1. Общество с точки зрения социальной философии…………………………………
2. Общество с точки зрения социологии………………………………………………
3. Общество с точки зрения психологии………………………………………………
4. Общество с точки зрения политологии……………………………………………
6. Список использованной литературы…………………………………………………
С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?
Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.
Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы, или, другими словами, людей, занятых в производстве материальных благ. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам, и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.
Общество с точки зрения социальной философии
Социальная философия или, как ее еще называют, философия истории традиционно входит составной частью в общую философию, являясь органическим и непосредственным продолжением философии человека. Различие между философской антропологией и социальной философией состоит в том, что если философская антропология рассматривает человека под углом зрения его внутренних психофизических и духовных качеств, то социальная философия интересуется «совокупным человеком», человеком в его, так сказать, коллективной ипостаси, взаимной деятельностью людей, их общением между собой, обществом. Социальная философия призвана ответить на многие сложнейшие вопросы общественной жизни человека: что такое общество, для каких целей оно возникает, как развивается и что его ожидает в будущем, какова структура общественной жизни и механизм взаимодействия ее многообразных и непохожих друг на друга сфер, есть ли в обществе объективные законы, действующие независимо от сознания и воли людей и многое другое.
Над этими и другими вопросами социальной философии задумывались многие выдающиеся мыслители. Однако на большинство из них пока нет-окончательного ответа. Это вовсе не означает, что философия истории вообще не имеет каких-либо твердых, достаточно верных и общепризнанных высказываний относительно сущности общественной жизни, ее особенностей в сравнении с природой. Философия истории, опираясь на достижения конкретных наук, объектом изучения которых является общество, внесла свой вклад в понимание сущности общественной жизни, поставила и сформулировала целый ряд проблем, общезначимых для всего комплекса общественных наук
Социальная философия, как видно из самого ее названия, изучает общество, социум (так еще иногда его именуют в научной литературе), социальную жизнь, социальные, то есть общественные, связи и отношения между людьми. Но общество, как известно, «является объектом изучения многих других общественных наук: истории, целого комплекса экономических и юридических наук, политологии, этики, эстетики, социальной психологии и т. д.
Чем же отличается социальная философия от этих многочисленных и разонобразных наук об обществе? Различие между социальной философией и конкретными науками об обществе в принципе то же самое, что и различие между философией и наукой, между философией и отдельными науками, изучающими ту или иную сторону реальной действительности. Об этом подробно было сказано в первой главе. Поэтому ограничимся здесь лишь двумя самыми общими замечаниями о разграничительных линиях социальной философии и других наук об обществе.
Первое замечание сводится к тому, что в отличие, от других общественных наук социальная философия изучает не ту или другую сторону общественной жизни, скажем, не экономику, не право и не мораль, являющихся предметом изучения соответствующих наук об экономике, праве и морали, а все общество, как целостную систему, все сферы общественной жизни в их единстве и взаимодействии. Социальная философия стремится отыскать некоторые общие свойства и закономерности, характерные каждой отдельной сфере общества, а значит, и обществу в целом.
Другое замечание состоит в том, что социальная философия есть часть философии, один из наиболее существенных ее разделов и потому она, будучи философской дисциплиной, рассматривает общественную жизнь именно с позиций философии, проверяя «законность» и применимость своих общих выводов в такой специфической области, как человеческое общество, уточняя, корректируя, а -иногда и пересматривая эти выводы. Социальная философия по необходимости рассматривает общественную жизнь под углом зрения своих традиционных философских проблем — материального и идеального, причинности и закономерности, сознания и познания, возникновения и развития, целого и части и т. п., используя для этого весь мощный категориальный аппарат-философии, выработанный и наработанный в течение многих столетий.
Перейдем теперь к рассмотрению поставленного в
заголовке вопроса о том, то такое общество и каковы его основные характеристики.
Несмотря на все разнообразие ответов различных авторов на этот вопрос, вызванное мировоззренческими позициями и своеобразием подходов к его решению, они во многом совпадают, по крайней мере в них немало содержится общего. В этом можно легко убедиться, сравнивания определения, которые даются понятию общества-различными философами. Приведем некоторые из них.
Немецкий философ Г. Зиммель определяет общество, как взаимодействие индивидов. Другой немецкий философ Л. Гумплович усматривает характерное отличие общества от других материальных систем тоже во взаимодействии людей, но в качестве сторон этого взаимодействия берет не отдельных индивидов, а группы и общности людей. По мнению французского социолога Э. Дюркгейма, всякий агрегат индивидов, находящихся в постоянном соприкосновении и составляет общество. Французский социальный философ и социальный психолог Г. Тард рассматривает общество как «интерментальный процесс», то есть взаимное общение людей в форме подражания, противоположения и приспособления. Знаменитый немецкий юрист и социолог Р. Штаммлер определяет общество, как внешним образом урегулированную совместную жизнь людей. Марксизм рассматривает общество как такое взаимодействие людей, в основе которого лежат материальные, производственные отношения. Современный американский исследователь общественной жизни Ч. Эллвуд определяет общество как группу индивидов, ведущих коллективную жизнь посредством умственного» взаимодействия.
Как видно, все приведенные высказывания крупнейших социальных философов прошлого и нынешнего века сходятся в одном: общество есть совокупность взаимодействующих — людей.
Жизнь человека немыслима вне общества. Недаром Аристотель называл человека политическим, то есть общественным, животным. Человек нуждается в общении для достижения своих многочисленных жизненных интересов и целей. Среди них есть и такие, которые одинаково важны всем. В их достижении и реализации заинтересован каждый человек. Это цели продолжения рода, а также материального и духовного поддержания жизни и цели, вызванные необходимостью регулирования самого процесса общения между людьми.
Самой первой потребностью человека является удовлетворение в пище, в одежде, в жилище. Одинокий человек не в состоянии без поддержки других людей обеспечить себя необходимыми материальными средствами жизни. Не объединяясь в общество, человек не в состоянии устроить для себя человеческую жизнь и вынужден либо погибнуть, либо превратиться в животное. То же самое можно сказать об удовлетворении духовных потребностей. Нужда в духовной пище сплачивает людей не менее, если не более, сильно, чем необходимость
Хадли Кентрил сформулировал 15 «законов», которые могут повлиять на общественное мнение.
1. Значит. события, затрагивающие интересы и эмоции многих людей, как правило отражаются в ОМ.
2. Необычные (шокирующие) события могут создать ситуацию маятника в общественном мнении, оно будет колебаться из крайности в крайность, до тех пор, пока не станет понятной причина происшедшего.
3. Общественное мнение, как правило, более чутко и оперативно реагирует на события, чем на слова.
4. Чтобы устные заявления в связи с важными политическими событиями повлияли на общественное мнение, они должны прозвучать своевременно, оперативно, пока отношение не сформировано и люди ждут интерпретации от авторитетного источника информации.
5. Общественное мнение не предвидит ситуаций – оно лишь реагирует на них.
6. С психологической точки зрения общественное мнение детерминировано в основном их личными (корыстными) интересами.
7. Общественное мнение может быть возбуждено каким-то словесным (информационным) воздействием, всколыхнет большие массы людей. Но если развитие событий не подтверждает их личной заинтересованности в происходящем, «волна» общественного мнения стихнет.
8. Общественное мнение трудно изменить, так как оно затрагивает личные интересы.
9. ОМ м/т опережать действия офиц. органов, если затрагивает особо насущные интересы людей.
10. Если мнение разделяет даже незначительное количество людей, событие или факт может склонить общественное мнение к его одобрению.
11. В значительной степени влияют на ОМ руководители, «боссы». Важна степень доверия к ним со стороны персонала. В критических ситуациях люди становятся придирчивыми, оценивая компетентность своего руководства. Но если доверие есть – они могут предоставить руководству полномочия выше обычных.
12. Если люди участвуют в принятии решения, даже если оно непопулярно, — сопротивление его реализации слабее.
13. Люди с большей готовностью высказываются по поводу выдвигаемых целей, чем по поводу методов их достижения.
14. ОМ всегда эмоционально окрашено. Если эмоции в формировании ОМ преобладают, то оно особо подвержено резким изменениям.
15. Чем выше уровень образованности, просвещенности населения, чем больше доступ к информации, тем более присущи общественному мнению трезвость и здравый смысл.
Что такое «общество»? Думается, каждому приходилось слышать выражения такого типа: «Какое приятное общество собралось», «сливки общества», «общество защиты прав потребителей», «общество любителей пива», — да мало ли еще вариантов, когда термин «общество» кажется вполне уместным! Вместе с тем, философию врядли может интересовать общество любителей пива или общество охраны прав потребителей, ибо она изучает наиболее общие понятия. Философия изучает общество в целом.
Общество — социальная организация данной страны, основой которой является социальная структура.
Общество обладает рядом признаков:
1. Общество — это совокупность индивидов. Однако не всякая совокупность людей, объединенных общим интересом, является обществом (люди, стоящие в очереди, представляют собой совокупность, но не формируют общество).
2. Для того чтобы превратиться в общество, совокупность людей должна обладать заинтересованностью друг в друге, которая дает возможность осуществлять интересы каждого и которая носит постоянный и объективный характер (у людей в очереди есть объективный интерес, но он не постоянный: купили товар — и разошлись).
3. Общество создается на основе взаимных интересов, которые осуществляются в результате взаимного сотрудничества его индивидов. Таким образом, люди достигают совместно целей, которые не могут быть достигнуты одним человеком.
4. Кроме того, общество призвано разрешать противоречия между индивидуальными интересами (т.е. интересами отдельного человека) и интересами общими (т.е. интересами общества в целом).
Понятия «общество» и «государство» не тождественны. Общество возникает гораздо раньше государства.
НО, чем же отличается это определение общества от философского? Понятием целостности и системности.
Философия об обществе | |
Историческая эпоха философии | Что такое общество? |
Античность | Совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости. Человек микрокосм. Аристотель: Человек, по его мнению, есть «политическое животное», которому присуща инстинктивная устремленность к «совместному сожительству». «Тот, кто не может войти и составить часть некого сообщества, кто не нуждается ни в ком и ни в чем, достаточен самому себе, то, не являясь частью государства, он – либо зверь, либо Бог». Назначение государствасостоит в обеспечении счастья всем гражданам, к которым относятся только те, кто имеет собственность и участвует в управлении обществом. Рабы к гражданам не относились. Аристотель выделял 6 форм государства: 3 правильные: аристократия, монархия и полития, и 3 – неправильные: тирания, олигархия и демократия. Наилучшей из форм является полития , так как она сочетает свойства умеренной демократии и личное достоинство олигархии, присущее благородным людям. |
Средние века | «Град земной», стремящийся к «граду небесному» Симфония , — подчеркивал Зеньковский, — это идеальная модель взаимоотношений церкви и государства. В действительной же социальной жизни оказались представлены различные типы отклонений от этого идеала. Так было и в императорской Византии, и в самодержавной России, где церковь часто не могла отстоять принцип свободы и демонстрировала сервилизм относительно государства. Позиция угодничества свидетельствовала о слабости и греховности церковных иерархов, доходивших даже до прямых оправданий безнравственных деяний высшей светской власти. Зеньковский пишет: Теократия (от др. — греч. θες — Бог и κρаτος — управлять) — политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства (политологическое определение). |
Новое время | |
ХХ в. | Система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.) Коммуникация, взаимосвязь людей по нормам, устанавливаемым в хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.) |
Русская мысль |
Изучение общества является предметом социальной философии. Для философского подхода к познанию общества характерно стремление осмыслить его сущность, понять особенности, отличающие социальную реальность от природной реальности.
Понятие «общество» многозначно. С философской точки зрения общество есть не просто совокупность людей, но и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни. Жизнь общества не сводится лишь к вещественно-энергетическим процессам, которые в нем происходят. В нем есть еще один тип процессов, которым нет аналога в природе: это процессы духовной жизни, которые протекают в головах индивидов, но при этом координируются и соединяются вместе, образуя общественное сознание.
В философском понимании общества используются категории общественного бытия и общественного сознания
Общественное бытиеопределяется как материальная жизнь общества, ее производство и воспроизводство. В нее входят способ производства материальных благ; экономические отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения и обмена.
Общественное сознаниехарактеризуется как духовная жизнь общества. В нее входят разнообразные взгляды, идеи, настроения, теории социальных групп.
Во взглядах на общественную жизнь длительное время господствовала идеалистическая концепция. Эта концепция исходит из утверждения, что определяющую роль в обществе играет духовное начало (бог, мировой разум, сознание людей).
Такое понимание общества имеет определенные основания. Во-первых, все действия, поступки людей происходят при участии сознания. Во-вторых, выделение умственного труда в самостоятельную область деятельности дает возможность для порождения своеобразной иллюзии, будто сознание, идеи не зависят от материальной жизни общества, развиваются совершенно самостоятельно.
^ Первым вариантом материалистического понимания общества можно считать географический детерминизм — направление в социологии, утверждающее, что на специфику и историю общественной жизни определяющее воздействие оказывает географическая среда.
^ Второй вариант материалистического подхода к истории предложен в марксизме, который распространяет материализм на понимание общества. Основополагающая социально-философская идея марксизма состоит в том, что общественное бытие не зависит от общественного сознания, а общественное сознание отражает общественное бытие и определяется им. На основе материалистического понимания истории марксизм определяет структуру общества как иерархию четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной, политической и духовной.
Общество является определенным этапом исторического развития человечества, исторически сложившейся формой совместной деятельности людей. Оно представляет собой особую реальность, обособившуюся от природы (естественных условий существования человека), но и неразрывно связанную с ней. Это достаточно широкая трактовка понятия «общества», в более узком смыслепод ним понимают конкретный вид общества со своими особенностями (напр., российское, американское).
^ Общество включает в себя помимо людей, его составляющих, формы их объединения и способы их взаимодействия. Таким образом, общество проявляется как сложная, динамичная, саморазвивающаяся система, система связей и отношений, посредством которых люди осуществляют свою жизнедеятельность. Эти связи и отношения являются объективными, так как возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования и развиваются вместе с развитием условий жизни и деятельности людей.
Важнейшими признаками общества являются:
·
общность территории проживании людей, что обычно совпадает с государственными границами;
·
целостность и устойчивость;
·
самовоспроизводство и самообеспеченность;
·
существование системы общепринятых норм и ценностей, т. е. культуры.
Общество — это совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей.
Общество включает в себя ряд общностей, между которыми существуют экономические, политические, соци альные и другие отношения. Существование общества предполагает наличие совместных интересов различных общностей, его составляющих. Общности отстаивают свои интересы, и эти интересы могут быть взаимоисключающими. Объединенные в общество, они осознают свои интересы и так или иначе приводят их в соответствие с интересами других общностей. Таким образом, осуществляется компромисс, выявляются общие интересы многих общностей. Общество возникает и существует, если общности способны осознать не только свои, но и общие интересы. Если этого не происходит — общество распадается, остается только ряд социальных групп, проживающих на единой территории. Исходя из этого можно сделать вывод, что общество предполагает единство дифференцированной массы людей.
Известный английский философ и социолог Г. Спенсер отмечал, что в обществе присутствует постоянная тенденция к росту внутренней дифференциации (разделения, расслоения) которая сопровождается постоянным же усовершенствованием процесса интеграции (объединения). Единство общества обеспечивается различными факторами — экономическими, политическими, социальными, духовными, которые и составляют общественные отношения.
Итак, общество есть система взаимодействия людей. Но основыэтого взаимодействия в социальной философии осмысливались неоднозначно.
Некоторые исследователи настаивали на том, что основой человеческой деятельности являются духовные начала— сознание, духовные потребности, духовные ценности. Другие связывали эти основы с материальными потребностямии материальными условиями общественной жизни.
Например, английский философ Томас Гоббс полагал, что основу взаимодействия людей составляет заключенный между ними договор. По его мнению, изначальные отношения между людьми были основаны на вражде. Договор, заключенный между ними, регулирует нормы и правила человеческой жизни и деятельности и тем самым приводит к возникновению общества и государства.
Немецкий философ В. Виндельбанд считал, что в основе развития общества лежат ценностные ориентиры человека. Ценности, но его мнению, имеют абсолютное значение, образуют идеальный, вечный и независимый от людей мир. По мере осознания ценностей люди вырабатывают ценностные установки и требования, которыми и руководствуются в своей деятельности.
В марксистской философии внимание акцентируется на материальных побудительных силах деятельности людей.^ Способ производства материальных благ рассматривается в качестве основы существования и развития общества. Он обеспечивает единство общества и обусловливает развитие социальной, политической и духовной жизни.
^ 35. Философия культуры.
Под культурой в философии понимается система исторически развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности,обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех основных направлениях, сфера свободной самореализации личности.
Впервые культура становится предметом философского изучения в рамках просветительской философии истории. Идея культуры выражала здесь степень развитости разумного начала, объективирующегося в ходе истории в религии, морали, праве, искусстве, науке, философии. Немецкая классическая философия отождествила культуру с формами духовного и политического саморазвития человека и общества. При этом многообразие форм культуры располагалось ими в определенной исторической последовательности.
В рамках философии жизни формируется новая идея об исторической самобытности и локальности культур, происходит отказ от представлений о единой линии культурного развития человеческого рода, оппозиция «природа — культура» сменяется новой оппозицией «цивилизация — культура» (О. Шпенглер). Это противопоставление было связано с критикой негативных черт западной техногенной цивилизации и «массовой культуры». Культуракак органическое, творческое духовноеначало противопоставляется цивилизациикак утилитарному, технологическому, материальному. Культура при этом сводилась к высшим областям духовного творчества, а цивилизация — к системе различных технологий, повышающих материальное благосостояние людей.
^ В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры — аксиологическийи деятельностный. С точки зрения аксиологического подхода культура — это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организма. Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, рассматривают ее как меру гуманизации общества и человека. С точки зрения деятельностногоподхода культура — это специфический способ человеческой жизнедеятельности,«система внебиологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе» (Э. Маркарян). В качестве способа регуляции, сохранения и развития общества культура включает в себя не толькодуховную, но и предметную деятельность. При данном подходе акцентируется не столько культура личности, сколько культура всего общества.
^ Близкой к деятельностному подходу является семиотическаяинтерпретация культуры Ю. А. Лотмана. Культура рассматривается им как система информационных кодов, закрепляющих жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации. Культура как сложно организованный и развивающийся набор таких семиотических систем транслирует программы поведения, общения и деятельности. Предметы материальной культуры тоже выступают как средства хранения и передачи смыслов, регулирующих деятельность, поведение и общение.
Культура как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное воспроизведение которых делает человека человеком, обладающим языком, сознанием, искусством, наукой, современной техникой, представляет собой абсолютную ценность, задающую главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности. Культура передается от поколения к поколению по принципу множества «социальных эстафет» (М. А. Розов) и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт.
Основным вопросом для философии культуры(сам термин ввел в нач. XIX в. немецкий романтик А. Мюллер) является вопрос о существовании культурных универсалий, дающих возможность философского осмысления культуры. С точки зрения неокантианцев (Г. Риккерт, В. Виндельбанд), универсалиями культуры являются общезначимые ценности (логические, эстетические, нравственные). В психоаналитической концепции К. Г. Юнга универсалии культуры задаются психобиологическим единством человеческого рода. Согласно социально-философской теории К. Маркса, культура — это сам процесс человеческой жизнедеятельности, а не только совокупность его результатов, и она может быть понята только в связи с обществом и трудом.
Дата добавления: 2015-04-23 ; Просмотров: 1059 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Общество с философской точки зрения
Общество с философской точки зрения.docx
Общество с философской точки зрения
Социальная философия начинается с уяснения общих характеристик общественной реальности и общественного человека (человека в его социальных качествах), для того чтобы в результате обрести конкретное знание своего предмета в его целостности и многообразии его определений. Первый шаг на этом пути связан с ответом на вопрос: что такое общество с философской точки зрения? Речь идет не о каком-то конкретном сообществе, некогда существовавшем в прошлом (в истории) или существующем ныне, а об «обществе вообще» («обществе как таковом»).
Разумеется, «общество вообще» есть абстрактное (теоретическое) понятие. «Общества вообще» фактически не существовало и не существует. В действительности существовали и существуют вполне конкретные общества. За ними могут скрываться различные исторические формы общества — древние племена, греческие полисы, азиатские монархии, феодальные, средневековые и современные общества. Когда под обществом подразумевают конкретную организацию или группу людей, то обычно указывают на их формальные признаки. Например, говорят о семье (как элементарной «ячейке общества»), о разнообразных социальных, возрастных, этнических группах или объединениях. Или же понятие «общества» отождествляют с современным государством, а также с глобальным «мировым сообществом».
Универсальная абстракция типа «общество вообще» бедна по содержанию. Из нее нельзя логическим путем извлечь какие-то конкретные признаки различных «обществ», когда-либо существовавших в истории. Тем не менее, подобные абстракции не только допустимы, но и необходимы. Они являются основаниями, благодаря которым удается сравнивать самые различные общества, существовавшие в разных исторических эпохах, или различные сообщества людей, существующих в современном мире. Другими словами, философское понятие общества играет роль своего рода условий (ориентиров) познания любого конкретного общества, какого-либо социального явления, свойства или отношения.
Даже самые абстрактные философские понятия обретают смысл в соотнесении с нефилософскими представлениями обыденного повседневного сознания. Пока мы не задумываемся о том, что такое общество, представляется, будто бы нам это понятие хорошо известно. Мы используем слово «общество» совершенно свободно, не осознавая проблематичности его смысла и не боясь ошибиться; общество для нас — это все другие люди, как те, с кем мы непосредственно общаемся в нашей жизни от рождения до смерти, так и те, о существовании которых мы не знаем. Мы живем в обществе, и оно (наряду с природой) составляет среду и условие нашей жизни. Если для человека все «другие» люди — это общество, то и он сам для других и с точки зрения этих других, — также «часть общества», принадлежит к обществу. В большинстве языков слова, характеризующие общество и общественную жизнь, этимологически восходят к словам, обозначающим то, что характеризует не изолированного единичного человека, а является «общим» для некой совокупности, множества индивидов, принадлежит им всем и объединяет их.
Общество не существует и даже не может мыслиться без образующих его (входящих в него, составляющих его) индивидов. Но не менее важно видеть, что любое общество — это не просто люди и отнюдь не только люди. Это люди, жившие в нашей стране и на Земле двести лет назад, тогда как российское общество и мировое сообщество продолжают существовать. Это не только «большие» общества, такие как человечество, народы и государства, но и «малые». Когда празднуют юбилеи университетов, театров, общественных организаций, существующих десятки и сотни лет, очевидно, что за многие годы состав студентов и преподавателей, актеров и зрителей, членов организаций многократно обновлялся. Общества характеризуют непрерывностью их существования, отличной от длительности жизни людей, и эта непрерывность существования не связана с жизнью и смертью входящих в их состав индивидов. Гибель и разложение обществ — это не физическая смерть составляющих их индивидов. Когда историки пишут об исчезнувших цивилизациях и ныне уже не существующих народах, они не имеют в виду, что некогда жившие в них люди не оставили после себя потомства, а фиксируют прерывность исторического существования конкретных обществ. Это означает, что общество не сводимо к совокупности (к множеству) составляющих его индивидов и обладает особым отличным от индивидуальной жизни людей надындивидуальным способом бытия.
Своеобразие общественной реальности в ее внешней определенности может быть зафиксировано в соотнесении с другими видами реальности. Каждый человек и все поколения людей, рождаясь, застают уже существующее общество в качестве данных им предпосылок, условий и среды собственной жизни. В этом смысле общество — это объективная реальность, то есть существующая независимо не только от представлений тех или иных индивидов, но и от их индивидуального бытия. Оттого, что кто-то усомнится в объективном существовании общества, оно не перестанет существовать.
Сказанное не означает, что в характеристике «общества» индивиды (люди) могут быть оставлены без внимания и что ими (их существованием в конкретной исторической и индивидуальной определенности) можно пренебречь. Правда, в истории социальной философии общество понималось и понимается по-разному. Под ним подразумевали и систему законодательства и форм правления, и нормативный социальный порядок, и совокупность ценностей, и совокупность общественных отношений и семиотических или коммуникативных систем. Обсуждая модели общества, исследователи порой считали возможным отвлечься от существования индивидов (с присущими им конкретными историческими, индивидуальными и тому подобными свойствами). Однако они вправе были абстрагироваться от существования именно данных индивидов, но не от существования людей вообще, образующих общество. Стремление философа в своем анализе общества пренебречь свойствами индивидов оправдано и допустимо лишь в определенных границах, за пределами которых оно утрачивает свою правомерность. Общество — это объективная реальность в том смысле, что оно существует независимо от каждого индивида и его сознания, но оно отнюдь не существует обособленно и независимо от существования всех людей. В той мере, в какой общество существует только благодаря живым людям, по способу своего бытия оно остается реальностью субъективной, хотя для каждого отдельного человека оно предстает как реальность объективная, существующая независимо от него. Отвлечение от конкретных качеств живых людей является лишь исследовательским приемом, фиксирующим различные измерения или аспекты общественной жизни с целью их изучения. Такие приемы составляют промежуточные шаги в познании общества. Они необходимы на пути к теоретическому осмыслению социальной реальности в ее многомерности и целостности.
Общество в философии — это что такое?
Взгляд философии на общество нельзя отделить от философии человека, хоть и не сводится непосредственно к этой теме. На любой ступени своего развития общество — это сложное, многостороннее образование, имеющее разнообразные, сплетённые между собой связи, в которые входят и человеческие отношения. Жизнь социума не исчерпывается только жизнью людей, входящих в него. Общество созидательно и образует различные духовные, материальные ценности, которые не созданы отдельными людьми. Например, техника, искусство, разного рода учреждения, наука и языки, право, мораль и политика, философия наконец… Именно это сложное и противоречивое сплетение человеческих действий, результатов и отношений является составной частью общества как целостного организма.
Философское определение
Интересно то, что общество в философии — это понятие абстрактное. Оно чисто теоретическое. В реальности существуют вполне конкретные виды общества с различными историческими корнями и формами: древние племена, феодалы, азиатские монархии и т. п. Если речь идёт о конкретной организации людей, то обязательно должно быть указание на формальные признаки этой группы. Всем известно такое понятие, как «семья – элементарная ячейка общества». Существуют также разнообразные социальные, возрастные, этнические объединения людей. Кроме того, понятие «общество» в философии — это отождествление с государством. Ещё его сопоставляют с глобальным понятием «мирового сообщества».
Философия и обыденное сознание
Пока человек не задумывается о том, что такое общество, ему кажется, что это понятие для него хорошо известно. В обыденном сознании людей общество — это все окружающие люди, с которыми мы общаемся и те, которые далеки от нас, но также являются членами единого социума. От того, в каком обществе мы живём, зависит качество нашей жизни. Современное общество в философии — это понятие, которое сформировалось приблизительно в XVII—XVIII веках благодаря развитию европейской культуры. А этимологическое значение социума в большинстве языков – это слово, характеризующее не изолированного человека, а некую объединённую совокупность индивидов.
Типы социума
Современное общество прошло два этапа формирования: индустриальное и постиндустриальное. Уже в конце XVIII века появилось понятие гражданского общества, которое включало в себя нравы, обычаи всего народа. Считалось, что такое общество не направлялось государством, а отличалось самодеятельностью, самоуправлением населения, участием в политической жизни простых людей .
Интересно то, что тогда простолюдинов не считали членами общества. Следовательно, по определению того времени, общество в философии — это аристократия, в руках которой были сосредоточены власть и богатство. Сегодня эта меньшая часть общества называется высшим светом, элитой.
Ещё Платон и Аристотель выделяли общество как часть государства, включающего в себя только свободных граждан. Рабы не могли считаться его членами. Но и тогда, в античности, общество было в меньшинстве. После Великой французской революции политический облик Европы изменился, и понятие «общество» употребляется в широком смысле. Теперь оно стало отражать общее самосознание людей, их тягу к участию в политике и жизни простого народа, большинства населения.
Какова роль философии в обществе и системе знаний
Как наука, философия всегда направлена на научное познание мира, но одновременно она максимально выражает интересы определённых классов и субъектов общества. Эта наука, как целостная система идей о мире, включает в себя идеологию и политику классовых обществ. Как следствие усилилась конфронтация между отдельными направлениями философии. Поскольку роль философии в обществе влияет на его идеологию, то она является важной частью изучения в системе знаний политических наук.
Значительную часть философских знаний составляет эстетика. Создавая философскую картину мира, её творцы должны быть наделены чувством красоты и гармонии. Философская наука родственна искусству, о чём свидетельствуют работы Камю, Рериха, Чюрлениса, Тагора, Гёте и других авторов.
Процесс распространения понятия «общество»
Довольно долгий и противоречивый путь формирования прошло человечество, прежде чем оформиться в современное общество. Философия всегда была направлена на изучение законов бытия и выявление механизмов регулирования отношений в социуме. Процесс формирования понятия «общество» был долгим, противоречивым и сложным. До сих пор существуют некоторые страны, где женщины не имеют право голоса. Также есть государства, где за рамки социума выведены целые слои населения.
Как было сказано выше, именно XVIII век считается рубежом, изменившим экономическую сторону Европы. Это произошло благодаря промышленной революции, когда на смену семейным мастерским пришла крупная промышленность с наёмными работниками. Урбанизация и индустриализация ворвались в современное общество. Философия как наука тоже не стояла на месте и стала стремительно развиваться.
Свобода граждан, их образованность стремительно стали расти. Экономика дала возможность многим обрести самостоятельность. Это привело к распространению понятия «личность» и на простых граждан, которых ещё недавно не считали за полноправных членов общества. Стала развиваться новая форма социума — демократия, основанная на равенстве каждого человека перед законом . Флагманом индустриализации в Европе выступила Англия, давшая ростки для развития промышленности, свободного предпринимательства и нового законодательства.
Условия жизни, природа и общество
Философия как социальная наука занимается изучением человека и окружающей его среды, куда относится и природа. Поэтому одним из главных пунктов анализа социума является его отношение к природе и её многообразию типов. Материалистическая философия выделила такие аспекты взаимосвязей человека и природы:
- генетическая связь;
- эволюция;
- антропогенез и социогенез;
- онтологическую связь.
Понятие «природа» – основа человеческого бытия, источник необходимых веществ, продуктов и предметов. Гносеологическую, духовная связь, которую имеют природа и общество, философия определяет как обязательное условие познавательной активности людей и условие их эмоционально-психологической стабильности.
«Природа» в философии — это синоним слов «мир», «материя», «Вселенная», «бытие». Оно также означает сущность многих явлений (природу электричества, болезни и т. д.); относительно противостоящая социуму естественная среда (все, что не является результатом человеческого труда).
В целом можно сказать, что понятие «природа» играет большую роль. Человека обществе философия определяет как часть совокупности.
Дисгармония
Практика потребителя по отношению к природным ресурсам привела к нарушению гармонии в окружающей среде. Начиная с XX века стало понятно, что возникла угроза существования человечества в целом как биологического вида, выраженная экологическим кризисом. Мы констатируем загрязнение воды, воздуха, почвы, нехватку ресурсов, исчезновение определённых видов растений и животных, уничтожение лесных массивов, глобальное потепление, озоновые дыры и т. п. Как следствие, здоровье населения всей планеты сильно ухудшилось. Заметна стала деградация генофонда.
Как наука, философия в жизни человека и общества стала играть ещё более важное значение. Изучая её, человек начинает задумываться о вечном, смысле бытия и роли человека на Земле. Необходимо менять сознание людей, оно слишком материализовалось и «прилепилось» к плоти. Сознание современных людей стало слишком потребительским. Понятно, вся природа, растения, животные созданы как блага для человечества, но если не относиться к ним бережно, с чувством благодарности, то очень скоро мы окажемся не только в кризисном состоянии, но и будем обречены на вымирание.
Массовое сознание
Сегодня озабоченность экологией стала главной чертой, формирующей сознание социума целых государств. Поэтому современная философия общества, кратко говоря, направлена на развитие самосознания и ответственности людей перед всей планетой, всеми творениями на этой Земле и даже во Вселенной, осознание ключевой роли в развитии эволюции и её деградации также. Если ещё недавно в состоянии экологии человечество видело лишь угрозу самой природе, её красоте, то уже сегодня мы понимаем – это прямой урон нашему здоровью, благосостоянию и существованию.
Современная философия в жизни общества тоже направлена на отношения с природой. Вся планета – это единый организм, поэтому человечество должно объединиться в решении экологического кризиса. Ведь чужой природы не существует. Она едина, и планета на грани катастрофы. Общество стало на пороге нового этапа взаимодействия, в наше сознание входит понятие, характеризующее сферу разума.
Это понятие выражает высшую ступень интеграции существующих форм материи, как результата человеческой деятельности, которая перестраивает интересы человечества в соответствии с потребностями биосферы, делая его ответственным за её эволюцию. Современное развитие общества философия рассматривает как отношения человека и природы не в ракурсе его власти над ней, а как переплетение, параллельное развитие и взаимодействие. Концепция ноосферы воплощает идею необходимой разумной организации общества и его взаимодействия с природой, а не стихийное и хищническое отношение к ней.
Необходимо понять, что социум существует только благодаря живому окружению. Современное общество, как система, философия которого не будет развиваться в сторону понятий ноосферы, будет обречено на вымирание. Нельзя безответственно относиться к окружающему миру. Человек, как индивид, часть целого огромного мира, и он обязан считаться с законами, направленными на созидание, а не на разрушение. Иначе вряд ли он может претендовать на само звание человека разумного.
- http://studopedia.ru/1_106349_filosofskoe-opredelenie-obshchestva-ego-struktura.html
- http://studopedia.su/15_57543_filosofiya-obshchestva.html
- http://stud24.ru/philosophy/obshhestvo-s-filosofskoj-tochki-zreniya/268619-799083-page1.html
- http://fb.ru/article/306991/obschestvo-v-filosofii---eto-chto-takoe