Меню Рубрики

Обоняние осязание слух зрение как назвать это одним словом

Пять чувств позволяют нам познавать окружающий мир и реагировать наиболее соответствующим образом. За зрение отвечают глаза, за слух – уши, за обоняние – нос, за вкус – язык, а за осязание – кожа. Благодаря им мы получаем информацию о нашем окружении, которая анализируется и истолковывается головным мозгом. Обычно наша реакция направлена на продление приятных ощущений или на прекращение неприятных.

Из всех доступных нам чувств мы чаще всего используем зрение. Мы можем видеть благодаря множеству органов: световые лучи проходят через зрачок (отверстие), роговицу (прозрачную мембрану), затем через хрусталик (орган, похожий на линзу), после чего на сетчатке глаза (тонкая мембрана в глазном яблоке) возникает перевернутое изображение. Изображение преобразуется в нервный сигнал благодаря выстилающим сетчатку рецепторам – палочкам и колбочкам, и передается в головной мозг через зрительный нерв. Мозг распознает нервный импульс как изображение, переворачивает его в нужном направлении и воспринимает в трехмерном виде.

По мнению ученых, слух – второе наиболее используемое человеком чувство. Звуки (колебания воздуха) через слуховой проход проникают к барабанной перепонке и заставляют ее вибрировать. Затем они проходят через окно преддверия – отверстие, закрытое тонкой пленкой, и улитку заполненную жидкостью трубку, раздражая при этом слуховые клетки. Эти клетки преобразуют колебания в нервные сигналы, посылаемые в головной мозг. Мозг распознает эти сигналы как звуки, определяя уровень их громкости и высоту.

Миллионы рецепторов, расположенные на поверхности кожи и в ее тканях распознают прикосновение, нажатие или боль, затем посылают соответствующие сигналы спинному и головному мозгу. Головной мозг анализирует и расшифровывает эти сигналы, переводя их в ощущения – приятные, нейтральные или неприятные.

Мы способны различать до десяти тысяч запахов, некоторые из которых (ядовитые газы, дым) оповещают нас о близкой опасности. Расположенные в полости носа клетки выявляют молекулы, являющиеся источником запаха, затем посылают соответствующие нервные импульсы в мозг. Мозг опознает эти запахи, которые могут быть приятными или наоборот неприятными. Ученые определили семь основных запахов: ароматический (камфорный), эфирный, душистый (цветочный), амброзиевый (запах мускуса – вещества животного происхождения, используемого в парфюмерии), отталкивающий (гнилостный), чесночный (серный) и, наконец, запах горелого. Обоняние часто называют чувством памяти: действительно, запах может напомнить об очень давнем событии.

Менее развитое чем обоняние, чувство вкуса сообщает о качестве и вкусовых особенностях потребляемой пищи и жидкостей. Вкусовые клетки, расположенные на вкусовых сосочках – маленьких бугорках на языке, определяют оттенки вкуса и передают соответствующие нервные импульсы в мозг. Мозг анализирует и идентифицирует характер вкуса.

Как мы пробуем пищу?

Чувства вкуса не достаточно, чтобы оценить пищу, и обоняние также играет очень важную роль. В носовой полости находятся две чувствительные к запахам обонятельные области. Когда мы едим, запах пищи достигает этих областей, которые «определяют», вкусная пища или нет.

Что такое обоняние, осязание и слух?

Впервые в истории органы чувств были детально исследованы в трудах Аристотеля. В трактате «О душе» он писал, что познавательные способности человека происходят через мышление, воображение и память. Но основополагающими в познании мира человеком он считает ощущения. С помощью осязания, обоняния, зрения, слуха и вкуса у человека есть возможность получить полную картину внешнего мира, взаимодействовать и правильно реагировать на него.

Физиология анализаторов

Система органов чувств делится на две категории: дистанционную и тактильную. К первой относится зрение, слух, обоняние. Ко второй – вкус, осязание.

Элементы этой системы воспринимают энергию внешнего воздействия и в физиологии называются анатомическими образованиями (приборами) или анализаторами. Благодаря им, к головному мозгу поступают трансформированные нервные импульсы, и там создаются сложные аналитические цепочки. С помощью обоняния, осязания и других чувств у человека есть возможность ориентироваться в изменяющейся внешней среде, отвечать на те или иные воздействия и раздражения определенными образом.

Анализаторы – это кожные покровы и специализированные органы чувств: уши, глаза, язык и нос.

Их формированию и развитию способствовали бесконечно изменяющиеся условия окружающей среды человека как биологического существа. Повлияли и эволюционные процессы: к автоматическим подкорково-рефлекторным актам присоединились связи с корой головного мозга.

Структура анализаторов

Система органов чувств свое второе название «анализаторы» получила в трудах выдающегося физиолога И.П. Павлова. В исследованиях по физиологии нервной деятельности животных, ученый детально изучал путь внешнего возбуждения, который проходит через них к мозговым отделам. Он писал, что организм млекопитающих снабжен системой, в которую включены пять анализаторов с идентичной структурой.

В анализаторы органов осязания, обоняния, вкуса, слуха, зрения входят воспринимающие рецепторы, проводники. Они ведут к определенным мозговым центрам: световому, звуковому, температурному, химическому.

Благодаря этому анализатору, головной мозг принимают и обрабатывают около 80% всей информации, которая поступает из окружающего мира. Зрительный отдел способен воспринимать внешний объект, улавливать излучаемые (отражаемые) световые лучи.

Это сложная оптическая система представлена двумя тесно связанными между собой структурами:

  1. Периферической, принимающей зрительную информацию. Она, в свою очередь, представлена внешней частью: защищающей и опорной оболочкой склерой, рефлекторно сужающимся и расширяющимся зрачком, увлажняющей передней камерой, радужной оболочкой. К периферическому отделу относится роговица с функцией светопреломления, конъюнктива для защиты и увлажнения, веко, глазница.
  2. Внутренней частью: преломляющим световые лучи стекловидным телом, фокусирующим зрение хрусталиком и сетчаткой, отвечающей за восприятие формы, цвета.

Световой луч проходит через зрачок, роговицу, хрусталик и упирается в глазную сетчатку. Она преломляет, «переворачивает» изображение и по зрительному нерву передает сигнал к зрительным корковым мозговым отделам. Там нервный импульс распознается, «разворачивается» и воспринимается уже в трехмерном виде.

Только благодаря зрению, человек способен получать колоссальный объем информации об окружающем мире.

Воспроизводить объект – это главная функция зрительного анализатора. Кроме этого, он распознает его размеры, цветовые характеристики и пространственную локализацию.

  • Снаружи видна только 1/6 глазного яблока.
  • Каждый двенадцатый мужчина на планете страдает дальтонизмом.
  • Если человек смотрит на объект своей любви, его зрачок расширяется вдвое.
  • Самые активные мышцы человеческого тела – глазные. Их шесть.
  • Глаз может различить серый цвет в 500 оттенках.
  • Органы зрения способны за одну секунду сфокусироваться на 50 вещах.
  • У близоруких глазное яблоко длинное, у дальнозорких – короткое.
  • У зрительного нерва более миллиона волокон.

Способность к улавливанию и анализу звуковых колебаний обеспечивается равновесно-слуховой системой анализаторов. Благодаря ей, человек воспринимает звуковые внешние сигналы, анализирует и адаптируется во внешней среде. Слуховая система представлена несколькими анатомическими структурами:

  1. Периферической частью: наружное, среднее, внутреннее ухо.
  2. Центральной частью, состоящей из нервных волокон. Они проводят импульсы к височным участкам в коре головного мозга, где анализируется громкость, высота колебаний звука и вибраций.

Структура отвечает за восприятие, передачу, гравитационные сигналы и проведение их к рецепторам. И также она определяет расположение источника звука. Равновесно-слуховой анализатор начинает функционировать еще внутриутробно: плод ощущает музыкальную, шумовую вибрацию, различает тональность голосов. У родившегося младенца уже есть в памяти определенный набор звуков, на который он способен реагировать.

Слуховой анализатор улавливает и различает звуковые колебания диапазона от 20 Гц до 20 кГц.С возрастом верхний показатель снижается до 15 кГц. Самые лучшие характеристики слуха у младенцев и детей до 8 лет.

  • Проблемы со слухом в 30% случаев связаны с воздействием шумов.
  • Прививки детям от краснухи, свинки, кори – отличная профилактика проблем со слухом в будущем.
  • Потерей слуха страдает каждый десятый на планете.
  • Уши и нос – два органа, которые растут у человека до смерти.
  • Слух начинает падать от одного часто повторяющегося звука.
  • Громкие звуки ослабляют иммунитет, вызывают учащенное сердцебиение и тахикардию.
  • Мужчины слышат хуже женщин, но лучше определяют расстояние и направление, из которого идет звуковое колебание.
  • Уши нужно не чистить, а мыть.
  • Избыток серы выталкивается при жевательных движениях.
  • После плотного обеда слух на время ухудшается.

Перед этим анализатором стоит важная задача – распознавать запахи. Нос, его основной орган, дает возможность сделать первый шаг – вдохнуть. Дальше воздух проходит через рецепторные клетки обонятельного эпителия. Его «распознают» нейросенсорные клетки, направляя импульсы к определенным мозговым центрам: обонятельной коре, гипоталамусу, гиппокампу.

Только после всего этого пройденного пути, человек способен осознавать, запоминать, идентифицировать запахи. Интересно, что способность реагировать на ароматы у людей может отличаться:

  • Макросматики с тонким обонянием, особенно чувствительные к запахам. Таких людей очень мало. Эта способность в большей мере присуща животному миру.
  • Микросматики (с малым числом обонятельных рецепторов). В эту группу входит большинство человеческих особей, приматы.
  • Аносматики самая малочисленная группа, полностью лишенная этой функции.

Обонятельная система человека может различить около 10 000 запахов. Но доминирующих, определяющих всего семь:

Они дают человеку самую развернутую картину окружающего мира о качестве продуктов питания, приятных (неприятных) жизни моментах, предупреждают об опасности, ядах. У обоняния есть память: с услышанным давно, но вновь возникшим запахом человек может вспомнить о давно забытом событии, вызвавшем у него сильные эмоции.

Бывают состояния, когда рецепторы перестают работать. Причины такого нарушения:

  • Респираторная. Изменения акта дыхания, поражение слизистой носа, отек перегородки на фоне вирусных или бактериальный инфекций, аллергии, полипозных разрастаний.
  • Нейросенсорная (перцептивная). Внутримозговые нарушения: дисфункция в обонятельных нейроэпителиальных или проводниковых структурах. Вызывается острыми инфекциями, вдыханием летучих токсических соединений.
  • Последствия черепно-мозговых травм.
  • Новообразования.
  • Нейрохирургические операции.
  • Возраст после 70 лет.
  • Табакокурение, злоупотребление алкоголем, токсикомания.
  • Нейротоксические и психотропные препараты.

У человека может развиться и противоположное состояние – острое восприятие запахов. В медицине ее называют гиперосмией. Причины:

  • Гормональные перестройки у женщин (беременность, предменструальный период, пременопауза).
  • Психические расстройства (неврастения, шизофрения).
  • Мигрень.
  • Новообразования головного мозга.
  • Запах по праву считается непреодолимой стихией. Контролировать ее проблематично. Яркий свет – закрой глаза, громкая музыка – заткни уши. Сильно пахнет? Не дышать долго не получится.
  • Уже с первой недели жизни младенец по запаху определяет присутствие матери.
  • Житель мегаполиса со временем перестает воспринимать около 70% запахов.
  • Большинство кошек любят, как пахнет валериана и мята, собакам очень нравится запаха аниса, верблюды без ума от табачного дыма, а львы – от парфюмерной продукции.
  • Крупные японские компании используют специальные ароматические композиции для повышения работоспособности сотрудников. Рабочий день начинается с распыления бодрящего запаха, в послеобеденное время – антистрессового и тонизирующего, а ближе к вечеру – дающего энергию.
  • Функции зрения и обоняния ухудшаются с возрастом прежде всего.
  • Каждый человек имеет свой уникальный запах.
  • У носа есть «банк памяти» с 50 000 запахами.

Анализаторы, отвечающие за это чувство, пробуждаются в человеческом организме самыми первыми. Еще во внутриутробной жизни у плода уже развито осязание, обоняние и вкус. Он «пробует» пищу, которая поступает в материнский организм. Вкусом называется качественный анализ веществ специальными структурами – хеморецепторами, которые расположены в полости рта на языке, слизистой. Они наружной частью контактируют с пищей, а внутренней – в толще языка – с нервными окончаниями. По площади органа они группируются островками, так называемыми рецепторно-вкусовыми участками:

  • На кончике – анализаторы сладкой пищи.
  • Корень реагирует на горькую.
  • Боковые участки – на кислую.
  • Края и кончик – на соленую.

Вкусовые рецепторы иннервируются языкоглоточным, лицевым и блуждающим нервом. Сенсорная система полости рта, кроме вкусовой, обладает еще несколькими функциями:

  • Чувствительной. Это реакция на боль, тепло, холод.
  • Защитной. Обеспечивает непроницаемость слизистых оболочек от вирусов, бактерий.
  • Всасывательной. Высокую проницаемость имеют десневая бороздка и дно полости рта. В небольших количествах они способны всасывать ионы натрия и калия, аминокислоты, спиртосодержащие растворы, лекарственные препараты, углеводы.
  • Вкусовой сосочек живет 10 дней.
  • Острая еда стимулирует не вкусовые, а болевые рецепторы.
  • У 25% жителей планеты вкусовых рецептов и вкусовых сосочков больше. Благодаря этому качеству люди становятся настоящими гурманами.
  • Для анализа вкуса рецепторов недостаточно. В процессе участвуют обонятельные зоны полости носа.
  • В языке целых 16 мышц.
  • Поврежденная поверхность языка заживает быстрее прочих тканей организма.
  • Если в полости рта продукт не растворится слюной, человек не почувствует вкуса.

За эту способность отвечают рецепторы кожи, опорно-двигательной системы, слизистой поверхности полости рта, гениталий.

Осязание многообразно. С ним человек может определить, какая форма, величина, температура, консистенция контактирующего с ним предмета или объекта. В основе работы осязательных анализаторов заложено раздражение особых структур – механических, термических и болевых рецепторов – которые в системе центральной нервной деятельности преобразуются в чувствительность одного из трех видов: тактильную (прикосновение, давление), температурную (холод, тепло), болевую.

Повышенной чувствительностью обладают пальцы, ладони, ступни, губы.

Расположенные на кожных покровах рецепторы улавливают и распознают прикосновения, нажатия, боль и оправляют сигналы в спинной и головной мозг. Там информация проходит обработку и анализ. После этого, она преобразуется в ощущения: приятные, неприятные или просто нейтральные.

  • Осязание – чувство, которое приходит к человеку первым и уходит последним.
  • Если регулярно нежно поглаживать недоношенного младенца, он быстрее наберет в весе.
  • После массажа спины легковозбудимые, нервные дети и подростки становятся спокойнее.
  • К лишенному зрения и слуха человеку информация из внешнего мира поступает только через осязательные анализаторы.
Читайте также:  Диана гурцкая что у нее с зрением

Не задумываясь, человек воспринимает систему чувств как должное и само собой разумеющееся. Он растрачивает свои ресурсы, работает на износ, не думает о своем здоровье и легкомысленно относится к тому, что дано ему от природы. Возможность смотреть и слушать, осязать и чувствовать – великий дар. Всегда нужно помнить, что иметь его это значит быть по-настоящему счастливым и свободным человеком.

У человека девять чувств, а не пять

Дубликаты не найдены

Автор, их болше гораздо. я когда-то постил:

Зрение, обоняние, осязание, вкус, слух. Это есть ваши пять органов чувств. С детского сада повелось, что если кто-то думает, что у него шесть чувств, тот либо экстрасенс, либо Найт Шьямалан (режиссёр знаменитого «Шестого чувства). Оригинальную классификацию чувств чаще всего приписывают Аристотелю, так что если вы пытаетесь спорить о том, что существует больше пяти чувств, вы, возможно, спорите с человеком, который изобрёл интеллект.

Учёные до сих пор не совсем уверены, сколько именно чувств у нас есть, и что именно представляют из себя эти чувства. В зависимости от того, как их подсчитывать, насчитывают от 14 до 20 чувств. Пять из них вы знаете ещё с детства, а вот остальные гораздо интереснее.

Гарвардская школа медицины насчитывает шесть дополнительных чувств, против которых трудно привести доводы. Закройте глаза, затем дотроньтесь указательным пальцем до носа. Откуда вы знаете, где какой палец, не видя их? Откуда вы знаете, где находится ваш нос? Это проприоцепция, понимание телом, где что и по отношению к чему в теле находится.

Возможно, одно из самых интересных «неучтённых» чувств, это ваше чувство времени. Ведущий невролог Дэвид Иглман считает, что это самое важное из всех чувств, поскольку является той нитью, что связывает вместе остальные чувства. Набор ощущений от, скажем, яблока, без чувства времени скажет вам, что все они происходят одновременно.

Стоит также отметить, что чувства, о которых ваш воспитатель в детском саду забыл упомянуть, также могут работать как сверхспособность. Например, если вы идёте по лесу, и слышите, как в кустах слева от вас зарычал медведь, звук рыка достигнет вашего левого уха на одну миллионную долю секунды быстрее, чем правого. Ваше чувство времени позволит уловить эту разницу, и определить местоположение медведя в пространстве.

Против них довольно легко привести доводы.

Проприоцепцию можно легко отнести к осязанию. Ведь нервными окончаниями вы чувствуете свои конечности, всю свою кожу. Мозг это анализирует. А чувствительность нервными окончаниями и волосяными луковицами — ни что иное как осязание. Со временем человек просто привыкает к своему телу. Вот например маленькие дети с трудом управляют своими конечностями, пока к ним не привыкнут.

Чувство времени это опять же не чувство, а работа мозга, который анализирует последовательность. Ведь к примеру когда первый раз, что то делаешь — чувство времени отсутствует и только после некоторых повторений оно налаживается.

Про медведя тоже это слух. Когда человек определяет от куда идет звук, он это делает не по времени. В одно ухо идут прямые звуковые волны, в другое (которое с другой от источника) стороны отраженные. Если человек будет в помещение где все звуковые волны будут отраженные, то он не сможет установить где источник звука. Но в основном ему в этом помогают и глаза с мозгом, которые моментально исключают направления от куда этот звук исходить не мог.

Обоняние осязание слух зрение как назвать это одним словом

Органы чувств С помощью этих органов мы получаем представление об окружающей среде. Пять отдельных систем реагируют на различные раздражители: глаза позволяют получать зрительную информацию; уши улавливают звуковые колебания и участвуют в регуляции равновесия; нос и язык определяют запахи и вкусовые ощущения соответственно, а чувствительные нервные окончания в коже позволяют нам ощущать прикосновения (чувство осязания), изменения температуры и боль.

Органом зрения являются глаза, которые у зародыша развиваются из двух «почек», образующихся из головного мозга. Запечатленное изображение в виде нервных сигналов посылается в мозг, где они расшифровываются и создают зрительное восприятие. Глаз направляется на объект зрения шестью отдельными мышцами, которые вращают его в разные стороны. Острота зрения зависит от рефракции, или светопреломляющей способности, хрусталика и роговицы. Лучи света, попадая в глаз, фокусируются на сетчатке, и на ней образуется изображение.

Сетчатка глаза при офтальмосткопии

Раздражение нервных клеток в сетчатке вызывает образование разных импульсов соответственно яркости света и цвету, которые расшифровываются мозгом, где и создается зрительный образ. Светлое пятно на фото справа — так называемый диск зрительного нерва, где все нервные окончания сетчатки собираются в зрительный нерв, отходящий от глаза к головному мозгу. Видны также артерии, которые расходятся из диска и снабжают кровью сетчатку и другие участки глаза.

Ушная раковина не только защищает ухо от повреждений, но и действует как принимающее устройство, направляющее звуковые колебания к барабанной перепонке

Ухо, состоящее из наружного, среднего и внутреннего отделов, является не только органом слуха, но и определяет положение тела и равновесие. Наружное ухо — это ушная раковина, которая предохраняет слуховой проход от повреждений. Для защиты от инородных частиц в слуховом проходе имеются также волоски и особые железы, выделяющие серу. В среднем ухе находятся три самые маленькие в организме кости: молоточек, наковальня и стремечко, которые связывают барабанную перепонку с внутренним ухом, содержащим улитку — орган слуха. Колебания барабанной перепонки превращаются в нервные импульсы, которые мозг воспринимает как звук.

Носовые ходы связаны с тремя парами синусов (воздухоносных полостей черепа). Чувствительные окончания обонятельных нервов, похожие на волоски, выступают в полость носа. Они улавливают и определяют запахи в воздухе, передавая информацию обонятельным луковицам, которые непосредственно связаны с мозгом

Запахи распознаются похожими на волоски обонятельными нервами, которые, выступая в полость носа в верхней ее части, захватывают и анализируют молекулы во вдыхаемом воздухе. Обоняние может нарушаться при курении или временно ухудшаться при простудных или аллергических заболеваниях. Стойкая утрата обоняния может наступить вследствие повреждения нерва (например, при травме черепа) или в результате поражения той части мозга, которая анализирует запахи.

Органы вкуса

Главными вкусовыми рецепторами являются вкусовые почки, расположенные в выступающих сосочках на верхней поверхности языка. Они способны различать только четыре основных вкусовых ощущения: сладкое, кислое, соленое и горькое. Вкусовые почки, определяющие каждое из этих ощущений, расположены в определенных участках языка. Вкус тесно связан с обонянием, что помогает нам улавливать самые разнообразные ароматы. Утрата обоняния обычно приводит к ухудшению вкусовых ощущений; такое же действие оказывают некоторые лекарства и иногда — недостаток цинка в организме.

В разных участках языка определяются специфические вкусовые ощущения: в задней части — горькое, по бокам — кислое, в передней части — соленое и на кончике — сладкое.

Чувство осязания связано со специфическими рецепторами, которые погружены в толщу кожи на различной глубине. Свободные нервные окончания реагируют на прикосновение, небольшое повышение температуры и холод. Одни закрытые нервные окончания мгновенно реагируют на давление, другие — на вибрацию и растяжение. Терморецепторы реагируют на ощущение тепла и холода и передают в гипотапамический отдел мозга сигналы о необходимости регуляции температуры тела

Под осязанием понимают все кожные ощущения, которые передаются по нервам от чувствительных нервных окончаний, расположенных в коже. Различные виды рецепторов определяют разные ощущения. Количество рецепторов варьирует от одного участка тела к другому: так, в кончиках пальцев и вокруг рта содержится много нервных окончаний, тогда как в коже средней части спины их очень мало. Чувство осязания может ухудшаться при местном травматическом повреждении кожных рецепторов или в результате заболеваний, поражающих нервные волокна, периферическую нервную систему и/или головной мозг.

Основные признаки заболевания органов чувств

Основным симптомом нарушения любого из органов чувств является частичная или полная потеря чувствительности. В зависимости от того, какой из органов чувств поражен, могут также возникать боль или другие симптомы болезни.

История чувств: как мы видим, слышим, обоняем и чувствуем

Путешествие в необъятный мир человеческих ощущений — в новой книге поэта и натуралиста Дианы Акерман.

Чувства порой нас обманывают, но это единственная связь с реальностью, которая у нас есть. К остальному мы приходим опосредованно, через умозаключения. Тело с его органами чувств — центр, вокруг которого всё вертится. Даже в самых вольных мечтах и фантазиях, даже в глубоком сне мы остаёмся пленниками собственного тела.

Герой романа «Моби Дик» Германа Мелвилла однажды сказал: «Ахав никогда не думает, он только чувствует; этого достаточно для всякого смертного. Размышление должно протекать в прохладе и покое, а наши бедные сердца слишком сильно колотятся, наш мозг слишком горяч для этого». Может быть, это и хорошо: абстрактная, голая мысль имеет мало привлекательного. Поэтому рассказы о рае всегда кажутся какими-то бледными по сравнению с насыщенной телесностью адских мучений.

Читайте также :

Недавно переведённая на русский язык «Всеобщая история чувств» Дианы Акерман — настоящий гимн сенсуализма. Акерман рассказывает о пяти основных человеческих чувствах — обонянии, осязании, вкусе, слухе, зрении, а также синестезии — о том, как они возникли, чем отличаются в разных культурах, за что мы их так ценим и почему всё-таки часто ими пренебрегаем. Чтение этой книги — хороший способ перезагрузить своё восприятие и заново научиться видеть, слышать, нюхать и трогать окружающий мир. Она не обогатит ваши сенсорные впечатления (в конце концов, это всего лишь знаки на белом фоне), зато научит лучше их понимать.

В истории можно заметить немало колебаний между миром мышления и миром непосредственных ощущений. Античность жила культом форм, тела и видимого мира; христианство предпочло мир невидимый. На самом деле, никакого противоречия здесь нет: ведь если чувства порождают мышление, то мышление возвращается к чувствам и изменяет их на свой лад. В своей основе эти вещи неразделимы. Один из главных теоретиков телесности философ Морис Мерло-Понти писал в своём знаменитом эссе о Сезанне:

Читайте также :

Ту же самую операцию проделывает и Диана Акерман: она сталкивает множество данных из истории, психологии и естественных наук с нашим непосредственным опытом, который уже всегда «здесь», всегда в наличии и только ждёт, чтобы мы обратили на него внимание. Такое можно испытать после эмоционального потрясения или чтения хорошего романа: мир предстаёт новым, слишком ясным и немного загадочным, как будто мы явились откуда-то с другой планеты и смотрим на него впервые.

Даже в бездействии каждый из нас плавает в потоке ощущений. Они могут быть навязчивыми и неприятными, а могут переполнять нас восторгом и теплотой. Какими бы они ни были, нам не дано выйти за их пределы. Именно чувства соединяют нас друг с другом и со всем окружающим. Это хороший повод уделить им чуть больше внимания.

Каждый человек в среднем способен различить около 10 тысяч различных запахов (у женщин этот показатель несколько выше, чем у мужчин). Запахи тесно связаны с нашей памятью: необязательно читать роман Пруста, чтобы знать, как легко определённый запах может пробудить воспоминания о самом далёком прошлом. При этом запахи очень трудно описать с помощью речи. Можно сказать, что «кровь пахнет пылью», а фиалки — «кусочками жжёного сахара, выдержанного в лимоне и завёрнутого в бархат», но это будет всего лишь образное сравнение. Запахи, пишет Акерман, чем-то похожи на наших далёких родственников, чьи имена мы никак не можем запомнить.

Читайте также:  Корень аира и календула для зрения противопоказания

С биологической точки зрения чувство обоняния утратило для человека свою былую важность. Тем не менее, никто из нас не готов от него отказаться.

Люди, потерявшие обоняние в результате травмы или болезни, очень от этого страдают: еда кажется пресной, они могут вовремя не заметить утечки газа или пожара, даже отношения с другими людьми становятся более холодными. По запаху мы можем определить пол и настроение человека (даже если никогда его не видели). Запахи — важнейший язык общения у многих животных; мыши, например, способны по запаху определять генетический профиль будущего полового партнёра. Мы уже не реагируем на запахи так непосредственно, но они всё-таки очень важны для нас, даже если мы этого не замечаем.

Читайте также :

Осязание — может быть, самое базовое из наших ощущений. Мы можем представить мир без обоняния, слуха и зрения, но как представить мир без осязания? В этом мире мы бы не смогли отличить себя от пейзажа, свою ногу — от ножки стола.

Главный орган осязания — кожа, самый крупный орган человеческого тела. Рецепторы осязания распределены по ней неравномерно: больше всего их на лице, кистях рук и в области гениталий. Даже малейшее изменение в окружении — например, лёгкий ветерок — тут же регистрируется рецепторами, но многие из них мозг автоматически отсеивает. Наши ощущения настроены на новизну, иначе нам приходилось бы всё время чувствовать ткань одежды, давление воздуха и тяжесть собственного тела.

Телесный контакт с другими людьми очень важен с самого младенчества. Дети, к которым чаще прикасаются, быстрее растут, меньше плачут и лучше спят — прикосновения формируют «чувство базового доверия» к миру. Без прикосновений даже у взрослого человека развивается тактильное голодание, а это приводит к стрессу и депрессии. Самые интимные человеческие отношения обозначаются глубиной телесного контакта. Даже общение с незнакомцем начинается с пожатия руки — как будто без прикосновений мы не можем быть до конца уверены в существовании друг друга.

Чувством вкуса принято наслаждаться в обществе других людей: еда — важнейшая часть многих общественных ритуалов. Помимо телесных функций еда имеет и символическое значение.

Читайте также :

Разные народы исключали разные предметы из рациона питания: некоторые питаются насекомыми, грызунами и жареными собаками, но не употребляют определённые виды растений. Коалы питаются только эвкалиптом, но человек всеяден. Есть много видов пищи, которую мы отвергаем — и очень часто мы делаем это не потому, что она ядовита или плоха на вкус, а потому, что мы так привыкли.

У нас есть пять видов рецепторов вкуса, сгруппированных по специализации: солёное, кислое, сладкое, горькое. Многообразие вкусовых ощущений образуется благодаря их смешению, а во многом — благодаря запахам (некоторые гурманы говорят, что вино без запаха — просто подкрашенная вода). Рецепторы вкуса есть на языке, нёбе и даже на щеках, но с возрастом их чувствительность сильно снижается. Большинство людей питают пристрастие к сладкой и жирной пище — она нам кажется вкусной, но дело скорее в её энергетической ценности. Эволюция управляет вкусом, чтобы добиться своих целей. Но и мы управляем вкусом, исключая или предпочитая те или иные продукты и наделяя их символическим смыслом.

Звук — это волна молекул воздуха, которая возникает при движении любого предмета и распространяется во все стороны. Звуковые волны заставляют дрожать барабанную перепонку, та приводит в движение три мелкие косточки, которые передают сигнал к жидкости внутреннего уха, которая заставляет колебаться волоски, которые включают нервные клетки, которые передают сигналы в мозг, которые мы воспринимаем как звук. Без длинных предложений с придаточными оборотами тут не обойтись: орган слуха — одна из самых запутанных систем в человеческом организме.

Первый звук, который мы слышим — звук биения материнского сердца. Музыка, речь и язык приходят потом, но уже с самого рождения ребёнок реагирует на звук (и производит множество звуков сам). Диапазон человеческого слуха ограничен: многие животные, в том числе крокодилы, киты и слоны, общаются на недоступных нам частотах. Когда вы слышите сверчков, вы на самом деле их не слышите: они общаются в ультразвуковом диапазоне, а мы слышим только бессмысленный для них шум.

Значение, которое мы придаём музыке и речи, очень велико. Музыку можно даже назвать отдельным, универсальным языком, который существует во всех культурах. Если слово — это абстракция, то музыка всегда исходит из эмоций, и поэтому способна захватить нас целиком.

Человек — существо с глазами хищника: они расположены в передней части головы и направлены вперёд (так легче выслеживать жертву). В процессе познания мира мы в первую очередь полагаемся именно на зрение: нам нужно «видеть собственными глазами», чтобы во что-то поверить. Впрочем, смотреть — не значит видеть: в одних и тех же предметах разные люди всегда видели разное. Как и другие чувства, зрение часто нас обманывает. Цвета — это обман планетарного масштаба, ведь мы видим лишь те цвета, которые отражаются от предметов, но не содержатся в них.

Читайте также :

В разных культурах цвета кодируются и воспринимаются по-разному. Некоторые сливают синий и зелёный в одно, у других есть множество обозначений белого. То, что мы представляем, накладывается на то, что мы видим: биолог, прогулявшись по городу, увидит не то же самое, что геолог или программист.

Животные не знают искусства, как его не знают и фотоаппараты. Задача буквального отражения мира для человека невыполнима. Всё, что мы можем — это плодотворное творческое искажение природы. Она настигает нас через органы чувств, и мы вплетаем своё восприятие в мир отношений с предметами, животными и другими людьми. Поэт Абрахам Каули написал в XVII веке: «Красота, ты фантастическая дикая обезьяна, в каждой стране являющаяся в ином облике».

Обоняние осязание слух зрение как назвать это одним словом

Органы чувств С помощью этих органов мы получаем представление об окружающей среде. Пять отдельных систем реагируют на различные раздражители: глаза позволяют получать зрительную информацию; уши улавливают звуковые колебания и участвуют в регуляции равновесия; нос и язык определяют запахи и вкусовые ощущения соответственно, а чувствительные нервные окончания в коже позволяют нам ощущать прикосновения (чувство осязания), изменения температуры и боль.

Органом зрения являются глаза, которые у зародыша развиваются из двух «почек», образующихся из головного мозга. Запечатленное изображение в виде нервных сигналов посылается в мозг, где они расшифровываются и создают зрительное восприятие. Глаз направляется на объект зрения шестью отдельными мышцами, которые вращают его в разные стороны. Острота зрения зависит от рефракции, или светопреломляющей способности, хрусталика и роговицы. Лучи света, попадая в глаз, фокусируются на сетчатке, и на ней образуется изображение.

Сетчатка глаза при офтальмосткопии

Раздражение нервных клеток в сетчатке вызывает образование разных импульсов соответственно яркости света и цвету, которые расшифровываются мозгом, где и создается зрительный образ. Светлое пятно на фото справа — так называемый диск зрительного нерва, где все нервные окончания сетчатки собираются в зрительный нерв, отходящий от глаза к головному мозгу. Видны также артерии, которые расходятся из диска и снабжают кровью сетчатку и другие участки глаза.

Ушная раковина не только защищает ухо от повреждений, но и действует как принимающее устройство, направляющее звуковые колебания к барабанной перепонке

Ухо, состоящее из наружного, среднего и внутреннего отделов, является не только органом слуха, но и определяет положение тела и равновесие. Наружное ухо — это ушная раковина, которая предохраняет слуховой проход от повреждений. Для защиты от инородных частиц в слуховом проходе имеются также волоски и особые железы, выделяющие серу. В среднем ухе находятся три самые маленькие в организме кости: молоточек, наковальня и стремечко, которые связывают барабанную перепонку с внутренним ухом, содержащим улитку — орган слуха. Колебания барабанной перепонки превращаются в нервные импульсы, которые мозг воспринимает как звук.

Носовые ходы связаны с тремя парами синусов (воздухоносных полостей черепа). Чувствительные окончания обонятельных нервов, похожие на волоски, выступают в полость носа. Они улавливают и определяют запахи в воздухе, передавая информацию обонятельным луковицам, которые непосредственно связаны с мозгом

Запахи распознаются похожими на волоски обонятельными нервами, которые, выступая в полость носа в верхней ее части, захватывают и анализируют молекулы во вдыхаемом воздухе. Обоняние может нарушаться при курении или временно ухудшаться при простудных или аллергических заболеваниях. Стойкая утрата обоняния может наступить вследствие повреждения нерва (например, при травме черепа) или в результате поражения той части мозга, которая анализирует запахи.

Органы вкуса

Главными вкусовыми рецепторами являются вкусовые почки, расположенные в выступающих сосочках на верхней поверхности языка. Они способны различать только четыре основных вкусовых ощущения: сладкое, кислое, соленое и горькое. Вкусовые почки, определяющие каждое из этих ощущений, расположены в определенных участках языка. Вкус тесно связан с обонянием, что помогает нам улавливать самые разнообразные ароматы. Утрата обоняния обычно приводит к ухудшению вкусовых ощущений; такое же действие оказывают некоторые лекарства и иногда — недостаток цинка в организме.

В разных участках языка определяются специфические вкусовые ощущения: в задней части — горькое, по бокам — кислое, в передней части — соленое и на кончике — сладкое.

Чувство осязания связано со специфическими рецепторами, которые погружены в толщу кожи на различной глубине. Свободные нервные окончания реагируют на прикосновение, небольшое повышение температуры и холод. Одни закрытые нервные окончания мгновенно реагируют на давление, другие — на вибрацию и растяжение. Терморецепторы реагируют на ощущение тепла и холода и передают в гипотапамический отдел мозга сигналы о необходимости регуляции температуры тела

Под осязанием понимают все кожные ощущения, которые передаются по нервам от чувствительных нервных окончаний, расположенных в коже. Различные виды рецепторов определяют разные ощущения. Количество рецепторов варьирует от одного участка тела к другому: так, в кончиках пальцев и вокруг рта содержится много нервных окончаний, тогда как в коже средней части спины их очень мало. Чувство осязания может ухудшаться при местном травматическом повреждении кожных рецепторов или в результате заболеваний, поражающих нервные волокна, периферическую нервную систему и/или головной мозг.

Основные признаки заболевания органов чувств

Основным симптомом нарушения любого из органов чувств является частичная или полная потеря чувствительности. В зависимости от того, какой из органов чувств поражен, могут также возникать боль или другие симптомы болезни.

Слух, зрение, обоняние и осязание

Во время охоты у лисицы все чувства — и слух, и зрение, и обоняние, и осязание — находятся часто в совместной работе и создают успех. Только разве при гоньбе по зрячему — слух и обоняние отдыхают.

Слух лисицы — отличный. Она слышит и отдаленный глухой лопот вздымающегося косача и дальнее шипение взмахов ворона и томный пересвист тетеревят и, чуть не за сотню шагов, воспринимает тоненькое попискивание и шуршание мыши под толщею снега, в побуревшем травянистом клочке сорной травы и всякой ветоши. Лисица хорошо понимает источники разнообразных звуков и великолепно усваивает расстояние, с которого эти звуки долетают до нее. Это обстоятельство, несомненно, также характеризует ее слух и, вместе с тем, свидетельствует о развитости и приспособленности никогда не дремлющего охотничьего инстинкта.

Зрение и зрительная память лисицы — хорошие, но зрение более приспособлено к острому восприятию движений. Еле заметное колебание былинки, по которой взбирается божья коровка, не остается незамеченным ею. Понятно, что она умеет также, даже в ветер, прекрасно и точно заметить, подкрадываясь к птице, как слегка потряхивается метельчатая трава от бегущих тетеревей, и как почти незаметно кивает осока от уползающих утят. Как охотник, стреляющий на шум, так и лисица, не видя дичи, но еще с большим успехом ловит дичь, делая прыжок всеми четырьмя лапами в точку, где затихло последнее движение травы, и хватает если не на земле, так на подъеме взлетающую птицу. Интересно отметить, что чутье при такой охоте обыкновенно уже не руководит направлением прыжка, который делается лишь по указаниям зрения, либо по слуху; чутье же, благодаря распылению и расхождению запаха в воздухе, дает лишь приблизительное понятие о местонахождении предмета.

Читайте также:  С функциональной точки зрения денежная система

Хотя лисица во время охоты и во время переходов смотрит по низу, по линии земли, верхушек трав, или по поверхности снега, но она, подняв голову, обнаруживает и свое дальнозоркое зрение, замечая летящих у линии горизонта птиц и несущегося вдали по обширному полю русака. Но если охарактеризовать кратко ее зрение, то следовало бы сказать, что лисица видит прежде всего движение предмета, а не предмет.

Характер многих видов охоты, которыми кормится лисица, несомненно требует очень часто хорошего чутья, без которого ни слух, ни зрение не нашли бы затаившуюся дичь. Чутье лисицы весьма удовлетворительное. Я затрудняюсь назвать его острым, полагая, на основании многих данных, что у чутьистой легавой собаки оно лучше. Естественно, что у домашнего животного — легавой собаки, выведенной с определенною целью, чутье должно быть не только не хуже, а лучше лисьего, так как назначение, для которого она служит человеку, выполняется исключительно одним органом обоняния без всякого взаимодействия зрения. Охоте же лисицы способствуют четыре чувства — обоняние, слух, зрение и осязание; они и находят дичь и ловят ее (совмещают в одном лице и собаку и охотника), создавая в совокупности мощный аппарат для удовлетворения лисьей продовольственной и охотничьей потребности.

Для полноты описания характера лисицы необходимо сказать несколько слов о четвертом чувстве, содействующем лисьим охотам, — об осязании.

Я уже упоминал о характерных бросках всеми четырьмя лапами в одну точку. Прежде чем схватить зубами пойманную таким образом добычу, нужно почувствовать ее лапами; иногда пойманный предмет, будучи весьма незначительным, например, землеройка или мышь, находится еще кроме того под слоем снега, в ломи или пучках травы, или в жнивнике. При таких условиях кисти лап должны быть чувствительными. Нередко лисица, наступая на что-то, несколько пружинистее мха, обнаруживает осязанием гнездо шмелей или мыши. Также чувствует она лапою разрыхление земли, сделанное не только кротовым ходом, но землеройкою или мышью, не говоря уже про самую норку.

Об осязании, следовательно, нельзя не упомянуть, говоря о повадках лисицы, а их охотнику полезно знать, так как совокупность мелочей дает понимание характера зверя, а это совершенно необходимо для того, чтобы если не сегодня, так завтра лисица была бы в наших руках наверняка.

История чувств: как мы видим, слышим, обоняем и чувствуем

Путешествие в необъятный мир человеческих ощущений — в новой книге поэта и натуралиста Дианы Акерман.

Чувства порой нас обманывают, но это единственная связь с реальностью, которая у нас есть. К остальному мы приходим опосредованно, через умозаключения. Тело с его органами чувств — центр, вокруг которого всё вертится. Даже в самых вольных мечтах и фантазиях, даже в глубоком сне мы остаёмся пленниками собственного тела.

Герой романа «Моби Дик» Германа Мелвилла однажды сказал: «Ахав никогда не думает, он только чувствует; этого достаточно для всякого смертного. Размышление должно протекать в прохладе и покое, а наши бедные сердца слишком сильно колотятся, наш мозг слишком горяч для этого». Может быть, это и хорошо: абстрактная, голая мысль имеет мало привлекательного. Поэтому рассказы о рае всегда кажутся какими-то бледными по сравнению с насыщенной телесностью адских мучений.

Читайте также :

Недавно переведённая на русский язык «Всеобщая история чувств» Дианы Акерман — настоящий гимн сенсуализма. Акерман рассказывает о пяти основных человеческих чувствах — обонянии, осязании, вкусе, слухе, зрении, а также синестезии — о том, как они возникли, чем отличаются в разных культурах, за что мы их так ценим и почему всё-таки часто ими пренебрегаем. Чтение этой книги — хороший способ перезагрузить своё восприятие и заново научиться видеть, слышать, нюхать и трогать окружающий мир. Она не обогатит ваши сенсорные впечатления (в конце концов, это всего лишь знаки на белом фоне), зато научит лучше их понимать.

В истории можно заметить немало колебаний между миром мышления и миром непосредственных ощущений. Античность жила культом форм, тела и видимого мира; христианство предпочло мир невидимый. На самом деле, никакого противоречия здесь нет: ведь если чувства порождают мышление, то мышление возвращается к чувствам и изменяет их на свой лад. В своей основе эти вещи неразделимы. Один из главных теоретиков телесности философ Морис Мерло-Понти писал в своём знаменитом эссе о Сезанне:

Читайте также :

Ту же самую операцию проделывает и Диана Акерман: она сталкивает множество данных из истории, психологии и естественных наук с нашим непосредственным опытом, который уже всегда «здесь», всегда в наличии и только ждёт, чтобы мы обратили на него внимание. Такое можно испытать после эмоционального потрясения или чтения хорошего романа: мир предстаёт новым, слишком ясным и немного загадочным, как будто мы явились откуда-то с другой планеты и смотрим на него впервые.

Даже в бездействии каждый из нас плавает в потоке ощущений. Они могут быть навязчивыми и неприятными, а могут переполнять нас восторгом и теплотой. Какими бы они ни были, нам не дано выйти за их пределы. Именно чувства соединяют нас друг с другом и со всем окружающим. Это хороший повод уделить им чуть больше внимания.

Каждый человек в среднем способен различить около 10 тысяч различных запахов (у женщин этот показатель несколько выше, чем у мужчин). Запахи тесно связаны с нашей памятью: необязательно читать роман Пруста, чтобы знать, как легко определённый запах может пробудить воспоминания о самом далёком прошлом. При этом запахи очень трудно описать с помощью речи. Можно сказать, что «кровь пахнет пылью», а фиалки — «кусочками жжёного сахара, выдержанного в лимоне и завёрнутого в бархат», но это будет всего лишь образное сравнение. Запахи, пишет Акерман, чем-то похожи на наших далёких родственников, чьи имена мы никак не можем запомнить.

С биологической точки зрения чувство обоняния утратило для человека свою былую важность. Тем не менее, никто из нас не готов от него отказаться.

Люди, потерявшие обоняние в результате травмы или болезни, очень от этого страдают: еда кажется пресной, они могут вовремя не заметить утечки газа или пожара, даже отношения с другими людьми становятся более холодными. По запаху мы можем определить пол и настроение человека (даже если никогда его не видели). Запахи — важнейший язык общения у многих животных; мыши, например, способны по запаху определять генетический профиль будущего полового партнёра. Мы уже не реагируем на запахи так непосредственно, но они всё-таки очень важны для нас, даже если мы этого не замечаем.

Читайте также :

Осязание — может быть, самое базовое из наших ощущений. Мы можем представить мир без обоняния, слуха и зрения, но как представить мир без осязания? В этом мире мы бы не смогли отличить себя от пейзажа, свою ногу — от ножки стола.

Главный орган осязания — кожа, самый крупный орган человеческого тела. Рецепторы осязания распределены по ней неравномерно: больше всего их на лице, кистях рук и в области гениталий. Даже малейшее изменение в окружении — например, лёгкий ветерок — тут же регистрируется рецепторами, но многие из них мозг автоматически отсеивает. Наши ощущения настроены на новизну, иначе нам приходилось бы всё время чувствовать ткань одежды, давление воздуха и тяжесть собственного тела.

Телесный контакт с другими людьми очень важен с самого младенчества. Дети, к которым чаще прикасаются, быстрее растут, меньше плачут и лучше спят — прикосновения формируют «чувство базового доверия» к миру. Без прикосновений даже у взрослого человека развивается тактильное голодание, а это приводит к стрессу и депрессии. Самые интимные человеческие отношения обозначаются глубиной телесного контакта. Даже общение с незнакомцем начинается с пожатия руки — как будто без прикосновений мы не можем быть до конца уверены в существовании друг друга.

Чувством вкуса принято наслаждаться в обществе других людей: еда — важнейшая часть многих общественных ритуалов. Помимо телесных функций еда имеет и символическое значение.

Читайте также :

Разные народы исключали разные предметы из рациона питания: некоторые питаются насекомыми, грызунами и жареными собаками, но не употребляют определённые виды растений. Коалы питаются только эвкалиптом, но человек всеяден. Есть много видов пищи, которую мы отвергаем — и очень часто мы делаем это не потому, что она ядовита или плоха на вкус, а потому, что мы так привыкли.

У нас есть пять видов рецепторов вкуса, сгруппированных по специализации: солёное, кислое, сладкое, горькое. Многообразие вкусовых ощущений образуется благодаря их смешению, а во многом — благодаря запахам (некоторые гурманы говорят, что вино без запаха — просто подкрашенная вода). Рецепторы вкуса есть на языке, нёбе и даже на щеках, но с возрастом их чувствительность сильно снижается. Большинство людей питают пристрастие к сладкой и жирной пище — она нам кажется вкусной, но дело скорее в её энергетической ценности. Эволюция управляет вкусом, чтобы добиться своих целей. Но и мы управляем вкусом, исключая или предпочитая те или иные продукты и наделяя их символическим смыслом.

Звук — это волна молекул воздуха, которая возникает при движении любого предмета и распространяется во все стороны. Звуковые волны заставляют дрожать барабанную перепонку, та приводит в движение три мелкие косточки, которые передают сигнал к жидкости внутреннего уха, которая заставляет колебаться волоски, которые включают нервные клетки, которые передают сигналы в мозг, которые мы воспринимаем как звук. Без длинных предложений с придаточными оборотами тут не обойтись: орган слуха — одна из самых запутанных систем в человеческом организме.

Первый звук, который мы слышим — звук биения материнского сердца. Музыка, речь и язык приходят потом, но уже с самого рождения ребёнок реагирует на звук (и производит множество звуков сам). Диапазон человеческого слуха ограничен: многие животные, в том числе крокодилы, киты и слоны, общаются на недоступных нам частотах. Когда вы слышите сверчков, вы на самом деле их не слышите: они общаются в ультразвуковом диапазоне, а мы слышим только бессмысленный для них шум.

Значение, которое мы придаём музыке и речи, очень велико. Музыку можно даже назвать отдельным, универсальным языком, который существует во всех культурах. Если слово — это абстракция, то музыка всегда исходит из эмоций, и поэтому способна захватить нас целиком.

Человек — существо с глазами хищника: они расположены в передней части головы и направлены вперёд (так легче выслеживать жертву). В процессе познания мира мы в первую очередь полагаемся именно на зрение: нам нужно «видеть собственными глазами», чтобы во что-то поверить. Впрочем, смотреть — не значит видеть: в одних и тех же предметах разные люди всегда видели разное. Как и другие чувства, зрение часто нас обманывает. Цвета — это обман планетарного масштаба, ведь мы видим лишь те цвета, которые отражаются от предметов, но не содержатся в них.

Читайте также :

В разных культурах цвета кодируются и воспринимаются по-разному. Некоторые сливают синий и зелёный в одно, у других есть множество обозначений белого. То, что мы представляем, накладывается на то, что мы видим: биолог, прогулявшись по городу, увидит не то же самое, что геолог или программист.

Животные не знают искусства, как его не знают и фотоаппараты. Задача буквального отражения мира для человека невыполнима. Всё, что мы можем — это плодотворное творческое искажение природы. Она настигает нас через органы чувств, и мы вплетаем своё восприятие в мир отношений с предметами, животными и другими людьми. Поэт Абрахам Каули написал в XVII веке: «Красота, ты фантастическая дикая обезьяна, в каждой стране являющаяся в ином облике».

Источники:
  • http://elaxsir.ru/anatomiya/obonyanie-osyazanie-i-drugie-chuvstva.html
  • http://pikabu.ru/story/u_cheloveka_devyat_chuvstv_a_ne_pyat_893716
  • http://medqueen.com/medicina/fiziologiya/fiziologiya-statya/1261-organy-chuvstv-kratkiy-obzor.html
  • http://newtonew.com/culture/istoriya-chuvstv-kak-my-vidim-slyshim-obonyaem-i-chuvstvuem
  • http://medqueen.com/medicina/fiziologiya/fiziologiya-statya/1261-organy-chuvstv-kratkiy-obzor.html
  • http://ihunter.ru/encyclopedia/books/okhota-na-lisitsu-zvorykin-v-a/slukh-zrenie-obonyanie-i-osyazanie/
  • http://newtonew.com/culture/istoriya-chuvstv-kak-my-vidim-slyshim-obonyaem-i-chuvstvuem