Меню Рубрики

Личность ребенка с разных точек зрения

Личность — это достаточно интересный предмет исследования психологов, потому как каждый человек по-своему уникальный. Невозможно дать четкое описание личности, отталкиваясь от определённых терминов, ведь влияние оказывает как семья, так и общество, окружение, обстоятельства. Развитие личности начинается с самого детства, сложно изменить зрелого человека, процесс формирования необходимо корректировать с ранних лет. Что такое личность? Какие факторы влияют на развитие ребёнка? Давайте рассмотрим ответы на эти вопросы.

Что такое личность? Это совокупность определённых качеств, взглядов, эмоций, предпочтений, целей и идей. На самом деле с самого детства можно повлиять на личность, если изменить те самые факторы, которые оказывают влияние. Например, убеждение в том, что такое хорошо, а что такое плохо чаще всего прививают родители. Наверняка вы замечали, насколько сильно дети похожи на маму и папу, как сильно они схожи во взглядах, мыслях или даже предпочтениях. Ребёнок впитывает все как губка, поэтому личность может развиваться по-разному, если малыша окружать любовью или если им пренебрегать. Много лет психологи и социологи изучают вопрос касательно того, почему человек поступает именно так, а не иначе. Происходит это из-за того, что у каждого есть набор тех самых личностных качеств, которые отличают его от других членов общества.

Развитие личности у ребёнка

Часто можно наблюдать, как в одной семье растут несколько братьев и сестёр, которые существенно отличаются характером друг от друга и ведут себя в разных ситуациях по-разному. Почему так происходит, ведь воспитываются они в одной семье, одними самой и папой? На самом деле семья является лишь частью факторов, которые влияют на развитие личности. Ребёнок постоянно переживает какие-то эмоции, он общается со сверстниками и решает проблемы также по-своему. Развитие личности ребёнка состоит из двух аспектов. Взрослея, он начинает осознавать своё место в обществе и мире, вторым аспектом развития личности является волевая сфера и чувства, эмоции.

Ребёнок осознаёт себя личностью если:

1. Он часто применяет личные местоимения. Часто в разговоре и действиях фигурирует «я», «мне», «я сам».

2. Он чётко для себя решил, что такое хорошо, а что такое плохо. Вполне доступно может объяснить, почему отказывается от чего-то одного во благо чему-то другому.

3. Овладел навыками самоконтроля. Его «хочу» теперь не несёт исключительно эмоциональный характер. Ребёнок может осмысленно делать выбор, прогнозируя конечный результат. Часто советуется, старается анализировать и делать выводы.

4. Своими словами может донести стороннему слушателю о том, каким себя позиционирует: какой он как человек и как выглядит. Также вполне доступно может изложить о своих мотивах, пережиганиях, проблемах.

Ощутить себя личностью ребёнок может не ранее 2-х лет, психологи пришли к выводу, что возраст 3 года является среднестатистическим для формирования личности. В 5 лет ребёнок уже сформирован, четко ощущает себя частью общества, активно взаимодействует с окружающим миром и знает, какое место в социуме занимает. Именно поэтому психологи советуют родителям начинать развитие ребёнка именно до 5 лет, потому как он постоянно взвешивает все за и против, прислушивается, впитывает, вникает. В этот период родители должны уделить максимум внимания и вложить все самое хорошее, ведь потом будет поздно.

Формирование личности ребёнка в институте семьи. В первую очередь влияние оказывает именно семья. Безусловно, также это компания друзей, учителя, одноклассники, улица и культура общества, но формирование личности начинается непосредственно с семьи. То, что ребёнок видит, слышит становится для него определенным эталоном. Чаще всего именно у родителей ребёнок заимствует модель поведения, старается подражать. Порой осознанно, а иногда также подсознательно.

Семья является связующим звеном между обществом и малышом, потому как именно они должны объяснить, почему происходит именно так, и как можно на месте ребёнка повлиять на конкретную ситуацию. Важно научить реагировать на проблемы и обстоятельства, развить определенный иммунитет на неприятности.

Формирование личности в общении. Когда ребёнок начинает общаться на только с родными, но и с посторонними, у него появляется поведенческая реакция на различные ситуации, он начинает применять приобретённые эмоциональные навыки. Общение со сверстниками особую роль играет именно в пубертатном возрасте, если у ребёнка будут проблемы с противоположным полом или недопонимания со сверстниками, то это может отразиться уже на личности взрослого человека. Родителям стоит проявить максимум поддержки и понимания, чтоб уберечь ребёнка от развития комплексов на всю жизнь.

Как повлиять на развитие личности ребёнка?

1. Общайтесь с ребёнком как с партнером. Часто родители становятся очень авторитарными, стараются продемонстрировать свою власть, поэтому есть риск того, что ребёнок вырастет несамостоятельным. Дайте ему возможность принимать решения и делать выбор без вашего непосредственного влияния. Старайтесь разговаривать так, будто это ваш друг, партнёр, товарищ.

2. Меньше запрещайте. Ограничивая ребёнка, вы сильно подавляете развитие его личности. У него складывается впечатление будете им постоянно недовольны, кажется, что он не прав и много ошибается. Поддерживайте и чаще объясняйте, почему ему не стоит этого делать, но не в приказном тоне.

3. Дайте ему немного свободы. Часто родители, а также бабушки и дедушки, стараются ребёнка во всем контролировать. Это хорошо с точки зрения безопасности, но с точки зрения личности — огромный минус. Важно иногда отходить в сторону и давать ребёнку свободу в выборе друзей, досуга, интересов. Постарайтесь выделить несколько сфер его деятельности, в которые вы не будете вникать. Так он почувствует возможность стать самостоятельным и будет формироваться как личность, индивид.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Личность рассматривается и изучается не только в психологии. Свои взгляды на личность есть у юристов, у социологов, у этиков и других специалистов. Конкретный взгляд на то, что такое личность, определяется точкой зрения: кто смотрит на человека и какие проявления ему интересны.

Гражданская точка зрения

Когда милиция устанавливает вашу личность, точнее, «лицо», ее интересует ваше ФИО, прописка и отсутствие нарушений перед законом.

Для юриста личность — это то, что имеет те или иные гражданские права и свободы, и новорожденный с юридической точки зрения уже личность: субъект прав. Но ответственность за поступки детей вменяется их родителям, и пока у ребенка немного ответственности, у него немного и прав. Поэтому с точки зрения юриста он еще не полная, не сформировавшаяся личность. Личность, но маленькая.

Взгляд подростка

Для подростков, как правило, личность — это то, что позволяет одному имиджево или социально выделяться среди других. Непохожесть на других. Взрослые критически оценивают такую «личность», обзывая ее только воинствующей индивидуальностью, но для подростков и это подвиг. Чтобы выделяться среди других подростков, уже нужна смелость. Еще точнее — ум, сила и смелость. Потому что без смелости ты не решишься выделиться даже силой, а если ты осмелишься выделяться тупой силой без ума, ты прослывешь не личностью, а дубом. А личность — это подвиг.

Взгляд романтика

Личность — это бесконечная загадка, которой можно и обязательно нужно заниматься всю жизнь. Разгадка ее равносильна смерти.

Мужской и женский взгляд на личность, личностный рост и развитие

Согласно женскому видению, личность — это человек с богатым внутренним миром, умеющий чувствовать, любить и прощать. По мужской модели и согласно мужскому (научному) видению, личность — человек, который сам строит и контролирует свою жизнь, человек как ответственный субъект волеизъявления. См.→

Взгляд психолога

Личность для психолога – не загадка, а то, что описывается вполне конкретно как выраженность тех или иных черт и особенностей, отличающих его от других людей. Точнее — то, что внутренне, сущностно отличает его от других.

То, что вообще отличает одного человека от другого — это его индивидуальность, а внутренние механизмы этих отличий (особенности мотивов, восприятия и мышления человека) — это то, что является личностью для психологов. Для психологов личность — это тот внутренний стержень, который, когда-то сформировавшись, являясь сплавом врожденного и приобретенного, теперь определяет его желания, ценности, его дальнейшие взгляды и поступки. Главный вопрос: «Почему человек ведет себя так, а не иначе? И от чего в одинаковых ситуациях разные люди ведут себя по-разному?»

Личность, как внутренний стержень человека, источник его мотивов, активности и самостоятельности — есть в той или иной степени у каждого душевно здорового, сформировавшегося человека. Подробнее смотри У кого есть личность — и какая?

Взгляд этика

Этики и психологи понимают личность существенно по разному. Для психолога любой сформировавшийся человек, имеющий своеобразие черт и особенностей — личность. Для психолога преступник — вполне личность: личность со своим неповторимым, уникальным набором черт и особенностей.

Если же о личности говорит этик, он говорит о Личности с большой буквы. Личностью с большой буквы этик называет не тех, кто в чем-то особенен и неповторим, а тех, кто готов на поступок и совершает поступки, кто вносит в жизнь окружающих людей настоящую ценность. Можно сказать так: чем больше достойного ты несешь другим людям как свободный и самостоятельный человек, тем более ты Личность. Сколько ты, всей своей жизнью, принесешь людям?

Хороший вопрос самому себе: «Насколько я — Личность?»

Взгляд конструктора (строителя, Мастера жизни)

Синтон предлагает видеть в личности не данность, а заданность. Не прошлые заслуги и прегрешения, не то, что уже состоялось, а то, что человеку предстоит, то задание, которое нужно человеку сделать. Ситуация: вы прошли психологическое тестирование и достоверно узнали свои личностные черты и особенности. Согласно результатам, вы не очень свободный, мало самостоятельный, сильно ленивый, нередко трусливый и часто мстительный субъект с развитой логикой. Сопоставив это с историей своих жизненных неуспехов, добавив сюда мнение шефа и соседей, вы логично пришли к умозаключению, что вы определенно — не Личность и вам это, по всем признакам, не светит. И что дальше? Делать-то с этим — что?

Делать себя Личностью. Потому что человек — это проект, а не история. Личностью не рождаются, личностью становятся.

Близкие понятия

Я — то, с чем себя отождествляет человек, а также тот, кто себя с чем-то отождествляет.

Характер — способность человека настаивать на своей позиции, отстаивать свою точку зрения. Шире — любые стабильно воспроизводящие особенности поведения, мышления и реагирования людей. Именно в этом смысле для многих психологов-исследователей понятия «личность» и «характер» являются по факту синонимами.

Индивидуальность — особенности конкретного человека. Любит он водку или поспать, рыжий он или молчаливый — это все его особенности, его индивидуальность.

Личность с разных точек зрения

«Как легко говорится: «Найти самого себя!» Какой испуг, если это и в самом деле случается!»
Э. Канетти

Каковы люди по своей природе? Свободны ли мы в своих мыслях, эмоциях и действиях или они определяются влиянием извне? Что есть психическое здоровье и кто управляет нашей судьбой? Вряд ли можно поставить эксперимент, чтобы получить ответ. Но это не значит, что его не надо искать.

На протяжении ХХ века сложилось три теоретических подхода к вопросу о сути нашей личности: психоаналитический, бихевиористский и феноменологический.

Психоаналитический подход

Психоанализ был разработан в начале ХХ века австрийским неврологом Зигмундом Фрейдом, который также является создателем крайне популярного метода лечения психических расстройств. Сколько бы недостатков ни находили в психоаналитической теории личности, она была и остается самой фундаментальной из когда-либо созданных.

Читайте также:  Что такое зрение человека для детей

Фрейд открыл метод свободных ассоциаций. Из длинного ассоциативного ряда ученый выделял повторяющиеся темы, которые считал проявлением бессознательных страхов и идей, что прорываются в наше сознание в снах и ранних детских воспоминаниях.

По мнению Фрейда, человеческий разум есть не что иное, как айсберг. Совсем небольшая его часть, надводная,— это сознательное, то есть осознаваемая в данный момент информация, и предсознательное — те знания, которые хранятся в активной памяти и могут извлекаться оттуда по мере необходимости (сумма двух чисел, фамилия известного композитора и т. д.).

Однако вторая, подводная часть, во много раз превосходит первую. Это наше бессознательное — место, где хранятся наши неназываемые желания и недоступные воспоминания, на самом деле руководящие нашим поведением и мыслями.

Ничто в жизни не проходит бесследно, и не существует не обусловленных психологических событий. Все, чему мы не видим причины, имеет ее: это наши неудовлетворенные желания и бессознательные потребности.

Под влиянием закона о сохранении энергии Фрейд вывел теорию о том, что у каждого человека есть определенное количество сексуальной энергии — либидо. По его мнению, подавленное либидо никуда не исчезает и требует преобразования в иную деятельность.

«Личность есть боль. Героическая борьба за реализацию личности болезненна. Можно избежать боли, отказавшись от личности. И человек слишком часто это делает» (Н. А. Бердяев)

Три стороны одной медали

Структуру личности сторонники психоанализа представляют как соединение трех систем: Оно (Ид), Эго и Суперэго.

Оно является наиболее примитивной нашей частью, из которой потом вырастают Эго и Суперэго. По мнению Фрейда, Оно состоит из основных биологических потребностей (еда, сон, избегание боли, получение удовольствия, агрессия). Эта часть личности не умеет ждать, требует всего и сразу, не обращая внимания на внешние обстоятельства.

Эго развивается по мере того, как развивается ребенок. Эта часть осознаёт, что не всегда потребности удовлетворяются сразу. Еду надо добыть, за некоторые поступки взрослые могут наказывать, причиняя боль, сну отводится определенное время суток — так Эго учится учитывать требования реальности. Основная движущая сила этой грани личности — реализм, именно Эго решает, какие импульсы можно реализовать прямо сейчас, а какие отложить до лучших времен. Суперэго — третья часть личности — судит о правильности или неправильности наших действий. Это ценности и мораль общества, перенесенные внутрь нас, наш страж, наша совесть и наши представления об идеальном человеке. Суперэго формируется в результате проекции ребенком на себя образов родителей и их системы ценностей. При появлении импульса, запрещенного обществом или его внутренним представителем — Суперэго, возникает тревожность. Понятие тревожности и механизмов защиты от нее занимает центральное место в теории психоанализа.

«Личность человеческая более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир» (Н. А. Бердяев)

Бихевиористский подход

В современной науке этот подход носит название теории социального научения. Личность и ее окружение постоянно влияют и изменяют друг друга. Мы ведем себя соответственно ситуации, а наше поведение формирует новую ситуацию, и так бесконечно.

Ребенок приносит пятерку из школы — и получает похвалу от родителей. Дерется с мальчишками во дворе — и получает нагоняй. Но если он влез в драку, защищая девочку,— его снова похвалят. А если заработает еще одну пятерку, списав контрольную, — его снова будут ругать. Одно и то же поведение — еще не гарантия одной и той же на него реакции.

Мы учимся на непосредственном опыте, но достаточно ли только его? Разумеется, нет. Представьте себе хирурга-ординатора, который учится оперировать, опираясь только на выводы из собственных успехов и неудач. Страшная картина!

Но, по счастью, человеку вовсе не обязательно реализовывать все модели поведения, чтобы им научиться. Часто бывает достаточно прочитать, услышать или увидеть, чтобы запомнить, повторить и добиться нужного результата.

Теория социального научения шагнула далеко за рамки классического бихевиоризма, ее объект — взаимодействие между средой, поведением и познавательной деятельностью человека.

Феноменологический подход

Сторонники этой теории опираются на четыре постулата:

  • Основной интерес направлен на переживания человека, главный вопрос для каждого: «Кто я есть?»
  • Главные направления исследований — выбор, творчество, самореализация.
  • Необходимо выбирать для изучения самые важные проблемы, даже если для этого еще не существует точных и полных методик.
  • Высшая ценность — достоинство человека. Цель психологии — понять его, а не контролировать и не предсказывать его поступки.

Пожалуй, самыми яркими представителями этой ветви являются Карл Роджерс и Абрахам Маслоу.

Роджерс полагал, что основным мотиватором для человека является стремление к полной реализации своего потенциала, раскрытие всех возможностей и способностей. Центральным понятием в его теории личности является понятие о «я». Каждый человек ищет ответ на два основных вопроса: «Что я есть?» и «Что я могу?» И чем ближе поведение, мысли и опыт к нашему представлению о собственном «я», тем мы счастливее.

Маслоу предложил иерархию потребностей, от самых простых, биологических (еда, сон) — до высших, эстетических и интеллектуальных (искусство, наука). Согласно его теории, самореализация высших потребностей возможна только в том случае, если реализованы низшие.

Сторонники феноменологического подхода ставят в центр внимания видение, ощущение, переживание, внутреннюю жизнь. Не столь важно, что происходит, важно, как это оценивается. Успешному мужчине, например финансисту, покажется пустой тратой времени просмотр мелодрамы о несчастной провинциалке, которой ни в чем не везет. Но многие женщины будут смотреть и пересматривать этот фильм, раз за разом сопереживая героине, ощущая свою душевную сопричастность. Логически — мало информативно, феноменологически — духовно богато.

«Всякий человек есть история, не похожая ни на какую другую» (А. Каррель)

План: Введение. Понятие личности с различных точек зрения. Социология и психология личности

1. Понятие личности с различных точек зрения.

— Социология и психология личности.

— Предпосылки и факторы развития личности.

— Православное учение о личности и его некоторые прикладные аспекты (по докладу Фламинга).

2. Понятие личности у Фрейда.

— Биография Зигмунда Фрейда.

— Я, Оно, Сверх-Я у Фрейда.

Список использованной литературы.

Что такое личность? По этому вопросу велись и ведутся долгие, нескончаемые споры.

Существует также точка зрения, согласно которой вопрос этот праздный; каждый, мол, если он чувствует и мыслит, совершает поступки, находится в общении с окружающими, уже тем самым утверждает себя как личность.

Во-первых, крайне трудно, практически невозможно представить себе человека как личность, то есть как человеческого индивида, обладающего ясно выраженным социально-нравственным обликом, своим общественным «лицом», без потребности в выработке собственного цельного мировоззрения, уходящего корнями в толщу мировой культуры, без по-своему активного отношения к сколько-нибудь значительным явлениям действительности. Личность без мировоззрения представить невозможно. Личность без самосознания — нонсенс. Если подобные люди и встречаются, то в этих случаях мы имеем дело с индивидами, влачащими социально и духовно зависимое существование, живущими, как говорится, чужим умом, а это свидетельствует о невысоком уровне собственно личностного развития.

Во-вторых, личностью в полном смысле слова является человек, который не вынуждается вступать в какие-либо общественные отношения отчуждения, эксплуатации и дискриминации, человек, чьи способности и взгляды не служат источником хищнической наживы, базой чьего-то паразитического благополучия.

Наконец, еще один признак личности состоит в непременном обладании способностью и полем для творческого самоутверждения в той или иной сфере общественно полезной деятельности, ибо человек является личностью не только «в себе», субъективно, в собственных представлениях, но и объективно, вовне, «для других». Всем перечисленным, конечно, не исчерпываются характерные особенности личности, но и без этого рассуждать о личности, по меньшей мере, странно.

Идеал человеческой личности — это представление о совершенном человеке, которое живет в произведениях литературы и искусства, народном творчестве. Посмотрите на героев сказок, песен, народных былин и сказаний. Они обязательно включают в себя такие качества как ум, красота, трудолюбие, физическая сила, выносливость.

Идеал телесной и духовной красоты занимал умы многих педагогов уже с глубокой древности, с античных времен. Однако там гармоничное соединение физического и духовного в человеке полностью исключало труд. В средние века идеалом становиться духовный аспект. Церковь (а именно она монополизировала все дело воспитания в этот период) считала, что физические радости отвлекают человека от церковных догм, и объявило их греховными. В этих условиях идея сочетания духовной и физической красоты считалось еретической, и совершенно заглохла.

Идея гармонического развития человека вновь прозвучала и получила дальнейшее развитие в трудах педагогов-гуманистов эпохи Возрождения. Эта эпоха подарила миру много разносторонне образованных людей, развивших до высокого совершенства свои природные задатки. Они видели идеал разностороннего воспитания в соединении обучения с трудом, в котором принимают участие все члены общества. Сейчас идея всестороннего развития личности как высшей цели воспитания признается всем миром.

И, тем не менее, ни одна страна не может похвастаться ее достаточно полной реализацией, да и понимается она разными педагогическими и философскими школами, мягко говоря, неоднозначно.

Следует иметь в виду, что в любом обществе существует два педагогических идеала личности. Один — высокий, широко рекламируемый, но заведомо недостижимый. Его предназначение — быть маяком, ориентиром, высшим образом, к которому следует подвести воспитуемого как можно ближе. Другой идеал достаточно приземленный. Он, как правило, имеет реальное воплощение, явно не пропагандируется. Назовем его «реальным идеалом». Реальный идеал — это герой своего времени, это тот, которому все завидуют, на месте которого каждый хотел бы оказаться, чью судьбу, если не все, то очень многие желают своим детям.

1. Понятие личности с различных точек зрения.

Социология и психология личности.

В повседневном и научном языке очень часто встречаются термины: «человек» , «индивид» , «индивидуальность» , «личность» . Чаще всего эти слова употребляются как синонимы, но если подходить строго к определению данных понятий, то можно обнаружить существенные смысловые оттенки. Человек — понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как отдельный, конкретный человек, как единичный представитель человеческого рода и его «первокирпичик» ( от лат. Individ- неделимый, конечный). Индивидуальность можно определить как совокупность черт, отличающих одного индивида от другого, причем различия проводятся на самых разных уровнях- биохимическом, нейрофизиологическом, психологическом, социальном и др. Понятие личность вводится для выделения, подчеркивания неприродной («надприродной», социальной) сущности человека и индивида, т.е. акцент делается на социальном начале.

В социологии личность определяется как: 1)системное качество индивида, определяемое его влюченностью в общественные отношения и проявляющееся в совместной деятельности и общении; 2)субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

В момент рождения ребенок еще не является личностью. Индивидом называется человек как представитель вида, продукт филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы сделаться личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Непременным условием этого развития являются: 1)биологические, генетически заданные предпосылки; 2)наличие социальной среды, мира человеческой культуры, с которым ребенок взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий с социальной средой, еще не человек в собственном смысле слова.

Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, которые составляют ее структуру. Подойти к задаче характеристики личности можно двояким образом:

-с точки зрения ее структуры;

-с точки зрения ее взаимодействия с окружающими, общения с другими людьми.

Понятие «личность» показывает как в каждом человеке индивидуально отражаются социально значимые черты и проявляется его сущность как совокупность всех общественных отношений. Социология стремится выявить социальные основы формирования личностных качеств, социальное содержание и социальные функции существующих в обществе типов личности, то есть изучить личность и как источник общественной жизни, и как ее реальный носитель. Конечно же, личность, с точки зрения социологии, обозначает единичного человека, проявляющего социально значимые черты индивидуальной жизнедеятельности благодаря взаимодействию с другими людьми и тем самым способствующего стабилизации и развитию общественных отношений.

Читайте также:  Болит голова и падает зрение причины лобная часть

Таким образом, социология личности- отрасль знаний социологии, имеющая предметом изучения личность как объект и субъект социальных отношений в пределах социально-исторического процесса и ценностных общественных систем, на уровне взаимосвязи личности и социальных общностей. Социология личности сосредоточена на трех основных проблемах:

изучение личности как социальной системы, элемента социальных общностей и институтов;

изучение личности как объекта социальных отношений (воздействие общества на личность, в том числе и в процессе ее социализации, воспитания);

рассмотрение личности как субъекта общественных отношений, в том числе социальную деятельность и активность личности.

Можно дать различные определения термину «личность».

Личностью в психологии называют человека как носителя сознания. Считается, что личностью не рождаются, а становятся в процессе бытия и трудовой деятельности, когда, общаясь и взаимодействуя, человек сравнивает себя с другими, выделяет свое «Я». Психологические свойства (черты) личности полно и ярко раскрываются в деятельности, общении, отношениях и даже во внешнем облике человека.

Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.

Оба этих определения личности ни в коем случае не противоречат друг другу, а лишь дополняют.

Как личность человек характеризуется уровнем развития его сознания, соотнесенностью его сознания с общественным сознанием, которое, в свою очередь, определяется уровнем развития данного общества. В свойствах личности проявляются возможности данного человека к участию в общественных отношениях.

Существенной стороной личности является ее отношение к обществу, к отдельным людям, к себе и своим общественным и трудовым обязанностям. Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью.

В личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития творческих возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, интересами, характером и т.п. Эти свойства формируются при жизни человека, но на определенной природной основе.

Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов.

В биологической организации человека, в его природе заложены возможности будущего его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря социальной наследственности — благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры, в системе общественных отношений.

Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной его сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то «животной» стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками.

Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях. Требования общества определяют и модели поведения людей, и критерии оценки их поведения.

То, что на первый взгляд представляется естественными качествами человека (например, черты его характера), в действительности является закреплением в личности общественных требований к ее поведению.

Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия

между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности — это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.

Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. Низкие уровни развития личности характеризуются тем, что ее отношения обусловлены в основном утилитарными, меркантильными интересами. Наиболее высокий уровень развития личности характеризуется преобладанием общественно значимых отношений. Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Личность проявляется в том, как она решает эти задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми разными способами (вплоть до преступных).

Понять личность — это значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами решения этих задач она вооружена.

Личности бывают разные — гармонично развитые и реакционные, прогрессивные и односторонние, высоконравственные и подлые, но при этом каждая личность неповторима.

Также можно разделить личности социализированные — адаптированные к условиям своего социального бытия, десоциализированные — девиантные, отклоняющиеся от основных социальных требований (крайние формы этого отклонения — маргинальность) и психически аномальные личности (психопаты, невротики, лица с задержками психического развития и с личностными акцентуациями — «слабыми местами» в психической саморегуляции).

Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы.

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Личность в норме находится в состоянии своего непрерывного развития, самоусовершенствования и самореализации, постоянно открывая для себя новые горизонты на своем человеческом пути, испытывает «радость завтрашнего дня», изыскивает возможности актуализации своих способностей. В трудных условиях — толерантна, способна к адекватным действиям.

Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость к их потребностям и интересам.

В построении своих жизненных планов стабильная личность исходит из реальных возможностей, избегает завышенных притязаний. Развитая личность обладает высокоразвитым чувством справедливости, совести и чести. Она решительна и настойчива в достижении объективно значимых целей, но не ригидна — способна к коррекции своего поведения. На сложные требования жизни она способна реагировать тактической лабильностью без психических надломов. Источником своих удач и неудач она считает себя, а не внешние обстоятельства. В сложных условиях жизни она способна взять ответственность на себя и пойти на оправданный риск. Наряду с эмоциональной устойчивостью, она постоянно сохраняет эмоциональную реактивность, высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, она способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скепсиса.

Слово «личность» имеет свою историю. Первоначально латинское слово личность означало маску, которую надевал актер. То же самое значение имело слово личина у скоморохов. В Древнем Риме персонами называли граждан ответственных перед законом. В академическом словаре 1841 г. говорилось, что личность — это, во-первых, отношение одного лица к другому, никакая личность не должна быть терпимой в службе;

во-вторых, колкий отзыв на чей-либо счет, оскорбление не должно употреблять личности.

В соответствии со вторым толкованием использовал слово личность А.С.Пушкин:

Иная брань, конечно, неприличность,

Нельзя писать: такой-то де старик,

Козел в очках, плюгавый клеветник,

И зол, и подл: все это будет личность.

Одним из самых популярных подходов к рассмотрению личности является типологический. Еще с античных времен люди пытались связать какие-то аспекты личности с физическими особенностями человека. Психологи Кречмер и Шелдон предприняли попытку связать поведение человека с его физической конструкцией. Согласно представлениям Кречмера и Шелдона, высокие и худые люди (эктоморфный тип) чаще всего бывают робкими, заторможенными, склонными к одиночеству и умственной деятельности. Сильные, мускулистые люди (мезоморфный тип) должны, как правило, отличаться динамичностью и стремлением к доминированию. Среди невысоких людей с признаками тучности (эндоморфный тип) преобладают общительные, веселые и спокойные.

Оригинален подход к проблеме швейцарского психолога конца XIX-XX в. К.Юнга. Он пытался истолковать особенности поведения людей на основе аналогии со сложившимися типами приспособления в природе. В живой природе можно выделить два основных типа приспособления:

1. Плодородный — отличающийся повышенной плодовитостью при сравнительно меньшей силе защиты и продолжительности жизни (рыбы).

2. Прожорливый — обладающий многообразными средствами самосохранения при относительно меньшей плодовитости (млекопитающие).

Точно так же для одних людей наибольшее значение имеют внешние предметы и события. Они как бы обращены вовне, живут так, как это соответствует объективно сложившимся обстоятельствам. Эти люди, как правило, открыты, обходительны, часто веселы, доступны для окружающих, контактны. Представители другой категории углублены в свою внутреннюю жизнь. Такого человека интересуют не столько внешние события, сколько собственные переживания, собственная личность. Эти люди часто замкнуты, застенчивы, их трудно понять окружающим. Первых К.Юнг назвал экстравертами, вторых — интровертами. Каждый из нас обладает обоими механизмами — экстраверсией и интроверсией, и только относительный перевес того или другого определяет тип. Исследования показали, что экстра- и интроверсия очень ярко проявляются прежде всего в общении.

Многие российские ученые рассматривали понятие личности. Уже к середине 70-х годов был преодолен «коллекционерский» подход к личности, превращавший ее в некую емкость, принимающую в себя черты темперамента, характера, преобладающие потребности и интересы, способности, склонности, когда личность выступала как набор качеств, свойств, характеристик, особенностей. В условиях такого подхода задача психолога сводилась к каталогизации всех этих признаков и выявлению индивидуальной неповторимости их сочетаний для каждого отдельного человека.

Представление о личности как коллекции индивидуальных черт оказывалось удивительно неэвристичным уже хотя бы потому, что стирало грань между понятиями «личность» и «индивид», дробило личность на составляющие, рядоположенные друг другу, и лишало понятие «личность» его категориального содержания, той высшей степени обобщенности, без которой не может быть построена ни одна психологическая концепция.

При подобной «коллекционерской» ориентации быстро выявились затруднения, связанные с переходом от общепсихологического понимания личности к рассмотрению проблем ее формирования в возрастной и педагогической психологии, ее реабилитации – в медицинской психологии и патопсихологии, наконец, к изучению ее в системе межличностных отношений в социальной психологии. Все это поставило в повестку дня вопрос о необходимости структурирования многочисленных личностных качеств (число которых, как было уже тогда подсчитано, равнялось полутора тысячам, а то и больше). С середины 60-х годов предпринимаются попытки выяснить общую структуру личности. Бесспорно, это было шагом вперед по сравнению с преобладавшими в прошлом перечислительными трактовками.

Однако очень скоро обнаружилось, что общая структура личности интерпретируется главным образом как некая контаминация биологически и социально обусловленных ее особенностей. Проблема соотношения биологического и социального с этого момента приобретает едва ли не центральное положение в психологии личности. Полемика по проблемам личности (1969) во многом проходила под знаком понимания ее как биосоциального существа и структурного подхода к ней. И хотя понимание структуры личности вызывало споры, все больше утверждалось мнение, что в личности должны быть выделены «исключительно социально обусловленная подструктура» и «биологически обусловленная подструктура». Правда, иногда указывалось на наличие еще двух подструктур – опыта и индивидуальных особенностей форм отражения, но отнесение их к сфере социального или биологического не уточнялось, а глухо отмечался их промежуточный характер.

К концу 70-х годов ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного подхода, Можно ли здесь говорить о каком-либо новом этапе развития психологической теории? Этот вопрос уместен, если учесть, что не так просто уловить разницу в использовании понятий «структурный подход» и «системный подход». Не случайно часто пишут через дефис: «системно-структурный подход». И все-таки есть определенные основания для выделения нового этапа теоретического развития. Дело в конечном счете не в фактическом сближении (а может быть, и неразличимости) понятий «структура» и «система», а в том, что на самом деле мыслят в каждом из этих понятий в конкретно-психологических исследованиях.

Читайте также:  Воспринимают большую часть информации с помощью зрения

Методологическая и экспериментальная работа, протекавшая в рамках структурного подхода, сосредоточила внимание психологов на классическом вопросе, как относится часть к целому и целое к части – целостная структура личности к различным ее подструктурам, и наоборот. И все в основном вращалось вокруг этого. Главное, очевидно, в том, что «структуралистские» декларации не были в свое время обоснованы и поддержаны предварительной методологической проработкой; философский анализ понятия «структураличности» не предшествовал анализу психологическому. И это не могло не сказаться на результатах.

Иная ситуация характеризует применение системного подхода к разработке психологической теории личности. За его «подключением» к психологии стоит длительная и эффективная работа специалистов-«системников». Это именно та обязательная методологическая проработка, без которой нельзя всерьез приниматься за решение конкретных психологических проблем. Необходимо было усвоить общие принципы системного анализа, после чего можно было переносить его в психологию личности. Однако нельзя сказать, что так уж легко и просто осуществить такой процесс. Например, принципы системного анализа, обязательные для построения теории личности, требуют выделения системообразующего признака личности, но тот системообразующий признак должен быть обнаружен не в общих системных представлениях, а в самой ткани психологической реальности.

Признание несомненного единства, но не тождества понятий «личность» и «индивид» (Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев и другие) порождало ряд вопросов и среди них вопрос о том, что представляет собой это особое системное качество индивида, которое обозначается термином «личность» и оказывается несводимым к биологическим предпосылкам, включенным в природу его носителя – индивида.

А.Н.Леонтьев писал: «Личность ≠ индивид: это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Иначе говоря, личность есть системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его прирожденными и приобретенными свойствами». И там же: «С этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение: иное, чем измерение, в котором ведутся исследования тех или иных психических процессов, отдельных свойств и состояний человека; это – исследование его места, позиции в системе, которая есть система общественных связей, общений, которые открываются ему; это исследование того, что, ради чего и как использует человек врожденное ему и приобретенное им. «108

Предложенному А.Н.Леонтьевым пониманию соотношения индивида и личности, заключающемуся в «новом психологическом измерении», ином, чем измерение, в котором ведутся исследования психических процессов, свойств и состояний человека (другими словами, за пределами традиционного «индивидуально- или дифференциально-психологического» раздела общей психологии), во многом отвечает концепция деятельностного опосредствования межличностных отношений. С этой точки зрения личность может быть понята только в системе устойчивых межиндивидных связей, которые опосредствуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из ее участников. Эти связи вполне реальны, но по природе своей «сверхчувственны»; они заключены в конкретных свойствах индивида, но к ним несводимы; они даны исследователю в проявлениях личности каждого члена группы, но вместе с тем образуют особое качество самой групповой деятельности, которое опосредствует эти личностные проявления, определяющие особую позицию каждого в системе межиндипидных связей, шире – в системе отношений в социуме.

Личность ребенка

Для многих неопытных родителей личность ребенка является мифом. Это естественный капкан воспитательного процесса молодых семей. Интересы малыша приобретают марионеточный характер, по этой причине многие важные проблемы трактуются ложно. Сложная задача родителей вырастить полноценного человека может иметь массу подводных камней из-за подобного отношения.

Формирование личности малыша

Разберемся подробно, что такое личность ребенка. Часто взрослые люди неверно трактуют проявление личности своего чада. Буйные капризы или слишком тихое поведение не являются личностью. Это скорее реакция малыша на определенные явления его жизни.

Формирование личности ребенка, по мнению ученых, начинается еще в утробе. Это спорное мнение имеет много возражений. Новорожденные дети совершенно по-разному реагируют на внешние раздражители, и этот факт доказывает наличие у него зачатки личности.

Трактовка понятия личность подразумевает:

  • проявление воли;
  • разумное осмысление окружающего;
  • свободу решений;
  • проявление чувств.

Равноправное взаимодействие этих качеств делает человека личностью. Отказывать ребенку в праве принимать определенные решения, значит ограничивать развитие воли. Задачей взрослого человека остается объяснения малышу последствий его действий.

Обратите внимание на то, как ребенок исследует окружающее. На ранних этапах это проявляется в виде сломанных игрушек, порванных книжек, оторванных обоев, рисунков на любой поверхности. Все это попытки анализировать мир вокруг себя. А это доказательство еще одного проявления личности. Любая ситуация требует адекватной реакции родителей, для ребенка она закладывает базу стандартов. На них он будет опираться во взрослой жизни.

Потребности личности

Независимо от возраста есть определенные потребности личности:

  • самовыражение;
  • уважение, принятие;
  • принадлежность к семье;
  • любовь близких людей;
  • безопасность;
  • физические потребности.

Ребенку хочется быть заметным, обращать на себя внимание. Ему необходимо проявлять свои умения, возможности. Маленькому человеку необходимо получать оценку своих родителей. Похвала за первые сделанные шаги, рисунок, танец важны для формирования его здорового фона.

Он имеет огромную потребность в заботе, любви, уходе со стороны близких людей. Отсутствие хотя бы одного фактора огорчает ребенка. Систематическое отсутствие этих проявлений формирует в его сознании ложную картинку. Малышу начинает казаться, что родители его не любят.

Семейные ценности, общие праздники рождает в сознании определенные эмоциональные связи. Маленький человечек должен принимать участие в жизни семьи, тогда его сознание построит сеть нормальных умозаключений. Это сыграет роль в его социализации.

Важным фактором является прикосновение. Малышу необходимы телесные контакты с родителями. Нужны объятья, прогулки за руку, поцелуи на ночь. Иначе он не сможет чувствовать себя счастливым.

Родители должны создавать ауру защиты для малыша. Чувство поддержки дает юному члену семьи моральные силы противостоять стрессам. В покое воспитывается полноценная личность. Это же касается его физических потребностей:

Развитие личности ребенка

Не простая задача родителей — развитие личности ребенка — часто становится предметом споров. Общество требует от семьи, чтобы они заботились о малыше согласно нормам. Реальность преподносит разные ситуации. Несмотря на это, родители обязаны стремиться развивать своего малыша.

Основным рычагом развитием остается огромное количество внимания. Это важный и сложный момент формирования личности. Общаясь с родителями, ребенок нарабатывает систему ценностей. Его личностные качества формируются под влиянием старших. Обучающие программы, игры головоломки, чтение сказок остается дополнительными инструментами для развития его личности.

Когда и как формируется личность ребенка. Одно из мнений

Р одители всегда желают детям только лучшего. Мы стремимся дать всё, чего не было у нас. Стараемся создать лучшие условия для развития. Прикладываем усилия, чтоб из нашего чада получился достойный человек. Каждая мама прочла горы литературы, пытаясь найти идеальный рецепт воспитания ребёнка. Предлагаю посмотреть на процесс воспитания под ещё одним углом. Возможно, это поможет разложить все те знания, которые уже у вас есть, по полочкам.

За последнее время пришлось столкнуться с разными точками зрения. Познакомлю вас с несколькими мнениями:

  • личность закладывается в первые три
  • пять лет жизни;
  • это происходит в первые месяцы;
  • это происходит во время рождения;
  • всё закладывается ещё в утробе;
  • определяющий фактор — момент зачатия;
  • всё определяет генетика;
  • всё определяет семья;
  • всё определяет общество и т. д.

Скажу сразу: каждая из вышеперечисленных теорий имеет место быть и отражает действительность.

Если мы посмотрим на развитие личности с точки зрения тонкого тела, а именно чакральной системы, то увидим: развитие происходит по спирали. Человек регулярно проходит через каждую чакру, вынося тот или иной урок. Каждый раз виток всё выше, но чакры те же. В рамках этой статьи не будем разбирать чакры: это здесь не так уж и важно. Упомянул о них, только чтобы показать, откуда столько мнений о том, в какой период происходит формирование.

Самые продвинутые исследователи сходятся во мнении, что человеческая личность формируется в самом начале. Но вот начало всё время ускользает. Каждый раз появляется то, что было ещё раньше.

Современная наука ограничена отсутствием в ней такой переменной, как реинкарнация. Если бы учёные мужи включили в свои расчёты этот фактор, многие вещи встали бы на место.

Теперь давайте внесём эту переменную и посмотрим, что получится.

Если учесть процесс реинкарнации и эффект кармы, то мы получим ответ на вопрос: «Почему люди такие разные, и почему дети в одной семье имеют такие разные судьбы?»

Как говорят ведические писания, душа, согласно деяниям прошлой жизни, двигается в следующую.

Если перевести на бытовой язык, представьте, что вам нужно попасть из точки А в точку Б. Можно идти пешком, на машине, на самолёте, эконом- или бизнес-классом. Каждый человек выберет тот вариант, что ему по карману. А вот размер кармана обусловлен прошлыми усилиями.

Вот тут мы подошли к самому интересному: что же нам делать с этой информацией? С одной стороны, получается, нет смысла воспитывать ребёнка, формировать его, так как всё уже определено его прошлым. Отчасти это так, об этом стоит подумать тем родителям, что поставили себе цель сделать из своего чада юриста, артиста, архитектора или другую свою несбывшуюся или сбывшуюся мечту. Действительно, на карму, формировавшуюся бесконечное количество жизней, повлиять очень сложно. Наша жизнь практически прописана по минутам.

Это только одна сторона, а есть и другая.

Человек не властен над кармой другого человека, его судьбой или личностью. Зато мы властны над собой. Наши дети приходят со сформированной кармой родиться и воспитываться у определённых родителей. Здесь под понятием «определённые родители» я имею в виду уровень и качество энергии.

Именно согласно нашему потенциалу к нам приходят те или иные души. Мудрые говорят: есть смысл сначала заняться своей энергией, своим миропониманием. Разобраться в том, что временно, а что постоянно. Тогда больше возможности притянуть осознанную душу. Такой ребёнок и сам станет подарком, и поможет родителям на пути саморазвития.

Смотря на детей практиков, я вижу, как сильно отличаются их дети. Отличия, как правило, в осознанности. В более глубоком понимании мира и, как результат, более осознанной жизни.

Многие в этом месте могут задаться вопросом: «А что делать мне, если дети уже есть, а о карме, реинкарнации я узнал или узнала только сейчас?»

Ответ на этот вопрос есть: заниматься своей энергией. Вы не измените ту карму, что есть у вашего ребёнка, но ведь вы не знаете, какая она. Если вы сейчас встанете на путь саморазвития, измените свою энергию, это будет означать, что к вам пришла та душа, родители которой должны были встать на путь.

Мы не властны над судьбами других, мы не можем заставить ребёнка прожить ту жизнь, которую считаем верной, да и в разные этапы жизни верным мы считаем разное. А вот то, что мы действительно можем, — это изменить свою энергию. Именно уровень и качество нашей энергии определяет действительность, в которой мы находимся. Но это уже совсем другая история.

Отвечу на вопрос, заданный в заголовке.

Когда формируется личность ребёнка? – В прошлых жизнях.

Как формируется личность ребёнка? – Это происходит под воздействием тех поступков, которые человек совершает в прошлом.

Любое прошлое — это наше настоящее; формируйте будущее своё и своих детей уже сегодня.

Источники:
  • http://www.psychologos.ru/articles/view/lichnost-s-raznyh-tochek-zreniya-i-glazami-raznyh-specialistov
  • http://sitekid.ru/chelovek/psihologiya/lichnost_s_raznyh_tochek_zreniya.html
  • http://refdb.ru/look/1181549.html
  • http://dizzwizz.ru/deti/razvitie/lichnost-rebenka.html
  • http://www.oum.ru/literature/roditelyam-o-detyah/kogda-i-kak-formiruetsya-lichnost-rebyenka/