Меню Рубрики

Нравственное воспитание с точки зрения психологии

В психологии под механизмом понимается закономерная смена состояний какого-либо сложного субстрата, в педагогике – это логическая последовательность процедур, определяющая внутреннее устройство какого-либо педагогического процесса и обеспечивающая его развитие и действие; совокупность способов педагогической деятельности, выстроенная в определенной последовательности и направленная на достижение конкретной цели. В психологии понятие «механизм» относится к психической деятельности или к психическим процессам, в педагогике – к педагогической деятельности или педагогическим процессам. Механизмы следует считать входящими в эти процессы. «Вскрыть механизм чего-либо – это значит проникнуть в его внутреннее устройство, уяснить взаимосвязь и взаимозависимость частей и элементов целого и через это понять и объяснить сущность предмета (процесса), его необходимый закономерный ход и его неизбежное возникновение из тех или иных условий» [5, с.13].

Воспитание как управление процессом формирования личности растущего человека имеет особые психологические механизмы. Механизм трансформации общественных требований в личные убеждения ребенка, т.е. процесс интериоризации раскрыт в трудах Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др. отечественных психологов.

Внауке не существует единого мнения о том, какие из ниженазванных механизмов присущи духовно-нравственному воспитанию. С позиций своих представлений о сущности духовно-нравственного воспитания выделите психологические механизмы, которые лежат в основе изучаемого нами направления воспитания.

Искусство воспитания, по мнению А.Н. Леонтьева, заключается в использовании такого психологического механизма, как создание правильного сочетания «понимаемых мотивов» и мотивов «реально действующих», а вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход и к более высокому типу мотивов, управляющих жизнью личности.

Л.С. Выготский в качестве основного механизма, который гарантирует правильность поведения ребенка, называет механизм игры, т.к. он не является чем-либо посторонним, навязанным ребенку, а лежит в самой его природе. «Нигде поведение ребенка не бывает так регламентировано правилами, как в игре, и нигде оно не принимает такой свободной и нравственно-воспитательной формы. Это не какие-либо формы, продиктованные взрослым ребенку. Напротив, это – естественные ростки будущего нравственного поведения. Ребенок подчиняется правилам игры не потому, что ему грозит наказание или же он боится понести какой-нибудь неуспех или урон, но только потому, что соблюдение правила сулит ему внутреннее удовлетворение игрою, поскольку ребенок действует как часть общего механизма, составленного из играющего коллектива. Несоблюдение правила не грозит ничем иным, как только тем, что игра не удается, потеряет свой интерес, и это составляет достаточно сильный регулятор поведения ребенка» [6, с.264 – 265].

Кроме того, другими исследователями в качестве механизмов воспитания и развития личности называются:

идентификация как когнитивное и эмоциональное отождествление себя со взрослыми и сверстниками [14, с.84];

внушение – особый вид эмоционально-волевого неаргументированного воздействия одного человека на сознание другого [3, с.162 – 166];

заражение – бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Оно проявляется не через осознанное принятие этической информации, а через определенное эмоциональное состояние [3, с.162 – 166];

подражание – воспроизводство индивидом определенных черт, образцов поведения, манер, действий и поступков других людей [3, с.162 – 166];

рефлексивное принятие и освоение социальных ролей [7, с.308];

обособление как феномен социогенеза личности, индивидуализирующий поведение, ценностные ориентации и мотивы человека [14, с.92];

механизм сдвига мотива на цель, позволяющий предмет (идею, цель), который длительно и стойко насыщался положительными эмоциями, превратить в самостоятельный мотив и вызвать новые мотивы, в том числе и идеальные – стремление к красоте, справедливости и т.д. [14, с.112];

механизм интериоризации, позволяющий внешнее (существующие в обществе ценности) стать внутренним (ценностными ориентациями личности): всякая функция в культурном развитии личности появляется на «сцену» дважды (сначала как категория интерпсихическая в социальном плане, затем как интпрапсихическая в психологическом плане внутри личности) [6, с.281];

экстериоризация – процесс порождения внешних действий творческим изменением среды, путем создания новых объектов на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе интериоризации внешней социальной деятельности человека. С помощью экстериоризации реализуются потребности созидания, составляющие основу мотивационно-ценностного отношения личности [6, с.284].

Краткая характеристика вышеназванных механизмов прямо или косвенно свидетельствует об их действии и в сфере духовно-нравственного воспитания.

Необходимо также назвать существующие в современной психолого-педагогической литературе точки зрения на суть механизма приобщения подрастающего поколения к духовным ценностям. А.И. Кирьякова объединяет такие элементы механизма, как поиск, оценка, выбор и проекция в единую цепочку, обеспечивающую весь цикл ориентации подрастающего поколения на высшие ценности [10, с.90 – 91].

В.И. Андреев предлагает следующий механизм: 1) педагогическое стимулирование интереса, показ личной и социальной значимости истинных национальных и общечеловеческих, духовных и материальных ценностей; 2) педагогическая инструментовка, вовлечение воспитанника в различные виды деятельности и общения, где бы он осознал, испытал потребности в достижении, овладении вышеперечисленными ценностями; 3) воспитание, которое на отдельных этапах переходило бы в самовоспитание, где критерием жизнедеятельности воспитанника стали бы не мнимые, а истинные ценности [2, с.148].

С.И Маслов выстраивает следующую логику присвоения ценностей: эмоциональное приятие ценности (пробуждение адекватных эмоций), ее осознание (акцентирование ценности) и включение в систему ценностных ориентаций ребенка (ценностных сопоставлений) [13, с.162].

Таким образом, сущность духовно-нравственного воспитания определяется и теми психологическими механизмами, которые лежат в его основе.

Амонашвили Ш.А. Школа жизни. – М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1998. – 80 с.

Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. – Кн. 2. – Казань: Изд-во КГУ, 1998. – 318 с.

Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Изд-во МГУ, 1998. – 432 с.

Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. – М.: Наука, 1973. – 270 с.

Бойко Е.И. Механизмы умственной деятельности. – М.: Педагогика, 1976. – 248 с.

Выготский Л.С. Избранные психологические труды. – В 2 т. – М., 1986. – Т.2.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. – М., 1996.

Грибоедова Т.П. Педагогические условия подготовки учителя к духовно-нравственному развитию учащихся: Дис. … канд. пед. наук. – Томск, 2000.

Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – М.: Школа-Пресс, 1996. – 272 с.

Кирьякова А.И. Ориентация школьников на социально-значимые функции: Дис. … д-ра пед. наук. – Ленинград, 1991. – 423 с.

Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы. – М.: Планета, 2003. – 63 с.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. — С. 210.

Маслов С.И. Дидактические основы реализации эмоционально-ценностного компонента в начальном образовании: Дис. … д-ра пед. наук. – М., 2000. – 302 с.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития. Детство, отрочество. – М., 1998.

Петракова Т.И. Святоотеческое наследие и проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе // Духовное наследие Глинской пустыни в современной системе образования: Глинские чтения: Сб. – М., 1999. – 296с.

Саласкина З.И. Становление духовно-нравственной личности в условиях национальной татарской гимназии: Дис. … канд. пед. наук. – Саратов, 1998.

Солдатенков А.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников: Автореф. … д-ра. пед. наук. – М., 1998.

Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1987. – 590 с.

Шестун Е. Православная педагогика. – М.: Православная педагогика, 2001. – 560 с.

Нравственное воспитание — формирование понятий, суждений, чувств и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества. Раньше говорили проще: «воспитание нравов», отсюда и название.

С точки зрения практической психологии, за словами «воспитание нравственности» стоит практика социального научения, которая осуществляется вполне традиционными методами: через научение и приучение, выработку нравственных привычек, с помощью демонстрации привлекательных образцов и через организацию среды нравственного окружения, где нравственные нормы с помощью механизма социального заражения становится достоянием всех членов конкретной общности.

Традиционно существуют различия в мужском и женском подходе в воспитании нравственности: женский подход делает акцент на заботу, милосердие, сострадание, жалость и другие ценности гуманистического подхода (подход В.А. Сухомлинского), в то время как мужской подход предпочитает подход нравственного долга: требовательность, порядок и ответственность (подход А.С. Макаренко).

Конкретное содержание нравственного воспитания во многом зависит от конкретной страны, конкретного общества, конкретной школы и даже конкретной семьи, где происходит воспитание этой самой нравственности. В религиозном обществе в нравственном воспитании будут в первую очередь заботиться о соблюдении религиозных заповедей, уважении к религиозным текстам и религиозным иерархам, в светском обществе воспитывают уважение к закону, полиции и в целом — ко взрослым людям, поддерживающим в обществе принятые нормы и порядки.

Можно спорить, рождаются люди изначально добрыми или нет (скорее всего, люди рождаются разными), история показывает, что, если нравы специально не воспитывать, люди только портятся. Жить нравственной жизнью, как порядочные люди, это некоторое напряжение, а обычным людям всегда хочется жить полегче и попроще. И когда от них отстают, они свою жизнь делают попроще. Нравы — снижаются.

Мужчины перестают бриться, женщины перестают причесываться, все начинают ругаться и считать, что во всех бедах виноват кто-то другой.

Кто занимается поддержанием или воспитанием нравственности? Те, кому это интересно или выгодно. История человечества помнит многих людей, которые задали достаточно высокую планку нравственной жизни: это и основатели мировых религий (Христос, Магомет, Будда), и множество достойных людей, которые делали это просто потому, что считали это своим личным долгом. Назовем только тех, кто лучше знаком нашим читателям: Авраам Линкольн, Бенджамин Франклин, Лютер Кинг, Махатма Ганди, Мать Тереза, в России — Серафим Саровский, Лев Толстой. В той или иной степени если не о воспитании, то хотя бы поддержании нравственности всегда заботились государство и церковь. Государство чисто экономически заинтересовано в том, чтобы лучше соблюдались законы и уменьшался криминалитет; кроме того, воспитание патриотизма, традиционно являющегося частью нравственного воспитания, укрепляет мощь государства и способствует успеху его внешней политики. Церковь обязана заниматься вопросами нравственности по своему уставу, хотя в большей степени заботиться не о нравственности вообще, а конкретно о воцерковлении прихожан.

Религиозная жизнь Израиля наглядно показывает, что между религиозными фанатиками иудаизма и сторонниками добропорядочной, нравственной жизни взаимопонимания нет. Если вы думаете, что мужчинам и женщинам можно быть рядом в общественном месте, или если вы в субботу решите поработать, пусть и на благо людей, у вас могут быть крупные неприятности. Вас будут избивать камнями, потому что религия и нравственность — не одно и то же.

В современной России почти единственной серьезной силой светского нравственного воспитания является, как ни странно, бизнес. В ситуации, когда нравственным воспитанием не занимается ни семья, ни школа, бизнесу приходится брать это на себя: из приходящих на работу непонятных мальчиков и девочек воспитывать ответственных и порядочных людей, которым можно поручать проекты и которые могут цивилизованно взаимодействовать с другими цивилизованными людьми: могут договариваться и выполнять договоренности, умеют предотвращать конфликты с трудными людьми и встречать клиентов с искренней доброжелательностью.

Читайте также:  Стимуляция остаточных явлений зрения и слуха

Нравственное воспитание с точки зрения психологии

2. Стратегия нравственного воспитания:

— формирование хороших привычек

— одухотворение пространства детской жизни

— связь добра и свободы

— духовно-эмоциональный консонанс — условие воспитания.

Под нравственным воспитанием понимается усвоение нравственных норм поведения. Поэтому в своей основе нравственное воспитание делает акцент на поведенческой стороне. Известно, что внешнее поведение может быть обусловлено разными устремлениями. Учёт мотивов, устремлений, побуждений не охватывается таким подходом к воспитанию. Под нравственным воспитанием мы будем понимать прежде всего воспитание духовное, которое учитывает не только и не столько поведенческий, нормативный аспект, сколько аспект внутренний, смысловой, сообразный целям воспитания.

Предельно ясно обосновал цель нравственного воспитания В.В. Зеньковский. Смысл воспитания — это исцеление духовного начала. «Нельзя так жить как если не было бы смерти, но нельзя так и воспитывать как если не было бы смерти». [27, с.26]

Игнорировать влияние социальной среды, в которой растёт человек нельзя. Она является условием нравственного воспитания. Первой и самой главной средой является семья. Если семья справляется с функцией нравственного воспитания, то негативная роль социальной среды может быть незначительной. Однако это не всегда так, тем более, что кризис социальной среды порождает кризис семьи.

Современную социальную ситуацию детей и подростков можно обозначить как качественно новую. О том, что сегодняшняя социальная ситуация детства является достаточно тревожной говорит целый ряд исследователей [1, 2, 37, 73, 106], которые связывают это: 1). С переходом на индивидуалистическую модель поведения, инверсионным типом половой социализации, «свободным» половым воспитанием, отчуждением детско-родительских отношений (А.А. Абраменкова); 2). С отсутствием идеалов и вакуумом духовности, заполняющимся прагматической идеологией. (Д.И. Фельдштейн); 3). С вестернизацией, развитием средств массовой информации (А.В. Сухарев); 4). С плюрализмом общественных норм, усложняющим процесс идентификации и приводящий к идентификационному кризису (Н.М Лебедева) и идентификационной неопределённости (Х. Ремшмидт).

Всё это порождают ряд таких негативных последствий как: этнофункциональное рассогласование, этнофункциональный дисонтогенез, социальноиндуцируемые неврозы, психическую дезинтеграцию. «Культурная дезинтеграция в современном мире обуславливает психическую дезинтеграцию, которая в свою очередь ведёт к психическим и психосоматическим расстройствам» [73]

Понятие «Moral insanity» моральная дефективность возникло ещё в начале прошлого века, буквально это означает моральное безумие или помешательство. Это английское название моральной дефективности вызывает в самой крайней форме взгляд на данное состояние как на органическое заболевание.(Л. С. Выготский) [16] Моральная дефективность может стать причиной психических заболеваний.

Плотникова Е.Е. [62] исследовала особенности личности у больных неврастенией. Она пришла к выводу, что неврастения поражает людей честолюбивых и эгоцентричных. «. в приведенных случаях характерологические особенности больных (а именно честолюбие и эгоцентризм). обусловили неустойчивость перед жизненными трудностями и последующее заболевание. Если же у человека в течении жизни были выработаны и преобладали коллективистские установки, то даже большой труд, требующий от человека напряжения … не приведёт его к заболеванию». В выводах она пишет: « Некоторые особенности характера как то: преобладание индивидуалистических тенденций, наличие впечатлительности и сенситивности играют особо важную роль в патогенезе невроза. При выборе терапевтических средств должна быть предусмотрена психотерапевтическая работа направленная на переделку личностных особенностей каждого заболевшего». [62, с.132-133]

Где же искать истоки нравственности, если общество предлагает другие образы, принципы, ведь отменить процесс социализации никто не может. Возможно смысл социализации сейчас другой? В чём смысл социальной адаптации в современном мире? Актуальность этой проблемы вызвана ситуацией острого противоречия человека и современного общества, которая обусловлена не столько социально-политическими аспектами, сколько духовно-нравственными. «Увеличение случаев отклоняющегося поведения говорит об обострении противоречий между развитием личности и моралью общества». [68, с.143]

Социальная адаптация (социализация) определяется как приспособление к социальным условиям. Различают две фазы приспособления: первая — это внешнее, формальное приспособление к новым социальным условиям, и вторая фаза интериоризации или включение социальных норм и ценностей во внутренний мир.

Если ценности социальной среды не соответствуют и даже противоречат смыслу и задачам развития личности, то вступление во вторую фазу может нанести непоправимый вред.

В идеальных условиях ценности и нормы общества должны быть согласованы с законами развития личности. Если такого не происходит, то говорить о социальной адаптации как процессе усвоения норм и ценностей общества, было бы неверно.

Как же должна пониматься социальная адаптация в наше время?

Был проведен письменный опрос студентов, по поводу их понимания сущности и смыла социальной адаптации в современных условиях общественного развития. Большей частью студентов (2/3 из числа опрошенных) ответ на этот вопрос, который, не взирая на различные формулировки, в основном своём смысле свёлся к простому и правильному решению: «Научиться жить среди людей, сохранив верность истине». [34]

Где же лежат истоки истины, если их нет в современном мире?

Исследования образа человека о которых мы говорили выше [33, 37, 105] ещё раз убеждают нас в том, что истоки нравственно начала в человеке лежат не в области социальных отношений, а внутри самого человека. В архетипической, культурой обусловленной памяти человека, заложенной духовным опытом предшествующих поколений, отменить которую не может никто. Её можно только вытеснить, создав внутренний конфликт, последствия которого настолько сейчас очевидны. Поэтому, возвращаясь к нашим исследованиям образа человека [33, 37], напомним, что содержание этих представлений весьма нравственно, хотя они и входят в противоречие с «законами» современного общества. Люди по-прежнему считают, что человек должен быть добрым и честным, что основным источником счастья является другой человек: семья, близкие, что смысл жизни связан с вкладом в других людей: помощью и заботой о других людях, близких. Это тот нравственный закон, находящейся внутри человека, который позволяет человеку остаться человеком во время соблазнов, потери ориентиров, стирания граней между добром и злом. Эта мысль была подтверждена ещё Л.С. Выготским, который говорит, что «причины моральной дефективности следует искать не в ребёнке, а вне его — в социально-экономических и культурно-педагогических условиях, в которых рос и развивался ребёнок. В других условиях, благоприятных для детского развития, в другой среде трудный ребёнок очень быстро утрачивает черты моральной дефективности и становиться на новый путь». [16, с.161] Таким образом, оздоровлении среды — задача тех, кто имеет отношение к воспитанию.

Попытаемся определить стратегию нравственного воспитания в создавшихся условиях.

Нравственный опыт: знания и привычки

1. Самая лучшее лечение болезни – её профилактика. Привитие с детских лет добрых привычек, способность различать добро и зло, а так же опыт проживания этих знаний. Это не будет формальным, если в семье, все стараются жить по совести. Тогда ребёнок, столкнувшись с соблазнами пропустит их сквозь своё «сито», и не потеряв духовной связи с родителями придёт к ним за советом, условием чего, конечно, является наличие родительского авторитета. Но при этом: «Добродетель заключается не в поведении, а духовном пламенении; и если добродетель может быть скучной, тусклой. Может вести к очерствению сердца; то это значит, что она касается лишь поведения и периферии души и не затрагивала сердца и его глубины» [27, с. 223]

Нет ничего более эффективного в воспитании, чем пример, который даёт образец, модель поведения и тогда моральные сентенции становятся лишними. И. Ильин говорит, что воспитание не должно сводиться к словесной проповеди, оно должно сообщить ребёнку новый способ жизни.

2. Усвоение нравственных категорий должно идти параллельно с формированием добрых привычек. Большое внимание формированию привычек уделяет К.Д Ушинский: «Добрая привычка есть нравственный капитал. употреблять свою силу — силу сознательной воли и возводить нравственное здание своей жизни всё выше и выше, не начиная каждый раз своей постройки с основания и не тратя своего сознания и своей воли на борьбу с трудностями, которые были уже раз побеждены» [80, с.278]

К.Д. Ушинский указывает на то, что условиями выработки привычек являются периодичность, время и постепенность. Об искоренении вредных привычек говорит: « Если же мы, искореняя привычку, не дадим в тоже время деятельности ребёнку, то поневоле будем действовать по-старому» [80, с.283] В педагогическом опыте А.С. Макаренко вредные привычки его воспитанников искоренялись сами собой. Как? Через включение детей в коллективный труд и выработку добрых привычек.

Создание достойных альтернатив

3. Включение в жизнь детей и подростков разумных, достойных и соответствующих возрасту альтернатив. «Никакое принуждение не уничтожает сущностно ни атома зла. Грех преодолевается только через прорастание в человеческой душе её онтологической основы святыни» (С.Л. Франк) [86, с.30] Наглядным примером может быть случай, рассказанный мне знакомым преподавателем Киевской консерватории. Студент консерватории для индивидуальных занятий выбирает в репертуар эстрадную музыку, увидев безапелляционность студента, преподаватель соглашается . и взяв в репертуар эстраду, постепенно включает наиболее популярные классические произведения, доля которых к концу года становиться значительно больше, чем эстрадных. Затем вопрос репертуара решается сам собой: студент выбирает классическую музыку. Мудрость преподавателя проявилась в том, что предлагая доброе, не нужное разрушилось само собой. Идти напролом сейчас, когда главным лозунгом жизни стала своеобразно понимаемая свобода, не всегда разумно.

Связь добра и свободы

4. Связь добра и свободы является необходимым условием нравственного становления. Однако лишь правильное понимание свободы даёт силу добру. Эту мысль прекрасно выразил В.В. Зеньковский: «. «освободить» дитя значит дать ему силу самообладания, возможность подниматься над случайными периферическими желаниями». «Если нельзя ставить задачу воспитания . вне связи со сферой смыслов, — то ещё менее можно развивать свободу не обеспечивая её связи с добром. Но развивать свободу не значит углублять в детях право выбора возможности ухода в сторону зла.»

«. как обеспечить связь свободы и добра?» На этот сложнейший вопрос он отвечает:«Добро должно стать собственной изнутри дорогой, свободно возлюбленной темой жизни для ребёнка — и то, что добро нельзя «вложить», что никакая привычка, заученные правила, устрашения не могут превратить добро в подлинную цель жизни. Есть какая-то непобедимая пошлость в том, чтобы в воспитании забыть о центральности, существенности темы добра. обеспечение связи добра и свободы должно составлять цель воспитания». [27, 49] Такой взгляд основан на безграничной вере в человека, что является основой христианской антропологии.

Однако необходимость свободы нравственного выбора вовсе не предполагает допустимость произвола. «Для нравственной жизни – читаем у К.Д. Ушинского, — свобода так же необходима, как кислород для физической, но кислород воздуха, освобождённый от азота, сжёг бы лёгкие, так и свобода, освобождённая от деятельности, губит нравственного человека. В самостоятельной, излюбленной деятельности только человек выучивается обходиться с элементами свободы».[80]

5. Особенностью нравственного воспитания является то, что тяга к добру может развиться тогда, когда добро будет более привлекательным, чем зло, когда добро вызывает в сердце радостный отклик, а не отторжение. Поэтому «. созидательной силой воспитание обладает лишь тогда, когда оно может зажечь сердце..» (В.В. Зеньковский) [27 с.217].

Читайте также:  Показания для операции по восстановлению зрения

В психологии эту идею Л.И. Божович выразила так [6]: «Борьба мотивов должна закончиться такой перестройкой, при которой мотивы долга, необходимости становятся не только осознанно более значимыми, но и более привлекательными эмоционально». Л.И.Божович отмечает, что формирование устойчивого нравственного поведения и возникновение соответствующих качеств личности протекает успешно лишь в том случае если упражнение в определенных формах поведения осуществляется на фоне положительного мотива, а не способом принуждения. “Нравственные формы развития личности невозможны путем принуждения”. [6, с.269]. Эту мысль подтверждает С.Л. Франк: «Внешняя принудительная борьба с проявлением злой воли может устранить или уменьшить страдания и расстройство жизни, причиняемые злой волей, но оно ни в малейшей мере не преодолевает саму греховную волю. Никакое принуждение не уничтожает ни атома зла. Ибо грех, будучи как бы сущим небытием преодолевается только через прорастание в человеческой душе её онтологической основы — святыни» [86 с.330].

Конечно, было бы наивным утверждать что в воспитании можно обойтись без наказания и поощрения. Что на первых этапах вполне допустимо, когда ребёнок не может понять долгих объяснений, почему необходимо так или иначе поступать. Когда ещё не привит вкус к добру, не развит внутренний стыд, который развивается под влиянием внешнего, социального стыда. Но всё же главное в нравственном воспитании — опора на положительный мотив, когда поступая хорошо ребёнок радуется, ему хорошо. Вначале потому что взрослые этого ожидают и радуются, затем потому что он горд самим собой (это в раннем детстве, и у дошкольника), позднее, получив вкус к добру и желание ему следовать, он не может поступать иначе. Такая мотивация может стать альтернативой в мире соблазнов куда позднее попадёт подросток и юноша.

Консонанс — созидательная сила воспитания

Ещё одним условием «созидательной силы воспитания» является так называемый «консонанс» или наличие духовно — эмоционального созвучия. «Частое бессилие самых горячих речей. Искренних обращений и призывов объясняется именно отсутствием такого духовно — эмоционального созвучия или наличностью негативного (духовно-эмоционального тоже) отношения к словам говорящего» [27, с. 219] Чтобы к родителям не было негативного отношения так важно не утрачивать духовную связь с ребёнком, понимать его, быть деликатным, находить время для общения с ним (особенно когда у него есть потребность в этом), чутко относится к его переживаниям.

Психологически целесообразным будет опора на особенности развития личности в разные возрастные периоды: это учёт ведущих потребностей в каждом возрасте. Если у дошкольника ведущей потребностью является потребность в признании взрослого, а основной задачей развития является формирование внутренней моральной инстанции, то у подростка — это потребность в признании со стороны сверстников, развитие самосознания и социализация. Поэтому, конечно, и подходы должны быть разные, учитывающие возрастные особенности. В связи этим рассмотрим особенности воспитания в разные возрастные периоды

1. В практикуме А.В. Петровского по возрастной и педагогической психологии приводится такая задача: Дети гуляли во дворе. В полдень на балкон вышла мама Вовочки и стала звать его обед, он отказывался. Шли долгие пререкания. Наконец Вовка сдался и сказал: «Ладно, спускай сюда!» Мать в недоумении сказала: «Но, как же?» Затем ушла , а через несколько минут с балкона стал спускаться суп на верёвочке и завёрнутая в салфетку ложка!» Всё это происходило на глазах у ребят. Один из них а возмущении сказал: «Ну и гад же ты!»

Затем студентам предлагалось прокомментировать особенности воспитания Вовочки.

Через несколько лет мне в руки попалась другая книжка А.В. Петровского, где он вспоминая эту педагогическую задачу, рассказывает о ней. Оказалось, что описанный в задаче случай действительно произошёл в одном московском довоенном дворике, где одним из присутствующих при этом мальчишек был он. Все ребята, в том числе и Вовочка погибли. Умерли и родители Вовочки. Когда опустевшую квартиру стали убирать, то нашли документ, в котором говорилось, что Владимир такой-то расстрелян за дезертирство. Все остальные ребята погибли смертью героев.

Петровский размышляет: Не связана ли судьба этого человека с воспитанием?

Психологические основы содержания, форм организации и методов воспитания

Психология нравственного воспитания

Этика, мораль и нравственность

К старорусскому слову «нрав» (обычай) восходят понятия, наименования которых заимствованы из разных языков: этика, мораль, нравственность. Греческое слово «этика», латинское «мораль» («moralis«), русское «нравственность» по своей этимологии однородны, но, несмотря на это, понятия «этика», «мораль» и «нравственность» традиционно наполняются разным смыслом.

Термин «этика» был введен Аристотелем для обозначения учения о нравственности. Этика создавалась как философская наука, отличная от стихийно формирующегося, обыденного морального сознания. С тех времен и до настоящего дня этика – отрасль философии, объектом изучения которой является мораль. Само слово «этика» происходит от греческого «ethika», что в свою очередь образовано от «ethos» – обычай.

Мораль в наиболее общем виде можно определить как общественный институт, выполняющий функцию регулирования поведения человека. Очевидно, что действия громадного количества людей нуждаются в согласовании, а для этого необходимо подчиняться единым социальным законам. Мораль призвана выполнять функцию регулирования человеческого поведения во всех без исключения сферах жизни и деятельности: в политике, науке, экономике, быту и др. Кроме морали во всех перечисленных (равно как и в не перечисленных) сферах действуют и другие регуляторы поведения. Такие как: декреты государства, правовые нормы, производственно-правовые предписания, организационные уставы и инструкции, должностные обязанности и т.п. Действенными регуляторами поведения выступают обычаи, традиции, общественное мнение. Они, хотя и связаны с моралью, но не относятся к ней целиком. Мораль того или иного общества прежде всего предполагает определенное содержание, предписывая человеку, как принято поступать (нравы).

Несмотря на то, что нравственность можно с полным правом рассматривать как синоним морали, в истории философии ее нередко трактовали как нечто отличное от нее. Например, Г. Гегель понимал под моралью область субъективно-индивидуальной этики, а нравственности придавал более высокий смысл. Позже разницу между моралью и нравственностью пытались описывать иначе, например, мораль – это форма сознания, а нравственность – область практических поступков, обычаев, нравов.

Цель и задачи нравственного воспитания личности

Нравственное воспитание – взаимодействие воспитанника с воспитателем и образовательной средой, которое охватывает все стороны взаимоотношений человека с миром по законам морали и нравственности.

В качестве основной цели нравственного воспитания рассматривается развитие нравственной культуры личности. Нравственная культура личности – знание общих моральных принципов, способность переплавить их в глубоко прочувствованные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка. Нравственная культура – основной показатель того, насколько глубоко и органично основы морали и требования нравственности воплотились в стремлениях, суждениях и поступках человека.

Нравственная культура личности тесно связана с нравственной культурой и моралью общества. Под нравственной культурой общества понимается совокупность феноменов, общественных институтов, практик, художественных произведений, поведения и мироощущения, которые относятся к реализации и фиксации морального опыта человечества определенного культурно-исторического периода. Нравственная культура призвана охватывать все сферы общественной жизни. Постоянный опыт гармонизирующих нравственных отношений с миром, природой закономерно приводит к творческим и гармоничным отношениям с близкими и окружающими людьми, что, в конечном итоге, способствует повышению общей нравственно-этической культуры общества.

Формирование нравственной культуры личности зависит от нравственной культуры общества. Личность аккумулирует нравственную культуру общества под действием различных факторов (индивидуальный жизненный опыт, воспитание, искусство, этическое просвещение и др.). Нравственная культура личности – индивидуальное приобретение, выраженное в его нравственных идеалах и моральных предпочтениях. Нравственная культура личности проявляется в отношении к природе, другим людям, к труду, учению, искусству. Она находит выражение в умении организовать свою жизнь по законам высокой морали. Нравственная культура личности выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в привычных ситуациях, а также творческие элементы сознания – нравственный разум, интуицию, способствующие принятию морального решения в незнакомых проблемных ситуациях.

Коллективистические и индивидуалистические культуры

Все существующие культуры можно условно поделить по их преимущественной направленности на общие или индивидуальные ценности. Согласно такой классификации возможно существование двух типов культур: коллективистических и индивидуалистических.

В культурах коллективистических обычно ниже уровень преступности. Достигается это, в том числе, и благодаря особенностям нравственного воспитания или типу социализации. Об этом свидетельствуют исследования особенностей деликвентного поведения подростков и юношей. Кросскультурные исследования также показывают, что в коллективистических культурах значительно меньше развиты наркомания и алкоголизм. При этом в таких культурах давление на личность значительно больше, чем в культурах, проповедующих индивидуализм. Детей часто заставляют делать не то, что им нравится, а то, что им диктуют старшие.

Культурологические исследования показывают, что в коллективистических культурах чаще вырастают и прочно устанавливаются автократические режимы. В свою очередь, такие режимы характеризуются тем, что внутри них между отдельными группами идет активная борьба за власть, а о народе в целом никто не думает. Более того, ценность отдельного человека, его жизни очень низка.

В противовес коллективистическим, индивидуалистические культуры дают человеку больше возможностей реализовать себя, извлекая при этом выгоду для общества. Права личности в таких культурах считаются главной и непреходящей ценностью. В таких культурах получает поддержку и широкое распространение толерантность. Во всех сферах главенствующим регулятором жизни ставится закон.

Имеют такие культуры и существенные недостатки. В таком типе культур у значительной части людей высок уровень стремлений к власти, желание контролировать, подавлять других. В таких культурах люди часто переживают одиночество, велико число самоубийств, возрастает количество семейных конфликтов. Особой проблемой становится распространение употребления наркотиков. Также широкое распространение получают детская и подростковая преступность, растет число ранних беременностей. Моральные авторитеты в таких культурах практически полностью отсутствуют, всем правит закон. Основным мотивирующим фактором и практически главным средством реализации личной свободы становятся деньги.

Каждый тип культуры имеет свои преимущества и недостатки. Многие культурологи считают, что тенденция к доминированию индивидуалистических культур в современном мире ставит человечество на грань выживания.

Нравственная культура личности – целостная система, охватывающая:

  • – культуру этического мышления (способность морального суждения, умение пользоваться этическим знанием, различать добро и зло, применять нравственные нормы к особенностям сложившейся ситуации и т.п.);
  • – культуру чувств (способности человека к моральному резонансу, сочувствию, сопереживанию);
  • – культуру поведения (осуществление в моральной практике помыслов и чувств, степень их превращения в повседневную норму поступка);
  • – этикет (как уровень приверженности к правилам, регламентирующим форму поведения);
  • – манеры поведения личности в общении.

В соответствии с этим основными задачами нравственного воспитания являются:

  • – воспитание и развитие этического мышления;
  • – воспитание нравственных чувств и потребностей;
  • – формирование нравственного опыта и морального сознания личности;
  • – воспитание и развитие способностей строить свои отношения с миром по законам нравственности и высокой морали.
Читайте также:  Что такое возраст с психологической точки зрения

Нравственная культура личности определяет мировоззрение, характеризует духовный мир, поведение человека, проявляется во всем его образе жизни. Поиск ответа на вопрос о том, как воспитать эго важное качество в человеке – задача педагогики. Педагогика должна разработать программу того, как должно быть, а задача педагогической психологии найти ответ на вопрос как происходит на самом деле. Поэтому педагогическую психологию, в первую очередь, интересуют другие аспекты этой проблемы:

  • – каковы механизмы и закономерности процесса нравственного развития личности в образовательной среде;
  • – каковы возрастные и индивидуальные различия в протекании процесса нравственного развития личности;
  • – характер связи между уровнями когнитивного и нравственного развития личности;
  • – механизмы и закономерности трансформации процесса нравственного развития личности в ходе воспитания в процесс саморазвития, осуществляемый в ходе самовоспитания;
  • – связь между характером нравственного развития личности и содержанием, формами, методами и средствами нравственного воспитания.

Духовно-нравственное воспитание

Духовность в российском обществе, особенно в последние десятилетия, претерпевает серьезный кризис. Потеряны старые, советские идеалы, вдохновлявшие весь народ. Новых, им соответствующих, пока еще нет. В общественном сознании существует серьезный разброд. Нет четкой границы между добром и злом, патриотизмом и космополитизмом. А уж что такое бескорыстность — редко кто помнит, особенно представители нового поколения, выросшие после буйных 90-х годов минувшего столетия.

Духовно-нравственное воспитание молодежи в этом смысле имеет особое значение в общественной жизни страны. Каждое вновь появляющееся поколение уже с детства должно понимать истинные, а не наносные духовные ценности Отечества, которые столетиями помогали ему выстоять в самые тяжелые годы, строить свою страну, окрылять ее науку, культуру. Без знания этих ценностей человек не будет иметь ориентиров, которые помогут ему так же достойно, как предки, двигаться дальше. Это — маяк будущего, опора потомков.

Каждый школьник должен осознать высший духовный смысл как собственной жизни, так и всего общества и государства, ибо лишь люди с высокой нравственностью способны разумно организовать свою деятельность и внести в жизнь достойный и позитивный вклад, улучшить ее и сделать в конце концов привлекательной для всех. Особая роль в этом принадлежит педагогике. Она призвана находить адекватные и действенные методы, которые бы не только отвечали запросам дня сегодняшнего, но и заглядывали несколько дальше.

Цели, задачи, проблемы воспитания

Важнейшими темами для духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время становятся те, которые дают учащимся усвоить азы не их обычного, вполне безнравственного, а должного поведения в жизни. К ним относятся:

  • гуманность, которая в школе должна прививаться уже на уровне отношений между учащимися;
  • культура в общении друг с другом;
  • чувство долга — на уровне личных отношений в классе, школе, а также в семье и обществе;
  • трудолюбие — внушение детям мысли, что только так можно чего-то добиться в жизни;
  • экологическое сознание: любовь и бережное отношение к природе;
  • благополучная жизнь в семье, одобряемая обществом;
  • познание окружающего и воспитание самого себя.

Под эти направления подстраиваются стратегические цели духовно-нравственного воспитания и тактические задачи, позволяющие их решить наиболее оптимально.Основная цель процесса, ведущего к духовно-нравственному подъему детской личности, — создание адекватных условий на каждой стадии воспитания, причем не только учителями, но и родителями. Последнее обстоятельство зависит от ряда проблем:

  • отсутствие в современном обществе положительных идеалов, затрудняющее выбор по-настоящему ценностного ориентира подрастающим поколением;
  • аморальные явления в окружающем мире, недостаточно пресекаемые властью и склоняющие молодежь к мнению о вседозволенности;
  • слабая организация досуга и культурных мероприятий с детьми;
  • поверхностное отношение государства и школы к физическому развитию учащихся;
  • недостаточное внимание властей, учителей и родителей к негативным пристрастиям детей. Сюда относятся: алкоголизм, наркомания, курение табака, слишком раннее начало половой жизни. Это приводит к всеобщей распущенности;
  • развращающая информация в СМИ и интернете, склоняющая молодых людей к беззаботному, агрессивному, нездоровому образу жизни, а также к жестокости и экстремизму;
  • чрезвычайно низкая культура речи и поведения в обществе.

Все эти факторы отнюдь не способствуют формированию и развитию личности в духе декларируемых в педагогике идеалов. Школьники, видя на улице, в семье и по телевизору совсем другое, просто не верят своим учителям, несмотря на всю их убедительность и педагогический дар.На то, чтобы преодолеть этот скепсис подрастающего поколения, должны быть направлены все усилия семьи, государства, а с ним — образовательных учреждений.

Самостоятельно дети в силу своей наивности и максимализма сделать это просто не способны. На начальном этапе жизни только взрослые смогут стать их нравственными поводырями и указать возможные ориентиры для нравственного созидания. И чем раньше взрослые сделают это, тем больше вероятность счастливого будущего молодежи.

Детство — наиболее удобная пора, когда еще почти беспрепятственно можно заложить в голову и душу маленького человечка те мысли и чувства, которые помогут ему стойко и радостно строить свою жизнь, опираясь на достойные образцы из прошлого, и не отвлекаться на мелкие дрязги реальности.

Ребенок — существо очень восприимчивое ко всему, что происходит вокруг. Поэтому предпочтительно уже с детства учить его только хорошему. Добро, сочувствие, самокритика, трудолюбие, любовь к людям, животным, природе, понимание проблем, возникающих у других людей, а также многое другое закладывается на ранней стадии жизни. Школа — идеальное место для этого.

Теоретические основы духовно-нравственного воспитания

Воспитать ребенка в духе высокой нравственности — задача сложная. В современной дошкольной и школьной педагогике ее принято решать в трех аспектах:

  • философско-методологическом;
  • психологическом;
  • непосредственно педагогическом.

Философско-методологический аспект обосновывает нормативные основания для духовно-нравственного воспитания детей разного возраста. Поэтому подход к обучению в младших и старших классах должен быть дифференцированным. Из этого положения исходит и разработка методик в преподавании. Они призваны дать ученикам понятие о духовности, нравственности, морали, духовно-нравственном воспитании и развитии, — базовых основах общего образования.

Духовно-нравственное воспитание в данном случае трактуется с точки зрения философии, религии, социологии, культурологии. Всеобъемлющим при этом является междисциплинарный подход к воспитанию, предусматривающий вариативное рассмотрение его с позиций как материализма, так и идеализма.

Задача философских методик духовно-нравственного воспитания — привитие учащимся умозрительного взгляда на мир. Это та позиция, которая позволяет сравнить естественно-научный и религиозный подход к истине, утверждая ее относительность.

Принципами организации учебного процесса становятся при этом воспитание школьников в духе активности, сознательности, научности. Ответы школьников на уроках должны быть последовательными, целостными, преподавание — максимально наглядным: с использованием тематических экскурсий, специально подобранных картин, схем, символов и т. п.

Психологический аспект духовно-нравственного воспитания предусматривает диалог учителя и ученика. Преподаватель должен в обязательном порядке учитывать психологию каждого возраста и, исходя из этого, выстраивать учебный процесс.

В младших классах, в которых обучаются дети, в основе обучения лежит игра. Через игровые ситуации, искусственно создаваемые учителем, ребенок эмоционально осваивает азы духовно-нравственного воспитания. Часть из них позднее входит привычку и становится ведущим мотивом поведения в жизни.

В старших классах вопросы, связанные с духовностью и нравственностью, решаются уже на уровне сознания; они более усложнены и приближены к реальной жизни. Эффективным методом обучения является моделирование проблемной ситуации, выход из которой ученик, как и в реальной жизни, обязан находить сам, исходя из ранее накопленных знаний.

Педагогический аспект в воспитании духовности и нравственности основан преимущественно на аналитике. На первое место здесь выступает сопоставление отдельно взятых ситуаций, почерпнутых из жизни. Ученики при этом оценивают достоинства и недостатки тех или иных вариантов поведения и выбирают самый, на их взгляд, адекватный с точки зрения разбираемого духовно-нравственного понятия.

Направления духовно-нравственного воспитания и развития

В современной школьной педагогике практикуется комплексное воздействие на сознание воспитуемого по нескольким направлениям, каждое из которых отражает ту или иную сторону жизни человека. В их основе лежит отношение к следующим институтам:

Религиозное воспитание формирует в ребенке систему взглядов, связанных с богом, с божественным происхождением всего сущего, задающего человеку самую высокую планку духовно-нравственного поведения. Осуществляется оно посредством:

  • ближайшего окружения, верующего в бога, — членов семьи;
  • школьных педагогов;
  • священнослужителей;
  • религиозных организаций;
  • средств массовой информации;
  • религиозной литературы.

Воспитание прививается на уроках, лекциях, семинарах, религиозных праздниках (в церкви), экскурсиях паломнического характера. Форм воздействия множество. Все они отражают сакральные догмы религиозной конфессии, к которой близок ребенок, и вырабатывают в нем определенные взгляды и стиль поведения в жизни.

Семейное воспитание становится для ребенка одним из основных. Оно в идеале:

  • поддерживает физическое, духовное и моральное здоровье ребенка;
  • обеспечивает ему экономическую и моральную свободу для реализации всех имеющихся возможностей;
  • дает ребенку постигать мир в его разнообразии;
  • формирует эстетическую позицию, чувство прекрасного;
  • создает атмосферу любви, домашнего тепла и уюта, способствующую максимальной самореализации личности;
  • прививает маленькому человеку свои нравственные ценности, культуру, подает пример нравственного отношения близких людей друг к другу: заботы, сострадания и милосердия:
  • задает первые нравственные основы полового воспитания, отношения к другим людям;
  • привлекает к семейным традициям;
  • возбуждает внимание к родословной, цементируя единство поколений;
  • воспитывает в ребенке гражданина, патриота своего Отечества;
  • поддерживает гармоничность в развитии личности подрастающего человека.

Творческое воспитание развивает эстетическую и познавательную сторону детского сознания. На современного школьника, его язык и культуру оказывают влияние культуры других народов. С экранов телевизоров на детей выплескиваются чужие мультфильмы, детективы, ужастики. Их герои становятся героями наших детей, вытесняя наши добрые мультики, наши сказки, наших нравственных героев.

Единственное, что еще прочно сохраняет свое место в сознании детей, —фольклор. Первые примеры устного народного творчества ребенок получает еще в семье. Школа всемерно развивает эту традицию и использует ее в качестве средства:

  • психологического воздействия на учащихся;
  • изучения их эмоционально мира;
  • формирования духовности и высоких нравственных качеств;
  • развития эстетических взглядов;
  • для выработки метафорического мышления с помощью образов русских сказок;
  • увеличения лексикона детей за счет эмоционально-экспрессивных слов.

Социальное и патриотическое воспитание — во многом схожие направления. Истинный патриот и настоящий гражданин — близкие понятия. Оба включают в себя гуманность идеалов, уважение к другим людям независимо от их национальности, а также к закону и власти.

Духовно-нравственное воспитание патриота и гражданина в школе вырабатывает в учениках:

  • привязанность к родным местам;
  • уважение к своему языку;
  • соблюдение интересов общества и государства;
  • стремление к защите Отечества и верности ему в самые трудные минуты.

Заключение

Воспитание в детях духовно-нравственного отношения ко всему, происходящему вокруг, — залог благополучия не только личного, но и общего, в том числе благополучия Родины. В школе оно является ведущим моментом в образовании и делает осмысленным процесс постижения всех остальных наук.

Источники:
  • http://www.psychologos.ru/articles/view/nravstvennoe-vospitanie-dvoe-zn--ktozpt-kakzpt-zachem-vop-zn-%20?>
  • http://portal-slovo.ru/pedagogy/44989.php
  • http://studme.org/89032/pedagogika/psihologicheskie_osnovy_soderzhaniya_form_organizatsii_metodov_vospitaniya
  • http://mystroimmir.ru/moyput/vospitanie.html