Меню Рубрики

Научные положения не могут оцениваться с точки зрения этики

E) философское познание

4. Какая точка зрения характерна для философского подхода к рассмотрению познания

A) изолированность познавательных структур от остальных сторон деятельности человека

B) выявление только логических закономерностей познавательного процесса

C) рассмотрение познания в широком культурно – историческом контексте, в связи с многообразием человеческой деятельности

D) рассмотрение познания как отдельных , не связанных друг с другом достижений научной мысли у разных народов

E) признание познавательного процесса как случайного открытия человечеством тайн природы.

5. Когда возникает метафизика как метод мышления и познания?

А) во времена античной философии

В) во времена средневековой философии

С) в условиях Нового времени

D) в немецкой классической философии XIX века

Е) только в западной философии XX века

6. Эпистемология — это

А) учении о бытии

В) учение о боге

С) учение о знании

D) учение о развитии

Е) учение о нирване

7. Философско-методологический анализ принадлежит сфере

A) практической деятельности

C) технических наук

D) социально-исторического познания

E) эмпирического познания

8. Понятие «наука» включает в себя

A) выявление закономерностей развития отдельных научных дисциплин

B) общие закономерности и тенденции научного познания

C) деятельность по получению нового знания и результат этой – систему научных знаний

D) деятельность научного сообщества

E) обоснование практики

9. Если судить ОЧЕНЬ СТРОГО, то теория НАУЧНОГО познания — это

A) гносеология

E) просто «наука»

10. От философской теории познания методологию отличает

A) изучение взаимодействия науки с другими социальными институтами

B) теоретическая рефлексия процесса познания

C) акцент на методах, путях достижения истинного и практически эффективного знания

D) направленность на внутренние механизмы развития научного знания

E) парадигмальность познания

Вопрос Правильный ответ
С
B
E
C
A
C
D
C
D
C

Основные этапы развития философии науки.

1. В динамике науки Кун выделяет две фазы: нормальная наука и .

A) застой в науке

B) период отрицания науки

C) сосуществование различных теорий

D) научная революция

E) абсолютность науки

2. Какую концепцию развития науки предлагает И. Лакатос

A) конкуренции научно-исследовательских программ

D) методического анархизма

3. Одним из основных принципов познания сторонники позитивизма считают

4. Пол Фейерабенд — это, как известно, не только ученик и критик К.Р. Поппера, но и

A) друг У. Куайна

D) гражданин мира

5. Какая школа очевидно не вписывается в последовательность?

6. Одним из основных принципов познания сторонники позитивизма считают:

7. Автором термина “постиндустриальное общество” является?

8. С конца XIX столетия методология науки ориентируется на анализ

A) естественнонаучного знания

B) общей теории систем

C) конструктивных подходов

E) психологического знания

9. Во второй половине ХХ века произошло расширение проблематики историко-научных исследований за счет

A) анализа развития идей и проблем в той или иной области знания

B) изучения закономерностей развития науки, условий и факторов, способствующих ему

C) перечисления достижений отдельных ученых

D) биографического описания жизни и деятельности ученых

E) изменения представлений об истории науки

10. Какое определение материи послужило одной из причин кризиса философии и в естествознании на рубеже XIX — XX веков?

А) Материя — это совокупность ощущений

В) Материя есть все существующее

С) Материя есть все состоящее из атомов и имеющее массу

D) Материя — это объективная реальность

Е) Материя есть вещество и поле

Вопрос Правильный ответ
D
A
C
C
E
C
B
A
A
E

3. Научное познание в социокультурном измерении.

1. Антисциентизм толкует науку как

A) непосредственную производительную силу

B) эталон всей культуры

C) само развивающуюся систему

E) силу, чуждую и враждебную сущности человека

2. Идеалом для сциентизма являются

A) математика и кибернетика

B) результаты и методы естественонаучного познания

C) методологические знания

D) гуманитарные науки

3. Знания приобретаются человеком не только в научной деятельности, но и в политике, экономике, искусстве, обыденной жизни. Отличительной чертой науки является то, что

A) истинность знаний подтверждается экспериментально

B) в науке приобретаются истинные знания

C) получение научных знаний – пререгатива ученых

D) знания становятся массовыми

E) в науке получение знаний является главной целью

4. Представление о научном познании как о наивысшей культурной ценности характерно для

5. Главной особенностью научного познания является

A) изучение идеализированных объектов, специально сконструированных учеными

B) постоянное развитие научного знания

C) ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность, и их исследование как подчиняющихся объективным законам

D) экспериментальная проверяемость полученных знаний

E) чистота знаний

6. Условиями для возникновения науки являются

A) возникновение потребности в передаче подрастающим поколениям социального опыта

B) усиление критики и разрушение мифологических систем, разделение умственного и физического труда

C) накопление достаточного количества математических знаний

D) развитие и усложнение практической деятельности человека

E) возникновение государства

7. Наука, в первую очередь, — особый род

B) познавательной деятельности

D) манеры мыслить

E) ухода от скуки

8. Научная идея представляет собой

A) интуитивное объяснение явления без промежуточной аргументации

B) наиболее сложную и развитую форму научного знания

C) вероятное знание о возможном закономерномпорядке

D) соглашение о признаках приемлимого решения

E) перспектива научной рефлексии

9. Какое из положений, верно, выражает этику научного познания

A) все, что объективно истинно, то нравственно

B) научные положения могут оцениваться с точки зрения этики

C) достижения науки не могут быть безнравственными

D) научные теории могут быть как нравственными , так и безнравственными

E) нравственная оценка относится только к использованию научных положений.

10. Укажите, в каком из суждений нашла отражение точка зрения антисциентизма?

А) Наука — это источник прогресса человеческого общества

В) Объективная истина представляет собой высшую ценность, которая стоит выше всякой этической оценки

С) Наука как высшая форма общественного сознания имеет право вторгаться во все области природы и общества, для не нет ни нравственных, ни юридических преград

D) Цель науки — исключить субъективное, психологическое из сферы знания, полностью объективировать познание

Е) Наука есть институт, враждебный человеку, он ведет к дегуманизации природы и общества, к превращению научных открытий в господствующую над человеком силу

Какие суждения вам представляются истинными?

Какая из форм мировоззрения составляет эмоционально-психологическую сторону на уровне настроений и чувств?

Какие из приведенных суждений относятся к философским?

Как называется учение о Вселенной как о связном целом?

Философия, её предмет, структура и функции

Итоговое занятие: Тест №1 по основам философии.

Вариант 1

а) всякое явление причинно обусловлено;

б) количество энергии в замкнутой системе сохраняется;

в) свобода есть осознанная необходимость;

г) предметы состоят из атомов;

д) пространство и время суть формы бытия материальных объектов;

е) мир познается;

ж) все новое – только хорошо забытое старое.

а) все, что объективно, нравственно;

б) научные положения не могут оцениваться с точки зрения этики;

в) научные теории могут быть как нравственными, так и безнравственными;

г) нравственная оценка относится не к самим научным познаниям, а к их использованию.

5. Выберите истинное суждение:

а) все сенсуалисты являются материалистами;

б) все материалисты являются сенсуалистами;

в) некоторые сенсуалисты являются материалистами.

7. Как вы думаете, голозоизм – это:

а) учение о душе;

б) неодушевленная материя;

в) учение о жизни человека;

г) учение о всеобщей одухотворенности мира;

д) учение о происхождении человека.

8. Правильно ли будет утверждать, что понятие «философия» охватывает более широкий круг явлений, чем понятие «мировоззрение»?

9. Выделите основные виды человеческой практики:

б) материальное производство;

в) социально-преобразующая деятельность;

д) научный эксперимент.

10. Выделите фундаментальные характеристики сущности человека:

а) религиозная принадлежность человека;

б) деятельное отношение к миру;

в) общественное положение;

д) способность к опредмечиванию и распредмечиванию сущностных сил;

е) образовательный уровень.

11. Напишите, как называется учение о бытии:

тесты по философии

б) О. Нейратом; в) П. Бриджменом; г) К. Айдукевичем.

333. Прагматическая теория истины разработана:

а) У. Джемсом; б) Р. Карнапом; в) А. Тарским; г) А. Пуанкаре.

334. Конвенционалистской концепции истины соответствует следующее высказывание:

а) истина — продукт соглашения внутри научного сообщества, определяемого свободным выбором понятийного и логического аппарата теории; б) истина — то, что полезно, эффективно для решения познаватель-

ных задач; в) истина — согласованность и логическая непротиворечивость знаний.

335. Основными видами практической деятельности являются:

а) материальное производство; б) деятельность; в) научный эксперимент; г) искусство медитации.

336. Идея активности разума и творческой природы познания обоснована:

а) Платоном; б) Аристотелем; в) Р. Декартом.

337. Идея соответствия человеческих знаний миру природных предметов разработана:

а) Ф. Бэконом; б) Б. Спинозой; в) Аристотелем; г) Г. Гегелем.

338. Основными формами научного знания являются:

а) научный факт; б) научная полемика;

в) научная литература; г) научная теория.

339. Выделите среди указанных ниже методов методы только теоретического уровня научного познания:

а) наблюдение; б) идеализация;

в) абстрагирование; г) формализация;

д) метод; е) мысленный эксперимент.

340. Выделите среди указанных ниже методов методы только эмпирического уровня научного познания:

а) наблюдение; б) измерение; в) эксперимент; г) анализ; д) аналогия; е) описание.

341. Выделите среди указанных ниже методов общелогические методы научного познания:

а) дедукция; б) анализ; в) идеализация;

г) абстрагирование; д) моделирование; е) обобщение.

342. Укажите положения, являющиеся результатом наблюдения:

а) Сатурн имеет кольцо; б) энергию электромагнитного поля можно преобразовать в звуковую;

в) на поверхности Луны имеются кратеры; г) вода разлагается на водород и кислород; д) все тела состоят из атомов.

343. Укажите положения, являющиеся результатом эксперимента:

а) Сатурн имеет кольцо; б) энергию электромагнитного поля можно преобразовать в звуковую;

в) на поверхности Луны имеются кратеры; г) вода разлагается на водород и кислород; д) все тела состоят из атомов.

344. Укажите верные положения:

а) только на теоретическом уровне познания возможно раскрытие законов материальной действительности;

б) различие между теоретическим и эмпирическим уровнями познания относительно;

в) эмпирическое знание не объясняет изучаемые явления; г) теоретическое познание не может выйти за пределы той информа-

ции, которая содержалась в его эмпирическом фундаменте; д) теоретическое познание может выходить за пределы тех эмпири-

ческих данных, на которых оно основано.

345. Укажите верные положения:

а) все, что объективно истинно, то нравственно; б) научные положения не могут оцениваться с точки зрения этики;

в) достижения науки не могут быть безнравственными; г) научныетеориимогутбытькакнравственными, такибезнравственными;

д) нравственная оценка относится только к использованию научных положений.

346. Точка зрения эмпиризма выражается в следующем суждении:

а) теоретическое мышление — главный источник знания; б) теоретическое мышление не может выходить за пределы опыта;

в) теоретическое мышление способно выходить за пределы опыта; г) теоретическое мышление связано с эмпирическим познанием.

347. Точку зрения антисциентизма отражает следующее суждение:

а) наука — источник прогресса человеческого общества; б) наука имеет право вторгаться во все области природной и соци-

альной реальности, для нее нет нравственных и юридических границ; в) наука — институт, который в современных условиях стал вражде-

бен человеку, он ведет к дегуманизации природы и общества, к превращению научных открытий в господствующую над человеком силу;

г) цель науки — полностью объективировать познание.

а) в XVII в.; б) в XVIII в.; в) в XIX в.

349. Классическая наука охватывает период:

а) с начала XVII в. и до середины XIX в.; б) с конца XIX в. до середины XX в.; в) с середины XX в. по настоящее время.

350. Неклассическая наука охватывает период:

а) с начала XVII в. и до середины XIX в.; б) с конца XIX в. до середины XX в.; в) с середины XX в. по настоящее время.

Читайте также:  Капли для глаз для поддержки зрения

351. Постнеклассическая наука охватывает период:

а) с начала XVII в. и до середины XIX в.; б) с конца XIX в. до середины XX в.; в) с середины XX в. по настоящее время.

352. Классический тип рациональности акцентирует внимание:

а) на объекте исследования; б) на идее взаимосвязи объекта исследования и средств и операций

исследования; в) на соотнесенности знаний об объекте не только со средствами, но и

с структурами деятельности.

353. Неклассическая рациональность акцентирует внимание:

а) на объекте исследования; б) на идее взаимосвязи объекта исследования и средств и операций

исследования; в) на соотнесенности знаний об объекте не только со средствами, но и

с структурами деятельности.

354. Постнеклассическая рациональность акцентирует внимание:

а) на объекте исследования;

б) на идее взаимосвязи объекта исследования и средств и операций исследования;

в) на соотнесенности знаний об объекте не только со средствами, но и с структурами деятельности.

355. Первая научная революция произошла:

б) в конце XVIII – первой половине XIX вв.; в) с конца XIX в. до середины XX в.;

г) в последнюю треть XX в.

356. Вторая научная революция произошла:

б) в конце XVIII – первой половине XIX вв.; в) с конца XIX в. до середины XX в.;

г) в последнюю треть XX в.

357. Третья научная революция произошла:

б) в конце XVIII – первой половине XIX вв.; в) с конца XIX в. до середины XX в.;

г) в последнюю треть XX в.

358. Четвертая научная революция произошла:

б) в конце XVIII – первой половине XIX вв.; в) с конца XIX в. до середины XX в.;

г) в последнюю треть XX в.

359. Канонами рациональности являются:

а) аргументированность; б) непротиворечивость; в) воспроизводимость; г) естественность;

д) связность; е) искусственность.

360. Направлениями паранауки являются:

а) девиантная наука; б) «вульгарная» наука;

в) околонаучная экзотика; г) лженаука; д) наука переднего края.

361. Перечислите теоретические термины:

а) стол; б) материальная точка;

в) идеальный газ; г) абсолютно твердое тело.

362. Результатом теоретического исследования являются:

а) эмпирические законы; б) теория; в) гипотеза; г) проблема;

д) научная картина мира.

363. Решающую роль в проверке истинности гипотезы играет:

а) практика во всех своих формах; б) логические критерии истины; в) аксиологические критерии истины.

364. Основными элементами теории являются:

а) фундаментальные понятия, принципы, аксиомы; б) абстрактная модель существенных свойств и связей изучаемых

объектов; в) логика теории;

г) совокупность законов.

365. Теория фиксирует:

а) знания о познаваемом объекте; б) знания о познавательной деятельности.

366. К философским методам относятся:

а) диалектический метод; б) системный метод;

в) г) вероятностный.

367. Перечислите специфические требования научной этики:

а) добросовестность; б) объективность;

в) обоснованность знаний;

г) неприятие плагиата; д) проблема авторства и публикаций научных исследований.

368. Метод фиксирует:

а) знания о познаваемом объекте; б) знания о познавательной деятельности.

ТЕМА 17. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

369. Социальная реальность — это:

а) понятие социальной онтологии; б) понятие социальной гносеологии; в) универсалии культуры; г) понятие эмпирической социологии; д) само общество.

370. Назовите основные субстанциальные модели понимания общества, используемые в науках:

а) общество как реальность; б) общество как духовная реальность; в) общество какреальность;

г) общество как субъективная реальность теоретика; д) обществокаквиртуальнаяреальность

371. Назовите сторонников субстанциального понимания общества как реальности:

а) Г. Гегель; б) Р. Джонс; в) Ф. Меринг; г) П. Лафарг; д) П. Сорокин; е) К. Ясперс.

372. Из приведенных определений общества выделите те, которые существуют в философской и научной литературе:

а) это система взаимосвязанных сфер социальной жизни, в которых реализуются соответствующие потребности людей;

б) этолюди, обладающие индивидуальными потребностями иинтересами

в) это система наиболее общих взглядов на мир, человека и место человека в этом мире;

г) это система экономических отношений, в которые вступают люди в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ;

д) это система отношений между большими социальными группами и выражающими их коренные интересы учреждениями.

373. Укажите, какие отношения, согласно К. Марксу, составляют основу общества:

а) политические; б)

в) г) межнациональные; д) религиозные; е) нравственные.

374. Рассмотрение общества как системы характерно для:

а) М. Вебера; б) А. Тойнби; в) Т. Парсонса;

г) Н. Данилевского; д) Т. Гоббса; е) К. Ясперса.

375. Определите, какими признаками, согласно М. Веберу, обязательно обладает социальное действие:

а) «субъективным смыслом»; б) «объективным смыслом»; в) «ориентацией на Другого»; г) эффективностью; д) опорой на традицию;

е) сознательным следованием принятой в обществе системе ценностей.

376. Укажите, что составляет предмет философии истории:

а) изучение исторических событий в развитии человечества от перво-

бытности до наших дней; б) изучение природы исторического процесса, фундаментальных

принципов и начал исторического бытия;

в) осуществление рефлексии над историческим познанием и осмысление статуса исторического знания;

г) разработка методов научной историографии; д) изучение процесса, анализ традиций в ис-

377. Определите период возникновения философии истории:

б) в средние века;

в) в XVII в.; г) в XVIII в.; д) в XIX в.; е) в XX в.

378. Назовите мыслителей, впервые использовавших термин «философия истории»:

а) Аристотель; б) Аврелий Августин; в) Дж. Вико; г) И. Кант; д) М. Вольтер; е) Г. Гегель.

379. Укажите, какие проблемы изучает рефлексивная философия

а) источники и факторы исторического процесса; б) направленность и периодизацию исторической динамики; в) природу и специфику исторического познания; г) субъект движущих сил общественного развития;

д) историческое описание важнейших событий прошлого.

380. В решении проблемы источника исторического развития общества сторонниками «солидаризма» являлись:

а) Г. Гегель; б) О. Конт; в) Г. Спенсер; г) Т. Парсонс;

д) Э. Дюркгейм; е) К. Маркс.

381. Назовите составляющие демографического фактора социаль- динамики:

а) численность населения; б) особенности населения;

в) геополитические особенности региона проживания населения; г) уровень рождаемости; д) плотность расселения;

е) баланс по половому и возрастному признакам.

382. Под субъектом истории понимают:

а) великую личность; б) народные массы; в) толпу; г) элиту; д) неэлиту.

383. Назовите мыслителей, в работах которых анализируется феномен толпы:

а) Л. Фейербах; б) Г. Тард; в) Г. Лебон; г) Ж. Боден;

384. Назовите мыслителей, взгляды которых на развитие общества соответствуют модели исторического процесса:

а) Дж. Вико; б) Н. Данилевский; в) О. Шпенглер; г) И. Кант; д) Г. Гегель; е) А. Тойнби.

385. Понятие социального прогресса обязательно предполагает:

а) безостановочное и неуклонное развитие всех исторических форм

общества по пути улучшения жизни человечества; б) развитие общества по пути приближения к поставленным социаль-

Лекция 7. Основы научной этики

Этика — это философская дисциплина, изучающая мораль (нравственность) и раз­личные системы ее обоснования.

Мораль (нравственность) — это совокупность правил и норм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Это один из основных способов нормативной регуля­ции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид обществен­ных отношений.

Этика фиксирует и объясняет не столько сами явления, а сколько то или иное отно­шение к ним, их оценку. Основные категории этики — это категории «добра» («блага») и «зла».

Этика позволяет понять динамику взаимодействия человека с миром сущего и изме­нения этого мира. Соответственно, научная этика изучает, как устроена и как развивается наука.

Научная этика — это совокупность установленных и признанных научным сообщест­вом норм поведения, правил морали научных работников, занятых в сфере научно- технологической и научно-педагогической деятельности.

Этические вопросы в науке могут возникать в силу разных причин: нереализованные идеи, которые желательно воплотить в жизнь; конфликты, в которых следует выступить по­средником; дилеммы, которые необходимо понять и разрешить и т.д.

Поэтому кодекс научной этики, рассматривая научную деятельность как активность, направленную на получение и прогресс знаний посредством научных методов, вербализует общепризнанные принципы поведения ученого, совокупность морально-этических ценно­стей, свойственных научной деятельности, а также те поступки ученых, которые позитивно оцениваются с моральной течки зрения.

Цель кодекса научной этики — не ограничение или наказание, а содействие вниматель­ному и ответственному отношению к ежедневно возникающим ситуациям и проблемам.

«Рекомендация относительно статуса работников науки», принятая 18 Генеральной ассамблеей ЮНЕСКО в Париже 20 октября 1974 г. и ратифицированная правительствами большинства стран внесла серьезный вклад в дело защиты прав работников науки и содейст­вия научному прогрессу.

В этом документе отмечается, что работники науки призваны сыграть важную роль в деле повышения эффективности использования науки и научных методов во благо человече­ству, содействовать сохранению мира и ослаблению напряженности в международных от­ношениях.

Основные права и обязанности ученых, сформулированы в этом документе следую­щим образом:

— принимать активное участие в определении путей развития науки и техники, а также на­правлений их использования в интересах человечества: анализировать необходимые со­циальные условия в каждом конкретном случае и информировать общественность о воз­можных социальных последствиях; участвовать как в подготовке, так и в реализации принятых решений, их контроле и анализе их последствий;

— проводить научные исследования и передавать свои профессиональные знания; вмеши­ваться и проявлять инициативу при выборе предмета и методов исследования, при обес­печении доступа к источникам информации, необходимой для выполнения своих обязан­ностей; выявлять, анализировать и полностью осознавать риск, связанный с проведением научных исследований;

— общаться и обмениваться информацией, полученной как в ходе собственных исследова­ний, так и из внешних источников; сотрудничать и содействовать здоровой конкуренции между работниками науки, распространению знаний в гуманных целях; использовать со­временные средства коммуникации для обеспечения доступа к научной информации и стимулирования дискуссий, как в рамках научного сообщества, так и в масштабах обще­ства в целом, содействовать конструктивному диалогу с людьми, ответственность кото­рых распространяется на другие сферы (СМИ, политика, экономика и т.п.), чтобы облег­чить общественное признание моральной ценности научно-технических достижений;

— создавать, использовать и распространять знания, как индивидуально, так и сообща, бла­годаря контактам и сотрудничеству — прямая обязанность научных работников перед бу­дущими поколениями.

Таким образом, учёный должен следовать правилам научной этики, чтобы успешно заниматься научными исследованиями. В науке в качестве идеала провозглашается, что пе­ред лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идёт о научных доказательствах. В связи с этим, можно выделить четыре принципа научной этики:

1. Коллективизм — результаты исследования должны быть открыты для научного сообще­ства.

2. Универсализм — оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от её содержания и соответствия техническим стандартам научной деятельности, а не от соци­альных характеристик её автора, например, его статуса.

3. Бескорыстность — при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремиться к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы.

4. Разумный скептицизм — исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами.

Учёный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты. Нарушения­ми этики в научных исследованиях считаются:

— фальсификация, переделка и плагиат;

— непризнание авторства или весомого интеллектуального вклада в научный труд;

— использование новой информации, идей или данных из конфиденциальных рукописей или приватных бесед; использование архивных материалов с нарушением правил исполь­зования архивных документов;

— несоблюдение государственного законодательства, уставов и коллективных договоров академий, высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций;

— условий безопасности научного труда.

Не считаются нарушениями этики в научных исследованиях деяния, свойственные исследовательским процессам, а также не сфальсифицированные (неосознаваемые) исследо­вательские ошибки, конфликт данных, разные толкования и интерпретация полученных ре­зультатов и экспериментальных разработок.

Читайте также:  На один глаз стало ухудшатся зрение

При нарушении этических норм необходимо тщательно разбираться в ситуации и пользоваться юридическими нормами, регулирующими научную работу, коллективными до­говорами и этическими нормами, признанными в научных коллективах. Разрешение этиче­ских конфликтов, возникающих в форме дилемм, следует проводить путем обсуждений и дискуссий в рамках компетенции существующих комиссий по трудовым спорам при проф­союзных комитетах академических организаций. В случае рассмотрения вопроса о сомни­тельном поведении желательно придерживаться принципа конфиденциальности.

Случаи нарушения обязательных (научных, исследовательских, финансовых) принци­пов и стандартов поведения должны рассматриваться в официальном порядке.

Официальная жалоба должна в письменной форме подаваться в комиссию по трудо­вым спорам или руководству научной организации. Отозвать ее можно в любой момент. При необходимости после обсуждения в комиссии такие жалобы могут быть публично рассмот­рены в трудовом коллективе. Если на публичном слушании члена научного коллектива при­знают виновным в сомнительных поступках, которые считаются серьезными, к нему могут быть применены санкции, соответствующие серьезности проступка.

Члены академического коллектива, обвиненные в нарушении кодекса академической этики, имеют право подавать апелляцию на решения и санкции.

Также можно выделить и понятие как внешняя этика науки. Областью ее интересов являются взаимоотношения между наукой и обществом, а ключевой проблемой — проблема социальной ответственности отдельного ученого и науки в целом.

Помимо участия в проведении исследований современному ученому приходится вы­полнять много других ролей, каждая из которых требует соблюдения специфических этиче­ских норм. Предполагается, что при их осуществлении ученый должен опираться на ценно­сти науки и руководствоваться интересами научного сообщества.

Так, после того как исследование (или его отдельный этап) завершено, результат дол­жен быть представлен, в качестве статьи или доклада, коллегам, специализирующимся в той же области знаний. Изложение результатов проведенного исследования — это одна из ролей, в которых приходится выступать ученому; при этом исследователь становится автором.

В научной публикации по результатам исследования обязательно должны быть ссыл­ки на работы предшественников, в которых была поставлена решаемая в данном исследова­нии проблема, предложены используемые в нем методы и т. п. Это является и выражением морального признания по отношению к предшественникам. Публикация результатов иссле­дования представляет собой своего рода заявку, утверждающую приоритет авторов на от­крытие, излагаемое в статье или докладе.

Вместе с тем, исследователь, публикуя полученные им результаты, делает их достоя­нием научного сообщества. Тем самым он, помимо всего прочего, в буквальном смысле вы­носит их на суд критики, открывая своим коллегам возможности для опровержения того, что ему удалось достичь.

Таким образом, нормой и моральным обязательством, является необходимость для ученого не просто быть готовым к критическому разбору того, что им сделано, но, более то­го, самому искать опровергающие аргументы и эксперименты. Свойственный научной дея­тельности дух критического отношения к достигнутому, не только предшественниками, но и самим собой принято рассматривать как выражение одной из ключевых ценностей науки.

Особые этические проблемы связаны с публикацией результатов исследований, за­вершившихся неудачно. С одной стороны, очевидно, что никто не вправе принуждать автора к публикации собственных результатов, тем более что такая публикация может отрицательно сказаться на его престиже. Но, с другой стороны, эта публикация принесет несомненную пользу его коллегам, поскольку покажет им, что поиск в данном направлении бесперспекти­вен.

Экспертиза (рецензирование) научных публикаций — это еще одна роль, выполняемая ученым и имеющая особое значение для самоорганизации научного сообщества. Такие экс­пертные оценки — один из основных механизмов, посредством которых научное сообщество определяет приоритеты развития соответствующей отрасли научного познания.

Очевидно, что на тех, кто выступает в качестве рецензентов-экспертов, ложится бремя моральной ответственности за будущее своей области знания.

Однако, бывают и ситуации, когда рецензенты научных журналов отвергают статьи достаточно высокого качества — то ли в силу того, что оказываются не в состоянии по дос­тоинству оценить революционную идею, то ли из-за того, что автор и рецензент принадле­жат к конкурирующим и даже враждующим научным школам (последнее следует считать морально предосудительным).

Поэтому нередко раздаются голоса, призывающие отказаться от института рецензен­тов в научных журналах. Сегодня, в эпоху электронных средств коммуникации, появляются реальные возможности создавать в Интернете любые научные (или, точнее, претендующие быть научными) тексты. Однако научный уровень таких публикаций, естественно, не гаран­тируется никем, и прежде всего — научным сообществом.

Следующая роль, в которой приходится выступать ученому — это роль преподавате­ля. С точки зрения интересов и потребностей науки преподавательская деятельность есть не что иное, как участие в подготовке нового пополнения тех, кто впоследствии сам будет про­фессионально заниматься научной деятельностью.

Но процесс преподавания не сводится к простой передаче студенту или аспиранту ка­кого-то объема знаний и умений. В ходе длительных непосредственных контактов препода­вателя и студентов, студенты (аспиранты) усваивают и то, что принято обозначать такими не поддающимися строгому определению терминами, как дух науки, традиции науки и т. п.

Прежде всего, сюда относятся те специфические ценности и моральные нормы, кото­рые характерны как для науки в целом, так и для данной области знания. И если знания уча­щийся может, вообще говоря, почерпнуть из учебной и справочной литературы, то в этой роли носителя и выразителя традиций и ценностей науки никто и ничто не может заменить ученого-преподавателя.

Возможны два способа передачи новичкам и усвоения ими принципов нормативно- ценностной системы. Первый — формальный — характеризуется тем, что ценности и нормы зафиксированы в виде некоторого устного или письменного кодекса.

Второй способ не предполагает такого формально выраженного кодекса. В этом слу­чае ключевым оказывается неформальное личностное общение преподавателя и новичка, в ходе которого первый самим своим поведением демонстрирует образцы следования ценно­стям и нормам соответствующего сообщества, а второй непосредственно их усваивает. Именно таким образом осуществляется передача от поколения к поколению принципов нор­мативно-ценностной системы научного сообщества.

Очевидно, выполнение каждой из ролей требует от ученого больших или меньших за­трат времени и сил. Эти ресурсы приходится отвлекать от собственно исследовательской деятельности, так что выполнение таких ролей может восприниматься как какая-то дополни­тельная обуза.

Дело в том, что деятельность ученого в этих качествах необходима для существования и воспроизводства самой же науки. Поэтому ученый, выступая в этих ролях, выполняет свой моральный долг перед научным сообществом. Важно подчеркнуть и следующее обстоятель­ство: никто иной помимо самих же ученых не обладает ни той квалификацией, ни той компе­тенцией, которые необходимы для сколько-нибудь успешного выполнения этих ролей.

Еще одна роль, в которой сегодня все чаще приходится выступать ученому — это роль консультанта, к которому обращаются при подготовке ответственных решений, когда требуется дать прогноз и оценку возможных последствий того или иного курса действий. Та­кого рода деятельность принято называть экспертизой, например, экологической, гумани­тарной и т. п.

Отличие между ролью эксперта-рецензента и ролью эксперта-консультанта в том, что эксперт-рецензент осуществляет свою функцию в пределах научного сообщества, а эксперт- консультант привлекается как представитель этого сообщества для участия в решении не собственно научных, а важных социальных, политических, народнохозяйственных и т. п. проблем.

Ученый выступает в еще одной роли — в роли популяризатора научных знаний и дос­тижений. Ученые нередко с чрезвычайной неохотой относятся к выполнению этой функции. Эта функция требует от ученого ораторских и даже актёрских способностей, чтобы «завое­вать» аудиторию.

И все же деятельность ученых, направленная на ознакомление широкой общественно­сти с тем, чем они занимаются в лабораториях, становится сегодня все более и более важной и необходимой. Дело в том, что возможность получения ресурсов, необходимых для разви­тия науки, во многом определяется уровнем доверия общества к науке. В свою очередь, и та информация о результатах и перспективах исследований, которую сообщают ученые, при­влекает все более широкое внимание, особенно в тех случаях, когда исследования касаются вопросов здоровья и безопасности людей.

В тоже время возможна и такая ситуация, что преждевременное оглашение результа­тов научных исследований, предварительно не подтверждённых и не опровергнутых науч­ным сообществом, может провоцировать в обществе необоснованные ожидания либо опасе­ния, в итоге порождая определенные этические проблемы.

Учитывая нарастающую остроту проблем, связанных с информированием обществен­ности о результатах научных исследований, английское Королевское общество — одна из самых авторитетных в мире научных организаций — опубликовало в 2000 г. специальное руководство, посвященное взаимодействию ученых с прессой.

В рекомендациях отмечается, что научное сообщество должно поощрять исследовате­лей к открытому и ответственному обсуждению своей работы с тем, чтобы соблюдалось рав­новесие между необходимостью поддерживать научную строгость с требованием излагать результаты исследований в форме, доступной для понимания широкой аудитории.

Одно из положений рекомендаций касается точности сообщаемой информации, в ча­стности, тех выводов и следствий из выполненной работы, которые обычно больше всего привлекают внимание журналистов.

Если журналист допустил неточности или искажения в сообщаемой широкой аудито­рии информации, то ученый должен без колебаний высказывать свой протест самому журна­листу и редактору издания, предпочтительно в форме письма, имея в виду, что оно должно быть опубликовано. Даже если такой протест не станет достаточной компенсацией того вре­да, который нанесен вследствие искажения, то по крайней мере он может сделать редактора более осторожным в будущем. При отсутствии надлежащей реакции исследователю реко­мендуется обращаться в специально занимающиеся подобными вопросами комиссии, кото­рые существуют в Великобритании, но которых, к сожалению, пока что нет в России.

Между тем, научно-технический прогресс порождает массу проблем, и он необратим. Но это не означает, что людям остается лишь безропотно подчиняться прогрессу науки и техники, по возможности приспосабливаясь к его негативным последствиям.

Конкретные направления научно-технического прогресса, научно-технические проек­ты и решения, затрагивающие интересы ныне живущих и будущих поколений, требуют ши­рокого, гласного и вместе с тем компетентного обсуждения, чтобы люди могли принимать, либо отвергать их своим волеизъявлением (например, проблема захоронения, утилизации ядерных отходов и т. п.).

Этим и определяется сегодня социальная ответственность ученого. Последствия научно-технического прогресса бывают очень серьезными и далеко не всегда благоприятны­ми для людей. Поэтому, действуя с сознанием своей социальной ответственности, ученый должен стремиться к тому, чтобы предвидеть возможные нежелательные эффекты, которые
потенциально заложены в результатах его исследований. Ведь он благодаря своим профес­сиональным знаниям подготовлен к такому предвидению лучше и в состоянии сделать это раньше, чем кто-либо другой.

Наряду с этим социально ответственная позиция ученого предполагает, чтобы он мак­симально широко и в доступных формах оповещал общественность о возможных нежела­тельных эффектах, связанных с проводимыми исследованиями, о том, как их можно избе­жать, ликвидировать или минимизировать. Только те научно-технические решения, которые приняты на основе достаточно полной информации, можно считать в наше время социально и морально оправданными.

Все это показывает, сколь велика роль ученых в современном мире. Ибо именно они обладают теми знаниями и квалификацией, которые необходимы сегодня не только для ус­корения научно-технического прогресса, но и для того, чтобы направлять этот прогресс на благо человека и общества.

Поэтому в рамках этики можно выделить особую область, называемую деонтологией (от гр. deon — «надлежащее, должное»). Этот термин предложил в XIX в. английский фило­соф И. Бентам для названия теории морального поведения.

Деонтологические требования составляют профессиональный кодекс чести ученого — это повышенное стремление к точности, скрупулезности и аккуратности, научная честность, запрещающая ученому умышленно присваивать себе чужие результаты. Самоочевидным этическим положением является следующий принцип: «Мы ответственны за последствия наших действий, даже если они не предусматривались осознанно нашей волей».

Читайте также:  Упало зрение чешутся глаза от чего

Этика и информатика.

Современное общество часто называют информационным. Понятие информационного общества было введено в оборот в 1960-х гг. Степень актуальности этого понятия резко воз­росла к началу XXI в., особенно в связи с широчайшим распространением компьютеров.

Благодаря компьютеризации общества решающие изменения происходят буквально на глазах нынешнего поколения людей. Чрезвычайно быстрыми темпами эволюционируют, как аппаратные средства, так и программное обеспечение компьютеров.

Никогда ранее ни в одной из областей своей деятельности человечество не прогресси­ровало столь стремительно, как в сфере информатики, т. е. науки о способах получения, на­копления, хранения, преобразования, передачи, защиты и использования информации.

Самыми большими переменами последних двух десятилетий являются:

— миниатюризация и суперминиатюризация;

— резкое увеличение мощности, быстродействия и объема памяти компьютеров;

— замена символьного интерфейса (информационного обмена между исполнительными устройствами) графическим;

— сближение компьютера с пользователем;

— создание и функционирование интернета;

— развитие систем искусственного интеллекта.

Но развитие информатики внушает и тревогу. Сбои в информационных системах гро­зят глобальными бедствиями. Виртуально-образные миры компьютеров вызывают психиче­ские заболевания у части их пользователей, мало поддающийся контролю интернет.

Сегодня проблемы информационной этики связаны с разграничением ответственно­сти человека и значимости компьютера. Отмечается, что не только маленькие дети, но даже часть взрослых воспринимают компьютер как своего партнера. В таком качестве не воспри­нимается, например, автомобиль. Именно компьютер получает особую оценку. Если компь­ютер способен решать те же задачи, что и человек, то невольно возникает желание приписать ему человеческие способности, особенно вычислительного плана.

Ответственность как таковую люди не способны делегировать компьютерам, а потому они вынуждены брать ее на себя. Но зато они награждают компьютеры ответственностью в ее знаковом выражении. На это обстоятельство обычно не обращают внимание.

Итак, информационная этика исходит из принципа ответственности. А это означает, что должны быть разработаны в деталях пути преодоления неприятностей, осмысления но­вых достижений в сфере информатики и постановки их под контроль человека.

Компьютерная этика как часть информационной этики, занимается исследованием поведения людей, использующих компьютер, на основе чего вырабатываются соответст­вующие нравственные предписания и своего рода этикетные нормы.

Проблемы, анализируемые в ней, условно можно разделить на несколько классов:

1. Проблемы, связанные с разработкой моральных кодексов для компьютерных профессио­налов и простых пользователей, чья работа связана с использованием компьютерной тех­ники.

2. Проблемы защиты прав собственности, авторских прав, права на личную жизнь и свобо­ду слова применительно к области информационных технологий.

3. Проблемы, связанные с появлением компьютерных преступлений.

С развитием сети Интернет в обиход входит и понятие «сетевой этики» или «нэтике- та» (производное от net — сеть и etiquette — этикет), обозначающее совокупность правил, сло­жившихся среди пользователей глобальной сети.

В США в 1979 году был разработан первый кодекс компьютерной этики, в котором были выделены основные моральные установки компьютерной этики:

1. Не использовать компьютер с целью повредить другим людям.

2. Не создавать помех и не вмешиваться в работу других пользователей компьютерных се­тей.

3. Не пользоваться файлами, не предназначенными для свободного использования.

4. Не использовать компьютер для воровства.

5. Не использовать компьютер для распространения ложной информации.

6. Не использовать ворованное программное обеспечение.

7. Не присваивать чужую интеллектуальную собственность.

8. Не использовать компьютерное оборудование или сетевые ресурсы без разрешения или соответствующей компенсации.

9. Думать о возможных общественных последствиях программ, которые вы пишите или систем, которые вы разрабатываете.

10. Использовать компьютер с самоограничениями, которые показывают вашу предупреди­тельность и уважение к другим людям.

Совокупность моральных установок образует принципы компьютерной этики:

1. Privacy (тайна частной жизни) — право человека на автономию и свободу в частной жизни, право на защиту от вторжения в нее органов власти и других людей.

2. Accuracy (точность) — соблюдение норм, связанных с точным выполнением инструкций по эксплуатации систем и обработке информации, честным и социально-ответственным отношением к своим обязанностям.

3. Property (частная собственность) — неприкосновенность частной собственности — основа имущественного порядка в экономике. Следование этому принципу означает соблюдение права собственности на информацию и норм авторского права.

Accessibility (доступность) — право граждан на информацию, ее доступность в любое вре­мя и в любом месте .

Какое из определений истинно?

1. Диалектическое противоречие – это отношение между разными сторонами или разными предметами.

2. Диалектическое противоречие – результат ошибок, неправильных действий.

3. Диалектическое противоречие представляет собой негативные явления, разные недостатки и теневые стороны жизни, которые подлежат устранению.

4. Диалектическое противоречие – это несовместимость, взаимо- исключение противоположностей.

16. Найдите правильное суждение:

1. Категории имеют отношение к анализу только умственной деятельности.

2. Значение категорий не обязательно для человека, занятого в сфере материального производства.

3. Категории – важный теоретический инструмент осуществления познавательной и практической деятельности человека.

4. Знание категорий необходимо только ученым.

Какое явление не относится к общественно-экономической формации?

18. Выберите ошибочное суждение:

1. Производственные отношения определяют уровень и характер производительных сил.

2. Производительные силы определяют тип производственных отношений.

3. Производственные отношения – активная форма развития производительных сил.

4. Производительные силы – наиболее подвижный элемент способа производства.

19. Выберите правильное суждение:

1. Общество – это совокупность индивидов.

2. Общество – это совокупность отношений людей.

3. Общество – это самостоятельное явление, не связанное с индивидами.

4. Общество – это способ взаимного приспособления индивидов.

20. Какие из приведенных выше утверждений правильны:

1. Все, что объективно и истинно — морально.

2. Научные положения не могут оцениваться с точки зрения этики.

3. Достижения науки не могут быть неморальными.

4. Научные теории могут быть как моральными, так и неморальными.

5. Моральная оценка относится только к использованию научных положений.

ВАРИАНТ 6

1. Подберите из графы “Б” высказывания, которые принадлежат философам, чьи имена приведены в графе “А”:

А Б
  1. Конфуций
  1. Гераклит
  1. Фалес
  1. Пифагор
а) в одну и ту же реку невозможно вступить и один раз; б) космос есть и будет вечно живым огнем, который мерами вспыхивает, равномерно угасает; в) все из воды возникает и все переходит в воду; г) числу все вещи подобны; д) о мертвых говори либо только хорошо, либо ничего; е) кто не может руководить собой, тот не способен руководить другими.

Кого из названных философов можно отнести к представителям арабоязычной средневековой философии?

3. Подберите из графы “Б” названия работ, которые принадлежат философам, чьи имени названы в графе “А”:

А Б
  1. М.Кузанский
  1. Т.Мор
  1. М.Монтень

4. Д.Бруно

а) “Похвала нелепости”; б) “Диалоги”; в) “Об ученом незнании”; г) “Утопия”; д) “Опыты”; е) “О вращении небесных орбит”; ж) “Речь о достоинстве человека”.

4. Из названных философов определите, кто принадлежит к: а) английскому;

б) французскому; в) немецкому Просветительству:

1. Монтескье; 5. Лессинг;

2. Дидро; 6. Гольбах;

3. Толанд; 7. Руссо;

Гердер; 8. Вольтер.

Что означает термин “априори”?

а) отрицание возможности познания мира;

б) раздел теоретической механики;

в) внеопытное знание;

г) учение о гармонии общественных отношений.

Что означает понятие “екзистенция”?

а) учение о логике как общей системе знаков;

б) учение о бытии;

в) учение о практике;

г) философия существования.

Философия как историческая форма мировоззрения отличается от других

форм мировоззрения прежде всего:

а) рациональным объяснением мира и человека;

б) своим предметом “человек – мир”;

г) эмоционально-рациональным объяснением мира и человека.

8. Философские категории – это:

а) формально-логические средства для упорядочения знаний;

б) ступеньки в развитии всего сущего;

в) априорные, доопытные формы мышления;

г) отражение существенных явлений и связей объективной действительности.

9. Выявите среди приведенных суждений правильное:

а) практика – это чувственное восприятие мира;

б) практика – это духовная деятельность человечества;

в) практика – это производственная деятельность людей;

г) практика – это приспособление человека к миру;

д) практика – это совокупность разных видов деятельности людей, направленных на познание и преобразование мира.

10. В графе “Б” данные три уровня познания. Отыщите характеристику каждому из трех уровней познания в графе “А”:

А Б
  1. Эмпирический
  1. Теоретический
  1. Технологический
а) на этом уровне раскрывается суть явления, законы, выдвигаются определенные гипотезы, создаются новые теории; б) на этом уровне осуществляется применение научных знаний для решения технических заданий в разнообразных сферах человеческой деятельности; в) на этом уровне накапливается информация, проводятся эксперименты, описания, измерения, классификация, первичные обобщения.

Кто из философов сравнивал метод с фонарем, который освещает путь тому, кто идет?

12. К каждому понятию из графы „А” подберите соответствующие элементы из графы „Б”, которые его характеризуют:

А Б
1. Производительные силы 2. Производственные отношения 3. Способ производства а) производительные силы и производственные отношения; б) собственность, обмен, распределение; в) предметы труда, люди, средства труда, средства производства; г) наука; д) религия, законодательство.

13. Новыми реальностями современной эпохи являются:

а) невозможность решения проблемы насилия;

б) осознание человечеством себя как единого целого;

в) открытие закона разнообразия форм общественного развития;

г) тенденция к унификации общественного развития;

д) реальность угрозы самоуничтожения.

14. Верно ли суждение „отдельные предметы состоят из материи”?

15. Какое понимание языка является правильным? Язык – это:

1. . самостоятельное духовное явление, как и сознание.

2. . материальная, чувственно воспринимаемая оболочка мысли.

3. . далекая от мышления форма, которая противоречит природе мысли.

4. . самостоятельное материальное явление.

16. Найдите правильное суждение:

1. Качество представляет собой внешний вид предмета, его форму, что отличает его от других предметов.

2. Качество – это ценность предмета, которая заключается в его свойствах, способных удовлетворить потребности человека.

3. Качество является одним, самым главным и важным свойством предмета, что делает его именно таким, а не другим.

4. Качество – это внутренняя определенность предмета, образованная совокупностью его основных свойств и признаков.

17. Найдите правильное суждение:

1. Сознанием обладает только человек и высшие животные.

2. Мыслит только живая природа.

3. Сознание – высшая форма отражения действительности.

4. Неживая материя не имеет свойства отображения.

18. Какой элемент решающим образом определяет содержание формации?

1. Экономический базис.

2. Уровень и характер развития производительных сил.

3. Классовый состав и социальная структура.

4. Властвующая идеология.

19. Какому направлению философии может принадлежать следующее высказывание: „Классов в современном обществе нет. Для современного общества характерна динамика, подвижность, перемещение лиц из одной группы в другую, с одного уровня на другой”:

1. Теории среднего класса.

2. Теории стратификации.

3. Теории социальной мобильности.

4. Теории народного капитализма.

С чем связана так называемая идея альтернативной цивилизации?

а) с повышением роли религии в жизни общества;

б) с „антропологической революцией”;

в) с нелинейным мышлением в системе миропонимания;

г) с новой научно-технической революцией;

д) с преодолением логоцентризма;

е) с экологизацией человека.

Вариант 19

1. Номинализм – это:

а) учение о методах;

б) искусство ведения теологических диспутов;

в) философское учение, которое отрицает онтологическое значение универсалий (общих понятий);

г) философское учение, которое признает объективное существование универсалий;

д) философское учение, которое, не приписывая общим понятиям онтологической реальности, вместе с тем утверждает, что они отображают общие признаки единичных вещей.

2. Антропоцентризм – это:

а) раздел учебника из антропологии;

б) произведение Пьетро Помпонацци;

в) философские взгляды, согласно с которыми человек является центром и высшей целью мироздания.

Последнее изменение этой страницы: 2017-04-13; Просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы

Источники:
  • http://studopedia.su/1_52893_kak-nazivaetsya-rassudochniy-mir-kotoriy-postigaetsya-tolko-razumom.html
  • http://studfiles.net/preview/5243532/page:7/
  • http://megaobuchalka.ru/8/26175.html
  • http://lektsia.com/8x3a4a.html