Меню Рубрики

Нормам с психологической точки зрения социальная норма поведения

Понятие норма явл исходным для изучения любых девиации, поскольку они всегда явл отклонением от этих норм. Нормы явл тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В переводе с латинского –правило, образец, предписание. В общенаучных дисциплинах – предел и мера допустимого для сохранения и изменения системы. Соц нормы – совокупность требований об ожиданиях, которые предъявляет социальная общность (группы, организации, классы, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений. Соц норма закреплена исторически в конкретном обществе и определяет интервал дозволенного и обязательного в поведении людей. Для соц нормы характерно: объективность, историчность, универсальность, схематичность, безусловность, т.к норма является исторически выработанным и обобщенным предписанием обязательным для выполнения со стороны всех людей и в любой ситуации. Особую трудность представляет такое свойство как относительность и динамичность. В целом соц нормы создают нормативно одобряемое поле деяний, желательных для данного общества и в данное время, тем самым ориентируя личность в ее поведении. По сфере регулирования отношений выделяют: духовно-нравственные (носители-сами люди, соц институты семьи и религиозные конфессии. Вкл: общечеловеческие ценности – народняе традиции, обычаи), морально-этические (ожидания, предписанные определенной соц. группой в отношении ее членов. Носители – конкретн соц объединения, их лидеры и руководители. Чаще всего текстуально не закреплены), правовые (закреплены в документах, более конкретны), политические (сформированны в основных международных документах, регулируют отношения между государствами и странами), организационно-профессиональные (регулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка и профессиональными традициями), индивидуальные (признание ценностей каждой личности). Соц нормы интериоризируются во внутренний мир личности начиная с ранних этапов развития реб-ка в семье. Присутствуют в индивидуальном сознании в форме социально-психологических установок. Соц отклонение – нарушение соц норм, которое характеризуется определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью. Признаки: историческая детерминированность, негативные последствия для общества, относительная массовость и относительно устойчивый хар-р во времени. Соц отклонение количественно и качественно характеризуется уровнем, структурой и динамикой. Уровень (коэффициент) определяется как количество официально зарегистрированных проявлений данного отклонений относительно численности населения. Структура отражает соотношение отдельных подвидов внутри явления. Динамика –показатель изменения уровня и структуры всего массива изучаемых явлений за определенное время. Девиантное поведение— отклоняющееся – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным соц нормам. Дп и личность его проявляющая вызывает негативную оценку(осуждение, соц санкции, в тч уголовное наказание) со стороны др людей. Дп наносит реальный ущерб личности или окружающим. Оно характеризуется стойкой повторяемостью, однако оценивается исходя из критерия степени опасности для жизни человека. Дп согласуется с общей направленностью личности. Всегда рассматривается в пределах медицинской нормы. Сопровождается различными проявлениями соц дезадаптации. Дп имеет выраженное индивидуальное и половозрастное своеобразие. Термин не может применятся к детям младше 9 лет.

Критерии определения понятия «отклоняющегося поведения»

Определение понятий «нормальное»/«аномальное» поведение затруднено, а границы между ними весьма размыты.При этом под нормальным поведением, Как правило, понимают нормативно-одобряемое поведение, несвязанное С болезненным расстройством, к тому же характерное для большинства людей. Аналогично этому, анормальное поведение можно разделить на: нормативно-неодобряемое, патологическое, нестандартное.В строгом смысле «нормальным» считается все, что соответствует принятой в данной науке в данное время норме-эталону.Статистический критерий (метод),который позволяет определить норму для Любого явления с помощью подсчета частоты, с которой оно Встречается в популяции. С точки зрения математической статистики нормально все то, что встречается часто, т.е. не реже чем в 50%случаев.Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни.Психопатологический критерий используется в медицине. Существует соблазн его применения к отклоняющемуся поведению личности и в других сферах . можно разделить на две группы :нормальные и Патологические в значении «здоровье—болезнь».социально-нормативный, критерий имеет чрезвычайно важное значение в различных областях общественной жизни.В соответствии с социально-нормативным критерием поведение, соответствующее требованиям общества в данное время, воспринимается как нормальное и одобряется. Отклоняющееся поведение, напротив, противоречит основным общественным установкам и ценностям.Соответственно, дезадаптация —это состояние Сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также Реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.Последний, индивидуально-психологический, критерий отражает всевозрастающую ценность каждой личности, ее индивидуальности.Самопознание и самобытие личности. В связи с этим основополагающими качествами

Личности в нашу эпоху можно назвать: ее внутреннюю позицию по Отношению к внешнему миру и себе, способность принимать решения и делать выбор, а также личную ответственность за собственное поведение.

5. Социальная норма как исторически сложившаяся в обществе мера допустимого поведения

Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен.

В переводе с латинского языка «норма» — правило, образец. В естественных и общественных науках норма понимается как предел , мера допустимого для сохранения и изменения систем . Социальные нормы являются одним их видов существующих норм (наряду с техническими , биологическими , эстетическими). Социальная норма — совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений. Социальная норма закрепляет исторически сложившийся в конкретном обществе интервал дозволенного или обязательного поведения людей , а также социальных групп и организаций . При всем многообразии проявлений социальные нормы имеютследующие о с н о в н ы е с в о й с т в а : объективность, историчность, универсальность, схематичность, безусловность. Данные свойства означают, что норма является исторически выработанным,обобщенным социальным предписанием , обязательным для выполнения со стороны всех людей и в любой ситуации. В целом, несмотря на относительность и внутреннюю противоречивость, социальные нормы играют неоценимую регулятивнуюроль в жизни любого общества. Они создают нормативно-одобряемое поле деяний, желательных для данного общества в данное время, тем самым ориентируя личность в ее поведении. Они выполняют функцию контроля со стороны общества, служат образцом,информируют, позволяют оценивать поведение, прогнозировать его.

6. Противоречия социально-экономического и политического развития как источник социальных отклонений и девиантного поведения.

10. Биологические предпосылки формирования отклонений в поведении. Роль биологического в формировании личности.Биологические предпосылки девиаций включают: 1-наследственно-генетические особенности. 2-врожденные свойства индивида (приобретенные в течение внутриутробного развития и родов). 3–импринтинг(запечатление). Чезаре Ломброзо. Связал преступное поведение человека с его анатомическим строением. 37 характеристик врожденного преступного типа, среди них: выдающаяся нижняя челюсть , сплющенный нос,редкая бородка. Лоренс Конрад. Агрессия – врожденный инстинкт борьбы за существование. У людей, в отличие от животных, широко распространено насилие в отношении своего собственного вида. Чарльз Пирс. Лишняя Y-хромосома у мужчины определяет предрасположенность к криминальному поведению. Айзенк. Экстраверты более склонны к преступлениям, чем интроверты (наследственный фактор).

11. Социальные факторы формирования отклонений в поведенииСоциальные девиации подчиняются соц. закономерностям, зависят от времени и общества.Их сложно прогнозировать и в ряде случаев ими можно управлять. Наиболее известными представителями данного направления являются: Эмиль Дюркгейм – Концепция аномии: Термин аномия (фр.) – отсутствие закона организации.Такое состояние соц. дезорганизации, т.е. соц. вакуум, когда старые нормы и ценности не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.(пр: количество самоубийств зависит не столько от внутренних свойств индивида, сколько от внешних причин). Он пытался придать соц. отклонениям нормальность. В.Парето, Л.Козер, Р.Мертон.ДП – результат несогласованности между опр. культурой, устремлениями и соц. структурой, задающими средства их удовлетворения. (пр: В Американской культуре доминирует идея благосостояния, которая определяет высокую значимость успеха, но не все имеют одинаковые условия для достижения успеха). В качестве путей адаптации могут выступать: -конформизм, -инновация, -ритуализм, -ретрюм (пассивный уход от выполнения соц. норм), -мятеж (активный бунт).Конфликт между целями и средствами их достижения может привести к напряжению, фрустрации и поиску незаконных способов адаптации.Р.Клацфд, Л.Оулин.Личность, с раннего детства помещенная в девиантную субкультуру (криминал, конфликтная среда и т.д.), с большей вероятностью будет проявлять формы ДП. В качестве фактора возникновения ДП можно рассматривать влияние современных субкультур: -аристократическая элита, -хиппи,-металлисты, -скинхеды, -реперы, и т.д. Э.Леммерт, Г.Беккер – теория стигматизации (наклеивания ярлыков).Девиации – следствие того, что само общество (вернее – соц. группа) наклеивает на личность соответствующие ярлыки путем соотнесения действий конкретного человека с абстрактными правилами (первичная девиантность). Постепенно формируется репутация, которая вынуждает индивида придерживаться девиантной роли (вторичная девиантность).

Понятие «социальная норма» • Нормы в психологии • Виды социальных норм и механизмы их функционирования • Соци­альные отклонения

Понятие «социальная норма»

Понятие нормы является исходным для изучения любых девиа­ций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение — это поведение, отклоняющееся от социальных норм, то послед­ние заслуживают специального рассмотрения.

Одним из основных условий существования любой системы выступает ее способность поддерживать состояние некоего равно­весия.

История человечества приводит убедительные примеры того, что беспорядок неизбежно переходит в разрушение, и, напротив, стремление к упорядочиванию и согласованию может быть гаран­тией существования общества и жизни вообще. Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в со­стоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В обществе одновременно сосуществуют различные нормативные субкультуры — от научных до криминальных.

В целом понятие нормы является достаточно дискуссионным. В переводе с латинского языка «норма»правило, образец, пред­писание. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения сис­тем. Социальные нормы являются одним их видов существующих норм (наряду с техническими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия лю­дей. Социальная норма — совокупность требований и ожиданий, ко­торые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отно­шений [7, с. 29].

Социальная норма закрепляет исторически сложившийся в кон­кретном обществе интервал дозволенного или обязательного по­ведения людей, а также социальных групп и организаций. В отли­чие от естественно-научной социальная норма может соответство­вать и не соответствовать объективным законам развития. В послед­нем случае аномальна сама норма (как, например, законы тотали­тарного общества) и нормальны отклонения от нее. Вследствие этого социальные отклонения могут быть не только негативными, нарушающими функционирование системы, но и позитивными,

стимулирующими ее прогрессивное развитие, например в форме научного и художественного творчества.

При всем многообразии проявлений социальные нормы имеют следующие основные свойства: объективность, историч­ность, универсальность, схематичность, безусловность. Данные свой­ства означают, что норма является исторически выработанным, обобщенным социальным предписанием, обязательным для вы­полнения со стороны всех людей и в любой ситуации.

Особую трудность представляет такое свойство социальной нор­мы, как ее относительность и динамичность. История изобилует примерами различных культурных предписаний для одного и того же явления. Так, требования к внешнему облику человека, наиболее ярко выраженные в моде, меняются буквально на наших глазах. Другой яркий пример — радикальные изменения в полоролевом поведении женщин в ряде стран. Установки на сексуальное поведе­ние также изменяются подчас на противоположные. Например, в истории европейских государств мы можем проследить следующие метаморфозы: от полигамии и оргазстической культуры Древнего мира — через жесткие запреты Нового времени — к сексуальной революции последних десятилетий, вплоть до полной свободы в интимных отношениях и узаконивания гомосексуальных браков.

Читайте также:  Александр невский с исторической точки зрения

Перечисленные свойства социальных норм нередко порождают в индивидуальном сознании негативные чувства — от простого непонимания до открытого протеста. Конфликт между интересами личности и репрессивной природой норм несколько сглаживается процессами гуманизации. В современных развитых государствах от­мечается тенденция усиления лояльности общества к проявлени­ям индивидуальности.

В целом, несмотря на относительность и внутреннюю противо­речивость, социальные нормы играют неоценимую регулятивную роль в жизни любого общества. Они создают нормативно-одобряе­мое поле деяний, желательных для данного общества в данное вре­мя, тем самым ориентируя личность в ее поведении. Они выполня­ют функцию контроля со стороны общества, служат образцом, информируют, позволяют оценивать поведение, прогнозировать его. Как бы ни относились к ним люди, нормы существуют и непре­рывно действуют.

Нормы в психологии

Социальные нормы могут образовываться стихийно (например, ввиде традиций) или целенаправленно (например, в форме зако­нов, официальных предписаний или запретов). Существует еще один путь — научного определения нормы.

В психологии для научного определения понятия «норма» ис­пользуются различные способы. Наиболее простой и распростра-

ненный — негативный подход. В соответствии с ним нор­мальный (или здоровый) человек тот, у кого отсутствуют анома­лии. По справедливому замечанию Б. С. Братуся, «тем самым мы едва лишь очерчиваем границу круга, в котором следует искать специфику нормы, однако на эту специфику никак не указывая» [3,с. 10].

Позитивный подход, напротив, нацелен на выявление образца с желательными качествами. Для получения эталона (ус­ловной группы людей без аномалий) чаще всего применяют мето­ды математической статистики. Статистическая норма выглядит как средний показатель. Это то, что присуще большинству (не ме­нее чем половине) людей в популяции. При этом «усреднение» людей порождает немало казусов и проблем. Обыгрывая эту про­блему, Ч.Ломброзо (не без доли черного юмора) описывал «нор­мального человека» как индивида, «обладающего хорошим аппе­титом, порядочного работника, эгоиста, рутинера, как терпели­вое, уважающее всякую власть домашнее животное» [3, с. 8].

Другая, критериальная, норма основана на социально-норма­тивном критерии. Она существует преимущественно в форме тре­бований (задач) различной степени трудности. Например, «хоро­шим» гражданином может считаться человек, соблюдающий нор­мы закона, а «нормальным» работником является тот, кто хорошо справляется с профессионально-квалификационными требовани­ями. Другой вариант критериально-ориентированных норм — это школьная программа. В соответствии с образовательными стандар­тами (требованиями к знаниям и умениям) все учащиеся условно делятся на «справляющихся» с ней и «несправляющихся», т.е. не­успевающих.

Наконец, норма может быть идеальной — в виде обобщения положительных качеств выдающихся представителей человечества, обеспечивающих его прогрессивное развитие. Вбирая в себя луч­шие черты «замечательных» людей, идеальная норма выступает преимущественно в форме идеалов — вдохновляющих образцов для подражания. Идеалы, несмотря на кажущуюся отдаленность от реальности, играют чрезвычайно важную роль в регуляции пове­дения человека и жизни общества. Мнение, что позитивные идеа­лы в наибольшей степени, чем что-либо другое, обеспечивают духовное здоровье личности, уходит корнями в историю челове­чества.

Еще выдающийся мыслитель античности Платон (427—347 гг. до Р.Х.) утверждал, что люди живут в мире идей, которые управ­ляют их поведением. Идеи воплощают в себе неизменную сущность всех вещей. Идеи одновременно являются идеалами. В каждом че­ловеке заложено страстное стремление (эрос) к постижению идей. Наивысшая идея — идея блага — отражает взаимосвязь других идей. В этике Платон исходит из того, что только деятельная, руководи-

мая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, т.е. добро­детели. Добродетель представляет собой порядок и гармонию души. Платон различал четыре основные добродетели: мудрость, муже­ство (смелость), благоразумие (самообладание) и справедливость. Он подчеркивал, что не все люди способны достичь знания, т. е. добродетели, тогда их нужно направлять. В целом же идеалы, по Платону, — абсолютный и общезначимый фундамент норм [23].

Идея тесной связи «нормальности» человека с его добродетель­ностью пронизывает всю человеческую культуру. Эрих Фромм на­зывал добродетелью ответственность человека по отношению к сво­ему существованию, а пороком — безответственность. Цель челове­ческой жизни, по Э. Фромму, следует понимать как раскрытие всех своих сил в соответствии с законами своей природы [19, 20].

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что нормаль­ность и аномальность каждого человека формально определяются степенью преобладания в его личности того или иного идеального типа [21]. В данном случае термин «идеальный» имеет иное значе­ние и подразумевает один из нескольких вариантов абстрактных типов личности, принятых в науке за ориентиры.

Таким образом, при специальном изучении норма как единый образец поведения для всех людей выглядит как некая абстрактная схема, слабо связанная с многообразием реальной психической жизни и временами доходящая до абсурда. Выдающийся отечествен­ный клиницист П. Б. Ганнушкин называл гармонические натуры по большей части плодом воображения, замечая, что у каждого человека можно найти, например, психопатические черты [4]. Ге­ниальный исследователь человеческой души Ф.М.Достоевский в романе «Идиот» раскрыл всю трагичность и нелепость «идеально­го человека — князя Мышкина», его несовместимость с реальным миром людей.

Современная психология — это прежде всего наука о лично­сти, поэтому понятие психологической нормы связано с вопро­сом о нормальности личностного развития. Пожалуй, чаще всего благополучие личности связывается с такой социально-психоло­гической ее характеристикой, как способность адаптироваться к социальной среде. Однако, с точки зрения ряда авторов, например Э. Фромма, адаптация к жизни в обществе не может являться на­дежным критерием нормы и аномалии личности, так как она мо­жет предполагать навязывание человеку чуждых ему ценностей и отказ от своей личности [19, с. 122].

В свою очередь В. Франкл основными признаками личностного здоровья называл духовность, свободу и ответственность. При этом «чем более специфичен человек, тем менее он соответствует нор­ме — как в смысле средней, так и идеальной. Неповторимость че­ловеческой личности обнаруживает свой внутренний смысл в той роли, которую она играет в целостном сообществе» [18, с. 197].

Благодаря вкладу гуманистической психологии, наши представ­ления о развитии личности вышли за границы процесса социаль­ной адаптации. Они существенно пополнились таким важным про­цессом, как индивидуация. Последняя включает познание, приня­тие, развитие и реализацию своей индивидуальности. По теории К. Роджерса у здоровой личности доминирует установка на процесс самоактуализации — актуализации врожденного стремления чело­века к росту и развитию своей личности в соответствии с тем, какой она является по своей природе и возможностям [15].

Следуя установкам гуманистической психологии, Б. С. Братусь описывает нормальное развитие человека как развитие, которое ведет его к обретению родовой человеческой сущности. Человеческая сущность проявляется в следующих характеристиках: отношении к другому человеку как самоценности, способности к любви и твор­честву, целетворящем характере жизнедеятельности, потребности в позитивной свободе (не от чего-то, а для чего-то), способности к свободе волепроявления, внутренней ответственности перед со­бой и другими, обретении смысла жизни. Развитие с противопо­ложными проявлениями будет аномальным [3].

Другой подход рассматривает успешное развитие сквозь призму интрапсихическиххарактеристик. Например, К. Юнг описывал нор­мальную личность с точки зрения интегрированной самости, т. е. личности как целого. Интегрированная самость отличается равно­весием между сознательным и бессознательным, адекватностью ценностей личности объективным условиям жизни, согласием с самим собой, самоосуществлением [22].

В психоанализе нормальное развитие предполагает достижение оптимального равновесия между Я, Оно, Сверх-Я и силами внеш­него мира. Психологическое равновесие всегда нестабильно. И все же в норме Я должно быть достаточно сильным, чтобы справлять­ся с требованиями Оно, с жесткостью Сверх-Я, с жизненными фрустрациями и тревогой [21].

Мы видим, что возможны самые различные подходы к опреде­лению как психологической, так и социальной нормы вообще.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Глава 2 СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ НОРМА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ

Понятие «социальная норма» Нормы в психологии • Виды социальных норм и механизмы их функционирования • Социальные отклонения

Понятие «социальная норма»

Понятие нормы является исходным для изучения любых девиаций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение — это поведение, отклоняющееся от социальных норм, то последние заслуживают специального рассмотрения.

Одним из основных условий существования любой системы выступает ее способность поддерживать состояние некоего равновесия.

История человечества приводит убедительные примеры того, что беспорядок неизбежно переходит в разрушение, и, напротив, стремление к упорядочиванию и согласованию может быть гарантией существования общества и жизни вообще. Нормы являются тем механизмом, который удерживает общественную систему в состоянии жизнеспособного равновесия в условиях неизбежных перемен. В обществе одновременно сосуществуют различные нормативные субкультуры — от научных до криминальных.

В целом понятие нормы является достаточно дискуссионным. В переводе с латинского языка «норма» — правило, образец, предписание. В естественных и общественных науках норма понимается как предел, мера допустимого для сохранения и изменения систем. Социальные нормы являются одним их видов существующих норм (наряду с техническими, биологическими, эстетическими, медицинскими и др.). Специфической особенностью социальных норм является то, что они регулируют сферу взаимодействия людей. Социальная норма — совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений [7,с. 29].

Социальная норма закрепляет исторически сложившийся в конкретном обществе интервал дозволенного или обязательного поведения людей, а также социальных групп и организаций. В отличие от естественно-научной социальная норма может соответствовать и не соответствовать объективным законам развития. В последнем случае аномальна сама норма (как, например, законы тоталитарного общества) и нормальны отклонения от нее. Вследствие этого социальные отклонения могут быть не только негативными, нарушающими функционирование системы, но и позитивными, стимулирующими ее прогрессивное развитие, например в форме научного и художественного творчества.

При всем многообразии проявлений социальные нормы имеют следующие основные свойства: объективность, историчность, универсальность, схематичность, безусловность. Данные свойства означают, что норма является исторически выработанным, обобщенным социальным предписанием, обязательным для выполнения со стороны всех людей и в любой ситуации.

Особую трудность представляет такое свойство социальной нормы, как ее относительность и динамичность. История изобилует примерами различных культурных предписаний для одного и того же явления. Так, требования к внешнему облику человека, наиболее ярко выраженные в моде, меняются буквально на наших глазах. Другой яркий пример — радикальные изменения в полоролевом поведении женщин в ряде стран. Установки на сексуальное поведение также изменяются подчас на противоположные. Например, в истории европейских государств мы можем проследить следующие метаморфозы: от полигамии и оргазстической культуры Древнего мира — через жесткие запреты Нового времени — к сексуальной революции последних десятилетий, вплоть до полной свободы в интимных отношениях и узаконивания гомосексуальных браков.

Перечисленные свойства социальных норм нередко порождают в индивидуальном сознании негативные чувства — от простого непонимания до открытого протеста. Конфликт между интересами личности и репрессивной природой норм несколько сглаживается процессами гуманизации. В современных развитых государствах отмечается тенденция усиления лояльности общества к проявлениям индивидуальности.

В целом, несмотря на относительность и внутреннюю противоречивость, социальные нормы играют неоценимую регулятивную роль в жизни любого общества. Они создают нормативно-одобряемое поле деяний, желательных для данного общества в данное время, тем самым ориентируя личность в ее поведении. Они выполняют функцию контроля со стороны общества, служат образцом, информируют, позволяют оценивать поведение, прогнозировать его. Как бы ни относились к ним люди, нормы существуют и непрерывно действуют.

Читайте также:  Может ли спустя год после коррекции зрения ухудшиться зрение

Нормы в психологии

Социальные нормы могут образовываться стихийно (например, в виде традиций) или целенаправленно (например, в форме законов, официальных предписаний или запретов). Существует еще один путь — научного определения нормы.

В психологии для научного определения понятия «норма» используются различные способы. Наиболее простой и распространенный — негативный подход. В соответствии с ним нормальный (или здоровый) человек тот, у кого отсутствуют аномалии. По справедливому замечанию Б. С. Братуся, «тем самым мы едва лишь очерчиваем границу круга, в котором следует искать специфику нормы, однако на эту специфику никак не указывая» [3,с. 10].

Позитивный подход, напротив, нацелен на выявление образца с желательными качествами. Для получения эталона (условной группы людей без аномалий) чаще всего применяют методы математической статистики. Статистическая норма выглядит как средний показатель. Это то, что присуще большинству (не менее чем половине) людей в популяции. При этом «усреднение» людей порождает немало казусов и проблем. Обыгрывая эту проблему, Ч. Ломброзо (не без доли черного юмора) описывал «нормального человека» как индивида, «обладающего хорошим аппетитом, порядочного работника, эгоиста, рутинера, как терпеливое, уважающее всякую власть домашнее животное» [3, с. 8].

Другая, критериальная, норма основана на социально-нормативном критерии. Она существует преимущественно в форме требований (задач) различной степени трудности. Например, «хорошим» гражданином может считаться человек, соблюдающий нормы закона, а «нормальным» работником является тот, кто хорошо справляется с профессионально-квалификационными требованиями. Другой вариант критериально-ориентированных норм — это школьная программа. В соответствии с образовательными стандартами (требованиями к знаниям и умениям) все учащиеся условно делятся на «справляющихся» с ней и «несправляющихся», т. е. неуспевающих.

Наконец, норма может быть идеальной — в виде обобщения положительных качеств выдающихся представителей человечества, обеспечивающих его прогрессивное развитие. Вбирая в себя лучшие черты «замечательных» людей, идеальная норма выступает преимущественно в форме идеалов — вдохновляющих образцов для подражания. Идеалы, несмотря на кажущуюся отдаленность от реальности, играют чрезвычайно важную роль в регуляции поведения человека и жизни общества. Мнение, что позитивные идеалы в наибольшей степени, чем что-либо другое, обеспечивают духовное здоровье личности, уходит корнями в историю человечества.

Еще выдающийся мыслитель античности Платон (427–347 гг. до Р.Х.) утверждал, что люди живут в мире идей, которые управляют их поведением. Идеи воплощают в себе неизменную сущность всех вещей. Идеи одновременно являются идеалами. В каждом человеке заложено страстное стремление (эрос) к постижению идей. Наивысшая идея — идея блага — отражает взаимосвязь других идей. В этике Платон исходит из того, что только деятельная, руководимая идеями жизнь осуществляет идею нравственности, т. е. добродетели. Добродетель представляет собой порядок и гармонию души. Платон различал четыре основные добродетели: мудрость, мужество (смелость), благоразумие (самообладание) и справедливость. Он подчеркивал, что не все люди способны достичь знания, т. е. добродетели, тогда их нужно направлять. В целом же идеалы, по Платону, — абсолютный и общезначимый фундамент норм [23].

Идея тесной связи «нормальности» человека с его добродетельностью пронизывает всю человеческую культуру. Эрих Фромм называл добродетелью ответственность человека по отношению к своему существованию, а пороком — безответственность. Цель человеческой жизни, по Э. Фромму, следует понимать как раскрытие всех своих сил в соответствии с законами своей природы [19, 20].

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что нормальность и аномальность каждого человека формально определяются степенью преобладания в его личности того или иного идеального типа [21]. В данном случае термин «идеальный» имеет иное значение и подразумевает один из нескольких вариантов абстрактных типов личности, принятых в науке за ориентиры.

Таким образом, при специальном изучении норма как единый образец поведения для всех людей выглядит как некая абстрактная схема, слабо связанная с многообразием реальной психической жизни и временами доходящая до абсурда. Выдающийся отечественный исследователь П. Б. Ганнушкин называл гармонические натуры по большей части плодом воображения, замечая, что у каждого человека можно найти, например, психопатические черты [4]. Гениальный исследователь человеческой души Ф. М.Достоевский в романе «Идиот» раскрыл всю трагичность и нелепость «идеального человека — князя Мышкина», его несовместимость с реальным миром людей.

Современная психология — это прежде всего наука о личности, поэтому понятие психологической нормы связано с вопросом о нормальности личностного развития. Пожалуй, чаще всего благополучие личности связывается с такой социально-психологической ее характеристикой, как способность адаптироваться к социальной среде. Однако, с точки зрения ряда авторов, например Э. Фромма, адаптация к жизни в обществе не может являться надежным критерием нормы и аномалии личности, так как она может предполагать навязывание человеку чуждых ему ценностей и отказ от своей личности [19, с. 122].

В свою очередь В. Франкл основными признаками личностного здоровья называл духовность, свободу и ответственность. При этом «чем более специфичен человек, тем менее он соответствует норме — как в смысле средней, так и идеальной. Неповторимость человеческой личности обнаруживает свой внутренний смысл в той роли, которую она играет в целостном сообществе» [18, с. 197].

Благодаря вкладу гуманистической психологии, наши представления о развитии личности вышли за границы процесса социальной адаптации. Они существенно пополнились таким важным процессом, как индивидуация. Последняя включает познание, принятие, развитие и реализацию своей индивидуальности. По теории К. Роджерса у здоровой личности доминирует установка на процесс самоактуализации — актуализации врожденного стремления человека к росту и развитию своей личности в соответствии с тем, какой она является по своей природе и возможностям [15].

Следуя установкам гуманистической психологии, Б.С.Братусь описывает нормальное развитие человека как развитие, которое ведет его к обретению родовой человеческой сущности. Человеческая сущность проявляется в следующих характеристиках: отношении к другому человеку как самоценности, способности к любви и творчеству, целетворящем характере жизнедеятельности, потребности в позитивной свободе (не от чего-то, а для чего-то), способности к свободе волепроявления, внутренней ответственности перед собой и другими, обретении смысла жизни. Развитие с противоположными проявлениями будет аномальным [3].

Другой подход рассматривает успешное развитие сквозь призму интрапсихических характеристик. Например, К. Юнг описывал нормальную личность с точки зрения интегрированной самости, т. е. личности как целого. Интегрированная самость отличается равновесием между сознательным и бессознательным, адекватностью ценностей личности объективным условиям жизни, согласием с самим собой, самоосуществлением [22].

В психоанализе нормальное развитие предполагает достижение оптимального равновесия между Я, Оно, Сверх-Я и силами внешнего мира. Психологическое равновесие всегда нестабильно. И все же в норме Я должно быть достаточно сильным, чтобы справляться с требованиями Оно, с жесткостью Сверх-Я, с жизненными фрустрациями и тревогой [21].

Мы видим, что возможны самые различные подходы к определению как психологической, так и социальной нормы вообще.

Виды социальных норм и механизмы их регулирования

Социальные нормы могут иметь разнообразные формы и содержание. Нормы могут быть формализованы — записаны в виде законов, правил, инструкций. Но гораздо чаще они существуют в таких формах общественного сознания, как народные традиции, социальные установки, общественное мнение. Различные виды норм тесно взаимосвязаны.

По сфере регулируемых отношений выделяют следующие основные группы социальных норм: духовно-нравственные, морально-этические, правовые, политические, организационно-профессиональные.

Носителями нравственных (духовных) норм выступают сами люди, а также такие социальные институты, как семья, религиозные конфессии, общественные организации. Духовно-нравственные нормы существуют в различных формах. Это прежде всего общечеловеческие ценности, представленные в мировых религиях, художественной культуре и научной мысли. Также это народные традиции и обычаи, международные конвенции и декларации.

Мы можем рассмотреть социально-психологические механизмы действия нравственных норм на примере христианства. Человек приобщается к христианским ценностям через Образы — Бога, его сына, святых. Притчи, жизнеописания Христа и святых — достойные образцы для подражания верующих людей.

Другими важными способами воспитания нравственных чувств христианина являются понятия греха и добродетели. Идея греховности (беззакония) человека и необходимости противостоять ей для спасения души и человечества — все это становится темой для размышлений и художественного творчества уже в Средневековье. Знаменитое полотно нидерландского художника Босха (XV в.), изображающее семь смертных грехов в сегментах всевидящего Божьего ока, не потеряло актуальности и по сей день. Эти смертные грехи — чревоугодие, алчность, лень, зависть, гнев, гордыня, похоть. Христианство признает греховными и другие действия, например, такие, как клятвопреступление, осуждение ближнего, гадание и колдовство, пристрастие к курению, пьянство, принятие на себя чужих грехов.

Добродетель, напротив, определяется верой и следованием Божьим законам. Библейские заповеди не только раскрывают Божьи законы, но и являются прямыми предписаниями для поведения христиан. Поздний вариант Ветхозаветного декалога содержит 10 заповедей, ставших основой нравственного сознания миллионов людей. Эти заповеди: поклоняйся одному Богу; не сотвори себе кумира; не произноси имени Бога напрасно; соблюдай день субботний; почитай отца и мать; не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не произноси ложного свидетельства; не желай жены ближнего своего, ни дома его, ни поля [2, Исход, Гл. 20]. В Нагорной проповеди Иисус, обращаясь к ветхозаветным заповедям, наставляет людей ради их спасения: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас… Будьте совершенны, как совершенен отец ваш Небесный» [2, Евангелие от Матфея, Гл. 5].

Библейские заповеди стали частью культуры человеческих взаимоотношений в широком смысле. Следует заметить, что современные представления о духовности человека выходят за рамки религиозного сознания, хотя и не исключают последнего.

Духовность в целом скорее связывается со способностью человека жить в соответствии с общечеловеческими ценностями: осмысленности существования; любви к себе и ближнему; оказания помощи людям; сотрудничества, созидания, самореализации в деятельности; содействия прогрессу.

В ряде случаев нравственные нормы сливаются в единое образование с этическими нормами. Морально-этические нормы представляют собой ожидания-предписания определенной социальной группы (реальной или номинальной) в отношении ее членов. Носителями морально-этических норм являются конкретные социальные объединения, их лидеры и руководители. Нормы данного вида обычно текстуально не закреплены. Хотя бывают и исключения, например русский Домострой. Этические нормы могут быть прямым следствием нравственных ценностей, но могут и противоречить им, что имеет место, например, в случаях корпоративной этики или законов асоциальных групп.

Групповые нормы нередко порождают стереотипы и предрассудки, например расовые или этнические. В случае стереотипов мышления представления человека могут быть устаревшими, застывшими или узкими. Стереотипы могут играть положительную роль, например способствуя экономичности мышления. Но гораздо чаще они препятствуют поведению, адекватному конкретной ситуации. Предрассудки и вовсе являются следствием искаженного восприятия, что существенно усугубляется присутствием выраженного аффективного компонента.

Правовые нормы, будучи разновидностью социальных норм, безусловно, более конкретны. Они закреплены в основных документах государства (конституция, уголовный кодекс, гражданский кодекс). Данные нормы регулируются всей государственной системой (законотворческие институты, правительство, правоохранительные органы). Противоправное поведение, по сути, направлено на дестабилизацию порядка — основы социальной жизни, а не только на ущемление интересов отдельного пострадавшего человека. Поэтому данный вид отклоняющегося поведения сегодня рассматривается как один из наиболее опасных для общества.

Политические нормы сформулированы в международных документах и межгосударственных соглашениях и регулируют отношения между странами (народами).

Читайте также:  Схема предприятия с точки зрения подчинения

Организационно-профессиональные нормы регулируются должностными инструкциями, правилами внутреннего распорядка, профессиональными традициями.

Как отмечалось выше, в настоящее время можно говорить о появлении нового вида социальной нормы — индивидуальной. Индивидуальная норма, связанная с признанием ценности каждой личности, начинает играть все большую роль в жизни общества, что проявляется в гуманизации общественного сознания в целом.

Сегодня в ряде культур права личности, ее самоценность уравнены с общественными интересами.

Для психологии особенно важен вопрос о механизмах воздействия социальных норм на личность. Будучи социальными феноменами, социальные нормы интериоризируются во внутренний мир личности в течение всей жизни. Особенно интенсивно это происходит на ранних этапах развития ребенка в семье. В рамках глубинной психологии специально выделяется такая индивидуальная подструктура, как супер-Эго, содержащая множество внутренних предписаний, требований и ограничений.

В соответствии с общими психологическими представлениями нормы присутствуют в индивидуальном сознании в форме социально-психологических установок. Установка как «готовность, предрасположенность субъекта воспринимать или действовать определенным образом» [13, с. 419] имеет различные формы. Термин «социальная установка» («аттитюд» — в английском звучании) был введен У. Томасом и Ф. Знанецки в 20-е гг. прошлого столетия. Позднее М.Смит конкретизировал структуру аттитюд а, выделив три известных компонента:

когнитивный (представление, знание об объекте или явлении);

аффективный (эмоционально-оценочное отношение к объекту);

конативный или поведенческий (готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту) [16].

Социальные установки переживаются человеком как личное отношение к чему-либо, как значение объекта (явления) для данной личности — его личностный смысл. Установки отражают связь между объектом и его оценкой. Тем самым они формируют готовность человека к определенному виду социального поведения.

В диспозиционной концепции регуляции социального поведения В. А. Ядова [24] выделяются 4 уровня диспозиций (социальных установок):

1) простейшие ситуативные поведенческие установки;

2) социальные установки, действующие на уровне малых групп и в привычных ситуациях;

3) диспозиции, в которых фиксируется общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности;

4) система высших ценностных ориентации личности, регулирующих целостность ее социального поведения и деятельности.

На личностном уровне образуется субъективная иерархия социальных установок в соответствии с психологической значимостью объектов для конкретного человека. Личностный смысл может не совпадать с социальным значением. Например, для одного человека смыслом жизни и высшей ценностью является создание семьи и воспитание детей, а для другого главное — карьера. По концепции В. А. Ядова, такие диспозиции по критерию общественной значимости объектов относятся ко второму и третьему уровням, а по субъективным личностным критериям они оказываются высшими по своему значению для индивида [24].

В силу различий в ценностях люди существенно отличаются по мотивам и стилям поведения. Например, ценности могут быть ориентированы на выживание, следовательно, усилия людей будут направлены на обеспечение физической и материальной безопасности. Другим ориентиром в жизни человека может быть общественное мнение, что соответственно порождает стремление принадлежать к группе, подражать или добиваться успеха. Наконец, возможна ориентация на свои внутренние потребности, которая будет стимулировать активность в одной из следующих форм: поиск своих отличий от других людей, экспериментирование, увлечения, творчество, заинтересованность проблемами общества и служение ему.

Таким образом, социальные нормы создают установки личности, которые, в свою очередь, формируют диспозиционное поведение.

Мы дали общую характеристику социальных норм. Напомним, что под отклоняющимся понимают поведение, отклоняющееся не от всякой социальной нормы, а только от наиболее важной, невыполнение которой действительно угрожает благополучию человека или общества. Поэтому поведение конкретного человека зачастую трудно оценить с точки зрения его нормативности. Следует также заметить, что хотя социальные нормы и отражают интересы большинства людей, но в ряде случаев они могут использоваться в узких интересах отдельных групп (например, через СМИ), что само по себе отражает внутреннее противоречие между объективной природой социальной нормы и ее субъективностью.

Термин «девиантное поведение» используется не только для обозначения действий конкретного человека, но и для описания определенных социальных явлений. Если в первом случае речь идет об «отклоняющемся поведении личности», то во втором — о «социальном отклонении». Данные термины нередко отождествляются, что вызывает необходимость их разграничения.

Социальные отклонения — это нарушения социальных норм, которые характеризуются определенной массовостью, устойчивостью и распространенностью [17]. Имеются в виду такие негативные массовые социальные явления, как пьянство, преступность, бюрократизм, религиозный и идейный фанатизм, тоталитаризм и др.

Следует заметить, что между двумя полюсами — «социально-одобряемые явления» и «социальные отклонения» — лежит широкий круг явлений, нерегулируемых социальными нормами. Это могут быть как позитивные процессы (например, творчество), так и явления с возможными негативными последствиями (например, массовое курение). В то же время разнообразие отклонений превышает разнообразие норм.

Вопрос о последствиях социальных отклонений неоднозначен. Объективный вред явления и его субъективная оценка в ряде случаев не совпадают. Например, высказывается мнение, что преступления без жертвы вообще следует декриминализировать, т. е. исключить из уголовного права. Особенно трудно оценить степень ущерба от «пограничных» форм асоциального поведения и легких форм зависимого поведения, например проституции, сексуальных аддикций, употребления легких наркотиков. В каждом обществе есть сторонники как легализации данных явлений, так и их запрета.

Социальные отклонения имеют следующие признаки: историческая детерминированность; негативные последствия для общества; относительно массовый и относительно устойчивый характер во времени. Социальные отклонения характеризуются направленностью и содержанием. Общество противопоставляет социальным отклонениям организованные способы борьбы с ними: правовые, экономические, моральные санкции.

В ряде случаев социальные отклонения носят преходящий характер. Примеры преходящих социальных отклонений: вещевая спекуляция, брак по расчету, диссидентство.

Параллельно с этим изменяются меры общественного воздействия в отношении социальных отклонений. Так, по законам дореволюционной России предусматривались и религиозно-нравственные, и правовые санкции против пьянства, наркомании, самоубийств. В случае самоубийства запрещался традиционный церковный обряд погребения, усопшего не хоронили на общем кладбище, его волеизъявление (завещание) признавалось юридически недействительным, в случае же неудачной попытки самоубийства суициденту грозило тюремное заключение.

В настоящее же время отношение общества к поведению его членов становится все более и более либеральным. Одним из подтверждений радикальных перемен является отмена смертной казни в некоторых государствах.

Социальные отклонения количественно и качественно характеризуются уровнем, структурой и динамикой.

Уровень (коэффициент) отклонения определяется как количество официально зарегистрированных проявлений данного отклонения относительно численности населения (чаще на 100 тыс. человек). Он существенно различается в различных странах и в разные годы, поскольку зависит от совокупности факторов: социально-экономического, политического, нравственного и т. п. Например, в 1998 г. коэффициент преступности в России (без учета латентной преступности, которая по подсчетам специалистов в 4 раза превышает уровень официально зарегистрированной) составил 1756 преступлений. Для сравнения, во всем бывшем Советском Союзе: в 1978 г. — 503; в 1985 г. — 700; в 1990 г. — 968 — с последующим постоянным ростом [9].

Структура отклонения отражает соотношение отдельных подвидов внутри явления. Так, в 1998 г. в структуре преступности в Российской Федерации корыстные преступления составили 65 % от общего числа зарегистрированных случаев, насильственные — 23 %, прочие — 12 %. Уровень латентной преступности по отдельным видам выглядит следующим образом: по убийствам — 2: 1 (т. е. на каждые 2 преступления только одно регистрируется официально), по изнасилованиям — 6: 1, по кражам — 73: 1, по вымогательству (рэкет) — более 17000: 1 [9]. Иными словами, преступления зачастую остаются полностью безнаказанными.

Динамика отклонения — это показатель изменения уровня и структуры всего массива изучаемого явления за определенное время. По мнению специалистов, в России в настоящее время наблюдаются следующие тенденции. Увеличилась доля тяжких и особо тяжких преступлений. Резко усилилась корыстная мотивация противоправного поведения. Растет подростковая преступность. Продолжается сращивание организованной преступности с легальным предпринимательством и с государственным аппаратом.

Наряду с уровнем и динамикой социальных отклонений широко обсуждается вопрос об их функциях. Например, организованная преступность может обеспечивать незаконным путем объективные потребности, не удовлетворяемые в должной мере официальными социальными институтами. В целом функциями социальных отклонений могут быть: интеграция группы; формирование морального кодекса общества; выражение социального протеста и выход агрессивных тенденций; бегство; сигнал о неизбежных социальных изменениях; способ самоидентификации и самореализации и др.

Несмотря на определенное сходство, социальные отклонения отличаются от отклоняющегося поведения личности. В первом случае имеет место социальный феномен, а во втором — психологический. Отметим, что некоторые социальные отклонения одновременно являются и отклоняющимся поведением личности: алкоголизм, самоубийство, преступное деяние и т. п. Другие социальные отклонения выступают в качестве только социального феномена — геноцид, коррупция, бюрократизм.

Таким образом, девиантное поведение выступает и как индивидуальный акт, и как элемент социального бытия.

Контрольные вопросы и задания

1. Что такое социальная норма? Каковы ее свойства и способы образования?

2. Каковы механизмы воздействия социальных норм на поведение конкретного человека?

3. Перечислите виды социальных норм.

4. Дайте определение и приведите конкретные примеры нормального поведения личности в основных сферах жизнедеятельности: межличностные отношения и семья, сексуальные отношения, правовые отношения, здоровье.

5. В чем различие между понятиями «отклоняющееся поведение» и «социальные отклонения»?

6. Приведите современные примеры негативных, нейтральных и позитивных социальных отклонений.

1. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. — М., 1978.

2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. — СПб., 1998.

3. Братусь Б.С. Аномалии личности. — М., 1988.

4. Ганнушкин П.Б. Избранные труды. — М., 1964.

5. Гилинский Я.К, Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения. — СПб., 1993.

6. Динамика ценностей реформируемой России: Сб. статей. — М., 1995.

7. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. — М., 2001.

8. Комментарии к Уголовному кодексу Российской Федерации. — 2-е изд. — М., 1997.

9. Кудрявцев В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования. — М., 1998.

10. Личко А.И., Битенский B.C. Подростковая наркология. — Л., 1991.

11. Ольков С.Г. Общественные болезни. — Тюмень, 1996.

12. Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М.И.Бобневой, Е. В. Шороховой. — М., 1979.

13. Психология: Словарь / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1990.

14. Психология деструктивных культов: Профилактика и терапия культовых травм//Журнал практического психолога. Спец. вып. — М., 2000. — № 1–2.

15. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. — М., 1994.

16. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В. Н.Дружинина. — М., 1999.

17. Социальные отклонения / Под ред. В. Н.Кудрявцева. — М., 1989.

18. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990.

19. Фромм Э. Бегство от свободы. — М., 1990.

20. Фромм Э. Иметь или быть? — М., 1990.

21. Фрейд З. Лекции по введению в психоанализ. — М., 1989.

22. Юнг К. Психологические типы. — М., 1996.

23. Энциклопедический философский словарь / Под ред. Е. В. Губского. — М., 1996.

24. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. — Л., 1979.

Источники:
  • http://studopedia.ru/17_138629_glava--sotsialnaya-norma-i-sotsialnie-otkloneniya.html
  • http://psy.wikireading.ru/96362