Меню Рубрики

Наука и искусство с философской точки зрения

Библиографическая ссылка на статью:
Демидова М.В. Философия и исторические типы мировоззрения // Гуманитарные научные исследования. 2016. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2016/02/13970 (дата обращения: 26.03.2019).

Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость; любовь к мудрости) – это самая первая рациональная система знаний о мире и человеке, возникшая более двух тысяч лет тому назад в Древней Греции. Из философии впоследствии выделились все остальные современные науки, что объясняется всеобъемлющей широтой вопросов, исследуемых философами. Сегодня существует множество определений понятия «философия». Например, философия – это «особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех её основных проявлениях» [4, с.1083].

Назвать точное количество философов и философских систем на сегодняшний день не представляется возможным, так как оно очень велико. Поэтому для удобства изучения философских знаний их группируют в соответствии со спецификой исследуемых вопросов. В связи с чем в структуре философского знания выделяют следующие основные учения:

  1. онтология – это учение о бытии (рассматриваются вопросы о понимании бытия мира, вещей; например, что представляет собой мир, что такое движение, развитие?);
  2. гносеология – это учение о познании (исследуются вопросы осуществления процесса познания, поиска критериев истины и др.);
  3. аксиология– это учение о ценностях (рассматриваются вопросы о том, что такое ценность, какими ценностями мы дорожим и почему?);
  4. праксиология– учение о предметно-преобразовательной деятельности человека (в центре внимания находятся вопросы о смысле и цели человеческой деятельности, о смысле жизни);
  5. этика – учение о морали и нравственности (этика является составной частью аксиологии);
  6. эстетика– учение о художественном творчестве, о прекрасном;
  7. логика– учение о правилах мышления (логика является составной частью гносеологии);
  8. философская антропология– учение о человеке;
  9. социальная философия– учение об обществе, закономерностях его развития;
  10. культурология– учение о культуре;
  11. религиоведение– учение о религиях;
  12. история философии– рассматривает развитие философских проблем в историческом контексте, то есть как преемственность и развитие идей.

Вполне возможно, каждый из нас задавался некоторыми из вопросов, представленными в рамках того или иного философского учения. В результате поиска ответов на них у человека формируется мировоззрение. Поэтому возникает вопрос: философия – это мировоззрение или нет? Для ответа на этот вопрос нужно понять, что такое мировоззрение.

Мировоззрение – это «система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации» [2, с. 320]. Стержнем мировоззрения является вопрос о соотношении человека и мира. Понимание такого соотношения ориентирует человека в понимании себя (например, кто я и что я могу) и стратегий своего существования в мире. Мировоззрение присуще как отдельному человеку, так и социальной группе. Оно может изменяться с возрастом человека и приобретаемым им жизненным опытом: ребёнок представляет себе мир иначе, чем взрослый человек.

Вместе с эволюцией общества эволюционирует и мировоззрение. В связи с чем можно выделить следующие исторические типы мировоззрения: миф, религия, наука, искусство.

Миф. Миф – это исторически первый тип мировоззрения, возникший на заре формирования общественных отношений – первобытнообщинных. Изначально слово «миф» в буквальном переводе с древнегреческого означает «рассказ», «сказание». Для мифа характерны одушевление окружающего мира, представленного в образной форме, преимущественно антропоморфической. Поэтому для объяснения природных и социальных явлений человек мифологической эпохи «рисовал картинки», главными героями которых выступали боги и люди, а не выстраивал рациональные, то есть логические конструкции.

В древних мифах в качестве главных героев часто представлены боги. За каждым мифическим богом закреплены природная или социальная функции: Деметра – богиня плодородия, Гефест – бог огня, Посейдон – бог водной стихии. Для того, чтобы объяснить причину шторма на море, человек прибегал к образам богов, ответственных за действия природных стихий: шторм происходит потому, что ссорятся бог ветра и бог моря. В отличие от мифологического объяснения современная наука исключает действия богов и основывается на рациональных, логических нормах мышления: штормит потому, что дует сильный ветер. Мифологическое мышление – это образное, нефактическое и нелогическое описание окружающей действительности.

Практической частью мифологии является магия как обрядное, ритуальное воплощение теоретических знаний. Чаще всего совершение обрядов предполагало донесение до сверхъестественных сил каких-либо просьб: дождя во время засухи, исцеления от болезней и прочих. Именно неэффективность магических действий привела человека мифологической эпохи к сомнению в своих представлениях об окружающем мире. Поэтому дальнейшая эволюция мировоззрения продолжилась в двух направлениях – 1) религиозном (преимущественно монотеистическом), где сохранилась, но изменилась обрядовая практика и 2) научном, исключающем божественное начало и объясняющем мир, исходя из закономерностей природы.

Религия. Современные трактовки понятия «религия», представленные в большинстве отечественных философских словарей и в специальных исследованиях, строятся, исходя из трёх смысловых центров: 1) религия – это вера, 2) религия – это вера в Бога, 3) религия – это вера в сверхъестественную силу [1].

К сожалению, все эти определения не конкретны, а поэтому могут включать в себя то, что к религии не имеет никакого отношения. Например, верить можно во что угодно (в то, что наступит экономическая стабильность и наступит мир во всём мире), но вряд ли к этому обязательно причастна религия. Поэтому первое определение слишком неконкретно.

Во втором определении указан конкретный источник веры – Бог. Но что есть Бог? Каждая из существующих религий настаивает на абсолютности своего Бога и понимает его природу по-своему. Более того есть религии, например, мировая религия буддизм, где отсутствует понятие Бог и вера в него. Поэтому второе определение также не отражает сути понятия «религия».

Третье определение апеллирует к сфере иррационального (мистического), что делает его сложным для рационального понимания. В качестве Бога здесь предстаёт сверхъестественная сила, что уводит от религиозного контекста толкования необычных явлений: ясновидение и прочее. Не все сверхъестественные явления относятся к сфере религии. Поэтому данное определение также не отражает в полной мере суть понятия «религия».

Что же понимать под понятием «религия»? Если обратиться к истории мировых религий (их три: христианство, ислам и буддизм), а также не мировых древних религий (конфуцианство, иудаизм и др.), и попытаться выявить в них общие характеристики, то заметим, что в качестве обязательного элемента данных религиозных учений выступают нормы поведения человека: не убий, не укради (христианство); поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (конфуцианство) и другие. Эти нормы являются своеобразными регуляторами социальной жизни: помогают поддерживать общество в оптимальном состоянии, обеспечивают социальное взаимодействие и развитие. Они имеют некие формальные отличия из-за разного культурного контекста религии, но суть религиозных норм одна – поддержание духовного (психического) здоровья человека и общества. Во многих религиях к числу социальных норм примыкают также и нормы питания человека: календари постов и правил приготовления пищи. Это свидетельствует о стремлении традиционных религиозных учений к поддержанию также и физического здоровья человека.

Поэтому религия – это мировоззрение, нацеленное на поддержание духовного (психического) и физического здоровья человека и общества.

Наука. Наука – «особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, обоснованных и системно организованных знаний о мире» [3, с. 661]. Цель науки – выявить законы, в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности.

Для определения научности знания применяются следующие критерии:

1) Систематизированность научного знания. Система – совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и взаимообусловленных элементов. Для научной систематизации свойственно стремление к полноте, непротиворечивости, чётким основаниям систематизации. Поэтому знание научно, если оно системно.

2) Стремление к обоснованности и доказательности знания. Есть несколько способов обоснования научного знания: а) теоретический (проверяется логическая непротиворечивость знания, его соответствие эмпирическим, т.е. опытным данным) и б) эмпирический (применяются опытные проверки).

Наука как тип мировоззрения стремится к максимально достоверному, истинному отображению существующей реальности, требуя доказательств того или иного знания. Это отличает её от религиозного знания, принимаемого на веру без его доказывания. Главное требование научного знания – его объективность, т.е. исключение из знания об объекте исследования субъективного знания, то есть тех характеристик, которыми сам объект не обладает и их ему приписывает сам исследователь.

Субъективное знание основано на чувствах, впечатлениях, домыслах и прочих нерациональных способах познания мира. Оно лежит в основе следующего исторического типа мировоззрения – искусства.

Искусство. Искусство – это тип мировоззрения, который существует на протяжение практически всей жизни человечества и совершенствуется вместе с его развитием.

Искусство – это субъективное описание мира. Оно осуществляется в художественных формах – поэзия, живопись, архитектура, танец, музыкальное и театральное творчество, кино и другие. Главное для художника – не что описывается, а как оно описывается. Поэтому мы можем встретить разное исполнение одних и тех же песен, разные постановки одних и тех же пьес, разные картины с одним и тем же сюжетом. Художник всегда показывает своё видение, своё понимание происходящего. Здесь объективное знание второстепенно. Более того, оно может быть даже искажено художником (например, приукрашено) ради донесения личных впечатлений о нём. Но это не означает, что такое знание не имеет ценности. Познание с помощью органов чувств также даёт нам знания, но иного характера – психического. Поэтому искусство – это тип мировоззрения, основывающийся преимущественно на донесении до зрителя психической окраски событий, явлений и процессов.

Таким образом миф, религия, наука, искусство как исторические типы мировоззрения нацелены на описание мира и места человека в нём, но каждому типу мировоззрения присущ свой способ понимания и описания мира.

Философия и мировоззрение. Понятие «философия» шире понятия «мировоззрение», так как представляет собой систему знаний, включающих в себя все исторические типы мировоззрения, а также в целом жизненный опыт человека и человечества.

Философское знание – это опережающее знание. Поэтому не всегда и не всем современникам оно может быть понятно. Философу свойственен поиск новых универсальных истин. Поэтому тематический охват исследовательского пространства философа, как правило, распространяется не на один или несколько вопросов, а на их систему. Отвечая на вопросы системно, то есть выявляя взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность элементов изучаемых, социальных, политических, культурных, религиозных и других знаний, философ стремится найти их общие основания и таким образом приблизиться к истинному пониманию мира.

Таковы, например, ещё древние философские системы Индии и Китая.

Древние индийцы верили в переселение душ. Этот переход получил название колесо сансары. Он обусловлен тем, как (хорошо или плохо) человек проживает предшествующую жизнь, то есть кармой. Для достижения лучшего в последующих жизнях в этой жизни необходимо следовать дхарме – положительному установлению, которое нужно соблюдать как норму. В этом случае можно достичь даже мокши – освобождения от кармы, а также нирваны – состояния полного покоя и невозмутимости. Более высокий универсальный космический закон получил название рита. Он определяет преобразование хаотичного состояния в упорядоченное, обеспечивает основные условия существования природы и человека, материального и духовного миров. Рита рождает истину – сатья. В некоторых древнеиндийских учениях значение понятия «сатья» совпадает со значением европейского понятия «абсолют» (в европейской философии абсолют часто отождествляется с Богом).

Читайте также:  Работа на высоте лазерная коррекция зрения

Основные понятия древнекитайской философии берут начало в «Книге перемен» (12-6 века до н.э.), которая содержала в себе представления об постоянно изменяющемся мире, объясняемые посредством категорий инь и ян – противоположностей, постоянно сменяющих друг друга (свет и тень, мужское и женское начала, небо и земля). Эти начала не исключают друг друга, а обусловливают, то есть одно невозможно без другого. Инь и ян порождаются Великим пределом (Тайцзи), который изображали в виде круга, разделённого вогнутой линией на две части, символизировавшие инь и ян. В «Книге перемен» говорится: «Чередование инь и ян называется путём дао. Такой путь проживают все вещи». Небо, земля и человек движутся в единстве. Небо олицетворяло собой абстрактную регулирующую силу, целесообразность, разум, справедливость. Правитель Поднебесной (Китая) считался сыном неба. Он обладал высшей добродетелью (дэ). Дэ – это норма, моральное качество. Для Конфуция (551-479 годы до н.э.) Дао – это моральный закон (чего не желаешь себе, того не делай другим). В соответствие с ним человек, совершенствуясь, может достичь состояния «благородного мужа», руководствующегося принципом гармонии в отношениях между людьми. Этот принцип переносился Конфуцием и на политические представления: «Дурной человек не годен к управлению». Если правитель совершал недобродетельные поступки, небо могло изменить свой выбор, как считали древние китайцы.

Более рационализированной является философская система древнегреческого философа Аристотеля (384 – 322 годы до н.э.), создавшего взаимосвязанные учения: метафизику, учение о душе и познании (включает в себя логику), учение о государстве (политику), этику. На основе представлений о душе Аристотель развил учение о познании, понимаемом как развивающийся процесс, направленный от простейших чувственных форм знания до наиболее абстрактных. Ступенями этого процесса являются: ощущение, представление, опыт (усиленный памятью), искусство, наука. Наука – главный предмет теории познания Аристотеля. Он создал учение о методе всякой науки, которое было названо логикой. Основная задача логики – указать и исследовать методы, с помощью которых известное знание может быть сведено к элементам, выступающим источником его объяснения.

Позже в эпоху Нового времени (ХVIII в.) систематизация знаний усложнилась и появились философские системы, включавшие в себя большее количество знаний и предлагавшие более сложные объяснения философских вопросов. Гениальный Г.В. Лейбниц (1646 – 1716 гг.), создав философскую систему, синтезирующую знания философии, математики, логики, физики, астрономии, механики, биологии, теологии, психологии, истории своим учением о «предустановленной гармонии» предвосхитил открытие в 1978 году «антропного принципа», согласно которому все физические константы подстроены друг под друга; если бы хоть одна из них была бы другой, то весь мир был бы другим.

Философские учения ХХ-ХХI веков ещё более сложны по своей систематизации и синтезированию знаний.

Таким образом, философы нацелены на поиск универсальных истин. На этом пути они создают новое знание, которое оформляется в новых понятиях. Их необходимо сформулировать максимально научно и в то же время понятно. Для этого философы часто прибегают к образному языку, свойственному мифологическому мышлению и искусству. С помощью критериев научности знания оно идентифицируется на соответствие ей. Религиозные учения дополняют научные поиски философов объяснениями духовной жизни общества, так как человек познаёт не только рационально, но и чувственно.

В результате проведённого исследования можно сделать вывод о том, что философия – это не тип мировоззрения; она есть наука жить, включающая в себя и мировоззрение, и жизненный опыт в целом.

Специфическая черта философского знания заключается в его двойственности поскольку имеет много общего с научными знаниями, но философия не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний;

-имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.)

-носит предельно общий, теоретический характер;

-содержит базовые, основополагающие идеи, которые лежат в основе других наук;

— несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов, то есть во многом субъективно;

-является совокупностью объективного знания, ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

-изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

-обладает свойством рефлексии– обращенности мысли на саму себя (познание обращено как на окружающий мир, так и на самого себя);

-испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

-в то же время динамична – постоянно развивается и обновляется;

-неисчерпаема по своей сути;

-ограничена познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, «извечные» проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие или отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Отличия: Философия познает бытие изнутри человека и через человека; наука познает мир вне человека, как бы абстрагируясь от него

2)методология науки (наблюдение, эксперимент, измерение), поэтому философия опирается на логику

3) наука полагает, что можно добиться независимости субъекта и объекта познания, Философия полагает, что это единая система.

Философия и искусство:

Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Однако, если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства. И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга.

Однако, в отличие от искусства, философия делает упор на разум, а не на эмоции, на логику, а не на фантазию и интуицию.

Главным инструментом философии является язык теоретических понятий и категорий.

Философия и религия стремятся ответить на общи вопросы, о взаимоотношении человека и бога и т.д.

В отличии от религии философия считает, что истинная жизнь возможна в этом мире. Это не потусторонний идеал. В отличии от религии в философии отсутствуют догматы.

Она не призывает к безоговорочной вере в какие-либо принципы. Она пытается обосновать их рациональными аргументами.

Наука и философия. Наука и искусство.

Наука – особый вид познавательной деятельнос­ти, направленной на выработку объективных знаний о мире и их теоретическую систематизацию.

Философия — особая форма познания мира, существующая в рамках научной познавательной деятельности, устанавливающая общие принципы бытия и принципы отношения человека к миру. Она не может быть наукой всех наук, равно как быть одной из частных наук в ряду прочих.

Наука и философия. Основные вопросы: 1)является ли философия наукой; 2)каково соотн-е фил-и и науки.

Вопрос о научном статусе фил-ии не решен.

Аргументы ЗА научность:

1-Ф. Рациональна и систематична. 2-Ф располагает своими принципами, законами и категориями. 3-Ф существует в сообществе в качестве научного социального института. Таким образом, сторонники этого подхода опред-ют Ф, как учения о наиболее общих законах природы, мышления и общества.

Аргументы ПРОТИВ научности Ф:

Философия не м.б. сведена к науке. Ф по Гегелю – это теоретич-ая душа культуры, ее квинтэссенция (главная сущность).

В истории есть 4 вида отношений Ф и Н:

1. Метафизический подход: Ф это «царица наук» или «Наука наук».

1) Ф дает всеобщее знание, а всякая наука лишь частичное. 2) все прочие науки выделились из состава Ф. 3) Ф открывает всеобщий закон, а частные науки применяют их к своим локальным сферам. 4) Ф разрабатывает универсальные методы познания (диалектику и метафизику). 5) истины Ф производны от первопринципов мышления, а истины науки детерминированы опытом. Разрушение идеи превосходства Ф над частными науками начинается с позднего возрождения. Итогом было оформление идеи, что Ф и Н 2 разных сферы культуры.

2. Позитивистский подход: Наука – сама себе Ф. Согласно закону «3-х стадий» О.Канта, метафизическая стадия закончилась в 1800г. и началась позитивная стадия – абсолютное доминирование научного знания, которое обладает монополией на истину и не нуждается ни в Ф, которая должна стать частной наукой: создавая общенаучную картину мира, исследуя историю науки.

3. Антиинтеракционистский подход: философам-Ф, а ученым-Н. признавали важность и Ф и Н, но считали их абсолютно разнонаправленными, а их смешение не пойдет на пользу ни этим формам культуры ни человечеству.

4. Диалектический подход: Ф и Н — это друзья-враги. Отношение Ф и Н диалектичны; они сущностно разные, но при этом едины, т.к. только вместе образуют человеческое познание; его развитие в глубь обеспечивает наука, а в ширь – философия. Диалектика науки и философии – это диалектика части и целого.

Взаимосвязь. Философия и наука как «звенья единой цепи» в направленности человеческого интеллекта к постижению основ бытия. В структуру философии, как и в науки включается субъект, объект, средства познания и прогнозируемые результаты, только философия еще обогащает эту структурность возможностью выхода за пределы частных проблем, ее субъект одарен возможностью устремляться в сферы трансцендентного.

Наука и искусство:

Отличия науки от искусства

Наука:

1.Копирует реальность 2. Объективность знания. 3. Ориентация на закономерное. 4. Универсальный хар-р научного знания. 5.Оперирует понятиями и категориями. 6. Эмоциональная нейтральность. 7. Развивается линейно: последующие поколения ученых знают лучше мир, чем предыдущие 8. Хар-ся понятийной и языковой оформленностью: «Научным признается и отчетливое знание»

Искусство:

Конструирует реальность. Ориентация на уникальное. Национально-обусловленный способ видения мира. Оперирует образами. Эмоциональность, вершина – чувство. Носит вне временной хар-р: Шекспир не выше Софокла

Взаимодействие науки и искусства.

Влияние искусства на науку (Ницше «Искусство отвлекает человека от ужаса перед реальностью»): 1-искусство способствует познанию мира, но только в образной форме. 2-способствует постижению особенностей научного познания, в частности подтверждает мысль о том, что образ реальности зависит от способа ее восприятия. 3-способствует развитию научной терминологии, где чувственный образ: атом, прямая, параллельные. 4-Развивает творческое воображение в след-х аспектах: а-способствует конструированию идеальных объектов (идеальный газ, точка)., в- роль формирователя эстетического критерия истины.

2)Влияние науки на искусство: 1-Н. поставляет материал для И: футуризм, кубизм, и т.п. 2-Н. осмысляет процесс творчества в двух аспектах: разрабатывается психология творчества и социология творчества. 3-Н высвобождает время для творчества.

Искусство обычно рассматривают как форму общественного сознания в художественных образах. А наука отображает мир в понятиях, законах и теориях.

Наука и обыденное знание

Проблема демаркации отделить научные знания от метафизических, ненаучных и псевдонаучных знаний.

Опыт повседневной жизни, имеющий, разрозненный, несистематический характер, представляющий собой простой набор сведений. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции.

Наука и обыденное познание.

Важнейшие особенности этого типа познания:

1-форма существования- здравый смысл. 2-субъект познания – человек без проф научн подготовки. 3-объект познания- то что имеет практич значимость. 4-методы познания – метод «проб и ошибок», индуктивное обобщение, обыденные наблюдения и широкие аналогии. 5-не систематизированость знания. 7-отсутствие спец средств выражения. Вывод: обыденное знание не хуже научного, оно имеет достижения превышающие научные, оно просто другое и имеет право на существование

Наука и обыденное познание пользуются различными средствами. Обыденное знание и познание является базой и исходным пунктом становления науки.

Дата добавления: 2015-05-16 ; просмотров: 776 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Связь философии с наукой, искусством и практикой

Научность философии. Наука – это систематическое, доказательное и проверяемое знание.В философии так же присутствует системность, доказательность и проверяемость. Эти признаки и вырабатывает философия.Таким образом, научность философии в ее следовании критериям научности:непротиворечивости высказываниям;подтверждении утверждений фактами;эффективности выдвигаемых идей.Наука в отличие от философии: безлична, объективна, вырабатывает жесткие методики, интересуется поиском истины, а не судьбами человека.

Читайте также:  Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки

Эстетичность, чувственность философии.Искусство отличается от науки тем, что главная ценность науки — истина, а искусства – красота. Философия – меньше, чем наука отстраняется от явлений красоты. Она имеет ярко выраженный эстетический характер. Таким образом, эстетичность философии – в ее чувственно-эмоциональном содержании. Но искусство более выборочно, оно занято поиском не наиболее значимого, а художественно значимого.

Практичность или моральность философии.Практика – это действия, поступки людей, которые преследуют определённые цели. Главный практический ориентир – ценности добра. Если в науке заблуждению противопоставляют истину, в искусстве – безобразному – прекрасное, то в практике человек стремится к подавлению зла и достижению добра. Философия выявляет и вырабатывает смысл человеческих деяний, поступков, формирует стратегические цели. В этой области реализуются практические потенциалы философии. Таким образом, практичность философии – в ее этической направленности, в моральности. Нет ничего практичнее, чем философия. Человек существо моральное. Законы морали осмысливаются в этике.

Вывод: Философия не противостоит науке, искусству и практике. Она объединяет ценности – истины, красоты и добра в единое целое.

Философия и частные науки.

Философия (обобщенное знание) и конкретные науки(фрагменты), всегда дополняли друг друга, взаимодействовали как общее и частное знание. Если философия формировала свои принципы и заключения на базе конкретного материала, то специальные научные дисциплины всегда нуждались в философском осмыслении знаний и новых открытий. Эту связь осознавали представители всех областей знаний, которые одновременно являлись выдающимися философами и ученными: Эпикур, Демокрит, Аристотель, Декарт, Кант, Дидро, Эйнштейн, Рассел, Циолковский.

Подлинная наука всегда чужда эмпиризму (только опыт); утилитаризму (из принципа полезности); технократическому способу мышления (неаналитическому). Ученные обращаются к философии не только в поисках методологии, но и для объяснения смысла и направленности научных исследований. Философия, опираясь на результаты научных открытий, обобщая их, предсказывала фундаментальные открытия (атомическая теория, проблема бесконечности мира, теория отражения; теория относительности и др.)

Философия часто опережала в своём развитии конкретные науки, а в связи с новыми открытиями в науке менялись и формы философского мышления. Рассмотрим изменение способов взаимодействия науки и философии в историческом процессе: в древнем обществе – философия это единая не расчленённая наука – натурфилософия; в средние века – господство религии и поэтому только в теологии рассматриваются некоторые философские проблемы; в эпоху Возрождения – натурфилософия в новом дифференцированном качестве, происходит обособление специальных научных дисциплин – физики, медицины, астрономии; в Новое время – самостоятельными становятся не только математика, физика, но и химия и биология, происходит дифференциация и в обществознании, частные теории рассматриваются под специфическим философским углом зрения – с позиции всеобщего.

Понятие мировоззрения.

Мировоззрение — совокупность взглядов на мир и место человека в нем.

Виды мировоззрения: мифологическое — свойственно людям первобытного общества; религиозное – распространено с древности и до наших дней; обыденное (ненаучное) — решает мировоззренческие вопросы на основе житейского опыта; научное — решает мировоззренческие вопросы на основе науки.

Факторы, влияющие на формирование мировоззрения: воспитание, образование, жизненный опыт, отдельные жизненные впечатления; условия жизни, общие черты эпохи, национальные особенности культуры.

Философские размышления являются средством выработки мировоззрения. В философских системах, учениях, концепциях выражаются, обобщаются, систематизируются, аргументируются разнообразные варианты мировоззренческих взглядов и убеждений. Это и позволяет идеям, рожденным в головах философов, получить признание и распространение в обществе.

Выделяют два уровня: жизненно-практический, которыйскладывается стихийно, базируется на повседневном опыте, на него влияют многие факторы, не отличается глубокой продуманностью, системностью, обоснованностью; теоретический уровень является более глубоким пониманием мира; помогает преодолевать недостатки первого уровня.

Рассмотрим генезис мировоззрения. Соотношение уровней мировоззрения выстраивается в исторической последовательности.

Первой формой жизненно-практического уровня является — первобытное сознание. Человек способен ставить перед собой цели и находить способы их реализации. Произошли уже все великие достижения: речь и зачатки мышления; доместикация; овладение огнем; изобретение колеса. Все эти достижения – результат метода проб и ошибок. Критическое и методологическое мышление отсутствуют, преобладает эмоциональная сфера. Первобытный человек легко внушаем. Содержание его сознания определялось коллективным родовым сознанием. Черты первобытного сознания: образное восприятие мира; эмоциональность; склонность к одушевлению – антропоцентризм и зооморфизм. Общими чертами для всех первобытных обществ является синкретизм и бесписьменность.

Вторая формамифы, предания. Исторически философии предшествует мифология. Отрыв философии от мифологии не абсолютный. Различия в том, философия — занимается рациональным описанием и толкованием действительности, стремится понять мир из его собственных, внутренних начал.

Миф — зародыш духовной культуры. С помощью мифов пытались ответить на глобальные вопросы: о происхождении мира; объяснить явления природы, тайны жизни и смерти.

Миф — это не осознанный, бессознательный вымысел. Основная задача философии: раскрыть не содержание целенаправленной выдумки, а значение скрытого образа; «расколдовать» «замаскированные феномены»: неосознанные цели, возбуждающие мифотворчество. Реальность мифа — связана с реальностью рассказа. Миф – это вымысел, принимаемый за правду. Правдой – он является для представителей той культуры, где рожден и живет. Миф – это не сказка. Он является подлинным знанием того, что есть на самом деле. В его истинность верят до тех пор, пока в опыте не обнаружится расхождение с действительностью.

Актуальность мифа проявляется только в ситуации социокультурного кризиса. В стабильном обществе, разговор о мифе может представляться как несерьезный. Миф как бы свидетельствует о скорой гибели общества, в чем усматривается его негативное значение. Предметом мифов являются всеобщие правила поведения, которые вносят в общество порядок. Хранится миф всем обществом, а используется только специализированной элитой, знающей метод его раскодировки, формирующей мифологическую реальность. Миф не идеалистическая модель, подобие социальной утопии. Он жизненно ощущаемая и творимая вещественная реальность.

Третья формарелигия. Основной признак религии – вера в сверхъестественное. Причины появления – низкий уровень развития общественного производства, бессилие и страх перед стихийными силами природы. Важнейшая черта – святость. Строгой границы между мифологией и религией нет. Одни полагают, что мифы — первая историческая форма религии; другие утверждают, что подлинная религия возникает с появлением веры в единого Бога-творца. Т. Гоббс полагал, что различие между религией и мифологией относительно и зависит от того, какие верования получают государственное признание. Если государство допускает – это религия, если – нет, то суеверие.

Основные элементы религии: 1). Вера в Бога — главный признак религии, без богов религии нет; 2). Эмоциональное отношение к Богу — опирается на сходство человека и Бога; 3). Вероучение — священные тексты; 4). Религиозный культ — поклонение Богу выражаемое в посвященных ему обрядах и ритуалах; 5). Организация верующих – связь с Богом и связь верующих – единоверцев.

Функции религии. Основная функция – помочь человеку преодолеть трудности. Мировоззренческая функция – варианты гипотез появления, устройства и перспективы развития мира. Регулятивная функция – управленческая. Компенсаторная функция – компенсирует простые желания, которые не всегда удовлетворяются.

Формой теоретического уровня мировоззрения является — философия. Философия – решает проблемы средствами разума, мышления опирающегося на понятия и суждения, связанные друг с другом по определённым логическим законам. Ценность философии в том, что – позволяет выносить практические решения и служит руководством человеческого поведения.

Философское обобщение – имеет широкий потенциал. Науки исходят из повседневного опыта, а он имеет предел, а философская мысль исследует мир за пределами человеческого опыта.

Характерные признаки философии: универсализм и субстанционализм. Субстанция – предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему – то постоянному, относительно устойчивому. Это не два, а единый характерный признак – ибо предельное обобщение всегда в философии сводится до выявления субстанции.

Специфика философии – в особом стиле мышления, который кроме универсализма и субстанционализма проявляется в сомнении по поводу устоявшихся взглядов, привычек, обычаев, традиций. Размышлять – значить сомневаться в общепринятом и традиционном. Но ставить под сомнение – не означает разрушать коллективные верования, а для того что бы проверить на прочность эти установки, и отжившие отбросить, а те, что выдержали испытания – поставить на более прочный фундамент. «Мыслю, следовательно, существую» – Рене Декарт.

1. Что является предметом философии?

2. Назовите методы философии, с помощью которых осуществляется философское исследование.

3. Что традиционно считается основным вопросом в философии?

4. Какие направления можно выделить при рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии?

5. Какие направления можно выделить при рассмотрении гносеологической стороны основного вопроса в философии?

6. В чем проявляется научность философии?

7. В чем проявляется эстетичность, чувственность философии?

8. В чем проявляется практичность или моральность философии?

9. Назовите главные ценности науки, искусства и морали.

10. Что такое мировоззрение?

11. Каковы формы жизненно-практического уровня мировоззрения?

12. Каковы характерные признаки философии?

13. Какова специфика философии?

Тема 1.2. Структура философского знания.

Данная тема посвящена структуре философии, её функциям. В процессе развития философии выделялись разные области исследования, которые рассматривали определённые проблемы. Постепенно они превратились в так называемые «философские науки», которые мы кратко рассмотрим здесь, а в разделе № 3 уделим гораздо больше внимания.

Структура философии.

Уже на начальном этапе становления философии стала складываться специфическая структура философского знания. Исторически первыми, базисными элементами философии являются онтология, гносеология, этика и социальная философия.

Поиски ответов на кардинальные вопросы: как устроен мир? как познавать мир? как следует жить? Привели к формированию трех ветвей философского знания о природе, об окружающем людей мире; о познании, мышлении; о людях и обществе. В результате образовались три главных раздела философского знания. Онтология — учение о бытии, изучающее основные принципы бытия, определяющие устройство мира (теория бытия). Гносеология – учение о познании, исследующее общие принципы, формы и методы человеческого познания (теория познания). Этика – учение о нравственности, поведении людей, устанавливает исходные принципы, правила, нормы, которыми должны руководствоваться люди в своих делах, (теория морали); аксиология (учение о ценностях); социальная философия (теория общественной жизни).

В рамках основных разделов философии можно выделить множество частных вопросов: сущность бытия; материя, ее формы; сознание; взаимоотношение материи и сознания; человек его сущность; духовный мир человека; общество; духовная сфера жизни общества; материально-экономическая сфера жизни общества; социальная сфера общества; общественно-экономические формации, цивилизации; перспективы развития; экология; влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты; ограниченность и безграничность познания; движение; диалектика и ее законы; иные вопросы.

По мере развития философии оформляются новые области. Логика – наука о формах и способах рационального мышления. Методология науки – наука о методах и формах научного познания. Философия истории – наука, изучающая общие принципы объяснения хода человеческой истории и исторического познания. Философская антропология – наука, ставящая своей задачей понять, что есть человек, какова сущность человека. Эстетика – наука, изучающая эстетическое отношение человека к действительности и художественную деятельность.

Современная структура философского знания отражает общее состояние исследовательской мысли и то особое положение, которое в наше время занимает философия в жизни общества, в системе гуманитарного образования в целом.К началу XXI века находятся в процессе своего формирования — философия науки, философия техники, философия культуры, философия религии, философия права, философия искусства, философия физики, философия семьи, философия войны. Круг философских дисциплин этим не ограничивается и может быть расширен. Подобного рода «частные философии» возникают тогда, когда ощущается потребность разобраться в предельных основаниях какой-либо формы человеческой деятельности. Процесс образования отдельных философских наук продолжается и в наши дни.

Читайте также:  С моей точки зрения ты живешь

Особо следует сказать об истории философии, которая составляет центральный «нерв» любого философского исследо­вания, выступая как взгляд философии на саму себя (философское самосознание). Нельзя разобраться в философии, не изучая ее истории. История философии отличается от истории других наук тем, что она составляет органическую часть философии, ибо философские проблемы вечны. Она даёт множество картин мироздания, созданных разными философами и философскими школами. Она не только обогащает наше мировоззренческое сознание, но и оберегает нас от типичных ошибок. Воспитательное значение имеет и жизнь философов, посвятивших свою жизнь поиску глубоких основ мироздания и назначения в нём человечества.

Функций философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Их много, но можно выделить две основные функции: мировоззренческую и методологическую.

Мировоззренческая функция — способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Здесь философия выступает как теория, обосновывающая решение мировоззренческих вопросов, как основа формирования мировоззрения. Эта функция включает в себя комплекс подфункций: онтологическую, гносеологическую, социально-историческую. В мировоззренческой функции философия ориентирована на отражение универсальных свойств и закономерностей бытия и познания.

Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности. В каждой сфере человеческой деятельности есть свои методологические установки. Но кроме специфических методов есть и общие. Философия разрабатывает общеметодологические идеи, которые конкретизируются в различных областях. К методологической функции как подфункцию можно отнести аксиологическую функцию.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая–имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции – подвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача – расширение границ познания, разрушение догм, модернизация знания, увеличение достоверности знания.Особенностью философской критики выступает то, что она не просто вскрывает имеющиеся в действительности недостатки, а направляет главный удар против — укоренившихся догм, — стандартов мышления, — «привычек сознания», которые незаметно для людей властвуют над их умами, мешают им увидеть действительность в истинном свете и понять, что нужно делать для ее улучшения. В СССР марксистская философия была возведена в ранг официальной философии государства и должна была пропагандировать «преимущества социализма», создаваемого под руководством партии и правительства. Инакомыслие пресекалось. Философия была лишена возможности выполнять критическую функцию.

Социальная функция –состоит в том, что бы объяснить причины возникновения общества, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества. В сфере философии общество как бы осознает само себя, свое прошлое, настоящее и будущее, свои достоинства и недостатки, достижения и потери.

Воспитательно-гуманитарная функция культивирует гуманистические ценности и идеалы, помогает человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция — заключается в том, чтобы на основании имеющихся знаний об окружающем мире и человеке спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов.

Идеологическая функция — развивает и обосновывает в философских учениях идеологию определенных классов. Её нельзя понимать упрощенно — как «обслуживание» интересов той или иной социальной группы, при котором философы, утрачивают объективность, жертвуют истиной и проповедуют заведомую ложь, лишь бы она была на пользу этой группе. Философия, не стремящаяся к истине, не философия. Идеологическая функция состоит в том, чтобы отразить имеющееся в обществе разнообразие социальных позиций. В условиях тоталитаризма в СССР, навязывалась официозная философия, которая пользовалась поддержкой власти. Она преподавалась в учебных заведениях, пропагандировалась в печати, охранялась цензурой. Специфика философского сознания была утрачена. Это вызывало негативное отношение мыслящих людей, не находивших в ее содержании того, что философия призвана давать. Философы представлялись «верными последователями» основателей марксистско-ленинского учения. После краха господства марксистской идеологии в общественном сознании, образ философии как идеологии стал постепенно развеиваться.

Аксиологическая функция философии заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории.

1. Какие три главных раздела философского знания можно выделить?

2. .Какой раздел философского знания отвечает на вопрос, как устроен мир?

3. Какой раздел философского знания отвечает на вопрос, как познавать мир?

4. Какой раздел философского знания отвечает на вопрос, как следует жить?

5. Какие оформляются новые области кроме основных разделов в современной философии?

6. Почему история философии является одним из важнейших элементов структуры философского знания?

7. Какие две основные функции философии можно выделить как главные?

8. Что представляет собой мировоззренческая функция философии?

9. В чем заключается методологическая функция философии?

10. Какова цель гносеологической функции?

11. В чем особенности философской критики?

12. С помощью, какой функции осмысливаются главные проблемы общественной жизни?

13. В чём заключается аксиологическая функция?

РАЗДЕЛ II.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Философия и искусство

Проблема соотношения философии и искусства сложна не только потому, что сама сущность вопроса непроста, но и потому, что соотношение двух исследуемых категорий на протяжении своей длительной истории изменялось. Если в эпоху Возрождения великий Леонардо да Винчи назвал живопись «истинной философией», то художники авангарда вообще отказались от философии как мировоззрения, вследствие чего искусство – истина, философия – ложь. Тем не менее, важно заметить, что даже в Средневековье все фундаментальные мысли о бытие и мире шли рука об руку с искусством.

Философия и искусство: мировоззрение

Первая проблема соотношения философии и искусства развязывается сама собой. Дело в том, что по своей сущности данные категории – это просто два разных метода познания мира и самосознания человека. О этих инструментах, конечно же, можно говорить, как о двух противоположностях, и в то же время, как о дополнении друг друга. Зачастую искусство подразумевает под собой метод интуитивного внедрения в неизведанное с интерпретацией данных интуитивных порывов в художественные образы. В это же время философия базируется на рациональном размышлении и логике. В то время как искусство располагает слиянием человека с миром, философия развертывает критическую и рефлексивную позицию человека к окружающему миру.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Следует знать, что философия и искусство – это два мировоззрения, так как располагают они одной целью – познание существующего и несуществующего. Философия и искусство не исчерпывают собою весь прочно сложившийся культурный ландшафт. Подкрепляется данное противостояние наличием религии и науки, где основа – высшее существо или объективная истина – одна субстанция с разными названиями. Тем не менее, в эти два полюса внедряется определенная неизведанность, где человек пытается разрешить самые абстрактные вопросы, которые не подвластные иным формам познания. Именно философия и искусство – плацдарм и экватор между религией и наукой.

Взаимодействие философии и искусства

Так, философия и искусство – это два дополняющие друг друга инструменты самосознания и самосозерцания человека. Это в большинстве случаев проявляется при смене регистра и кода культуры. Трансформация и переход классического периода в культуре в модернизм и авангард сопровождается тем, что радикальные художественные образы и философские идеи оказали очень серьёзное влияние на политику и социальные отношение людей. Утопии эпохи модернизма изначально возникли в философской мысли, литературе и искусстве, лишь после этого некоторые попытки продуцировались в жизни для реализации задуманного. Результат – несколько тоталитарных государств с утопией вместо идеологии. Тем не менее, искусство отторгло в этот период философию, что выразилось наиболее сильно в абстракциях авангарда. Если же говорить с точки зрения философа, то ничто не сможет отказаться от философии, так как смысл есть везде. Если же говорить с точки зрения автора художественного произведения, где философия скорее мировоззрение и миросозерцательная категория, то философская парадигма ушла на второй план уступая категории красоты и естественной истины.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

С другой же стороны, взаимодействие философии и искусства в этот период также нельзя отрицать. Основные идеи постмодерна изначально возникли в конструкционных теориях архитектуры, и лишь после были этически продуцированы в состояние культуры, которая защищается от агрессии модернистских идеологий.

То же самое можно сказать и об эпохе постмодерна – кризисе философии и искусства. Две вида человеческой творческой деятельности переживают свой наибольший упадок. Тем не менее, как известно, любой упадок ведет к определенному развитию, так как кризис – это своеобразная точка бифуркации. Возможно, в последующие годы проблема взаимодействия и сосуществования философии и искусства выйдет на новый уровень и разрешится сама собой.

Культурологическое сходство искусства и философии

Сходство двух мировоззрений заключается в следующем:

  • Философия и искусство базируются на очевидности и интуиции: для философии – это интеллектуальная интуиция, а для искусства – интуиция эмпирического восприятия;
  • Для философии и искусства необходимо наличие целостной связи человека и мира, о которой философия твердит в контексте бытия, а искусство – в контексте красоты. Таковая целостность – эквиваленция искусства и философии.
  • Интересы философии и искусства, которые выступают в самых разнообразных формах самосознания культуры, в итоге, сходятся в единой точке и проблеме – что собою являет человеческая сущность, какое место отведено индивиду в этом мире.

Так, искусство и философия сохраняют жизненность и значимость особенного, индивидуально, в отличии от абстракции всеобщности научного знания. Понятие науки делает абстрактными индивидуальное и единичное, вследствие чего формируется единое общепринятое понятие. Искусство и философия пытаются произвести понимание на едином примере, который достигается посредством символичности художественного образа в искусстве и гносеологического познания в философии.

Основная схожесть искусства и философии заключается в наличии творческого начала и единой конечной цели – познания чего-либо. Творческое начало в философии проявляется в человеческой рефлексии по отношению к существующему миру. Творцы искусства эту рефлексию воплощают на полотно, в музыку или литературный текст. Это своеобразная интерпретация и способ выражения гносеологической основы созерцания.

Культурологическая парадигма современного мира определяет искусство и философию в одну категорию – познание окружающей среды посредством собственных чувств, эмоций, разума.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Источники:
  • http://studfiles.net/preview/6396821/page:3/
  • http://helpiks.org/3-49950.html
  • http://cyberpedia.su/9x2b95.html
  • http://spravochnick.ru/filosofiya/filosofiya_i_ee_mesto_v_kulture/filosofiya_i_iskusstvo/