Меню Рубрики

Личность понятие личности с точки зрения философии

О философии кратко и понятно: ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ. Все основное, самое главное: очень кратко про ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ. Суть философии, понятия, направления, школы и представители.

ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ XX В.

В качестве единичного представителя человеческого рода человек рассматривается как индивид. Индивид – это всегда один из многих. Это понятие не включает в себя биологических и социальных особенностей человека.

Говоря об особенностях человека, употребляют понятие «индивидуальность». Индивидуальность – это характеристика особенности, неповторимости каждого конкретного человека, человеческой личности.

При этом личность понимается как отпечаток тех общественных отношений, в которые человек вступает на протяжении всей своей жизни. Процесс формирования личности называется «социализация».

Личность имеет сложную структуру. Личность рассматривается как индивидуальное выражение ценностей, идеалов, норм данного конкретного общества. Личность формируется в конкретной исторической ситуации, в процессе общения и взаимодействия с другими людьми.

Существуют разные подходы к изучению личности человека: психологический, социологический и др. В философии личность изучается в ее целостности. Философия пытается сочетать разнообразные подходы к изучению личности. Этим занимается специальная философская дисциплина – антропология.

Проблема личности в философии – это вопрос о сущности человека, его месте в мире, его социальном предназначении как творца истории. Важной характеристикой личности является его нравственно-духовная сущность. Чем ярче выражены у человека интеллектуальность, нравственность и волевые качества, тем ярче и значительнее сама личность. Личность такого человека ориентирована на общечеловеческие ценности, на свободное самовыражение, творчество, добро.

Философская антропология XX в. В XX в. интерес философии к человеку возрос.

Современная наука и общественная практика дают богатейший материал для переосмысления глобальной философской проблемы «человек и мир». Выход человека в космическое пространство придает особую актуальность такому аспекту названной проблемы. Подобный подход обнаруживается у многих философов XX в., напр. у А. Бергсона, М. Шелера, В. Вернадского, несмотря на все различия их учений.

Проблеме появления человека и его места во Вселенной посвятил свою работу Тейяр де Шарден. Стремясь к установлению союза религии и науки, Тейяр де Шарден представил человека как запланированный результат космической эволюции.

С точки зрения современных научных представлений жизнь на Земле возникает как результат локальной концентрации живого вещества, рассеянного в космосе. Существование таких «облаков жизни» возможно и на других участках Вселенной. Жизнь возникает в виде биосферы, а не отдельных организмов, т. е. в виде единого живого вещества. Этим объясняется, в частности, то, что человек, появившись в ходе эволюции, испытывает влияние процессов, происходящих в ближайшем и дальнем космосе.

.
nitshe.ru философы и философия

Кратко и понятно о философии, философах, понятиях, сути философии, направлениях и школах. Шпаргалка для экзаменов, зачётов, рефератов, докладов. вся Философия в кратком изложении.

Глава 1. Теоретические основы личности и ее признаки

.1 Сущность понятия «личность» и характерные ее черты

.2 Философия личности и ее признаки

Глава 2. Проблематика философии личности и пути ее совершенствования

.1 Проблематика философии личности

.2 Философское совершенствование личности

Список использованных источников и литературы

Всякий человек призван стать личностью, и ему должна быть предоставлена возможность стать личностью. Всякая человеческая личность обладает ценностью в себе и не может рассматриваться, как средство. Издревле проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться «в тисках» информационно-техногенного общества.

Объектом исследования является личность. В качестве предмета исследования рассматривается философия личности и пути ее совершенствования.

Целью работы является: анализ проблематики философии личности и пути ее совершенствования.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

Определить сущность понятия «личность» и характерные ее черты;

— Изучить философию личности и ее признаки

Рассмотреть проблематику философии личности;

— Предложить пути философского совершенствования личности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Работа написана на основании изучения учебных пособий, анализа монографий и статей периодических изданий. Список литературных источников включает в себя 24 наименования.

Глава 1. Теоретические основы личности и ее признаки

.1 Сущность понятия «личность» и характерные ее черты

Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие «личность» — совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

Таким образом, человек — это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно — биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).

Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

Качества личности — врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека.

В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.

Человек, как правило, совмещает в себе всё виды качеств; одни качества развиты больше, другие — меньше.

Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.

Потребности — это то, в чем человек чувствует необходимость.

Потребности — основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей — важный компонент человеческого счастья.

Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе.

Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Интересы — конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы — также двигатель прогресса.

Среди интересов выделяются: личные (индивидуальные); групповые; классовые (интересы социальных групп — рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры); общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке); государственные; интересы всего человечества (например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.).

Лишение индивида общения и возможности выбора деятельности, известной свободы действий отрицательно сказывается на развитии личности и ее самочувствии. Не случайно изоляция человека от общества и общения всегда считалась одним из самых суровых наказаний. Это вполне объяснимо, ибо постоянная изоляция и одиночество противоречат самой сущности личности.

Но еще более отрицательное и страшное влияние на личность, приводящее к ее разрушению, имеет навязывание ей чужой воли и мыслей. Человек, полностью подчиненный чужой воле и лишенный (посредством внушения, идеологического оболванивания через агитацию и пропаганду и т.д.) собственного мировоззрения, собственных мыслей и взглядов, — это уже не личность.

Таким образом, под личностью подразумевается прежде всего индивидуальность человека, причем не биологическая, а социальная. Личность — это и есть социальная индивидуальность. Человек рассматривается не только со стороны его общих и специфических социальных качеств, но и со стороны его индивидуальных социальных свойств. То, что делает человека личностью, — это, конечно, его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность.

Развивается личность и выполняет различные социальные роли в обществе благодаря своей деятельности. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность.

1.2 Философия личности и ее признаки

Русская религиозная философия сделала акцент на духовные качества человека: творчество, любовь, добро и т.д. Человек рассматривается как центр мира; человек призван богом как свободное творческое существо к собиранию мира в единое целое, к созданию гармонии. Смысл его жизни состоит в отрицании зла, посредством творения добра.

Человеческая личность — «величайшая в мире загадка». Личность существовала не всегда. Греческая цивилизация не знала такого понятия, как не знал его и Рим. Античность имела представление только о персоне. Этот термин обозначал различие характеров

Проблема личности есть основная проблема экзистенциальной философии. «Я» есть изначальная данность, личность же есть заданность. Сознание личности и реализация личности болезненны. Личность есть боль, и многие соглашаются на потерю в себе личности, так как не выносят этой боли. Личность не тождественна индивидууму. Индивидуум есть категория натуралистическая, биологическая. Не только животное или растение есть индивидуум, но и алмаз, стакан, карандаш. Личность же есть категория духовная, а не натуралистическая, она принадлежит плану духа, а не плану природы, она образуется прорывом духа в природу. Личности нет без работы духа над душевным и телесным составом человека. Человек может иметь яркую индивидуальность и не иметь личности. Есть очень одаренные люди, очень своеобразные, которые вместе с тем безличны, неспособны к тому сопротивлению, к тому усилию, которое требует реализация личности. Личность есть прежде всего смысловая категория, она есть обнаружение смысла существования. Между тем как индивидуум не предполагает непременного такого обнаружения смысла, такого раскрытия ценности. Личность совсем не есть субстанция. Понимание личности как субстанции есть натуралистическое понимание личности и оно чуждо экзистенциальной философии.

Личность может быть определена как единство в многообразии, единство сложное, духовно-душевно-телесное. Отвлеченное духовное единство без сложного многообразия не есть личность. Личность целостна, в нее входит и дух, и душа и тело. Личность не может быть частью в отношении к какому-либо целому, космическому или социальному, она обладает самоценностью, она не может быть обращена в средство. Это — этическая аксиома. Личность не есть объект и не принадлежит объективированному миру, в котором ее нельзя найти. Встреча с личностью есть встреча с «ты», а не с объектом. Личность не есть объект, не есть вещь.

Есть еще один признак личности, отличающий ее от вещи, может быть, самый существенный — личность способна испытывать страдание и радость, она имеет для этого чувствилище, которого лишены сверхличные реальности. Главное в существовании личности совсем не то, что оно целесообразно, главное, что оно есть причиняющая боль судьба антиномическое сопряжение свободы и предназначения неотвратимости. Личность предполагает чувство реальностей и способность выходить к ним. Крайний индивидуализм есть отрицание личности. Личности присущ метафизически социальный элемент, она нуждается в общении с другими. Природная жизнь пола всегда трагична и враждебна личности. Личность оказывается игрушкой гения рода, и ирония родового гения вечно сопровождает сексуальный акт. Не бессмертие и вечность ждет личность в сексуальном акте, а распадение в множественности рождаемых новых жизней.

Читайте также:  Как проверяют остроту зрения у детей 3 лет

Таким образом, всякий человек призван стать личностью, и ему должна быть предоставлена возможность стать личностью. Всякая человеческая личность обладает ценностью в себе и не может рассматриваться, как средство. Есть «иной мир», более реальный и более подлинный.

Глава 2. Проблематика философии личности и пути ее совершенствования

.1 Проблематика философии личности

Личность преподносится как сложная духовная система человека, внутренний динамичный мир личного сознания. Существуют только личности и то, что они создают.

Философия личности пытается защитить избранность, индивидуальность личности, её причастность к творению мира культуры. Наиболее богатыми являются отношения человека к Богу, в которых проявляется истинная сущность человека и происходит возрождение его индивидуальности.

Таким образом, философия личности пытается примирить сциентистскую и антисциентистскую тенденции в современной философии. Современная наука не даёт человеку целостного взгляда на мир, поскольку мир дан нам в личном персональном опыте. Поэтому все невзгоды современного человека коренятся в ограниченности научного мировоззрения, пронизанного технократизмом. Человек становится придатком машины, он теряет свою уникальность и неповторимость, его деятельность запрограммирована, он не может выйти за рамки стандартного поведения.

В основе философии личности лежит идея персонификации Вселенной, согласно которой последняя есть единое всепоглощающее «Я». Философы превращают мир в мир духовных феноменов, но мыслят его духовность как результат персонального опыта, как результат мышления одного или многих «Я». Мир дан только в личном сознании субъекта, то есть объект как бы растворяется в субъекте. Личностное познание мира находится в рамках психологического освоения её человеком, так как объективный мир рассматривается как объективация разума, воли, желаний, целеполагания личности.

В эпоху научно-технической революции философия личности претерпевает некоторые изменения, хотя и остаётся в рамках традиционной точки зрения, что истины науки не противоречат истинам религии. Философы доказывают, что религия является неотъемлемой частью человеческого духа так же, как и моральные или интеллектуальные ценности.

Итак, средоточием философии личности является религиозно-этическая проблематика. Высшей моральной ценностью является самоопределение свободной личности, поскольку потребность человеческой души в свободе есть непременное условие творчества. Свобода воли человека есть гарант совершенствования человеческого общества, которое само состоит из свободных личностей. Из этики вытекает социальное учение, рассматривающее в качестве оптимального такое общество, где достигнута гармония личностей.

Личность становится личностью, только приобщаясь к миру социального. Существует три способа формирования личности:

) медитация, или поиск призвания;

)собственное воплощение, или занятие тем, что принесёт призвание;

) самоотверженность, или жизнь для других.

Если человек не обладает одним из этих моментов, о нём нельзя сказать, что он состоялся как личность.

История самоидентификации личности есть история её персонализации, которая разворачивается по мере нарастания гуманизации человечества. Особое внимание философия личности уделяет роли христианства в процессе развития личности.

Итак, философы выступили с попыткой обоснования «целостной» личности, осмысления человека как духовного бытия, способного к саморазвитию и самосовершенствованию. Они отмечали искажённые ценности современного человека с приматом вещей, с ориентацией на материальные ценности в ущерб духовности и умению не «иметь», а «быть».

2.2 Философское совершенствование личности

Личность человека развивается благодаря, шести органов чувств и ее развитие будет ограничено физикой. Исследователи выходили за пределы физики, науки, религии и их личность получала расширенное восприятие бытия. Они заявляли о своих озарениях, их унижали, запрещали, уничтожали. Нас заставляли думать одинаково, как было определено ранее авторитетами. Благодаря, намерения одного человека, заявившего о нем в пространство, сейчас наше общее коллективное сознание, легко принимает эту истину.

Не прошло и полвека, как личность человека приняла новое восприятие, благодаря первопроходцам, и считает его теперь своим от рождения, оно же уже в прошлом, доказано, утверждено. Необходимо понимать великое благо присутствие личности и необходимости уделения ей, наибольшего внимания и заботы.

Личность чувствует себя отдельно от всего и ей потому страшно, она сомневается, защищается, нападает. Нам не стоит уничижать личность, она величественна, ее необходимо трансформировать Итак, о чем думает человек, туда поступает энергия, и намерение начинает матерелизоваться. Жизнь сразу начинает преподносить дары. Личность вправе принимать их, или отрицать. Как правило, то, что мы не понимаем, мы не можем принять. Личности необходимо, во всем распознать дар жизни, распознать и принять, найти дар и радость во всем. Вот тогда, личность начнет развиваться, ибо впустит в жизнь новое, родит свое, создаст свое уникальное и ветры перемен преобразуют жизнь. Наша сила в осознанности настоящего момента. В настоящем моменте, мы творим жизнь, мы и есть жизнь.

личность философский совершенствование

Из изложенного материала можно сделать следующие выводы:

Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной организации. Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность.

Личность может быть определена как единство в многообразии, единство сложное, духовно-душевно-телесное. Отвлеченное духовное единство без сложного многообразия не есть личность. Личность целостна, в нее входит и дух, и душа и тело. Личность не может быть частью в отношении к какому-либо целому, космическому или социальному, она обладает самоценностью, она не может быть обращена в средство. Главное в существовании личности совсем не то, что оно целесообразно, главное, что оно есть причиняющая боль судьба антиномическое сопряжение свободы и предназначения неотвратимости.

Средоточием философии личности является религиозно-этическая проблематика. Высшей моральной ценностью является самоопределение свободной личности, поскольку потребность человеческой души в свободе есть непременное условие творчества. Свобода воли человека есть гарант совершенствования человеческого общества, которое само состоит из свободных личностей. Из этики вытекает социальное учение, рассматривающее в качестве оптимального такое общество, где достигнута гармония личностей.

Для развития личности человека, необходимо условие наличия личного намерения, личного заявления, соответствующее действо заявленному в пространство.

·Первым шагом является осознание совершенства жизни Личности необходимо во всем распознать дар жизни, распознать и принять, найти дар и радость во всем. Вот тогда, личность начнет развиваться, ибо впустит в жизнь новое, родит свое, создаст свое уникальное и ветры перемен преобразуют жизнь. Наша сила в осознанности настоящего момента.

Список использованных источников и литературы

1. Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 2009. №2. С. 15-19.

2. Айер А. Дж. Человек как предмет научного исследования // Философские науки. 2011. №1. С. 8-9.

. Бердяев Н. А. Эрос и личность. М. 2009. С. 158.

. Буржуазная философская антропология XX в. М. 2006. С. 211.

. Гельвеций А. К. О человеке. М. 2009. С. 87.

. Дубинин Н. Н. Что такое человек. М. 2008. С. 315.

. Каримский А. М. Социальный биологизм. М. 2011. С. 97.

. Карпинская Р. С., Никольский С. А. Философия. М. 2008. С. 268.

. Культура, человек и философия // под ред. Исламова Р. 2009. С. 287.

. Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М. 2004. С. 154.

. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М. 2010. С. 168.

. Моисеев Н. Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии.2010. №6. С. 15-19.

. Новгородцев П. И. Об общественном идеале личности. М. 2011. С. 361.

. О человеческом в человеке / под ред. А.Р. Савина М. 2007. С. 198.

. Проблема человека в западной философии / под ре. Л.Джеймса. М. С. 258.

. Социальная философия / Под редакцией проф. В. Н. Лавриненко. М. 2007. С. 274.

. Табачковский В. Г. Человеческое мироотношение: данность или проблема? // Вопросы философии. 2010. №6. С. 19-25.

. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М. 2007. С. 197.

. Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 2010. №6. С. 15-19.

. Фромм Э. Духовная сущность человека // Философские науки. 2011. №1. С. 19-23.

. Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 2009. №2. С. 21-26.

. Хамитов Н. Одиночество в жизни и в тексте // Философская и социологическая мысль. 2009. №9. С. 4-9.

. Шинкарук В. И. Философия и мировоззрение // Человек и мир человека. 2007. №7. С. 7-12.

. Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории. 2011. №8. С. 15-18.

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Понятие личности в философии

Необходимо отграничить понятие «личность» от понятий «индивид» и «индивидуальность». Рассматривая понятие индивид, надо указать, что оно означает неделимую дальше частицу какого-то целого. Этот своеобразный социальный атом, отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего телесно) от других индивидов. Гораздо более содержателен другой термин — индивидуальность, обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве ею личностных качеств и свойств. Схематически это можно представить так: человек выступает сначала как особь, «случайный индивид» (Маркс), затем как социальный индивид, персонифицированная социальная группа (сословный индивид) и, наконец, как личность. В последней своей ипостаси человек как вбирает в себя все многообразие социальных связей и отношений. Сущность «особой личности», по словам Маркса, составляют не ее борода, не ее кровь, не абстрактная физическая природа, а ее социальные качества. Но свойства личности никак не сводятся к индивидуальным особенностям. Личность тем значительнее, чем больше в ее индивидуальном преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.

Под «личностью» в современном социально-философском знании понимают обычно как 1) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности; так и 2) индивидуального носителя этих черт как свободного и ответственного субъекта сознательной волевой деятельности. Понятие личности, употребляемое в этом значении, нужно отличать от понятия индивидуальности, подразумевающего своеобразие, особенности данного лица.

Проблема личности в философии — это прежде всего вопрос о том, какое место занимает человек в мире, чем он фактически является и чем он может стать, каковы границы его свободного выбора и социальной ответственности. Хотя отдельный человек не властен над результатами совокупной общественной деятельности, он всегда обладает свободой выбора и именно этот выбор конституирует его как личность.

«социальное» и «индивидуальное«, на первый взгляд являющиеся противоположностями, оказываются связанными друг с другом генетически и функционально.

Читайте также:  С точки зрения стремление к власти

Отправная точка социологических исследовании личности — не индивидуальные особенности человека, а та социальная система, в которую он включен, и те социальные функции, роли, которые он в ней выполняет (ролевые теории личности, личность как совокупность социальных ролей, исполняемых ею в различных жизненных ситуациях).

Ценности и смысл жизни

Ценность, термин, широко используемый в философской и социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности.

— предписание, разрешение или запрещение действовать определенным образом.

ОЦЕНКА [estimation] — понятие математической статистики, эконометрики, метрологии, квалиметрии и других дисциплин, по-разному определяемое в каждой из них.

Идеалом называют представление о совершенном образе, идее какого-либо предмета, явления природы,

1.1Ценности могут различаться по признаку — что оценивается и на основании чего нечто оценивается.

1)предметные(природные или социальные объекты)

2)субъективные(- установки, оценки, императивы, запреты цели)

2.2Ценности отличаются друг от друга и по тому, с какой сферой социума они связаны. В связи с этим различают: моральные, художественные, утилитарные, научные и иные ценности.

Ценности могут различаться по степени общности, т.е. по тому, для какого количества субъектов то или иное явление обладает значимостью. В связи с этим выделяют:

— групповые ценности (национальные, религиозные, половые, возрастные);

Ценности могут различаться по тому, насколько они признаются субъектом в качестве собственных целей и принципов или просто принимаются как нечто, диктуемое внешним обстоятельством. В связи с этим можно выделить:

Ценности различают и по тому, насколько они значимы для самих основ жизнедеятельности человека, для выражения сущности его потребностей и ориентации. В связи с этим выделяют:

— абсолютные или вечные ценности (константы);

— ситуативные, переходящие ценности или конкретно исторические формы ценностей и ценностных ориентации (эмпирические переменные).

Ценности различают и по тем функциям, которые они выполняют. В связи с этим выделяют ценности, как способ ориентации, ценности как средство контроля в социальных группах, ценности как функционально необходимые нормы при создании и поддержании социального продукта и т.д.

У разных людей — разное понимание смысла жизни: одно из них возвышает индивида и вдохновляет на подвиги, помогает преодолевать жизненные трудности, другое — принижает и превращает человека в асоциальное существо. Отсюда, проблема смысла жизни — это первоначально проблема выбора.Кроче отличается нерасчленённостью онтологии и аксиологии, бытия и ценности. Аксиология как самостоятельная область философского исследования возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений. Главная задача аксиологии — показать, как возможна ценность в общей структуре бытия и каково её отношение к «фактам» реальности.

Дата добавления: 2016-12-18 ; просмотров: 2185 | Нарушение авторских прав

Личность в философии

Понятие личности в философии

Понятие личность в философии всегда привлекало большое внимание.

В рамках философии происходит различение понятий индивидуальность и личность. Индивидуальность являет собой описание характеристик, присущих человеческому роду в целом.

Личность же, обобщая философские трактовки разных школ и направлений, представляет собой, помимо выявления общей природы человека, одновременное единство духовных и телесных характеристик, которое определяет линию жизненного поведения человека. Личность является основой для развития человека в ходе всей его жизни, т.к. включает в себя разрешение мировоззренческих (в чем смысл жизни), ценностных (что есть благо и как себя вести), эстетических (что есть красота) и других вопросов.

Личность определяет внутреннюю жизнь человека, определяет концепцию внутреннего «Я» и мышление. Кроме того, личность является основой для социального общения людей.

Полноправное вступление человека в общество связано с окончательной сформированностью личности.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В традиции европейской мысли присутствует персонализм, который как раз и формируется на понятии личности. Персоналистические тенденции присутствуют в философии Сократа, Платона, Аристотеля, Августина, Лейбница.

В конце $XIX$ и в $XX$ веке формируется направление персоналистической философии как самостоятельного явления мысли. К этой традиции причисляются следующие философы: Н.А. Бердяев, Э. Мунье и др.

Основные положения персонализма

  1. Персонализм в своей классической форме представляет собой продолжение антропологических и персоналистических идей христианской философии. Персонализм – это теистическая система
  2. Человек – это активное познающее существо.
  3. Личность – высшая ценность и первичный вид реальности.
  4. Личность – это онтологическая категория и характеризуется с трех сторон: с одной стороны, оно имеет экстериорную направленность вовне, к окружающему миру, с другой стороны, оно интериорно, имеет склонность к самоанализу. Третье стороной личности является ее устремленность к познанию трансцендентного бытия. Личность соотносит себя с бытием Бога и с системой морально-нравственных императивов (благо, смысл жизни, истина и др.).

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Русская философия персонализма

Русский философ Н.А. Бердяев характеризует человека с точки зрения эсхатологии. Мыслитель сравнивает понятия индивид и личность. Индивид – это гражданин природы с присущей ей материальностью и грубой телесностью. Личность – понятие, которое отражает христианскую идею о человеке как подобии Бога. Поэтому личность не выводима из природного начала и путь ее бытия окрашен трагичностью. Избранные личности сохраняют свое бытие после Суда, концепцию которого отстаивает христианство.

Русский экзистенциальный философ Л. Шестов, рассуждая о природе личности человека, характеризует ее через понятия трагизма и одиночества. Личность оказывается одинокой в рамках окружающего мира и общества, которые притесняют ее, пытаются ее ограничить определенными социальными рамками. Осознать себя как личность человек может только в одиночестве. По настоящему творческие личности обречены на постоянное осознание приближающейся смерти.

Французская философия персонализма

В рамках европейской традиции мысли персонализм соотносится с французской философией. Ее яркий представитель Э. Мунье.

Персонализм здесь не считается философской школой в строгом смысле этого слова. Он являет собой умонастроение, жизненную позицию человека. По большому счету, персонализм выступает переосмысление традиции мысли, достижений культуры и морали, в котором ключевым является выявление значимости личности человека.

Персонализм признает единство материального и духовного начал. Его основными понятиями являются вовлечение и трансцендирование. С одной стороны, человек вовлечен в жизнь мира и общества, с другой же, способен к выходу из указанного процесс, к новому духовному поиску.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

ФИЛОСОФИЯ ЛИЧНОСТИ

Предметом философии личности можно назвать законы и факторы формирования, развития и разрушения человеческой личности в определенных исторических условиях. В современной философии концентрируется внимание на исследовании формирования и функционирования человека как «универсальной» целостной личности, как субъекта истории и созидательной деятельности. Философско-психологическое исследование человека направлено на структуру личности, характеристику различных типов личности, их ролевых функций, условий формирования и изменения человечес­кой личности.

1.Человек как личность

Проблема личности относится ко многим наукам. В социологии личность рассматривается в контексте истории и роли в обществе. В юриспруденции личность выступает субъектом правовых отношений, дается классификация и характеристика асоциальных личностей. В педагогике, где личность является объектом воспитания, исполь­зуются данные других гуманитарных дисциплин. В психологии личность — центральное понятие. Здесь можно найти около пятидесяти определений личности, что объясняется сложностью, фундаментальностью этого понятия. В словарях русского языка характеристика личности представлена в полутора тысячах терминах. Но и это число далеко не исчерпывает всех черт, их значительно больше. Наибо­лее близки к философскому анализу личности теория и метод пси­хоанализа.

Основоположник этого направления австрийский психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939) трактовал человека как «животное, скованное культурой», а личность — как «ансамбль иррациональных бессознательных «лечений». В своей модели личности Фрейд нарисовал картину, со­гласно которой позади идеалов и разума стоят их скрытые и подлин­ные властелины — слепые инстинкты или комплексы (подавленные или вытесненные психотравматические ситуации), обитающие в бес­сознательной сфере и определяющие психическую жизнь. Основной движущей силой этой сферы он считал либидо (лат. libido — страсть), а также инстинкты смерти и агрессивности. Важно учитывать уточне­ние, которое делает Фрейд: «Не только самое низменное, но и самое возвышенное в человеке может быть бессознательным».

Подсознательное, по мнению последователя Фрейда швейцарско­го психолога Карла Юнга (1875-1961), представляет собой вместили­ще утраченных воспоминаний — архетипов, неких мифических обра­зов, составляющих глубинную часть личности — «коллективное бессознательное».

Советский психолог С.Л. Рубинштейн (1889—1960) в структуру лич­ности включал психические свойства (характер, темперамент, направ­ленность личности), психические состояния (подъем, упадок), пси­хические образования (знания, навыки, умения) и психическое познание (чувства, воля). Другие психологи (А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский) в теорию личности ввели методологический принцип деятель­ности как динамическую систему взаимодействия субъекта с миром.

Как видно, теория личности в психологии появилась лишь в XIX— XX веках, но в философии проблема личности была ши­роко представлена уже в древности. Так, у Сократа рассмотрены по­нятия блага, справедливости и др. Платон писал о «чувственном мире», «идеях», о «душе», ее бессмертии. Его ученик Аристотель определял личность как организм, в котором функционирует психика (дух, со­знание, разум, эмоции и чувства, воля). Он говорил о человеке как об общественном и «политическом животном». Гиппократ (460—377 гг. до н.э.) разработал классифи­кацию различных типов личности по темпераменту.

Гуманисты эпохи Возрождения выдвигали идеал целостной, всесто­ронне развитой личности, которая провозглашалась целью, а обще­ство — средством развития. Просветители XVIII века на первый план ставили интересы личности, всегда совпадающие, в конечном счете, с общественным благом. Немецкая классическая философия в XIX века поставила вопрос о несовместимости буржуазного общества со свободой личности. В таком обществе, указывал Кант, личность есть лишь средство. Гегель рассматривал личность как момент всеобщего рода в ее единстве с миром и видел сущность личности — в духе. В буржуазной философии и социологии всесторонне показывается процесс разрушения личности. Так, экзистенциализм вскрывает глубокий и острый конфликт личности и современного общества, видя его причины в самой природе человека.

В марксистской философии проблема личности поставлена конкретно-исторически. Личность выступает как следствие социальных условий на базе биологических предпосылок. Путь к освобождению и расцвету личности идет через освобождение массы. Свободное развитие каждого является условием свободного развития всех. Личность становится целью общественного развития.

В религиозных учениях отношение к личности неоднозначно и не соответствует научным взглядам. В индуизме и буддизме личность вообще отрицается. В восточных деспотиях индивид не рассматривался как ценность. Восточной культуре присущ социоцентризм, она при звана обнаружить безличные абсолюты. Освобождение человека означало лишь бескорыстное исполнение своих обязанностей и избавление от страстей. В обществе предполагалась жесткая иерархия, абсолютная зависимость простого человека. В христианстве, православии отношение к личности отрицательное, как и к свободе человека. В «Журнале Московской патриархии» (1953 г., № 3) говорится «Грех выражается в стремлении человека жить по-своему, а не по божьему, иначе говоря, самоутверждение личности и противопоставление ее богу».

Поэтому отношение к религии как опасности для духовного здоровья людей понятно. Иллюзорное, в том числе мифологическое мышление, уход от реальности, как правило, ведет к различным отклонениям в психике и моральном сознании человек. 3. Фрейд писал о том, что религия «угрожает именно идеалам и ценностям». Он подробно разъяснял, каковы те нормы и идеалы, в которые верит; это — знание (разум, истина), братская любовь, обретение независимости и ответственности личности.

Читайте также:  Финансы с точки зрения права это

В философии личность рассматривается в соотношении понятий: человек, индивид, индивидуальность. Человек есть понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду—разумность и социальность. Человек — продукт и субъект общественных отношений, несущий в себе особенности своего века. Индивид есть отдельный, конкретный человек, которому наряду с родо­выми чертами присущи и сугубо индивидуальные черты.

Значение личности как «верховной ценности» в социальной жизни хорошо понимали многие мыслители, в частности, русские религиоз­ные философы «серебряного века» (конец Х1Х – начало XX вв.), про­водя четкую грань между понятиями «личность» и «индивид». Н.А. Бер­дяев (1874—1948) считал, что личность возможна лишь благодаря творчеству, она есть ценность, стоящая выше государства, нации, че­ловеческого рода, природы и, в сущности, именно личность обеспе­чивает общее духовное начало.

В социальной антропологии личность характеризуется следующи­ми чертами:

— активностью, т.е. стремлением субъекта выходить за собствен­ные пределы, расширять сферу своей деятельности;

— направленностью — устойчивой доминирующей системой моти­вов, интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т.д., в которых проявля­ют себя потребности человека;

— наличием развитого самосознания — системы представлений о себе, конструируемой индивидом в процессе деятельности и общения (самооценки, чувства самоуважения, уровень притязаний и т.д.);

— способностью к самовоспитанию.

На основе современных научных данных в структуре личности вы­деляются взаимосвязанные биологический, психологический и соци­альный уровни. Биологический уровень личности содержит генети­чески обусловленные, наследуемые психофизиологические задатки, способные реализоваться в определенные интеллектуальные и духов­ные свойства человека. Психологический уровень личности включает потребности, интересы, особенности темперамента, характера чело­века, его волевые потенции, определяющие мотивы, результаты его поведения, деятельности.

Социальный уровень личности состоит из совокупности приобретенных социально-значимых черт, связанных с участием человека в жизни общества, коллектива. Здесь наиболее существенными выступают такие черты личности, как «ценностные ориентации», отражающие ее восприятие и усвоение фундаментальных ценностей, верований, традиций, морали общества, а также определенная совокупность знаний, умений, навыков, привычек и т.д., необходимых для выполнения многочисленных социальных ролей. Ядром личности является мировоззрение, в котором выражена жизненная позиция человека, сконцентрированы не только знания о мире, но и определенные убеждения, идеалы, умонастроения и чувства.

С точки зрения философии и медицины, каждый человек является личностью, но он не рождается таковой, а становится в процессе своего общественного развития, приобретая те или иные черты личности уже с раннего детства. Как утверждал известный советский философ В.П. Тугаринов, человек становится личностью, имея такие главные признаки, как разумность, ответственность в своих действиях, определенную степень свободы, личное достоинство, индивидуальность. Личностью становится человек, который способен критически относиться к действительности (адекватно реагировать на нее), способен трудиться, обладает достаточно развитым самосознанием и волей. Поэтому не каждому дано стать такой личностью.

Учитывая разные подходы, в философии предлагается следующее определение личности, удовлетворяющее специалистов. Личность — это динамическая, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. Поэтому в соотношении понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность, последнее можно отождествить. Личность — это индивидуальность. Такова сущностная черта личности, варьируемая в ее различных типах.

В философии, социологии и психологии рассматриваются различные типы личности, классифицируемые по разным основаниям. Каждое общество имеет типичный социальный характер, тип личности, наиболее соответствующий данной общественной системе с бесчисленными индивидуально-психологическими вариациями К. Маркс выделял три социальных типа личности, которые характеризуются отношениями личной зависимости (первобытные, рабовладельческие, феодальные), вещной зависимости (буржуазные) и отношениями свободных индивидуальностей (коммунистические). В этике различают такие нравственные типы личности как потребительская, конформистская, аристократическая, героическая, религиозная, дог­матическая и др. Личность может быть здоровая (нормальная) и раз­рушающаяся (больная, отклоняющаяся от нормы). Есть люди так и не ставшие личностями, о которых говорят как о несостоявшихся лич­ностях. Конечно, личность и безличность — это крайности. В действи­тельности существуют разные типы личности, различные вариации, сочетания, когда в одном отношении человек является личностью, в другом (например, как гражданин) — нет.

В современном обществе наиболее распространенным является конформистский (приспосабливающийся) тип личности. Это стандар­тная, по существу разрушающаяся личность. Такой человек не само­стоятелен, сам не задумывается, находится в плену различных мифов, мнения другого человека или большинства людей, подчинен общему настроению и живет по принципу «как все». Но еще Ф. Бэкон предуп­реждал: «Мы живем в мире идолов». В подавляющей массе людей кон­формистского типа развивается комплекс неполноценности. Две при­чины этого, считает Ю. Мухин: лень и страх. Лень вникнуть в вопрос, изучить его и страх за ответственность своего решения.

Типичной является догматическая, консервативная личность как антипод конформистской личности, другая крайность — маргинальность (от лат. margo — граница, межа). Чаше такой тип личности при­сущ людям пожилым, с тяжелым для окружающих характером. В пси­хиатрии догматическое мышление может быть признаком личности шизоидного типа при наличии других симптомов.

Но нельзя путать, как это делается в определенных социальных це­лях, догматика и принципиального человека. Консерватизм присущ здоровой и зрелой личности, если он не мешает ее развитию, творчес­кой деятельности и противостоит анархизму, нигилизму (лат. nihil — ничто) — отрицанию идеалов и других духовных ценностей. Люди после тридцати лет, как правило, уже не могут кардинально менять стерео­типы — свои убеждения, мировоззрение, социально-нравственную позицию. Мимикрия же (англ. mimicri — подражательность) является признаком нравственной ущербности, низкой культуры и может при­вести к раздвоению, т.е. разрушению личности. Такие типы поражены потерей памяти и совести.

Преобладающими социальными типами руководителей — можно назвать авторитарный, либерально-анархистский и демократический в различных вариациях, сочетаниях. Наиболее разрушительным для себя и подчиненных является второй тип, как разновидность конформистс­кого типа личности, действующий по правилу; «и нашим, и вашим». Предпочтительным должен быть демократический тип управления, когда начальник берет ответственность на себя, делегирует подчинен ным часть своих полномочий и ответственности, не подменяя их контролируя и помогая. Реально и объективно необходимо для руко­водителя умело и в меру сочетать авторитарность и демократичность

У либеральных демократов главным лозунгом является индивидуализм. Да, от рождения каждый из нас — индивидуалист. Но, общаясь с другими людьми, мы преодолеваем свой индивидуализм. С другой сто­роны, человек не может быть чистым коллективистом и жить исклю­чительно жизнью общества, растворив свою индивидуальность в других людях. Дело в том, какую меру индивидуализма, своей неповторимости взять, каждый решает сам. Конечно, уважать и лю­бить себя нормальному человеку необходимо, более того, надо уметь быть личностью, защищать свою честь и свое достоинство. Без этого человек не сможет быть коллективистом, уважать и ценить других, не похожих на себя людей. Плохо, если человек упрется в своем индиви­дуализме и захочет провести черту между собой и обществом.

Идеальной следует считать целостную — всесторонне и гармонич­но развитую личность. Это нестандартный человек, самостоятельный в поиске истины и в своих решениях, поступках. Его не просто в чем-либо убедить, он не подвержен моде, обладает творческим мышлени­ем. В нем есть принципиальность, но нет ортодоксальности, слепого следования установленным в какой-либо области принципам и поло­жениям. Такие люди часто трудны для окружающих в воспитании, и, как правило, менее удачливы в жизни, будучи альтруистами, бескоры­стными и более уязвимыми. Но именно на таких людях пассионар­ного типа держатся коллектив и общество. Они наиболее деятельны, ответственны, поэтому стараются добиваться своих общественно по­лезных целей и идеалов.

Ярким примером такой целеустремленной личности может являть­ся легендарный человек — врач, поэт и писатель, кубинский политик и революционер Эрнесто Че Гевара. Не случайно французский фило­соф Ж.П. Сартр назвал его самым совершенным человеком нашей эпо­хи. Гевара отличался духовной зрелостью, личным мужеством, посто­янным самосовершенствованием, преодолевал физический недуг (астму). Раненый он попал в плен, по приказу американского совет­ника ему отрубили кисти рук и расстреляли. В прощальном письме своим детям Эрнесто писал: «будьте всегда способны откликнуться всей глубиной души на любую несправедливость. Отзывчивость – вот самая прекрасная черта революционера».

В зависимости от типа, индивидуальных особенностей, конкрет­но-исторических условий личности выполняют различные социальные роли. Социальная роль — это место человека в общественных отноше­ниях и вытекающие отсюда функции. С.Э. Крапивенский (1996) вы­деляет пять ролевых функций личности: личность как труженик, лич­ность как собственник, личность как потребитель, личность как гражданин и личность как семьянин. Характеристика этих ролей важ­на и сама по себе, но еще большую значимость она приобретает в вы­полнении ролевых функций.

Конкретная роль той или иной личности в обществе зависит от ис­торических условий, сложившихся общественных отношений и от того, как сам человек осознает и оценивает свое положение. Это хорошо показал В.И. Ленин на таком примере. Раб, писал он, не сознающий своего рабства и прозябающий в бессловесной покорности, есть про­сто раб. Раб, осознавший свое рабство и примирившийся с ним, — хо­лоп, хам. Но раб, осознавший свое положение и восставший против него — это революционер.

Наиболее ярко и значимо личность проявляется в науке, политике, искусстве, в военном деле. По мнению М.Д. Голубовского, личность ученого в особой степени отличают: страсть к знани­ям, любовь к справедливости и стремление к личной свободе. Этим доминантным чертам, как правило, сопутствуют горячий темперамент, исключительная работоспособность, прекрасная память, бесстрашие, богатая эрудиция и всесторонняя культура. Все это черты, определяю­щие интеллектуальную личность — интеллигента.

Особое место в истории народов и государств занимают великие личности. Они рождаются нечасто и являются не всегда своевремен­но. Как правило, они определяют свое время. По всемирному опросу ЮНЕСКО о самых выдающихся мыслителях второго тысячелетия, первое место занял Карл Маркс. В России такими великими личнос­тями были Петр I, М.В. Ломоносов, А.С. Пушкин, Ф.Д. Достоевский, Л.Н. Толстой. По результатам многочисленных опросов, проводимых в разных странах, в том числе по интернету, в первых тройках людей, кого можно назвать человеком века и тысячелетия неизменно значит­ся имя В.И. Ленина, наряду с именами А. Эйнштейна, И.П. Павлова и других великих землян, оказавших значительное влияние на развитие Цивилизации.

Но чтобы историческая личность состоялась, нужна, во-первых, сама личность, во-вторых, историческая потребность в ней. Драма России конца ХХ – начала XXI века в том, что есть такая потребность, но нет такой личности, приближающейся по своим масштабам к мас­штабам страны и ее проблем. Интересно и поучительно предупрежде­ние К. Маркса о том, что великие исторические события и личности повторяются. Но в первый раз как великая трагедия, а в последующих повторах (без учета изменившихся условий) как фарс, пародия, блеф.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники:
  • http://diplomba.ru/work/115758
  • http://lektsii.org/13-18467.html
  • http://spravochnick.ru/filosofiya/filosofiya_v_sovremennom_mire/lichnost_v_filosofii/
  • http://studopedia.ru/4_151899_filosofiya-lichnosti.html