Меню Рубрики

Общество с точки зрения философии это

Общество с философской точки зрения

Социальная философия начинается с уяснения общих характеристик общественной реальности и общественного человека (человека в его социальных качествах), для того чтобы в результате обрести конкретное знание своего предмета в его целостности и многообразии его определений. Первый шаг на этом пути связан с ответом на вопрос: что такое общество с философской точки зрения? Речь идет не о каком-то конкретном сообществе, некогда существовавшем в прошлом (в истории) или существующем ныне, а об «обществе вообще» («обществе как таковом»).

Разумеется, «общество вообще» есть абстрактное (теоретическое) понятие. «Общества вообще» фактически не существовало и не существует. В действительности существовали и существуют вполне конкретные общества. За ними могут скрываться различные исторические формы общества — древние племена, греческие полисы, азиатские монархии, феодальные, средневековые и современные общества. Когда под обществом подразумевают конкретную организацию или группу людей, то обычно указывают на их формальные признаки. Например, говорят о семье (как элементарной «ячейке общества»), о разнообразных социальных, возрастных, этнических группах или объединениях. Или же понятие «общества» отождествляют с современным государством, а также с глобальным «мировым сообществом».

Универсальная абстракция типа «общество вообще» бедна по содержанию. Из нее нельзя логическим путем извлечь какие-то конкретные признаки различных «обществ», когда-либо существовавших в истории. Тем не менее, подобные абстракции не только допустимы, но и необходимы. Они являются основаниями, благодаря которым удается сравнивать самые различные общества, существовавшие в разных исторических эпохах, или различные сообщества людей, существующих в современном мире. Другими словами, философское понятие общества играет роль своего рода условий (ориентиров) познания любого конкретного общества, какого-либо социального явления, свойства или отношения.

Даже самые абстрактные философские понятия обретают смысл в соотнесении с нефилософскими представлениями обыденного повседневного сознания. Пока мы не задумываемся о том, что такое общество, представляется, будто бы нам это понятие хорошо известно. Мы используем слово «общество» совершенно свободно, не осознавая проблематичности его смысла и не боясь ошибиться; общество для нас — это все другие люди, как те, с кем мы непосредственно общаемся в нашей жизни от рождения до смерти, так и те, о существовании которых мы не знаем. Мы живем в обществе, и оно (наряду с природой) составляет среду и условие нашей жизни. Если для человека все «другие» люди — это общество, то и он сам для других и с точки зрения этих других, — также «часть общества», принадлежит к обществу. В большинстве языков слова, характеризующие общество и общественную жизнь, этимологически восходят к словам, обозначающим то, что характеризует не изолированного единичного человека, а является «общим» для некой совокупности, множества индивидов, принадлежит им всем и объединяет их.

Общество не существует и даже не может мыслиться без образующих его (входящих в него, составляющих его) индивидов. Но не менее важно видеть, что любое общество — это не просто люди и отнюдь не только люди. Это люди, жившие в нашей стране и на Земле двести лет назад, тогда как российское общество и мировое сообщество продолжают существовать. Это не только «большие» общества, такие как человечество, народы и государства, но и «малые». Когда празднуют юбилеи университетов, театров, общественных организаций, существующих десятки и сотни лет, очевидно, что за многие годы состав студентов и преподавателей, актеров и зрителей, членов организаций многократно обновлялся. Общества характеризуют непрерывностью их существования, отличной от длительности жизни людей, и эта непрерывность существования не связана с жизнью и смертью входящих в их состав индивидов. Гибель и разложение обществ — это не физическая смерть составляющих их индивидов. Когда историки пишут об исчезнувших цивилизациях и ныне уже не существующих народах, они не имеют в виду, что некогда жившие в них люди не оставили после себя потомства, а фиксируют прерывность исторического существования конкретных обществ. Это означает, что общество не сводимо к совокупности (к множеству) составляющих его индивидов и обладает особым отличным от индивидуальной жизни людей надындивидуальным способом бытия.

Своеобразие общественной реальности в ее внешней определенности может быть зафиксировано в соотнесении с другими видами реальности. Каждый человек и все поколения людей, рождаясь, застают уже существующее общество в качестве данных им предпосылок, условий и среды собственной жизни. В этом смысле общество — это объективная реальность, то есть существующая независимо не только от представлений тех или иных индивидов, но и от их индивидуального бытия. Оттого, что кто-то усомнится в объективном существовании общества, оно не перестанет существовать.

Сказанное не означает, что в характеристике «общества» индивиды (люди) могут быть оставлены без внимания и что ими (их существованием в конкретной исторической и индивидуальной определенности) можно пренебречь. Правда, в истории социальной философии общество понималось и понимается по-разному. Под ним подразумевали и систему законодательства и форм правления, и нормативный социальный порядок, и совокупность ценностей, и совокупность общественных отношений и семиотических или коммуникативных систем. Обсуждая модели общества, исследователи порой считали возможным отвлечься от существования индивидов (с присущими им конкретными историческими, индивидуальными и тому подобными свойствами). Однако они вправе были абстрагироваться от существования именно данных индивидов, но не от существования людей вообще, образующих общество. Стремление философа в своем анализе общества пренебречь свойствами индивидов оправдано и допустимо лишь в определенных границах, за пределами которых оно утрачивает свою правомерность. Общество — это объективная реальность в том смысле, что оно существует независимо от каждого индивида и его сознания, но оно отнюдь не существует обособленно и независимо от существования всех людей. В той мере, в какой общество существует только благодаря живым людям, по способу своего бытия оно остается реальностью субъективной, хотя для каждого отдельного человека оно предстает как реальность объективная, существующая независимо от него. Отвлечение от конкретных качеств живых людей является лишь исследовательским приемом, фиксирующим различные измерения или аспекты общественной жизни с целью их изучения. Такие приемы составляют промежуточные шаги в познании общества. Они необходимы на пути к теоретическому осмыслению социальной реальности в ее многомерности и целостности.

Общество в философии — это что такое?

Взгляд философии на общество нельзя отделить от философии человека, хоть и не сводится непосредственно к этой теме. На любой ступени своего развития общество — это сложное, многостороннее образование, имеющее разнообразные, сплетённые между собой связи, в которые входят и человеческие отношения. Жизнь социума не исчерпывается только жизнью людей, входящих в него. Общество созидательно и образует различные духовные, материальные ценности, которые не созданы отдельными людьми. Например, техника, искусство, разного рода учреждения, наука и языки, право, мораль и политика, философия наконец… Именно это сложное и противоречивое сплетение человеческих действий, результатов и отношений является составной частью общества как целостного организма.

Философское определение

Интересно то, что общество в философии — это понятие абстрактное. Оно чисто теоретическое. В реальности существуют вполне конкретные виды общества с различными историческими корнями и формами: древние племена, феодалы, азиатские монархии и т. п. Если речь идёт о конкретной организации людей, то обязательно должно быть указание на формальные признаки этой группы. Всем известно такое понятие, как «семья – элементарная ячейка общества». Существуют также разнообразные социальные, возрастные, этнические объединения людей. Кроме того, понятие «общество» в философии — это отождествление с государством. Ещё его сопоставляют с глобальным понятием «мирового сообщества».

Философия и обыденное сознание

Пока человек не задумывается о том, что такое общество, ему кажется, что это понятие для него хорошо известно. В обыденном сознании людей общество — это все окружающие люди, с которыми мы общаемся и те, которые далеки от нас, но также являются членами единого социума. От того, в каком обществе мы живём, зависит качество нашей жизни. Современное общество в философии — это понятие, которое сформировалось приблизительно в XVII—XVIII веках благодаря развитию европейской культуры. А этимологическое значение социума в большинстве языков – это слово, характеризующее не изолированного человека, а некую объединённую совокупность индивидов.

Типы социума

Современное общество прошло два этапа формирования: индустриальное и постиндустриальное. Уже в конце XVIII века появилось понятие гражданского об­щества, которое включало в себя нравы, обычаи всего народа. Считалось, что такое общество не направлялось государством, а отличалось самодеятельностью, самоуправлением населения, участием в политической жизни простых людей .

Интересно то, что тогда простолюдинов не считали членами общества. Следовательно, по определению того времени, общество в философии — это аристократия, в руках которой были сосредоточены власть и богатство. Сегодня эта меньшая часть общества называется высшим светом, элитой.

Ещё Платон и Аристотель выделяли общество как часть государства, включающего в себя только свободных граждан. Рабы не могли считаться его членами. Но и тогда, в античности, общество было в меньшинстве. После Великой французской революции политический облик Европы изменился, и понятие «общество» употребляется в широком смысле. Теперь оно стало отра­жать общее самосознание людей, их тягу к уча­стию в политике и жизни простого народа, большинства населения.

Какова роль философии в обществе и системе знаний

Как наука, философия всегда направлена на научное познание мира, но одновременно она максимально выражает интересы определённых классов и субъектов общества. Эта наука, как целостная система идей о мире, включает в себя идеологию и политику классовых обществ. Как следствие усилилась конфронтация между отдельными направлениями философии. Поскольку роль философии в обществе влияет на его идеологию, то она является важной частью изучения в системе знаний политических наук.

Значительную часть философских знаний составляет эстетика. Создавая философскую картину мира, её творцы должны быть наделены чувством красоты и гармонии. Философская наука родственна искусству, о чём свидетельствуют работы Камю, Рериха, Чюрлениса, Тагора, Гёте и других авторов.

Процесс распространения понятия «общество»

Довольно долгий и противоречивый путь формирования прошло человечество, прежде чем оформиться в современное общество. Философия всегда была направлена на изучение законов бытия и выявление механизмов регулирования отношений в социуме. Процесс формирования понятия «общество» был долгим, противоречивым и сложным. До сих пор существуют некоторые страны, где женщины не имеют право голоса. Также есть государства, где за рамки социума выведены целые слои населения.

Читайте также:  Занятия по охране и развитию зрения и зрительного восприятия

Как было сказано выше, именно XVIII век считается рубежом, изменившим экономическую сторону Европы. Это произошло благодаря промышленной революции, когда на смену семейным мастерским пришла крупная промышленность с наёмными работниками. Урбанизация и индустриализация ворвались в современное общество. Философия как наука тоже не стояла на месте и стала стремительно развиваться.

Свобода граждан, их образованность стремительно стали расти. Экономика дала возможность многим обрести самостоятельность. Это привело к распространению понятия «личность» и на простых граждан, которых ещё недавно не считали за полноправных членов общества. Стала развиваться новая форма социума — демократия, основанная на равенстве каждого человека перед законом . Флагманом индустриализации в Европе выступила Англия, давшая ростки для развития промышленности, свободного предпринимательства и нового законодательства.

Условия жизни, природа и общество

Философия как социальная наука занимается изучением человека и окружающей его среды, куда относится и природа. Поэтому одним из главных пунктов анализа социума является его отношение к природе и её многообразию типов. Материалистическая философия выделила такие аспекты взаимосвязей человека и природы:

  • генетическая связь;
  • эволюция;
  • антропогенез и социогенез;
  • онтологическую связь.

Понятие «природа» – основа человеческого бытия, источник необходимых веществ, продуктов и предметов. Гносеологическую, духовная связь, которую имеют природа и общество, философия определяет как обязательное условие познавательной активности людей и условие их эмоционально-психологической стабильности.

«Природа» в философии — это синоним слов «мир», «материя», «Вселенная», «бытие». Оно также означает сущность многих явлений (природу электричества, болезни и т. д.); относительно противостоящая социуму естественная среда (все, что не является результатом человеческого труда).

В целом можно сказать, что понятие «природа» играет большую роль. Человека обществе философия определяет как часть совокупности.

Дисгармония

Практика потребителя по отношению к природным ресурсам привела к нарушению гармонии в окружающей среде. Начиная с XX века стало понятно, что возникла угроза существования человечества в целом как биологического вида, выраженная экологическим кризисом. Мы констатируем загрязнение воды, воздуха, почвы, нехватку ресурсов, исчезновение определённых видов растений и животных, уничтожение лесных массивов, глобальное потепление, озоновые дыры и т. п. Как следствие, здоровье населения всей планеты сильно ухудшилось. Заметна стала деградация генофонда.

Как наука, философия в жизни человека и общества стала играть ещё более важное значение. Изучая её, человек начинает задумываться о вечном, смысле бытия и роли человека на Земле. Необходимо менять сознание людей, оно слишком материализовалось и «прилепилось» к плоти. Сознание современных людей стало слишком потребительским. Понятно, вся природа, растения, животные созданы как блага для человечества, но если не относиться к ним бережно, с чувством благодарности, то очень скоро мы окажемся не только в кризисном состоянии, но и будем обречены на вымирание.

Массовое сознание

Сегодня озабоченность экологией стала главной чертой, формирующей сознание социума целых государств. Поэтому современная философия общества, кратко говоря, направлена на развитие самосознания и ответственности людей перед всей планетой, всеми творениями на этой Земле и даже во Вселенной, осознание ключевой роли в развитии эволюции и её деградации также. Если ещё недавно в состоянии экологии человечество видело лишь угрозу самой природе, её красоте, то уже сегодня мы понимаем – это прямой урон нашему здоровью, благосостоянию и существованию.

Современная философия в жизни общества тоже направлена на отношения с природой. Вся планета – это единый организм, поэтому человечество должно объединиться в решении экологического кризиса. Ведь чужой природы не существует. Она едина, и планета на грани катастрофы. Общество стало на пороге нового этапа взаимодействия, в наше сознание входит понятие, характеризующее сферу разума.

Это понятие выражает высшую ступень интеграции существующих форм материи, как результата человеческой деятельности, которая перестраивает интересы человечества в соответствии с потребностями биосферы, делая его ответственным за её эволюцию. Современное развитие общества философия рассматривает как отношения человека и природы не в ракурсе его власти над ней, а как переплетение, параллельное развитие и взаимодействие. Концепция ноосферы воплощает идею необходимой разумной организации общества и его взаимодействия с природой, а не стихийное и хищническое отношение к ней.

Необходимо понять, что социум существует только благодаря живому окружению. Современное общество, как система, философия которого не будет развиваться в сторону понятий ноосферы, будет обречено на вымирание. Нельзя безответственно относиться к окружающему миру. Человек, как индивид, часть целого огромного мира, и он обязан считаться с законами, направленными на созидание, а не на разрушение. Иначе вряд ли он может претендовать на само звание человека разумного.

Общество с точки зрения философии это

1. Общество с точки зрения социальной философии…………………………………

2. Общество с точки зрения социологии………………………………………………

3. Общество с точки зрения психологии………………………………………………

4. Общество с точки зрения политологии……………………………………………

6. Список использованной литературы…………………………………………………

С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его собственным существованием среди других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими благами, а другим отказано во всем?

Поиск ответов на эти и иные вопросы заставил ученых и мыслителей древности обратить свой взгляд на человека и на общество, в котором он существует.

Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя естественные ресурсы, расширяя таким путем сферу производства, люди столкнулись с ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало рациональное использование рабочей силы, или, другими словами, людей, занятых в производстве материальных благ. Если в начале XIX в. производители служили дополнением к ресурсам и механизмам, и только механизмы надо было изобретать и совершенствовать, то в середине века стало очевидным, что сложной техникой могут управлять лишь грамотные, заинтересованные в своей деятельности люди. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности людей поставило проблемы осуществления взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки формирования и развития науки, изучающей ассоциации людей, их поведение в этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких взаимодействий.

Общество с точки зрения социальной философии

Социальная философия или, как ее еще называют, философия истории традиционно входит составной частью в общую философию, являясь органическим и непосредственным продолжением философии человека. Различие между философской антропологией и социальной философией состоит в том, что если философская антропология рассматривает человека под углом зрения его внутренних психофизических и духовных качеств, то социальная философия интересуется «совокупным человеком», человеком в его, так сказать, коллективной ипостаси, взаимной деятельностью людей, их общением между собой, обществом. Социальная философия призвана ответить на многие сложнейшие вопросы общественной жизни человека: что такое общество, для каких целей оно возникает, как развивается и что его ожидает в будущем, какова структура общественной жизни и механизм взаимодействия ее многообразных и непохожих друг на друга сфер, есть ли в обществе объективные законы, действующие независимо от сознания и воли людей и многое другое.

Над этими и другими вопросами социальной философии задумывались многие выдающиеся мыслители. Однако на большинство из них пока нет-окончательного ответа. Это вовсе не означает, что философия истории вообще не имеет каких-либо твердых, достаточно верных и общепризнанных высказываний относительно сущности общественной жизни, ее особенностей в сравнении с природой. Философия истории, опираясь на достижения конкретных наук, объектом изучения которых является общество, внесла свой вклад в понимание сущности общественной жизни, поставила и сформулировала целый ряд проблем, общезначимых для всего комплекса общественных наук

Социальная философия, как видно из самого ее названия, изучает общество, социум (так еще иногда его именуют в научной литературе), социальную жизнь, социальные, то есть общественные, связи и отношения между людьми. Но общество, как известно, «является объектом изучения многих других общественных наук: истории, целого комплекса экономических и юридических наук, политологии, этики, эстетики, социальной психологии и т. д.

Чем же отличается социальная философия от этих многочисленных и разонобразных наук об обществе? Различие между социальной философией и конкретными науками об обществе в принципе то же самое, что и различие между философией и наукой, между философией и отдельными науками, изучающими ту или иную сторону реальной действительности. Об этом подробно было сказано в первой главе. Поэтому ограничимся здесь лишь двумя самыми общими замечаниями о разграничительных линиях социальной философии и других наук об обществе.

Первое замечание сводится к тому, что в отличие, от других общественных наук социальная философия изучает не ту или другую сторону общественной жизни, скажем, не экономику, не право и не мораль, являющихся предметом изучения соответствующих наук об экономике, праве и морали, а все общество, как целостную систему, все сферы общественной жизни в их единстве и взаимодействии. Социальная философия стремится отыскать некоторые общие свойства и закономерности, характерные каждой отдельной сфере общества, а значит, и обществу в целом.

Другое замечание состоит в том, что социальная философия есть часть философии, один из наиболее существенных ее разделов и потому она, будучи философской дисциплиной, рассматривает общественную жизнь именно с позиций философии, проверяя «законность» и применимость своих общих выводов в такой специфической области, как человеческое общество, уточняя, корректируя, а -иногда и пересматривая эти выводы. Социальная философия по необходимости рассматривает общественную жизнь под углом зрения своих традиционных философских проблем — материального и идеального, причинности и закономерности, сознания и познания, возникновения и развития, целого и части и т. п., используя для этого весь мощный категориальный аппарат-философии, выработанный и наработанный в течение многих столетий.

Читайте также:  Книги восстанавливаем зрение за 15 минут в день

Перейдем теперь к рассмотрению поставленного в

заголовке вопроса о том, то такое общество и каковы его основные характеристики.

Несмотря на все разнообразие ответов различных авторов на этот вопрос, вызванное мировоззренческими позициями и своеобразием подходов к его решению, они во многом совпадают, по крайней мере в них немало содержится общего. В этом можно легко убедиться, сравнивания определения, которые даются понятию общества-различными философами. Приведем некоторые из них.

Немецкий философ Г. Зиммель определяет общество, как взаимодействие индивидов. Другой немецкий философ Л. Гумплович усматривает характерное отличие общества от других материальных систем тоже во взаимодействии людей, но в качестве сторон этого взаимодействия берет не отдельных индивидов, а группы и общности людей. По мнению французского социолога Э. Дюркгейма, всякий агрегат индивидов, находящихся в постоянном соприкосновении и составляет общество. Французский социальный философ и социальный психолог Г. Тард рассматривает общество как «интерментальный процесс», то есть взаимное общение людей в форме подражания, противоположения и приспособления. Знаменитый немецкий юрист и социолог Р. Штаммлер определяет общество, как внешним образом урегулированную совместную жизнь людей. Марксизм рассматривает общество как такое взаимодействие людей, в основе которого лежат материальные, производственные отношения. Современный американский исследователь общественной жизни Ч. Эллвуд определяет общество как группу индивидов, ведущих коллективную жизнь посредством умственного» взаимодействия.

Как видно, все приведенные высказывания крупнейших социальных философов прошлого и нынешнего века сходятся в одном: общество есть совокупность взаимодействующих — людей.

Жизнь человека немыслима вне общества. Недаром Аристотель называл человека политическим, то есть общественным, животным. Человек нуждается в общении для достижения своих многочисленных жизненных интересов и целей. Среди них есть и такие, которые одинаково важны всем. В их достижении и реализации заинтересован каждый человек. Это цели продолжения рода, а также материального и духовного поддержания жизни и цели, вызванные необходимостью регулирования самого процесса общения между людьми.

Самой первой потребностью человека является удовлетворение в пище, в одежде, в жилище. Одинокий человек не в состоянии без поддержки других людей обеспечить себя необходимыми материальными средствами жизни. Не объединяясь в общество, человек не в состоянии устроить для себя человеческую жизнь и вынужден либо погибнуть, либо превратиться в животное. То же самое можно сказать об удовлетворении духовных потребностей. Нужда в духовной пище сплачивает людей не менее, если не более, сильно, чем необходимость

Философия общества

Читайте также:

  1. Sf 19. Русская религиозная философия в XX веке, ее основная
  2. V2: Марксизм и формационный подход. Становление капиталистического общества.
  3. Актуальность проблем соцработы на современном этапе развития общества.
  4. Акционерные общества.
  5. Античная атомистическая философия
  6. Античная ДОСОКРАТИЧЕСКАЯ НАТУРфилософия
  7. Античная философия
  8. Античная философия
  9. Античная философия
  10. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  11. Античная философия
  12. Античная философия и ее космоцентричный характер. Досократический этап.

Изучение общества является предметом социальной фи­лософии. Для философского подхода к познанию обще­ства характерно стремление осмыслить его сущность, по­нять особенности, отличающие социальную реальность от природной реальности.

Понятие «общество» многозначно. С философской точ­ки зрения общество есть не просто совокупность людей, но и реальная, объективно существующая совокупность условий их совместной жизни. Жизнь общества не сводит­ся лишь к вещественно-энергетическим процессам, которые в нем происходят. В нем есть еще один тип процессов, которым нет аналога в природе: это процессы духовной жизни, которые протекают в головах индивидов, но при этом координируются и соединяются вместе, образуя об­щественное сознание.

В философском понимании общества используются ка­тегории общественного бытия и общественного сознания

Общественное бытиеопределяется как материальная жизнь общества, ее производство и воспроизводство. В нее вхо­дят способ производства материальных благ; экономиче­ские отношения, которые складываются между людьми в процессе производства, распределения и обмена.

Обще­ственное сознаниехарактеризуется как духовная жизнь общества. В нее входят разнообразные взгляды, идеи, на­строения, теории социальных групп.

Во взглядах на общественную жизнь длительное время господствовала идеалистическая концепция. Эта концепция исходит из утверждения, что определяющую роль в обще­стве играет духовное начало (бог, мировой разум, сознание людей).

Такое понимание общества имеет определенные осно­вания. Во-первых, все действия, поступки людей происхо­дят при участии сознания. Во-вторых, выделение умствен­ного труда в самостоятельную область деятельности дает возможность для порождения своеобразной иллюзии, буд­то сознание, идеи не зависят от материальной жизни об­щества, развиваются совершенно самостоятельно.

^ Первым вариантом материалистического понимания общества можно считать географический детерминизм — направление в социологии, утверждающее, что на специ­фику и историю общественной жизни определяющее воз­действие оказывает географическая среда.

^ Второй вариант материалистического подхода к истории предложен в марксизме, который распространяет материа­лизм на понимание общества. Основополагающая социаль­но-философская идея марксизма состоит в том, что обще­ственное бытие не зависит от общественного сознания, а общественное сознание отражает общественное бытие и определяется им. На основе материалистического понима­ния истории марксизм определяет структуру общества как иерархию четырех сфер общественной жизни: экономичес­кой, социальной, политической и духовной.

Общество является определенным этапом исторического развития человечества, исторически сложившейся формой совместной деятельности людей. Оно представляет собой особую реальность, обособившуюся от природы (естествен­ных условий существования человека), но и неразрывно связанную с ней. Это достаточно широкая трактовка по­нятия «общества», в более узком смыслепод ним пони­мают конкретный вид общества со своими особенностями (напр., российское, американское).

^ Общество включает в себя помимо людей, его состав­ляющих, формы их объединения и способы их взаимодей­ствия. Таким образом, общество проявляется как сложная, динамичная, саморазвивающаяся система, система связей и отношений, посредством которых люди осуществляют свою жизнедеятельность. Эти связи и отношения являются объективными, так как возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существо­вания и развиваются вместе с развитием условий жизни и деятельности людей.

Важнейшими признаками общества являются:

·
общность территории проживании людей, что обычно совпадает с государственными границами;

·
целостность и устойчивость;

·
самовоспроизводство и самообеспеченность;

·
существование системы общепринятых норм и ценнос­тей, т. е. культуры.

Общество — это совокупность людей, объединенных ис­торически сложившимися формами их взаимосвязи и вза­имодействия в целях удовлетворения своих потребностей.

Общество включает в себя ряд общностей, между ко­торыми существуют экономические, политические, соци альные и другие отношения. Существование общества пред­полагает наличие совместных интересов различных общ­ностей, его составляющих. Общности отстаивают свои ин­тересы, и эти интересы могут быть взаимоисключающими. Объединенные в общество, они осознают свои интересы и так или иначе приводят их в соответствие с интересами других общностей. Таким образом, осуществляется комп­ромисс, выявляются общие интересы многих общностей. Общество возникает и существует, если общности способ­ны осознать не только свои, но и общие интересы. Если этого не происходит — общество распадается, остается только ряд социальных групп, проживающих на единой территории. Исходя из этого можно сделать вывод, что общество пред­полагает единство дифференцированной массы людей.

Известный английский философ и социолог Г. Спенсер отмечал, что в обществе присутствует постоянная тенден­ция к росту внутренней дифференциации (разделения, расслоения) которая сопро­вождается постоянным же усовершенствованием процесса интеграции (объединения). Единство общества обеспечивается различны­ми факторами — экономическими, политическими, соци­альными, духовными, которые и составляют общественные отношения.

Итак, общество есть система взаимодействия людей. Но основыэтого взаимодействия в социальной филосо­фии осмысливались неоднозначно.

Некоторые исследователи настаивали на том, что ос­новой человеческой деятельности являются духовные на­чала— сознание, духовные потребности, духовные ценно­сти. Другие связывали эти основы с материальными по­требностямии материальными условиями общественной жизни.

Например, английский философ Томас Гоббс полагал, что основу взаимодействия людей составляет заключенный между ними договор. По его мнению, изначальные отно­шения между людьми были основаны на вражде. Договор, заключенный между ними, регулирует нормы и правила человеческой жизни и деятельности и тем самым приво­дит к возникновению общества и государства.

Немецкий философ В. Виндельбанд считал, что в осно­ве развития общества лежат ценностные ориентиры чело­века. Ценности, но его мнению, имеют абсолютное значе­ние, образуют идеальный, вечный и независимый от лю­дей мир. По мере осознания ценностей люди вырабатывают ценностные установки и требования, которыми и руковод­ствуются в своей деятельности.

В марксистской философии внимание акцентируется на материальных побудительных силах деятельности людей.^ Способ производства материальных благ рассматривается в качестве основы существования и развития общества. Он обеспечивает единство общества и обусловливает развитие социальной, политической и духовной жизни.
^ 35. Философия культуры.

Под культурой в философии понимается система историче­ски развивающихся внебиологических программ человеческой жизнедеятельности,обеспечивающих воспроизводство и изме­нение социальной жизни во всех основных направлениях, сфе­ра свободной самореализации личности.

Впервые культура становится предметом философского изу­чения в рамках просветительской философии истории. Идея культуры выражала здесь степень развитости разумного начала, объективирующегося в ходе истории в религии, морали, праве, искусстве, науке, философии. Немецкая классическая филосо­фия отождествила культуру с формами духовного и политиче­ского саморазвития человека и общества. При этом многообра­зие форм культуры располагалось ими в определенной истори­ческой последовательности.

В рамках философии жизни формируется новая идея об исторической самобытности и локальности культур, происхо­дит отказ от представлений о единой линии культурного раз­вития человеческого рода, оппозиция «природа — культура» сменяется новой оппозицией «цивилизация — культура» (О. Шпенглер). Это противопоставление было связано с кри­тикой негативных черт западной техногенной цивилизации и «массовой культуры». Культуракак органическое, творческое духовноеначало противопоставляется цивилизациикак утили­тарному, технологическому, материальному. Культура при этом сводилась к высшим областям духовного творчества, а цивили­зация — к системе различных технологий, повышающих мате­риальное благосостояние людей.

^ В современной философии можно выделить два основных подхода к осмыслению культуры — аксиологическийи деятельностный. С точки зрения аксиологического подхода куль­тура — это система ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, значимая для конкретного общественного организ­ма. Сторонники этого подхода обращают особое внимание на творческий и личностный аспекты культуры, рассматривают ее как меру гуманизации общества и человека. С точки зрения деятельностногоподхода культура — это специфический способ человеческой жизнедеятельности,«система внебиологически вы­работанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе» (Э. Маркарян). В качестве способа регуляции, сохранения и развития общества культура включает в себя не толькоду­ховную, но и предметную деятельность. При данном подходе акцентируется не столько культура личности, сколько культура всего общества.

Читайте также:  Твое точка зрение или твоя точка зрения

^ Близкой к деятельностному подходу является семиотиче­скаяинтерпретация культуры Ю. А. Лотмана. Культура рас­сматривается им как система информационных кодов, за­крепляющих жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации. Культура как сложно организованный и разви­вающийся набор таких семиотических систем транслирует программы поведения, общения и деятельности. Предметы материальной культуры тоже выступают как средства хране­ния и передачи смыслов, регулирующих деятельность, поведе­ние и общение.

Культура как система разнообразных традиций, образцов поведения, норм и результатов деятельности, постоянное вос­произведение которых делает человека человеком, обладающим языком, сознанием, искусством, наукой, современной техни­кой, представляет собой абсолютную ценность, задающую главные ориентиры всем сферам человеческой деятельности. Культура передается от поколения к поколению по принципу множества «социальных эстафет» (М. А. Розов) и является формой социального наследования, сохраняющей для будущего наш социальный опыт.

Основным вопросом для философии культуры(сам термин ввел в нач. XIX в. немецкий романтик А. Мюллер) является вопрос о существовании культурных универсалий, дающих воз­можность философского осмысления культуры. С точки зрения неокантианцев (Г. Риккерт, В. Виндельбанд), универсалиями культуры являются общезначимые ценности (логические, эсте­тические, нравственные). В психоаналитической концепции К. Г. Юнга универсалии культуры задаются психобиологиче­ским единством человеческого рода. Согласно социально-фи­лософской теории К. Маркса, культура — это сам процесс че­ловеческой жизнедеятельности, а не только совокупность его результатов, и она может быть понята только в связи с обще­ством и трудом.

Дата добавления: 2015-04-23 ; Просмотров: 1058 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Философия общества

Философия общества предполагает метафизический анализ социальной реальности, в частности стремление к умственному раскрытию объективных общественных связей и отношений между людьми, осмыслению их места и роли в мире вещей, предметов, явлений, а также к выявлению новых связей и отношений, которые складываются между ними.

Философия общества как способ его осознанного понимания людьми развивается в виде раскрытия самосознания различных социальных групп и слоев населения. Она делает ясным то, что до определенного момента было призрачным. Это некая строгая система абстрактных понятий, объясняющих объективный ход исторических событий, раскрывающих причины и механизмы установления и поддержания общественного порядка. Это совокупность принципов организации межличностного и социального общения, укрепления морально-правового порядка в государстве, защиты интересов всех граждан страны и мира. Это стремление к пониманию естественных процессов функционирования конкретных социальных связей и отношений в обществе как живом организме, предвидение их качественных изменений. Это, наконец, ключ к пониманию того, что люди созданы для достойной жизни в обществе.

Важнейшими целями и задачами социальной философии являются обнаружение внутренних (объективных) импульсов, инициирующих процесс самоорганизации общества, анализ сочетания закономерного и случайного, личностного и общественного. Чтобы понять феномен общества как живого организма, необходимо ясно представить себе ментальное состояние человека как разумного существа и одновременно как социальной единицы. Надо разобраться в причинах и тенденциях, объединяющих очень разных людей в сложную систему взаимосвязи — общество как целостное образование, находящееся в агрегатном состоянии, позволяющем каждому человеку свободно выполнять собственные функции жизнедеятельности. Так, во всех сложных технических агрегатах, подобных часам или унифицированным узлам машин, четко реализуются определенные функции взаимодействия всех отдельных частей и элементов. Выход из строя хотя бы одного из них ведет к нарушению ритма работы всего агрегата или даже к его остановке. То же самое происходит и в живом общественном агрегате, все структурные единицы которого (органы, организации, институты, объединения и т.д.), позволяющие людям полнее реализовывать свои способности и удовлетворять материальные потребности и духовные интересы, должны выполнять собственные функции, гармонично взаимодействуя между собой.

Человеческое общество — это целостный живой организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность разнообразных связей и отношений — таких, как производственные, экономические, финансовые, классовые, национальные, семейные, духовные. Исходя из этого, выделяют следующие формы общественного сознания: мораль, политика, философия, право, наука, искусство, религия, и т.д. Все эти грани единого целого, живущего по объективным законам, внутренне взаимосвязаны и взаимозависимы. Выдающийся русский религиозный философ Вл. Соловьев, рассматривая общество в качестве «расширенной личности», понимал последнюю как сферу средоточия всеобщих интересов. Главным призванием личности должно быть освобождение человечества, ограждение его от проявления различных форм зла. А это значит, что человеческая личность всегда должна стремиться выполнять теургическую роль (греч. theurgia — божественное действие) в обществе. Последнее, ограничивая личные свободы людей определенными нормами и правилами, исходит в принципе из интересов людей, правда, далеко не всех. Поэтому некоторые современные философы (экзистенциалисты, персоналисты, позитивисты и др.) искренне убеждены, что общество больше причиняет вреда индивиду, чем приносит ему пользы.

Один из представителей экзистенциализма А. Камю писал, что человеку сужено вечно нести «крест несчастья и факел надежды», «улучшать в мире все, что может быть улучшено». «Но и после этого, — продолжает мыслитель, — даже в самом совершенном обществе, будут умирать невинные дети. При всем желании человек способен лишь арифметически уменьшить количество горя в мире. Но несправедливость и страдания останутся, и, сколь бы ограничены они ни были, они не перестанут быть причиной соблазна. Вовек не умолкнет «отчего?” Дмитрия Карамазова» [3]. А вот для марксистов, напротив, общество -это естественное условие движения человека к самореализации. И как бы ни было велико зло, порожденное законами того или иного общества, оно все равно остается необходимым условием для формирования и развития личности индивида. «Хорошее общество», согласно К. Марксу, тождественно обществу культурных, нравственно воспитанных, физически и психически здоровых людей, то есть всесторонне развитых, здравомыслящих и продуктивных личностей.

Чтобы лучше понять, как действует, образно говоря, «общественная машина», слагаемая из множества психофизиологических и социально-духовных комбинаций в единое целое в процессе частной жизнедеятельности людей, находящихся в определенной независимости друг от друга, следует уяснить характер объективных условий и субъективных факторов интеграции естественных потребностей и духовных интересов индивидов. Жизнь каждого конкретного человека всегда слагается из функционирования его организма и деятельности его личности как части общественного агрегата. При этом целостная жизнедеятельность человека в природе и обществе определяется степенью сознания им своей ответственности, а также его активностью в природной среде и в сфере материальной и духовной культуры, где, собственно, и складывается его личная судьба. Речь идет о том, что в своей жизнедеятельности человек лично оценивает отношения между людьми, социальными коллективами, а также состояние духовного мира, в котором аккумулируются индивидуальный опыт и общественно-исторические традиции поколений. Объединение людей в единое целое (живой социальный организм) осуществляется по многим объективным причинам: материальным, духовным, политическим, морально-этическим.

В свое время К. Маркс и Ф. Энгельс отмечали: «Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей взаимно обусловливают друг друга» [4]. Зависимость человека от природы и общества предстает в виде проблем, связанных с характером производства продовольствия, энергии, сырья и т.д. Неоправданное смещение философских акцентов с природы на общество в единой системе бытия приводит к тому, что люди, калеча во имя общественных интересов природу, калечат и себя, но прежде всего свое общественное здоровье.

Для компетентного управления всеми процессами общественного развития необходимо их тщательное изучение, научное исследование, которым занимаются многие общественные науки, в том числе политология. Объектом этой философской науки являются политические отношения и связи, объективно складывающиеся в обществе в целом, а также между общественными организациями, партиями, отдельными гражданами в самых разнообразных жизненных проявлениях. Предметом же политологии являются объективные условия функционирования общественного 6ытия, правовые и моральные факторы возникновения и развития политической сферы общественной жизни и деятельности людей.

Нередко от людей приходится слышать, что они живут вне политики. Это глубокое заблуждение, ведь человек существует в обществе, а последнее всегда политизировано. Следовательно, каждый член социума оказывается изначально включенным в политику. Людей же, которые сознательно и добровольно возлагают на себя ответственность за судьбу государства, за жизнь народа или какой-либо его части, принято называть политиками. Они вступают на стезю такой общественной деятельности, которая тесно связана с различными параметрами государственной власти, ведущей их к участию в управлении государством. В свое время К. Маркс обратил внимание на то, что любая, даже незначительная, общественная проблема приобретает политический характер, если ее решение прямо или опосредованно связано с проблемой власти [5].

Перед социальной философией и политологией стоит множество непростых задач по критическому осмыслению и переосмыслению сути и смысла политики. При этом главными являются содержательные аспекты основных морально-политических и правовых ценностей — таких, как социальная справедливость, свобода, гражданская ответственность, всеобщее благо и т.д. Перед политологией как философской дисциплиной стоит задача поиска ответов на вопросы о целесообразности и правомерности взаимодействия власти и политики, об управлении и насилии, о революции и реформах и т.д. Она занимается объяснением основных принципов политической жизни (патриотизм, права личности, классовая солидарность, борьба и др.), а также раскрытием смысла и значения политических акций — таких, как сопротивление, забастовка, политический компромисс и т.д. Социальная философия и политология решают проблемы осмысления сути гражданского общества, демократии, социально ориентированной рыночной экономики, общественного здоровья и т.д.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источники:
  • http://fb.ru/article/306991/obschestvo-v-filosofii---eto-chto-takoe
  • http://www.mark5.ru/90/19262/index1.1.html
  • http://studopedia.su/15_57543_filosofiya-obshchestva.html
  • http://progs-shool.ru/obshhij-kurs-filosofii/534-filosofiya-obshhestva.html