Меню Рубрики

Нормам с психологической точки зрения социальная норма

Вопрос определения нормы и патологии является крайне сложным и затрагивает различные сферы человеческой деятельности – от медицины и психологии до философии и социологии. В клинической психологии был совершен ряд попыток вывести критерии психической нормы. В их число включали соответствующую возрасту человека зрелость чувств, адекватное восприятие действительности, наличие гармонии между восприятием явлений и эмоциональным отношением к ним, умение уживаться с собой и социальным окружением, гибкость поведения, критический подход к обстоятельствам жизни, наличие чувства идентичности, способность планировать и оценивать жизненные перспективы. Во многих случаях под психической нормой определяют то, насколько индивид адаптирован к жизни в социальной среде, насколько он продуктивен и критичен в жизни.

Каждый человек с момента рождения получает свое общество в «готовом» виде, как некую объективную реальность. Вырастая биологически, субъект изменяется и социально, при этом он сталкивается с определенными условиями, рекомендациями, разрешениями, требованиями, запретами и ограничениями – всем тем, что принято называть социальными нормами.

Социальные нормы официальные и неофициальные кодексы, предписания, правила и уставы, традиции, стереотипы, стандарты.

Отечественный социальный психолог М. И. Бобнева отмечает, что все групповые нормы представляют собой «установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения», т.е. являются социальными нормами. Нормы группы включают в себя и общезначимые нормы, и специфические, выработанные именно данной группой. Все они, в совокупности, выступают важным фактором регуляции социального поведения, обеспечивая упорядочивание положения различных групп в социальной структуре общества.

Η. Н. Обозов отмечает, что нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы формируются в результате выработки определенного отношения к социальным явлениям, обусловленного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Важная проблема исследований «нормы» в социальной психологии – это изучение меры принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и «личностные» нормы. Одна из функций социальных (и в том числе групповых) норм состоит именно в том, что при их посредстве требования общества «адресуются и предъявляются человеку как личности и члену той или иной группы, общности, общества».

Назначение социальных норм состоит в том, чтобы регламентировать поведение и действия людей, задавать цели, условия и способы выполнения различных действий, а также быть критерием оценки поведения индивида. Социальные нормы дают человеку представление о том, что считается правильным, обязательным, желаемым, одобряемым, ожидаемым, отклоняемым в деятельности и поведении индивидов.

Можно выделить следующие признаки социальной нормы:

  • – по своей природе она является образцом, стандартом поведения, созданными самим обществом людьми в процессе их взаимоотношений;
  • – считается мерой позитивного общественного поведения, направленного на достижение определенного результата, интереса;
  • – носит обязательный характер;
  • – представляет собой только такое правило, которое может применяться неопределенное количество раз в типичных ситуациях;
  • – обусловлена уровнем развития общества и пр.

Социальные нормы выражают и конкретизируют действия объективных законов в общественных отношениях, тенденций общественного развития. Нормальным признается такое функционирование системы, которое отвечает ее природе и ее свойствам, является оптимальным либо допустимым для данного процесса. Социальная норма регулирует общественные отношения путем разрешения или запрещения действовать определенным образом в конкретной ситуации.

В зависимости от сфер жизнедеятельности индивида выделяют следующие основные социальные нормы:

  • организационно-административные нормы определяют структуру различных официальных обществ, организаций, учреждений, порядок и регламент их работы, обязанности исполнителей и должностных лиц, правила взаимодействия с внешними организациями;
  • экономические нормы устанавливают формы собственности и порядок их использования, систему оплаты труда, систему использования финансовых средств при обеспечении производственного процесса;
  • правовые нормы фиксируют полномочия и ответственность граждан и должностных лиц в качестве субъектов юридических отношений, субъектов права;
  • технологические нормы определяют порядок организации производства и реализации промышленной продукции, устанавливают требования и правила обращения работников с орудиями труда, различными техническими средствами в целях обеспечения безопасности производителей и потребителей произведенной продукции, а также защиты природы (среды обитания);
  • моральные нормы выражают общественные и групповые требования и предписания к поведению человека, его взаимоотношениям с другими людьми. Они выступают в виде внешнего (обычаи, традиции, кодексы, общественное мнение) и внутреннего (принципы, кредо) регуляторов, когда та или иная норма становится органической принадлежностью нравственного сознания индивида.

Существуют нормы, сложившиеся в определенной общественной группе, которые закрепляются, превращаются в обычай и добровольно принимаются в качестве регуляторов поведения членами соответствующих объединений.

В зависимости от степени жесткости предписывающего влияния социальные нормы подразделяются наследующие виды:

  • нормы-рамки жестко регламентируют поведение и взаимоотношения субъектов в их настоящем;
  • нормы-идеалы проектируют наиболее оптимальные модели поведения индивидов на будущее;
  • нормы-дозволения указывают на нормы, которые желательны для поведения в данной группе;
  • нормы-запреты указывают на действия, которые запрещены для применения.

Социальные нормы нуждаются в психологическом освоении их индивидом, превращении из внешних регуляторов поведения во внутренние. При этом важна направленность мотивации индивида на выполнение социальной нормы – позитивная, нейтральная или негативная. Позитивная направленность на освоение и выполнение социальной нормы способствует успешной реализации человека в данном социуме. Нейтральная направленность будет сказываться на взаимодействии с членами социальной группы, человек как бы остается «в стороне», но при этом не противопоставляет себя группе. Негативная направленность на освоение и выполнение социальной нормы может выражаться в асоциальном поведении, вызывать осуждение со стороны группы, неприязненные межличностные отношения, приводящие к изоляции от других членов общества (ссылка, тюремное заключение и пр.).

Социализация осуществляется тем успешнее, чем глубже внутренне освоены социальные нормы, и их реализация становится для индивида привычкой. Это может произойти тогда, когда определенная социальная норма стала неотъемлемой частью внутреннего мира личности. В освоении социальной нормы для человека важны социально-психологические факторы, например такой фактор: насколько данную норму признают и реализуют окружающие его люди, особенно семья, родственники, друзья, товарищи по учебе, коллеги по работе.

Можно выделить следующие социально-психологические факторы, способствующие усвоению социальной нормы:

  • – внутреннее убеждение личности в необходимости соблюдения нормы;
  • – самовоспитание, самосовершенствование и самостимулирование, самоактуализация и личностный рост;
  • – осознание общественной значимости соблюдения нормы и сознательное подчинение своих моделей поведения ее требованиям;
  • – выработанная привычка, стереотип поведения в силу осознания важности нормы или боязни санкций за ее невыполнение;
  • – соблюдение групповых требований и интересов;
  • – подражание авторитетам и другие.

Некоторые социально-психологические факторы препятствуют усвоению социальной нормы, среди них:

  • – негативное отношение индивида к «создателю» нормы;
  • – неприязненные межличностные отношения с субъектом, во взаимодействии с которым должна быть реализована норма;
  • – противоречия и расхождения в понимании нормы;
  • – «двойная мораль», ханжество и лицемерие в моделях поведения людей, провозглашающих нормы;
  • – противоречия личных и групповых интересов и др.

Реальное отношение индивида к конкретным социальным

нормам зависит от его социального статуса и выполняемых им социальных ролей. Кроме того, восприятие, понимание и мотивация в отношении тех или иных норм в немалой мере предопределяются индивидуальными целями и ценностями, которые человек стремится достигнуть. В этом плане то, что для одного выступает как право-возможность, для другого – право-обязанность; дозволение для одного может быть запретом для другого. Например, руководитель при принятии решения имеет право-возможность посоветоваться со своими подчиненными, подчиненный же, прежде чем принять решение, касающееся производственных вопросов, должен согласовать его с руководством. Следовательно, для него эго будет право-обязанность.

Социальная норма – первичный элемент нормативно-регулятивной системы общества.

Нормативно-регулятивная система обществасовокупность социальных норм общества, представляющая единое целое для решения задачи упорядочения, регулирования общественных отношений.

Нормативно-регулятивная система общества – искусственная система, возникающая как результат деятельности человека. Одним из назначений такой системы является поддержание определенного социального порядка, который в процессе функционирования системы может трансформироваться.

Нормативно-регулятивная система характеризуется относительной устойчивостью введенных правил поведения и, следовательно, стабильностью свойств структурированной, урегулированной среды – социальных связей. Наиболее надежным способом обеспечения устойчивости социальных процессов является введение отрицательной обратной связи. Поэтому правила социального поведения предусматривают наличие санкции – наказания за нарушение, устанавливаемого нормой порядка.

В процессе регуляции общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется и корректируется другими социальными нормами. В случае несоблюдения норм мы наблюдаем девиантное или асоциальное поведение.

Глава 2 СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ

Понятие «социальная норма» • Нормы в психологии • Виды социальных норм и механизмы их функционирования • Соци­альные отклонения

Понятие «социальная норма»

Понятие нормы является исходным для изучения любых девиа­ций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение — это поведение, отклоняющееся от социальных норм, то послед­ние заслуживают специального рассмотрения.

Одним из основных условий существования любой системы выступает ее способность поддерживать состояние некоего равно­весия.

История человечества приводит убедительные примеры того, что беспорядок неизбежно переходит в разрушение, и, напротив, стремление к упорядочиванию и согласованию может быть гаран­тией существования общества и жизни вообще. Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в со­стоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В обществе одновременно сосуществуют различные нормативные субкультуры — от научных до криминальных.

В целом понятие нормы является достаточно дискуссионным. В переводе с латинского языка «норма»правило, образец, пред­писание. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения сис­тем. Социальные нормы являются одним их видов существующих норм (наряду с техническими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия лю­дей. Социальная норма — совокупность требований и ожиданий, ко­торые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отно­шений [7, с. 29].

Социальная норма закрепляет исторически сложившийся в кон­кретном обществе интервал дозволенного или обязательного по­ведения людей, а также социальных групп и организаций. В отли­чие от естественно-научной социальная норма может соответство­вать и не соответствовать объективным законам развития. В послед­нем случае аномальна сама норма (как, например, законы тотали­тарного общества) и нормальны отклонения от нее. Вследствие этого социальные отклонения могут быть не только негативными, нарушающими функционирование системы, но и позитивными,

стимулирующими ее прогрессивное развитие, например в форме научного и художественного творчества.

При всем многообразии проявлений социальные нормы имеют следующие основные свойства: объективность, историч­ность, универсальность, схематичность, безусловность. Данные свой­ства означают, что норма является исторически выработанным, обобщенным социальным предписанием, обязательным для вы­полнения со стороны всех людей и в любой ситуации.

Особую трудность представляет такое свойство социальной нор­мы, как ее относительность и динамичность. История изобилует примерами различных культурных предписаний для одного и того же явления. Так, требования к внешнему облику человека, наиболее ярко выраженные в моде, меняются буквально на наших глазах. Другой яркий пример — радикальные изменения в полоролевом поведении женщин в ряде стран. Установки на сексуальное поведе­ние также изменяются подчас на противоположные. Например, в истории европейских государств мы можем проследить следующие метаморфозы: от полигамии и оргазстической культуры Древнего мира — через жесткие запреты Нового времени — к сексуальной революции последних десятилетий, вплоть до полной свободы в интимных отношениях и узаконивания гомосексуальных браков.

Читайте также:  Центры зрения и слуха находится в

Перечисленные свойства социальных норм нередко порождают в индивидуальном сознании негативные чувства — от простого непонимания до открытого протеста. Конфликт между интересами личности и репрессивной природой норм несколько сглаживается процессами гуманизации. В современных развитых государствах от­мечается тенденция усиления лояльности общества к проявлени­ям индивидуальности.

В целом, несмотря на относительность и внутреннюю противо­речивость, социальные нормы играют неоценимую регулятивную роль в жизни любого общества. Они создают нормативно-одобряе­мое поле деяний, желательных для данного общества в данное вре­мя, тем самым ориентируя личность в ее поведении. Они выполня­ют функцию контроля со стороны общества, служат образцом, информируют, позволяют оценивать поведение, прогнозировать его. Как бы ни относились к ним люди, нормы существуют и непре­рывно действуют.

Нормы в психологии

Социальные нормы могут образовываться стихийно (например, ввиде традиций) или целенаправленно (например, в форме зако­нов, официальных предписаний или запретов). Существует еще один путь — научного определения нормы.

В психологии для научного определения понятия «норма» ис­пользуются различные способы. Наиболее простой и распростра-

ненный — негативный подход. В соответствии с ним нор­мальный (или здоровый) человек тот, у кого отсутствуют анома­лии. По справедливому замечанию Б. С. Братуся, «тем самым мы едва лишь очерчиваем границу круга, в котором следует искать специфику нормы, однако на эту специфику никак не указывая» [3,с. 10].

Позитивный подход, напротив, нацелен на выявление образца с желательными качествами. Для получения эталона (ус­ловной группы людей без аномалий) чаще всего применяют мето­ды математической статистики. Статистическая норма выглядит как средний показатель. Это то, что присуще большинству (не ме­нее чем половине) людей в популяции. При этом «усреднение» людей порождает немало казусов и проблем. Обыгрывая эту про­блему, Ч.Ломброзо (не без доли черного юмора) описывал «нор­мального человека» как индивида, «обладающего хорошим аппе­титом, порядочного работника, эгоиста, рутинера, как терпели­вое, уважающее всякую власть домашнее животное» [3, с. 8].

Другая, критериальная, норма основана на социально-норма­тивном критерии. Она существует преимущественно в форме тре­бований (задач) различной степени трудности. Например, «хоро­шим» гражданином может считаться человек, соблюдающий нор­мы закона, а «нормальным» работником является тот, кто хорошо справляется с профессионально-квалификационными требовани­ями. Другой вариант критериально-ориентированных норм — это школьная программа. В соответствии с образовательными стандар­тами (требованиями к знаниям и умениям) все учащиеся условно делятся на «справляющихся» с ней и «несправляющихся», т.е. не­успевающих.

Наконец, норма может быть идеальной — в виде обобщения положительных качеств выдающихся представителей человечества, обеспечивающих его прогрессивное развитие. Вбирая в себя луч­шие черты «замечательных» людей, идеальная норма выступает преимущественно в форме идеалов — вдохновляющих образцов для подражания. Идеалы, несмотря на кажущуюся отдаленность от реальности, играют чрезвычайно важную роль в регуляции пове­дения человека и жизни общества. Мнение, что позитивные идеа­лы в наибольшей степени, чем что-либо другое, обеспечивают духовное здоровье личности, уходит корнями в историю челове­чества.

Еще выдающийся мыслитель античности Платон (427—347 гг. до Р.Х.) утверждал, что люди живут в мире идей, которые управ­ляют их поведением. Идеи воплощают в себе неизменную сущность всех вещей. Идеи одновременно являются идеалами. В каждом че­ловеке заложено страстное стремление (эрос) к постижению идей. Наивысшая идея — идея блага — отражает взаимосвязь других идей. В этике Платон исходит из того, что только деятельная, руководи-

мая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, т.е. добро­детели. Добродетель представляет собой порядок и гармонию души. Платон различал четыре основные добродетели: мудрость, муже­ство (смелость), благоразумие (самообладание) и справедливость. Он подчеркивал, что не все люди способны достичь знания, т. е. добродетели, тогда их нужно направлять. В целом же идеалы, по Платону, — абсолютный и общезначимый фундамент норм [23].

Идея тесной связи «нормальности» человека с его добродетель­ностью пронизывает всю человеческую культуру. Эрих Фромм на­зывал добродетелью ответственность человека по отношению к сво­ему существованию, а пороком — безответственность. Цель челове­ческой жизни, по Э. Фромму, следует понимать как раскрытие всех своих сил в соответствии с законами своей природы [19, 20].

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что нормаль­ность и аномальность каждого человека формально определяются степенью преобладания в его личности того или иного идеального типа [21]. В данном случае термин «идеальный» имеет иное значе­ние и подразумевает один из нескольких вариантов абстрактных типов личности, принятых в науке за ориентиры.

Таким образом, при специальном изучении норма как единый образец поведения для всех людей выглядит как некая абстрактная схема, слабо связанная с многообразием реальной психической жизни и временами доходящая до абсурда. Выдающийся отечествен­ный клиницист П. Б. Ганнушкин называл гармонические натуры по большей части плодом воображения, замечая, что у каждого человека можно найти, например, психопатические черты [4]. Ге­ниальный исследователь человеческой души Ф.М.Достоевский в романе «Идиот» раскрыл всю трагичность и нелепость «идеально­го человека — князя Мышкина», его несовместимость с реальным миром людей.

Современная психология — это прежде всего наука о лично­сти, поэтому понятие психологической нормы связано с вопро­сом о нормальности личностного развития. Пожалуй, чаще всего благополучие личности связывается с такой социально-психоло­гической ее характеристикой, как способность адаптироваться к социальной среде. Однако, с точки зрения ряда авторов, например Э. Фромма, адаптация к жизни в обществе не может являться на­дежным критерием нормы и аномалии личности, так как она мо­жет предполагать навязывание человеку чуждых ему ценностей и отказ от своей личности [19, с. 122].

В свою очередь В. Франкл основными признаками личностного здоровья называл духовность, свободу и ответственность. При этом «чем более специфичен человек, тем менее он соответствует нор­ме — как в смысле средней, так и идеальной. Неповторимость че­ловеческой личности обнаруживает свой внутренний смысл в той роли, которую она играет в целостном сообществе» [18, с. 197].

Благодаря вкладу гуманистической психологии, наши представ­ления о развитии личности вышли за границы процесса социаль­ной адаптации. Они существенно пополнились таким важным про­цессом, как индивидуация. Последняя включает познание, приня­тие, развитие и реализацию своей индивидуальности. По теории К. Роджерса у здоровой личности доминирует установка на процесс самоактуализации — актуализации врожденного стремления чело­века к росту и развитию своей личности в соответствии с тем, какой она является по своей природе и возможностям [15].

Следуя установкам гуманистической психологии, Б. С. Братусь описывает нормальное развитие человека как развитие, которое ведет его к обретению родовой человеческой сущности. Человеческая сущность проявляется в следующих характеристиках: отношении к другому человеку как самоценности, способности к любви и твор­честву, целетворящем характере жизнедеятельности, потребности в позитивной свободе (не от чего-то, а для чего-то), способности к свободе волепроявления, внутренней ответственности перед со­бой и другими, обретении смысла жизни. Развитие с противопо­ложными проявлениями будет аномальным [3].

Другой подход рассматривает успешное развитие сквозь призму интрапсихическиххарактеристик. Например, К. Юнг описывал нор­мальную личность с точки зрения интегрированной самости, т. е. личности как целого. Интегрированная самость отличается равно­весием между сознательным и бессознательным, адекватностью ценностей личности объективным условиям жизни, согласием с самим собой, самоосуществлением [22].

В психоанализе нормальное развитие предполагает достижение оптимального равновесия между Я, Оно, Сверх-Я и силами внеш­него мира. Психологическое равновесие всегда нестабильно. И все же в норме Я должно быть достаточно сильным, чтобы справлять­ся с требованиями Оно, с жесткостью Сверх-Я, с жизненными фрустрациями и тревогой [21].

Мы видим, что возможны самые различные подходы к опреде­лению как психологической, так и социальной нормы вообще.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Понятие нормы. Виды нормы. Отклонения от нормы

Понятие «норма» (от латинского — правило, образец, руководящее начало) используется, как правило, для обозначения противоположности патологии (от греч. – страдание), нарушения, расстройства, болезненного, изменённого состояния.

Понятие нормы динамично и складывается в обществе в результате экспертной оценки предметов, явлений, событий, исходя из знаний и потребностей, которые в этом обществе доминируют. Норма устанавливается на основе критериев (единичных или множественных) или показателей, нормативов. Основным критерием нормы является эффективное функционирование организма.

Анализ и обобщение работ А.Ф. Ануфриева, Б.С. Братусь, В.П. Захарова, Б.Д. Карвосарского, И.В. Сыромятникова и др. позволяют выделить ряд аспектов в понимании психической нормы:

1. Норма как оптимальное состояние объекта (наиболее устойчивое, более всего соответствующее определённым условиям и задачам функционирование).

2. Норма как исходное начало для сравнения (оценки) данных диагностического обследования.

3. Норма как отсутствие отклонений (отрицательный логический критерий).

4. Норма как описательная характеристика (положительный логический критерий). Представляет собой набор положительных признаков, которым должен соответствовать человек (группа людей).

Принято различать следующие виды норм:

1. Статистическая норма развития – уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественным и количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д.

Ориентация на статистическую норму развитияособенно важна на этапе первичной диагностики ребёнка, в момент выявления недостатков в развитии и определения меры их патологичности. Статистическая норма определяет место индивида в популяции по отношению к статистическому среднему. Статистическая норма представляет собой определённый диапазон значений развития какого- либо качества или свойства расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного отклонения.

2. Функциональная или физиологическая норма – характеризует процессы и состояния здорового организма. Основным критерием для её определения служит выполнение или невыполнение функций какой-либо системой организма.

В основе концепции функциональной нормы лежат следующие представления:

а) о неповторимости пути развития каждого человека;

б) о том, что любое отклонение можно считать таковым только в сопоставлении с индивидуальной тенденцией развития человека.

3. Индивидуальная норма – мера отклонения индивидуального развития от статистической и функциональной нормы.

4. Идеальная или нормативная норма – оптимальное развитие личности в оптимальных для неё социальных условиях. Этовысший уровень функциональной нормы. Её следует рассматривать как систему требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов.

5. Психическое здоровье комплексное многоуровневое качество жизнедеятельности, выражающее соответствие психофизического состояния и самочувствия, ориентирования и поведения уровню развития, психофизиологическим условиям и затратам организма, потребностям и целям личностного развития, а также наличным адаптивно-компенсаторным возможностям психики человека.

Общие критерии, характеризующие норму психического здоровья:

— соответствие субъективных образов отражённым объектам действительности;

— соответствие характера реакций внешним раздражителям, значению жизненных событий;

— соответствующий возрасту уровень зрелости познавательной и эмоционально-волевой сфер личности;

— возможность адаптации в микросоциальных отношениях;

— возможность контролировать собственное поведение и изменять его в зависимости от смены обстоятельств;

— разумное планирование жизненных целей и поддержание активности в их достижении;

— критичность при оценке жизненных обстоятельств; ответственность.

Исследования нейропсихологов Т.В. Ахутина, М.М. Семаго, А.В. Семенович и других, ввели понятие «отклоняющееся развитие». Авторы допускают, что любая психическая функция на каждом этапе онтогенеза может иметь определенный разброс по уровню развития относительно некоторой статистически (усредненной) нормы. Это легко объясняется присущей норме неравномерностью развития высших психических функций, которая обусловлена индивидуальной программой развития и факторами социальной среды.

При этом под неравномерностью развития психических функций следует понимать то обстоятельство, что у ребенка одни функции развиты лучше, чем в среднем у сверстников, а другие хуже. В таком случае становится понятным, почему дети, у которых отдельная функция или система психических функций отклоняются в допустимых пределах от «идеальной программы развития», тем не менее, являют собой вариант нормы в психическом развитии. Следует отметить также, что ведущей отличительной особенностью ребенка с «нормальным» ходом психического развития является его способность, несмотря на имеющиеся функциональные слабости, адаптироваться в социуме самостоятельно (Т.В. Ахутина).

Читайте также:  Ситуация с точки зрения морали и права

Однако психическая функция, которая имеет те или иные отклонения, является слабой стороной в психическом статусе ребенка и при неблагоприятных условиях может выйти за пределы «нормативного коридора». Нарушенная функция, при отсутствии своевременной и эффективной коррекционно-развивающей помощи, может запустить цепную реакцию патологического развития и спровоцировать социально-психологическую дезадаптацию ребенка.

Таким образом, дети с минимальными и парциальными нарушениями психического развития составляют самостоятельную категорию, занимающую промежуточное, переходное положение между «нормальным» и «нарушенным» развитием. Поскольку имеющиеся у таких детей функциональные нарушения создают риск их социальной дезадаптации, целесообразно данную категорию детей обозначить как «группу риска».

О.Н. Усанова предлагает обратить особое внимание на следующие социальные обстоятельства, способные стать кризисными и способствовать проявлению психологических проблем ребенка:

— поступление ребёнка в детский сад или школу;

— смена воспитателей или учителей;

— переход ребёнка к многопредметному обучению;

— интенсификация программ обучения и воспитания и некоторые другие.

Перечисленные условия, с одной стороны, способны усугубить имеющиеся у ребенка функциональные нарушения, с другой — «проявить» скрытые проблемы. Например, определенные качества, свойства личности, особенности психических процессов могут не проявлять свои негативные стороны, потому что не востребованы на данном онтогенетическом этапе, в данных социальных условиях.

Но как только происходит смена ведущей деятельности ребенка и эти качества становятся востребованными, незамедлительно вскрываются их недостатки. Например, недостатки фонематического слуха у ребенка-дошкольника при правильном звукопроизношении проявляются в виде специфических дисграфических ошибок на письме только в период школьного обучения.

В контекстобсуждаемой нами проблемы следует включить понятие культурный релятивизм различия в восприятии и санкционировании поведения в разных культурах. Поведение, которое может считаться нормальным в одной культуре или социальной группе, в другой может представляться анормальным. Вместе с тем, отдельные виды анормального поведения представляются транскультурными: они считаются таковыми независимо от культуры и эпохи.

Основными показателями отклонений от нормы являются:

1) социальная дезадаптация;

2) не восприимчивость к воспитывающим и обучающим воздействиям;

3) замедление темпов развития или регресс психики.

Отклонения от психической нормы могут иметь временный или постоянный характер, а также различную степень выраженности: от акцентуаций характера до деформации личности.

Дефект – физический или психический недостаток, вызывающий нарушение нормального развития. Степень выраженности дефекта существенно зависит от тяжести вредного воздействия, времени его начала, его преимущественной локализации. Структуру дефекта составляют первичный и вторичный дефекты. Понятия детально разработаны в трудах Л.С. Выготского.

Первичный дефект – повреждение биологических систем (анализаторов, отделов ЦНС), которое вызывается биологическими факторами.

К первичным дефектам относятся частные и общие нарушения функций центральной нервной системы, а также несоответствие уровня развития возрастной норме (недоразвитие, задержка, асинхрония развития, явления ретардации, регресса, акселерации), нарушения межфункциональных связей.

Возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы (анализаторов, высших отделов головного мозга) вследствие воздействия патогенных факторов.

Вторичный дефект возникает в ходе развития ребёнка с нарушениями психического развития в том случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.

недоразвитие высших психических функций (речи и мышления у глухих, восприятия и пространственной ориентации у слепых, опосредованной памяти и логического мышления у дебилов и пр.). Он непосредственно не связан с первичным дефектом, но обусловлен им (возникает под его влиянием). Понятие введено Л.С. Выготским.

Сложный дефект – сочетание двух или более первичных дефектов, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности в обучении и воспитании ребёнка. Это не сумма дефектов. Сложный дефект отличается качественным своеобразием.

Нарушения психического развития могут иметь частный и общий характер. Частные нарушения связаны с недостаточностью процессов восприятия, праксиса, речи и т.д. Общие нарушения связаны с нарушением регуляторных систем.

Частные нарушения – это прежде всего нарушения в деятельности анализаторов: зрения, слуха, проприоцептивной чувствительности.

Общие нарушения – функций головного мозга связаны с деятельностью регуляторных систем.

Регресс (временный или стойкий) возврат функций на более ранний возрастной уровень. Обусловлен недостаточной устойчивостью психических функций. Чаще регрессу подвергаются менее зрелые, недавно возникшие функции. Например, более вероятна утрата навыка чтения, чем навыка ходьбы.

Временный регресс – временная утрата сформированных ранее навыков под влиянием различного рода событий, вызывающих стресс и мобилизацию организма на борьбу за выживание.

Стойкий регресс – устойчивый возврат на более ранний возрастной уровень, связанный с существенным повреждением функций. Например, при ранней детской шизофрении.

Распад психических функций – грубая дезорганизация и выпадение психических функций.

Рекомендуемая литература по теме :

Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. -М., 1976.

Баевский Р.М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. -М., 1979.

Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976.

Валлон А. Психическое развитие ребёнка. -М., 1967.

Государев Н.А. Специальная психология. Учебное пособие. -М., 2008.

Максимова Н.Ю., Милютина Е.Л. Курс лекций по детской патопсихологии (учебное пособие) Ростов-на-Дону, 2000.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития детей. -М., 1985.

Романова Р.С., Потёмкина О.Ф., Психологическая диагностика развития школьников в норме и патологии. М., 1989.

Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. -М., 1986.

Специальная психология / Под ред. В.И.Лубовского. -М., 2003.

Саенко Ю.В. Специальная психология. Учебное пособие. -М., 2006.

Сорокин В.М. Специальная психология. -СПб., 2003.

Сорокин В.М. Практикум по специальной психологии. -СПб., 2003

Сыромятников И.В. Психодиагностика: Учебное пособие. –М., 2005

Шаповал И.А. Специальная психология. Учебное пособие. -М., 2005.

Вопросы для самопроверки :

1. Что такое психическая норма?

2. Какие виды норм выделяют в специальной психологии?

3. Что принято понимать под первичным и вторичным дефектами.

4. Что такое сложный дефект?

5. Что такое регресс? Какие виды регресса существуют?

6. Что такое распад психических функций.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 7964 — | 6581 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

5. Социальные нормы.

Во всех подходах ключевым для определения девиантного поведения является понятие социальной нормы, а точнее – совокупности социальных норм. Ведь именно факт неоднократного их нарушения позволяет отнести того или иного подростка к категории «трудных».

В психологии для научного определения понятия «норма» используются различные способы. Наиболее простой и распространенный — негативный подход. В соответствии с ним нормальный (или здоровый) человек тот, у кого отсутствуют аномалии. По справедливому замечанию Б. С. Братуся, «тем самым мы едва лишь очерчиваем границу круга, в котором следует искать специфику нормы, однако на эту специфику никак не указывая».

Позитивный подход, напротив, нацелен на выявление образца с желательными качествами. Для получения эталона (условной группы людей без аномалий) чаще всего применяют методы математической статистики. Статистическая норма выглядит как средний показатель. Это то, что присуще большинству (не менее чем половине) людей в популяции. При этом «усреднение» людей порождает немало казусов и проблем.

Критериальная, норма основана на социально-нормативном критерии. Она существует преимущественно в форме требований (задач) различной степени трудности. Например, «хорошим» гражданином может считаться человек, соблюдающий нормы закона, а «нормальным» работником является тот, кто хорошо справляется с профессионально-квалификационными требованиями. Другой вариант критериально-ориентированных норм — это школьная программа. В соответствии с образовательными стандартами (требованиями к знаниям и умениям) все учащиеся условно делятся на «справляющихся» с ней и «несправляющихся», т.е. неуспевающих.

Наконец, норма может быть идеальной — в виде обобщения положительных качеств выдающихся представителей человечества, обеспечивающих его прогрессивное развитие. Вбирая в себя лучшие черты «замечательных» людей, идеальная норма выступает преимущественно в форме идеалов — вдохновляющих образцов для подражания. Идеалы, несмотря на кажущуюся отдаленность от реальности, играют чрезвычайно важную роль в регуляции поведения человека и жизни общества. Мнение, что позитивные идеалы в наибольшей степени, чем что-либо другое, обеспечивают духовное здоровье личности, уходит корнями в историю человечества.

Идея тесной связи «нормальности» человека с его добродетельностью пронизывает всю человеческую культуру. Эрих Фромм называл добродетелью ответственность человека по отношению к своему существованию, а пороком — безответственность. Цель человеческой жизни, по Э. Фромму, следует понимать как раскрытие всех своих сил в соответствии с законами своей природы.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что нормальность и аномальность каждого человека формально определяются степенью преобладания в его личности того или иного идеального типа. В данном случае термин «идеальный» имеет иное значение и подразумевает один из нескольких вариантов абстрактных типов личности, принятых в науке за ориентиры.

Таким образом, при специальном изучении норма как единый образец поведения для всех людей выглядит как некая абстрактная схема, слабо связанная с многообразием реальной психической жизни и временами доходящая до абсурда. Выдающийся отечественный клиницист П. Б. Ганнушкин называл гармонические натуры по большей части плодом воображения, замечая, что у каждого человека можно найти, например, психопатические черты. Гениальный исследователь человеческой души Ф.М.Достоевский в романе «Идиот» раскрыл всю трагичность и нелепость «идеального человека — князя Мышкина», его несовместимость с реальным миром людей.

Современная психология — это прежде всего наука о личности, поэтому понятие психологической нормы связано с вопросом о нормальности личностного развития. Пожалуй, чаще всего благополучие личности связывается с такой социально-психологической ее характеристикой, как способность адаптироваться к социальной среде. Однако, с точки зрения ряда авторов, например Э. Фромма, адаптация к жизни в обществе не может являться надежным критерием нормы и аномалии личности, так как она может предполагать навязывание человеку чуждых ему ценностей и отказ от своей личности.

Следуя установкам гуманистической психологии, Б. С. Братусь описывает нормальное развитие человека как развитие, которое ведет его к обретению родовой человеческой сущности. Человеческая сущность проявляется в следующих характеристиках: отношении к другому человеку как самоценности, способности к любви и творчеству, целетворящем характере жизнедеятельности, потребности в позитивной свободе (не от чего-то, а для чего-то), способности к свободе волепроявления, внутренней ответственности перед собой и другими, обретении смысла жизни. Развитие с противоположными проявлениями будет аномальным.

Другой подход рассматривает успешное развитие сквозь призму интрапсихических характеристик. Например, К. Юнг описывал нормальную личность с точки зрения интегрированной самости, т. е. личности как целого. Интегрированная самость отличается равновесием между сознательным и бессознательным, адекватностью ценностей личности объективным условиям жизни, согласием с самим собой, самоосуществлением.

В психоанализе нормальное развитие предполагает достижение оптимального равновесия между Я, Оно, Сверх-Я и силами внешнего мира. Психологическое равновесие всегда нестабильно. И все же в норме Я должно быть достаточно сильным, чтобы справляться с требованиями Оно, с жесткостью Сверх-Я, с жизненными фрустрациями и тревогой.

Читайте также:  Черны точки после лазерной коррекции зрения

Мы видим, что возможны самые различные подходы к определению как психологической, так и социальной нормы вообще.

Понятие нормы является исходным для изучения любых девиаций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение — это поведение, отклоняющееся от социальных норм, то последние заслуживают специального рассмотрения.

В целом понятие нормы является достаточно дискуссионным. В переводе с латинского языка «норма» — правило, образец, предписание. Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей.

Функции социальной нормы:

функция контроля— регулировать общий ход социализации

ориентационная функция —интегрировать индивидов в группы, а группы в общество,

регулирующаяфункция— контролировать отклоняющееся поведение

информационная функция— служить образцами, эталонами поведения

Нормы выполняют свои функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

как стандарты поведения (обязанности, правила) или

как ожидания поведения (реакция других людей).

Из всего этого следует, что если индивид соблюдает все нормы, предписанные обществом, то его поведение не является отклоняющимся, если же он не соблюдает какие-либо правила, то поведение данного индивида будет девиантным. Но обычно в обществе не существует людей, которые бы соблюдали абсолютно все нормы.

В любом социальном обществе всегда существуют социальные нормы, принятые в данном обществе, то есть правила, по которым это общество живет. Отклонение или несоблюдение этих норм является социальным отклонением или девиацией. Эта проблема актуальна и сегодня. Девиантное поведение является одной из наиболее важных проблем любого социального общества. Оно всегда было, есть и будет присутствовать в человеческом обществе. И как бы мы не хотели от этого избавиться, всегда будут существовать люди, называемые девиантами, то есть те, которые не могут или не хотят жить по правилам и нормам, принятым в том обществе, в котором они живут.

Однако разные социальные общества отличаются друг от друга степенью социального отклонения, в разных социальных обществах может быть разное количество индивидов попадающих под определение «девианты». Также в разных обществах может быть разная степень самой девиантности, то есть средний уровень отклонения от социальных норм одного общества может отличаться от другого. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов

При всем многообразии проявлений социальные нормы имеют следующие основные свойства:

Данные свойства означают, что норма является исторически выработанным, обобщенным социальным предписанием, обязательным для выполнения со стороны всех людей и в любой ситуации.

Особую трудность представляет такое свойствосоциальной нормы, как ееотносительность и динамичность. История изобилует примерами различных культурных предписаний для одного и того же явления. Так, требования к внешнему облику человека, наиболее ярко выраженные в моде, меняются буквально на наших глазах. Другой яркий пример — радикальные изменения в полоролевом поведении женщин в ряде стран. Установки на сексуальное поведение также изменяются подчас на противоположные. В целом, несмотря на относительность и внутреннюю противоречивость, социальные нормы играют регулятивную роль в жизни любого общества. Они создают нормативно-одобряемое поле деяний, желательных для данного общества в данное время, тем самым ориентируя личность в ее поведении. Они выполняют функцию контроля со стороны общества, служат образцом, информируют, позволяют оценивать поведение, прогнозировать его. Как бы ни относились к ним люди, нормы существуют и непрерывно действуют.

Социальные нормы могут образовываться стихийно (например, в виде традиций) или целенаправленно (например, в форме законов, официальных предписаний или запретов).

Социальные нормымогут иметь разнообразные формы и содержание. Нормы могут быть формализованы — записаны в виде законов, правил, инструкций. Но гораздо чаще они существуют в таких формах общественного сознания, как народные традиции, социальные установки, общественное мнение. Различные виды норм тесно взаимосвязаны.

По сфере регулируемых отношений выделяют следующие основные виды социальных норм:

духовно-нравственные нормы– общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли (традиции, обычаи, образы, заповеди).,

морально-этические нормы– ожидания-предписания определенной социальной группы в отношении ее членов.

правовые— свод законов, предполагающий наказание при их нарушении.

организационно-профессиональные нормы– регулирующие жизнь в учебной или профессиональной среде (должностные инструкции, правила внутреннего распорядка, профессиональные традиции).

эстетические нормы– соответствие принятым в данном обществе в данное время эстетическим идеалам – представлениям о красивом, возвышенном, прекрасном. В современной эстетической теории наряду с положительными категориями выделяют их антиподы — безобразное, низменное, ужасное.

Индивидуальные нормы — связана с признанием ценности каждой личности

Групповые нормы – предполагают образдействия в конкретной группе людей (раса, национальность, группа людей, объединенных единой деятельностью)

Носителями нравственных (духовных) норм выступают сами люди, а также такие социальные институты, как семья, религиозные конфессии, общественные организации. Духовно-нравственные нормы существуют в различных формах. Это прежде всего общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли. Также это народные традиции и обычаи, международные конвенции и декларации.

Мы можем рассмотреть социально-психологические механизмы действия нравственных норм на примере христианства. Человек приобщается к христианским ценностям через Образы — Бога, его сына, святых. Притчи, жизнеописания Христа и святых — достойные образцы для подражания верующих людей.

Другими важными способами воспитания нравственных чувств христианина являются понятия греха и добродетели. Идея греховности (беззакония) человека и необходимости противостоять ей для спасения души и человечества — все это становится темой для размышлений и художественного творчества уже в Средневековье. Знаменитое полотно нидерландского художника Босха (XV в.), изображающее семь смертных грехов в сегментах всевидящего Божьего ока, не потеряло актуальности и по сей день. Эти смертные грехи — чревоугодие, алчность, лень, зависть, гнев, гордыня, похоть. Христианство признает греховными и другие действия, например, такие, как клятвопреступление, осуждение ближнего, гадание и колдовство, пристрастие к курению, пьянство, принятие на себя чужих грехов.

В ряде случаев нравственные нормы сливаются в единое образование с этическими нормами. Морально-этические нормы представляют собой ожидания-предписания определенной социальной группы (реальной или номинальной) в отношении ее членов. Носителями морально-этических норм являются конкретные социальные объединения, их лидеры и руководители. Нормы данного вида обычно текстуально не закреплены. Хотя бывают и исключения, например русский Домострой. Этические нормы могут быть прямым следствием нравственных ценностей, но могут и противоречить им, что имеет место, например, в случаях корпоративной этики или законов асоциальных групп.

Групповые нормы нередко порождают стереотипы и предрассудки, например расовые или этнические. В случае стереотипов мышления представления человека могут быть устаревшими, застывшими или узкими. Стереотипы могут играть положительную роль, например способствуя экономичности мышления. Но гораздо чаще они препятствуют поведению, адекватному конкретной ситуации. Предрассудки и вовсе являются следствием искаженного восприятия, что существенно усугубляется присутствием выраженного аффективного компонента.

Правовые нормы, будучи разновидностью социальных норм, безусловно, более конкретны. Они закреплены в основных документах государства (конституция, уголовный кодекс, гражданский кодекс). Данные нормы регулируются всей государственной системой (законотворческие институты, правительство, правоохранительные органы). Противоправное поведение, по сути, направлено на дестабилизацию порядка — основы социальной жизни, а не только на ущемление интересов отдельного пострадавшего человека. Поэтому данный вид отклоняющегося поведения сегодня рассматривается как один из наиболее опасных для общества.

Политические нормы сформулированы в международных документах и межгосударственных соглашениях и регулируют отношения между странами (народами).

Организационно-профессиональные нормы регулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями.

Как отмечалось выше, в настоящее время можно говорить о появлении нового вида социальной нормы — индивидуальной. Индивидуальная норма, связанная с признанием ценности каждой личности, начинает играть все большую роль в жизни общества, что проявляется в гуманизации общественного сознания в целом.

Социальные установки переживаются человеком как личное отношение к чему-либо, как значение объекта (явления) для данной личности — его личностный смысл. Установки отражают связь между объектом и его оценкой в обществе. Тем самым они формируют готовность человека к определенному виду социального поведения.

В силу различий в ценностях люди существенно отличаются по мотивами стилям поведения. Например, ценности могут быть ориентированы на выживание, следовательно, усилия людей будут направлены наобеспечение физической и материальной безопасности. Другим ориентиром в жизни человека может бытьобщественное мнение, что соответственно порождает стремление принадлежать к группе, подражать или добиваться успеха. Наконец, возможнаориентация на свои внутренние потребности, которая будет стимулировать активность в одной из следующих форм: поиск своих отличий от других людей, экспериментирование, увлечения, творчество, заинтересованность проблемами общества и служение ему.

Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Молодой человек, как правило, хочет соответствовать требованиям общества, но, в силу социальных условий, неумения правильно определить свои социальные роли, незнания способов социальной адаптации, нищенского уровня жизни, он не может этого сделать. Наличие девиантной группы облегчает совершение противоправных и аморальных действий, обеспечивает психологический комфорт за участие в подобных действиях, уменьшает эффективность способов социального контроля.

Мы дали общую характеристику социальных норм. Напомним, что под отклоняющимся понимают поведение, отклоняющееся не от всякой социальной нормы, а только от наиболее важной, невыполнение которой действительно угрожает благополучию человека или общества. Поэтому поведение конкретного человека зачастую трудно оценить с точки зрения его нормативности. Следует также заметить, что хотя социальные нормы и отражают интересы большинства людей, но в ряде случаев они могут использоваться в узких интересах отдельных групп (например, через СМИ), что само по себе отражает внутреннее противоречие между объективной природой социальной нормы и ее субъективностью.

Таким образом, Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), определяющие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать иделать в конкретных ситуациях.

Поведенческая норма (по В.Д. Менделевичу) — это эталон поведения следования личности принятым в данном сообществе в данное время нравственным требованиям.

Социальная норма (по Клейбергу Ю.А.) — это совокупность требований и ожиданий, которую предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции отношений.

Они различаются масштабом.

Первый тип – это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодёжных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах). Они называются «групповыми привычками».

Второй тип – это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Они называются «общими правилами». Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения. Любой социальной группе присущи свои манеры, обычаи и этикет. Есть светский этикет, есть манеры поведения молодёжи. Есть общенациональные традиции и нравы.

Определённая степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетание вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение. Но оно не влечёт за собой жёсткие наказания.

В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря библиотечной книги – пятикратным штрафом. … Социальные нормы выполняют в обществе очень важные функции.

Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные формы человеческой жизнедеятельности и их носителей.

Источники:
  • http://studopedia.ru/17_138629_glava--sotsialnaya-norma-i-sotsialnie-otkloneniya.html
  • http://studopedia.ru/9_149267_tema--ponyatie-normi-vidi-normi-otkloneniya-ot-normi.html
  • http://studfiles.net/preview/5898593/page:5/