Меню Рубрики

Кто такой распутин с точки зрения православия

Москва, 4 октября 2004 г.

Для причисления к лику святых Ивана Грозного и Григория Распутина оснований нет. Об этом сообщил председатель Синодальной комиссии по канонизации святых митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в понедельник в Москве, сообщает РИА «Новости» .

«Подробно и тщательно изучив все доводы сторонников канонизации царя Ивана Грозного, комиссия пришла к выводу о том, что нет оснований ни для его прославления, ни для опровержения авторитетных общепризнанных выводов исторической науки. Подобное следует сказать и о кампании в поддержку канонизации Григория Распутина», — говорится в докладе митрополита Ювеналия. на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

Оценивая общие итоги пропагандистской кампании в поддержку канонизации Ивана Грозного, митрополит Ювеналий отметил, что «во-первых, сторонникам канонизации не удалось представить ни одного нового источника, опираясь на который можно было бы поставить под сомнение сложившуюся в исторической науке традицию в целом отрицательного изображения царствования и личности Ивана Грозного».

Во-вторых, не появилось исследований, которые опровергли бы такие злодеяния царя как многотысячные и чаще всего безвинные жертвы террора опричнины, гонения и убийства, в том числе и впоследствии канонизированных священнослужителейа, а также губительные последствия для страны внутренней и внешней политики второй половины его царствования. Митрополит Ювеналий напомнил и о многоженстве, из-за которого последние десять лет своей жизни Иван Грозный «был отлучен от причастия Святых Христовых Тайн». Кроме того, не удалось обнаружить и достоверных свидетельств почитания Ивана Грозного как святого в русском церковном народе.

Что касается Григория Распутина, то, согласно заключению Синодальной комиссии, «немногочисленные сочинения, приписываемые Распутину, свидетельствуют не только о богословском невежестве сибирского «старца», но и о его приверженности духовным настроениям, свойственным сектантам мистическо-харизматического толка». Остается открытым и вопрос о непосредственных связях Распутина с сектой «хлыстов».

«При этом неоднократно отмечавшиеся современниками гипнотические способности Григория Распутина, которые в конце петербургского периода своей жизни он совершенствовал под руководством профессионального гипнотизера, могут свидетельствовать не о благодатной одаренности Распутина, а о влиянии на него псевдомолитвенной, экстатической религиозности мистических сект», — сказал митрополит Ювеналий.

Он отметил также «безнравственность Распутина», которая выражалась в «безудержном пьянстве и разврате» и была неоднократно и неопровержимо засвидетельствована многочисленными и весьма авторитетными современниками (в том числе преподобномученицей Великой княгиней Елизаветой Федоровной, обер-прокурором Самариным, председателем совета министров Столыпиным).

Образы Ивана Грозного и Григория Распутина с начала 90-х годов преподносятся сторонниками их канонизации как символы особой «народной» религиозности, которая противопоставляется «официальной религиозности» Церкви. «Инициаторы этой канонизации не могут не сознавать, что само обсуждение такого прославления способно вызвать (и уже вызвало) смущение среди православных верующих, ведет к соблазну и дискредитации самой идеи канонизации святых», — отметил митрополит Ювеналий.

«Наша общая задача и ответственность не допустить расшатывания церковного корабля», — призвал глава Синодальной комиссии по канонизации святых.

Он сообщил также, что за последние четыре года (со времени прошлого Архиерейского Собора) в Собор новомучеников и исповедников Российских определениями Патриарха и Синода включены имена 478 подвижников. Таким образом, на сегодняшний день в Соборе новомучеников поименно прославлено 1588 святых.

Отношение церкви к Распутину имеет отрицательный окрас. Многие священнослужители называют его слугой сатаны, который вызвал своей деятельностью крушение Российской Империи и спровоцировал смерть людей, доверяющих ему. Сибирский странник Григорий предстает в качестве аллегорической персонификации человеческих страданий: через этого человека в мир проникли зловещие демоны и погубили множество душ.

Церковь предполагает, что с Г. Распутина начались революционные безумства, разрушения церквей, поругание святынь и уничтожение несогласных с властью.

Мнение церкви

Официальной и категоричной точки зрения насчет сибирского странника у РПЦ не существует. Вопрос о роли Г. Распутина рассматривается чаще с позиции истории, а не сквозь призму богословия.

  • Этот человек перестал сомневаться в своем божественном предназначении после встречи с Иоанном Кронштадтским, являющимся духовным лидером православной церкви в начале XX столетия. Святой увидел в Г. Распутине искру истинной веры, но предупредил, чтобы он не злоупотреблял своим именем и не провоцировал сильнейшие изменения в будущем.
  • Святые отцы предлагали ему учебу в духовной академии, где он мог направить свой потенциал в нужное русло, но Григорий скромно отказывался от любых предложений. В народе Распутина именовали «странником» или «старцем». В первые месяцы приезда в Петербург к нему благосклонно относились епископы, архимандриты и наставники духовных гимназий.
  • Еще при жизни этот «божий человек» стал легендой в России, слухи заслонили образ реального человека. Многие исследователи пытались разобраться в причинах того мистического влияния, которое Распутин оказывал на царскую семью.
  • Интерес к «странникам» в те времена подогревался через поиски в православной вере духовных запросов и безусловного разрешения сомнений религиозности. Люди перестали доверять догматам Церкви, было популярным искать ответы у новоприбывших пророков, а не у тех святых отцов, которые демонстрировали праведность своих действий и измышлений. В такой нездоровой обстановке, возникшей в начале XX столетия, Распутин чувствовал себя превосходно.
  • По мнению митрополита Вениамина, он рано взял на себя полномочия управленца, потому что сам не имел должного религиозного руководства. Григорий отправился в такое общество, где православие не имело опоры, а греховность неуемно господствовала. Именно почва, на которую пришел этот человек, спровоцировала в нем рост пагубных наклонностей.
  • Есть предположение, что Николай II желал держать возле трона именно сибирского странника Григория, способного донести до царя всю проблематику простого народа. Большим плюсом для правителя было то, что «старец» чрезвычайно отличался от традиционных иереев. Даже несмотря на предоставленные факты разгульной жизни «старца», Николай II имел к нему больше доверия, чем к собственным чиновникам.

О царской семье:

  • Акафист святым царственным страстотерпцам
  • Икона святой мученицы царицы Александры
  • Проблема Распутина заключается в восприятии его как «живого символа». Мнения о «страннике» кардинально разнились: одни говорили о нем в негативных тонах, другие — видели в этом человеке святость. Православная церковь называла Распутина развратником и нахалом. Многие знали о его безобразиях, пьянстве, которое «старец» вскоре сглаживал кротким и набожным поведением на церковных богослужениях.

На заметку! В Григории боролись два противоположных начала: победу одержало то, что называется «низменным». Он считал свою греховную жизнь и последующую победу над ней основой преображения своей души. Распутин поддерживал мнение, что раскаяние приходит только после падения в бездну мрака. Агитация такой «морали» использовалась в целях корысти.

Сектант или вольнодумец

Скандальная известность к сибирскому страннику пришла не сразу по приезде в Петербург. В 1908 г. отношения Распутина и Церкви стали ухудшаться: архимандрит Вениамин пытался поставить его на место через князя Орлова, но результатов это не принесло. Вскоре имя «странника» становится известным, но имеющим оттенок разгульной жизни.

К Григорию давно присматривались и подозревали в сектантстве, что доказывалось его неблагоразумной ревностью к спасению собственной души, личной гордыней и несносным высокомерием. «Старец» увлекался ложными науками и философиями, позволял себе плотские утехи и убеждал подопечных самообоготворяться. Отсюда возникают новоиспеченные догматы, рожденные лидером секты (лжехристом).

Однако Распутин больше похож на религиозного вольнодумца, любящего споры, не уважающий авторитетов церковной иерархии. «Старец» помогал царевичу Алексею и принимал других больных, но воздавал с чувством корысти. Натура этого человека стремилась к популярности, его радовала возможность стать в центре внимания. Греховное тщеславие со временем поглотило Распутина полностью, слова сибирского странника пестрили чувством собственной важности.

С 1915 г. наблюдается коварное вмешательство Григория в правительственные дела. Власть скомпрометировала себя, что приводило к сбоям в работе и резкому сужению социальной основы. У трона наблюдалась «министерская чехарда», где чиновники противоположных убеждений стремились низвергнуть друг друга с постов.

На заметку! Собственно Церковь была для Распутина только источником благодатной энергии во время богослужений.

В сибирском страннике ощущалась самодостаточная темная энергия и жуткое стремление к разрушению определенных целей. Его индивидуальной религией стали сексуальные вожделения и грубый материализм, замаскированные ханжеством и непробиваемой гордыней.

О других грехах:

Краткая биография Г. Распутина

Родился 9 января 1869 г. в Тобольской губернии в семье ямщика. В молодые годы его часто терзали болезни. Распутин обратился на путь религии после того, как совершил паломничество в один из монастырей. Вскоре он побывал в святых местах России, Греции и Иерусалима. Здесь он легко заводил знакомство с представителями церковного общества.

  • В Петербург, где к нему и пришла слава «юродивого» и «божьего человека», Григорий приехал в 1903 г. Первая встреча сибирского странника и императора состоялась в 1905 г. сибирский странник приобрел большое влияние у царской семьи, помогая бороться с гемофилией наследника Алексея.
  • С 1903 г. на «божьего человека» составляется обвинение в сектанстве, которое именовалось «хлыстовством». Григория заподозрили в распространении лжеучения и образовании соответствующего общества. Однако прямых доказательств приведено не было. Второе дело открывают спустя девять лет. В 1912 г. Распутин отговаривает императора вступать в Балканскую войну, а через два года молит царя не ввязываться в Первую мировую, потому что крестьянам это принесет много горя.
  • В 1914 г. на сибирского странника совершили покушение, его ранили ножом в живот. Есть предположение, что убийство заказал иеромонах-авантюрист Илиодор. Свою настоящую и насильственную смерть Распутин принял в декабре 1916, его тело обнаружили в ледяной проруби. Сведения об убийстве пестрят противоречиями, потому что главные подозреваемые и исполнители несколько раз меняли показания.
  • «Старца» отпевал епископ Исидор, хорошо знавший покойного. Тело «старца» желали похоронить в родном селе, но отказались от затеи в связи с потенциальными волнениями при перевозке гроба. Григорий Распутин был похоронен на территории строившегося храма Серафима Саровского.

Интересно! С 1990 г. появлялись попытки канонизировать «старца» как мученика, этим делом занимались радикально настроенные православные общества. Эти идеи были отвержены Синодом и патриархом Алексием II.

Несмотря на мистическую силу и способности к исцелению, сибирский странник стал для большинства шарлатаном, распутником и тем, кто низверг династию Романовых с царского престола. Мнения об этом человеке кардинально разнятся и формируются под влиянием тех или иных сведений.

Православная церковь рассматривает его в качестве вольнодумца, развратника, но в то же время, того несчастного, кто был способен стать честным монахом.

Старцы о Григории Распутине. Кто почитал его святым

Писатель Игорь Евсин о почитании старца Григория, как святого мученика

Царственные мученики Николай II и Александра Федоровна всегда почитали Григория Распутина за праведника. Еще при жизни старца Григория, Царица Александра Федоровна и ее дети, царевны и царевич, вместе с нательным крестиком носили его образ, написанный на медальончиках. А когда Распутин был ритуально убит, Царь Николай II, как великую святыню надел на себя нательный крестик, снятый с убиенного мученика Григория. Когда же Царь находился в заточении в Тобольске, то хранил у себя, как святыню письма Распутина. Передавая для большей сохранности шкатулку с ними доктору Деревенко, чтобы он тайно ее вынес и спрятал, Царь-мученик сказал: «Здесь самое ценное для нас — письма Григория».

Царевич Алексий после гибели Григория Распутина говорил: «Был святой — Григорий Ефимович, но его убили». «Он мученик», — утверждала Государыня Александра Федоровна. По ее указанию, спустя месяц после убийства старца Григория, была издана небольшая книжечка под заголовком «Новый мученик». В ней излагалась биография Григория Ефимовича и проводилась мысль о том, что он был Божьим человеком и по роду своей смерти должен почитаться мучеником».

Это житие в многочисленных экземплярах мгновенно расходилось среди простого народа, который относился к Распутину как к чудотворцу. Об этом говорит тот факт, что узнав о его гибели, многие петербуржцы устремились к проруби в реке Неве, где старец Григорий был утоплен. «По донесениям полиции там они набирали воду, освящённую его кровью, и относили домой, как святыню».

Очевидец этого В. М. Пуришкевич писал о том, что к Неве «стали стекаться целыми вереницами, главным образом женщины, начиная с самых верхов и кончая низами, с кувшинами и бутылками в руках, чтобы запастись освященной распутинсками останками водой». Когда же старца Григория погребли в алтаре строившийся Серафимовской церкви, то люди приходили к ней и собирали вокруг неё снег.

Почитание Распутина, как святого праведника усилилось после того, когда в марте 1917 года по указанию Временного правительства был вскрыт гроб с останками Распутина. Очевидцы этого увидели, что они оказались нетленными и даже издавали лёгкое благоухание. Тогда народ стал стекаться ко гробу и разбирать его на кусочки, чтобы иметь у себя хоть малую частицу от последнего прибежища старца-мученика.

В наше время Григория Ефимовича почитал за праведника известный Санаксарский старец, приснопамятный схиигумен Иероним (Верендякин). Именно по его благословению и его молитвам я написал книжку «Оклеветанный старец». Работа над ней была закончена в 2001 г. По приезду в Санаксарский Рождества-Богородицкий монастырь я ознакомил старца Иеронима с книжкой «Оклеветанный старец». Прослушав текст, старец в присутствии своего келейника иеродиакона Амвросия (Черничука) дал своё благословение на ее издание, сказав, что Распутин был праведником, угодником Божиим.

Читайте также:  Можно ли исправить зрение у двухлетнего ребенка

Одним из первых, кто во всеуслышание заявил о праведности старца, был известный священник, духовный писатель и поэт, замечательный проповедник конца ХХ в. Димитрий Дудко. «Распутин стоял за православие, — писал он, — был сам глубоко православным и к этому призывал всех. Меня особенно поразило то, как он, будучи расстрелянным и брошенным в воду, держал пальцы сложенными в крестное знамение. Крест, как известно, означает победу над бесами. В лице Распутина я вижу весь русский народ — поверженный и расстрелянный, но сохранивший свою веру даже погибая. И сам он побеждает!».

Широкое почитание человека Божия Григория Распутина-Нового началось с приготовления к прославлению царской семьи во святых. Причём, как в народе, так и в среде священнослужителей. Один из членов комиссии по канонизации царственных мучеников отец Георгий (Тертышников) рассказывал протоиерею Валентину Асмусу, что когда на заседании Комиссии речь зашла о Распутине, и тех обвинениях, которые против него выдвигались, то обвинения падали одно за другим. И вот, в конце концов, кто-то из членов комиссии с улыбкой сказал: «А что, похоже, мы уже занимаемся не канонизацией Царской семьи, а канонизацией Григория Ефимовича?».

Архимандрит Троице-Сергиевой Лавры Георгий (Тертышников) тщательно изучал материалы, связанные с Распутиным, поскольку имел послушание подготовить доклад на тему — не является ли личность Григория Ефимовича препятствием для прославления Царской семьи. Когда митрополит Коломенский Ювеналий ознакомился с этим докладом, то заметил отцу Георгию «Судя по вашим материалам, Распутина тоже надо прославить!».

Увы, на Архиерейском Соборе 2000 года канонизации Распутина не произошло. Однако, мнение о нём у многих изменилось в лучшую сторону. Так в 2002 г. бывший управляющий Ивановской и Кинешемской епархии архиепископ Амвросий (Щуров) на Царских православно-патриотических чтениях, проходивших в Иваново 18 мая заявил: «Многим нападкам со стороны врагов России подвергся Григорий Ефимович Распутин. Пресса воспитывала в людях отвращение к нему, стараясь таким образом бросить тень на Государя и его Августейшее семейство.

Кем же на самом деле был Григорий Ефимович Распутин? Он не был плохим человеком. Это крестьянин, трудолюбивый и очень благочестивый человек, большой молитвенник, много странствующий по святым местам. Такой благочестивый человек, как Григорий Ефимович, не мог, конечно творить всякие безобразия, которые ему приписывали. Был специальный двойник, который специально скандалил, пил в кабаках, вёл безнравственный образ жизни. А пресса это раздувала».

В 2008 г. Архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий в прямом эфире телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение», отвечая на вопрос слушателя, почему около Святой Царской Семьи находился Григорий Распутин, заметил: «Царскую Семью оклеветали и очернили, обвинив во всяких грехах, а сейчас мы видим, что это неправда. Может быть, и с Григорием Распутиным что-то подобное было, потому что Царская Семья, Государь были очень чистой жизни и понимали ситуацию, людей. Они не могли приблизить к себе такого человека, каким представляют нам сейчас Григория Распутина».

По поводу действий прессы в отношении Распутина и фальсификации документов лично у меня хранится письмо старца архимандрита Кирилла (Павлова) написанное в 2001 г. моей супруге Ирине Евсиной с ответом на вопрос, как отец Кирилл относится к личности Григория Ефимовича. Вот что в нем пишется дословно:

«Досточтимая Ирина! В вашем ко мне письме содержится вопрос — моё мнение о личности Распутина Г. Скажу прямо — сейчас положительное, раньше я под влиянием всякой лжи и клеветы думал отрицательно. Прочитав в книге Яковлева об убийстве Распутина масонами, ритуальном убийстве, я в корне изменил своё отношение к нему.

Наш лаврский насельник, преподаватель Академии архимандрит Георгий (Тертышников), состоящий в комиссии по канонизации святых, был командирован в Питер познакомиться с архивными документами для канонизации Царской семьи, говорит, что в печати того времени и документах того времени одна ложь и клевета на Царя и его окружение. Может быть, какие-то слабости и немощи, свойственные каждому человеку, были и у Распутина, но не такие, какие ему приписывали. На страшном Суде Божием всё будет представлено в истинном виде. Да хранит вас Господь. С ув. Арх. Кирилл».

Как поразительно точно перекликаются слова прозорливого старца Кирилла (Павлова) со словами самого Григория Распутина, который говорил: «В чём обвиняют — невиновен, увидимся на суде Божием! Там оратор не оправдается и вся колена земная».

Не знаю, не понимаю, не представляю, чем могут оправдаться те, кто до сих пор Друга святой Царской семьи мученика Григория подвергает клевете и наветам.

Известный старец нашего времени приснопамятный протоиерей Николай Гурьянов говорил: «Епитимью несёт бедная Россия. Надо обязательно очистить память старца от клеветы. Это необходимо для духовной жизни всей Русской Церкви».

И разве мы не должны исполнять наказ праведника, Божьего человека, старца про которого архимандрит Кирилл (Павлов) говорил: «В наши последние времена старец Николай — светильник, подобный Серафиму Саровскому».

Автор Игорь Евсин.

Старец Николай Гурьянов о мученике Григории Распутине

Из беседы протоиерея Николая Гурьянова с духовными чадами.

6 августа 2000 года батюшка Николай благословил одну приехавшую к нему монахиню книгой «Мученик за Христа и за Царя. Человек Божий Григорий. Молитвенник за Святую Русь и Ея Пресветлого Отрока», со словами: «Храни. Это чудесная книга, благодатная». (скачать книгу можно http://lib.rus.ec/b/162489/read)

Эта монахиня в присутствии других духовных чад батюшки спросила:

— Скажите, как вы чувствуете, как вам Господь открывает, прославят когда-нибудь мученика Григория?

— Матушка, так он уже давно прославлен, — ответил отец Николай Гурьянов.

— Отче, я понимаю. Прославят ли на Соборе архиерейском у нас, в России?

— Я думаю, прославят. Этого Царственные Мученики желают, и многие духовные люди в нашей Церкви хотят этого. Вы молитесь, просите Господа, и будет радость для всех огромная — правда откроется. .

— Батюшка, отчего так скорбит Цесаревич? — спросила монахиня и протянула ему икону.

— А как же не скорбеть? Какие поношения, оскорбления он видит на Царя, Царицу и на старца Григория. Алексий знает его святость как никто другой, ведь сколько раз праведный Григорий его спасал от смерти, сколько раз. Помолится, перекрестит его, благословит. Ведь Григорий это чудо творил старец Григорий по милости Божией исцелял! А о нем такие глупости говорят!

— Отче, мне сказали, что была передача по «Радонежу», беседу вел священник, почитающий Царственных Мучеников. Когда его спросили именно об этой способности старца Григория — исцелять Наследника — он ответил, что Распутин лечил его как экстрасенс. Батюшка, что же это такое? Снова ложь?

— А вы знаете этого священника? — спросил отец Николай.

— Нет, только бывала несколько раз в храме на его службе и читала его проповеди.

— Вы ему от меня, тоже священника, любящего Царственных Мучеников, задайте вопрос: «А что они, старец Григорий и Царица Александра, вместе «колдовали»?! Грешно так говорить о Григории и об Императрице! Она духовно прозорлива была и видела сердца людей. Видно, тот священник себя выше и умнее Царя и Царицы считает?

— Не знаю, отче, просто он всегда говорит о Григории Ефимовиче страшные вещи, смеется над его святым житием: иронизирует, что святой Царь Николай преобучался Иисусовой молитве от Старца Григория.

— Как грешно! Это священник так говорит?!

— Царь Николай имел великую силу Иисусовой молитвы, и именно она, молитва эта, давала Ему духовный разум и Божественную мудрость, просвещала Его сердце и направляла, вразумляла, как поступить. А молитва Мученика Григория спасала Царевича столько раз от смерти, исцеляла. Ведь молился Григорий за Русь — и его Господь слышал.

Разговор прервался. Вспомнились клеветнические публикации о Григории Ефимовиче Распутине, «просветительские» передачи о нем по «Радонежу». Ничего светлого, правдивого, одна брань и хула, перепевы масонских книг и пересказы «свидетелей» жизни Старца Григория, его убийц. И все это внушают доверчивым людям и не дают опомниться, задуматься и самим, с Божией помощию, попытаться найти истину.

— Так значит, отче, прославят его?

— А вы посмотрите, что у вас в руках?

— Икона мученика Григория с Цесаревичем Алексием.

— Вот уже и прославили. Смотрите, иконочка ему есть, акафист написан, молитва. Мы уже молимся ему, и многие молились и молятся.

— Батюшка. Архиереи за это будут на нас серчать.

— За что? — спросил он. — Мы с вами их ничем не обидели и не обижаем.

— За то, что мы мученика Григория славим, святым почитаем.

— То, что мученик Григорий святой — это правда Божия. За правду нельзя серчать и архиереи это понимают.

Как известно отец Николай Гурьянов в своих молитвах, как и батюшка Серафим, беседовал со святыми. И он духовно прозрел, что Григорий Распутин — святой мученик и говорил, что об этом ему «было извещение от Господа и Царственных святых». Вот почему отец Николай говорил: «мученика Григория надо прославить», причем «чем быстрее, тем лучше».

Когда же Архиерейский Собор не канонизировал Распутина, отец Николай сильно огорчившись, сам предпринял действия для его прославления, как святого мученика.

Для нас же причинами почитания Распутина, как святого, должны стать очищенная от клеветы его праведная жизнь, мученическая кончина и многочисленные чудеса, которые совершались как при его жизни, так и после кончины.

По благословению отца Николая было написано Житие старца Григория и акафист ему. Кроме того он благословил написать его иконы. Эти иконы он держал в своей келье, а их фотографии дарил сотням своих духовных чад.

После блаженной кончины отца Николая почитатели написали его образ — в одной руке батюшка держит крест, а в другой небольшую икону мученика Григория. В сентябре 2002 г. образ обильно замироточил. Тогда же сделали фотографию этого чуда. На ней явно видны крупные капли мира. Фотографии мироточивого образа размножили. Одна из них попала в Екатеринбург к рабам Божиим Елене и Вере. Они очень почитают отца Николая и мученика Григория и потому стали молиться перед попавшим к ним образом. Прошло время и бумажная фотография в их доме замироточила.

В документальном фильме «Мученик за Христа и за Царя Григорий Новый» (режиссёр Виктор Рыжко. 2009 г.) запечетлено обильное мироточение различных изображений старца Григория.

В 2004 г. в Иваново-Вознесенске иконой с батюшкой Николаем, Цесаревичем Алексеем и старцем Григорием был исцелён умирающий мужчина сорока лет, которому, по мнению врачей, оставались считанные часы жизни.

Так Сам Господь зримым образом прославил двух своих Угодников — старца Николая (Гурьянова) и мученика Григория Распутина-Нового.

Чудесным проявлением Божьего благоволения к памяти старца Григория является и то обстоятельство, что ежегодно, в декабре, не смотря ни на какую погоду, ни на какой мороз, у места захоронения Распутина расцветает верба. Происходит это в день убиения старца, а цветение продолжается всего пятнадцать минут.

Кто такой распутин с точки зрения православия

Обращаясь к теме революции в России и к причинам падения русской монархии не удается умолчать о роли Григория Распутина, тесно связанной с Царской Семьею. Именно Распутин стал знаковой фигурой того времени, точкой приложения анти-монархической революционной пропаганды. Более того, именно из-за Распутина отшатнулись от царского престола очень многие достойные люди: церковные иерархи, видные военачальники, активисты монархического движения, — и вокруг трона образовалась грозная пустота. Поэтому правильная оценка роли этой личности в нашей истории имеет важное значение для понимания причин революции, а также для собственной верной духовной ориентации.

Многие современные монархисты склонны рассматривать эту тему слишком упрощенно. Исходят из того, что коль скоро революционная пропаганда демонизировала личность Распутина и до крайности преувеличивала его влияние на государственные и церковные дела, то значит, нам нужно понимать все с точностью до наоборот. Знак «минус» поменять на «плюс», и все станет на свое место. При таком подходе сам Распутин выдается за великого святого, старца-благодетеля Царской Семьи, а все его критики автоматически зачисляются в либералы или прямо в масоны. Более умеренные авторы почитают Распутина просто благочестивым мужиком, простолюдином, не имевшим никакого особого влияния на государственные дела. Главное внимание при этом уделяется анти-монархической пропаганде, взявшей повод от Распутина.

Читайте также:  С точки зрения электролитической диссоциации белки являются

Клевета на Царскую Семью в связи с Распутиным была, конечно, огромной по масштабам и весьма изощренной по методам ведения. Жертвами этой пропаганды стали десятки тысяч вполне благонамеренных людей. И тем не менее, нужно помнить, что убедительною бывает только правдоподобная клевета, содержащая в себе какую-то немалую долю правды. Голая стопроцентная ложь такой убедительностью не обладает. Поэтому следует различать саму личность Распутина от шумихи вокруг его имени. Да, клеветы о нем сказано чересчур много. Мы не станем верить всем сплетням про его дикие оргии и блудные похождения. Но постараемся взглянуть на образ Распутина глубже, с точки зрения общепринятых понятий православной аскетики.

Авторитет Распутина в глазах Императрицы Александры Федоровны держался на его особых духовных дарованиях: чудотворении и прозорливости. Это стоит подчеркнуть прежде всего: Распутин сам выдавал себя отнюдь не просто за благочестивого мужика, каких на Руси были миллионы, а именно за святого, за носителя чрезвычайных духовных дарований. Напомним, что Царской Семье он внушал, что только он, старец Григорий способен облегчать болезнь Наследника, что его судьба неразрывно связана с судьбой всей Семьи («не будет меня – и вас не будет»). Именно как старец, он пренебрегал всеми увещаниями церковных иерархов оставить Царский двор и не бросать тень на Царскую Семью. Более того, когда еп. Ермоген Саратовский (будущий новомученик) после тщетных убеждений Распутина торжественно предал его анафеме, «старец» не только не смутился этим, но добился того, что этот епископ был уволен на покой и сослан в Жировицкий монастырь. И нельзя отрицать того, что этот «старец» все-таки вмешивался в церковное управление и добился назначений епископов из своих знакомых.

Итак, вполне естествен вопрос, насколько были оправданы такие его претензии на старчество.

Григорий появился при дворе, когда ему было 37 лет, он был женат. В молодости у него бывали грехи, замаливая которые, он ходил по святым местам, как паломник. Из всей церковной истории не известно, чтобы мирянин, не монах, не прошедший искуса в послушании у подлинно духовного старца, мог иметь в таком молодом возрасте чрезвычайные благодатные дары прозорливости и исцелений. Для сравнения можно сослаться на истинных святых, почти современников Распутина, старцев Оптинских, стяжавших обильные дары Св. Духа. Девство, пост, строгое послушание в благоустроенной обители под руководством неложного духоносного руководителя, удаленность от мирских соблазнов и при этом долгие годы борьбы со страстями, с помыслами, искушениями, годы скорбей – и лишь после всего этого особые духовные дары, подаваемые ради служения ближним и то далеко не всякому подвижнику..

Известны из истории Русской Церкви носители особых дарований духовных из чина юродивых Христа ради, например, такие, как бл. Ксения Петербургская, или Паша Саровская. Но и такие рабы Божии стяжали свои духовные дары долгими годами жестокого аскетического жития, через поношения от мира сего, считавшего их безумными. Надо сказать, что уже в XIX веке подлинные юродивые Христа ради почти исчезли, зато размножились лже-юродивые, духовно прельщенные или самозванцы.

Определенное исключение из этого правила святости составлял св. Иоанн Кронштадтский, который формально не был монахом и не имел своим духовным руководителем старца. Поэтому он вызывал при жизни, особенно в начале своего подвига, настороженное и даже подозрительное отношение со стороны церковной иерархии, в том числе и такого высоко духовного человека, как св. Феофан Затворник. Но о. Иоанн был девственником и проводил строго аскетическую жизнь в тайне. Кроме того, как подчеркивал М. Антоний (Храповицкий), он служил Церкви как священник и проводил свою жизнь в строгом послушании церковным установлениям и церковной иерархии. Известно, что о. Иоанн безропотно переносил всякие несправедливости от Петербургского митрополита Исидора. Крест личного аскетизма, послушание Церкви и священнослужение Богу, редкий дар благодатного пастырства и любви к людям возвели этого особого избранника Божия к святости.

Послушание церковной иерархии было признаком всех наших истинных старцев, по крайней мере послушание во внешних делах, не затрагивающее личных убеждений человека. Известно, что старцы Оптинские спокойно терпели немало несправедливостей от местных Калужских архиереев. Один из последних старцев архим. Варсонофий безропотно подчинился неправедному запрещению быть духовником. Это было как раз в 1911 г ., когда при Дворе уже действовал Распутин. Возможно ли себе представить, чтобы кто-то из этих истинных старцев так противился архиерею, что заставил бы себя анафематствовать, а затем не подчинился бы и анафеме, как сей Григорий? Очевидно, что нет. Самовольное житие Распутина привело его к такой дерзости, что он не только не внимал архиерею, но и вмешивался в ряд назначений на кафедры. Могла ли такая гордость привлечь благодать и притом чрезвычайную?

Все истинные святые гнушались славою мира сего. Начиная с отца монахов преп. Антония Великого, который не принял приглашения благоверного царя Константина и не оставил своей любимой пустыни даже на краткое время, все подлинные носители Духа понимали опасность утратить среди мира драгоценную благодать. Поэтому они всегда скрывали свои духовные сокровища, никогда не рекламировали их. Никто из святых не навязывался со своими услугами к сильным мира сего, тем более к царям. Никто из них не дерзал говорить, что от его молитв зависит чья-то жизнь или здоровье. И здесь Распутин диаметрально отличается от всех святых, как Вселенской, так и Русской Церкви, особенно от своих подлинно святых современников. Известно, что он упивался своей популярностью, собирал вокруг себя поклонников и поклонниц, с удовольствием посещал великосветские салоны и банкеты, самодовольно учительствовал, хотя бы и говорил вполне тривиальные вещи. Величественно посылал разного ранга чиновникам известные распоряжения: «милай, дарагой, зделай». Хотя к этим историям много приплетено небылиц и преувеличений, претензии к Распутину остаются справедливыми: молодой мужик, мирянин, попав в столицу, использует свою близость ко Двору, самовольно учительствует, старчествует, оказывает, кому хочет, покровительство, всячески демонстрирует свою значительность в обществе, свой вес при дворе. По крайней мере, никто из его нынешних поклонников не сможет доказать, будто он своей известностью тяготился – в этом случае он нашел бы возможность скрыться с человеческих глаз или хотя бы закрыть свою приемную. Очевидно, что такое тщеславие и привязанность к миру несовместимы со святостью.

Все подвижники паче и прежде всего подвизались в хранении целомудрия, ибо только чистые сердцем Бога узрят. Блудное падение есть такой смертный грех, который совершенно несовместим с благодатными дарованиями. Блудящий не лишается только одного благодатного дара – возможности покаяния. Церковным выражением этого служат многолетние епитимии за блудные грехи. Поэтому все святые строго удалялись от общения с женским полом, от коротких знакомств с женщинами, даже благочестивыми. Например, М. Анастасий (Грибановский), будущий первоиерарх Зарубежной Церкви, всю жизнь избегал исповедовать женщин. Особенно это касалось высшего развращенного общества, где блуд не считался грехом. М. Антоний (Храповицкий) писал, что по подсчетам петербургских духовников перед революцией три четверти приходивших на исповедь признавались в плотских грехах. Сколько же было тех, кто на исповедь и вовсе не являлся? Вот вам и город двух революций. И в таком городе молодой мужчина 37-40 лет, причем ранее падавший в грехи, затем женатый, но оставивший жену в далекой Сибири, проводит с женщинами целые дни, то поучая их, то пируя с ними. Возможно ли при этом избежать блудного падения? Любой внимающий своей душе скажет, что нет, и любой духовник, имевший дело с женатыми людьми такого возраста это подтвердит. Сила духа подвижника явилась бы в том, что он прежде всего оставил бы соблазнительное общество, и никто из подлинных святых не пытался бороться со страстью при таких внешних условиях.

И действительно, мы имеем подтверждения, что падения у Распутина были, хотя и не в таких масштабах, как уверяла пропаганда. Во-первых, имеется свидетельство из журнала наблюдений за Распутиным петербургской полиции, которые приводятся в известном докладе прокурора Руднева, возглавлявшего комиссию Временного правительства по расследованию деятельности Распутина. В этом докладе Руднев опровергает многие клеветнические измышления относительно Царской Семьи, преувеличения относительно степени влияния Распутина на государственную политику, но при этом отмечает, что у Распутина были связи с сомнительными дамами. Во-вторых, о том же упоминает и товарищ обер-прокурора кн. Жевахов, которого в масонстве никак не заподозрить. Он подробно разбирает клеветническую кампанию против Царской Семьи, связанную с именем Распутина. Кн. Жевахов много общался с простонародьем, причем с верующими, а потому реально оценивает и Григория. По его словам, Распутин был сравнительно благочестивым паломником, пока не попал в высший свет. Оказавшись в совершенно непривычной для себя обстановке женского обожания, поклонения и вместе с тем соблазна и спаивания, он не устоял и пал. Он не мог не пасть, ибо такие циничные дельцы, как банкир Митька Рубинштейн, аферисты Манусевич-Мануйлов, кн. Андроников и другие тесно облепили его. Используя Григория в своих целях, они держали его под контролем, а для этого спаивали его и соблазняли.

Распутин должен был бы удалиться от Двора, как убеждали его многие благочестивые люди, чтобы не компрометировать собой Царской Семьи. Напомним, что именно так поступил благочестивый писатель Сергей Нилус, одно время близкий к Царской Семье. Когда в 1909 г . поднялся скандал, связанный с его грехом юности, он немедленно удалился от Двора, чтобы не бросать ни малейшей тени на почитаемого Государя.

И если бы Распутин был просто благочестивым мужиком, не устоявшим перед соблазнами или даже просто давшим повод к недоказанному обвинению, он непременно сделал бы то же самое. Но тут к месту вспомнить многочисленные свидетельства о его «великой магнетической силе» или «эротической энергии», о его неотразимом духовном влиянии. Какая-то подлинная основа должна была за всем этим стоять. Но тогда какого великого духа носителем мог быть такой человек, не блиставший ни смирением, ни трезвым целомудренным поведением?

Итак, «старец Григорий», невзирая ни на что, оставался в столице, живя двойной жизнью: перед Государыней играл роль старца, а сам опускался все глубже и глубже. Примечательно, что и смерть застала его в доме кн. Юсупова, куда его заманили заговорщики, сказав, что жена князя Ирина, известная красавица, ищет встречи с ним, Григорием. Напомним, что это было в Рождественском посту. Пойдет ли благочестивый мирянин, не говорим уже старец, в посту на вечеринку с женщинами и выпивкой, то есть исполненную опасных соблазнов? Убийство Распутина заговорщиками подло и отвратительно, но то верно, что эта смерть в обстановке соблазна, явилась закономерным завершением его греховного жизненного пути. Это не смерть подвижника благочестия, не смерть исповедника или мученика . В чем застану, в том и сужу, глаголет Господь.

Обвинения Распутина в хлыстовстве также имели под собою определенную почву. Если даже он не состоял членом хлыстовской секты, не выдавал себя за Христа и не участвовал в их отвратительных радениях со свальными грехами, тем не менее духовность его была ближе к сектантской, нежели к церковной. Наставник-мирянин, претендующий на особые духовные дары и не признающий над собою церковной иерархии – вот и образчик кормчего хлыстовского «корабля-общины». В нецеломудренном и духовно неразборчивом петербургском обществе, где откровенный разврат сочетался с жаждою «духовных» ощущений, деятели хлыстовского типа периодически пользовались спросом. А спрос, как и положено, рождал предложения. Так было и в начале XIX века, когда хлысты открыто действовали в салоне Татариновой, так было и позже, в начале ХХ века.

Чисто по-хлыстовски понимал Распутин, например, покаяние, приводя хлыстовскую поговорку: не согрешишь – не покаешься. На практике из этого вытекало, что для того, чтобы каяться, нужно предварительно согрешить. Вместо православного учения о борьбе со страстями, о сугубой опасности повторных падений, Распутиным предлагалось довольно банальное «учение» о чередовании грехопадений и периодов раскаяния, основанное, вероятно, на личном опыте. Такой путь фактически узаконивает тяжкие падения и отводит человека от спасения.

Но как же оценивать сами духовные дарования «старца Григория»? Во-первых, никаких массовых исцелений у него не было. Во-вторых, и самому царевичу Алексию, благодаря которому Распутин и был замечен при Дворе, исцеления от самой гемофилии он не принес, а лишь время от времени останавливал кровотечения. В этом еще одно его отличие от подлинных православных чудотворцев, таких как преп. Серафим Саровский или св. Иоанн Кронштадтский, которые неоднократно приносили людям полное исцеление по милости Божией, а не временное облегчение. Задумаемся и о том, что подлинное исцеление Царевича не оставляло Распутину шансов, петербургский кумир общества превратился бы вновь в простого сибирского мужика. Кроме того, известно, что Распутин брал уроки гипноза и обладал большими способностями внушения. Известна его дружба с врачом тибетской школы бурятом-ламаистом Бадмаевым, от которого он мог почерпнуть ряд познаний. Может быть, его умение останавливать кровь объясняется ими, во всяком случае известно, что заговор кровотечения – это первый класс в колдовских школах. Возможно, облегчение приходило к Царевичу по вере и горячей молитве Его Матери, — точно сказать затруднительно. Во всяком случае это облегчение страданий Царевича не свидетельствует о даре подлинного целительства у Распутина.

Читайте также:  Картинки 3d иллюзии для глаз поправляют зрение или нет

Заметим еще, что все истинные чудотворцы и целители скрывали от людей свой дар при любой возможности, всячески избегали известности и огласки, относили все ко благодати Божией, а не к своей персоне. Те, кто надмевались даром Божиим, пытались обратить его в средство для стяжания славы или корысти, скоро утрачивали этот дар и по попущению Божию впадали в тяжкие грехи для смирения.

Подлинного пророчества у Распутина тоже не видно. Дар прозорливости давался некоторым Божиим избранникам для того, чтобы они побуждали своих братий прежде всего к духовно-нравственному исправлению. Подлинные прозорливцы, такие как прп. Старцы Оптинские гораздо более говорил приходящим к ним людям об исправлении их жизни и душевного состояния, чем о будущих событиях. Предсказания Распутина были частью выражением достаточно распространенных мнений, например, не вступать в войну с Германией из-за ее плохого окончания для России, — но таких «пророков» из правого германофильского лагеря было много. Частью предсказания Григория имели целью подчеркнуть его значительность в глазах Царской Семьи: «меня не будет – и вас не будет». Все лжепророки и лжестарцы подчеркивают свое уникальное и неповторимое значение для слушателей и фатальные последствия для них в случае своей смерти.

Показательно, что поняв все это, Распутина обличали весьма многие авторитетные иерархи Церкви: М. Владимир Киевский (будущий священномученик), архиеп. Иоаким Нижегородский, архиеп. Антоний Волынский, еп. Ермоген Саратовский. Еп. Феофан Полтавский сначала привел его ко Двору, но затем понял свою ошибку и пытался было удалить Распутина, за что сам был удален из столицы. Важно, что именно церковные архипастыри и пастыри оценивали Распутина, как духовно-чуждого Православной Церкви ложного старца и самозванного учителя.

Таким образом, нисколько не доверяя революционной клевете, даже и вовсе не зная о ней, а руководствуясь только святоотеческим учением, самыми простейшими азами аскетики и общепризнанными фактами, можно заключить, что ни старцем, ни благодатным учителем Распутин не был. Но если он выдавал себя именно за такого человека, каким не являлся, за старца, наставника, прозорливца и чудотворца, то значит, он был лжестарцем и лжепророком. В этом качестве он и компрометировал Царскую Семью в глазах церковных иерархов, лидеров правого движения и вообще церковных людей, которые могли отличить истинного старца и прозорливца от ложного.

Власть православного Царя основывается на доверии к нему подданых, как носителю нравственного идеала. Нравственно нечистоплотный лжестарец, приближенный к Царской Семье, должен был по замыслу участников такой провокации подорвать доверие к Государю, как приближающему к себе лжесвятого. Так и произошло в действительности. В глазах малоцерковных русских патриотов Распутин должен был скомпрометировать саму идею монархии и православия. Изобразив собою карикатуру на православного святого, он еще более оттолкнул от церкви и ее пастырей духовно нестойких, шатающихся людей. Намекая на близость отношений с Государем, который будто бы пользуется его наставлениями, он подорвал доверие к Царю, к способности монарха подбирать себе достойных советников и проводить разумную, успешную политику.

Революционная пропаганда представила Распутина этаким фаворитом, заправлявшим всей внутренней и внешней политикой. Это было, конечно, неправдой. Фаворитом Государя Распутин не был, его влияние на решение важнейших вопросов было весьма малым. И тем не менее, нельзя сказать, что он не имел вообще никакого влияния. Стократное увеличение изображений может сохранять их главные черты. Так и в случае с Распутиным. Хотя его влияние на дела было многократно раздуто, оно все же было, и было отрицательным. Распутин имел сильное влияние на Государыню Императрицу, а через нее на ряд назначений видных чиновников. Некоторые епископы (например, Варнава Тобольский, Алексей Владимирский) получили назначение на кафедры, благодаря протекции Григория. Другие, наоборот, были смещены, как например, Гермоген Саратовский, Феофан Полтавский. М. Владимир был переведен из Петербурга, а архиеп. Антоний не стал в 1915 г . Киевским Митрополитом, главным образом, благодаря настоянию Распутина, которого эти иерархи обличали. Из этих примеров видно, что влияние Григория на церковные дела было неблагоприятным, ибо из-за него был удален ряд лучших архипастырей Русской Церкви.

Пытался влиять Распутин и на назначение военных. Известно, что он был против назначения на пост командующего Юго-Западным фронтом А. Брусилова и за назначение командующими Западным и Северным фронтами Эверта и Куропаткина соответственно. В результате единственный успешный прорыв в 1916 г осуществил именно Брусилов, а Эверт и Куропаткин сорвали намеченное общее наступление Русской Армии. Известны и многие случаи использования имени Распутина разными авантюристами в своих целях, чему он не препятствовал.

Активным фаворитом Распутин, безусловно, не был. Но он успешно играл роль претендента в фавориты, ту роль, которую уготовили ему его закулисные кукловоды и покровители. Изображая активное вмешательство в церковные и государственные дела, он давал правдоподобный повод для травли Государя. Голая, ни на чем не основанная ложь не была бы столь живучей. Пропаганда, связанная с Распутиным потому и была убедительной, что несмотря на преувеличения и разукрашивания, имела все-таки справедливый повод – недопустимое пребывание лжестарца возле Царской Семьи и его влияние на дела. Именно устранения этой причины дискредитации монархии и добивались истинные монархисты и умоляли Государя удалить Распутина от Двора. Среди них Столыпин и ген. Богданович, вел. Княгиня Елизавета Федоровна, М. Владимир, архиеп. Антоний и Никон и многие другие, вполне преданные Царскому Престолу и России, церковные и честные люди. Желающие ныне оправдать Распутина вынуждены зачислить всех их в масоны или предатели. Получается, что единственным монархистом оставался Григорий, а все его противники были негодяями. Абсурдность такого вывода очевидна, ибо монархия с Царем и с одним верным ему монархистом, действительно, есть вещь нереальная.

Некоторые утверждают, что Распутин был при Дворе в качестве «человека из народа». Но это неправда. Преданные и благочестивые люди из простонародья были при Царской Семье всегда. Например, матрос Климент Нагорный, бывший «дядькой» при Цесаревиче. Такие смиренные, работящие слуги, незаметные и самоотверженные, не претендующие на особое положение, как Савелич при Гриневе или Горкин при Шмелеве, всегда имели доброе нравственное влияние на русских бар и при этом никого не смущали и не соблазняли. И если бы Распутин довольствовался смиренной ролью «Савелича», «Царского дядьки», то при всех потугах лживой прессы вокруг его имени никогда не возникло бы скандала. Но для этого надо было перестать быть Распутиным.

Из русской истории известны случаи, когда фавориты или кандидаты в фавориты немало вредили своей персоной очень порядочным, выдающимся государям. Так благоверному князю Андрею Боголюбскому много повредил его фаворит Федорец, продвинутый им в епископы Владимирские. Благоверному князю Дмитрию Донскому портил репутацию его недостойный любимец Митяй (Михаил), намечаемый им в митрополиты Московские. Признавая ошибки этих государей, мы тем не менее, почитаем их. Так и царя Николая Александровича мы почитаем за святого мученика, но не благодаря Распутину, а вопреки ему. Вот оценка М. Антония: «Главной и может быть, единственной ошибкой Государя было его покровительство Распутину. Государь забыл, что мужик хорош, пока он мужик, а когда он становится сверх-барином, то бывает способен на всякое зло».

Но был ли Распутин просто «ошибкой» Государя и особенно Государыни? В жизни бывает, что подобное тянется к подобному – неужели же грязь Распутина можно перенести и на Царскую Семью? Нет, ни в коем случае. Но мы видели, что Распутин был не просто мужиком или шарлатаном, кутилой или еврейским наймитом, — он обладал определенной духовной силой. Создается впечатление, что он был своего рода духовным паразитом Царской Семьи, пользуясь не только телесно и душевно ее щедростью, но именно духовно питаясь ее чистотой и благочестием, спекулируя на родительском чувстве Матери неизлечимо больного Отрока, подобно тому, как экстрасенсы питаются психо-физической энергией своих жертв. Потому и весь лейт-мотив его прорицаний – это собственная неотторжимость от Святой Семьи, ни в сем веке, ни в будущем. Он, действительно, в каком-то смысле был ангелом Семьи, если не забывать, что ангелы разного цвета бывают. Потому и никаким способом, никаким убеждением не удавалось от него отделаться. Его неотвязность была поистине в чем-то сверхчеловеческой, похожей на своего рода духовный вампиризм. Когда смотришь на современное безумное почитание этого лжестарца, кажется, что и по смерти паразит не оставляет хозяина.

В Русской Зарубежной Церкви, почитая Государя, старались не касаться темы Распутина, чтобы не бросать тень на Царскую Семью. В этом православные монархисты уподоблялись благочестивым сыновьям Ноя. Мы тоже не касались бы этого “друга”, достойного только забвения, если бы не ажиотаж вокруг его имени, поднятый в последнее время. Распутина настойчиво готовят к канонизации, пишут иконы, каноны и акафисты, отношение к нему ставят показателем почитания самой Царской Семьи: если ты не чтишь Распутина, значит, ты и против Царя. Показательно духовное состояние этих поклонников “старца Григория”. Один из главных его почитателей О.Платонов, раскрыв сначала всему свету “правду о Григории Распутине”, сразу после этого написал “православный панегирик” и Сталину. Здесь, действительно, подобное притягивается к подобному. Духовно одичавший, чуждый христианству современный лже-патриотизм оказывается способным совместить в своем пантеоне и Распутина, и Сталина, и Жукова вместе с Царем-Мучеником Николаем.

Воспитанных в обстановке культа лжестарцев в Московской Патриархии Распутин привлекает именно как старец, вполне соответствующий патриархийным нормам. Тем же, кто отталкивается от иерархии МП, а вместе с этим от всякой церковной иерархии вообще, Распутин нравится как “ светский старец”, не бывший ни монахом, ни ученым богословом, ни пастырем, но при этом единственно верно понимавшим весь толк в церковных и государственных делах. Никому не подчиняться, ни в каком постоянном труде не участвовать, ни перед кем ни за что не отвечать, но в то же время судить обо всем, учить всех, вмешиваться во все дела, предсказывать все, что имеет быть, и всем давать свои поручения – вот жизненный идеал, который привлекает очень многих. И этот идеал в полной мере воплощен в Распутине. Отсюда понятна и его популярность среди лиц такого направления в монархических околоцерковных кругах, которая, к сожалению, ярко свидетельствует о глубоком духовном заблуждении, идейном разложении и нравственном упадке в нашем монархическом движении. Если человека не вдохновляют ни страдания Новомучеников, ни подвиги героев Белой Борьбы, ни духовный авторитет подлинных пастырей и духоносцев недавнего прошлого, если вместо этого почитаются всякие кликуши, Опричный царь и Распутин, — значит, дело плохо. Такое настроение не есть христианское, такая духовность – не православная.

Нужно отдавать себе отчет, что канонизация Распутина будет на деле означать развенчание Царской Семьи. Распутинская лже-духовность затмит и скроет от православных подлинное благочестие, смирение и чистоту Августейших Страстотерпцев. Их духовная красота – подлинная, а потому неброская, и она совершенно затмится саморекламным образом этого рокового псевдо-праведника. Государыня при таком совместном почитании превратится в пустосвятку и кликушу, Государь – в слепого послушника такого вождя, слепота которого всем зрячим очевидна. Оправдаются мрачные прогнозы противников канонизации Царской Семьи, утверждавших, что Царские Мученики не самоцель, а лишь средство оправдания и освящения распутинщины.

Так и хочется сказать: да не будет!

Для истинных чад Русской Церкви образцом является духовно-нравственное учение св. Отцов-аскетов. Авторитетными для нас должны быть свидетельства и оценки выдающихся деятелей Русской Церкви начала ХХ века, отцов Зарубежной Церкви. По этим меркам мы и можем оценивать лиц, претендующих на святость и духовный авторитет. Но правильное понимание опыта Церкви предполагает и согласный с этим опытом личный опыт, воспитываемый правильным образом своей церковной жизни: в истинной Церкви, в церковной общине, под духовным окормлением, в борьбе со своими страстями, во всяком воздержании и хранении чувств. При нормальной церковной жизни для человека здоровой православной духовности фигура Распутина не должна вызывать особой симпатии. Такой легко согласится с оценкой Распутина, данной ему добрыми пастырями – современниками. И лишь при нездоровой духовности, в условиях ненормальной церковной жизни эта личность будет привлекать к себе внимание человека, как болотный огонек, оправдывая грех и увлекая на дно погибели.

Источники:
  • http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavnaya-tserkov-o-grigorii-rasputine.html
  • http://kubanpravoslavnaya.ru/text-news/starcy-o-grigorii-rasputine-kto-pochital-ego-svyatym/
  • http://evanorthodox.ru/publ/4-1-0-65