Меню Рубрики

Культура с точки зрения возрождения и просвещения

Культура эпоха возрождения

Культура эпохи возрождения

Возрождение — качественно новый этап в истории западноевропейской культуры. Суть его — переход от эпохи средневекового видения мира к культуре Нового времени. Переход этот совершался во всех областях мировоззрения и мироощущения человека — в науке, религии, искусстве.

Ярче всего этот «культурный переворот» выразился в изменении целей и способов творческой деятельности.

Новые методы приобретения научных знаний и образования, новая изобразительная система в живописи, новые жанры в литературе, новые формы социального поведения.

Культурное движение Возрождения, несмотря на формулу, заключенную в названии, было не возвращением античности (человечество не может вернуться к своему прошлому), а диалогом античной философии и эстетики, христианского мировидения и реалистического сознания нарождавшегося буржуазного общества.

В этом диалоге рождались гармония реального и идеального, материально-природного и духовно-божественного, рождался новый тип эстетического сознания.

Эпоха Возрождения была не временем воскрешения античной древности, а эпохой рождения принципиально новой европейской культуры.

Со времени возникновения науки о культуре проблема Возрождения считается одной из самых трудных. Термин «Возрождение» ( по-французски «ренессанс», по-итальянски «ринашименто»), подчеркивающий возвращение культурных идеалов античности, появился в XVI веке для определения новой культурной эпохи, сменившей Средневековье.

Именно мыслители Возрождения стали называть Средневековье «мрачными») «темными» веками, противопоставляя этому периоду расцвет новой культуры.

Но мы должны помнить, что исторически Возрождение появилось вовсе не после периода «варварства», а выросло на почве уже очень высокой, очень «ученой» и сложной культуры. На достижения этой средневековой культуры Возрождение опирается не меньше, чем на античное наследие.

Возрождение не отвергало христианскую культуру ради античности, но согласовывало их — черта, все более утрачиваемая XVII и последующими веками.

Чудо Возрождения — естественный продукт Средневековья. Поэзия вагантов и трубадуров подготовила Данте и Петрарку, они — поэзию XV-XVI веков. В средневековых соборах отправляли не только церковные службы, но и устраивали представления на религиозные темы. Из этих представлений вырос театр Возрождения.

Ренессанс был подготовлен и выпестован средневековыми интеллектуалами, художниками, рыцарями, поэтами, историками. Тысячи и тысячи профессоров и студентов независимых университетов, философствующих монахов, вагантов, юристов, врачей, схоластов — вот та почва, на которой взрастали новое мышление и новая культура.

Среди определений Возрождения нет общепризнанного.

Мыслители, писатели) историки, искусствоведы предлагают свои объяснения этому культурному феномену, обращая внимание на разные его признаки.

Наука и культура эпохи Возрождения

Если сгруппировать множество самых разных признаков, можно понять культурный смысл Возрождения как:

— переворот в культуре;

— переходный культурный этап;

Каждый из этих признаков может проявляться независимо от Ренессанса., но только их совокупность образует качественно новую ступень в развитии культуры. Поэтому мы можем определить европейское Возрождение как время мощного культурного расцвета, восстановление многих культурных традиций греко-римской древности; решительную культурную перестройку и переходный этап к новому времени в истории европейской цивилизации.

Возрождение — это не столько совокупность произведений культуры (картины, фрески, статуи, соборы) дворцы, поэмы, новеллы), но прежде всего новый тип мышления и религиозности, особый духовный склад и образ жизни.

Именно благодаря этому Возрождение

создало художественные произведения, знаменующие необратимый переворот в духовном развитии человечества. Искусство Ренессанса— самый ясный знак общекультурной переориентации.

Расцвет культуры в эту эпоху связан с повышенной энергией культурной деятельности, с созданием новых стимулов для культурного творчества.

В это время образуется множество новых культурных центров. Культурная жизнь общества отличается особой интенсивностью. Художественная культура выходит за пределы сковывающих ее средневековых рамок. Во всех видах человеческой деятельности ярко проявляется творческая свобода. Самым убедительным признаком культурного расцвета в эпоху Ренессанса можно считать удивительную концентрацию на небольшом пространственно-временном отрезке людей великих, универсально одаренных, избравших новые пути творчества.

Имена Петрарки» Боккаччо, Донателло, Брунеллески, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело могут быть символами культуры Возрождения.

Возрождение называют эпохой культурного переворота, чтобы подчеркнуть, что в это время в обществе происходят переустройство культуры, перемены в общественном сознании, старые механизмы культуры заменяются на новые, возникают новые культурные ценности.

В эпоху Возрождения были поставлены под сомнение средневековые критерии оценки культурной деятельности.

Несмотря на происхождение термина «Ренессанс», возрождения античной древности не было и быть не могло.

Но Ренессанс, используя уроки античности, вводил новшества в современной ему культуре. Он возвращал к жизни не все достижения античной культуры, а только те, которые были созвучны устремлениям его времени.

Ренессанс «пересматривает» и средневековые культурные ценности.

Ренессанс соединил новое прочтение античности с новым прочтением христианства.

Возрождение сблизило эти два основополагающих начала европейской культуры.

Основой культуры Нового времени начиная с эпохи Возрождения был поиск индивидуальности. Ни в одной культуре, включая античность, не было стремления выявить достоинство индивидуального мнения, вкуса, дарования, образа жизни.

Идея индивидуальности, впервые ярко проявившаяся в итальянском Возрождении, вполне сформировалась в эпоху Просвещения и только в прошлом столетии стала привычной в европейской культуре.

Само слово «индивидуальность» (и «личность») появилось каких-то 200-300 лет назад. Жизнь людей была неотделима от рода, общины, корпорации. Конечно, из толпы выделялись античные герои и полководцы, средневековые аскеты и праведники, но они были высшим образцом общепринятого. С эпохи Возрождения начинается утверждение принципа единственности и оригинальности каждого индивида.

Возрождение соединило природного человека античности и христианское понимание личности, наделенной свыше свободой выбора.

Этический и эстетический идеал Ренессанса — образ свободного, универсального творческого, человека, создающего самого себя.

Существует много разных мнений по поводу того, что же послужило социально-экономической базой Возрождения.

Другими словами, почему именно в эту эпоху сложились общественно-экономические условия для появления людей, деятельность которых создавала новое культурное движение?

Со второй половины XIX в. (со времени классического капитализма) Ренессанс стали связывать с зарождением буржуазных отношений и буржуазной культуры. В многообразии фактов экономической истории, культурной жизни, научной деятельности и художественного творчества стали выделять все то, что могло свидетельствовать о буржуазных корнях Возрождения.

Действительно, Возрождение совпадает с началом капиталистического производства и обмена. Но Европа стала буржуазной только через два столетия после заката Ренессанса. Наличие капиталистических элементов в экономике эпохи Возрождения несомненно, но не им принадлежало господствующее положение.

Культура Возрождения развивалась не ради власти денег. Политическая теория мыслителей Возрождения не была идеологией одного из сословий. Она стремилась к тому, чтобы защищать интересы человека вообще.

Этот идеал нельзя считать исключительно буржуазным.

Идеал героя литературы и искусства Возрождения тоже нельзя назвать буржуазным. Искусство Возрождения хотя и начинало обращаться к простому человеку, в качестве героев признавало рыцарей, святых, королей, мифологических персонажей. Разбогатевшие горожане хоть и становились заказчиками произведений искусства, но еще явно тяготели к дворянским образцам культуры, этикета, быта.

Крестьяне и представители городских низов появлялись в новелле, плутовском романе; детали их быта стали составлять фон картины, но человек из низших сословий не стал воплощением ренессансного идеала.

Героя-буржуа еще нет в искусстве, обращенном ко всему обществу. Несомненно, что в этом обществе росло значение пополанов — купцов, банкиров и ремесленников.

Развитие торговли, промышленности и банков придавало уверенности третьему сословию. Оно твердо стояло на земле, богатело, верило в себя, смотрело на мир другими глазами. Ему становилось чуждым многое из того, что отражалось в искусстве средневекового города. Городская культура развивалась с оглядкой на рыцарскую и церковную, но во многом была свободной и независимой.

Культура Возрождения — культура свободных городов.

Их самостоятельное развитие создало благоприятные условия для освобождения человека от сковывающих рамок средневековых традиций, норм и идеалов.

Борьба партий, классов, городов, возможность выбора политической и гражданской позиции, возможность социальной практики формировала человека Ренессанса.

Быть гражданином свободного города, участвовать в его управлении и украшении отвечало честолюбию горожанина. Это горделивое чувство гражданина побуждало выдвигаться среди прочих могуществом и знаниями.

Так появлялось множество меценатов, одаренных необыкновенным вкусом дилетантов, просыпалась большая, полная движения культурная жизнь эпохи. Никогда честолюбие не было таким всеобщим двигателем для политика, полководца, ученого, художника. И не было такого времени, когда талант ценился бы так высоко.

И все-таки огромная роль в формировании ренессансной культуры по-прежнему принадлежала церкви; особенно в художественном творчестве, архитектуре и музыке. Церковь оставалась крупнейшим заказчиком и богатейшим меценатом.

Выдающиеся памятники ренессансной архитектуры — это католические храмы (Собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции архитектора Брунеллески, Собор Св. Петра архитектора Браманте в Риме ), живописи — это алтарные композиции, иконы, храмовые фрески («Сикстинская мадонна» Рафаэля, «Тайная вечеря» Леонардо), скульптуры — это статуи для храмов и усыпальниц («Святой Георгий» Донателло, «Пьета» Микельанджело).

Искусство Возрождения многим обязано папскому трону. Глава церкви покровительствовал гуманистам — мыслителям, поэтам, художникам,— раздавал им почетные должности при папском дворе.

Феодальные монархи и патриции тоже содействовали развитию искусства не меньше чем муниципальные коммуны.

При дворах итальянских князей, которые становились крупнейшими меценатами, создавались особые условия для творческой деятельности ученых и художников, скульпторов и поэтов, философов и музыкантов.

Таким образом, зарождение буржуазных отношений в Европе не может служить универсальным объяснением для уникального культурного явления Ренессанса.

Истоки Возрождения восходят к многосословной культуре феодального общества.

Роль и соотношение различных общественных сил, влиявших на развитие культуры Возрождения, менялись с течением времени.

В новых общественно-экономических условиях появлялось искусство, преодолевшее рамки сословностей. В эпоху Возрождения происходит демократизация культуры.

Она приобретает универсальный и общеевропейский характер.

Хронологические рамки итальянского Возрождения охватывают время со второй половины XIII века по первую половину XVI века.

Внутри этого периода Возрождение подразделяется на несколько этапов, которые принято обозначать в соответствии с названиями столетий:

— Дученто ( du два, cento—сто, т.е. двухсотые годы), или Проторенессанс, XIII в.;

— Треченто — продолжение Проторенессанса, XIV в.;

— Кватроченто, или Раннее Возрождение, вторая половина XIV-XVI вв.;

— Чинквеченто, или Высокий Ренессанс, конец XV — первая треть XVI вв.

Европейское Возрождение начиналось в Италии не только потому, что этому способствовали общественно-экономические условия развития свободных городов.

Положение Италии в месте пересечения крупных художественных областей Средневековья ( Франции, Германии, Испании, Византийской империи), непрерывные войны на ее территории, которые связывали ее судьбу с этими странами, иноземное (прежде всего восточное) влияние и возможность «культурного диалога» — все это приводило к разнообразию культурной жизни и появлению новой оригинальной художественной культуры.

Итальянское Возрождение сообщало свои идеи и открытия мыслителям и художникам Франции, Германии, Англии, Нидерландов.

Культурная почва, на которую попадали ренессансные веяния, была очень разнообразна. Философия, искусство, литература, вбирая новшества итальянского Возрождения, видоизменяли многое в соответствии с местной традицией. Европейское Возрождение за пределами Италии, поскольку оно развивалось в странах к северу от нее, принято называть Северным Возрождением.

Читайте также:  Как не испортить зрение если я программист

Несмотря на то, что Возрождение имело свои особенности в каждой стране, оно было общим культурным явлением Европы.

В основе этой культурной общности лежал романо-германский (латино-варварский) синтез. Античность была (пусть не в равной мере) общим достоянием европейских народов. Общность универсального языка культуры — латинского (который итальянцам так же специально приходилось изучать, как и англичанам, немцам или французам), отсутствие серьезных географических преград, массовые межэтнические контакты, династические связи — все это делало возможным распространение новой культуры по всей Европе.

Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.

Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время.

В средневековье господствовал твоцентризм, теперь наступает час антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий ставят человека(по-гречески человек называется антропосом).

В философии же эпохи Возрождения два центра–Бог и человек. Это соответствует тому, что эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени.

Термин «возрождение» дал название целой эпохе прежде всего в связи с тем, что ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное культурное наследие, особенно философию, в первую очередь творения Платона, Аристотеля и Эпикура.

Возрожде́ние или Ренесса́нс (фр.«снова» или «заново») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению.

Культура эпохи возрождения

Приходится — в Италии — на начало XIV (повсеместно в Европе — с XV–XVI вв.). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры, её гуманизм и антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).

Расцветает интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.

Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой, и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.

В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви.

Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений.

Возрождение делят на 4 этапа:

Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)

Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)

Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)

Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)

Философы Возрождения преклонялись перед разумом и его творческой мощью.

Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство.

Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нём.

Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нём, положили начало научной медицине и анатомии.

Крупные изменения произошли и в общественных науках.

В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов.

Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы.

Благодаря интересу к античности были восстановлены, выверены и напечатаны многие античные тексты. Почти все гуманисты так или иначе занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности.

Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.

Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность.

Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле. С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни. Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Для живописи эпохи Возрождения характерно обращение профессионального взгляда художника к природе, к законам анатомии, жизненной перспективе, действию света и другим идентичным естественным явлениям.

Художники Возрождения, работая над картинами традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа как элемент сюжета на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.

В начале XV века Филиппо Брунеллески (1377—1446), флорентийский учёный и архитектор, открыл и описал законы линейной перспективы в живописи.

Это позволило художникам получать совершенные изображения трёхмерного пространства на плоском полотне картины.

Другим важным шагом стало появление нерелигиозного, секулярного искусства. Портрет и пейзаж утвердились как самостоятельные жанры.

Даже религиозные сюжеты приобретали иную трактовку — художники Возрождения стали рассматривать их персонажей как героев с ярко выраженными индивидуальными чертами и человеческой мотивацией поступков.

Подходя к живописи с точки зрения естествоиспытателя, Леонардо да Винчи добился высокого мастерства в передаче мимики лица и тела человека, способах передачи пространства, построения композиции.

Вместе с тем его работы создают гармоничный образ человека, отвечающий гуманистическим идеалам. В дальнейшем эти новации были развиты Рафаэлем Санти.

Картины и скульптуры Микеланджело Буонарроти полны героического пафоса и, одновременно трагического ощущения кризиса гуманизма. Его картины прославляют силу и мощь человека, красоту его тела, одновременно подчёркивая его одиночество в мире.

Творчество Джорджоне и Тициана отличает интерес к пейзажу, поэтизации сюжета.

Оба художника достигли большого мастерства в искусстве портрета, с помощью которого передавали характер и богатый внутренний мир своих персонажей.

Читать работу полностью:

Культура эпохи Возрождения

1. Общие черты эпохи Возрождения

2. Технические достижения поры Возрождения

3. Искусство Возрождения

Список использованной литературы

1. Общие черты эпохи Возрождения.

Возрождение поднимает ценности античности, возвращает антропоцентризм, гуманизм, гармонию между природой и человеком.

Деятели этой поры были многогранными личностями и проявили себя в разных областях.

Поэт Франческо Петрарка, писатель Джованні Боккаччо, Піко Делла Мірандола, художник Сандро Ботичелли, Рафаэль Санті, скульптор Мікеланджело Буонарроті, Леонардо ДА Винчи создавали художественную культуру Возрождения, описывали человека, которая верит в свои силы.

Как культурное явление идеи ренессанса распространились по всей Европе и добрались к Украине, Грузии, Армении.

Противоречие Возрождения отразились как в личностях, так и в самых общественных отношениях.

Эпоха Возрождения рассматривается исследователями западноевропейской культуры как переход от средних веков к Новому Времени, от общества феодального – к буржуазному.

Наступает период первоначального накопления капитала.

Появляются зачатки капиталистической промышленности в форме мануфактуры. Развивается банковское дело, международная торговля. Зарождается современное экспериментальное естествознание. Формируется научная картина мира на основе открытий, прежде всего в области астрономии.

Крупнейшие ученые эпохи Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей обосновывают гелиоцентрический взгляд на мир.

С Возрождения начинается эпоха становления современной науки, прежде всего развитие природного знания.

Своеобразными источниками научного процесса эпохи Возрождения были, во-первых, античная культура, философия, идеи античных материалистов — натурфилософов, а во-вторых, восточная философия, которая в XII — XVIII столетиях обогатила Западную Европу знаниями в природной сфере.

Культура Возрождения — это культура раннебуржуазного общества, на формирование которой значительное влияние оказала практика последовательного развития экономики средневековых городов-государств, благодаря чему уже в XII — XV столетиях состоялся переход от средневековых форм торговли и ремесел к раннекапиталистическим формам организации жизни.

Особенное значение Возрождение имело для развития искусства, утверждение принципов реализма.

Выдающиеся достижения культуры эпохи Возрождения стимулировались обращением к античному наследию, не окончательно утраченному в средневековой Европе. Как уже говорилось, культура Возрождения наиболее полно воплотилась в Италии, богатой на памятники античной архитектуры, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.

Может быть, наиболее ярким возрожденческим бытовым типом было то веселое и легкомысленное, углубленное и художественно красиво выраженное общежитие, о котором нам говорят документы Платоновской академии во Флоренции конца XV в.

Здесь мы находим упоминания о турнирах, балах, карнавалах, торжественных въездах, праздничные пирах и вообще о всякого рода прелестях даже будничной жизни — летнего времяпрепровождения, дачной жизни — об обмене цветами, стихами и мадригалами, о непринужденности и изяществе как в повседневной жизни, так и в науке, красноречии и вообще в искусстве, о переписке, прогулках, любовной дружбе, об артистическом владении итальянским, греческим, латинским и другими языками, об обожании красоты мысли и увлечении религиями всех времен и всех народов.

Все дело здесь в эстетическом любовании антично-средневековыми ценностями, в превращении своей собственной жизни в предмет эстетического любования.

В эпоху Возрождения высококультурная светская жизнь неразрывно связана с чисто бытовым индивидуализмом, который был тогда стихийным, неудержимым и ничем не ограниченным явлением.

Для ренессансной культуры характерно несколько ее бытовых типов: религиозный, куртуазный, неоплатонический, городской и мещанский быт, астрология, магия, приключенчество и авантюризм.

Прежде всего рассмотрим кратко религиозный быт, на котором сказался стихийный разгул секуляризованного индивида. Ведь все недоступные предметы религиозного почитания, требующие в средневековом христианстве абсолютного целомудренного отношения, становятся в эпоху Возрождения чем-то очень доступным и психологически чрезвычайно близким.

Возрождение

Само же изображение возвышенных предметов такого рода приобретает натуралистический и панибратский характер. Можно отметить, что в эту эпоху именно в лице Франциска Ассизского (XIII в.) прежний религиозный тип достигает если не прямого пантеизма, то во всяком случае созерцательно-любовного и умиленного отношения к природе.

Читайте также:  Разные точки зрения на проблему социального неравенства

Определенным типом Ренессанса является та куртуазная жизнь, которая связана со «средневековым рыцарством».

Средневековые представления о героической защите возвышенных духовных идеалов в лице культурного рыцарства (XI—XIII вв.) получили небывалую художественную обработку не только в виде изысканного поведения рыцарей, ной в виде изощренной поэзии на путях растущего индивидуализма.

Интересной является и такая черта культуры Ренессанса, как ее ориентированность на «омолаживание» и регенерацию времени.

Конституирующим элементом социально-художественного сознания эпохи Возрождения было повсеместно распространенное чувство юности, молодости, начала. Его противоположностью было образное понимание эпохи средневековья как осени. Юность Возрождения должна быть вечной, ведь античные боги, которым стремились подражать люди Ренессанса, никогда не старели, не подчинялись власти времени. Миф о юности имеет подобно другим мифам (счастливого детства, утраченного рая и пр.) все черты изначального архетипа, который постоянно возрождается, чтобы вернуться как идеальный образец в измененных ипостасях в разных культурах и в разное время.

Весьма мало культур, где выше ценятся зрелость, опыт, прелести старости, чем юность.

Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль.

Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие.

Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.

Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства.

Зародившись в городах Италии это обновление захватило затем и другие европейские страны.

Появление книгопечатания открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений.

В контексте рассмотрения нужно заметить, что культура Возрождения (Ренессанса) в ее общеевропейской перспективе должна быть в своих истоках соотнесена с той перестройкой феодальных общественно-политических и идеологических структур, которым предстояло приспособиться к требованиям развитого простого товарного производства.

Вся мера глубины происходившей в эту эпоху ломки системы общественных связей в рамках и на почве феодальной системы производства до сих пор до конца не выяснена.

Однако вполне достаточно оснований сделать вывод о том, что перед нами новая фаза в восходящем развитии европейского общества.

Это — фаза, в которой сдвиги в основаниях феодального способа производства потребовали принципиально новых форм регулирования всей системы власти. Политико-экономическая суть определения эпохи Возрождения (XIV— XV вв.) состоит в ее понимании как фазы полного расцвета простого товарного производства.

Общество в связи с этим стало более динамичным, продвинулось вперед общественное разделение труда, были сделаны первые ощутимые шаги в секуляризации общественного сознания, течение истории ускорилось.

Технические достижения эпохи Возрождения

Для философии Возрождения характерна пантеистическая тенденция. Наиболее ярко пантеизм проявился в трудах Бернардино Телезио, Франческо Патрици, Джордано Бруно и Томмазо Кампанеллы. Так, для учения Телезио характерно то, что и бог, и его творение, включая бессмертную человеческую душу и целесообразно построенную природу, оказываются безличными началами.

У Патрици выше всего свет, а все мироздание вместе с человеком и материальными вещами есть только иерархийная эманация этого первосвета, т.е.

перед нами неоплатонизм.

Бруно создал одну из самых глубоких и интересных форм пантеизма в Италии XVI в.; в основе его учения о красоте божественной вселенной и, следовательно, о красоте каждого отдельного элемента такой вселенной, героически стремящегося слиться с божеством (оно же тут и материальная вселенная), лежит основной онтологический принцип — все во всем (этот принцип используется в науке XX в.).

Весьма противоречива пантеистическая система Кампанеллы, так как в ней выступает самый настоящий монотеистический бог и вместе с тем провозглашается полная свобода чувственного восприятия человека, полная свобода основанной на нем логики, гносеологии и науки, а тем самым и полная независимость от божества и его установлений.

Противоречия системы Кампанеллы и его заигрывания с точными науками, в которых он мало что понимал, свидетельствуют как о прогрессирующем развале Ренессанса, так и о прогрессирующем становлении новейшего естествознания.

Одним из самых ярких явлений эпохи Ренессанса в традиционном изложении обычно представляется гелиоцентрическая система Коперника и учение о бесконечных мерах Джордано Бруно.

Тем не менее открытие Коперника было передовым и революционным событием для последующих веков, но для Ренессанса это было явлением не только упадка, но даже возрожденческого самоотрицания. Дело в том, что Ренессанс выступил в истории западной культуры как эпоха возвеличивания человека, как период веры в человека, в его бесконечные возможности и в его овладение природой.

Но Коперник и Бруно превратили Землю в какую-то ничтожную песчинку мироздания, а вместе с тем и человек оказался несравнимым, несоизмеримым с бесконечной темной бездной мирового пространства.

Культура Возрождения и Реформации. Культура эпохи Просвещения.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Возрождение. Это была эпоха перехода от средних веков к новому времени, т.е. период с 14 в. до 10-20 гг. 17 в.; в Италии это 14-16 века, для др. государств 15-17в. В России эпоха Возрождения падает на 16-нач.17в.

Этому способствовало: рост городов; развитие цехового ремесленного производства; совершается много научных открытий, которые формируют новую картину мира (Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей). Это эпоха великих географических открытий. 1517 — открытие Америки, кругосветное путешествие Магеллана, следовательно, привело к возникновению мировой торговли.

Сам термин возрождение (ренессанс) был заимствован у Цицерона (I в. до н.э.), который подразумевал под ним культурное развитие человека. Впервые понятие возрождение употребил итальянский писатель Д. Боккаччо (автор «Декамерона»). Культура возрождения – это синтез античной физической красоты и христианской средневековой духовности (стремление к передаче внутреннего мира человека).

Особенности европейской культуры возрождения.

Искусство становится главным видом духовной деятельности. Идеальный человек должен быть художником. Особенности: живопись выходит на первый план, искусство возрождения пыталось познать и отобразить реальный мир, его красоту, у живописи больше возможности передать эту красоту. Леонардо да Винчи – живописец, скульптор, архитектор, писатель, музыкант, военный инженер (танк, парашют), изобретатель, математик, анатом, ботаник; Микеланджело – скульптор, архитектор, художник, поэт (свыше 200 стихов, дошедших до нашего времени); Рафаэль – архитектор, мастер портрета и декора; Дюрер – основатель крупнейший представитель немецкого возрождения («северный Леонардо»).

Светскость – наряду с библейскими сюжетами появляется портретная живопись, бытовая картина, расписываются не только храмы, но и виллы аристократов. Гармоничность — в противовес средневековой культуре искусство возрождения вновь возрождает идею красоты и гармонии.

Реформация. Мощное религиозное движение, направленное на реформирование учения и организации христианской церкви, которое возникло в Германии в начале 16 в., быстро распространилось на большой части Европы и привело к отделению от Рима и образованию новой формы христианства. Реформация быстро

распространилась в Швейцарии, Нидерландах, Франции, Англии, Италии. Реформация породила новое направление в христианстве, которое стало духовной основой западной цивилизации — протестантизм. Религия стала личным делом человека. В экономическом плане Реформация способствовала смене старых феодальных экономических отношений на новые капиталистические. Протестантские государства начали опережать в экономическом развитии католические и православные.

18 столетие вошло в историю Запада как эпоха Просвещения. Идеология Просвещения возникла в 17 веке — ее родоначальником считается английский философ Д. Локк (1632-1704) — однако ее расцвет пришелся на следующее столетие. Наибольшее развитие она получила во Франции, где ее представляли такие мыслители, как Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и др. В Германии Просвещение связано с именами И. Гердера, И.В. Гете, И. Канта и др., в США — Т. Джефферсона, Б. Франклина и др. В исследованиях просветителей применительно к культуре отчетливо оформились 2 основных направления в понимании соотношения между национальной и мировой культурами — культурный релятивизм и универсализм. Большинство просветителей, особенно французских, придерживалось культурного универсализма, который исходил из того, что имеется единство рода человеческого, единая для всех «природа человека», что при всем многообразии наций и народов существуют универсальные, всеобщие, наднациональные, нравственные, эстетические и иные ценности. В силу этого мировая культура вполне возможна, и для европейских народов она уже существует, а в будущем — благодаря прогрессу разума, просвещения и воспитания, — человечество создаст единую мировую культуру. Сторонники культурного релятивизма, родоначальник которого И. Гердер, придерживаются противоположных позиций — никакой единой природы человека нет, а есть только немцы, французы, русские и т.д., что существуют только национальные культуры, что никакой мировой культуры нет и она невозможна. Начатый спор продолжается и в наши дни, выступая сегодня как проблема соотношения между национальными и общечеловеческими ценностями. В 18в. развивается художественная культура. Основными стилями по-прежнему остаются классицизм и барокко. В то же время наблюдается внутренняя дифференциация искусства, его дробление. Возникают новые стили — рококо и сентиментализм. В целом искусство 18в. по сравнению с предыдущим — представляется менее глубоким и возвышенным, оно предстает более легким, воздушным и поверхностным. Классицизм представляет в первую очередь французский художник Ж.-Л. Давид; барокко 18 века не дало фигур, равных по масштабу и значимости Рубенсу. Будучи «большим стилем» эпохи абсолютизма, оно постепенно утрачивает свое влияние, и к середине 18в. его все больше теснит рококо. Наибольшее распространение рококо получило во Франции. Его яркий представитель — художник О. Фрагонар. Сентиментализм, возникший во второй пол. 18в., явился первой оппозицией просветительскому обожествлению разума. Он противопоставил разуму культ естественного чувства. Основатель — Ж.-Ж. Руссо. Самые великие художники 18в. выходят за стилевые рамки — А. Ватто, Ф. Гойя. Музыку представляют такие имена, как Ф. Гайдн, К.Глюк, Г. Гендель. Из числа великих композиторов — И.С. Бах и В.А. Моцарт. Эпоха Просвещения имела фундаментальное значение для последующей истории Западной Европы. Провозглашенные ею идеалы и ценности в течение 2х столетий играли определяющую роль в развитии человечества.

Культура с точки зрения возрождения и просвещения

Подробное решение страница Стр. 34–39 по истории тетрадь-экзаменатор для учащихся 7 класса, авторов Уколова И.Е. 2017

  • Гдз по Истории за 7 класс можно найти тут

С.34–36. Вариант 1

1. Социальные противоречия в североамериканском обществе в 17–18 вв. не были такими спросами, как в Европе. Почему?

Во-первых, в колониях не было феодальных пережитков. Во-вторых, там в начале колонизации было много свободной земли. А ведь именно безземелье стало одной из главных причин социальных конфликтов в Европе. Кроме того, благодаря обширности территорий стороны конфликтов всегда могли разойтись, просто поселиться в разных местах, вместо того, чтобы бороться. В третьих, в Северную Америку тогда переселялись лишь политические и религиозные беженцы, среди которых разница в социальном положении очень высокой не была. Основную массу переселенцев составляли бедные люди и средний класс, бежавшие от гнёта богачей.

Читайте также:  Музей обмана зрения в москве адрес

2. Почему просвещенный абсолютизм не сложился в Англии?

Потому что, в результате реформ Англия добилась большей эффективности в управлении, власть монарха возросла, положение крестьян улучшилось, суд стал более справедливым и пр. Англия уже достигла того, к чему стремился просвещённый абсолютизм.

3. В чем состояла связь между культурой Возрождения и культурой Просвещения?

Эпоха Возрождения — эпоха формирования буржуазных отношений. Это время, когда европейцы начинают осваивать земли на других континентах, и наряду с купцами в дальние страны на поиски удачи устремляются кондотьеры. И на этом историческом фоне, естественно, смещаются акценты в соотношении культа и культуры в пользу последней. Возвышение человека теперь оказывается не столько следствием Божьей Благодати, сколько продуктом личной воли и усилий индивида. Человек приходит в этот мир в качестве творца, возможности которого сопоставимы с творческой энергией Всевышнего.

В эпоху Просвещения понятие «культура» означает деятельное преобразование мира человеком. Просветители относят к культуре не только духовные, но и материальные занятия людей (развитие земледелия, ремесел, различной техники). Культура — это совершенствование человеческого рода, орудием которого является разум.

4. Позиции европейских стран в международной политике усилились в 18 в. и почему?

Решающая роль во внешней политике Европы принадлежала пяти государствам: Франции, Англии, России, Австрии и Пруссии. Главная сфера борьбы между этими державами — раздробленные Италия и Германия, Польша и страны Балканского полуострова, находившиеся под властью Турции.

В течение XVIII в. главными конфликтами между европейскими державами были борьба Англии и Франции за морскую и колониальную гегемонию, Австрии и Пруссии — за преобладание в Германии, России — за выход к Балтийскому и Черному морям, что сталкивало ее прежде всего со Швецией и Османской империей.

5. Напишите сложный (развернутый) план по теме «Европейские державы в 18 в.».

1.Причины международных конфликтов.

1.2 Европа(1 точка зрения)

1.3 Европа(2 точка зрения)

1.4 Столкновение двух позиций.

1.5 Время религиозных войн.

1.6 Экономические противоречия.

1.7 Столкновение интересов Франции, Англии и Испании.

1.8 Отношение между католической Испании и протестантской Англии.

2.Первая общеевропейская война.

2.1 Фердинанд II Габсбург.

2.2 Религиозный конфликт.

2.3 Сражение сторон.

2.4 Перехождение сторон.

2.5 Разоренная Германия.

3.1 Казни, крепостная зависимость.

3.2 Австрийская провинция Богемия.

4. Война разгорается.

4.1 Помощь Альбрехта фон Валленштейна.

4.2 Разгром в 1626 году.

4.3 Альбрехт фон Валленштейна, его планы.

4.4 «Эдикт о восстановлении».

4.5 Привлекление Швеции.

5 Вступление в войну Швеции. Война-» Королевское ремесло».

5.1 Шведский Король Густав II.

5.2 Помощь Франции и России.

6 Окончание войны.

6.1 Заключившиеся союз с Швецией и Голландией.

7. Вестфальский мир.

7.1 Независимость Голландии.

7.2 Конец вражде католиков и протестантов.

7.3 Распад Русской империи(германской нации).

7.4 Равновесие в Европе.

8 Европа в XVIII веке.

8.1 Смерть короля Испании.

8.2 Новый король в Мадриде.

8.3 Северная война.

8.4 Война за австрийское наследство.

8.5 Смерть Карла.

8.6 Сохранение единства своих территорий.

8.7 Семилетняя война.

8.8 Итог семилетней войны.

8.9 Противоречие между Францией и Англией.

9. Восточный вопрос.

9.1 Османская империя подходила к концу.

9.2 Разногласие между европейскими державами.

6. Прочитайте отрывок из «Политического завещания» (1752) Фридриха 2. Что вам известно о Фридрихе 2?

Фридрих рассудительный, требовательный. Его самовластный характер нашел прекрасное применение. Король редко прислушивался к чьим бы то ни было советам, знал своих подданных. Своей страной он управлял, как большим имением.

Какие общественные идеи 18 в. нашли отражение в словах Фридриха 2?

Общественные идеи: обязанность каждого гражданина – служить своему Отечеству; быть полезным своим согражданам.

Подтверждают ли факты слова автора о том, что он был «полезен своим гражданам»?

Да, подтверждаются, так как он считает, что правитель – первый слуга государства. От него требуется, чтобы он трудился на благо государства и был способен заботиться об основных делах.

Какие основания были у Фридриха 2 утверждать, что в «таком государстве, как Пруссия» государь должен действовать единолично?

Системность управления может быть только в одних руках: все дела необходимо тщательно взвешивать, сводя к общей цели финансы, политику и военное дело для того, чтобы государство было крепким и его влияние возросло.

7. Существует мнение, что промышленная революция произошла в Англии раньше, чем в других странах Европы, благодаря ее удачному островному положению, способствовавшему развитию мореходства и морской торговли в 17–18 вв. Приведите аргументы, подтверждающие или опровергающие данную точку зрения.

Географическое положение Англии, способствовавшему развитию мореходства и морской торговли, безусловно, являлось одним из факторов того, что промышленный переворот произошел в Англии раньше, чем в других странах Европы. Развитое мореходство способствовало активной колонизации. Ограбление колоний и работорговля привели к тому, что у купцов и предпринимателей появились огромные средства, необходимые для строительства фабрик с применением машин.

8. Название и дата события, обозначенного на карте.

1774 год в Филадельфии состоялся Первый континентальный конгресс.

9. Подпишите под каждой картиной название художественного стиля, в котором она создана.

«Клятва Горациев» (художник Жак Луи Давид) – классицизм

Антуан Ватто «Меццетен», художник Ватто Антуан – рококо

С.37–39. Вариант №2

1. Многие французские просветители считали политическое устройство Великобритании наилучшим из всех существующих. Почему.

В XVIII в. изменяются территория и название английского государства. В 1707 г. была достигнута государственная уния Англии и Шотландии, на основе которой возникло единое государство Великобритания.

В течение XVIII в. сложилось законченное государственное единство Великобритании. Король являлся и главой государства, и главой правительства Великобритании. Законодательная власть монарха была ограничена парламентом, а свои исполнительные функции он призван был делить с кабинетом министров, так что фактическое управление страной перешло к кабинету. Монарх формально располагал значительными полномочиями.

2. Представители каких слоев населения и почему чаще всего оказывались в роли колонистов Северной Америки?

В Северную Америку переселялись лишь политические и религиозные беженцы, среди которых разница в социальном положении очень высокой не была. Основную массу переселенцев составляли бедные люди и средний класс, бежавшие от гнёта богачей.

3. В чем состояла связь между Научной революцией и Просвещением?

Просвещение и научная революция управлялись людьми, которые осмеливались думать и оспаривать то, что они учили. И век Просвещения и научной революции вызвали бурную реакцию.

4. Какая из войн 18 в. больше всего изменила международные отношения в Европе и почему?

Семилетняя война (1756–1763) — крупный военный конфликт XVIII века, один из самых масштабных конфликтов Нового времени. Семилетняя война шла как в Европе, так и за океаном: в Северной Америке, в странах Карибского бассейна, Индии, Филиппинах. В войне приняли участие все европейские великие державы того времени, а также большинство средних и мелких государств Европы, некоторые индейские племена. Войну также считают колониальной, так как в ней столкнулись колониальные интересы Великобритании, Франции и Испании.

5. Напишите сложный (развернутый) план по теме «Промышленная революция в Англии».

1. Предпосылки и начало промышленной революции

1.1. различия между фабрикой и мануфактурой

1.2. изменения произошедшие в аграрном производстве

1.3. технические изобретения, позволившие осуществить промышленную революцию

2. Последствия промышленной революции

2.1. социальные последствия аграрной революций

2.2. социальные последствия промышленной

6. Прочитайте отрывок из «Политического завещания» (1752) Фридриха 2. В чем было своеобразие политического устройства Польши в начале 18 в.?

В Польше сохраняется старое феодальное устройство. Польский король выбирается. После смерти каждого короля Польша оказывается расколота из-за борьбы различных партий.

Как это сказывалось на положении Польши в Европе?

Это привело к трем разделам Речи Посполитой (1772, 1793, 1795) между Австрией, Пруссией и Россией: польское государство 123 года отсутствовало на политической карте Европы.

Можно ли на основании данного текста назвать Фридриха 2 сторонником идей Просвещения?

Под влиянием идей просветителей Фридрих II издал свод законов — «Фридрихов кодекс», вводивший в Пруссии равный для всех суд, установил веротерпимость, отменил пытки. Однако увлечение идеями Просвещения у Фридриха II было неглубоким, о чём можно судить по его практическим делам.

Как воплотились в жизнь предложения прусского короля?

Политическом завещании 1752 года Фридрих II объявил присоединение Польской Пруссии задачей самого дальнейшего существования своего государства. Первые два раздела Польши ослабили ее настолько, что она уже не могла играть самостоятельную роль в европейской политике. В 1795 г. Австрия, Пруссия и Россия окончательно разделили Польшу.

7. Существует мнение, что политика просвещенного абсолютизма была безрезультатной, поскольку реформы «просвещенных» монархов встречали непонимание общества и часто оказывались незавершенными или недолговечными. Приведите аргументы, подтверждающие или опровергающие данную точку зрения.

В XVIII в. идеи просветителей обещали переустройство общества на разумных началах. Предполагалось, что удастся наладить государственный аппарат как часовой механизм, заставить его работать без сбоев. Эта идея была весьма привлекательна для монархов. К тому же, эти идеи были в моде в высшем свете Европы, и молодые принцы увлекались ими чисто по человечески, а получив власть, старались реализовать мечты молодости на практике. Более того, образ просвещённого монарха был выгоден, потому что повышал авторитет среди таких же увлечённых просвещением представителей высшего общества. У просветителей не было единой программы, которую монархи могли бы последовательно выполнять: у каждого из мыслителей были свои идеи. Правители крупных европейских государств реализовали некоторые из них. Однако они не могли, например, ввести республиканскую сферу правления, причём не только потому, что не хотели сами себя лишать власти, но и потому, что на тот момент некоторые идеи могли вызвать большое возмущение в обществе.

8. Название и дата события, обозначенного на карте.

1781 г. решающая победа при Йорктауне. В 1783 г. Англия подписала договор, признав независимость колоний.

9. Подпишите под каждой картиной название художественного стиля, в котором она создана.

Портрет И.-В.Гете, художник И.Г.В.Тишбейна – классицизм.

Источники:
  • http://students-library.com/library/read/43343-kultura-vozrozdenia-i-reformacii-kultura-epohi-prosvesenia
  • http://resheba.me/gdz/istorija/7-klass/ukolova-tetrad-ekzamenator/34