Меню Рубрики

Личность с точки зрения гуманистической психологии

Гуманистическая психология рассматривает личность как уникальную целостную систему, открытую к самоактуализации, присущей только человеку. Основатель гуманистической психологии К. Роджерс (1902-1987 г.) в создании своей теории личности исходил из того, что каждый человек наделен способностью к личностному самосовершенствованию. При этом важным компонентом структуры личности, по К. Роджерсу, является «Я-концепция».

Она формируется в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой, является интегральным механизмом саморегуляции поведения человека и может быть положительной, отрицательной и амбивалентной (противоречивой).

Насколько человек доволен жизнью, насколько он испытывает счастье от жизни, зависит от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» соотносятся между собой. Если реальный жизненный опыт противоречит «Я-концепции», которая сложилась, то возникает неконгруентность (несоответствие) между представлением о себе и актуальным опытом. Одновременно важнейшая характеристика психологически зрелой личности — ее открытость для опыта, гибкость, усовершенствование человеческого Я.

Другой яркий представитель гуманистической психологии А. Маслоу (1908-1970 г.) выдвинул концепцию целостного подхода к человеку. Согласно его учению, основная потребность человека — это потребность в самоактуализации, реализации потенциальных возможностей человека, его способностей и талантов.

В связи с этим ученый предложил классификацию потребностей и взаимосвязей между ними, построив своеобразную иерархию, в которой высшие запросы не выступают на первый план, пока не удовлетворены низшие потребности. Итак, по А. Маслоу, все потребности образуют иерархическую структуру, которая, как доминанта, определяет поведение человека.

Основные положения гуманистической психологии о личности можно сформулировать следующим образом:

  • личность человека следует изучать только в ее целостности;
  • каждый индивид является уникальным, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
  • главной психологической реальностью являются переживания человеком мира и себя в нем;
  • жизнь личности должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека;
  • индивид является активным, творческим лицом;
  • человек владеет потенциалом к непрерывному развитию и самореализации;
  • личность наделена определённой степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми она руководствуется в своем выборе.

Позитивные силы, направленные на здоровье и рост, естественным образом присущи организму. Основатель гуманистической психологии К.Роджерс полагал, что в каждом из нас естьстремление стать компетентным и способным настолько, насколько это возможно для нас биологически.

Решающую роль в жизни и развитии человека играет его представление о самом себе, его «Я-концепция». Человек, по Роджерсу, склонен поступать в соответствии с тем, что он сам о себе думает, тем более что он не может судить о том, каков он «на самом деле». Не существует объективного образа самого себя, который может быть использован в качестве эталона. Однако есть актуальный жизненный опыт, который может противоречить сложившейся «Я-концепции». И тогда возникает, по Роджерсу, неконгруэнтность (т.е. несоответствие, противоречие) между представлением о себе и актуальным опытом. Это несоответствие может быть разрешено либо путем изменения поведения, ведущего к изменению актуального опыта, либо путем модификации представления о себе. Роджерс постулирует естественное стремление к разрешению этого внутреннего конфликта позитивным образом. Он убежден, что тенденция к здоровью усиливается благодаря межличностным отношениям, в которых один из участников свободен от неконгруэнтности, способен к самокорректировке. Принятие самости — предпосылка к более подлинному и более легкому принятию других. В то же время быть принятым другими — возможность с большей готовностью принять себя. Такой цикл самокорректировки и усиления себя — основной способ личностного роста.

А. Маслоу — один из основателей гуманистической психологии всю свою работу связывал с проблемами личностного роста и развития. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, фактически отрицавших творчество, любовь, альтруизм и другие великие ценности человечества. Он считал, что психоанализ 3. Фрейда представляет нам больную часть психики, которую надо дополнить ее здоровой частью. Центральным понятием для гуманистической психологии является самоактуализация. i

А. Маслоу начал с изучения выдающихся людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими. В этот список попали Авраам Линкольн, Томас Джеферсон, Альберт Эйнштейн, Франклин Рузвельт, Альберт Швейцер и др.

А. Маслоу называет следующие характеристики самоактуализирующейся личности:

1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортное отношение к ней.

2. Принятие себя, других, природы.

3. Спонтанность, простота, естественность.

4. Центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе).

5. Некоторая отъединенность и потребность в уединении.

6. Автономия, независимость от культуры и среды.

7. Постоянная свежесть оценки.

8. Межличностность и опыт высших состояний.

9. Чувство сопричастности, единение с другими.

10. Более глубокие межличностные отношения.

11. Демократическая структура характера.

12. Различение средств и целей, добра и зла.

13. Философское невраждебное чувство юмора.

14. Самоактуализирующееся творчество.

А. Маслоу отмечал, что самоактуализирующиеся личности отнюдь не совершенны, они тоже могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злыми или переживать депрессию. Самоактуализация — это не уход от проблем, а движение от проблем кажущихся и простых к проблемам реальным и слОЖНЫМ.

А. Маслоу описывает восемь путей самоактуализации индивида:

1. Полное и беззаветное переживание жизненной ситуации с повышенным сознаванием и интересом.

2. Стремление к личностному росту в каждом жизненном выборе, даже если это связано с риском, прежде всего с риском оказаться в неизвестном.

3. Становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциале.

4. Честность и принятие ответственности за свои действия. Отпеты на возникающие вопросы надо искать внутри себя.

5. Развитие способности «лучшего жизненного выбора», умение верить своим суждениям и интуиции, действовать в соответВИИ С НИМИ.

6. Развитие своих потенциальных возможностей.

7. Стремление к «пику переживания», когда мы полнее сознаем мири себя, думаем, действуем и чувствуем ясно и точно.

8. Обнаружение своих «защит» и работа по отказу от них.

Другой кардинальной идеей А. Маслоу была концепция иерархии фундаментальных потребностей, которые развиваются от низших к высшим. Это физиологические потребности (пища, вода, сон и т. п.), потребность безопасности, потребность в любви и принадлежности, потребность в уважении, потребность в самоактуализации.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Понимание личности с позиции гуманистической психологии.

Позитивные силы, направленные к здоровью и росту, естественным образом присущи организму. К. Роджерс полагает, что в каждом из нас есть стремление становиться компетентным и способным настолько, насколько это возможно для нас биологически, становиться целостным, полным, самоактуализирующимся человеком. Решающую роль в жизни и развитии человека играет его представление о самом себе, его Я-концепция. Человек, по К. Роджерсу, склонен поступать в соответствии с тем, что он сам о себе думает, тем более что он не может судить о самом себе, каков он «на самом деле». Не существует объективного образа самого себя, который может быть использован в качестве эталона.

А. Маслоу — один из основателей гуманистической психологии. Всю свою работу связывал с проблемами личностного роста и развития. Он внес значительный теоретический и практический вклад в создание альтернативы бихевиоризму и психоанализу, фактически отрицавших творчество, любовь, альтруизм и другие великие ценности человечества.

А. Маслоу считал, что психоанализ 3. Фрейда представляет нам больную часть психологии, которую надо дополнить ее здоровой частью. Центральным понятием для гуманистической психологии является самоактуализация.

А. Маслоу начал с изучения выдающихся людей, которые казались ему наиболее душевно здоровыми и творческими. В этот список попали А. Линкольн, Т. Джефферсон, А. Эйнштейн, Ф. Рузвельт, А. Швейцер и др.

А. Маслоу называет следующие характеристики самоактуализи- рующихся людей: более эффективное восприятие реальности и более комфортное отношение к ней; принятие себя, других, природы; спонтанность, простота, естественность; центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе); некоторая отъединенность и потребность в уединении; автономия, независимость от культуры и среды; постоянная свежесть оценки; межличностность и опыт высших состояний; чувство сопричастности, единение с другими; более глубокие межличностные отношения; демократическая структура характера; различение средств и целей, добра и зла; философское невраждебное чувство юмора; самоактуализирующееся творчество; сопротивление аккультурации (т.е. культурным изменениям) — транспортирование (навязывание) любой частной культуры.

Гуманистическая психология. Личность

Стремление понять своеобразие природы человека, его отличие от животных, стертое бихевиоризмом, и вместе с тем противостоять фрейдовскому учению, основанному на «низменных» страстях человека, породило гуманистическую психологию.

Гуманистическая психология, явившись антитезой традиционным взглядам и школам, имела огромное значение для дальнейшего развития психологической науки. Этому способствовали следующие разработанные гуманистами взгляды и идеи.

  • 1. Создание новых и успешно работающих методов психотерапии для людей со здоровой психикой, но имеющих проблемы с адаптацией и страдающих от отчуждения и одиночества в окружающем их мире людей. Эти методы были адекватны эпохе рыночной экономики, соотносились с практикой и реальностью. Одним из таких методов работы стала «клиентцентрированная терапия» К. Роджерса.
  • 2. Единство теории и практики психотерапии, способствующее формированию основы для теоретических построений.
  • 3. Создание новых методов исследования, таких, например, как наблюдение и интерпретация всей полноты внутреннего мира человека (а не только его ассоциаций, инстинктов и т.п.), биографический метод, существенно расширяющих и обогащающих методологический аппарат психологии.
  • 4. Создание основы для развития методов групповой психотерапии для психически здоровых людей.
  • 5. Создание основы для возникновения психологического консультирования — направления в психологии, ориентированного на решение проблем здорового человека в более короткие, чем в психотерапии, сроки.
  • 6. Расширение предмета изучения, методологии, способов познания в психологии и, как следствие, оказание влияния на формирование па основе эклектичности действительно объективного взгляда на понимание природы человека, позволяющее с разных сторон взглянуть и изучить это величайшее явление природы.

В настоящее время идеи гуманистической психологии продолжают быть одними из наиболее востребованных в психологической практике и теории, и на их основе создаются новые интересные и значимые концепции.

Ярким представителем гуманистической теории личности являлся Абрахам Маслоу (1908-1970).

Гуманистически ориентированные труды Маслоу нашли понимание среди психологов в 1960-е и 1970-е гг. Для многих его подход, подчеркивающий изучение радости, любви, творчества, выбора и самореализации, оказался оптимистической альтернативой механистическим и дегуманизированным моделям поведения человека. Хотя с тех пор популярность гуманистического направления несколько снизилась, его влияние на основные тенденции развития психологии и теории личности все еще очевидно. Такие области, как консультирование, социальная работа, образование, уход за больными, управление в бизнесе и маркетинг, также подверглись влиянию идей Маслоу.

Сердцевиной гуманистической теории личности является вопрос о мотивации и рассмотрение мотивационных процессов.

Маслоу полагал, что люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Ученый описал человека как «желающее существо», которое редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, еще одна вновь требует удовлетворения. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.

Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, или ипстинктоидные, и что они организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.

На основе результатов этого исследования им была создана теория потребностей, которая впоследствии получила колоссальное распространение не только в психологии, но и в рекламе, социологии, менеджменте. Эта теория включает в себя следующие положения:

  • 1) потребности человека имеют иерархическую структуру и человек развивается в соответствии с актуальными для него потребностями;
  • 2) удовлетворение потребности, стоящей па более высоком уровне, невозможно без удовлетворения более низшей потребности. Более того, потребность более высокого уровня просто не может возникнуть, пока низшая потребность не удовлетворена хотя бы минимально (этот минимум для каждого человека индивидуален);
  • 3) в иерархии существуют следующие потребности:
    • • физиологические потребности (пища, вода, сои и т.п.);
    • • потребности в безопасности (стабильность, порядок);
    • • потребность в любви и принадлежности (семья, друзья, любовь);
    • • потребность в уважении (самоуважение, признание);
    • • потребность в самоактуализации (личного совершенствования, развитие способностей);
  • 4) самоактуализация означает умение понять себя, свою природу. Она не является раз и навсегда свершившимся действом. Это процесс длиною в жизнь, имеющий свои этапы, взлеты и падения. Этот процесс характеризуется как личностный рост, направленный на развитие своего потенциала на максимальном уровне;
  • 5) путем достижения самоактуализации для человека как существа социального, а следовательно, наталкивающегося на проблему соответствия стереотипам, выдвигаемым обществом, является нахождение оптимального и гармоничного взаимодействия, когда не происходит отчуждения от своей природы и своего «Я» и сохраняется нужный уровень взаимодействия с обществом.
Читайте также:  Высшим критерием общественного прогресса с точки зрения современных

Теория Фрейда недвусмысленно допускала, что люди находятся во власти бессознательных и иррациональных сил. Более того, Фрейд утверждал, что если не контролировать инстинктивные импульсы, то результатом будет уничтожение людьми других или себя. Сторонники гуманистических взглядов утверждали, что природа человека в сущности хороша или, по крайней мере, нейтральна. Маслоу полагал, что разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации или неудовлетворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.

Значительной концепцией гуманистической психологии является признание приоритета творческой стороны в человеке. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее универсальной характеристикой людей, которых он изучал или наблюдал. Описывая его как неотъемлемое свойство природы человека, Маслоу рассматривал творчество как черту, потенциально присутствующую во всех людях от рождения (это естественно: деревья дают листья, птицы летают, люди творят). Однако ученый также признавал, что большинство людей теряет это качество в результате «окультуривания» (чему во многом способствует официальное образование). К счастью, некоторые люди сохраняют свою свежую, наивную и непосредственную манеру смотреть на вещи или, если они находятся среди тех, кто потерял это качество, способны со временем восстановить его. По мнению Маслоу, так как способность к творчеству заложена в каждом из нас, оно не требует специальных талантов или способностей. Чтобы быть творческими, нам не нужно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полотна. Творчество — это универсальная функция человека, которая ведет к любым формам самовыражения.

Маслоу утверждал, что ни один из психологических подходов, применявшихся для изучения поведения, не придавал должного значения функционированию здорового человека, его образу жизни или жизненным целям. В частности, он решительно критиковал поглощенность Фрейда изучением болезни, патологии и плохой адаптации. Маслоу считал, что психоаналитическая теория является однобокой, ей не хватает разносторонности, так как она основана на абнормальных, или «больных», аспектах природы человека (па ее недостатках и несовершенствах) и игнорирует силу и добродетель человечества. Чтобы исправить этот недостаток, Маслоу сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке и понимании такого человека с иных позиций, чем сравнение его с психически больным. Он был убежден, что мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье. Маслоу прямо заявлял, что изучение увечных, недоразвитых и нездоровых людей может дать в результате только «увечную» психологию. Он решительно настаивал на изучении самоактуализирующихся психически здоровых людей в качестве основы для более универсальной науки психологии.

Еще одним основателем концепции гуманистической психологии наравне с Маслоу стал Карл Роджерс (1902-1987)

Разработанная им теория, получившая название феноменальной психологии личности, а также основанный на этой теории психотерапевтический метод «клиентцентрированной терапии» получили большую популярность и влияние в научных кругах.

Феноменологическая концепция К. Роджерса основывается на следующих основных идеях.

  • 1. Признание ценности и уникальности человеческой личности.
  • 2. Утверждение уникальности опыта, возникающего в процессе всей жизни и объединенного в понятие «феноменальное поле».
  • 3. Введение понятия конгруэнтности (степени совпадения или несовпадения видения субъектом своего внутреннего мира с реальной окружающей его действительностью).
  • 4. Высокая конгруэнтность ведет к позитивному личностному развитию, в то время как низкая конгруэнтность может являться причиной внутренних конфликтов и проблем, а также тревожности, что в результате формирует и направляет личность к невротическому типу развития.
  • 5. Самоактуализация, контакт со своей индивидуальностью — главная потребность, движущая сила жизни человека; отказ от самоактуализации ведет личность к невротизации.
  • 6. Самореализация и полнота жизни возможны только при жизни в ситуации «здесь и сейчас», т.е. в умении человека жить в настоящем.
  • 7. Психотерапия должна носить недирективный характер (терапевт не должен навязывать пациенту свое мнение как единственно верное), и выполнять следующие задачи:
    • • формирование конгруэнтности личности и, как следствие, возникновение стремления к самоактуализации и личностному росту;
    • • развитие умения жить не настоящим опытом, а прошлыми событиями и будущими вероятностями;
    • • развитие навыка опоры на себя, т.е. пациент должен умет ориентироваться на свои внутренние чувства, желания, интуиции, что приведет к лучшему пониманию себя и, как следствие, других;
    • • развитие чувства ответственности за свою жизнь и понимание себя как априори имеющего свободу выбора.
  • 8. Понимание самооценки как важнейшего компонента личности, в котором выражается сущность человека, и который, помимо качества адекватности, обладает качеством гибкости, т.е способности меняться в зависимости от ситуации.
  • 9. Самооценка формируется под влиянием личного опыта человека, при этом открытость новому опыту является очень важным фактором ее формирования.

Созданная Роджерсом концепция личности и по сей день имеет огромную популярность, а разработанный им метод психотерапии, ориентированный на клиента, активно используется как в психологическом консультировании, так и в психотерапии. Впоследствии на его основе был создан метод групповой психотерапии и коррекции, основанный на посещении так называемых групп встреч. В настоящее время этот метод групповой работы является одним из ведущих, причем не только в психологии, но и в медицине и педагогике.

Точка зрения Роджерса на природу человека, как и у Фрейда, сформировалась на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. Но в результате своих клинических наблюдений Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека ориентирована на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля. Ученый был убежден, что человек, если дать ему возможность раскрыть врожденный потенциал, будет развиваться оптимально и эффективно.

Роджерс утверждал, что христианство культивировало представление о том, что люди от природы злы и грешны. Он также утверждал, что этот негативный взгляд на человечество был усилен Фрейдом, нарисовавшим портрет человека, движимого ид и бессознательным, которые могут проявить себя в инцесте, убийстве, воровстве, сексуальном насилии и других ужасающих действиях. В соответствии с этой точкой зрения люди коренным образом иррациональны, несоциализированы, эгоистичны и деструктивны по отношению к себе и другим. Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой. Когда же люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другим. Сознавая, что такую точку зрения на природу человека можно посчитать не более чем наивным оптимизмом, Роджерс замечал, что его заключения основаны на почти 30-летнем опыте психотерапевта. Он заявлял: «Я не придерживаюсь оптимистической точки зрения на природу человека. Я понимаю, что поскольку человеку присущ внутренний страх и беззащитность, он может вести и ведет себя недопустимо жестоко, ужасно деструктивно, незрело, регрессивно, антисоциально и вредно. Все же одним из впечатляющих и обнадеживающих переживаний является для меня работа с такими людьми и открытие весьма позитивных тенденций, которые существуют в них очень глубоко, как и во всех нас» [1] .

Резко расходясь с фрейдовской традицией, Роджерс постулировал естественное стремление людей к «конструктивной реализации» свойственных им врожденных возможностей. Хотя и Роджерс, и Маслоу разделяли мнение, что люди имеют фактически неограниченный потенциал для самосовершенствования, их теории содержат три ключевых различия.

Во-первых, Роджерс полагал, что личность и поведение в большей степени являются функцией уникального восприятия человеком окружения, в то время как Маслоу придерживался мнения, что поведение человека и его опыт регулируются иерархией потребностей. В отличие от Роджерса, Маслоу не подчеркивал феноменологию человека.

Во-вторых, теория Роджерса в основном была сформулирована благодаря его работе с людьми, имеющими психологические проблемы. Роджерс сконцентрировал внимание на терапевтических условиях, которые способствовали самоактуализации человека и перенесению того, что он извлек из терапии, в общую теорию личности. Маслоу, напротив, никогда не занимался терапией и настаивал на том, чтобы психология переключила внимание с изучения аномалий на изучение психически здоровых людей.

И наконец, Роджерс выявлял определенные формы развития, способствующие склонности человека к совершенствованию врожденного потенциала, а в теории Маслоу процессы развития, регулирующие движение человека к полной самоактуализации, фактически игнорировались. Работы Маслоу были посвящены почти исключительно взрослым, хотя он все же признавал, что люди подвержены фрустрации потребностей в определенные «критические стадии» жизненного цикла.

Несмотря на эти явные теоретические различия, и Роджерс, и Маслоу полагали, что люди в основном стремятся вперед и при подходящих условиях полностью реализуют свой врожденный потенциал, демонстрируя истинное психическое здоровье.

Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека, Роджерс выдвинул гипотезу о том, что поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации — свойственной организму тенденцией развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность. Таким образом, важнейшим мотивом жизни человека ученый видел потребность актуализировать, т.е. сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.

Роджерс чувствовал, что ничего нельзя объяснить, постулируя специфические мотивы, такие как голод, половое влечение, безопасность, и используя эти гипотетические мотивы для объяснения причин поведения. Так, например, психология традиционно рассматривала голод как отдельное влечение, или мотив, вещь в себе. В системе взглядов Роджерса голод являлся только одним из специфических выражений господствующего мотива, лежащего в основе нашего существования, а именно — он необходим, чтобы «сохранить» человека. Потребность достижения — желание отличиться, выполнить трудную задачу — Роджерс трактовал как одно из выражений тенденции актуализации и способ совершенствования внутреннего потенциала.

Роджерс полагал, что при отсутствии значительных внешних ограничений или антагонистических воздействий тенденция актуализации естественно выразится посредством разнообразных форм поведения. Далее некоторые существенные признаки определяют тенденцию актуализации как «один центральный источник энергии в организме человека». Во-первых, она берет начало в физиологических процессах организма (это биологический факт, а не психологическая тенденция). На уровне организма тенденция актуализации выражается не только в сохранении организма с удовлетворением сто необходимых потребностей (воздух, нища, вода), она также развивает организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов и функций тела, его рост и постоянное обновление. Еще большее значение имеет мотивационная сила, с которой тенденция актуализации действует на психические процессы, относящиеся к самости. Тенденция актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинание, исследование, перемены в окружении, игра или творчество. Она ведет человека в направлении автономии и самодостаточности.

Тенденция актуализации не просто нацелена на снижение напряжения (сохранение жизненных процессов и поиски комфорта и покоя). Она также подразумевает повышение напряжения. Вместо того чтобы считать конечной целью любого поведения уменьшение напряжения,

Роджерс полагал, что поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Человеком управляет процесс роста, в котором его личностный потенциал приводится к реализации. Ученый также утверждал, что эта конструктивная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни — она присуща не только людям, не только животным, но всему живому. Это сущность жизни.

Наиболее необходимым аспектом тенденции актуализации является стремление человека к самоактуализации. В контексте теории Роджерса тенденция самоактуализации — это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. К тому же самоактуализирующийся человек живет экзистенциально, непринужденно наслаждаясь каждым моментом жизни и полностью участвуя в ней. Роджерс полагал, что не требуется каких-то особых мотивационных конструктов (специфических влечений), чтобы понять, почему человек активен; каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Мотивы и влечения не объясняют целенаправленной деятельности организма. Человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы.

Читайте также:  Метка для людей с ослабленным зрением на банкнотах

Создателем отличной от психоанализа и индивидуальной психологии психологической концепции, получившей название логотерапии, выступил Виктор Франкл (1905-1997). Фундаментальным отличием этой концепции стало понимание Франклом мотивационных аспектов поведения как зависящих от самого человека, а не от условий его существования. Концепция Франкла содержит следующие основные положення.

  • 1. Базисным мотивом человеческого поведения является борьба за смысл жизни, стремление к смыслу в противовес психоаналитическому принципу удовольствия. Потеря смысла создает экзистенциальный вакуум.
  • 2. Смысл имеет конкретное содержание (а не абстрактное), он индивидуален и составляет основу существования каждого человека.
  • 3. Смысл нельзя придумать, он должен быть найден самим индивидом.
  • 4. Существует три типа ценностей, имеющих прямое отношение к поиску человеком смысла его существования:
    • • ценности отношения, под которыми понимается выработка определенного отношения к своей судьбе и нахождение в ней смысла;
    • • ценности творчества, которые обусловливают изменение отношения к миру и, как следствие, изменение самого мира (формируется свобода отношения к действительности и действия в ней);
    • • ценности переживания, которые проявляются в чувствительности человека к явлениям окружающего мира. Это опыт переживаний, приобретенных человеком в любви, которая есть переживание другого человека во всем его своеобразии и неповторимости.
  • 5. Самоактуализация — не цель, но результат осуществления смысла (в этом логотерапия противостоит концепции самоактуализации).
  • 6. Обретение смысла достигается путем осуществления деятельности в отношении к другим людям и в выработке позиций в отношении различных жизненных ситуаций.
  • 7. Задача логотерапии заключается в том, чтобы помочь пациенту найти скрытый смысл его существования, мобилизовать свои ресурсы и силы на жизнь в этом мире со всеми его проблемами, катаклизмами и опасностями. Решить эту задачу можно, используя сократовский метод беседы как помощи в рождении новой идеи, неизвестной никому из собеседников до начала беседы.

Идеи Франкла о поиске смысла жизни, понимание его как основного мотива человеческой жизни, подчеркивание духовной природы человеческого существования, неограниченной рамками биологических инстинктов, утверждение уникальности и индивидуальности каждого человека противостояли распространенному биологизаторству и механистичности в понимание человеческой природы, что делало их особенно ценными для науки. Введение в психологию категории смысла жизни позволило расширить понимание природы человека и по-новому взглянуть на нее.

Личность как предмет гуманистической психологии

Гуманистическая теория Эриха Фромма: свобода и экзистенциальные потребности человека. Гуманистическая психология А. Маслоу: иерархия мотивов, самоактуализация и творчество человека. Феноменологическая психология К. Роджерса. Виктор Франкл о смысле жизни.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 28.01.2013
Размер файла 25,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • 1. Личность как предмет гуманистической психологии
  • 2. Гуманистическая теория Эриха Фромма: свобода и экзистенциальные потребности человека
  • 3. Гуманистическая психология Абрахама Маслоу: иерархия мотивов, самоактуализация и творчество человека
  • 4. Феноменологическая психология Карла Роджерса
  • 5. Виктор Франкл о смысле жизни
  • Использованная литератра
  • Введение
  • Гуманистическая психология — направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.
  • Основные положения » гуманистической психологии «: человек должен изучаться в его целостности; каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; человек открыт миру, переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью; человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; человек наделен потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; человек — это активное, интенциональное, творческое существо.
  • Основной областью практического приложения Гуманистической психологии выступает психотерапевтическая практика, в которой зародились и были развиты многие из идей, образующих сегодня теоретический фундамент Гуманистической психологии. В трудах А. Маслоу, С. Джурарда, Ф. Бэррона, К. Роджерса (которые будут рассмотрены в данной работе) разработаны представления о психологически здоровой, полноценно функционирующей личности. Недирективная психотерапия К. Роджерса и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее популярных и распространенных психотерапевтических систем.
  • Другой важной областью практического приложения Гуманистической психологии является гуманистическая педагогика, которая основана на принципах недирективного взаимодействия учителя с учеником и направлена на формирование творческих способностей личности. Третьей областью практического приложения Гуманистическая психология является социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого стал К. Роджерс. Успехи Гуманистической психологии в этих прикладных областях во многом определили социальную платформу Гуманистической психологии, которая основана на утопической идее улучшения общества путем усовершенствования индивидов и межличностных отношений (А. Маслоу).
  • Сегодня Гуманистическая психология занимает важное и устойчивое место в западной психологии; наметились тенденции частичной интеграции ее с другими школами и направлениями, в т. ч. с психоанализом и необихевиоризмом.
  • 1.Личность как предмет гуманистической психологии

Возникновение и развитие гуманистического направления в мировой психологии связано, прежде всего, с философскими работами экзистенциалистов С. Кьеркегора, К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж-П. Сартра. Одна из важнейших для развития мировой психологической мысли работа Ж. П. Сартра так и называлась «Экзистенциализм — это гуманизм». Экзистенциальная психология теснейшим образом связана с философией экзистенциализма и является ответвлением гуманистической психологии. Экзистенциальный взгляд на человека берёт своё начало из конкретного и специфического осознания уникальности бытия каждого человека, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты полагали, что каждый человек осознанно и болезненно постигает существование и смерть. Отвергая представление, что человек является продуктом генетических, а также факторов влияния окружающей среды, экзистенциалисты подчёркивают идею ответственности каждого из нас за то, чем мы становимся. Следовательно, экзистенциалисты убеждены в том, что любому человеку брошен вызов — наполнить свою жизнь осознанным смыслом.

В 1960 годах гуманистическое направление в психологии оформилось благодаря, главным образом, работам американских и европейских психологов: Э. Фромма, Г. Олпорта, К. Роджерса, Р. Мэя, А. Маслоу и др.

Следует отметить, что эти выдающиеся учёные не придерживались единых взглядов на предмет гуманистической психологии. Они обладали ярко выраженными индивидуальностями и можно говорить о «психологии Роджерса», «психотерапии Мэя», «учении Маслоу» и т.п. Это связано с тем, что термин «гуманистическая психология» был придуман группой психологов под руководством А. Маслоу. Это было, скорее движение, чем научное течение. Главной целью такого научного движения было создание жизнеспособной теоретической альтернативы как бихевиоризму, так и психоанализу. Эта задача была с блеском решена объединившими свои научные и мировоззренческие усилия психологами. Гуманистическая психология была названа А. Маслоу «третьей психологической силой». Тем самым подчёркивался характер её противостояния бихевиоризму и психоанализу.

Теоретики-гуманисты подчёркивают, что каждый человек является архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди — мыслящие существа, свободно решающие и выбирающие свои действия. Таким образом, гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор из предоставленных возможностей.

Наиболее важная концепция, которую почерпнули гуманистические психологи у философов-экзистенциалистов — это концепция становления. Человек никогда не бывает, статичен, он всегда в динамике, в движении. Как свободное существо человек ответственен за реализацию наибольшего числа жизненных возможностей. С гуманистической точки зрения поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей, и, даже большего, чем удовлетворение социальных потребностей. Часто люди отказываются от становления, отрицая заложенную в них возможность полноценного человеческого существования. Для гуманистического психолога такой человек, отказавшийся от поиска смысла, наполнения им своей жизни является предателем самого себя. Тот, кто предал человеческую сущность не в состоянии ответить на основные вопросы своей жизни: кто я? Имеет ли моя жизнь смысл? Как я могу реализовать себя, даже, если я навсегда один? Вместо этого человек может подчиниться требованиям общества и не выходить за эти пределы. Гуманистические психологи отмечают, что поиск смысла жизни — дело трудное: многие становятся отчуждёнными по отношению к себе и другим, некоторым не хватает мужества настоять на своём, иные предпочитают принять то, что говорят друзья и родители, общество в целом. Преодоление этой проблемы может побудить человека сделать что-нибудь стоящее. Люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как они ответственны за одну единственную жизнь — свою собственную.

Кроме того, экзистенциальная философия дала возможность развиться феноменологическому направлению в психологии. В центре внимания этого направления — понимание того, что человеку открыта скорее субъективная реальность, чем объективная. Субъективный опыт — основной феномен в изучении и понимании человека и человечества. Внешнее поведение является вторичным по отношению к непосредственному опыту и его переживанию. Ничто не заменит опыт и его переживание.

Таким образом, «гуманистическая психология по своей сути — это направление в мировой психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку». В центр внимания Г. Олпорта попала, прежде всего, устремленность человека в будущее, свободная реализация потенций. Для А. Маслоу основными точками являются творчество и потребность в самоактуализации каждого человека. Для К. Роджерса — укрепление веры в себя и возможности достижения идеального «Я». На основе теории и практики этих ученых развились психотерапевтические направления, получившие названия «личностно-центрированной терапии», «экзистенциальной терапии», «логотерапии» и др.

Таким образом, специфика предмета гуманистической психологии заключена в:

а) глубоких философских корнях (в отличие от бихевиоризма или психоанализа);

б) в рассмотрении личности с точки зрения её уникальных мотивов, и, в первую очередь, мотива самоактуализации;

в) в утверждении свободы выбора возможностей каждым человеком и ответственности за свой выбор и его последствия;

г) в понимании человека как глубоко творческого существа;

д) в особом предназначении человека — искать смысл своей жизни, тем самым упорядочивая мир.

2. Гуманистическая теория Эриха Фромма: свобода и экзистенциальные потребности человека

Эрих Фромм один из первых психологов, старавшихся расширить горизонты психоанализа. Экзистенциальная философия стала основой его гуманистической теории. По Э. Фромму, неотъемлемой чертой человеческого существования является одиночество, изоляция и отчужденность. В то же время, он был уверен, что для каждого исторического периода характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако значительная степень автономии и свободы выбора людей современного западного общества были достигнуты за счет утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости. С точки зрения Э. Фромма перед людьми в современном обществе стоит дилемма: свобода от социальных, религиозных и прочих ограничений потребовала от человека компенсации в виде безопасности и чувства принадлежности к социуму. Э. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной серьезных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо быть связанными с другими людьми, чувствовать себя частью общества.

Человек, по Э. Фромму, преодолевает чувство одиночества, сопутствующее свободе несколькими путями (совершает бегство от свободы): Э.Фромм. Авторитарная личность. Теории личности в западно-европейской и американской психологии., Самара, 1996, С.263-294.

Читайте также:  Можно ли вернуть зрение при астигматизме

авторитаризмом, соединяя себя с чем-то внешним для усиления слабого «Я»;

деструктивностью, позволяющей преодолеть чувство неполноценности, уничтожая и покоряя других;

конформностью автомата, предполагающей абсолютное подчинение социальным нормам.

Эти пути позволяют преодолеть одиночество до некоторой степени, но, по мнению Э. Фромма, человек перестает быть человеком в полном смысле этого слова, так как перестает стремиться к свободе выбора, теряет индивидуальность, свой неповторимый жизненный почерк. Бегству от свободы Э. Фромм противопоставил позитивную свободу, позволяющую остаться уникальным и одновременно ощутить себя частью общества. Пути к позитивной свободе лежат через любовь и труд. Таким образом, конфликт между стремлением к свободе и стремлением к чувству безопасности представляет собой огромную мотивационную силу. Этот конфликт обусловлен особым видом потребностей — экзистенциальными, не сводимыми ни к биологическим, ни к социальным. «Но услышат ли наши дети голос, который скажет им, куда идти и зачем жить? Каким-то образом они чувствуют, как и все человеческие существа, что жизнь должна иметь смысл, — но в чём он заключается? Ведь не в противоречиях же он, не в двуличии и циничной покорности, встречающихся на каждом шагу? Они тянутся к счастью, истине, справедливости, любви, преданности; но можем ли мы ответить на их вопросы?» Э.Фромм. Психоанализ и религия. Сумерки богов/ под ред. А.А.Яковлева, М., 1990, С.144. Э. Фромм отвечает на эти вопросы, выдвигая описание пяти основных экзистенциальных потребностей:

потребность в установлении связей (человеку необходимо кого-то любить, о ком-то заботиться, сохраняя при этом свою индивидуальность);

потребность в преодолении (все люди нуждаются в преодолении своей пассивной, животной природы, для того чтобы стать активными созидателями своей жизни);

потребность в корнях (люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира);

потребность в идентичности (внутренняя потребность в тождестве с самим собой, для того чтобы почувствовать свою непохожесть на других, чтобы иметь возможность сказать: «я — это я»);

потребность в системе взглядов и преданности (человеку необходимо иметь убеждения для продуктивного постижения мира и объект преданности — высшую цель или веру в Бога).

Ценность гуманистической теории Э. Фромма в том, что он показал: человек хочет быть свободным среди свободных, индивидуальной частью целого. «Люди похожи, ибо всем нам досталась одна человеческая ситуация с её экзистенциальными дихотомиями; люди уникальны, ибо каждый по-своему разрешает свою человеческую проблему». Психология и психоанализ характера./ред.-сост.Д.Я.Райгородский, Самара, 1998.С. 44. При непринятии на себя ответственности за удовлетворение своих экзистенциальных потребностей страдает как отдельная личность, так и общество, формируя норму внутреннего раскола своих членов.

3. Гуманистическая психология Абрахама Маслоу: иерархия мотивов, самоактуализация и творчество человека

Фундаментальный тезис, лежащий в основе позиции А. Маслоу — это изучение человека как уникально организованного целого. Кроме того, А. Маслоу, как и другие гуманистические психологи, полагал, что природа человека хороша или, по крайней мере, нейтральна. Взгляд его на человека можно назвать оптимистичным. Разрушительные силы начинают говорить в человеке тогда, когда у него обнаруживаются фрустрированные, неудовлетворённые фундаментальные потребности, образующие иерархию:

физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

потребность в безопасности (стабильность, порядок);

потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);

потребность в уважении (самоуважение, признание);

потребность в самоактуализации (развитии способностей).

А.Маслоу утверждал, что жизнь самоактуализирующегося человека никогда не бывает лишена смысла, а заполнена либо реализацией найденного, либо поисками новых смыслов. «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято. Средний человек — это полное человеческое существо, с заглушенными и подавленными способностями и одаренностями».

А. Маслоу отдавал приоритет, творческой стороне натуры человека, считая, что к творчеству способен каждый. И для этого не нужно писать музыку или рисовать картины. Можно проявлять себя как творческого человека в любом деле. Творчество — это путь к развитию метамотивации, высоких жизненных ценностей, и просто — данность. Видимо, способность проявлять себя как творческое существо — это один из признаков человека вообще, отличие его от прочих живых организмов. Таким образом, А.Маслоу утверждал, что смысл человеческой жизни подвластен его создателю — человеку.

4. Феноменологическая психология Карла Роджерса

В результате своих клинических наблюдений К.Роджерс пришёл к заключению, что природа человека заслуживает глубокого доверия, что человек — это не поле битвы бессознательных сил. Очень многое в человеке открыто сейчас или будет открыто его сознанию, если он этого захочет. Работая долгие годы с пациентами, имеющими эмоциональные нарушения К. Роджерс всё более и более укреплялся в своей вере в человека, в его силы, способности, конструктивную направленность любой личности.

Фундаментальной предпосылкой теории К.Роджерса является предположение, что люди используют свой опыт для очерчивания, определения себя. Поле опыта он назвал «феноменальным». Оно включает события, воспоминания, восприятия, ощущения, которых человек, может быть, не осознает, но мог бы, если бы сфокусировался на них. Это личный мир. В поле опыта живёт человеческая самость, представляющая собой организованный связный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации. Каждый из нас — носитель как реальной самости, так и идеальной. Степень «разрыва» между самостью и идеальной самостью — это показатель неудовлетворенности собой, невротических трудностей.

Наряду с позитивной точкой зрения на природу человека К. Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом — тенденцией к актуализации, важнейшим аспектом которой является самоактуализация. «По К. Роджерсу тенденция к самоактуализации — не просто один из мотивов наряду с другими. «Следует отметить, что тенденция к самоактуализации — единственный мотив, постулированный в этой теоретической системе. Самость, например, — важное понятие в нашей теории, но самость ничего не «делает», это всего лишь выражение общей тенденции организма вести себя таким образом, чтобы поддерживать и усиливать себя».

Феноменологический подход к личности, который развился, во многом, благодаря работам К. Роджерса, утверждает внутреннюю реальность — чувства, мысли, ощущения, понятия человека, существующие в пределах внутренней системы координат. Т.е. субъективная реальность является основой для действительного поведения человека. Мы реагируем на события, исходя из собственного восприятия их. Из вышесказанного следует важный вывод: психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они воспринимаются людьми. Последующее развитие феноменологического подхода принесло с собой понятие психической реальности, отражающей процессы, происходящие в субъективном мире человека, приводящие к объективным последствиям. По К. Роджерсу, смысл собственного бытия человек, также ищет, исходя из собственных представлений, ощущений, озарений. Поиск его — дело сугубо субъективное. Он осуществляется человеком в движении по тропам внутреннего мира. Нельзя дать человеку смысл — он может найти его только сам.

Роджерс уделял большое внимание становлению человека, постоянно открывающему в себе новые способности, качества, смыслы, «. человека более открытого ко всем составляющим его организмического опыта; человека, у которого возникает доверие к своему организму как к инструменту чувственной жизни; человека, который полагает, что локус оценки лежит внутри него; человека, который учится жить как участник текущего процесса, в котором в потоке опыта он постоянно обнаруживает свои новые качества. Это некоторые из тех составляющих, которые, я думаю, входят в становление человека».

5. Виктор Франкл о смысле жизни

С 1942 по 1945 г. г. В. Франкл был узником в нацистских концентрационных лагерях в Аушвице и Дахау, где умерли его брат, родители и жена. Под воздействием пребывания в этих лагерях выкристаллизовались его мысли о смысле жизни и страдания, и это в какой-то мере предопределило его решение заняться распространением своих убеждений, которые помогли ему сохранить жизнь. В. Франкл умер в возрасте 92 лет в Вене, где и похоронен. Он является основателем «третьей» Венской школы психотерапии — логотерапии («логос» в данном случае — «смысл»).

Согласно взглядам В. Франкла, стремление к смыслу является центральным мотивом человеческого существования. «В явном или неявном виде — этот вопрос присущ самой природе человека». Сомнения в смысле жизни, таким образом, никогда нельзя рассматривать как проявления психической патологии, эти сомнения в значительно большей степени отражают истинно человеческие переживания, они являются признаком самого человечного в человеке. Человеку, в отличие от животных, дано обнаружить проблематичность своего существования и ощутить неоднозначность бытия. Проблема смысла жизни может буквально завладеть человеком.

Смысл не достигается путем прямого поиска, а рождается в результате открытия. Те, кто привык потакать своим слабостям, могут почувствовать свою никчемность и ненормальность, испытывая экзистенциальный вакуум, т.е. ощущение, что жизнь потеряна. Позже может развиться расстройство, которое В. Франкл назвал ноогеническим неврозом, проявляющимся в ощущении бесполезности существования. Собственно логотерапия и была направлена на излечение этой болезни. Психотерапевт помогает своему клиенту открыть смысл. При этом всячески подчеркивается, что логотерапия пытается бороться с теми душевными расстройствами, которые не относятся к разряду болезней в клиническом смысле, поскольку основное предназначение «психотерапии в духовном смысле» — справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью.

Согласно В. Франклу, смысл жизни постоянно меняется, но он никогда не исчезает. «Человеческое существование никогда не бывает бессмысленным. Жизнь человека полна смысла до самого конца — до самого его последнего вздоха. И пока сознание не покинуло человека, он постоянно обязан реализовывать ценности и нести ответственность. Он в ответе за реализацию ценностей до самого последнего момента своего существования».

В противовес научным взглядам А. Маслоу и К. Роджерса, В. Франкл утверждает, что смысл выходит за рамки самоактуализации и существует на трех уровнях:

а) наивысший смысл (на уровне мироздания);

б) смысл момента;

в) общепринятый каждодневный смысл. Мы можем обнаружить смысл жизни тремя способами:

путем совершения поступка;

путем переживания ценности (например, восторгаясь творениями культуры);

путем страдания (занимаясь поиском адекватного отношения к неизбежному);

Человек перестает ценить жизнь тогда, когда теряет её смысл. Если у человека есть основания для жизни, то он вынесет почти любые её условия. Огромную психотерапевтическую силу имеет убеждённость человека в том, что ему есть ради чего жить. «Особенно ярко это проявляется в том случае, когда человеку эта задача кажется, будто специально предназначенной для него лично, когда она представляет собой нечто вроде миссии. Такая задача помогает человеку ощутить свою незаменимость, жизнь приобретает смысл уже потому, что она незаменима».

В. Франкл считал, что каждый человек имеет свою цель в жизни, которую он в состоянии достичь. Чем больше он видит жизнь как выполнение поставленных перед ним задач, тем более полной смысла кажется она ему. Таким образом, обнаруживается индивидуальность и уникальность жизненных смыслов, их неповторимость. А это предполагает принятие ответственности за свою жизнь каждым человеком. Только приняв на себя ответственность можно прожить содержательно богатую жизнь.

Заключение

С точки зрения гуманистической психологии только сами люди ответственны за выбор, который они делают. Основным принципом этого направления является модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей. Гуманистическая психология рассматривает личность как психически здоровую, гармоническую, которая пытается достичь вершины личностного развития, самоактуализации.

Для такого человека характерны высшие метапотребности: истина, добро, красота, мудрость, справедливость, любовь и т. д. Гуманистическая психология не является строго организованной теоретической системой — лучше рассматривать её как движение. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Хотя взгляды сторонников этого движения составляют довольно широкий спектр, они всё-таки разделяют определённые фундаментальные концепции на природу человека. Практически все эти концепции имеют глубокие корни в истории западного философского мышления.

Использованная литература

Психология. Словарь/ общ. ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского., М., 1990;

С.Глэддинг. Психологическое консультирование. Питер., 2002;

Теории личности в западно-европейской и американской психологии / ред.-сост. Д.Я.Райгородский. Самара, 1996;

Психология и психоанализ характера (электронный) / ред.-сост. Д.Я.Райгородский., Самара, 1998;

Источники:
  • http://studopedia.org/4-64918.html
  • http://bstudy.net/644148/psihologiya/ponimanie_lichnosti_pozitsii_gumanisticheskoy_psihologii
  • http://studme.org/48151/psihologiya/gumanisticheskaya_psihologiya_lichnost
  • http://revolution.allbest.ru/psychology/00239151_0.html