Меню Рубрики

Обман зрения как с иисусом христом

Продолжаю рубрику «Обман зрения» и это вторая статья по этой теме. В первой статье Обман зрения мы познакомились с природой этого явления, узнали все виды обмана зрения и разобрали в качестве примера несколько картинок. Так как эта тема оказалась интересна многим читателям размещаю очередные картинки с оптическими иллюзиями и комментариями к ним.

Картинка по обману зрения №1. Эффект Безольди

Посмотри на картинку и скажи, в какой части красные линии более яркие и контрастные. В правой не так ли?

На самом деле красные линии на картинке ничем не отличаются друг от друга. Они абсолютно идентичны, опять обман зрения. Это эффект Безольди, когда мы воспринимает по разному тональность цвета в зависимости от его соседства с другими цветами.

Картинка по обману зрения №2. Иллюзия изменения цвета

Меняется ли цвет горизонтальной серой линии в прямоугольника?

Горизонтальная линия на картинке не меняется на всем протяжении и остается одинаково серой. Не вериться, правда? Это обман зрения. Чтобы убедиться в этом закрой листом бумаги окружающий ее прямоугольник. Это эффект аналогичен картинке №1.

Картинка-ссылка с рекламой без «обмана зрения» ?

Картинка по обману зрения №3. Иллюзия уменьшающегося солнца

Эту великолепную фотографию солнца сделало американское космическое агентство NASA. На ней видно два пятна на Солнце, направленные прямо на Землю.

Куда более интересно другое. Если ты пройдешься взглядом вокруг края Солнца, то увидишь, как оно сжимается. Вот это действительно ВЕЛИКОЛЕПНО – без обмана, хорошая иллюзия!

Картинка по обману зрения №4. Иллюзия Зольнера

Видишь ли ты, что линии-елочки на картинке параллельны?

Я тоже не вижу. Но они параллельны – проверь линейкой. Мое зрение тоже оказалось обманутым. Это знаменитая классическая иллюзия Зольнера, существующая с 19 века. Из-за «иголочек» на линиях нам кажется, что они не параллельны.

Картинка по обману зрения №5. Иисус Христос

Смотри на картинку 30 секунд (может понадобиться и больше), затем переведи взгляд на светлую ровную поверхность, например, на стену.

Перед глазами ты увидел образ Иисуса Христа, образ похож на известную Туринскую плащаницу. Почему же возникает этот эффект? В глазу у человека есть клетки, которые называют колбочки и палочки. Колбочки отвечают за передачу цветного изображения в мозг человека при хорошем освящении, а палочки помогают видеть человеку в темноте и отвечают за передачу черно-белого изображения низкой четкости. Когда ты смотришь на черно-белое изображение Иисуса, палочки «устают» из-за длительной и интенсивной работы. Когда ты отводишь взгляд с изображения, эти «усталые» клетки не справляются и не могут передать новую информацию в мозг. Поэтому образ остается перед глазами, и исчезает, когда палочки »придут в себя».

Тебе может быть интересно

1. Коллекция картинок №1. Обман зрения.

2. Коллекция картинок №3. Обман зрения иллюзии.

4. Коллекция картинок №5. Оптические иллюзии.

5. Коллекция картинок №6. Оптический обман зрения.

6. Коллекция картинок №7. Обман зрения фото.

7. Коллекция картинок №8. Обман зрения 3D.

8. Коллекция картинок №9. Обман зрения картинки 3D.

9. Коллекция 3D картинок №1. Стереокартинки.

Иллюзия наших глаз

Сегодня немного поразвлекаемся и пообманываем сами себя. Спорим, что в течение ближайших 10-15 минут вы обманете сами себя несколько раз и увидите то (или не увидите), чего на самом деле нет. Всё это произойдёт, если, конечно, вы прочитаете весь нижеизложенный текст. Речь сегодня пойдёт об обманах зрения или, другими словами, оптических обманах.

1

надо расслабиться, и смотреть в 4 точки в центре в течение 30 секунд, потом перевести взгляд на что нибудь однотонное, например, на потолок и увидешь белый круг, моргни несколько раз, должна образоваться картина, что видишь?

2 Иллюзия движения

Если поводить глазами по картинке, то рисунок начинают двигаться. Это не анимация. Попробуйте распечатать данное изображение и поводить потом по нему взглядом, оно будет вращаться. Виноваты в этом — ваши глаза, которые обманывают вас.

вот такие причуды вытворяют наши глаза))

3 Рисунок на стене или на асфальте

это рисунки на асфальте, изображённый по правилам 3D иллюстрации. Люди со слабой координацией, проходя по такому рисунку и смотря на него, могут попросту упасть, потеряв равновесие)) автор этих рисунков Джулиан Бивер, посмотреть его остальные работы можно здесь.

4 Мэрилин Монро/ Иисус

эффект от этих картин будет различный. Если вы сейчас видите на картинке Мэрилин Монро и Иисуса, то приблизьтесь к вашему монитору, изображение должно исчезнуть. Если не видите на изображении ничего кроме точек, отодвиньтесь от монитора на несколько метров. Что вы увидели?))

5 Эффект расстояния

изображение должно поменяться, если вы отойдете на пару шагов от монитора, первая иллюзия очень крутая, мне нравится))

6 Что на картинках?

очень внимательные найдут в первой картине собаку, на второй лошадей, а на третьей панд))

7 Рисунки:

на последних двух ты видишь лица старушек или девушек?)

8 И напоследок пару головоломок:

и вот рисунок, ради которого я создал пост:

Для детей и родителей

Виды обмана зрения:

обман зрения на основе восприятия цвета;
обман зрения на основе контраста;
искривляющие иллюзии;
оптический обман восприятия глубины;
оптический обман восприятия размера;
контурный обман зрения;
обман зрения «перевертыши»;
комната Эймса;
движущиеся оптические иллюзии.
стерео-иллюзии, или, как их еще называют: «3d картинки», стереокартинки.

ИЛЛЮЗИЯ РАЗМЕРА ШАРА
Неправда ли, размер этих двух шаров разный? Верхний шар больше нижнего?

На самом деле это обман зрения: эти два шара, абсолютно равны. Можешь воспользоваться линейкой для проверки. За счет создания эффекта удаляющегося коридора художнику удалось обмануть наше зрение: верхний шар нам кажется больше, т.к. наше сознание воспринимает его, как более дальний объект.

ИЛЛЮЗИЯ А.ЭЙНШТЕЙНА И М.МОНРО
Если ты смотришь на картинку с близкого расстояния, то видишь гениального физика А.Эйнштейна.

Теперь попробуй отойти на несколько метров, и … чудо, на картинке М.Монро. Здесь вроде все обошлось без обмана зрения. Но как?! Никто же не подрисовывал усы, глаза, волосы. Просто из далека зрение не воспринимает какие-то мелочи, а на крупные детали делает больший акцент.

Оптический эффект, создающий у зрителя ложное представление о месте нахождения сидения, обусловлен оригинальной конструкцией стула, придуманного французской студией Ibride.

Смотрите на крестик в центре

В какую сторону крутится колесо?

Смотрите, не моргая, в середину изображения 20 секунд, а потом переведите взгляд на чье-нибудь лицо или просто стену.

ИЛЛЮЗИЯ СТОРОНЫ СТЕНЫ С ОКНОМ
С какой стороны здания расположено окно? С левой, а может быть с правой?

Снова наше зрение обманули. Как это стало возможно? Очень просто: вернхяя часть окна изображена, как окно, находящееся с правой стороны здания (мы смотрим, как бы снизу), а нижняя часть – с левой (мы смотрим сверху). А середину зрение воспринимает, как считает нужным сознание. Вот и весь обман.

Оптическая иллюзия, созданная Крисом Уэстоллом. На столе стоит чашка, рядом с которой стоит куб с маленькой чашечкой. Однако при более детальном рассмотрении мы можем увидеть, что на самом деле куб нарисованный, и чашки абсолютно одинакового размера. Подобный эффект замечается только под определенным углом.

Иллюзия «Стена кафе»

Внимательно всмотритесь в изображение. На первый взгляд кажется, что все линии изогнуты, однако на самом деле они параллельны. Иллюзия была обнаружена Р. Грегори в кафе Wall в Бристоле. Отсюда и пошло ее название.

Иллюзия Пизанской башни

Выше вы видите две картинки Пизанской башни. На первый взгляд кажется, что башня справа наклоняется больше, чем башня слева, однако на самом деле обе эти картинки одинаковые. Причина кроется в том, что визуальная система рассматривает два изображения как часть единой сцены. Поэтому нам кажется, что обе фотографии не симметричны.

ИЛЛЮЗИЯ ВОЛНИСТЫХ ЛИНИЙ
Даже не возникает сомнений, что изображенные линии волнистые.

Вспомни, как называется раздел – обман зрения. Ты прав это прямые, параллельные линии. И это искривляющая иллюзия.

Корабль или арка?

Эта иллюзия — настоящее произведение искусства. Картину нарисовал Роб Гонсалвес — канадский художник, представитель жанра магического реализма. В зависимости от того, куда вы посмотрите, вы можете видеть или арку длинного моста или парус корабля.

ИЛЛЮЗИЯ — ГРАФФИТИ «ЛЕСТИЦА»
Сейчас можно расслабиться, и не думать, что будет очередной обман зрения. Давай восхитимся фантазией художника.

Такое граффити сделал чудо-художник в метро на удивление всем прохожим.

ЭФФЕКТ БЕЗОЛЬДИ
Посмотри на картинку и скажи, в какой части красные линии более яркие и контрастные. В правой не так ли?

На самом деле красные линии на картинке ничем не отличаются друг от друга. Они абсолютно идентичны, опять обман зрения. Это эффект Безольди, когда мы воспринимает по разному тональность цвета в зависимости от его соседства с другими цветами.

ИЛЛЮЗИЯ ИЗМЕНЕНИЯ ЦВЕТА
Меняется ли цвет горизонтальной серой линии в прямоугольника?

Горизонтальная линия на картинке не меняется на всем протяжении и остается одинаково серой. Не вериться, правда? Это обман зрения. Чтобы убедиться в этом закрой листом бумаги окружающий ее прямоугольник.

ИЛЛЮЗИЯ УМЕНЬШАЮЩЕГОСЯ СОЛНЦА
Эту великолепную фотографию солнца сделало американское космическое агентство NASA. На ней видно два пятна на Солнце, направленные прямо на Землю.

Куда более интересно другое. Если ты пройдешься взглядом вокруг края Солнца, то увидишь, как оно сжимается. Вот это действительно ВЕЛИКОЛЕПНО – без обмана, хорошая иллюзия!

ИЛЛЮЗИЯ ЗОЛЬНЕРА
Видишь ли ты, что линии-елочки на картинке параллельны?

Я тоже не вижу. Но они параллельны – проверь линейкой. Мое зрение тоже оказалось обманутым. Это знаменитая классическая иллюзия Зольнера, существующая с 19 века. Из-за «иголочек» на линиях нам кажется, что они не параллельны.

ИЛЛЮЗИЯ-ИИСУС ХРИСТОС
Смотри на картинку 30 секунд (может понадобиться и больше), затем переведи взгляд на светлую ровную поверхность, например, на стену.

ИЛЛЮЗИЯ. ТРИ КВАДРАТА
Сядь поближе и посмотри на картинку. Видишь ли ты, что стороны всех трех квадратов кривые?

Я тоже вижу кривые линии, несмотря на то, что стороны всех трех квадратов идеально ровные. Когда же отходишь от монитора на некоторое расстояния, то все встает на свои места — квадрат выглядит идеальным. Это связано с тем, что задний фон заставляет наш мозг воспринимать линии кривыми. Это оптическая иллюзия. Когда же фон сливается и мы его четко не видим, квадрат кажется ровным.

ИЛЛЮЗИЯ. ЧЕРНЫЕ ФИГУРЫ
Что ты видишь на картинке?

Это классическая иллюзия. Бросив беглый взгляд, мы видим какие-то непонятные фигуры. Но посмотрев чуть дольше начинаем различать слово LIFT. Наше сознание привыкло видеть черные буквы на белом фоне, и продолжает также воспринимать и это слово. Это очень неожиданно для нашего мозга читать белые буквы на черном фоне. Кроме этого большинство людей первый взгляд бросают в центр картинки, а это еще усложняет мозгу задачу, ведь он привык читать слово слева направо.

ИЛЛЮЗИЯ. ИЛЛЮЗИЯ ОУЧИ
Посмотри в центр картинки и ты увидишь «пляшущий» шар.

Это культовая оптическая иллюзия, изобретенная в 1973 г. японским художником Оучи и названа в честь него. На этой картинке возникает несколько иллюзий. Во-первых, создается впечатление, что шар немного перемещается из стороны в сторону. Наш мозг не может понять, что это плоское изображение и воспринимает его, как объемное. Другой обман иллюзии Оучи –впечатление, что мы смотрим сквозь круглую замочную скважину на стену. Наконец, размер всех прямоугольников на картинке одинаков, и они располагаются строго в рядах без кажущегося смещения.

Интеллектуальные развлечения. Интересные иллюзии, логические игры и загадки.

Добро пожаловать В МИР ЗАГАДОК, ОПТИЧЕСКИХ
ИЛЛЮЗИЙ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ
Стоит ли доверять всему, что вы видите? Можно ли увидеть то, что никто не видел? Правда ли, что неподвижные предметы могут двигаться? Почему взрослые и дети видят один и тот же предмет по разному? На этом сайте вы найдете ответы на эти и многие другие вопросы.

Log-in.ru© — мир необычных и интеллектуальных развлечений. Интересные оптические иллюзии, обманы зрения, логические флеш-игры.

Привет! Хочешь стать одним из нас? Определись
Если ты уже один из нас, то вход тут.

Энгастрация – фарширование одной птицы другой.

В течении 30 секунд непрерывно смотрите на четыре точки в центре картинки. Теперь закройте глаза, откиньте голову назад и посмотрите на потолок. Попробуйте быстро поморгать.

Удивите друзей, поделитесь:

С «Иисус» также смотрят:

Смотрите другие иллюзии и обманы зрения:

138 комментариев (в архиве — 177 комментариев )

Наан ( 0 )
11.07.2016 05:57

После второго раза я поняла, в чем дело. Те пятна, что мы видим черными, пока смотри на четыре точки, становятся белыми, когда закрываем глаза. Вот вам и чудо господне.

Лизуха ( -2 )
07.07.2015 20:44

Офигеть я сначала не поверила что это правда ну подумала что опять всякую хрень печатают ну все таки решила проверить просто так не верила что что то получится а когда его увидела аж закричала что мама прибежала

Читайте также:  Зрение как оно важно для нас

yhwh777px ( 0 )
27.05.2015 18:04

Иисус Христос

А теперь сконцентрируйтесь на четырёх точках в центре картинки на 30 секунд. Затем закройте глаза, или посмотрите на потолок. Через несколько секунд вы увидите изображение. Продолжайте смотреть на него. Что вы видите? Может это небесное предзнаменование?

P.S. И после этого вы всё ещё сомневаетесь в существовании Бога?

Лого Бэтмэна на ваших обоях

Девушка с родинкой на носу

Две половинки фото

Ну да, что то вроде бетмена.
А в существовании Бога я и так не сомневался.

для трафарета подойдет. а Бог – это намного большее что-то…

Очень замечательно:), но если хотите увидеть Бога подойдите к зеркалу и посмотрите в него!

Оптическая иллюзия с ликом Христа разделила Сеть на гениев и шизофреников

Гифку с ликом Иисуса Христа на надгробии опубликовал Bobby Thellere, пользователь известного американского портала Reddit, и спросил у сообщества — выпуклое изображение или вогнутое. Мнения разделились.

Большинство людей видят это изображение выпуклым, а при движении кажется, что оно ещё и следит за наблюдателем. На самом деле лик Христа вогнутый, а надгробие, разумеется, статично.

Всё дело в известной «иллюзии полой маски» (hollow mask), которая запутывает наш мозг и изменяет восприятие реальности. Не обманываются этой иллюзией только шизофреники и люди, находящиеся под воздействием наркотических веществ, ну и, пожалуй, гении. Учёные считают, это связано с тем, что мозг таких людей блокирует «то, что видят глаза», от того, что «мозг думает, что видит».

«Если бы это было реальное лицо с выступающим носом и я бы сдвинулся на несколько шагов влево, я бы увидел больше его правой щеки и меньше левой щеки, — прокомментировал иллюзию с ликом Христа Томас Папатомас (Thomas Papathomas) из Ратгерского университета. — Но это лицо вогнутое, поэтому на самом деле, когда я пойду влево, я увижу больше его левой щеки и меньше правой щеки».

В этом случае единственный выход для мозга — думать, что лицо движется, поэтому большинству обычных людей изображение кажется выпуклым, их обманывает «иллюзия полой маски». А вот люди, страдающие шизофренией или принимающие марихуану, менее склонны обманываться подобными вещами. Учёные считают, что это может быть связано с процессами взаимодействия двух частей их мозга — «снизу вверх» по сбору визуальной информации и «сверху вниз» по её интерпретации.

Загадка оптических иллюзий давно волнует учёных всего мира. Мы уже собирали для вас подборки иллюзий, которые сводят с ума, и иллюзий, которые мастерски обманывают наш мозг.

Кстати, оптические иллюзии служат не только развлечением, они могут укреплять здоровье! Недавно «Ридус» писал, что учёные показали иллюзию, улучшающую зрение.

Вы шизофреник или наркоман? Узнайте это, взглянув на лик Христа на надгробии

Эту оптическую иллюзию в виде гифки, на которой видно надгробие с лицом Иисуса Христа в неизвестном месте, опубликовал реддитор Bobby Thellere.

Для большинства людей это рельефное изображение выступает из надгробного камня и поворачивается, чтобы смотреть на них, когда те проходят мимо, хотя на самом деле оно вогнутое и, конечно же, неподвижное.

Однако люди, страдающие шизофренией или находящиеся под воздействием каннабиса, не обманываются иллюзией «полой маски» (hollow mask). По мнению учёных, это связано с тем, что их мозг отключает «то, что видят глаза» от того, что «мозг думает, что видит».

Как работает иллюзия «полой маски»?

Наш мозг «знает», что лицо выпуклое, а не вогнутое, однако лик Христа вогнут. Это запутывает мозг и ряд различных сигналов изменяют наше восприятие.

«Если бы я двигался на несколько шагов влево и это было бы обычное лицо с выступающим носом, я бы увидел больше его правой щеки и меньше левой щеки, — рассказывает Томас Папатомас из Ратгерского университета. — Но это вогнутое лицо, поэтому на самом деле, когда я пойду влево, я увижу больше его левой щеки и меньше правой щеки».

Изображение: Reddit/Bobby Thellere

В крайнем случае, когда вы пойдёте достаточно далеко влево, всё, что вы сможете увидеть — левую щеку. Однако это отличается от того, что произойдет, если это будет реальное лицо. В таком случае единственный выход для мозга — думать, что лицо движется.

Для большинства людей изображение кажется выпуклым, поскольку они были обмануты иллюзией «полой маски», но люди, которые страдают шизофренией или принимают каннабис, менее склонны обманываться подобными вещами.

Ученые полагают, что это может быть связано с процессами взаимодействия двух частей их мозга — «снизу вверх» по сбору визуальной информации и «сверху вниз» по её интерпретации.

С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

Здравствуйте, Михаил! Газету «Вера» я начала выписывать ещё в начале далёких 90-х. В каждом выпуске нахожу близкое себе. С радостью в № 698 прочитала вашу заметку У Вифлеемской звезды – и как будто сама снова побывала в Вифлееме. Наверно, в этот раз вы приобрели дудочки на Поле Пастушков? Помню, в 2009 году Игорь Иванов сожалел, что сразу их не купил, а потом в Иерусалиме они не встретились (Страх и радость, «Вера», № 579). Спустя год я побывала на Святой Земле и приобрела несколько дудочек на Поле Пастушков, хотела передать вам в редакцию когда-нибудь с оказией, но до сих пор не получилось.


Фреска на столбе

У меня такой вопрос. Перед поездкой на Святую Землю видела я фотографию лика Спасителя «с закрытыми глазами», который изображён на одной из колонн храма Рождества Христова в Вифлееме. Этот образ запал мне в память, буквально впечатался. Даже не надеялась, что смогу его найти. В храме полумрак, образа на колоннах едва видны, колонн много. У входа в пещеру множество народа, давка, надо переждать. Лик не увидела, скорее, почувствовала взгляд. Высоко на колонне, у самого потолка в темноте – тот ли образ? Глазами не разглядеть, слишком темно. На всякий случай я сделала два снимка, посмотрела на экранчик фотокамеры – темнота. Моя простенькая мыльница при самом большом приближении едва ли смогла запечатлеть его, даже если это тот самый лик. Ведь там колонн много, он ли это?

Сразу после этого мы вошли в Пещеру Рождества. Был Великий Четверг, и прямо в Пещере, у места рождения Спасителя, совершалась литургия. Наша группа была одна, если не считать местных арабов-христиан, пришедших на раннюю литургию с детьми. Они принесли с собой лепёшки с записками и помянниками. Евхаристическое Таинство совершалось на наших глазах священником-греком на престоле. Арабы передавали священнику хлебы (лепёшки) с записками-помянниками, он складывал их на престоле. Из маленьких лепёшек священник вынимал частицы, большие лепёшки (примерно с блюдце) преломлял на две части и половину возвращал прихожанам-арабам. Некоторые возгласы священник подавал на церковнославянском. Хора не было. Пели все арабы. Символ веры они пели очень слаженно и громко. «Отче наш» мы спели на церковнославянском. Причащались вместе арабы, русские и несколько грузин, друг за другом, у самой звезды. Чудо – быть в Пещере у яслей всю службу, места было достаточно для всех. Правда, опоздавшие толпились на ступенях.

Когда я вернулась со Святой Земли и рассматривала дома фотографии, то с великой радостью увидела, что моя камера запечатлела тот самый лик Спасителя и Его глаза. С первого взгляда показалось, что глаза были закрыты. Но при внимательном рассмотрении, особенно при увеличении – глаза открыты! Какая же легенда связана с этим образом? Надо бы мне найти время на поиск, но, может, вы знаете? И как вы к этому относитесь?

С уважением, Татьяна Копылова г. Санкт-Петербург

Спасибо, Татьяна Константиновна, за добрые слова. Получив ваше письмо, я стал выяснять, где ещё имеются подобные образы с «открыванием и закрыванием глаз», чтобы ответить на ваш вопрос. И оказалось, что не всё так просто.

В 2005 году в журнале «Наука и жизнь» была опубликована статья «Загадочные картины: двоевзоры и троевзоры». В ней автор упомянул изображение на колонне в вифлеемском храме Рождества и привёл фотографии двух картин, на которых также проявляется эффект двоевзора. Одна картина, изображающая Иисуса в терновом венце, была написана немецким художником Габриелем фон Максом в конце XIX века. Другая, также Иисуса в терновом венце, написана неизвестным художником и сфотографирована в 1970 году (фото принадлежит священнику из Подмосковья о. Валентину Дронову). Других изображений, на которых бы Иисус «открывал и закрывал глаза», автор научного журнала не нашёл. И статью завершил так: «Икона в Вифлееме, о которой рассказано, встречается очень редко, поэтому важны любые свидетельства людей, видевших или хотя бы слышавших о подобных изображениях. Просим читателей обязательно сообщить об этом в редакцию журнала».

Узнать, получил ли журнал отклики, мне не удалось. Так что пришлось самому разбираться.

Что тут сразу бросается в глаза? В храме Рождества на колонне явно изображён Спас Нерукотворный. А на снимках картин, что опубликованы в научном журнале, – Иисус в терновом венце. Это католический образ «Плат святой Вероники». Так что перед нами две разные иконы. Но с одним и тем же эффектом двоевзора. Или, может быть, «эффекты» разные – где-то они получены искусственным путём, с помощью художнических приёмов, а где-то проявляются естественно, из-за чудотворности образа? Как отделить одно от другого, подделку от чуда? Взглянем на историю происхождения этих двух образов.

Как известно, Спас Нерукотворный появился благодаря просьбе эдесского царя Авгаря V, который приглашал Иисуса Христа посетить Месопотамию. Спаситель не принял приглашения, но согласился, чтобы посланный царём художник нарисовал Его портрет. Портрет никак не удавался. И тогда Иисус совершил чудо: умыл лицо, отёр его платом, на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Затем образ был привезён в Эдессу, оттуда спустя века попал в Константинополь. Это история весьма реальна – в ней задействовано множество людей с указанием имён, там описываются конкретные исторические обстоятельства, имеются письменные свидетельства. Римский историк Евсевий (род. ок. 263 г.) в своих трудах приводил текст двух писем из переписки царя Авгаря с Иисусом Христом, что хранились в архивах Эдессы.

Историчность же «Плата святой Вероники» не столь очевидна. В средние века в Европе стало известно такое предание. Когда Христа вели на Голгофу, некая женщина подала Ему платок, чтобы утереть лицо, – и на платке отпечатался лик. Возможно, это предание услышали в Палестине рыцари-крестоносцы и всё так было на самом деле. Но сомнения в подлинности всё же остаются.

Тут надо заметить, что реализм «Спаса Нерукотворного» запечатлелся и в самом образе: борода Иисуса раздвоена, оттого что волосы слиплись от воды, – ведь плат к лику был поднесён после умывания водой. Иногда образ так и называют: «Спас Мокрая Брада». А в образе «Плата святой Вероники» ничего подобного нет. И возникает предположение: а может, западные иконописцы решили внести «большую историчность» в поздние списки «Плата святой Вероники», использовав художественный приём двоевзора? Что делает человек, когда вытирается полотенцем? Зажмуривает, а потом открывает глаза. Вот и на «Плате», мол, этот момент отразился.

Подтверждение этой догадке можно найти в самом Риме, где хранится «Плат святой Вероники». Там, в базилике Святого Петра, на колонне святой Вероники, есть два барельефа плата: на одном Иисус с открытыми глазами, на другом – с закрытыми. Колонна была построена и украшена скульптурой в 1646 году. Ещё раньше в Риме нечто подобное произошло с книгой «Маленький опус о священном платке Вероники». В издании 1620 года на титульном листе было обычное изображение – Иисус с открытыми глазами. А в издании 1635 года – с закрытыми. То есть уже тогда у католиков появилось представление об «Иисусе моргающем». Интересно, что как раз с этого времени, с 1628 года, «Плат святой Вероники» перестали показывать народу – и так продолжается уже 400 лет. Образ из ризницы выносят лишь раз в год, на высокий балкон колонны, и снизу издалека ничего не разглядеть. Журналисты пытаются получить доступ к «Плату святой Вероники», но в Ватикане им отказывают: «В этом нет смысла, поскольку с течением лет изображение слишком поблекло».

Между тем по миру разошлось много списков этого образа. И среди них есть с оптическим эффектом двоевзора. В Интернете, например, растиражирована история про чудесную икону «Иисус Моргающий» («Плат святой Вероники»), которая в 80-е годы прошлого века находилась в древнем грузинском монастыре Джвари. Удивившись, обратился я к православному журналисту Каха Кенкишвили. Он прислал из Тбилиси фотографию этого образа с пояснением: «Да, такая икона есть. Но сейчас она висит в Светицховели. Также имеются её копии – в монастыре Самтавро и в Кашуетском храме Святого Георгия, что в самом центре Тбилиси». Светицховели – это патриарший собор в Мцхете, который на протяжении тысячелетия является главным храмом всей Грузии. Так что икона и вправду почитаема, раз хранится там.

Читайте также:  Вредны ли лед телевизоры для зрения

По народным представлениям, на одних людей, входящих в храм и подходящих к этой иконе, Иисус смотрит, а на других – нет. При этом считается, что если человек грешен или готовится совершить грех, то Христос не поднимает на него глаз. Как я понял, грузинские священники ко всему этому относятся осторожно, ведь молитвенному настрою перед образом может помешать экзальтированное ожидание чуда. Как тут не вспомнить 1879 год, когда упомянутый выше немецкий художник Габриель фон Макс привёз в Петербург свою картину «Платок святой Вероники». Петербургские газеты тогда писали, что устроителям выставки пришлось поставить рядом с картиной стулья – для дам, которые из-за эффекта двоевзора падали в обморок с восклицанием: «Смотрит! Смотрит!»

Оптический эффект действует на людей и поныне. В Интернете можно найти снимки «Иисуса Моргающего» с такими комментариями. Одна женщина, увидев закрытые очи, переживает: «Неужели я такая грешница?» Другая радуется: «Слава Богу, я вижу Его глаза открытыми, а я боялась посмотреть!» Тут же прилагается драматическая история:


Оригинал образа «Иисус Моргающий»

«В августе 1980 года я ездила по бесплатной путёвке в Тбилиси. Нас возили в мужской монастырь Святого Креста – Джвари. В монастырском храме была большая икона Господа Иисуса Христа, которую называют «Иисус Моргающий». В храме продавались фотокопии этого образа. Я тогда была неверующей, хоть и крещёной, но что-то коснулось в тот момент моей души, и я купила две фотокопии иконы. Привезла их домой, освободила верхнюю полку в буфете от посуды и поставила туда. Мужу своему Владимиру объяснила “секрет” этой иконы Иисуса Христа. Через некоторое время муж стал вынимать икону Господа из буфета, при этом ругался чёрными словами (Господи, прости ему такое богохульство!) и прятал икону в ящик стола. Я снова вынимала её и ставила в буфет. Так повторилось несколько раз, и я сказала мужу: “Не тронь икону, стояла и будет стоять здесь до самой моей смерти”. Муж перестал прятать икону в ящик. Потом подтвердились мои догадки, что муж мне в те годы изменял. Иисус Христос с иконы тогда на него не смотрел, обличая его в прелюбодеянии, вот он её и прятал. »

Ещё более трагическую историю передал в своей повести «Трое и одна и ещё один» писатель Юрий Нагибин. В ней рассказывается про мужчину, который из ревности убил свою жену и покончил с собой. Перед этим они были в Грузии у иконы «Иисус Моргающий», и на него «не смотрел Господь», зная, что он готовится совершить страшный грех. В 2007 году по этой повести был снят фильм с впечатляющим эпизодом про икону, так что теперь в России о ней многие осведомлены. Вопрос только: что это людям даёт?

В истории, приведённой Ю. Нагибиным, «закрытые глаза» не остановили человека перед убийством. А в том, что рассказала разведённая женщина, можно заподозрить мнительность, которая способствовала разрушению семьи.

Лично у меня отношение ко всему этому неоднозначное. С одной стороны, мы можем обмануться, став жертвой оптического эффекта, который на самом деле очень прост. Посмотрите внимательнее на снимок слева, на копию иконы. Если взгляд сконцентрировать на уровне бровей изображённого лика, то можно видеть тёмные глазницы с открытыми глазами. Если же опустим свой взгляд на уровень переносицы, то на первый план выступят веки закрытых глаз. Всё зависит от угла зрения. Если смотреть снизу, то глаза на изображении всегда будут открыты (см. на фото вверху, на оригинал иконы) и двоевзор исчезает.

С другой стороны, сам по себе оптический эффект не является чем-то предосудительным. Краски, которыми написаны иконы, ведь тоже создают свой оптический эффект, позволяющий нам видеть определённый образ. И мы никакого значения этим краскам не придаём – они лишь помогают нам мысленно представить образы Спасителя и святых Его, чтобы сконцентрироваться на молитве. То же самое с эффектом «закрытых» и «не закрытых» глаз. Если человек стоит перед такой иконой с верою, с молитвою, то, возможно, обретёт ответ. А если просто любопытствует, то станет игрушкой оптического обмана.

Как смог, ответил на ваши вопросы, Татьяна Константиновна. А у меня к вам тоже будет просьба. Вы ведь живёте в Санкт-Петербурге. Если доведётся бывать в Царском Селе, зайдите в Александровский дворец. Там есть необычный экспонат – деревянные пяльцы с вышивкой лика Христа. Говорят, образ похож на «Спаса Нерукотворного», но на главе почему-то терновый венец. Перед самой революцией этот образ вышивала императрица Александра Фёдоровна. И будто бы она хотела изобразить на вышивке «Иисуса Моргающего», чтобы узнать, смотрит ли Он на неё. Правда ли это? Вышивка так и не была окончена – случилась революция, арест, затем расстрел со всей семьёй в Ипатьевом доме. Волю Божью императрица приняла смиренно – независимо оттого, что успела узреть на своей вышивке. Думаю, так и стоит относиться к знамениям подобного рода.

С уважением, Михаил СИЗОВ

Обман зрения как с иисусом христом

Брэдбери охотно переводили в СССР. Советский читатель видел в нем типичного автора-гуманиста, который критикует нравы общества потребления, протестует против войны, страшится ядерной катастрофы и вообще выступает против всего плохого за все хорошее.

Стоит ли говорить, что далеко не все тексты классика жанра научной и ненаучной фантастики были переведены в СССР. Но, даже пройдя сквозь сито советской цензуры, рассказы Брэдбери сохраняли глубокое отношение к жизни, которое подсознательно опознавалось как отношение религиозное.

В романе-антиутопии «451 градус по Фаренгейту» показано общество, уничтожающее книги (451 градус — температура, при которой воспламеняется бумага). Но есть те, кто все равно читает книги. И не просто читает, а, рискуя жизнью и благополучием, пересказывает их другим. Разве эти люди не похожи на первых христиан, которые несли свою апостольскую миссию даже во враждебном окружении?

Возможно, самый знаменитый рассказ мастера «И грянул гром» показывает, как смерть одной крохотной бабочки в прошлом приводит к катастрофическим изменениям в настоящем. Можно прочитать этот рассказ как утверждение, что миром правит не Бог, а слепой случай. Но можно и по-другому: как важен каждый наш шаг, каждый незначительный поступок, как связано все живое и как маленькое зло порождает всемирную катастрофу…

В каждом тексте Брэдбери есть религиозная тревога, часто глубоко скрытая. Но после отмены цензурных запретов на русский язык были переведены его тексты, в которых религиозное содержание уже не прячется, а выходит на первый план.

Проблемы греха в иных мирах

Нам сейчас трудно себе это представить, но в шестидесятые годы прошлого века бурное освоение космических просторов будило в людях религиозные переживания.

А в Соединенных Штатах Америки второй человек, ступивший на Луну — Базз Олдрин, совершил на спутнике Земли краткое пресвитерианское богослужение. Молитвы, вознесенные Богу на Луне, руководство НАСА попросило оставить в тайне, чтобы не оскорблять чувства атеистов. Но перед прилунением астронавт-христианин обратился в прямом эфире к жителям Земли с такими словами: «Хочу воспользоваться возможностью и попросить всех, кто меня слышит, обдумать события последних часов и вознести благодарность наиболее приемлемым для каждого способом». Рэй Брэдбери откликнулся на призыв астронавта восторженным гимном:

Мы, благодарные за высшее доверье,

Несем Вселенной Плоть и Кровь Христову,

Идем, чтоб предложить вино и хлеб

Далеким звездам и другим планетам.

Мы щедро дарим первое причастье

Пока что незнакомым чужеземцам,

Мы рассылаем ангелов небесных

Во все концы обширнейших миров,

Чтоб возвестить, что мы уже ступили

На воды бесконечного Пространства…

Казалось, что, после того как человек вышел в космос, мир изменился безвозвратно. Это порождало не только восторг, но и тревогу. Сейчас эти опасения могут показаться нам наивными, но тогда верующие были всерьез обеспокоены вопросом: что будет с нашей верой, если мы встретимся в космосе с иными цивилизациями? Окажутся ли они детьми Адама? Что они знают о Боге? Станем ли мы для них новыми апостолами или они повергнут нашу веру в прах?

Брэдбери воспринимал все эти идеи с подлинным волнением, более чем всерьез. И как большой художник, он придал этой теме подлинную глубину, которая выражается не столько даже в содержании, сколько в форме повествования.

Мысль о том, что на Марсе мы можем встретить существ, которые настолько отличаются от нас, что к ним не применимо понятие греха, породила один из лучших рассказов Брэдбери — «Огненные шары». Этот рассказ входит в знаменитый цикл «Марсианские хроники», повествующий о том, как в XXI веке человечество колонизирует Марс. Каждое столкновение представителей двух непохожих цивилизаций становится катастрофой или для землян, или для марсиан. Рассказ «Огненные шары» показывает одну из таких катастроф — кризис веры. Брэдбери изображает мир, который меняется столь стремительно, что душа человека не успевает приспособиться к этим изменениям, не узнает в новом мире черты Божиего замысла. Все это порождает вопросы: будет ли в новых условиях грех грехом? Сможем ли мы его распознать? А может быть, в новых невероятных обстоятельствах заповеди, данные Моисею, уже не актуальны? А может быть, как рассуждает один из героев рассказа, мы «старые грехи оставим позади. А на Марсе найдем новые?» А что, если «грех может оказаться добродетелью»? А может быть, думает другой персонаж, «Марс — это ад? И он только ждет нас, чтобы взорваться огнем и серой?».

Удивительна способность Брэдбери видеть отражение религиозного опыта в самых неожиданных ситуациях и передавать его самыми возвышенными словами. Вот космонавты совершили посадку на Марсе, для научной фантастики — обыденная ситуация. Для Брэдбери это повод увидеть мир как нерукотворный храм: «Они покидали космос, как покидают прекраснейший из соборов. И шаг на Марс походил на первый шаг по мостовой через пять минут после того, как в церкви ты воистину ощутил любовь Господню».

Очевидно, что в образе непознанного пространства — Марса — выступает наша земная цивилизация, которая меняется столь стремительно, что мы уже сами себе кажемся марсианами, которые достигли новой земли.

Так как же решает проблему первородного греха в космосе Брэдбери? Да никак он ее не решает… Столкновение с фантастическими марсианскими существами, которые не ведают греха, для него только повод, чтобы дать своим героям возможность произнести молитву космонавтов-первопроходцев, растерянных и потрясенных: «Благодарим тебя, Господи, за путь сквозь пространства Твои. Достигли мы новой земли, Господи, так дай нам и глаза новые. Новые звуки будут слышны нам, так дай же новые уши. И будут нам грехи новые, потому молим Тебя — укрепи и очисти сердца наши. Аминь».

Вообще, в творчестве Брэдбери важно не «что написано», а «как написано», важны не столько коллизии сюжета, сколько слова, сказанные вроде бы мимо основной темы.

Молитва на Луне и на Марсе

Один из самых волнующих сюжетов Брэдбери — это рассказ о встрече с Тем Самым Человеком, пришествия Которого Земля ждет вот уже 2000 лет.

Впервые мы встречаем этот образ в рассказе Брэдбери «Человек» (оригинальное название «The Man», в других переводах — «Человек, которого ждали» и «Тот самый человек»).

Сюжет его прост: космический корабль опускается на планету, которую по всем признакам совсем недавно, вот буквально несколько часов назад посетил Мессия.

Писатель не показывает нам Христа. Он описывает только реакцию окружающих… Их глаза, их лица, их души озарены светом Самой Главной Встречи. Они готовы разделить свою радость с посланцами Земли, но вот земляне — капитан Харт и лейтенант Мартин — по-разному реагируют на шокирующую Весть. Капитан Харт, неверующий прагматик, всеми силами пытается отмахнуться от очевиднейших свидетельств. Он отрицает возможность Чуда с такой неистовой яростью, как будто приятие вести о том, что вот две минуты назад здесь был Христос, причиняет ему физическую боль. Его мир рушится на наших глазах: надежда на то, что все эти странные аборигены пребывают в смешном самообмане, не оправдалась. Тут-то и начинается самое интересное.

Лейтенант Мартин решает остаться в городе, полном Его присутствия, с людьми, сохранившими свет этой Встречи в своих сердцах…

А вот капитан Харт, агрессивно неверующий, бросается в погоню за Ним, потому что ему мало свидетельств, он должен встретить Его во плоти.

Здесь Брэдбери показывает два пути религиозного поиска. Путь лейтенанта Мартина — правильный. Он понимает, что Христос от нас никуда не уходил. После Его Вознесения мы не можем увидеть его телесными очами, не можем, как апостол Фома, дотронуться до Его ран, не можем поговорить с Ним, как со своим другом… И все равно Он с нами до скончания века, Он невидимо внимает нашим словам на исповеди, Он соединяется с нами в Причастии. Чего же большего искать верующему сердцу? Искать большего — прелесть.

Читайте также:  Кто такие славяне с точки зрения науки

А вот капитан Харт ищет именно большего, точнее — внешнего. Он одержим жаждой видеть Бога здесь и сейчас, лицом к Лицу, говорить с Ним. Оказывается, его агрессивное безбожие было продиктовано только болью и отчаянием от того, что он опоздал. Но его путь — путь внешнего поиска — безнадежен: «Так и будет лететь, с планеты на планету, неустанно ища, и вечно, вечно будет он опаздывать — на час, на полчаса, на десять минут, на минуту. Наконец, он опоздает всего на несколько секунд. А когда он облетит три сотни миров и ему будет семьдесят или восемьдесят лет, он упустит Его на долю секунды, а потом еще на долю секунды. И так и будет лететь, думая, что вот-вот поймает то, что Он оставил здесь, на нашей планете».

Итак, Брэдбери недвусмысленно утверждает, что капитан Харт — космический Фома неверующий — совершил ложный выбор. А все-таки этот герой одержим страстным желанием видеть Иисуса, и этому желанию нельзя не сочувствовать.

Не может не сочувствовать этой мечте и сам Брэдбери, поэтому он вновь и вновь возвращается к образу человека, который жаждет увидеть Христа во плоти, и которого эта жажда приводит к трагической ошибке.

Увидеть… хотя бы мираж

Есть в Евангелии от Иоанна момент, когда Господь является Своим ученикам на Тивериадском озере: …когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть. Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу. Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых (Ин. 21, 4–6, 9–14).

Этот евангельский эпизод так глубоко тронул писателя, что он пересказал его дважды — в рассказе «Мессия» и в романе «Кладбище для безумцев». В обоих текстах он представил его как финальную сцену художественного фильма. Однако вместо встречи Брэдбери видит здесь рассказ о расставании с Христом: «А потом Христос оставил их. Он идет вдоль берега Галилеи в направлении горизонта. Ведь когда кто-то удаляется в сторону горизонта, кажется, будто он поднимается ввысь, не так ли? Ибо на расстоянии земля словно возвышается. И Он уходил вдаль по берегу, пока не превратился в маленькую точку, далеко-далеко. А потом совсем исчез из виду… И по мере того, как солнце вставало над древним миром, тысячи отпечатков Его ног, оставшиеся на песке вдоль берега, стирались дуновением рассветного бриза и пропадали бесследно…».

Господь уходит, и вода смывает след Его ног на песке. Его больше нет с нами. Мы измучились в разлуке, а «Второе пришествие Христа, — пишет Брэдбери в рассказе “Мессия” (1971 год), — откладывается на несколько тысяч лет. Господи, сколько же нам еще ждать?».

За этим художественным образом скрывается тоска по подлинному богообщению, реальной мистической встрече, которая возможна только в Церкви. Нужно сказать, что Брэдбери, хотя и не был, как говорится, «практикующим» католиком, был чрезвычайно чувствителен ко всему, что связано с церковной жизнью, пытался понять ее на свой писательский манер. Неслучайно так часто героями его рассказов становились католические священники. Но и священники в творчестве Брэдбери чувствуют тоску по Богу.

Молодой священник отец Нивен — еще один миссионер, прилетевший на Марс (рассказ «Мессия»), признается: «Мне только всегда страстно хотелось повстречаться с Ним. С тех пор как мне исполнилось восемь, я не переставал думать об этом. Должно быть, это и послужило главной причиной, по которой я стал священником».

Писатель-фантаст волен подарить своему герою любую встречу. И вот в сумраке вновь построенного марсианского храма отец Нивен видит кого-то, чей облик ему до боли знаком: «Эти странные, прекрасные, глубокие, пронизывающие насквозь глаза были такими, какими, он знал, они должны были быть. Рот был мягок, и бледно было лицо в обрамлении ниспадающих волос и бороды. Облачен Человек был в простые одежды, видевшие берега моря Галилейского и пустыню».

Правда, под маской Христа на этот раз скрывается не Тот Самый Человек, а загадочное существо — марсианин, который против своей воли принимает образ того, о ком думает смотрящий на него человек.

Творец этой обольстительной иллюзии даже не скрывает, что он не тот, кем кажется потрясенному пастырю. Его образ — только имитация, но сможет ли человек найти в себе силы, чтобы отличить сущность от внешности, когда внешность так обольстительна? «Я не могу отказаться от Тебя, о Боже, — восклицает отец Нивен, — вот теперь, когда Ты здесь, ведь столько лет ждал я, столько мечтал — неужели Ты не понимаешь, Ты просишь слишком многого. Две тысячи лет бесчисленные множества людей дожидаются Твоего возвращения. И это я, я встретился с Тобой, увидел Тебя…»

Брэдбери всегда интересовал вопрос: как соотносятся иллюзия и реальность? Почему мы так легко готовы поверить сладкой лжи? Цирковое представление, мерцание экрана в кинотеатре могут подарить нам такую совершенную иллюзию счастья, от которой просто невозможно отказаться. И Брэдбери — мудрый мечтатель, смелый фантазер и поэт как никто другой понимает пленительную силу иллюзии, ее опасную глубину, в которой можно утонуть. И понять, что большего не надо. Герой рассказа «Мессия», встретив ложного Христа — оболочку без содержания, соглашается жить этой подменой. Он просит марсианина благословить его, он умоляет это существо прийти к нему еще раз — на Пасху. Но автор идет дальше, чем его герой. Брэдбери не боится заглянуть за обольстительную маску. Что он там увидит?

Лицедей на Голгофе

Развитие этой темы мы получаем в странном позднем романе Рэя Брэдбери «Кладбище для безумцев». Это часть так называемой «венецианской» или «голливудской» трилогии, которая была написана в 90-е годы XX века. Отечественному читателю такой образ Брэдбери почти не знаком.

В романе нет ничего фантастического. Он весь пронизан трепетом, страхом и обожанием перед «фабрикой грез» — Голливудом, тем самым «всемирным цирком», который подарила нам американская культура. С Голливудом Брэдбери связывало нечто намного большее, чем просто любовь к кино. В юности он торговал газетами у входа в знаменитую «фабрику грез», а когда стал известным писателем, написал для кино несколько сценариев.

Волшебство киностудии может подарить человеку любую встречу: может с помощью декораций оживить уголок твоей юности, может воздвигнуть величественный собор Нотр-Дам де Пари, в котором прячется несчастный горбун Квазимодо. Может «оживить» динозавров, может сотворить такого монстра на потеху публике, которого и на свете-то никогда не было.

Но даже в этом мире, где возможна любая, самая смелая мечта и самая невозможная встреча, нет — убеждает нас Брэдбери — для человека мечты слаще, чем увидеть живого, настоящего Христа. Главный герой романа, в котором угадываются черты самого Брэдбери, начинающий сценарист, работает над сценарием о жизни Иисуса. И вновь мы переносимся на берега Тивериадского озера, на этот раз освещенные светом софитов. Снимают ту самую, столь любимую Брэдбери сцену, в которой Христос уходит от своих учеников… И герои Брэдбери вновь получают возможность увидеть Его облик: «Он был высок — шесть футов и три дюйма ростом длинные волосы, ухоженная, подстриженная борода, и такая поразительная ясность в глазах, что, казалось, он видит все твои кости сквозь плоть и всю твою душу сквозь кости. Когда он проходил мимо столиков, ножи и вилки зависали в воздухе, не добравшись до полуоткрытых ртов. Он проходил, оставляя за собой шлейф молчания, а затем жизненная суета мало-помалу возобновлялась. Он шел размеренным шагом, словно вместо изорванного плаща и замызганных штанов на нем были дорогие одежды. Проходя мимо каждого стола, он осенял всех крестом, но его глаза смотрели прямо вперед, будто им открывался какой-то иной мир, не наш. Наконец он остановился и встал надо мной с такой торжественностью, что я вскочил с места. С угрюмой грацией высокий человек вытащил и показал свое водительское удостоверение. На нем значилось: “Иисус Христос. 911, Бичвуд-авеню. Голливуд”».

Перед нами актер, который всю жизнь играет роль Иисуса Христа. Его природное сходство с известным всем иконописным обликом дополнили гример, костюм и освещение. Но груз любви и ответственности, который обрушил на него зритель, сломили этого обыкновенного слабого человека. Подобно марсианину из рассказа Брэдбери «Мессия», он понял, что пребывание в образе Христа уничтожает его личность: он спивается, развратничает, его губы, которые только кажутся «устами», произносят кощунственные вещи. Он и не скрывает своей греховности, как не скрывает своей инаковости марсианин, по воле случая принявший драгоценную для человека, но чуждую для него форму…

Сокровенная мечта героев Брэдбери оборачивается безумным фарсом, потому что за фасадом иконописного лика ничего нет. Он пуст и опасен, так же как пуста и опасна (ведь можно и упасть) картонная имитация Собора Парижской Богоматери, выполненная на той же студии…

И все герои романа Брэдбери — актеры, сценаристы, рабочие съемочной площадки (тоже не отличающиеся особым благочестием), зная, что этот человек глубоко порочен, все же преклоняют колени перед образом, который он носит, и просят (совсем как отец Нивен марсианина): благослови нас!

Брэдбери все-таки больше поэт, чем прозаик, и страницы его голливудского романа исполнены мрачной и ироничной поэзии и чужды всякому морализаторству. Отвратительны душевные язвы киношного «Иисуса», которые он с удовольствием демонстрирует каждому встречному-поперечному, но из ран на его руках сочится настоящая кровь, а из его глаз текут настоящие слезы, потому что и он понимает, Чей облик он исказил и изуродовал. Жалка реальность, которую нашел герой, подобный упомянутому выше капитану Харту, под маской того человека, которого он принял за Иисуса. Да, но и все мы, каждый из нас, не носители ли, в конце концов, образа Божиего — Его образа, и далеко ли мы ушли от этого кривляющегося лицедея?

В мире иллюзий и самообмана есть все-таки что-то настоящее — это крест: «Я подбежал к кресту, — вспоминает юный сценарист, автобиографический герой Брэдбери, — на вершине ничего не было видно, ночь была темной. Лишь мерцающие отблески света маячили вдалеке, там, где правил Ирод Антипа и где римляне в огромном пивном облаке маршировали от здания гримерной до Судной площади. Я дотронулся до креста, покачнулся и невнятно позвал:

Я снова попытался позвать, мой голос дрожал.

Небольшой комочек перекати-поля с шуршанием пронесся мимо.

— Иисус! — едва не завопил я.

Наконец откуда-то с небес раздался голос:

— На этой улице, на этом холме, на этом кресте нет никого с таким именем, — печально прошептал голос».

Итак, найти настоящего Христа можно только в реальности, как бы далеко человечество ни удалялось в космос, убегая от самого себя, как бы совершенна ни была виртуальная иллюзия, она не сможет утолить духовной жажды человека.

Но герои Брэдбери очарованы Его образом… Встреча с Христом для них — это встреча с совершенным воплощением человеческой красоты…

Писатель создал совершенно фантастический тип героя, который охвачен тоской по Христу, который жизни своей не представляет без этой невозможной встречи. И Брэдбери убежден, что нет ничего более естественного для человека, чем жаждать и желать ее! Как же фантастично это убеждение! Как же часто в повседневной жизни, а иногда и в собственном сердце мы видим примеры обратного: холодности, равнодушия, теплохладности.

Конечно, герои Брэдбери пребывают в плену добровольного самообмана. Но не потому ли возможен он, что даже оскверненная икона продолжает оставаться иконой, то есть хранит в себе отблеск святости и благодати…

Все это вопросы, на которые Брэдбери дает ответы не как богослов и не как философ, а как поэт.

Журнал «Православие и современность» № 42 (58)

Источники:
  • http://www.lookatme.ru/flow/obschestvo/crazy/65733-illyuziya-nashih-glaz
  • http://ollforkids.ru/page,2,iluzion.html
  • http://log-in.ru/illusions/vospriyatie-csveta-iisus/
  • http://xopoiiio.ru/jesus-christ/
  • http://www.ridus.ru/news/258635
  • http://deadbees.net/shizofrenik-ili-narkoman-vzglyanite-na-lik-xrista-na-nadgrobii/
  • http://www.rusvera.mrezha.ru/701/8.htm
  • http://eparhia-saratov.ru/Articles/khristos-v-mire-illyuzijj