Меню Рубрики

Мозг леонардо да винчи с точки зрения современной нейрофизиологии

2016-3-13 16:00

В конце марта в издательстве «Альпина нон-фикшн» выходит книга американского хирурга Леонарда Шлейна, исследующая гений великого художника с точки зрения достижений современной медицины. Свершения Леонардо в искусстве и науке Шлейн рассматривает через призму изучения правого и левого полушарий мозга, а

Подробнее читайте на ves.lv .

Самый кислый тест. Как определить тип личности с помощью лимона?

Бывает ли у вас такое, что при одной мысли о лимоне рот наполняется слюной? Обозреватель ВВС Future считает, что ваш ответ на этот вопрос может поведать другим многое не только о восприятии кислого вкуса, но и об особенностях вашего мышления.

Микрофлора глаз носящих контактные линзы людей удивила ученых

Медики проанализировали микрофлору конъюнктивы (покрывающей глаз прозрачной ткани) лиц, использующих контактные линзы и тех, кто обходится без них. Видовое разнообразие бактерий в первом случае приближалось к кожному.

Стал известен главный виновник рака кожи

Международная группа ученых при участии исследователей из МГУ имени М.В. Ломоносова выяснила, какие мутации отвечают за формирование наиболее часто встречающейся разновидности рака кожи. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Genetics, а кратко о ней рассказывается в сообщении пресс-службы МГУ. Базальноклеточная

Появление волн-убийц научились предсказывать

Инженеры из Массачусетского технологического института (MIT) разработали инструмент, оповещающий о волне-убийце за две-три минуты до ее появления рядом с кораблем. Новая система позволит морякам подготовиться к разрушительному столкновению с гигантскими одиночными волнами высотой 20-30 метров, неожиданно возникающими в океане. О

Разрушение речных экосистем спасло Землю от парникового эффекта

Ученые показали, что диатомовая водоросль разрушает речные экосистемы и одновременно с этим спасает планету от парникового эффекта. Результаты исследований опубликованы в журнале Advanced Functional Materials, а кратко о нем сообщил его соавтор профессор Герман Эрлих (Hermann Ehrlich) из Горной Академии

Геометрия помогла определить степень квантовой запутанности

Физики из Ноттингемского университета в Великобритании предложили простой геометрический способ определения степени запутанности двух, трех или четырех кубитов — квантовых аналогов классических битов.

Что нейробиология говорит об искусстве?

Почему нам может нравиться древнегреческая архитектура или живопись эпохи Ренессанса, но мы можем полностью отвергать сюрреализм или супрематизм? Почему мы вообще можем ценить прекрасное, и что для человека прекрасно? Давайте разберёмся.

Читайте также :

Высокое искусство. Духовное искусство. Творчество — дар Божий. Только человек может созидать и созерцать прекрасное.

Примерно такое представление об искусстве свойственно очень многим. Никто не будет спорить, что искусство — неотъемлемая часть жизни людей, их культуры, отражение их мыслей, порывов и достижений.

Но учёные готовы поспорить с тем, что способность к творчеству и способность к восприятию результатов этого творчества — особенности, присущие лишь человеку. И уже тем более они оспаривают то, что эти особенности — признак одухотворенности и возвышенности человека, в отличие от всех других биологических видов.

Взгляните на фотографии ниже. Что вы видите? О, ну, кто-то понатаскал сюда какие-то цветные ягоды, листья и мусор и аккуратненько разложил их по цветам и даже в каком-то геометрическом порядке. Может, дети побаловались.

Нет, это не дети потрудились, это птицы шалашники. Самцы этого вида — довольно невзрачные парни, они даже не умеют исполнять брачных песен, чтобы привлечь самок, однако они мастерски строят шалаши с разными по форме и размеру входами, арками, с интересным интерьером.

Чтобы завлечь самок, они украшают шалаш цветами, лепестками, ягодами, камнями и вообще всем, что подходит под их дизайнерский вкус, раскладывая или закрепляя всё это в определенном порядке и стиле. Разные виды шалашников могут сооружать разные жилища, и даже отдельные особи могут иметь свой неповторимый стиль. Всё это смахивает на понятие оригинальности, которая отличает творчество. Кроме того, шалашники проявляют некую скрупулезность в отношении своих творений: если убрать хоть одну ягодку или просто переложить её в другое место, птица тут же поскачет за ней и положит её обратно.

Процесс строительства жилища у шалашников

Восприятие прекрасного

Читайте также :

На самом деле наша способность видеть и создавать прекрасное — далеко не мистический дар. Её вполне можно объяснить природными инстинктами и функционированием мозга (с этих позиций можно объяснить многое в нашей жизни).

Почему художники используют ограниченное число красок в конкретной картине?

Если намазать на холст все цвета, которые только можно найти, да ещё в разном порядке, нисколько не группируя объекты по цветовой гамме, получится, мягко говоря, несуразица. Едва ли у нас повернется язык назвать это искусством. Но есть закон группировки, который позволяет нам выхватывать объекты на основании общих признаков, в данном случае, конкретного цвета. Так мы группируем то, что видим на картине, и это даёт нам куда больше комфорта и удовольствия, чем если бы мы наблюдали хаотичный набор красок без каких-либо акцентов.

Это не просто одно из свойств, позволяющее нам наслаждаться произведениями искусства. Группировка помогала нам избежать опасности в дикой природе: чтобы увидеть хищника за кустами и опознать в нём угрозу, необходимо сгруппировать в мозге фрагменты одного оттенка и структуры, что выглядывают из-за листьев. Как только мозг группирует эти выглядывающие из-за кустов части тела, например, тигра, даётся сигнал: «Так это же один объект, он прячется в кустах, и, кажется, это тигр, надо бежать!»

Читайте также :

А что говорит нейробиология об абстрактном искусстве?

Хорошим примером здесь будут эксперименты биолога Николаса Тимбергена, который исследовал поведение серебристых чаек. Птенец серебристой чайки, выпрашивая еду у матери, поклевывает красное пятно у неё на клюве. Но, как оказалось, его очень легко обмануть. Достаточно подсунуть ему муляж клюва с красным пятном, уже без тела. Птенец точно так же будет требовать у него еду, как и у живой матери.

Можно пойти ещё дальше: подсунем ему палку с красным пятном. Снова работает. Почему? Эволюция не предусматривала, что к птенцу пристанет вредный биолог и начнёт пихать ему какую-то палку с красным пятном вместо реальной матери. Мозг птенца запрограммирован на то, чтобы просить пищу у объекта, имеющего конкретные признаки. И вероятность того, что кто-то будет обладать этими признаками помимо его матери, ничтожно мала.

Эксперимент на этом не заканчивается: берём очень длинную толстую палку и делаем на её конце три красные полосы. Чем вам не абстрактное искусство? Удивительно, но птенцу такая модель маминого клюва очень нравится: он начинает клевать эту палку яростнее, чем настоящий клюв.

В данном случае мы наблюдаем так называемый эффект «максимального смещения»: чем больше красного, тем лучше. Иными словами, чем больше полезных признаков, тем больше нас нравится тот или иной предмет. Разумеется, во всем нужна мера, чтобы количество этих признаков не изменяло предмет до неузнаваемости.

Это могли использовать в своих произведениях Моне или Ван Гог, например. Они создали такое цветовое пространство, которое далеко от реальных объектов, однако производит на многих впечатление.

Читайте также :

Есть много законов, которые могут объяснить, почему нам нравится та или иная картина, или почему конкретные произведения искусства имеют успех у публики.

Я не говорю о возведении понятия искусства в финансовые махинации и не рассматриваю бездумную штамповку полотен с каракулями на них как способ заработать деньги на манипуляциях вроде «Кто разбирается в высоком искусстве, поймёт, что я имел в виду, раскрасив это белое полотно в белый цвет». Я рассматриваю лишь те общие законы, которые имеют воздействие на человеческий мозг в силу эволюции и природных факторов.

К ним, помимо рассмотренных выше, можно добавить контраст, который нужен нам, чтобы выделять объекты из всей пестроты обстановки. Оптимальный уровень контраста также позволяет нам наслаждаться произведениями искусства: не тускло, но и не режет глаза.

Симметрия также относится к факторам, определяющим наше отношение к творениям: ряд экспериментов показал, что наиболее симметричные лица, например, считаются и наиболее привлекательными. Ведь симметрия по сути — маркер здоровья. Если, к примеру, беременная особь была заражена паразитами, у её детёныша будет выражена некоторая асимметрия. Это позволяет другим особям, задача которых — передать свои гены, идентифицировать не совсем здоровую особь: «Ага, у него асимметричная морда, пойду поищу кого-то получше».

Этот механизм заложен на подсознательном уровне, поэтому в искусстве он тоже применим. В то же время мы допускаем некую степень асимметрии, но только если речь идёт о едином объекте, а не об их наборе. Попробуйте расставить предметы интерьера в комнате строго симметрично. Вряд ли вам понадобится дизайнер, чтобы понять, что такое расположение объектов не слишком-то комфортно.

Творческие способности

До сих пор я в основном говорила о восприятии произведений искусства. Но хотелось бы рассказать и о том, что способность создавать их также имеет научную подоплёку.

Если вспомнить симптоматику аутизма, то в списке симптомов можно увидеть социальную отстраненность, чрезвычайную замкнутость, задержку развития. И в то же время многие аутисты имеют ярко выраженные арифметические или художественные способности.

Посмотрите на рисунки, приведенные ниже. Попробуйте расположить их по уровню мастерства.

Ум за разум

Мозг Леонардо да Винчи с точки зрения современной нейрофизиологии

В конце марта в издательстве «Альпина нон-фикшн» выходит книга американского хирурга Леонарда Шлейна, исследующая гений великого художника с точки зрения достижений современной медицины. Свершения Леонардо в искусстве и науке Шлейн рассматривает через призму изучения правого и левого полушарий мозга, а уникальность Леонардо медик видит в их удивительной интеграции. Но мозг да Винчи для Шлейна не самоцель, а повод поговорить об особенностях интеллекта и эволюции человеческого вида. «Лента.ру» публикует отрывок из книги.

Исключительные творческие способности обусловлены его способностью нестандартно мыслить. В силу своих сексуальных предпочтений Леонардо в каком-то смысле оказался где-то между мужчинами и женщинами. Его леворукость, амбидекстрия и зеркальное письмо свидетельствуют, что у Леонардо не было выраженного доминирования одного из полушарий. Приверженность вегетарианству во времена, когда почти все ели мясо, говорит о целостности его взгляда на мир. Одинаковое развитие правого и левого полушарий обеспечило достижения Леонардо и в науке, и в искусстве, не превзойденные никем во всей истории. Уникальность устройства его мозга дала ему возможность воспринимать мир с высоты иного измерения. Чтобы осмыслить необъяснимое волшебство его научных и художественных работ, надо сделать шаг назад и спросить: отличались ли умственные способности Леонардо только степенью или его форма сознания была качественно другой?

Я предполагаю, что множество успехов (и неудач) Леонардо связано с его способностью достигать высшего состояния сознания. Какой человек на рубеже XIV−XV веков мог подняться на качественно новый уровень восприятия пространства (дистанционного видения) и времени (точности предсказаний)?

Река Тигр, протекая по Малой Азии, несет воду трех озер, расположенных на разной высоте. Нил тоже берет начало из трех высокогорных озер в Эфиопии и течет на север к морю у берегов Египта, проделывая путь около 7000 км, а кратчайшая прямая, соединяющая исток и устье, составляет 5000 км. В своих записных книжках Леонардо писал:

В Средиземном заливе, куда как в море стекала основная масса воды из Африки, Азии и Европы, притекавшие к нему воды доходили до склонов гор, его окружавших и создававших ему преграду, вершины Апеннин стояли в этом море в виде островов, окруженных соленой водой; и Африка вглубь от гор Атласа не обращала еще к небу открытой земли своих больших равнин. И над равнинами Италии, где ныне летают стаями птицы, рыскали рыбы большими стадами.

Это поразительно. Европейцы не исследовали истоки Нила, про которые ничего не было известно, пока Джон Спик не открыл их в 1858 году. Но они были описаны Леонардо с достаточно высокой точностью 350 годами ранее. Он не мог узнать этого от путешественников.

Я отдаю себе отчет в том, что ниже предлагаю вам измышления, граничащие с фантазией и способные вызвать скепсис и смех. Но у нас нет объяснений важным фактам, которые не вписываются в обыденное восприятие реальности. Ниже перечислены лишь некоторые из них.

Получивший биологическое образование в Оксфорде Руперт Шелдрейк проводил эксперименты по изучению экстрасенсорных способностей у людей и животных. В своей книге «Чувство, что на вас смотрят» (The Sense of Being Stared At) он описывает свои исследования, свидетельствующие о том, что у большинства людей в какой-то степени присутствуют экстрасенсорные способности. К примеру, в простом эксперименте одного человека из четырех просили позвонить другому в назначенное время. Никто из четверых не знал, кто именно должен звонить, до того момента, пока не распечатал конверт у себя дома.

Когда телефон начинал звонить, испытуемый, получивший вызов, должен был угадать, кто звонит. Шансы угадать были один к четырем, или 25%. Однако оказалось, что человек угадывал более чем в 60% случаев. Это было заметное превышение случайного уровня. На точность результата сильно влияли отношения между людьми. Самая тесная связь была между матерями и дочерями. При этом расстояние не имело ни малейшего значения. Некоторые звонки делались из очень удаленных мест, например из Новой Зеландии звонили в Берлин. По сути, эксперимент подтвердил, что некоторые люди наделены экстрасенсорными способностями, позволяющими не считаться с пространством.

Восприятие пространства, отличное от привычного, свойственно представителям еще одной особой группы. Что можно сказать о психических возможностях гениальных шахматистов, проводивших сеанс одновременной игры вслепую и выигравших все или большинство партий? Двадцативосьмилетний шахматист Гарри Пильсбери в 1900 году в Филадельфии сыграл с завязанными глазами одновременно с 20 противниками и выиграл почти все партии. Он гастролировал в США, проехав 60 000 км, и демонстрировал свое мастерство одновременной игры с завязанными глазами, оставляя людей в изумлении от его удивительной способности.

Мастера игры в шахматы вслепую продолжали озадачивать зрителей и на протяжении последующих лет. В 1925 году в Сан-Паулу Рихард Рети провел одновременную игру с завязанными глазами с 29 противниками. После ее окончания он уехал домой, забыв свой чемодан. Когда кто-то напомнил ему об этом, Рети воскликнул: «Большое спасибо! У меня ужасная память…»

Современные нейробиологи не могут объяснить, какие психические процессы обеспечивают шахматистам возможность играть вслепую. Когда мастеров такой игры спросили, как им удается следить сразу за несколькими досками, большинство из тех, кто смог это выразить словами, ответили, что они видят все доски мысленно. Другими словами, они воспринимали их целостно. Если вы или я решим продемонстрировать подобный высший шахматный пилотаж, то скорее всего будем пытаться запоминать расположение фигур на всех досках последовательно. Однако уже на первых ходах эта стратегия окажется неудачной, и мы не сможем выиграть или свести вничью ни одну партию. Нам будет крайне затруднительно просто удерживать в памяти позиции фигур на каждой доске.

Люди, подобные Пильсбери и другим игрокам в шахматы вслепую, способны представлять пространство и время иначе, чем все остальные. И это не вопрос мастерства, а нечто большее. Для нас всех, видящих мир в трех пространственных измерениях и наблюдающих линейное течение времени, остается непостижимым, как эти шахматисты достигают такого умения.

Аутизм — это врожденное психическое заболевание, при котором с раннего возраста наблюдается «душевная слепота», означающая, что человек не может сочувствовать другим. Человек и другие высшие млекопитающие, например обыкновенный шимпанзе и бонобо, обладают способностью к построению модели психического состояния (theory of mind). Мы можем представить себя на месте другого человека и понять, что он думает или чувствует. Это позволяет людям и другим высшим животным сопереживать и сочувствовать другому.

Читайте также:  К какому периоду в основном заканчивается совершенствование слуха и зрения

Некоторые люди с выраженными симптомами аутизма не способны к этому. Как правило, им гораздо более комфортно иметь дело с предметами, чем с людьми (. ) В редких случаях среди аутистов встречаются люди, обладающие выдающимися умственными способностями. Озадаченные нейробиологи, не понимающие, как можно объяснить их удивительные таланты, называют таких людей савантами. Психиатр Дарольд Трефферт в своей книге «Удивительные люди» (Extraordinary People) собрал все известные случаи такого рода. Он разделил их на четыре типа: люди, которые с легкостью производят сложные вычисления; эйдетики, отличающиеся феноменальной фотографической памятью; те, у кого необыкновенная музыкальная память, и обладатели художественных умений, которые они не могли освоить обычным способом.

Люди-калькуляторы способны за несколько секунд точно сказать, например, на какой день недели придется 10 мая 3067 года. Эйдетики могут, только раз взглянув на напечатанную страницу текста, сохранить ее в памяти на неопределенно большой срок. Люди с особым музыкальным даром могут сесть и сыграть любой фрагмент мелодии, услышанной ими всего один раз, потом другой, и так до бесконечности. Ким Пик, послуживший прообразом аутиста-саванта, которого сыграл Дастин Хоффман в фильме «Человек дождя», мог безошибочно процитировать любую книгу из когда-либо прочитанных и исполнить однажды услышанный музыкальный отрывок без нот. Особенно интересно, что у Кима Пика правое и левое полушария не были соединены: у него отсутствовало мозолистое тело.

Последняя и самая загадочная форма савантизма — это редкая способность некоторых людей рисовать с такой художественной точностью, которой достигают лишь опытные художники после многолетней учебы. Психолог Лорна Селфе исследовала во второй половине XX века девочку по имени Надя. Необыкновенный талант начал проявляться у Нади, когда ей было три с половиной года, а уже к пяти она создавала художественные шедевры, сопоставимые с рисунками зрелого Леонардо. Самое интересное, что она с рождения была немая. Ее языковые навыки были столь неразвиты, что она могла только издавать крики. Надю учили языку, и постепенно, по мере того, как улучшалась ее речь, ухудшались ее художественные способности. К девяти годам она потеряла все особые умения, которые обнаруживала в раннем возрасте.

В период своего художественного расцвета Надя не умела внятно говорить, мало смотрела в глаза и в целом проявляла пассивность и безразличие. Она была неловкой и нуждалась в помощи даже в самых простых действиях, таких как одевание и завязывание шнурков. Однако когда ей давали ручку и бумагу, вся ее неумелость как будто пропадала. Будучи левшой, она могла нарисовать всадника верхом на галопирующей лошади, вид в три четверти, правильно построив перспективу. Нет никаких научных объяснений того, как она могла приобрести такой навык. Освоение художественного мастерства требует значительного времени.

Психолог Жан Пиаже подробно описал, как у детей развивается восприятие изобразительного искусства. Первые фигуры, которые рисуют дети, очень схематичны, позднее у них появляются все больше таких деталей, как, например, руки и ноги. Только по мере того, как дети взрослеют, они уверенно осваивают все более сложные формы рисования. Пятилетний ребенок еще не знает даже, как нарисовать шею.

Опытные художники тратят годы, чтобы научиться изображать человека с надлежащими анатомическими подробностями и в правильно построенной перспективе. Так как же пятилетняя девочка, тем более с психическими отклонениями, смогла нарисовать такую лошадь? Могла ли она использовать как источник знания коллективное бессознательное, существующее в пространственно-временном континууме? Надя представляет собой большую тайну. Трефферт предполагает, что она могла достигать особой формы пространственно-временного сознания, не доступной для остальных.

Подобные примеры пространственно-временного сознания и квантовой нелокальности нарушают обычные причинно-следственные связи и выходят за пределы привычного пространства и времени, поэтому наше левое полушарие — и научное сообщество — расценивает такие способности как аномалию. Никто не может их объяснить. Сталкиваясь с приведенными паранормальными явлениями, со случаями наблюдения НЛО или с Туринской плащаницей, большинство ученых уверяют себя, что эти феномены не существуют. Они чувствуют себя более комфортно, когда работают в пределах науки, и предпочитают направлять свое внимание на то, что может быть доказано. Однако в нашей культуре есть еще много примеров способностей, которые не подчиняются правилам нашего так называемого рационального мира. Рано или поздно нам придется их принять.

Размышляя о мозге Леонардо, мы должны задать вопрос: а что если его особенности отображают скачок по направлению к будущему человечества? Движемся ли мы как вид к пониманию пространства-времени и нелокальности? Мы должны обдумать и другие вопросы: почему у нас такой развитый мозг, который увеличился быстрее, чем у других животных? Почему он разделен? Почему мы единственные млекопитающие, у которых появилось прямохождение? Почему мы единственные из приматов, кто потерял шерстяной покров?

Почему существуют левши?

Почему мы способны убивать друг друга?

Возможно, ответы на эти вопросы покажут, что уникальность Леонардо — это лишь одно звено в великой трагедии продолжающейся эволюции нашего вида.

Мозг леонардо да винчи с точки зрения современной нейрофизиологии

Леонардо и его полушария

Леонардо и «дистанционное зрение»

В 1970-е годы в рамках программы когнитивных исследований Стэнфордского университета был проведен эксперимент , выявивший у некоторых подопытных способность видеть « на расстоянии». Изолированные от внешнего мира люди подробно описывали случайным образом выбранные местности , в которых никогда не бывали — в том числе , засекреченные военные объекты. Леонард Шлейн считает , что подобным « дистанционным видением» мог обладать Леонардо да Винчи. В пользу этой теории говорит множество составленных художником географических карт — по меркам тех лет невероятно точных. Мало того , что Леонардо оставил множество подробных описаний территорий , на которых никогда не бывал ( к примеру , в Сирии или в Армении). На его картах были детали , одни из которых можно было увидеть лишь с высоты птичьего полета , другие — и вовсе только из космоса.

Расстояние от Солнца до Земли


Вертолет

Леонардо и путешествия во времени

Еще одна гипотеза Шлейна , напрашивающаяся на то , чтобы по ее мотивам снял научно-фантастический блокбастер Кристофер Нолан ( режиссер фильмов « Начало» и «Интерстеллар»), состоит в том , что да Винчи мог путешествовать сквозь пространственно временной континуум.

Его левое « рациональное» полушарие порой уходило на каникулы , вследствие чего мозг достигал квантового состояния. «Видение» Леонардо преодолевало не только космические расстояния , но и любые временные промежутки. Отсюда и множество научных и философских прозрений , опередивших свое время. И громадное количество работ , оставшихся незаконченными: возможно , мозг Леонардо просто не воспринимал время как линейное явление , имеющее начало и конец.

Есть мнение , что в образе Давида художник и скульптор Андреа дель Верроккьо изобразил юного ученика своей мастерской — Леонардо да Винчи.

Леонардо и секс

По свидетельствам современников , Леонардо был приятным собеседником , он обладал мягкими манерами и изрядным чувством юмора , прекрасно пел , играл на музыкальных инструментах. Среди его великолепных карт , невероятных чертежей , революционных философских или научных трудов можно обнаружить рекомендации по изготовлению и использованию парфюмов ( «Возьми хорошую розовую воду и налей себе на руки , затем возьми цветок лаванды , растирай его между ладонями и будет хорошо» ). Он носил короткие туники ярких оттенков , в то время как его современники-мужчины одевались в темные длинные плащи. Он брал на обучение мальчиков — красивых , но лишенных каких-либо талантов. Однажды он и еще пятеро молодых людей были обвинены в содомии — в итоге Леонардо не признали виновным , но и не оправдали. В то же время не сохранилось свидетельств о том , что его когда-либо связывали отношения с женщинами , а сам да Винчи писал: «Акт соития и все , что стоит с ним в связи , так отвратительны , что люди скоро бы вымерли , если бы это не был освященный стариной обычай».

Среди биографов бытует две версии относительно сексуальной ориентации Леонардо — он либо был геем , либо испытывал отвращение ко всяким плотским утехам. Так или иначе , его сексуальные предпочтения были далеки от тех , что все еще считаются стандартными.

В сочетании с леворукостью и ярко выраженным творческим началом это позволяет Леонарду Шлейну сделать вывод о том , что предполагаемая гомосексуальность да Винчи была обусловлена генетически и сопровождалась особым устройством мозга. Передняя комиссура и мозолистое тело его мозга очевидно были значительно больше , чем у стандартного праворукого гетеросексуального мужчины, — вот почему розовая накидка Леонардо едва доходила ему до колен.

Леонардо и мясо

Помимо прочего , Леонардо был еще и вегетарианцем: отказ от мяса эпатировал средневековое общество похлеще розовой туники. Очевидно , это не было продиктовано диетическими соображениями: да Винчи нередко покупал на базарах птиц , чтобы тотчас выпустить их на волю , и не терпел жестокости в отношении к животным. Подобно буддистам или приверженцам теории хаоса , Леонардо ощущал , что все взаимосвязано. По мнению Леонарда Шлейна , причиной этого было все то же равноправие в его мозгу: левое полушарие , в котором традиционно обитает эго самца-хищника , не подавляло « интуитивного» правого. В качестве зримого подтверждения такого мировосприятия Леонардо , автор книги приводит роспись потолка в Зале делле Ассе в замке Сфорца. Сначала он кажется покрытым буйной растительностью , так что стебли соревнуются друг с другом за пространство. Но если присмотреться , становится понятно , что это не отдельные стебли , а один длинный , переплетающийся сам с собой.

Общий вид и деталь потолочной росписи в Замке Сфорца ( Милан).

Американский писатель Хосе Аргуэльес писал: «Думается , что Леонардо , по причине своей уникальности , был блистательным мутантом , андрогинной психотехнической моделью с объединенными правым и левым полушариями. Он ушел далеко вперед прежде , чем сам смог полностью это осмыслить» . Леонард Шлейн в своих исследованиях идет дальше , предполагая , что Леонардо с его удивительной межполушарной симметрией — пробный шар в бесконечном эволюционном полете человечества. Гениальный творец. Сверхгармоничная личность. Носитель нового типа мировосприятия , не ведающего границ между искусством и наукой , мужским и женским началом и — возможно — Добром и Злом.
Автор: Андрей Зимоглядов

«Мозг Леонардо. Постигая гений Да Винчи Посвящается моей чудесной жене Ине Гейман Leonardo’s Brain Understanding da Vinci’s Creative Genius . »

Мозг Леонардо. Постигая гений Да Винчи

Посвящается моей чудесной жене Ине Гейман

da Vinci’s Creative Genius

Перевод с английского

Переводчик Мария Багоцкая

Редактор Роза Пискотина

Мозг Леонардо: Постигая гений да Винчи / Леонард Шлейн; Пер.

с англ. — М. : Альпина нон-фикшн, 2016. — 278 с. + 16 с. вкл.

ISBN 978-5-91671-549-1 Леонардо вызывает у нас негаснущий интерес, поскольку достиг наивысшего совершенства в том, к чему стремимся все мы, простые смертные: к всестороннему развитию, интеллектуальному, творческому и эмоциональному. Чем же объясняется его исключительность? Яркие страницы жизни да Винчи, нестандартный анализ его произведений, неожиданные сопоставления с современными художниками — шаг за шагом автор книги и тезка великого творца, Леонард Шлейн, движется к ответам на вопросы «как» и «почему». Достижения Леонардо в искусстве и науке Шлейн рассматривает через призму современных исследований правого и левого полушарий мозга, а уникальность гениального творца автор видит в их удивительной интеграции. Но мозг Леонардо для автора не самоцель, а повод поговорить об особенностях интеллекта человека вообще и эволюции нашего вида. В некотором смысле этот гений — человек будущего, идеал, к которому может идти наш вид, если не пойдет по пути самоуничтожения.

УДК 75.03+159.924 ББК 85.143+88.334.11 Все права защищены. Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, а также запись в память ЭВМ для частного или публичного использования, без письменного разрешения владельца авторских прав. По вопросу организации доступа к электронной библиотеке издательства обращайтесь по адресу mylib@alpina.ru.

© Leonard Shlain, 2014 First published in the United States by Lyons Press an imprint of Rawman & Littlefield Guilford, CT U.S.A.

Глава 1. Искусство / Наука

Глава 2. Медичи / Папа

Глава 3. Милан / Ватикан

Глава 4. Мозг / Мышление

Глава 5. Леонардо / Искусство эпохи Возрождения.

. 70 Глава 6. Искусство эпохи Возрождения / Современное искусство

Глава 7. Дюшан / Леонардо

Глава 8. Леонардо — мистификатор

Глава 9. Творческий дар

Глава 10. Страх, вожделение и красота

Глава 11. Леонардо / Теории

Глава 12. Леонардо / Изобретения

Глава 13. Чувства / Логика

Глава 15. Леонардо / Дистанционное видение

Глава 16. Мозг Леонардо

Глава 17. Леонардо / Асинхронность

Глава 18. Эволюция / Вымирание

Читателям 6 сентября 2008 года наш отец перенес экстренную операцию, и у него обнаружили рак мозга четвертой стадии, врачи давали ему не более девяти месяцев жизни. У нас перехватило дыхание от мысли потерять нашего отца, этого чудесного и любящего человека; казалось невозможным, что он умрет. В последнее время вплоть до этого рокового дня он не покладая рук работал над завершением книги «Мозг Леонардо», которую начал еще семь лет назад.

Мы проводили дни за совместными трапезами, поисками волшебного лекарства от рака мозга, чередуя радиотерапию с ежедневными переливаниями крови и написанием этой книги. Так что когда мы читали или обсуждали книгу отца или опухоль в его голове, которую пытались уменьшить, так или иначе мы говорили о мозге Леонардо.

Это были незабываемые дни. Отец общался с людьми, которых не видел помногу лет. Они приезжали за ним и забирали с собой, чтобы устроить ему фантастический обед с бокалом вина и вспомнить былое. После этого он отправлялся в больничное кресло для переливания крови и, вернувшись домой, садился писать. Он пытался зафиксировать все свои мысли и идеи, пока не станет слишком поздно.

Отец закончил свою книгу в воскресенье 3 мая 2009 года.

Это было похоже на пересечение финишной линии в марафоне.

Среду 6 мая мы провели, выбирая из большого списка его любимых цитат те, которые украсят эпиграфами каждую главу, подобно каплям росы на листьях орхидеи в японской чайной церемонии.

В четверг 7 мая Ина, его жена и наша мачеха, собрала всех троих детей и двух лучших друзей у его постели. Она сказала, что отец хочет сообщить нам что-то. Мы выстроились вокруг

М О З Г Л Е О Н А РД О

него, но он уже не мог говорить. И все же в его глазах мы видели попытки собраться с мыслями. Он выглядел расстроенным оттого, что не мог подобрать слова, но вдруг на его лице появилось выражение изумления. Он мог лишь издавать междометия. Затем отец начал угасать. Он умер в понедельник 11 мая 2009 года.

«Мозг Леонардо» — это не только описание одного из самых грандиозных интеллектуальных путешествий нашего отца наряду с другими его книгами: «Искусство и физика» (Art & Physics), «Алфавит против богини» (The Alphabet Versus the Goddess), «Секс, время и власть» (Sex, Time, and Power) — это еще и его путь в бессмертие.

Читайте также:  Проблемы социальной реабилитации инвалидов по зрению

Больше всего на свете отец любил делиться знаниями. Мы, его дети, имеем честь поделиться этой книгой с вами.

Кимберли (Шлейн) Брукс, Джордан Шлейн и Тиффани Шлейн От автора Уважаемые читатели, за несколько месяцев до 6 сентября 2008 года я заметил, что мне стало сложно застегивать рукав правой рукой, несмотря на то что я правша. Когда я спустился к завтраку, я едва мог говорить. Встревожившись, моя жена Ина позвонила моему сыну Джордану, доктору, который назначил экстренную МРТ. Очнувшись, я обнаружил у своей постели нейрохирурга Брайана Андерсона. Он сообщил, что мне понадобилась безотлагательная операция.

Опухоль головного мозга была крупной и злокачественной.

Хотя я знал, что серьезные трудности с речью и подвижностью правой стороны тела — результат отека мозга после операции, я не был уверен, что смогу восстановиться. К счастью, это удалось.

Я рассказываю все эти подробности, чтобы вы, дорогие читатели знали, что я был полон решимости закончить эту книгу. Моя младшая дочь Тиффани Шлейн, живущая неподалеку, заверила меня, что окажет любую необходимую помощь.

Большая часть книги уже написана, но несколько последних глав пока еще у меня в голове. Я планировал сделать эту книгу как можно более достоверной и тщательно проверить каждый факт, чтобы не оставить ни одной ошибки. Увы, сейчас мне уже не хватает времени, чтобы это гарантировать. Поэтому я прошу вас быть более терпимыми, если я забуду какую-нибудь подробность или пропущу примечание.

Я вложил в эту книгу все, что прочитал и проанализировал из огромного количества информации о Леонардо и об эволюционном развитии мозга. Здесь я хочу предложить оригинальную теорию, объединяющую различные стороны жизни Леонардо (и его мозга), которые еще не были изучены специалистами в области психологии, искусствоведения и естественМОЗГ ЛЕОНАРДО

Художник — это антенна мира.

Эзра Паунд Предисловие «Очередная книга о Леонардо да Винчи? Конца и края им нет, этим писателям, поэтам, историкам, искусствоведам, естествоиспытателям и психиатрам, копающимся в жизни этого гиганта человеческой культуры, которая и без того уже изучена вдоль и поперек. Не пора ли оставить душу бедняги покоиться с миром?» Мой ответ: «Еще нет». Исследователи досконально рассмотрели жизнь и работы Леонардо, каждый с точки зрения своей специальности и интересов. Я же намерен изучить Леонардо, используя все накопленные знания, но с такой позиции, с которой этого никто не делал. С позиции хирурга сосудистого и общего профиля, неизменно интересующегося работой мозга, а в особенности разделением функций между двумя полушариями. Я убежден, что эта межполушарная асимметрия лежит в основе многих тайн человечества. Она формирует парадокс, который можно описать с помощью английского местоимения первого лица I («Я»). Эта вертикаль без всяких дополнительных деталей — идеальный символ автономного человека. Отвесный штрих отделяет все, что находится внутри водонепроницаемой оболочки, которую мы называем кожей, от всего того, что находится снаружи.

Нейрофизиологи выяснили, что наше, как мы думаем единое, «Я» на самом деле правильнее представить в виде соединения двух полушарий человеческого мозга, иногда сотрудничающих между собой, а иногда и конкурирующих. По правде говоря, мы скорее похожи на сиамских близнецов, сросшихся через мозолистое тело — широкий пучок нервных волокон, соединяющих левую и правую стороны мозга всех позвоночных животных. Каждая из половинок нашего мозга способна формировать мнения, впечатления, симпатии и антипатии, отличающиеся от таковых у близнеца с другой стороны мозоМОЗГ ЛЕОНАРДО листого тела. В литературе и живописи популярна тема двойника, воплощенная, например, Робертом Льюисом Стивенсоном в истории о двух личностях в одном теле, иногда принимающих облик доктора Джекила, а иногда мистера Хайда. Только недавно удалось определить точные анатомические адреса каждого из них.

У нейрофизиологов существует множество разных теорий, как мозг обрабатывает информацию и формирует загадочное человеческое сознание, но все ученые согласны с тем, что главное отличие мозга человека от мозга других животных заключается в функциональной специализации полушарий.

Я утверждаю, что способность человека к творчеству должна быть связана с этим уникальным устройством мозга.

Но почему одни люди творчески одарены больше других? Часто высказывается предположение, что нейронные связи в голове у настоящего творца устроены иначе, чем у основной массы людей. Если это так, то полезно было бы сравнить строение мозга у обычного человека и у гения.

Но как исследователю выбрать творца из ныне живущих людей? Один выберет последнего лауреата Нобелевской премии по физике. Другой предложит величайшего современного композитора. Кто-то захочет поместить в томограф обладателя престижной премии в области искусства.

В качестве отправной точки исследования мозга я решил взять не какого-нибудь прославленного современника, а человека, которого большинство жителей западного мира назвали бы самым изобретательным из творцов, когда-либо живших на Земле. Его имя — Леонардо да Винчи.

Тут кто-нибудь не преминет напомнить, что никто не знает точного места во Франции, где похоронен Леонардо. Кроме того, его мозг, как и прочие его останки, давно разложился за прошедшие пять столетий. Эти препятствия преодолимы.

Достижения в области нейрокогнитивных исследований Предисловие XXI века позволят мне раскрыть тайну Леонардо, которая пока еще далеко не разгадана, а именно — устройство его мозга.

Какие особенности строения нервной системы позволили Леонардо да Винчи занять исключительное место в истории?

Чтобы разрешить эту загадку, я должен разобраться в двух совершенно разных историях. Одна из них — про жизнь и творчество Леонардо, а другая — про эволюцию мозга. Эти две истории займут первые две трети книги, заложив основы для третьей части, в которой я объясню, как организация мозга влияет на творческие способности, и предложу новый взгляд на направления эволюции нашего вида.

Под влиянием окружающих условий человеческий мозг стал развиваться иначе, чем мозг других животных, и поэтому сейчас обсуждается, насколько уникально разделение функций между полушариями в человеческом мозге. На всем протяжении человеческой истории в разных культурах доля правшей с доминирующим левым полушарием составляет около 90%.

Если праворукость настолько выигрышна, то почему не все люди правши? Если нет, то почему количество правшей и левшей не равное? Какое эволюционное преимущество изначально давало наличие доминирующего полушария? Почему не упрочилась амбидекстральная модель, которая успешно действует у большинства животных?

У правшей правое полушарие обрабатывает большую часть эмоциональной и пространственной информации.

Левое полушарие у них отвечает в первую очередь за обработку информации, соотносимой преимущественно с правилами и временем. При этом на каждой стороне есть небольшие участки, выполняющие функции, свойственные противоположному полушарию. В этом мозг чем-то похож на китайский символ инь и ян. При обсуждении работы мозга нельзя говорить о четком разделении функций. Всегда найдется множество пересечений. Не все языковые центры лежат в левом полушарии, не вся обработка пространственной информации

МОЗГ ЛЕОНАРДО

происходит в правом. Тем не менее такая модель латерализации позволит лучше понять прошлое и настоящее человеческой истории.

Обычно функции правого и левого полушарий связывают с проявлениями двойственности — мужское и женское, активное и пассивное, частности и общее, детали и целостность, рациональное и интуитивное. Люди отличаются от прочих животных, в том числе и психическим гермафродитизмом, связанным с наличием и мужской, и женской половины мозга.

Каждый мужчина есть и анимус, и анима*, точно так же, как каждая женщина есть и анима, и анимус. Я буду использовать эти представления об организации мозга для размышления над устройством мозга Леонардо.

Заключительный раздел книги я посвящу обсуждению человеческого сознания, опираясь при этом на воссоздание мозга Леонардо да Винчи. Я постараюсь разобраться, действительно ли благодаря наличию уникальных нейронных связей сознание Леонардо качественно отличалось от сознания большинства людей.

В наш информационный век, когда обучение становится все более специализированным, а круг профессиональных интересов все сильнее сужается, я сохраняю склонность к синтезу.

Мне нравится объединять неродственные научные дисциплины, обращая вспять эти тенденции к специализации. Подражая разнообразию интересов Леонардо, в своей книге я обращаюсь ко всему богатству мыслей, принципов и открытий из самых разнообразных направлений: классической философии, искусствоведения, современной физики, философии эпохи Просвещения, социобиологии, исследований паранормальных способностей, теории эволюции, нейробиологических открытий и многого другого. И хотя я не претендую на исчерпывающее знание ни в одной из этих областей, я потратил немало времени, пытаясь в них разобраться.

* Анимус и анима — термины для обозначения мужского и женского архетипа, предложенные Карлом Юнгом. — Прим. пер.

В определенной степени я компетентен в вопросах, касающихся мозга. Будучи студентом-медиком, я изучал тонкости нейроанатомии и нейрофизиологии. Мечтая изучать психиатрию, я наслаждался разгадыванием тайн сознания и размышлял о том, как работает мышление. Когда же я остановил свой выбор не на психиатрии, а на сосудистой хирургии, мне пришлось узнать, как работает мозг.

Писатель всегда совершенствует свои идеи, и в этой книге я представляю финальное развитие тех мыслей, которые были изложены в моих трех предыдущих книгах. Я не уверен, что все их читали, и поэтому вынужден некоторые темы повторить и в этой книге. У читателей одного или нескольких моих предыдущих текстов может возникать время от времени дежавю.

В книге «Искусство и физика: Параллельный взгляд на пространство, время и свет» (Art & Physics: Parallel Visions in Space, Time, and Light) я предположил, что первым, кто видел мир по-новому, был именно художник. Позже, а иногда одновременно физик совершал революционные открытия, приводящие к изменению нашего знания о мире. Там была глава, посвященная Леонардо да Винчи, из которой и выросла эта книга. Важное место в той книге занимало разделение между правым и левым полушариями мозга и его соответствие гуманитарным и естественным знаниям.

Следующую книгу «Алфавит против богини: Конфликт между словом и образом» (The Alphabet Versus the Goddess: The Conict Between Word and Image) я написал на похожую тему, про правое и левое полушария. В ней я рассмотрел, что происходило в отношениях между полами после изобретения письменности, и в частности алфавита. Все древние культуры поклонялись богиням.

Затем возникли три монотеистические религии:

иудаизм, христианство и ислам, — каждая из которых была основана на священной книге, написанной буквами, и в то же время отрицала существование богинь. Я хотел понять, какое явление в культуре оказалось столь влиятельным, что поменялМОЗГ ЛЕОНАРДО ся пол Бога. Я пришел к выводу, что, когда человек научился писать и читать, это привело к доминирующей позиции левого полушария (за чтение и письмо, в отличие от слушания и речи, отвечает в основном это полушарие). Как только появляется письменность, права женщин нарушаются, изображения становятся кощунственными, а богини исчезают. Когда же в культуре образы начинают брать вверх над словами, как это было в мрачном Средневековье, богиня (Дева Мария) возвращается. Во время Реформации, совпавшей с резким ростом грамотности в эпоху Возрождения, культ Девы Марии был обесценен, и в результате права женщин попирались. Сейчас, когда наша культура все больше строится на образах, женщины совершают невероятные успехи. Образы обрабатываются преимущественно правым полушарием мозга.

После изучения влияния письменности на отношения между полами я заинтересовался вопросом, почему поведение людей настолько далеко ушло от систем спаривания, свойственных остальным 3 млн видов, размножающимся половым путем?

Ответу я посвятил свою третью книгу «Секс, время и власть:

Как женская сексуальность влияла на человеческую эволюцию» (Sex, Time, and Power: How Women’s Sexuality Shaped Human Evolution). У женщин исчез эструс (периодическое состояние половой активности у самок большинства животных), но возникли менструации, при этом интенсивность менструации у человека значительно выше, чем у остальных 100 видов, у которых она вообще наблюдается, из 4000 млекопитающих. Удивительно! И хотя книга посвящена эволюции человека, латерализация полушарий его мозга и здесь играет важную роль.

Эта тема получает в книге дальнейшее развитие.

Почему у нас изначально возникла латерализация полушарий? Поскольку все имеет свои плюсы и минусы, то мой следующий вопрос:

не уничтожает ли нас сейчас то функциональное разделение мозга, которое помогло нам в Африке в эпоху плейстоцена?

Предисловие Как должен измениться наш вид, чтобы уйти от этой проблемы? Отправной точкой для решения могут послужить размышления над устройством мозга Леонардо. Как известно, у него был самый творческий ум в истории. Кроме того, он был вегетарианцем и пацифистом. Он преодолел присущие ему изначально агрессивные стремления, выражавшиеся в конструировании оружия. Так как же нам стать более творческими и вместе с тем более миролюбивыми?

В этой книге, как и в предыдущих, я использую выражения «естественный отбор» и «мать-природа». Я хотел бы пояснить, какое место занимают мои взгляды в диапазоне мнений о роли генетических процессов в эволюции. На одном его конце находятся Стивен Гулд и Ричард Левонтин, считающие, что многие особенности организма, как физические, так и поведенческие, появились в результате случайных процессов, сопровождающих естественный отбор, и не следует придавать им слишком большого значения. Они утверждают, что эти генетические причуды не могут ни помочь, ни помешать организмам.

Противоположный лагерь возглавляют Джером Барков, Леда Космидес и Джон Туби, которые считают, что большинство наших генов помогают человечеству пройти через все превратности окружающей среды, дожить до репродуктивного возраста и найти полового партнера. Мутации, вредные для выживания и размножения, отбраковываются в течение нескольких поколений. Полезные мутации, наоборот, распространяются по всему виду. Скорость исчезновения или распространения зависит от того, насколько сильный эффект у мутаций. Эту позицию разделяю и я.

В эту книгу я вложил все, что прочитал и проанализировал из огромного количества информации о Леонардо, развитии мозга и человеческой эволюции. Я старался воплотить высказывание Франца Кафки о том, что «книга должна быть топором, способным разрубить замерзшее море внутри нас. Если

М О З Г Л Е О Н А РД О

* Из письма к Оскару Поллаку 1904 г. Русский перевод Марии Юнгер цитируется по изданию: Мангуэль А. История чтения. — Екатеринбург: У-Фактория, 2008. — Прим. пер.

современные люди и исторические личности, а также та значительная часть человечества, которая жила тогда, когда еще не были доступны точные биографические сведения.

Судя по историческим свидетельствам, гении чаще бывают узкоспециализированными. В одном человеке редко встречаются способности и к науке, и к искусству. В истории было много прекрасных художников и выдающихся ученых, но почти нет таких, кто внес значительный вклад в обе сферы. Кого после зрелых размышлений вы могли бы выдвинуть как претендента на награду одновременно и в области науки, и в области искусства?

В коротком списке претендентов окажется непропорционально много представителей итальянского Возрождения. Возникшие тогда оригинальные теории в сочетании с экспериментальными исследованиями впоследствии прочно легли в основу современной науки, в обществе происходили существенные изменения, возникали новые подходы в искусстве. Однако наши исторические данные могут быть неполными. Например, персидский поэт XII века Омар Хайям знаменит как автор рубаи. Гораздо менее известно, что он был великим математиком, сделавшим большой вклад в развитие алгебры.

Поскольку понятие личности появилось относительно недавно, о конкретных изобретателях и художниках во многих культурах мира известно очень мало. Мы никогда не узнаем, был ли гениальный китайский ученый, открывший секрет глазури для тонкого фарфора династии Сун, тем же самым человеком, кто разрисовывал изысканные шелковые ширмы или сочинял бессмертные стихи. Из-за отсутствия записей и широкого распространения культурных запретов в отношении тех, кто внес свой вклад в искусство и науку, мы не знаем, кто были эти люди, и не можем признать их вклад в обе области одновременно. При этом вполне возможно, что на протяжении большей части тех безмолвных веков таких личностей вовсе и не существовало.

Читайте также:  Г х попова с точки зрения экономиста

Искусство / Наука Кто точно должен быть внесен в список, так это Леон Баттиста Альберти — архитектор, скульптор и математик эпохи Возрождения. В своем трактате 1435 года с помощью геометрии и научных знаний он объяснял художникам, как располагать предметы на картине, пользуясь законом перспективы, поэтому его, несомненно, можно причислить к числу ученых.

А великолепные здания, построенные по его проектам, безусловно, великие произведения искусства. Еще в наш список должен обязательно попасть Брунеллески. Он был талантливым скульптором, а возведение купола собора Санта-Мариядель-Фьоре позволяет считать его гением инженерной мысли.

Не может быть сомнений и в том, что в искусстве Микеланджело заслуживает награды за Давида, Пьету и роспись Сикстинской капеллы. К его научным достижениям относится решение многих сложных архитектурных и инженерных задач. Архитектор Донато д’Аньоло, более известный под именем Браманте, попадет в наш список благодаря исключительному изяществу своих построек и остроумным математическим и инженерным решениям.

Галилео Галилей мог бы получить медаль за многие выдающиеся научные открытия. Гораздо менее известны его виртуозные литературные опыты. Он объяснял тонкости научных дискуссий своего времени настолько понятным языком, что любой грамотный читатель в Европе XVII века мог понять, в чем суть споров, кипящих вокруг идей Коперника.

Однако найти подходящих кандидатов в период после итальянского Возрождения уже значительно сложнее. Искусство и наука расходятся. Считается, что это связано со стремительным ростом объема знаний во всех областях человеческой деятельности. Иоганн Вольфганг фон Гёте, немецкий поэт и писатель конца XVIII — начала XIX века, был одним из немногих, кто пытался разрушить стремительно растущую стену, которая все больше разделяла искусство и науку. Мы, несомненно, одобрим этого претендента, учитывая его вклад в литературу

М О З Г Л Е О Н А РД О

Зигмунд Фрейд сделал много научных открытий, и среди них то, благодаря которому он стал столь известен, — создание психоанализа. Пытаясь разобраться в механизмах человеческого сознания, он оказался в ряду титанов научной мысли.

Его многочисленные труды, ясные по смыслу и богатые образами, сами по себе представляют литературную ценность, поэтому Фрейд — подходящий кандидат для нашей премии.

Увы, при ближайшем рассмотрении по каждому из вышеперечисленных претендентов два комитета, скорее всего, не смогут прийти к согласию. В одной из областей качество вклада претендента не будет соответствовать строгим стандартам Нобелевской премии. Если человек известен главным образом в области искусства, его вклад в науку недотягивает до уровня тех, кто был в первую очередь великим ученым.

И наоборот, если основным полем деятельности кандидата была наука, его художественные произведения были не такого высокого уровня, как у соперников.

Александр Поуп подытожил эту странную дилемму:

Лишь часть науки — гения удел; Хоть ум стеснен — искусству где предел?

Лишь один человек мог легко выиграть приз в обеих категориях: в искусстве — за свои оригинальные картины и в науке — за многочисленные новые идеи и технические изобретения. Этот единственный в своем роде человек — Леонардо да Винчи.

Эволюция редко создает что-то в единственном экземпляре.

Нет таких умений, особенностей или отклонений, которые наблюдались бы только у одного человека. Скрипачи-вундеркинды, школьники, гениально разбирающиеся в математике, невероятно сильные спортсмены привлекают внимаИскусство / Наука ние публики своей необычностью.

Но каким бы выдающимся талант ни был, он встречается не в единственном числе:

существуют другие люди с той же степенью выраженности этой способности.

Но как тогда объяснить, что за всю историю не было никого, кто мог бы занять ту же нишу, что и Леонардо? Специалисты продолжают интересоваться причинами его неповторимости, несмотря на то что с момента его смерти в 1519 году прошло почти пять веков.

По мере приближения 500-летия со дня его смерти интерес к Леонардо все растет. Целая армия ученых корпела над разрозненными страницами его рукописей, переводя, сопоставляя и стараясь разгадать, что же его неутомимый ум пытался донести до нас. Искусствоведы продолжают находить в его творчестве множество новых и неожиданных деталей. Трудно представить себе, как ум одного человека мог учесть столько факторов, замышляя и создавая произведения искусства, и в то же время погружаться в многочисленные научные изыскания.

Хотя и в науке, и в искусстве нужен высокий уровень творческих способностей, разница между этими двумя занятиями очевидна. В искусстве провидец совершает прорыв, который смогут оценить только потомки. Великий ученый должен суметь предсказать будущее. Если гипотеза не может быть проверена будущими поколениями, она не имеет научного смысла.

Еще один контраст: искусство и наука олицетворяют различие между «существованием» и «деланием». Сам смысл искусства в том, чтобы вызывать эмоции. Наука стремится решать проблемы, развивая знания. Кэндас Перт напоминает нам, что, несмотря на нашу увлеченность наукой, мы называем себя «человеческими существами, а не человеческими деятелями».

Из всех наук чистая математика ближе всего к искусству, поскольку она обычно не имеет практического применения в реальном мире. Художники и математики превозносят краМ О З Г Л Е О Н А РД О соту. В своей книге «Апология математика» (A Mathematician’s Apology) Годфри Харди писал: «Красота служит первым критерием: в мире нет места безобразной математике».

Леонардо вызывает у нас негаснущий интерес, поскольку он достиг наивысшего совершенства в том, к чему стремимся все мы, простые смертные: к всестороннему развитию, интеллектуальному, творческому и эмоциональному. История не знает другого человека, достигшего такого совершенства в науке и искусстве, как этот очень любопытный, малообразованный незаконнорожденный сельский паренек, родившийся неподалеку от городка Винчи.

Об этом человеке написано столько, что очередная тщеславная попытка понять причины его гениальности может показаться слишком самонадеянной. И все же я собираюсь предпринять ее, правда, используя немного необычный подход.

Я отважусь углубиться в эту тему, намереваясь воссоздать физическую конфигурацию мозга Леонардо, то есть, в сущности, сделаю то, что можно считать посмертным сканированием его мозга.

Настоящую золотую жилу, полную необычных подсказок, касающихся особенностей работы мозга Леонардо, можно найти в исторических документах. Леонардо был левшой, хорошо владевшим обеими руками. Из всех известных нам исторических фигур он единственный писал справа налево. Некоторые биографы считают, что Леонардо был геем, но не потакал своему половому влечению. Он был музыкантом и композитором, говорил и писал на нескольких языках.

Еще у нас есть сведения, что в последние годы жизни у него случился инсульт, в результате которого была парализована правая рука. Заслуживающий доверия наблюдатель, зафиксировавший этот важный фрагмент пазла, сообщает также, что из-за болезни мастер забросил живопись и посвятил последние годы жизни научным исследованиям. Этот краткий перечень неврологических особенностей дает массу информаИскусство / Наука ции, чтобы начать качественный анализ строения мозга Леонардо и нервных путей, обеспечивших столь выдающиеся творческие способности.

Предостаточно и других заманчивых намеков, касающихся устройства нервной системы Леонардо. Его неврологические особенности выясняются из полной биографии, основанной на исторических документах (причем каких!). Леонардо еще при жизни был признан гением, и многие современники записывали свои впечатления о нем. Кроме того, сохранилось бесценное сокровище: более 5000 страниц, написанных его собственной рукой. Несмотря на удивительную страсть все записывать, ему не удалось ничего опубликовать.

Его искусство постигла та же прискорбная участь: незавершенность проектов. Он оставил потомкам всего около 15 картин, про которые мы точно знаем, что они вышли из-под его рук (или одной из них). Не сохранилось ни одной из его многочисленных скульптур, ни одного созданного им музыкального произведения. К счастью, есть множество сведений об этих работах, поскольку современники, которые их видели (или слышали), считали своим долгом сделать детальное описание. К тому же в его записных книжках содержатся сотни эскизов для последующих крупных произведений. Более того, множество работ Леонардо уничтожено, потеряно или переделано, но, прежде чем это произошло, их успели увидеть и скопировать прекрасные художники, потрясенные этими произведениями.

Помимо картин сохранились тысячи рисунков, сделанных Леонардо. Среди них много эскизов, и это дает ценные сведения о творческом процессе. Многочисленные заметки и рисунки, связанные с широким кругом его научных интересов, также дают представление о том, как работало его мышление, несмотря на то что многие придуманные им изобретения и устройства не сохранились.

Хотя в его записях практически не упоминается о близких отношениях с женщинами, ошибочно думать, что ЛеонарМ О З Г Л Е О Н А РД О до не знал и не понимал их. На самом деле, если вглядеться в его рисунки и картины, возникает совсем другое впечатление. Был ли еще какой-нибудь художник, которому удалось бы так показать загадочную женскую улыбку, любовь матери к ребенку или самоуверенность красивой женщины, позирующей известному художнику? Возможно ли, что мужчина, сумевший с помощью обычных красок передать самые тонкие секреты женственности, не счел нужным оставить в своих записях какое-либо упоминание этих отношений или что он вообще не знал женщин? Вспомните, многие женоненавистники, наоборот, не стеснялись писать о своих взглядах.

Леонардо был вегетарианцем и жил в обществе, в котором не задумываясь убивали животных для пропитания. Он объяснял свое нежелание быть хищником тем, что не хочет причинять животным страдания и смерть. Он считал, что любое живое существо имеет право на жизнь, и ощущал свою связь со всем живым. Такие чувства редко встречались в те времена, когда охота считалась благородным занятием.

Вот еще один парадокс: нет другого художника, который потратил бы столько сил и времени на изучение геометрических законов перспективы. В многочисленных рукописях постоянно встречаются сложные рисунки, свидетельствующие о том, что Леонардо регулярно возвращается к проблеме перспективы.

Он дает художникам четкие указания, как должны лежать тени, как в соответствии с законами перспективы следует размещать объекты относительно друг друга. Однако, если внимательно рассмотреть его работы, мы с ужасом обнаружим, что он почти всегда ловко обходит эти законы. Чем это объясняется? Леонардо был и левополушарным академическим мастером, одержимым порядком, и одновременно правополушарным мистификатором, с восторгом дурачившим зрителей фокусами с перспективой. В последующих главах мы подробно это обсудим.

Если поочередно смотреть на картины Леонардо и его рукописи, то создается впечатление, что рука, держащая перо, Искусство / Наука не ведала того, что творит рука, держащая кисть, и наоборот.

Изучив многочисленные записи, а затем ознакомившись с картинами, нейробиолог, скорее всего, придет к выводу, что полушария мозга были слабо связаны друг с другом. Тем не менее такой вывод о состоянии мозолистого тела — пучка волокон, соединяющего полушария мозга между собой, противоречит тому, что нам известно о леворукости Леонардо, которая с некоторой долей вероятности позволяет определить доминирующее полушарие. У Леонардо было редкое свойство: он писал зеркально, в обратную сторону. Тому, кто захочет прочитать его рукописи, надо положить их перед зеркалом. Вместо того чтобы писать слева направо, как принято во всех европейских языках, он предпочитал писать справа налево или, как сказало бы большинство из нас, задом наперед. Причем писал он левой рукой.

Сложность и запутанность его записей заключается и в том, что иногда посреди предложения он вдруг менял направление письма, и получалось, что часть слов написана в одну сторону, а часть — в другую. Для неврологов тут есть еще один интересный факт: в обе стороны Леонардо писал одинаковым почерком.

Особенности почерка Леонардо четко свидетельствуют о том, что полушария его мозга были сильно связаны друг с другом, причем необычным образом. По-видимому, у него не было типичного для большинства людей доминирования одного полушария над другим. На основании того, что мы знаем про мозг людей, которые, как и Леонардо, умеют писать зеркально, мы можем предполагать у него наличие большого мозолистого тела, которое хорошо информировало каждое из полушарий о том, что происходило в другом.

Легкость, с которой Леонардо объединял науку и искусство, подтверждает, что его мозолистое тело буквально лопалось от переизбытка нервных волокон. Согласно многочисленным неврологическим исследованиям, участки, связанные Камасутра для оратора Путевые заметки Пробуй — получится! Найди свой путь к Обдуматый Когда в последний раз богатству вы делали что-то впервые?

«ГОТОВЫЕ ИЗЛОЖЕНИЯ ОГЭ 1) Задание №04A112 (= Задание №95FFC9) Можно ли одной исчерпывающей формулой определить, что такое искусство?2) Задание №14920C Испытания ждут дружбу всегда.3) Задание №1e7cce У каждого из нас когда-то были любимые игрушки.4) Задание №46D20F Когда мне было лет десять. »

«НОВЫЙ 08-09(41-42) УНИВЕРСИТЕТ 2014 Научный журнал Издаётся с апреля 2011 года СЕРИЯ «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук» Учредитель: Главный редактор А. В. Бурков ООО «Коллоквиум»Редакционная коллегия: Полное или частичное воспроизведение материалов. »

«Пауло Коэльо: «Дневник мага» Пауло Коэльо Дневник мага OCR Roland «Дневник мага»: София; Москва; 2006 ISBN 5-9550-0896-9 Пауло Коэльо: «Дневник мага» Аннотация «ДНЕВНИК МАГА», или «Паломничество», как еще называют эту книгу, – это описание путешествия Пауло Коэльо по легендарному Пути Сантьяго, пройденному миллионами пилиг. »

«ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОРЛОВСКИЙ ФИЛИАЛ (РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ) ЛУГАНСКИЙ. »

«УФ системы на основе амальгамных ламп – принципиально новые качества и возможности Ультрафиолетовые обеззараживание воздуха и поверхностей Ультрафиолетовые технологии О компании Головное предприятие НПО «ЛИТ», Москва Производственно-логистический центр в. »

«СОДЕРЖАНИЕ стр.1. Общие положения..3 2. Требования к профессиональной подготовленности выпускника.3 3. Формы государственной итоговой аттестации.5 4. Содержание и организация проведения государственного. »

«Купить книгу на сайте kniga.biz.ua Оглавление Введение. . 10 Глава 1. Млекопитающее внутри вас 14 Глава 2. Познакомьтесь со своими. »

«2 09.00.01 – Онтология и теория познания Онтология в системе философского знания. Развитие представлений о категории бытия в философии. «Онтологический поворот» в философии XX века. Бытие как философская. »

«Казахстан Обзор деятельности в области изменения климата Октябрь 2013 года Настоящий Обзор деятельности в области изменения климата в Казахстане* является частью серии национальных докладов по пяти странам Центральной Азии, в которых вкратце описывается портфель связанных с климатическими изменениями проектов. »

2017 www.pdf.knigi-x.ru — «Бесплатная электронная библиотека — разные матриалы»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Источники:
  • http://newtonew.com/science/iskusstvo-s-poziciy-nauki
  • http://lenta.ru/articles/2016/03/13/leonardo/
  • http://li-ga2014.livejournal.com/291000.html
  • http://pdf.knigi-x.ru/21raznoe/239017-1-mozg-leonardo-postigaya-geniy-vinchi-posvyaschaetsya-moey-chudesnoy-zhene-ine-geyman-leonardos-brain-understanding-vinci.php