздного света. Её автор, Рассел Хамфриз, предположил, что Земля находится в колодце чёрной дыры. Согласно данной теории, во внешней Вселенной проходят миллиарды лет, а на Земле за это время – всего несколько дней в результате замедления времени. Хитроумная математика и явное безумство идеи помешали ей получить широкое признание.

Буквально недавно появилась ещё одна теория, согласно которой, перемещаясь в одном направлении, скорость света измерить невозможно. Следовательно, не исключено, что свет, который движется в сторону наблюдателя, делает это почти мгновенно. В свою очередь, свет, который движется от наблюдателя, делает это медленнее, чем С, превращая С в среднее значение скорости движения от и навстречу наблюдателю.

В 2005 году доктор Стаффорд Бетти, профессор религиоведения из Университета штата Калифорния (Бейкерсфилд), опубликовал в журнале «Религия и здоровье» статью «Растущие доказательства “демонической одержимости”: как на это должна реагировать психиатрия?». Он утверждал, что в различных культурах существует огромное количество доказательств демонической одержимости, которую можно побороть при помощи обряда экзорцизма. Демонов Бетти описывал как «более или менее разумных, но бесчувственных существ, которые угнетают нас; с ними мы можем взаимодействовать различными способами».

Бетти утверждал, что поддерживать чисто материалистическое мировоззрение перед лицом таких неопровержимых доказательств было безрассудно. Он также считал, что экзорцизм должен стать альтернативной формой лечения (в противовес психотропным препаратам и электросудорожной терапии). Он хотел, чтобы психиатры пересмотрели свои предположения, исследовали доказательства существования паранормальных явлений и позволили экзорцистам практиковать свои обряды в медицинских учреждениях, чтобы убедиться в их эффективности.

ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУКИ И РЕЛИГИИ

Невозможно разобраться в себе, не выяснив, какие ка­чества присущи каждому человеку, что же такое человек в принципе. Пойдем путем крайностей, рассмотрим человека с точки зрения как науки, так и религии. Это позволит нам пройти по границе раздела двух понятий, в которой, как правило, и заключается вся суть.

Человек с точки зрения науки — биологическое суще­ство, обладающее:

телесной конституцией; психической защитой;

Всего восемь составляющих, запомним эту цифру — во­семь.

Человек с точки зрения христианской религии — ча­стица духа, заключенная в материю, образ Бога, личность, являющаяся фокусом, через который преломляются все со­бытия на Земле. Бог троичен, троичен и человек, который состоит из: духа; души; тела.

Через дух человек связан с тем, что его породило: с Богом. С помощью души он творит свою собственную жизнь, праведную или грешную, а тело используется как инстру­мент для работы на Земле.

Поговорим о человеке и его душе, о духе же будем говорить в пятом томе, «если доживем» (эти два слова часто употребляются священниками и символизируют «сми­рение») .

Душа, как и человек, троична: умная часть (голова); невательная часть (сердце); вожделенческая часть (нижняя половина тела).

Человек троичен, но состоит из двух основ — низшей (падшей, предельно уплотненной, созданной из низших сти­хий и зависимой от материи) и высшей (чистой, стремящейся к Богу).

Таким образом, в человеке изначально есть все — и самое низкое, и самое высокое. Низшее в человеке, в самой примитивной своей части, содержит «темные программы» для человеческого биокомпьютера, всякие низменные побуж­дения, проявляющие активность при неразвитой морали, так называемые темные инстинкты. Их тоже восемь. Эти темные инстинкты — первый уровень человеческого естества, то, с чем он рождается и что он всю жизнь подавляет в себе.

В человеке есть и то, что можно назвать лучшим в нем. Это светлые программы, или светлые инстинкты. И их восемь. Они составляют третий уровень человеческого естества. Третий, а где же второй? В любом явлении жизни есть видимая или невидимая граница раздела двух сред. Именно на этой границе находятся обычные человеческие инстинкты, известные науке; они и составляют второй уро­вень человеческой природы.

Первый уровень более всех связан со стихией Земли, второй — менее, а третий — почти с ней не связан.

Чтобы понять, как сложна эта связь, скажу несколько слов о материи — об этом сложнейшем явлении. Существует даже духовный закон непроницаемости материи. Прежде всего материя предельно нейтральна, и потому используется для любых агрессий, я бы даже рискнул сказать — материя бессовестна, ибо таковой ее делают жизненные обстоятель­ства. Окружающий мир все время пытается беспардонно сесть Вам на шею, и это естественно. Люди будут Вас подводить, организации — жульничать, жилищные эксплу­атационные конторы — не выполнять своих обязательств, друзья — месяцами не отдавать долгов, родственники — ви­деть в Вас недотепу, а кошки — пытаться залезть на стол. Это — нормальная жизнь в материальном мире. Поэтому за правило нужно принять один из афоризмов Козьмы Прут­кова: «Люби ближнего своего, но не давайся ему в обман». Надо всегда помнить, что любой контакт с любым человеком несет в себе (как и в случае с Инь—Ян) свою противопо­ложность, то есть элемент обмана или лукавства и в то же время — элемент света. Качество личности зависит от того, что именно в ней преобладает. Обман так и рвется наружу, а светлое нужно с трудом вскрывать. Более того, если ты растяпа и создаешь условия для того, чтобы тебя обманули, то не только сам виноват в своем ущербе, но еще и в искушении ближнего. Важнейшая же задача человека на Земле — облагораживание материи.

ТРИ УРОВНЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

Рассмотрим внимательнее уровни человеческой природы. Их три (рис. 4):

Уровень первый — низший. Начнем анализ человека с его наиболее низменной части, где живут самые прими­тивные побуждения, названные мной темными инстинктами. В обычной жизни они хорошо известны как отрицательные черты характера. В православии их называют страстями человеческими, перечислим их.

Восемь темных инстинктов: 1) гордость; 2) тщеславие; 3) зависть; 4) скупость; 5) уныние; 6) гнев; 7) блуд; 8) чрево­угодие.

Уровень второй — средний. На границе раздела высшего и низшего в человеке находятся обычные человеческие ин­стинкты. Современная наука; в лице некоторых ученых, считает, что их семь (например, Гарбузов В. И. Древние и новые каноны медицины. СПб., 1994.). Философы всех времен и народов говорили, что в человеке живет непрео­долимая жажда обретения Бога, независимо от того, осознает он это или нет. Любой из нас порой испытывает непонятную тоску, которая не компенсируется никакими ценностями окру­жающего мира, будь человек хоть крез, хоть сверхмудрец. Это сидит в человеке с рождения наряду с другими естест­венными программами. Поэтому к семи признаваемым наукой инстинктам я прибавил еще один — инстинкт поиска Бога.

Восемь обычных инстинктов: 1) самосохранения; 2) про­должения рода; 3) альтруизма; 4) исследовательский; 5) ли­дерский; 6) свободы; 7) сохранения достоинства; 8) поиска Бога.

Уровень третий — высший, символизирующий лучшие ка­чества в человеке. В православии их называют добродетелями.

Восемь светлых инстинктов: 1) вера; 2) надежда; 3) лю­бовь; 4) смирение; 5) сострадание; 6) воздержание; 7) щед­рость; 8) справедливость.

А теперь, дорогой Читатель, проведем простой, но не­обычайно эффективный самоанализ всех трех уровней че­ловеческой природы.

Самоанализ первого уровня

Вглядитесь пристально в перечень восьми темных ин­стинктов. Внимательно подумайте о них, поразмышляйте. Проводите это сосредоточение в течение 5—10 минут.

Далее Ваша задача состоит в следующем:

Выпишите в свою тетрадь очередность Ваших инстин­ктов. Например, запись может быть такая: 1) чревоугодие; 2) уныние; 3) гнев; 4) блуд; 5) тщеславие; 6) зависть; 7) гор­дость; 8) скупость.

Внимательно посмотрите на темные пятна своей жизни. Проявления этих низменных инстинктов порождают все проблемы, которые существуют в Вашей жизни. Других причин нет — все в них. Как только человек своим пове­дением спускает сознание в область своей низшей природы, темные инстинкты сразу обретают энергию и стараются заявить о себе. Выраженные сильнее других проявляются первыми. Поэтому так важно знать свои самые слабые места.

Составьте процентное соотношение свойственных Вам темных инстинктов, так как чрезвычайно важно знать силу проявления того или иного греха. Например, картина может быть такая: чревоугодие — 25; уныние — 20; гнев — 11; тще­славие — 10.

Самоанализ второго уровня

В течение 5 минут внимательно вглядитесь в перечень обычных человеческих инстинктов.

Выпишите в свою тетрадь очередность Ваших инстин­ктов. Например, это может быть такая запись: 1) самосох­ранения; 2) альтруизма; 3) свободы; 4) продолжения рода; 5) исследовательский; 6) сохранения достоинства; 7) лидер­ский; 8) поиска Бога.

Составьте процентное соотношение преобладания в Вас инстинктов так, как было указано при самоанализе первого уровня человеческой природы.

Самоанализ третьего уровня

Внимательно вглядитесь в перечисленные выше светлые инстинкты человека. Вчитайтесь в них, вдумайтесь в их нравственное содержание в течение 5—10 минут.

Выпишите в порядке очередности свои добродетели. На­пример, может быть такой порядок: 1) вера; 2) надежда; 3) сострадание; 4) справедливость; 5) любовь; 6) щедрость; 7) смирение; 8) воздержание.

Читайте также:  Презентация как сохранить зрение 2 класс

Определите процентное соотношение свойственных Вам добродетелей. Очень важно знать степень их проявления. Когда мы пытаемся получить процентное соотношение (что вообще-то немного наивно), тогда волей-неволей работаем над осознанием той светлой силы, что живет в человеке, а это то, что нам с Вами и нужно. Наиболее тщательно определите свой самый главный светлый инстинкт и самый непроявленный. Зачем? Для того, чтобы замкнуть звено цепи инстинктов самым крепким.

Попробуем теперь замкнуть слабое звено в цепи инстин­ктов сильным.

Предположим, что самое сильное проявление в Вас — это вера, а самое слабое — справедливость. Замыкаете оба звена:

вера + справедливость = вера в справедливость.

Именно над верой в справедливость Вы должны работать. Или в Вас сильна надежда, но слабо — смирение. Замыкаете оба звена, получается, что ваша надежда на решение жизнен­ных проблем — в смирении. Вот так Вы учитесь смирению.

О духовных ценностях третьего уровня и низменных страстях первого подробно поговорим в пятом томе. Сейчас займемся самоанализом среднего уровня человеческой при­роды — обычных инстинктов. Без такого анализа невозможно грамотно судить о человеке. А я постараюсь изложить его так, чтобы Вам не было безнадежно скучно.

С ПОЧТЕНИЕМ К ИНСТИНКТАМ

Итак, в человеческом биокомпьютере действуют восемь программ, называемых обычными инстинктами. Причем ин­стинкт альтруизма — это проявление душевного в человеке, а инстинкт поиска Бога — духовного. Поэтому атеист работает только с семью программами, а верующий — с восьмью. Как видите, у атеиста существует недостаточность мироощущения, а значит, и миропонимания, взаимосвязей причин и следствий.

Правильный анализ инстинктов позволяет выявить свои достоинства и недостатки и через них приводит к пониманию причин своих духовных заблуждений, а также — что уже имеет прикладное значение — причин психосоматических за­болеваний.

Инстинкты— основные потребности человека, каркас, из которого сконструирована его психика. Вот строится дом. Балки, перекрытия, сваи составляют его костяк. Они — «инстинкты дома». Не чувствуете аналогии? Если костяком человека как существа разумного является не костный ске­лет, а духовный, то костяком для психики служат ин­стинкты, отражающие о:новные жизненные потребности. К примеру — какова первейшая жизненная потребность чело­века как живого существа? Сохранить себя! Вот это и есть первая «свая», подпирающая платформу психики, и назы­вается она инстинктом самосохранения.

Что по важности идет дальше? — Сохранение собствен­ного потомства. Это уже вторая «свая», называемая ин­стинктом продолжения рода. Вот и две важнейшие «сваи», на которых уже можно строить гнездо. Символ этих двух инстинктов — умение говорить «Да» внешнему миру. Окру­жающая Природа вопрошает человека: «Ты хочешь вы­жить?», и он отвечает: «Да!» — «Тогда иди, бейся с дикими зверями, добывай пищу, борись с наводнениями. хочешь?» — И человек отвечает: «Да!» — «Чтобы выжил твой род, ты должен быть вместе с женщиной, хранить и оберегать ее, сможешь?» — «Да!»

Много еще вопросов задала Природа человеку, и на все он сумел дать утвердительный ответ.

Одинаковый набор инстинктов есть у всех, тем не менее люди отчего-то разные. А потому, что каждый из них неосознанно «отдает предпочтение» тому или иному ин­стинкту. Кто-то хочет быть генералом, еще лучше —мар­шалом. А я хочу сидеть дома и печатать на машинке лекции. Хорошо бы, чтобы еще и пенсию платили лет с сорока. У каждого свои желания в соответствии с его инстинктами. Жилому дому «хочется» стоять в тихом, укромном местечке, чтобы стекла не дребезжали и протечек не было. Но это не его «желания», а желания создавшего его человека. Они определяются назначением дома — его «инстинктами». А вот железобетонному доту вредна спокойная жизнь, от нее он плесневеет, появляются трещины в стенах. Его «инстин­кты» — война. У жилого дома — одно предназначение, у до­та — другое. Так и у людей — у каждого своя специализация, ре потому, что человеку так хочется, а потому, что такова воля создавшего человека Бога (Космоса). Но человек — единственное существо на Земле, имеющее свободную волю (у животных, например, ее нет). Следовательно, ему дана воля выбирать: быть или не быть беспомощным рабом ин­стинктов. Давайте поговорим о воле человека, сделав не­большое лирическое отступление.

Воля человека. Это понятие неотделимо от понятия о возможностях сердца, как места, где скапливается энергия всего лучшего в нем. Воля — равнодействующая двух век­торов: стремления и желания сердца.

Известный священник Александр Ельчанинов писал по этому поводу: «Мы видим мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким его делает наше воображение, наша воля». Таким образом, свобода человека зависит от его собственной воли. Но есть еще и степень человеческой свободы, которая определяется тем, что Вы диктуете жизни и что Вам диктует она. Разделим свободу человека на три степени: большая, средняя и малая свобода.

Понятием «свободой воли» во все времена занимались религиозные конфессии. Для примера рассмотрим точку зрения православной церкви по этому вопросу. Как пишет схиархимандрит Софроний (Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. Кн. 1, 1995.), чело­веческая свобода ограниченна и ее связывают в значительной мере: 1) законы природы; 2) запросы тела; 3-) окружающие люди и обстановка; 4) общественные законы; 5) установ­ленные Богом внутренние законы, сообщаемые человеку через голос совести; 6) влияние на душу человека Божией благодати; 7) влияние на человека темной силы.

Как уже было сказано, воля человека получается от двух слагаемых: стремления и желания сердца. Последнее слагаемое понятно. А что такое стремление? Рассмотрим значение этого слова на примере высказывания епископа М. Таврического.

Человеческое стремление делится на пять сфер:

Сфера чувственно-материальной жизни: здесь люди бо­рются за свои материальные права, это область грубого эгоизма.

Сфера умственной жизни: это сфера людей, тянущихся к науке и ее изысканиям.

Сфера искусств: область, где человек живет в мире грез.

Сфера человеческих симпатий и состраданий: в ней живут люди, имеющие доброе сердце, им присуще мило­сердие.

Сфера жизни духа: мир свободной веры, сфера молитвы и общения с Богом.

Вернемся к разговору об инстинктах. Судите сами, на­сколько существенно человек имеет право выбора? Он может сменить свою специализацию, то есть показать, что жизнь не по доминирующему инстинкту возможна (нам это раз­решено), но это всегда чревато переутомлением, излишним расходом энергии, болезнями, а нередко и разочарованиями в смене специализации. Это своего рода своеобразный аван­тюризм. Но в социальном мире, где все духовные ценности «стоят на голове», большинство людей планируют свое бу­дущее исходя не из своей натуры, а из ценностей «света». И никто не хочет знать, что в основе поведения человека лежат инстинкты, основанные на его насущных потребностях.

После утраты рая длительное время в своем развитии человечество так и двигалось вперед всего лишь на двух инстинктах — самосохранения и продолжения рода. Но вот человек подошел к тому, что его интересы схлестнулись с интересами более слабого. Бесстрастная история показывает, что те племена, где уничтожали слабых, вымерли или по­теряли могущество, а там, где с ними считались, где про­являлось милосердие, рядом с сильными вождями всегда были тщедушные телом, но острые умом советчики, пользу от которых ощущало все племя. Это закрепилось в подсоз­нании человека, вошло в его эволюцию, и он наконец распознал заложенный в нем третий инстинкт — альтруизма.

Им названо все то, что подвигает человека на добро, на поступки благородные и жертвенные, заставляет поступаться своим ради другого. Это всегда трудно, но жизненно необ­ходимо.

Как уже отмечалось, каждый человек мучается неизъ­яснимым томлением по Творцу, но не каждый осознает это. Потому и стремится кто к деньгам, кто к власти, кто к семейной идиллии, считая, что в каком-то из этих мирков пройдет тоска и наступит радость. Для осознания причины томления своего духа человеку следовало научиться говорить жизни: «Нет». Это значительно труднее, чем говорить ей: «Да». Казалось бы, все наоборот: Творец и «Нет» несов­местимы. Совместимы! Более того, со словом «Да» в исто­рии человечества связаны самые большие неприятности. «Попробуешь яблочко»? — спросил Змий Еву. «Да», — отве­тила она. Сказала бы «Нет».

Трудно говорить «Нет» своей низшей природе, ближе всего стоящей к материи, и всегда легко — «Да». Тот, кто сумеет сказать «Нет» злу, начинает жить инстинктом поиска Бога. Но перед тем он должен сказать «Да» альтруистиче­скому инстинкту, услышать его голос и следовать ему.

«Нет» — это уже борьба со злом. Не всегда человек вел ее правильно. В частности, он боролся не со злом в себе, а с обычными инстинктами, пытаясь уничтожить их, считая, что так можно преобразовать свою низшую натуру, нахо­дящуюся под влиянием теллурических сил. С одной стороны, это правильно, человек — существо не земное, а вселенское, бесконечное. Но с другой — напоминает водолаза, который на глубине пытается сбросить с себя скафандр. Разумно ли это? Абсурдно, когда человек борется со своими инстин­ктами, дом — с фундаментом, корабль — с днищем. Борьба с ними иллюзорна, является разновидностью одного из «духовных прибабахов», который часто очень занятен для «отъехавших в духовность». Главное же — направить ин­стинкты на возвышенное. Как? Советовать всегда легко — трудно выполнить совет.

В качестве очередного лирического отступления расскажу один случай.

Был в нашей школе такой своеобразный слушатель. «Мечтаю, — говорит, — о жизни странствующего солдата ве­ка XVII. Костер, жарящееся в пламени мясо, вино, захваченные женщины. Ничего не могу с собой поделать. » В это время как раз набирались добровольцы для реставрации сельских храмов. «Езжай, — говорю, — ограничь свои крово­жадные инстинкты». Не думал, что он соберется, однако, смотрю, поехал. Работы оказалось много, церквушка XVII столетия, от «великой мудрости» превращенная в склад, готова была рухнуть от ветра. Вся работа практически за одни харчи, да еще и постные. Но он все выдержал, не сбежал, очень старательно работал — смирял свои низшие инстинкты, беседовал со священниками, читал каждую сво­бодную минуту. Вернулся, правда, немного придавленный, но без вреда для здоровья, тихий, успокоенный, добрый. И все. Никаких костров, никаких захваченных женщин! Вот так, двигаясь через такую опасную материю, как порочные мечты, человек был вовремя остановлен и переориентирован на инстинкт альтруизма.

Вернемся, однако, к инстинктам. Человек — существо, которое в нравственном смысле в основном не идет вперед, а лежит. А если и идет, то в редкие мгновения ему удается идти не падая. Праведники, например, падают до семи раз в день, но поднимаются и идут вперед. Обычный человек падает меньше, потому что больше лежит. Падать больно, и хочется, как Обломов, лежать на диване и не двигаться. Тем не менее что-то все же толкает человека на движение, какая-то неистребимая потребность узнать, а что же будет дальше, если я встану и пойду? Так проявляет себя чет­вертый — исследовательский инстинкт.

С побуждением искать — человек могуч, без него — об­речен! «Любите девочки простых романтиков. » Во все времена были на Земле героические профессии: моряков, полярников, альпинистов. Были, потому что в человеке существует живая потребность — искать. Обретение новых земель — низшая форма поиска. Человек думает, что где-то за горизонтом лежит берег счастья, и ищет его. Но ощущения счастья переживаются только в первые мгновения, может быть, часы (в этом Фрейд прав), а затем снова непонятная тоска, и снова в море за призрачным счастьем, за Землей Санникова, которой никогда не было! Поиски ведутся ты­сячелетиями, но ни к чему не приводят, так как ищут не там, где надо. А искать-то надо не за горизонтом, а в себе.. Начальная форма проявления исследовательского инстин­кта — поиск лучшей доли во внешнем мире, высшая форма — во внутреннем мире, поиск в самом себе..

Жить с этими программами невозможно без руководства. Иначе обязательно начнутся бунт и неразбериха. На корабле самым главным является капитан; если будет не так, то корабль далеко не уйдет. Потому что без руководства не существует ни одно живое, тем более разумное, сообщество, в нем обязательно начнется смута, первое проявление ко­торой — нарушение закона иерархичности — бунт. Именно из иерархичности вытекают принципы руководства. Без нее случайный человек, завладев вниманием толпы, может за­вести ее в тупик, а затем исчезнуть.

У людей всегда существовала потребность вести или быть ведомым. Очень важно, чтобы ее реализовали пра­вильно, и не кто угодно, а кому положено. Это стремление быть первым получило название лидерского инстинкта — пятого инстинкта человека. Те, у кого эта программа пре­обладает над остальными, — прирожденные лидеры. Место лидера на Земле представляет собой трон из обоюдоострых мечей: много дается, но за многое и спрашивается.

Шестой инстинкт — инстинкт свободы. Без него челове­чество никогда не освободилось бы от рабовладельческого строя. Проявление инстинкта видно не только в противлении кандалам, но и в противлении насилию над свободой совести или над волей.

Свобода и совесть — сестры-близнецы, поэтому тот, кто не живет по совести, не может быть свободен. Зов инстинкта свободы всегда стучит в сердце каждого человека. Вот только не всегда нечистому сердцу понятен этот зов. Поэтому свободу начинают искать во всем, даже там, где она не нужна, — например, в нарушении моральных норм. Нега­тивный план вовсю помогает в этом, и тогда на свет появ­ляются свобода спекуляции, секса, свобода безнаказанно говорить все, что захочется, где угодно, хоть по телевизору, хоть в газетах. Свобода — дело тонкое, как лезвие ножа. Кроме того, что она имеет сестру-близнеца, совесть, она еще отбрасывает и свою тень — несвободу.

Читайте также:  Очки для зрения женские оправы для очков для зрения 2015

Свобода и несвобода. Свободы требуют все, даже нежи­вые предметы: согните железный прут — он стремится разог­нуться. .. А вот несвободу не любят. Если инстинкт свободы дал человеку Бог, то инстинкт несвободы человек. должен был привить себе сам. Например, несвободу злу, несвободу несправедливости, несвободу всем темным инстинктам. Роб­кий голос из нашего Зала: «Выходит, несвобода важнее, чем свобода?». И я, холодея от собственного героизма, за­являю: «Важнее!». Человек настолько напичкан всем темным, что прийти к свободе он может лишь через несвободу (ограничение себя). Парадокс? — Да! Но вообще надо привы­кать к тому, что все то, что понятно, — не имеет глубины. Вот когда ничего не понятно, а существуют лишь напря­женные смутные предчувствия значимости явления, то на­верняка присутствует и его глубина.

Есть люди, у которых инстинкт свободы доминирует над всеми остальными. У них часто сложная и полная обид жизнь. Общество не поощряет подобные стремления и может сломить такого человека, неосознанно стремясь к тому, чтобы он прошел сначала процесс несвободы. Это как в детской компании: если побьют — тогда своим станешь. Ча­сто человек с доминированием этого инстинкта стоит на­смерть за право говорить то, что все давно знают, за право. сидеть на работе у окна, говорить неумным людям правду, совершать поступки, которые ему ни к чему, а нужны лишь для доказательства его свободы. и прочее. Прекрасно, когда этот инстинкт направлен на возвышенное, и очень грустно, если — на мелочи. Среди малолетних преступников и бродяг много таких, которые, борясь за свою свободу, нашли единственное место, где они свободны, — в подворот­не. Жаль, что не в школе или дома.

Седьмой инстинкт — инстинкт сохранения достоинства. Нужно сказать, что это не только человеческая программа. Достоинством обладает практически любое живое существо, тем более высокоразвитое. Прикрикните на собаку — она обидится, потаскайте кота за ухо — иной потом неделю к Вам не подойдет. Обида возникает тогда, когда «что-то» попрано, — вот это «что-то» и есть достоинство, заложенное в человеке изначально. Если ребенок правильно воспитан, он преисполнен достоинства (не гордости). Его трудно оби­деть, он просто не поверит, что он плохой^ а значит, у него не будет и болезней. Духовные палачи знают, с чего надо начинать ломать человека, — с его достоинства. Без него нет личности, есть только то, что действительно могло произойти лишь от обезьяны. Ущемление этого инстинкта уносит тысячи и тысячи жизней на Земле. Особенно это касается тех, для кого собственное «Я» уж очень велико. Тем не менее, на этом инстинкте как на платформе стоят такие программы, как исследовательский инстинкт, альт­руизм, свобода, лидерство.

Мы так подробно говорим об инстинктах для того, чтобы выяснить, какие свойства характера у каждого из нас наибо­лее проявлены. Обычно у большинства самый выраженный инстинкт — самосохранения. Но есть и прирожденные семь­янины — это счастливые отцы многочисленного семейства, матери-матроны: у них налицо доминирование инстинкта продолжения рода. А вот чудаковатый ученый был в семье единственным ребенком, все с папой у микроскопа торчал — проявление исследовательского инстинкта. Сегодняшний ди­ректор крупной фирмы в детстве был бессменным пред­водителем ватаги мальчишек — лидерский инстинкт.

Разбивая общество на восемь типов, мы тем самым пыта­емся выяснить, к какому служению в социуме предназначен каждый из нас. Этот простой, на первый взгляд, анализ — начало видения многих проблем внутри себя, один из главных ключей к пониманию своих близких и друзей. Нередко случается так: мама — профессор, папа — мудрец, предки — ученые, а сын — типичный шалопай. Все б ему на улицу да на улицу, да в войну с мальчишками играть. В общем босяк, казак-разбойник. На парня начинают «давить» всей родней, всем социумом, ущемляя его инстинкт свободы, и в будущем обязательно сделают из него ученую посредственность с перекошенным ртом и затравленными глазами. А он, ока­зывается, лидер по основному инстинкту. Ему бы в армии с автоматом бегать или «крутым» в коммерции стать, а ему говорят: ради престижа семьи поменяй главный лидерский инстинкт на исследовательский, который у тебя самый слабый.

1. Определите, какая степень свободы воли относится лично к Вам.

2. Выясните самый существенный для Вас пункт ограничения собственной свободы, затем второй по важности, затем третий. Наконец, определите самую слабую для Вас степень ограничения.

3. Определите одну из пяти сфер Вашего стремления. Это трудно сделать однозначно, современный человек живет в нескольких сферах сразу. Попробуйте определить степень своей погруженности в каждую из сфер в процентах.

Выпишите в тетрадь по степени значимости все свои инстинкты.

На рис. 5, а изображена звезда гипотетического чело­века, у которого все инстинкты проявлены одинаково. На самом деле звезда инстинктов совсем не такая, а к примеру, такая, как на рис. 5, б.

А теперь возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте свою реальную звезду инстинктов, а затем — звезду, которой Вы вынуждены следовать. Скажем, у Вас доминирует исследовательский инстинкт, но жизнь сложилась так, что Вы живете по программе продолжения рода и исследуете лишь содержимое кастрюль и целостность мужниных носков; что ж, тоже неплохо, если подойти к этому с умом. Вот эту звезду и отразите на рисунке. На том же листе бумаги нарисуйте реальную звезду инстинктов Вашего ребенка, а также звезду, которую Вы (разумеется, из лучших побуж­дений) ему навязываете.

Эта работа — важнейшая в самоанализе, с нее нужно начинать после определения своей духовной платформы. После этого Вы уже совершенно по-другому будете смотреть на себя и своих близких, понимать происхождение многих поступков, видеть корень большинства неудач и происхож­дение многих заболеваний. Наступит понимание, сначала через разум, затем, со временем, через сердце.

В самоанализе есть некоторые тонкости:

1. У каждого человека главенствует один инстинкт.

2. Чем более доминирует один из инстинктов, тем более подавлен инстинкт продолжения рода.

3. Чем более подавлен главенствующий инстинкт, тем более человек неудовлетворен жизнью.

4. Ущемление любого из инстинктов — ущемление лич­ности и свободы, начало заболевания.

Более всего инстинкты проявляются в экстремальных ситуациях.

Инстинкты — фундамент, на котором строится личность. Существует очень важное прикладное правило, которое каж­дый из нас должен знать: если у Вас доминируют один или два инстинкта и Вы следуете их предписаниям — здоровье и удача будут сопутствовать Вашей жизни; если Вы «рабо­таете» сразу со всеми инстинктами, всех их «ублажаете» и даете всем в равной мере проявиться — Вас будут пресле­довать болезни и разочарования. Специализируйтесь в своей жизни и не включайте без надобности то, что «спит». Ко­нечно, иногда надо тренировать все инстинкты, но человек долговечен только тогда, когда у него преобладает один инстинкт, одна добродетель.

Последствия ущемления инстинкта

Инстинкт — живая программа, маленькая жизнь, зало­женная в человеческий биокомпьютер, имеющая свой разум, свои интересы и цели. Что будет, если пренебречь ею? То, что случается, когда пренебрегают любым живым существом. )но уйдет в глухую обиду, выстроит вокруг себя «китайскую стену», решит, что знать не хочет весь этот внешний мир, и таким решением серьезно ослабит себя. Мы договорились, что инстинкты — это сваи, и вдруг решаем, что какая-то из свай не нужна. Может быть, решение пришло не явно, а как-то исподволь, но пришло. И мы решили, что содержание «сваи достоинства», к примеру, слишком дорого, и решили ее пока убрать, можно ведь и немного попресмыкаться перед начальством для пользы дела, от этого еще никто не умирал. Попробовали, действительно, жизнь стала значительно про­дуктивнее, проще. Но только вот сердце что-то порой по­шаливает, желудок сдает, появилось отвращение к жизни, даже к себе, возникла депрессия. Собственные дети, ради которых все и терпел, насмехаться стали. В чем дело?

Посмотрим из принципа аналогии. Раз убрали одну из опор, платформа, которую подпирал целый пучок свай, дала какой-то крен. Крен. что это за явление? В мире психики — это эмоция как следствие на наши действия. Причем каждая свая-инстинкт порождает свойственную только ей крен-эмоцию.

Пренебрежение сваей самосохранения вызывает эмоции тревоги, беспокойства, страха, озабоченности; сваей продол­жения рода — неудовлетворенность жизнью, тоску, агрес­сивность, отчаяние; сваей альтруизма — ощущение собст­венной вины за что-то, тоску, душевные искания, «теснения в груди», муки совести, мечтательность; исследовательским инстинктом — недовольство существующим положением ве­щей, агрессивность.

Пренебрегли лидерским инстинктом — ощущаем неудов­летворенность, агрессивность, презрение к себе и другим, злость, жажду власти; инстинктом свободы — взмываются протест, депрессия, озлобленность, стремление отложить жизнь на завтра. Если же Вы закрыли глаза на инстинкт сохранения достоинства, то Вас одолеют гнев, отвращение, депрессия, гордыня.

Что же все-таки произойдет, если инстинкт подавлен, платформа накренилась, вызвав бурю эмоций, но это не вернуло ее к равновесию? Такое положение вещей вызывает в человеке две важнейшие реакции: протест, выливающийся в агрессивность, или капитуляцию перед жизнью.

Определите у себя ущемленный инстинкт, из-за которого на­клонилась платформа Вашей личности.

Выявите эмоции, которые возникли из-за ущемления этого инстинкта, и запишите все в свою тетрадь.

Инстинкты человека. В этой фразе не очень много романтики или экзотики. Но это с точки зрения обычной логики. Если рассматривать их с позиции логики парадок­сальной, они покажут много удивительного. В человеке кроме определенных наукой инстинктов есть и такие, о которых наука не говорит, потому что не знает о них.

Об одном таком я уже упомянул — инстинкт поиска Бога. Есть и другие, из разряда «антиинстинктов». На­пример, инстинкт зла. Он есть, в психике любого человека, и любой человек рождается с программой зла. Представьте, в Вашем телевизоре есть программа зла. Вы включаете ее — и оттуда несется всякая мерзость (не включаете — не несется).

Зло — это проявление закона смерти, который незримо присутствует во всем на Земле: в только что рожденном младенце, в веточке березы и лежащем на дороге камне. Младенец когда-нибудь умрет, веточка завянет, а камень превратится в песок. Проявления зла в обычном человеке малы, но программа такая все же есть. Когда человек выбирает путь зла, он сам включает эту программу. Если опомнится — выключает, и та снова замирает. Если же прог­рамма долго «не выключается» (говоря обычным языком, че­ловек погряз во зле и не хочет оттуда выходить), случается то, что не происходит ни в одном телевизоре или компьютере: программа выходит из-под контроля и стремится уничтожить своего хозяина, превращая того в еще большего злодея. Но не ошибаюсь ли я? Может, все это слишком преувеличено?

Обратимся к известным именам. В. Соловьев писал: «В глубине нашего существа, в самой основе нашей души иногда для нас вполне неосознанно таится и скрыто действует сила темная, безумная и злая. Это есть та самая сила, которая отделяет нас от всего и ото всех, побуждает замы­каться в самих себе, делает нас непроницаемыми и непроз­рачными: она есть сила бессмысленная и начало всякого безумия». Ему вторит 3. Фрейд: «Нет такой грязи и извра­щенности, которая не гнездилась бы в душе обычного, нор­мального человека». Как видите, дорогой Читатель, великие имена подтверждают мои слова.

У каждого индивидуума есть свой инстинкт зла, или, говоря обычным языком, у каждого человека есть некая странная склонность делать гадости, причем у каждого своя индивидуальная специализация. Другое дело, что один этой склонности поддается мгновенно, и мы видим предателя, другого надо уговаривать, а третьего не уговорить на явную гадость, но он совершит ее в своих мечтах.

Инстинкт зла следует, как тень, за каждым нашим шагом. Заметьте, когда Вы совершаете бескорыстный поступок, обя­зательно мелькнет мысль, как бы и себе что-нибудь выгадать.

Существует закон Паркинсона, который говорит о том, что если в приборе есть кнопка, которую нельзя нажимать, то обязательно найдется «умник», который ее нажмет. В этом результат косвенного проявления инстинкта зла.

Инстинкт поиска Бога и инстинкт поиска черта — свая и ее тень. Когда христианство говорит нам о том, что весь мир лежит во зле, о заведомой греховности человека и его готовности прикоснуться к греху, начинаешь понимать, что инстинкт зла открыт не вчера, а был всегда вместе с мно­говековой историей человека.

С УВАЖЕНИЕМ К ТЕМПЕРАМЕНТУ

Следующая составляющая человека — темперамент.

Что это такое и нужен ли он нам для самоанализа? Очень нужен — это вторая по важности ступень познания себя. Сначала дадим ему несколько определений, а Вы, дорогой Читатель, выберите, какое Вам по нраву:

1. Природный уровень энергетики человека.

2. Врожденная скорость реагирования на явление.

3. Сумма индивидуальных особенностей, воли и эмоций.

Темперамент (как, впрочем, и все на свете) особенно ярко проявляется в экстремальных ситуациях, описываемых законом нагрузки. Нагрузка — это свалившаяся на голову беда или проблема. Как только она приходит, с человека слетает маска, которую каждый из нас носит на себе как знак, что играется какая-то социальная роль. И тогда ста­новится видна вся суть человека, в том числе и интересу­ющий нас темперамент. Вот почему, когда случается беда, надо внимательно следить за друзьями, Вы узнаете о них много полезного.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

Источники:
  • http://xexe.club/46833-10-popytok-obyasnit-religioznye-koncepcii-s-nauchnoy-tochki-zreniya.html
  • http://infopedia.su/10x369.html