Меню Рубрики

Кто из героев является выразителем точки зрения автора резонером

Проверочная работа по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Просмотр содержимого документа
«Тест по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»»

Тестовые задания по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

1. Где происходит действие в комедии «Недоросль»?

1) в деревне 2) в городе

3) в горах 4) в лесу

2. Кто учил Митрофана математике?
1) Стародум 2) Цыфиркин

3) Вральман 4) Кутейкин

3. Кто из героев комедии автор слов: «Не хочу учиться, хочу жениться»?
1) Милон 2) Митрофан

3) Правдин 4) Цыфиркин

1) Простакова 2) Кутейкин

3) Тришка 4) Еремеевна

1) нянька Митрофана 2) служанка

3) племянница Стародума 4) дочь Милона

6. Как обзывает госпожа Простакова Тришку?

1) дурень 2) растяпа

3) лентяй 4) скот

1) Стародум 2) Милон

3) Правдин 4) Скотинин

1) голубей 2) сорок

3) грачей 4) воробьёв

9. Куда уехал Стародум?

1) в Сибирь 2) в Питер

3) в Москву 4) в Горький

10. Кто учил Мирофана грамоте?

1) Вральман 2) Кутейкин

3) Правдин 4) Еремеевна

11. Национальность Адама Адамовича Вральмана

1) русский 2) немец

3) татарин 4) француз

12. Где родился Правдин?

1) в деревне 2) в Петербурге

3) в Москве 4) в Сибири

13. Чьи слова: «Начинаются чины — перестаёт искренность»?

1) Простакова 2) Правдина

3) Стародума 4) Скотинина

14. Кому служил отец Стародума?

1) Екатерине 2) Александру

3) Николаю 4) Петру

а) драма б) комедия

в) трагикомедия г) трагедия

16. Какой прием помогает автору показать свое отношение к героям и дать им оценку?

а) авторские ремарки в) использование сатиры

б) «говорящие» фамилии

г) оценка героев друг другом

17. Какую проблему автор не поднимает в комедии?

а) индивидуализма в) несправедливость существования крепостного права

б) воспитания и образования

г) дворянского права и чести

18. Кто из героев комедии является выразителем точки зрения автора:

а) Софья б) Митрофан

в) Стародум г) Милон

19. Кого выбрала себе в мужья Софья:

а) Скотинина б) Митрофанушку

в) Милона г) Правдина

20. Время, в течение которого развивается действие комедии:

а) неделя б) месяц

21. Против какого общественного порока была направлена комедия:

а) против раболепия б) невежества

в) чинопочитания г) казнокрадства

22. Кому из героев произведения принадлежат слова: « Люблю свиней… а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой»

а) Простаков б) Правдин

в) Скотинин г) Митрофанушка

23. Какой совет предлагает госпожа Простакова Митрофану, когда он решает задачу про деньги?

Ответы к тестам по комедии Ф.И. Фонвизина «Недоросль»

Данный материал — тесты (2 варианта) к урокам по творчеству Д.И. Фонвизина.

Вложение Размер
fonvizin_7kl._test.docx 15.62 КБ

Предварительный просмотр:

Д.И. Фонвизин 1 в.

1. Где родился Д.И. Фонвизин?

а) в Москве б) в Петербурге в) в Орле г) в Казани

2. Фамилия Фонвизина была по происхождению:

а) итальянской б) французской в) английской г) немецкой

3. К какому литературному направлению относится творчество Д.И. Фонвизина?

а) реализм б) сентиментализм в) классицизм г) романтизм

4. Какое произведение не принадлежит Д.И. Фонвизину?

а) «Бригадир» б) «Недоросль» в) «Вольность» г) «Послание к слугам моим – Шумилову, Ваньке и Петрушке»

5. Выберите правильное определение сатиры.

а) художественный прием, при помощи которого выражаются комические, смешные, нелепые стороны жизни отдельных людей;

б) едкая, язвительная насмешка, основанная на чувстве превосходства говорящего над тем, о ком он говорит и к кому обращается;

в) художественные произведения различных родов литературы, в которых резко осмеиваются и осуждаются порочные проявления общественной жизни людей;

г) изображение человека или картин человеческой жизни в непомерно преувеличенном, уродливо комическом виде, где реальное в жизни переплетается с фантастическим, преувеличенно страшное с необычайно смешным.

6. Против какого общественного порока была направлена комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

а) против лицемерия б) против невежества в) против чинопочитания г) против казнокрадства

7. Кого называли недорослями в 18 веке?

а) безграмотных, недоучившихся дворян б) дворянских детей, не достигших 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром Первым для поступления на службу г) вообще невежественных людей из разных сословий г) подростков

8. Кто из перечисленных ниже персонажей не является отрицательным героем комедии «Недоросль»?

а) Митрофан б) Скотинин в) Простакова г) Софья

9. Имя какого героя комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» стало нарицательным?

а) Скотинин б) Вральман в) Правдин г) Митрофанушка

10. Фамилия «Скотинин» является говорящей, так как олицетворяет:

а) грубость б) лицемерие в) ханжество г) раболепие

11. Главные герои пьесы «Недоросль» являются представителями:

а) дворянства б) мещанства в) купечества г) крестьянства

12. Какого героя в пьесе «Недоросль» автор называет «другом честных людей»?

а) Митрофана б) Стародума в) Милона г) Вральмана

13. Укажите, какому предмету обучал Митрофана Кутейкин.

а) арифметике б) французскому языку в) географии г) грамматике

14. В речи какого героя комедии встречаются выражения «собачья дочь», «воровская харя», «бестия», «старая хрычовка»?

а) Софья б) Палашка в) Еремеевна г) Простакова

Д.И. Фонвизин 2 в.

1. В каком учебном заведении учился Д.И. Фонвизин?

а) в Московском университете б) в Петербургском университете в) в Петербургском военно – инженерном училище г) в Царскосельском лицее

2. С какой культурно – исторической эпохой связано творчество Д.И. Фонвизина?

а) Возрождение б) Просвещение в) Петровская эпоха г) эпоха Смутного времени

3. Основой какого литературного направления является рационализм («мир разума»)?

а) реализм б) классицизм в) романтизм г) сентиментализм

4. К какому стилю относили жанр комедии классицисты?

а) высокий б) средний в) низкий г) смешанный

5. Укажите, к какому типу комедии относится пьеса «Недоросль».

а) бытовая комедия б) комедия нравов в) фарс г) комедия масок (дель арте)

6. Определите, какая из перечисленных черт не является чертой классицизма.

а) триединство (места, времени, действия) б) «говорящие фамилии» в) строгое деление героев на положительных и отрицательных г) психологизм в изображении характеров

7. Назовите имя и отчество Фонвизина.

а) Дмитрий Иванович б) Денис Иванович в) Иван Денисович г) Иван Дмитриевич

8. Кто из перечисленных ниже персонажей не является положительным героем комедии «Недоросль»?

а) Правдин б) Стародум в) Еремеевна г) Милон

9. Какой конфликт является двигателем действия в комедии «Недоросль»?

а) конфликт «отцов и детей» б) конфликт между прогрессивными и невежественными дворянами в) любовный конфликт г) внутренний, психологический конфликт

10. Кто из героев комедии является выразителем точки зрения автора, резонером?

а) Софья б) Митрофан в) Стародум г) Милон

11. В речи какого персонажа комедии «Недоросль» встречаются следующие выражения?

«Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения»; «Ум, коль он только ум, самая безделица…Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек – чудовище»

а) Софья б) Правдин в) Стародум г) Простакова

12. Назовите имя писателя, давшего комедии Д.И. Фонвизина следующую оценку: «Недоросль» Д.И. Фонвизина – «истинно общественная комедия», в которой автор «вскрыл раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей».

а) А.С. Пушкин б) В.Г. Белинский в) Н.В. Гоголь г) А.И. Герцен

13. Произведения Д.И. Фонвизина являются:

а) лирическими б) сатирическими в)юмористическими г) героическими

14. Укажите, какая проблема не поставлена автором в комедии «Недоросль».

а) проблема «отцов и детей» б) проблема положительного героя в) проблема крепостничества г) проблема чувства и долга

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М. А. Осоргин «Пенсне», А. П. Чехов «О любви», Н. С. Лесков «Старый гений» .

Тесты по рассказам И. Шмелева, Тэффи, М Зощенко «История болезни» и занимательный тест по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Тесты на усвоение прочитанного — хоро.

Тесты по литературе 8 класс.

Тест по комедии Ревизор.

27 тестовых задания с 4 вариантами ответов. Ответы прилагаются. Тесты охватывают основные темы и произведения курса.

Работа составлена на основе программы по литературе под редакцией Г.И. Беленького.

Тест по пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Тест представлен в 2-х вариантах. Проводится в 9 классе после изучения комедии «Недоросль».

Просмотр содержимого документа
«Тест по пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль»»

Тест по пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Подготовила: Раменская Е.В.

учитель русского языка

и литературы МАОУ СШ №17

а) драма б) комедия в) трагикомедия г) трагедия

2. В написании этой пьесы автор следует законам одного из литературных направлений, какого?

а) романтизм б) реализм в) сентиментализм г) классицизм

3. Какой прием помогает автору показать свое отношение к героям и дать им оценку?

а) авторские ремарки в) использование сатиры

б) «говорящие» фамилии г) оценка героев друг другом

4. Какую проблему автор не поднимает в комедии?

а) индивидуализма в) несправедливость существования крепостного права

б) воспитания и образования г) дворянского права и чести

5. Кому из героев принадлежат слова: «Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться»?

а) Правдин б) Скотинин в) Кутейкин г) Митрофанушка

6. По высказыванию г-жи Простаковой, есть «не дворянская» наука. О каком предмете, изучаемом Митрофанушкой, сложилось такое мнение у его матушки?

а) математика б) география в) литература г) биология

7. Кто из героев комедии является выразителем точки зрения автора:

а) Софья б) Митрофан в) Стародум г) Милон

8. Имя какого героя комедии стало нарицательным?

а) Скотинин б) Вральман в) Правдин г) Митрофанушка

9. Кого выбрала себе в мужья Софья:

а) Скотинина б) Митрофанушку в) Милона г) Правдина

10. Какой совет предлагает госпожа Простакова Митрофану, когда он решает задачу про деньги?

(запиши ответ словами)

Тест по пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль»

1. Литературное направление, к которому можно отнести комедию Д.И. Фонвизина «Недоросль»:

а) сентиментализм б) классицизм в) романтизм г) реализм

2. Время, в течение которого развивается действие комедии:

а) неделя б) месяц в) сутки г) год

3. Говорящие фамилии – известный прием классицизма. Определите, какую роль они играют в тексте пьесы:

а) создают комедийный эффект

б) являются способом деления на положительные и отрицательные персонажи

в) определяют характер героя

4. Какую из наук «преподает» Митрофанушке Вральман:

а) грамматику б) историю в) математику г) географию

5. Кого из героев комедии автор называет «другом честных людей»:

а) Митрофана б) Стародума в) Милона г) Вральмана

6. Кто из героев комедии является выразителем точки зрения автора:

а) Софья б) Митрофан в) Стародум г) Милон

7. Против какого общественного порока была направлена комедия:

а) против раболепия б) невежества в) чинопочитания г) казнокрадства

8. Кому из героев произведения принадлежат слова: « Люблю свиней… а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой»

а) Простаков б) Правдин в) Скотинин г) Митрофанушка

9. Как можно объяснить смысл слова «недоросль» :

а) ленивый, ограниченный, невежественный человек

б) дворянин, не получивший должного образования и поэтому не имеющий права вступать в службу и жениться

в) подросток 15-17 лет

10. Какой известной фразой Стародума о Простаковой заканчивается комедия?

TV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Author Avatar. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Резонёр (франц. raisonneur — рассуждающий) — персонаж, выражающий взгляды автора. Может быть главным героем (например, Чацкий в пьесе Грибоедова «Горе от ума») или второстепенным персонажем (как профессор Бернардо де ла Пас в романе Хайнлайна «Луна — жестокая хозяйка»). Во французском языке это слово означало любого героя пьесы, который рассматривал ситуацию с точки зрения разума и морали, не обязательно аватара автора.

Как правило, резонёр на сюжет почти не влияет, и нужен преимущественно для того, чтобы аудитория смогла оценить отношение создателя произведения к тому или иному герою (ситуации). Резонёр появляется, чтобы вставить какую-нибудь реплику и тут же исчезнуть. Часто встречаются и резонеры-рассказчики.

Однако в нише комедийных комиксов типично использование автором своего аватара в качестве главного или второстепенного героя. Например, из двух главных героев веб-комикса «Реабилитация мистера Вигглза» (плюшевого медведя-маньяка и неудачника-комиксиста) второй является сатирическим изображением художника Нейла Свааба.

Авторы фанфиков, напротив, чрезвычайно серьезно относятся к своим аватарам: наделяют их всеми мыслимыми и немыслимыми достоинствами и отправляют спасать мир.

Не стоит путать резонёра с авторским камео, когда, например, режиссер играет эпизодическую роль в собственном фильме, а художник рисует похожего на себя зеваку.

Характеристика Стародума в комедии «Недоросль»

Пьеса «Недоросль» Дениса Фонвизина была написана в 18 веке – в переходную эпоху, когда российское общество представляло собой два противоположных лагеря – приверженцев новых, просветительских идей и носителей устаревших, помещицких ценностей. Ярким представителем первых в пьесе выступает Стародум. «Недоросль» является классицистическим произведением, поэтому уже в фамилии героя Фонвизин предоставляет читателю краткую характеристику Стародума. «Стародум» – тот, кто думает по-старому. В контексте комедии это человек, для которого важны приоритеты предыдущей – петровской эпохи – в то время монарх активно вводил реформы по просвещению и образованию, отходя таким образом от укоренившихся в российском обществе идей домостороя. Помимо того, значение фамилии «Стародум» можно трактовать и более глобально – как носителя мудрости, опыта, традиций, христианской морали и человечности.

В пьесе Стародум выступает положительным героем. Это образованный мужчина преклонного возраста, с большим жизненным опытом. Основные черты Стародума – мудрость, честность, доброта, уважение к другим людям, справедливость, ответственность за будущее своего отечества и любовь к родине.

Стародум и Простакова

По сюжету комедии Стародум является дядей Софьи. Еще когда девушка была маленькой, ему пришлось уехать в Сибирь, где он честным путем нажил состояние, и теперь вернулся домой спокойно провести старость. В комедии Стародум является одним из главных героев и противопоставляется в пьесе, прежде всего, госпоже Простаковой. Оба персонажа – это родители, однако подход к воспитанию у них кардинально различается. Если Простакова видит в Митрофане маленького ребенка, требующего постоянной заботы, всячески его балует и потакает ему, то Стародум относится к Софье как ко взрослой сформировавшейся личности. Он заботится о ее будущем, выбирая в мужья ни грубого Скотинина или глупого Митрофана, а достойного, образованного и честного Милона. Беседуя с Софьей, он наставляет ее, объясняя как важно равноправие, уважение и дружба между супругами, к чему приводит непонимание и отстраненность в браке, тогда как Простакова даже не втолковывает Митрофану всю ответственность женитьбы, и юноша воспринимает ее как очередную забаву.

Помимо того, противопоставляются и основные ценности, внушаемые родителями своим детям. Так, Простакова объясняет Митрофану, что главное – это деньги, дающие неограниченную власть, в том числе над людьми – слугами и крестьянами, над которыми можно издеваться, как то вздумается помещику. Стародум же объясняет Софье, что главное в человеке – благонравие. Особо показательны его слова о том, что если умный человек не имеет какого-либо качества ума, то его вполне можно извинить, тогда как «честному человеку никак простить нельзя, ежели недостает в нем какого-нибудь качества сердца».

Читайте также:  Таблица для проверки зрения какую строчку нужно видеть

Стародум и Правдин

Образ Стародума в «Недоросле» противопоставляется не только отрицательным персонажам, но и положительному Правдину. Герои имеют, казалось бы, схожие взгляды на необходимость перевоспитания помещиков, оба являются носителями идей гуманизма и просвещения, оба считают важным благонравие и моральные ценности человека. Однако Правдина главным регулирующим механизмом становится буква закона – именно она определяет кто прав, а кто виноват – даже наказание Простаковой осуществляется только после появления соответствующего приказа. Он – прежде всего, чиновник, для которого ум человека, его достижения и рассуждения более важны, чем личные пристрастия. Стародум же более руководствуется сердцем чем умом – показательной является история о его друге, образованном умном человеке, который не захотел служить родине, думая больше о себе, чем о судьбе отечества. Тогда как Цыфиркин вызывает у Стародума сочувствие и благосклонность – учитель не имеет хорошего образования, но добр и честен, чем и привлекает мужчину.

Таким образом, при сопоставлении образов Правдина и Стародума, становится понятно, что чиновник – это современная рациональная личность эпохи Просвещения, для него важна справедливость закона, опирающаяся на гуманность и честность. Стародум же выступает образом, представляющим мудрость поколений – он осуждает устаревшие ценности помещиков, но не возносит на пьедестал рационализм новых дворян, придерживаясь вневременных, «вечных» человеческих ценностей – чести, сердечности, доброты, благонравия.

Стародум как резонер комедии «Недоросль»

Образ Стародума в комедии выступает резонером мнения самого автора. Одним из подтверждений этого является решение Фонвизина через несколько лет после написания пьесы выпускать журнал «Стародум» (еще до выхода первого номера был запрещен Екатериной ІІ). Противопоставляя в пьесе два противоположных ценностно-идейных направления – помещиков и нового дворянства, автор приводит третье, находящееся между ними и зависящее не только от образования, полученного в детстве, как это прослеживается в остальных персонажах, а от личного опыта героя. Стародум не получил в детстве хорошего образования, но «воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голов». Фонвизин подчеркивает, что человек с правильным воспитанием способен сам получить необходимые знания и вырасти достойной личностью.

Кроме того, словами Стародума автор остро критикует современную ему власть – Екатерину II и двор, обнажая все их недостатки, подчеркивая хитрость и лживость дворянства, их нечестную борьба за чины, когда люди готовы «ходить по головам». По мнению героя, и, следовательно, Фонвизина, монарх должен быть примером благородства, чести, справедливости, лучших человеческих качеств для своих подданных, а само общество нуждается в изменении ориентиров, воспитании гуманизма, доброты, уважения и любви к ближнему и своей Родине.

Высказанные в произведении взгляды на то, какой должно быть общество в целом и каждая личность в частности, остаются актуальными и в наши дни, привлекая все новых и новых ценителей классической литературы.

Тест по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

за привлеченного слушателя на курсы профессиональной переподготовки

1. К какому литературному направлению относится творчество Д. И. Фонвизина?

2. Кого называли недорослями в Х V IП в. ?

а) безграмотных, недоучившихся дворян

б) дворянских детей, не достигших 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром 1 для поступления на службу

в) вообще невежественных людей из разных сословий

3. Введя в пьесу два конфликта — любовный и социально-политический, Д.И.Фонвизин нарушил

а) единство места

б) единство действия

в) единство времени

4. Просветительские идеи в комедии выражает:

5. Кто из перечисленных ниже персонажей не является положительным героем комедии «Недоросль»?

6. Фамилия «Скотинин» является «говорящей», так как олицетворяет

7. Укажите, какому предмету обучал Митрофана Кутейкин

б) французскому языку

8. В речи какого персонажа комедии «Недоросль» встречаются следующие выражения:

«Тщетно звать врача к больным неисцельно»; Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения»; «Ум, коль он только ум, самая безделица. Прямую цену ему дает благонравие, без него умный человек — чудовище» ?

9. Главные герои пьесы «Недоросль» являются представителями:

10. Средством создания образов положительных и отрицательных персонажей в фонвизинской пьесе является

11.Кому принадлежат эти слова

Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы сшить кафтан хорошенько?

Золотой болван – все болван.

Не хочу учиться, хочу жениться.

Начинаются чины – перестает искренность.

Нашел деньги, ни с кем не делись.

1. Назовите имя и отчество Фонвизина

а) Дмитрий Иванович

б) Денис Иванович

в) Иван Денисович

в) Иван Дмитриевич

2. Основой какого литературного направления является рационализм («мир разума»)?

3. Выберите правильное определение сатиры.

а) художественный прием, при помощи которого выражаются комические, смешные, нелепые стороны жизни отдельных людей

б) едкая, язвительная насмешка, основанная на чувстве превосходства говорящего над тем, о ком он говорит и к кому обращается

в) художественные произведения различных родов литературы, в которых резко осмеиваются и осуждаются порочные проявления

общественной жизни людей

г) изображение человека или картин человеческой жизни в непомерно преувеличенном, уродливо комическом виде, где реальное в жизни переплетается с фантастическим, преувеличенно страшное с необычайно смешным

4. Какую роль в комедии играют говорящие фамилии?

а) Определяют характер героя

б) Создают комедийный эффект

в) Являются способом деления на положительные и отрицательные персонажи

5. Какой конфликт является двигателем действия в комедии «Недоросль»?

а) конфликт «отцов и детей»

б) конфликт между прогрессивными и невежественными дворянами

в) любовный конфликт

г) внутренний, психологический конфликт

6. Время, в течение которого развивается действие в комедии?

7. Кто из перечисленных ниже персонажей не является отрицательным героем комедии «Недоросль»?

8. Кто из персонажей не является учителем Митрофана

9. В речи какого героя комедии встречаются выражения «собачья дочь», «воровская харя», «бестия», «старая хрычовка»?

10. Кто из героев комедии является выразителем точки зрения автора, резонером?

11.Кому принадлежат эти слова

А) Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет

Б) Не хочу учиться, хочу жениться

В) Невежда без души – зверь

Г) Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится.

1. С какой культурно-исторической эпохой связано творчество Д. И. Фонвизина?

в) Петровская эпоха

в) эпоха Смутного времени

2. Определите, какая из перечисленных черт не является чертой классицизма.

а) триединство (места, времени, действия)

б) «говорящие фамилии»

в) строгое деление героев на положительных и отрицательных

г) психологизм в изображении характеров

3. К какому стилю относили жанр комедии классицисты?

4. Против какого общественного порока была направлена комедия д. И. Фонвизина «Недоросль»?

а) против лицемерия

б) против невежества

в) против чинопочитания

г) против казнокрадства

5.Действие комедии Фонвизина Недоросль происходит в

а) Имении Стародума

б) Деревне Простаковой

в) Деревне Софьи

г) Имении Скотинина

6. Имя какого героя комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» стало нарицательным?

7. Какого героя в пьесе «Недоросль» автор называет «другом честных людей»?

8.Чему учил Митрофана немец Вральман?

а) «по-французски и всем наукам»

в) немецкому языку

Как можно объяснить смысл названия комедии — «Недоросль»?

ленивый, ограниченный, невежественный человек

главный герой комедии

дворянин, не получивший должного образования и поэтому не имеющий права вступать в службу и жениться

подросток 15-17 лет

Определите жанр произведения

11 . Кто из героев считает так: «Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить?»

1. Кого называли недорослями в Х V IП в. ?

а) безграмотных, недоучившихся дворян

б) дворянских детей, не достигших 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром 1 для поступления на службу

в) вообще невежественных людей из разных сословий

2. Просветительские идеи в комедии выражает:

3. Средством создания образов положительных и отрицательных персонажей в фонвизинской пьесе является

4. Кто из перечисленных ниже персонажей не является положительным героем комедии «Недоросль»?

5. Фамилия «Скотинин» является «говорящей», так как олицетворяет

6. Укажите, какому предмету обучал Митрофана Кутейкин

б) французскому языку

7. Введя в пьесу два конфликта — любовный и социально-политический, Д.И.Фонвизин нарушил

а) единство места

б) единство действия

в) единство времени

8. В речи какого персонажа комедии «Недоросль» встречаются следующие выражения:

«Тщетно звать врача к больным неисцельно»; Наглость в женщине есть вывеска порочного поведения»; «Ум, коль он только ум, самая безделица. Прямую цену ему дает благонравие, без него умный человек — чудовище» ?

9. К какому литературному направлению относится творчество Д. И. Фонвизина?

10. Главные герои пьесы «Недоросль» являются представителями:

11.Кому принадлежат эти слова

Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы сшить кафтан хорошенько?

Золотой болван – все болван.

Не хочу учиться, хочу жениться.

Начинаются чины – перестает искренность.

Нашел деньги, ни с кем не делись.

Митрофан страшен тем, что ….

Покажите, как герои произведения делятся на положительных и отрицательных.

Почему г-жа Простакова после получения Софьей письма от дядюшки больше не хочет ее выдать замуж за своего брата г-на Скотинина? Что представляет из себя семья Простаковых?

Приведите примеры «говорящих» фамилий действующих лиц пьесы.

Что значит слово «недоросль»? Почему после этой комедии оно стало носить отрицательный характер? Дайте трактовку исконного и современного значения этого слова.

Как проявляется «скотство» в образе жизни, мыслях и даже чувствах отрицательных героев?

Почему г-жа Простакова вынуждена учить Митрофана? Как она относится к образованию и воспитанию?

Кто учителя Митрофана и чему они его учат? Каковы знания «недоросля»? Почему?

Докажите, что Стародум – положительный герой?

В чем проявляется любовь Простаковой к сыну?

Объясните значение фамилии Стародум. В какое время воспитывался Стародум? Какие идеалы проповедовал его отец? Каковы взгляды Стародума на проблемы воспитания, семьи и общественного порядка?

Как относится к учёбе Митрофан и каковы его успехи? Глуп или умён Митрофанушка? Докажите. Как он относится к своим родителям?

Традиции и новаторство в комедии Фонвизина «Недоросль».

Сатира должна исправлять нравы, учить . Исправляет ли нравы комедия, чему она учит?

Кто такой герой-резонер? Кто это в пьесе?

Почему Фонвизин назвал свою комедию « Недоросль»?

Почему комедия « Недоросль» не сходит со сцены театров? Актуальна ли она сейчас? В чем ее актуальность?

Вяземский сказал о Простаковой: “Её образ стоит на меже трагедии и комедии”. Почему? Какую важнейшую особенность подметил П.Вяземский?

Митрофан страшен тем, что ….

Покажите, как герои произведения делятся на положительных и отрицательных.

Почему г-жа Простакова после получения Софьей письма от дядюшки больше не хочет ее выдать замуж за своего брата г-на Скотинина? Что представляет из себя семья Простаковых?

Приведите примеры «говорящих» фамилий действующих лиц пьесы.

Что значит слово «недоросль»? Почему после этой комедии оно стало носить отрицательный характер? Дайте трактовку исконного и современного значения этого слова.

Как проявляется «скотство» в образе жизни, мыслях и даже чувствах отрицательных героев?

Почему г-жа Простакова вынуждена учить Митрофана? Как она относится к образованию и воспитанию?

Кто учителя Митрофана и чему они его учат? Каковы знания «недоросля»? Почему?

Докажите, что Стародум – положительный герой?

В чем проявляется любовь Простаковой к сыну?

Объясните значение фамилии Стародум. В какое время воспитывался Стародум? Какие идеалы проповедовал его отец? Каковы взгляды Стародума на проблемы воспитания, семьи и общественного порядка?

Как относится к учёбе Митрофан и каковы его успехи? Глуп или умён Митрофанушка? Докажите. Как он относится к своим родителям?

Традиции и новаторство в комедии Фонвизина «Недоросль».

Сатира должна исправлять нравы, учить . Исправляет ли нравы комедия, чему она учит?

Кто такой герой-резонер? Кто это в пьесе?

Почему Фонвизин назвал свою комедию « Недоросль»?

Почему комедия « Недоросль» не сходит со сцены театров? Актуальна ли она сейчас? В чем ее актуальность?

Вяземский сказал о Простаковой: “Её образ стоит на меже трагедии и комедии”. Почему? Какую важнейшую особенность подметил П.Вяземский?

  • Ратомская Елена ВикторовнаНаписать 2322 06.11.2016

Номер материала: ДБ-325351

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

    06.11.2016 330
    06.11.2016 715
    06.11.2016 1270
    06.11.2016 24493
    06.11.2016 432
    06.11.2016 423
    06.11.2016 4045

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Справочник
литератора

Правила русской орфографии

Резонёр (от франц. raison — разумное основание) — персонаж в античной драме, комедии или в старинном романе, не принимающий участия в развитии действия, а рассуждающий (подчас в длинных речах) о происходящих событиях, действующих лицах, историческом времени и пр. В речах резонёра выражал своё мнение автор.

Этот персонаж постоянно вводился в произведениях классицизма.

Резонёром является Стародум — один из персонажей в комедии Фонвизина «Недоросль» (1782).

В настоящее время резонёром иногда также называют действующее лицо в произведении, которое слишком подчёркнуто и без достаточной художественной мотивировки передаёт мысли автора.

«Р»: Раёшник, Развязка, Размер стиха, Рапсод, Рассказ, Реализм, Редакция, Редиф, Резонёр, Ремарка, Реплика, Рефрен, Рецензия, Речевая характеристика, Ритм, Риторика, Риторический вопрос, Рифма, Роды литературы, Роман, Романс, Романтизм, Рондо, Рубаи, Руны, «Р».

Кто из героев является выразителем точки зрения автора резонером

Подробное решение Страница 51-57стр. по литературе для учащихся 9 класса, авторов Царева О.И., Капцев В.А., Капшай Н.П. 2009

Читайте также:  Схема для проверки зрения для детей картинки

1. С кем из людей, облеченных властью, Д. И. Фонвизина сводила судьба? Как это отразилось на его творчестве и жизни в целом?

Русский драматург Д.И. Фонвизин в своем творчестве и жизни испытывал влияние известных людей того времени, среди них: М.В. Ломоносов, директор театров Иван Елагин, глава русской дипломатии Н.И. Панин, князь Г. Потемкин и такая известная личность, как императрица Екатерина ІІ. Символичной можно считать встречу Ломоносова и Фонвизина — двух «звезд» русского классицизма Именно Ломоносов вдохновил будущего драматурга на служение театру, в который он влюбился, увидев его в первый раз. «Действия, произведенного во мне театром, почти описать невозможно», — скажет он позднее. Окончив университет, Д.И. Фонвизин становится переводчиком в иностранной коллегии, а с 1763 г. его переводят на службу к статскому советнику дворцовой канцелярии И.П. Елагину. К слову, этому назначению способствовало занятие литературой: его перевод вольтеровской трагедии не остался незамеченным. Работая при Елагине, Фонвизин не оставлял переводческой деятельности. Его сильную тягу и любовь к театру поддержал директор театров Иван Елагин, увидевший в Фонвизине талант яркого драматурга.

Встреча Фонвизина с императрицей Екатериной ІІ, которой он читал свою первую комедию «Бригадир», прославила молодого автора, потому что пьесу императрица похвалила, хотя сатирический талант автора вызвал у нее опасение. Одним из преданных ценителей таланта Фонвизина стал граф Никита Иванович Панин, один из виднейших государственных деятелей своего времени, с которым драматург будет дружить почти 15 лет. Он станет при дворе «человеком Панина», будет его личным секретарем и другом. Однако императрица не любила Панина, человека образованного, всегда имевшего свое мнение, ее неприязнь распространялась и на Фонвизина, мешая его продвижению по службе. Фонвизину пришлось уйти в отставку из-за того, что граф Панин попал в опалу. На основании его идей Фонвизиным было написано «Рассуждение о непременных государственных законах» (1782-1783). Эта работа предназначалась для графского воспитанника, которому в будущем предстояло стать императором Павлом, и считается одним из лучших сочинений национальной публицистики.

После смерти своего друга спрячет его архив, а позже напишет о нем в повести « Каллисфен », рассказав о том, что может сделать честный человек, находясь у власти. Дружба с Паниным во многом сформирует Фонвизина — писателя, общественного деятеля, обличителя нравственных пороков своего времени. По своим убеждениям Фонвизин примыкал к просветительскому движению, поэтому дворянское злонравие было ведущей темой его драматургии. Фонвизину удалось создать яркую и удивительно верную картину моральной деградации дворянства конца XVIII века и резко осудить правление Екатерины П. Роль писателя как драматурга и автора сатирических очерков огромна.

2. Каким образом характерное для эпохи Просвещения утверждение «Писатель — это государственный человек в своем творчестве» реализует Фонвизин?

Утверждение «Писатель — это государственный человек в своем творчестве» Д.И. Фонвизина реализует ярко и талантливо. Обретя славу хорошего переводчика, он занимался переводами не только литературных текстов, но и философских сочинений, политических и нравственных трактатов и выступлений, среди авторов которых были Цицерон, Вольтер и другие философы. Благодаря этому, Фонвизин впитывает в себя многое из философского наследия: его интересуют проблемы общественного устройства, нравственного порядка в государстве, где бы человек мог проявить свои способности и занять достойное место в обществе, невзирая на титулы и звания. Все эти идеи становятся его убеждениями и находят отражение в творчестве. Замеченное в светском обществе, найденное у философов, впитанное в общении с известными людьми своего времени сформирует у молодого писателя его гражданскую позицию: «Человек с дарованием может в своей комнате, с пером в руке быть полезным советодателем государю, а иногда и спасителем сограждан своих и отечества». В своих лучших произведениях Фонвизин выступает как талантливый публицист, он ярко обличает и высмеивает в сатирической форме пороки своей эпохи. Без этого его комедии не были бы такими злободневными и актуальные, даже для нашего времени, не зря они не сходят с подмостков театров.

3. Почему первые зрители комедии «Недоросль» столь высоко оценили данное произведение?

В комедии «Недоросль» наиболее ярко отразились взгляды и идеи писателя. Комедия имела исключительный успех у публики. Драматургу удалось обрисовать все существенные стороны быта и нравов феодально-крепостнического общества второй половины XVIII века. Он создал выразительные портреты представителей крепостников, противопоставив их, с одной стороны, прогрессивному дворянству, а с другой — представителям народа. Один из современников так вспоминает о первом представлении «Недоросля»: «Театр был переполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков». Особенное восхищение у зрителей вызвал Стародум, идеи которого были близки передовой части общества, обратившей особое внимание на политическое содержание комедии. Стародум — это воплощение нравственных истин, высшей справедливости и господства закона для каждого гражданина страны. В речах Стародума зрители услышали высказывания, которые отразили взгляды наиболее передовых и просвещенных людей того времени. Бытовая сторона жизни, существование Простаковых и Скотининых было подвергнуто обличению именно с точки зрения этих передовых людей. В историю литературы комедия вошла именно этими образами, обличающими человеческие пороки.

Кроме этого, отличительными особенностями комедии «Недоросль» являются актуальность темы, обличение крепостничества. Реалистичность созданной картины быта и нравов изображенной эпохи и живой разговорный язык. По остроте сатирического обучения крепостнического строя эта комедия по праву считается более выдающимся драматургическим произведением русской литературы второй половины XVIII века.

4. С какой целью автор проводит четкую градацию персонажей в комедии? Какова роль резонёра в произведении?

В комедии Фонвизин педантично следовал правилу драматического триединства. Его герои соответствуют литературным типам классицизма: они четко делятся на положительных и отрицательных. Первые должны формировать у зрителя представленные о том, каким должен быть человек, и выступать в пьесе как живое воплощение добродетелей. Отрицательные герои — это воплощение человеческих пороков современного Фонвизину общества. Образ Стародума — выразитель идей автора, герой, которого в комедии классицизма называют резонером.

Характеристика героев в комедии «Недоросль» (таблица)

Как и было принято в классицизме, герои комедии «Недоросль» чётко делятся на отрицательных и положительных. Однако наиболее запоминающимися, яркими являются всё же отрицательные персонажи, несмотря на свою деспотичность и невежественность: госпожа Простакова, её брат Тарас Скотинин и сам Митрофан. Они интересны и неоднозначны. Именно с ними связаны комические ситуации, полные юмора, яркая живость диалогов.

Положительные же персонажи не вызывают таких ярких эмоций, хотя и являются резонёрами, отражающими авторскую позицию. Образованные, наделённые только положительными чертами, они являются идеальными — не могут творить беззакония, им чужда ложь и жестокость.

Охарактеризуем подробнее каждого из персонажей:

Резонёр кто это

Резонер — Действующее лицо пьесы, романа, обычно выражающее отношение автора к событиям; соответствующее амплуа актера Spec Резонер Человек, который любит рассуждать длинно и нравоучительно

Оглавление:

Резонер в Энциклопедическом словаре:

Значение слова Резонер по словарю Брокгауза и Ефрона:

Резонер — театральный термин: в старой комедии лицо, представляющее — в противоположность увлечениям одних, испорченности других — разум, здравый смысл, умеренность, нравственность. Таковы, например, Клеонт в «Тартюфе», Стародум в «Недоросле». Современная драма избегает бесцветной фигуры Р., не принимающего участия в развитии интриги и замедляющего действие своими вставными тирадами. Р. считают выразителем воззрений и настроения автора, но это не обязательно; можно думать, что, например, в «Мизантропе» от имени Мольера чаще говорит сам резкий Альцест, чем умеренный Филинт.

Резонер- кто это? Что такое резонерство?

Кого из героев известных произведений можно назвать резонерами? Почему?)

Резонёрство, это вид нарушения мышления, выражающийся в многословности при полном отсутствии конкретики. Резонёр, как будто хочет что то поведать миру, сам толком не понимая, что конкректно. Классическим примером может быть роль Стародума в «Недоросле» Фонвизина.

Резонерство — это одно из психических заболеваний. Оно проявляется в особенностях мышления. У человека появляется завышенная потребность в «самовыражении», «самоутверждении». При этом больной занимает претенциозно-оценочную позицию. Мышление у больного склонно к пустым,бесплодным, поверхностным рассуждениям, говорит он длительно и нравоучительно. В разговоре нет конкретности, определенного содержания. Встречала таких в жизненных ситуациях, устаешь от беседы с ним. А с классическим примером предыдущего автора согласна.

Резонёр — слово французское (raisonneur, от глагола raisonner — рассуждать, убеждать).

Так называется амплуа театрального актёра и один из персонажей классических пьес. Этот персонаж обычно почти не принимает участие в действии, но по ходу пьесы произносит долгие нравоучительные монологи, обращённые к другим героям. Резонёрами были такие персонажи как уже упомянутый Стародум у Фонвизина, Клеант и Беральд в мольеровских «Тартюфе» и «Мнимом больном».

В обычной речи резонёром называют человека, склонного к нравоучительным, наставительным рассуждениям, а резонёрством — склонность к таким нравоучениям. Правда, сейчас слова эти в устной речи почти не употребляются, но их можно встретить в литературе. Вот, например, в «Угрюм-реке»:

Кроме того, резонёрство — термин из области психиатрии, это одно из проявлений атактического мышления. Характеризуется неуместным мудрствованием, многословностью, чрезмерной потребностью в самовыражении, проявляемыми по самому ничтожному поводу, витиеватостью речи, наличием штампов и банальных суждений, плоским остроумием. Подробно об этом тут — ссылка.

Как это будет выглядеть:

РЕЗОНЕР 1. м. Персонаж литературы эпохи классицизма (особенно комедий), не принимающий активного участия в развитии действия, но призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные — с точки зрения автора — суждения. 2. м. Человек, склонный вести пространные рассуждения (обычно нравоучительного характера).

Толковый словарь русского языка – единственный в Интернете бесплатный словарь русского языка с поддержкой полнотекстового поиска и морфологии слов.

Толковый словарь является некоммерческим онлайн проектом и поддерживается специалистами по русскому языку, культуре речи и филологии. Важную роль в развитии проекта играют наши уважаемые пользователи, которые помогают выявлять ошибки, а также делятся своими замечаниями и предложениями. Если Вы являетесь автором блога или администратором веб-сайта, Вы тоже можете поддержать проект, разместив у себя баннер или ссылку на словарь.

Ссылки на словарь русского языка допускаются без каких-либо ограничений.

Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г. , 2006 .

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Объяснениеиностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .

Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .

Толковый словарь иностранных слов Л. П. Крысина.- М: Русский язык , 1998 .

Смотреть что такое «РЕЗОНЕР» в других словарях:

резонер — традиционное действующее лицо в старой комедии, устами которого автор высказывает свои взгляды, нравоучения (Ушаков) См. болтливый. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999.… … Словарь синонимов

Резонер — персонаж пьесы (или романа), не принимающий активного участия в действии, являющийся только свидетелем, дающим моральные оценки всему происходящему. Персонаж Р. (в более широком смысле) встречается и в средневековом, и в возрожденческом, и в… … Литературная энциклопедия

Резонер — театральный термин: в старой комедии лицо, представляющее в противоположность увлечениям одних, испорченности других разум.здравый смысл, умеренность, нравственность. Таковы например Клеонт в Тартюфе , Стародум в Недоросле . Современная драма… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

резонер — род. п. а. Из франц. raisonneur, возм., через нем. Räsoneur … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

Резонер — театральный термин: в старой комедии лицо, представляющее в противоположность увлечениям одних, испорченности других разум, здравый смысл, умеренность, нравственность. Таковы, например, Клеонт в Тартюфе , Стародум в Недоросле . Современная драма… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Резонер — резонёр I м. Персонаж литературы эпохи классицизма (особенно комедий), не принимающий активного участия в развитии действия, но призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные с точки зрения автора суждения. II м. Тот … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Резонер — резонёр I м. Персонаж литературы эпохи классицизма (особенно комедий), не принимающий активного участия в развитии действия, но призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные с точки зрения автора суждения. II м. Тот … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

резонер — Заимств. во второй половине XIX в. из франц. яз., где raisonneur суф. производное от raison «разумное объяснение» < лат. ratio «разум». См. рациональный … Этимологический словарь русского языка

резонер — (от франц. raisonner рассуждать) персонаж (прежде всего драматургический), используемый автором для выражения собственных взглядов на происходящее, на поведение других действующих лиц. Рубрика: структура драматического произведения Пример:… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Резонер- кто это? Что такое резонерство?

Резонер- кто это? Что такое резонерство?

Резонрство, это вид нарушения мышления, выражающийся в многословности при полном отсутствии конкретики. Резонр, как будто хочет что то поведать миру, сам толком не понимая, что конкректно. Классическим примером может быть роль Стародума в quot;Недорослеquot; Фонвизина.

Резонерство — это одно из психических заболеваний. Оно проявляется в особенностях мышления. У человека появляется завышенная потребность в quot;самовыраженииquot;, quot;самоутвержденииquot;. При этом больной занимает претенциозно-оценочную позицию. Мышление у больного склонно к пустым,бесплодным, поверхностным рассуждениям, говорит он длительно и нравоучительно. В разговоре нет конкретности, определенного содержания. Встречала таких в жизненных ситуациях, устаешь от беседы с ним. А с классическим примером предыдущего автора согласна.

Резонр — слово французское (raisonneur, от глагола raisonner — рассуждать, убеждать).

Так называется амплуа театрального актра и один из персонажей классических пьес. Этот персонаж обычно почти не принимает участие в действии, но по ходу пьесы произносит долгие нравоучительные монологи, обращнные к другим героям. Резонрами были такие персонажи как уже упомянутый Стародум у Фонвизина, Клеант и Беральд в мольеровских quot;Тартюфеquot; и quot;Мнимом больномquot;.

В обычной речи резонром называют человека, склонного к нравоучительным, наставительным рассуждениям, а резонрством — склонность к таким нравоучениям. Правда, сейчас слова эти в устной речи почти не употребляются, но их можно встретить в литературе. Вот, например, в quot;Угрюм-рекеquot;:

Кроме того, резонрство — термин из области психиатрии, это одно из проявлений атактического мышления. Характеризуется неуместным мудрствованием, многословностью, чрезмерной потребностью в самовыражении, проявляемыми по самому ничтожному поводу, витиеватостью речи, наличием штампов и банальных суждений, плоским остроумием. Подробно об этом тут — ссылка.

Резонёрство

Резонер — рассуждающий человек, не умеющий делать неожиданных выводов.

Сноб уверяет, что только на его голове настоящая шляпа;

— Нельзя бороться с дураками и резонёрами их оружием, — отхлёбывая какао,

сказал я. — Почему? — Они этим оружием лучше владеют, поверь.

Либо проиграешь, либо шерсть из ушей полезет.

Сергей Лукьяненко. Временная суета

Резонёрство как качество личности – склонность вести пространные рассуждения (обычно нравоучительного характера), рассуждать о нравственности, утомляя длинными рассуждениями и глупыми противоречиями.

Читайте также:  Можно ли с блефаритом делать лазерную коррекцию зрения

Кто такой резонёр? Согласно Историческому словарю — сценическое амплуа: актер, исполняющий роли рассудочных людей, склонных к назидательным рассуждениям. В широком значении — человек, склонный к пространным рассуждениям, нравоучениям.

Согласно словарю литературоведческих терминов – резонёр — (от франц. raisonner — рассуждать) — персонаж драматургического или эпического произведения, не принимающий участия в развитии действия, но произносящий речи, отражающие взгляды автора, его мнение о событиях, персонажах, эпохе. Популярен в просветительской литературе (романы Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро) и драматургии классицизма. Типичными резонёрами являются Клеант в «Тартюфе» Ж.-Б. Мольера и Стародум в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Склонность к резонерству обнаруживается в Чацком («Горе от ума» А.С. Грибоедова) и Кулигине («Гроза» А.Н. Островского). В настоящее время термин «резонер» обычно употребляется для характеристики художественно неубедительных, слишком прямолинейно морализаторствующих персонажей.

Под резонерством в клиническом плане понимают вид нарушения мышления, при котором больной много рассуждает без какой-либо конкретики и целенаправленности, а также с бесплодным многословием. Лучшее определение дал Иван Петрович Павлов: Резонерство мышления — это «склонность к бесплодному мудрствованию», «словесная опухоль».

Особенно вредно и опасно резонёрство при воспитании детей. Философ Жан-Жак Руссо писал по этому поводу: «Никогда не следует прежде времени рассуждать с детьми о высоких материях, резонерствовать. Ничего нет пошлее детей, с которыми резонерствовали. Рассудок развивается после всех других способностей, и начинать с него — значит начинать с конца. Если бы причины, резоны всех вещей были понятны детям, тогда их нечего было бы и воспитывать».

Резонер склонен к пустым, бесплодным, основанным на поверхностных, формальных аналогиях рассуждениям. Это проявляется в неадекватном реальной ситуации мудрствовании, многословности и банальности суждений. При этом цель мыслительной задачи отодвигается на задний план, а на передний выдвигается стремление резонёрствовать.

В чём причины резонерства? Прежде всего, в гордыни, чрезмерной потребности в «самовыражении» и «самоутверждении».

С.В. Познышев исследует разницу между идейными преступниками и резонёрами: «Между ними большая разница. Первые совершают преступление ради торжества известной моральной или социальной идеи, которой они подчиняют свою личность и поведение. Вторые пытаются подвести идейный базис под свое стремление к удовлетворению известных своих потребностей; они прикрывают личные цели известными общими идеями и через посредство последних получают особую энергию для достижения этих целей. Одни приносят в жертву торжеству известных общих идей свои личные интересы, а иногда и целиком свою личность. Другие пользуются известными общими идеями для торжества своих личных целей. Не следует думать, однако, что в резонерстве есть элемент сознательной лжи. Нет, настоящее резонерство бывает вполне искренним, а его своекорыстный, личный элемент может быть скрыт под общими фразами так глубоко, что станет незаметен самому субъекту. Разница между теми и другими преступниками в самом содержании идей, лежащих в основе их предрасположения к преступлению. В одном случае, это моральная или социальная идея, которая получает свое осуществление в чем-либо объективном, по отношению к данному субъекту, и если приносит ему какую-либо пользу, то как отражение известного объективного порядка. В другом случае, это идея, осуществляющаяся в рамках жизни данного субъекта, в известных формах его существования и, притом, идея всегда ложная, так как только ложная идея может разрешить человеку преступление ради его личных целей. У преступников-резонеров мы встречаем кривую логику, софистические уловки. Отсюда не следует, конечно, что те идеи, которыми руководятся идейные преступники, всегда верны. Нет, и они часто ложны, но могут быть и верны».

Яркое олицетворение резонёрства – Виталий Коротич. Олесь Гончар оставил в своем дневнике следующую любопытную запись: “Просто диву даешься, читая, как самоуверенно, с каким апломбом В.Коротич… поучает читателей “Огонька”, с пасторским благолепием наставляет их на стезю моральности… За кого они нас принимают, подобные морализаторы? Неужели и вправду думают, что Союз писателей уже забыл, кто чем занимался и кто чего стоит?” В статье С. Гаража «Клуб резонёров» журналист рассказывает, как в своем резонерском монологе на телевидении В.Коротич в очередной раз заявил о своем неприятии коммунистической идеологии (он это делает всенепременно при каждом появлении на публике, приправляя признания той или иной дозой словесного яда), присмотримся повнимательнее, “чем занимался и чего стоит” наш оппонент.

В.Коротич, в частности, сокрушался, что в нашем нынешнем обществе то и дело проявляется чувство ненависти. Эта ненависть, заявил резонер, “заимствована из советских времен”. Если допустить, что это так, то кто же был ревностным носителем, распространителем, провод­ником ненависти? В 1985 году именно В.Коротич был удостоен Государственной премии СССР за книгу “Лицо ненависти”, содержавшую убийственную критику Соединенных Штатов Америки. Олесь Гончар записал в те дни в дневнике: “Я не воспринимаю писаний, которые культивируют ненависть. А некоторые литераторы именно этим и заняты, скажем наш Виталий Коротич. Было время для науки ненависти, и литература сказала тогда свое слово”.

Другой крупный писатель, на этот раз русский, Валентин Распутин писал об этой же связке — В.Коротич и тема ненависти — в 1998 году: “Небезызвестный Виталий Коротич, сбежавший от плодов своей “деятельности” в Америку, читает в Бостонском университете курс лекций на тему “Ненависть как основная категория общественного сознания” — речь идет о России. Ненавистник России, он пытается свою душонку выдать за душу страны, которой пакостил”.

В Москве В.Коротич возглавил редакцию журнала “Огонек”. 19 августа 1991 года, в день “путча ГКЧП”, В.Коротич внезапно исчез из Москвы, но тут же “нашелся” в Соединенных Штатах Америки. В прессе отмечалось, что слово “предатель” было самой мягкой из характеристик, что прозвучали в коллективе редакции “Огонька” вслед главному редактору, без предупреждения бросившему журнал и людей, в нем работавших, на произвол судьбы.

Резонёр (фр. raisonneur от фр. raisonner «рассуждать») — персонаж пьесы, который не принимает активного участия в развитии действия и призван увещевать или обличать других героев, высказывая длинные нравоучительные суждения с авторских позиций. [1]

Содержание

Появление роли резонёра относится ко временам театра Мольера. Примеры резонёра в пьесах Мольера:

Поскольку в XVII—XVIII вв. персонаж резонёра фигурировал довольно часто в репертуаре театра, это привело к появлению соответствующего амплуа актёра-резонёра.

В русском театре примером может служить:

В цирке резонёром называют серьёзного собеседника клоуна, как правило, работающего в образе работника цирка. Часто в роли резонёра выступает шпрехшталмейстер.

В других областях

Неологизм в информатике «ризонер» (от анг. reasoner) — система логического вывода в семантических сетях.

Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Author Avatar. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Резонёр (франц. raisonneur — рассуждающий) — персонаж, выражающий взгляды автора. Может быть главным героем (например, Чацкий в пьесе Грибоедова «Горе от ума») или второстепенным персонажем (как профессор Бернардо де ла Пас в романе Хайнлайна «Луна — жестокая хозяйка»). Во французском языке это слово означало любого героя пьесы, который рассматривал ситуацию с точки зрения разума и морали, не обязательно аватара автора.

Как правило, резонёр на сюжет почти не влияет, и нужен преимущественно для того, чтобы аудитория смогла оценить отношение создателя произведения к тому или иному герою (ситуации). Резонёр появляется, чтобы вставить какую-нибудь реплику и тут же исчезнуть. Часто встречаются и резонеры-рассказчики.

Однако в нише комедийных комиксов типично использование автором своего аватара в качестве главного или второстепенного героя. Например, из двух главных героев веб-комикса «Реабилитация мистера Вигглза» (плюшевого медведя-маньяка и неудачника-комиксиста) второй является сатирическим изображением художника Нейла Свааба.

Авторы фанфиков, напротив, чрезвычайно серьезно относятся к своим аватарам: наделяют их всеми мыслимыми и немыслимыми достоинствами и отправляют спасать мир.

Не стоит путать резонёра с авторским камео, когда, например, режиссер играет эпизодическую роль в собственном фильме, а художник рисует похожего на себя зеваку.

Резонёр кто это

РЕЗОНЕР (франц. raisonneur, от raisonner – рассуждать), сценическое амплуа. Тип ролей, представляющий рассудочных людей, склонных к назидательным высказываниям, риторическим сентенциям и т.п.

Это амплуа в максимальной степени отражает особенности дорежиссерского, актерского театра, – не только как сценического искусства, но и одной из его главных составляющих, драматургии. Если в режиссерском театре на главную мысль, идею спектакля работают все его составляющие (актерский ансамбль, музыка, сценическое оформление, свет и т.д.), то в актерском театре существовала реальная опасность искажения основной идеи за счет неудачного (или, напротив, слишком яркого) исполнения той или иной роли. Главная мысль, «нравственный императив» автора должен быть непременно заложен в текст кого-нибудь из героев спектакля.

Развитие европейской культуры 17–18 вв. в целом сделало актуальным ее ярко выраженный морализаторский характер. На смену Возрождению, с его амбивалентной трактовкой нравственности, мощной карнавализацией действительности, пришла эпоха Просвещения, декларировавшая реставрацию высокой (даже ханжеской) морали, аскетизм, борьбу против «распущенности и нечестивости». Этим тенденциям способствовало увеличение влияния церкви на все области светской жизни. Такие особенности эпохи Просвещения весьма наглядно отразились на развитии театра, как наиболее живого, «сиюминутного» вида искусства. Практически все жанры театра того времени, будь то трагедия, мещанская драма, или комедия, так или иначе обращались к проблемам добродетели. Персонажи драматургии четко делились на «положительных» и «отрицательных»; в финале спектакля добро должно было торжествовать (в трагедии – хотя бы на уровне декларации, нравственного урока уцелевшим персонажам и, конечно, зрителям). Этот этап развития театрального искусства известен под названием классицизма.

Общие тенденции театра классицизма породили особое распространение амплуа резонера. В уста подобных персонажей драматурги имели возможность вложить моральную оценку происходящего на сцене, провозгласить гражданские и нравственные идеалы. Недаром сценическая школа классицизма, следовавшая общей эстетике этого стиля, сложилась как искусство героической декламации, приподнято-поэтического выражения чувств героя. Эта художественная традиция обусловила появление таких персонажей, как, Клеонт в Тартюфе Мольера. По сути противоречащий всей эстетике яркой, почти фарсовой, театральной комедии, резонер Клеонт становится нравственным alter ego драматурга, изобличая пороки и призывая к торжеству добродетели.

Примеры ролей резонеров можно найти практически в каждой пьесе драматургов-классицистов (Ф.Шиллер, Г.Лессинг, П.Бомарше, Г.Филдинг, Р.Шеридан и др.).

Для русского театра классическим, идеальным примером роли резонера можно считать роль Стародума в Недоросле Д.Фонвизина. В театре подобные роли зачастую определялись термином «благородный отец». Однако существовали и иные разновидности амплуа резонера: «герой-резонер», «комик-резонер», «характерный резонер».

По определению Михаила Чехова, «амплуа – категория скорее организационная, чем эстетическая». Этот принцип нашел свое отражение в Таблицах амплуа, составленных в 1922 В.Мейерхольдом, В.Бебутовым и И.Аксеновым по поручению Научного Отдела Государственных высших Режиссерских Мастерских. Определяя функции амплуа «моралиста (резонера)» как «умышленное ускорение развития действия путем введения в него норм морали», авторы предъявляют к необходимым данным актера минимальные требования: «Глубокий бас. Сложение безразлично», что фактически является признанием чисто служебного назначения подобного персонажа. В эпоху актерского театра роли резонеров традиционно считались наименее интересными.

Мейерхольд В., Бебутов В., Аксенов И. Амплуа актера. Издательство Высших Режиссерских Мастерских, М., 1922

М.Чехов. О театральном амплуа. Литературное наследие в 2-х тт. Т. 2, М., 1995

Резонер — это кто? Что такое резонерство — болезнь, психическое отклонение или особенность мышления?

Резонер — это, если объясняться простыми словами, человек, который склонен скучно и пространно рассуждать о чём-либо, не зная при этом сути того, о чем он говорит. К тому же его речи носят нравоучительный характер. В психологии это понятие толкуется более подробно и понятно, так что для полного представления следует рассмотреть и его.

Варианты толкования

Стоит отметить, что «резонер» — это многогранный термин. Например, в психопатологии он обозначает утрату способности и возможности мыслить конкретно. Резонеры не преследуют определенную цель, не используют в доводах никаких фактов и не способны делать четкие и недвусмысленные выводы.

Есть ещё один вариант толкования. Только он касается не психологии, а литературы. Герои-резонеры — это такие персонажи произведения, которые не принимают практически никакого участия в развитии сюжета или действия. Иными словами говоря, они лишь свидетели, констатирующие происходящее. Эти герои встречаются чаще всего в классическом и средневековом театрах. Однако пика популярности использование подобных персонажей достигло в период буржуазной литературы. И резонеры в таких произведения были не просто констататорами — в этих героях авторы выражали объективность и логичность, критикуя через них печальную (на тот момент) действительность. Ярким примером может стать Чацкий из произведения «Горе от ума» — именно он высказывается о проблемах государственного устройства, реально рассуждая о жизни.

Характеристика резонеров

Итак, следует подробнее рассмотреть данное понятие в психологии. Резонер — это человек, который просто не может мыслить конкретно. Зачастую его специфическое мышление сопровождается излишними эмоциями, пафосом, а также экспрессией, проявляющейся в огромных количествах. Всё это, конечно, выглядит неестественно. Высокопарность, многословие, а также витиеватость речи — это характерные черты, присущие такому человеку, которого называют «резонер». Психология и медицина трактуют это как болезнь. На самом деле так и есть. Резонерство — это один из многочисленных видов нарушения мышления. Ученые отнесли это заболевание к мотивационно-личностной группе.

Феноменология

Резонерство называют ещё словесной опухолью. Как узнать вообще, что у человека есть это нарушение? Его речь наполнена чересчур вычурными и сложными выражениями, очень абстрактными фразами, терминами, толкование которых резонер сам не разумеет, а также различными понятиями, не уместными в конкретном случае. Пожалуй, это самые узнаваемые признаки. Резонер — это человек, которому не интересна конечная мысль. Ему нравится непосредственно процесс изложения своих идей. Хотя изрекаемые им мысли трудно окрестить данным понятием. Ведь идея — это нечто конкретное, прообраз, существующий в сознании человека. У резонера такого нет, у него просто поток слов, не связанных между собой по смыслу.

Как узнать резонера?

У таких людей аморфное мышление. То есть без определенного содержания. Как узнать, что перед вами стоит резонер? Всё просто. Даже при обсуждении простых бытовых вопросов резонеру будет сложно сформулировать свои мысли. Иными словами, даже покупку макарон они будут рассматривать с точки зрения космологии или философии. Хотя на самом деле резонеры всегда выдают себя быстро. Ведь такое мышление не может не отразиться на их жизни, интересах, увлечениях и мировоззрении. Они увлекаются странными вещами, им нравится то, что нормальному, здоровому человеку кажется диким и неприемлемым. В медицине это называется метафизической интоксикацией.

Так что узнать резонера не так уж и трудно. Намного сложнее понять его и уйти от беседы с таким человеком. У людей с настолько разным мышлением просто не получится спокойно существовать рядом, даже минимальное количество времени.

Источники:
  • http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/03/20/test-po-literature-8-klass-tvorchestvo-d-i-fonvizina
  • http://kopilkaurokov.ru/literatura/testi/tiest_po_p_iesie_d_i_fonvizina_niedorosl
  • http://posmotre.li/%D0%A0%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BD%D1%91%D1%80
  • http://obrazovaka.ru/sochinenie/nedorosl/starodum-harakteristika.html
  • http://infourok.ru/test-po-komedii-fonvizina-di-nedorosl-1325616.html
  • http://lit100.ru/text.php?t=1709
  • http://resheba.me/gdz/literatura/9-klass/careva/7
  • http://resoch.ru/xarakteristika-geroev-v-komedii-nedorosl-tablica/
  • http://faneraltg.ru/rezonjor-kto-jeto/