Меню Рубрики

Кто такой взрослый человек с точки зрения психологии

Сегодня я хочу открыть вам одну большую тайну психологии. Она касается такой непонятной и загадочной для многих вещи как – причины, по которым нас сначала сильно восхваляют, внезапно навязывая нам свою дружбу, а потом — хладнокровно отталкивают от себя навсегда, часто ещё и обливая помоями вслед.

Когда кто-то нас начинает неумеренно восхвалять и нами восхищаться — ведь это же сразу «неспроста», не так ли? И очень нервирует.

И даже очень далёкий от психологии человек сразу смекнёт – что-то тут не так, пахнет как-то нехорошо.

В общем, никто не любит, когда вдруг кто-то ни с того ни с сего принимается за его неумеренное восхваление.

И верно. Культура и искусство учит нас тысячелетиями – остерегаться так называемых льстецов, лисиц.

«Эти шекспировские льстецы. » — кто они с точки зрения психологии?

Мы же с вами – на психологическом сайте? Поэтому будем говорить о жизненных вещах языком психологии и стоя на её холме, с которого всё видно немного по-другому. Видно, как партизаны ходят в лесу и что они замышляют.

Давайте сразу отбросим тот легчайший и простейший случай, когда нам льстят с целью тут же нас использовать как дурачков.

Этот простой случай описан ещё Литваком в его «Психологическом айкидо» и тот, кто его не знает ещё – я, что называется, удивляюсь этим людям.

Простейший случай же таков: «Ах, Людочка, какая у вас стрижка модная. Вы такая красивая! Людочка, отправь мне два факса в Москву и отредактируй текст — ты ж у нас здесь единственная грамотная, не то, что это быдло, которое говорит «ложит», «звонит». »

Мы не будем говорить об этих детсадовских примерах коварного восхваления с целью попахать на нас как на лошади забесплатно.

Похвала как симптом внутренней пустоты Хвалящего

Есть другой, сложный случай. Некоторые люди хвалят нас очень долго, днями и месяцами и без явной дешёвой пользы для себя. Они создают из нас себе кумира. Они рассказывают всем, какие мы молодцы. Они отдают нам многое, чем владеют сами. Они не просят ничего взамен.

Мы думаем: «Гля, странные. » Но в конце-концов, разрешаем себя любить – даже так неумеренно.

А потом происходит страшное. В один прекрасный день эти люди смотрят на нас как на пустырь, загаженный бомжами, и проходят мимо. В обнимку с новым фаворитом, блаженно улыбающемся миру как идиот.

Ты мне больше не подружка,
Ты мне больше не дружок!
Не играй в мои игрушки
И не писяй в мой горшок!

Тогда у нас происходит фрустрация, от которой многие так и не оправляются всю жизнь. Не смешно.

Главный вопрос, которым мучают потом бесконечно — себя, Бога и друзей эти пострадавшие: «Объясните, в чём был смысл всей этой комедии?»

Люди-инвесторы

Некоторым людям очень скучно жить на свете. Им скучно с самими собой, они себя не ценят, не любят и не уважают. Не имеют от себя дивидендов.

И тогда они начинают фантазировать «об инвестициях в что-то такое стоящее, лучшее, чем они». Фантазии у них получаются богатые и качественные.

Фантазируют они — используя других живых людей, в качестве актёров-статистов в своей гениальной пьесе.

Эти люди любят во что-нибудь «влюбляться». Чаще всего они влюбляются в «интересных», «подающих надежды» или «редких качеств души» людей.

Влюбляются не с целью «интимной встречи без обязательств», а с целью раскрасить в яркие эмоциональные краски свой «серый, скучный мир» вместе. И построить быстренько рай на земле.

Они приписывают другому человеку какие-то, может быть — совсем несвойственные ему качества, дорисовывают его портрет до шедевра, достойного пера Достоевского, и – пошло-поехало.

Такие люди любят «спасать»:

погибающих, но «святых» алкоголиков, непонятых обществом,

трудных, но чем-то невидимо «одарённых» подростков, непонятых педсоветом учителей,

заброшенных своей эгоисткой-женой не «наглаженных» мужчин в несвежих рубашках,

недоедающих худеньких студентов-гениев,

бедных одиноких стариков, нуждающихся в общении,

будущих поэтов и художников,

девушек со «странной красотой», над которыми можно чуть-чуть поработать и превратить их в новую Биркин или Твигги, в пику этому купеческому городу, по которому ходят одни уродины с накачанными губами.

Такие люди любят объединяться в партии и коалиции:

с «единственным прилично одевающимся человеком на этой работе, который не красит волосы в этот ужасный цвет»,

с «единственным начитанным культурным человеком на этой работе, который, между прочим, в театры ходит»,

с «единственным человеком на этой работе, кому небезразлично, что будет с этой работой»,

Итак, эти люди- ИНВЕСТОРЫ любят инвестировать все свои эмоциональные и материальные ресурсы в единственного (на сегодняшний день!) человека, который каким-то образом, вызвал у этих пустых внутренне людей – жажду буйно пофантазировать о рае на земле.

Инвесторы быстро охладевают к предмету своей страсти, потому что рая на земле так не построить.

Вот, деревья сажать – да, бездомных животных пристраивать – да, мусор у себя около дома убирать – да, так можно построить на земле, если не рай, то Европу точно. А ходить «влюблённым» в какую-то химеру и «Дружить против кого-то» с идеализированным тобой средним человеком, который об этом не просил, — разве так строят на земле рай.

И тогда происходит то, что произошло с героиней одного известного цветаевского стихотворения. Разочарование. Да пошёл ты вон, неблагодарный, бездарный, надоевший мне пупс.

Мой милый, что тебе я сделала?!

«Вчера еще в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче — вороны!
Вчера еще — в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала — копейкой ржавою!
Жить приучил в самом огне,
Сам бросил — в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?»

Люди- «ИНВЕСТОРЫ»: прочь от таких инвестиций!

Когда кто-то валяется у вас в ногах, сравнивает (зачем-то) с китайской державой, сидит с вами до птиц, до геморроя, до печёночных колик – знайте: перед вами внутренне пустой на сегодняшний день человек (по крайней мере – сам, на 100% подсознательно ощущающий себя таковым!), который не знает, как можно самостоятельно развлечься, самостоятельно восхититься Бытием, самостоятельно улучшить себя, стать довольным и счастливым, не знает как занять себя действительно полезным делом.

Его единственное развлечение – надувать мыльные пузыри из живых людей. И сейчас он надувает вас. Но вы лопнете, так и не став Биркин. Причём довольно скоро. Оставив на полу мокрую от слёз лужу.

Елена Назаренко

© www.live-and-learn.ru — психологический портал центра «1000 идей»

Авторская разработка центра — методика работы с бессознательным с помощью психологических карт. Подробнее.

Ребёнок вырастает, и он становится взрослым? Не всегда.

Иногда так и говорят: «Ты уже большой!» То есть у тебя большие руки, ноги, тело, голова, но это относится к размерам, а не психологической взрослости. Другими словами, большой дядя или тётя может остаться ребёнком по жизни. Вы таких встречали? Интересно подумать, а кого тогда можно назвать взрослым человеком?

У детей главный лозунг в жизни — «Я хочу!». Этим определяются поступки, отношение к окружающим, убеждения, что такое хорошо и что такое плохо.

Всё просто, хочу — играю, надоело — бросил. Нравится другой ребёнок или взрослый — буду водиться; надоел, не интересен, обижает — не хочу! Не буду водиться. Конфету хочу, кашу не хочу!

Мудрые воспитатели знают: чтобы чему-либо научить ребёнка, его надо заинтересовать. Другими словами, сделать так, чтобы появилось его «хочу». Но жизнь идёт, и требования к детям возрастают, всё чаще появляется фраза «ты должен». Какой ужас, это входит в противоречие с привычным «я хочу»! Ты должен ходить в школу, хорошо учиться, уважать старших, делать зарядку, убирать за собой, помогать родителям Но я не хочу! А кого это волнует, теперь ты должен! Если детский протест сильнее авторитета, внушения, воспитательного воздействия взрослых, то у ребёнка есть шанс отвоевать святое право и дальше по жизни действовать, руководствуясь исключительно мотивацией «хочу — не хочу». В этом случае человек станет большим, но не взрослым, что гарантирует в жизни большие проблемы и ему, и окружающим людям.

Есть хорошее слово — ответственность. Взрослый лишь тот, кто отвечает за свои поступки. Тот, кто, осознавая собственное «хочу», может руководствоваться и другими словами — надо, должен, могу, сделаю.

Взрослый человек начинает заботиться не только о себе, но и о других: «он ставит кашу на стол». Дети прибегают и едят, не задумываясь, откуда и что берётся, они пользуются, потому что есть взрослый, который заботится о них.

И ещё определения.

Взрослость — финансовая независимость и личная свобода, а также ответственность за последствия принятых (и не принятых) решений.

Финансовая независимость — умение, основанное на знаниях, навыках, опыте, в любой ситуации получать достаточно материальных (финансовых) благ для собственных нужд, а также для поддержки ближних и других достойных людей.

Личная свобода — умение принимать решения независимо от мнения окружающих. Поступать в соответствии со своими убеждениями и нести полную ответственность за последствия своих действий. Конечно, стоит учитывать обстоятельства и мнения окружающих, но решение необходимо принимать самостоятельно.

Разберём определения на примере.

Молодой человек возжелал девушку, у них случилась любовь. Всё нормально. Красивые слова, романтика, секс, интересное общение. Но со временем парень стал замечать, что девушка несколько напрягает претензиями и капризами. Секс с ней нравится, а общение уже не очень. Другими словами, секса хочу, а претензии не хочу.

Говорят, что от близкого общения бывают дети, и ведь не зря говорят. Короче, барышня забеременела. Теперь её требования стали очень конкретными: ты должен жениться, негодяй! Я хочу замуж! Что мне теперь делать? Но молодой человек тоже руководствуется своими желаниями, он отвечает: «А я не хочу, прощай». Вот такая ситуация из жизни. Уточню: этим детям — одному 30, другой 23 года.

Это большие дети. И он, и она. Парень хочет секс. Девушка хочет замуж. Они руководствуются не ответственностью, а своим детским «хочу». Правда, взрослые люди?

Вернемся к определению. Взрослый тот, кто готов нести ответственность, в том числе финансовую, за последствия своих поступков, говорить себе: «Я должен, значит — могу, сделаю». Но эти дети знают только своё «хочу», поэтому претензии предъявляют друг другу.

Надо ли девушке выходить за него замуж? Не факт. Надо ли парню жениться в этой ситуации? Тоже не факт. Ребёнок, который родится у двух этих детей, скорее всего, будет очень несчастным. Ведь он появится на свет уже со своим «хочу», а его встретят два паразита, которые не могут справиться с собственными «хочу». Ситуация сложная.

Решений может быть несколько, но кому-то придется взять на себя ответственность. Подумайте, как бы вы — надеюсь, взрослые люди — решили эту проблему?

Однако определение дано, а как перестать болеть «детством» и стать взрослым?

1. Начните зарабатывать деньги. Понимаю, по поводу того, как именно можно это сделать, нужно написать три книги. Это отдельная тема. Но всё же. Деньги — это ресурсы, инструмент взрослого человека для поддержки себя самого, родных, близких и других людей, которым нужна помощь. Если вы очень заботливый, но бедный, то ваши возможности взрослого человека весьма ограничены. Ведь у детей могут быть какие угодно амбиции, желания, но если они не обеспечены финансовой возможностью взрослых, то так и останутся просто бесплодными желаниями и мечтами.

2. Будьте самостоятельны. Без первого пункта (заработайте деньги) это вряд ли получится. Чем ощутимее финансовая независимость, тем больше возможности принимать решения самостоятельно.

3. Начните заботиться. Круг забот взрослого человека намного больше, чем у ребёнка. Помогайте, вкладывайте свои знания, умения, навыки, опыт, финансы, в своих близких людей, найдите других достойных, которым нужна ваша забота. Может быть, стоит создать новые интересные проекты, которые будут придавать особый смысл жизни и останутся другим людям. Так поступали все взрослые и великие люди, поэтому мы о них помним. Чем запомнитесь вы?

4. Будьте ответственны. Взрослый человек отвечает за свои действия. Не так, как наше правительство за дефолты, воровство казны, взятки, — словами, а реально: деньгами, временем, энергией, вложением сил в исправление неправильно принятого решения.

5. Будьте душевно здоровы. Взрослый-ребёнок не контролирует свои эмоции, часто предъявляет претензии, считает, что люди вокруг ему всё должны, обидчив. Ведь он много чего хочет получать и не умеет с радостью отдавать. Душевно здоровый взрослый нацелен, в первую очередь, передавать знания, умения, опыт, финансы достойным людям. Просто у него этого много, он же взрослый, а что взять с ребёнка?

Читайте также:  Кислота это кислота с точки зрения электролитической диссоциации

Хорошая фраза: «Ты — либо часть решения, либо часть проблемы». Так вот, взрослые — это, скорее всего, решение. Взрослые-дети, скорее всего, — проблемы. Оглянитесь вокруг, посмотрите, вас окружают взрослые люди? А вы сами кто?

Признаки психологически зрелой личности

Необходимо понимать, что речь идёт о достаточно «подвижной» модели зрелой личности, допускающей различный набор характерологических признаков, однако, предлагаю рассмотреть определённые факторы, способные составить центральный каркас такой личностной модели:

1. Аутентичность (самобытность)

Известный американский психотерапевт Дж. Бьюдженталь * называет аутентичность важнейшей экзистенциальной ценностью человека. Он выделяет три основных признака аутентичного существования:
— полное осознавание настоящего момента жизни;
— самостоятельный выбор способа жизни в данный момент;
— принятие личной ответственности за данный выбор.

Аутентичность в какой-то степени обобщает многие свойства личности. Прежде всего это выражение искренности по отношению к другому. Аутентичный человек хочет быть и является самим собой как в своих непосредственных реакциях, так и в целостном поведении. Он позволяет себе не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно не знает. Он не ведёт себя как влюблённый, если в данный момент чувствует враждебность. Трудности большинства людей в том и заключаются, что они очень много жизненной энергии расходуют на проигрывание ролей, на создание внешнего фасада, вместо того чтобы использовать её на решение своих реальных проблем. Если человек большую часть времени будет прятаться за маской какой-либо выбранной им роли, то неудивительно, что в ответ он будет получать аналогичное неискреннее отношение других. Аутентичность наиболее полно служит примером гибкого поведения.

2. Открытость собственному опыту (принятие своих чувств)

Здесь открытость понимается не в смысле откровенности перед другими людьми, а как искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит отрицать, отбрасывать свои чувства, в особенности отрицательные. Давление окружающих заставляет вытеснять или подавлять печаль, раздражительность, злость. «Не плачь», «не нервничай» и пр. Психологически зрелый человек не будет отгонять прочь любые чувства, в том числе отрицательные. Он их будет, как говорится, проживать. Только в таком случае можно успешно контролировать своё поведение, поскольку вытесненные чувства являются иррациональными, то есть становятся источником неконтролируемого поведения. Когда мы осознаём свои эмоциональные реакции, то можем сами выбирать тот или иной способ поведения в каждой ситуации, а не позволять неосознанным чувствам нарушать регуляцию нашего поведения. Поэтому человека можно считать только тогда психологически зрелым, когда он проявляет терпимость ко всей гамме своих и чужих эмоциональных реакций.

3. Развитие самопознания

Ограниченное самопознание подразумевает ограничение свободы, а глубокое самопознание увеличивает возможность выбора в своей жизни. Чем больше человек знает о себе, тем лучше он поймёт других людей, и наоборот – чем больше человек понимает других, тем он глубже стрессу и понимает себя. Неумение услышать, что творится внутри нас, увеличивает подверженность стрессу и ограничивает нашу эффективность в жизни. Очень важно реалистично и осознанно относиться к себе.

4. Сила личности и идентичность

Зрелый человек должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно по существу и что неважно. Он обращается к жизни с вопросами, отвечает на вопросы, поставленные ему жизнью, и постоянно подвергает проверке свои ценности. Как в профессиональной работе, так и в личной жизни человеку не следует быть простым отражением надежд других людей, он должен действовать, руководствуясь собственной внутренней позицией. Это позволит ему чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.

5. Толерантность к неопределённости (умение выдерживать неопределённость)

Многие люди неуютно чувствуют себя в ситуациях, в которых недостаёт структуры, ясности, определённости. Но поскольку одной из предпосылок становления личности является «прощание» человека с привычным, известным из собственного опыта и вступление на «незнакомую территорию», любому человеку совершенно необходима уверенность в себе в ситуациях неопределённости. Ведь мы, по большому счёту, никогда не знаем, что день грядущий нам готовит, с какой именно проблемой мы столкнёмся и какие придётся нам принимать решения. Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убеждённость в конструктивности принимаемых решений и способность оправданно рисковать – все эти качества помогают человеку переносить напряжение, создаваемое неопределённостью возникновения всей череды жизненных ситуаций.

6. Принятие личной ответственности

Поскольку большинство жизненных ситуаций в жизни возникают под контролем человека, то он должен нести ответственность за свои действия в этих ситуациях. Понимание своей ответственности позволяет свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент коммуникации – соглашаться с доводами собеседника или вступать в продуктивное противостояние. Личная ответственность помогает более конструктивно воспринимать критику. В таких случаях критика не запускает в действие механизмов психологической защиты, а служит полезной обратной связью, улучшающей эффективность деятельности и даже организацию жизни человека.

7. Глубина отношений с другими

Личностно зрелый человек, разумеется, оценивает других людей – их чувства, взгляды, своеобразные черты характера, но делает это без осуждения и наклеивании каких-либо ярлыков. Такой характер отношений с другими весьма важен, тем не менее, следует учитывать все те страхи, которые переживает большинство людей, пытаясь завязать близкие, тёплые отношения со знакомыми. Некоторым кажется, что выражение положительных чувств обязывает и тем самым ограничивает свободу и делает их уязвимыми. Кого-то страшит неприятие партнёром положительных чувств, поэтому для него наиболее безопасной позицией представляется отказ от близких отношений, устраивает общение с партнёром на дальней дистанции. А вот психологически зрелому человеку чужды такие страхи, он способен достаточно свободно выражать свои чувства, как позитивные, так и негативные, при общении с другими людьми.

8. Постановка реалистичных целей в общении
(отказ от перфекционизма)

Обычно успех побуждает ставить перед собой большие цели, а неудача, наоборот – опустить ниже планку личных притязаний. Иногда этот механизм самозащиты нарушается, и тогда слишком большая цель будет заранее обречена на неудачу или стремление к незначительной цели не доставит вам никакого удовлетворения. Итак, любому человеку желательно понимать ограниченность своих возможностей. Мы все не всемогущи. В действительности ни один человек не в состоянии построить правильные взаимоотношения с абсолютно каждым человеком. Считать, что он может умело общаться с кем бы то ни было, а в случае если отношения «не идут», то в этом виноват другой, по меньшей мере наивно. Такой наивный оптимизм может стать причиной психологического «холодного душа» в будущем.

На самом деле человеку вполне возможно отказаться от нереального стремления стать совершенным и преодолеть все грядущие сложности в уже имеющихся и в будущих коммуникациях. Тот, кто не в состоянии признать ограниченность своих возможностей, живёт иллюзиями, что способен познать и понять другого человека. Человек будет винить себя за допущенные им ошибки вместо извлечения полезных уроков. Если мы допускаем собственную ограниченность, то избегаем ненужного напряжения и чувства вины перед другими. В этом случае отношения с другими становятся более глубокими и одновременно реалистичными. Точная оценка собственных возможностей позволяет нам ставить перед собой достижимые цели.

9. Чувство эмпатии к другим

Эмпатия – это сочувствие и понимание чувств партнёра по общению, а также обязательный учёт их в процессе общения. С точки зрения психологии, способность к эмпатии не считается чем-то особенным для человека. И диапазон её проявления варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнера по общению. Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — поступков, речи, мимических реакций, жестов и так далее. Психологи считают, что человек проявляющий эмпатию осознаёт, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнёра по общению. Психологическая зрелость предполагает обязательное владение данным навыком проявления эмпатии.

Черты личности взрослого человека

Качественное выполнение обязанностей взрослого человека предполагает личностную зрелость: интеллектуальную и социальную, душевную и духовную. Предполагает определенный уровень знаний, умений, навыков и привычек, психологическую грамотность, достаточный житейский опыт, шире — определенный уровень развития личности.

Основные черты, способствующие взрослости, делающие взрослость человека более полной и качественной:

  • Самостоятельность
  • Уверенность внутренняя и внешняя.
  • Заботливость, большой объем заботы о других. Тут мужчина — защитник и поддержка женщины, глава семьи и отец детям. Женщина — хранительница очага, поддержка мужа, хозяйка дома и мать детям. Тот, у кого по факту взрослый круг заботы, кто по факту это делает. Полностью, по-настоящему взрослый человек — тот, кто дела взрослого не просто делает, но хочет делать, умеет делать и делает это свободно. Это добровольный выбор, это внутренняя свобода и уровень качества.
  • Ответственность. В частности, это ответственное поведение. Взрослый берёт на себя ответственность, когда ему есть чем отвечать, и не берёт, когда отвечать нечем. Требовательность там, где взрослый обязан быть требовательным. Дети, в школу собирайся! Развитая способность контролировать свои чувства и желания, в том числе умение отказываться от желаний неуместных и несвоевременных. У взрослого целесообразность превалирует над импульсом.
  • Психологическая грамотность. В частности, это конструктивное отношение к трудностям, способность грамотно реагировать на разные жизненный ситуации (разочарования, поражения и победы), объемное видение ситуации (смотри Позиции восприятия), умение быть руководителем и воспитателем там, где это востребовано.
  • Душевное здоровье. В частности, это умение находить в жизни хорошее и чувство реальности, умение с благодарностью принимать критику, свобода от страхов и эмоциональная неуязвимость,

Настоящая взрослость возможны только при предпосылке душевного здоровья. Нет душевного здоровья — трудно от человека ожидать ответственного поведения, соблюдения психологической грамотности. Если Взрослый человек душевно здоров, делает это с радостью — это деятельная личность. Если Взрослый с невротическими чертами, он выполняет обязанности взрослого человека, но от этого мучается, — это Мученик.

Взрослый может быть с любыми акцентуациями: истероид, шизоид, параноик и так далее, но чем более выражены акцентуации, тем менее это — взрослый человек. Что касается этикотипа, то Потребитель и Творец в большей степени взрослые люди, чем Романтик. Паразита в принципе трудно назвать взрослым человеком.

Взрослый человек — уровень личностного развития человека по оси Личная жизнь. Две другие оси — Дело-работа-бизнес и Собственный рост и развитие. Какое положение занимает взрослый человек на этих других осях — вопрос особый. Не каждый взрослый является успешным бизнесменом и руководителем, не каждый взрослый — самоактуализирующаяся личность.

По оси «Личная жизнь» ниже взрослого — молодой человек (только себя, но содержит), человек-ребенок (человек с инфантильными чертами, не способный содержать и обслуживать себя). Еще ниже — инфантил, уже заболевание.

Если человек не только взрослый, но и успешный в деловом плане, о нем говорят — состоявшийся человек.

Если человек по уровню ответственности выходят за рамки своей семьи, несет ответственность за большую фирму, за большое дело, за город или страну, его называют — большой человек. Смотри Круг заботы. Человек, внесший свой позитивный вклад в историю человечества — великий человек.

Человек с точки зрения психологии

Человек с точки зрения психологии

Вернуться на главную страницу

Сущность человека с точки зрения психологии и философии

Сущность человека кажется всем самоочевидной, и очень часто об этом даже не задумываются. Но на самом деле это та проблема, которая до сих пор для многих остается загадкой. Существует разные взгляды на эту проблему: начиная с того, что нет какой-то определенной сущности, или что она-то есть, но ее невозможно познать, до того, что она познаваема и предлагаются разные концепции сущности человека. Особенно распространено мнение, что сущность человека связана с его личностью, а та, в свою очередь — с психикой, и познав психику, можно познать сущность человека. Но может ли наука психология, предметом которой является исследование психики, дать понимание сущности человека?

Современные психологи имеют полное право отрицательно относится к термину «душа», поскольку много веков считалось, что душа дается богом, и иного способа познать человека, как через познание бога, нет. Психические заболевания назывались душевными болезнями, а лечили их только в соответствующих учреждениях (и сейчас в городах старые психиатрические лечебницы располагаются рядом с церковью или монастырем). Конечно, это ни на шаг не продвигало человечество к пониманию действительной сущности человека, к пониманию личности.

Читайте также:  Оправы для очков 2017 тренды для зрения

Учение о душе освободилось от религиозных пут, и стало трактоваться как теория личности. Это было, без сомнения, прогрессивным шагом. Но прямо противоположный подход также не дает понимания сущности человека. Если искать сущность человека в его организме, в работе головного мозга, то этот путь тоже окажется тупиковым. И тем не менее, многие современные психологи ищут сущность человека в особенностях нейрофизиологической структуры организма. В русле такого подхода мышление понимается как продукт работы головного мозга, а загадка личности кроется в особенностях структуры головного мозга. К сожалению, обывательская аналогия мышления с процессами обработки информации в компьютере берут на вооружение и ученые (отсюда и попытки построить искусственный интеллект, заменив нейроны системой электронных логических элементов).

И Ильенков, и Дубровский стояли на материалистических позициях. Различие было в том, что у Дубровского — это позиция механистического (метафизического) материализма, а у Ильенкова — позиция диалектического материализма.

Но что такое человеческий индивид, и откуда он взялся? Если проследить историю человечества, то представление о человеке как об индивиде возникло довольно поздно — в XVII — XVIII веке, в эпоху зарождения капиталистического строя. Связано это, прежде всего, с экономическими условиями производства — единицей производства стал индивидуальный (частный) производитель. До этого речь о человечестве шла как о племени, роде, сословиях, классах, но не индивидах. Соответственно, сознание человека формировалось не как индивидуальное, а как общественное. Сам человек и его отношение к миру появляется в акте коллективной деятельности: человек появляется в процессе преобразования им окружающей действительности с помощью орудий труда, когда между ним и природой встает посредник — предмет труда. Здесь же возникает и отношение к другому человеку: посредством того, что человек по-человечески относится к предмету, сделанному другим человеком, он по-человечески относится и к самому другому человеку. Ильенков писал по этому поводу, что «и человеческая индивидуальность существует лишь там, где одно органическое тело человека находится в особом — социальном — отношении к самому себе, опосредствованном через отношение к другому такому же телу с помощью искусственно созданного «органа», «внешней вещи» — с помощью орудия общения. Только внутри такой состоящей из «трех тел» системы и оказывается возможным проявление уникальной и загадочной способности человека «относиться к самому себе как к некоему другому», то есть возникновение личности, специфически человеческой индивидуальности» [2]. Сущность человека нужно искать в его отношении к миру, которое отлично даже от самых ближайших его сородичей по биологическому виду. Поскольку это отношение отличается тем, что человек не приспосабливается к природным условиям, а наоборот, природные условия приспосабливает к своим потребностям, то его сущность нужно искать в способе приспособления, — а это производство. Производство же, хоть оно и осуществляется через деятельность конкретных людей, тем не менее, не может быть сведено к этому. Оно всегда носит общественный характер.

Изменились социальные условия — изменилась и культура, тип личности, сознание, мышление. Изменилась и психика. То, что психика, как и способности, и сознание, и мышление не являются врожденными, а человек приобретает их в процессе общественной жизни, это научный факт. Неоднократно ученым попадались «маугли» — люди, которые выросли в окружении зверей. Оказывалось, что такие люди вовсе не являются людьми. Отсутствовало все: начиная от прямохождения и речи, заканчивая присущими человеку психическими процессами. Что это означает? То, что принадлежность к соответственному биологическому виду совсем не делает человека человеком. Человек вышел из животного мира, но не биологические мутации сделали его человеком, а труд. Выражение «труд превратил обезьяну в человека» не может устареть только потому, что оно утвердилось очень давно и сейчас подвержено дискредитации со стороны всяких новомодных учений. Но, если не разбирать вопрос по сути, ограничиваясь запоминанием лишь фразы, то мы получим банальную схему.

Секрет личности кроется не внутри тела человека, а снаружи — в обществе, в «неорганическом теле человека». Силу личности составляет сила общества, которую усвоил индивид. Попытки искать сущность человека в нейрофизиологических процессах ни к чему не приводят и по сей день. Если раньше сторонники этого подхода говорили, что не хватает вычислительных мощностей, чтобы смоделировать сознание и мышление, то теперь, когда техника значительно развилась, и удается совместив работу мозга с электроникой, «измерить» состояние каждого нейрона мозга (пока только мозга животного), то ожидаемых результатов все равно не получают. Потому, что ищут не там. С другой стороны, простое сравнение превосходства личности человека, который получил всестороннее универсальное образование, над личностью, с узкоспециализированным образованием, почему-то не убеждает сторонников биологического и биосоциального подхода. А какая личность может быть в современном обществе у человека без образования?

Что такое «человек» ? С разных точек зрения.

(Фил) Человек — это единство материального и духовного (нематериального). Материальное — это организм человека. Духовное — это сознание человека.

(закон) Человек это субъект который имеет права и обязанности

(психол) Человек с точки зрения психологии представляет собой индивидуальную личность, то есть, набор определенных психологических черт (темперамент, характер и т. п.)

(Религ) Религиозная точка зрения рассматривает людей как часть общей божественной схемы и судит об их поведении по тому, как оно вписывается в такую схему. Только религия поднимает человека над животным.

(Моральн) Общепринятая форма поведения человека в обществе и отношений между людьми вообще.

Человек – внеусловное существо, безусловное существо, условное существо.

Человек – это сообщающиеся между собой сосуды тела, души и разума.

Человек – это информационная матрица, состоящая из двух основных файлов – файл «безусловность» и файл «условность». Оба файла ограничены определенным количеством операций, т. е. объемом памяти и количеством функций. Пусть безусловная часть будет беспристрастным наблюдателем, а условная – тем, за кем наблюдают. Значит, файл «безусловность» представляет собой непроизвольную способность к запоминанию, а файл «условность» представляет собой способность к действию, контролирующуюся способностью к запоминанию, потому как любое действие, характер этого действия, провоцируется неким информационным опытом, присутствующим в структуре человека.

1.Сущность человека с точки зрения психологии и философии

Сущность человека — философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям. Сущность человека у Аристотеля — это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.

Сущность человека кажется всем самоочевидной, и очень часто об этом даже не задумываются. Но на самом деле это та проблема, которая до сих пор для многих остается загадкой. Существует разные взгляды на эту проблему: начиная с того, что нет какой-то определенной сущности, или что она-то есть, но ее невозможно познать, до того, что она познаваема и предлагаются разные концепции сущности человека. Особенно распространено мнение, что сущность человека связана с его личностью, а та, в свою очередь — с психикой, и познав психику, можно познать сущность человека. Но может ли наука психология, предметом которой является исследование психики, дать понимание сущности человека?

Современные психологи имеют полное право отрицательно относится к термину «душа», поскольку много веков считалось, что душа дается богом, и иного способа познать человека, как через познание бога, нет. Психические заболевания назывались душевными болезнями, а лечили их только в соответствующих учреждениях (и сейчас в городах старые психиатрические лечебницы располагаются рядом с церковью или монастырем). Конечно, это ни на шаг не продвигало человечество к пониманию действительной сущности человека, к пониманию личности.

Учение о душе освободилось от религиозных пут, и стало трактоваться как теория личности. Это было, без сомнения, прогрессивным шагом. Но прямо противоположный подход также не дает понимания сущности человека. Если искать сущность человека в его организме, в работе головного мозга, то этот путь тоже окажется тупиковым. И тем не менее, многие современные психологи ищут сущность человека в особенностях нейрофизиологической структуры организма. В русле такого подхода мышление понимается как продукт работы головного мозга, а загадка личности кроется в особенностях структуры головного мозга. К сожалению, обывательская аналогия мышления с процессами обработки информации в компьютере берут на вооружение и ученые (отсюда и попытки построить искусственный интеллект, заменив нейроны системой электронных логических элементов).

Такая традиция была так же очень широко распространена у нас. Конечно, отечественные психологи имели более тонкий подход к вопросу о отношении особенностей психики к особенностям структуры нервной системы, чем кибернетики, однако часто считали, что первое зависит от второго. В 60-х годах на страницах журнала «Вопросы философии» произошел известный спор между философом Э.В. Ильенковым и психологом Д.И. Дубровским (см. Психика и мозг (Ответ Д.И. Дубровскому) «Вопросы философии», 11 (1968), с. 145-155)

Суть спора — вопрос о том, что является определяющим в личности — биологическое или социальное. Дубровский стоял на позиции, что определяющими являются особенности структуры головного мозга, хотя формируются способности и мышление посредством деятельности субъекта в социальной среде. Позиция Ильенкова была противоположна и состояла в том, что хотя мозг и является органом, с помощью которого мыслит человек, но его структура нисколько не определяют ни способности, ни мышление (естественно, речь идет о медицински здоровом мозге). Т. е. мозг обычного человека не отличается от мозга гения, и различия нужно искать не внутри тела человека, а исключительно в общественных условиях развития каждого конкретного человека.

И Ильенков, и Дубровский стояли на материалистических позициях. Различие было в том, что у Дубровского — это позиция механистического (метафизического) материализма, а у Ильенкова — позиция диалектического материализма.

Но что такое человеческий индивид, и откуда он взялся? Если проследить историю человечества, то представление о человеке как об индивиде возникло довольно поздно — в XVII-XVIII веке, в эпоху зарождения капиталистического строя. Связано это, прежде всего, с экономическими условиями производства — единицей производства стал индивидуальный (частный) производитель. До этого речь о человечестве шла как о племени, роде, сословиях, классах, но не индивидах. Соответственно, сознание человека формировалось не как индивидуальное, а как общественное. Сам человек и его отношение к миру появляется в акте коллективной деятельности: человек появляется в процессе преобразования им окружающей действительности с помощью орудий труда, когда между ним и природой встает посредник — предмет труда. Здесь же возникает и отношение к другому человеку: посредством того, что человек по-человечески относится к предмету, сделанному другим человеком, он по-человечески относится и к самому другому человеку. Ильенков писал по этому поводу, что «и человеческая индивидуальность существует лишь там, где одно органическое тело человека находится в особом — социальном — отношении к самому себе, опосредствованном через отношение к другому такому же телу с помощью искусственно созданного «органа», «внешней вещи» — с помощью орудия общения. Только внутри такой состоящей из «трех тел» системы и оказывается возможным проявление уникальной и загадочной способности человека «относиться к самому себе как к некоему другому», то есть возникновение личности, специфически человеческой индивидуальности» (Э. В. Ильенков. Философия и культура. М. 1991 с. 396)

Сущность человека нужно искать в его отношении к миру, которое отлично даже от самых ближайших его сородичей по биологическому виду. Поскольку это отношение отличается тем, что человек не приспосабливается к природным условиям, а наоборот, природные условия приспосабливает к своим потребностям, то его сущность нужно искать в способе приспособления, — а это производство. Производство же, хоть оно и осуществляется через деятельность конкретных людей, тем не менее, не может быть сведено к этому. Оно всегда носит общественный характер.

Сущность человека — понятие историческое, она изменяется с каждой эпохой, так как изменяется способ производства. Еще в 1844 г., говоря о науке, которая в то время еще не была создана- о будущей материалистической психологии, К. Маркс писал, что именно «история промышленности и сложившееся предметное бытие промышленности являются раскрытой книгой человеческих сущностных сил, чувственно представшей перед нами человеческой психологией» и что «такая психология, для которой эта книга, т. е. как раз чувственно наиболее осязательная, наиболее доступная часть истории, закрыта, не может стать действительно содержательной и реальной наукой» (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, т. 42, с. 265)

Такой подход разрушает все основания для представлений о биосоциальной сущности человека. С точки зрения биологии организм современного человека не отличается от организма древнего грека или финикийца, но что касается сознания и мышления — то отличия кардинальные. Изменились не только способ удовлетворения потребностей человека, но и сами потребности. Например, даже если взять сугубо физиологическую потребность в пище, то она давно окультурилась — современный человек не только не захочет есть так, как это делал первобытный человек, но и не сможет есть ту еду, которую ели тогда. Что уж говорить о потребности чистить зубы, бриться или ежедневно мыться?

Читайте также:  Куриная слепота это ухудшение какого зрения

В Советском Союзе деятельный подход в психологии получил широкое распространение, развиваемое школой Выготского. С другой стороны развивалась философия диалектического материализма, позволяющая научно решать многие вопросы неподвластные как идеализму, так и метафизическому материализму. Особенно, это касалось сущности человека. Любая теория требует экспериментального подтверждения. В советской психологии был поставлен абсолютно всеобъемлющий эксперимент по становлению человеческой психики, мышления, способностей — по становлению личности. Для чистоты эксперимента были взяты слепоглухонемые дети. При рано наступившей слепоглухоте такие дети очень быстро деградируют и атрофируются все те намеки на человеческую психику, которые едва успели возникнуть до этой беды. Ребенок становится подобным некоему человекообразному растению, чем-то вроде фикуса, который живет лишь до тех пор, пока его не забыли полить. И все это при нормальном (с биологической точки зрения) мозге. Мозг продолжает развиваться по программам, закодированным в генах, в молекулах ДНК. Однако в нем не возникает ни одной нейродинамической связи, обеспечивающей психическую деятельность. Под руководством замечательных ученых И. А. Соколянского и А. И. Мещерякова была проведена колоссальная работа, в ходе которой слепоглухонемых детей воспитывали по методике, основанной на диалектико-материалистическом понимании личности. В результате все дети, участвующие в эксперименте, стали полноценными людьми, у которых появилась не только психика и сознание, но и способность говорить, читать, писать, а четверо закончили университет и занимаются наукой [4]. Эти люди живы и сейчас, и каждый желающий без особых трудностей может убедиться в «чуде».

Философия подходит к сущности человека через его деятельностное отношение к миру, через его деятельность, и следовательно, мышление. Этот подход может дать намного больше, чем «препарирование» индивида вида «homo sapiens», даже со ссылкой на его связи с окружающей средой, потому что связь здесь рассматривается как нечто данное и неизменное. На самом деле самый важный момент здесь — это диалектический характер этой связи. В этом характере связи и кроется разгадка сущности человека, его личности, мышления, психики и индивидуальности. И эта связь выражается в форме исторически-развивающегося общественного производства. Как говорил Маркс, сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений. Психология для дальнейшего своего развития должна переходить от старой, метафизической методологии к новой — диалектической. Только в этом случае возможна действительно материалистическая психология, наука о закономерностях развития личности, способная постигнуть настоящую сущность человека.

Похожие главы из других работ:

2.1 Будущее человека и человечества с точки зрения известных философов

Интерес к исследованиям, посвященным будущему, постоянно растет. Практически каждый философ имеет свой взгляд на будущее. Остановимся на положениях некоторых мыслителей. Николай Федорович Федоров.

3.1 Основные точки зрения на революцию в математике

Когда заходит речь о характере изменений, происходящих в развитии математического познания, в первую очередь обращают внимание не на качественные, а на количественные — постепенные, медленные — изменения.

1.1 Понятие и сущность нормы с точки зрения философии

Что же есть «норма»? Тем более, что многие люди с подачи уважаемых медиков совершенно искренне считают депрессии, а тем более суицид, выражением психического, органического заболевания. «Норма» — самоконтроль, уравновешанность.

Сознание выступает термином, трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, ощущения, восприятия, настроения, воображение и самоСознание.

Природа человека — спорный философский вопрос, однако, чаще всего, природу происхождения философы называют бинарной (двойной), а самого человека определяют как биосоциальное существо, которое обладает членораздельной речью, сознанием.

2.1 Противоположные точки зрения на взаимодействие человека и мира

Сопоставляя уже описанные выше метод объяснения и метод понимания, мы сможем сделать между ними такое важное различие. Познание есть процесс, в котором происходит взаимодействие человека и мира. Если при этом признается.

2.2 Классические философские концепции с точки зрения современности

Итак, немецкая классическая философия представлена системами И.Канта, И.Г.Фихте, Ф.В.Й.Шеллинга, Г.В.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха. И.Канту принадлежит важнейший этический постулат: «Поступай так.

Среди многих проблем современности одной из центральных является проблема будущего. Все, кто живет сегодня, строят мир будущего, мир XXI века. Каким он будет? Что даст человечеству? Марксистско-ленинской концепцией общественного развития.

Известно, что животные чуют приближение смерти, особенно домашние, и их предсмертное поведение чаще всего напоминают мучительные поиски уединения и успокоения. Смерть вообще — расплата за усложнение биологической системы.

Основные признаки «живой воды» с научной точки зрения.

Проанализировав представленные выше другие результаты исследований можно сформулировать 8 основных признаков живой воды [25-29]. 1. Чистота от механических примесей и биологических загрязнений растительного происхождения. 2.

Чтобы ответить «что есть человек? ” надо найти сущность человека, то, что делает человека человеком, человеческое в человеке. Поскольку наука никогда не говорит ни о самом предмете, ни о его сущности, но только лишь об его отдельных свойствах.

Смысл проблемы бытия с точки зрения экзистенциализма. Краткое определение экзистенциализма

Начнем с рассмотрения вопроса: что такое экзистенциализм? Экзистенциализм — (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, — направление в философии иррационализма, возникшее в нач. 20 в. в России, Германии, Франции и др.

Экзистенциализм упрекают в том, что он пессимистичен, подчеркивает человеческую низость, смотрит на человека как на изолированное существо; и это следствие того, что это исходит из чистой субъективности, из картезианского «я мыслю».

Альбер Камю будучи, прежде всего писателем, а не только философом (экзист., абсурд), написал множество произведений, в которых изображены и жизнь во всех ее проявлениях с точки зрения экзистенциализма, так и многие вопросы.

Две крайние точки зрения, из которых одну можно было бы назвать точкою зрения формального, другую — реального образования, составляют основную антиномию теории научного образования, аналогичную той.

Память человека с точки зрения психологии: плюс 7 интересных фактов

Здравствуйте, уважаемые читатели блога Валерия Харламова. Память в психологии давно занимает почётное место, существуют даже различные теории о том, как устроен процесс запоминая, и сегодня мы рассмотрим каждую из них.

Какие бывают виды?

Подробнее узнать о том, какие существуют виды, вы сможете, посмотрев статью , которая как раз посвящена этому вопросу. Вообще, процесс запоминания информации требует включения таких механизмов, как психологический, физиологический и химический. Мы же попробуем рассмотреть непосредственно теории, которые включает в себя психологический подход.

То есть, как вы уже поняли, основополагающим является принцип ассоциаций. Она является самой первой, и, между прочим, опирается непосредственно на учении Аристотеля. Он утверждал, что человек создаёт связи между явлениями, подбирая их по сходству, или наоборот, отличию, а также по смежности (то есть объединение с предыдущей полученной информацией).

В практически каждом упражнении предлагается создать связь между необходимым материалом и своими образами, картинками, мыслями, возникающими при его прочтении. Психолог и физиолог Вильгельм Вундт создал даже классификацию ассоциаций, по его мнению, они бывают:

  • Вербальные. То есть поиск и создание связей между словами. Например, в статье про мнемотехнику , рассказано о таком способе, как рифмование. То есть, если необходимо выучить номер телефона, человек придумывает рифму к цифрам, отчего легко впоследствии может воспроизвести его в любой момент.
  • Внутренние. Выбираются по сходству предметов или по содержанию. Например, волк – собака, речка – море…
  • Внешние – поиск привычных, последовательных и логичных ассоциаций. Допустим, если сказать «бульдог», то у многих в ответ возникнет слово «собака»…

Ассоцианисты открыли закон, который называется закон забывания Еббингауза. Его суть состоит в том, что после изучения какой-то информации, уже в течение первого часа примерно 60% её объёма забудется. А по истечении пяти-шести дней объём утраченных данных достигнет 80%. Вот почем специалисты в области рекомендуют неоднократно повторять выученное, чтобы оно навсегда отложилось в недрах вашего мозга.

Определение, историю возникновения и суть этого направления наряду с ценными рекомендациями вы узнаете тут .

Психика человека устроена таким образом, что, если она определила для себя задачу и не смогла её выполнить, то будет находиться в напряжении, пока всё-таки не завершит действие. И неважно, думает об этом человек или нет, часть энергии будет уходить в никуда, пока он не осознает свою проблему или не найдёт методы, с помощью которых реализует сформированную цель. Это подробно описано в статье про незавершенный гештальт .

Так вот, особенности не закрытого гештальта состоят в том, что личность способна на всю жизнь запомнить ту потребность, которую не смогла удовлетворить. Существует даже феномен Блюмы Зейгарник. Она обнаружила во время экспериментов, что группа испытуемых смогла через время восстановить условия задач, во время выполнения которых их прервали и не дали возможности доделать.

Эти задания они вспоминали в несколько раз чаще, чем те, с которыми удалось справиться. Также гештальтисты выяснили, что чем сложнее структура необходимого к изучению материала, тем хуже он запомнится, именно поэтому человек обычно пытается его систематизировать, ранжировать и преобразовать в более доступную для понимания форму.

Психологи этого направления внесли значительный вклад в экспериментальную психологию тем, что придумали массу методик, с помощью которых стало реально изучить память и её характеристики. Их теория немного схожа с учением асоццианистов, но существует одно значимое отличие.

Бихевиористы считают, что наиболее важным является выполнение упражнений на развитие когнитивных процессов, именно это способствует получению результатов. То есть, помимо использования различных мнемотехник, важно неустанно работать и повторять пройденный материал. Также они выяснили, что, чтобы закрепить выученную информацию, необходимо перенести положительные результаты ранее полученных навыков на будущее.

Например, мотивация к изучению нового у вас будет намного выше, если вы вспомните приятные последствия предыдущего обучения. Можете даже провести собственное исследование, вспомнив ситуации, где вам помогли ваши знания и принесли приятные ощущения. В большинстве случаев, вы сможете воспроизвести тот материал, за который получили долго ожидаемую похвалу на совещании или хорошую оценку на зачёте у очень скупого на них преподавателя.

Её яркими представителями являются Жан Пиаже, Валлон, Леонтьев, Смирнов, Рибо и прочие. Жан первым заявил о том, что память является системой действий, таких как, запоминание, переработка и хранение. Интересно, что психологи пришли к мнению, что животные и маленькие дети, примерно до 4-х лет не обладают способностью запоминать и хранить данные. И только со временем, развиваясь и обучаясь, они берут контроль над этими процессами.

В доказательство этого приведу в пример эксперимент над тремя группами испытуемых. Первая – дошкольники, вторая – непосредственно школьники, и третья – студенты. Первоначально всем участникам предлагалось для запоминания 15 фраз, после чего задание немного изменяли. Им давали новые 15 предложений, только с условием использования предоставленных изображений, которые совсем не отражали суть и не были связаны ассоциативно с текстом.

По результатам исследования было выявлено, что дошкольникам эти картинки совершенно были не нужны, они справились с поставленной задачей, не опираясь на них, как и студенты, кстати, тоже. Школьникам же они пригодились, показатели значительно увеличились.

А знаете, почему так? Потому что у маленьких детей процессы запоминания непроизвольные, естественные, в то время как ученики уже способны контролировать своё поведение и когнитивные процессы, отчего всякие дополнительные изображения будут в помощь. А студенты уже настолько овладели различными техниками, что вполне могли опираться на внутренние ресурсы, не пользуясь предложенными.

То есть, они с самого начала эксперимента создавали рифму, рисовали мысленно образы, многократно повторяли и, конечно же, придумывали ассоциации.

Заключение

А на сегодня всё, уважаемые читатели! Если вышеизложенные теории вас заинтересовали, и вы хотели бы уделить максимальное время своему развитию, рекомендую ознакомиться со статьёй «9 упражнений для развития образной памяти» . Успехов вам и вдохновения!

Материал подготовила Журавина Алина.

С уважением, Валерий Харламов

МЫ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

  1. Влад (6)
  2. Надежда Введенская (5)
  3. Юлия (4)
  4. Владимир Шебзухов (3)
  5. Полина (3)

Блог Валерия Харламова

При копировании материалов с данного сайта, наличие активной и индексируемой ссылки обязательно.

Источники:
  • http://shkolazhizni.ru/psychology/articles/36988/
  • http://www.b17.ru/blog/44228/
  • http://www.psychologos.ru/articles/view/cherty-lichnosti-vzroslogo-cheloveka
  • http://notoffended.ru/polezno/chelovek-s-tochki-zreniya-psihologii/