Меню Рубрики

Место человека во вселенной с точки зрения физике

фЕОСЛПЧБ п.н., ДПГЕОФ ЛБЖЕДТЩ ЖЙМПУПЖЙЙ Й РТБЧБ

нПУЛПЧУЛЙК ЗПУХДБТУФЧЕООЩК БЗТПЙОЦЕОЕТОЩК ХОЙЧЕТУЙФЕФ ЙН. ч.р. зПТСЮЛЙОБ

зМБЧОБС ЪБДБЮБ РТЕРПДБЧБОЙС ЖЙМПУПЖЙЙ Ч ЧХЪЕ – ЬФП ЖПТНЙТПЧБОЙЕ Х УФХДЕОФПЧ ГЕМПУФОПЗП НЙТПЧПЪЪТЕОЙС, ЛХМШФХТЩ НЩЫМЕОЙС Й УРПУПВОПУФЙ УБНПУФПСФЕМШОП ПТЙЕОФЙТПЧБФШУС ЧП ЧУЈН ТБЪОППВТБЪЙЙ СЧМЕОЙК УПЧТЕНЕООПК ЦЙЪОЙ. оХЦОП РТЙЪОБФШ, ЮФП ФТБДЙГЙПООЩЕ НЕФПДЩ ЮФЕОЙС МЕЛГЙК Й РТПЧЕДЕОЙС УЕНЙОБТПЧ ОЕ ЧУЕЗДБ РПЪЧПМСАФ РТЕРПДБЧБФЕМА ЧЩСУОЙФШ, ОБУЛПМШЛП ТБЪЧЙФЩ Х УФХДЕОФПЧ ФЧПТЮЕУЛПЕ НЩЫМЕОЙЕ Й ЙОФЕТЕУ Л РПЪОБОЙА ПЛТХЦБАЭЕЗП НЙТБ. ч ДБООПН УМХЮБЕ, ПДОЙН ЙЪ ОБЙВПМЕЕ ЬЖЖЕЛФЙЧОЩИ НЕФПДПЧ, РП НОЕОЙА БЧФПТБ, СЧМСЕФУС РТПЧЕДЕОЙЕ ОЕВПМШЫЙИ РЙУШНЕООЩИ ФЧПТЮЕУЛЙИ ТБВПФ — НЙОЙ-УПЮЙОЕОЙК, ЗДЕ Ч ЛБЮЕУФЧЕ ФЕНЩ РТЕДМБЗБАФУС БЛФХБМШОЩЕ ЧПРТПУЩ ЙЪ ТБЪОЩИ ПВМБУФЕК УПЧТЕНЕООПК ОБХЛЙ Й ЛХМШФХТЩ. пДОБ ЙЪ УБНЩИ ЙОФЕТЕУОЩИ ФЕН ДМС РПДПВОПК ТБВПФЩ — «нЕУФП ЮЕМПЧЕЛБ ЧП чУЕМЕООПК», РПУЛПМШЛХ ЕЈ НПЦОП ОБЪЧБФШ УЙОФЕЪПН ЦЙЪОЕООПК ЖЙМПУПЖЙЙ, РТЕДЕМШОЩН ПВПВЭЕОЙЕН ЧУЕИ ЪОБОЙК Й РТЕДУФБЧМЕОЙК П НЙТПЪДБОЙЙ. 146-ФЙ ЧФПТПЛХТУОЙЛБН нзбх ЙН. ч.р. зПТСЮЛЙОБ (ЖБЛХМШФЕФ «фЕИОЙЮЕУЛЙК УЕТЧЙУ Ч БЗТПРТПНЩЫМЕООПН ЛПНРМЕЛУЕ») ВЩМБ РТЕДПУФБЧМЕОБ УЧПВПДБ ЧЩВТБФШ МАВПК БУРЕЛФ ЬФПК РТЕДЕМШОП ЫЙТПЛПК ФЕНЩ. йФБЛ, ЮФП ДХНБАФ П УНЩУМЕ УХЭЕУФЧПЧБОЙС ЮЕМПЧЕЮЕУФЧБ ЧП чУЕМЕООПК ФЧПТГЩ ОБЫЕЗП ЪБЧФТБ?

1. юФП ФБЛПЕ «ЮЕМПЧЕЛ», «чУЕМЕООБС», «НЕУФП»? рПУФБОПЧЛПК ЬФЙИ ЧПРТПУПЧ ОБЮЙОБАФУС РПЮФЙ ЧУЕ УФХДЕОЮЕУЛЙЕ ТБВПФЩ. рТЙ ЬФПН НОПЗЙЕ УФХДЕОФЩ УИПДСФУС Ч ПДОПН: ЮЕМПЧЕЛ — ЬФП ХОЙЛБМШОПЕ УХЭЕУФЧП, ПФМЙЮБАЭЕЕУС ПФ ЧУЕЗП УХЭЕЗП ФБЛЙНЙ ЛБЮЕУФЧБНЙ, ЛБЛ УПЪОБОЙЕ, ТБЪХН, УПЧЕУФШ, УРПУПВОПУФШ УФБЧЙФШ РЕТЕД УПВПК ПУНЩУМЕООЩЕ ГЕМЙ. рПРБДБАФУС Й ВПМЕЕ БВУФТБЛФОЩЕ ПРТЕДЕМЕОЙС: «юЕМПЧЕЛ — УБНПЕ ЪБЗБДПЮОПЕ УХЭЕУФЧП ОБ ОБЫЕК РМБОЕФЕ: ПО Й УПЪДБФЕМШ, Й ТБЪТХЫЙФЕМШ»; «ЮЕМПЧЕЛ — ДХЫБ, ЦЙЧХЭБС ЧЕЮОП». пДОБЛП, ЕУМЙ ТБУУНБФТЙЧБФШ ЕДЙОЙЮОПЗП ЮЕМПЧЕЛБ, ФП ПО ОЕ НПЦЕФ РПЧМЙСФШ ОБ РТПГЕУУЩ, РТПЙУИПДСЭЙЕ ЧП чУЕМЕООПК, РПЬФПНХ «ЮЕМПЧЕЛБ Ч ДБООПН ЧПРТПУЕ УМЕДХЕФ ХТБЧОСФШ У ЮЕМПЧЕЮЕУФЧПН». чУЕМЕООБС, Ч РТЕДУФБЧМЕОЙЙ УФХДЕОФПЧ, — ЬФП ВЕЪЗТБОЙЮОПЕ РТПУФТБОУФЧП, ЛПФПТПЕ ОЕУЈФ Ч УЕВЕ ФБКОЩ, ЛПФПТЩЕ НЩ ОЙЛПЗДБ ОЕ ХЪОБЕН, «ОЕЮФП ОЕПВЯСУОЙНПЕ, ЛТБУЙЧПЕ Й ЦЙЧПЕ», Й, ИПФС ОЕ Х ЧУЕИ ЙНЕЕФУС РТБЧЙМШОПЕ РТЕДУФБЧМЕОЙЕ П НБУЫФБВБИ чУЕМЕООПК (ОЕЛПФПТЩЕ ПФПЦДЕУФЧСАФ ЕЈ У уПМОЕЮОПК УЙУФЕНПК), ДМС ВПМШЫЙОУФЧБ УПЮЙОЕОЙК ИБТБЛФЕТОП УМЕДХАЭЕЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л ЕЈ ЪБЗБДЛБН: «у ОБЫЙН РПЧУЕДОЕЧОЩН НЙТПН ФТХДОП ПУПЪОБФШ ВЕУЛПОЕЮОПУФШ чУЕМЕООПК, НЩ РТЙЧЩЛМЙ Л ФПНХ, ЮФП ЧУЈ ЙНЕЕФ ОБЮБМП Й ЛПОЕГ. нПЦОП ДБЦЕ УЛБЪБФШ, ЮФП ЧУЈ НБФЕТЙБМШОПЕ ЙНЕЕФ ОБЮБМП Й ЛПОЕГ. фПЗДБ РПМХЮБЕФУС, ЮФП чУЕМЕООБС ОЕНБФЕТЙБМШОБ? ьФЙ ЧПРТПУЩ ПЮЕОШ УМПЦОЩ». оЕ НЕОЕЕ ЪБФТХДОЙФЕМШОЩН ПЛБЪБМУС Й ЧПРТПУ П ФПН, ЮФП РПОЙНБФШ РПД «НЕУФПН» ЮЕМПЧЕЮЕУФЧБ Ч ЬФПН ВЕЪЗТБОЙЮОПН РТПУФТБОУФЧЕ. у ПДОПК УФПТПОЩ, УТБЧОЙЧБФШ ЮЕМПЧЕЛБ Й чУЕМЕООХА ЛБЛ ЖЙЪЙЮЕУЛЙЕ ПВЯЕЛФЩ ОЕЧПЪНПЦОП: «с ХЧЕТЕО, ЮФП чУЕМЕООБС ОБУФПМШЛП ЧЕМЙЛБ Й НОПЗППВТБЪОБ, ЮФП ЮЕМПЧЕЮЕУФЧПН НПЦОП РТЕОЕВТЕЮШ. б НЕУФП, ЛПФПТПЕ НЩ ЪБОЙНБЕН — ЧТЕНЕООП, ДМС ОБУ ЬФП НЙММЙБТДЩ МЕФ, ДМС чУЕМЕООПК — НЙЗ». ч ФП ЦЕ ЧТЕНС, «чУЕМЕООБС — ЬФП ФЕБФТ, Ч ЛПФПТПН ЛБЦДПЕ УХЭЕУФЧП ЙЗТБЕФ УЧПА, ОБ ЕЗП ЧЪЗМСД, ЧБЦОХА Й ЗМБЧОХА ТПМШ», РТЙЮЈН ТПМШ ЬФХ ПРТЕДЕМСЕФ УБН ЮЕМПЧЕЛ. «лБЦДЩК ЮЕМПЧЕЛ ОБ ОБЫЕК РМБОЕФЕ ъЕНМС ТПЦДЈО ТБДЙ ЛБЛПК-ФП ПРТЕДЕМЈООПК ГЕМЙ, ДЕМБ ЙМЙ РПУФХРЛБ. лБЦДЩК ЙЪ ОБУ ДПМЦЕО УПЧЕТЫЙФШ ЮФП-ФП ПЮЕОШ ИПТПЫЕЕ, ЮФП РПКДЈФ ОБ ТБЪЧЙФЙЕ НЙТБ ЙМЙ ОЕПВИПДЙНП ДТХЗЙН МАДСН». л ФПНХ ЦЕ, Ч УБНПН ЮЕМПЧЕЛЕ УХЭЕУФЧХЕФ ВЕУЛТБКОЙК ДХИПЧОЩК НЙТ, РПЬФПНХ «НЕУФП ЮЕМПЧЕЛБ ЧП чУЕМЕООПК ЕУФШ ЧУЕМЕООБС ЧОХФТЕООЕЗП НЙТБ ЮЕМПЧЕЛБ». нОПЗЙЕ ПВЯЕДЙОСАФ РПОСФЙС «НЙТ» Й «чУЕМЕООБС»: «чПРТПУ ЪЧХЮЙФ, ЛБЛ НЕУФП ЮЕМПЧЕЛБ ЧП чУЕМЕООПК, Б С РЙЫХ П НЕУФЕ ЮЕМПЧЕЛБ Ч НЙТЕ. ьФП ФП ЦЕ УБНПЕ, ЮФП Й НЕУФП ЮЕМПЧЕЛБ Ч НЙТЕ, ОБ ъЕНМЕ», «лБЦДЩК ЮЕМПЧЕЛ ЙНЕЕФ УЧПЈ ЪОБЮЕОЙЕ ЧП чУЕМЕООПК — ЬФП Й СЧМСЕФУС ЕЗП НЕУФПН Ч НЙТЕ».

2. уРЕЛФТ УНЕЦОЩИ НЙТПЧПЪЪТЕОЮЕУЛЙИ ЧПРТПУПЧ. дБООБС ФЕНБ УПЮЙОЕОЙС ОЕ ФПМШЛП, РП РТЙЪОБОЙСН УФХДЕОФПЧ, «ЪБЧПДЙФ Ч ФХРЙЛ» Й ЧЕДЈФ Л ВЕУЛПОЕЮОЩН УРПТБН, ОП Й РПТПЦДБЕФ ТБЪНЩЫМЕОЙС РП ГЕМПНХ ТСДХ ДТХЗЙИ ЗМХВПЛЙИ ЖЙМПУПЖУЛЙИ ЧПРТПУПЧ. юФП С ЪОБЮХ ДМС чУЕМЕООПК? й ЮФП ЪОБЮЙФ ПОБ ДМС НЕОС? лБЛПЕ НЕУФП С ЪБОЙНБА Ч ПВЭЕУФЧЕ, Ч УЧПЕК УПВУФЧЕООПК чУЕМЕООПК? лБЛПК УНЩУМ ЦЙЪОЙ Х ЮЕМПЧЕЛБ, Л ЮЕНХ ЕНХ УФТЕНЙФШУС? пФЛХДБ РТПЙЪПЫЈМ ЮЕМПЧЕЛ? юЕН ПО ПФМЙЮБЕФУС ПФ ДТХЗЙИ ЦЙЧЩИ УХЭЕУФЧ? юФП ФБЛПЕ ТБЪХН? сЧМСЕФУС МЙ чУЕМЕООБС ВЕУЛПОЕЮОПК? юЕН ПОБ ЪБЛБОЮЙЧБЕФУС, ЕУФШ МЙ Х ОЕЈ ЗТБОЙГЩ, НПЦОП МЙ ЙИ РТЕПДПМЕФШ? пДЙО МЙ ЮЕМПЧЕЛ ЧП чУЕМЕООПК, ЕУФШ МЙ ЕЭЈ Ч ЛПУНПУЕ ЦЙЧЩЕ ТБЪХНОЩЕ УХЭЕУФЧБ? еУФШ МЙ ЦЙЪОШ, ОЕРПИПЦБС ОБ ОБЫХ? уХЭЕУФЧХЕФ МЙ ДТХЗПК ТБЪХН, ДТХЗПЕ НЩЫМЕОЙЕ, НЙТПЧПЪЪТЕОЙЕ? «тБУУХЦДЕОЙЕ БВУПМАФОП УРПОФБООП Й ОЕМПЗЙЮОП ЧЕДЈФ Л НЩУМСН П НОПЗЙИ ДТХЗЙИ ОЕ НЕОЕЕ ЪБЗБДПЮОЩИ ДМС ЮЕМПЧЕЛБ ЧПРТПУБИ: ЮФП ФБЛПЕ ЦЙЪОШ, УНЕТФШ, МАВПЧШ, ТБДПУФШ, ЙМЙ ДБЦЕ ЮФП ФБЛПЕ УПЧРБДЕОЙЕ, ЧЕЪЕОЙЕ… РП НПЕНХ МЙЮОПНХ НОЕОЙА, ЮЕМПЧЕЛХ ОЙЛПЗДБ ОЕ ХДБУФУС ДБФШ ПФЧЕФЩ ОБ ЬФЙ ЧПРТПУЩ, Ч ФПН ЮЙУМЕ Й П ЧЪБЙНПУЧСЪЙ ЙИ УП чУЕМЕООПК, Б С ХЧЕТЕО, ЮФП ЧЪБЙНПУЧСЪШ ЪДЕУШ ПЗТПНОБС». рП НОЕОЙА НОПЗЙИ УФХДЕОФПЧ, ЮФП-ФП УЛБЪБФШ ОБ ЬФХ ФЕНХ НПЦОП ВХДЕФ ФПЗДБ, ЛПЗДБ чУЕМЕООХА ЙУУМЕДХАФ ИПФС ВЩ ОБ 70%, ЛПЗДБ ВХДЕФ ДПЛБЪБОП Й ЙЪХЮЕОП УХЭЕУФЧПЧБОЙЕ ЙОПРМБОЕФОПЗП ТБЪХНБ, ЛПЗДБ ЮЕМПЧЕЛ «ЧУЈ-ФБЛЙ ТБЪВЕТЈФУС У ЧПРТПУПН УЧПЕЗП РТПЙУИПЦДЕОЙС». оП УФХДЕОЮЕУЛЙЕ РТПЗОПЪЩ Ч ЬФПН ПФОПЫЕОЙЙ РЕУУЙНЙУФЙЮОЩ: ЕЭЈ ОЕ ПДОБ ФЩУСЮБ МЕФ РТПКДЈФ, ЛПЗДБ ЮЕМПЧЕЛ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ТБЪВЕТЈФУС Ч ЬФЙИ ЧПРТПУБИ. фБЛ ЙМЙ ЙОБЮЕ, ФЕНБ НЕУФБ ЮЕМПЧЕЛБ Ч хОЙЧЕТУХНЕ СЧМСЕФУС ПДОПК ЙЪ ЧЕЮОЩИ, Б УМЕДПЧБФЕМШОП, ТБУУХЦДЕОЙС П ОЕК ВЕУЛПОЕЮОЩ, — «НПЦЕФ, ЬФП Й ЕУФШ ФПФ ЧПРТПУ, ОБ ЛПФПТЩК ОЕ ОБДП ЪОБФШ ПФЧЕФБ. ».

3. рТПВМЕНБ ЧОЕЪЕНОЩИ ГЙЧЙМЙЪБГЙК. ч 75-ФЙ % ТБВПФ УФХДЕОФЩ УЧСЪЩЧБАФ РТЕДМПЦЕООХА ФЕНХ У РТПВМЕНПК УХЭЕУФЧПЧБОЙС ЦЙЪОЙ Й ТБЪХНБ ЧП чУЕМЕООПК, Б ФБЛЦЕ У БОПНБМШОЩНЙ СЧМЕОЙСНЙ (омп, вЕТНХДУЛЙК ФТЕХЗПМШОЙЛ Й Ф. Р.), РТЙЮЈН Ч РПДБЧМСАЭЕН ВПМШЫЙОУФЧЕ УМХЮБЕЧ ЪЧХЮЙФ ХФЧЕТЦДЕОЙЕ: НЩ ОЕ ПДЙОПЛЙ ЧП чУЕМЕООПК. оХЦОП ПФНЕФЙФШ, ЮФП УПЪОБОЙЕ УФХДЕОФПЧ Ч ЪОБЮЙФЕМШОПК УФЕРЕОЙ НЙЖПМПЗЙЪЙТПЧБОП; ЧЕТПСФОП, РПД ЧПЪДЕКУФЧЙЕН УПЧТЕНЕООЩИ ЖБОФБУФЙЮЕУЛЙИ ЛЙОПЖЙМШНПЧ («иТПОЙЛЙ тЙДДЙЛБ» Й ДТ.), Б ФБЛЦЕ НОПЗПЮЙУМЕООЩИ ЖЙМШНПЧ П РБМЕПЛПОФБЛФБИ РПСЧМСАФУС УМЕДХАЭЙЕ ТБУУХЦДЕОЙС: «х ОБУ ЕУФШ Ч ЗМПВБМШОПН УНЩУМЕ ИПЪСЕЧБ — ОЕЛБС ТБУБ, ЛПФПТБС ФЩУСЮЕМЕФЙСНЙ ОБУ ЙУРЩФЩЧБМБ Й ЙУРЩФЩЧБЕФ ДП УЙИ РПТ. чПЪНПЦОП, ТБК Й ЕЗП РТПФЙЧПРПМПЦОПУФШ — ЬФП РТПФЙЧПВПТУФЧП ДЧХИ ТБУ, ЛПФПТЩЕ НПЗХФ УПУФПСФШ ЙЪ НОПЗЙИ ЗБМБЛФЙЛ», «…Ч УЛПТПН ЧТЕНЕОЙ НЩ ХЪОБЕН ПВ ЙОПРМБОЕФОПН ТБЪХНЕ, ЛПФПТЩК ЮЕМПЧЕЛ РТЕДУФБЧМСЕФ ЛБЛ УЧПЕЗП ЧТБЗБ, ЗМБЧОПЗП БЗТЕУУПТБ РМБОЕФЩ», «ъЕНМС — ЬФП ВПМШЫПК ЪБРПЧЕДОЙЛ, ЪБ ЛПФПТЩН ЧЕДЈФУС ОБВМАДЕОЙЕ Й ЗДЕ ДБОБ ЧПЪНПЦОПУФШ ВЕУРТЕРСФУФЧЕООПЗП УБНПТБЪЧЙФЙС. фЕ УХЭЕУФЧБ, ЛПФПТЩЕ ОБВМАДБАФ ЪБ ОБНЙ, ЙЪТЕДЛБ ОБУ ОБЧЕЭБАФ, РТПУФП ТБОШЫЕ ЬФП ВЩМП ОЕЪБНЕФОП, Б УЕКЮБУ ЮЕМПЧЕЛ ВПМЕЕ ТБЪЧЙФ, РПЬФПНХ Й ЪБНЕЮБЕФ РПСЧМЕОЙЕ ЮХЦБЛПЧ. чПЪНПЦОП, ЬФЙ УХЭЕУФЧБ РПДУЕМСАФ ОПЧЩЕ ЧЙДЩ ЦЙЧЩИ УХЭЕУФЧ, ТЕЗХМЙТХАФ ЮЙУМЕООПУФШ ПУФБЧЫЙИУС, ДБВЩ РПУНПФТЕФШ, ЛБЛПК ЧЙД ВПМЕЕ РТЙУРПУПВМЕО Л ЙЪНЕОЕОЙА, ВЩУФТЕЕ БДБРФЙТХЕФУС, — ОБЧЕТОПЕ, ИПФСФ ЧЩТБУФЙФШ ЮФП-ФП ЙДЕБМШОПЕ. ъБФЕН ПОЙ РТЙМЕФБАФ Й ЙУУМЕДХАФ ТЕЪХМШФБФЩ ЬЛУРЕТЙНЕОФБ. рПЛБ ЮФП Ч ЬФПН ПРЩФЕ ЮЕМПЧЕЛ ЪБОЙНБЕФ МЙДЙТХАЭЙЕ РПЪЙГЙЙ, ПО СЧМСЕФУС ВПМЕЕ РТЙУРПУПВМЕООЩН Л ЦЙЪОЙ. дБ, ЮЕМПЧЕЛ — ЬФП ИПЪСЙО ОБ ъЕНМЕ, ОП ОЙЛБЛ ОЙ ЪБ ЕЈ РТЕДЕМБНЙ». чЩЪЩЧБЕФ ЙОФЕТЕУ ФП, ЮФП РПФЕОГЙБМШОЩЕ ЧОЕЪЕНОЩЕ ГЙЧЙМЙЪБГЙЙ УФХДЕОФЩ ПГЕОЙЧБАФ ЛБЛ ВПМЕЕ ТБЪХНОЩЕ, ТБЪЧЙФЩЕ Й УПЧЕТЫЕООЩЕ, РТЕЧПУИПДСЭЙЕ ЪЕНОХА ОЕ ФПМШЛП «Ч ОБХЮОПН РМБОЕ, ОП Й Ч ВЙПМПЗЙЮЕУЛПК ГЕРЙ», ДБЦЕ ОЕУНПФТС ОБ ФП, ЮФП ПОЙ НПЗХФ ВЩФШ «УЗХУФЛБНЙ ЬОЕТЗЙЙ, ОЕЧЙДЙНЩНЙ ОБЫЙНЙ ЗМБЪБНЙ». ч УЧСЪЙ У ЬФЙН Ч ОЕЛПФПТЩИ ТБВПФБИ РПСЧМСАФУС РЕУУЙНЙУФЙЮОЩЕ ТЕРМЙЛЙ: «юЕМПЧЕЛ — ЛХЛМБ Ч ТХЛБИ чЩУЫЕЗП ТБЪХНБ, Й ЮФП ВХДЕФ ДБМШЫЕ, ЮЕМПЧЕЮЕУФЧХ ЪОБФШ ОЕ ДБОП».

4. нЕУФП ЮЕМПЧЕЛБ ЧП чУЕМЕООПК У ТЕМЙЗЙПЪОПК ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС. у РТЕДЩДХЭЙН БУРЕЛФПН ФЕУОП УЧСЪБОБ Ч УФХДЕОЮЕУЛПН РТЕДУФБЧМЕОЙЙ ФЕНБ уПЪДБФЕМС чУЕМЕООПК Й ЮЕМПЧЕЛБ. уФХДЕОФЩ, ЛПФПТЩЕ ЧЕТСФ Ч ВПЦЕУФЧЕООПЕ РТПЙУИПЦДЕОЙЕ НЙТБ, РПМБЗБАФ, ЮФП ТЕМЙЗЙС УЙМШОП ЧМЙСЕФ ОБ МАДЕК, ПОЙ ВПСФУС ЗОЕЧБ вПЦШЕЗП, Й ЬФПФ ЖБЛФ РПЛБЪЩЧБЕФ, ЮФП ЮЕМПЧЕЛ ПРСФШ-ФБЛЙ ОЕ ЧЕТЫЙОБ чУЕМЕООПК. ч МАВПК ТЕМЙЗЙЙ вПЗ СЧМСЕФУС ЧЩУЫЙН УХЭЕУФЧПН ЧП чУЕМЕООПК, РПФПНХ ЮФП вПЗ ЕУФШ ОБЮБМП ОБЮБМ: «пО УПФЧПТЙМ НЙТ Й МАДЕК, ЪОБЮЙФ вПЗ — ЗМБЧОЩК». л ФПНХ ЦЕ, НЩ ОЕ ПДОЙ ЧП чУЕМЕООПК, РПУЛПМШЛХ, ЕУМЙ ЕУФШ фЧПТЕГ НЙТБ, ФП ПО УПФЧПТЙМ ОЕ ФПМШЛП ОБУ. й Ч ФП ЦЕ ЧТЕНС, РП НОЕОЙА ЧЕТХАЭЙИ УФХДЕОФПЧ, ЮЕМПЧЕЛ УПЪДБО РП ПВТБЪХ Й РПДПВЙА вПЦЙА Й, ЕУМЙ УМЕДПЧБФШ ЬФПНХ ХФЧЕТЦДЕОЙА, ФП ЮЕМПЧЕЛ ДПМЦЕО ВЩФШ НБЛУЙНБМШОП РТЙВМЙЦЕО Л ЮЕНХ-ФП УБНПНХ УПЧЕТЫЕООПНХ, Л вПЗХ. уМЕДПЧБФЕМШОП, ПО ДПМЦЕО ЪБОЙНБФШ МЙДЙТХАЭЕЕ РПМПЦЕОЙЕ Ч НЙТЕ Й ЧП ЧУЕК чУЕМЕООПК (РПУМЕ вПЗБ, ЛПФПТЩК СЧМСЕФУС УПЧЕТЫЕООЩН ЧП ЧУЕИ ПФОПЫЕОЙСИ). йУИПДС ЙЪ ТЕМЙЗЙПЪОЩИ ХЮЕОЙК, ЬФП ХФЧЕТЦДЕОЙЕ ОБЙВПМЕЕ УРТБЧЕДМЙЧП, ФБЛ ЛБЛ ФПМШЛП ЮЕМПЧЕЛ ЙНЕЕФ ДХИПЧОХА ПВПМПЮЛХ (ДХЫХ) Й УРПУПВОПУФШ Л ТБЪХНОПК ДЕСФЕМШОПУФЙ. пДОБЛП Й УТЕДЙ ТЕМЙЗЙПЪОЩИ УФХДЕОФПЧ ОЕФ ЕДЙОПЗМБУЙС РП ЬФПНХ ОЕПДОПЪОБЮОПНХ ЧПРТПУХ: «с НПЗХ УТБЧОЙФШ ЮЕМПЧЕЛБ У вПЗПН, ПО ЧУЕНПЗХЭ», — РПДПВОПНХ ФЕЪЙУХ, ПВПЪОБЮЕООПНХ Ч ОЕЛПФПТЩИ ТБВПФБИ, НПЦОП РТПФЙЧПРПУФБЧЙФШ ДТХЗПК: ЧЕТБ Ч вПЗБ РПНПЗБЕФ ЮЕМПЧЕЛХ Ч РТЕПВТБЪПЧБОЙЙ НЙТБ, ОП, ОЕ ЙНЕС РТБЧБ ОБТХЫБФШ ЪБРПЧЕДЙ вПЗБ (ФПЦДЕУФЧЕООЩЕ ЪБЛПОБН чУЕМЕООПК), ПО ЧУЈ ЦЕ СЧМСЕФУС, РП УХФЙ, ТБЪТХЫЙФЕМЕН НЙТБ. юЕМПЧЕЛ ВМБЗПДБТС вПЗХ УФБМ ФЧПТГПН УБНПЗП УЕВС Й УЧПЕК УХДШВЩ, ОП ПО «УФТЕНЙФУС РПДЮЙОЙФШ УЕВЕ ЧЕУШ НЙТ — ЪБЮЕН. » у ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ТЕМЙЗЙПЪОЩИ УФХДЕОФПЧ, ЕУМЙ вПЗ ДБМ ЮЕМПЧЕЛХ ЙНЕООП ЪДЕУШ ЦЙЪОШ, ФП Й НЕУФП ЮЕМПЧЕЛБ — РМБОЕФБ ъЕНМС. оП, ХЮЙФЩЧБС ЧПЪНПЦОПУФШ ФПЗП, ЮФП ЧП чУЕМЕООПК, РПНЙНП ЮЕМПЧЕЛБ, ЕУФШ ЕЭЈ ДТХЗЙЕ УПЪДБООЩЕ вПЗПН УХЭЕУФЧБ, ФП ЮЕМПЧЕЛ МЙЫШ ПДЙО ЙЪ НОПЗЙИ ТБЪХНОЩИ ПТЗБОЙЪНПЧ, Б ЪОБЮЙФ, РПЛБ ОЕЙЪЧЕУФОП, ЛБЛПЧП ЕЗП РПМПЦЕОЙЕ ОБ ЬФПК «МЕУФОЙГЕ».

5. ъОБЮЕОЙЕ ЮЕМПЧЕЛБ ЛБЛ НЙЛТПЛПУНБ Ч НБЛТПЛПУНЕ. нОПЗЙЕ УФХДЕОФЩ, РПОЙНБС, ЮФП ТПМШ ОБЫЕК РМБОЕФЩ Ч ВЕУРТЕДЕМШОПН ЛПУНПУЕ НЕОЕЕ ЧБЦОБ, ЮЕН ТПМШ РЕУЮЙОЛЙ Ч РХУФЩОЕ, РЙЫХФ: «нЕУФП ЮЕМПЧЕЛБ ЛБЦЕФУС УФПМШ ОЕЪОБЮЙФЕМШОЩН Й ВЕУРПМЕЪОЩН…». ч МАВПК НПНЕОФ чУЕМЕООБС НПЦЕФ РТЕЛТБФЙФШ ОБЫЕ УХЭЕУФЧПЧБОЙЕ, Б ЮЕМПЧЕЛ — МЙЫШ НЙЛТПЬМЕНЕОФ Ч ЕЈ УПУФБЧЕ — ОЙЛПЗДБ ОЕ ВХДЕФ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЧМЙСФШ ОБ ЕЈ ЬЧПМАГЙА, ОП Х ОЕЗП ЕУФШ ЧПЪНПЦОПУФШ РПЪОБЧБФШ хОЙЧЕТУХН. рП НОЕОЙА УФХДЕОФПЧ, НПЦОП РТЕДРПМПЦЙФШ, ЮФП ЮЕМПЧЕЮЕУЛЙЕ УХЭЕУФЧБ — ЬФП РТПУФП УЛПРМЕОЙЕ РЕУЮЙОПЛ «ПДХЫЕЧМЈООПК ЛПУНЙЮЕУЛПК РЩМЙ», Й ЧУЈ-ФБЛЙ ОЕМШЪС РПЧЕТЙФШ, ЮФП ОБЫЕ УХЭЕУФЧПЧБОЙЕ Ч ЬФПН НЙТЕ — ЬФП МЙЫШ РТЙЮХДБ УХДШВЩ, ЙУФПТЙЮЕУЛБС УМХЮБКОПУФШ, РТПЙЪЧПМШОЩК ЧУРМЕУЛ Ч ЗТБОДЙПЪОПК ЛПУНЙЮЕУЛПК ДТБНЕ, ЧЕДШ «ВЕЪ ЮЕМПЧЕЛБ чУЕМЕООБС ВЩМБ ВЩ РХУФПК». ч ПДОПК ЙЪ ТБВПФ РТПЪЧХЮБМП ДБЦЕ УЧПЕПВТБЪОПЕ РПОЙНБОЙЕ ЛПУНПМПЗЙЮЕУЛПЗП БОФТПРОПЗП РТЙОГЙРБ: «лПЗДБ НЩ УНПФТЙН ОБ чУЕМЕООХА Й ЧЙДЙН, ЛБЛ НОПЗП УМХЮБКОЩИ ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ Й БУФТПОПНЙЮЕУЛЙИ СЧМЕОЙК ТБВПФБЕФ ОБ ОБУ, ФП УПЪДБЈФУС ПЭХЭЕОЙЕ, ЮФП чУЕМЕООБС Ч ЛБЛПН-ФП УНЩУМЕ ЪОБМБ, ЮФП НЩ ДПМЦОЩ Ч ОЕК РПСЧЙФШУС». оБЫЕ УПЪОБОЙЕ — ЛБЛ НБМЕОШЛБС чУЕМЕООБС, ФБЛПЕ ЦЕ ФБЙОУФЧЕООПЕ Й ВЕУЛПОЕЮОПЕ, Б РТЙ ЙЪХЮЕОЙЙ ЛПУНПУБ ЮЕМПЧЕЛ РПЪОБЈФ ОЕ ФПМШЛП ПЛТХЦБАЭЕЕ ЕЗП РТПУФТБОУФЧП, ОП Й УБНПЗП УЕВС: «уЕЗПДОС НЩ РПОЙНБЕН, ЮФП ОБЫБ ТПМШ Ч ЦЙЪОЙ ОЙЮФПЦОП НБМБ ОЕ ФПМШЛП ЧП чУЕМЕООПК, ОП ДБЦЕ Й ОБ ТПДОПК РМБОЕФЕ. чТЕНЕООЩЕ ТБНЛЙ ЦЙЪОЙ ЮЕМПЧЕЛБ ОЕ РПЪЧПМСАФ ЕНХ УПЧЕТЫЙФШ ЮФП-ФП ЪОБЮЙФЕМШОПЕ. еЗП ЦЙЪОЙ ОЕ ИЧБФЙФ, ЮФПВЩ ДПМЕФЕФШ ДП ДТХЗЙИ РМБОЕФ. пДОБЛП ЮЕМПЧЕЛ УФТЕНЙФУС Л ВПМШЫЕНХ, Б ОПЧЩЕ ЪОБОЙС ДБАФ ОБН ЧПЪНПЦОПУФЙ Л ДБМШОЕКЫЕНХ ТБЪЧЙФЙА, ХМХЮЫЕОЙА УЧПЕЗП РПМПЦЕОЙС ОБ ъЕНМЕ. й, ИПФС ЦЙЪОШ ЮЕМПЧЕЛБ УМЙЫЛПН НБМБ ДМС РПЪОБОЙС чУЕМЕООПК, ПО ЫБЗ ЪБ ЫБЗПН, РЕТЕДБЧБС УЧПЙ ЪОБОЙС УМЕДХАЭЙН РПЛПМЕОЙСН, РПУФЙЗБЕФ НБУЫФБВЩ чУЕМЕООПК Й ОБИПДЙФ Ч ОЕК УЧПЈ НЕУФП». дЕКУФЧЙФЕМШОП, У ТБЪЧЙФЙЕН ОБХЛЙ ЧПЪТБУФБЕФ Й ЪОБЮЙНПУФШ ЮЕМПЧЕЛБ Ч ЛПУНПУЕ: РПЛБ ЮФП НЩ — ФПМШЛП ОБВМАДБФЕМЙ ЧП чУЕМЕООПК Й ОЙЮЕЗП ОЕ НПЦЕН ЙЪНЕОЙФШ, Б «ЮФП ВХДЕФ МЕФ ЮЕТЕЪ УФП, ОЕЙЪЧЕУФОП». оБХЛБ ДЧЙЦЕФУС ЧРЕТЈД Й ПУФБЈФУС ФПМШЛП ЦДБФШ ОПЧЩИ ПФЛТЩФЙК, ОП, Ч ФП ЦЕ ЧТЕНС, ЛПЗДБ ЮЕМПЧЕЛХ ЪБИПЮЕФУС ЮФП-ФП ЙЪНЕОЙФШ Ч ЛПУНПУЕ, «ОХЦОП ВЩФШ ПЮЕОШ ПУФПТПЦОЩН ЙМЙ ОЕ ДЕМБФШ ЬФПЗП ЧППВЭЕ — ОБУ РТЕДПУФЕТЕЗБЕФ НОПЗП ПРБУОПУФЕК, П ЛПФПТЩИ НЩ ОЙЮЕЗП ОЕ ЪОБЕН».

6. рТПВМЕНБ УПИТБОЕОЙС ПЛТХЦБАЭЕК УТЕДЩ. лПЗДБ УФХДЕОФЩ ЛБУБАФУС ЗМПВБМШОПК ЬЛПМПЗЙЮЕУЛПК РТПВМЕНЩ, ЙИ ЧЩУЛБЪЩЧБОЙС РПТБЦБАФ УЧПЙН ЛТБКОЙН РЕУУЙНЙЪНПН: «юЕМПЧЕЛ — ЬФП УХЭЕУФЧП, ЛПФПТПЕ УБНП УЕВС ХВЙЧБЕФ, Й ЕУМЙ ВЩ ПО ЧМЙСМ ОБ чУЕМЕООХА, ФП ДБЧОП ВЩ ОБУФБМ ЛПОЕГ ЧУЕНХ», «ЮЕМПЧЕЮЕУФЧП ЮФП ОЙ УПЪДБЈФ, ЧУЈ ЙДЈФ ЧП ЧТЕД», «МАДЙ ФПМШЛП ЧУЈ РПТФСФ, ЪБЗТСЪОСАФ, ХНЕТФЧМСАФ; ДХНБА, МХЮЫЕ ВЩ ЮЕМПЧЕЛБ ОЕ ВЩМП ОБ ЬФПК РМБОЕФЕ, ЙМЙ ИПФС ВЩ ПО ВЩМ ОБ ХТПЧОЕ ЧУЕИ НМЕЛПРЙФБАЭЙИ», «РТЙТПДБ, УПЪДБЧ ЮЕМПЧЕЛБ, УПЧЕТЫЙМБ УБНХА ВПМШЫХА ПЫЙВЛХ ЪБ УХЭЕУФЧПЧБОЙЕ РМБОЕФЩ ъЕНМС». уФХДЕОФЩ РПОЙНБАФ, ЮФП ТПМШ ЮЕМПЧЕЮЕУФЧБ Ч ВЙПУЖЕТЕ ТБУФЈФ У ЛБЦДЩН ДОЈН, ОП ЕЗП ДЕСФЕМШОПУФШ ЧП НОПЗПН РТПФЙЧПЕУФЕУФЧЕООБ Й ЬФП НПЦЕФ РТЙЧЕУФЙ Л ЛБФБУФТПЖЕ Й УБНПХОЙЮФПЦЕОЙА; ПДОБЛП РПЮФЙ ОЙЛФП ЙЪ ОЙИ ОЕ ЪБДБМ ЧПРТПУБ: Б ЮФП С ДЕМБА ДМС УПИТБОЕОЙС РТЙТПДЩ, НПЗХ МЙ С ЧОЕУФЙ УЧПК РПУЙМШОЩК ЧЛМБД Ч ЕЈ ЪБЭЙФХ? ч ФП ЦЕ ЧТЕНС, ЧУЕМСЕФ ОБДЕЦДХ ИПФС ВЩ ПУПЪОБОЙЕ ЧФПТПЛХТУОЙЛБНЙ ФПЗП ЖБЛФБ, ЮФП «ЛПУНПУ ЪБЛМАЮБЕФ Ч УЕВЕ ПЗТПНОХА УЙМХ Й ЬОЕТЗЙА, Й РТЙ РПРЩФЛЕ РПЧМЙСФШ ОБ ОЕЗП НПЦОП РПМХЮЙФШ ТЕБЛГЙА Ч ПВТБФОХА УФПТПОХ… оБН ОХЦОП ОБХЮЙФШУС РТБЧЙМШОП ЦЙФШ, Й, НПЦЕФ ВЩФШ, ФПЗДБ НЩ ХЪОБЕН ОБЫЕ РТЕДОБЪОБЮЕОЙЕ Й НЕУФП».

7. оБЙЧОЩК БОФТПРПГЕОФТЙЪН Й ПУПЪОБОЙЕ ЧЪБЙНПЪБЧЙУЙНПУФЙ ЮЕМПЧЕЛБ Й чУЕМЕООПК. рБТБДПЛУБМШОЩН ЧЩЧПДПН ЙЪ УПЮЙОЕОЙК НПЦОП УЮЙФБФШ ФП, ЮФП, ОЕУНПФТС ОБ ЧЩЫЕРТЙЧЕДЈООЩЕ ГЙФБФЩ, ВПМШЫЙОУФЧП (ПЛПМП 70-ФЙ %) УФХДЕОФПЧ ОЕ УЛХРСФУС ОБ РПИЧБМЩ ЮЕМПЧЕЛХ; Ч ЙИ РТЕДУФБЧМЕОЙЙ ПО ЪБОЙНБЕФ «МЙДЙТХАЭЕЕ», «УБНПЕ ЗМБЧОПЕ», «ОБЙЧЩУЫЕЕ», «ЧЕДХЭЕЕ», «РЕТЧПЕ», «ГЕОФТБМШОПЕ» НЕУФП Ч хОЙЧЕТУХНЕ: «юЕМПЧЕЛ — ЧЕТЫЙОБ ФЧПТЕОЙС», «ПО ХЦЕ РТБЛФЙЮЕУЛЙ ХРТБЧМСЕФ чУЕМЕООПК», «ОБН ОЕФ ТБЧОЩИ», «НЩ ЧЩЫЕ ЧУЕК чУЕМЕООПК». чПЪНПЦОЩН ПВЯСУОЕОЙЕН ЬФПЗП РБТБДПЛУБ НПЦЕФ РПУМХЦЙФШ РТЙТПДОБС ДЧПКУФЧЕООПУФШ Й РТПФЙЧПТЕЮЙЧПУФШ ЮЕМПЧЕЛБ, БНВЙЧБМЕОФОПУФШ ЕЗП НЩУМЕК Й ЮХЧУФЧ. рПНЙНП ЬФПЗП, ВПМШЫЙОУФЧП УФХДЕОФПЧ ОЕ ПВМБДБЕФ ГЕМПУФОЩН НЙТПЧПЪЪТЕОЙЕН, Б МЙЫШ РПМШЪХЕФУС ЖТБЗНЕОФБТОП, УИЕНБФЙЮОП ХУЧПЕООЩНЙ ЪОБОЙСНЙ ЗХНБОЙФБТОЩИ Й ЕУФЕУФЧЕООЩИ ОБХЛ, Й ЬФП ФПМШЛП ДПЛБЪЩЧБЕФ ЪОБЮЕОЙЕ Й ОЕПВИПДЙНПУФШ ЛХТУБ ЖЙМПУПЖЙЙ Ч ЧХЪЕ.

Читайте также:  Нужно ли сдавать нормы гто при плохом зрении

(„Земля и Вселенная“,1993. N 6. С. 73-78.)

Уровень знаний, достигнутый за последние десятилетия, качественно изменил не только наши представления об окружающем мире, но и сам способ жизни человека. Однако, чем глубже мы познаем Природу, тем все отчетливее убеждаемся, насколько сложны ответы на, казалось бы, самые простые, но в то же время фундаментальные вопросы. Почему окружающий нас мир именно таков, каким мы его наблюдаем? Почему в нем существуют галактики, звезды, планеты? Случайно или закономерно появление человека? Есть ли другие миры, заселенные разумными существами? И хотя человечество продвинулось в изучении основных законов природы, оно также далеко от исчерпывающего ответа. Попытаемся показать один из возможных подходов к решению этих проблем, причем, далеко не бесспорный. В его основе лежат следующие соображения. Ядро современного естествознания — физика — наука, изучающая фундаментальные свойства природы. Предполагается, что должен существовать некий единый принцип, позволяющий однозначно и с необходимостью ответить на сформулированные выше вопросы. Но современная наука такой принцип еще не предложила. Поэтому попытка научно объяснить наблюдаемую структуру физического мира основывается не на фундаментальной физике, а на . биологии, так как бесспорен факт — существование разумной жизни на Земле. Такой подход получил название антропного (или антропоцентрического) принципа.

Вопрос о назначении человека, его роли и месте в мире так или иначе затрагивался и решался в любой философской проблеме. Согласно христианским воззрениям, человек — образ и подобие Бога. Поэтому, в сущности, цель создания окружающего мира заключалась именно в сотворении обстановки для жизнедеятельности человека и удовлетворении его духовных и плотских потребностей. По этой причине геоцентрическая система Мира Аристотеля-Птолемея, поставившая Землю и человека в центр Вселенной, столь импонировала христианству. Развитая Коперником гелиоцентрическая система Мира стала началом цепи великих открытий, нанесших тщеславным амбициям человека невосполнимый урон. Астрономические наблюдения показали, что не только Земля, но и само Солнце занимает весьма скромное положение в нашей Галактике, находясь на расстоянии около 30 тыс. св. лет от ее центра. Галактика также оказалась обычной среди сотен миллиардов, похожих на нее. Более того, теперь известно, что Вселенная в больших масштабах однородна и изотропна, т. е. нет ни выделенных точек, ни избранных направлений. Отсюда следует вполне закономерный вывод о возможности существования разумной жизни в других уголках Вселенной. И все же, если место человека во Вселенной не выделено, вполне уместно предположить, что человек выделен как специфическая форма существования материи. Чтобы понять следствия из этого предположения, нужно четко представлять, что такое жизнь, и в особенности, разумная жизнь. Одно из наиболее общих определений, с нашей точки зрения, дано М. В. Волькенштейном: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, самоорганизующиеся и самовоспроизводящие системы, построенные из биополимеров — белков и нуклеиновых кислот». Качественное отличие человека от всего живого — его способность мыслить. И хотя существуют различные определения разума, мы воспользуемся следующим: разум есть способность материи познавать саму себя, при этом имеется в виду познание фундаментальных законов природы, различных сущностей, скрытых за видимыми явлениями. Далее необходимо сформулировать еще два положения. Первое — носителем разума может быть только живая материя (об этом мы уже упоминали ранее) и второе — носителем может быть только высокоорганизованная материя (клетки коры головного мозга, имеют, пожалуй, самую сложную организацию в природе, причем они качественно отличаются от простейших живых клеток). Данные утверждения следует рассматривать как обобщения опытных фактов, известных современной науке, но с нашей точки зрения дальнейшее развитие знания вряд ли заставит отказаться от сформулированных принципов (по крайней мере от второго).

Прежде всего остановимся на вопросе: какие условия необходимы для поддержания известных нам форм жизни? Это вода и пища. Немаловажное значение имеет и температура окружающей среды. Действительно, с одной стороны при 0 °С образующиеся кристаллики льда разрушают клетки и ткани, утрачиваются многие биологически важные свойства воды, с другой — уже при температурах свыше 42°—43 °С белки — основной материал человеческого организма — необратимо изменяют свою сложную структуру. Наконец, огромное значение имеет воздух. Содержащийся в нем кислород необходим для окислительно-восстановительных реакций внутри клеток.

Рассмотрим более детально, что обеспечивает существование всех перечисленных элементов. И тут сразу же ожидают сюрпризы, которые от конкретных свойств жизни и необходимых для этого условий переводят к фундаментальным проблемам строения Вселенной. Известно, что для нормальной жизнедеятельности организма необходим огромный набор химических элементов, начиная с водорода и кончая металлами: железо, медь, молибден и др., причем хотя и требуется их незначительное количество, отсутствие или недостаток какого-либо одного из них приводит к тяжелым нарушениям жизнедеятельности организма, вплоть до его гибели. Но основными по распространенности во Вселенной являются водород и гелий, а все более тяжелые элементы образуются в результате реакций ядерного синтеза внутри звезд, и разбрасываются в окружающее пространство благодаря взрывам сверхновых, поэтому процент тяжелых элементов очень невелик.

Молекулярная основа жизни (и разума) молекула ДНК содержит углерода 29,8 %, водорода 37,5 %, кислорода 18,3 %, азота 11,3 %, фосфора 3,1 % (Н. Хоровиц. Поиски жизни в Солнечной системе. М: Мир, 1988). Следовательно, тяжелые элементы не только необходимы для поддержания жизни, но и лежат в ее основе). Химики и биологи давно установили, что земная жизнь определяется свойствами углерода. Оказывается, конкурентов ему практически нет. Почему? Можно выделить три основных момента. Во-первых, углерод самый распространенный из всех тяжелых химических элементов во Вселенной. Во-вторых, он способен формировать огромное число больших, сложных, но и что очень важно, стабильных молекул. Наконец, в-третьих, соединения углерода химически инертны, т. е. с трудом вступают в реакции. Эта инертность, обусловленная электронной структурой атомов, обеспечивает образование молекулярных систем чрезвычайно сложной структуры, но вместе с тем и очень стабильных. В силу этих особенностей углерод служит основным материалом генетических систем, а значит условием существования и воспроизведения жизни и разума. Пока неизвестны другие химические элементы, способные заменить углерод в качестве основы жизни. Вода также обладает рядом уникальных свойств, благодаря которым она может служить биологическим растворителем — естественной средой обитания живых клеток и организмов. К числу таких свойств относятся: высокая температура таяния (льда) и кипения, широкий диапазон температур, в пределах которого вода остается в жидком состоянии, большая диэлектрическая постоянная.

Итак, без углерода не было бы сложноорганизованных молекул, лежащих в основе жизни, а без воды жизнь не смогла бы существовать. Это накладывает дальнейшие ограничения. Для того, чтобы вода существовала в жидком состоянии, необходимы строго определенные температурные границы, что достижимо только на планетах. Следовательно, мы приходим к другому условию, необходимому для жизни, — планетам. Но они, как известно, не самостоятельные образования, а входят в состав систем, связанных со звездами. А отсюда следуют уже ограничения и для звезд! Прежде всего Б. Картер отмечает, что возникновение планет возможно лишь у звезд, где есть конвекция в припо-верхностном слое. Кроме того, раз планеты — холодные тела, то возникающая на них жизнь должна получать необходимую энергию от ближайшей звезды, причем время существования звезды должно быть таково, чтобы она могла обеспечить необходимой энергией длительный процесс зарождения и развития жизни вплоть до разумной формы. Желательно, чтобы при этом звезда была стабильной, без резких изменений внешних условий, к которым очень чувствительны сложноорганизованные молекулы. Вероятнее всего, таким условиям могут удовлетворять только одиночные звезды.

Все эти условия, в свою очередь, предъявляют определенные требования ко Вселенной. Действительно, как минимум время ее существования должно быть таким, чтобы звезды возникли, обзавелись планетами, на них зародилась жизнь и эволюция ее привела к разумной форме (ну и, естественно, чтобы разумная жизнь тоже имела время, хотя бы для доказательства своей разумности). Таким образом мы видим, что факт существования разумной жизни накладывает весьма жесткие условия на структуру и строение Вселенной, в которой она существует. И оказывается, что эти ограничения намного более впечатляющи, нежели простое требование достаточного времени существования Вселенной. К этому вопросу мы и переходим.

В физике существует ряд постоянных, которые, по современным данным, имеют одно и то же значение в любой точке наблюдаемой Вселенной, поэтому они получили название фундаментальных, или мировых, констант. Это название оправдано еще и тем, что их численные значения существенным образом влияют на структуру и строение окружающего мира. К таким постоянным относятся: постоянная всемирного тяготения, постоянная Планка, скорость света, масса протона, масса электрона, постоянная Хаббла (для нашей эпохи) и ряд др. Кстати, вопрос о полном наборе фундаментальных постоянных ученые всего мира обсуждают уже более 20 лет, но до сих пор не достигли согласия. Оказалось, что числовые значения этих констант не могут быть любыми или иметь широкий разброс значений, а существование разумной жизни делает их выбор почти однозначным. Для доказательства этого утверждения обратимся к данным, которые приводит доктор физико-математических наук И. Д. Новиков в книге «Как взорвалась Вселенная».

Начнем с микроструктуры. Известно, что простейший и наиболее распространенный атом во Вселенной — водород. Он достаточно стабилен, если его не подвергать внешним воздействиям. Но почему электрон не может вступить в реакцию с протоном, т. е. почему не происходит реакция р+е – n+v, удовлетворяющая всем законам сохранения и действительно наблюдаемая на ускорителях. Оказывается, сумма масс покоя протона и электрона меньше, чем масса нейтрона. Значит, чтобы эта реакция произошла, атому водорода надо сообщить дополнительную энергию извне. Нейтрон массивнее протона на delta m=1,3 МэВ, а масса электрона всего m e=0,5 МэВ (мы используем здесь энергетические единицы, принятые в физике высоких энергий). Значит, атом водорода будет стабилен, если сумма масс протона и электрона будет меньше массы нейтрона. Если бы масса электрона была другая, то, как показывают расчеты, атом водорода не мог бы «прожить» более 30 ч., т. е. во Вселенной не существовало бы главного ядерного горючего для звезд, а значит не было бы и обычных звезд, необходимых для возникновения и развития жизни. Изменения массы протона (938,28 МэВ) или нейтрона (939,57 МэВ) хотя бы на одну тысячную также должно привести к описанным выше катастрофическим последствиям. Но это ограничение снизу. Рассмотрим теперь ограничение сверху. Изотоп водорода — дейтерий, точнее его ядро, дейтон, состоит из нейтрона и протона. Удельная энергия связи их равна 2,2 МэВ. Почему в этом ядре нейтрон не распадается по той же схеме, как и нестабильный свободный нейтрон. Дело в том, что при распаде нейтрона энергия движения образовавшихся частиц возникает за счет разности масс нейтрона и протона. Если предположить, что энергия нейтрино мала, да еще надо затратить энергию на образование электрона, то для кинетической энергии разлета частиц остается всего 0,8 МэВ. Чтобы вылететь из ядра, частицам надо еще преодолеть энергию связи 2,2 МэВ. Поэтому дейтон и стабилен. Но почему это так важно? Образование дейтерия — первый шаг в цепочке ядерных превращений, ведущих от водорода к более тяжелым элементам, которых не было в ранней Вселенной. Ныне эти реакции идут в недрах звезд. Без дейтерия стали бы невозможны все известные пути образования элементов тяжелее водорода, не возник бы углерод, а значит и известная нам форма жизни. Из факта существования разумной жизни следует неравенство 0,5 МэВ а^12(m p / m e) — m p, m e массы протона и электрона где ag=(G*m p^2) / (h*c), (где G — гравитационная постоянная, h — постоянная планка, c — скорость света)— безразмерная величина, характеризующая гравитационное ‘взаимодействие и названная постоянной «гравитационной тонкой структуры». Если бы гравитация (G) была чуть слабее, а электромагнетизм (е) чуть сильнее и электрон чуть массивнее, то все звезды были бы красными карликами. Наоборот, едва заметное отклонение в другую сторону — и все они были бы голубыми гигантами. Ни у тех, ни у других нет кон-вективных слоев со всеми вытекающими отсюда последствиями. Г. Гамов, П. Дирак, А. Эддингтон обратили внимание еще на одно числовое совпадение. Поделив время прохождения светом диаметра протона 10^ -24 секунды на гравитационную постоянную тонкой структуры аg , то получим: т=10^18 секунд или 30*10^9 лет. Этот промежуток времени, по порядку величины очень близкий к возрасту Вселенной. Простое это совпадение или здесь скрыт, как предполагал Дирак, еще не открытый фундаментальный физический принцип?

Читайте также:  Лексика с точки зрения частоты употребления

Обратимся, наконец, к самому очевидному свойству нашего мира — его трехмерности. Посмотрим, что произойдет, если размерность пространства будет иной. Рассмотрим два физических взаимодействия — электростатическое (описываемое законом Кулона) и гравитационное (описываемое законом всемирного тяготения Ньютона). В этих случаях сила обратно пропорциональна квадрату расстояния. Но уже И. Кант понял, что этот результат есть следствие трехмерности пространства. Почему электростатическая сила ослабевает с расстоянием r? Наглядно ответ можно получить так — с ростом г силовые линии поля, создаваемого неподвижным зарядом, распределяются по все большей поверхности сферы, охватывающей заряд и имеющей радиус r. Площадь сферы растет как r, значит, плотность силовых линий, пронизывающих сферу, уменьшается как 1 / r^2. Сказанное справедливо для трехмерного пространства. Если же пространство четырехмерно, то площадь четырехмерной сферы пропорциональна r^3, а для пространства n измерений площадь пропорциональна r^n-1. Значит, в этих пространствах закон изменения электростатической и гравитационных сил будет F=1/r^n-1 Теперь рассмотрим движение (например, электрона вокруг протона или планеты вокруг центральной звезды). Из аналитической механики известно, что для существования устойчивых круговых орбит необходимо, чтобы центробежные силы уменьшались с расстоянием быстрее, чем сила притяжения F. Иначе движение по кругу будет неустойчивым и любое малое возмущение приведет к тому, что заряд либо «упадет» в центр, либо улетит в бесконечность. Но отсутствие устойчивых орбит означает невозможность существования ни атомов, ни планетных систем. Значит, для их существования необходимая размерность пространства должна быть n เว็บแทงหวย.

Как устроена Вселенная. Рассказывают физики и астрономы

С точки зрения астрономии Вселенная считается самым большим объектом, доступным для наблюдения. Фактически получается, что граница видимого космоса совпадает с границей Вселенной и все, что находится дальше, доступно лишь для теоретических изысканий физиков.

Как устроена Вселенная по данным астрономов? Наша Земля – это одна из планет Солнечной системы. Солнце находится в галактике Млечного пути, а галактика Млечного пути – в облаке других галактик. Множество облаков галактик образует структуру, называемую метагалактикой. Метагалактика занимает всю видимую область Вселенной. Поэтому Вселенная состоит из очень разреженного межзвездного газа; звезд, неравномерно распределенных в космосе и образующих скопления и галактики; планет, комет, облаков пыли и других холодных объектов, попадающих в поле тяготения звезд и звездных скоплений. Так выглядит макромир.

Но описанная выше приближенная картина того, как устроена Вселенная, не полна. В ней не учитывается, что за видимой границей космоса могут существовать иные объекты, отличающиеся от тех, что наблюдаются внутри. Дело в том, что точка зрения о бесконечности Вселенной не совсем правильна. У Вселенной должна быть какая-то граница, пусть и очень сильно удаленная. Это следует хотя бы из самой популярной теории того, как произошло рождение Вселенной – теории Большого взрыва.

Исходя из теории Большого взрыва, возникновение Вселенной обязано существованию некоего сверхплотного вещества, которое и взорвалось. В результате взрыва в первые три минуты появились все элементарные частицы Вселенной, которые группировались в более крупные образования. Но до сих пор можно наблюдать последствия взрыва: пространство Вселенной расширяется, и галактики разлетаются во всех направлениях друг от друга.

Логично предположить, что первоначальное вещество (или энергия) должно было иметь конечный объем и находиться в некоем ином пространстве, которое, возможно, существует до сих пор и находится за границей Вселенной.

То, что называется в физике бесконечностью, на самом деле, бесконечность математическая. Она возникает там, где уравнения и теория не могут описать существующее явление. Поэтому остается только строить догадки о том, как устроена Вселенная там, куда не могут заглянуть самые мощные телескопы и математический аппарат теоретиков. В частности, мы не можем знать точно, как выглядит граница Вселенной.

Физики считают, что в ответе на вопрос о том, как устроена Вселенная, должно помочь исследование элементарных частиц. Опыты показывают, что «самые элементарные» субатомные частицы ведут себя как сгустки энергии. И кроме энергии больше ничего нет. Даже пространство, которое долгое время считалось самостоятельной сущностью, теперь рассматривается как вместилище энергии. Но между элементарными частицами, например, протонами и нейтронами в ядре атома, очень большое расстояние. Поэтому с позиции микромира Вселенная выглядит как точечные энергетические сгустки, разбросанные на очень большом расстоянии друг от друга.

Каково место человека во Вселенной?

Мы уже установили, что система миропонимания включает в себя научные представления о материи, бытии, о Вселенной, о космосфере, о месте и роли человека во Вселенной, в Космосе.

Научная методологическая программа и исходные познавательные установки современного диалектического материализма позволяют раскрыть мировоззренческую проблему человека во Вселенной, решить вековечный спор науки и религии о сущности мира, его законах, их познании и использовании в человеческом или божественном «измерении» мира.

Конституирование современной естественно-научной картины мира во многом определено «вселением» в эту картину самого человека и выявлением его места и роли в системе мироздания. Давно известный, старый мировоззренческий вопрос о месте, роли, значении человека во Вселенной, в Космосе обретает сегодня, в свете данных новейших наук о космосфере, новые концептуальные пути своего решения. Решающим в этом отношении выступает выявление и исследование, обобщение роли «человеческого фактора» при изучении проблем астрономии, астронавтики, космологии, астрофизики, квантовой физики, экологии, биосферологии, ноосферологии и других наук и направлений, дающих обильный материал для мировоззренческих обобщений. Глобальный факт наличия во Вселенной земной жизни, в том числе и человечества на Земле как разумного сообщества космобиопсихосоциальных существ, субъекта познавательной и предметно-преобразовательной деятельности, обретает огромное, фундаментальное значение для научного понимания многоуровневого строения Вселенной и ее развития от прошлого состояния к настоящему и будущему. Вместе с тем изучение человечества в космическом аспекте имеет большое значение для приращения знаний о самом человеке, для разработки его более многостороннего, интегрального, универсального образа.

Эти новые научные достижения при неправильной методологической и мировоззренческой вооруженности могут дать пищу для всякого рода антропоцентрических интерпретаций, абсолютизирующих человека, приводящих к субъективистским, теологическим объяснениям мира и человека во Вселенной. Такого рода рассуждения возникали у известных космологов, физиков (Ф. Хойла, Дж. Уилера, С. Хокинга, Б. Картера и др.).

Для выявления существа взглядов на человека во Вселенной следует ограничить определенными понятиями предмет изучения. Мы обозначим этот предмет космосферно-мировоззренческим объектом.

Космомировоззренческие представления зародились в глубочайшей древности, в эпоху становления человека. Астрономические знания стали накапливаться, опредмечиваться еще в условиях родо-племенной формации. Но наиболее интенсивно развивались они в период цивилизации, закреплялись в памятниках, сооружениях, в языке, фольклоре. Существовал мифологический способ отражения и систематизации, объяснения фактических данных и практических действий. Мифология является первой мировоззренческой системой, опиравшейся на архео- или палеоастрономические представления человека, на обыденные представления о Солнце, о небе, Луне, звездах, дополненные антропоморфными домыслами.

В последующие эпохи господства религиозного мировоззрения представления о Вселенной и человеке получили теологическое объяснение, опиравшееся на мифологию, в частности, на трехмерную вертикаль мира: небесное, земное, подземное, – иерархически заселенную своими жителями – небожителями, земными жителями, подземными жителями.

Натурфилософское рационалистическое мировоззрение вело борьбу против мифологического и религиозного представлений о Вселенной и человеке, разрабатывались геоцентрические и гелиоцентрические взгляды на мир, альтернативные концепции бесконечного и конечного, ограниченного и безграничного в пространстве и времени, альтернативные идеи цикличности (и обратимости) в развитии мира и однонаправленности (необходимости) эволюции Вселенной.

Развитие науки и современной космопрактики (освоение Космоса человеком), обобщение данных более чем сотни космических (и пограничных) научных дисциплин дали огромную информацию о Вселенной и человеке, принципиально новые обобщения мировоззренческого содержания.

Современный образ Вселенной характеризуется такими чертами:

а) «расщепление» понятия и образа астрономо-физической Вселенной и мира в целом. Появление моделей «ветвящихся», параллельных, многосвязных вселенных;

б) фундаментальное обоснование концепции взрывающейся (теория большого взрыва) Вселенной, утверждение образа анизотропной 1 нестационарной Вселенной, разработка идеи взаимосвязи локального и глобального, микро- и мегаструктурных пространственно-временных характеристик и мировых констант;

в) утверждение антропного принципа в качестве методологического и мировоззренческого ориентира и регулятива, осознание и системно-научное обоснование закономерностей связи двух разномасштабных процессов: глобального развития Вселенной (или точнее – «нашей» Вселенной) и возникновения эволюции жизни и разума. Современная картина Вселенной связана с построением современной общенаучной картины мира и перестройкой общемировоззренческих ориентиров, положений, установок.

Из наиболее активно разрабатываемых сегодня выступает антропокосмическая концепция, стремящаяся всесторонне утвердить космический подход к человеку, раскрыть научно мировоззренчески его единство с Космосом, противоречивые их взаимоотношения в разных аспектах, плоскостях.

Особенности антропокосмизма, основные его научные и мировоззренческие положения представлены в трудах отечественных ученых – К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, Н.Г. Холодного и др.

Не только Солнечная система и Земля как космическое образование, но и жизнь на Земле есть процесс и результат развития Космоса. Человек как высшее проявление жизни есть результат, продукт не только земной, но и космической эволюции, «и наружный лик Земли, и жизнь, наполняющая его, являются, – писал А.Л. Чижевский, – результатом творческого воздействия космических сил. А поэтому и строение земной оболочки, ее физико-химия и биосфера являются проявлением строения и механики Вселенной, а не случайной игрой местных сил». Человечество – неотъемлемая, органическая составная часть Космоса.

Человечество – сила, способная преобразовать природу во все более возрастающих масштабах и тем самым влиять на космическую эволюцию. Обратная зависимость земной и космической эволюции от человечества увеличивается и будет возрастать с развитием человеческой космопрактики, развертыванием производства в Космосе, качественным изменением науки. Будущее распространение разумной жизни во Вселенной имеет существенное значение и для Вселенной, главным образом – для ее обитаемых областей, где космическая среда подвергается трансформации благодаря разумной практической деятельности людей.

Процесс формирования и развития ноосферы, последовательное распространение ее в пространство Солнечной системы благодаря геокосмической деятельности человека следует рассматривать как качественно новый этап в развитии системы Вселенная – человек. В реализации этого процесса человек может выступать не только в качестве создателя искусственных сооружений из естественных космических материалов, но и в виде устроителя биокосмических зон Солнечной системы, заселенных различными, творчески изученными, трансформированными и отобранными земными формами жизни.

Эта раскрытая обратная зависимость Космоса от человечества требует более глубокого изучения не только Вселенной, но и жизни, в том числе вершины ее пирамиды – Человека. Человечество несет прямую ответственность перед космической природой за сохранение земной природы и самого себя как главного носителя прогрессивных тенденций космической жизни на планете Земля.

Необходимо преодоление чисто утилитарного, потребительского отношения к природе, к Космосу, деятельности для сиюминутной выгоды, отчужденно-«покорительного» принципа отношений человека к природе.

Концепция антропокосмизма не закрывает тех реальных гипотез, которые развиваются сегодня в науке, в частности, той концепции, что земная жизнь – это лишь одна из форм существования космической жизни, и человек не одинок во Вселенной. По мнению К.Э. Циолковского, обосновавшего с новых позиций идею множественности миров, – населенность Вселенной есть абсолютная, хотя не фактическая истина» (Циолковский К.Э. Научная этика. Калуга. 1930. С. 2). Обнаружение иных цивилизаций, внеземных форм жизни – дело времени, дело науки и космопрактики человека. Циолковский писал не только о встрече в Космосе разумных существ, но и об объединении космических цивилизаций, с тем чтобы стать реальной силой, способной воздействовать на эволюцию Вселенной. Научно-фантастическая художественная литература давно уже раскрывает эту проблему (Ефремов И. Туманность Андромеды).

Антропокосмизм – реальная проекция нового бытия людей и одновременно гигантская прогностическая научная программа развития человека, общемировоззренческая компонента его сознания. С антропокосмическим масштабом, измерителем бытия и духа, сознания реально возрастают перспективы человечества, будущее земной цивилизации, ее прогресс и бессмертие. Бесконечный в пространстве и во времени и неисчерпаемый в своих материальных – энергетических – информационных ресурсах Космос является объективной предпосылкой, условием и основой существования жизни, осуществления процесса неограниченного развития разумной жизни. Одна Земля или другое ограниченное космическое образование не может быть такой основой. Только выход человека в Космос, его «обустройство», широкое распространение в нем развития человеческой космопрактики открывает земной цивилизации путь к безграничному прогрессу и бессмертию. Развитие антропокосмизма существенно обогащает методологическое содержание наук, философии, меняет мировоззрение, идеологию, социальную психологию, наполняя их элементами космизма.

На наших глазах стремительно развертывается космизация современной науки, хотя уже имелись задолго до космических полетов достижения астрономии, астрофизики и других наук. Совершенствуются научно-организационные, экономические основы космизации науки. Космизация в науке развивается на эмпирическом уровне, научно-теоретическом и мировоззренческом, сформировалось более ста новых научных дисциплин в сфере космических исследований. Четко определены группы наук – технические, естественные, гуманитарные, концентрирующиеся вокруг космонавтики. Формируется ряд комплексов наук разных направлений, в частности, комплекс наук о Земле и ее подсистемах, изучаемых из Космоса или комплексно с участием космических средств – космическая океанография, землеведение, космическая геология, геодезия, метеорология и др. Есть комплекс наук, изучающих Солнце, околосолнечную среду и планеты, комплекс направлений, исследующих макроземные предметы в Космосе, включая человека, комплекс астрономических дисциплин и др. Развиваются взаимосвязи всех наук, групп, комплексов наук, и в частности – геоцентрических и космических.

Читайте также:  Сколько нужно ходить без линз перед проверкой зрения

Уже давно идет процесс идеологизации и политизации космической деятельности. Геополитическая космическая доктрина может приобретать милитаристское и невоенное направление. Существует и процесс космизации политико-идеологических построений. Новые возможности космонавтики существенно изменили содержание и характер политических доктрин, военных стратегий ядерных стран.

Развертывается космизация правосознания – создаются правовые регуляторы космической деятельности и сопряженные с ней сферы, затрагивающие межгосударственные и общечеловеческие интересы. За последнее время освоения Космоса опубликовано более 1000 научных работ по космическому праву, приняты многочисленные межгосударственные соглашения, договоры по освоению Космоса и космических объектов.

Осуществляется космизация нравственности, морального познания с приматом общечеловеческих этических ценностей. Разрабатывается учеными правовой и нравственный аспект будущих взаимоотношений с внеземными цивилизациями.

В сфере литературы, кино, живописи, телевидения, музыки и даже хореографии развертывается космизация искусства. В научной фантастике более половины произведений посвящены Космосу.

Подвержены космизации экологическое и религиозное сознание. Если обобщить итоги космической деятельности человека, процессы космизации духовной жизни, то вполне своевременно выделение в ряду форм общественного сознания такой формы, как космосферное сознание. Оно имеет четко выраженный объект отражения, предметы изучения, свой специфический способ отражения и гносеологический, понятийный аппарат, особые взаимосвязи с другими формами сознания, имеет психологический, эмпирический, обыденный уровень отражения, оказывает большое обратное влияние на человеческую деятельность, адекватно отражает космопрактику человечества, имеет уже солидные свои традиции, нормы, правила и т.д. Сегодня мы можем с полным правом говорить не только о непрофессиональном, но и о профессиональном космосферном сознании космонавтов, многие месяцы работавших в Космосе. Их сознательная профессиональная работа в Космосе уже насчитывает в общей сумме несколько лет и будет все время увеличиваться количественно и качественно. Будущие космические производственные комплексы, вахтовая работа, а затем и постоянные поселения землян в Космосе качественно изменят их сознание: земное станет геокосмическим и собственно космосферным сознанием.

В историческом аспекте антропокосмизм зарождается как диалектическое отрицание и диалектический синтез двух противоположных направлений в развитии философско-мировоззренческих концепций – антропоцентрических учений, подчеркивающих уникальность и единственность человека и порой обожествляющих и отрывающих его от природы, а также учений космизма, исходящих из единства человека с бесконечным Космосом и развивающих идею множественности обитаемых миров.

Таким образом, включая в себя антропоцентризм в диалектически снятом виде, антропокосмизм не «растворяет» человека во Вселенной, хотя попытки представить человека ничтожной пылинкой Космоса встречаются в некоторых концепциях космизма. Но тезис о том, что человек есть центр мира, наивысший пик его развития в антропокосмизме лишается своей абсолютности и статичности и переосмысливается в более адекватной и конкретной форме. Человек рассматривается как вершина развития материи на Земле, в Солнечной системе и, возможно, в более широких масштабах. Но наряду с этим признается наличие иных аналогичных вершин развития в других местах Вселенной, что является следствием космичности самих феноменов жизни и разума. Антропокосмизм принципиально полицентричен как в смысле утверждения множественности космических центров бытия различных форм жизни и разума, так и в смысле выдвижения тезиса о неизбежности появления помимо Земли иных центров существования человечества во Вселенной в ходе ее освоения в будущем. Поэтому переход от антропоцентризма (и от тесно связанного с ним геоцентризма) к антропокосмизму есть переход от моноцентризма к полицентризму в понимании места и роли жизни и разума во Вселенной.

В конце 50-х гг. XX в. был выдвинут советскими учеными Г.М. Идлисом и А.Л. Зельмановым антропный принцип, согласно которому Вселенная обладает глобальными свойствами, «небезразличными» к существованию в ней человека. То есть возникновение, развитие и существование человека в Космосе возможно не на любом, а только на определенном этапе развития Космоса.

Введение антропного принципа в космологию означало утверждение в ней важного методологического приема, ориентирующего на такую теоретическую реконструкцию прошлой эволюции Вселенной, которая в качестве исходной предпосылки берет современное присутствие в ней человека. Действительно, для того, чтобы появился человек, необходимо наличие жизни, разнообразие ее форм, объединенных в единую биосферу. Но для возникновения жизни требуется присутствие многих элементов тяжелее водорода: углерод, кислород, азот и др. В свою очередь, для образования этих элементов нужны реакции термоядерного синтеза, протекающие в недрах звезд. Обычно для «приготовления» элементов в результате звездного нуклеосинтеза требуется несколько миллиардов лет. Но Вселенная не располагала бы этим временем, если б была замкнутой, а ее радиус при максимальном расширении не превышал бы несколько миллиардов световых лет. Однако размеры наблюдаемой, расширяющейся Вселенной – огромны и больше этой величины.

Развитие Вселенной привело к возникновению человека. Сейчас ясно, что жизнь могла зародиться только на определенном этапе расширения нашей Метагалактики, когда образовались и прошли достаточно длинный путь галактики и звезды и сформировались сложные сочетания разнообразных космологических, физических, химических факторов, благоприятных для перехода от неживого к живому. Мы наблюдаем нашу космическую систему именно такой, какая она есть, потому что мы сами существуем, а при других ее параметрах мы возникнуть и существовать просто не могли бы. Это утверждение и составляет суть антропного космологического принципа.

Выдвижение антропного космологического принципа породило некорректные объяснительные структуры субъективистского и телеологического толка – в частности, возникли мнения, что существование человека во Вселенной как бы предопределяет ее глобальные свойства и ход эволюции (С. Хокинг, Дж. Барроу и др.), а Д. Лесли стал писать о новом доказательстве якобы бытия божьего в мире. Нельзя абсолютизировать антропный космологический принцип – сущность человека не выведешь непосредственно из природы Космоса. Но нельзя и принижать данный принцип, так как есть значительная «доля» космических факторов в процессе становления и развития общества. Человек – это не «врожденное», предопределенное эволюцией нашей Вселенной, а необходимое случайное приобретение. Он мог бы появиться в Космосе с другими свойствами.

Мир человека под воздействием способа производства, общественных отношений, развития науки, космизации изменяется, развивается разнонаправленно. Но самое главное, приобретенное при этом, – общечеловеческие ценности, ориентации, диалектически разностороннее мышление, выражающее противоречивое единство человека и Вселенной.

Как СОЗНАНИЕ управляет материей

Квантовая физика радикально изменила наши представления о мире. Согласно квантовой физике мы можем влиять своим сознанием на процесс омоложения!

Почему это возможно? С точки зрения квантовой физики, наша действительность – источник чистых потенциальных возможностей, источник сырья, из которого состоит наше тело, наш разум и вся Вселенная.Универсальное энергетическое и информационное поле никогда не перестает изменяться и преобразовываться, каждую секунду превращаясь во что-то новое.

В 20 веке, во время физических экспериментов с субатомарными частицами и фотонами, было обнаружено, что факт наблюдения за течением эксперимента изменяет его результаты. То, на что мы фокусируем наше внимание — может реагировать.

Этот факт подтверждает классический эксперимент, который каждый раз удивляет ученых. Он повторялся во многих лабораториях и всегда получались одни и те же результаты.

Для этого опыта приготовили источник света и экран с двумя щелями. В качестве источника света использовалось устройство, которое «выстреливало» фотонами в виде однократных импульсов.

За ходом эксперимента велось наблюдение. После окончания опыта, на фотобумаге, которая находилась за щелями были видны две вертикальные полоски. Это следы фотонов, которые проходили сквозь щели и засвечивали фотобумагу.

Когда этот эксперимент повторяли в автоматическом режиме, без участия человека, то картина на фотобумаге изменялась:

Если исследователь включал прибор и уходил, и через 20 минут фотобумага проявлялась, то на ней обнаруживалось не две, а множество вертикальных полосок. Это были следы излучения. Но рисунок был другим.

Структура следа на фотобумаге напоминала след от волны, которая проходила сквозь щели.Свет может проявлять свойства волны или частицы.

В результате простого факта наблюдения волна исчезает и превращается в частицы. Если не вести наблюдение, то на фотобумаге проявляется след волны. Этот физический феномен получил название «Эффект Наблюдателя».

Эти же результаты были получены и с другими частицами. Эксперименты повторялись многократно, но каждый раз они удивляли ученых. Так было обнаружено, чтона квантовом уровне материя реагирует на внимание человека. Это было новым в физике.

По представлениям современной физики все материализуется из пустоты. Эта пустота получила названия «квантовое поле», «нулевое поле» или «матрица». Пустота содержит энергию, которая может превращаться в материю.

Материя состоит из сконцентрированной энергии — это фундаментальное открытие физики 20 века.

В атоме нет твердых частей. Предметы состоят из атомов. Но почему предметы твердые? Палец приложенный к кирпичной стене не проходит сквозь нее. Почему? Это связано с различиями частотных характеристик атомов и электрическими зарядами. У каждого типа атомов своя частота вибраций. Этим определяются различия физических свойств предметов. Если бы было можно менять частоту вибраций атомов, из которых состоит тело, то человек смог бы пройти сквозь стены. Но вибрационные частоты атомов руки и атомов стены близки. Поэтому палец упирается в стену.

Для любых видов взаимодействий необходим частотный резонанс.

Это легко понять на простом примере. Если осветить каменную стену светом карманного фонаря, то свет будет задержан стеной. Однако излучение мобильного телефона легко пройдет сквозь эту стену. Все дело в различиях частот между излучением фонаря и мобильного телефона. Пока вы читаете этот текст, сквозь ваше тело проходят потоки самого различного излучения. Это космическое излучение, радиосигналы, сигналы миллионов мобильных телефонов, излучение, идущее из земли, солнечная радиация, излучение, которое создают бытовые приборы и т.п.

Вы это не ощущаете, поскольку можете видеть только свет, а слышать только звук. Даже если вы сидите в тишине с закрытыми глазами, сквозь вашу голову проходят миллионы телефонных разговоров, картины телевизионных новостей и сообщений по радио. Вы это не воспринимаете, поскольку нет резонанса частот между атомами из которых состоит ваше тело и излучением. Но если резонанс есть, — то вы немедленно реагируете. Например, когда вы вспоминаете о близком человеке, который только что подумал о вас. Все во вселенной подчиняется законам резонанса.

Мир состоит из энергии и информации. Эйнштейн, после долгих размышлений об устройства мира сказал: »Единственная существующая во вселенной реальность — это поле». Подобно тому, как волны являются творением моря, все проявления материи: организмы, планеты, звезды, галактики — это творения поля.

Возникает вопрос, как из поля создается материя? Какая сила управляет движением материи?

Исследования ученых привели их к неожиданному ответу. Создатель квантовой физики Макс Планк во время своей речи при получении Нобелевской премии произнес следующее:

«Все во Вселенной создается и существует благодаря силе. Мы должны предполагать, что за этой силой стоит сознательный разум, который является матрицей всякой материи«.

МАТЕРИЯ УПРАВЛЯЕТСЯ СОЗНАНИЕМ

На рубеже 20 и 21 века в теоретической физике появились новые идеи, которые позволяют объяснить странные свойства элементарных частиц. Частицы могут возникать из пустоты и внезапно исчезать. Ученые допускают возможность существования параллельных вселенных. Возможно частицы переходят из одного слоя вселенной в другой. В развитии этих идей участвуют такие знаменитости, как Stephen Hawking, Edward Witten, Juan Maldacena, Leonard Susskind.

Согласно представлениям теоретической физики — Вселенная напоминает матрешку, которая состоит из множества матрешек — слоев. Это варианты вселенных — параллельные миры. Те, что расположены рядом — очень похожи. Но чем дальше слои друг от друга слои — тем меньше между ними сходства. Теоретически, для того, что бы переходить из одной вселенной в другую, не требуются космические корабли. Все возможные варианты расположены один в другом. Впервые эти идеи были высказаны учеными в середине 20 века. На рубеже 20 и 21 века они получили математическое подтверждение. Сегодня подобная информация легко принимаются публикой. Однако пару сотен лет назад, за такие высказывания могли сжечь на костре или объявить сумасшедшим.

Все возникает из пустоты. Все находится в движении. Предметы — иллюзия. Материя состоит из энергии. Все создается мыслью. Эти открытия квантовой физики не содержат ничего нового. Все это было известно древним мудрецам. Во многих мистических учениях, которые считались секретными и были доступны только посвященным, говорилось, что нет никакого различия между мыслями и предметами. Все в мире наполнено энергией. Вселенная реагирует на мысль. Энергия следует за вниманием.

То, на чем ты фокусируешь свое внимание, начинает изменяться. Эти мысли в различных формулировках даются в Библии, древних гностических текстах, в мистических учениях, которые возникли в Индии и Южной Америке. Об этом догадывались строители древних пирамид. Эти знания являются ключом к новым технологиям, которые сегодня используются для управления реальностью.

Наше тело – это поле энергии, информации и разума, находящееся в состоянии постоянного динамического обмена с окружающей средой. Импульсы разума постоянно, каждую секунду придают телу новые формы для приспособления к меняющимся требованиям жизни.

Источники:
  • http://alt-future.narod.ru/Seti/charug.htm
  • http://fb.ru/article/55836/kak-ustroena-vselennaya-rasskazyivayut-fiziki-i-astronomyi
  • http://studfiles.net/preview/6058385/page:21/
  • http://econet.ru/articles/65310-kak-soznanie-upravlyaet-materiey