Меню Рубрики

Культурная сфера с точки зрения экономической теории является

2 Анализ особенностей рынка культурных благ

2.1 Специфика производства культурных благ

Отцом-основателем экономики культуры принято считать американского экономиста, доктора философии Лондонского университета и профессора Принстонского университета Уильяма Баумоля, который в 1966 году совместно с Уильямом Боуэном опубликовал работу «Исполнительские искусства: экономическая дилемма». Эта сравнительно небольшая по объему книга оказала весьма серьезное влияние на дальнейшее развитие экономики культуры.

Новые подходы, активно развивающиеся в экономической науке второй половины XX в., поставили под вопрос истинность большинства предпосылок неоклассической экономической теории.

Баумоль и Боуэн попытались найти ответы на различные вопросы, связанные с деятельностью организаций сферы культуры и искусства и их финансовым состоянием. Авторы показали, что зачастую издержки организаций в этой отрасли значительно превышают их доходы. Этот разрыв может быть компенсирован только за счет частных и общественных пожертвований. Кроме того, было указано, что ситуация является не случайной, а фундаментальной для большинства творческих отраслей.

В некоторых отраслях культуры издержки производства и предоставления благ очень высоки, особенно за счет превалирующей доли постоянных затрат к постоянным издержкам (величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства) в сфере культуры помимо традиционных относятся трудовые и материальные затраты на подготовку специалистов творческих профессий, затраты во время репетиций.

Часто издержки производства культурных благ намного превосходят сумму, которую потребители готовы заплатить за данный товар Следствием такой ситуации в рыночных условиях является недопроизводство, либо сужение ассортимента выпускаемых благ. Таким образом, производители культурных благ сокращают постоянные издержки, распределяя их на большее число выпуска однородного товара, пользуясь эффектом от масштаба производства.

Отрасли исполнительского искусства, по утверждению Баумоля и Боуэна, будут неизбежно страдать от «болезни издержек». В «обычных» отраслях (производящих товары для промышленности и конечного потребления) производительность труда постоянно возрастает — за счет технологических нововведений, обучения персонала, экономии от масштаба, в исполнительском искусстве она возрастать не может, для того, чтобы исполнить концерт для струнного квартета, как и сто лет назад, требуется ровно четыре музыканта. Следовательно, издержки отраслей исполнительского искусства будут расти быстрее, чем цены в экономике в среднем.

Работа Баумоля и Боуэна привлекла внимание множества исследователей, связанных с разработкой государственной политики в социальной сфере, поскольку она предоставляла весомые аргументы сторонникам государственной поддержки искусства и культуры. Во многом на ее основании правительства ряда развитых стран (США, Франция, Голландия, Великобритания, Япония и других) приняли решение о расширении масштабов и форм субсидирования творческой деятельности.

Дискуссии вокруг теории «болезни издержек» начались сразу же после выхода работы и продолжаются до сих пор. Одни критики утверждают, что «болезнь издержек» не является специфичной для сферы искусства, а наблюдается практически во всех сферах услуг (например, услуги массажиста или парикмахера также могут быть подвержены «болезни издержек»). Другие говорят о том, что производители культурных благ готовы нести дополнительные издержки, поскольку получают дополнительное неденежное вознаграждение (признание, почет, моральное удовлетворение от самореализации). Третьи замечают, что авторы рассмотрели только издержки производителей, но не рассматривали эволюцию самих рынков и возможные изменения предпочтений потребителей (а следовательно, возможность производителей извлекать «монопольную» ренту за счет создания и распространения новых продуктов). Несмотря на справедливость этих критических замечаний, работа Баумоля и Боуэна продолжает оставаться одной из наиболее влиятельных в сфере грантовой поддержки искусства.

Очевидно, что если бы познание сферы искусства с точки зрения экономики ограничилось рамками традиционной экономической теории (опирающейся на представления о рациональных и максимизирующих личную выгоду индивидах), а развитие рынков искусства осталось на уровне 1960-х годов, то, вполне возможно, вся «экономика культуры» свелась бы к обсуждению различных аспектов «болезни издержек». К счастью, как экономическая наука, так и предметы ее исследования претерпели немалые изменения.

Новые подходы, активно развивающиеся в экономической науке второй половины XX в., поставили под вопрос истинность большинства предпосылок неоклассической экономической теории. Человек не всегда поступает рационально (в частности, потому что человеческое сознание не может охватить все многообразие выборов, открывающихся в каждый момент), человек изменяется, а не следует одним и тем же шаблонам поведения, он живет в обществе, то есть учитывает поведение других людей (и потому не может постоянно совершать выборы, максимизирующие его эгоистичную выгоду). Два наиболее значимых течения современной экономической теории, следующие этим гораздо более «человечным» предпосылкам, — институционализм и эволюционная экономика, — нашли свое применение и в исследованиях рынков культуры.

В исследованиях по экономике культуры отмечается, что постоянные издержки являются одной из основных проблем экономики организаций в сфере творчества. Основная проблема заключается в том, что цены на культурные товары и услуги, не покрывают средние издержки их производства. Особенностью многих видов культурной деятельности является превышение предложения (например, количество поступающих в продажу билетов) над размером спроса. Это объясняется как специфичностью самих культурных благ, так и особенностями потребления.

2.2 Специфика потребления культурных благ

Справедливый вопрос, которым задаются экономисты с самого начала дискуссий об экономике культуры: существуют или не существуют особенности у рынков культурных товаров? Должны ли культурные блага, с точки зрения экономического анализа, как-то отличаться от других товаров и услуг?

Традиционная экономическая теория не видит принципиального различия между культурными благами и традиционными товарами и услугами. Предполагается, что культурное благо, как и любое другое, имеет потребительскую ценность и выбирается потребителем, исходя из доступных потребителю средств (бюджета), полезности потребления каждого из благ и установившихся цен. Потребитель выбирает посещение театра, потому как считает, что это принесет ему в данный вечер наибольшую пользу, если бы у него болел зуб, то большую пользу ему принесло посещение стоматолога. Если принять подобную позицию, то любые разговоры об «особенностях» культурных благ бессмысленны.

Культурная ценность некоторых товаров и услуг оказывается не эквивалентна их экономической ценности. Например, вагон угля и картина Пикассо могут иметь одну и ту же рыночную цену, но совершенно разную культурную ценность. Именно такого мнения придерживается один из ключевых специалистов в сфере экономики культуры, профессор Дэвид Тросби. Разумеется, потребитель культурного блага, как и всякий нормальный потребитель, стремится заплатить за товар не больше, чем тот результат (удовольствие, польза) который он ожидает получить от данного блага. Но, вместе с тем, потребляя культурное благо, он получает дополнительный «культурный импульс» — дополнительные выгоды, связанные с «входом» потребителя в данный «культурный пласт», который принадлежит всему множеству потребителей и производителей культурных благ (приобщение к культуре). Следовательно, концепция индивидуальной полезности, используемая традиционной экономикой, по мнению ведущих современных экономистов культуры, неадекватна и недостаточна для понимания природы культурных благ.

Развитие позиции Дэвида Тросби позволяет отметить следующие универсальные особенности потребления культурных благ:

— Потребление культурного блага имеет некоторый «культурный» (как правило, эстетический) компонент. При этом этот компонент может и не оцениваться экономическим механизмом, так как экономическая и культурная ценности, как правило, не совпадают.

— Взаимодействие с культурными благами, как правило, представляет собой «досуговое» потребление и не носит каких-либо профессиональных целей.

— Качество культурных благ зачастую предварительно неизвестно (не существует способов отделить вновь вышедший хороший фильм или хороший спектакль от плохого только по тому, где они продаются и сколько стоят). Такая ситуация в институциональной экономике называется информационной асимметрией и заключается в том, что один участник рынка (продавец, производитель культурного блага) знает о качестве продукта значительно больше, чем покупатель. Поэтому на рынке культурных благ существует особая профессиональная группа людей, отчасти решающих проблему информационной асимметрии, и для этого потребляющая культурные блага и описывающая свои впечатления — критики. Функция критиков в институциональной экономике называется сигнальной — они не могут гарантировать потребителю, что ему понравится фильм, который они сочли «хорошим», но пытаются сообщить потребителю о своем опыте и своей оценке качества данного продукта.

— Поскольку культурные блага существуют в контексте культуры, их потребление требует специальной подготовки. Ценность потребляемого блага будет зависеть от «образования» и знакомства с данной субкультурой. А поскольку образование потребителя означает не что иное, как знакомство с разнообразием культурных благ данного типа, то культурные блага оказываются симметрично референтными по отношению друг к другу — каждое из них может формировать систему предпочтений потребителя (его художественный вкус) и одновременно оцениваться в этой системе.

— Следовательно, имеет значение именно разнообразие потребления культурных благ: новые прочитанные книги, новые фильмы, новые спектакли и так далее, причем должны существовать качественные различия с предшествующими книгами и фильмами, их относительная неповторимость. Потребление культурного блага важно не получением тех же самых ощущений (как, скажем, повторяющееся насыщение тела и чувство сытости при еде), а каждый раз — новых ощущений (даже при повторном просмотре фильмов и прочтении книг, как правило, индивид ищет новые, пока еще не раскрывавшиеся ему пласты впечатлений и смыслов).

— Особым случаем потребления культурных благ является приобретение предметов искусства как объектов для инвестирования. Картина молодого талантливого художника на пике его славы может стоить в сотни и в тысячи раз дороже, чем в начале его карьеры. Во время жизни Ван Гога продажа его полотен с трудом позволяла художнику сводить концы с концами, а в 1990 г. картина «Портрет доктора Гаше» стала самой дорогой картиной, когда-либо проданной на аукционе. Рост стоимости отдельных произведений искусства, как правило, имеет не столько субъективные причины (осознание эстетической ценности конкретным потребителем), сколько социальную природу (например, владение картиной сообщает владельцу определенный статус).

    1. Методологические аспекты экономики культуры

    3.1 Методологический инструментарий экономики культуры

    Возникновение экономики культуры как части экономической теории связано с появлением статьи Уильяма Баумоля и Уильяма Боуэна «Зрелищные искусства: экономическая дилемма». Последующее развитие происходило и происходит в парадигме междисциплинарности, что приводит к определенным трудностям формализации основного понятийного и методологического инструментария.

    Более проблематичным в определении основных понятий становится уровень микроэкономического анализа, на котором исследователи, прежде всего, пытаются дать определение «культурного блага» как предмета изучения экономической теории и решит вопрос об измерении его собственно творческих (эстетических) и прагматических составляющих. Согласно методологии ЮНКТАД, культурное благо обладает тремя характеристиками: первое, его производство требует вклада человеческой креативности, второе, кроме прагматического наполнения оно содержит символическую информацию для тех, кто это благо потребляет, третье, оно порождает собой интеллектуальную собственность. Российские ученые расширяют эту концепцию, включая в характеристику несоответствие свойств блага при производстве и последующем распространении: «все большая часть культурной продукции утрачивает свойство редкости (оставаясь по замыслу уникальной)». Однако в этом определении не закладывается методика измерения ценности культурного блага, и в отчете ЮНКТАД концептуализируется проблема, заключающаяся в невозможности полностью рассчитать «культурную ценность в денежной форме» В связи с этим возникает другая проблема, определяемая А. Долгиным следующим образом: «у культуры как отрасли экономики есть специфическая особенность – объективные критерии качества продукции здесь отсутствуют, а цены на хорошие и плохие товары (в одной и той же товарной группе) могут отличаться совсем незначительно или вовсе быть одинаковыми». И изучение этой проблемы переходит в плоскость экономики символического обмена, под которым понимается коммуникация, которая ведется посредством творческих произведений/высказываний и сопровождается тратой личных и денежных ресурсов, и реализуется в рамках преимущественно рыночной логики. Одним из формализованных решений является математико-экономический подход, определяющий ценность через альтернативную стоимость времени, потраченного на поиски информации о культурном благе.

    На уровне макроэкономического анализа вопросы об основных дефинициях не являются неразрешимыми, и существует разработанная система инструментов для оценки произведенных и потребленных культурных благ, включающая такие компоненты, как культурные и творческие индустрии, творческий кластер, cultural и creative economics.

    Экономика культуры

    Сфера культуры как отрасль национальной экономики и ее отличия от сферы материального производства. Государственное финансирование деятельности в сфере культуры и внеэкономические причины ее общественной поддержки. Необходимые институциональные изменения.

    Рубрика Экономика и экономическая теория
    Вид дипломная работа
    Язык русский
    Дата добавления 11.12.2014
    Размер файла 214,2 K

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Экономика культуры — наука, призванная изучать экономические проблемы как отрасли в целом, так и ее отдельных субъектов (учреждения культуры).

    Экономика культуры не изучает содержание самих культурных потребностей, однако она исследует взаимосвязь процессов формирования и удовлетворения культурных потребностей с точки зрения макроэкономики, на уровне отрасли культуры и микроуровне предприятий, учреждений, организаций, занимающихся производством, хранением, распределением и обменом материальных и нематериальных продуктов отрасли культуры.

    Предметом изучения экономики культуры являются теоретические и практические проблемы, связанные с управлением, планированием, финансированием, оплатой труда, структурой, системой организации учреждений культуры.

    1. Сфера культуры как отрасль национальной экономики

    Культура — это признак цивилизованности государства, и именно государство несет ответственность за ее развитие. Культура, где создаются духовные, научные и нравственные ценности, проявляет себя в пяти сферах, которые формируют духовный мир человека, а именно — наука, искусство, религия, мораль, право.

    Читайте также:  Две точки зрения на политику сталина

    Социально-культурная деятельность — это явление конкретно-историческое, изменяющееся под влиянием политических, идеологических, социально-экономических факторов.

    Практика доказывает, что решающим является государственный протекционизм и бюджетное финансирование.

    Существует мнение (стереотип) что учреждения культуры это бремя государства, так как финансируется из бюджета. Однако из бюджета государства финансируется также управленческий персонал (чиновники), которые по сути своей ничего не производят, а лишь администрируют.

    Приведем еще небольшие сравнения: учреждения культуры дотационные, чиновники — тоже, внебюджетное финансирование учреждений культуры представлено в весьма ограниченном объеме, так и чиновников никто не хочет «подкармливать из своего кармана».

    Однако на содержание государственного аппарата выделяется несравнимо больше денежных средств, чем на сферу культуры.

    Сама культура обладает тремя уникальными ресурсами — творческим потенциалом ее создателей, накопленным веками и развиваемым из поколения в поколение; культурным наследием, являющимся результатом многовекового труда творцов; культурными традициями, материализованными в интересе населения к ценностям культуры. Это и есть важнейшие ресурсы общества, которые, однако, могут быть утрачены за время жизни двух-трех поколений, если не обеспечивать необходимые условия для существования и развития культуры. Отложенный во времени социальный эффект культурной деятельности, отсутствие зачастую сиюминутных результатов обязывает общество относиться к этим действительно стратегическим ресурсам с особой рачительностью, оберегая накопленный культурный потенциал как одну из наивысших ценностей страны.

    Можно выделить несколько уровней роли (вклада) культуры и искусства в развитие современного общества:

    (а) Прямой вклад сферы культуры в экономику:

    * сфера культуры и искусства создает конкретные рабочие места, имеет собственные автономные рынки, обладающие существенным инвестиционным потенциалом, осуществляет непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона;

    * культура и искусство служат основным источником развития образования, СМИ, туризма, индустрии развлечений.

    (б) Прямое социальное влияние:

    * культура и искусство обеспечивают социально-значимые виды деятельности, организацию отдыха, позитивно влияют на сознание людей, отношения между ними, способствуют духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала;

    * в элитарной, массовой культурах, андеграунде предлагается разнообразие возможных образцов и моделей социального поведения.

    (в) Косвенное экономическое влияние:

    * культура и искусство социально выгодны, так как они аккумулируют и транслируют некие базовые ценности общества, образы, которые, помимо прочего, используются в коммерческой и некоммерческой деятельности;

    * такие современные технологии бизнеса и менеджмента, как реклама, public relations, работа с персоналом, реинжиниринг корпораций, формирование корпоративной культуры и фирменного стиля, невозможны без использования традиционных форм социально-культурной деятельности, без сотрудничества с учреждениями и организациями сферы культуры;

    * взаимовыгодное, взаимостимулирующее сотрудничество делового мира и сферы культуры, коммерческой и некоммерческой, но социально значимых сфер, их социальное партнерство оказывается важнейшим механизмом и инструментом формирования гражданского общества, способного к саморазвитию;

    * культура и искусство повышают ценность окружающей среды, например украшая товары, помещения, здания, включаясь в оформление города, материальной среды производства и отдыха.

    (г) Косвенное социальное влияние:

    * культура и искусство обогащают социальную среду, прописывая ее различными привлекательными событиями;

    * они выступают источником цивилизационного влияния и социальной организации, стимулируют творчество, повышая способность общества к восприятию и поиску нового, преодолению застарелых стереотипов сознания и поведения;

    * культура и искусство — коллективная память общества, неисчерпаемый источник культурно-исторического наследия и творческих идей для будущих поколений;

    * они улучшают и разнообразят жизнь, повышают степень социализации личности, способствуя профилактике и сокращению девиантного и асоциального поведения;

    * велика роль культуры и искусства в образовании и воспитании подрастающего поколения, влиянии на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей;

    * возрастает роль культуры и искусства в социальной коммуникации, в том числе — с использованием современных технологий.

    С учетом всех указанных выше связей можно сказать, что культура является системообразующим фактором консолидации и развития общества в национальном и региональном масштабе.

    Демократические преобразования освободили культуру от диктатуры идеологии. Но оно тут же попало под не менее жестокий диктат денег. Сегодня многие страны мира, оказавшись под жестким прессингом массовой культуры, стоят перед угрозой потери национального и культурного своеобразия. Например, нач. 90-х гг. ХХ века покупка фильмов кейсами (10 фильмов = 2 хороших + 8 в нагрузку)

    Массовая культура, укоренившаяся на Западе и прививающаяся в России, эта культура которая заметно отделена от глубокого интеллектуального, религиозно-культурного, национально-самобытного человеческого сознания каждой личности.

    Среди основных направлений и проявлений современной массовой культуры можно выделить следующие:

    ¦ индустрия «субкультуры детства» (детская литература и искусство, промышленно производимые игрушки и игры, детские клубы и лагеря, военизированные и другие «игровые» организации, технологии коллективного воспитания и т.п.);

    ¦ массовая общеобразовательная школа, закладывающая основы идеологически ориентированных миропредставлений и базовых, официально пропагандируемых ценностных установок;

    ¦ средства массовой информации, формирующие общественное мнение по тем или иным проблемам в русле и ракурсе, соответствующим интересам ангажирующего данное СМИ заказчика (собственника);

    ¦ массовая социальная мифология (кумиромания, паранаучные учения, социальная демагогия, идейный национализм и пр.);

    ¦ система организации и стимулирования массового потребительского спроса (реклама, мода, секс-индустрия и иные формы провоцирования потребительского ажиотажа вокруг вещей, идей, услуг и пр.), формирующая в общественном сознании стандарты престижных интересов и потребностей, образа и стиля жизни, модели поведения;

    ¦ индустрия формирования имиджа и «улучшения» физических данных индивида (культуризм, аэробика, фитнесс-центры, индустрия медицинских и иных услуг по изменению внешности, пола или в соответствии с актуальной модой на имидж);

    ¦ индустрия досуга, включающая в себя массовую художественную продукцию (приключенческая, фантастическая и бульварная литература, фэнтэзи; аналогичные развлекательные жанры кино, комиксы, оперетта, рок -и поп-музыка, стриптиз, эротические шоу и прочие синтетические виды шоу — индустрии, зрелищные увеселения);

    ¦ средства технического тиражирования продукции массовой культуры, ее доставки на дом массовому потребителю.

    Сфера массовой культуры рассматривается не только как производитель и хранитель культурных ценностей, но и как важная составляющая реальной экономики, обеспечивающая рост занятости, развитие наукоемких технологий, приток доходов от туризма и рекламы.

    Стабильное совершенствование различных аспектов культуры способствует успешному решению эколого-экономических проблем, улучшению и укреплению внешнеполитических отношений, а также важнейших индикаторов культурного и общего социального развития, объединяющих параметры сфер экономической, физической, правовой, политической, философской и религиозной составляющих культуры народа.

    Культура человека — это визитная карточка развития личности

    Осознание действительных возможностей человека как свободного и самостоятельного существа, его природы и породило понятие, наиболее полно фиксирующее результаты и последствия нашей деятельности, — понятие культуры в трех ее ипостасях:

    ¦ формы общественного сознания, элемента духовной жизни общества;

    ¦ области человеческой деятельности, специфической отрасли духовного производства;

    ¦ конкретной сферы жизни общества.

    Человек может полноценно выполнять свое предназначение в современном мире, если ему доступны высокие уровни не только технического, но и социально-гуманитарного развития, охватывающего основной массив творческих видов труда. Важным экономическим свойством становится индивидуальность человека.

    О составе сферы культуры

    Многообразие видов деятельности, обладающих указанными признаками (в дальнейшем они будут называться видами культурной деятельности) и соответственно включаемых в сферу культуры, можно подразделить на четыре большие группы (см. табл. ____):

    1) художественное творчество;

    2) сохранение культурного наследия;

    3) клубная и развлекательная деятельность;

    4) массовое создание и распространение культурных благ (индустрия культуры). сфера культура финансирование поддержка

    Основанием для выделения этих четырех групп служит различие в составе функций (создание, сохранение, распространение благ) и типов удовлетворяемых потребностей (эстетические, развлекательные, информационные), ориентация на которые является ведущей, основополагающей для соответствующих видов деятельности. Для художественного творчества таковыми выступают создание культурных продуктов и удовлетворение прежде всего эстетических потребностей. Функциональная направленность деятельности по сохранению культурного наследия вытекает из самого ее названия, а ориентирована она на удовлетворение эстетических и информационных потребностей. Точно также само название развлекательной деятельности говорит о типе потребностей, которые она в основном удовлетворяет, а главными ее функциями являются создание и распространение соответствующих видов благ. В видах деятельности, составляющих четвертую группу, главными также выступают функции создания и распространения культурных благ, но удовлетворяемые потребности располагаются в порядке приоритетности следующим образом: информационные, развлекательные, эстетические.

    Таблица 1. Состав сферы культуры

    Приоритетность выполняемых функций в процессе воспроизводства культурных благ

    Приоритетность удовлетворяемых потребностей

    1. Художественное творчество

    1.1. Литературное творчество

    1.2. Изобразительное и прикладное искусство

    1.3. Исполнительское искусство (концертное дело, театральное дело, цирковое дело)

    2. Сохранение культурного наследия

    2.1. Реставрация и охрана недвижимых памятников истории и культуры

    2.2. Музейное дело

    2.3. Архивное дело

    2.4. Библиотечное дело

    2.5. Сохранение народной культуры (фольклорные коллективы, народные промыслы и т.п.)

    3. Клубная и развлекательная деятельность

    3.1. Клубная деятельность

    4. Массовое создание и распространение культурных благ (индустрия культуры)

    4.3. Производство аудиовизуальной продукции:

    — производство видеопродукции (видеофильмы, видеоигры);

    Информационные, развлекательные, эстетические

    Экономическая характеристика отрасли культуры

    Отрасль культуры является составной частью народного хозяйства.

    Под отраслью народного хозяйства понимается совокупность предприятий, учреждений и организаций, выполняющих в процессе общественного воспроизводства одинаковые по социально — экономическому содержанию функции.

    Отрасль культуры отличает разнородность видов и форм деятельности, с чем связано экономическое многообразие результатов культурной деятельности — от единичного производства средств культуры (костюм для актера) до массового (предметы для занятий живописью), от единичного предложения предметов культуры (оригинальное живописное полотно) до массового спроса подобной продукции (эстампы, альбомы репродукций, предметы народных художественных промыслов), от культурных услуг многократного повторения до услуг кинофестиваля, повторение которых невозможно.

    Наиболее тесно сфера культуры связана с такими отраслями национальной экономики, как образование, наука, физическая культура и спорт, здравоохранение, социальное обеспечение, процесс производства в которых оказывает непосредственное воздействие на потребителя.

    Остановимся на понятии общественного воспроизводства. Удовлетворение потребностей людей и само существование человеческого общества невозможны без систематического повторения и возобновления процесса производства материальных и духовных благ.

    Экономические категории отрасли культура

    Предметом труда в сфере культуры (т.е. тем, на что направлена «производственная» деятельность) является не металл, древесина или земля, как в материальной сфере, а человек, воспринимающий и использующий культурные ценности, блага и услуги с целью повышения уровня своего духовного развития и удовлетворения культурных потребностей.

    Средствами труда — т.е. тем, с помощью чего осуществляется культурная работа с населением, являются в данном случае читальные, концертные, выставочные залы, музыкальные инструменты, кино- и видеоаппаратура, культтовары и т.п.

    В роли продукта труда, изготовляемого для обмена, в сфере культуры выступает особый род творческой продукции — услуга.

    Услуга — это социально-экономическое отношение, возникающее по поводу полезного действия труда, потребляемого как деятельность, или определенная целесообразная деятельность, существующая в форме полезного эффекта труда. При этом социально-культурная услуга существенно отличается от бытовых услуг, оказываемых в сфере обслуживания.

    Социально-культурная услуга — это нематериальное благо, процесс, в котором участвует как производитель, так и потребитель, — в отличие от бытовой услуги, оказываемой в сфере обслуживания, где потребитель играет пассивную, а не активную роль, выступая в функции заказчика, а не активного соучастника процесса «изготовления» услуги. Культурная услуга, кроме того, способна серьезно воздействовать на личность потребителя, духовно формировать и видоизменять ее. Спецификой культурной услуги является и ее непосредственная связь с пространственно-временным фактором: она оказывается только в данное время и в данном месте, при этом культурные «продукты» производятся и потребляются одновременно.

    Итак, особенностями социально-культурной услуги являются:

    1) нематериальный характер производимого эффекта;

    2) активное участие потребителя в производстве услуг;

    3) воздействие эффекта от услуги на личность потребителя;

    4) узкая пространственно-временная локализация оказания культурных услуг. Культурная деятельность, понимаемая как непрерывный творческо-производственный процесс «изготовления» культурных ценностей, благ и услуг, имеет три основные стадии:

    Различия между сферой культуры и сферой материального производства

    Сфера материального производства

    Продукция имеет нематериальную природу.

    Продукция имеет материальную природу.

    Не поддается количественному измерению.

    Поддается количественному измерению.

    Массовое, серийное производство.

    Определяющее значение имеют внеэкономические факторы.

    Определяющее значение имеют экономические факторы.

    Обязательное условие — неповторимость, оригинальность каждого «продукта».

    Стремление к унификации, одинаковому набору свойств в каждом изделии.

    Эффект не ограничен во времени.

    Эффект ограничен во времени.

    Таким образом, культурные блага, формирующие и удовлетворяющие культурные потребности, по своему характеру неоднородны. Они различаются по степени материализации, способу удовлетворения культурных потребностей и по выполняемой ими функции.

    Не менее важным является определение основных видов продуктов, создаваемых в культурной сфере.

    ]Так, О. Новотный и Я. Фишер разделяют культурные блага с последующей детализацией на:

    1) материальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей;

    2) нематериальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей (сюда относятся, как правило, культурные услуги).

    Таблица 2. Классификация культурных благ по формированию и удовлетворению культурных потребностей

    1. Материальные объекты и удовлетворения культурных потребностей

    1.1. Средства культуры

    1.1.1. Производственные (скрипка, фортепиано); 1.1.2. Информационные

    1.2. Предметы культуры

    1.2.1. Связанные с удовлетворением культурных потребностей; 1.2.2. Опосредующие фазы производства и потребления объектов культуры

    2. Нематериальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей

    Выполняющие функции передаточного механизма в культуре

    Выполняющие непосредственно культурные функции

    Среди материальных объектов формирования и удовлетворения культурных потребностей (1) следует выделить:

    Читайте также:  Ответы вариант 7 с точки зрения географии у любого места на земном

    1.1. средства культуры, которые, в свою очередь, делятся на:

    1.1.1. «производственные» (скрипка, фортепиано, театральные костюмы и т. д.), т. е. с помощью которых идет производство культурных благ;

    1.1.2. информационные (радиоприемники, телевизоры и т. д.). Некоторые информационные средства, такие, как магнитофон, могут использоваться и в качестве производственных средств, например в самодеятельном творчестве, при создании радиопередач и т. п.;

    Отдельные производственные средства, представленные в пункте 1.1.1, одновременно можно рассматривать как произведения искусства (например скрипка работы Страдивари), и тогда их, несмотря на материальную сущность, нужно считать продуктом духовного производства, выполняющих функцию предмета культуры.

    1.2. предметы культуры (например, картины и т. д.). К ним относятся все произведения искусства, существующие отдельно от художественной деятельности создающего их художника, которые могут обращаться как пригодные для продажи товары. Это продукты не материального производства (которые указаны в пункте 1.1), а духовного, но имеющие свое материальное воплощение.

    Группу предметов культуры (1.2) можно разделить на:

    1.2.1. предметы культуры, непосредственно связанные с удовлетворением культурных потребностей (например, художественные фильмы и т. д.);

    1.2.2. предметы культуры, опосредующие фазы производства и потребления объектов культуры.

    Между этими фазами имеет место материальное воспроизводство, которое представляет собой неизбежный этап процесса производства этих предметов, но само по себе не является культурной деятельностью. Типичным примером таких предметов культуры выступает книга. Ее производство на этапе авторского творчества и редакционно-издательского процесса есть культурная деятельность. Если речь идет не о каком-либо особом библиографическом издании, то на следующем этапе книга — есть продукт полиграфической промышленности, а этот этап является не культурной, а промышленной деятельностью.

    Нематериальные объекты формирования и удовлетворения культурных потребностей (2) также разделяются на:

    2.1. услуги, выполняющие функцию передаточного механизма в культуре (они имеют функциональное отношение к культурным потребностям как нематериальные средства культуры). К ним относятся: выдача книг в библиотеках, показ фильмов в кинотеатрах, прокат театральных костюмов и т. п. Именно к этой сфере (а не к сфере торговли) следует отнести продажу предметов художественного творчества, книг я т. п.;

    2.2. услуги, выполняющие непосредственную культурную функцию, например, работа театрального актера, концерт исполнителя-виртуоза, деятельность руководителя профессионального хора, лекция ученого и т. п.

    Часть этих объектов (1.1 и 2.1) лишь опосредованно обеспечивает формирование и удовлетворение культурных потребностей. Другая же часть указанных объектов непосредственно способствует их формированию и удовлетворению (1.2 и 2.2). Если производство и потребление (в экономическом смысле) объектов культурных потребностей ограничивалось бы рамками одной из этих подгрупп, то в отрасли культуры нарушилось бы равновесие в процессе воспроизводства.

    О ресурсах в сфере культуры

    Категория ресурсов имеет важное значение в определении самого предмета экономики. Как известно, ресурсы всегда ограничены, потребности же людей — безграничны. Задачей экономики как раз и является исследование путей такого использования ограниченных ресурсов, при которых достигается максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества.

    Специфика социально-культурной сферы с точки зрения ее экономической характеристики проявляется прежде всего в особенностях ее ресурсного потенциала.

    В отношении структуры ресурсной базы в сфере культуры отечественные ученые высказывают различные мнения.

    Так, Л.И.Якобсон выделяет четыре вида ресурсов: трудовые, материальные, природные и информационные. Г.М.Галуцкий основывает свою классификацию ресурсов сферы культуры на другом принципе, подразделяя их на две группы:

    а) ресурсы творческого производства (трудовые, материальные, энергетические, финансовые и информационные);

    б) ресурсы духовного восприятия (уровень культуры населения и резерв свободного времени). 2

    На наш взгляд, подразделение ресурсного потенциала культуры на ресурсы воздействия и ресурсы восприятия в наибольшей степени отражает качественную специфику социально-культурной сферы.

    Специфические особенности производственных ресурсов в сфере культуры.

    1. Предметом труда в сфере культуры является человек, и этот фактор оказывает решающее воздействие на структуру и характер ресурсной базы отрасли.

    Так, в СКС в весьма ограниченном объеме представлен такой вид ресурсов, как сыри; и основные материалы (10-12% всех затрат), в то время как в промышленности на них приходится более 60%.

    2. Социально-культурную сферу характеризует сочетание высокой трудоемкости услуг с относительно малой фондо- и материалоемкостью (в 2,5 раза меньше, чем в промышленности).

    3. Трудовые (кадровые) ресурсы культурной отрасли отличаются более высоким уровнем профессиональной квалификации, причем по этому показателю сфера культуры намного превосходит другие отрасли хозяйственного механизма (в культуре каждый третий работник имеет высшее образование, в промышленности — каждый двенадцатый). В материальном производстве решающее значение имеет труд рабочего, в сфере культуры — труд специалиста. В половозрастном отношении в сфере культуры налицо преобладание женщин (до 70-75%).

    4. Спецификой труда в сфере культуры является, и то, что особенности технологии социально-культурного обслуживания не позволяют замещать живой труд овеществленным.

    В отечественной научной литературе и практике традиционно выделяют пять основных видов ресурсов, составляющих базу культурной отрасли:

    Каждый вид ресурсов применительно к социально-культурной сфере проявляет свою специфику. Остановимся на этом подробнее.

    1. Материальные ресурсы

    В любой отрасли экономики используются материальные ресурсы, т.е. вся совокупность орудий и предметов труда, имеющих материальную природу и служащих целям определенного вида деятельности.

    К материальным ресурсам в сфере культуры относят здания, сооружения, техническую и музыкальную аппаратуру, костюмы, декорации, зеленые насаждения в парках культуры и отдыха, животных в зоопарках, книжные фонды в библиотеках и т.п.

    Материальные ресурсы в различных подотраслях культуры и искусства отличаются своей спецификой, широким разнообразием и неоднородностью. С экономической точки зрения их принято подразделять на 2 вида:

    1) основные фонды;

    2) материальные ресурсы текущего потребления.

    Основными фондами называются те материальные ресурсы, которые используются без изменения натурально-вещественной сущности и многократно участвуют в производственном процессе, выступая в роли средств труда и перенося свою стоимость по частям в виде амортизационных отчислений (износа).

    Основные фонды как в производственной, так и в непроизводственной сферах делятся на активные и пассивные.

    Аппаратура, техника, оборудование, музыкальные инструменты и т.п. относятся к активной части фондов, здания и сооружения — к пассивной.

    В количественном и качественном отношении основные фонды в социально-культурной сфере резко преобладают над материальными ресурсами текущего потребления.

    В материальных ресурсах текущего потребления (иначе их называют текущими материальными затратами, материальными элементами текущих затрат, оборотными средствами) также выделяют два вида.

    К первому виду относят электроэнергию, поступающую на освещение культурных объектов (зрительных и читательных залов, сцен, фойе и холлов, музейных экспозиций и т.п.), топливо и горюче-смазочные материалы, необходимые для эксплуатации автопарка культурных учреждений (автоклубов, библиобусов, машин, доставляющих культурные услуги населению), для приведения в действие аттракционов в парках культуры и отдыха. Эта разновидность ресурсов неотделима от самой материально-вещественной сущности оказываемой услуги.

    Другой вид ресурсов текущего потребления выступает в форме самостоятельных материальных благ, сопутствующих основной услуге (питание зрителей в театральном буфете, распространение в антрактах или перед началом представлений рекламной продукции, освещающей деятельность данного культурного учреждения, прокат театральных биноклей на период спектакля и т.п.).

    Как основные фонды, так и материальные ресурсы текущего потребления нуждаются в постоянном воспроизводстве и эффективном использовании.

    В современных условиях развитие материального ресурсного потенциала культурной сферы осуществляется по следующим направлениям:

    1. Расширение существующей сети культурных учреждений, вложения в простое воспроизводство основных фондов.

    2. Повышение комфортности социально-культурного обслуживания, создание дополнительных культурных удобств на уже имеющейся материально-технической базе, улучшение интерьера, дизайна, сервиса и т.п.

    3. Расширение ассортимента социально-культурных услуг, внедрение новых видов культурного обслуживания (например, оборудование зала игровых автоматов в фойе кинотеатра, открытие пунктов видеопроката на базе клубов и центров досуга, обеспечение коммерческих предприятий оперативной справочной информацией силами библиосервиса и т.п.).

    4. Уменьшение затрат живого труда и достижение трудосберегающего эффекта за счет улучшения материально-технической оснащенности культурных учреждений (компьютеризация библиографической деятельности в библиотеках, использование фонограмм во время репетиций и концертов, использование в музеях магнитофонной записи с пояснениями экскурсовода при «неорганизованном» потоке посетителей и т.п.).

    Первые два направления (расширение сети и повышение комфортности культурных учреждений) реализуются через вложения в пассивную часть основных фондов (здания, сооружения) И в ресурсы текущего потребления (электроэнергию, топливо, ГСМ, продукцию аграрного сектора и товары широкого потребления).

    Два других направления (увеличение ассортимента культурных услуг и экономия живого труда) основываются на преимущественном росте активной части основных фондов культуры (через вложения в оборудование, аппаратуру, музыкальные инструменты и др.).

    Специфика социально-культурной сферы в том, что большую роль, чем в производстве, в ней играет пассивная часть основных фондов (т.е. здания и сооружения). Поэтому важно использовать- их как можно интенсивнее, в постоянно действующем режиме. Этого можно добиться усиленной эксплуатацией помещений за счет увеличения количества зрелищных в другие мероприятий, проводимых в них в течение дня. Есть и другой путь — повысить интенсивность оборачиваемости основных фондов за счет комплексного, многопрофильного их использования путем открытия в фойе и холлах залов игровых автоматов, художественных выставок, оборудования мини-кафе, мини-маркетов, проведения детских игровых конкурсов, детских утренников на рекреационных площадках.

    2. Энергетические ресурсы

    Энергетические ресурсы в сфере культуры представлены электроэнергией, которая идет на освещение, отопление, эксплуатацию оборудования, кино- и видеоаппаратуры, электромузыкальных инструментов, механизмов, аттракционов и т.п.

    3. Природные ресурсы

    Природные ресурсы также имеют важное значение, особенно в деятельности архитектурно-ландшафтных музеев, памятников природы, заповедников, музейных комплексов под открытым небом, парков культуры и отдыха, туристско-экскурсионных, культурно-спортивных комплексов, зоопарков, ботанических садов и т.п.

    4. Финансовые ресурсы

    Финансовые ресурсы — это вся совокупность денежных средств культурного учреждения, представленных в виде банковской, кассовой наличности, в расчетах и ценных бумагах. Источники пополнения этого вида ресурсного потенциала указаны в статье 46-й «Финансовые ресурсы организации культуры» действующего закона о культуре.

    5. Информационно-творческие ресурсы

    Информационно-творческие ресурсы которые во многом определяют специфику социально-культурной отрасли.

    Культурные учреждения выполняют наряду с другими задачами и информационную функцию, обеспечивают накопление, хранение и передачу научной, технической и творческой информации, которая воздействует на духовный мир и психологическое состояние человека.

    Эффективность информационно-творческого потенциала культуры зависит от различных факторов — от меры таланта и исполнительского мастерства творческих работников, художественной и историко-культурной ценности музейных экспонатов, объема книжного фонда в библиотеках и т.п. а также от способности аудитории воспринимать информацию (культурная планка или уровень культурного развития личности)

    Многие ученые развитие культуры связывают с ее информатизацией.

    Информатизация культуры и искусства — объективный процесс, приводящий к появлению новых видов культурной продукции — информационных продуктов и услуг. Создание новых информационных технологий, «индустрии информации» превратилось в самостоятельную подотрасль культурной сферы, в самостоятельный и прибыльный вид культурного бизнеса.

    Развитие информационных ресурсов и технологий в сфере культуры позволит вывести ее на качественно новый уровень, создать благоприятные условия для преобразования личности и социума.

    2. Причины государственного финансирования деятельности в сфере культуры

    Экономическому взаимодействию между производителями и потребителями определенных видов культурных благ присущи определенные особенности, отличающие это взаимодействие от случаев реализации стандартных товаров и услуг и обусловливающие финансовую поддержку сферы культуры со стороны государства.

    Культурные блага как общественные блага. Отдельные виды культурных благ обладают свойствами чистого общественного (коллективного) блага:

    1) несоперничеством в потреблении, т.е. доступностью этого блага одновременно для многих потребителей и возможностью каждого потребителя потреблять данное благо без сокращения его количества, доступного для других лиц;

    2) неисключаемостью потребителей, т.е. невозможностью воспрепятствовать потреблению такого блага дополнительным потребителем, проистекающей из-за отсутствия соответствующих технологий или запретительно высоких затрат, необходимых для ограничения доступа к данному благу.

    Оба этих признака присущи многим (но не всем) недвижимым памятниками истории и культуры (архитектурным зданиям, монументам, скульптурным памятникам) и деятельности по их охране и реставрации. Если такой памятник расположен на доступной для всех улице, площади или территории, то получать эстетические впечатления от его созерцания может множество людей, не мешая друг другу. Соответственно плодами деятельности по реставрации и сохранению его облика будут пользоваться все желающие.

    Долгое время к категории чистых общественных благ правомерно было относить радио и телевидение. Любой человек, купивший радиоприемник или телевизор и установивший приемную антенну, мог беспрепятственно потреблять всю продукцию радио- и телевещателей, не мешая при этом другим радиослушателям и телезрителям.

    Свойства чистых общественных благ делают невозможным для их производителей обеспечить возмещение своих издержек и получение прибыли за счет продажи этих благ потребителям. Они имеют возможность уклоняться от оплаты потребления таких благ. Поэтому производство общественных благ требует участия в их финансировании либо государства, либо других лиц, преследующих интересы, не тождественные интересам потребителей этих благ. Это, например, рекламодатели, использующие возможности радио- и телевещания.

    Впрочем, развитие техники вещания (кабельное вещание, шифрование сигнала) сделало возможным ограничить круг потребителей соответствующих радио- и телепрограмм лишь теми лицами, которые платят соответствующую абонентскую плату. Сегодня радио и телевидение лишились свойства неисключаемости потребителей, которым долгое время обладали. Кабельное и спутниковое телевидение, использующие технологию шифрования сигнала, действительно, получили развитие в последние годы. Правда, основные радио- и телевещатели этими возможностями не воспользовались. Следовательно, существуют иные причины финансирования этих видов средств массовой информации государством и организациями, не являющимися непосредственными потребителями их услуг.

    Читайте также:  Эквивалентный обмен с экономической точки зрения

    Влияние внешних эффектов. Культурная деятельность может сопровождаться значительными позитивными эффектами для лиц, не являющихся непосредственными потребителями соответствующих культурных благ.

    Среди таких эффектов — рост сопутствующего потребления других товаров и услуг. Например, наличие объекта культуры (архитектурного памятника, музея, театра), привлекающего внимание жителей этого города и приезжих, способствует росту доходов ресторанов, кафе, магазинов, расположенных по соседству. Но без государственного вмешательства эти доходы не будут перераспределяться в пользу соответствующего объекта культуры.

    Деятельность в сфере культуры обеспечивает эффекты и для социальных общностей в целом. Это могут быть экономические эффекты. Так, широта спектра культурных благ становится важным фактором, влияющим на выбор места жительства и работы. Существование в конкретном городе активной культурной жизни или историко-культурных памятников повышает его привлекательность для туристов и людей, готовых здесь работать или инвестировать свои средства. Тем самым культурная деятельность оказывает влияние на экономическое развитие территории и рост производимого дохода. Для того чтобы иметь возможность воспользоваться такими внешними эффектами, местным властям необходимо вкладывать средства в развитие сферы культуры.

    Внешними эффектами культурной деятельности являются так называемые социально значимые эффекты. Они связаны с сохранением исторической памяти общества, с распространением и освоением людьми ценностей (представлений о правильных целях и принципах деятельности, нормах поведения), способствующих социальному согласию, стабильности сложившегося общественного порядка, воспроизводству и развитию данного общества. Наличие таких эффектов роднит культурную и образовательную деятельность. Но спецификой первой является то, что она формирует представления людей о мире и правила их поведения, опосредованные образным восприятием, эмоциональным переживанием. И потому культурная деятельность ограниченно взаимозаменяема с другими видами человеческой деятельности, также прямо или косвенно способствующими укреплению социальных общностей.

    Если бы культурная деятельность обеспечивалась ресурсами лишь за счет продажи ее результатов непосредственным потребителям и за счет собственных невозмещаемых затрат ее субъектов (например, как в случае любительского творчества), то многие ее виды, имеющие внешние эффекты, осуществлялись бы в незначительных масштабах. Например, архивная и музейная деятельность существовали бы в зачаточном виде -как частное собирательство с очень ограниченной доступностью таких собраний для публики; театральная деятельность ограничивалась бы в основном самодеятельностью и театрами, содержащимися богатыми людьми лично для себя и своего ближайшего круга, как это было в феодальные времена.

    Наличие внешних эффектов объясняет, почему государство в принципе поддерживает деятельность в сфере культуры. Оно выступает от имени всего общества, получающего эти эффекты, и является потребителем некоторых из этих эффектов (укрепление существующей власти) и потому заинтересовано в их увеличении. Наличие внешних эффектов может также объяснить, почему государство выделяет предоставление отдельных видов культурных благ в качестве приоритетных объектов своей поддержки. Приоритетными выступают те виды деятельности, которые представляются наиболее результативными в достижении политических целей, в частности в выполнении функции распространения информации и ценностей, укрепляющих существующий государственный строй и правящую элиту. Государство либо берет на себя производство таких благ, создавая для этого государственные организации, либо регулирует и финансирует их производство негосударственными организациями. Лучшей иллюстрацией этого служит известное изречение В.И. Ленина: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». С появлением новых технологий и видов деятельности приоритеты государства могут меняться. Кинематограф, радио, пресса, книгоиздание, строительство кинотеатров и клубных зданий с большими залами для просмотра кинофильмов и проведения иных массовых мероприятий были приоритетными направлениями государственного финансирования в сфере культуры в первые четыре десятилетия советской власти. Затем пальма первенства перешла к телевидению.

    Но наличие внешних эффектов не позволяет объяснить, почему государство поддерживает другие виды культурной деятельности, не обладающие очевидными преимуществами в массовом распространении нужной информации и ценностей. И почему среди остальных, политически менее приоритетных видов деятельности, одни поддерживаются больше, а другие меньше или не поддерживаются вовсе? Среди разных видов культурной деятельности трудно выделить те, для которых вышеуказанные социально значимые эффекты вообще не имели бы места. Не поможет делу и попытка последовательно применить критерий размера социально значимого эффекта или «социальной полезности» в качестве основания для ранжирования всех видов культурной деятельности и выделения заслуживающих государственной поддержки. За исключением очевидных лидеров (а сегодня это телевидение), весьма проблематично и с теоретической, и с практической точек зрения сравнивать разные виды культурной деятельности друг с другом по приносимому ими социально значимому эффекту. Затруднительно представить достаточно убедительные аргументы в пользу того, что, например, деятельность театров оперы и балета или театров музыкальной комедии в большей мере служит укреплению и развитию общества, чем концертная деятельность рок-групп, исполнителей авторской песни, да даже и поп-звезд. Между тем театральная деятельность поддерживается государством, а эстрадная — нет.

    Наличие внешних эффектов культурной деятельности является одной из причин ее государственной поддержки, но нет прямой причинно-следственной связи между существованием таких эффектов и необходимостью финансирования производства конкретных видов культурных благ.

    Особенности соотношения спроса и предложения. Анализ причин, обусловливающих необходимость государственной поддержки сферы культуры, особенно интенсивно велся в 1960-1970-е гг. за рубежом и в нашей стране. Он был вызван угрозами и реальными сокращениями государственной поддержки ряда видов культурной деятельности, и в частности исполнительского искусства. В 1960-е гг. в США, а затем в Западной Европе и в СССР профессиональные сообщества деятелей культуры и министерства культуры инициировали развертывание исследований в этой области, чтобы найти дополнительные аргументы в борьбе за общественные ресурсы. Этот своеобразный социальный заказ, кстати, и породил экономику культуры, как самостоятельную область экономических исследований. В центре внимания при этом изначально оказалась сфера исполнительского искусства.

    В качестве одной из особенностей этой сферы было отмечено устойчивое превышение объема предложения (количества театральных билетов, поступающих в продажу) над размерами спроса. Объяснение этому виделось в специфике творческого процесса и взаимодействия театра со зрителем. Театральной деятельности присуще стремление к развитию, к поиску и апробации сценических инноваций. Для этого театру нужен понимающий его зритель, умеющий воспринять инновации, предлагаемые со сцены. Но доля таких хорошо подготовленных театральных зрителей в общей аудитории невелика[024]. Поэтому театр, преследующий творческие цели, будет опережать сложившиеся ожидания основной части зрителей. Неполные залы являются неизбежным следствием опережающего по качеству театрального предложения над запросами публики.

    Особенностью потребления в сфере исполнительского искусства является также необходимость для потребителей затрачивать на это много времени. Из театра неудобно уйти во время спектакля, если он не нравится. И время, как минимум до антракта, окажется потерянным. С ростом доходов и развитием новых форм проведения досуга субъективная оценка свободного времени растет, что также ведет к сокращению спроса на традиционные времяемкие формы культурной деятельности. Ведь переключить канал телевидения, заменить видеокассету или лазерный диск и найти что-то более подходящее требует несопоставимо меньших временных затрат. Для многих людей совокупные издержки, связанные с посещением театра, оказываются меньше оцениваемого ими эффекта от просмотра спектакля. Все отмеченные обстоятельства ограничивают количество людей, готовых прийти в театр.

    Эту проблему театры пытаются решить, проводя дискриминационную политику цен: устанавливая очень высокую дифференциацию цен на билеты на места в разных частях зрительного зала.

    К примеру, в парижском театре Гранд-Опера разница между самыми дешевыми и самыми дорогими билетами на обычные спектакли (не премьеры) достигала в 1997 г. двадцати раз (30 и 600 франков соответственно). Но возможности дифференциации цен небезграничны.

    Экономической особенностью создания театральных спектаклей является высокая доля постоянных расходов. В создание спектакля нужно вложить много средств (пошив костюмов, подготовка декораций, оплата репетиционного времени и т.д.), также неизбежными являются расходы на содержание театрального здания или аренду помещений, объем которых не зависит от количества пришедших зрителей.

    Высокие постоянные издержки в сочетании с высокой эластичностью спроса по цене делают основную массу театральной продукции нерентабельной. Оказывается невозможным установить цены, при которых поступления от реализации услуг покрывали бы производимые расходы. Лишь отдельные театры способны существовать за счет доходов от продажи билетов на свои спектакли. И то это справедливо по отношению к антрепризным театрам, собирающим группу актеров для показа одного спектакля. Такими являются бродвейские театры, и ориентированы они на запросы зрителей, не искушенных в театральном искусстве, эти музыкальные представления легки для восприятия. Репертуарные театры и антрепризы, ставящие перед собой более сложные творческие задачи, почти всегда сталкиваются с недостаточностью спроса, который бы позволил существовать на доходы от продажи билетов.

    Аналогичными особенностями обладает не только исполнительское искусство, но и деятельность в сфере культурного наследия. Здесь высока доля постоянных издержек по хранению архивных, библиотечных, музейных фондов, а платежеспособный спрос на услуги соответствующих учреждений невелик и высоко эластичен по цене. Поэтому без финансирования со стороны третьих лиц (государства, благотворителей и т.п.) эти виды культурной деятельности не могли бы существовать в сколько-нибудь значимых масштабах.

    Указанные особенности соотношения спроса и предложения, однако, не объясняют, зачем нужно поддерживать данные виды культурной деятельности в тех масштабах, в которых они существуют.

    Особенности динамики издержек: болезнь Бс(молас- Боуэна. Ряд видов культурной деятельности характеризуется следующей экономической особенностью: издержки растут быстрее цен на производимые блага. Поэтому потребность в субсидиях, покрывающих разность между расходами и доходами, имеет тенденцию к росту. Это явление, получившее наименование болезни Бомола — Боуэна, объясняется следующим образом.

    Всю экономику можно разделить на два сектора, различающихся по характеру применяемых в них производственных технологий: прогрессивный и архаичный. Прогрессивный сектор характеризуется ростом производительности труда, постоянным совершенствованием применяемых технологий, внедрением новых технологий, благодаря которым труд замещается капиталом и затраты труда в расчете на единицу производимой продукции с течением времени уменьшаются. Возьмем для примера часовое производство. В конце XVII в. швейцарский ремесленник делал примерно 12 часов в год. Через три столетия, во второй половине XX в., швейцарские часовые заводы производили более 2200 механических часов в расчете на одного работника в год.

    В архаичном секторе технологии неизменны или очень медленно меняются со временем. Производятся одни и те же виды благ, затраты труда на единицу производимой продукции постоянны или сокращаются существенно медленнее, чем в прогрессивном секторе. Технологические улучшения, если и происходят, то на периферии основной деятельности. Например, услуги парикмахера или массажиста остаются неизменными в своей основе, а технологические нововведения связаны с улучшением используемых ими инструментов, расходных материалов и т.п. Именно к этому сектору принадлежат многие виды культурной деятельности, и в частности исполнительское искусство. В качестве примера можно привести исполнение концерта Скарлатти для струнного квартета. И в конце XVII в., и в начале XXI в. оно требует игры четырех музыкантов в течение 45 минут. Трудозатраты в расчете на единицу продукции остались теми же.

    В прогрессивном секторе рост производительности труда дает выигрыш в количестве и качестве производимых благ, что позволяет здесь увеличивать оплату труда в реальном выражении. Рост цены труда работающих в прогрессивном секторе оказывает давление на цену труда в архаичном секторе. Занятые в нем сопоставляют свои трудозатраты и размеры оплаты труда с затратами труда и уровнем его оплаты работников другого сектора и требуют повышения цены своего труда. Поскольку в архаичном секторе не происходит роста производительности, то давление в сторону повышения оплаты труда ведет к росту затрат на единицу производимой продукции. Для их возмещения необходим рост цены. Последствия увеличения цены зависят от эластичности спроса на соответствующий товар или услугу.

    Если спрос обладает низкой эластичностью, то происходит относительный рост цен на данное благо. Именно так обстоит дело с услугами парикмахеров. Низкой может быть эластичность спроса на отдельные виды культурных благ, например на выступления модных филармонических и эстрадных исполнителей, на спектакли престижных театров и т.п.

    Если же спрос высоко эластичен, то его размеры сокращаются и обусловливают необходимость сокращения производства данного блага. Для сохранения производства в прежних масштабах нужно субсидировать производителей. И начав однажды это делать, далее придется выделять средств все больше и больше. Такая ситуация как раз и характерна для исполнительского искусства и для некоторых других видов культурной деятельности.

    Болезнь Бомола — Боуена обусловливает рост потребности в финансировании определенных видов культурной деятельности, необходимом для осуществления их в прежних масштабах. Но она не объясняет, почему производство соответствующих видов культурных благ вообще должно поддерживаться государством, и почему оно должно финансироваться в прежних масштабах, если платежеспособный спрос уменьшается.

    Внеэкономические причины общественной поддержки сферы культуры

    Экономические особенности, присущие взаимодействию между производителями и потребителями культурных благ, недостаточны для объяснения, почему государство финансирует конкретные виды культурной деятельности. Следовательно, причины внимания государства к производству определенных культурных благ являются внеэкономическими. Это:

    * политические интересы властных элит: государство поддерживает те виды культурной деятельности, которые оцениваются как наиболее результативные средства достижения политических целей и консолидации элит;

    Источники:
    • http://revolution.allbest.ru/economy/00501338_0.html