Меню Рубрики

Кто такой человек с духовной точки зрения

«Я человек, я посредине мира,
За мною мириады инфузорий,
Передо мною мириады звезд.
Я между ними лег во весь свой рост –
Два берега связующее море,
Два космоса соединивший мост.
Я Нестор, летописец мезозоя,
Времен грядущих я Иеремия.
Держа в руках часы и календарь,
Я в будущее втянут, как Россия,
И прошлое кляну, как нищий царь.
Я больше мертвецов о смерти знаю,
Я из живого самое живое.
И — боже мой! — какой-то мотылек,
Как девочка, смеется надо мною,
Как золотого шелка лоскуток»

Этими строками стихотворения «Посредине мира» Арсения Тарковского началась «Добрая встреча» с писательницей, поэтом, художницей Ириной Витальевной Антоновой в центре помощи семье и детям «Колыбель» 12 октября 2018 г.

Гость и ведущая, автор многих литературных произведений Ирина Витальевна Антонова предложила участникам литературной гостиной поразмышлять над тем, кем является человек с духовной точки зрения, что хотел Бог от человека, каким был замысел Творца о своем любимом создании.

Лекция была посвящена осмыслению промысла Божия о духовном предназначении человека.
На встрече звучали цитаты святых отцов о человеке, о его призвании, а так же цитаты русского религиозного философа И.Ильина об ответственности за зло и распространении добра через себя, своё обретение мира в душе.

Духовное предназначение человека рассматривалось с позиции макрокосма, который включает в себя всю вселенную и духовный Божественный мир.

Многие выводы были сделаны в ходе встречи. И о том, что человек открыт для продолжения сотворения себя, и о том, что нужны вера, осознание и понимание своей души, и то, что человеку необходимо обрести Дух Святой. В постижении Бога человек не имеет предела. Смысл жизни человека – обожение до бесконечности.

Как было сказано одним из участников встречи, Андреем Александровичем Мишучковым, необходимо научиться наслаждаться Богом. Человек лишь тогда человек, когда он смиряет себя в желаниях. Человек должен уподобиться Богу в своих духовно-нравственных качествах. Мирный дух должен быть в человеке.

Каждый из нас может и должен познать Бога. Мы должны пребывать в постоянном порыве благодарения. Ведь там, где заканчивается благодарение, происходит состояние присвоения и там начинается грех. Всем нам нужно научиться благодарить Бога за всё. Для этого и установлено великое таинство Евхаристии.

Была поставлена задача – научиться жить в раю в этой земной жизни и познать живого Бога в себе, ибо человек – бог, после Бога. Осознавать себя человеком очень ответственно. И, если человек научится любви, он ощутит в себе рай. Не внешними изменениями, а внутренним состоянием, любовью можно привлечь в свою жизнь Бога. И отношение к миру будет райским. Человеку многое дано, но нужно не забывать о Боге. Каждый из нас призван быть Светом.

На этой светлой ноте встреча подошла к концу. С легкой грустью участники расходились по домам, и, как будто каждый в этот день стал чуточку добрее и лучше, потому что, уходя, уносил с собой частичку света Божия – Его Слова. Лекции воодушевила слушателей на внутреннее духовное делание, совершенствование себя на путях любви к Богу.

Сердечно благодарим Ирину Витальевну Антонову за возможность поразмышлять над духовным предназначением человека ведь, по слову апостола Павла «вера от слышания, а слышание от слова Божия».

Ибо, как сказал преподобный Иоанн Дамаскин «слыша Божественное Писание, веруем мы в учение Духа».

Отдел по церковной благотворительности

и социальному служению Оренбургской епархии

Что же такое человек, кем и для чего он послан на эту землю? Такие вопросы волнуют философов уже не первую тысячу лет, и раз они до сих пор не смогли найти хоть один удовлетворяющий всех вопрос, значит, что-то в этом есть. Мнений огромное множество и все они зависят от позиции человека – уровень образования, религиозности, степень цинизма.

Что такое человек с религиозной точки зрения?

Представители многих религий утверждают, что человек это создание Бога. Исходя из этого, «создание» должно:

  • Свято верить в Творца.
  • Восславлять его всеми своими деяниями.
  • Не поддаваться никаким искушениям.
  • Трудиться во благо своей общины.

Заветов гораздо больше и они разнятся в зависимости от конкретной религиозной общины или секты. Но всё сводится к паре простых истин:

  1. Человек представляет собой раба.
  2. Божественное создание не поддаётся сомнению.
  3. После смерти каждый должен будет либо расплачиваться за грехи, либо славить Бога в раю.

Если руководствоваться этой идеологией, выходит, что каждый из нас проходит на Земле определённый духовный путь. А по его завершению нас ждёт или заслуженная награда, или адские мучения. Варианты спорные, и если разобраться – неприятно быть игрушкой, созданной для повышения чьего-то чувства собственной важности. Пусть даже и божественного чувства, но что это меняет?

Что такое человек с точки зрения науки?

На протяжении веков у большинства населения планеты был исключительно такой взгляд на жизнь, без каких-либо альтернатив. Все эти альтернативы расценивались как ересь и слабо поощрялись, мягко говоря. Но сегодня мы можем взглянуть на вопрос и с других точек зрения. Начнём с научной. Человек представляет собой:

  1. Высшего примата.
  2. Чуть ли не единственного во всём животном мире обладателя ассоциативного мышления.
  3. Продукт эволюции.
  4. Венец творения природы.
  5. Результат мутаций и естественного отбора.

Всё ещё далеко от идеала, но уже звучит гораздо лучше. С учением Дарвина сегодня не соглашаются только самые отъявленные религиозные фанатики и поклонники «теории сотворения».

Умозаключения Дарвина, объединённые в теорию, оказали в этом неоценимую помощь. Но это не делает выводы учёного неверными, за прошедшую сотню лет учёные лишь укрепились в идее эволюционного зарождения жизни. Поводом для обсуждения являются лишь механизмы развития стойких положительных изменений. Сами основы эволюции и естественного отбора под сомнение не ставятся.

Философия и самоанализ – путь к ответу?

Но что же такое человек на самом деле? Исходя из научных предположений, человек это наилучшим образом приспособленное для выживания животное. Создание, которое развивалось и доводилось до совершенства долгое время, за счёт жесткой конкуренции. Всё ещё звучит довольно депрессивно.

Хотите услышать что-то более позитивное? Тогда вам к философам, они хоть и не смогли получить однозначный ответ, но несколько интересных теорий сформировали. Поскольку правильного ответа здесь не может быть в принципе, выберите ту, которая вам больше по душе.

Для деятельных людей подойдёт утверждение, что все мы являемся двигающей силой, способной кардинально изменить окружающий мир. К лучшему или к худшему, на наше усмотрение. Некоторые философы говорят, что люди лишь ничтожные пылинки, которые вынуждены приспосабливаться к жестокому року жизни. Точка зрения имеет право на жизнь, слишком часто происходят события, в которых от нас не зависит ровным счётом ничего. И нам приходится лишь смириться с итогами и принять новые условия.

Самая древняя жажда человечества.

Но по большому счёту, все мы находимся сейчас на огромном куске минеральных пород под названием планета Земля. И это небесное тело с огромной скоростью летит в пространстве, вращаясь вокруг нашей звезды. Солнце, в свою очередь, вращается вокруг центра галактики. Ещё не кружится голова? Тогда продолжим.

Наша галактика вращается вокруг квазара или массивной чёрной дыры, вместе с другими галактиками. И все эти скопления тоже вокруг чего-то вращаются. На ум приходит карусель и осознание масштабов себя во вселенной. Буддисты со своим колесом Сансары может, были не так уж далеки от истины.

Лучше расценивать это с другой позиции – весь мир свободен и открыт для наших исследований. Может когда-то и произойдёт контакт с иным разумом, но пока что мы можем самостоятельно познать тайны вселенной и стать первыми разумными существами на миллиардах планет.

Это уникальная возможность удовлетворить жажду познания, которую человек начал испытывать, будучи пещерным жителем.

А может мы лишь чей-то эксперимент?

Не будем обходить вниманием теории, согласно которым все человечество на нашей планете, это лишь чей-то далеко зашедший эксперимент. Идея что нас кто-то создал, что есть мифический Творец – плотно засела в умах людей. И раз уж это не Бог, пусть будут инопланетяне или кто-то ещё.

«Смысл жизни» с духовной точки зрения

Каждый человек, живущий на Земле, рано или поздно задумывается о смысле жизни. Но не стоит искать ответа в себе, а нужно всего лишь прислушаться к Священному Писанию и словам святых отцов.

Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого.

Преподобный Серафим Саровский

Многие ценят жизнь за повседневные радости. А ведь земная жизнь она быстро пролетает, и от радостей ничего не остается. Другие считают, что своими делами они оставят след на земле.

Но это все размышления тех людей, которые не причастны к Богу и Матери-Церкви.

Мы должны знать, что учение о смысле жизни находится в святом Евангелии. Слово Божие открывает нам истину, что жизнь драгоценна, она больше пищи (Мф.6:25), сохранение ее важнее субботы (Мк.3:4).

Сын Божий обладает Жизнью от вечности (Ин.1:4). Умерший за нас и воскресший Иисус Христос есть Начальник жизни (Деян.3:15). Подлинный, а не иллюзорный, смысл имеет только та жизнь, которая вводит нас в вечность Бога и соединяет с Ним – единственным Источником нескончаемых радостей, света и блаженного покоя.

«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин.11:25). Вхождение это начинается еще на земле.

Церковь, как творение Божие, есть предъизображение и начало вечной жизни. Новая жизнь уже на земле становится действительностью через веру в Того, Кто есть путь и истина и жизнь (Ин.14:6).

Свидетельством этого является жизнь святых. Но даже тот, кто не поднялся на ступень святости, а лишь проходит свой духовный путь честно и ответственно, постепенно обретает внутренний мир и знает, в чем смысл его жизни.

Вот однажды поведали преподобному Паисию Святогорцу о том, что один юноша ушел из дома, написав родителям записку, что хочет покончить с собой, так как он некрасивый, и виноваты в этом они.

На что старец ответил: — Люди не постигли еще глубочайшего смысла жизни. Они не верят в жизнь иную. Вот с этого и начинаются их мучения.

Люди не довольны и не ценят то, что имеют и этим самим они мучаются. А ведь Бог любит всех: бедных и богатых, здоровых и больных, маленьких и взрослых.

Бог каждому человеку дал то, что ему будет полезным: рост, красоту, силу или какую-то способность. Именно то он дал человеку, что приведет его ко спасению, если он применит это с пользой. Но люди это не ценят, а начинают завидовать друг другу: «Почему я так не умею как он?» или «Почему тот богат, а я бедный?» Но ведь ты имеешь одно, а он другое.

Один Христа ради юродивый румын, подвизавшийся на Святой Горе, рассказал кому-то из терзавших себя подобными помыслами такую историю: «Увидела лягушка буйвола и сказала: «Я тоже хочу стать буйволом!» Дулась, дулась и под конец лопнула. Ведь Бог-то кого лягушкой сделал, а кого буйволом. А лягушка чего учудила: захотела стать буйволом! Ну и лопнула!» Пусть каждый радуется тому, каким сделал его Творец.

Поэтому, как только человек уверует в Бога и в будущую вечную жизнь, другими словами, когда он постигнет глубочайший смысл жизни и, покаявшись, перестроит ее, так сразу же придут божественное утешение с Благодатью Божией, и Благодать изменит его, изгоняя и все его наследственные недостатки.

Многие грешники, покаявшись и изменивши свою жизнь, живя по заповедям Божиим, стали святыми, и мы сейчас с Вами молимся к ним, поклоняемся и просим о помощи их. А до этого они имели множество пороков и страстей.

Батюшка разъясняет, что смысл этой жизни конкретно заключается в том, чтобы подготовить себя для неба, то есть для рая (Царствия Небесного).

И вся суть в том, чтобы человек смог уловить этот глубочайший смысл жизни, ведь это есть спасение души.

Веруя в Бога и будущую жизнь, человек понимает, что эта временная жизнь суетна, и готовит свой загранпаспорт для жизни иной.

Мы не хотим задумываться о том, что когда-то всем нам предстоит уйти в иную жизнь. Но этот путь неизбежен для всех: верующих или нет!

Для этого, мы должны поставить себе цель и идти к ней: приготовиться так, чтобы, когда Бог призвал нас, уйти со спокойной совестью, воспарить ко Христу и быть с Ним всегда.

Старец Николай (Гурьянов) о смысле жизни говорил так: «Цель нашей жизни – вечная жизнь, вечная радость, Царство Небесное, чистая совесть, покой, и всё это в нашем сердце».

Кто такой человек? Предназначение человека с точки зрения эзотерики

Статья обновлена 16. 11. 2018

Оглавление:

Всем знакомы терзания достоевского героя и его знаменитая фраза: «Тварь я дрожащая или право имею?» Такой вопрос редко задают себе даже умудренные жизнью люди. Ведь узнать о себе правду не спешит никто. Человек труслив, лжив, слаб по натуре, живет в созданном мире иллюзий, не желая задать себе вопрос: «Кто я?», не задумываться ни о предназначении, ни о смысле жизни – это удобно и спокойно.

От правильного осознавания, кто такой Человек, из чего он состоит, каков его потенциал и возможности – зависит всё!

Предназначение человека с точки зрения эзотерики

Кто такой человек и какое его предназначение?

Человек − это носитель сакрального (божественного) знания. Это знание включает в человеке понимание:

  • Мирового Закона;
  • Правильно понимать и выбирать свой путь;

А это значит:

  1. Правильно понимать свою цель;
  2. Понимать свое предназначение;
  3. Свой выбор;
  4. Научиться выделять основное и второстепенное.
Читайте также:  Восстановится ли зрение после опухоли головного мозга

Внутренний Свет − помогает человеку обострить то или иное качество сознания, талант или черту характера.

Первые попытки осмыслить предназначение человека предприняли софисты, утверждая, что:

Человек − это мера всех вещей и хорошо то, что доставляет ему удовольствие. Но уже Сократ углубил понятие о человеке, призывал «познать самого себя», заявляя, что знание о добродетели позволит человеку понять, как велико Добро, ужасно Зло, и как многогранны возможности человека, чтобы изменить не только свою жизнь к лучшему, но и жизнь целых народов.

Примеров в истории – множество: Спартак – раб-гладиатор, поднявший борьбу за свободу; Колумб – открывший Америку; Иоганн Гутенберг – создавший новый способ книгопечатания; Галилей – перевернувший представление о вселенной.

Благодаря делам Человека, а не праздной болтовне, мы продвинулись вперед в технологическом плане, а вот в духовном – остаемся на примитивном уровне, хотя человеческий потенциал бесконечен. Даже медики, представители одной из самых материалистических профессий, признают наличие Души и верят, что излечение человека иногда напрямую зависит от Высших Сил.

Несмотря на теорию Дарвина о происхождении человека от обезьяны, исключающую божественное вмешательство, существует вещи, которым невозможно дать материалистическое объяснение: вещие сны, ясновидение, левитация, способность общаться с умершими, входить в тонкий мир для получения информации из других уголков вселенной.

Философия и психология подробно рассказывают, кто такой человек и какими характеристиками обладает. В этих науках мы может найти, что человек – это синергетическая система, состоящая из:

Но все понятия субъективны, абстракты, сказать, что эмоции живут там-то, а талант следует искать в верхней лобной доле – абсурдны. Человек многогранен: биология, медицина лишь констатируют факты, лежащие на поверхности; найти, где обитают хорошие и плохие качества в человеке невозможно. Да и что такое хорошие качества? И вообще «хороший» – это какой, для кого хороший и почему?

Нам приятно, когда о нас говорят – честный, уверенный, благородный, верный, смелый, харизматичный, ответственный.

И есть качества, вызывающие неприязнь – обидчивый, злой, завистливый, ревнивый. Но человек не делим, в каждом есть хорошее и не очень, только не понятно, где же прячутся все эти качества, какое место в организме надо подкорректировать, чтобы сделать человека талантливым или добрым.

Ни одна из наук не дает ответа на этот вопрос, потому что духовные качества – это состояние Души, а не физического тела.

Кто такой человек? Два пути развития

От осознания человеком себя, своих возможностей, потенциала зависит вся жизнь. И выбираем мы всегда между условно плохим и хорошим. Необходимо лишь сделать выбор. Два пути развития:

  1. Первый путь. Принять себя, как часть животного мира, и довольствоваться в жизни только инстинктами: добыванием еды, размножением, доказательством своей доминантности.

Трудно признать, но в каждом человеке «животность» присутствует. Маргиналы и интеллигенция одинаково хотят кушать (вопрос лишь в пристрастиях), спешат «застолбить» себя в следующих поколениях, утверждаются (одни за счет отвоевывания лучшего помойного бака, другие – за счет более изысканных дел).

В этом случае, Человек – уникальное животное, с врожденным потенциалом к развитию. Однако слишком много факторов влияют на формирование человека: семья, среда, воспитание. Родившись с хорошим мозгом, но с дурными наклонностями, человек вряд ли реализует врожденные задатки. Но всегда есть шанс встретить Учителя, способного, через Знания заложить в человеке основы Любви, Добра, Справедливости, и привести его к Гармонии и Созиданию.

2. Второй путь. Признать в себе наличие бессмертной Души с бесконечным потенциалом, который есть в каждом! Осознать свои возможности, полученные знания, умения, дерзнуть придумать что-то новое, полезное, что сделает мир лучше. Кажется, что все уже разгадано и придумано?

Медицина бессильна перед раком, никто не может сказать, почему у женщин на языке больше вкусовых рецепторов, а у мужчин хорошо развито туннельное зрение, не решено уравнение Навье-Стокса (не единственная загадка), человек не знает, как добраться до центра Земли. Мир слишком несовершенен, чтобы расписываться в своем бессилии. Сделайте выбор, и ваша жизнь наполнится смыслом!

В этом случае, Человек – сложноорганизованное существо, бессмертная Душа с неограниченными возможностями. Сознание или Душа − это то, что формирует личность человека, его оценку окружающей реальности.

«Я – тело – храм и обитель души»

Благодаря физической оболочке человек развивается, познает, совершенствуется, поэтому тело должно быть физически здоровым, сильным, совершенным, способным преодолевать испытания.

Энергетические оболочки

«Я – вечная, бессмертная Душа, созданная Богом с постоянным стремлением к идеалу. Я изучаю и раскрываю свои возможности».

Оболочек – семь, столько же чакр (энергетических центров). У каждого центра, как и у оболочки, своя задача. Тонкие тела развиты неравномерно, зависят от сознания и духа человека.

Физическое тело смертно, но Душа – бессмертна. Все, что было в прошлых жизнях: опыт, поступки, желания, сознание – переходят в новое перерождение.

В знаменитом труде «Шримад-Бхагаватам» в 11 главе описывается идеальное общество и дается 30 совершенных качеств человека: владение умом, чувствами, целомудрие, прямодушие и удовлетворенность, служение святым и постепенный уход от бесполезных занятий, отказ от пустословия.

Необходимо заниматься изучением себя, чтобы ответить на вопрос: «Кто Я?». Перечень неполный, всего упоминается 21 черта, связанная непосредственно с практической жизнью, а остальные 9 – с почитанием Верховного Господа и служения ему.

«Любому, кто родился человеком, следует обрести эти тридцать добродетелей. Этого будет достаточно, чтобы удовлетворить Верховную Личность Бога».

Задача Человека – приблизится к Творцу через саморазвитие, самосовершенствование, реализоваться в макрокосмосе, полагаясь на Любовь, Добро, Красоту и Созидание. Насколько просто это сделать? Невероятно сложно.

Каждый на себе испытывает негативную реакцию окружающих, если нестандартно мыслит, чувствует, делает. Поэтому те, кто действительно выбрал путь «стать Человеком», стараются уйти от влияния общества, найти единомышленников, начать работу над эфирным, астральным, ментальным и другими телами.

Заключение

Можем ли мы однозначно сказать, что Я – это мой характер? Я – это мое тело или моя профессия? Задумавшись над этим вопросом, конечно, ты честно скажешь: «Разумеется, нет!».

Если человек − это не тело, не принадлежность к семье или профессии, не характер и не привычки… Тогда, кто же такой человек?

  • Человек − это душа, которая может сказать: «Я есть». Есть — без социального статуса, без социального имени и фамилии, без принципов и убеждений.
  • Человек − это душа, которая живет.

Работая над сознанием, эмоциями, чувствами, получая информацию из материального и нематериального миров, человек изменяется. Изменения внутренние запускают механизм перерождения на физическом уровне.

Отрабатывая кармические задачи, при каждом последующем перерождении человек получает здоровое и совершенное физическое тело, сильные энергетические оболочки, исключительные способности, присущие не всем людям (ясновидение, яснослышание).

ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ НАУКИ И РЕЛИГИИ

Невозможно разобраться в себе, не выяснив, какие ка­чества присущи каждому человеку, что же такое человек в принципе. Пойдем путем крайностей, рассмотрим человека с точки зрения как науки, так и религии. Это позволит нам пройти по границе раздела двух понятий, в которой, как правило, и заключается вся суть.

Человек с точки зрения науки — биологическое суще­ство, обладающее:

телесной конституцией; психической защитой;

Всего восемь составляющих, запомним эту цифру — во­семь.

Человек с точки зрения христианской религии — ча­стица духа, заключенная в материю, образ Бога, личность, являющаяся фокусом, через который преломляются все со­бытия на Земле. Бог троичен, троичен и человек, который состоит из: духа; души; тела.

Через дух человек связан с тем, что его породило: с Богом. С помощью души он творит свою собственную жизнь, праведную или грешную, а тело используется как инстру­мент для работы на Земле.

Поговорим о человеке и его душе, о духе же будем говорить в пятом томе, «если доживем» (эти два слова часто употребляются священниками и символизируют «сми­рение») .

Душа, как и человек, троична: умная часть (голова); невательная часть (сердце); вожделенческая часть (нижняя половина тела).

Человек троичен, но состоит из двух основ — низшей (падшей, предельно уплотненной, созданной из низших сти­хий и зависимой от материи) и высшей (чистой, стремящейся к Богу).

Таким образом, в человеке изначально есть все — и самое низкое, и самое высокое. Низшее в человеке, в самой примитивной своей части, содержит «темные программы» для человеческого биокомпьютера, всякие низменные побуж­дения, проявляющие активность при неразвитой морали, так называемые темные инстинкты. Их тоже восемь. Эти темные инстинкты — первый уровень человеческого естества, то, с чем он рождается и что он всю жизнь подавляет в себе.

В человеке есть и то, что можно назвать лучшим в нем. Это светлые программы, или светлые инстинкты. И их восемь. Они составляют третий уровень человеческого естества. Третий, а где же второй? В любом явлении жизни есть видимая или невидимая граница раздела двух сред. Именно на этой границе находятся обычные человеческие инстинкты, известные науке; они и составляют второй уро­вень человеческой природы.

Первый уровень более всех связан со стихией Земли, второй — менее, а третий — почти с ней не связан.

Чтобы понять, как сложна эта связь, скажу несколько слов о материи — об этом сложнейшем явлении. Существует даже духовный закон непроницаемости материи. Прежде всего материя предельно нейтральна, и потому используется для любых агрессий, я бы даже рискнул сказать — материя бессовестна, ибо таковой ее делают жизненные обстоятель­ства. Окружающий мир все время пытается беспардонно сесть Вам на шею, и это естественно. Люди будут Вас подводить, организации — жульничать, жилищные эксплу­атационные конторы — не выполнять своих обязательств, друзья — месяцами не отдавать долгов, родственники — ви­деть в Вас недотепу, а кошки — пытаться залезть на стол. Это — нормальная жизнь в материальном мире. Поэтому за правило нужно принять один из афоризмов Козьмы Прут­кова: «Люби ближнего своего, но не давайся ему в обман». Надо всегда помнить, что любой контакт с любым человеком несет в себе (как и в случае с Инь—Ян) свою противопо­ложность, то есть элемент обмана или лукавства и в то же время — элемент света. Качество личности зависит от того, что именно в ней преобладает. Обман так и рвется наружу, а светлое нужно с трудом вскрывать. Более того, если ты растяпа и создаешь условия для того, чтобы тебя обманули, то не только сам виноват в своем ущербе, но еще и в искушении ближнего. Важнейшая же задача человека на Земле — облагораживание материи.

ТРИ УРОВНЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ

Рассмотрим внимательнее уровни человеческой природы. Их три (рис. 4):

Уровень первый — низший. Начнем анализ человека с его наиболее низменной части, где живут самые прими­тивные побуждения, названные мной темными инстинктами. В обычной жизни они хорошо известны как отрицательные черты характера. В православии их называют страстями человеческими, перечислим их.

Восемь темных инстинктов: 1) гордость; 2) тщеславие; 3) зависть; 4) скупость; 5) уныние; 6) гнев; 7) блуд; 8) чрево­угодие.

Уровень второй — средний. На границе раздела высшего и низшего в человеке находятся обычные человеческие ин­стинкты. Современная наука; в лице некоторых ученых, считает, что их семь (например, Гарбузов В. И. Древние и новые каноны медицины. СПб., 1994.). Философы всех времен и народов говорили, что в человеке живет непрео­долимая жажда обретения Бога, независимо от того, осознает он это или нет. Любой из нас порой испытывает непонятную тоску, которая не компенсируется никакими ценностями окру­жающего мира, будь человек хоть крез, хоть сверхмудрец. Это сидит в человеке с рождения наряду с другими естест­венными программами. Поэтому к семи признаваемым наукой инстинктам я прибавил еще один — инстинкт поиска Бога.

Восемь обычных инстинктов: 1) самосохранения; 2) про­должения рода; 3) альтруизма; 4) исследовательский; 5) ли­дерский; 6) свободы; 7) сохранения достоинства; 8) поиска Бога.

Уровень третий — высший, символизирующий лучшие ка­чества в человеке. В православии их называют добродетелями.

Восемь светлых инстинктов: 1) вера; 2) надежда; 3) лю­бовь; 4) смирение; 5) сострадание; 6) воздержание; 7) щед­рость; 8) справедливость.

А теперь, дорогой Читатель, проведем простой, но не­обычайно эффективный самоанализ всех трех уровней че­ловеческой природы.

Самоанализ первого уровня

Вглядитесь пристально в перечень восьми темных ин­стинктов. Внимательно подумайте о них, поразмышляйте. Проводите это сосредоточение в течение 5—10 минут.

Далее Ваша задача состоит в следующем:

Выпишите в свою тетрадь очередность Ваших инстин­ктов. Например, запись может быть такая: 1) чревоугодие; 2) уныние; 3) гнев; 4) блуд; 5) тщеславие; 6) зависть; 7) гор­дость; 8) скупость.

Внимательно посмотрите на темные пятна своей жизни. Проявления этих низменных инстинктов порождают все проблемы, которые существуют в Вашей жизни. Других причин нет — все в них. Как только человек своим пове­дением спускает сознание в область своей низшей природы, темные инстинкты сразу обретают энергию и стараются заявить о себе. Выраженные сильнее других проявляются первыми. Поэтому так важно знать свои самые слабые места.

Составьте процентное соотношение свойственных Вам темных инстинктов, так как чрезвычайно важно знать силу проявления того или иного греха. Например, картина может быть такая: чревоугодие — 25; уныние — 20; гнев — 11; тще­славие — 10.

Самоанализ второго уровня

В течение 5 минут внимательно вглядитесь в перечень обычных человеческих инстинктов.

Выпишите в свою тетрадь очередность Ваших инстин­ктов. Например, это может быть такая запись: 1) самосох­ранения; 2) альтруизма; 3) свободы; 4) продолжения рода; 5) исследовательский; 6) сохранения достоинства; 7) лидер­ский; 8) поиска Бога.

Составьте процентное соотношение преобладания в Вас инстинктов так, как было указано при самоанализе первого уровня человеческой природы.

Самоанализ третьего уровня

Читайте также:  Резко упало зрение какие могут быть причины

Внимательно вглядитесь в перечисленные выше светлые инстинкты человека. Вчитайтесь в них, вдумайтесь в их нравственное содержание в течение 5—10 минут.

Выпишите в порядке очередности свои добродетели. На­пример, может быть такой порядок: 1) вера; 2) надежда; 3) сострадание; 4) справедливость; 5) любовь; 6) щедрость; 7) смирение; 8) воздержание.

Определите процентное соотношение свойственных Вам добродетелей. Очень важно знать степень их проявления. Когда мы пытаемся получить процентное соотношение (что вообще-то немного наивно), тогда волей-неволей работаем над осознанием той светлой силы, что живет в человеке, а это то, что нам с Вами и нужно. Наиболее тщательно определите свой самый главный светлый инстинкт и самый непроявленный. Зачем? Для того, чтобы замкнуть звено цепи инстинктов самым крепким.

Попробуем теперь замкнуть слабое звено в цепи инстин­ктов сильным.

Предположим, что самое сильное проявление в Вас — это вера, а самое слабое — справедливость. Замыкаете оба звена:

вера + справедливость = вера в справедливость.

Именно над верой в справедливость Вы должны работать. Или в Вас сильна надежда, но слабо — смирение. Замыкаете оба звена, получается, что ваша надежда на решение жизнен­ных проблем — в смирении. Вот так Вы учитесь смирению.

О духовных ценностях третьего уровня и низменных страстях первого подробно поговорим в пятом томе. Сейчас займемся самоанализом среднего уровня человеческой при­роды — обычных инстинктов. Без такого анализа невозможно грамотно судить о человеке. А я постараюсь изложить его так, чтобы Вам не было безнадежно скучно.

С ПОЧТЕНИЕМ К ИНСТИНКТАМ

Итак, в человеческом биокомпьютере действуют восемь программ, называемых обычными инстинктами. Причем ин­стинкт альтруизма — это проявление душевного в человеке, а инстинкт поиска Бога — духовного. Поэтому атеист работает только с семью программами, а верующий — с восьмью. Как видите, у атеиста существует недостаточность мироощущения, а значит, и миропонимания, взаимосвязей причин и следствий.

Правильный анализ инстинктов позволяет выявить свои достоинства и недостатки и через них приводит к пониманию причин своих духовных заблуждений, а также — что уже имеет прикладное значение — причин психосоматических за­болеваний.

Инстинкты— основные потребности человека, каркас, из которого сконструирована его психика. Вот строится дом. Балки, перекрытия, сваи составляют его костяк. Они — «инстинкты дома». Не чувствуете аналогии? Если костяком человека как существа разумного является не костный ске­лет, а духовный, то костяком для психики служат ин­стинкты, отражающие о:новные жизненные потребности. К примеру — какова первейшая жизненная потребность чело­века как живого существа? Сохранить себя! Вот это и есть первая «свая», подпирающая платформу психики, и назы­вается она инстинктом самосохранения.

Что по важности идет дальше? — Сохранение собствен­ного потомства. Это уже вторая «свая», называемая ин­стинктом продолжения рода. Вот и две важнейшие «сваи», на которых уже можно строить гнездо. Символ этих двух инстинктов — умение говорить «Да» внешнему миру. Окру­жающая Природа вопрошает человека: «Ты хочешь вы­жить?», и он отвечает: «Да!» — «Тогда иди, бейся с дикими зверями, добывай пищу, борись с наводнениями. хочешь?» — И человек отвечает: «Да!» — «Чтобы выжил твой род, ты должен быть вместе с женщиной, хранить и оберегать ее, сможешь?» — «Да!»

Много еще вопросов задала Природа человеку, и на все он сумел дать утвердительный ответ.

Одинаковый набор инстинктов есть у всех, тем не менее люди отчего-то разные. А потому, что каждый из них неосознанно «отдает предпочтение» тому или иному ин­стинкту. Кто-то хочет быть генералом, еще лучше —мар­шалом. А я хочу сидеть дома и печатать на машинке лекции. Хорошо бы, чтобы еще и пенсию платили лет с сорока. У каждого свои желания в соответствии с его инстинктами. Жилому дому «хочется» стоять в тихом, укромном местечке, чтобы стекла не дребезжали и протечек не было. Но это не его «желания», а желания создавшего его человека. Они определяются назначением дома — его «инстинктами». А вот железобетонному доту вредна спокойная жизнь, от нее он плесневеет, появляются трещины в стенах. Его «инстин­кты» — война. У жилого дома — одно предназначение, у до­та — другое. Так и у людей — у каждого своя специализация, ре потому, что человеку так хочется, а потому, что такова воля создавшего человека Бога (Космоса). Но человек — единственное существо на Земле, имеющее свободную волю (у животных, например, ее нет). Следовательно, ему дана воля выбирать: быть или не быть беспомощным рабом ин­стинктов. Давайте поговорим о воле человека, сделав не­большое лирическое отступление.

Воля человека. Это понятие неотделимо от понятия о возможностях сердца, как места, где скапливается энергия всего лучшего в нем. Воля — равнодействующая двух век­торов: стремления и желания сердца.

Известный священник Александр Ельчанинов писал по этому поводу: «Мы видим мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким его делает наше воображение, наша воля». Таким образом, свобода человека зависит от его собственной воли. Но есть еще и степень человеческой свободы, которая определяется тем, что Вы диктуете жизни и что Вам диктует она. Разделим свободу человека на три степени: большая, средняя и малая свобода.

Понятием «свободой воли» во все времена занимались религиозные конфессии. Для примера рассмотрим точку зрения православной церкви по этому вопросу. Как пишет схиархимандрит Софроний (Пестов Н. Е. Современная практика православного благочестия. Кн. 1, 1995.), чело­веческая свобода ограниченна и ее связывают в значительной мере: 1) законы природы; 2) запросы тела; 3-) окружающие люди и обстановка; 4) общественные законы; 5) установ­ленные Богом внутренние законы, сообщаемые человеку через голос совести; 6) влияние на душу человека Божией благодати; 7) влияние на человека темной силы.

Как уже было сказано, воля человека получается от двух слагаемых: стремления и желания сердца. Последнее слагаемое понятно. А что такое стремление? Рассмотрим значение этого слова на примере высказывания епископа М. Таврического.

Человеческое стремление делится на пять сфер:

Сфера чувственно-материальной жизни: здесь люди бо­рются за свои материальные права, это область грубого эгоизма.

Сфера умственной жизни: это сфера людей, тянущихся к науке и ее изысканиям.

Сфера искусств: область, где человек живет в мире грез.

Сфера человеческих симпатий и состраданий: в ней живут люди, имеющие доброе сердце, им присуще мило­сердие.

Сфера жизни духа: мир свободной веры, сфера молитвы и общения с Богом.

Вернемся к разговору об инстинктах. Судите сами, на­сколько существенно человек имеет право выбора? Он может сменить свою специализацию, то есть показать, что жизнь не по доминирующему инстинкту возможна (нам это раз­решено), но это всегда чревато переутомлением, излишним расходом энергии, болезнями, а нередко и разочарованиями в смене специализации. Это своего рода своеобразный аван­тюризм. Но в социальном мире, где все духовные ценности «стоят на голове», большинство людей планируют свое бу­дущее исходя не из своей натуры, а из ценностей «света». И никто не хочет знать, что в основе поведения человека лежат инстинкты, основанные на его насущных потребностях.

После утраты рая длительное время в своем развитии человечество так и двигалось вперед всего лишь на двух инстинктах — самосохранения и продолжения рода. Но вот человек подошел к тому, что его интересы схлестнулись с интересами более слабого. Бесстрастная история показывает, что те племена, где уничтожали слабых, вымерли или по­теряли могущество, а там, где с ними считались, где про­являлось милосердие, рядом с сильными вождями всегда были тщедушные телом, но острые умом советчики, пользу от которых ощущало все племя. Это закрепилось в подсоз­нании человека, вошло в его эволюцию, и он наконец распознал заложенный в нем третий инстинкт — альтруизма.

Им названо все то, что подвигает человека на добро, на поступки благородные и жертвенные, заставляет поступаться своим ради другого. Это всегда трудно, но жизненно необ­ходимо.

Как уже отмечалось, каждый человек мучается неизъ­яснимым томлением по Творцу, но не каждый осознает это. Потому и стремится кто к деньгам, кто к власти, кто к семейной идиллии, считая, что в каком-то из этих мирков пройдет тоска и наступит радость. Для осознания причины томления своего духа человеку следовало научиться говорить жизни: «Нет». Это значительно труднее, чем говорить ей: «Да». Казалось бы, все наоборот: Творец и «Нет» несов­местимы. Совместимы! Более того, со словом «Да» в исто­рии человечества связаны самые большие неприятности. «Попробуешь яблочко»? — спросил Змий Еву. «Да», — отве­тила она. Сказала бы «Нет».

Трудно говорить «Нет» своей низшей природе, ближе всего стоящей к материи, и всегда легко — «Да». Тот, кто сумеет сказать «Нет» злу, начинает жить инстинктом поиска Бога. Но перед тем он должен сказать «Да» альтруистиче­скому инстинкту, услышать его голос и следовать ему.

«Нет» — это уже борьба со злом. Не всегда человек вел ее правильно. В частности, он боролся не со злом в себе, а с обычными инстинктами, пытаясь уничтожить их, считая, что так можно преобразовать свою низшую натуру, нахо­дящуюся под влиянием теллурических сил. С одной стороны, это правильно, человек — существо не земное, а вселенское, бесконечное. Но с другой — напоминает водолаза, который на глубине пытается сбросить с себя скафандр. Разумно ли это? Абсурдно, когда человек борется со своими инстин­ктами, дом — с фундаментом, корабль — с днищем. Борьба с ними иллюзорна, является разновидностью одного из «духовных прибабахов», который часто очень занятен для «отъехавших в духовность». Главное же — направить ин­стинкты на возвышенное. Как? Советовать всегда легко — трудно выполнить совет.

В качестве очередного лирического отступления расскажу один случай.

Был в нашей школе такой своеобразный слушатель. «Мечтаю, — говорит, — о жизни странствующего солдата ве­ка XVII. Костер, жарящееся в пламени мясо, вино, захваченные женщины. Ничего не могу с собой поделать. » В это время как раз набирались добровольцы для реставрации сельских храмов. «Езжай, — говорю, — ограничь свои крово­жадные инстинкты». Не думал, что он соберется, однако, смотрю, поехал. Работы оказалось много, церквушка XVII столетия, от «великой мудрости» превращенная в склад, готова была рухнуть от ветра. Вся работа практически за одни харчи, да еще и постные. Но он все выдержал, не сбежал, очень старательно работал — смирял свои низшие инстинкты, беседовал со священниками, читал каждую сво­бодную минуту. Вернулся, правда, немного придавленный, но без вреда для здоровья, тихий, успокоенный, добрый. И все. Никаких костров, никаких захваченных женщин! Вот так, двигаясь через такую опасную материю, как порочные мечты, человек был вовремя остановлен и переориентирован на инстинкт альтруизма.

Вернемся, однако, к инстинктам. Человек — существо, которое в нравственном смысле в основном не идет вперед, а лежит. А если и идет, то в редкие мгновения ему удается идти не падая. Праведники, например, падают до семи раз в день, но поднимаются и идут вперед. Обычный человек падает меньше, потому что больше лежит. Падать больно, и хочется, как Обломов, лежать на диване и не двигаться. Тем не менее что-то все же толкает человека на движение, какая-то неистребимая потребность узнать, а что же будет дальше, если я встану и пойду? Так проявляет себя чет­вертый — исследовательский инстинкт.

С побуждением искать — человек могуч, без него — об­речен! «Любите девочки простых романтиков. » Во все времена были на Земле героические профессии: моряков, полярников, альпинистов. Были, потому что в человеке существует живая потребность — искать. Обретение новых земель — низшая форма поиска. Человек думает, что где-то за горизонтом лежит берег счастья, и ищет его. Но ощущения счастья переживаются только в первые мгновения, может быть, часы (в этом Фрейд прав), а затем снова непонятная тоска, и снова в море за призрачным счастьем, за Землей Санникова, которой никогда не было! Поиски ведутся ты­сячелетиями, но ни к чему не приводят, так как ищут не там, где надо. А искать-то надо не за горизонтом, а в себе.. Начальная форма проявления исследовательского инстин­кта — поиск лучшей доли во внешнем мире, высшая форма — во внутреннем мире, поиск в самом себе..

Жить с этими программами невозможно без руководства. Иначе обязательно начнутся бунт и неразбериха. На корабле самым главным является капитан; если будет не так, то корабль далеко не уйдет. Потому что без руководства не существует ни одно живое, тем более разумное, сообщество, в нем обязательно начнется смута, первое проявление ко­торой — нарушение закона иерархичности — бунт. Именно из иерархичности вытекают принципы руководства. Без нее случайный человек, завладев вниманием толпы, может за­вести ее в тупик, а затем исчезнуть.

У людей всегда существовала потребность вести или быть ведомым. Очень важно, чтобы ее реализовали пра­вильно, и не кто угодно, а кому положено. Это стремление быть первым получило название лидерского инстинкта — пятого инстинкта человека. Те, у кого эта программа пре­обладает над остальными, — прирожденные лидеры. Место лидера на Земле представляет собой трон из обоюдоострых мечей: много дается, но за многое и спрашивается.

Шестой инстинкт — инстинкт свободы. Без него челове­чество никогда не освободилось бы от рабовладельческого строя. Проявление инстинкта видно не только в противлении кандалам, но и в противлении насилию над свободой совести или над волей.

Свобода и совесть — сестры-близнецы, поэтому тот, кто не живет по совести, не может быть свободен. Зов инстинкта свободы всегда стучит в сердце каждого человека. Вот только не всегда нечистому сердцу понятен этот зов. Поэтому свободу начинают искать во всем, даже там, где она не нужна, — например, в нарушении моральных норм. Нега­тивный план вовсю помогает в этом, и тогда на свет появ­ляются свобода спекуляции, секса, свобода безнаказанно говорить все, что захочется, где угодно, хоть по телевизору, хоть в газетах. Свобода — дело тонкое, как лезвие ножа. Кроме того, что она имеет сестру-близнеца, совесть, она еще отбрасывает и свою тень — несвободу.

Читайте также:  Кто такой домовой с православной точки зрения

Свобода и несвобода. Свободы требуют все, даже нежи­вые предметы: согните железный прут — он стремится разог­нуться. .. А вот несвободу не любят. Если инстинкт свободы дал человеку Бог, то инстинкт несвободы человек. должен был привить себе сам. Например, несвободу злу, несвободу несправедливости, несвободу всем темным инстинктам. Роб­кий голос из нашего Зала: «Выходит, несвобода важнее, чем свобода?». И я, холодея от собственного героизма, за­являю: «Важнее!». Человек настолько напичкан всем темным, что прийти к свободе он может лишь через несвободу (ограничение себя). Парадокс? — Да! Но вообще надо привы­кать к тому, что все то, что понятно, — не имеет глубины. Вот когда ничего не понятно, а существуют лишь напря­женные смутные предчувствия значимости явления, то на­верняка присутствует и его глубина.

Есть люди, у которых инстинкт свободы доминирует над всеми остальными. У них часто сложная и полная обид жизнь. Общество не поощряет подобные стремления и может сломить такого человека, неосознанно стремясь к тому, чтобы он прошел сначала процесс несвободы. Это как в детской компании: если побьют — тогда своим станешь. Ча­сто человек с доминированием этого инстинкта стоит на­смерть за право говорить то, что все давно знают, за право. сидеть на работе у окна, говорить неумным людям правду, совершать поступки, которые ему ни к чему, а нужны лишь для доказательства его свободы. и прочее. Прекрасно, когда этот инстинкт направлен на возвышенное, и очень грустно, если — на мелочи. Среди малолетних преступников и бродяг много таких, которые, борясь за свою свободу, нашли единственное место, где они свободны, — в подворот­не. Жаль, что не в школе или дома.

Седьмой инстинкт — инстинкт сохранения достоинства. Нужно сказать, что это не только человеческая программа. Достоинством обладает практически любое живое существо, тем более высокоразвитое. Прикрикните на собаку — она обидится, потаскайте кота за ухо — иной потом неделю к Вам не подойдет. Обида возникает тогда, когда «что-то» попрано, — вот это «что-то» и есть достоинство, заложенное в человеке изначально. Если ребенок правильно воспитан, он преисполнен достоинства (не гордости). Его трудно оби­деть, он просто не поверит, что он плохой^ а значит, у него не будет и болезней. Духовные палачи знают, с чего надо начинать ломать человека, — с его достоинства. Без него нет личности, есть только то, что действительно могло произойти лишь от обезьяны. Ущемление этого инстинкта уносит тысячи и тысячи жизней на Земле. Особенно это касается тех, для кого собственное «Я» уж очень велико. Тем не менее, на этом инстинкте как на платформе стоят такие программы, как исследовательский инстинкт, альт­руизм, свобода, лидерство.

Мы так подробно говорим об инстинктах для того, чтобы выяснить, какие свойства характера у каждого из нас наибо­лее проявлены. Обычно у большинства самый выраженный инстинкт — самосохранения. Но есть и прирожденные семь­янины — это счастливые отцы многочисленного семейства, матери-матроны: у них налицо доминирование инстинкта продолжения рода. А вот чудаковатый ученый был в семье единственным ребенком, все с папой у микроскопа торчал — проявление исследовательского инстинкта. Сегодняшний ди­ректор крупной фирмы в детстве был бессменным пред­водителем ватаги мальчишек — лидерский инстинкт.

Разбивая общество на восемь типов, мы тем самым пыта­емся выяснить, к какому служению в социуме предназначен каждый из нас. Этот простой, на первый взгляд, анализ — начало видения многих проблем внутри себя, один из главных ключей к пониманию своих близких и друзей. Нередко случается так: мама — профессор, папа — мудрец, предки — ученые, а сын — типичный шалопай. Все б ему на улицу да на улицу, да в войну с мальчишками играть. В общем босяк, казак-разбойник. На парня начинают «давить» всей родней, всем социумом, ущемляя его инстинкт свободы, и в будущем обязательно сделают из него ученую посредственность с перекошенным ртом и затравленными глазами. А он, ока­зывается, лидер по основному инстинкту. Ему бы в армии с автоматом бегать или «крутым» в коммерции стать, а ему говорят: ради престижа семьи поменяй главный лидерский инстинкт на исследовательский, который у тебя самый слабый.

1. Определите, какая степень свободы воли относится лично к Вам.

2. Выясните самый существенный для Вас пункт ограничения собственной свободы, затем второй по важности, затем третий. Наконец, определите самую слабую для Вас степень ограничения.

3. Определите одну из пяти сфер Вашего стремления. Это трудно сделать однозначно, современный человек живет в нескольких сферах сразу. Попробуйте определить степень своей погруженности в каждую из сфер в процентах.

Выпишите в тетрадь по степени значимости все свои инстинкты.

На рис. 5, а изображена звезда гипотетического чело­века, у которого все инстинкты проявлены одинаково. На самом деле звезда инстинктов совсем не такая, а к примеру, такая, как на рис. 5, б.

А теперь возьмите чистый лист бумаги и нарисуйте свою реальную звезду инстинктов, а затем — звезду, которой Вы вынуждены следовать. Скажем, у Вас доминирует исследовательский инстинкт, но жизнь сложилась так, что Вы живете по программе продолжения рода и исследуете лишь содержимое кастрюль и целостность мужниных носков; что ж, тоже неплохо, если подойти к этому с умом. Вот эту звезду и отразите на рисунке. На том же листе бумаги нарисуйте реальную звезду инстинктов Вашего ребенка, а также звезду, которую Вы (разумеется, из лучших побуж­дений) ему навязываете.

Эта работа — важнейшая в самоанализе, с нее нужно начинать после определения своей духовной платформы. После этого Вы уже совершенно по-другому будете смотреть на себя и своих близких, понимать происхождение многих поступков, видеть корень большинства неудач и происхож­дение многих заболеваний. Наступит понимание, сначала через разум, затем, со временем, через сердце.

В самоанализе есть некоторые тонкости:

1. У каждого человека главенствует один инстинкт.

2. Чем более доминирует один из инстинктов, тем более подавлен инстинкт продолжения рода.

3. Чем более подавлен главенствующий инстинкт, тем более человек неудовлетворен жизнью.

4. Ущемление любого из инстинктов — ущемление лич­ности и свободы, начало заболевания.

Более всего инстинкты проявляются в экстремальных ситуациях.

Инстинкты — фундамент, на котором строится личность. Существует очень важное прикладное правило, которое каж­дый из нас должен знать: если у Вас доминируют один или два инстинкта и Вы следуете их предписаниям — здоровье и удача будут сопутствовать Вашей жизни; если Вы «рабо­таете» сразу со всеми инстинктами, всех их «ублажаете» и даете всем в равной мере проявиться — Вас будут пресле­довать болезни и разочарования. Специализируйтесь в своей жизни и не включайте без надобности то, что «спит». Ко­нечно, иногда надо тренировать все инстинкты, но человек долговечен только тогда, когда у него преобладает один инстинкт, одна добродетель.

Последствия ущемления инстинкта

Инстинкт — живая программа, маленькая жизнь, зало­женная в человеческий биокомпьютер, имеющая свой разум, свои интересы и цели. Что будет, если пренебречь ею? То, что случается, когда пренебрегают любым живым существом. )но уйдет в глухую обиду, выстроит вокруг себя «китайскую стену», решит, что знать не хочет весь этот внешний мир, и таким решением серьезно ослабит себя. Мы договорились, что инстинкты — это сваи, и вдруг решаем, что какая-то из свай не нужна. Может быть, решение пришло не явно, а как-то исподволь, но пришло. И мы решили, что содержание «сваи достоинства», к примеру, слишком дорого, и решили ее пока убрать, можно ведь и немного попресмыкаться перед начальством для пользы дела, от этого еще никто не умирал. Попробовали, действительно, жизнь стала значительно про­дуктивнее, проще. Но только вот сердце что-то порой по­шаливает, желудок сдает, появилось отвращение к жизни, даже к себе, возникла депрессия. Собственные дети, ради которых все и терпел, насмехаться стали. В чем дело?

Посмотрим из принципа аналогии. Раз убрали одну из опор, платформа, которую подпирал целый пучок свай, дала какой-то крен. Крен. что это за явление? В мире психики — это эмоция как следствие на наши действия. Причем каждая свая-инстинкт порождает свойственную только ей крен-эмоцию.

Пренебрежение сваей самосохранения вызывает эмоции тревоги, беспокойства, страха, озабоченности; сваей продол­жения рода — неудовлетворенность жизнью, тоску, агрес­сивность, отчаяние; сваей альтруизма — ощущение собст­венной вины за что-то, тоску, душевные искания, «теснения в груди», муки совести, мечтательность; исследовательским инстинктом — недовольство существующим положением ве­щей, агрессивность.

Пренебрегли лидерским инстинктом — ощущаем неудов­летворенность, агрессивность, презрение к себе и другим, злость, жажду власти; инстинктом свободы — взмываются протест, депрессия, озлобленность, стремление отложить жизнь на завтра. Если же Вы закрыли глаза на инстинкт сохранения достоинства, то Вас одолеют гнев, отвращение, депрессия, гордыня.

Что же все-таки произойдет, если инстинкт подавлен, платформа накренилась, вызвав бурю эмоций, но это не вернуло ее к равновесию? Такое положение вещей вызывает в человеке две важнейшие реакции: протест, выливающийся в агрессивность, или капитуляцию перед жизнью.

Определите у себя ущемленный инстинкт, из-за которого на­клонилась платформа Вашей личности.

Выявите эмоции, которые возникли из-за ущемления этого инстинкта, и запишите все в свою тетрадь.

Инстинкты человека. В этой фразе не очень много романтики или экзотики. Но это с точки зрения обычной логики. Если рассматривать их с позиции логики парадок­сальной, они покажут много удивительного. В человеке кроме определенных наукой инстинктов есть и такие, о которых наука не говорит, потому что не знает о них.

Об одном таком я уже упомянул — инстинкт поиска Бога. Есть и другие, из разряда «антиинстинктов». На­пример, инстинкт зла. Он есть, в психике любого человека, и любой человек рождается с программой зла. Представьте, в Вашем телевизоре есть программа зла. Вы включаете ее — и оттуда несется всякая мерзость (не включаете — не несется).

Зло — это проявление закона смерти, который незримо присутствует во всем на Земле: в только что рожденном младенце, в веточке березы и лежащем на дороге камне. Младенец когда-нибудь умрет, веточка завянет, а камень превратится в песок. Проявления зла в обычном человеке малы, но программа такая все же есть. Когда человек выбирает путь зла, он сам включает эту программу. Если опомнится — выключает, и та снова замирает. Если же прог­рамма долго «не выключается» (говоря обычным языком, че­ловек погряз во зле и не хочет оттуда выходить), случается то, что не происходит ни в одном телевизоре или компьютере: программа выходит из-под контроля и стремится уничтожить своего хозяина, превращая того в еще большего злодея. Но не ошибаюсь ли я? Может, все это слишком преувеличено?

Обратимся к известным именам. В. Соловьев писал: «В глубине нашего существа, в самой основе нашей души иногда для нас вполне неосознанно таится и скрыто действует сила темная, безумная и злая. Это есть та самая сила, которая отделяет нас от всего и ото всех, побуждает замы­каться в самих себе, делает нас непроницаемыми и непроз­рачными: она есть сила бессмысленная и начало всякого безумия». Ему вторит 3. Фрейд: «Нет такой грязи и извра­щенности, которая не гнездилась бы в душе обычного, нор­мального человека». Как видите, дорогой Читатель, великие имена подтверждают мои слова.

У каждого индивидуума есть свой инстинкт зла, или, говоря обычным языком, у каждого человека есть некая странная склонность делать гадости, причем у каждого своя индивидуальная специализация. Другое дело, что один этой склонности поддается мгновенно, и мы видим предателя, другого надо уговаривать, а третьего не уговорить на явную гадость, но он совершит ее в своих мечтах.

Инстинкт зла следует, как тень, за каждым нашим шагом. Заметьте, когда Вы совершаете бескорыстный поступок, обя­зательно мелькнет мысль, как бы и себе что-нибудь выгадать.

Существует закон Паркинсона, который говорит о том, что если в приборе есть кнопка, которую нельзя нажимать, то обязательно найдется «умник», который ее нажмет. В этом результат косвенного проявления инстинкта зла.

Инстинкт поиска Бога и инстинкт поиска черта — свая и ее тень. Когда христианство говорит нам о том, что весь мир лежит во зле, о заведомой греховности человека и его готовности прикоснуться к греху, начинаешь понимать, что инстинкт зла открыт не вчера, а был всегда вместе с мно­говековой историей человека.

С УВАЖЕНИЕМ К ТЕМПЕРАМЕНТУ

Следующая составляющая человека — темперамент.

Что это такое и нужен ли он нам для самоанализа? Очень нужен — это вторая по важности ступень познания себя. Сначала дадим ему несколько определений, а Вы, дорогой Читатель, выберите, какое Вам по нраву:

1. Природный уровень энергетики человека.

2. Врожденная скорость реагирования на явление.

3. Сумма индивидуальных особенностей, воли и эмоций.

Темперамент (как, впрочем, и все на свете) особенно ярко проявляется в экстремальных ситуациях, описываемых законом нагрузки. Нагрузка — это свалившаяся на голову беда или проблема. Как только она приходит, с человека слетает маска, которую каждый из нас носит на себе как знак, что играется какая-то социальная роль. И тогда ста­новится видна вся суть человека, в том числе и интересу­ющий нас темперамент. Вот почему, когда случается беда, надо внимательно следить за друзьями, Вы узнаете о них много полезного.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

Источники:
  • http://1-vopros.ru/319-chto-takoe-chelovek.html
  • http://zen.yandex.ru/media/id/5ac3e5640422b46a52e2cc20/5b43c7f26d374400a8b334a9
  • http://avisi.ru/kto-takoj-chelovek-prednaznachenie-cheloveka.html
  • http://infopedia.su/10x369.html