Меню Рубрики

Моя жизнь с точки зрения морали

Что значит быть моральным человеком? На первый взгляд вопрос кажется очень простым. Моральными называют тех людей, которые строго придерживаются принятой в обществе этики, руководствуются конкретными нравственными принципами. Но ведь этические нормы зависят от общества, они разные у всех народов. Получается, на вопрос о том, что значит быть моральным человеком, могут существовать разные ответы? Попробуем разобраться.

Мораль — это негласный кодекс, который руководит жизнью общества. В разных странах по-разному трактуют понятия «добро», «зло», «плохо», «стыдно», «хорошо», «правильно» и т. д.

Общечеловеческая мораль и нравственность

Нравственные и моральные ценности присущи не только конкретному обществу, но и конкретному человеку. Они могут видоизменяться со временем: человек и общество развиваются, меняются традиции и устои, возникают новые отношения. Однако у всех народов, независимо от времени их проживания на Земле, культуры, религии и государственного устройства, существуют абсолютные моральные истины. Запреты на убийство и воровство — только два примера общечеловеческих ценностей.

Воспитание морали

Человек рождается в обществе, поэтому с детства впитывает его мораль. К сожалению, часто случается так, что местечковая этика начинает преобладать над общечеловеческими ценностями.

Специальный предмет

Для этого в 19 регионах РФ в школьную программу введен новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Что значит быть моральным? Какие ценности близки людям всего мира? Какие нравственные ценности лежат в основе разных религий? Почему люди должны придерживаться общечеловеческих ценностей? На эти и другие вопросы стараются ответить учителя, ведущие новый предмет. Он призван развивать мотивацию к осознанному нравственному поведению, в основе которого лежит умение делать правильный и свободный моральный выбор.

Подведем итоги

Так что значит быть моральным человеком? Это значит:

  • Придерживаться морали, принятой в конкретном обществе.
  • Быть готовым сделать правильный и осознанный моральный выбор.
  • Осознанно придерживаться общечеловеческих ценностей.
  • В своем поведении руководствоваться этими ценностями.
  • Уметь отвечать за безнравственные или аморальные поступки.
  • Понимать, что только соблюдение моральных устоев помогает духовно жить в обществе, избегать войн, развиваться.

Тираны, диктаторы, деспоты, некоторые современные политики стремятся к господству и достижению собственных целей, игнорируя моральные устои и нравственные законы. Общества, во главе которых стоят подобные правители, деградируют. Тираны, добравшись до вершины, остаются там в одиночестве.

Нравственность и мораль

Мораль (нравственность) — ряд правил, которые позволяют оценить любое действие с положительной или отрицательной стороны, в частности, с позиций, что является добром — злом, хорошим — плохим, пользой — вредом и т.д.

Существует личная и общественная мораль. Личная основывается на мировоззрении, воспитании, внутренних качествах человека. Общественная — на принятой в обществе идеологии, культурных и национальных традициях. В отличие от правовых норм, которые имеют обязательный характер, за нарушение моральных правил не всегда следует наказание со стороны государства. Тем не менее, несмотря на кажущуюся условность, мораль регулирует взаимоотношения между людьми, показывает, как нужно вести себя в различных жизненных ситуациях и оказывает значительное влияние на качество жизни.

Моральные правила устанавливают нормы поведения и формируют определенную шкалу ценностей, как для отдельного человека, так и в целом для общества. Нравственность является практически синонимом морали, с той лишь разницей, что это понятие чаще применяется по отношению к отдельному человеку и его внутренним установкам.

Представим ситуацию: человек курит, пьет, плохо работает, не заботится о своей семье. С юридической точки зрения он не нарушает никаких законов и, быть может, не приносит своими поступками никому вреда, кроме, как самому себе. Однако другие люди относятся к нему негативно и называют такое поведение безнравственным. Своему поведению этот человек находит оправдание или не отдает отчета своим действиям. В противоположность, человек заботливый, ответственный, трудолюбивый воспринимается как нравственный. Люди в своих оценках обычно опираются на традиции и понимание того, что принесет пользу или вред самому человеку, или окружающим.

Личная мораль накладывает ограничение на поведение человека. Она подсказывает, что допустимо делать, а что нет. Например, для одних людей вполне приемлемо употреблять нецензурные выражения. Для других употребление ненормативной лексики неприемлемо. У них существуют ограничения — нравственные правила, которые влияют на их поведение и не позволяют ругаться.

Можно подумать, что мораль понятие относительное. Действительно, то, что является нормой в одном обществе, может быть совершенно неприемлемо в другом. Так, европеец и не подозревает, за что его могут наказать, если он вдруг окажется в арабской стране. У арабов не принято распивать алкогольные напитки в общественных местах, у них особое отношение к женщинам. Человеку, выросшему в европейской стране, трудно понять ограничения, накладываемые иной культурой.

Еще большие различия присутствуют между традициями людей, которые жили в разные исторические эпохи. У многих древних народов были обряды, где в качестве жертвоприношений убивали ни в чем неповинных людей, или почти все страны прошли через период рабовладельческого строя, где человек — раб не имел никаких прав и личных свобод. Такие примеры теперь воспринимаются, как проявление безнравственности и жестокости, хотя ранее были вполне обычным явлением.

В обществе всегда есть люди, которые по-своему трактуют общепринятые моральные правила, подстраивают их под свое понимание, что является добром, а что злом. Эти люди могут настолько искажать нравственные ценности, что даже преступные действия воспринимают, как нечто вполне обычное. Их аргументы — совершаемое зло служит во благо какой-то великой цели. На самом деле, цель может заключаться в личной корысти, в удержании власти, боязни понести ответственность. Для таких людей мораль действительно является относительным понятием. Они трактуют её, как им удобно, хотя, в общем-то, могут понимать, что поступают неправильно.

Некоторые личности, совершив проступок или преступление, и не пытаются оправдываться. Они просто не понимают, что сделали, не способны адекватно оценить произошедшее. В этом случае человек не рассматривает мораль, как относительное понятие. Он так воспитан, что у него сформировано неверное представление о добре и зле.

Мораль может по-разному истолковываться, как отдельным человеком, так и всем обществом. Рассмотрим время правления национал-социалистов в Германии, когда немецкий народ был жестоко обманут, одурманен нацистской идеологией. Государственная пропаганда призывала уничтожать целые народы, расчищать жизненное пространство для высшей расы — немцев. Тогда война воспринималась, как нечто вполне естественное. Народ переносил трудности, умирал и всё ради каких-то безумных идей, которые преподносились, как благо. Общественная мораль была искажена, и люди не замечали совершаемых преступлений. Несогласные с такой политикой уничтожались или вынуждены были молчать.

Возможно, пройдет ещё какое-то время, и, в некоторых своих проявлениях, жизнь современных людей будет так же осуждаться последующими поколениями. И сегодня существуют такие проявления безнравственности, как широкое распространение коррупции, высокий уровень преступности, нарушение прав человека, имеют место религиозные, национальные конфликты и т.д.

Найти пути решения проблем современного общества можно выработав единую систему моральных ценностей и нравственных ориентиров, которая являлась бы абсолютным критерием для оценки личных качеств и создавала бы механизмы для гармоничного существования. Те люди, которые рассуждают об относительности морали или истолковывают её принципы на свой лад, как правило, отступают от норм, принятых в обществе, ищут себе выгоду или оправдание своим поступкам.

Сегодня принято считать, что, если у человека есть престижная работа, дорогая машина, недвижимость, то он успешен. А, если человек без амбиций, добрый, порядочный, скромный, работает на обычной работе, не стремится чем-то выделиться, то он ничего из себя не представляет, неприметная песчинка среди миллионов. В таком понимании вещей не учитывается, что богатство отдельных людей — результат труда многих. На незаметных, трудолюбивых, ответственных людях держится всё общество. Нравственный человек, даже обладая большим состоянием, не будет гордиться, показывать свое превосходство. В современном обществе многие из богатых людей, наоборот, всячески подчёркивают свой статус, стремятся выделиться. Не нужно забывать, что «быстрые» деньги достаются путём различных финансовых махинаций, иногда, благодаря удачному стечению обстоятельств, просто наследуются и достаточно редко являются вознаграждением за выполненную работу или какое-либо достижение. Для некоторых стремление больше заработать, потратить, потребить становится смыслом жизни, целью, к которой они стремятся любыми путями. Таким людям кажется, что достаточно решить личные материальные, бытовые проблемы и этого будет достаточно, чтобы чувствовать себя комфортно. Однако одни могут быть счастливы, ведя довольно скромную жизнь, другие и в роскоши будут чувствовать себя несчастными. Всё дело в воспитании и заложенных нравственных ценностях. Индивидуалистический подход, при котором человек стремится обогатить только себя, устроить свою жизнь и не обращает внимание на остальных, ведёт к возрастающему неравенству, зависти, непониманию между людьми.

Часто, говоря о развитии общества, подразумевают научно-технический прогресс. Действительно, научные открытия изменили жизнь. Внедрение техники позволило повысить производительность труда, улучшилось медицинское обслуживание, стали более комфортными бытовые условия и т.д. В то же время, никуда не делись, в какой-то степени даже обострились, такие явления, как безработица, социальное расслоение, преступность. В обществе присутствует масса противоречий: много говорится о сохранении мира и, одновременно с этим, производится всё более совершенное оружие; обсуждаются экологические проблемы, и, в то же время, ведётся разведка новых месторождений, потребляется больше ресурсов. Современные люди не стали добрее, более открытыми, честными. Научно-технический прогресс изменил образ жизни, при этом лишь незначительно повлиял на нравственное состояние отдельного человека и общества. Поэтому определять степень развития общества следует не только по достижениям в науке и технике, а также смотреть, какие ставятся цели и задачи, как живут люди, какие между ними взаимоотношения, как они относятся к окружающему миру. Фактически, нужно смотреть нравственное состояние общества. И это есть основной критерий, показывающий степень его развития.

Соблюдение нравственных законов является необходимым условием для построения общества без войн и насилия, со стабильной политической и экономической системой, социальными гарантиями. До тех пор, пока не будет выработана мораль, в основу которой положены верные принципы существования, будут иметь место нестабильность и конфликты. Как и в любом деле, противоречия наблюдаются до тех пор, пока не установлена истина; с нахождением которой противоречия исчезают, так как можно опираться на некоторые незыблемые понятия.

Ясно, что моральные правила имеют большое значение в жизни. Тогда возникает вопрос, где они сформулированы?

В настоящий момент часть моральных правил существует в виде негласных требований к поведению человека. Эти требования устанавливают нормы поведения в различных жизненных ситуациях, лежат в основе правил приличия — этикета. С детства нас учат, как нужно вести себя в коллективе, что делать плохо, а что хорошо. Эти простые ограничения прививаются семьей и обществом. Другая часть моральных правил основана на принятом в обществе мировоззрении.

Попробуем сформулировать, с точки зрения излагаемых здесь взглядов, какими качествами должен обладать человек, чтобы соответствовать понятию нравственная личность. Итак, эти качества:

  1. стремление к развитию собственного интеллекта;
  2. стремление управлять с помощью разума своими эмоциями, чувствами;
  3. способность признавать свои ошибки и свою вину;
  4. умение посмотреть на себя со стороны;
  5. умение различать положительные и отрицательные человеческие черты;
  6. умение соблюдать правила поведения в отношении с другими людьми, элементарные нормы приличия;
  7. умение поддерживать свое физическое и духовное здоровье;
  8. умение жить самостоятельно, за счет своего труда, а не за счет других людей;
  9. умение определять собственные нормы потребления;
  10. умение регулировать сексуальные потребности;
  11. понимание роли семьи;
  12. понимание, что не стоит идеализироватьдругих людей;
  13. ответственность;
  14. осознание роли человека в мире;

1) Стремление к развитию интеллекта включает в себя:

  • повышение умственных способностей через приобретение знаний и изучение свойств окружающего мира;
  • всестороннее развитие, интересы человека не ограничены лишь какой-то единственной областью знаний ;
  • развитие памяти, накопление опыта;
  • развитие творческих способностей.

2) Стремление управлять с помощью разума своими эмоциями, чувствами означает:

  • что в жизни человек руководствуется разумом, логически мыслит, не даёт возобладать над собой эмоциям и чувствам;
  • в случае проявления своих эмоций, задумывается, как они будут восприняты окружающими;
  • понимание, что частое проявление негативных эмоций и таких чувств, как зависть, злость, ненависть и других, отрицательно скажется на собственном здоровье человека.

3) Способность признавать свои ошибки и свою вину.

Человеку трудно признавать свои ошибки. Проще найти причины своих неудач в окружающих или ссылаться на сложившиеся обстоятельства. Зато, как легко замечать недостатки в других!

Человек способен самостоятельно оценивать свои поступки, определять приоритеты и нормы поведения. Через осознание ошибок появляется возможность исправления.

4) Уметь посмотреть на себя со стороны — это:

  • умение адекватно себя оценивать, знать свои сильные и слабые стороны;
  • воспринимать обоснованную критику других людей;
  • давать оценку своим действиям.
Читайте также:  Права потребителя качество с точки зрения потребителя

5) Умение различать положительные и отрицательные человеческие черты.

Когда характеризуют человека с положительной стороны, говорят, что он добрый, отзывчивый, терпеливый, честный и т.д. Есть множество слов, описывающих положительные качества личности, и не меньше, которые описывают отрицательные. Задача человека — развивать в себе положительные качества, хотя любые крайности, в частности, безграничная доброта, могут, на самом деле, обернуться злом. Чтобы такого не происходило, любое полезное действие надлежит соотносить с возможными будущими последствиями.

6) Умение соблюдать правила поведения в отношении с другими людьми, элементарные нормы приличия.

В обществе всегда устанавливались определенные требования к поведению человека. Как, например, следует себя вести в общественных местах. Соблюдение этих правил — признак воспитанного человека.

Золотое правило нравственности призывает относиться к другим так же, как к себе. Здесь требуется уточнение: невозможно ко всем относиться одинаково. Все люди отличаются. У каждого разные требования к себе и к окружающим. То, что для одного норма, может быть совершенно неприемлемо для другого.

В своем поведении люди, в первую очередь, должны руководствоваться общепринятыми этическими нормами, придерживаться определенной культуры во взаимоотношениях, что выражается в уважении к другому мнению, умении понять, выслушать.

Возникающие между людьми разногласия, споры ни в коем случае не должны решаться силовым путём. В коллективе лучше избегать контакта с людьми, которые намеренно идут на конфликт, не принимают во внимание иное мнение.

7) Умение поддерживать своё физическое и духовное здоровье.

От того, какой образ жизни ведёт человек, во многом зависит состояние его здоровья. Для поддержания физического здоровья необходимо:

  • правильное питание;
  • полноценный отдых;
  • физическая активность;
  • поддержание нормального веса;
  • умение справляться со стрессовыми ситуациями;
  • отсутствие вредных привычек;
  • сексуальная активность.

Для поддержания духовного здоровья нужно:

  • правильное восприятие жизни (не стоит придумывать несуществующих вещей);
  • наличие каких-либо целей, увлечений, занятость делами;
  • адекватная реакция на любые события;
  • умение не допускать любых крайних эмоциональных состояний: истерик, депрессий и т.д;
  • умение освобождаться от негатива, навязчивых мыслей, внутренней тревоги, не допускать наличие внутренних конфликтов;
  • умение взаимодействовать с окружающими людьми.

8) Умение жить самостоятельно, за счёт своего труда, а не за счёт других людей.

Взрослый, физически здоровый человек должен стремиться жить самостоятельно. Не стоит рассчитывать на родителей, на государство, на социальные пособия, на то, что удастся устроиться в «тёплое» местечко. Нужно надеяться на себя, пытаться найти своё место в жизни.

Чувствовать себя независимым и уверенным помогает работа, которая, как минимум, должна давать возможность нормально жить. В идеале она должна приносить не только доход, а еще доставлять моральное удовлетворение. Конечно, все работы различны. Простая механическая, скорее, скучное занятие. В такой работе мало чего радостного, но и она имеет преимущества: меньше нагружает человека умственно, психологически, а результат труда виден практически сразу. Интеллектуальная работа требует большего напряжения, порой заставляет думать о ней даже в свободное время, а результат, зачастую, будет виден только в будущем.

В коллективе нередко находятся личности, которые пытаются увильнуть от работы, переложить обязанности на других. Часто встречаются люди, стремящиеся продвинуться по карьерной лестнице, чтобы зарабатывать больше денег, достичь определённого статуса. Они начинают особенно усиленно работать, а достигнув своего, паразитируют за счёт коллектива.

Перечислим черты, показывающие отношение человека к труду. Это добросовестность в работе, ответственное отношение, инициативность, настойчивость, творческий подход. Противоположные им черты — лень, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность.

9) Умение определять собственные нормы потребления.

Каждый человек, хочет он того или нет, оказывает воздействие на окружающий мир. Всем нужна одежда, дом, еда. Чтобы это произвести, требуются ресурсы.

Общество должно устанавливать границы материального потребления для человека, показывая, что необходимо для жизни, а что является излишеством. Соблюдение этих границ, а также проявление таких качеств, как: бережливость, отсутствие стремления к роскоши, умеренность в своих требованиях — есть проявление скромности человека, показатель его нравственности. Определяя границы собственного потребления, люди снижают воздействие на природу.

10) Умение регулировать сексуальные потребности.

Нет темы, на которую люди накладывали бы больше моральных запретов, чем на тему обсуждения сексуальных взаимоотношений. В обществе до сих пор не выработана культура сексуального поведения. Родители не всегда могут правильно объяснить подрастающему ребенку, как следует общаться с противоположным полом. Да и смогут ли они правильно это сделать? В такой деликатной теме грамотный педагог по отработанной методике с большей вероятностью сформирует правильное представление, чтобы все воспринималось всерьез, без стеснения и комплексов.

Вопросам полового воспитания необходимо уделять пристальное внимание. Это поможет бороться с распространением половых болезней, предотвратить нежелательные беременности, уменьшить количество ранних браков.

Нравственное поведение в сексуальных отношениях заключается:

  • в поиске постоянного партнера, чтобы в конечном итоге создать семью;
  • в понимании, что измены приносят боль человеку, с которым уже есть отношения, могут привести к расставанию;
  • в бережном отношении к партнеру (использование средств контрацепции);
  • в исключении в отношениях насилия, принуждения.

Поиск партнера вовсе не означает постоянный перебор всевозможных вариантов. Бесконечное сравнение истощает морально и физически, а результат, зачастую, разочарование.

Большее внимание следует уделять психологической совместимости, чем физиологической. Под красивой внешностью иногда скрывается примитивное внутреннее содержание.

В отсутствии партнера человек может с помощью воли подавлять желание или самоудовлетворяться. То и другое допустимо, главное чтобы не возникало качественных изменений в психике, не появлялось чувство собственной неполноценности. Одиноким людям стоит помнить — ничто и никогда не заменит живого человека. Кроме физической близости существует целый комплекс отношений: общение, духовная близость и т.д.

11) Понимание роли семьи.

Семья появилась, как самая удобная форма отношений между мужчиной и женщиной, главным образом, для рождения и воспитания детей. Функции семьи хорошо известны, нет смысла их повторять.

Для создания нормальной семьи желательно соблюдение нескольких условий:

  • любовь между супругами;
  • согласие жить вместе, готовность к компромиссу, уступчивость, взаимное уважение и доверие;
  • психологическая совместимость;
  • общность взглядов и интересов;
  • сексуальная совместимость.

Создание семьи очень ответственный шаг. Еще более ответственный шаг — рождение ребенка. Его спланированное появление на свет указывает на то, что супруги готовы стать заботливыми родителями. Плохо, когда дети рождаются неосознанно, или, если один из супругов не понимает ответственности, которая на него ложится. Дети связывают двух людей на долгие годы. Плохая психологическая атмосфера между родителями отрицательно сказывается на детях.

Самая важная роль, которую выполняет семья — воспитательная. В ней в значительной степени формируются основные качества человека, определяется, какими будут его жизненные взгляды.

Случаются ситуации, когда в супружеских отношениях возникает кризис. Каждый случай уникален, нелегко выработать общую методику решения всех проблем. Так или иначе, любые разногласия преодолимы, когда люди идут навстречу друг другу. Если не получается наладить отношения, тогда, возможно, лучше расстаться.

Созданию крепкой, дружной семьи нужно учиться. Для этого еще в школе необходимо обучать основам взаимоотношений с противоположным полом, как правильно подбирать себе партнера.

Сейчас говорят об упадке традиционной семьи. На самом деле традиционная семья по-прежнему высоко ценится. Только, к сожалению, теперь далеко не у всех удается ее создать. Столетие назад у молодых людей порой не было свободы выбора, за кого выходить замуж, на ком жениться. Строгие религиозные рамки жестко осуждали разводы и внебрачные связи. Современное общество предоставило свободу в отношениях, при этом не научило, как полученной свободой распоряжаться. Отсутствие внятной политики по воспитанию молодежи приводит к тому, что уже созданные браки рушатся, возрастает количество семей с одним родителем.

Сегодня скорее следует говорить не об упадке традиционной семьи, а о необходимости перехода ее на новый этап развития. Нужно стремиться к тому, чтобы люди не зависели от материальных и прочих проблем, вступали в брак осознанно, по доброй воле. Чтобы в основе супружеских отношений лежали чувства, доверие, уважение. Любые конфликты между супругами решались «не битьем тарелок», а обсуждением проблем. Дети должны рождаться по обоюдному согласию и воспитываются совместно. По крайней мере всем, кто желает создать семью, следует стремиться к выше описанному типу отношений.

Семья находится в прямой зависимости от процессов, происходящих в обществе. Войны, бедность, упадок нравственности создают препятствия для создания семьи, разрушают ее основы.

12) Понимание, что не стоит идеализировать других людей.

Людям свойственно создавать идеалы, которые служат предметом подражания, нравственным ориентиром. Само по себе ничего в этом плохого нет. Хорошо, если в другом человеке выделяются положительные качества и такие же воспитываются в себе. Но иногда доходит до абсурда: люди начинают во всем подражать своим кумирам, забывая о собственной индивидуальности. Следует понимать, что нет идеальных людей, и никому не стоит сотворять для себя несуществующих образов.

В обществе с авторитарным стилем управления, где принято скрывать правду, искажаются элементарные понятия, выгодно создавать культ личности. Пропаганда специально формирует мнение, что обществом управляют непогрешимые люди, которые принимают правильные решения. А для оправдания неудач ищутся внешние или внутренние враги. Государство с таким стилем управления подавляет волю собственного народа, эксплуатирует его.

13) Под ответственностью подразумевается, что человек:

  • намереваясь совершить какие-либо действия, осознает возможные последствия и готов за них ответить. Ответственный человек не полагается на волю случая, а старается действовать обдуманно;
  • исполняет обещания и выполняет свои обязанности дома, на работе и т.д.;
  • заботится о близких;

14) Осознание роли человека в мире.

Человек изменяет мир вокруг себя. Каким он будет, лучше или хуже, зависит только от него.

Образованный и необразованный человек по-разному смотрят на вещи, живут в разных реальностях. Необразованный надеется на какую-то внешнюю силу, которая изменит ход событий. Образованный, в основном, рассчитывает на себя, прикладывая усилия, чтобы события развивались по определенному им сценарию.

Сегодня, как никогда, роль человека в мире стала решающей. Он стал богом на планете, стал способен получать новые виды растений и животных, изменять под себя окружающую среду. Перед человеком открыты большие возможности: побороть прежде неизлечимые болезни, проникнуть в тайны мироздания, построить жизнь без войн и насилия, научиться взаимодействовать с природой, не принося ей значительного вреда. Всё зависит от того, какие шаги предпримут люди, какую цену готовы заплатить, чтобы перейти на следующий этап общественного развития. Нужно понимать, что будущее зависит только от человека, от каждого из нас.

Моя жизнь с точки зрения морали

Понятие морали включает в себя два аспекта: совокупность правил и норм поведения людей, которые регулируют отношения людей друг к другу и обществу, и способность человека оценивать свои намерения и поступки. Кроме понятия морали используется понятие нравственности. Их соотношение трактуется по-разному. Иногда их различают, понимая мораль как совокупность норм поведения, а нравственность – как способ поведения людей, осуществляющих (или нарушающих) нормы морали. Иногда мораль и нравственность понимаются как синонимы. Будем придерживаться последней версии.

Мораль регулирует поведение человека в различных сферах общественной жизни, внутри– и межгрупповых отношениях. С точки зрения норм морали оцениваются те действия, через которые проявляются общественные взаимоотношения людей, т. е. отношения индивидуума к индивидууму, одного коллектива к другому, коллектива к индивидууму и т. д. Нормы морали регулируют лишь сознательное, волевое поведение; поступки душевнобольных, а также маленьких детей нравственно безразличны.

Нравственная деятельность состоит из поступков как ее элементов. Сам же поступок слагается из мотива, намерения, цели, деяния, последствий, самооценки и отношения человека к оценке окружающих. Нравственное поведение закрепляется в обычаях и традициях (устойчивом, повторяющимся из поколения в поколении поведении). Особая разновидность поступков – проступок; проступок – это поступок, по своему содержанию представляющий нарушение требований морали. Проступки могут быть намеренные и ненамеренные, умышленные и непредумышленные.

Мораль и право сходны в том, что они предлагают систему правил поведения. Некоторые нормы морали и права совпадают. Но между моралью и правом имеются и различия. Некоторые поступки подлежат суду морали, но не включаются в компетенцию права (например, с точки зрения морали следует уступать в метро место пожилому человеку, но это не входит в правовые нормы). Моральные нормы распространяются на такие отношения людей, которые не регулируются правом (например, дружба, товарищество, любовь). Исполнение норм права обеспечивается при необходимости мерами принуждения (административными, уголовными и экономическими санкциями) с помощью специального аппарата правосудия. Мораль, в отличие от права, не имеет специального учреждения, которое принуждало бы к соблюдению моральных норм.

Читайте также:  Когда восстановится зрение после контузии глаза

Моральная регуляция осуществляется всем обществом; за моралью стоит сила убеждения, примера, общественного мнения, традиций, сила нравственного авторитета отдельных лиц. Моральная санкция осуществляется, главным образом, мерами духовного воздействия. Общественное мнение выступает как коллективная оценка поведения, проявляющаяся в поощрении людей, поступки которых являются общественным благом, или осуждение за поступки, не соответствующие нормами морали. Мораль выполняет свою функцию регулирования поведения людей, опираясь на общественное мнение.

Мораль, как и все другие социальные явления, исторически сформировалась и развивалась. Возникновение морали связано со становлением общества, прежде всего общественного труда. Общественно-трудовая деятельность людей, как бы примитивна она ни была на начальных стадиях, предполагает более или менее устойчивые отношения между людьми. В первобытном обществе силами коллектива обуздывался зоологический эгоизм. Критерий добра и зла определялся тем, что шло на пользу или во вред роду и племени. Европейцев, знакомившихся с народами, стоявшими на уровне первобытного общества, поражали такие черты их, как храбрость, справедливость, правдивость. Руссо говорил о золотом веке в прошлом, а Вольтер сказал, что ему захотелось на четвереньках убежать в лес.

Однако не стоит идеализировать первобытное общество. Низкий уровень производства выдвигал два требования к человеку: физическая сила и способность переносить страдания. Обряд посвящения (инициация), татуировка (когда, например, в глубокие надрезы вкладывалась соль) направлены были именно на формирование этих качеств. Когда же человек слаб – он обуза для коллектива. Не случайно поэтому оставляли стариков на покидаемом месте стоянки рода и племени, что фактически приводило их к смерти.

Регулировка отношения личных и общественных интересов первоначально осуществлялась через систему запретов определенных поступков – табу. Появляется дифференциация поступков на позитивные и негативные, т. е. поступки, которые следует выполнять, и поступки, которые запрещаются. Мораль становится средством ориентации человека в социальной среде.

С формированием классового общества возникают новые моральные отношения и нормы. В рабовладельческом обществе складывается система нравов, которая не распространяется на рабов; они не считались личностями. Эта мораль, в частности, воспитывала презрение к физическому труду. Но в этой морали были и прогрессивные моменты, она, в частности, покончила с людоедством, групповым браком.

В эпоху феодализма распространяется религиозная мораль. В христианской Европе идеал человека – полный смирения, отрешившийся от мирских благ. За этим идеалом виден социальный смысл – воспитание масс в духе повиновения. А с другой стороны, экономические соображения обусловливают положительную моральную оценку браку по расчету. Здесь ни слова о любви.

С формированием капитализма складывается новая система нравов. Жажда жизни молодой буржуазии несовместима с идеалом средневекового аскетизма. Мораль ранней буржуазии откровенна: частная собственность священна и неприкосновенна; нормой становится принцип индивидуализма; человек стремится к наслаждению и избегает страдания; пороки так же необходимы, как и добродетели.

В классовом обществе существует мораль различных классов. Но в то же время в каждой морали есть общечеловеческие моменты, так называемые простые нормы нравственности и справедливости. Во все времена так или иначе осуждались жадность, жестокость, трусость, лицемерие, вероломство, клевета, зависть, высокомерие и поощрялись смелость, честность, самообладание, великодушие, скромность. Правда, в разные времена по-разному понимались условия и границы применимости этих качеств и их относительное значение.

В процессе социализации люди осознают общественные интересы, понимают, какие поступки соответствуют общественному благу или могут принести вред обществу, в связи с чем у них формируется нравственное сознание.

Нравственное сознание включает в себя моральную оценку; в акте оценки устанавливается соответствие или несоответствие поступков, образа жизни человека моральным требованиям. Когда оценка обращена на себя (самооценка) возникают такие нравственные чувства, как совесть, стыд, раскаяние и т. д. Нужно заметить, что нравственность определяется не одним конечным результатом, а направленностью поведения человека в целом; в морали оцениваются не только поступки людей, но и их мотивы, побуждения и намерения.

Структура нравственного сознания включает в себя нравственные чувства, категории морали, ценностные ориентации.

К основным нравственным чувствам относятся долг, совесть, стыд, честь, счастье.

Долг – осознание человеком своих обязанностей. В основе долга лежит чувство необходимости сочетания личных и общественных интересов. Как индивидуальное чувство долг связан с пониманием человека своей ответственности перед обществом, стремлением построить свое поведение в соответствии с моральными нормами общества.

Совесть – чувство моральной ответственности, самооценка своего поведения, «внутренний суд».

Честь – чувство, выражающее представление о человеческом достоинстве. Для чести характерно сознательное выполнение человеком общественного долга. Поведение людей, которые общественные интересы ставят выше личных, оценивается обществом очень высоко (говорят о доблести и героизме).

Счастье – нравственное чувство радости, гордости, удовлетворения, полноты жизни, которое возникает у человека в процессе и результате осуществления личных интересов и в то же время в результате признания другими его поступков как достойных. Без такого признания чувство счастья оказывается неполным. Счастье – нравственное удовлетворение от сознания правильности основной жизненной позиции.

Фундаментальные категории морали – добро и зло, смысл жизни, свобода воли.

В категориях добра и зла положительно или отрицательно оцениваются поступки людей.

Относительно смысла жизни можно выделить оптимизм (смысл жизни есть и он в принципе осуществим), скептицизм (неясно, если ли смысл жизни, а если есть, то неясно, осуществим ли он) и пессимизм (жизнь представляется бессмысленной). Когда признается, что есть смысл жизни, он понимается по-разному. Смысл жизни – в получении удовольствий, наслаждении (так называемый гедонизм), в достижении успеха (прагматизм), признании в группе, к которой принадлежит человек (корпоративизм), личном самоусовершенствовании (перфекционизм), в служении другим людям (гуманизм) и т. д.

Важная категория морали – свобода воли; свобода воли – возможность выбора человеком линии своего поведения. Декарт отмечал: «Наша воля стремится к какой-нибудь цели или избегает ее в зависимости от того, представляет ли ее наш разум хорошей или дурной». Нужно отметить, что поступки в полном смысле нравственны, когда они совершаются не в результате внешнего принуждения, а из побуждения делать добро. Саморегуляция, самовоспитание и самооценка – важные черты моральной регуляции поведения.

На теоретическом уровне нравственного сознания формируются этические системы, создаются моральные кодексы. Одним из первых вопросов, на который пытается ответить этика, вопрос о том, что есть правильная человеческая жизнь? Этические концепции древности исходили из предпосылки, что если мы знаем, что такое правильная жизнь, то, конечно, будем поступать так, чтоб ее достигнуть.

В этических системах древности было сформулировано так называемое «золотое правило нравственности» – чего в другом не любишь, того сам не делай. Это правило в разных формулировках вошло в состав разных этических систем (например, категорический императив Канта). Еще одним распространенным принципом нравственности была идея «золотой середины». Чтобы достичь счастья, нужно избегать крайности в поступках, соблюдать меру. Правда, отмечал Аристотель, у разных людей эта «середина» разная.

В последующей истории этики можно выделить два распространенных варианта: либо на первое место выдвигаются интересы отдельного индивида (эгоизм) либо общие интересы (альтруизм).

В первом варианте утверждается особая роль:

• наслаждения, удовольствия (гедонизм). Классическим представлением этой точки зрения в античности был Эпикур, который считал высшим благом наслаждение. Но в то же время он призывал к разумной жизни, которая не будет стремиться к неограниченному умножению удовольствий. Стоики также призывали к удовольствиям, но говорили, что при этом не следует становиться рабами вещей;

• счастья (так называемый эвдемонизм). Представления о счастье различны. Киники считали, что все плоды цивилизации бессмысленны, нужно возвратиться к простой жизни. Поскольку мир преисполнен зла, нужно отстраниться от участия в его делах. Конечно, можно иметь деньги, вещи и т. п., но все это непрочно, в стремлении к счастью на это нельзя полагаться. Спасенья нужно искать в себе;

• пользы (так называемый утилитаризм). «Принцип пользы» у Бентама, Милля и других утверждал, что действие, поступок правилен, если он приносит пользу человеку. При этом говорилось, что конкретный поступок может приносить и пользу и вред, но если пользы он приносит больше, то он правилен.

Во втором варианте этических концепций в основу ставился моральный принцип, предписывающий сострадание к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотрешению во имя их блага и счастья. Этот принцип нашел свое выражение, в частности, в христианской морали – «возлюби ближнего своего, как самого себя». Этика альтруизма обычно ориентируется на благодеяние и филантропию.

Назад Оглавление Вперед

2. Роль морали в жизни человека и общества

Философы утверждают, что у морали три задачи: оценивать, регулировать и воспитывать.

Мораль ставит оценки. Все наши поступки, а также всю общественную жизнь (экономику, политику, культуру) мораль оценивает с точки зрения гуманизма, определяет – хорошо это или плохо, добро или зло. Если наши поступки полезны людям, способствуют улучшению их жизни, их свободному развитию, — это хорошо, это добро. Не способствуют, мешают – зло. Если мы хотим дать моральную оценку чему-либо (своим действиям, поступкам других людей, каким-либо событиям и т. д.), мы, как вы знаете, делаем это с помощью понятий добра и зла. Или же с помощью других близких, производных от них понятий: справедливость – несправедливость; честь – бесчестие; благородство, порядочность – низость, непорядочность, подлость и т. д. При этом, оценивая какое-либо явление, действие, поступок, мы выражаем свою моральную оценку по-разному: хвалим, соглашаемся или порицаем, критикуем, одобряем или не одобряем и т. д.

Оценка, конечно, влияет на нашу практическую деятельность, иначе она была бы нам просто не нужна. Когда мы что-либо оцениваем в качестве добра, то это означает, что к этому надо стремиться, а если в качестве зла – этого надо избегать. Значит, оценивая окружающий мир, мы что-то в нем изменяем и прежде всего самих себя, свою позицию, мировоззрение.

Мораль регулирует деятельность людей. Вторая задача морали – регулировать нашу жизнь, отношения людей друг к другу, направлять деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра. У морального регулирования есть свои особенности, оно отличается от государственного регулирования. Любое государство тоже регулирует жизнь общества, деятельность своих граждан. Делает оно это с помощью разных учреждений, организаций (парламентов, министерств, судов и т. д.), нормативных документов (законов, указов, приказов), официальных лиц (чиновников, служащих, милиции, полиции и т. д.).

Ничего подобного у морали нет: смешно иметь чиновников от морали, бессмысленно спрашивать, кто издал приказ быть гуманным, справедливым, добрым, мужественным и т. д. Мораль не пользуется услугами ведомств и чиновников. Она регулирует движение нашей жизни двумя способами: через мнение окружающих людей, общественное мнение и через внутренние убеждения личности, совесть.

Человек очень чуток к мнению окружающих. Никто не свободен от мнения общества, коллектива. Человеку небезразлично, что думают о нем другие. Следовательно, общественное мнение может оказывать влияние на человека, регулировать его поведение. Причем оно основано не на силе приказа, закона, а на моральном авторитете, моральном воздействии.

Но не должно складываться убеждение, что общественное мнение, как мнение большинства, всегда верно, более истинно, чем мнение отдельных личностей. Это не так. Нередко бывает, что общественное мнение играет реакционную роль, охраняет устаревшие, изжившие себя нормы, традиции, привычки.

В комедии “Горе от ума” Александр Сергеевич Грибоедов показал, что мнение всех этих скалозубов, фамусовых, молчалиных, княгини Марьи Алексеевны может быть силой темной, мрачной, направленной против всего живого и умного, что один человек может быть прав, в то время как все окружающие находятся во власти предрассудков, невежества, тупости, корысти. “Злые языки страшнее пистолета” – в этих словах великого писателя выражено его ощущение беспощадной мощи такого общественного мнения и вместе с тем его убийственной тупости, ограниченности.

Человек – не раб обстоятельств. Общественное мнение, конечно, — большая сила морального регулирования. Однако следует помнить: может ошибаться один человек, может ошибаться и большинство. Человек не должен быть наивным дровосеком, слепо и бездумно подчиняться чужому мнению, давлению обстоятельств. Ведь он не бездушный винтик в государственной машине и не раб общественных обстоятельств. Все люди рождены равными, имеют равные права на жизнь, свободу и счастье. Человек – существо свободное, активное, творческое, он не только приспосабливается к миру, в котором живет, но и сам этот мир приспосабливает к себе, изменяет обстоятельства, творит новую общественную среду. Без личностей, гуманных и смелых, справедливых и мужественных, бескорыстных и независимо мыслящих, общество просто бы перестало развиваться, загнило бы и погибло.

Читайте также:  Цивилизация личная точка зрения кеннета кларка

Человек, живя в обществе, должен, конечно, прислушиваться к общественному мнению, но он также должен уметь правильно его оценивать. И если оно реакционно – протестовать, бороться против него, идти наперекор ему, защищая истину, справедливость, гуманизм.

Внутренние духовные убеждения личности. Где же берет силы человек, когда выступает против устаревшего общественного мнения, против реакции, предрассудков?

Он берет их, как хорошо говорили раньше, в душе своей. Человек опирается на свои внутренние духовные убеждения, т. е. на свое понимание морального долга, моральных идеалов. Духовные убеждения морального человека ориентируются на общечеловеческие моральные ценности и идеалы. Моральный человек подчиняет им свою деятельность, свои поступки, всю свою жизнь.

Духовные убеждения составляют содержание того, что мы называем совестью. Человек находится под постоянным контролем окружающих, но и под самоконтролем своих внутренних убеждений. Совесть всегда с человеком. У каждого человека бывают в жизни удачи и неудачи, периоды подъема и упадка. От неудач можно освободиться, от нечистой, запятнанной совести – никогда.

И человек постоянно критикует, переделывает себя, так велит ему совесть. Человек находит в себе силу и смелость выступить против зла, против реакционного общественного мнения – так велит совесть. Чтобы жить по совести, необходимо огромное личное мужество, а иногда и самопожертвование. Но совесть человека будет чиста, душа спокойна, если он действовал в полном согласии со своими внутренними убеждениями. Такого человека можно назвать счастливым.

Воспитательная роль морали. Воспитание всегда идет двумя путями: с одной стороны через влияние на человека других людей ( родителей, учителей, окружающих, общественного мнения), через целенаправленное изменение внешних обстоятельств, в которые ставится воспитуемый, а с другой стороны – через воздействие человека на самого себя, т.е. через самовоспитание. Воспитание, образование человека продолжается фактически всю жизнь: человек постоянно пополняет, совершенствует знания, умения, свой внутренний мир, потому что постоянно обновляется сама жизнь.

У морали есть свое особое положение в воспитательном процессе. Дело в том, что мораль присутствует везде: она входит составной частью во все виды воспитания – умственное, физическое, эстетическое – и является для них самым высоким ориентиром: выдвигает перед ними моральные идеалы.

Из особого положения морали в воспитательном процессе вытекает и ее особая задача в обществе: придавать воспитанию правильную ориентацию – способствовать гармоничному сочетанию личных и общественных интересов, т.е. умению человека заботиться о других так же, как о себе. Забота человека о себе, с точки зрения морали, — вполне нормальное явление. Правда, когда человек делает это за счет попрания интересов других людей – это уже аморальность. Мораль учит нас видеть ценность в каждом человеке и призывает к гуманному отношению людей друг к другу.

Моя жизнь с точки зрения морали

Подробное решение Параграф § 7 по обществознанию для учащихся 8 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова 2016

Вопрос 1. Кого называют добрым? Каким бывает зло? В чём смысл золотого правила морали? В чём смысл экологической морали?

Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, для всеобщей пользы и для своей пользы, а не во вред себе.

Зло — понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий.

«Золотое правило нравственности» — общее этическое правило, которое можно сформулировать как «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».

Человеку следует помнить о великом экологическом правиле: нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать. Оно нас учит бережному отношению к природе. Не загрязнять , не мусорить. Места своего пребывания на природе убирать за собой. Не загрязнять атмосферу различными отходами: производственные отходы не сливать в водоемы, где может погибнуть все живое, также выхлопные газы от машин загрязняют воздух. Нужно бережно и заботливо относится к природе.

Вопрос 2. Имеет ли мораль власть над людьми? Что бывает за нарушение моральных норм? Можно ли жить без морали?

Санкциями за неисполнение моральных норм являются общественное осуждение и муки совести. По сути человек только и состоит из морали, каких-либо принципов. И когда что-то выходит за рамки его морали он уже считает что это плохо, или же наоборот слишком хорошо, но в том и в другом случаи это не в его морали. Так что мораль это отражение нашего «я» в целом.

Вопрос 3. Что такое мораль? Зачем она нужна людям?

Мораль — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д.

Особенность морали в том, что она регулирует отношения человека к другому человеку с точки зрения добра и зла, справедливости или несправедливости. Не случайно говорят: «Мораль начинается там, где один человек сделал что-то доброе другому».

Вопрос 4. По какому признаку мы узнаём мораль? Почему её называют общечеловеческой ценностью?

Наличие идеала человеческого поведения, к которому должен стремиться каждый человек. Без морали у нас бы не было общества, он бы просто не могло существовать, поэтому её называют общечеловеческой ценностью.

Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Мораль выступает, прежде всего, как регулятор поведения людей в обществе Причем способ специфически социальный: он появляется тогда, когда естественно-природные регуляторы уже не справляются с усложнившейся организацией общественной жизни (родовой, трудовой, семейно-бытовой и пр.). При этом формирующаяся мораль изначально опирается на хотя бы минимальную свободу человека от естественных условий существования. Моральная регуляция имеет смысл и нужна там, где есть хоть какой-нибудь выбор линии поведения, элементарная возможность предпочесть один поступок другому.

Вопрос 5. Почему гуманизм считается высшей моральной ценностью?

Гуманизм — демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность определять смысл и форму своей жизни. Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска, за счёт использования человеческих способностей. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Вопрос 6. В каких поступках проявляется любовь к ближнему?

Тысячелетия назад открыли люди, что самая высшая ценность, или, как ещё говорят, моральный идеал, — это человечность, гуманизм. С особой ясностью и простотой смысл морального идеала выражен в Библии: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Это, безусловно, не означает, что нужно всех немедленно заключать в свои объятия. Гуманное отношение человека к человеку достигается только одним путём — через соблюдение принципов и норм морали. Это значит: нельзя убивать, не надо лгать, не надо лжесвидетельствовать, не надо покушаться на чужое. Но нужно стремиться к миру и братству. Нужно быть милосердным и великодушным. Нужно уметь терпимо относиться к недостаткам других людей, уметь прощать, жертвуя подчас и своими интересами. Вот в этом и проявляется любовь к ближнему.

Вопрос 7. Как связаны между собой патриотизм и гражданственность?

К высшим моральным ценностям относятся гражданственность и патриотизм. Все люди живут в каком-либо государстве, в своём большом доме. Они граждане своей страны.

Высшим проявлением гражданственности является патриотизм — высокое, сокровенное чувство любви и преданности Отечеству. И не надо много разглагольствовать, а тем более кричать о нём на каждом углу, как это делают некоторые кичливые самозванцы. На самом деле патриотизм — это любовь. А любовь — чувство возвышенное и глубоко личное. Любовь — это вершина нравственного отношения к тому, кого любишь. И главное проявление любви есть бескорыстное служение.

Вопрос 8. Какой смысл вкладывается в понятие «добро»?

Понятие «добро» отражает наше стремление к человечности, гуманизму. Под добром мы понимаем всё то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества.

Мы считаем добром отношения справедливости, милосердия, любви к ближнему. Когда мы говорим о человеке «добрый», то имеем в виду, что он готов прийти на помощь другому человеку и сделает это не ради выгоды, а бескорыстно.

Мы считаем добром движение за возрождение и укрепление нашего Отечества, за демократическое общество, правовое государство, за права и свободы каждого гражданина.

Чтобы в жизни было больше добра, важно помнить, что свои дела и их последствия всегда нужно оценивать моральной меркой.

Вопрос 9. Что означает понятие «зло»? Почему его называют многоликим и коварным?

Всё, что противоположно добру, есть зло. Это — нарушение морали. Зло губит душу того, кто творит зло, ведёт к нравственной деградации (разрушению) его личности.

Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, хулиганство, жестокость, предательство, доносительство и т. д. Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют, где к нему относятся не как к живому существу, а как к вещи, с помощью которой можно извлечь для себя выгоду.

Там, где есть большое общественное зло (эксплуатация, захватнические войны, преследование инакомыслящих, инаковерующих или людей другой национальности, другого цвета кожи, сословия или происхождения и т. п.), там обязательно проявляется и зло малое, повседневное, вошедшее в привычку, в нравы, в психологию людей, — хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей, тупость, жестокость, враньё, пьянство, хитрость, обман и т. д.

Когда счастье одних людей, их богатство и сила достигаются за счёт несчастья других — это зло. Когда сильный обижает слабого, когда свою вину сваливают на другого, когда хулиган оскорбляет людей, продавец хамит, бюрократ «волынит» и ждёт взятку, таксист, официант, мастер, не оказав никаких дополнительных услуг, требуют больше заработанного, когда младшие не уважают старших, мужчины и молодые здоровые люди в общественном транспорте сидят, а женщины и пожилые люди стоят, когда халтурят на работе, когда используют своё служебное положение в корыстных целях, когда властители равнодушны к судьбам своих соотечественников и пекутся только о своих привилегиях, когда не выплачивают зарплату и пенсию, когда живут на нечестно полученные средства и т. п. — всё это и есть моральное зло. К сожалению, оно многолико.

Вопрос 10. У мудреца спросили: «Какая жизнь самая лучшая?» Он ответил: «Когда мы не делаем того, что осуждаем в других».

Объясни это высказывание с точки зрения морали. Какое моральное правило содержится в этом высказывании?

Человек осуждает в других именно то, что свойственно ему самому прежде всего. Мало того он и поступает так же как и тот, кого он осуждает. Не суди и не судим будешь.

Вопрос 11. Один мудрый человек сказал: «Если я не за себя, то кто за меня? Но если я только для себя, то тогда зачем я?»

Раскрой смысл этой моральной позиции. Выскажи свою точку зрения по отношению к позиции этого человека.

Если человек думает только о себе это конечно же плохо. А если он думает о других помогает им то и они помогут вам. Это значит что все приходится делать самому, никто никогда за тебя ничего не сделает, но при этом ты должен быть отзывчивым и готовым помочь другому, то есть бескорыстно, а не ждать что если ты помог ,то и тебе обязаны помочь.

Вопрос 12. Ответь «да» или «нет» на каждую позицию теста. Сумеешь ли ты:

1) пожертвовать своим временем, чтобы помочь тому, кто нуждается в помощи — да;

2) честно признаться и извиниться, если совершил дурной поступок — да;

3) простить своего обидчика — да;

4) оторваться от телевизора, если нужно заняться делом — да;

5) защитить несправедливо обиженного или более слабого — да;

6) сдержать слово, если обещал – да;

7) выполнить поручение, если даже столкнулся с трудностями – да.

Источники:
  • http://lookatlife.ru/morality
  • http://eurasialand.ru/txt/ilyin/63.htm
  • http://studfiles.net/preview/3548415/page:2/
  • http://resheba.me/gdz/obshhestvoznanie/8-klass/bogolyubov/7