Меню Рубрики

Кто из героев пьесы синяя птица выражает точку зрения автора

Страницы учебника: 22–37.

Цель : обсудить характеры главных героев и персонажей пьесы; выяснить, воззрения какого героя ближе всего к авторской позиции.

Оборудование : иллюстрации учащихся к первой картине.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель . Ребята, что вам понравилось, запомнилось в первой картине? Поделитесь своими впечатлениями.

III. Постановка целей урока.

Учитель . Сегодня мы продолжим знакомство с пьесой-сказкой. Нам нужно понять характеры главных героев и персонажей пьесы.

– Когда именно (месяц, число, время суток) начинается феерия? (Эта феерия, как и события «Щелкунчика» и «Ваньки Жукова», начинаются в Рождественскую ночь, то есть ночью 25 декабря. В связи с тем что именно в эту ночь (как считает христианская традиция) произошло самое настоящее чудо – рождение Иисуса Христа, то есть Бога, эта ночь считается святой и волшебной, чудесной. В эту ночь возможны самые необыкновенные чудеса.)

– Какие чудеса произошли в произведении в Рождественскую ночь? (Появилась Фея, и произошли волшебные превращения предметов.)

– Что вы можете сказать о характерах детей? Чем Тильтиль похож на свою сестренку и чем отличается от нее? (Тильтиль более смелый и решительный: он ослушался родителей и встал ночью, с готовностью согласился на путешествие, более грубый, он достаточно резко общается с сестренкой. Сходство между братом и сестрой в том, что они – совершенно не завистливые, они умеют бескорыстно радоваться празднику других детей, наслаждаться чужим счастьем.)

– Подтвердите это словами текста. («Вставай!», «Много ты понимаешь!», «Да замолчи ты!» и т. д.; он не отдает свою птицу фее: «Я ее не отдам, потому что она моя», – и это не жадность, а скорее проявление грубости, собственничества: Тильтиль не завистливый и не жадный. Более умный и зрелый, он знает, что богатые дети не голодны, что они могут есть, когда захотят, то есть из факта социальных различий умеет делать выводы.

Митиль младше. Она – робкая и наивная девочка, которая еще не понимает, какая пропасть отделяет ее и ее брата от богатых детей; ее можно назвать любознательной и доброй. Она еще слишком мала, чтобы обсуждать какие-то серьезные вещи со взрослым человеком.)

Не случайно Фея разговаривает в основном с Тильтилем и обсуждает с ним все вопросы путешествия.

– Чьи Души присутствуют в произведении? Чьи Души вам понравились? Чьи не понравились? Подтвердите отрывками из текста. (Души Караваев, Душа Огня имеют неприятный внешний вид. Душа Пса открыта, жизнерадостна, Кошка жеманна и недоверчива и т. д. Души животных и предметов отличаются не только внешне, но и по характеру, они все разные.)

– Как выглядит Фея? (Старушонка в зеленом платье и красном чепце. Она горбата, хрома, одноглаза, нос крючком, ходит с палочкой.)

– Почему у Феи Берилюны нет одного глаза? (Ответы детей.) Вспомните крестного Дроссельмейера из «Щелкунчика», у него тоже отсутствовал один глаз: только у Феи нет левого, а у крестного не было правого глаза.

– В земной мир вторгается другой мир – волшебный. Докажите это. (Приметы волшебного мира – это мир наоборот. Если для земного мира обычно быть двуглазыми, то для волшебного – одноглазыми, многоглазыми и т. д. Волшебник уже в своем внешнем облике несет приметы принадлежности к волшебному миру.)

– Почему у Феи отсутствует именно левый глаз, а у крестного – правый? (Мифологическое восприятие мира, которое отражается в волшебных сказках, делит мир строго на две части – земную и волшебную. Кроме этого, он противопоставляет все важные человеческие ориентиры: правое – левое, север – юг, восток – запад, четное число – нечетное число, квадрат – круг, мужчина – женщина, добро – зло и т. д. Правое в этой логике традиционно считалось правдой, мужским началом, и к нему же относится четное число и квадрат. Левое – вымыслом, сказкой, женским началом, и к нему относится нечетное число и круг.)

Чтобы пуститься в волшебное путешествие, нужно выйти из дома необычно, например в окно: выйти в дверь нельзя, потому что попадешь в обычный мир, в земное измерение.

– Почему алмаз на волшебной шапочке нужно повернуть справа налево, чтобы обрести истинное зрение? (По законам волшебной сказки, левое – это вымысел, волшебство. В сказке «Сивка-Бурка» Иванушка влезает в правое ухо, а выходит в левое – и происходит волшебство: он становится красавцем-удальцом. А чтобы вновь стать младшим братом, Иванушка входит Сивке-Бурке в левое ухо, а выходит из правого. В пьесе то же самое: алмаз поворачивается справа налево – из земного измерения в волшебное.)

– Почему разговор с детьми вызывает у Феи Берилюны раздражение и возмущение? Чем она недовольна? (Дети не видят истинную сущность вещей и людей – то есть самое главное в них.)

– Для чего Фея отправляет в путешествие вместе с детьми других героев? (Они случайно оказались рядом.)

Раздается сильный стук в дверь. Тильтиль в испуге поворачивает алмаз слишком быстро, стены хижины меркнут, Фея вновь становится старухой, а Огонь, Хлеб, Вода, Сахар, Душа Света, Пес и Кошка не успевают вернуться назад, в Молчание, Фея приказывает им сопровождать детей в поисках Синей Птицы, предрекая им гибель в конце путешествия. Все, кроме Души Света и Пса, не хотят идти. Тем не менее, пообещав подобрать каждому подходящий наряд, Фея уводит их всех через окно. И заглянувшие в дверь Мать Тиль и Отец Тиль видят только мирно спящих детей.

– Что такое это истинное зрение? (Оно позволяет увидеть все таким, каким оно является на самом деле.)

«Надо быть смелым, чтобы видеть скрытое», – говорит Берилюна и дает Тильтилю зеленую шапочку с алмазом, повернув который человек может увидеть «душу вещей». Как только Тильтиль надевает шапочку и поворачивает алмаз, все окружающее чудесно преображается: старая колдунья превращается в сказочную принцессу, бедная обстановка хижины оживает, появляются Души вещей.

– Где же в драме находится автор? (Автора мы «видим» в ремарках.)

– Для чего нужны авторские ремарки? Найдите их в тексте и прочитайте некоторые из них.

Автор обнаруживает свою позицию, изображая сам процесс действия, делая зрителя (или читателя) живым свидетелем происходящего: герои драмы должны характеризовать себя своими поступками, речами, вызывать в зрителе сочувствие или негодование, уважение или презрение, тревогу или смех и т. д.

– Автор живет только в ремарках? Или он высказывает свое отношение к жизни, присоединяясь к какому-нибудь из своих героев?

– К кому же автор примкнул в первой картине первого действия?

– Кто из героев является рупором авторского мнения, авторских представлений о жизни, авторской системы ценностей?

– Кто из героев в первой картине самый умный, самый знающий? (Это Фея Берилюна.)

– Кто из героев затевает это необыкновенное путешествие – за Синей Птицей, Птицей счастья? (Это Фея Берилюна.)

– Кто из героев обладает пониманием, что, кроме обыкновенного физического зрения, человек должен иметь и истинное, внутреннее зрение? (Фея Берилюна.)

– Это красивая идея (про истинное зрение)? Вам она нравится? Возможно ли, чтобы автор высказал свою заветную идею, вложив ее в уста феи? (Да, возможно. )

– Знаете ли вы другое произведение, где обсуждается проблема особого зрения, способности проникать в суть жизни? («Щелкунчик». Мари разглядела в уродливости Щелкунчика его необыкновенно богатый внутренний мир.)

– Если бы у вас было право выбора, Души каких вещей и животных вы отправили бы с детьми на поиски Синей Птицы? Почему?

– Кто вызывает у вас недоверие? Почему?

– Почему Фея Берилюна не заботится о детях? Почему она допустила к путешествию хитрую Кошку, фальшивый Сахар, трусливый Хлеб, плаксивую Воду и др.? (Фея знает, что добро всегда победит зло.)

Домашнее задание: переделать первую картину драмы в рассказ.

Методические заметки с уроков по пьесе-феерии М.Метерлинка «Синяя птица»

“К нига может быть приятным времяпрепровождением, полезным занятием, нелёгким трудом, обузой, но угодно читателю или же не угодно, она во всяком случае совершает в нём глубинную очистительную работу”. Это высказывание Вячеслава Пьецуха из книги «Русская тема. О нашей жизни и литературе» я недавно занесла в свою записную книжку, оно ободряет меня всякий раз, когда сталкиваюсь с ученическим негативизмом по отношению к книге, с нежеланием читать нечто “трудное и большое”.

Так, в учебной хрестоматии «В мире литературы» под редакцией А.Г. Кутузова многих из моих шестиклассников “испугала” феерия М.Метерлинка «Синяя птица»: сто страниц, множество необычных героев, непривычная драматическая форма — в общем, “большое и трудное”. Возможно, в таком случае нужно было бы сначала посмотреть спектакль или экранизацию, а после обсудить увиденное. Но мой выбор — сначала чтение.

Вхождение в произведение начинаем постепенно — с небольшой порции теоретических сведений: актуализировать и расширить знания об особенностях драматической формы помогают наблюдения за оформлением шмуцтитула, чтение статьи в учебнике-хрестоматии на с. 360–361 и выполнение аналитических заданий (найти общие черты эпоса и драмы, драмы и лирики; используя таблицу, указать отличительные признаки этих родов литературы).

После краткого слова об авторе произведения сразу же обращаемся к жанровому подзаголовку «Феерия в шести действиях, двенадцати картинах».

— Знакомо ли вам слова феерия, феерический? Это жанр какого рода литературы? Что вы ожидаете от произведения, написанного в жанре феерии? Пополняем словарик литературоведческих терминов: Феерия — 1) представление с фантастическим сюжетом, красочными костюмами и декорациями, с широким использованием сценических эффектов; 2) волшебство, сказочное зрелище.

Задерживаемся на перечне картин — предоставляем возможность для наблюдений и прогнозов. Ребята видят и образ дороги, по которой пойдут герои, и смешение сказочного и реального, и прописные буквы в некоторых названиях (в мире Метерлинка нет одномерных неодушевлённых понятий, у каждой вещи, явления есть своя душа, только увидеть её может не всякий), и то, что многие понятия связаны не с пространством (что было бы естественно для путешествия), а с временем.

Не менее интересен для наблюдений оказывается и список действующих лиц. Шестиклассники отмечают и необычайно большое количество персонажей (шестьдесят восемь, из них двенадцать — коллективные), пытаются разделить действующих лиц на разные группы (реальные — люди и животные, предметы и вещества; абстрактные; сказочные, фантастические). Даже возникает спор: к какой из групп отнести, например, Насморк; и вообще, как должен выглядеть этот персонаж?

Представить других героев помогает обращение к костюмам, которые описаны самим автором-драматургом.

Можно сразу же дать и задание для домашней подготовки: объединиться по два-три человека, выбрать персонаж, который хотелось бы сыграть, подготовить рассказ о нём. Подумать, какими элементами костюма и какими интонациями при чтении можно передать характер этого персонажа. (Роли для девочек: Митиль, Фея, Кошка, Душа Света, Вода, Молоко; роли для мальчиков: Тильтиль, Пёс, Хлеб, Сахар, Огонь.)

Теперь пора поразмышлять над названием.

— Так много действующих лиц в предложенном автором списке, а одного персонажа как будто бы не хватает. Какого? (Заглавного — догадываются дети.) И опять веер предположений: почему в списке дейст­вующих лиц отсутствует заглавный персонаж?
И вообще: почему птица синяя, разве такие бывают? Оживляет обсуждение такая информация: в языке оригинала слово bleu не различает оттенки голубой и синий. Современник М.Метерлинка, великий русский поэт начала ХХ века А.А. Блок сомневался в правильности перевода: “…цветок голубой, небо голубое, волшебное царство голубое (или лазурное — у Тургенева), и дымка, в которую закутана вся метерлинковская сказка и всякая сказка, говорящая о недостижимом, — голубая, а не синяя” 1 .

После урока уже не нужно давать наказ — читайте! Шестиклассникам самим хочется проверить высказанные на уроке гипотезы.

Следующий урок начинается с небольшой разминки — работы с литературоведческими терминами. Предлагается задание.

— Перед вами три литературоведческих термина: диалог, монолог, ремарка. Что между ними общего? Какое из них лишнее? (Ремарка — в драматическом произведении: пояснение автора к тексту, касающееся обстановки, поведения действующих лиц, их внешнего вида.) В драматическом произведении автор проявляет себя именно в ремарках, поэтому ремарки мы читаем особенно внимательно.

Комментируем ремарку к картине 1-й, определяем тип речи (описание места действия: где что находится); выясняем, какое впечатление производит описание помещения; что можно сказать о тех, кто здесь живёт?

Двое учеников, выбравших для себя роли Тильтиля и Митиль, читают (разыгрывают) диалог — разговор детей, с которого начинается действие пьесы. Заостряем внимание слушателей.

— Случайно ли, что первые реплики детей о времени?

(Время действия — ночь перед Рождеством. Это особое время, в которое, по преданиям, злые силы последний раз вступают в борьбу с добрыми.)

Шестиклассникам предоставляется право оценить исполнителей ролей, а также сделать выводы о характерах героев пьесы. В процессе обсуждения заполняем сравнительную таблицу (cм. внизу страницы).

— А сочувствует ли детям автор? Как мы об этом догадались?

И вновь работаем с литературоведческими терминами.

— Прочитайте записанные на доске слова: экспозиция, завязка, перипетия. Значения каких слов вам известны? Что такое экспозиция? Согласны ли вы с тем, что разговор Тильтиля и Митиль — это экспозиция пьесы?

(Это так, потому что именно из этого разговора читатель (зритель) узнаёт о времени и обстоятельствах действия, может судить о характерах главных героев.) Что такое завязка? Появление какого персонажа становится завязкой действия пьесы-феерии? (О Фее рассказывают девочки, выбравшие эту роль, а после отвечают на вопросы одноклассников и учителя. Например, в чём необычность Феи в этой пьесе? Что Фея просит у детей, что предлагает им? Почему Фея говорит Тильтилю, что он ничего не видит? Что значит видеть в понимании Феи и автора?)

— Что такое перипетия?

Знакомимся с новым литературоведческим термином, шестиклассники записывают в терминологиче­ские словарики значение слова.

(Перипетия — внезапные изменения, повороты в судьбе героя/героев.)

— С какого момента начинаются перипетии в пьесе-феерии М.Метерлинка?

(С момента, когда Тильтиль надевает зелёную шапочку и поворачивает алмаз).

— Какие новые персонажи появляются в пьесе? Как они выглядят при первом появлении, как ведут себя в экстремальной ситуации?

Читайте также:  Семья с точки зрения социального института семьи

Слушаем ответы учащихся, подготовивших на основе ремарок и реплик рассказы о персонажах.

Тильтиль

Митиль

Решительность, готовность к действию, к нарушению правил:

“Мы сейчас откроем ставни”

Робость, опасливость, боязливость, готовность следовать правилам:

“Нам это не разрешается”

“А разве можно?”

Стремление к лидерству:

Захватил один всю скамью.

Готовность уступать, слушаться:

“Я тебя не трогаю”

Доброта, отсутствие зависти, умение радоваться чужому счастью “И они смеются, смеются!”

“А мне — четырежды двенадцать! Но я с тобой поделюсь…”

“Ах, какие ж они красивые!”

(1. Хлеб (или Души Караваев). 2. Огонь. 3. Пёс. 4. Кошка. 5. Душа Воды. 6. Душа Молока. 7. Душа Сахара. 8. Душа Света.)

Делаем общий вывод, что души вещей ведут себя в соответствии со своей формой. Здесь при желании можно поговорить с ребятами о связи внешнего и внутреннего в жизни, а может быть, и о содержательности формы в литературе.

Учебная беседа завершается вопросами.

— Где оказываются герои после того, как они покинули дом? Как меняется их облик?

— Можем ли мы предположить, кто из душ предметов и животных станет другом и помощником детей, а кто будет мешать им? Почему?

Объявляется домашнее задание. Итак, в поисках Синей Птицы дети отправляются в путешествие по сказочным мирам. Вы будете выполнять задание по группам. Каждой группе нужно будет подготовить рассказ о сказочной стране, в которой оказались герои пьесы феерии.

Задание для работы в группе

Задача вашей группы — представить (указывается название: Страна Воспоминаний, Дворец Ночи, Лес, Кладбище, Сады Блаженств, Царство Будущего — и страницы).

1. Расскажите, как выглядит эта сказочная страна и кто её населяет? Нарисуйте иллюстрации.

2. Кратко расскажите, какие испытания ожидали героев в этой сказочной стране.

  • Кто и как мешает героям найти Синюю Птицу?
  • Какие качества пришлось проявить героям, чтобы выдержать все испытания?
  • Что нового узнали герои, побывав в этой стране? Какой жизненный урок получили?

3. Инсценируйте небольшой законченный фрагмент из этой картины. Объясните ваш выбор.

4. Поразмышляйте: почему именно в этой стране герои пьесы-феерии ищут Синюю Птицу? Удалось ли им поймать её? Как вы думаете, почему?

С ледующий урок начинается с такого задания: записать тему «Путешествие героев по сказочным мирам» и определить цели этого путешествия для Тильтиля и Митиль. В процессе обсуждения выясняется, что героям не просто нужно найти и принести фее Берилюне Синюю Птицу, которая является символом счастья, за время путешествия они должны понять, что такое счастье и как его можно достичь.

Следующее задание для учащихся — определить их собственные цели в этом путешествии, которое они совершат вместе с героями пьесы-феерии. Оказывается, шестиклассникам тоже хочется понять, что такое счастье и каковы пути его достижения.

Тогда перед ними ставится задача — составить маршрут этого путешествия, оформив его в виде таблицы.

Сказочный мир

В чём может заключаться счастье?

Ваше мнение: да или нет? Почему?

Страна Воспоминаний Счастье — в воспоминаниях Дворец Ночи Счастье — в мечтах Лес Счастье — в жизни на лоне природы, вдали от цивилизации Кладбище Счастье — в смерти, несущей освобождение от горя, тягот, бедствий Сады Блаженств Счастье — в удовольствиях Царство будущего Счастье — в будущем

Таблица заполняется постепенно; после выступления каждой группы (по заданию карточки) в процессе коллективного обсуждения формулируется ответ на вопрос “В чём заключается счастье?” в виде тезиса-предположения, который записывается во вторую колонку таблицы. А потом каждый учащийся письменно выражает своё мнение по этому тезису, подбирая доказательства-размышления на основе читательских впечатлений и собственного жизненного опыта.

Размышления детей над вопросами оказались своеобразным психологическим тестом. Вот некоторые из их ответов.

1) Счастье — в воспоминаниях?

Нет, потому что там нет развлечений, там ничего не изменяется. (Гриша Ш.)

Нет, потому что счастье — это что-то живое. (Дима А.)

Нет, когда ты о чём-то вспоминаешь, тебе становится грустно. (Иван А.)

Нет, я думаю, что для счастья одних воспоминаний недостаточно. (Саша П.)

Нет, потому что воспоминание — короткий миг. Для счастья этого мало. (Аня Е.)

Нет, но если кого-то близкого вспоминаешь становишься на время счастливым. Птица полиняла, потому что воспоминания не вечны. (Настя П.)

Да, потому что мы вспоминаем то, что чем-то нам запомнилось, и начинаем улыбаться. Это прекрасно. (Наташа М.)

2) Счастье — в мечтах?

Нет, не стоит жить в мечтах, забывая о реальном мире. (Иван А.)

Нет. Я думаю, мечтать-то хорошо, но мечты очень легко “убить”, а когда их убивают, становится больно! (Света Т.)

И да, и нет. Ведь невозможно видеть жизнь только в розовом цвете, живя одними мечтами, но если забрать у человека мечты, жизнь станет безрадостной. (Саша П.)

И да, и нет. Нет, потому что надо жить реальностью, да, потому что в мечтах можно делать всё. (Антон В.)

Мечты могут перенести нас куда угодно и сделать что угодно, но большинство мечтаний несбыточно. (Алёша Г.)

Пустыми мечтами не проживешь. (Семён Н.)

3) Счастье — в жизни на лоне природы, вдали от цивилизации?

Да, я думаю, что это так, потому что человек родился в природе, надеюсь, что и умрёт там. (Антон В.)

Нет, так как человек не может быть счастливым без особых удобств. (Николай Г.)

Нет, потому что плохо жить вдали от всех: ни с кем не поговорить, не порадоваться, не поделиться впечатлениями. (Дима А.)

Нет. Иногда природа не только радует, но и разрушает. (Наташа М.)

Нет, без цивилизации ты не человек. (Иван А.)

4) Счастье — в смерти, несущей освобождение от горя, тягот, бедствий?

Да, я думаю, что это так, потому что, когда ты умрёшь, твоя душа наконец-то освободится и ты избавишься от горя и печали, ненависти и несчастья. (Антон В.)

Да, потому что лучше умереть, чем мучиться. (Павел Г.)

Нет, быть живым лучше, видеть всё наяву, а быть мёртвым, это всё равно быть без тела, ничего не чув­ствовать. (Гриша Ш.)

Нет, потому что смерть лишает жизни, а без жизни нет и счастья. (Николай Г.)

Нет. Я считаю, что человек просто убегает от бедствий, невзгод и т.д. Это всё надо пережить, прочувствовать, как бы тяжело это ни было. Нельзя уходить. Надо жить и чувствовать. (Света Т.)

Нет, потому что для тебя это, может быть, и счастье, но для других это будет несчастье. (Иван А.)

Нет, потому что люди должны познать земное счастье и научиться любить, жить ради других, творить любовь. (Дима А.)

Нет. Потому что смерть не всегда спасает человека, в другой жизни может быть хуже. (Валерия З.)

Нет, потому что жить — это прекрасно и помимо плохого в жизни ещё очень много хорошего. (Саша П.)

Смерть — это горе. Но если умирает враг — это счастье. (Настя П.)

Смерть — это горе для тех, кто не умер, остался жить. Есть лучшие пути найти счастье. (Семён Н.)

Смерть — это горе для тех, у кого умерли близкие. (Женя З.)

Нет, нет, нет. Счастье — это не смерть. Умереть — это всё, конец, ничего не будет, это конец всему, это ужас, это кошмар. Счастье не смерть. Счастье — жизнь! (Наташа М.)

5) Счастье — в удовольствиях?

Нет. Блаженства надоедают, нельзя жить в вечном блаженстве, они останавливают развитие, удовольствий должно быть в меру. (Семён Н.)

Удовольствия иногда приводят к ужасному. (Света Т.)

Удовольствия вскоре утомляют и надоедают. Они опасны. (Настя П.)

Удовольствия делают человека корыстным, чванливым, пренебрегающим всем. Истинное счастье — делать добро другим людям. (Саша П.)

Нет. Потому что удовольствия поначалу, а потом надоедает ничего не делать, ничего не знать. (Наташа М.)

Нет, если ты всё время ешь и спишь, то это не счастье, а лень, и её надо преодолевать и жить полной жизнью. (Дима А.)

Удовольствия — это не настоящее счастье. Оно может погубить. Даже от излишней материнской любви может испортиться ребёнок. (Аня Е.)

Нет, удовольствия бывают короткими, а счастье должно быть повседневно и существовать всегда. (Валерия З.)

6) Счастье — в будущем?

Мне кажется, что это зависит от человека, как он “построит себе дорогу”, как будет трудиться, стараться, такое его ждёт и будущее. (Света Т.)

Нет. Будущее — это тайна, неизвестность. (Валерия З.)

Будущее даёт нам надежду, ведь мы не знаем, что нас ждёт. Мы только надеемся на хорошее. (Катя Л.)

Лучше жить настоящим, наслаждаться жизнью, а если ты вдруг узнаешь, что ты скоро умрёшь, ты станешь замкнутым, станешь бояться и перестанешь жить. (Дима А.)

Мы не знаем, что будет дальше, мы надеемся, но может быть и хуже… (Наташа М.)

Я считаю, что для кого как. Кого-то в будущем ждёт счастье, а кого-то нет. Всё равно будущее даёт нам надежду на то, что мы в нём будем по-настоящему счастливы. (Саша П.)

Будущее будет таким, каким его сделают живущие. (Семён Н.)

Да. Если ты что-то планируешь, а в будущем это исполняется — это счастье. (Настя П.)

К огда все группы выступили и заполнение таблицы закончено, учащимся предлагается оглянуться на долгий пройденный путь и письменно поразмышлять над вопросами: “Что было для вас новым, неожиданным, интересным за время этого путешествия? Какой жизненный урок вы получили?”

Вот выводы, к которым пришли дети.

Я получила такой жизненный урок: я поняла, что нужно проявить смелость, терпеливость, или ничего не получится, когда ты к чему-то стремишься. (Юля Л.)

Я узнал, что счастье — это не удовольствия. (Николай Г.)

Меня эта феерия многому научила. Надо жить тем, что есть, как бы тяжело ни было. У каждого в жизни есть плохое и есть хорошее. Надо пережить всё, что бы ни было. Но стараться стремиться к лучшему. (Света Т.)

Надо радоваться счастью других, доверять и помогать ближнему. И никогда не надо держать зла на человека. А счастье — в жизни, жизнь — это счастье. (Егор С.)

Я поняла, что счастье не в блаженствах, не в смерти, ни в чём-либо другом, для меня счастье — это ЖИЗНЬ! (Наташа М.)

Я узнала, что в местах, которые раньше я считала счастливыми, — не было птицы счастья. Что за алчными блаженствами кроется зло и на каждое Царство Будущего непременно есть кто-то такой, как Время. Я считаю, что счастье у каждого разное. (Саша П.)

Я разобралась, в чём счастье. Всё, про что я думала, что это счастье (удовольствия, воспоминания и т.д), оказалось не то. Просто нужно жить. Ну а что ты получишь, тем и будь счастлив. (Аня Е.)

К завершающему занятию даётся такое домашнее задание: перечитать последнее шестое действие и самим составить вопросы, на которые интересно было бы искать ответы всем вместе на уроке.

Эти придуманные детьми и выстроенные в определённой логике вопросы позволили нам поразмышлять о том, как проявляются в феерии М.Метерлинка мотивы возвращения, превращения, преображения, а также времени и сна. Особенно интересным стал обмен мнениями после чтения кульминационного эпизода: герои всё же нашли Синюю Птицу, но не на путях скитаний, а дома — под родным и убогим кровом. Так, может быть, они напрасно отправились в путешествие на поиски Синей Птицы?

(Герои изменились, и изменилось всё вокруг них: красивее стал родительский дом, ведь они научились видеть не явную, а скрытую красоту, стали понимать сущность — душу предметов и животных.)

А вот развязка пьесы оказалась столь же ускользающей, как и сама Синяя Птица, не получалось однозначных ответов на вопросы: “Можно ли поймать Синюю Птицу? Существует ли она?” Поэтому оказались востребованы мысли, высказанные в статье А.А. Блока
«О “Голубой Птице”» Метерлинка: “Дети не потеряли надежду отыскать эту птицу; то есть они не потеряли надежду найти счастье, потому что Голубая Птица — это счастье, которое улетает, однако же в самой погоне за счастьем, улетающим, когда за ним гонятся, есть много чудесного, изумительного, праздничного, увлекательного… Может быть, в этой чудесной погоне за счастьем и заключается само счастье?”

— “Достижимо ли счастье?” — как на этот вопрос отвечает пьеса?

“…Счастья нет, счастье всегда улетает, как птица, говорит сказка, и сейчас же сказка говорит нам другое: счастье есть, счастье всегда с нами, только не бойтесь его искать. И за этой двойной истиной, неуловимой как сама Голубая Птица, трепещет поэзия, волнуется на ветру её праздничный флаг, бьётся её вечно юное сердце. Эта истина уловима для тех, у кого есть фантазия”.

Безусловно, каждый сам даст свой ответ на этот сакраментальный вопрос, что такое счастье и как его достичь. Ну а учительское счастье, наверное, — это когда благодаря магии книги совершается чудесное превращение: “большое и трудное” преображается в “захватывающее и запоминающееся”. Именно так уже после летних каникул в традиционных сентябрьских анкетах написали о феерии М.Метерлинка «Синяя птица» подросшие читатели.

1 Не забудем только, что со словом “голубой” теперь надо быть осторожными, особенно в детской и подростковой аудитории (см.: «Трибуна». 2007. № 17). — Прим. ред.

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

Художественные особенности пьесы «Синяя птица»

Художественные особенности пьесы “Синяя птица” определяет уже сам жанр пьесы-феерии, в символике которой четко прослеживаются оптимистичные тенденции — вера в лучшую судьбу человека, в будущее. Исключительная наблюдательность автора, умение видеть окружающие среда в непривычной окраске помогли ему создать широкое и гуманистично насыщенное литературное полотно. Новое весомое слово Г. Метерлинка в его драме — это и ее бесспорный оптимизм, и невероятно богатая разноцветная палитра. Вследствие этого создается впечатление о подвижных и пестрых группах путешественников и, сказать бы, постоянных жителей, которые находятся вне современности и действуют в сказочных эпично-пространственных и хронологически не определенных границах “настоящего” жизни.

Читайте также:  Как называются цветные линзы для зрения

Вопреки сказочному характеру и гуманистическому направлению, произведению присуще еще и глубокое философское насыщение простого и по-человечески доброго повествования, в котором постоянно осуществляется осознание сложного через простое, высокого через будничное. Философское содержание поиска счастья раскрывается автором с помощью определенных, характерных для философии категорий, тем и мотивов времени, бытия, сна, дороги и т.п..

Одной из важнейших философских категорий есть категория времени. В пьесе “Синяя птица” символом жизни является движение часового маятника.

Его остановка означает физическую смерть. Часы в избушке умерших дедушки и бабушки давным-давно остановились. Развития этого положения автор посвящает целую картину пребывания детей на кладбище. Дети не находят здесь мертвецов — вместе с тем из разрытых могил появляются целые снопы цветов. Эта картина, кроме ее символичности и основной функциональной нагрузки, есть еще и свидетельством изменений художественного мировоззрения Г.Метерлинка: полный отход от изображений ощущения смерти, характерных для его творчества 1го периода. В потустороннем время не имеет значения для его жителей, ведь там, в “настоящем” жизни, нет смерти. Но часы даже с поломанной стрелкой (символ отсутствия времени) снова начинает свой бег, только что в потустороннем появляются живые Тильтиль и Митиль. Для них жизнь продолжается.

И они должны найти в ней собственно, только им понятное счастье, символом которого является Синяя птица. Автор будто старается убедить зрителя в том, что время тесно связано с жизнью и поиском счастья. Все подвластно только Времени, лишь оно имеет право постепенно расставлять все точки над “и” в современной жизни и в истории. Это же именно утверждает и собственно Время в Царстве Будущего.

С поиском счастья связана и тема сна. Разные ее вариации (например, “вещие сны” ) известные еще с литературных памяток седой давности. “Только во сне человек может быть счастливым”, — до такого вывода доходит Сихизмундо — персонаж драмы “Жизнь — это сон” испанского драматурга XVII ст. Г. Кальдерона. Но он находится в тюрьме, где с ним проводят своеобразный эксперимент, после которого счастьем жизни он начинает считать состояние сна. Кроме того, Сихизмундо — наследственный княжич. Его представление о счастье — это понимание его как власти со всеми ее удовлетворениями и атрибутами.

Г. Метерлинк развивает эту мысль по-своему. Сон для бедных детей — это также утешение и утеха жизни, но их счастье совсем другого качества. Во сне они могут снова увидеться с дорогими братцами и сестричками, попасть на угощение, попробовать лакомства, о котором в действительности они только мечтают. Только во сне, в гостях у бабушки и дедушки Тильтиль ест вкусный борщ с капустой, который в реальной жизни ему приходится пробовать очень редко. Во сне существуют реально все моральные инвективы Счастья.

Автор распределяет их на две категории. В Саду Блаженств, куда попадают дети, есть Самые сытые Блаженства, которые символизируют отталкивающие человеческие недостатки: Блаженство быть Богатым, быть Владельцем, Ничего Не Делать, Спать Больше, чем Нужно, Блаженство Ничего Не Понимать и т.п.. В лучике Души Света все они оказываются никчемными и жалкими. Но есть и настоящие Блаженства: Быть Здоровым, Дышать Воздухом, Любить Родителей, Дождя, Голубое Небо, Зимний Костер и многое другое. Рядом с ними находится Большая Радость — Завершенной Работы, Созерцать Прекрасное, Любить, Быть Справедливым. Одной из наибольшей радости есть Радость Материнской Любови. Группу положительной Радости и Блаженств Метерлинк, кажется, готов расширять до бесконечности. Главное, утверждает автор, это научиться их понимать.

Несмотря на короткое время хода действия произведения (с вечера до утра на следующий день), пьеса Г. Метерлинка создает впечатление широкой, почти эпической картины “настоящей” (потусторонней) жизни. В этом плане собственную функциональную нагрузку имеют и ее элементы, например, количество персонажей. их в произведении на неполную сотню страниц аж 67. (Для сравнения — в четырехтомной эпопее Л. Толстого персонажей около 300). Для создания ощущения эпичности Душа Света даже условно расширяет границы времени. События происходят в Рождественскую ночь и это дает ей возможность утверждать, что странствие продолжалось круглый год.

Вместе с людьми сказочной страной, созданной богатой фантазией драматурга, странствуют шумные Кот и Пес, лелеют коварные намерения Звери и Деревья, человеческие черты и подобие поучают Души Света и Ночи. Персонажей пьесы довольно легко охарактеризовать.

Тильтиль и Митиль по-детски непосредственные, доверчивые и наивные (припомним хотя бы упрощенное объяснение Тильтилем причины, почему к ним на Рождество не придет Санта Клаус). Вместе с тем они имеют богатое воображение — именно в нем рождается сказка о пребывании в волшебной стране и даже в Царстве Будущего. Дети не боятся Души Ночи и ее царства, смело вступают в бой со вражескими силами потустороннего. Но они же обнаруживают чуткость к больной девочке. Тильтиль не просто сочувствует чужому горю, он дарит девочке свою птицу, горличку, которая была частью его собственного счастья.

Души ведут себя так, как люди: в неуверенной ситуации Огонь суетится, будто сумасшедший, один из хлебов, не найдя для себя места в кадке, рыдает и голосит. Довольно выразительными в сказке есть отношения между Тилеттою и Тело. Правда, это еще и проявление естественных отношений между кошкой и собакой. Несмотря на некоторую статичность отдельных образов, Тилетта показана в развитии -она оказывается двуликой. С одной стороны, она любит детей и заявляет об этом, но с примечанием: “Я люблю вас обеих столько, сколько вы того заслуживаете”. И вдобавок она выступает в роли своеобразного пластуна, который действует в пользу Духов потустороннего. Недоверие растительного и животного мира к людям подчеркивает их общий естественный антагонизм, который был заметным уже во времена Г. Метерлинка.

Отсутствие глубоких словесных характеристик персонажей заменяет детальным описанием их одежды. Больше того, Метерлинк делает зрителей будто участниками сказочных преобразований — персонажи переодеваются в процессе самого спектакля. Это своеобразное средство, что должно вызвать у человека определенные ассоциации и аналогии, а затем помочь зрителю и читателю раскрыть и дополнить характеры персонажей своими силами.

Появление пьес Г. Метерлинка вместе с творчеством Г. Ибсена, Б. Шоу, А.П. Чехова удостоверила, что жанр драмы переживал в Европе новый подъем. Подобно к братьям по перу, Г. Метерлинк имел новые оригинальные идеи и успешно реализовывал их в своем творчестве, стараясь ослабить общественные нелады, которые, вытекая на поверхность, были предметом научных и литературно-общественных дискуссий, философских раздумий. В Г. Метерлинка есть еще одна пьеса-феерия — “Помолвка”. Она также о поисках счастья и есть будто продолжением и новым вариантом “Синей Птицы”.

Кроме пьес, Г. Метерлинк написал немало философских и природоведческих трактатов: “Жизнь пчел” (1901), “Ум цветов” (1907), “Жизнь мурашек” (1930). 1911 года автор этих произведений был удостоен Нобелевской премии.

Не весьма проникаясь на практике проблемами общества в их практическом смысле, символисты переживали состояние растерянности, вызванной активностью научного и общественного развития из позиций общечеловеческого бытия в сферу его индивидуального понимания и выражения. Значительная часть общества потеряла веру в счастливое решение спешных проблем и находилась (уже в который раз за историю человечества!) в ожидании Армагеддона. На этом проблема счастья решалась Г. Метерлинком с точки зрения человека, который верит, что счастье может и не иметь внешних материальных проявлений. Счастье категория весьма специфическая. Герои его пьесы не нашли ожидаемой Синей птицы, но они поняли его сущность. Счастье в самой жизни, а именно жизнь — это вечный поиск счастья. После знакомства с пьесами Г. Метерлинка ощущение близкого Армагеддона исчезает. Конец мира переносится в неопределенность.

кто из героев пьесы синяя птица наш взгляд выражает точку зрения автора что такое счастье, по мнению метерлинка ?ответ обоснуйте.

Помогите пожалуйста очень надо.

Счастье в том, чтобы дарить счастье. В конце концов герои произведения понимают, что счастье всегда было рядом, просто иногда нужно его увидеть.
На мой взгляд, ответ на вопрос «что такое счастье» дает ни фея, ни Мать Тиль, а сами Титиль и Митиль, когда сами видят, как счастлива девочка. И оно сходится с мнением автора — счастье в том, что вокруг нас, что все это есть и это уже счастье.

Я писатель-мыслитель, увы, проще написать не могла))

Другие вопросы из категории

помогите пожалуйста очень срочно нужно краткое содержание этой книги зарание спасибо

Читайте также

1)Как называется последняя повесть романа?

2)Сколько повестей в журнале Печорина?

3)Чей это портрет:». рожа у него была самая разбойничья:маленький,сухой,широкоплечий. А уж ловок был,как бес! Бешмет всегда изорванный,в заплатках,а оружие в серебре»?

4) Закончите фразу. «Герой нашего времени»,милостивые государи мои,точно портрет,но не одного человека:это портрет,составленный из пороков. «.

5) Допишите название повести. Контрабандист Янко, «ундина»,слепой мальчик-это герои .

6) Что уронил Грушницкий у колодца,чтобы привлечь внимание Мэри?

7) Почему Печорин стал ухаживать за княжной Мэри?

8) С кем стрелялся Печорин на дуэли?

9)Что обозначает название повести «Фаталист»?

10) Кто передал автору журнал Печорина?

11) За что Максим Максимыч обиделся на Печорина?

12) Кого любила Вера?

13) Кто из героев романа поет песню: «Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены»?

14) Были ли знакомы Максим Максимыч и княжна Мэри?

15) «. эти господа,вероятно,второпях,забыли положить пулю в мой пистолет. » Чей пистолет во время дуэли оказался не заряжен?

Художественные особенности пьесы «Синяя птица»

Художественные особенности пьесы «Синяя птица» определяет уже сам жанр пьесы-феерии, в символике которой четко прослеживаются оптимистичные тенденции — вера в лучшую судьбу человека, в будущее. Исключительная наблюдательность автора, умение видеть окружающие среда в непривычной окраске помогли ему создать широкое и гуманистично насыщенное литературное полотно. Новое весомое слово Г. Метерлинка в его драме — это и ее бесспорный оптимизм, и невероятно богатая разноцветная палитра. Вследствие этого создается впечатление о подвижных и пестрых группах путешественников и, сказать бы, постоянных жителей, которые находятся вне современности и действуют в сказочных эпично-пространственных и хронологически не определенных границах «настоящего» жизни.

Вопреки сказочному характеру и гуманистическому направлению, произведению присуще еще и глубокое философское насыщение простого и по-человечески доброго повествования, в котором постоянно осуществляется осознание сложного через простое, высокого через будничное. Философское содержание поиска счастья раскрывается автором с помощью определенных, характерных для философии категорий, тем и мотивов времени, бытия, сна, дороги и т.п..

Одной из важнейших философских категорий есть категория времени. В пьесе «Синяя птица» символом жизни является движение часового маятника.

Его остановка означает физическую смерть. Часы в избушке умерших дедушки и бабушки давным-давно остановились. Развития этого положения автор посвящает целую картину пребывания детей на кладбище. Дети не находят здесь мертвецов — вместе с тем из разрытых могил появляются целые снопы цветов. Эта картина, кроме ее символичности и основной функциональной нагрузки, есть еще и свидетельством изменений художественного мировоззрения Г.Метерлинка: полный отход от изображений ощущения смерти, характерных для его творчества 1го периода. В потустороннем время не имеет значения для его жителей, ведь там, в «настоящем» жизни, нет смерти. Но часы даже с поломанной стрелкой (символ отсутствия времени) снова начинает свой бег, только что в потустороннем появляются живые Тильтиль и Митиль. Для них жизнь продолжается.

И они должны найти в ней собственно, только им понятное счастье, символом которого является Синяя птица. Автор будто старается убедить зрителя в том, что время тесно связано с жизнью и поиском счастья. Все подвластно только Времени, лишь оно имеет право постепенно расставлять все точки над «и» в современной жизни и в истории. Это же именно утверждает и собственно Время в Царстве Будущего.

С поиском счастья связана и тема сна. Разные ее вариации (например, «вещие сны» ) известные еще с литературных памяток седой давности. «Только во сне человек может быть счастливым», — до такого вывода доходит Сихизмундо — персонаж драмы «Жизнь — это сон» испанского драматурга XVII ст. Г. Кальдерона. Но он находится в тюрьме, где с ним проводят своеобразный эксперимент, после которого счастьем жизни он начинает считать состояние сна. Кроме того, Сихизмундо — наследственный княжич. Его представление о счастье — это понимание его как власти со всеми ее удовлетворениями и атрибутами.

Г. Метерлинк развивает эту мысль по-своему. Сон для бедных детей — это также утешение и утеха жизни, но их счастье совсем другого качества. Во сне они могут снова увидеться с дорогими братцами и сестричками, попасть на угощение, попробовать лакомства, о котором в действительности они только мечтают. Только во сне, в гостях у бабушки и дедушки Тильтиль ест вкусный борщ с капустой, который в реальной жизни ему приходится пробовать очень редко. Во сне существуют реально все моральные инвективы Счастья.

Автор распределяет их на две категории. В Саду Блаженств, куда попадают дети, есть Самые сытые Блаженства, которые символизируют отталкивающие человеческие недостатки: Блаженство быть Богатым, быть Владельцем, Ничего Не Делать, Спать Больше, чем Нужно, Блаженство Ничего Не Понимать и т.п.. В лучике Души Света все они оказываются никчемными и жалкими. Но есть и настоящие Блаженства: Быть Здоровым, Дышать Воздухом, Любить Родителей, Дождя, Голубое Небо, Зимний Костер и многое другое. Рядом с ними находится Большая Радость — Завершенной Работы, Созерцать Прекрасное, Любить, Быть Справедливым. Одной из наибольшей радости есть Радость Материнской Любови. Группу положительной Радости и Блаженств Метерлинк, кажется, готов расширять до бесконечности. Главное, утверждает автор, это научиться их понимать.

Несмотря на короткое время хода действия произведения (с вечера до утра на следующий день), пьеса Г. Метерлинка создает впечатление широкой, почти эпической картины «настоящей» (потусторонней) жизни. В этом плане собственную функциональную нагрузку имеют и ее элементы, например, количество персонажей. их в произведении на неполную сотню страниц аж 67. (Для сравнения — в четырехтомной эпопее Л. Толстого персонажей около 300). Для создания ощущения эпичности Душа Света даже условно расширяет границы времени. События происходят в Рождественскую ночь и это дает ей возможность утверждать, что странствие продолжалось круглый год.

Читайте также:  Какие лампы менее вредны для зрения

Вместе с людьми сказочной страной, созданной богатой фантазией драматурга, странствуют шумные Кот и Пес, лелеют коварные намерения Звери и Деревья, человеческие черты и подобие поучают Души Света и Ночи. Персонажей пьесы довольно легко охарактеризовать.

Тильтиль и Митиль по-детски непосредственные, доверчивые и наивные (припомним хотя бы упрощенное объяснение Тильтилем причины, почему к ним на Рождество не придет Санта Клаус). Вместе с тем они имеют богатое воображение — именно в нем рождается сказка о пребывании в волшебной стране и даже в Царстве Будущего. Дети не боятся Души Ночи и ее царства, смело вступают в бой со вражескими силами потустороннего. Но они же обнаруживают чуткость к больной девочке. Тильтиль не просто сочувствует чужому горю, он дарит девочке свою птицу, горличку, которая была частью его собственного счастья.

Души ведут себя так, как люди: в неуверенной ситуации Огонь суетится, будто сумасшедший, один из хлебов, не найдя для себя места в кадке, рыдает и голосит. Довольно выразительными в сказке есть отношения между Тилеттою и Тело. Правда, это еще и проявление естественных отношений между кошкой и собакой. Несмотря на некоторую статичность отдельных образов, Тилетта показана в развитии -она оказывается двуликой. С одной стороны, она любит детей и заявляет об этом, но с примечанием: «Я люблю вас обеих столько, сколько вы того заслуживаете». И вдобавок она выступает в роли своеобразного пластуна, который действует в пользу Духов потустороннего. Недоверие растительного и животного мира к людям подчеркивает их общий естественный антагонизм, который был заметным уже во времена Г. Метерлинка.

Отсутствие глубоких словесных характеристик персонажей заменяет детальным описанием их одежды. Больше того, Метерлинк делает зрителей будто участниками сказочных преобразований — персонажи переодеваются в процессе самого спектакля. Это своеобразное средство, что должно вызвать у человека определенные ассоциации и аналогии, а затем помочь зрителю и читателю раскрыть и дополнить характеры персонажей своими силами.

Появление пьес Г. Метерлинка вместе с творчеством Г. Ибсена, Б. Шоу, А.П. Чехова удостоверила, что жанр драмы переживал в Европе новый подъем. Подобно к братьям по перу, Г. Метерлинк имел новые оригинальные идеи и успешно реализовывал их в своем творчестве, стараясь ослабить общественные нелады, которые, вытекая на поверхность, были предметом научных и литературно-общественных дискуссий, философских раздумий. В Г. Метерлинка есть еще одна пьеса-феерия — «Помолвка». Она также о поисках счастья и есть будто продолжением и новым вариантом «Синей Птицы».

Кроме пьес, Г. Метерлинк написал немало философских и природоведческих трактатов: «Жизнь пчел» (1901), «Ум цветов» (1907), «Жизнь мурашек» (1930). 1911 года автор этих произведений был удостоен Нобелевской премии.

Не весьма проникаясь на практике проблемами общества в их практическом смысле, символисты переживали состояние растерянности, вызванной активностью научного и общественного развития из позиций общечеловеческого бытия в сферу его индивидуального понимания и выражения. Значительная часть общества потеряла веру в счастливое решение спешных проблем и находилась (уже в который раз за историю человечества!) в ожидании Армагеддона. На этом проблема счастья решалась Г. Метерлинком с точки зрения человека, который верит, что счастье может и не иметь внешних материальных проявлений. Счастье категория весьма специфическая. Герои его пьесы не нашли ожидаемой Синей птицы, но они поняли его сущность. Счастье в самой жизни, а именно жизнь — это вечный поиск счастья. После знакомства с пьесами Г. Метерлинка ощущение близкого Армагеддона исчезает. Конец мира переносится в неопределенность.

Урок литературы. «Дорога к счастью» (по пьесе М.Метерлинка «Синяя птица»)

за привлеченного слушателя на курсы профессиональной переподготовки

Тема. «Дорога к счастью » (по пьесе М.Метерлинка «Синяя птица»)

Тип урока . Урок обобщения и систематизации знаний.

Проанализировать идейное содержание пьесы, повторить и закрепить теоретические сведения о драматическом роде литературы.

формировать умение осмысленно выделять жизненные ценности, обсудить понимание счастья учениками 6 класса.

активизировать самостоятельную деятельность учащихся, развивать навыки творческого чтения;

показать, что пьеса учит нас дорожить тем, что у нас есть, видеть и находить счастье рядом с собой и ценить его. Убедить учащихся в том, что к счастью ведёт дорога добра, сочувствия, взаимопонимания.

Праздничная елка, новогодние гирлянды;

Доска: портрет писателя, годы жизни.

Атрибуты для инсценировки финальной сцены пьесы, компьютерная презентация с музыкальным сопровождением.

Звучит рождественская мелодия. Погашен свет, сверкают новогодние гирлянды.

1.Приближается Новый год – удивительный, любимый всеми праздник, праздник ожидания чуда, встречи со сказкой. Сегодня чудо произойдет и у нас: сказка пришла к нам в гости.

2.Вы прочитали пьесу Метерлинка “Синяя Птица”. В чем, по-вашему, заключается смысл заглавия этого произведения?

Синяя птица – это символ счастья, за которым отправились в путешествие герои сказки.

Какие другие названия вы придумали бы к этой сказке?

“ Путешествие за счастьем”, “Дорога к счастью”.

Так и назовем наш урок: Дорога к счастью.

А что значит в вашем понимании быть счастливым?

Что же такое счастье?(беседа)

Люди всегда задавали себе этот вопрос. Вот несколько высказываний на эту тему:

Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, вы подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу.

Глупец ищет счастья вдали, мудрый растит его рядом с собой.

Как вы думаете справедливы ли эти слова?

Попробуем разобраться в этом ,отправившись в путь с героями пьесы.

3. Эту сказку о счастье придумал для всех, детей и взрослых, удивительный бельгийский писатель Морис Метерлинк. О нем нам расскажут ребята . (Сообщение)

4. Морис Метерлинк написал сказку необычного жанра, особенной композиции.

К какому роду литературы относится такое произведение?

5.Как сам автор определяет жанр своего произведения?

Дайте определение этому жанру.

Дайте определение этому термину.

Назовите элементы сюжета.

Произведение написано для постановки на сцене, относится к роду литературы – драма. Жанр – феерия, что означает театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов. В отличие от обычных театральных пьес эта сказка имеет более сложную композицию:

Экспозиция — В хижине дровосека;

Завязка — Появление феи Берилюны, Чудесные превращения предметов.

Дети отправляются в путь за Синей птицей.

В перечне картин пьесы мы угадываем образ дороги, по которой пойдут дети:

6.Фея Берилюна надевает Тильтилю на голову шапочку, и он поворачивает алмаз один раз, другой…

Просмотр отрывка из сказки.

Герои отправляются за Синей птицей. Кому нужна эта птица?

Ученик: Больной девочке.

Учитель: Чем она больна?

Ученик: Она мечтает о синей птице, которая принесет ей счастье и здоровье.

Учитель: Итак, дети отправляются в дорогу за счастьем для больной девочки.

Поспешим и мы с героями по дороге к счастью…На поиски Синей птицы!

7.Путешествие приводит их в страну Воспоминаний. Коротко перескажите этот эпизод. Каково представление о счастье у умерших?

Ученик: Они счастливы и оживают тогда, когда о них помнят.

Учитель: Следовательно, счастье в реальной жизни невозможно без…Начинаем выстраивать на нашем уроке дорогу к счастью .

Каждое путешествие преподносит детям свой урок.

В чём же мудрость первого путешествия?

Изучай и уважай прошлое.”

8.Следующий эпизод в путешествии героев Царство Ночи.

Учитель: С кем встречаются герои в этой части?

Ученик: С болезнями, ужасами, войнами.

Чтение по ролям.с.120-122.

Ученик: В жизни много хорошего и плохого, но побеждает лишь тот, кто не боится трудностей.

Учитель: Зачем автор придумывает этот эпизод?

Учитель: Откроем урок второй дорожки. “Смело преодолевай препятствия”

Учитель: Почему деревья не любят людей?

Ученики: Лес помнит о том, что герои — это дети дровосека, который уничтожал лес.

Учитель: Каков же смысл этого эпизода?

Ученики: Дети поняли, что нужно жить в дружбе со всеми обитателями земли.

Учитель: Найдите дорожку счастья этого эпизода.

Ученики выбирают дорожку: “ Человек должен жить в согласии с окружающим миром.”

10.Эпизод Сады Блаженств.

Радость Быть Здоровым

Радость Дышать Воздухом

Радость Голубого Неба

Радость Зеленого Леса

Радость Солнечных Дней

Радость Любить Родителей

Радость Материнской Ласки

Радость Бегать По Росе Босиком

Кто обитает в Волшебных Садах для взрослых?

Радость Великой Любви и Верности

Радость Любимого Труда

Радость Растить Хороших Детей

Радость Быть Родителями

Радость Выполненного Долга

Учитель: Почему дети не остались в Саду Блаженств?

Ученики: Им нужно было спешить за Синей птицей.

Учитель: Выберите дорожку этой части.

Ученики: “Надо жертвовать удовольствием для главного.”

Учитель: В чем смысл этого эпизода?

Ученики: Необходимо иметь цель в жизни, думать о будущем.

Учитель: Выберите дорожку для этого эпизода.

Ученики выбирают : “ Думай о будущем.”

С кем из оживших героев ребятам труднее всего расстаться?

Вспомните ,какие слова говорит детям Душа Света, прощаясь с ними?

Помните: я говорю с вами в каждом скользящем лунном луче, в каждой ласково глядящей на вас звездочке, в каждой занимающейся заре, в каждой зажжённой лампе, в каждом вашем чистом и ясном помысле… (просмотр)

13. Последний эпизодПробуждение. Инсценировка

Учитель: Дети возвращаются домой без Синей птицы. Но хижина дровосека волшебно преображается – все кажется новым, радостным.

Что хотел сказать этим автор?

Что поняли дети о том, что такое счастье?

Как вы поняли Финал?

Нашли дети Синюю птицу?

Что же стало с больной девочкой?

Ученики: Дети дарят ей Горлинку, которая кажется им синей, птица улетает, но дети счастливы, потому что они вместе, что наступает праздник, что счастье – это мечта, к которой надо стремиться.

Ученики: Счастье – это жить рядом с любимыми людьми.

Давайте вспомним те слова,с которых мы начинали урок!

Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его, вы подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите, что счастье было все время у вас на носу.

Глупец ищет счастья вдали, мудрый растит его рядом с собой.

14.Задание.Добавьте к этим мудрым словам свои мудрые мысли о счастье

Счастье – это …(пока ребята пишут ,звучит песня «Дорогою добра»

Жизнь с родителями;

Дружная и счастливая семья;

Хорошо учиться и иметь возможность получать больше знаний;

Иметь много друзей;

Заниматься любимыми делами.

Учитель: Каждый из вас задумался сегодня над тем, что такое счастье и какая дорога к нему ведет.

Чему учит нас пьеса М Метерлинка?

Я считаю, что сказка “Синяя Птица” Мориса Метерлинка учит нас дорожить тем, что у нас есть, видеть и находить счастье рядом с собой и ценить его.

Дорожите счастьем, дорожите!

Замечайте, радуйтесь, берите

Радуги, рассветы, звезды глаз –

Это все для вас, для вас, для вас.

Услыхали трепетное слово –

Радуйтесь. Не требуйте второго.

Не гоните время. Ни к чему.

Радуйтесь вот этому, ему!

Сколько песне суждено продлиться?

Все ли в мире может повториться?

Лист в ручье, снегирь, над кручей вяз…

Разве будет это тыщу раз?

На бульваре освещают вечер

Тополей пылающие свечи.

Радуйтесь, не портите ничем

Ни надежды, ни любви, ни встречи!

Лупит гром из-под небесной пушки.

Дождик, дождь! На лужицах веснушки!

Крутит, пляшет, бьет по мостовой

Крупный дождь в орех величиной!

Если это чудо пропустить,

Как тогда уж и на свете жить?!

Все, что мимо сердца пролетело,

Ни за что потом не пропустить!

Хворь и ссоры временно отставьте,

Вы их все для старости оставьте.

Постарайтесь, чтобы хоть сейчас

Эта “прелесть” миновала вас.

Пусть бормочут скептики до смерти.

Вы им, желчным скептикам, не верьте –

Радости ни дома, ни в пути

Злым глазам, хоть лопнут, — не найти!

А для очень, очень добрых глаз

Нет ни склок, ни зависти, ни муки.

Радость к вам сама протянет руки,

Если сердце доброе у вас.

Красоту увидеть в некрасивом,

Разглядеть в ручьях разливы рек!

Кто умеет в буднях быть счастливым,

Тот и впрямь счастливый человек!

И поют дороги и мосты,

Краски леса и ветра событий,

Звезды, птицы, реки и цветы:

Дорожите счастьем, дорожите!

Ребята ! А знаете ли вы другие произведения , где встречается образ-символ Синей птицы?

А в эстрадных песнях?

Музыкальные файлы. Н.Гнатюк, Витас (Синяя птица)

Домашнее задание . (по выбору учащихся)

Написать сочинение-размышление над словами древнегреческого философа Платона:

-Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное…

Ответить на вопросы:

Какие истины открыла мне пьеса М.Метерлинка «Синяя птица»?».

Что такое счастье ?

Учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №13» с.Надежда Шпаковского района

Попова Наталья Николаевна.

  • Попова Наталья НиколаевнаНаписать 2624 13.04.2014

Номер материала: 68294041318

ВНИМАНИЮ УЧИТЕЛЕЙ: хотите организовать и вести кружок по ментальной арифметике в своей школе? Спрос на данную методику постоянно растёт, а Вам для её освоения достаточно будет пройти один курс повышения квалификации (72 часа) прямо в Вашем личном кабинете на сайте «Инфоурок».

Пройдя курс Вы получите:
— Удостоверение о повышении квалификации;
— Подробный план уроков (150 стр.);
— Задачник для обучающихся (83 стр.);
— Вводную тетрадь «Знакомство со счетами и правилами»;
— БЕСПЛАТНЫЙ доступ к CRM-системе, Личному кабинету для проведения занятий;
— Возможность дополнительного источника дохода (до 60.000 руб. в месяц)!

Пройдите дистанционный курс «Ментальная арифметика» на проекте «Инфоурок»!

    13.04.2014 842
    13.04.2014 1989
    13.04.2014 2954
    13.04.2014 793
    13.04.2014 3405
    13.04.2014 6880
    13.04.2014 688

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Источники:
  • http://lit.1sep.ru/article.php?ID=200701806
  • http://www.testsoch.net/xudozhestvennye-osobennosti-pesy-sinyaya-ptica/
  • http://literatura.neznaka.ru/answer/281778_kto-iz-geroev-pesy-sinaa-ptica-nas-vzglad-vyrazaet-tocku-zrenia-avtora-cto-takoe-scaste-po-mneniu-meterlinka-otvet-obosnujte/
  • http://www.school-essays.info/xudozhestvennye-osobennosti-pesy-sinyaya-ptica/
  • http://infourok.ru/material.html?mid=68294