Меню Рубрики

Ненаучные точки зрения на происхождение человека эзотеризм

На сегодняшний день существуют различные версии происхождения человека на Земле. Это и научные теории, и альтернативные, и апокалиптические. Многие люди считают себя потомками ангелов или божественных сил, вопреки убедительным доказательствам ученых и археологов. Авторитетные историки отрицают эту теорию, как мифологию, отдавая предпочтение другим версиям.

Издавна человек являлся предметом изучения наук о духе и природе. Между социологией и естествознанием до сих пор ведется диалог о проблеме бытия и обмен информацией. На данный момент ученые дали человеку конкретное определение. Это биосоциальное существо, которое совмещает в себе интеллект и инстинкты. Следует отметить, что не один человек в мире является таким созданием. Подобное определение можно с натяжкой отнести и к некоторым представителям фауны на Земле. Современная наука четко разделяет биологию и сущность человека. Поисками границы между этими компонентами занимаются ведущие исследовательские институты по всему миру. Данная сфера науки получила название социобиология. Она заглядывает глубоко в сущность человека, выявляя его естественные и гуманитарные особенности и предпочтения.

Целостный взгляд на социум невозможен без привлечения данных его социальной философии. Сегодня человек – это существо, которое имеет междисциплинарный характер. Однако многих людей по всему миру волнует другой вопрос – его происхождение. На него уже тысячи лет пытаются дать ответ ученые и религиоведы планеты.

Происхождение человека: введение

Вопрос о появлении разумной жизни за Земле привлекает к себе внимание ведущих ученых различных специальностей. Некоторые люди сходятся во мнении, что происхождение человека и общества не достойны изучения. В основном, так считают те, кто искренне верит в сверхъестественные силы. Исходя из такого мнения о происхождении человека, индивидуум был сотворен Богом. Эту версию уже десятки лет подряд опровергают ученые. Несмотря на то, к какой категории граждан каждый человек себя относит, в любом случае, этот вопрос всегда будет волновать и интриговать. В последнее время современные философы начали спрашивать себя и окружающих: «Для чего люди были созданы, и какова их цель пребывания на Земле?». Ответ на второй вопрос найти не удастся никогда. Что касается появления разумного создания на планете, то исследовать этот процесс вполне реально. Сегодня на данный вопрос стараются ответить основные теории происхождения человека, однако 100-процентную гарантию правильности своих суждений ни одна из них предоставить не может. В настоящее время ученые-археологи и астрологи по всему миру исследуют всевозможные источники зарождения жизни на планете, будь они химическими, биологическими или морфологическими. К сожалению, на данный момент человечеству даже не удалось определить, в каком столетии до нашей эры появились первые люди.

Теория Дарвина

В настоящее время бытуют различные версии происхождения человека. Однако самой вероятной и близкой к правде считается теория британского ученого по имени Чарльз Дарвин. Именно он внес неоценимую лепту в биологическую науку. Его теория основана на определении естественного отбора, который играет роль движущей силы эволюции. Это естественно-научная версия происхождения человека и всего живого на планете.

Фундамент теории Дарвина сформировали его наблюдения за природой во время путешествия вокруг света. Разработка проекта было начата в 1837 году, а продлилась более 20 лет. В конце 19 века англичанина поддержал другой ученый-естествовед — А. Уоллес. Вскоре после своего доклада в Лондоне он признался, что именно Чарльз был его вдохновителем. Так появилось целое направление — дарвинизм. Последователи этого движения сходятся во мнении, что все типы представителей фауны и флоры на Земле изменчивы и происходят из других, ранее существовавших, видов. Таким образом, теория основывается на непостоянстве всего живого в природе. Причиной этому является естественный отбор. На планете выживают только сильнейшие формы, которые способны приспосабливаться к текущим условиям среды. Человек как раз и является таким существом. Благодаря эволюции и стремлению выживать люди стали развивать свои умения и познания.

Теория вмешательства

В основе этой версии происхождения человека стоит деятельность посторонних цивилизаций. Считается, что люди являются потомками инопланетных созданий, которые высадились на Землю миллионы лет назад. Такая история происхождения человека имеет сразу несколько развязок. По мнению одних, люди появились в результате скрещивания инопланетян с прародителями. Другие считают, что всему виной генная инженерия высших форм разума, которые вывели гомо сапиенс из колбы и собственных ДНК. Кто-то уверен, что люди произошли в результате ошибки опытов над животными.

С другой стороны, весьма интересной и вероятной является версия об инопланетном вмешательстве в эволюционное развитие гомо сапиенса. Не секрет, что археологи до сих пор находят в различных уголках планеты многочисленные рисунки, записи и прочие свидетельства о том, что античным людям помогали какие-то сверхъестественные силы. Это касается и индейцев Майя, которых якобы просвещали внеземные создания с крыльями на странных небесных колесницах. Также существует теория о том, что вся жизнь человечества от происхождения до пика эволюции протекает по давно прописанной программе, заложенной инопланетным разумом. Есть и альтернативные версии о переселении землян с планет таких систем и созвездий, как Сириус, Скорпион, Весы и т. д.

Эволюционная теория

Последователи этой версии полагают, что появление человека на Земле связано с видоизменением приматов. Эта теория на сегодняшний день является самой распространенной и обсуждаемой. Исходя из нее, люди произошли от некоторых видов обезьян. Эволюция началась в незапамятные времена под влиянием естественного отбора и прочих внешних факторов. Теория эволюции действительно имеет ряд интересных доказательств и свидетельств, как археологических, палеонтологических, генетических, так и психологических. С другой стороны, каждое из этих утверждений может трактоваться по-разному. Неоднозначность фактов – вот что не делает эту версию на 100% верной.

Теория творения

Данное ответвление получило название «креационизм». Его последователи отрицают все основные теории происхождения человека. Считается, что людей сотворил Бог, который является высшим звеном в мире. Человек был создан по его подобию из небиологического материала.

Библейская версия теории гласит, что первыми людьми были Адам и Ева. Их Бог сотворил из глины. В Египте и многих других странах религия уходит далеко в античные мифы. Подавляющее большинство скептиков считают эту теорию невозможной, оценивая ее вероятность в миллиардные доли процента. Версия сотворения всего живого Богом не требует доказательства, она просто существует и имеет на это право. В ее поддержку можно привести схожие примеры из легенд и мифов народов разных уголков Земли. Эти параллели нельзя оставить без внимания.

Теория аномалий пространства

Это одна из самых спорных и фантастических версий антропогенеза. Последователи теории считают появление человека на Земле случайностью. По их мнению, люди стали плодом аномалии параллельных пространств. Праотцами землян были представители цивилизации гуманоидов, которые представляют собой смесь Материи, Ауры и Энергии. Теория аномалий предполагает, что во Вселенной миллионы планет с аналогичными биосферами, которые создавались единой информационной субстанцией. При благоприятных условиях это ведет к возникновению жизни, то есть гуманоидного разума. В остальном эта теория во многом схожа с эволюционной, за исключением утверждения об определенной программе развития человечества.

Акватическая теория

Этой версии происхождения человека на Земле практически 100 лет. В 1920-е годы акватическую теорию впервые предложил известный морской биолог по имени Алистер Харди, которого впоследствии поддержал другой авторитетный ученый, немец Макс Вестенхоффер.

Версия базируется на доминирующем факторе, заставившем человекообразных приматов выйти на новую ступень развития. Именно это вынудило обезьян променять водный образ жизни на сушу. Так гипотеза объясняет отсутствие густого волосяного покрова на теле. Таким образом, на первом этапе эволюции человек перешел из стадии гидропитека, которые появились более 12 млн. лет назад, к гомо эректус, а затем и сапиенс. Сегодня эта версия в науке практически не рассматривается.

Альтернативные теории

Одна из самых сказочных версий происхождения человека на планете заключается в том, что потомками людей были некие рукокрылые существа. В некоторых религиях их называют ангелами. Именно эти существа с незапамятных времен заселяли всю Землю. Их облик был схож с гарпией (смесью птицы и человека). Существование таких созданий подкрепляется многочисленными наскальными рисунками. Имеет место и еще одна теория, по которой люди на ранних этапах развития были настоящими великанами. По некоторым легендам, такой гигант был получеловеком-полубогом, так как одним из их родителей был ангел. Со временем высшие силы перестали спускаться на Землю, и великаны исчезли.

Античные мифы

О происхождении человека существует огромное количество легенд и сказаний. В Древней Греции верили, что прародителями людей были Девкалион и Пирра, которые по воле богов пережили потоп и создали новую расу из каменных статуй. Античные китайцы считали, что первый человек был бесформенным и вышел из глиняного кома.

Создателем людей является богиня Нюйва. Она была человеком и драконом в одном лице. По турецкому преданию, люди вышли из Черной горы. В ее пещере была яма, которая напоминала облик тела человека. Струи дождя смывали в нее глину. Когда форма наполнилась и согрелась солнцем, из нее вышел первый человек. Имя ему Ай-Атам. Мифы о происхождении человека индейцев сиу гласят, что людей создал Кролик-вселенная. Божественное создание нашло сгусток крови и начало с ним играться. Вскоре тот стал накатываться о землю и превратился в кишки. Затем на сгустке крови появилось сердце и прочие органы. В итоге кролик накатал полноценного мальчика – предка сиу. По мнению античных мексиканцев, бог создал облик человека из гончарной глины. Но из-за того, что он передержал заготовку в печи, человек получился подгоревшим, то есть черным. Последующие попытки раз за разом становились все лучше, а люди выходили все белее. Монгольское предание один в один схоже с турецким. Человек появился из глиняной формы. Единственным отличием является то, что яму вырыл сам бог.

Этапы эволюции

Несмотря на версии происхождения человека, все ученые сходятся во мнении, что стадии его развития были идентичные. Первыми прямоходящими прообразами людей были австралопитеки, которые общались между собой с помощью рук и были не выше 130 см. Следующий этап эволюции произвел на свет питекантропа. Эти создания уже умели пользоваться огнем и подстраивать природу под собственные нужды (камни, шкуру, кости). Далее эволюция человека дошла до палеоантропа. В это время прообразы людей уже могли общаться звуками, мыслить коллективно. Последним этапом эволюции до появления человека разумного стали неоантропы. Внешне практически не отличались от современных людей. Они мастерили орудия труда, объединялись в племена, выбирали вождей, устраивали голосования, обряды.

Прародина человечества

Несмотря на то, что ученые и историки по всему миру до сих пор спорят о теориях происхождения людей, точное место, где зародился разум, установить все же удалось. Это африканский континент. Многие археологи считают, что можно сузить локацию до северо-восточной части материка, хотя бытует мнение и о доминировании в этом вопросе южной половины. С другой стороны, есть люди, которые уверены, что человечество появилось в Азии (на территории Индии и прилегающих стран). Выводы о том, что первые люди заселяли Африку, были сделаны после многочисленных находок в результате масштабных раскопок. Отмечается, что в то время существовало сразу несколько видов прообраза человека (рас).

Читайте также:  Съесть собаку с филологической точки зрения

Самые странные археологические находки

В число наиболее интересных артефактов, которые могут повлиять на представление о том, каким на самом деле было происхождение и развитие человека, попали черепа античных людей с рогами. Археологические исследования проводились в пустыне Гоби бельгийской экспедицией в середине 20 века.

На территории бывшей шумерской цивилизации были неоднократно найдены изображения летающих людей и объектов, направлявшихся на Землю из-за пределов Солнечной системы. Подобные рисунки есть еще у нескольких античных племен. В 1927 году в акватории Карибского моря в результате раскопок был найден странный прозрачный череп, похожий на хрустальный. Многочисленные исследования не выявили технологию и материал изготовления. Потомки племени Майя утверждают, что их предки поклонялись этому черепу, словно высшему божеству.

Вон отсюда!

Считается, что первые люди жили в Африке. На это указывают найденные окаменелости и результаты генетических исследований. Однако ученые из Китая придерживаются другой точки зрения. Они пересмотрели теорию эволюции, создав свою версию. «Лента.ру» разбирается, заслуживает ли их исследование серьезного внимания или это очередной пример маргинальной науки.

Гомо везде

Существуют две основные гипотезы происхождения современного человека. Первая — мультирегиональная — была предложена в 1984 году. По ней непосредственный предок человека — архантроп, или Homo erectus, — пришел из Африки и расселился по всей Евразии во времена раннего и среднего плейстоцена. Отдельные его популяции дали начало всем современным расам сапиенсов: европеоидам, негроидам, монголоидам и австралоидам. Кроме того, сторонники мультирегиональной гипотезы считают, что неандертальцы, эректусы, денисовцы относятся к одному виду — люди (Homo) — и представляют собой просто его отдельные формы. А сам общий предок людей жил примерно 2,3-2,8 миллиона лет назад.

Материалы по теме

Мультирегиональную гипотезу безжалостно опровергают генетические данные. Еще в 1987 году анализ митохондриальной ДНК (она наследуется только от матерей) человека показал, что мы все — потомки одной женщины, жившей около 200 тысяч лет назад, так называемой Митохондриальной Евы (не имеет ничего общего со своей тезкой из Библии). Естественно, она жила среди других людей, но только ее митохондриальная ДНК была унаследована всеми живущими сейчас Homo sapiens, в том числе азиатами, австралийцами и африканцами.

Это открытие несовместимо с мультирегионализмом. У людей был один предок, а не несколько, разбросанных по планете. Да и 200 тысяч лет — гораздо меньше, чем два миллиона лет. Это, конечно, не дает ответа на вопрос, когда возникли сапиенсы: Митохондриальная Ева сама была сапиенсом, как и ее родители. Однако новые сведения говорят в пользу второй основной гипотезы происхождения человека — африканской.

Все были неграми

Эта гипотеза предполагает, что первые люди анатомически современного типа появились в Африке. Отсюда пошли разные ветви сапиенсов, в том числе пигмеи и бушмены. По мнению Александра Козинцева, научного сотрудника Музея антропологии и этнографии РАН, именно на этом континенте могла реализоваться своеобразная мини-версия мультирегионализма. По-видимому, тут образовалось множество различных африканских групп, и некоторых из них дали начало сапиенсам. Причем представители разных ветвей контактировали, что привело в конечном итоге к формированию современного человека как единого вида.

Мультирегионализм в своей более глобальной версии не способен обеспечить генетическое единство всех Homo sapiens. Иначе сторонникам этой архаичной гипотезы пришлось бы предположить, что популяции древних людей на различных континентах как-то взаимодействовали между собой. Но свидетельств таких межконтинентальных контактов в плейстоцене нет.

Сапиенсы вышли из Африки примерно 70-50 тысяч лет назад. Расселяясь по Евразии, они вытесняли неандертальцев и денисовских людей, изредка скрещиваясь с ними. Если бы современный человек произошел от неандертальцев, как предполагают мультирегионалисты, то их митохондриальная ДНК мало отличалась от нашей. Однако, как показала расшифровка генома Homo neanderthalensis, между нами и ними глубокая генетическая пропасть.

Война с дарвинизмом

Тем не менее попытки реабилитировать эту гипотезу продолжаются. Так, генетик Ши Хуан (Shi Huang) из Центрального южного университета в Китае и ярый противник дарвинизма решил нанести удар по генетическим доказательствам. Препринт статьи он опубликовал в репозитории bioRxiv.

Китайский ученый подверг критике метод молекулярных часов, применяемый для оценки генетического расстояния между различными видами. Суть в следующем. Со сменой поколений в ДНК у определенного вида с постоянной скоростью накапливаются нейтральные мутации, которые никак не влияют на его выживаемость (это имеет значение, поскольку вредные мутации отбраковываются, а полезные происходят достаточно редко). У родственных видов также накапливаются мутации с той же самой скоростью. Поэтому виды одного рода более менее одинаково отличаются друг от друга, а у видов различных родов отличий больше.

Материалы по теме

Интересно, что эти выводы основаны на исключении из генетического анализа нейтральных мутаций, которые якобы из-за эпигенетических программ искажают истинную картину. Хуан создал новую версию молекулярных часов — «медленную», в которой учитываются изменения только в консервативных и с трудом меняющихся последовательностях ДНК. Неоправданно выбросив целый кусок данных, он буквально перевернул все с ног на голову.

Вот только китайский исследователь не учел другие возможные объяснения замедления молекулярных часов. Так, эволюционисты ссылаются на эффект времени генерации. Человек живет дольше обезьян, поэтому мутации в людях накапливаются медленнее.

Нельзя сравнивать темп мутаций у людей и у шимпанзе. Молекулярные часы следует применять на локальном уровне, то есть для оценки времени возникновения близкородственных видов. В рамках эволюции людей разница между неандертальцами и сапиенсами имеет значение. В более широких масштабах возможны грубые ошибки. Это лишний раз напоминает о том, как важно знать границы применимости научных инструментов.

Что касается Ши Хуана, то его статьи, в том числе та, где он впервые предлагает свою гипотезу, не прошли рецензирование экспертов. Хотя сторонники мультирегионализма поддерживают его, китайскому генетику приходится ограничиваться репозиториями препринтов, где он может беспрепятственно выкладывать свои черновики, не опасаясь серьезной критики со стороны экспертов в области антропогенеза.

Особенности национальной науки

Некоторые западные ученые полагают, что в китайских исследованиях происхождения человека замешана политика. Китайцы стремятся доказать всему миру, что люди возникли на территории их страны. Хотя китайские антропологи отвергают подобные обвинения, они буквально вцепились в гипотезу азиатского происхождения сапиенсов, считая, что в ее пользу есть веские доказательства.

Некоторое противостояние (намеренное или нет) с западной наукой прослеживается и в других областях. Можно хотя бы вспомнить то, что в Китае доля исследований, подтверждающих пользу китайской медицины, больше, чем во всем остальном мире (эти клинические результаты критикуются сторонниками доказательной медицины). Что касается гипотез антропогенеза, то, возможно, тут сыграла роль и некоторая обида за ситуацию с Пекинским человеком. Этот родственник питекантропов когда-то считался предком монголоидной расы. Но теперь пальма первенства перешла в Африку.

Происхождение человека

Существует, как мы знаем, разные точки зрения на происхождение всей вселенной и человека. Основные из них следующие: религиозные (не только признающие Бога-Творца, но и языческие), атеистическая эволюционная, оккультно-мистическая (о внеземном происхождении человека).

Что касается националистических языческих религиозных точек зрения, то среди них можно встретить расистские языческие идеи о том, что человечество происходит из разных источников (разные нации творятся разными богами), что оно не единоприродно, то есть не происходит от одной четы. Это совершенно ненаучные взгляды, т. к. у всех людей, населяющих нашу землю, практически идентичным является хромосомный аппарат. Если мы посмотрим на человеческую природу, то она совершенно одинакова у представителей всех рас. Мы все очень похожи. Люди имеют две руки, две ноги, два глаза и т.д. Такое однообразие для разных богов уже является совершенно нелогичным.

Что касается атеистической эволюционной точки зрения, то и теория Большого Взрыва и теория эволюции противоречат 2-му закону термодинамики, который носит всеобщий характер. 2-й закон термодинамики гласит: в замкнутой системе спонтанно происходит переход от более высокой организации к более низкой, но не наоборот.

Все экспериментальные наблюдения подтверждают, что 2-й закон термодинамики справедлив для всех долгосрочных процессов в природе. К примеру, если химическое соединение предоставить самому себе, то оно, в конце концов, распадется на более простые составляющие, а не усложнится. Со временем сложные организованные системы в силу естественного хода событий упрощаются и приходят в беспорядок.

2-й закон термодинамики иногда называют законом упадка. Все в мире стремится к наиболее возможному беспорядку при условии отсутствия энергии извне.

Согласно этому закону в долгосрочном плане во Вселенной действует всеобщая тенденция к упадку. Сложные организованные системы со временем упрощаются и теряют порядок, появляется необратимая тенденция к дезорганизации. Эволюция, сопровождаемая увеличением упорядоченности и сложности, представляется просто невозможной в природе.[49]

Для эволюционной модели развития вселенной в космосе нет внешнего источника энергии или силы. Потому, необходимость наличия внешних условий для возникновения и поддержания вселенной в постоянном стационарном состоянии, явно указывает на необходимость Создателя.

В современном православном богословии, частью которого является христианская антропология, существуют две точки зрения на происхождение человека:

1) (гексамерический) креационизм;

2) эволюционный креационизм.

Чистый креационизм (гексаметрический) понимает сотворение Богом человека в свете таких свойств Божьих как всемогущество, всеведение, абсолютная свобода и т.д. Креационисты считают, что поскольку Бог всемогущ, Ему не нужны были миллионы лет для создания человеческого тела эволюционным путем. Он сказал – и стало так, захотел – и сделал. Бог абсолютно свободная и всемогущая Личность и творит, что пожелает, исходя из любви и благости Своей.

Эволюционный креационизм как бы покушается на свойство всемогущества Божия. Получается, что всемогущий Бог не может сотворить человека мгновенно. Ему нужны миллионы лет для акта творения. В целом, эволюционный креационизм говорит о том, что эволюция невозможна во Вселенной без притока информации и энергии извне (по второму закону термодинамики), а Бог и является тем внешним источником силы (энергии) и информации. Т.е. Бог «запустил» процесс создания Вселенной и «запустил» процесс эволюции.

В общем, можно сказать, что для христианского ответа на этот вопрос, характерны следующие рассуждения.

Существует разница между научным законом, теорией и гипотезой.

Закон – устойчивое, повторяющееся соотношение между явлениями в природе и обществе.

Теория – внутренне непротиворечивая система основополагающих идей и законов, дающая целостное представление о существенных связях в рассматриваемом множестве объектов. Научными теориями, выдержавшими проверку временем, являются классическая механика, электродинамика, молекулярно-кинетическая теория и термодинамика, квантовая механика, классическая и квантовая статистика, электронная теория металлов, специальная теория относительности, теория химической связи, теория валентности и электрохимической диссоциации, генетика, и т.д. Во многих теориях можно выделить основные законы, составляющие ядро теории. Например, в классической механике это – три закона Ньютона, закон всемирного тяготения, законы сохранения; в электродинамике – закон Кулона и закон электромагнитной индукции Фарадея, в генетике – законы Менделя. Однако не все «теории» таковыми являются – в первую очередь, это относится ко многим космологическим построениям (теория большого взрыва, инфляционная теория), теории биологической эволюции, теориям происхождения Земли и Солнечной системы. Все они являются лишь гипотезами.

Читайте также:  Определение понятия услуги различные точки зрения

Гипотеза – предположительное суждение о закономерной связи явлений. Ее роль в научном познании велика: гипотеза появляется на этапе обобщения накопленных данных, с возможностью впоследствии обрести статус теории. Но для этого она должна выдержать экспериментальную проверку.

Важным моментом является сама возможность проверки гипотезы. Бывает, что это невозможно принципиально. Именно так обстоит дело с проверкой (в рамках научного метода) теории большого взрыва и теории биологической эволюции. Эти и другие теории уникальных процессов происхождения, которые неповторимы и не воспроизводимы, всегда будут ограничены рамками гипотез, тем более что существует масса противоречащих им экспериментальных фактов.[50]

Обратимся к самому тексту Священного Писания. Священное Писание раскрывает нам происхождение человека следующим образом. Сначала Бог берет персть от земли и образует из нее тело – некую бездушную статую, если буквально понимать слова Писания, затем в это первоначальное создание вдувается дыхание жизни, человек становится «душою живою». Существуют различные толкования этого библейского текста. По мнению преподобного Серафима Саровского и святителя Кирилла Александрийского, человек не был сотворен мгновенно, сначала было создано некое человекоподобное существо, которое, однако, нельзя в полном смысле назвать человеком, и только после Божественного дуновения оно становится богообразной человеческой личностью.

Главное в том, что Бог «вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7), то есть до этого человек был «перстью земною», животным, хотя и совершеннейшим из всех животных. Вот как комментирует это святитель Феофан Затворник: «Когда Бог творил человека, то образовал прежде тело из персти. Это тело что было? Глиняная тетерька, или живое тело? – Оно было живое тело, – было животное в образе человека, с душою животною. Потом Бог вдунул в него дух Свой, – и из животного стал человек… Как тогда было, так и теперь происходят люди. Души отражаются от родителей, а дух вдыхается Богом»[51]. Подобная же мысль проводится и преп. Серафимом Саровским, он говорит: «Господь не одну плоть Адамову создал от земли, но вместе с ней и душу, и дух человеческий: но до этого мгновения, когда Бог вдунул в него дыхание жизни, Адам был подобен прочим животным».[52]

В Предании Церкви закрепилось мнение, что человек творится одновременно из души и тела. Предание Православной Церкви говорит нам, что душа и тело в составе человеческой природы возникают одновременно. Святые отцы учат, что понятие «человек» приложимо только к сложной ипостаси, состоящей из души и тела, но не к душе или к телу в отдельности.

По поводу «дыхания жизни», которое Бог вдунул в лицо человека, существует предание, что душа получает жизнь и благодать одновременно, ибо благодать – это дыхание Божие, «Божественная струя», животворящее присутствие Духа Святого».

И хотя человек по достоинству своему выше всех видимых тварей, но начало свое берет также из земли. Человек похож своею плотью на животную плоть, но плоть, которая у животного есть одновременно и его бытие, у человека только условие жизни. Апостол Павел говорит: «Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц» (1Кор. 15: 39).

Вопросы и задания:

1. Познакомьтесь с произведениями ученых-креационистов с учебного диска по предмету «Христианская антропология».

2. Какие доводы приводят ученые-креационисты против теории эволюции? Считаешь ли ты, что они убедительны?

3. На чем основывается мнение о том, что вопрос происхождения жизни на земле не может быть решен научным экспериментальным путем?

Антропогенез и основные гипотезы происхождения человека

Антропогенез (грек, anthropos — человек, genesis — происхождение) .

Сколько существует человечество, столько времени и идут споры о происхождении человека. Мы с вами обозначим основные точки зрения на этот важнейший вопрос и дадим ему философскую оценку, то есть определим ту позицию, которая отражает материальную картину мира (пространство, время) и движение в ней систем, начиная с неживых (неорганических) и заканчивая социальными.

Современная антропология располагает несколькими концепциями происхождения человека:

  • — креационизм;
  • — космологизм;
  • — теория эволюции (естественнонаучная теория);
  • — концепция философской антропологии.

Детально раскрывать каждую из них мы не будем, так как они в определённой мере определяли концепции образа человека, приведённые нами выше, но обозначим суть первых трёх и более подробно остановимся на четвёртой, так как она представляет собой методологическое обоснование происхождения жизни на Земле и появления на ней человека.

Первая – креационизм

Суть её корнями уходит в Средневековое прошлое: мир и человека создал Бог. Креационисты утверждают догматы о том, что Земля была создана 10 000 лет назад, а окаменелости, найденные археологами, являются результатом Всемирного потопа. Бог творец всего. Задача человека — поклоняться Богу, верить в божественный промысел и ожидать потустороннего мира и дальнейшей «жизни» в нём в зависимости от приоритетов своих мирских поступков — в аду для грешников или в раю — для праведных. Причём, эта точка зрения не имеет принципиальных противоречий в трёх мировых религиях — христианстве, исламе и буддизме по основному вопросу — происхождению мира. Отличия существуют лишь в тонкостях теологических построений, относящихся к обоснованию сути земного человеческого бытия. Креационизм полностью отрицает процесс эволюции и естественного отбора.

Вторая – космологизм

Суть концепции заключается в следующем: человек на Земле своим появлением обязан внеземным цивилизациям. Они обеспечили появление человека на нашей планете; в данное время инопланетяне наблюдают за его эволюцией и развитием, не вмешиваются в этот процесс, а нашу планету считают неким космополигоном для своих исследований. И первая, и вторая концепции достаточно понятны для обыденного восприятия и принимаются людьми только на веру, без доказательств: либо Бог, либо Космос. В космологизме отдельно представляемые явления, в частности, некие НЛО, либо абстрактны, либо предлагаемы на веру, либо это элементы человеческого шарлатанства. Наука же требует множественности фактов, явлений, представляющих закономерности, обладающие объективностью, существенностью, устойчивостью, необходимостью, повторяемостью.

Третья – теория эволюции, естественнонаучная теория

Она основана на множестве археологических, биологических, зоологических и иных данных исследованиях многопрофильных специалистов и, прежде всего, открытиях Чарлза Роберта Дарвина — английского естествоиспытателя, совершившего многолетнее кругосветное путешествие, в ходе которого им исследовались как континентальные геологические участки суши, так и отдельные островные образования на предмет объяснения происхождения и развития животного и растительного мира, а также геологического движения. В 1831—1836 гг. на английском бриге «Бигль» под командой капитана Роберта Фиц-Роя (1805—1865 гг.) он совершил это уникальное для научного познания кругосветное плавание в качестве натуралиста экспедиции. Итог — пять томов зоологических и три тома геологических результатов. Биологические и геологические открытия и наблюдения Ч. Дарвина в Южной Америке, на Галапагосских островах и в других местах заложили основания его эволюционной теории, благодаря которой были предметно обозначены объективные связи процессов и явлений в биотической природе, установлена изменяемость видов животного и растительного происхождения и преемственность между ними. В 1871 г. в книге «Происхождение человека и половой отбор» Ч. Дарвин обосновал гипотезу происхождения человека в ходе земной эволюции. Но никогда учёный не говорил о происхождении человека от обезьяны, а лишь утверждал, что у нас и человекообразных обезьян есть общий прародитель и не более того.

Для понимания происхождения человека в исследованиях Ч. Дарвина важен момент эволюции, то есть биоразвитие от низшего к высшему, наличия в низшем биотическом элементов для роста высшего и снятия в высшем низшего. В эволюционном процессе человека философии важно понимание всех объективных факторов, способствовавших его становлению, как абиотических, так и непосредственно биотических. Параллельно с пониманием объективных факторов эволюционного (дарвинистского) процесса преображения «био» в «социо» важна деятельностная (природно-общинная) связь, которая предполагает комплексный подход, включающий такие модусы, как охоту (способствовала формированию способностей), хозяйственно-бытовое взаимодействие (индивидуальный и коллективный труд), язык (речь, общение, передача информации), разнообразные формы этнических и брачно-семейных отношений. Главное для человека заключалось в целевом осуществлении собственных действий (в отличие от животного мира). В результате исторически долгих, но закономерно необходимых стадий, как то — приспособления к окружающей природной среде, выпрямления и прямохождения, освобождения передних конечностей от ненужных функций, формирования сознания, развития мышления, достигалось функциональное единение отдельных индивидов, происходило формирование групп (племён), возникла потребность в общении, передаче и сохранении информации. По мысли К. Маркса первичная орудийная деятельность, родовое и племенное объединение, речь и мышление стали решающими факторами превращения примата в человека. Главное же в становлении человека заключалось в том, что он (примат) мог в отличие от животного делать универсальные операции, которые в биотическом мире носили одномерный характер: паук плёл паутину, пчела вылепливала соты, медведь устраивал берлогу, львы делали загон, а человек все эти условно -рефлексорные действия мог не только повторять, но и видоизменять, создавать новое, творить отсутствующее в природе. Динамика первобытного человекоподобного представляется, как приспособление — выпрямление — разум: homo ergaster — homo erectus — homo sapiens. Важную роль в становлении будущего человека и формировании его сознания играл пищевой рацион, включающий естественные продукты не только растительного, но и животного (белкового) происхождения — мясо, а также рыбу (при наличии водных бассейнов). Мозг будущего человека в силу этого получал широкий набор микроэлементов (витаминов), необходимых для его социального функционирования. Кроме того, совместная охота и рыбалка, существенно пополняя пищевую корзину первобытных людей, способствовали формированию и развитию ремесленных способностей человека.

Дарвин Чарлз Роберт (1809-1882 гг.), английский естествоиспытатель, биолог, магистр наук, член Королевского общества (1845 г.), иностранный член Петербургской Академии наук (1867 г.). Родился в семье врача Роберта Дарвина в небольшом городе Шрусбери, где окончил среднюю классическую школу. Не проявляя интереса к преподаваемым в школе предметам, он увлекался одинокими длительными прогулками в окрестностях города, собирая коллекции насекомых, охотился и рыбачил. Вместе с братом Эразмом самостоятельно занимался химией. После школы в 1825 г. продолжил обучение в университете Эдинбурга (по курсу медицины), а в 1828 г. по настоянию отца перешёл в Кембридж, где продолжал обучение по курсу теологии, готовясь стать священником. Изучая университетские дисциплины и расширяя свои знания, Чарлз увлёкся вопросами естествознания и приобрёл в этой области обширные познания, что позволило профессору этого университета Ген ело рекомендовать его в 1831 г. в экспедицию в качестве натуралиста в команду на бриг «Бигль». Ещё в Эдинбурге Дарвин сблизился с людьми, занимавшимися геологией и зоологией. Среди них были Роберт Грант, впоследствии профессор зоологии в Лондоне и Вильям Макджилливрей — хранитель Музея естественной истории Эдинбургского университета. Чарлз стал членом студенческого естественнонаучного кружка, в котором сделал свои первые теоретические доклады. В Кембридже он сблизился с группой молодых энтомологов и особенно с профессором ботаники Джоном Стивенсоном Генсло (1796-1861 гг.), основателем естественнонаучного Рее веко го общества. Большое влияние на Дарвина оказали, прочитанные им перед выпуском из Кембриджского университета, работы астронома Дж. Гершеля «Введение в изучение философии естествознания» и Александра Гумбольдта «Описание путешествия в Южную Америку». В результате кругосветного путешествия впоследствии Ч. Дарвиным были изданы «Зоологические результаты путешествия на «Бигле»» (5 томов, 1839-1843 гг.), «Строение и распределение коралловых рифов» (1842 г.), «Геологические наблюдения над вулканическими островами» (1844 г.), «Геологические наблюдения в Южной Америке» (1846 г.), монография о современных и ископаемых усоногих раках в 4-х томах (1851-54 гг.). Итогом его научного труда является фундаментальная публикация «Происхождение видов путём естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (1859 г.).

Читайте также:  Нормы по зрению для поступления в мчс

Ч. Дарвин являлся добропорядочным отцом и мужем. В его в семье было десять детей, правда трое из них, в силу объективных обстоятельств (болезнь), умерли в младенчестве. После смерти в 1851 г. своей любимицы — трёхлетней Эмми — Дарвин пережил тяжёлый мировоззренческий кризис.

Родные, близкие и друзья похоронили Ч. Дарвина в Дауне, близ Лондона 19 апреля 1882 г.

В 2009 г., году 200-летия со дня рождения Чарлза Дарвина, Римско-католическая церковь признала его учение о происхождении видов. Архиепископ Джанфранко Равази объявил, что теория эволюции Ч. Дарвина «вполне совместима с христианской верой».

Приведённая концепция наиболее рациональная и отвечает на многие вопросы в происхождении человека эволюционным путём. Однако и она подвергается определённым сомнениям в аспекте антропогенеза.

Интерес представляют, на наш взгляд, несколько точек зрения. Во-первых, французского философа, палеонтолога и антрополога Тейяра де Шардена, который сомневается по поводу сроков происхождения людей: вот их нет, и вдруг они являются из биомира, а остальной животный мир не поменялся — лисы, волки, зебры, тигры, барсуки они и сейчас такие же, как и тысячу лет назад. Его рассуждения в том, что в «планетарный миг» появления человека (1000 лет) связан не с морфологическими (касающимися внешнего вида и строения ж и пых организмов) изменениями, а внутренними изменениями, в результате которых произошёл скачок на всей планете. Во-вторых, академика РАН Н.П. Бехтеревой — крупного специалиста в области физиологии нервно-психических процессов. Она высказывалась по-поводу сверхвозможностей человеческого мозга, объясняя его скрытый потенциал космическими факторами. В-третьих, украинского философа В.П. Иванова, который считает, что суть перехода от обезьяны к человеку состоит не в возникновении особой формы «обезьяночеловека», а в уходе вовнутрь, в самость, в субъективацию внешних проявлений жизнедеятельности. Единый процесс объективных закономерностей как бы прерывается и появляется особая сфера «для себя» в объективном бытии.

Это неединичные точки зрения в научном мире.

На сегодняшний момент представляет реальный научный интерес позиция ряда исследователей, археологов-антропологов, генетиков, которые не расходятся в своих суждениях с эволюционной теорией Ч. Дарвина, а видят в ней фундамент для обоснования параллельной животному миру эволюции человека. Суть в том, что в конце XX — начале XXI в. были сделаны уникальные археологические находки останков человекоподобных существ, возраст которых исчисляется 5—3 млн лет до н.э. По конфигурации элементов черепов, исследованию ДНК были сделаны экспертные заключения о непринадлежности их к кому-либо из числа человекоподобных, известных науке. А новейшие исследования известного в научном мире антрополога и генетика Алана Темплтона подтверждают гипотезу о расхождении от общего предка человека — неандертальца, примерно на 450 тысяч лет. Неандертальцы были тупиковой, исчезнувшей ветвью примата, параллельно с которой развивался человек разумный, известный более как кроманьонец.

В этих рассуждениях нам интересна философская оценка происхождения человека — концепция антропогенеза.

Глава 3 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Глава 3 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Эзотерическая наука, сформулировав концепцию первого, или Атомного, Излияния силы, единицей проявления которого является изначальный вихрь, или так называемый атом, чье развитие формирует материальную субстанцию во всех сферах проявления, формулирует затем концепцию второго, или Монадного, Излияния, единицей проявления которого является Монада, или искра Божественного Сознания, чья эволюция ведет к развитию души человека, а от нее – к высотам духовного величия.

Предполагается, что эта Монада, или искра, духовного сознания обрастает плотью, сотканной из атомов Плана более низкого уровня, чем тот, где происходит ее проявление. Эта плоть формируется по силовым линиям, присущим данной духовной Монаде точно так же, как и крошечные частицы вещества в растворе выстраиваются вдоль силовых линий кристаллической решетки исходного кристалла, ибо одухотворяющая жизнь определяет конфигурацию плоти.

Каждый План – это, говоря образным языком, сфера жизненной силы, текущей более свободно, чем в относительно более плотном низшем Плане, из которой эта сила и создает материальную форму, служащую вместилищем ее энергии с тем, чтобы можно было ее направлять на конкретные цели.

И вот Монада, то есть абсолютное проявление жизни, сама создает для себя форму из материи, принадлежащей к сфере более низкой, чем ее собственная субстанция. Однако эта форма, будучи материальной в сравнении с плотностью Плана одухотворяющей ее жизни, нематериальна по сравнению с тем Планом, который расположен ниже, и таким образом вновь образованная двуматериальная единица может создать для себя другую, более совершенную форму проявления в еще более низко расположенном Плане. И так, одна за другой, продолжается создание все новых форм, причем каждая новая придает все большую определенность выражению воплощенной в ней жизни, откладываясь, говоря языком метафоры, концентрическими наслоениями вокруг ядра духовной Монады, пока, наконец, в материальном Плане не развивается ее окончательная форма, то есть то физическое тело, каким мы его знаем.

Таким образом, эзотерическая наука рассматривает человека как семисферное существо, а не как простой дуализм тела и разума. Считается, что плотская оболочка человека сотворена из фрагментов материи, принадлежащих ко всем сферам Проявления, каждый из которых подчинен законам и условиям своей сферы и способен функционировать только в этой сфере и нигде более. Каждая новая форма обволакивает собой форму более высокой сферы и управляется ею, а ядро всего этого, Монада, черпает свою субстанцию из Непроявленного, из неисчерпаемого источника постоянной силы.

Теория происхождения человека

Век за веком люди задаются вопросом о происхождении человека. Существует множество теорий, использующие науку, религию, а некоторые синтезируют в себе все вместе.

Однако самой нашумевшей и порой возмутительной теорией происхождения человека является теория Дарвина, ключевым предположением которой является прямая связь обезьяны и человека в процессе эволюции. Эту теорию Чарлз Дарвин выдвинул еще в XIX в., приложив множество фактов своей правоты.

Происхождение человека от обезьяны, по своему определению является глупым и противоречивым! Гипотеза, выдвинутая Дарвином, сумела не только вызвать негативную реакцию людей, отказывающихся иметь какое-либо родство с обезьянами, но и получила поддержку от многих представителей научного сообщества, впоследствии образовав целое движение, названное Дарвинизмом.

Теория происхождения человека от обезьяны, конечно, имеет под собой множество научных обоснований и доказательств, ведь недаром она жива и по сей день, однако для нее характерно и наличие массы нестыковок, которые нуждаются в огласке.

Одним из главных фактов, ставящих под сомнение происхождение от обезьян, является то, что обезьяны больше не превращаются в людей.

Если раньше обезьяны превращались в людей, то почему они не превращаются сейчас?!

Кроме того, получается на планете осталось два крайних звена эволюции, а это значит, что когда-то не все обезьяны подверглись изменениям, не говоря уже о размерах популяции.

Основными аргументами теории происхождения человека от обезьяны являются:

Строение человека имеет много сходств со строением обезьяны, поэтому существует возможность наличия у этих двух видов общего предка.

Встречаются случаи, когда люди рождаются с необычными патологиями, такими как небольшой хвостик на копчике, наличие нескольких сосков, как у животных, сильно выраженные клыки или полностью обросшее волосами лицо.

Сторонники Дарвинизма предполагают, что промежуточными звеньями эволюционной цепочки являются неандертальцы, питекантропы, а также кроманьонцы.

Однако тогда возникает ряд сомнений. Ведь если все люди – результат эволюции, то почему промежуточные звенья эволюционировали абсолютно все, а обезьяны нет. Как же можно делать такие масштабные выводы, касающиеся истории всего человечества, всего лишь исходя из сходств в строении и устройстве организма?

  • Сравнение с обезьянами, для большинства людей является оскорблением не просто так. Обезьян очень сложно обучить чему-либо конструктивному, в то же время вредные привычки от людей они перенимают очень быстро. Это как сравнение с самыми низшими по интеллектуальному развитию людьми.
  • В то же время не стоит забывать, что во время археологических раскопок находят множество предметов, указать возраст которых весьма сложно. При этом исходят из предположений о постепенном развитии и эволюции человеческого разума, науки, техники и прочего.
  • Почему бы тогда не предположить, что народы с разным развитием науки и техники существовали и в далекие времена. В настоящее время у одной нации могут быть технологии, еще недоступные для другой, в то же время есть и африканские племена, до сих пор живущие как в каменном веке. Так же могло быть на протяжении всей истории человечества.

Кроме этого, во внешности человека всегда имеются черты, являющиеся отражением его характера и особенностей поведения. У хитрых людей всегда есть нечто «лисье» в лице, так же и с другими особенностями. Матушка природа не делает ошибок, она дарует людям то, что они заслужили. Мир должен быть в гармонии, поэтому душа, переходя от жизни к жизни, получает именно то, чего заслужила.

С точки зрения эзотерики, происхождение человека имеет совершенно иное обоснование. Бог создал из ничего мир, в котором все самые незначительные события связаны друг с другом, переходя в более значимые и так далее. Резонно было бы задать вопрос о том, откуда же тогда взялся сам Бог? Но для разума человека, может быть, еще не все доступно, ведь для только родившегося малыша нет никакой возможности понять устройство Солнечной системы, так и мы пока не имеем возможности понять происхождение человека, как и все сущее.

Если Земля существует, значит, были условия для ее создания. Именно поэтому многие ученые тратят всю жизнь на изучение имеющихся останков вымерших существ, ведут археологические раскопки и собирают по крупинкам историю человечества. Но выдвигающиеся теории всегда имеют субъективный характер и множество недочетов и пробелов. Мы еще очень плохо понимаем законы больших пространств.

Источники:
  • http://m.lenta.ru/articles/2017/04/17/human/
  • http://studopedia.ru/2_117279_proishozhdenie-cheloveka.html
  • http://studme.org/1841051917773/filosofiya/antropogenez_osnovnye_gipotezy_proishozhdeniya_cheloveka
  • http://esoterics.wikireading.ru/13240
  • http://avisi.ru/proisxozhdenie-cheloveka.html