Меню Рубрики

Найдите убедительные с точки зрения парменида аргументы ответ

страница 2/16
Дата 22.04.2016
Размер 331,21 Kb.
    Навигация по данной странице:
  • Термины
  • Задания для проверки уровня компетенций
  • Темы рефератов

Вопросы для обсуждения:


  1. Особенности и периодизация античной философии.

  2. Досократовский период. Проблема первоначала и натурфилософские идеи.

  3. Демокрит и философия атомизма.

  4. Софисты, их позитивная и негативная роль в развитии философского знания.

  5. Этическое учение и философский метод Сократа.

  6. Философская система идеализма Платона.

  7. Философская и научная картина мира Аристотеля.

  8. Проблема поисков счастья: эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм.

Первоначало (архэ), эпос, теогония, мистерии, орфизм, политеизм, эллинизм, субстрат, апейрон, космос, логос, апория, майевтика, эйдос, демиург, Единое, анамнезис, метемпсихоз, метафизика, энтелехия, материя и форма, гедонизм, эвтюмия, кинизм, пифагореизм, эпикуреизм, стоицизм, гностицизм, неоплатонизм, эманация.

Задания для проверки уровня компетенций:

«Один только путь остается,

«Есть» гласящий; на нем — примет очень много различных,

Что нерожденным должно оно быть и негибнущим тоже,

Целым, единородным, бездрожным и совершенным.

И не «было» оно, и не «будет», раз ныне все сразу

«Есть» одно сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья.

Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю

Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо

Есть, что не есть. Да и что за нужда его побудила

Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться?

Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно.

Но и из сущего не разрешит Убеждения сила,

Кроме него самого, возникать ничему…

Как может «быть потом» то, что есть,

Как могло бы «быть в прошлом»?

«Было» — значит, не есть, не есть, если «некогда будет…

И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:

Тут вот — не больше его ничуть, а там вот — не меньше… 1
а) Назовите основные черты бытия согласно Пармениду.

б) Почему нельзя сказать о бытии, что оно «было» или «будет»?

в) Найдите убедительные, с точки зрения Парменида, аргументы.
2. Исходя из диалектических идей Гераклита, объясните следующие его высказывания:

а) «Прекраснейшая из обезьян безобразна, если её сравнить с родом человеческим» 2 .

б) «Морская вода и чистейшая, и грязнейшая одновременно: рыбам она питьё и спасение, людям же — гибель и отрава» 3 .
3. Философ Антисфен, критикуя платоновскую теорию идей, как-то сказал ее создателю: «Я видел огромное количество лошадей, Платон, но я никогда не видел идею лошади, о которой ты так настойчиво говоришь». Платон ответил ему: «У тебя, Антисфен, есть глаза, чтобы увидеть каждую конкретную лошадь, но, видимо, у тебя нет разума, с помощью которого ты бы мог усмотреть идею лошади».

Прокомментируйте эти платоновские слова. Каким образом в них выражена основная мысль его учения?

4. В одном из сочинений Эпикура есть такое рассуждение: «… когда мы говорим, что удовольствие — это конечная цель, то, что мы разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые… но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения женщинами, не наслаждения всякими яствами, которые доставляет роскошный стол, рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора и избегания и изгоняющее лживые мнения, которые производят в душе величайшее смятение».

В чем заключается специфика эпикурейского учения об удовольствиях (необычность эпикурейского понимания удовольствий)?

5. Древнегреческому философу Эмпедоклу (ок. 490–430 гг. до н.э.) принадлежат слова о том, что мир попеременно возникает и уничтожается и, возникши, опять разрушается, что поочередно одерживает верх то Любовь, то Вражда, причем первая сводит все в единство, разрушает мир Вражды, Вражда же снова разделяет элементы.

Зачатки каких диалектических идей можно обнаружить в этих словах?

6. Сравните идеи о наилучшем устройстве общества Платона и Аристотеля. Оцените их:

— реальны они либо утопичны?

— есть ли в них черты исторической ограниченности либо наоборот, предвещания будущего?

— гуманны они либо антигуманны?

— есть ли идеи, которые можно было бы учесть современным политикам?
7. Прочтите эти фрагменты из сочинения Аристотеля: «Сократ не считал отделенными от вещей ни общее, ни понятия. Сторонники же идей отделили их и такого рода, сущее назвали идеями, так что, исходя почти из одного и того же довода, они пришли к другому выводу, что существует идея всего, что проявляется как общее…

Платон, усвоив взгляды Сократа, доказывал, что такие определения относятся не к чувственно воспринимаемому, а к чему-то другому… И вот это другое из сущего он назвал идеями, а все чувственно воспринимаемое, — говорил он, — существует помимо них и именуется сообразно с ними, ибо через сопричастность эйдосам существует все множество одноименных с ними вещей» 4 .

«Лучше все-таки рассмотреть Благо как общее понятие и задаться вопросом, как оно появилось и в каком смысле о нем говорят…» 5

Ответьте на вопросы:

а) Чем отличается «общее» Платона от «общего» Сократа?

б) В чем смысл учения Платона об идеях (эйдосах)?

в) Если существует идея блага и справедливости как истинное бытие, то существует ли идея зла и несправедливости?

Темы рефератов:


  1. Формирование научных знаний в древнем Египте.

  2. Мифология и космогония Древнего Египта. «Книга мертвых».

  3. Философия Анаксагора.

  4. Древняя стоя: поиски человеческого счастья.

  5. Критика образа жизни и общественных устоев в кинизме.

  6. Стихийная диалектика и учение о космосе Гераклита Эфесского.

  7. Пифагорейский союз. Учение о числе и гармонии.

  8. Философская школа элеатов. Проблема бытия. Апории Зенона.

  9. Этика как учение о счастье в философии Эпикура. Его натурфилософские искания.

  10. Философия стоицизма в Древнем Риме.

  11. Философия неоплатонизма.

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

ПАРМЕНИД из Элеи (кон. 6 – нач. 5 в. до н.э.) – древнегреческий философ, основатель Элейской школы. Путь истины выражается в том, что бытие (реальность в целом) не может не быть, т.к. небытия нет. То, чего нет, нельзя помыслить. Отсюда следует, что мы всегда имеем дело с какой-либо реальностью, т.к. то, чего нет, не может стать даже и предметом нашей мысли. Парменид делает логические выводы из тезиса о том, что небытия нет. Тогда в мире нет места, где не было бы реальности. Реальность вечна, едина, однородна, неделима, неподвижна. Вместе с тем бытие есть нечто завершенное, по Пармениду, оно может быть уподоблено шару.

Парменид явился основателем рационализма, он первым стал принципиально различать подлинную реальность, постигаемую только мыслью («мыслить и быть – одно и то же»), – и видимость, данную в чувственных впечатлениях.

Для истории идей, относящихся к возникновению языка, а также соответствующей терминологии, важна вторая часть поэмы Парменида, в которой суммируются и отвергаются «мнения смертных». Парменид считает ошибочными все слова, обозначающие движение, множественность и переход от света к тьме. Представление о реальности этих явлений он связывает с доверием к чувственному опыту, достоверность которого опровергается доводами разума, согласно которому мир представляет собой абсолютное единство, чуждое делению, изменению, возникновению и гибели.

Более определенно, чем у предшествующих мыслителей, выражен у Парменида интерес к происхождению критикуемых им слов. Парменид стремится придать господствующим в мире заблуждениям вид последовательной системы космологических воззрений. Эту систему Парменид изображает как последовательное развитие ложного взгляда на первопринципы мироздания, возникшего в отдаленном прошлом. Предшественники современного человечества постулировали, руководствуясь чувственными впечатлениями, наличие двух противоположных начал, получивших названия света и тьмы. Затем всем остальным вещам были присвоены имена, соответствующие тем физическим качествам, которые ассоциируются с одним из этих начал.

Утверждение и распространение в мире ложных воззрений изображалось, таким образом, в поэме Парменида как создание соответствующих слов. Во фрагментах Парменида появляются первые примеры употребления выражения «устанавливать имена», в смысле создания новых, прежде не существовавших обозначений и присвоения их предметам. Однако, несмотря на значительное сходство «установления имен» у Парменида с учением о возникновении языка , мы имеем дело лишь с приближением к подобному воззрению. Представление о первобытном состоянии, в котором человек еще не обладал членораздельной речью, еще не знакомо Пармениду.

Несмотря на необычный размах критики представлений, лежащих в основе существующего языка, Парменид порицает не само его создание (так высказы- вался Г. Дильс), но лишь ошибочные воззрения, лежавшие в основе именований. Другое дело, что, будучи однажды создан, сам язык становится хранителем и даже источником заблуждений. У Парменида нет философии языка в собственном смысле, но есть лишь интерес к нему как выражению общечеловеческих представлений.

Вопрос, должно ли слово этимологически (или каким-либо иным способом) воспроизводить свойства обозначаемой вещи, на который кон- венционализм дает отрицательный ответ, Парменидом даже не ставится. Это происходит из-за того, что его интерес к языку остается в той же плоскости, что и у его современников – слова представляют интерес только как отражение ошибочных представлений.

Контрольная работа по философии 74630

Представленная работа ранее уже была оценена преподавателем нашего клиента на «отлично». Использование данного материала в качестве основы ускорит процесс подготовки Вашего собственного проекта. Можете быть уверены, что работа уникальна, предлагаем ее только мы, и в открытом доступе в интернете она не находится! Еще один плюс: готовая работа в несколько раз дешевле, чем новая.

1. Что такое философия? (ответ дайте, опираясь на хрестоматию по философии, – «Хрестоматия по философии: учеб. Пособие/ сост. П.В.Алексеев. – 3-изд., — М.: Проспект, 2009. — 576с., раздел 1. «Что такое философия и зачем она?»).

Является ли философия наукой? Соотнесите философию и мировоззрение.

Исторические формы мировоззрения (соотнесите философию с религией, искусством и другими формами общественного сознания: что объединяет и отличает их?).

Основной вопрос философии и его современное решение (укажите вариант решения основного вопроса философии, по Ф. Энгельсу). В отечественной философии основным вопросом философии признан вопрос об отношении материи к сознанию, мышления к бытию. Ф. Энгельс сформулировал его так: «Великий вопрос всей, и, в особенности, новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию…». При этом в философии мы находим и другие важные вопросы. Так, А. Камю (французский экзистенциалист) связывал основной вопрос философии с решением проблемы ценности человеческой жизни, стоит ли она того, чтобы ее прожить? И. Кант считал, что философия обязана ответить человечеству, по крайней мере, на четыре вопроса: «Что я должен знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек?». М. Хайдеггер указывает, во-первых, что «всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий тоже вовлекался в него».

Какими еще основными вопросами задаются мыслители в истории философии (приведите примеры и ответьте на вопросы ниже)?

а) Чем, по-вашему, можно объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса философии?

б) Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса философии?

в) Как в самой постановке основного вопроса философии отражается мировоззренческая позиция философа?

г) Чем объяснить многообразие и разнообразие постановки этого вопроса?

2. Что такое античность и античная философия? В чем заключается роль и значение греческой мысли в мировой истории философии? Укажите периодизацию греческой философии и основных представителей на каждом этапе.

Что такое «архэ» у ранних греческих мыслителей-натурфилософов (приведите примеры)? Почему Аристотель называл их «физики»?

В чем отличие понимания «числа», как основы всего у Пифагора, от стихийных начал его современников?

Благодаря Гераклиту в философский обиход приходит термин «логос». Логос в его понимании — то, что присуще всем и всему, то, что всем и через все управляет.

Укажите на значение понятия «логос» в философии Др. Греции.

Что выразил Гераклит фразой: «все течет, все изменяется…»? (ответ обоснуйте).

В чем заключаются смысл и недостатки апорий Зенона (ответ дайте на примере трех знаменитых апорий: «Дихотомия», «Ахиллес и Черепаха», «Стрела»)?

Философ Демокрит принимает три важных постулата: атомы, пустота и движение. Свяжите их между собой, в чем отличия в понимании

движения атомов и детерминизма у Демокрита и Эпикура? (при ответе необходимо использовать источники)

3. Что означают в философии понятия «материальное» и «идеальное»? В чем смысл материалистического и идеалистического объяснений мира?

4. Прочтите фрагмент произведения Парменида «О природе вещей» и ответьте на вопросы под текстом:

«Один только путь остается,

«Есть» гласящий; на нем — примет очень много различных,

Что нерожденным должно оно быть и негибнущим тоже,

Целым, единородным, бездрожным и совершенным.

И не «было» оно, и не «будет», раз ныне все сразу

«Есть» одно сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья.

Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю

Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо

Есть, что не есть. Да и что за нужда его побудила

Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться?

Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно.

Но и из сущего не разрешит Убеждения сила,

Кроме него самого, возникать ничему…

Как может «быть потом» то, что есть,

Как могло бы «быть в прошлом»?

«Было» — значит, не есть, не есть, если «некогда будет…

И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:

Тут вот — не больше его ничуть, а там вот — не меньше…» (Парменид. О природе вещей // Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. — С. 296.)

а) Назовите основные черты бытия согласно Пармениду.

б) Почему нельзя сказать о бытии, что оно «было» или «будет»?

в) Найдите убедительные, с точки зрения Парменида, аргументы.

г) Что было бы с бытием Парменида, если бы действовал принцип: «все течет, все изменяется…».

  1. Что такое философия?(ответ дайте, опираясь на хрестоматию по философии, – «Хрестоматия по философии: учеб. Пособие/ сост. П.В.Алексеев. – 3-изд., — М.: Проспект, 2009. — 576с., раздел 1. «Что такое философия и зачем она?»).

Философия от греч. — люблю и мудрость, любовь к мудрости.

Каждый человек, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, вопросами которые обсуждаются и решаются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определенным законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономерности, а какое — случайности?

Еще в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертен человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человеческого существования? Может ли человек узнать о своем предназначении в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и лжи?

Каждого человека, несомненно, волнуют и морально-нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли провести четкую разграничительную линию между добром и злом? Откуда берется зло в человеческих поступках и в мировой истории? Возможно ли достижение такого состояния в развитии человечества, когда зло исчезнет и наступит «эпоха всеобщей любви и согласия»?

Можно было бы назвать много наиболее серьезных, интересующих людей проблем, которые рассматривает и которым дает определенное решение философия. Но этими проблемами занимаются не только философы. Еще задолго до возникновения философии люди находили ответ на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому правильнее было бы назвать эти проблемы не чисто философскими, а мировоззренческими. У философии свой, специфический подход к решению таких проблем.

Смысл жизни человека — души, преобразовывать мир материи через дела рук своих, становясь мастером в искусствах и ремеслах, облагораживая любовью, а для этого необходимы некоторые знания.

Если данный вариант Вам не подходит, мы поможем Вам в написании новой работы. Вы можете обратиться к нам с любыми проблемами в учебе! Кроме того, если Вам интересно разобраться в предмете, мы научим Вас самостоятельно решать задачи, подготавливать рефераты, курсовые, дипломы и т.д.

1. Прочтите фрагмент произведения Парменида «О природе вещей»:
«Один только путь остается,
«Есть» гласящий; на нем — примет очень много различных,
Что нерожденным должно оно быть и негибнущим тоже,
Целым, единородным, бездрожным и совершенным.
И не «было» оно, и не «будет», раз ныне все сразу
«Есть» одно сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья.
Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю
Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо
Есть, что не есть. Да и что за нужда его побудила
Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться?
Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно.
Но и из сущего не разрешит Убеждения сила,
Кроме него самого, возникать ничему…
Как может «быть потом» то, что есть,
Как могло бы «быть в прошлом»?
«Было» — значит, не есть, не есть, если «некогда будет…
И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:
Тут вот — не больше его ничуть, а там вот — не меньше…

а) Назовите основные черты бытия согласно Пармениду.
б) Почему нельзя сказать о бытии, что оно «было» или «будет»?
в) Найдите убедительные, с точки зрения Парменида, аргументы.

в зависимости от игровой ситуации и техничности членов команды применяются следующие виды блоков.

в этом случае блок мяча в волейболе проводит один игрок передней линии. из-за низкой эффективности одиночный блок профессиональными используется редко.

в пляжном волейболе играют по схеме 2х2. поэтому такая защита у них в ходу. блокированием закрывается определенная зона площадки. о номере зоны игрок специальным жестом за спиной сообщает своему партнеру.

это наиболее популярный вид блокирования. его еще называют стандартным. двойной блок проводят два игрока передней линии. обычно центральный и один из крайних блокирующих.

такая защита требует умения работать в паре. при недостаточном владении техникой можно покалечиться самому и поранить партнера по команде. синхронные перемещения блокирующих при отработанной технике напоминают танцевальные движения.

это сложный, но эффективный вид защиты. она выполняется всеми тремя игроками передней линии. при правильном определении направления атаки она надежно закрывает площадку. сложность постановки в том, что мало времени для одновременного пристраивания игроков друг к другу. но зато пробивать блок сопернику трудно.

по своим тактическим свойствам как индивидуальное, так и коллективное блокирование бывает зонным или ловящим.

при зонном — прикрывается определенная зона. тем самым сокращается угол атаки .

ловящее блокирование — выполнять сложнее. оно дает результат только при верном определении направления атаки. иначе на площадке образуется неожиданная «дырка», которую защитники не успевают прикрыть.

надо уделять больше времени и почаще играть

человек является единственной причиной загрязнения экологии.

чем же человек вредит природе?

в первую очередь это фабрики и заводы, которые должны иметь собственные очистные сооружения, а также постоянно заниматься реконструкцией подстанций, цехов и других элементов, поддерживая правильную работу своего производства.

большой урон природе наносят автомобили, которые являются источником вредных отходов и загрязняют всю нашу планету земля. вредные вещества в атмосферу из-за того, что человек сжигает топливо транспортных средств. мы уже не представляем свою жизнь без машин, автобусов, кораблей и самолетов.

без специальной обработки в природу отходы жизнедеятельности людей и животных. специалисты начали применять определенные удобрения и другие продукты для хорошего урожая, но они довольно опасны для любого живого существа в природе, включая людей. на планете в каждой стране можно найти такие предприятия, которые обходят закон и неправильно перерабатывают отходы.

результатами такого человеческого поведения становятся кислотные дожди, потепление, появление новых болезней, вымирание животных и растений, аллергии у человека и многое другое, так как этот перечень лишь малая часть всех последствий халатного отношения человека к природе.

человек и его дети дышат загрязненным воздухом, используя все удобства, мы губим не только саму природу, но и наше здоровье, учащается число преждевременной смерти.

Ответ: Высвождением человека из плена его предрассудков, фанатичной веры в высшие силы , привить веру в силу разума и знаний

· Чем от нее отличаются платоновские размышления?

ответ: Платон считал видимый мир лишь блёклой тенью «мира идей

2. «Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре» (Сократ)

· В чем глубинный смысл приведенного высказывания?

Ответ: Достойно умереть не менее важно, чем достойно прожить

· Как оно связано с судьбой философа?

Ответ: Сократ сам принял яд и умер

· Как вы оцениваете поступок Сократа – его смерть?

Ответ: Для философа нет лучшей смерти, чем умереть за свои убеждения

3. Эпикурписал: «Когда мы говорим, что наслаждение есть конечная цель, то мы разумеем отнюдь не наслаждение распутства или чувственности, как полагают те, кто не знает, не разделяет или плохо понимает наше учение, — нет, мы разумеем свободу от страданий тела и от смятения души. Ибо не бесконечные попойки и праздники делают нашу жизнь сладкою, а только трезвое рассуждение, исследующее причины всякого нашего предпочтения и изгоняющее сомнения, поселяющее тревогу в душе».

· Определите этическую позицию философа.

Ответ: Ценно лишь то удовольствие, которое устраняет страдание

· Как он понимает наслаждение?

ответ: Раз­ли­чал два вида насла­жде­ния: «ста­ти­че­ское», или насла­жде­ние «в покое», и «кине­ти­че­ское», или насла­жде­ние «в дви­же­нии».

· В чем Эпикур видит назначение философии?

Ответ: Эпикур понимал как деятельность, дающую людям с помощью размышлений, лишенную страданий, счастливую жизнь.

4. Давид Анахт (475 – первая пол. VI в.), подводя некоторый итог, писал: «Имеется шесть определений философии. Первое – философия есть наука о сущем как таковом. Второе – философия есть наука о божественных и человеческих делах. Третье – философия есть забота о смерти. Четвертое – философия есть уподобление Богу в меру человеческих возможностей. Пятое – философия есть искусство искусств и наука наук. Шестое – философия есть любовь к мудрости …». И далее: «… философия не является чем-то бесполезным …Философия существует для того, чтобы облагородить и украсить человеческую душу и перевести ее из материальной и окутанной туманом жизни к божественной и нематериальной».

· Поразмышляйте над словами автора и выскажите свое суждение о философии и ее предназначении.

Ответ: Философия как образ жизни, школа мысли. — Способность и ответственность суждения.

• Прокомментируйте высказывание Цицерона «Философия начинается с Фалеса. Он был первым».

Ответ: Фалес один из ранних философов, считается основоположником европейской философии.

6. Прочтите фрагмент произведения Парменида «О природе вещей»:

«Один только путь остается,

«Есть» гласящий; на нем — примет очень много различных,

Что нерожденным должно оно быть и негибнущим тоже,

Целым, единородным, бездрожным и совершенным.

И не «было» оно, и не «будет», раз ныне все сразу

«Есть» одно сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья.

Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю

Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо

Есть, что не есть. Да и что за нужда его побудила

Позже скорее, чем раньше, начав с ничего, появляться?

Так что иль быть всегда, иль не быть никогда ему должно.

Но и из сущего не разрешит Убеждения сила,

Кроме него самого, возникать ничему…

Как может «быть потом» то, что есть,

Как могло бы «быть в прошлом»?

«Было» — значит, не есть, не есть, если «некогда будет…

И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:

Тут вот — не больше его ничуть, а там вот — не меньше…

а) Назовите основные черты бытия согласно Пармениду.

ответ:

Бытие не возникло.

2) бытие не подвержено гибели;

Бытие целокупно.

4) бытие единородно, что надо понимать в смысле его единственности;

5) бытие неподвижно;

Бытие закончено или совершенно.

б) Почему нельзя сказать о бытии, что оно «было» или «будет»?

ответ:

У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара

в) Найдите убедительные, с точки зрения Парменида, аргументы.

ответ:

Бытие одно, и не может быть 2 и более бытий.

Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга — небытием, его нет.

Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей.

Если имеет части, значит части отграничены друг от друга Небытием. Его — нет.

Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире.

В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Найдите убедительные с точки зрения парменида аргументы ответ

Какими проблемами занимается онтология как раздел философского знания? Приведите примеры таких проблем из разных эпох в истории философии.

Онтология – проблемы, связанные с существованием.

Ряд исторических эпох:

I.Античная философия (7-6 века до н.э. – 6 век н.э.) «В чем причина существования всего сущего?»

II. Средневековая философия (1-2вв – 14-15вв) Проблема соотношения бога и мира. Мир и ничего. Что есть бог?

III. Философия эпохи Возрождения (14-16вв)

IV. Философия Нового Времени (17-сер 19 вв)

V. Новейшая философия (сер 19в – 21в)

Кем, когда и с какой целью было введено в философии понятие «бытие»?

Бытие как понятие введено в философию Парменидом. Главной задачей нового типа знания – философского – было не только построение картины мира, но и обоснование своего права на эту попытку.

Бытие — главная философская категория, фиксирующая основу существования в философском осмыслении мира. С помощью нее определяется, что есть сущее как таковое. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании мира и самого человека с его сознанием. Причем, признается, что отдельные вещи, процессы, явления могут возникать и исчезать, а мир в целом существует и сохраняется.

Есть ли разница между понятиями «бытие» и «материя»?

Материя – первовещество, то из чего состоят все вещи.

Бытие, философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека.

Материя (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения объективной реальности, которая отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно). Материя существует лишь постольку, поскольку она движется. Именно благодаря тому, что вещам материального мира присуще движение, они являются тем, что они есть.

Чем отличается понятие «бытие» от понятия «существование»?

Каковы характеристики бытия согласно Пармениду?

— Едино – значит неделимо.

— Неподвижно, неизменно, не меняется по времени.

Понятие Бытия ввел в философию Парменид (VI-V вв. до н. э.), выделив его следующие основные характеристики: целостность, истинность, благость, красота. Он провозглашал единство мысли и Бытия и противопоставлял Бытие — небытию. Как же характеризует бытие сам Парменид? Бытие — это то, что имеется за миром умственных вещей, и это есть мысль. Одно едино и неизменно, абсолютно не имеет внутри себя деления на субъект, оно есть вся возможная полнота совершенств, среда которых на первом месте Истина. Добро. Благо, Свет. Определяя бытие как истинное сущее, Парменид учил, что оно не возникло, неуничтожимо, единственно, неподвижно, нескончаемо во времени. Оно ни в чем не нуждается, лишено чувственных качеств, а потому его можно постигать только мыслью, умом. Утверждая, что бытие есть мысль, он имел в виду не субъективную мысль человека, а Логос — космический Разум, через который раскрывается содержание мира для человека непосредственно. Иначе говоря, не человек открывает Истину, а наоборот. Истина бытия открывается человеку непосредственно. Отсюда и вполне то определенное толкование Парменидом человеческого мышления: оно получает знания в непосредственном контакте с Разумом, который и есть бытие. Поэтому процесс логического доказательства, используемого отдельными людьми, не имеет решающего значения ни для самого процесса их мышления, ни для оценки истинности знания. Истина же бытия открывается без помощи рефлексии и логических операций человеческого ума. Человек призывался к. смирению перед высшим могуществом необходимости, перед Истиной.

Почему нельзя сказать о бытии, что оно «было» или «будет»? приведите аргументы Парменида.

Все о чем мы можем сказать в настоящее время и есть бытие. Каждая вещь может возникнуть и исчезнуть, а бытие существует всегда.

Парменид доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисы таковы: «Бытие есть, а небытия — нет».

Небытия нет, так как про него нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет».

1. Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о чём.

2. Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет.

3. Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует.

4. У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму сферы.

Для кого из философов античности характерно отождествление бытия с мышлением?

Существует же лишь только то, что мыслимо и выразимо в словах, т.е. бытие. И тогда получается, что «мыслить — то же, что быть». В этой фразе Парменид формулирует идею совпадения, тождества бытия и мышления. Более того, самое главное доказательство существования бытия и состоит в том, что его можно осмыслить.

Прокомментируйте, как Вы понимаете тезис «Бытие есть, и есть только бытие; небытия нет, и помыслить его невозможно»?

Бытие связано с мышлением. Мыслить можно только то, что есть, а то чего нет – помыслить нельзя.

Какой смысл вкладывает в понятие «небытие» Парменид?

Небытие – то, чего нет.

Какое содержание вкладывают атомисты в понятия бытия и небытия?

По Демокриту, существуют и бытие (атомы), и небытие (пустота). Пустота — такая же реальность, как и атомы, она безгранична, содержит в себе все существующее, в ней нет ни верха, ни низа, ни края, ни центра. Противопоставив миру вещей мир бестелесных и нечувственных идей, обладающих «истинным бытием»

Кем впервые в античности были открыты 2 способа и вида бытия – мир идей и мир чувственных вещей? Какие характеристики дает этот философ миру идей и миру чувственных вещей?

Душа, по Платону, подобна идее — едина и неделима, но в ней можно вычленить части

Если в душе человека преобладает разумная её часть — человек стремится к высшему благу, к справедливости и правде; таковы философы. Если более развита аффэктная часть души, то человеку присущи храбрость, мужество, умение подчинять вожделение долгу; таковы стражи, и их гораздо больше, чем философов. Если же превалирует «низшая», вожделеющая часть души ,то человеку надлежит заниматься физическим трудом — быть ремесленником или крестьянином, и таких людей большинство.

Суть философской концепции Платона состоит в том, что первоосновой мира является не материальная, а идеальная сущность — «идея». Согласно этому учению, мир вещей, воспринимаемых посредством чувств, не есть мир истинно существующего: чувственные вещи непрерывно возникают и погибают, изменяются и движутся, в них нет прочного, совершенного и истинного. И все же вещи не совершенно отделены от истинно существующего, каким-то образом они «причастны» ему. А именно: всем, что в них есть истинно сущего, утверждает Платон, чувственные вещи обязаны причинам. Эти причины — формы вещей, не воспринимаемые чувствами, постигаемые только умом, бестелесные и нечувственные. Платон называет их видами и — гораздо реже — идеями. Виды, идеи — зримые умом формы вещей.

Платон думал, что идея — бестелесна, что ее нельзя видеть при помощи чувственного зрения, потому, что идея — общее для всех обнимаемых ею предметов.

Какой из этих миров и есть истинное бытие и почему?

Платон не считал, что мир идей и мир вещей являются равноценными. Он считал идеи более «ценными», поскольку они являются идеалами.

Чем идея (или «эйдос») вещи отличается от самой вещи (по Платону)?

Идея вещи предшествует самой вещи и никакая вещь не может возникнуть, если нет ее идеи. Вещи — результат, следствие, воплощение, образец той или иной идеи, выполненные в конкретном материале.

Кто из древнегреческих философов утверждал, что «основой мира является некая «форма» как перводвигатель всего сущего»? Что такое «Форма»?

Аристотель считал, что основой мира является некая активная форма – как перводвигатель всего сущего. Материю он понимает не как какое-либо конкретное вещество, а как нечто невыраженное, как наполнитель, представляющий собой некую неопределенную основу явлений. Материя — это возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. Представим себе любой предмет, например кувшин. Его существование невозможно без глины, материала (материи), из которой он может быть вылеплен. Но сама по себе глина, разумеется, не есть кувшин. Чтобы стать им, она должна быть соединена с формой, структурой, обусловливающими качественную определенность вещи. То есть материя как глина есть возможность кувшина. Причем, по Аристотелю, ни форма, ни материя сами по себе не есть субстанция, лишь их единство дает нам субстанцию.

Аристотель полагал обе составляющие субстанции равно необходимыми, но не равноценными. Применительно к отдельному предмету сущностью всегда оказывается форма. В системе Аристотеля форма занимает положение, сходное с идеей Платона, и выражается понятием. Так, понятие кувшина справедливо и тогда, когда из глины он еще не сделан. Когда материя оформлена, то нет материи без формы, равно как формы без материи. Выходит, что форма — это и сущность отдельного единичного предмета, и то, что охватывается этим понятием.

Как Аристотель понимал, что такое материя?

Материю он понимает не как какое-либо конкретное вещество, а как нечто невыраженное, как наполнитель, представляющий собой некую неопределенную основу явлений. Материя — это возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат.

Что такое бытие по Аристотелю?

Бытие — не простое существование вещей, а отношения между вещами и явлениями, входящими в единое целое. Бытие распадается у Аристотеля на бытие вообще и бытие отдельных вещей.

Что такое основной вопрос философии? Сформулируйте как он звучит по Энгельсу Ф.?

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ (ЭНГЕЛЬС).

Вопрос об отношении мышлении к бытию.

1 часть онтологическая «Что первично – материя или дух»?

Разделил философов на материалистов и идеалистов.

Материалисты – признают, что материя была первична. Если материя первична, то причины для ее существования кроме ее самой нет, а значит материя вечна, а сознание вторично. Бога нет.

Носителем сознания является только человек.

2 вопрос: «на каком этапе появляется сознание?»

Материалисты не могут объяснить как мертвое порождает живое, как из материального возникает духовное.

Идеалисты: объективные и субъективные.

Основной вопрос философии — вопрос о соотношении духа к природе, мышления к бытию, сознания к материи, души к телу, человека к миру. Это вопрос о том – создан ли мир богом или он существует вечно, это вопрос о том, как соотносится между собой природа и наши знания о ней.

Классическую формулировку основного вопроса философии дал Ф. Энгельс: «Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию».

Что такое идеализм как философская позиция и чем он отличается от материализма?

Определите онтологические позиции Платона и Аристотеля (материализм, идеализм и пр. и обоснуйте ответ).

Принято считать, что Платон является одним из основателей идеалистического направления в мировой философии. Во многих сочинениях философа проводится мысль о том, что бытием в подлинном смысле слова можно назвать только абсолютные сущности, сохраняющие своё бытие безотносительно пространства и времени. Такие абсолютные сущности называются в сочинениях Платона идеями, или эйдосами. ПЛАТОНА МОЖНО ОТНЕСТИ К ИДЕАЛИСТАМ.

Главным в философском учении Аристотеля является вопрос о материи и форме. Аристотель утверждал, что независимым, или субстанциальным, бытием обладают исключительно отдельные вещи. Каждая единичная вещь, по Аристотелю, есть сочетание материи и эйдоса (формы). Материю он понимает не как какое-либо конкретное вещество, а как нечто невыраженное, как наполнитель, представляющий собой некую неопределенную основу явлений. Материя — это возможность бытия и вместе с тем некоторый субстрат. АРИСТОТЕЛЬ – МАТЕРИАЛИСТ.

Для какой эпохи характерно следующее утверждение: «Материя существовала не всегда, и был такой момент, когда ее не было вовсе»?

Эпоха средневековой философии. Говорили об этом креационисты. Креационизм – это представление о том, что мир сотворен Богом из ничего. Идея «ничто» является новой по сравнению с античностью и показывает, что Бог абсолютен (человек творить из ничто не может), а мир не бесконечен во времени, т.к. имеет начало (и, соответственно, конец). Соответственно, понимание времени также меняется, оно становится линейным (ничего не повторяется). Т.е. в начале был Бог – он и создал материю.

Как понимали бытие в средневековой философии?

Бог, согласно Фоме, — действующая и конечная причина мира. Бог — само бытие, а мир обладает бытием, существованием.

Чем отличается бытие Бога и бытие человека в средневековой философии?

Средневековое мышление по существу своему теоцентрично: реальностью, определяющей все сущее, для него является не природа, а Бог (природа и человек как творение Бога). Бог — действующая и конечная причина мира, мир создан Богом «из ничего»; душа человека бессмертна, его конечная цель — блаженство, обретаемое в созерцании Бога в загробном мире; сам человек тоже творенье Божье.

Человек в средневековой философии терял свое прежнее величие и первостепенное значение. Проблемы человеческого бытия отходили на второй план. Человек приносит себя в жертву Абсолюту, следовательно, он не абсолют, он ничто. Человек — раб, лишь отдавая себя на служение Богу, он обретает смысл. Смысл этот — вне природной жизни, а в религиозно-духовной сфере.

Августин Блаженный утверждал, что человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело, плоть — презренны и греховны.

Как согласно Форме Аквинскому соотносится понятие сущность и существование? Почему?

В своей онтологии Фома различает сущность и существование. В Боге сущность и существование совпадают, в вещах они различны. Сущность определяется как то, благодаря чему вещь становится тем, что она есть. Сущность — общее, которым обладает единичное бытие. Сущность лежит в основе существования.

Как решить проблему существования зла средневековые философы?

В этике Фома считает, что зло не существует само по себе, самостоятельно, в отличие от добра, а представляет собой какую-то ущербную форму добра (фактически здесь Фома следует Плотину и Августину). Добро — это «то, чего все желают». Этим может быть любая вещь, поскольку ей свойственно совершенство.

Чтобы в мире была гармония, необходимы различные степени добра, вещи различного совершенства Как красота делается более очевидной на фоне уродства, так и добро более заметно при сравнении со злом. Некоторое зло не портит гармонии Вселенной, напротив, оно необходимо для этой гармонии.

Гармония, порядок, справедливость требуют существования не только хороших людей, но и грешников. «Бог является творцом зла как наказания, а не как вины». Человек обладает свободой воли; поэтому он ответствен за свои поступки, так как в состоянии выбирать между добром и злом.

Фома утверждает примат разума над волей. Разум лежит в основе воли, воля следует за разумом (эта позиция получила в последующем название этического интеллектуализма). Осуществление свободы воли предполагает познание, так как то, что не познано, не может быть объектом желаний и выбора. Достаточно иметь подлинное знание о добре и зле, чтобы поступать морально.

Гилозоизм –1)учение, признающее «жизнь» неотъемлемым свойством первичной субстанции и отвергающее границу между «живым» и «неживым».

2)философское направление, рассматривающее всю материю с самого начала как живую (одушевленную); воззрение, согласно которому «материя никогда не может существовать и быть деятельной без духа, а дух – без материи» (Гёте). Гилозоистами были ионийские натурфилософы, позднее – Джордано Бруно, Дидро и др.

3)возникшее в древнегреческой философии учение о всеобщей одушевленности материи; гилозоизм ошибочно приписывает всем формам материи чувствительность и жизнедеятельность, способность ощущать и мыслить, свойственные только высокоразвитой материи.

Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и природу. Согласно пантеизму, Бог не является личностью или неким существом, а представляет собой активное духовное начало – силу (энергию), пронизывающую мир в каждой частице.

— учение о том, что все есть Бог; учение обожествляющее Вселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм).

Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и природу. Согласно пантеизму, Бог не является личностью или неким существом, а представляет собой активное духовное начало – силу (энергию), пронизывающую мир в каждой частице.

Чем отличается пантеизм от гилозоизма?

Пантеизм— религиозное и философское учение, объединяющее, и иногда отождествляющее Бога и мир. В пантеизме находит выражение концепция, что «Бог» лучше всего понимается в сближении со Вселенной. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного Бога или Бога-творца. Центральные идеи в большинстве форм пантеизма постоянны: Вселенная как всеобъемлющее единство и святость природы. Пантеизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе.

Гилозоизм — представление о том, что вся материя является одушевлённой, или сама по себе, или путём участия в функционировании Мировой души, или каким-либо похожим образом. Философское учение, считающее, что всей материи присуще свойство живого, и прежде всего чувствительность, способность к ощущению, восприятию. Термин, веденный Кедвортом в 1678г. для обозначения натурфилософских концепций, отрицающих границу между «живым» и «неживым».

В чем особенность пантеизма Н. Кузанского? Укажите вид пантеизма?

Абсолютный максимум — это Бог, лишенный человеческих черт; это предельно общая философская категория («бытие-возмодность»,»сама-возможность»). Бог — это бесконечное, единое начало, больше которого и вне которого ничего не существует. Кузанец придерживается позиции неоплатонизма; согласно ей бесконечное начало не может быть ни постигнуто, ни названо (отрицательная теология).Такое утверждение в некотором cмысле стояло в опозиции к схоластике. Отрицательная теология своим учением о бесконечном неперсонифицированном абсолюте подрывала идею троичности Бога, которая была церковной догмой; согласно ей нет ни отца, ни сына, ни духа святого, но есть только бесконечное.

Итак, абсолютный максимум — это Бог, а что же такое абсолютный минимум? » Минимум — есть то, меньшего не может быть». — поясняет Кузанец. Тогда абсолютное бытие представляет как совпадение максимума и минимума. » Абсолютный максимум единственен, ибо он — все, в нем есть все, ибо он — высший предел. Так как ему ничего не противостоит, то с ним в то же время совпадает минимум, и максимум тем самым находится во всем».

Совпадение наибольшего с наименьшим — это бесконечная, единственная, всеобъемлющая сущность, которая всегда остается равной самой себе. Это сущность без количественных и качественных характеристик, «чистая» сущность; ее Кузанец называет «душой мира формой» (это идея Аристотеля). Творец и творение суть одно и тоже — в этом и состоит пантеизм Кузанца.

Чем воззрения Н. Кузанского отличаются от воззрений средневековых философов?

Особый интерес представляет космология Николая Кузанского, это — наиболее радикальная часть его мировоззрения. Здесь он намного опередил современников, предвосхитив открытие Н.Коперника. Он не был сторонником гелиоцентризма, равно как и геоцентризма («Земля имеет не больше центра, чем любая сфера»). И Солнце, и Земля движутся, а Вселенная не имеет центра — вот его вывод. Это означало, что Вселенная бесконечна («Мир не имел начала во времени»), и она везде одинакова (не имеет центра). Коперник в своем открытии «освоил» лишь часть этого утверждения: он «остановил» Солнце, сделав его центром, вокруг которого обращаются Земля и другие планеты. Но оба они разрушали догму о Земле как центре Вселенной и тем самым расчищали почву для восприятия последующих естествонаучных и математических доказательств бесконечности и движения Вселенной.

Возможно ли совмещать идеи гилозоизма и пантеизма? Приведите примеры из истории философии.

В чем особенность пантеизма Дж. Бруно? Укажите вид пантеизма.

Его натурфилософия может быть охарактеризована как радикальный пантеизм, граничащий с материализмом и пронизанный диалектикой. Бог у Бруно совпада¬ет, полностью отождествляется с миром. Философ утверждает: «Природа есть Бог в вещах», «Материя является божественным бытием в вещах» и т.д.

Он видит Бога «в бесконечной способности природы все создавать и всем становиться», в неодолимых и нерушимых законах природы. Бруно, таким образом, стремится осмыслить идею Бога в свете новейших научных достижений.

Мир движется, согласно Бруно, посредством самодвижения, и не просто движется, но непрерывно рождается, становится как множественное из единого. «Природа в понимании Бруно фактически приобретает полную самостоятельность, а Бог мыслится как синоним ее единства. Соответственно вещи и явления природы — не символы «сокрытого Бога», а самостоятельные и полноценные реальности, в мире которых живет и действует человек. Именно максимальное приближение Бога к природе и человеку, многочисленные отождествления Бога то с природой, то с ее различными конкретными проявлениями и процессами, а иногда и прямо с материей делают пантеизм Бруно не только натуралистичес-ким, но и материалистическим.

Для характеристики взглядов Бруно необходимо вспомнить о существовании различных форм пантеизма. В так называемом мистическом пантеизме (к нему склонялся Кузанский) мир, универсум погружается в Бога, сохраняющего свою обособленность по отношению к миру. В другом варианте, так называемом нату¬ралистическом пантеизме, деперсонализированный Бог погружается в природу. Бруно также идет по этому пути. «Бог находится во всем и повсюду. Бог есть бес¬конечное — в бесконечном. Сама природа не что иное, как Бог в вещах».

Кто из философов эпохи Возрождения первым высказывает идею о потенциальной бесконечности мира?

Бруно утверждает бесконечность мира

Что такое субстанция?

Субстанция – нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом. Как сущность, лежащая в основе всего, понятие субстанции играет некоторую роль уже в древнегреческой философии (главным образом начиная с Аристотеля). Позднее у схоластов, а также у Декарта и Спинозы. В то время как Декарт, кроме абсолютной субстанции (Бога), предполагает еще и две другие сотворенные субстанции, у Спинозы имеется только одна бесконечная субстанция, которую можно назвать также Богом или природой.

В какую эпоху происходит отождествление бытия как «всеохватывающей реальности» — и субстанции – как основы мироздания?

Что такое деизм и в чем его отличие от материализма?

Деизм – представление о Боге, согласно которому Бог творит мир, приводит его в движение и устанавливает законы, но далее не вмешивается в естественный ход природных событий.

-форма веры, в основе которой лежит признание, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение мироздания совершается без его участия; ни чудеса, ни послание его сына на землю не имеют отношения к миру. Сторонники деизма называются деистами.

Кто из философов Нового времени стоял на позиции деизма и дуализма?

Лейбниц является также одним из первых философов Нового времени, который разделял принципы деизма. По Лейбницу, Бог, сотворив наилучший из всех возможных миров, и установив в нем изначально гармонию между множеством существующих субстанций — монад, более не вмешивается в дела этого мира, который от этого не становится менее совершенным.

В философском плане Декарта был дуалистом. В качестве первичного он считал 2 субстанции: материальную и духовную. Характерным признаком материальной субстанции является — протяженность а в духовность – мышление

Сколько субстанций допускал Декарт? Почему?

Декарт допускал три субстанции: Бога, дух и материю. Под субстанцией Декарт понимает всякое сущее, которое не нуждается для своего бытия ни в чем, кроме самого себя. Это может быть и идея, и физический предмет. Но в самом строгом и глубоком смысле слова, субстанцией, по Декарту, является только Бог, Который вечен, вездесущ, всемогущ, Он Творец всех вещей, Источник всякого блага и Истины. К со­творенному миру понятие субстанции можно применить лишь условно.

Что такое субстанция, атрибуты и модусы у Спинозы?

Спиноза допускал одного Бога. протяженность и мышление являются атрибутами Бога.

Что такое монады Лейбница? В чем заключается у него принцип предустановленной гармонии?

«Было бы большой любезностью со стороны тех, кто настаивает на различии между Бытием и небытием, если бы они нам сказали, в чем именно это различие состоит» (Гегель). Почему с точки зрения Гегеля между понятиями «бытие» и «небытие» нет никакого различия?

Что такое Абсолютный Дух у Гегеля?

Абсолютный Дух – в философской системе Гегеля конечное звено развития духа, проходящего через этапы восхождения к абсолютному знанию. В своем развитии дух постигает абсолютную идею через созерцание и чувства в искусстве, затем через эмоциональное переживание – в религии и, наконец, адекватно формирует идею как мыслящее себя понятие в философии. Актуализированный абсолютный дух, т.о., становится сознательным, свободным и бесконечным самотворчеством, способным к саморазвитию.

Что представляют собой у Гегеля субъективный, объективный и абсолютный дух?

Субъективный Дух – по Гегелю, дух, находящийся в непосредственной связи с самим собой (в ощущении, чувстве, мышлении, воле индивида).

Объективный Дух – согласно Гегелю, это дух, воплотившийся в праве, морали, нравственности, обществе и государстве; напротив, в искусстве, религии и философии дух, по Гегелю, выступает как абсолютный дух.

Читайте также:  Для чего нужно хорошее зрение для водителя
Источники:
  • http://www.konspektov.net/question/3316
  • http://stydend.ru/kontrolnye-raboty/kontrolnaya-rabota-po-filosofii-74630.html
  • http://yznay.com/drugie-predmety/1-prochtite-fragment-pro-27405880
  • http://cyberpedia.su/16xe992.html
  • http://studfiles.net/preview/3652158/