Меню Рубрики

Ненаучные точки зрения на происхождение человека

Существует, как мы знаем, разные точки зрения на происхождение всей вселенной и человека. Основные из них следующие: религиозные (не только признающие Бога-Творца, но и языческие), атеистическая эволюционная, оккультно-мистическая (о внеземном происхождении человека).

Что касается националистических языческих религиозных точек зрения, то среди них можно встретить расистские языческие идеи о том, что человечество происходит из разных источников (разные нации творятся разными богами), что оно не единоприродно, то есть не происходит от одной четы. Это совершенно ненаучные взгляды, т. к. у всех людей, населяющих нашу землю, практически идентичным является хромосомный аппарат. Если мы посмотрим на человеческую природу, то она совершенно одинакова у представителей всех рас. Мы все очень похожи. Люди имеют две руки, две ноги, два глаза и т.д. Такое однообразие для разных богов уже является совершенно нелогичным.

Что касается атеистической эволюционной точки зрения, то и теория Большого Взрыва и теория эволюции противоречат 2-му закону термодинамики, который носит всеобщий характер. 2-й закон термодинамики гласит: в замкнутой системе спонтанно происходит переход от более высокой организации к более низкой, но не наоборот.

Все экспериментальные наблюдения подтверждают, что 2-й закон термодинамики справедлив для всех долгосрочных процессов в природе. К примеру, если химическое соединение предоставить самому себе, то оно, в конце концов, распадется на более простые составляющие, а не усложнится. Со временем сложные организованные системы в силу естественного хода событий упрощаются и приходят в беспорядок.

2-й закон термодинамики иногда называют законом упадка. Все в мире стремится к наиболее возможному беспорядку при условии отсутствия энергии извне.

Согласно этому закону в долгосрочном плане во Вселенной действует всеобщая тенденция к упадку. Сложные организованные системы со временем упрощаются и теряют порядок, появляется необратимая тенденция к дезорганизации. Эволюция, сопровождаемая увеличением упорядоченности и сложности, представляется просто невозможной в природе.[49]

Для эволюционной модели развития вселенной в космосе нет внешнего источника энергии или силы. Потому, необходимость наличия внешних условий для возникновения и поддержания вселенной в постоянном стационарном состоянии, явно указывает на необходимость Создателя.

В современном православном богословии, частью которого является христианская антропология, существуют две точки зрения на происхождение человека:

1) (гексамерический) креационизм;

2) эволюционный креационизм.

Чистый креационизм (гексаметрический) понимает сотворение Богом человека в свете таких свойств Божьих как всемогущество, всеведение, абсолютная свобода и т.д. Креационисты считают, что поскольку Бог всемогущ, Ему не нужны были миллионы лет для создания человеческого тела эволюционным путем. Он сказал – и стало так, захотел – и сделал. Бог абсолютно свободная и всемогущая Личность и творит, что пожелает, исходя из любви и благости Своей.

Эволюционный креационизм как бы покушается на свойство всемогущества Божия. Получается, что всемогущий Бог не может сотворить человека мгновенно. Ему нужны миллионы лет для акта творения. В целом, эволюционный креационизм говорит о том, что эволюция невозможна во Вселенной без притока информации и энергии извне (по второму закону термодинамики), а Бог и является тем внешним источником силы (энергии) и информации. Т.е. Бог «запустил» процесс создания Вселенной и «запустил» процесс эволюции.

В общем, можно сказать, что для христианского ответа на этот вопрос, характерны следующие рассуждения.

Существует разница между научным законом, теорией и гипотезой.

Закон – устойчивое, повторяющееся соотношение между явлениями в природе и обществе.

Теория – внутренне непротиворечивая система основополагающих идей и законов, дающая целостное представление о существенных связях в рассматриваемом множестве объектов. Научными теориями, выдержавшими проверку временем, являются классическая механика, электродинамика, молекулярно-кинетическая теория и термодинамика, квантовая механика, классическая и квантовая статистика, электронная теория металлов, специальная теория относительности, теория химической связи, теория валентности и электрохимической диссоциации, генетика, и т.д. Во многих теориях можно выделить основные законы, составляющие ядро теории. Например, в классической механике это – три закона Ньютона, закон всемирного тяготения, законы сохранения; в электродинамике – закон Кулона и закон электромагнитной индукции Фарадея, в генетике – законы Менделя. Однако не все «теории» таковыми являются – в первую очередь, это относится ко многим космологическим построениям (теория большого взрыва, инфляционная теория), теории биологической эволюции, теориям происхождения Земли и Солнечной системы. Все они являются лишь гипотезами.

Гипотеза – предположительное суждение о закономерной связи явлений. Ее роль в научном познании велика: гипотеза появляется на этапе обобщения накопленных данных, с возможностью впоследствии обрести статус теории. Но для этого она должна выдержать экспериментальную проверку.

Важным моментом является сама возможность проверки гипотезы. Бывает, что это невозможно принципиально. Именно так обстоит дело с проверкой (в рамках научного метода) теории большого взрыва и теории биологической эволюции. Эти и другие теории уникальных процессов происхождения, которые неповторимы и не воспроизводимы, всегда будут ограничены рамками гипотез, тем более что существует масса противоречащих им экспериментальных фактов.[50]

Обратимся к самому тексту Священного Писания. Священное Писание раскрывает нам происхождение человека следующим образом. Сначала Бог берет персть от земли и образует из нее тело – некую бездушную статую, если буквально понимать слова Писания, затем в это первоначальное создание вдувается дыхание жизни, человек становится «душою живою». Существуют различные толкования этого библейского текста. По мнению преподобного Серафима Саровского и святителя Кирилла Александрийского, человек не был сотворен мгновенно, сначала было создано некое человекоподобное существо, которое, однако, нельзя в полном смысле назвать человеком, и только после Божественного дуновения оно становится богообразной человеческой личностью.

Главное в том, что Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7), то есть до этого человек был «перстью земною», животным, хотя и совершеннейшим из всех животных. Вот как комментирует это святитель Феофан Затворник: «Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти. Это тело что было? Глиняная тетерька, или живое тело? – Оно было живое тело, – было животное в образе человека, с душою животною. Потом Бог вдунул в него дух Свой, – и из животного стал человек… Как тогда было, так и теперь происходят люди. Души отражаются от родителей, а дух вдыхается Богом»[51]. Подобная же мысль проводится и преп. Серафимом Саровским, он говорит: «Господь не одну плоть Адамову создал от земли, но вместе с ней и душу, и дух человеческий: но до этого мгновения, когда Бог вдунул в него дыхание жизни, Адам был подобен прочим животным».[52]

В Предании Церкви закрепилось мнение, что человек творится одновременно из души и тела. Предание Православной Церкви говорит нам, что душа и тело в составе человеческой природы возникают одновременно. Святые отцы учат, что понятие «человек» приложимо только к сложной ипостаси, состоящей из души и тела, но не к душе или к телу в отдельности.

По поводу «дыхания жизни», которое Бог вдунул в лицо человека, существует предание, что душа получает жизнь и благодать одновременно, ибо благодать – это дыхание Божие, «Божественная струя», животворящее присутствие Духа Святого».

И хотя человек по достоинству своему выше всех видимых тварей, но начало свое берет также из земли. Человек похож своею плотью на животную плоть, но плоть, которая у животного есть одновременно и его бытие, у человека только условие жизни. Апостол Павел говорит: «Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц» (1Кор. 15: 39).

Вопросы и задания:

1. Познакомьтесь с произведениями ученых-креационистов с учебного диска по предмету «Христианская антропология».

2. Какие доводы приводят ученые-креационисты против теории эволюции? Считаешь ли ты, что они убедительны?

3. На чем основывается мнение о том, что вопрос происхождения жизни на земле не может быть решен научным экспериментальным путем?

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:


Название 1. Антропология наука о человеке Антропология составная часть естествознания, основана только на биологических науках анатомии, физиологии, а также на знани
Дата конвертации 28.03.2013
Размер 338.51 Kb.
Тип Документы

2. Науки о человеке. Вклад выдающихся учёных в изучение человека
3. Происхождение человека, научная и ненаучная точки зрения.
Рассмотрим различные точки зрения на происхождение человека.
Важнейшие абиотические и биотические предпосылки возникновения человека
1. Возникновение и развитие общественных отношений
Взрослые женщины

Происхождение человека

1. Антропология – наука о человеке

Антропология составная часть естествознания, основана только на биологических науках – анатомии, физиологии, а также на знаниях геологии, палеонтологии, географии и т.п. Антропология связана не только с естественными, но и с гуманитарными науками, такими как история, социология, обществознание и другие.

В свою очередь на антропологических данных базируются медицинские науки, педагогика, психология и многие другие.

Для антропологии важно изучение:

– происхождения человека и человеческого общества;

– морфологии человека и особенностей его конституции;

– особенностей современных рас человека;

– этнических и географических особенностей человека;

^ 2. Науки о человеке. Вклад выдающихся учёных в изучение человека

По мере развития практической деятельности накапливались и расширялись знания людей об окружающем мире. Накапливались знания и о живых организмах, о строении тела животных и человека. Постепенно сложились специальные науки, изучавшие человека, и, прежде всего ими стали, медицина и фармакология. Изучение тела человека, функционирования его органов, болезней было жизненно необходимым, поэтому именно медицина стояла у истоков изучения человека. Медицинские знания Древнего Египта, Месопотамии, Греции, Рима, Китая, Индии и других древних цивилизаций положили начало изучению человека.

Клавдий Гален (около 130 – около 200 г.) изучал анатомию в Александрии по трупам животных свиней, овец, обезьян. Занимался врачебной практикой, и лечил раненых римских гладиаторов. На основе своих исследований и практики врачевания создал труд «О назначении частей человеческого тела», где достаточно подробно описал анатомию и физиологию человека, объяснил схему кровообращения (хотя не знал о том, что у человека 2 круга кровообращения). Считал, что в головном мозге помещается «душа», то есть мозг – это центр человека, а нервы проводники, связывающие части тела в единое целое. Ошибки Галена в объяснении были связаны с недостатком знаний, но верно указана суть.

Врачебная практика потребовала знаний о лекарственных препаратах. Гален использовал лекарства «противоположного действия», так как считал, что лечить нужно человека, а не бороться с болезнью, то есть лекарство должно помогать организму побороть болезнь, собственными силами. Гален изучал действие различных растений, минералов и т.п. на человека, путём проведения опытов на животных. Опробованные на животных лекарства, применял в своей практике, изготавливал различные мази, настои, вытяжки из растительного сырья на воде, вине, масле. До сегодняшнего дня в практике фармакологии различные настои, вытяжки, мази (в основном спиртовые настойки) называют «Галеновыми настойками».

Андрей Везалий 1514 – 1564 гг. (Андреас Везалиус) – врач (хирург) эпохи Возрождения создал трактат «О строении человеческого тела». Несмотря на запрет церкви, проводил изучение тела человека и отдельных органов. Именно он указал на ошибки Галена в теории кровообращения.

Уильям Гарвей (1578 – 1657) изучал схему кровообращения, в результате своей работы создал труд «Анатомическое исследование о происхождении животных». Гарвей доказал, что всё живое развивается из яйца. Немалый вклад в изучение человека внесли Антон ван Левенгук, Луиджи Гальвани, Александр вольта, Чарльз Дарвин, Герман Гельмгольц, Луи Пастер, И.М Сеченов, С.П. Боткин, И.И. Мечников, И.П. Павлов, В.П. Филатов, Н.И. Бурденко и многие другие.

Отметим, что не только ученые и врачи Европы занимались изучением человека. Свой вклад в изучение человека внесли врачи Азии (Авиценна, Ибн Сина, Абу Али), Китая, Индии. Особо следует отметить знания китайской медицины, которые не могли возникнуть иначе, как на основе глубокого и всестороннего изучения анатомии и физиологии человека. Китайская медицина, проникнув в Европу, внесла свой вклад в развитие медицины и фармакологии.

^ 3. Происхождение человека, научная и ненаучная точки зрения.

Основные понятия и определения

Человек, как и любой другой живой организм, является продуктом природы, её творением. Люди, не сведущие в биологии, считают себя «венцом творения», противопоставляют себя миру природы, это явление называется омфалоцентризмом (греч. – omphalos – пупок). Английский натуралист и защитник природы Дж. Даррелл говорит о человеке как о совершенном существе, ставит на одну ступень с Богом, а с другой стороны − сравнивает с рыжей крысой, так как человек, как и крыса, вносит хаос и разрушение в природу, нарушает её равновесие.

^ Рассмотрим различные точки зрения на происхождение человека.

Древние люди объясняли появление человека влиянием различных сверхъестественных сил. В мифах и легендах разных народов говориться о том, что человек появился в результате превращения того или иного животного (медведя, дельфина, обезьяны) по воле Творца в подобное ему существо.

Малайская легенда говорит о том, что Святой отшельник, призвал к себе двух лесных обезьян, научил их ходить на задних конечностях, возделывать и употреблять в пищу хлебные злаки. В результате смены пищи, работы в поле обезьяны изменились внешне: у них выпала шерсть, отпали хвосты, они научились разговаривать.

В христианской религии принята версия сотворения человека Богом, причём мужчина и женщина созданы из разных субстанций (мужчина из глины, а женщина из ребра мужчины, что подчёркивает их неравноценность уже в происхождении).

Представление о происхождении человека у малайцев хотя и связано с действием сверхъестественных сил, но не отрицается его животное происхождение. То есть животная природа человека известна уже с древности. Научные представления о происхождении человека зародились ещё в Древней Греции. В книге Екклесиаста сказано, что человек представляет сам по себе животное, так как умирает точно так же, как и любое другое животное. Человек дышит и не имеет преимущества перед любым из них.

Анаксимандр (древнегреческий философ IV век до нашей эры) высказывал предположение о естественном, природном происхождении человека от рыбообразных предков, которые перешли к наземной жизни.

Долгое время религия боролась с инакомыслием, касающегося животного происхождения человека. Сомнения возникали на основании опыта обыденной жизни (болезней, строения тела и т.д.). Лючилио Ванини (родился в 1585году, казнён в 1619 году) в своих трудах утверждал, что первые люди ходили на четырёх ногах, а затем перешли к хождению на двух. Он был убеждён, что люди произошли от обезьян. После того в XVII веке из Африки, Азии и Америки путешественники и торговцы стали привозить разные виды обезьян, в том числе и человекообразных, у многих людей, в том числе и средневековых ученых, сомнения в религиозных утверждениях о божественном сотворении человека ещё более укрепились. В середине XVIII века Карл Линей положил начало научному представлению о проичхождении человека. В своей систематике животного мира («Система природы» 1735 год) он поместил человека в группу приматов вместе с полуобезьянами и обезьянами. Ж.Бюффон в 1766 году написал научную работу об орангутанге, где показал его сходство с человеком. П. Кампер показал глубокое сходство в строении основных органов человека и животных. Французский археолог Ж. Буше де Перта в 40-50 годах XIX века обнаружил каменные орудия первобытного человека, жившего в одно время с мамонтом. Эти открытия опровергали библейские хронологии, они встретили бурное сопротивление, и только в 60-е годы XIX века идеи Ж. Буше де Перта были признаны в науке. Ж Б. Ламарк первым писал, что человек произошёл от обезьяноподобных предков, которые перешли от лазанья по деревьям к хождению по земле. Новый способ передвижения высвободил руки, изменил стопу, а стадный образ жизни привёл к возникновению речи.

Научную основу происхождения человека впервые доказал Ч. Дарвин в 1871 году в своём труде «Происхождение человека». Его главная идея состояла в том, что человек имеет животное происхождение и общего предка с ныне живущими человекообразными обезьянами.

Приступая к рассмотрению вопроса, прежде всего, отметим, что все выводы палеонтологи и антропологи сделали на основе найденных останков, которые в большинстве случаев фрагментарны и немногочисленны.

Древнейшие примитивные приматы возникли в конце мелового периода, их предками были древнейшие плацентарные млекопитающие – эндотерии. Предки примитивных насекомоядных млекопитающих выжили в условиях господства пресмыкающихся благодаря питанию насекомыми. Пресмыкающиеся почти не употребляли в пищу насекомых. У древних млекопитающих благодаря заботе родителей потомство выживало в большем количестве и менее зависело от окружающей среды, кроме того, по мнению палеонтологов, древние млекопитающие имели небольшие размеры тела, вели сумеречный или ночной образ жизни. Часть насекомоядных вела наземный образ жизни, другие приспособились к жизни на деревьях, что привело к изменениям в строении тела и конечностей.

Некоторые из насекомоядных стали передвигаться прыжками, при этом задние конечности стали более длинными и мощнее развиты, чем передние, а когти на пальцах задних ног стали бесполезными, они укоротились, уплощились и превратились в ногти. На передних конечностях они остались когтями, так как были необходимы для того, чтобы цепляться за ветки при прыжках.

У других древних насекомоядных постепенно происходили изменения пяточного отдела стопы, с одновременным развитием хватательных способностей передних конечностей, пальцы их удлинились для лучшего захвата ветвей и возникновению способности большого пальца противопоставляться остальным, для того, чтобы охватывать тонкие ветви. Таким образом, сформировался подотряд долгопятов (терзиоидов).

Способность держать тело в вертикальном положении выработалась под воздействием древесного образа жизни, это привело к тому, что укрепился позвоночный столб, произошла перестройка мышц спины, изменились функции нижних и верхних конечностей. Длина морды укорачивалась, череп округлялся. Происходили изменения органов зрения, так как необходимо было точно ориентироваться и правильно оценивать расстояния при прыжках, поэтому возникло стереоскопическое зрение, за счёт перемещения глаз на лицевую сторону черепа. Это было огромным эволюционным приобретением долгопятовых, по сравнению с предковыми формами приматов. Из-за ночного образа жизни глаза долгопятов (ископаемых и современных форм) имеют огромные размеры у них слабо развито цветное зрение. Прогресс органов зрения привёл к ослаблению роли обоняния, по сравнению с наземными животными.

Третья группа древесных приматов приспособилась к лазанию. Передние и задние конечности их специализировались как хватательные. Передвигались они в равной степени как вертикально, так и горизонтально, поэтому, потомки этой группы становились более похожи на современных обезьян. Хватательные способности конечностей привели к тому, что начали развиваться специальные приёмники осязательных раздражений в виде выпуклых осязательных подушечек, покрытых линиями и узорами. У человека и обезьян папиллярными узорами покрыты ладони рук и подошвы ног. Движения животных становились сложными и разнообразными, что привело к развитию моторных участков мозга. Питание насекомыми дополнялось растительной пищей, что обогащало организм разнообразными веществами, а это стимулировало усложнение и рост объёма мозга. Эта группа приматов дала в начале палеогена ветвь полуобезьян (лемуров). Лемуры (ископаемые и современные) употребляют в пищу насекомых, ягоды, плоды, побеги и другие съедобные части растений, что привело к преобразованию челюстей и зубов. Часть зубов исчезла, другие изменились, приобретя способность перетирать любую пищу. У древних насекомоядных было 44 зуба, у ископаемых долгопятов от 40 до 28 (у современных – 34), у лемуров от 40 до 32.

Считают, что предковой формой приматов мог быть залямдалестес, маленькое животное дотретичный предок насекомоядных типа туппаий, ведущих полудревесный образ жизни. Древнейшие приматы возникли в Азии, откуда они расселились по Материкам Старого Света и перебрались в Северную Америку, распавшись ещё в меловом периоде на две основные группы протолемуроидов (предки лемуров и тупаий) и прототарзиоидов (предков долгопятов); эоценовые примитивные формы последних дали начало исходным формам обезьян Нового и Старого Света.

Возникновение приматов по данным палеонтологии приходится на срок примерно 60 миллионов лет.

Изучение ископаемых останков древних обезьян и древних людей позволяет проследить возникновение характерных особенностей человека. Эволюция приматов приходиться на третичный период, который делят на древнее время – палеоген, состоящий из палеоцена, эоцена, олигоцена и более позднюю пору третичного периода миоцен и плиоцен.

Ископаемые широконосые приматы были обнаружены исключительно в верхнемиоценовых слоях у Санта-Круза (Патагония, Южная Америка). Исходными формами для них были североамериканские долгопяты, проникшие в Южную Америку в палеоцене, когда существовал перешеек между половинами континента, позднее разрушившийся и образовавшийся вновь. Широконосые обезьяны в Америке развивались совершенно изолировано от обезьян Старого света и в процессе естественного отбора достигли высокого уровня эволюции и своеобразной специализации (цепкий хвост). Несмотря на достаточно высокий уровень развития американские цебусовые обезьяны (к которым относят современную обезьяну коату) не могли быть предками человека.

Останки ископаемых низших узконосых обезьян в большом количестве встречаются в слоях из нижнего олигоцена, плиоцена и плейстоцена Старого Света. Ископаемые мартышковые, к которым относятся апидиум, ореопитек, макаки и павианы, были широко распространены в Европе, Азии, Африке. Происхождение обезьян Старого Света до сих пор спорен, считали, что они происходят от лемуров, однако более вероятно происхождение их от долгопятов. Исходной формой мог быть долгопят, который был похож на некролемура, жившим в начале или середине эоцена. Примером предковой формы низших узконосых обезьян может служить апидиум из нижнего олигоцена или парапитек, который стоит ближе к человекообразным обезьянам. Предковой формой для более поздних человекообразных обезьян и соответственно гоминид является нижнее–олигоценовый проплиопитек, именно от него пошла эволюция «малых человекообразных обезьян» типа гиббонов, промежуточным звеном которой является плиопитек. Другой ветвью является линия крупных ископаемых человекообразных обезьян, представленных в миоцене сивапитеком, дриопитеком и другими формами.

Только в Старом Свете начиная с нижнего олигоцена, палеонтологи находят останки ископаемых человекообразных обезьян. Древнейший представитель – парапитек из нижнего олигоцена, который мог стать исходной формой для поздних антропоидов, в том числе и человека. Ближайшим его потомков является проплиопитек, останки которого были найдены в Египте.

В Египте были найдены останки проплиопитека из нижнего олигоцена.

Там же были найдены останки примата неизвестной формы, получившего название египтопитек. Египтопитек представлял собой достаточно примитивную форму дриопитека. Предполагают, что он мог быть предком рамапитека и обладал чертами гоминид.

Миоцен – период развития высших обезьян. Многочисленные останки разных видов антропоморфных известны из миоценовых отложений в Европе, Индии, Экваториальной Африки.

Плиопитек – самая распространённая обезьяна среднего миоцена, довольно примитивна, останки широко распространены в Европе, он близок к гиббонам.

В Чехии (Нейдорф) были найдены останки эпоплиопитека, эта обезьяна похожа на плиопитека. Эпоплиопитек схож по строению зубов с антропоморфными обезьянами, а по пропорциям тела с низшими узконосыми. Эпоплиопитек не был чисто древесным существом, так как нет специализации к брахиации и к передвижению по земле на четырёх конечностях. Таким образом, он считается «генерализованной» формой. Средой обитания эпоплиопитека был сухой лесной биотоп.

В проблеме антропогенеза дриопитеки Европы представляют собой древнейшие останки антропоморфных обезьян, которые очень близки к африканским высшим обезьянам, по некоторым особенностям отдельные их формы более сходны с человеком, чем современные человекообразные.

Для среднего миоцена Западной Европы описано два вида дриопитеков: дриопитек фонтанова и дриопитек дарвинов. Останки первого встречаются в нижнем плиоцене вплоть до среднего миоцена. Анализ сохранившихся костей дриопитека фонтанова привёл палеонтологов к выводу о том, они сходны с костями ныне живущих карликовых шимпанзе банобу и отличается от костей древесных и наземных церкопитековых. Дриопитек дарвинов и останки других видов дриопитековых были найдены в нижних и верхних слоях среднего миоцена (Нижний Сивалик) и в верхнем миоцене, одни из этих видов более сходны с гориллой, другие с шимпанзе.

В 1939 году в Грузии в Удабно (Кахетия) в слоях верхнего миоцена в верхнесарматских отложениях были обнаружены фрагменты человекообразной обезьяны, которая получила название – удабнопитека. У этого представителя антропоидов много черт сходства в зубах с человеком, но есть и существенные отличия. Главное значение находки состоит в том, что удабнопитек – первый высший примат, найденный в Восточной Европе и Западной Азии, он заполняет пробел в распространении высших приматов в миоцене и соединяет западноевропейскую и Сиваликскую фауну.

В 1955 году недалеко от Анкары (Малая Азия) в слоях верхнего миоцена обнаружена верхняя челюсть крупной высшей обезьяны с зачаточным подбородочным выступом, получившая название анкаропитек. В нихних слоях среднего миоцена в Сиваликских холмах были найдены представители таких высших обезьян как: палеосимия, сивапитек, дриопитек, сугривапитек, брамапитек, рамапитек. Как и ранее найденные останки представлены отдельными фрагментами: одним зубом, фрагментами челюстей.

Одной из важных находок из числа миоценовых высших обезьян является рамапитек, который представлен двумя видами; один относится к миоцену, другой к плиоцену, их зубы сходны с зубами человека. В раннем миоцене в Кении (Восточная Африка) вместе с останками других животных были обнаружены останки трёх родов высших обезьян: ксенопитека, лимнопитека (представлен двумя видами), проконсула. Эти ископаемые обезьяны обнаруживают сходство с ныне существующими человекообразными обезьянами: шимпанзе, гориллой, органгутаном. В 1961 году Л. Лике обнаружил останки каниапитека (фрагмент верхней челюсти), датировав его верхним миоценом, подчёркивая его сходство с рамапитеком. Некотрые исследователи считают их близкими формами и допускают их принадлежность к ранним гоминидам (древность кениапитека оценивается в 14 млн. лет).

В Южном Китае в 1934-1939 годах в аптекарских лавках Гонконга были обнаружены три зуба гигантопитека, зубы его в 2–2,5 раза больше зубов современного человека, как и у человека у них нет диастем. Однако, строение зубов типично для зубов обезьян.

С 1924 по 1949 год в Южной Африке были многочисленные останки ископаемых антропоморфных обезьян, которые принадлежат к высшим приматам (останки фрагментары, но их достаточно для подробного изучения). Их объединили в одно подсемейство австралопитековых (три рода с пятью видами). Хронологически находки были сделаны в следующем порядке:

– Австралопитек африканский 1924 год, восточная Калахари (почти полный череп детёныша);

– Плезиантроп трансваальский 1936–1947 годы в пещерах к югу от г. Претории (много численные косные останки);

– Парантроп робустас 1938–1939 годы недалеко от г. Претории (много численные косные останки);

– Австралопитек прометеев 1947–1949 годы в каменоломнях Макапанстада центральный Трансвааль (фрагменты черепа, таза, зубы);

– Парантроп крупнозубый 1948–1949 годы близ Стеркфонтейна в пещере Сворткранс (фрагменты челюстей, зубы).

Возраст этих находок окончательно не установлен, пока их относят к ранне – и среднеплейстоценовым, но высказаны мнения о их ещё большей древности.

Названные австралопитековые близки по строению к африканским высшим обезьянам, но они одновременно обнаруживают значительно большее сходство с человеком, поэтому их относят к семейству гоминид. Это сходство сказывается в приспособленности к бипедии (двуногому хождению), в строении зубов, особенностях черепа. Двуногое хождение приписывается автсралопитековым на основании следующих фактов:

– Строение таза австралопитека прометеева, австралопитека трансваальскаго и парантропа крупнозубого сходно с человечеством и отличает его от временных шимпанзе и гориллы. Подвздошная кость похожа на человеческую. Тазовые кости плезиантропа отличаются от человеческих меньшим размером и большей уплощённостью.

– Характер поверхности затылочной кости свидетельствует о том, что у австралопитека прометеева чешуя была более свободна от шейной мускулатуры, чем у шимпанзе, поэтому его голова довольно хорошо балансировала на более или менее вертикально направленном шейном отделе позвоночника.

– Парантроп робустас обладал более передним сочленением отростков затылочной кости, чем у шимпанзе, поэтому затылочное отверстие больше.

– Австралопитеки обитали на открытых пространствах, о чём свидетельствует найденная вместе с австралопитековыми фауна и флора.

– Найденные вместе с австралопитековыми черепа павианов носили следы сильных раскалывающих ударов, что говорит об охоте на павианов с помощью длинных костей копытных. Австралопитеки использовали в качестве ударных орудий плечевые, бедренные и большеберцовые кости, колющих – рога, а в качестве режущих пластин и скребков лопатки, кости нёба и т.п.

Двуногая походка отличалась от человеческой и была несовершенной, так как строение таза и бедренной кости отличается от человеческих. Молочные и постоянные зубы австралопитеков сходны с человеческими. Череп парантропа сочетает в себе признаки высших обезьян и человека. Прагнатизм выражен слабо, полностью отсутствует подбородочный выступ, но лицевой скелет мощный и толстый.

В 1959 году был обнаружен череп существа, сходного с австралопитеком. Принадлежит череп по одним признакам парантропу (сагиттальный гребень, малые размеры клыков и резцов, плоский лоб и т.д.), по другим – австралопитеку (высокий свод черепа, глубокое нёбо и т.д.), но есть и много особенностей, резко отличающих его от других австралопитековых, супруги Лики выделили его в особый род – зинджантроп. Скуловой отдел височной кости необычайно хорошо развит, имеются особенности в строении черепа. В том же слое Олдовайского разреза, начиная с 1959 года, были найдены останки, которые отличались от останков зинджантропа и были более схожи с человеком. В 1964 году Л. Лики, Ф. Тобайас и И. Нейпир обозначили эти косные останки как принадлежащие виду Homo habiis –«человек умелый», именно ему приписали галечную, или олдувайскую культуру.

Таким образом, на протяжении примерно 3000 км с севера на юг на Африканском материке в период от 1 до 4 миллионов лет обитали существа, которые по способу передвижения (бипедии), строению зубов были ближе к людям, чем к антпропооморфным обезьянам, но по форме эндокрана они более сходны с шимпанзе, чем с человеком. По объёму головного мозга (абсолютная величина) они значительно уступали людям и немного превосходили современных шимпанзе и гориллу. Масса тела их была гораздо меньше, чем масса тела шимпанзе и гориллы. Стопа была очень схожа с человеческой, но кисть была архаичной. Значение находок состоит в том, что эти ископаемые существа заполняют пробел в цепи существ, ведущей от животных к людям, и говорят в пользу признания Африки прародиной человека. Австралопитековых включают в семейство гоминид в качестве подсемейства австралопитековых.

В 1891 –1893 году анатом и врач Евгений Дюбуа на острове Ява нашёл останки существа, получившего название питекантроп. Эта находка вызвала громадный интерес в обществе и в науке. Зубы различаются по типу: коренные похожи на зубы орангутана, а предкоренные на зубы современного человека. Ёмкость черепа мозгового отдела приблизительно составляла 900 см 3 (у гориллы – 500 см 3 , человека – 1400 см 3 ). Лоб покатый, похож на лоб шимпанзе. Свод черепа низкий, затылочный отдел уплощён сверху. Имеется надглазничный валик в форме навеса. Головной мозг близок к мозгу человека, но примитивен, так как лобная извилина менее развита, чем у человека. Лобная крышка расположена выше, глазничная поверхность лобной доли более открыта – черта, резко выраженная у высших обезьян. Теменная доля менее развита, чем у человека. Бедренная кость напоминает человеческую по своему строению и размерам, следовательно, рост существа был примерно 165-170 см.

Находка питекантропа была исключительна важна. Ранее были найдены ископаемые черепа и фрагменты скелета неандертальца, но неандертальцы менее примитивны по своей организации, чем питекантропы, главное неандертальцы почти не отличались от современного человека по объёму мозга. Находка питекантропа явилась важнейшим доказательством теории Дарвина о происхождении человека от высших обезьян.

Кроме этой находки были сделаны ещё две, хотя принадлежность их к группе питекантропов вызывает сомнение. Эти существа получили название мегантропов.

При изучении известковых пещер около Пекина в начале 20-х годов Д. Блек обнаружил среди останков животных два зуба, принадлежащих примитивному обезьяночеловеку, среднеплейстоценового периода, которые он датировал примерно 500 тыс. лет до н.э.. в дальнейшем здесь же были обнаружены более 40 частичных скелетов особей синантропов – мужчин и женщин разного возраста. У синантропа череп был с массивными надглазничными валиками, лоб низкий и покатый, похож на череп питекантропа. Челюсти массивные, подбородка нет, нос широкий и плоский. Мозговая полость была объёмнее, чем у питекантропа, от 850 см 3 до 1220 см 3 , по возвышенности теменной области мозг синантропа переходный по отношению к мозгу неандертальца, но заострен и обращён вниз, как и у африканских антропоидов. Сильное выступание верхней челюсти (прогнатизм) говорит о примитивных особенностях. Вероятно, из-за большого размера лицевого отдела черепа у синантропа была хорошо развита выйная область, шейная мускулатура и сильно развит затылочный валик.

Синантропы умели изготавливать орудия труда, что доказывает факт того, что их руки были свободны, а передвигались они на двух ногах. Рост синантропов, определён по длине бедренной кости и составлял у мужчин 162 см, у женщин 152 см.

В 1907 году около города Гейдельберг немецкий антрополог О. Шетензак обнаружил челюсть с зубами антропоида, который получил название – гейдельбергский человек, который обладал специфическими чертами строения челюстей, а строение зубов почти не отличается от зубов современного человека. У него клыки не имеют конической формы, не выдаются над общим рядом зубов, диастемы отсутствуют.

Питекантропы, синантропы гейдельбергский человек и другие объединяются под названием «архантропы» (старые люди). Костные останки архантропов известны из раннего и среднего плейстоцена Азии, Африки и Европы (возраст от 1,9 млн. лет до 360 тыс. лет). Эти представители ископаемых гоминид относятся к виду Homo erectus – человек выпрямленный. Архнантропы имели высокое надбровье и мощный надглазничный валик, покатый лоб, низкий свод черепа с уплощённым затылочным отделом, сильный прогнатизм, отсутствие подбородочного выступа нижней челюсти. Походка была несколько неуклюжей, так как кости таза были сросшиеся. Считают, что наличие эндокранов свидетельствует о разрастании корковых полей, регулирующих направленные движения рук, развитие зон, которые обеспечивают анализ сигналов от зрительных, слуховых и тактильных центров, что позволяли мозгу совершенствовать звуковую сигнализацию. Питекантропы расселились по всем материкам Старого света, проникнув даже на острова Океании и пережив ледниковый период, вымерли в Африке и Европе с появлением неандертальца, а на островах Океании примерно 100 тыс. лет назад с появлением кроманьонца. Основной причиной вымирания питекантропа антропологи называют конкуренцию с неандертальцем и кроманьонцем, как с более совершенными видами. Другой версией вымирания неандертальцев считают несовершенство родовых путей женщин из-за сросшихся костей таза. У плода голова была крупная, кости не расходились во время родов, поэтому гибель матери и ребёнка была весьма вероятна, численность неандертальцев практически не возрастала, а условия окружающей среды были суровые.

Способность к членораздельной речи определяется строением таких структур как: загиб корня языка в гортанную полость, усиление голосовых связок, разрастание внутрь краёв черпаловидных хрящей гортани. Наличие всего вышеперечисленного свидетельствовало бы о чёткой дифференциации звуков, так как вдыхаемый воздух хорошо разделялся бы на верхнюю струю (носовую) и нижнюю (ротовую). Подвижный язык позволяет произносить разные звуки чётко (зубные, нёбные, губные). Однако массивные нижние челюсти архантропов свидетельствуют о том, что быстрая смена артикуляции и плавность речи была невозможна. Поэтому совершенствование речи связано не только с развитием мозга, но и с постепенными морфологическими преобразованиями лицевого скелета.

Следующий этап антропогенеза связан с появлением древних людей – палеоантропов. Палеоантропы – это общее название ископаемых людей, которых рассматривают как вторую стадию эволюции человека, следующую за архантропами и предшествующую неоантропам. Костные останки палеоантропов известны из среднего и позднего плейстоцена Европы, Азии и Африки, возраст их датируется от 250 до 40 тыс. лет. Другие данные свидетельствуют о том, что первые неандертальцы появились намного раньше примерно 1,5 млн. лет.

Первые находки останков палеоантропов (череп) были сделаны в 1848 году в Гибралтарской крепости. В 1956 году обнаружили череп и кости палеоантропа близ реки Неандерталь около Дюссельдорфа. По названию реки этот вид палеоантропов был назван неандертальцем. По времени существования и морфологическим (внешним) особенностям выделяют две группы неандертальцев. Ранние жили от 1,5 млн. лет назад до периода оледенения, поздние появились во время ледникового периода примерно 400 тыс. лет назад. Характерны следующие особенности: вертикальный профиль лица, редуцированный подбородочный рельеф, более прогрессивное строение зубов, объём мозга от 1200 до 1400 (доходил до 1600) см 3 . У них было сильно развито надбровье, затылок сжат сзади, лицевое отверстие широкое, наличие затылочного валика и некоторых других черт в строении верхних конечностей, которые не ограничивали подвижность и манипуляционные способности, силовой захват значителен. Рост невысокий (155 – 165 см), плечи широкие, физически сильные, пропорции тела близки к пропорциям современного человека, однако подчёркивается, что тело было бочкообразное, хотя некоторые из антропологов считают, что такие останки могли принадлежать больным.

Следующий этап эволюции человека начался, по мнению антропологов примерно от 200 до 100 тыс. лет назад с возникновением неоантропов, которые и были прямыми предками современного человека. Первые находки неоантропа была сделана в 1868 году в гроте Кро-Маньон (на территории французской провинции Дордонь), он получил название кроманьонец. Эти останки датируются 38 – 40 тыс. лет до н.э. В последние годы найдены останки человека, принадлежащего к кроманьонскому типу их датируют в 60 и 100 тыс. лет до н.э. Кроманьонцы вполне соответствовали антропологическому типу современного человека, отличия носили незначительный характер несколько менее высокий свод черепа, сильнее развиты зубы, объём мозга составляет 1400 – 1500 см 3 . Челюстной аппарат кроманьонца меньше, чем неандертальца, подбородок хорошо развит, надглазничный валик отсутствует, надглазничного сужения нет, свод черепа высокий, лобные доли хорошо развиты, изящное телосложение, тонкие кости. Стоянки неоантропов обнаружены по всей Европе, ни Памире, в Средней Азии, в Сибири, на Камчатке. Таким образов биологическая эволюция человека завершилась, среднюю скорость этого процесса можно оценить по скорости увеличения мозга гоминид, которая составила около 50 см 3 , на 100000 лет.

В этот период человек расселился по всему миру, осваивая различные природные области. Современные антропологические исследования показали, что Австралия заселена примерно 40-60 тыс. лет назад, куда кроманьонец попал через Индонезию. При этом на острове Ява он столкнулся с питекантропом, который не выдержал конкуренции и вымер, а в Европе, передней и Центральной Азии с неандертальцем. Америка была заселена примерно 12 тыс. лет назад через Китай. Через Камчатку, Чукотку и по Берингову мосту кроманьонец попал на Аляску, затем освоил Северную Америку, потом Центральную и Южную. Заселение Америки продолжалось в среднем 1-2 тысяч лет. Доказательством этого пути заселения служит одинаковая техника изготовления орудий труда (технология изготовление ножей по всей Америке идентична). Находки останков неоантропов свидетельствуют, что у них начинают появляться расовые варианты, что, безусловно связано с влиянием условий окружающей среды, то есть тех природных условий, где проживал человек.

Таким образом, основной особенностью эволюции человека является усиление характерного для человека комплекса признаков гоминидной триады: прямохождение, манипуляторные способности руки, нарастание массы мозга и усложнение его структуры и функции. Прямохождение привело к тому, что постепенно произошло структурное преобразование верхних и нижних конечностей, позвоночного столба, тазового пояса, грудной клетки, пропорций тела. Сильное развитие головного мозга, увеличение его массы, развитие передней лобной и теменных долей, развитие речи всё это способствовало развитию уникального явления – человеческой психики.

^ Важнейшие абиотические и биотические предпосылки возникновения человека

1. Возникновение приматов в результате эволюции млекопитающих 60-70 млн. лет назад.

2. Общественный образ жизни предков человека, ископаемых приматов (первобытное стадо).

3. Звуковая сигнализация, существовавшая изначально в стаде приматов (на основе которой впоследствии возникла речь в результате перестройки речевого аппарата).

4. Дневной образ жизни приматов.

5. Полное прямохождение при переходе к наземному образу жизни.

6. Возникновение сложной иерархической структуры стада разделение функций между членами сообщества, которые в значительной степени обусловлены экологической обстановкой, сложившейся во второй половине миоцена.

7. Всеядность древних и современных приматов, с существенным преобладанием белковой пищи в рационе (мяса птиц, яйца плиц, насекомые, их личинки, яйца и т.п.).

8. Обилие растительной и животной пищи на земле, в виде кореньев, мелких животных, для добывания которой необходимы хотя бы примитивные орудия труда.

9. Возникновение полиэстричности (множества овуляций в году и отсутствие определённого сезона спаривания). Вероятно, это связано с тем, что мужская часть стада могла отсутствовать на месте стоянки длительное время.

10. Повышенная сексуальность, по сравнению с другими приматами, которая исходно была связана с необходимостью повторных сексуальных контактов, так как женщины вели осёдлый образ жизни, а мужчины «кочевой», связанный с охотой.

11. Наличие женского оргазма. При прямохождении после спаривания сперма легко могла вытечь из половых путей самок, следовательно, шанс на оплодотворении низок. Согласно гипотезе Десмонда Морриса возникновение женского оргазма способствовало тому, что после полового акта самка оставалась в горизонтальном положении, поэтому сперма не вытекала из половых путей, шанс на оплодотворение высок.

1. Близкое залегание к поверхности урановых руд в Восточной и Северо-Восточной Африке, которые могли вызвать мутации у приматов.

2. Гибель доисторических лесов, возникновение саванн с травянистой и кустарниковой растительностью.

3. Наличие естественных укрытий в виде пещер, гротов.

4. Мягкий тёплый климат, существовавший в период начального этапа эволюции приматов, а впоследствии и человека. Это способствовало их расселению, при котором естественная пространственная изоляция способствовала возникновению, отбору и сохранению мутаций в популяциях приматов.

По теории высказанной современными генетиками питекантропы и неандертальцы не являются предками современного человека, так как принадлежат к разным видам, кроме того, они являются, вероятно, сестринскими ветвями в эволюции. Генетические отличия этих видов человека слишком велики. По одной из версий, у всех антропоидов когда-то существовал один общий предок, который и стал родоначальником всех известных видов антропоидов, а питекантропы, неандертальцы и кроманьонцы появились практически одновременно. Справедливость гипотезы установить достаточно сложно, так как промежуточных звеньев (видов) пока немного.

Генетики предположили следующую схему возникновения человека (кроманьонца). Известно, что у приматов 48 хромосом, причём они две хромосомы очень похожи на одну человеческую (ДНК шимпанзе и человека имеет общие, сходные по первичной структуре гены на 92 %).

На первом этапе в результате мутации, произошедшей под действием радиоактивного излучения, у одной из особей в группе приматов произошло слияние 2-х хромосом в одну. При этом у неё оказалось в генотипе 47 хромосом. Несмотря на то, что вероятность выживания таких мутантов невысока и у них могут возникнуть генетические отклонения, такая особь оказалась жизнеспособной и даже оставила потомство (при этом в половых клетках соответственно было 23 и 24 хромосомы). При скрещивании с особями, имеющими диплоидный набор хромосом (48 хромосом, в половых клетках соответственно по 24), 50% потомков получили 48, а 50 % 47 хромосом. Дальнейшее скрещивание особей в группе, несмотря на пониженную плодовитость гетерозиготных форм (поколение F2) по закону Менделя даёт следующее расщепление: 25 % потомков будут иметь 46 хромосом, 50 % – 47 хромосом и 25 % – 48 хромосом. Таким образом, первые представители предковой группы были родственниками, их численность была очень мала. Первым человеком кроманьонского типа была женщина (Праева). Гипотеза основана на очевидном сходстве митохондриальных генов всех современных людей (так называемая внеядерная наследственность). При оплодотворении в яйцеклетке остаются только митохондрии матери, митохондрии отца (находящие в сперматозоиде) в яйцеклетку не попадают. Поэтому считают, что предком всех кроманьонцев была одна женщина, жившая в Африке около 200 тыс. лет назад. Эта гипотеза пока общепринятым фактом не считается.

Вероятно, у других групп обезьян возникали другие мутации, они стали родоначальниками питекантропов и неандертальцев (число хромосом у неандертальцев по данным генетики – 48 штук, но по строению они отличаются от хромосом шимпанзе).

^ 1. Возникновение и развитие общественных отношений

в человеческом обществе.

Основные понятия и определения

В настоящее время не существует каких-либо прямых свидетельств, которые убедительно позволили бы исторически точно воспроизвести развитие человеческого общества. Таковыми сведениями могут быть данные о стадных взаимоотношениях обезьян, а также археологические и антропологические сведения. Немаловажное значение имеют и этнографические сведения, которые могут рассматриваться как пережитки древнейшего дородового состояния человечества. Сопоставление и анализ имеющихся данных позволяют общее, во многом гипотетическое представление об общественной жизни того времени, однако здесь много неясностей, логических догадок, спорных положений.

Начальную форму организации человеческого общества принято называть первобытным человеческим стадом. Употребление термина «стадо» вероятно не совсем применимо, по мнению ряда учёных. Стадный характер взаимоотношений приписывают первобытным человеческим коллективам, при этом допускается некоторая вульгаризация и биологизация процессов общественного развития. С другой стороны употребление этого термина хорошо передаёт своеобразие организации древнейших и древних людей, её переход от предчеловеческого стада животных предков человека к сформировавшемуся обществу.

Разумеется, организация стада первобытных людей сложилась на основе организации стада предков человека – ископаемых человекообразных обезьян. В настоящее время антропологи считают, что наиболее «близким родственником» человека среди современных человекообразных обезьян является карликовый шимпанзе – банобо. Они внешне несколько отличаются от обычного шимпанзе, не боятся воды, как другие приматы, в остальном пища, времяпрепровождение не отличаются от времяпрепровождения обычного шимпанзе. Социальная организация банобо отличается от социальной организации других приматов. У банобо половозрелые самки (матери) дружат с самцами, при этом главенствующая роль в стаде принадлежит именно самкам, они первые берут еду. Стадо в путешествиях следует за самкой – лидером. От статуса матери в стаде зависит статус молодого половозрелого самца в группе самцов. Среди самцов существует своя иерархия, вожак пресекает возникшие разногласия, но сам подчиняется своей матери и другим самкам. В стаде сексуальные отношения между особями различны, существуют гомо – и гетеросексуальные связи, педофилия. В пищу банобо употребляют не только фрукты, насекомых их личинки, птиц их яйца, мелких животных, но и обезьян других видов. Как и другие обезьяны для ночёвки строят гнёзда на деревьях, днём едят и отдыхают.

Эпоха первобытного человеческого стада совпадает с выделением человека из животного мира. Общество могло сформироваться на основе стадного образа жизни. Разрабатывая теорию развития человека от некой низшей формы, Дарвин не смог осветить роль труда в процессе естественного отбора, то есть доказать, что в эволюции человека огромную роль играли не только биологические, но и социальные закономерности. Дарвин переоценил роль естественного отбора в истории развития стран и народов. Ф. Энгельс на основе учения Ч.Дарвина и трудов К. Маркса создал трудовую теорию антропогенеза, которую он изложил в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1986 год). Основу этой теории составляет понятие о труде, как основном условии человеческой жизни, но труд никоим образом не отменяет действие биологических законов, а напротив преобразует характер действия естественного отбора. С развитием трудовых навыков Ф.Энгельс связывает развитие речи, руки, мозга, мышления, сотрудничества и сплочения их в социальный коллектив.

Первобытное человеческое стадо возникло вероятнее всего с возникновением трудовой деятельности, созданием примитивных искусственных орудий труда и переходу к жизни в пещерах. В гнезде на дереве из-за большого веса может находиться во время ночёвки лишь одна особь, либо мать с детёнышем, ветки с листьями помогают сохранять тепло до утра. В пещере сохранить тепло можно, лишь собравшись в тесную группу, кроме того, собравшись в группу особи, чувствуют себя в большей безопасности, размеры объекта (кучи больше), следовательно, шанс избежать нападения выше. Изготовление орудий труда требует определённых навыков, умений, которые должны передаваться в процессе общения в социальной группе. Многие современные исследователи теорию антропогенеза считают ошибочной. Современные человекообразные обезьяны, обитающие в природной среде, не только используют подходящие предметы, но и изготавливают простейшие орудия для добывания пищи, Находясь в условиях соседства с человеком (в научно-исследовательских лабораториях, зоопарках, цирках и т.п.) происходит коренная перестройка не только манипуляционной активности, но психики обезьяны.

В условии миоцена и плейстоцена из-за изменившихся условий обитания преимущество в выживании получили те приматы, которые благодаря возникшим новым формам манипулирования оказались способны к сильной концентрации психомоторной активности, к орудийной деятельности, созданию орудий труда, к общественной жизни. Увеличение объёма головного мозга на данном этапе гоминизации не явилось определяющим фактором, главным стало изменение качества его работы, обусловленное значительным возрастанием числа межнейронных взаимодействий, при которых произошло существенное изменение перестройки поведения. В процессе своего развития предок человека должен был накопить такие средства и навыки выживания, которыми природа его не наделила, он вынужден был дополнить их своим интеллектом.

Предки человека были стадными животными, их поведение определялось не только стадными, но и эгоистическими рефлексами, которые сохранялись на протяжении длительного периода в раннем человеческом стаде. Однако столкновения между членами группы были, скорее всего, эпизодическими, носили не слишком агрессивный характер, так как иначе устойчивость первобытного коллектива была бы невозможна, они не достигли бы более высоких форм социальной организации. Разумеется, борьба между эгоистическими и стадно-коллективными формами поведения шла постоянно, первые постепенно изживались вторыми, так как иначе стадо никогда бы не стало родовой общиной. Определённые формы поведения облегчали общение между членами стада в процессе совместной жизни в пещерах, трудовой деятельности, а именно охоты, защиты от хищников. Всё это дополнялось совершенствованием системы обмена информацией, звуковой сигнализацией, которая, в конце концов, позволила сформироваться членораздельной речи, а на её основе второй сигнальной системе, сыгравшей огромную роль в формировании интеллекта и культуры. Таким образом, сообщества древних людей, их предков, подвергались не только индивидуальному, но и групповому отбору, позволяя сохраняться тем коллективам, где были более развиты социальные отношения между членами группы. В этих сообществах существовала определённая терпимость особей по отношению друг к другу, а доминирующие особи не отличались агрессивностью.

Первобытное человеческое стадо представляло собой небольшую группу людей из 20-30 взрослых особей подростков и детей. Большая группа вряд ли могла прокормиться собирательством в период раннего палеолита, так как требует большой затраты времени и сил, но даёт относительно мало пищи. Охота на крупных животных в условиях слабой технической вооружённости была сопряжена с большими трудностями, жертвами и не всегда удачна. Первобытные охотники и собиратели использовали в качестве укрытий пещеры, естественные навесы, проживая в них в течение длительного времени осёдло, либо кочуя по определённым маршрутам.

Особую роль в становлении первобытного общества сыграла охота. Разумеется, в разные периоды времени, сезоны, в разных местностях соотношение между собирательством и охотой было неодинаково. Однако, охота была более прогрессивной отраслью, которая и определяла развитие первобытных коллективов. Объектами охоты были разные животные, в том числе и крупные, охота на них могла быть только загонной. Для загонной охоты необходима определённая организованность человеческого стада, тесного сплочения, наличие оружия, для того, чтобы добить раненое животное, которое оказывало сопротивление, а при ранении было ещё опаснее.

Антропологи пришли к выводу, что питекантропы жили первобытным стадом, в котором развиты были инстинктивные формы взаимопомощи (между матерью и её детьми) осознанные формы вряд ли были обычны, проявлялись лишь в условиях определённых видов деятельности (охота и защита от врагов). Больных или немощных членов групп просто оставляли на произвол судьбы, не оказывая им помощи.

У неандертальцев (мустерское время) обнаруживаются первые косвенные свидетельства социальной организации, которые проявились в свидетельствах заботы о членах коллектива. Об этом свидетельствуют неандертальские погребения, а также обнаружения на костях людей заросших переломов конечностей. Получивший травму охотник не мог бы выжить без помощи других членов группы, которые хотя бы обеспечивали его пропитание в течение длительного времени. Кроме того, были обнаружены кости людей, возраст которых на момент смерти составлял 40-50 лет, это были глубокие старики, практически не способные к труду, но вероятно, обладавшие знаниями и навыками в изготовлении орудий труда, поэтому их жизнь была ценна для членов общества. В обществе неандертальцев, как впрочем, вероятно и питекантропов, а впоследствии и кроманьонцев существовал каннибализм или антропофагия. Об этом свидетельствуют расколотые черепа и расколотые вдоль обожжённые кости конечностей, из которых извлечён костный мозг.

Таким образом, такая социальная группа как родовая община у первобытных людей формировалась в течение длительного времени. Первоначально образовавшийся род, в основе которого была женщина её потомки и родственники (дети, сёстры, братья и т.д.) постепенно деформировался и видоизменялся, но оставался коллективизм, который был характерен для членов родовой общины (семьи). Собственность была общинной, принадлежала всем сородичам. Общими были охотничьи территории, места для собирания растений, рыбной ловли, орудия труда, жилища, огонь. Индивидуальная собственность распространялась только на изготовленные индивидуумом ручные орудия труда – копьё, скребок, так как это орудие изготавливалось с учётом особенностей хозяина. Существование личной собственности на индивидуальные орудия труда соответствовало производственным нуждам и интересам всего общества, так как эти орудия были наиболее эффективны в руках «хозяина», соответствуя его индивидуальным особенностям. У различных народов (аборигены Австралии, огнеземельцы, бушмены) до сих пор сохранились обычаи в соответствии, с которыми можно брать вещи сородича, но заботится о них как о своих собственных. Личная собственность члена рода сводится лишь к отношению к вещи, но принадлежит она всему коллективу общины. Род был собственником и всей добычи, каждый получал равную долю, вне зависимости от своего участия в её добывании. Коллективизм в потреблении был необходимым условием выживания рода, так как при низкой производительности труда, частой нехватке пищи и суровыми условиями существования каждый был важен для сохранения сообщества. Род регулировал потребление всех сородичей. Потребление было не просто уравнительным, а равнообеспечивающим, это означает, что при распределении пищи учитывали различия по полу, возрасту и в интересах всего коллектива. При острой нехватке пищи последняя или большая часть отдавалась охотникам, идущим за добычей. Этим же объясняется и каннибализм по отношению не только к людям из других общин, но и в отношении членов своей группы (стариков и детей).

Коллективная трудовая деятельность в общине поначалу была кооперацией, так как для загона животного на охоте, при сборе растительной пищи не требовалось особых навыков, работа однообразна. Однако и в том и в другом случае выделялись индивидуумы, которые лучше других выполняли те или иные операции или обладали особыми знаниями. Постепенно происходило разделение труда, специализация операций, которая дополнила уже существующее в человеческом обществе естественное разделение по полу и возрасту. Постепенно роль охоты возрастала, особенно сильно она возросла в период оледенения, когда выживание группы в первую очередь зависело от успеха охоты. Одновременно возрастала и роль мужчины – охотника. Женщины оставались заботиться о маленьких детях, они не могли уходить далеко от укрытий, кроме того, в условиях наступления похолодания необходимо было постоянно поддерживать огонь для тепла и защиты от хищников в отсутствии мужчин. Дети и старики помогали в организации быта общины, старики занимались обучением подростков, передавали опыт, изготавливали орудия труда. Всё это способствовало росту производительности труда выживанию рода и постепенному более выраженному половозрастному делению, которое накладывало отпечаток на всю общественную жизнь общины.

Основные полововозрастные группы в ранней родовой общине:

Дети (требующие внимания и заботы матери, не способные выполнять какую-либо работу и не могущие заботиться о себе самостоятельно);

^ Взрослые женщины (достигшие половой зрелости и имеющие детей);

Взрослые мужчины (охотники);

Подростки (мальчики и девочки, которые могли выполнять какую-то работу и могли позаботиться о себе в какой-либо степени);

Старики (женщины и мужчины в возрасте 35-40 лет. Женщины этого возраста возможно уже не могли иметь детей. Мужчины не принимали участия в охоте из-за травм или по другим причинам).

Деление на вышеназванные группы имело огромное значение, важен был возрастной рубеж, переход из одной группы в другую, как правило сопровождающийся особыми обрядами – инициациями (посвящениями), которые существуют у многих народов до сих пор, в том или ином виде. Обряды инициации были различны, но главный смысл заключался в приобщении человека к хозяйственной, общественной и идеологической жизни членов общины. Подросток учился владеть оружием, охотиться, девушки готовились к роли матери. Обряды инициации были порой связаны с серьёзным и мучительным испытанием, выполнением тяжёлой физической работы, инициация длилась порой несколько лет. У некоторых народов, у которых с древних времён сохранились родо-племенные общины практикуется мужское и женское обрезание, искусственная дефлорация девушек, приветствовалось и поощрялось накопление массы тела перед замужеством. Обрезание мужчин до настоящего времени сохранилось у иудеев и мусульман.

У ряда народов существует обычаи, связанные со своеобразным обособлением взрослых мужчин и женщин. В некоторых племенах мужчины и женщины на стоянках располагаются отдельно, готовят разную пищу, имеют свои праздники, поклоняются разным богам, и даже говорят на «мужском» и «женском» языках, а для общения используют третий язык. Мужчины владеют своими орудиями труда, женщины – женскими. У андаманцев, австралийцев и ряда других народов практикуется проживание холостых мужчин и незамужних девушек, достигших брачного возраста отдельно от своих семей в особых домах в деревне. Естественное деление по возрасту и полу не приводило к возникновению отношений господства и подчинения, так как мужчины и женщины специализировались в разных, но были одинаково необходимы для общества, неравенства полов при этом не существовало. Традиции, связанные с раздельным проживанием, и прочими атрибутами были необходимы для выживания в суровых условиях окружающей среды, для определения статуса человека в роду, его положение и т.д.

Выдающаяся роль женщины в жизни родовой общины вместе с матрилинейной, материнской организацией рода в ранний период развития родового строя создала женщине высокое общественное положение. Несмотря на произошедшую смену матриархата, патриархатом в ряде случаев именно за женщиной оставалось наследственное и имущественное право в семье, что до сегодняшнего дня существует и сохраняется в виде традиций. На острове Тибурон (Мексика) главой рода до сих пор является женщина, хотя вождь – мужчина, который избирался раньше на время военных действий (сейчас на время праздников).

Читайте также:  Что такое чувства с научной точки зрения
Источники:
  • http://zrenielib.ru/docs/index-10904.html