ПОСЛЕДЫШ Сам в летах — жену умно ли выбрать в среднем возрасте? \ Вдруг у старика ребенок — с этою старухою: \ Разве избежать он может прозвища «последыша»?\ А сейчас сниму с тебя я бремя, облегчу тебя. Тит Макций Плавт. Перевод А. Артюшкова КЛАД
ПОСЛЕДЫШ И он сидит, король-последыш, \За четкою железною решеткой, \Оравы обезьян соседыш, \И яда дум испивши водки. Велимир Хлебников 1920-1921 ЛАДОМИР
Последышек, поскрёбышек\ У века на груди, \ От стаи птиц воробышек\ Отбившийся в пути. Любовь Брускина Последний год двадцатого века
последыши Ты, последыш и поздний побег, \ Некрасивый, неистовый, новый, -\ С иноземной фамилией Бек, \ Обрусевшей по воле Петровой, -\ Ты случайно явилась в ночи, \ Ты очнулась в купели кромешной, -\ Чтоб, \ не путая звезды ничьи, \ Все же быть и гневливой, и нежной. Татьяна Бек
последышЛишь дотла наш корень истребя, \Грозные отцы твои и деды\Сами отказались от себя, \И тогда поднялся ты, последыш! Арсений Несмелов БЕЛАЯ ФЛОТИЛИЯ (Харбин, 1942)
В «Последыше» мужики деревни Большие Вахлаки разыгрывают после реформы «камедь» подчинения выжившему из ума князю Утятину, соблазнившись посулами его наследников-сыновей. Некрасов создает сатирический образ тех полукрепостнических отношений, которые установились между помещиками и крестьянами после реформы 1861 года, когда крестьянство на многие десятки лет осталось в фактической зависимости от господ. В начале «Последыша» вновь звучит сквозная в эпопее тема народного богатырства:
Сказал Пахом Онисимыч.-
Здесь богатырь народ!»
Смеются братья Губины:
Давно они заметили
Со жбаном — на стогу;
Он пил, а баба с вилами,
Задравши кверху голову,
Глядела на него.
Так создается почти скульптурный памятник, олицетворяющий неистощимую силу и мощь крестьянского мира. Но в резком контрасте с этим мажорным вступлением оказывается поведение мужиков, играющих шутовскую роль добровольных рабов перед напоминающим Лихо Одноглазое, выморочным князем Утятиным.
Вначале эта «камедь», эта фальшивая игра в покорность вызывает улыбку читателя. Тут есть и артисты вроде мнимого бурмистра Клима Лавина, с каким-то упоением входящего в назначенную ему миром роль:
«Отцы!» — сказал Клим Яковлич
С каким-то визгом в голосе,
Как будто вся утроба в нем
При мысли о помещиках
Но чем долее продолжается игра, тем чаще в ней проскальзывают черты правдоподобия. Возникает сомнение: игра ли это? Уж слишком похожа она на правду. Сомнение подтверждается не только словами Пахома: «не только над помещиком, привычка над крестьянином сильна»,- но и реальными поступками вахлаков. Вот мужики идут посмотреть на комедию, которая будет разыграна с приездом князя Утятина, но встают «почтительно поодаль от господ». Вот Клим входит в раж и произносит очередную верноподданническую речь, но у дворового вместо смеха «слезы катятся по старому лицу». А рядом с этими непроизвольными проявлениями холопства встает холопство Ипата уже по призванию и убеждению. Да и самый главный шут Клим Лавин в минуту откровения говорит:
Эх, Влас Ильич! где враки-то?
Не в их руках мы, что ль.
Временами комедия превращается в жестокую, трагическую игру, убийственно действуя на Агапа Петрова — человека с проснувшимся и еще не окрепшим чувством собственного достоинства. И если сперва вахлакам кажется, что они потешаются над помещиком, то вскоре выясняется, что в действительности они унижают самих себя. Неспроста говорит мудрый Влас разыгравшемуся шуту Климке Лавину:
Бахвалься! А давно ли мы,
Не мы одни — вся вотчина.
(Да. все крестьянство русское!)
Не в шутку, не за денежки.
Не три-четыре месяца,
А целый век. Да что уж тут!
Куда уж нам бахвалиться,
Против мужиков оборачивается их наивная вера в сыновей князя Утятина, «гвардейцев черноусых», посуливших за вахлацкую комедию поемные луга. Умирает «последыш»,
А за луга поемные
Наследники с крестьянами
Внешне «Пир — на весь мир» является продолжением «Последыша»: вахлаки после смерти князя Утятина справляют «поминки по крепям». Но по существу в «Пире» изображается принципиально иное состояние мира. Это уже проснувшаяся и разом заговорившая народная Русь. В праздничный пир духовного пробуждения вовлекаются новые и новые герои: весь народ поет песни освобождения, вершит суд над прошлым, оценивает настоящее и начинает задумываться о будущем. Далеко не однозначны эти песни на всенародной сходке. Иногда они контрастны по отношению друг к другу, как, например, рассказ «Про холопа примерного — Якова верного» и легенда «О двух великих грешниках». Яков мстит барину за все издевательства по-холопски, совершая самоубийство у него на глазах. Разбойник Кудеяр в праведном гневе убивает народного врага пана Глуховского. Причем после этого убийства рухнуло громадное дерево, которое Кудеяр по обету, во имя искупления грехов, начал подтачивать ножом. И трудиться бы ему до скончания века, если бы вонзившийся в сердце пана Глуховского нож не сбросил с разбойника вместе с упавшим деревом «бремя грехов». Так высшая народная нравственность, освященная авторитетом религиозной веры, оправдывает праведный гнев против угнетателей и даже насилие над ними.
И как бы в ответ на этот рост народного самосознания из разноречивого хора крестьянских голосов, поднимаясь над ними, начинают звучать песни Гриши Добросклонова, русского интеллигента, знающего о том, что счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за «непоротую губернию, непотрошеную волость, избытково село», которые ищут теперь забывшие давно о первоначальной цели путешествия, духовно выросшие странники.
Обосновать точку зрения пахома здесь богатырь народ
УРОКИ СЛОВЕСНОСТИ В ШКОЛЕ №1120 запись закреплена
Для 10 класса.
Домашнее задание
1. Читать первую часть гл. «Пьяная ночь», «Последыш», «Крестьянка».
2. Задания по главам из первой части:
Задание для всего класса: выразительное чтение следующих эпизодов:
— «Играет солнце вешнее. » — «Лебедками плывут»;
— «Не ветры воют буйные. » — «У праздника народ!»;
— «По всей по той дороженьке. » — «Палят по мужикам!»
— «Дорога многолюдная. » — «Дозваться мужиков. »
— «Вдруг песня хором грянула. » — «Идет огнем-тоской. »
Задания по группам:
1 группа. Выразительное чтение по ролям сцены: «Дорога стоголосая гудит!» — «Того гля-ди, убьет, убьет. ». Ответить на вопросы:
— Как раскрывается народный характер в этой сцене?
— Как создает автор образ живой, разноликой, шумной народ ной толпы?
— Почему сказанное каждым действующим лицом от себя воспринимается как присущее крестьянству в целом?
2 группа. Задания по главе «Последыш».
Перечитать эпизоды, рисующие крестьян деревни Вахлаки, и обосновать справедливость одной из двух точек зрения Пахома («Здесь богатырь народ!») или дяди Власа («Куда уж нам бахва-литься, недаром вахлаки!»). Ответить на вопросы:
— Почему в повествовании автора включены рассказы вахлаков?
— Почему каждый из крестьян (Влас, Агап Петров, Клим Лавин, Игнат) высказывает свою точку зрения на отношения между крестьянами и помещиками, сложившиеся на Ваклачине.
— Определить позицию каждого из них и сделать вывод о развитии самосознания и о пси-хологии крестьян.
3 группа. Задания по главе «Последыш».
Подготовить сообщение «Образ Савелия-богатыря святорусского».
— Какие представления о Савелии возникли у вас в процессе чтения?
Перечитать эпизод: «Как вы терпели, дедушка?» — «Под розгами, под палками по мелочам ушла». Разделите текст на части, определите тему и раскройте смысл каждой из этих частей. Ответь-те на вопросы:
— Почему образ именно богатыря Святогора появляется в главе о Савелии?
— В чем смысл «любимых слов»-рассуждений Савелия?
— Как понимать «терпение», к которому призывает Савелий Матрену Тимофеевну?
4 группа. Подготовить сообщение «Образ Матрены Тимофеевны». Перечитать текст «Кре-стьянки» и докажите, что образ Матрены Тимофеевны дан в развитии. Найдите в тексте эпизоды, подтверждающие справедливость ее слов: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу. » Поста-райтесь постичь характер героини в каждом из этих эпизодов и в их сцеплении. Сделайте обобще-ние.
— Почему рассказ о Савелии ведет Матрена Тимофеевна и почему в него, в свою очередь включен рассказ самого Савелия о своей жизни?
Подготовьте выразительное чтение и сделайте наблюдения над особенностями речи Матре-ны Тимофеевны. Найдите в тексте рассуждения, которые свидетельствуют о противоречивости ее характера.
Основные темы и идеи лирики Цель урока
— Прочитать выразительно по ролям сцену: «Дорога стоголосая гудит!» -«Того гляди, убьет, убьет. »
Ответить на вопросы: как раскрывается народный характер в этой сцене? Как создает автор образ живой, разноликой, шумной народной толпы? Почему сказанное каждым действующим лицом от себя воспринимается как присущее крестьянству в целом?
Задания по части «Последыш».
Разделиться на 2 группы, каждая из которых должна перечитать эпизоды, рисующие крестьян деревни Вахлаки, и обосновать справедливость одной из двух точек зрения Пахома («Здесь богатырь народ!») или дяди Власа («Куда уж нам бахвалиться, недаром вахлаки!»).
4 группа.
«Последыш».
Почему в повествовании автора включены рассказы вахлаков? Каж
дый из крестьян (Влас, Агап Петров, Клим Лавин, Игнат) высказывает свою
точку зрения на отношения между крестьянами и помещиками, сложившиеся
на Ваклачине. Определить позицию каждого из них и сделать вывод о разви
тии самосознания и о психологии крестьян.
Сообщение «Образ Савелия-богатыря святорусского».
(Какие представления о Савелии возникли у вас в процессе чтения? Перечитайте эпизод: «Как вы терпели, дедушка?» — «Под розгами, под палками по мелочам ушла». Разделите текст на части, определите тему и раскройте смысл каждой из этих частей. Ответьте на вопросы: Почему образ именно богатыря Святогора появляется в главе о Савелии? В чем смысл «любимых слов» — рассуждений Савелия? Как понимать «терпение», к которому призывает Савелий Матрену Тимофеевну?
— Сообщение «Образ Матрены Тимофеевны».
Перечитайте текст «Крестьянки» и докажите, что образ Матрены Тимофеевны дан в развитии. Найдите в тексте эпизоды, подтверждающие справедливость слов Матрены Тимофеевны: «Я потупленную голову, сердце гневное ношу 1 » Постарайтесь постичь характер героини в каждом из этих эпизодов и
в их сцеплении. Сделайте обобщение. Почему рассказ о Савелии ведет Матрена Тимофеевна и почему в него, в свою очередь включен рассказ самого Савелия о своей жизни? Подготовьте выразительное чтение строк из текста и сделайте наблюдения над особенностями речи Матрены Тимофеевны. Найдите в тексте рассуждения Матрены Тимофеевны, которые свидетельствуют о противоречивости ее характера.
Урок 62 Душа народа русского.
Цель урока: раскрыть богатство, сложность, противоречивость мира русского крестьянства, зреющий в народе стихийный протест против угнетателей; глубину поэта в создании образа народа во всей его широте и целостности.
Метод: работа по тексту с элементами беседы; сообщения.
Ты и бессильная,
Отношение русской революционной демократии к народу.
Противоречивость, сложность и богатство духовного мира крестьянст-
I . Слово учителя.
Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо» продиктован самой жизнью, тем значение, которое приобретал в пореформенную пору крестьянский
Революционеры-демократы в крестьянстве видели основную силу. Крестьянское движение в 1859-1861 годы приобрело широкий размах. 90% всех губерний европейской части России, на которые распространялось действие Манифеста 19 февраля, было охвачено крестьянскими бунтами. Однако вожди революционной демократии несколько преувеличивали возможности народа, так он не был подготовлен к сознательным действиям.
Некрасов остро чувствовал «больные» вопросы своего времени и живо откликался на события современной ему жизни. Это и подтолкнуло поэта к
созданию народной книги
«Кому на Руси жить хорошо». В ней он стремился дать первому читателю как можно более полные сведения о русском народе, о тех процессах, которые происходили в духовной жизни крестьянства после реформы 1861 года.
Поэт стремился не только показать пробуждение крестьянских масс, но повлиять на их политическое самосознание.
Народная жизнь Некрасовым изображена глазами самого народа.
II . Ра5ота с текстом первой части «Сельская ярмонка», «Пьяная
Как показано безудержное веселье?
Какие глаголы использованы?
(Шумит, поет, ругается,
Дерется и целуется
У праздника народ).
Выразительно прочитать (передать атмосферу широкого народного праздника).
Первая картина: обратите внимание на богатство красок (пестро, красно кругом; рубахи всех цветов; платья красные; косы с лентами). Безудержная веселость, жизнерадостность, царящие на ярмонке («играет солнце вешнее, хмельно, горласто, празднично»).
Во второй картине выделим глаголы: шумит, поет. передающие поведение народа на празднике; сравнения (не ветры воют буйные, не мать-земля колышется) заставляют почувствовать размах, удаль, силу молодецкую, проявляющуюся даже в гульбе.
В третьей картине отметим художественные детали (песня хором грянула, согласная, складная, и катится она «широко», «вольно». ). Эти детали говорят о талантливости, эстетической чуткости и душевной силе народа.
О нравственной силе и красоте народного характера говорят и такие эпизоды: как отнеслись крестьяне к поступку Веретенникова, подарившего внучке Вавилы ботиночки?
— Найдите и зачитайте эпизоды, передающие как веселье перешло в ничем не сдерживаемое пьянство.
(В первом эпизоде создается, а во втором усиливается представление о том, как еще много в народе темного, неприглядного и безобразного.
1) По всей по той дороженьке
И по окольным тропочкам
Покуда глаз хватал.
Ползли, лежали, ехали, Барахталися пьяные.
2) Дорога многолюдная
Что позже — безобразнее:
Все чаще попадаются. )
Вывод. Итак, сознание народное — сложное и противоречивое:
На баб нарядных глядючи, Старообрядка злющая Товарке говорит: Быть голоду! быть голоду!
В семье деспотизм
Другая: «Врешь, в моем дому
Мне старший зять ребро сломал!.
Расхвастался Вавилушка, И старому, и малому Подарков насулил. А пропился до грошика!
Т аким образом, все высказывания из толпы (в главе «Пьяная ночь») свидетельствуют о темноте, невежестве, терпении и смирении народа. Однако
есть и другие реплики, свидетельствующие о стремлении и способности кре-
стьян осмыслить свое положение. В них звучит несогласие с пореформенными порядками, скептическая оценка проведенной реформы:
Добра ты царска грамота,
Да не про нас написана.
III . Завершим рассматривать крестьянский мир на сельской ярмар
ке рассказом о Якиме Нагом. (Учащиеся зачитывают соответствующие эпи
зоды. . ■
Яким Нагой — представляет ту часть крестьянства, для которой характерно активное, протестующее начало. Он относится к поколению крестьян пореформенной России.
Яким Нагой выступает в поэме как народный защитник. Он говорит не об отдельных крестьянах, своих земляках или посетителях «ярмонки», а о всем мире тружеников.
Герой чувствует величие и правильно оценивает роль крестьянского труда в жизни страны. Яким уже не поддакивает барину, ПавЛуше Веретенникову. У него есть свое представление о сути крестьянской жизни, свое, крестьянское чувство чести и собственного достоинства:
Постой, башка порожняя! Шальных вестей бессовестных ■ Про нас не разноси.
Отстаивая чувство трудовой крестьянской гордости, Яким видит и общественную несправедливость по отношению к трудовому крестьянству: Работаешь один, А чуть работа кончена Гляди, стоят три дольщика: Бог, царь и господин!
В словах Якима о народной душе звучит грозное предостережение: У каждого крестьянина Душа, что туча черная -Гневна, грозна, и надо бы Громам греметь оттудова, Кровавым лить дождям.
Таким образом, Яким Нагой — личность, способная постоять за народные интересы, готовая на решительный спор с теми, кто судит о народе превратно).
IV. Работа с текстом третьей части. «Последыш».
Краткий пересказ текста.
Беседа по тексту.
— Увидев крестьян деревни Вахлаки, Пахом назвал их богатырями. Докажите текстом. (Картина коллективного труда, богатырство вахлаков: Народу тьма. . Провоных кос. Размахи сенокосные. . И пало, прошумев!)
— Почему мужики согласились «выдать себя» — за крепостных? (Крестьяне наивны, доверчивы и темны. Они не утратили веру в возможность договориться с помещиками, в возможность извлечь что-то для себясохранив отжившую систему отношений. В самом решении «помалчивать до смерти старика» много от прежней приниженности и покорности.
Зачитайте эпизоды, где вахлаки безропотно и смиренно переносят всякий раз моральное унижение.
Вывод: народ — богатырь и труженик обрекает себя на добровольное рабство. И слово «вахлак» воспринимается как символ покорности, невежества. Их «шутка», «дурачество» обернулось бедой. Погиб Агап Петров, единственный в Вахлаках крестьянин, осмелившийся сказать правду в глаза Утятину. После смерти князя кончилась «ласка» барина и началась бесполезная судебная тяжба.
Таким образом, главное в этой части — общественные отношения между помещиками и крестьянами. Крестьянство многосложно, уровень духовного развития крестьян различен. Каждый из них (и Влас, и Агап Петров, и Клим Лавин) высказывают свою точку зрения на отношения между крестьянами и помещиками, сложившиеся на Вахлачине.
По-иному расценивают сложившуюся в Вахлачине ситуацию Агап Петров. В решении вахлаков сохранить старые порядки Агап Петров видит проявление мужицкой глупости и вступает в откровенный конфликт с Последышем: Цыц! Ничикни! Крестьянских душ владение Покончено. Последыш ты!
Агап возмущен, он не желает терпеть моральное унижение, не желает участвовать в комедии вахлаков.
V . Работа с текстом главы «Крестьянка».
Итак, осмыслив характер отношений между вахлацким ммиром и помещиком переключим внимание на крестьянство корежского края.
Рассказать, как жили корежские крестьяне.
Одинаков ли уровень сознания вахлаков и корежских крестьян (в
отношениях с помещиками)?
(В отличие от вахлаков поведение корежских крестьян в истории с Ша-лашниковым и немцем Фогелем не покорность, не вера в возможность договориться с помещиком, а страстная жажда независимости.
В своеобразном состязании с Шалашниковым они проявили беспримерную стойкость, сумели одержать моральную победу над своим поработителем. Грубая сила Шалашникова не смогла победить упорства мужиков. Жажда независимости, жгучее чувство ненависти к угнетателям, непокорность судьбе ведут корежскиж крестьян на путь борьбы, против немца Фогеля, которого они «живьем» в землю закопали).
Кто такой Савелий?
Сообщение учащихся о Савелие.
Беседа:
Каков портрет Савелия?
Как понимает Савелий слово «терпит»?
(Слово «терпит» в данном контексте ассоциируется с такими понятиями как стойкость, выносливость, умение противостоять злу, выстоять, не согнуться. В этом «терпении» и видит Савелий богатырство крестьянина).
Почему в размышлениях Савелия о судьбе народа возникает ас социация с былиной о Святогоре?
(Глава называется «Савелий, богатырь святорусский». Образ Савелия внутренне соотносится с образом Святогора и со всем русским крестьянством. Образ Святогора помогает донести мысль не только о могучей силе, но и о слабости героя-богатыря. Он один из самых сильных, но и один из самых неподвижных героев богатырского эпоса. Так и народ русский и силен, и бессилен).
Какие любимые слова Савелия? Что в них звучит? (Эх вы, Аники — воины! Со стариками, с бабами Вам только воевать! Звучит презрение к тем, кто не способен на борьбу).
Как понимать «терпение», к которому призывает Савелий Мат рену Тимофеевну?
(Терпение как покорность, смирение. Отчаяние, безысходность, обреченность, неверие в возможность изменить горькую судьбу крестьянина слышится в предсмертных словах героя.
Так в образе Савелия обнажается сила и бессилие русского крестьянина, противоречивость его сознания. С одной стороны, могучая, несгибаемая мощь, понимание бесполезности терпения, неутихающий гневный протест, с другой — незнание, как надо завоевать себе свободу. А отсюда — ноты отчаяния, чувство безысходности, неверие в возможность изменить свою судьбу). Сообщение учащегося о Матрене Тимофеевне. Вывод: Заключительные слова как бы подводят итог ее раздумьям: Я потупленную голову, Сердце гневное ношу.
Слова эти заставляют почувствовать, как велика сила зреющего гнева и протеста. Матрена Тимофеевна — представительница новой эпохи и нового поколения коржцев, в ее душе растет протест против угнетения. Это женщина большого ума и сердца, самоотверженная, волевая, решительная.
«Крестьянка» — единственная часть поэмы, написанная от первого лица, Матрена Тимофеевна сама рассказывает о своей судьбе. Речь ее насыщена пословицами, поговорками, песнями, легендами, плачами и причитаниями, что свидетельствует о творческом складе ее души. Эта женщина не только сильная духом, но и одаренная, талантливая.
VI . Слово учителя. Вывод по теме урока. Итак, в поэме народная жизнь раскрыта в самых разнообразных проявлениях. Для поэта мужик велик во всем: и в своем рабском терпении, в своих вековых страданиях, в грехах, и в разгуле, и в жажде воли. Некрасов показал народ, сохранивший и в тягостной, нищей, беспросветной жизни могучие силы. Поэтому ведущее место в поэме занимают образы крестьян, не примиряющихся со своим положением, протестующих против угнетателей. • Домашнее задание. Ответить на вопросы:
В чем увидел Некрасов сущность характера, миросозерцания народа? Перечитать все части до «Пира на весь мир», выделить все эпизоды, в которых дается ответ на вопрос о счастье.
Что нового внесли поиски счастливого странниками-правдоискателями в спор о счастье, вспыхнувший в «Прологе». (Письменный ответ).
Урок 63 Народ в споре о счастье.
Цель урока: рассмотреть проблему — в чем же увидел Некрасов сущность изменений, происходящих в судьбе крестьянина после реформы.
Свобода, наконец, внесла пи перемену
В народные судьбы?
\: Вступительное слово учителя. ^
Поэма — путешествие по родной стране позволила автору ввести в поэму саМый разнообразный материал: встречи, расспросы, подробные рассказы, описания, биографии героев. Перед нами движущаяся панорама жизни. Некрасов сосредоточивает внимание на раскрытии обстановки, обстоятельств, событий, с которыми встречаются 7 мужиков. В центре поэмы не судьбы отдельной личности, а необычайно широкий охват событий народной жизни. И вопрос, по которому разгорается спор, — самый главный в жизни всего крестьянства пореформенной России. Поэма строится по принципу внешней завершенности отдельных частей, но они находятся в диалектическом единстве, спаяны общностью замысла. Проблема поиска счастья выступает как центральный мотив, которому подчинено все.
11. Работа с текстом.
Выразительное прочитать начало «Пролога» — « . А Пров сказал: ца-, рю. »
Первые слова «В каком году. » — звучат как сказочное вступление. Из 7 мужиков только два брата Иван и Митродор — Губимы, а остальные, как в сказке, называются только по именам. Цифра 7 — считается народной поэзией магической и тоже вводит нас в мир сказки. Речь идет о Русской земле, и называет ее Некрасов не Россией, а Русью, что сразу придает рассказу необычайную широту. Но уже на фоне этой первой сказочной строфы резким диссонансом звучит: «семь временнообязанных» — и все приобретает остросовременный смысл.
а) Проследить, как автор передает динамику нарастания спора, и на основе наблюдений сделать выводы по проблеме урока. Отметим прежде всего применяемые автором глаголы. Начало спора: все «заспорили», и каждый из крестьян — Роман, Демьян, Лука, братья Губиньт, Пров — свое мнение «сказал», а Пахом — «молвил». Продолжая спор, они «упираются, всяк на своем стоит», а в конце — Вывод: так подбор глаголов помогает автору создать ощущение спора, глубокой заинтересованности спорящих. Усиливает это впечатление характер сравнений, используемых автором: «Мужик, что бык: втемяшится в башку какая блажь, колом ее оттудова не выбьешь», «Идут, как будто гонятся за ними волки серые, что дале — то скорей».
б) Какие мысли и чувства рождает описание драки мужиков в сказочном лесу? «Оживление» природы в этой сцене усиливает общее напряжение, помогает увидеть «взбаламученное, крестьянское море»: все волнуется, движется, шумит. Но пьяное побоище в сказочном лесу заставляет задуматься, сколько еще в этом разбушевавшемся крестьянстве неорганизованного, стихийного, темного:
И в правду: сами спорщики
Едва ли знали, помнили —
О чем они шумят.
И все же самый спор временнообязанных мужиков говорит о значительных сдвигах в сознании крестьянства. Пробуждение активности крестьян, их самосознания ощущается уже в самом начале поэмы. Герои решают вековечный для народной жизни вопрос: о правде и счастье. Мужики из нищих дере-» вень задумались о том, «кому живется весело, вольготно на Руси?». Эта вековечная мечта о хорошей жизни в середине прошлого века становится всеобщей, по-особому злободневной. Дорожная ссора мужиков все менее остается бытовой. Пьяная драка переросла в грандиозное побоище, и стала своеобразным испытанием — очищением. После чуда — явления самобранной скатерти -мужики решают «дело спорное по разуму, по-божески, на чести повести», дают обет на подвижничество:
В домишки не встречаться,
Не видеться ни с женами,
Ни с малыми ребятами,
* Ни с стариками старыми,
Покуда не доведа(от, как ни на есть доподлинно, Кому живется счастливо, вольготно на Руси?
Так, к концу «Пролога» 7 мужиков уже становятся семью странниками-.правдоискателями. Вопрос о счастье, который они будут решать, — не личный, а общественный, и обсуждение его обусловлено не частными интересами, а общественным положением крестьянства. Речь идет о самом главном в жизни всего народа. Дорожная ссора становится все более великим спором. Все главные социальные силы русской жизни призваны на мужицкий суд: поп и помещик, купец и чиновник, и царь. 7 странников-правдоискателей как бы символизируют собой всю тронувшуюся с места, ждущую перемен пореформенную
Рассказать о встрече крестьян с попом, помещиком, об Ермиле Гири-че.
Найдите строки, в которых говорится о том, что же включает в идеал счастья каждый из них. зубодробительный,
В рассказе об Ермиле Гирине име- Почет завидный, истинный,
ется в виду: Не купленный ни деньгами,
Ни страхом: строгой правдою,
Умом и добротой
Народ единодушен в своем добровольном желании поддержать Гирина в борьбе с купцом Алтынниковым, как велико доверие крестьян к Ермиле. Это с особой силой передано в сцене сельского схода, выбирающего бурмистра, когда «шесть тысяч душ всей вотчиной» кричат: «Ермилу Гирина!» — Как человек один!». Это почет «истинный».
Вывод: Размышления о счастье попа, помещика и Ермилы заставляют
задуматься, что люди понимают счастье по-разному. Счастье попа и помещика ^
— это счастье жить чужим трудом. Именно к этому выводу приводят рассуж- ШШ
дения попа о том, «откуда богачество поповское идет»: Щк
Не брать, так нечем жить» — и рассказ Оболта Оболдуева о счастье по- Н§ мещика в дореформенное время. Ермиле мало иметь «спокойствие, и деньги, и почет» — нужно, чтобы каждый имел это все.
Каким путем идет к счастью Ермила Гирин? Крестьянину, рассказывающему об Ермиле Гирине, странники задают
Однако знать желательно —
Каким же колдовством
Мужик над всей округою i
Такую силу взял?
В ответ они услышали: «Не колдовством, а правдою». В чем же правда Ермилы Гирина?
Где хватит силы — выручит, Не спросит благодарности, И дашь, так не возьмет! Худую совесть надобно — Крестьянину с крестьянина Копейку вымогать.
В семь лет мирской копеечки Под ноготь не зажал, В семь лет не тронул правого, Не попустил виновному, Душой не покривил.
Итак, поистине ответа на вопрос — кто счастлив? — ставят странников перед решением других вопросов:
Что такое счастье?
Как счастья добиться?
Сознание 7 странников не остается неизменным. В како>м же направлении идет это изменение?
— Как осмыслили крестьяне самый предмет спора в «Проло
ге», в начале пути при встрече с попом?
Какие представления о счастье отвергают поспорившие мужики?
— Когда по-новому определили цель своих поисков стран
ники? Чем это вызвано?
(В начале пути странники считали счастливыми только’ господ и спорили лишь о том, кто из них счастливее. Предмет спора осмыслен ими лишь с одной стороны, и, как выясняется в дальнейшем, не главной его сто>роны.
а. Пока их представление о счастье обязательно связано с богатством.
Мужики без всяких оговорок соглашаются с формулой счастья попа ■-«покой, богатство, честь». Они воспринимают его рассказ с полным доверием.
б. После встречи с попом странники попадают в богатое село Кузьмин-
ское, где идет веселый праздник — «ярмонка>» с многоликим, разноголосым крестьянским миром. У мужиков-правдоискателей рождается желание поискать счастливого среди мужиков. Выслушав рассказы «счастливых» из народной толпы, 7 страдников отвергают ограниченные мужицкие представления о счастье, «дырявом с заплатами», «горбатом с мозолями».
в. Ермил Гирин имел все, что надобно для счастья, живя по законам на-
родной правды. Но это не явилось гарантией счаютья, а, напротив, привело к столкновению с силами, стоящими в стране порядков. Народный заступник не принимает жизни, построенной на корысти и лжи, он бьется за добро и правду, социальную справедливость, но заступничество за народ во время бунта в «вотчине помещика Обрубко-ва, Испуганной губернии, уезда Недыханьева, деревни Столбняки» окончилось для Гирина трагически. С тех пор «в остроге он сидит». Судьба этого героя заставляет почувствовать неразделимость понятий: «счастливо» и «вольготно», «счастье» и «воля, свобода», г. Встреча 7 странников с помещиком, реплики крестьян по ходу его рассказа свидетельствуют о том, как глубоко чужды им идеалы господствующего класса. Разговор мужиков с Оболтом — Оболдуевым воспринимается как столкновение непримиримых точек зрения. Реплики крестьян, сопровождающие рассказ Оболта-Оболдуева, начиная с наивно-простодушной:
Леса нам не заказаны —
* Видали древо всякое!
Кость белая, кость черная, И поглядеть, так разные, — Им разный и почет! А про себя подумали: «Колом сбивал их, что ли ты Молиться в барский дом.
-Да, было вам, помещикам, Житье куда завидное, Не надо умирать!
обнаруживают враждебность народа к господам и господ к народу, открывают ту пропасть, которая существует между ними).
После встречи с помещиком поспорившие мужики приходят в деревню Вахлаки. Здесь на вопрос дяди Власа: «О чем же вы хлопочите?» — они ответили так:
. Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села.
В новом определении цели странствий речь идет уже о счастье народном. С особой силой звучит мысль о коренных преобразованиях, создании жизненных условий, совсем не похожих на те старые, что оно до сих пор знали.
Обратите внимание на то, что в поиски счастливого, в обсуждение вопроса — кто счастлив? — постепенно включается буквально весь народ. Не только странники — правдоискатели, претенденты на звание «счастливцев», крестьянин Федосей из деревни Дымоглотово, попик седенький, Матрена Тимофеевна, рассказавшая о счастье Савелия, богатыря святорусского, но и «молва народная», придающая делу, затеянному семью поспорившими мужиками, всенародный размах. Народной молвой прославлены счастливыми Ермил Гирин, дед Савелий, Матрена Тимофеевна. Рассказы о их жизни убеждают, что в народном представлении о счастье главным является не богатство. Народныйидеал счастья предполагает человеколюбие, сострадание, братство, добро, честь, правду и свободу. Отвергается ложный идеал счастья: кто всех богаче, тот и всех счастливей, — воспитанный в условиях классового общества, где все сводится к сытости, материальному достатку, жизни для себя одного.
Народное счастье оказывается органически связанным с вопросом о путях его достижения.
Вопрос о счастье переводится из этического в социальный план, приобретает острое политическое звучание. Поиски счастливого заставили задуматься крестьян о невозможности счастья без изменений условий жизни народа и поставили их перед вопросом — что делать, чтобы счастье стало возможным? (Но в главе «Савелий. » главный герой, не смирившийся, осознавший необходимость борьбы со злом, но не нашедший ответа на вопрос: как добиваться счастья?).
Так, новые выводы, к которым пришли странники — правдоискатели, свидетельствуют о росте самосознания крестьянства. Спор, возникший в «Прологе», продолжается во всех главах и частях поэмы, все время приковывая внимание читателя к тем процессам, которые происходят в жизни русского народа после реформы.
Подготовить развернутый ответ на вопрос: «К какому решению дела
спорного привели странников-правдоискателей встречи со «счастли
выми» и почему?
Перечитать главы «Помещик» (1 ч.), «Последыш» (II ч.).
Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Идейный смысл изобра
жения, помещичьей России» в решении проблемы о счастье и путях
его достижения».
По изученным темам письменно ответить на вопросы: Каковы осо
бенности авторской речи в изображении народной жизни?
Прочитать «Пир на весь мир». Рассказать «Про холопа примерного —
Якова верного», легенду «О двух великих грешниках», «Крестьян
ский грех» и ответить на вопрос: В чем суть и внутреннее единство
этих рассказов?
Наизусть «Пир. », «Русь» «Ты убогая. » — песня Гриши Доброскло-
нова
Индивидуальное задание. Подготовить сжатый пересказ и дать ана
лиз легенд.
«Про холопа примерного — Якова верного»,
«О двух великих грешниках»,
Приложение к уроку 63
Как понимают счастье герои и автор поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
Необычен сюжет поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Семеро крестьян затевают спор о том, каким группам населения «на Руси жить хорошо», определяют совместно эти группы и решают опросить представителей всех назван ных групп. Но впоследствии никто их опрашиваемых кандидатов в счастливые не признает себя счастливым. А поскольку среди высших слоев уже заведомо нет счастливых, их, значит, нет ни в одном слое общества.
В написанных частях поэмы из предполагаемых счастливцев опрошены лишь поп и помещик, в черновике еще чиновник. Все они считают себя несчастливыми. Но ведь нелегко было бы предположить, что по замыслу поэмы несчастливая доля попа, помещика и чиновника должна была быть противопоставлена счастливой доле купца, министра или царя. Значит, несчастливы и они.
Замысел Некрасова документирован мемуарным свидетельством Глеба Успенского, не вызывающим никаких сомнений в своей правдивости. Глеб Успенский так передает свой разговор с Некрасовым: «Однажды я спросил его: «А каков будет конец «Кому на Руси жить хорошо»?»
А вы как думаете? » Некрасов улыбался и ждал.
Эта улыбка дала мне понять, что у Н.А. Некрасова есть на мой вопрос какой-то непредвиденный ответ, и, чтобы вызвать его, я наудачу назвал одного из поименованных в начале поэмы счастливцев. Этому ? — спросил я. Ну вот! Какое там счастье!
И Некрасов немногими, но яркими чертами обрисовал бесчисленные черные минуты и призрачные радости названного мною счастливца.
Так кому же? — переспросил я. И тогда Некрасов, вновь улыбнувшись, произнес с расстановкой:
Затем он рассказал, как именно предполагал окончить поэму. Не найдя на Руси счастливого, странствующие мужики возвращаются к своим семи деревням: Горелову, Неелову и т.д. Деревни эти «смежны», стоят близко друг от друга, и от каждой идет тропинка к кабаку. Вот у этого кабака встречают они спившегося с кругу человека, «подпоясанного лычком», и с ним, за чарочкой, узнают, Кому жить хорошо.
Это окончание поэмы в литературных кругах известно, по всей вероятности, не мне одному. Сообщаю его для провинциальных читателей». (Успенский Г.И. «Кому на Руси хорошо» Письмо в редакцию).
Начиная работу над частью «Пир на весь мир» Некрасов исходил из общей для всех предыдущих частей мысли: нет и не может быть счастливого на Руси, так как в черновиках:
Нет на Руси счастливого Напрасно вы измучитесь. Да и не может быть, —
уверяют вахлаки странников.
Правдоискатели — крестьяне уже в четвертой главе I части пришли к
твердому выводу, что мужицкого счастья им не для чего искать:
Эй, счастие мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями,
Но все же в «Последыше» свою цель странники прямо формулируют как поиски крестьянского счастья:
Мы ищем, дядя Влас,
А затем странники идут расспрашивать о счастье крестьянскую женщину, хотя не могут знать, что бабье счастье еще менее заслуживает расспросов, чем мужичье.
И Матрена Тимофеевна советует странникам не сбиваться с плана и провести те опросы, которые были намечены:
Идите вы к чиновнику,
К внльможному боярину,
Идите вы к царю,
А женщин вы не трогайте, —
Вот бог! ни с чем проходите
До гробовой доски!
Своего критерия счастья странники не имеют, его формулирует поп: В чем счастие, по-вашему? Покой, богатство, честь -Не так ли, други милые? — Они сказали: так.
И тот же критерий счастья у попа, рассказывающего странникам о Ерми-ле Гирине:
Да! был мужик единственный! Имел он все, что надобно Для счастья: и спокойствие, И деньги, и почет.
Однако теперь в тот же перечень вносится новый критерий — этический. Священник продолжает:
Почет завидный, истинный, Не купленный ни деньгами, Ни страхом: строгой правдою, Умом и добротой!
Но и с «счастливым» Ермилой Гириным правдоискатели не встретились, так как он — в остроге.
Далее в части «Пир на весь мир» мы видим двух полярно противоположных счастливцев. Пан Глуховский счастлив не только тем, что имеет все, что «чтит»: «женщину, золото, честь и вино», но и тем, что своих «холопов» «мучит, пытает и вешает». А Гриша Добросклонов счастлив тем, Что будет жить для счастия Убогого и темного Родного уголка. —
и тем, что в своих стихах воспевает «воплощение счастья народного». Очевидно, что при столь разных критериях счастья никакого общего вывода ос частье на Руси сделать невозможно. Очевидно, что счастье Глуховского в счет не идет: о таком счастье нечего расспрашивать.
Счастливец в поэме должен быть установлен путем опросов; однако в этот ранг не возводятся те, кто сами себя считают счастливцами. Вспомним галерею простых людей, объявлявших себя счастливыми: один — потому, что не погиб, постоянно охотясь на медведей, другой — потому, что остался жив на войне и в солдатчине, третий — потому, что вволю ест хорошего хлеба, четвертый — потому, что, обладая большой силой, неплохо зарабатывает и т.д.
‘ Но не удостаиваются звания счастливца и те, кого считает счастливым общественное мнение крестьянского мира, с которым естественно согласиться и семи странникам. В этом плане особенно любопытна история Е. Гирина. Его считает счастливым широкий круг народа. О нем говорит странникам крестьянин Федосей:
Коли Ермил не выручит,
Счастливцем не объявится,
Так и шагаться нечего.
Итак, мы видим, что здесь соединяются и материальные, и моральные критерии счастья. Казалось бы, счастливец найден, но Некрасов обрывает эту версию. Оказывается, Гирин сидит в тюрьме за то, что отказался уговаривать крестьян не бунтовать, когда «сам государев посланный» обратился к нему за поддержкой по инициативе волостного писаря: Хртели уж солдатикам Скомандовать! пали! Да волостному писарю Пришла тут мысль счастливая, Он про Ермилу Гирина Начальнику сказал: «Народлюверит Гирину, народ его послушает. » — Позвать его живей!
Закон не мог обязать частное лицо к подобному выступлению, так что тюремное заключение Гирина вряд ли могло быть длительным. Да и текст поэмы не дает никаких оснований видеть в Ермиле Гирине «предводителя крестьян», восставших в деревне Столбняки.
Возможно, Некрасов хотел этим эпизодом показать, что счастью на Руси препятствует угнетение народа, так или иначе лишающие счастья сочувствующих народу людей, но все же признанному народом счастливцу семь странников не присваивают этого звания.
Быстрее всего, решить вопрос о счастливом невозможно вне авторской концепции счастья. Думается, что концепция счастья у Некрасова как революционера-демократа должна быть близка к концепции демократов-просветителей:
«Наше счастье невозможно без счастья других».
«. В каких бы благоприятных условиях ни стоял человек, он не может быть вполне счастливым, если его окружают несчастливые».
Можно предположить, что первоначальной мыслью Некрасова было художественно воплотить коренной просветительский тезис — «наше счастье
Обосновать точку зрения пахома здесь богатырь народ
|
- http://www.kazedu.kz/referat/16978
- http://vk.com/wall-80242454_159
- http://textarchive.ru/c-2668314-p2.html
- http://disus.ru/knigi/364890-1-osnovnie-temi-idei-liriki-nekrasova-cel-uroka-znakomstvo-tematikoy-liriki-nekrasova-svoeobraziem-metod-gruppovaya.php