Меню Рубрики

Культура точки зрения на происхождение понятия культура

Культурология как наука XX в. соединяет существующее многообразие представлений о культуре, опираясь на определенную традицию. Основные исторические этапы этой традиции (исторического развития представлений о культуре и ее понимания) для европейской культурологии следующие: античность, Средние века, Возрождение, Новое и Новейшее время. Проследим эволюцию понятия «культура» в истории человечества.

Культура (лат. cultura) — первоначально обработка и уход за землей. Римский государственный деятель и писатель Марк Катон написал трактат о земледелии, название которого по-ла- тыни звучало примерно так: агрикультура. Он посвящен именно уходу за участком земли. В трактате рассматривается особое душевное отношение к ней, не только способ обработки земли, но и почитание, поклонение.

Со временем словом «культура» стали обозначать весь комплекс традиций и жизненный уклад людей. Но затем и этот смысл стал меняться. Марк Тулий Цицерон (45 г. до н.э.) говорил об улучшении, облагораживании телесных и душевно-духовных склонностей и способностей человека; можно сказать, что речь шла о «возделывании» человеческого ума. В его сочинении «Тускуланские беседы» читаем: «. как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей сеять, так сказать, только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай» [72. С. 252]. У римлян культура — личная доблесть, совершенство.

В Древней Греции культура означала воспитанность, образованность, просвещенность (пайдейя). Пайдейя, по Платону, означает руководство к изменению всего человека в его существе.

В эпоху Возрождения главное для культуры — соответствие гуманистическому идеалу человека. Идеал эпохи Просвещения — культура познания. Впервые как самостоятельное понятие «культура» появилось в работе «О праве естественном» немецкого философа-просветителя и юриста второй половины XVII в. С. Пуфендорфа. Термин «культура» в современном значении вошел в обиход европейской научной мысли со второй половины XVIII в. В немецкой классической философии сущность культуры, согласно И. Канту, находится в моральной сфере. Ф. Шиллер видел культуру в сфере эстетического и философского сознания. Первую попытку сформулировать определение культуры предпринял английский этнограф, исследователь первобытной культуры Э.Б. Тайлор в работе «Первобытная культура» (1871): культура — сложное целое, слагающееся из «знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» [53. С. 18]. Культура в трудах Н.К. Рериха определяется как «красота во всем творческом величии, утверждении добра, переоценка ценностей для нахождения истинных сокровищ человечества» [49. С. 27]. Н. Бердяев, один из самых известных русских религиозных философов, связывал культуру с культом предков, преданием и традицией. Знаменитый австрийский психоаналитик 3. Фрейд в работе «Неудовлетворенность культурой» писал, что «культура обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков и служащих двум целям — защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми» [61. С. 34]. Первое серьезное обобщение определений культуры дали американские антропологи А. Кребер и К. Клакхон в работе «Культура. Критаческий обзор концепций и дефиниций». Они выделяют следующие основные типы определений культуры [22. С. 75]: о описательные, которые перечисляют все то, что охватывает понятие культуры;

о исторические, акцентирующие внимание на процессах социального наследования, традициях;

О нормативные, подчеркивающие роль ценностей и норм; о психологические, которые делают акцент на процессы их адаптации к среде;

О структурные, акцентирующие внимание на структуре культур.

В Философском энциклопедическом словаре приводится следующее определение: «В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов. Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, включает различные области: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, постановку воспитания, общественно-политическое устройство, науку, искусство, религию, все формы проявления объективного духа данного народа».

Эксперты ЮНЕСКО насчитывают около 600 определений культуры. По мнению некоторых современных исследователей культуры, в мировой литературе свыше 1500 определений. Разнообразие точек зрения на культуру свидетельствует о многоаспектное™ и сложности этого понятия.

Слово «культура» в начальном понимании не означало ка­кой-то особенный предмет, состояние или содержание. Оно было связано с представлением о каком-то действии, усилии, направленном на что-то. Употреблялось это слово в антично­сти с определенным дополнением: культура духа, культура ума и т.п. Далее мы кратко рассмотрим историю данного термина.Понятие «культура» — центральное в культурологии . Этот термин впервые появился в латинском языке. Поэты и ученые Древ­него Рима употребляли его в своих трактатах и письмах в зна­чении «возделывать» что-то, «обрабатывать» что-то, улуч­шать. В классической латыни слово «cultura» употреблялось в значении земледельческого труда — agri cultura. Это оберегание, уход, отделение одного от другого, сохранение отобран­ного, создание условий для его развития, причем целенаправ­ленного.

Римский государственный деятель и писатель Марк Пор­ций Катон (234-149 гг. до н.э.) написал трактат о земледелии. В нем он советует выбирать земельный участок следующим способом: «нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Если участок «не нравится», не будет и хорошего ухода, т.е. не будет культуры». Отсюда следует, что первоначально слово «куль­тура» означало не только обработку, но и почитание, даже по­клонение чему-то.

Римский оратор и философ Цицерон (106-43 гг. до н.э.) ис­пользовал этот термин в применении к духовности. Древние римляне употребляли слово «культура» в сочетании с каким-то объектом в родительном падеже: культура речи, культура поведения и т.п. Для нас тоже вполне привычно звучат такие словосочетания, как «культура ума», «культура общения», «фи­зическая культура».

Позже культуру стали понимать как человечность, то что выделяет человека из природы, из варварского состояния. Жители древней Эллады и римляне во времена античности называли более отсталые в культурном развитии народы вар­варами.

В эпоху средневековья чаще, чем слово «культура», упот­реблялось слово «культ»: культ Бога , культ определенных ри­туалов, культ и культура рыцарства. Оригинально расшиф­ровал понятие «культура» Николай Рерих. Он разбивал его на две части: «культ» — почитание и «ур» — свет, т.е. почита­ние света; в переносном смысле культура — это утвержде­ние светоносного начала в душах людей.

Есть немало ученых, которые ведут происхождение слова «культура» от древнего слова «культ». Они считают, что культу­ра сопричастна духовности, в т. ч. религии . Первоначальной фор­мой религии некоторые считают фетишизм — веру в сверхъес­тественные свойства неодушевленных предметов, культ камней, деревьев, идолов и т.д. Остатки фетишизма мы встречаем в со­временных религиях: крест в христианстве, черный камень в исламе и др.

Предметом поклонения, культа являлись не только неоду­шевленные предметы; солнце, луна, звезды, буря, гроза, но и родители: при матриархате — мать, в период патриархата — мужчины. История человечества знает самые разные куль­ты — в эпоху античности предметами религиозного поклоне­ния были бога, храмы, герои, правители и т.д. Все эти культы и верования именно в эту эпоху (древний Восток и античность) привели в разных странах к созданию всех мировых религий, которые дожили до наших дней. О близости культуры и рели­гии, по мнению таких русских философов как В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев , свидетельствует символический характер куль­туры, который она получила от культовой символики (танцы, молитвы, песнопения и другие обрядовые действия).

Значение понятия «культура» с течением времени расши­рялось, обогащалось. Так, если в средние века культура ассоциировалась с личными качествами человека (культура ры­царя), то в эпоху Возрождения под личным совершенствова­нием начинают понимать гуманистический идеал человека. Он воплощен в таких произведениях искусства, как «Давид» Микеланджело, «Сикстинская мадонна» Рафаэля и других.

Просветители ХVII-ХVIII веков (Гердер в Германии, Мон­тескье, Вольтер во Франции) считали, что культура проявляет­ся в разумности общественных порядков и политических уч­реждений. В художественной форме это пытался выразить Т. Кампанелла в своем романе-утопии «Город солнца». Культу­ра в понимании просветителей измеряется достижениями в области науки и искусства. А цель культуры — сделать людей счастливыми.

Французские просветители XVIII века понимали историю общества как постепенное развитие от варварства и невеже­ства к просвещенному и культурному состоянию. Невежество — «мать всех пороков», а просвещенность — высшее благо и добродетель. Культ разума становится синонимом культуры.

Переоценка разума и культуры привела отдельных фило­софов (Руссо) к критическому отношению к культуре. Не только Ж. Ж. Руссо, но и философы, и романтики в Германии видели в современной буржуазной культуре те противоречия, которые препятствовали свободному развитию человека и его духовности. Преобладание материально-вещного, массового, количественного начала в культуре приводило к испорченно­сти и развращенности нравов. Выход — в моральном и эсте­тическом совершенствовании личности (Кант, Шиллер). Сле­довательно, культура понималась как область духовной сво­боды человека.

В ХIХ веке понятие «культура» становится научной кате­горией. Оно означает не только высокий уровень развития об­щества, но и пересекается с таким понятием, как «цивилиза­ция» . Понятие цивилизации содержало в себе представление о новом образе жизни, сущностью которого были урбаниза­ция и возрастание роли материально-технической культуры. Понятие цивилизации многозначно. Многие исследователи связывают с этим какую-то культурную общность людей, обладающих некоторым социальным стереотипом, освоивших большое, замкнутое пространство и получивших прочное ме­сто в мировом раскладе (православная цивилизация, античная цивилизация, египетская и др.).

В марксизме понятие культуры тесно связано с коренны­ми изменениями в сфере материального производства и от­ношений в обществе. По Марксу, освобождение и развитие культуры связаны с практической деятельностью пролетари­ата, с политической и культурной революциями, которые он должен совершить. Предлагается линейный путь развития истории, которая есть не что иное, как последовательный ряд общественно-экономических формаций, каждая из которых является более развитой в культурном отношении, чем пред­шествующая. Развитие культуры, согласно учению марксиз­ма, представляет собой противоречивый процесс взаимодей­ствия «двух культур», каждая из которых выражает интере­сы и цели господствующих классов. Из этого следует, что каж­дый тип культуры является результатом деятельности чело­века и представляет собой многообразие изменений приро­ды и общества. Такое деятельное понимание культуры утвер­дилось в XX веке.

Культура, по мнению Ж. П. Сартра, это дело рук челове­ка, в ней он узнает себя и только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо. Человек является культурным в той мере, в какой он участвует в общественном производстве. При этом он не только создает культуру, но и оказывается ее действительным содержанием. При таком понимании куль­туры ее можно определить как способ деятельного существо­вания человека.

Культура как объект научного исследования.
Знаково-символическая природа культуры

Культурные процессы и явления отличаются сложностью и многоплановостью. Поэтому в современной науке насчитывается несколько сотен определений культуры. Некоторые из них широко известны: культура — это совокупность достижений человечества; все богатство материальных и духовных ценностей; это собирательное понятие, объединяющее науку, искусство, мораль, религию и другие формы человеческого творчества. В таких определениях содержится описание и перечисление элементов культуры, как свидетельств усовершенствования человеческого рода. Несмотря на привычность и общеупотребимость этих представлений, все же нельзя не заметить их ограниченности: в них изначально присутствует субъективная оценка культуры.

Философско-научное познание стремится раскрыть сущность и социальное предназначение культуры в целом ряде определений. Например, культура — это:

  1. надбиологический способ адаптации (приспособления) человеческого сообщества к изменяющейся природной среде;
  2. формы и способы коммуникации людей;
  3. социальная память человечества;
  4. нормативно-преемственное программирование общественного поведения людей;
  5. характеристика типа общества или определенной стадии его развития;
  6. единство человеческих действий, отношений и учреждений, обеспечивающих социальную стабильность.

Несмотря на видимое разнообразие, эти определения принципиально не противоречат одно другому, их смыслы взаимодополняемы.

Если отвлечься от содержания культуры, то ее можно определить как совокупность знаков, объединенных в системы. Знаки — это предметы, выступающие в роли сигналов, носителей значения. Смысл или значение знаков устанавливается сообществом в совместной практической жизнедеятельности. Вряд ли человечество смогло бы пользоваться плодами культуры, если бы знаковое отношение устанавливалось исключительно индивидуально, без учета интересов больших и малых групп людей. Соответственно, более точным будет определение культуры как совокупности знаков и знаковых систем коллективного и универсального назначения.

Среди культурных знаков различают знаки «естественные», то есть возникшие стихийно, постепенно (звуки речи, обозначения письма и счета и др.), и искусственные, специально придуманные людьми для достижения сознательно поставленных целей (например, математические формулы или знаки дорожного движения). Правила возникновения знаков и манипулирования ими познаваемы, но не всегда осознаваемы нами. Реальные связи вещей и процессов отражаются во взаимосвязях знаков. Благодаря системной организации, которая присуща всем знакам общего пользования, социальная информация сохраняется, накапливается и передается от человека к человеку, от поколения к поколению. В связи с тем, что объем социальной памяти не бесконечен, культуру также определяют как способ организации и отбора знаков в соответствии с их значимостью для будущей деятельности людей.

Однако, как и предыдущие, знаковое определение опирается лишь на внешние стороны бытия культуры. Представим себе, что вследствие какой-то страшной эпидемии люди исчезли. Все созданные человечеством и зафиксированные в знаках культурные объекты превращаются в «мертвое символическое тело» (О. Шпенглер). Иначе говоря, объективное существование культуры как царства знаков оправдывается только тогда, когда живут люди, которые их создают, воспроизводят и, главное, понимают их значение. Поэтому в философском смысле слова, культура — это универсальный способ творческого самовыражения человека, способность человека изменять природу, общество и самого себя, а также наделять продукты своей деятельности общезначимыми функциями.

Значительную роль в постижении сущности культуры играют и религиозно-философские определения, в которых она предстает как соборность, духовная связь поколений, как возможность преодоления смертной природы человека, возможность победы добра над злом, добровольное исполнение людьми их нравственных обязанностей, деятельное проявление любви к Богу.

Читайте также:  Изменения центральной нервной системы и зрение

Таким образом, культура — это многогранное понятие, обозначающее исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими ценностях. Как объект исследования, культура изучается целым рядом наук историко-филологического цикла, семиотикой (наукой о природе знаков), культурологией и культурной антропологией, социологией, политологией, а также богословием и философией.

Происхождение понятия культура

Культура как объект философии.

Слово культура — одно из самых популярных в рассуждениях о вечных философских проблемах. Существуют сотни различных определений культуры и десятки подходов к ее изучению. В самом общем смысле под культурой чаще всего понимают достижения науки и искусства, а также усвоенный в процессе воспитания способ поведения. Слово “культура” появилось в латинском языке (cultura — возделывание, уход) и первоначально относилось к обработке земли. Римский оратор Цицерон впервые применил слово культура в переносном значении для характеристики человеческого мышления: “Философия есть культура ума”. Понятие культура соотносится с другим понятием “натура” (natura — природа) и противопоставляется ему. Человек, преобразуя природу, создает культуру, при этом он формирует и самого себя.

В наше время культуру изучает целый ряд наук: история, археология, этнография, антропология, религиоведение, социология, искусствоведение и т. д. Каждая из этих наук выбирает свой ракурс в изучении культуры, исследует одну из составляющих культуры в целом (например, политология изучает политическую культуру, а социология — культуру социальных отношений). На рубеже XIX-XX вв. возникла даже специальная наука о культуре —культурология, поставившая перед собой задачу изучения уже не отдельных элементов культуры, а культуры как системы. Ситуациядиалога культур потребовала новых подходов в изучении культуры, таких, например, как социологический и антропологический. Несмотря на то что культура изучается как культурологией, так и рядом социальных и гуманитарных наук, сохраняет свое значение философский анализ культуры. Философия культуры давно уже стала необходимой органичной составной частью философского осмысления бытия, мира и человека в мире.

Б. Этапы формирования понятия культура в философии.

В истории философии культуры можно выделить три главных этапа. Первый этап, начавшийся в античной философии и продлившийся до XVIII в., был временем зарождения знания о культуре. Ни в античности, ни в средние века, ни в эпоху Возрождения, ни даже в XVII в. ; культура как специфическое явление не становилась специально предметом изучения. Однако независимо от того, пользовались ли мыслители разных эпох понятием культура или же употребляли близкие по смыслу термины, такие как цивилизация или образование, обсуждаемые проблемы оказывались необходимой частью философского знания. Так, например, в античности центральное положение занимало воспитание. Причем воспитание рассматривалось как природный процесс, поскольку античное понимание культуры содержало представление о природности человека. Процесс подготовки граждан в античном полисе, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка древние греки обозначали при помощи понятия “пайдейя”. В Древнем Риме говорилось в первую очередь о “человеческом достоинстве”, которое связывалось с гражданскими доблестями. Средневековье также не знало о культуре как феномене, самостоятельно создаваемом человеком.Под культурой понималась богословская ученость, осведомленность в теологических вопросах. Особо подчеркивались преимущество веры и ее безграничность в отличие от слабости человеческого разума. Предпосылки для складывания идеи культуры возникли во времена Возрождения, когда появилось представление о специфически человеческом, отличающемся от природы. Для Ренессанса был характерен культ творческой личности, а под культурой понималась творческая (преимущественно художественная) деятельность человека. Культура стала фиксироваться в результатах творческой деятельности.

Вторым этапом стал этап превращения культуры в предмет самостоятельного философского анализа. Процесс осмысления культуры философией осуществлялся внутри традиционных философских областей и проблем: в теории познания, в философии человека, в социальной философии, этике и эстетике. Большинство мыслителей XVII-XVIII вв. были убеждены в огромных возможностях научного знания и создали целую программу совершенствования разума. Именно эта программа стала тем направлением в истории философии, которое имело непосредственное отношение к философии культуры.

Программа совершенствования разума обосновывалась в расчете на отдельного познающего субъекта, в то время как появившаяся на рубеже XVII-XVIII вв. проблема “естественного и искусственного” привела мыслителей к обсуждению социальных проблем. Так, Т. Гоббс разграничивал естественное (существующее от природы) и искусственное (созданное людьми). Общество, как и государство, для него являются искусственно созданными для ограничения эгоистических интересов людей. Понимание культуры как искусственного вошло составной частью во все последующие теории культуры. Мыслители XVIII в. (Руссо, Вико и Гердер) открыли историческое измерение культуры, обратив внимание на ее развитие.

Знание о культуре было столь же разнообразным, как и философская мысль в целом: достаточно привести такие имена, как Гегель, Ницше и Шпенглер на Западе и Данилевский, Розанов и Бердяев в России.

Натретьем этапе стремление к научности достигает крайней степени. Вместо обсуждения философских проблем отношения культуры к другим формам бытия, таким как природа, общество и человек, исследователь обращается к анализу конкретных феноменов культуры (исторических, социальных, этнических). Наряду с философией культуры возникают конкретные исследования культуры в рамках специальных гуманитарных и социальных наук. Происходит становление особой науки — культурологии.

Однако какой бы объем знаний о культуре ни добывался всей совокупностью наук о ней, изучающих ее конкретные исторические, этнические, социальные и профессиональные формы (например, античную и средневековую, эскимосскую и итальянскую, крестьянскую и рыцарскую культуры), вскрывающих различные механизмы функционирования культуры (экономические и социологические, психологические и семиотические), он не содержит ответов на главные вопросы: “Что такое культура?”, “Почему возникает такой способ существования человеческого вида?”, “Как функционирует культура?”, “Какие законы управляют ее историческим развитием?”, “Как осознается культура?”.

Философский характер этих вопросов и ответов на них состоит в том, что они соединяют объективное познание реальности и ее ценностное осмысление.

В. Многовариантность понятия культура.

Что же такое культура? Разберем несколько вариантов ответов, которые имеются в современной философии культуры.

1. Культура — это искусственная среда, созданная человеком. При таком понимании культура противопоставляется природе (“натуре”).

2. Культура — это научаемое поведение (т. е. не генетически наследуемое, а приобретенное в процессе социализации).

3. Культура — это специфически человеческая деятельность. Любое действие человека является фактом культуры.

4. Культура — это ценностная деятельность, способ развития человека и человечества. Культурой может считаться лишь то, что направлено во благо человека. Культура при таком понимании противопоставляется антикультуре.

5. Культура — это память человечества, средство сохранения и передачи опыта и традиций.

6. Культура — это новаторство, творчество, свободная деятельность.

7. Культура — это знаковая, символическая деятельность.

Множественность теорий культуры объясняется сложностью самого феномена культуры и разнообразием функций, которые выполняет культура.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 8923 — | 6986 — или читать все.

193.124.117.139 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Вопрос 1 Происхождение и содержание термина «культура»

Термин «культура». История взглядов на культуру.

Явления культуры. Культурные объекты

Понятие «культура» является центральным в культурологии. Однако в употреблении этого понятия имеется много смыслов и значений. Чтобы разобраться в этом множестве смыслов и значений и определить, что представляет собой культура, важно выяснить, как развивались различные представления в ней и что вкладывает в это понятие современная культурология.

Термин «культура» впервые встречается у Цицерона и происходит от латинского culture, производимое от слова colere — взращивать, возделывать почву, заниматься земледелием. И действительно, первое значение этого термина — это возделывание, обработка, уход, в первую очередь возделывание земли и уход за ней и за животными, т. е. занятие сельским хозяйством. Позднее в термин «культура» начали вкладывать смысл воспитание, обучение, образование, т. е. взращивание, возделывание, уход за человеком, в ходе которого нечто дополняется и исправляется в природе человека. Культурный человек — это воспитанный и образованный человек.

Лингвисты отмечают, что до XVII в. термин «культура» не имел самостоятельного употребления. Он употреблялся только в словосочетаниях, означая совершенствование, улучшение того, с чем сочетался: «culture juries» — выработка правил поведения, «culture lingual» — совершенствование языка и т. д.

Более четкое значение термину «культура» впервые придал немецкий мыслитель С. Пуфендорф. Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному, В XVIII в. перед идеологами Просвещения остро встала проблема объяснения специфики образа жизни человека, особенностей человеческого бытия. Для этой цели они стали активно использовать термин culture, противопоставляя его слову naturale — природа. Таким образом, продолжая античную традицию, идеологи Просвещения с помощью термина «культура» выражали идеи культуры как сферы развития «человечности», «человеческой природы», «человеческого начала в человеке» в противоположность природному, стихийному, животному. В идеологии Просвещения культура трактовалась как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности людей, исправления пороков общества. Ее развитие связывалось с просвещением и воспитанием.

В идеологии Просвещения термин «культура» приобрел нравственно-оценочный характер. С точки зрения идеологов Просвещения, культура есть воплощение «истинной человечности», «подлинно человеческого бытия». К ней относится только то, что выражает достоинство человека и способствует его развитию. Следовательно, не всякий результат деятельности человеческого рода заслуживает того, чтобы называться достоянием культуры.

Но с другой стороны, культура рассматривалась и как имеющийся в действительности, реально существующий и исторически меняющийся образ жизни людей, специфика которого обусловлена достигнутым уровнем человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования. С этой точки зрения явлениями культуры следовало признавать не только позитивные достижения человечества, но и отрицательные проявления человеческой активности (религиозные распри, войны, преступность и т. д.). Отмахнуться от этих явлений невозможно. Поэтому в дальнейшем закрепилась расширительная трактовка культуры. Культура охватывает все, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия. Она включает в себя не только результат духовной деятельности человека, но и изменение окружающей природы, создание искусственной среды обитания, технику, формы общественных отношений, социальные институты и т. д. Таким образом, культура включает в себя, по сути дела, все, что создано человеком и характеризует его жизнь в определенных исторических условиях. Такое расширительное содержание понятия культуры делает ее объектом изучения целого комплекса наук об обществе.

Для современной культурологии характерен более узкий подход к истолкованию содержания понятия «культура». Исходным пунктом такого подхода к культуре является положение, что в культуре воплощаются средства, способы и результаты человеческой деятельности.

Культурные явления искусственны. Они создаются людьми, в отличие от того, что дано природой, образовалось естественным путем без вмешательства человека. Создавая культуру, люди отделяются от природы и строят новую «сверхприродную среду обитания». Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления называются артефактами (от лат. arte — искусственное и factus — сделанный). Артефактами, т. е. явлениями культуры, являются сделанные человеком вещи, рожденные им мысли, выработанные им средства и способы действия. Культура включает в себя не только то, что находится вне человека, но и изменения, которые он производит в самом себе, в своем теле, в своей душе, т. е. в собственном физическом и духовном облике.

Культура включает в себя образцы человеческих отношений. Известный американский культуролог Дж. Ханигман выделил в культуре два рода явлений. Во-первых, социально стандартизированное поведение в сообществах. Во-вторых, материальные продукты групповой активности. Из единиц такого рода складываются определенные образцы, конфигурации, стереотипные формы — паттерны. Паттерны это относительно устойчивые и повторяющиеся способы восприятия, чувствования, мышления, поведения. Они могут быть универсальными для данной культуры (например, государственное творчество), а могут быть и специфичными для региона (например, способ обработки земли) или для группы (например, жаргон). Культурные образцы могут носить характер реальных действий или отношений или воображаемых представлений. К числу последних относятся идеалы.

В культуре значительное место занимает технология. Технология — это специально организованная деятельность, ориентированная на достижение результатов, в зависимости от типа объектов, на создание которых они ориентированы. Можно выделить различные типы технологий: технологии создания физических объектов, социальные технологии, ориентированные на организацию социального взаимодействия, символические технологии, связанные с порождением и трансляцией символов.

Символические объекты составляют значительный объем мира культуры. Сюда относятся знания, идеи, ценности, нормы, знаковые системы.

Таким образом, с содержательной точки зрения, под культурой понимается совокупность биологически ненаследуемых, искусственно созданных людьми материальных объектов, идей, образов, технологий их изготовления и оперирование ими, устойчивых связей между людьми и способов их регулирования на основе оценочных критериев, имеющихся в обществе. Для каждого общества все эти составляющие в их конкретно-исторической форме образуют ее социокультурный комплекс, или культуру данного общества.

Происхождение культуры

  • Культурология как наука
  • Подходы и методы культурологии
  • Структура культурологии

Происхождение культуры

Проблема культурогенеза — появления и развития ранних форм культуры — одна из самых сложных и дискуссионных в культурологии. Единственным субъектом культуры, создающим жизненную среду для себя и формирующимся под ее воздействием, бесспорно, является человек. Это значит, что становление мира культуры произошло в результате длительного процесса взаимодействия биологической эволюции и социальной и истоки культуры следует искать там и тогда, где появляется человек, но не как биологическая особь, а как мыслящее, разумное существо. С этим утверждением согласны все философы, культурологи и ученые. Но, размышляя о скачке, в ходе которого осуществился этот переход, они выдвигают различные гипотезы о его причинах, создавая тем самым разные версии культурогенеза.

Читайте также:  Что такое мотивация различные точки зрения

Концепции культурогенеза в современной культурологии

Первые попытки ответа на вопрос об истоках культуры можно найти в древних мифах и религии.

Креационистская концепция утверждает, что человек был создан Богом (или богами) и все человеческие качества, в том числе умение создавать культуру, были получены свыше. Поэтому в мифологии многих народов присутствует бог-просветитель, обучающий людей речи, различным умениям и навыкам, а также правилам поведения и организации совместной жизни. Такова была деятельность титана Прометея из греческой мифологии. Согласно Библии, первые люди были созданы Богом уже взрослыми, владевшими даром речи. Нарушив запрет, вкусив от древа познания добра и зла, они были изгнаны из рая и начали трудиться, чтобы выжить на земле.

Трансцендентальные теории культурогенеза, созданные рядом религиозно ориентированных философов, близки к этой концепции. Для них возникновение культуры также предопределено свыше (или извне), так как оно связано не с естественным развитием человека, ас импульсом или замыслом, с которым в человеческое общество привносится идея культуры. Так, об устремленности человека к высшему началу писал крупнейший русский философ B.C. Соловьев (1853-1900). По его словам, человеку следует житьлишьдля идеи высшей правды, для стремления человеческого духа к его родному, вечному началу. Поэтому культура возникает как жажда бессмертного духа, а ее целью становится обожествление человечества через приближение к Христу.

Гуманистически-демиургическая концепция культурогенеза является своеобразным вариантом трансцендентальной теории. Ярким представителем этой концепции был Н.Л. Бердяев. Бог — это Творец, создавший мир и человека всего за семьдней. После этого человек, созданный по Его образу и подобию, продолжил дело творения на Земле, создавая свой, человеческий мир. Таким образом, создание человеком культуры можно назвать восьмым днем творения.

Трудности всех теорий этой группы очевидны: они признают наличие некой высшей силы и поэтому не могут рассматриваться как научные.

Космологические теории культурогенеза также выносили источник возникновения культуры. Большинство космистов — В.И. Вернадский, П.А. Флоренский, П. Тейяр де Шарден, Л.H. Гумилев и др. — находили причину развития культуры в действии особых космических сил и факторов, благодаря которым на Земле складываются благоприятные условия для развития человека, возникновения его особых качеств, без которых не произошло бы появления культуры. Так, автор концепции этногенеза Л.Н. Гумилев связывал развитие человечества (этносов) и культуры с пассионарными толчками под действием особого вида космических излучений. Полученная при этом пассионарная энергия расходуется на создание и развитие новою этноса, уникальность которого определяется его культурой, представляющей собой кристаллизованную энергию пассионарности.

Натуралистические концепции происхождения культуры считают сс возникновение следствием саморазвития человеческого рода, естественным результатом его эволюции. При этом обнаруживается родство с процессами в животном мире, а истоки культуры находят в жизни высших животных. Подобных взглядов придерживаются многие ученые-естествоиспытатели, например Ч.Дарвин, Г. Спенсер. К числу сторонников этой концепции относятся и представители этологичсских концепций культуры. Так, К. Лоренц утверждал, что многочисленные ритуалы, а также нормы и правила поведения, регулирующие жизнь человека в обществе, в зародыше содержатся в поведении животных. Природа предусмотрела специальные механизмы, тормозящие проявления инстинктивных форм поведения (прежде всего агрессии), например долгая подготовка к схватке, позы покорности и т.п. Это позволяет говорить о некоторой ритуапизации повеления высших животных и может считаться зародышем культуры.

Игровые концепции культурогенеза являются своеобразным вариантом этого подхода. Среди их сторонников — Й. Хейзинга, считающий, что культура возникла из игры, известной еще животным. Вначале была игра как специфическая организация, а позже из нее возникли спорт, искусство, религия, философия и другие сферы культуры. Игра всегда служила тренировкой разных человеческих качеств и навыков, в ней прорабатывались сценарии будущих действий человека. Состязательность, присущая игре, стимулировала раскрытие способностей человека, что влияло на его место в социальной иерархии. Правда, не очень ясно, почему играли все животные, а культура появилась только у потомков некоторых видов обезьян.

Психоаналитическая теория культурогенеза. созданная 3. Фрейдом, дает другой ракурс проблемы. По его мнению, культура появляется при подавлении первичных влечений и инстинктов (либидо и мортидо) с помошью норм и запретов. В результате происходит ограничение агрессивных, разрушительных форм поведения, доставшихся пралюдям от их обезьяньих предков. Можно сказать, что культура возникает как способ обуздания животных инстинктов, толкающих на кровосмешение, насилие и убийство. Сублимация энергии неудовлетворенных влечений рождает все существующие сегодня культурные формы — искусство, религию, философию, науку и т.д., а также все материальные и духовные ценности. Однако, как известно, культура, запрещая агрессивные влечения, часто сама создает условия для их появления.

Орудиино-трудовая теории происхождения культуры изложена в работе Фридриха Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», где утверждается, что мышление, речь, знания появляются в процессе коллективной трудовой деятельности и совершенствования орудий труда. Широко известно заявление Энгельса: «Труд создал человека». Это обусловлено тем, что в процессе трудовой деятельности возникает необходимость организовать совместные усилия и согласовать их, для чего требуются средства общения. Язык и сознание, развивавшиеся параллельно, привели к переходу обезьяноподобных предков в качественно новое состояние — человека. Так труд породил культуру. Затем развитие трудовых навыков, появившееся разделение труда и ростсго производительности позволили освободить некоторое время для занятий, не имевших непосредственного отношения к проблеме выживания человека. Досуг стал расходоваться на удовлетворение других человеческих потребностей, среди которых — потребность в прекрасном. Постепенно выделился ряд «творческих» людей — художников, скульпторов, музыкантов, писателей. С развитием человеческого общества и его культуры создателей духовных ценностей становилось все больше — появились философы, ученые и т.д.

Социальная концепция культурогенеза дополняет данную теорию. Одним из ее авторов может быть назван основоположник функционализма в культурологии Б. Малиновский. Он подчеркивает не ценность труда самого по себе, а необходимость объединения людей в коллектив в процессе труда для выполнения возникавших перед ними проблем — совместной охоты, обработки земли, строительства жилищ и т.п. Поэтому на первый план выступают социальные отношения, связывающие людей, а также необходимость регулирования этих отношений.

Магическая теория культурогенеза под иным углом зрения рассматривает социальные отношения. Ее сторонниками являются Дж. Фрэзер, J1. Леви-Брюль и другие известные ученые и философы. Они считают, что первобытное мышление и поведение, а также социальные отношения были пронизаны магическими представлениями и ритуалами, занимавшими господствующее место из-за неразвитости логического мышления и недостаточности знаний людей о мире, которые возмещались фантазией и воображением. Желая воздействовать на предметы и явления для получения нужного практического результата, первобытные люди создавали заклинания, совершали символические действия. Исходя из принципа единства мира, они не различали реальную действительность и мир магических ритуалов, совершая необходимые действия, были уверены в нужном исходе. Так появляются первичные религиозные представления и переживания, а значит, рождается культура.

Символическая концепция культурогенеза — следующий шаг в развитии этих идей. Ее основные положения присутствуют в работах Э. Кассирера, К.Г. Юнга, М. Хайдепера. Сознание по своей природе связано с символами, которые относятся не к предмету, а к означению его смысла. Придавать какой-то смысл предметам и явлениям (как естественного, так и искусственного происхождения) может только человек на основе своей деятельности и рефлексии этой деятельности. Через символ происходит одухотворение веши, открытие за ее предметным планом ее значения, смысла, ее духовного бытия для человека. Появление этой способности и есть рождение культуры — нового уровня взаимодействия человека и окружающего мира. Многие исследователи отмечают объективность принципов символизации. Так, П. Флоренский приводил примеры существования параллельной символики у разных народов и в разное время. Символы можно считать особой формой знания, имеющей свои внутренние законы и критерии точности. В силу этого они становятся исходной формой культурного выражения мира, понятого и упорядоченного человеком. Символы могут использоваться для художественного отображения мира и служить своеобразной формой его познания.

Нетрудно заметить, что многие из рассмотренных концепций культурогенеза пересекаются, дополн я ют друг друга. Поэтому ряд философов и культурологов одновременно являются представителями разных концепций. Это говорит как о сложности проблемы происхождения культуры, так и о том, что причины се возникновения носят комплексный характер.

Биосоциальная гипотеза происхождения культуры

Рассмотрение вопроса происхождения культуры следует начинать с констатации очевидного факта, не вызывающего возражений у сторонников различных концепций. Суть его в том, что человек является прежде всего живым существом, поэтому его жизнедеятельность протекает в соответствии с биологическими ритмами и законами. Человек вышел из природы, живет природой, черпает из нее необходимые для жизни средства, взаимодействует с ней как со средой обитания, т.е. он в значительной мере остается существом природным. Представления о человеке как исключительно общественном существе, преодолевшем законы природы, подчинившем их своим целям и возвысившемся над природой, остались в прошлом и не воспринимаются серьезно в современной науке. Поэтому никто не спорит с утверждением, что мир культуры тесно связан с процессом гоминизации — переходом от животного к человеку. В то же время палеонтологическая летопись человечества постоянно отодвигает начало человеческой родословной все дальше в прошлое. При этом нет убедительных и аргументированных возражений против утверждения, что Homo sapiens возник в ходе эволюции отряда приматов.

Дриопитек («древесная обезьяна») считается самым древним предком человека; он является предком как человека, так и современных низших обезьян (макак, павианов). Появление высших обезьян, ставших непосредственными предками человека, произошло около 20 млн лет назад; тогда на планете существовало около 20 родов и 30 видов антропоидов. Но лишь один из них — австралопитек — совершил переход к человеку. Возраст его древнейших останков оценивается в 5,5 млн лет. Около 2 млн лет назад появился Homo habilis — зинджантроп («человек умелый»), который обладал такими признаками, как прямохождение, развитая кисть руки, способность применять и изготовлять каменные орудия труда. Его эволюция привела к появлению около 1,5 млн лет назад Homo erectus — питекантропа, обладавшего более развитым мозгом. Следующим шагом стало появление около 200 тыс. лет назад неандертальца, у которого объем мозга был даже больше, чем у современного человека. Но, как считают многие ученые, он не был нашим непосредственным предком, став побочной, тупиковой ветвью эволюции. Наконец, 35-30 тыс. лет назад (иногда время его появления увеличивают до 100 тыс. лет) появился человек современною вида — кроманьонец. Благодаря хорошо развитому мозгу, общественному характеру труда резко уменьшилась зависимость кроманьонца от внешней среды, у него появилось абстрактное мышление и способность отражения окружающего мира в художественных образах и символах. После этого влияние биологических факторов на эволюцию человека перестало быть определяющим и эволюция приобрела в большей степени социокультурный характер.

Небольшой биологически наследуемый слой все же остался в человеческой природе, но он хорошо подвергается культурной обработке. Это — обеспечение самосохранения, продления рода, подражание, стремление к исследованию окружающего мира ради выживания, стадное чувство. Людям от рождения также присущи такие качества, как властолюбие или стремление подчиняться, славолюбие или конформизм. Это объясняется тем, что любой группе нужны как лидеры и новаторы, заставляющие меняться и развиваться (но их не должно быть слишком много), так и послушные, исполнительные люди, обеспечивающие стабильность в обществе. У человека нет инстинктов — генетически наследуемых программ поведения, присущих в большей или меньшей степени всем животным. Все, что делает нас людьми, мы получаем только в процессе инкультурации и социализации. Появление человека имело определенные биологические предпосылки, создавшие возможность качественного скачка.

Мутации у предков человека, впоследствии закрепленные биологической и социальной эволюцией, были важнейшими среди них. В качестве причин мутаций ученые называют влияние ближнего космоса и солнечной активности, периодическую смену магнитных полюсов Земли, геологическую активность Земли и поступление радиации из земных недр. Источником мутаций могли быть также стресс, сверхбольшие нервные нагрузки, которые, по мнению современных ученых, расшатывают иммунную систему и наследственный аппарат. Причинами стресса могбытьчастый голод из-за резкого изменения климата и сокращения вследствие этого жизненных ресурсов. Скорее всего, эти причины действовали комплексно. Известно, что в Восточной Африке, признанном месте появления человека, около 20 млн лег назад образовались трещины в земной коре, в результате чего на поверхности обнажились залежи урановых руд. (Там и в наши дни существует естественный «атомный реактор», появившийся миллионы лет назад.) Они интенсивно влияли на приматов, живших в расположенных вблизи пещерах, вызывая мутации разного рода. Там же отмечена интенсивная вулканическая деятельность, при которой на поверхность Земли выбрасывалось огромное количество веществ-мутагенов.

Мутагенные факторы стали спусковым крючком начавшегося превращения обезьяны в человека. Считается, что при этом наблюдался синдром Бмоси- Клювера, приведший к кризису чисто животного существования и проявлявшийся в том, что радиация повреждала некоторые участки мозга — миндалевидное ядро, поясную извилину или мозговой свод. Это приводило к огрублению и сокращению хватательных функций задних конечностей, которые отныне должны были служить лишь средством передвижения по земле. Кроме того, у высших приматов начала ослабевать власть инстинктов, размываться половые циклы и формировалась способность к деторождению в течение всего года. Так сформировались новые физические качества, с помощью которых человек мог трудиться, развивая при этом свои руки и мозг. Важнейшими шагами входе эволюции человека стали прямохождение, развитие руки и мозга, называемые гоминидной триадой.

Переход к прямохождению был связан с переменой древесного образа жизни на наземный и детерминирован наступлением ледникового периода. Очевидно, что гоминидные предки не ушли к экватору вместе с тропическими лесами, а стали приспосабливаться к новым суровым условиям. При этом предки австралопитеков передвигались по земле в полувертикальном положении, что освобождало их верхние конечности для защиты и охоты с помощью камней и палок. Кроме того, поскольку перемещение на двух ногах сложнее, чем на четырех конечностях, то это обстоятельство стимулировало развитие психики, чтобы обеспечить быстрое ориентирование, координацию тела и работу конечностей. Это в свою очередь повлекло изменение анатомического строения мозга. Средний объем мозга австралопитека составлял 552 см 3 — такой же, как у современных человекообразных обезьян, но гораздо более сложный.

Читайте также:  Как пользоваться с линзой для глаз с плохим зрением

Кроме того, изменение положения головы и глаз привело к резкому возрастанию объема зрительной информации, что создавало предпосылки для совершенствования форм восприятия действительности в конкретных образах. Эти достоинства обеспечили победу обезьянолюдей в борьбе за существование и привели 1,5-2 млн лет назад к их широкому расселению по Африке, Средиземноморью и Азии.

Постепенно у австралопитеков совершенствовались прямохождение, устойчивость тела и верхние конечности. Вначале они были слабо развиты и могли производить лишь самые простые действия. В результате длительного отбора сформировалась не просто более умелая и ловкая лапа, а именно человеческая рука с характерным противопоставлением большого пальца остальным.

Поначалу австралопитеки применяли разные предметы в качестве орудий труда и оружия необработанными. Но при многократном использовании камней и костей от них могли отламываться обломки, оставляя режущую поверхность, после чего они использовались с большим эффектом. Поэтому австралопитеки начали обрабатывать орудия труда, сначала спорадически, а затем — постоянно. Так человеческие предки начали не просто использовать орудия труда, но и производить их. Однако, по современным представлениям, живое существо, использующее и изготовляющее простейшие орудия труда, еще не может считаться человеком. Окончательно превращают животное в человека социальные отношения, сознание, мышление, язык, которые возникли в результате орудийной деятельности. Это был величайший качественный скачок в развитии органического мира. Человек стал единственным существом на Земле, способным к сознательной целенаправленной деятельности по преобразованию окружающего мира.

Любое живое существо должно приспосабливаться к окружающей его среде. Но животное обладает инстинктами, связанными с научением, регулирующим его поведение в каждый момент жизни, и в любом случае знает, как действовать, мир его восприятия и действие сопряжены.

Иначе обстоит дело с человеком. Жизненный опыт в познании природы совершенствовался от поколения к поколению. При этом постепенно отмирали прежде существовавшие инстинкты — генетически заложенные программы поведения в определенных ситуациях. Поэтому возникла настоятельная потребность в небиологическом способе хранения и передачи информации, необходимой для выживания вида. В ответ на данную потребность появилась символическая деятельность — речь, связанная со способностью замешать природные процессы и явления их образами и символами. Это в свою очередь повлекло за собой дальнейшее развитие мозга, процесса мышления, легло в основу абстрактного мышления, свойственного только человеку. Одновременно развивались воображение, способность к идеальной, духовной жизни.

Но с появлением зачаточных форм труда человек не перестал подчиняться биологическим факторам эволюции — изменчивости, наследственности и естественному отбору. Они еще долго оставались ведущими в эволюции человека, постепенно уступая место социальным факторам — трудовой деятельности, общественному образу жизни, речи и мышлению — всему тому, что мы называем культурой. Они отличают человека от животного.

Во-первых, даже высшие животные не обладают способностью к понятийному мышлению — к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о нем вообще можно говорить, всегда конкретно, а мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логичным. Многие животные совершают очень сложные действия (например, пчелы строят соты, бобры — плотины и т.д.), но в их основе лежат генетически заложенные программы поведения — инстинкты. Лишь человек вначале составляет план действий, а потом претворястего в жизнь, так как он не имеет наследственных программ поведения. Человек сознает, что делает, и понимает мир. Поэтому важной стороной антропо- социогенеза является развитие сознания — высшей формы отражения мира, которое позволяет человеку познавать окружающий мир, переживать свое отношение к нему, регулировать свою деятельность. В сознании человека складывается картина мира, состоящая из понятий и образов. Так происходит удвоение мира: появляется идеальный мир, замещающий реальный мир в нашем сознании. Он позволяет человеку планировать свои действия, а также рассуждать и строить умозаключения. Стержнем, благодаря которому формируется идеальный мир нашего сознания, является мышление.

Сознание складывается на базе высокоразвитой психики высших приматов после структурных изменений в мозге, развития трудовой деятельности и социальных отношений, в свою очередь вызвавших развитие коммуникативной деятельности — языка. Без развития сознания невозможно отметить и передать другим особям информацию о тех свойствах предметов, которые необходимы для производства из них орудий труда. Они выявляются при взаимодействии предметов, в ходе которого только и можно создать орудие труда. Так, удар камнем о камень дает результат, отличный от удара камнем о дерево. Сравнивая их, можно выявить объективные свойства предметов и объективные связи между ними. Животные не способны к выявлению таких свойств предметов. они выделяют лишь те свойства среды, которые определяются механизмом инстинктов. Фиксация объективных связей и свойств предметов представляет собой обобщение. Оно фиксируется в определенном знаке, после чего может передаваться другим членам коллектива и сохраняться в коллективной памяти.

Обобщение, зафиксированное в знаке, представляет собой процесс познания мира в самом широком смысле, так как результатом познания является получение знаний — выраженных в системе знаков обобщенных элементов сознания, позволяющих различать вещи объективного мира. Можно сказать, что именно знания являются ядром сознания. Но человек не только познает мир, но и оценивает его с точки зрения значимости предметов и явлений мира для себя. Поэтому сознание — это еще и сфера переживания действительности, связанная с эмоционально-волевой стороной. Она формируется на базе эмоциональной сферы.

На начальных этапах развития сознание было предметным, оно не могло происходить в отрыве от орудий труда и необходимый опыт передавался в процессе коллективного подражания. Когда примитивные орудия труда изготовлялись с помощью однотипных действий (например, скалывание заготовки отбойником), устойчивое идеальное целеполагание не было развито. Оно стало развиваться с переходом к многозвенному трудовому процессу изготовления составных и специализированных орудий труда. При этом происходила интериоризация сознания: предметное действие человека уходило во внутренний план, а непосредственным носителем мысли становился язык. После этого предметно-действенное сознание сменилось мифологическим, отражающим мир в форме идеальных чувственных образов.

Во-вторых, фундаментальным отличием человека от животных является речь. Хотя у животных может быть очень развита система общения с помощью различных сигналов (например, дельфины общаются с помощью звуков и ультразвуков, муравьи — с помощью запахов), это общение происходит на основе первой сигнальной системы — через запахи, касания, видимые позы, мимику, жесты, слышимые звуковые сигналы. Сигналы и информация, которая можетбыть передана через них, относятся лишь к настоящему времени. А у человека есть то, что И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой, — общение посредством слов, позволяющих передавать информацию как о настоящем, так о прошлом и будущем. Так слово становится видовым признаком человека.

Можно предположить, что речь появилась из звуков, произносившихся при совместной охоте и в других коллективных действиях. Но она сформировалась не сразу. Скорее всего, у человекообразных обезьян и первобытных людей в зачаточной форме сосуществовали два типа языка — первичный (язык жестов), развивавшийся на основе зрительно-двигательной коммуникации (современные человекообразные обезьяны способны его использовать), и вторичный, формировавшийся на базе звуковой коммуникации, в основе которой были эмоционально окрашенные крики обезьян и нейтральные шумы, не сопровождавшиеся видимым возбуждением. Именно он и превратился постепенно в речь. Очевидно, австралопитеки в основном общались с помощью жестов, сопровождая их звуковыми восклицаниями. Но в некоторых ситуациях (по ночам, в тумане и т.д.) жесты были просто невозможны. Кроме того, жесты плохо подразделяются на составные элементы, из-за чего с их помощью трудно выражать сложные ситуации. Поэтому параллельно совершенствовалась звуковая коммуникация. Если у человекообразных обезьян насчитывалось 20-30 сигналов, то у австралопитеков их было около сотни.

Собственно речь возникла у питекантропов. У них были слова для обозначения отдельных предметов и некоторых действий, общие для всех людей одной группы. Считается, что вначале появились корни глаголов, называющие определенные виды деятельности, а затем другие части слова и речи. В речи питекантропов преобладали щелкающие и носовые звуки. У неандертальцев совершенствовалась артикуляция, формировались простейшая грамматика и синтаксис, расширялась лексика. Если питекантропы использовали речь только в диалоге, то неандертальцы использовали монолог, сложные формы высказываний и сложные предложения.

В-треть и х, важнейшим отличием человека от животных является способность к труду. Конечно, все животные что-то делают, а высшие животные способны к сложным видам деятельности, например обезьяны используют палки, чтобы достать плод. Но только человек способен создавать орудия труда. Именно с этим отличием связано утверждение, согласно которому животные приспособляются к окружающей среде, а человек преобразует ее; кроме того, груд создал человека.

Освоение огня сыграло огромную роль в процессе преодоления человеком зависимости от природы. Огонь защищал людей от хищников, обогревал жилище, использовался при приготовлении пищи, при изготовлении более совершенных орудий труда и т.п. В любом из этих случаев огонь выступал как фактор выделения особого, антропогенного, т.е. культурного, пространства. Освоив огонь, человек сделал еще один гигантский шаг к сознательному контролю над своей жизнью, уходя из-под абсолютной власти природы.

Главным занятием предков людей на всем протяжении процесса антропогенеза была стадная охота — коллективная деятельность, в ходе которой складывались орудийное, практическое отношение к природе, социальные отношения в первобытном стаде, что требовало развития высшего уровня психики — сознания. Кроме того, вокруг производства орудий труда, передачи социального опыта укреплялись связи, развивалась сплоченность, так как и совместная охота на крупных животных, и производство орудий труда требуют организации и координации действий.

Параллельно начался процесс естественного разделения труда, который вначале происходил по половозрастному признаку: мужчины охотились, женщины занимались собирательством, приготовлением пиши и воспитанием детей, старики изготовляли орудия труда и обучали молодежь. Это привело к росту производительности труда, развитию примитивных отношений обмена, появлению кровного рода — основной социальной структу ры, существовавшей десятки тысяч лет. Численность рода была невелика — от 30 до 50 человек, так как невозможно прокормить больше людей с помощью охоты и собирательства. Однако для того чтобы новые явления в жизни гоминидов прижились и утвердились, было недостаточно простой иерархической организации, свойственной всем живым сообществам, когда во главе стада стоит самец и все отношения особей строятся «сверху вниз» по пирамиде убывающей силы. Характерные для обезьян «гаремные стычки» самцов и прочие внутренние распри могли свести на нет все завоевания антропогенеза. Долгое время в первобытных коллективах существовала эндогамия, но постепенно появились первые ограничения, в частности установлен запрет на брачные отношения внутри своего рода. Необходимость поиска самок за его пределами побуждала к взаимодействию с «чужаками», что приводило к установлению родственных отношений между отдельными группами и появлению более широких общностей — клана, племени, союза племен. Так возникла первая форма семьи — дуально-родовой брак, в котором все мужчины одного рода считались мужьями всех женщин другого рода и наоборот. Это позволяет говорить о рождении человеческою общества, об окончательном выделении человека из животного мира.

Можно сказать, что начало человеческой культуры связано со сменой инстинктивных форм удовлетворения потребностей сознательной деятельностью, а культура представляет собой качественно новое приспособление к среде обитания, основанное не на инстинктах, а на сознании и не закрепленное в биологических механизмах передачи наследственной информации. Сохранение и дальнейшее существование культуры требует постоянного труда по ее поддержанию — воспроизводства знаний и умений у каждого поколения в процессах воспитания и образования, а также приобретения новых знаний, обеспечивающих ее развитие. Чтобы не вернуться к дикости, люди должны не только сохранять, воспроизводить и распространять продукты и ценности культуры, но и заниматься самосовершенствованием, так как без постоянного, ежедневного труда ни один из продуктов культуры не сохранится, ибо они не заложены в человеческой физиологии, в устройстве мозга, в наших генах, а есть лишь способность к культурной деятельности, которая гаснет в первые годы жизни ребенка, не будучи востребованной.

Следовательно, культура — это сугубо человеческий способ приспособления к окружающей среде, позволяющий человеку создать свой искусственный мир — вторую природу, состоящую из материальных и духовных ценностей, норм поведения и общежития, орудий труда, символов сознания и т.д. При этом человек не остается в стороне от тех продуктов культуры, которые он сам создал, а предстает как продукт собственной истории, собственной деятельности, собственного сознания, но создавая материальные и духовные ценности и нормы, развивая умения и навыки, он тем самым создает самого себя.

Поскольку человек лишен набора инстинктов, развившееся человеческое сознание играет решающую роль в выборе способа удовлетворения разнообразных потребностей человека. Возможность выбора — это показатель свободы человека и важнейшая сторона культуры. Но свобода как новый тип бытия человека невозможна без творчества, ибо человек не просто выбирает из тех возможностей, которые ему предоставляет природа, но сам создает эти возможности, не связанные с условиями внешней среды. При этом в человеческом сознании должны сосуществовать реальность и возможность, что обеспечивают символические системы, создающие картину мира. Кроме того, в символах человек закрепляет различные стандарты поведения, может передавать их другим людям.

Источники:
  • http://www.mudriyfilosof.ru/2013/10/znachenieterminakultura.html
  • http://studopedia.ru/3_50668_proishozhdenie-ponyatiya-kultura.html
  • http://studfiles.net/preview/2506216/
  • http://www.grandars.ru/college/sociologiya/proishozhdenie-kultury.html