Меню Рубрики

Критерием истинности знания с точки зрения рационализма декарта является

Кроссворд по предмету «Философия» на тему «Новое время»

3. Критерием истинности знания, с точки зрения рационализма р. декарта, является …

10. Первая научная картина мира, созданная в xvii веке, получает название …

11. На позиции чего становился английскиф филосой дэвид юм, отвечая на вопрос о том, существует ли внешний мир: «не знаю»?

16. Ненаучное идеалистическое[1] воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий

22. Образ, обозначающий особого типа людей, которые по своему могуществу должны превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьян

23. Направление в теории познания, согласно которому ощущения и восприятия — основная и главная форма достоверного познания

1. В новоевропейской философии вопрос о первооснове мира решается с помощью понятия …

2. Трактат томаса гоббса

4. На позицию чего становится б. спиноза, утверждая, что «свобода есть осознанная необходимость»?

5. Понятие, означающее представление о чём-либо (или о ком-либо) в более совершенном виде, чем это есть на самом деле

6. По словам гельвеция, «из всех плодов наилучшие приносит хорошее …»

7. Философская, политическая и экономическая идеология, исходящая из того, что права и свободы отдельного человека являются правовым базисом общественного и экономического порядка

8. Методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены с помощью законов, свойственных явлениям более простым

9. … предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых врождённых идей, присутствующих в уме

12. Направление, в котором науку ставят превыше всего, философию стремятся поставить на научные рельсы

13. Философы и ученые, участвовавшие в создании «энциклопедии, или толкового словаря наук,

14. Философская позиция п. гольбаха, утверждавшего, что «вселенная, это колоссальное соединение

15. Умонастроение в западно-европейской культуре и соответствующее литературное направление

16. Деятельность философов эпохи просвещения, направленная на критику пороков общества и

17. Одно из крупнейших справочных изданий xviii века, манифест идей просвещения

18. . считали, что знание должно начинаться с чувственного опыта

19. Передача знаний, распространение знаний и культуры (также целая эпоха — сосед нового времени

20. Философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания

21. С точки зрения ж.-ж. руссо, индивид, не испорченный условностями и предрассудками культуры,

23. Радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно-несомненной реальности и отрицанием объективной

Читайте также:

  1. А.Шопенгауэр как основоположник современного европейского иррационализма
  2. В поисках нового основания: между рационализмом и иррационализмом
  3. Гуманизм и рационализм
  4. Иррационализм
  5. Иррационализм
  6. Иррационализм
  7. Иррационализм
  8. Иррационализм в западной философии ХIX-XX веков
  9. ИРРАЦИОНАЛИЗМ.
  10. Концепции рационализма и эволюционного происхождения денег
  11. Концепции рационализма и эволюционного происхождения денег
  12. Кризис европейского рационализма и возникновение иррационалистической философии ХIХ века.

Философия Декарта строится на основе метода универсального сомнения. Декарт предлагает сомневаться во всем, в чем можно усомниться. Декарт утверждал, что единственное, в чем сомневаться нельзя это существование самого сомневающегося сознания. Отсюда тезис Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». Эта позиция должна бы была привести Декарта к субъективному идеализму, однако Декарт считает, что поскольку Бог убеждает человека в существовании внешнего мира, а Бог не может быть обманщиком, и внешний мир существует, то в онтологии Декарт стоит на позициях дуализма, поскольку считает, что параллельно существует две субстанции: протяженная, но не мыслящая материя и мыслящая, но не протяженное сознание. Однако, перед Декартом, как и перед представителями дуализма встает проблема психофизического параллелизма, суть которого заключается в сложности регулирования вопроса о том, как взаимодействуют между собой душа и тело в человеке.

Декарт пытается решить эту проблему за счет функционирования особого органа – щитовидной* железы. В гносеологии Декарт стоит на позициях рационализма и в связи с этим он пытается решить проблему существования всеобщих суждений в науке, постулируя существования в разуме человека врожденных идей. Наиболее продуктивным методом познания Декарт считал дедукцию. В рассуждении «О методе» Декарт формулирует требования, необходимые для успешного научного познания:

1) истинным является лишь то, что мыслится ясно и отчетливо. Таким образом, если эмпирики исследуют истину путем сравнения содержания знаний с внешним миром, то Декарт считает, что критерий истинности знаний находится в самом познающем субъекте. (Правило очевидности).

2) любую сложную проблему необходимо расчленить на более простые проблемы. (Правило анализа).

3) необходимо восходить от решения более простых проблем к решению более сложных. (Правило синтеза).

4) необходимо изучать все обстоятельства, имеющие отношение к решению данной проблемы.

Декарту принадлежит идея систематизации науки, суть которой состоит в том, что с его точки зрения все науки можно уподобить дереву: корнями дерева является метафизика (учение о первоначалах мира), ствол дерева – это физика, понимаемая как часть философии и ветви дерева науки — это прикладные науки (механика, медицина, этика). Таким образом, Декарт показывает обусловленность конкретно научных знаний общей картиной мира ученого.

Философия Декарта развивалась в контексте механицизма, поэтому Декарт рассматривал тела животных как сложные механизмы.

23. Гносеологическое учение И. Канта: определение границ познавательных способностей чистого разума.

Специфика немецкой философии закл-ся в том, что в ней впервые была поставлена проблема активности субъекта, причем если Кант разрабатывал данную проблему в гносеологическом плане, то Гегель разрабатывал ее и в онтологическом плане. В философии Канта выделяются два периода: докритический, когда он занимается проблемами естествознания; и критический, в этот период деятельности Канта были написаны его основные работы «Критика чистого разума» и «Критика практического разума». В «Критике чистого разума» Кант ставит вопрос о границах познавательных возможностей чистого разума, т.е. Кант ставить проблему, что возможно познать с помощью чистого разума, и что остается для него непознаваемым.

Вместе с тем, Кант решает ту проблему, которую поставила, но не смогла решить философия Нового времени, а именно вопрос о том, как возможны всеобщие суждения в науке. Для того чтобы решить данную проблему Кант создает классификацию суждений, при этом структура любого суждения S есть/не есть P, где S – это субъект, т.е. то о чем нечто говорится в суждении, а P – это предикат, т.е. то что говорится в субъекте. Различные типы суждений отличаются тем, каким образом связаны в них субъект и предикат.

1. Аналитические суждения. В них предикат является частью субъекта т.е. предикат не дает нового знания о субъекте.

2. Синтетические апостериорные суждения – это такие суждения, в которых связь субъекта и предиката осуществляется на основе опыта, такие суждения могут иметь формы: некоторые, большинство, иногда, часто, но не могут иметь формы: все и всегда, поскольку опыт всегда единичен и потому как бы ни была совокупность опытов, она не может быть основой всеобщности.

3. Синтетические априорные суждения. Каковыми являются все суждения в математике и естествознании. Для того, чтобы объяснить как возможны всеобщие суждения в науке Кант создает учения о пространстве и времен.

С точки зрения Канта, пространство и время не являются формами существования материи (т.е. они не принадлежат объектам), а представляют собой априорные формы чувственного созерцания (т.е. пространство и время принадлежат субъекту) т.е. пространство и время являются априорными формами чувственного созерцания обусловливает то, что весь мир делится на «мир вещей в себе» (ноуменов) и «мир явлений» (феноменов). Причем принципиальное различие между миром вещей в себе и миром явлений заключается в том, что в мире вещей в себе пространства и времени нет, а в мире явлений они присутствуют.

Таким образом, Кант приходит к убеждению, что человеческое познание с помощью чистого разума может сколь угодно познавать мир явления, а мир вещей в себе остается для Канта преимущественно непознаваемым. С точки зрения Канта пространство определяет возможность всеобщих суждений в геометрии, а время – в арифметике определяет порядок счета. Рассматривая возможность всеобщих суждений в естествознании, Кант создает учение об априорных категориях рассудка – это качества, количества, отн-я. Таким образом, активность субъекта познания состоит в том, что он конструирует объект своего восприятия, а затем, познает в нем то содержание, которое сам в него вложил. Кант создает учение об антиномиях, т.е. о тех противоречиях, в которых впадает чистый разум, когда пытается приложить пространственно-временные характеристики к миру вещей в себе, где они в действительности отсутствуют, поэтому ни тезис, ни антитезис нельзя, ни доказать, ни опровергнуть с помощью чистого разума.

мир имеет границы в пространстве и времени;

всякое сложное состоит из абстрактно простых элементов;

в мире помимо з-ов причинности существует ещё и свобода;

Мир не имеет границ в пространстве и времени;

Ничего абстрактно простого в мире нет;

В мире существует лишь причинная детерминация;

Аппарат единства апперцепции (учение об трансцендентальных единствах апперцепции).

| следующая лекция ==>
Эмпиризм Ф. Бэкона | Основные принципы объективного идеализма Гегеля

Дата добавления: 2014-01-11 ; Просмотров: 1304 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рационализм Р.Декарта

Попытку показать творческую роль разума в научном познании предпринял французский учёный и философ Р.Декарт (1596-1650), разработавший рационалистический метод познания, основанный на дедукции. Общим для эмпиризма Бэкона и рационализма Декарта было впервые осуществлённое в философии разделение действительности на субъект и объект. Только если Бэкон искал источник достоверности знания в объекте, то Декарт – в субъекте, в самосознании человека. Образцом познания для Бэкона была экспериментальная наука (например, физика), где исходные данные даёт эксперимент; для Декарта же таким образцом служила аксиоматическая наука (например, геометрия), где из исходных, «изначально присущих уму», врождённых простых положений (аксиом) по правилам логики выводится всё остальное знание. Декарт при этом не учитывал того, что сами аксиомы отнюдь не врождены, а есть концентрированное выражение прошлого опыта человечества.

Декарт не был крайним рационалистом (каким был, например, Платон), он отдавал должное опытно-экспериментальным исследованиям, но полагал, что научные открытия совершаются не вследствии опытов, сколь искусными они бы ни были, а вследствие деятельности ума, который направляет и сами эксперименты. Последние же выступают средством проверки правильности результатов мышления.

Суть рационалистического метода Декарта (сам он его называл методом «универсальной математики») сводится к двум основным положениям. Во-первых, в познании следует отталкиваться от некоторых совершенно ясных, фундаментальных истин. Их человек получает путём интеллектуальной интуиции – твёрдого и отчётливого представления, рождающегося в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простого и отчётливого, что оно не вызывает никакого сомнения. Таким образом, по Декарту, критерий истины – ясность, отчётливость, самоочевидность знания, отсутствие сомнения.

Во-вторых, разум должен из этих исходных истин на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция, согласно Декарту, — это такое действие ума, посредством которого мы из определённых предпосылок делаем какие-то заключения, выявляем неизвестное через ранее познанное и известное. Дедукция необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясным. К нему можно прийти лишь через постепенное движение мысли. При этом необходимо, чтобы сохранялась непрерывность цепи умозаключений, ни одно звено в ней не должно оказаться недоказанным.

Далее Декарт попытался найти самое исходное, базовое положение теории познания. Для этого он становится на позицию универсального сомнения. Усомниться, по его мнению, необходимо абсолютно во всём, чтобы обеспечить прочную основу для познания. Сомнительны все знания, существование внешнего мира и даже собственного тела; возможно, всё это обман чувств и мышления. Нельзя сомневаться лишь в существовании самого сомнения. Но сомнение – это акт мышления. Поэтому верным будет следующее положение: «Я мыслю, следовательно, я существую». Наличие мышления самого по себе, независимо от его содержания и объектов, показывает реальность мыслящего субъекта. Из этого следует, по Декарту, что «Я» есть нечто мыслящее – душа – некая непротяжённая сущность, или субстанция (ибо всё протяжённое сомнительно). Моя собственная душа является первым предметом моего познания. В душе я нахожу, рассуждал Декарт, ряд идей. Одна из них – идея Бога – существа, обладающего всеми совершенствами и всемогущего. Анализ идеи Бога доказывает, по Декарту, что предмет этой идеи, т.е. сам Бог, существует. А поскольку Бог не может быть обманщиком, то органы чувств правильно свидетельствуют, что существует и внешний мир – мир протяжённых вещей. Итак, по Декарту, существует Бог, сотворивший две субстанции – протяжённую (материю) и мыслящую (душу), и существую «Я» — тот, в котором эти две субстанции соединены и который может познать Бога и созданный им мир (животные душой не обладают и представляют собой сложные автоматы).

Интересно, что Декарт испытывает большее доверие к разуму, чем к ощущениям. Такая же позиция была характерна для Парменида, Платона и некоторых других древних философов. Декарт на основе доводов разума «доказывает» существование Бога, а затем, используя авторитет Бога, признаёт достоверность ощущений, свидетельствующих о существовании окружающего мира. Бог в разуме более достоверен для Декарта, чем мир в ощущениях.

Идея Бога, полагал Декарт, является врождённой. К врождённым он относил также идеи числа и фигур, математические аксиомы и некоторые общие принципы, как, например, «из ничего ничего не происходит». Все эти идеи от Бога, вложившего в человека естественный свет разума. В учении Декарта о врождённых идеях по-новому было развито платоновское положение об истинном знании как припоминании того, что запечатлелось в душе, когда она находилась в мире идей. Декарт заблуждался в том, что аксиомы геометрии и некоторые другие простые идеи являются врождёнными. Эти идеи служат концентрированным выражением многовекового опыта человечества. Но люди забыли об их опытном происхождении, в силу чего они представляются им врождёнными.

Будучи христианином, Декарт признавал существование свободы воли, дарованной человеку Богом наряду с разумом. Источником заблуждения, которое у Декарта есть не что иное, как грех, он считал злоупотребление человеком свободой воли. Заблуждение возникает тогда, когда свободная воля переступает допустимые границы и заставляет человека высказывать суждения там, где разум ещё не располагает ясным и отчётливым знанием. Однако из этого Декарт не делает агностических выводов. Он верит в неограниченные возможности человеческого разума в деле познания мира.

В заключение этого параграфа можно отметить, что хотя Бэкон недооценивал в какой-то мере роль теоретического мышления, а Декарт недооценивал значение опыта и ощущений в познании, они вместе заложили основы новой методологии научного познания, которая в настоящее время учитывает специфику, единство и взаимодополнительность эмпирического и теоретического уровней научного знания. Декарт ввёл в философию науки требование проверки всякого знания с помощью естественного света разума, а Бэкон сформулировал требование проверки всех знаний опытом, практикой. От Декарта и Бэкона берут начало два важнейших критерия научного знания, позволяющие отличать науку от ненауки, — доказательность и опытная подтверждаемость.

Литература

1.Бэкон Ф. Новый Органон.М.,1967

2.Декарт Р. Сочинения: в 2-х т.М.,1989

3.Краткий очерк истории философии.М.,1981.Гл.5, 1

4.История философии в кратком изложении, М.,1991.с.346-373

Критерий истинности знания по Ф. Бэкону

Тезис: что полезно – то и достоверно. Полезные действия – эксперимент. Достоверные знания обусловлены экспериментально-практической деятельностью человека. В этом новаторство Бэкона. Утверждает, что источник всех достоверных знаний есть эксперимент. – довольно дерзкий, опрометчивый шаг. Определенная программа развития науки – эмпиризм. Полезные действия наводят человека на истинные знания – метод индукции (доведения). Сам по себе человек как бы ни при чем, в процессе полезного действия он наводится на истину. Человек, т.о. налицо имеет частную (локальную) истину. Переход от частного суждения достоверного к общему суждению. Человек охватывает бесконечное. Результат одного эксперимента применяют везде. 2 недостатка:- в процессе обобщения возможна потеря истины и это невозможно проконтролировать (например, когда человек сделал что-то плохое – он плохой);- оказывается в мире идеального существуют такие предметы, которые существуют только в этом мире, которых нет в реальном мире.Если наука развивается по Бэкону, как объяснить существование в науке идеальности? (абсолютно черное тело, идеальный шарик). Т.е. в рамках программы Бэкона невозможно объяснить появление (происхождение) идеального.

Процедура познавательного процесса по Декарту.

Так, описывая по­рядок познавательного процесса, он указывал, что позна­ние должно начинаться с принятия общего положения, сложной идеи. Через разложение этой сложной идеи до простых, яс­ных идей и их опытной проверки откры­вается возможность для перехода от простого к более сложному, от легкого — к более трудному, от истин изве­стных — к новым идеям и открытиям.

Содержание любого процесса определяется опред-ся взаимодействием элементов данного процесса. Метод дедукции – переход от общего к частному.

Критерий истинности по Декарту.

Для Р. Декарта опыт не является источником досто­верного знания, а таковым является сила разума. “Только один интеллект, писал он, способен познавать истину, хотя он и должен прибегать к помощи воображения, чувств и памяти. ”. Уже из приведенного выска­зывания видно, что, принижая значение опыт­ного познания в постижении истины, Декарт тем не менее не отрицал полностью его роли.

Читайте также:  Пороговые таблицы для исследования цветового зрения таблица рабкина

Источник достоверных знаний – мыслящий человек. Не рукотворный, а мыслительный процесс утверждается. Метод редукции (переход общего к частному). С точки зрения Рене Декарта человек в мыслительной деятельности всегда отталкивается от предельно общих явлений и доходит к конкретике. При переходе от общего к конкретному истина не может потеряться. Если общее положение истинное, конечный пункт тоже будет истинным. Но откуда знать, что это общее положение истинное? Вопрос открытый, но Рене Декарта этот вопрос не волнует. Р.Д.: начало, откуда происходит это общее суждение – интеллектуальная интуиция (что это не известно). Если начальное положение неверно, то частное тоже неверно. Можно проверить опытом. Если неверно, можно изменить исходное положение и повторять, пока вывод не будет верным.Недостатки: В плане осмысления идеального на 100% не решается. Связывает происхождение идеального только лишь с человеческой субъективностью, с творческой деятельностью человека. Декарт выдвигает другую программу развития науки – рационализм.

Единое в творчестве Ньютона.

Ньютон считал, что в «натуральной философии» (то есть физике) допустимы только такие предположения («принципы», сейчас предпочитают название «законы природы»), которые прямо вытекают из надёжных экспериментов, обобщают их результаты; гипотезами же он называл предположения, недостаточно обоснованные опытами. «Всё…, что не выводится из явлений, должно называться гипотезою; гипотезам же метафизическим, физическим, механическим, скрытым свойствам не место в экспериментальной философии».[73] Примерами принципов служат закон тяготения и 3 закона механики в «Началах»; слово «принципы» (Principia Mathematica

Принцип относительности галилея—законы механики инвариантны отн-но инерц с.о.

1)написать ур-е эволюции сост-я

2)найти преобр которое оставляет неизменным ур-я эволюц при переходе от одной с.о. к другой

Принцип отн-но галилея-единое

Суть юридического мировоззрения.

Юридическое мировоззрение, идеалистическая система взглядов, в соответствии с которыми право и государство рассматриваются как основа и главный движущий фактор общественного развития. Юридическое мировоззрение подчёркивало важность правовых начал и законности в жизни общества, выступало с антифеодальным требованием «заменить правление людей правлением закона», оно в смещенном виде изображало действительные закономерности общественного развития. Юридическое мировоззрение абсолютизировало правовую форму общественных отношений, маскируя их реальное социальное содержание: на деле буржуазный закон скрывал за юридическим равноправием фактическое неравенство, за формулой свободы договора — экономическое принуждение и т. д.

Монадология Лейбница.

Суть философии Лейбница – раскрытие и конкретизация принципа предустановленной гармонии. Он объединяет в своей философской системе субъективный идеализм и объективный идеализм. Лейбниц считает, что существует мир умопостигаемый и чувственно воспринимаемых вещей. Вывод: видимый мир – всего лишь видимость. Монады – духовные атомы, абсолютно самодостаточные, они бытействуют не в реальном мире, а в духовном мире. Они в себе заключают прошлое, настоящее и будущее, программу развития в прошлом, настоящем и будущем. Бог – первичная монада, ответственная за все, что есть. Каждая монада развивается абсолютно индивидуально, окна в мир нет. Все вещи имеют простейшие монады —смутные ощущения. Следующая монада – душа (животное и человек) — ясные представления, есть духи.Что такое пространство (протяженность) и время (длительность) с точки зрения Лейбница? .Л.: общение людей – две монады достигли такого уровня, что могут одновременно говорить и «слушать». Каждая монада абсолютно автономна, абсолютно предустановленная гармония.

Рационализм Декарта (стр. 1 из 3)

Рационализм Декарта. 4

Правила метода Декарта. 9

Учение Декарта об интеллектуальной интуиции. 10

Другие учения Декарта. 14

Список использованной литературы.. 17

Родоначальником методологии в собственном смысле слова является английский философ Ф. Бэкон, впервые выдвинувший идею вооружить науку системой методов и реализовавший эту идею в «Новом органоне». Для последующего развития методологии огромное значение имело также обоснование им индуктивного, эмпирического подхода к научному познанию. С этого времени проблема метода становится одной из центральных в философии.

Первоначально она целиком совпадает с вопросом об условиях достижения истины, а её обсуждение сильно отягощено натурфилософскими представлениями. Опираясь на правильный сам по себе тезис о том, что к истинному знанию ведёт лишь истинный метод, именно этот последний и пытаются сразу отыскать многие философы нового времени. При этом они полагают, что единственно истинный метод просто скрыт от непосредственного наблюдения, и его надо лишь открыть, сделать ясным и общедоступным. Логическая структура метода ещё не является для них проблемой.

Следующий шаг в развитии методологии делает французский мыслитель Р. Декарт: сформулировав проблему познания как проблему отношения субъекта и объекта, он впервые ставит вопрос о специфичности мышления, его несводимости к простому и непосредственному отражению реальности; тем самым было положено начало специальному и систематическому обсуждению процесса познания, т.е. вопроса о том, как достижимо истинное знание – на каких интеллектуальных основаниях и с помощью каких методов рассуждения. Методология начинает выступать как философское обоснование процесса познания. Другая линия специализации методологии связана с английским эмпиризмом: прежде всего с учениями Дж. Лока (выдвинувшего сенсуалистическую теорию познания) и Д. Юма (обосновавшего эмпиризм путём критики теоретического знания с позиций скептицизма): здесь получили свою философскую опору усиленные поиски методов опытной науки.

Лично мне, ближе всего рационалистическая теория познания. К тому же, я пробую себя на научно-исследовательском поприще, а на нем необходимо пользоваться определенными методами для достижения результатов. Поэтому я избрал именно эту тему для своей работы.

Рационализм Декарта

Философ Рене Декарт (1596–1650) стоял у истоков рационалистической традиции. Декарт получил образование в иезуитской коллегии Ла-флеш. Он рано начал сомневаться в ценности книжной учености, так как, по его мнению, у многих наук отсутствует надежное основание. Оставив книги, он начал путешествовать. Хотя Декарт был католиком, но одно время он участвовал на стороне протестантов в Тридцатилетней войне. В возрасте 23 лет во время пребывания на зимних квартирах в Германии он сформулировал основные идеи своего метода. Десять лет спустя, он перебрался вГолландию, чтобы в мире и покое заниматься исследованиями. В 1649 г. отправился в Стокгольм к королеве Кристине. Шведская зима оказалась для него слишком суровой, он заболел и умер в феврале 1650г.

Егоосновные произведения включают «Рассуждение о методе» (1637) и«Метафизические размышления» (1647), «Начала философии», «Правила для руководства ума».

Согласно Декарту, разногласия в философии существуют по любому вопросу. Единственным действительно надежным методом является математическая дедукция. Поэтому Декарт в качестве научного идеала рассматривает математику. Этот идеал стал определяющим фактором декартовой философии.

Декарт является основоположником рационализма (от ratio– разум) – философского направления,представители которого основным источником знания считали разум. Рационализм – противоположность эмпиризма.

Если философия должна быть дедуктивной системой типа Евклидовой геометрии, то тогда необходимо найти истинные предпосылки (аксиомы). Если предпосылки являются не очевидными и сомнительными, то выводы (теоремы) дедуктивной системы имеют мало ценности. Но как можно найти абсолютно очевидные и определенные предпосылки для дедуктивной философской системы? Ответить на этот вопрос позволяет методическое сомнение. Оно является средством исключения всех положений, в которых мы можем логически сомневаться, и средством поиска положений, которые логически несомненны. Именно такие бесспорные положения мы можем использовать в качестве предпосылок истинной философии. Методическое сомнение является способом (методом) исключения всех утверждений, которые не могут быть предпосылками дедуктивной философской системы.

С помощью методического сомнения Декарт подвергает испытанию различные виды знания.

1. Вначале он рассматривает философскую традицию. Можно ли в принципе сомневаться в том, что говорят философы? Да, отвечает Декарт. Это возможно потому, что философы действительно были и остаются несогласными по многим вопросам.

2) Возможно ли логически сомневаться в наших чувственных восприятиях? Да, говорит Декарт и приводит следующий аргумент. Фактом является то, что иногда мы подвержены иллюзиям и галлюцинациям. Например, башня может казаться круглой, хотя впоследствии обнаруживается, что она квадратная. Наши чувства не могут обеспечить нас абсолютно очевидными предпосылками для дедуктивной философской системы.

3) В качестве особого аргумента Декарт указывает, что он не имеет критерия для определения того, находится ли он в полном сознании или в состоянии сна. По этой причине он может в принципе сомневаться в реальном существовании внешнего мира.

Существует, ли что-нибудь, в чем мы не можем сомневаться? Да, отвечает Декарт. Даже если мы сомневаемся во всем, то не можем сомневаться в том, что мы сомневаемся, то есть в том, что обладаем сознанием и существуем. Мы, следовательно, имеем абсолютно истинноеутверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» (cogitoergosum).

Человек, формулирующий утверждение cogitoergosum,выражает знание, в котором он не может сомневаться. Оно является рефлексивным знанием и не может быть опровергнуто. Тот, кто сомневается, не может в качестве сомневающегося сомневаться (или отрицать), что он сомневается и, следовательно, что он существует.

Конечно, этого утверждения мало для построения целой дедуктивной системы. Дополнительные утверждения Декарта связаны с его доказательством существования Бога. Из представления о совершенном он делает заключение о существовании совершенного существа, Бога.

Совершенный Бог не обманывает людей. Это дает нам уверенность в методе: все, что представляется нам столь же самоочевидным, как утверждение cogitoergosum, должно быть знанием столь же достоверным. В этом источник декартовой рационалистической теории познания: критерием истинности познания является не эмпирическое обоснование (как в эмпиризме), а идеи, которые предстают ясными и отчетливыми перед нашим разумом.

Декарт утверждает, что для него столь же самоочевидным, как собственное существование и наличие сознания, является существование мыслящего бытия (души) и протяженного бытия (материи). Декарт вводит учение о вещи мыслящей (душе) и вещи протяженной (материи) как единственно существующих (помимо Бога) двух фундаментально различных феноменах. Душа является только мыслящей, но не протяженной. Материя является только протяженной, но не мыслящей. Материя понимается с помощью одной лишь механики (механико-материалистическая картина мира), в то время как душа свободна и рациональна.

Декартов критерий истины является рационалистическим. В качестве истинного может быть принято то, что разум в результате проведения систематического и последовательного рассуждения рассматривает в качестве ясного и отчетливого. Чувственные восприятия должны контролироваться разумом.

Для нас важно понять позицию рационалистов (Декарта, Лейбница и Спинозы). Грубо говоря, она заключается в том, что мы обладаем двумя видами знания. В дополнение к опытному знанию отдельных явлений внешнего и внутреннего мира мы можем получать рациональное знание о сущности вещей в виде общезначимых истин.

Спор рационализма и эмпиризма в основном ведется вокруг второго вида знания. Рационалисты утверждают, что с помощью рациональной интуиции мы получаем знание всеобщих истин (например, познаем Бога, человеческую природу и мораль). Эмпиристы отрицают рациональную интуицию, которая дает нам такое знание. Согласно эмпиризму, мы получаем знание с помощью опыта, который они, в конечном счете, сводят к чувственному опыту. Опыт может быть интерпретирован в качестве пассивного процесса восприятия, в котором субъект снабжается простыми впечатлениями внешних вещей. Затем субъект комбинирует эти впечатления согласно их появлению вместе или по отдельности, согласно их сходству и различию, что приводит к возникновению знания об этих воспринимаемых вещах. Исключение составляет знание, получаемое с помощью анализа понятий и дедукции, как это имеет место в логике и математике. Однако эти два вида знания, согласно эмпиристам, не говорят нам ничего о существенных чертах бытия.

Можно сказать, что рационалисты думают, что мы в состоянии познать реальность (нечто реальное) с помощью только одних понятий, тогда как эмпирики выводят все знание о реальности из опыта.

Методология Декарта носила антисхоластическую направленность. Эта направленность проявлялась, прежде всего, в стремлении к достижению таких знаний, которые усиливали бы власть человека над природой, а не являлись бы самоцелью или средством доказательства религиозных истин. Другой важной чертой декартовской методологии является критика схоластической силлогистики. Схоластика, как известно, считала силлогизм главным орудием познавательных усилий человека. Декарт стремился доказать несостоятельность такого подхода. Он не отказывался от применения силлогизма как способа рассуждения, средства сообщения уже открытых истин. Но нового знания, по их мнению, силлогизм дать не может. Поэтому он стремился к разработке такого метода, который был бы эффективен в отыскании нового знания.

Критерием истинности знания, с точки зрения рационализма Р. Декарта, является …

Источник ответа на тест

Критерием истинности знания, с точки зрения рационализма Р. Декарта, является очевидность, ясность, отчетливость того, что усматривается интеллектуальной интуицией. Р. Декарт предлагает мысленный эксперимент, открывающий в индивидуальном уме прочные основания познания: можно усомниться во всем, но несомненен сам акт сомнения, который есть акт мышления. Истинным является то, что познается интеллектуальной интуицией несомненно; опираясь на подобные аксиомы, познающий разум постепенно восходит от простого к сложному путем дедукции.

Ответ на тест i-exam по дисциплине «Философия» по теме «Философия Нового времени».

Ответы на тест по философии

«Весь мир есть текст», – утверждает философская школа … герменевтики

«Истина – это соглашение», – считали представители … конвенционализма

C точки зрения конвенционализма основным критерием истины является … соглашение между учеными

C точки зрения прагматизма основным критерием истины является … успех

Автором концепции «единого индустриального общества» является … Р. Арон

Автором концепции «обоснованного рационализма» является … Г. Башляр

Автором концепции «стадий экономического роста» является … У. Ростоу

Автором первой типологии характеров человека (сангвиник, холерик и т.д.) является … Клавдий Гален

Автором произведения «Государство» является … Платон

Автором произведения «Истина и метод» является … Х.-Г. Гадамер

Автором произведения «Исторические письма» является … П. Л. Лавров

Автором произведения «К вопросу о роли личности в истории» является … Г. В. Плеханов

Автором произведения «Первобытная культура» является … Э. Тайлор

Автором произведения «Смысл и назначение истории» является … К. Ясперс

Автором произведения «Судьба России» является … Н. А. Бердяев

Автором произведения «Третья волна» является … Э. Тоффлер

Автором работы «Бытие и время», раскрывающей экзистенциалистское понимание бытия, является … М. Хайдеггер

Автором работы «Размышления о технике» является … Х. Ортега-и-Гассет

Автором теории культурно-исторических типов является … Н. Я. Данилевский

Анализ динамики научного знания становится одной из центральных проблем в философской школе … постпозитивизма

Атрибуты материи являются … всеобщими и неотъемлемыми свойствами материальных объектов

Б. Спиноза полагал, что существует только одна субстанция, которая является причиной самой себя – это … природа

Базовым понятием материалистического подхода к истории является … общественно-экономическая формация

Бытие определенного класса природных объектов (микроорганизмы, растения и животный мир, включая человека) называется … жизнью

В итальянской философии образ утопического государства – города Солнца – был создан … Т. Кампанеллой

В марксистской философии наукой о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления является … диалектика

В мышлении выделяются следующие уровни: разум рассудок

В новоевропейской философии вопрос о первооснове мира решается с помощью понятия … субстанция

В основе современной биологической картины мира лежит принцип … эволюции

В основе современной научной картины мира лежит … теория относительности

В основе философской картины мира лежит решение проблемы … бытия

В отличие от идеализма, материализм рассматривает идеальное как … субъективный образ объективной реальности

В рамках китайской философии существует представление о том, что мир возник в результате взаимодействия пяти первоначал (У-син), такая позиция в философии получила название … плюрализма

В средневековой философии источником и высшей формой бытия считался(-ась, -ось) … Бог

В средневековой философии особенный статус человека в системе мироустройства определяется тем, что он создан … по образу и подобию Бога

В философии постмодернизма было введено понятие «симулякра», обозначающее копию несуществующего оригинала

В философии Просвещения главным признаком человека считался (-ась) … разум

В философии различные исторические теории, определенная «философия истории» обозначаются термином … историцизм

В философской системе Г. Гегеля центральным понятием, направляющим и осуществляющим процесс развития всего сущего, является … абсолютная идея

В ХХ столетии противопоставление двух социальных систем – социализма и капитализма, обозначалось термином … «биполярный мир»

В этике И. Канта всеобщий и необходимый нравственный закон, не зависящий от фактических условий человеческого воления и потому безусловно обязательный к исполнению, получает название … категорического императива

Важнейшей социальной ценностью является … человек

Важнейшей сущностной характеристикой бытия А. Камю считает … абсурд

Важнейшим компонентом материально-производственной сферы является … труд

Важной характеристикой развития является … необратимость изменений

Вера человека в мир божественного откровения, идеальных ценностей характерна для _ познания. Религиозного

Взаимосвязь проблемы истины с анализом логической структуры языка является предметом исследования в философской школе … неопозитивизма

Читайте также:  Лекции жданова о зрении 3 часть

Внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых свойств бытия, называется … сущностью

Внутренняя расчлененность материального бытия называется … структурностью

Воздерживаться от суждений призывала античная школа … скептицизма

Вопросы – познаваем ли мир, достижима ли истина? – относятся к ___________ проблемам философии. Гносеологическим

Вопросы – что первично? что есть бытие, субстанция, материя? – относятся к _____________ проблемам философии. Онтологическим

Вопросы – что такое добро и зло? что такое мораль, нравственность, достоинство? – относятся к __________ проблемам философии. Этическим

Воспитание и образование относятся к __________ культуре. духовной

Восприятие представляет собой форму отражения действительности на _ ступени познания. Чувственной

Всецелая собранность, неизменность и полнота бытия и жизни, нескончаемая длительность называется … вечностью

Всякая неживая система стремится к наиболее вероятному для нее состоянию, то есть к хаосу, – гласит закон … энтропии

Выдвигая теорию о наличии множества духовных сущностей – «монад», составляющих первооснову мира, Г. В. Лейбниц становится представителем онтологического … плюрализма

Выполняя идеологическую функцию, философия формулирует … систему определенных ценностей

Выражение «Человек человеку волк» принадлежит … Т. Гоббсу

Высказывание «Человек есть мера всех вещей: сущих в том, что они существуют, и не сущих в том, что они не существуют» принадлежит … Протагору

Высшая степень ценного, или наилучшее, завершенное состояние какого-либо явления, называется … идеалом

Высшая форма психической деятельности, присущая человеческому способу жизни, называется … сознанием

Высшей ступенью познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека является … мышление

Высшим благом для человека, с точки зрения гуманизма эпохи Возрождения, является … удовольствие, счастье

Гегель рассматривал всемирную историю как закономерный процесс развития … абсолютной идеи

Главное препятствие к счастью Л. Фейербах усматривает в … отчуждении человеческой сущности

Главным отличием веры от знания является … субъективная значимость

Глобальные проблемы, связанные с катастрофическим разрушением природной основы существования мировой цивилизации, загрязнением окружающей среды, изменением климата, носят название … экологических

Глобальные проблемы, связанные с чрезмерным увеличением численности народонаселения Земли, ухудшением здоровья населения, старением населения в развитых странах, высокой рождаемостью в слаборазвитых странах, носят название … демографических

Гносеологическое течение, сомневающееся в достоверности человеческого познания и признающее относительность всех знаний, называется … скептицизмом

Движущей силой всякого развития, согласно диалектике, является … противоречие

Девиз «Познай самого себя» связан в истории философии с именем … Сократа

Деятельность по получению, хранению, переработке и систематизации осознанных конкретно-чувственных и понятийных образов называется … познанием

Деятельность философов эпохи Просвещения, направленная на критику пороков общества и государства, существующих на основе церковных установлений, может быть обозначена как … антиклерикализм

Диалектика появилась как оппозиция … метафизике

Диалектический материализм в качестве сущности человека выделяет … практическую деятельность

Длительность и последовательность сменяющих друг друга событий называется … временем

Для разграничения научного и ненаучного знания К. Поппер предложил принцип … фальсификации

Для средневековой философии, связанной с христианской религией, характерен … монотеизм

Достаточным условием нравственного действия, по Сократу, является … знание добра

Духовную ценность человеческой личности в контексте реалий ХХ века отстаивает религиозно-идеалистическое течение … персонализма

Естественный конец единичного живого существа, который только для человека выступает как определяющий момент его жизни и мировоззрения, называется … смертью

Защита христианских истин от критики со стороны поздних античных школ получила название … апологетики

Знание, которое непосредственно дано сознанию субъекта и сопровождается чувством прямого контакта с познаваемой реальностью, называется … опытом

Знание, сознательно искажающее представление о действительности, называется … антинаучным

Игра как всеобщий принцип становления человеческой культуры была предложена … Й. Хейзингой

Идеи марксистской философии на русской почве развивал … А. А. Богданов

Идеология, абсолютизирующая роль государства в обществе и предполагающая широкое и активное государственное вмешательство в экономическую и социальную жизнь общества, получила название … этатизм

Идею «конца истории» в современном глобальном мире предложил … Ф. Фукуяма

Идею в качестве первоосновы мира предлагал … Платон

Идею регресса исторического развития предложил … Гесиод

Изменение объекта под влиянием присущих ему противоречий, факторов и условий называется … самодвижением

Исторически развивающаяся совокупность создаваемых человеком средств, которые позволяют людям использовать естественные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей, называется … техникой

Исторически устойчивая общность людей, сложившаяся на основе общности языка, территории, экономической жизни, материальной и духовной культуры, называется … нацией

История – это линейное поступательное движение, логика которого выражается в смене общественно-экономических формаций, считают представители ____________ подхода. Формационного

История культуры человечества, в которой существовало множество самобытных культурных традиций, называется … мировой культурой

К глобальным проблемам межгосударственных связей относится проблема … войны и мира

К естественным наукам относятся … физика химия биология

К идеальным объектам научного познания относятся … геометрическая точка, идеал справедливости

К общенаучным методам относятся … абстрагирование, анализ, индукция

К основным формам теоретического знания относятся … проблема, гипотеза, закон

К особенностям личностного познания относится … зависимость от способностей субъекта

К формально-логическим критериям истины относится принцип … непротиворечивости

К числу сократических школ относится школа …киников

К. Ясперс считает, что особенность современной технической цивилизации состоит в том, что … техника лишь орудие в руках человека

Картина мира, возникшая в XVII веке, основанная на принципах деизма, называется … механистической

Категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического относятся к … эстетике

Категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека, называется «_________». Бытие

Классическая наука основана на принципе … объективности

Классическое определение личности в западноевропейской философии было дано … Боэцием

Количественная мера возможности называется … вероятностью

Концепция современной науки и философии, считающая необходимым рассматривать эволюцию человеческого общества и биосферы в единой научной системе, получила название … коэволюции

Концепция, согласно которой личность рассматривается в качестве высшей ценности, смыслом земной цивилизации, называется … персонализмом

Концепция, согласно которой человек был создан Богом, называется … креационизмом

Критерием истинности знания, с точки зрения рационализма Р. Декарта, является … очевидность, ясность

Культурная общность со своим ограниченным кругом приверженцев, со своими ценностями и представлениями, стилем одежды, языком, нормами поведения, называется … субкультурой

Личность как особая индивидуальная сущность стала объектом философского анализа в период Средневековья

Личность как субъект социальных отношений характеризуется …активностью

Материалистическая диалектика была разработана и обоснована … Ф. Энгельсом

Междисциплинарное направление, изучающее процесс эволюции и самоорганизации сложных систем, называется … синергетикой

Международная общественная организация, занимающаяся научным исследованием глобальных проблем, называется ___________ клубом. Римским

Метафизика как модель развития абсолютизирует … устойчивость

Мировоззренческая позиция, ограничивающая роль Бога актом творения мира и приведения его в движение, получила название … деизма

Многообразие производимых человеком предметов, а также природные вещи и явления, измененные воздействием человека, называются … материальной культурой

Мыслителем, введшим в научный оборот понятие «всемирно-исторический дух», был … Г. Гегель

Мыслителем, обосновавшим концепцию «постиндустриализма», является … Д. Белл

Мыслителем, отстаивающим приоритетность географических факторов в общественном развитии, был … Ш. Монтескье

Мыслителем, отстаивающим приоритетность демографического фактора в общественном развитии, был …Т. Мальтус

Мыслителем, развивающим теорию общественного договора происхождения государства, является … Т. Гоббс

Мыслителем, рассматривающим культуру как продукт сублимации бессознательных психических процессов, является … З. Фрейд

Мыслителем, рассматривающим научно-технологический потенциал главенствующим показателем исторического развития, является … Д. Белл

Мыслителем, рассматривающим ход развития цивилизаций через схему «вызов – и – ответ», является … А. Тойнби

Мыслителем, считавшим, что «в современном общественной жизни Европы… вся власть в обществе перешла к массам», является … Х. Ортега-и-Гассет

Мыслителем, утверждавшим, что выдающаяся личность должна обладать тремя решающими качествами: страстью, чувством ответственности и глазомером, был … М. Вебер

Наиболее общие законы и ценности общественного бытия изучает … социальная философия

Наиболее существенные достижения философии Фомы Аквинского были развиты школой …томизма

Направление в средневековой схоластике, утверждавшее реальное (физическое) существование вещей и признававшее общие понятия лишь именами вещей, называется … номинализмом

Направление в теории познания, представители которого считают чувственный опыт основным источником познания, называется … эмпиризмом

Направление в философии, считающее духовное первоосновой мира, природы, сущего, называется … идеализмом

Направление развития от низшего к высшему называется … прогрессом

Направление, считающее главной причиной глобальных проблем науку и научно-технических прогресс и критикующее их, называется … антисциентизмом

Направленность на избранного потребителя, обладающего художественной восприимчивостью и материальными средствами, характерна для ___________ культуры. Элитарной

Направленные, необратимые качественные изменения системы называются … развитием

Наука, изучающая все формы социального поведения живых существ, включая человека, на основе принципов генетики и эволюционной биологии, называется … социобиологией

науки в системе культуры, духовной жизни общества, называется … сциентизмом

Наукой о формах и приемах рационального мышления является … логика

Начало спору между славянофилами и западниками положила публикация «Философических писем» … П. Я. Чаадаева

Неделимое, несоставное единство, начало бытия, мера и прообраз числа называется … монадой

Необходимость отстаивать состоятельность религиозных истин в контексте господствующей научной картины мира становится предпосылкой формирования философской школы … неотомизма

Необходимость отстаивать состоятельность религиозных истин в контексте господствующей научной картины мира становится предпосылкой формирования философской школы … неотомизма

Непосредственным предшественником экзистенциализма считается датский философ … С. Кьеркегор

Область знания о системной организации общества, изучающая структурный аспект общественной жизни, называется … социологией

Область знания, в которой описываются и изучаются закономерности «второй природы», называется ___________ науками. Техническими

Область исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее влияния на общество, культуру и человека, называется … философией техники

Область философского знания, стремящаяся рационально постичь целостность природы и ее первоначала, осмыслить природу как общее, предельное понятие, называется … натурфилософией

Областью знания, исторически первой совершившей переход к собственно научному познанию мира, является … математика

Образ человека как совокупность инстинктов, влечений, конфликтов возникает в … психоанализе

Общественное бытие определяет общественное сознание, считают представители _ подхода. Марксистского

Общественное бытие определяет общественное сознание, считают представители _______________ подхода. марксистского

Общество, достигшее партнерских отношений с государством, способное поставить государство под свой контроль, при этом обеспечить безопасность своих граждан, называется … гражданским

Общество, его структура и историческое развитие определяются законами природы, считают представители ____________ подхода. Натуралистического

Объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им, называется … материей

Ограниченность знания историческими условиями жизни общества отражается в категории « _____ ». Относительная истина

Одним из виднейших представителей древнегреческого атомизма был … Демокрит

Одним из виднейших представителей римского стоицизма является … Марк Аврелий

Одним из наиболее ярких представителей «философии жизни» является … Ф. Ницше

Одним из признаков псевдонаучных теорий является … некритическое использование фактов

Одним из принципов неклассической науки является … иррационализм

Одним из фундаментальных принципов современной космологии, который фиксирует связь между крупномасштабными свойствами нашей Вселенной и существованием в ней человека, является ______________ принцип. Антропный

Одним из ярчайших представителей русского Просвещения является … А. Н. Радищев

Одной из величайших заслуг немецкой классической философии является выработка законов объективной … диалектики

Одной из естественнонаучных предпосылок формирования марксистской философии является … теория эволюции Ч. Дарвина

Одной из первых научных картин мира была ___________ картина мира. Математическая

Одной из существенных характеристик гегелевской философской системы является … панлогизм

Одной из теорий, оказавших влияние на распространение понятия «система» во всех сферах научного знания, была … эволюционная

Одной из характеристик истины является … конкретность

Онтологическая позиция Б. Спинозы, утверждавшего наличие единственной субстанции, лежащей в основе мира, может быть охарактеризована как … монизм

Определение человека как политического (общественного) существа принадлежит … Аристотелю

Основа существования, выступающая в качестве неизменных первоначал и принципов, называется … субстратом

Основателем объективного идеализма является … Платон

Основателем первой в античной традиции системы объективного идеализма становится философ … Платон

Основной чертой сциентистского направления в философии является … вера в безграничные возможности науки

Основные законы и категории идеалистической диалектики были разработаны … Г. Гегелем

Основными методами эмпирического исследования являются … научное наблюдение, эксперимент, описание объекта

Основными принципами диалектики, с позиций диалектического материализма, являются … всеобщая связь и развитие

Основными характеристиками пространства являются … трехмерная структура и обратимость

Основой каждой ценности является … идеал

Основой самосознания является … рефлексия

Основоположник русского космизма Н. Ф. Федоров под философией общего дела понимал … проект воскрешения мертвых

Основоположником рационалистического метода в новоевропейской философии становится философ … Р. Декарт

Основоположником теории общественного договора является философ … Т. Гоббс

Основоположником философской школы неоплатонизма является … Плотин

Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире, называется … наукой

Отношение к кому-либо или чему-либо как к безусловно ценному, объединение и соединение с кем (чем) воспринимается как благо, называется … любовью

Отрицание общественно-исторической природы личности характерно для … экзистенциализма

Отстаивая идею об особом статусе главы государства, стоящего вне системы обывательской морали, Н. Макиавелли становится родоначальником такого социально-политического течения, как … реальная политика

Первая научная картина мира (ХVII–XIX вв.) получила название … механической

Передача культуры происходит по принципу … «социальных эстафет»

Передача ложного знания как истинного или истинного знания как ложного называется … дезинформацией

Период «Большой» науки начинается с … конца XIX – начала XX вв.

Период средневековой философии, ознаменовавшийся сосредоточением философской жизни вокруг университетов и доминирующим стремлением рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение, получил название … схоластики

По выражению М. Хайдеггера, _________ – дом бытия. Язык

По мнению Декарта, критерием истинности научного познания является правильная … дедукция

По мнению Ж.-П. Сартра, специфика человеческого бытия заключается в том, что … существование предшествует сущности

По мнению И. Канта, основой личности является … моральный закон

По мнению К. Г. Юнга, бессознательные компоненты фундаментальных ценностей культуры называются … архетипами

По мнению Конфуция, человек должен преобразовать самого себя, стать … благородным мужем

По мнению Н. Я. Данилевского, самобытная цивилизация, замкнутое самодостаточное образование называется … культурно-историческим типом

По мнению Пифагора, гармонию Космоса можно постигать с помощью … чисел

По мнению Т. Гоббса, до возникновения государства естественным состоянием общества была … война всех против всех

Под активностью сознания понимается его … избирательность и целенаправленность

Подход к проблеме развития научного знания, утверждающий принцип несоизмеримости научных теорий, называется … антикумулятивизмом

Подход к проблеме развития научного знания, утверждающий, что основные движущие силы развития науки находятся во внутренних факторах научного знания (внутренняя логика развития науки и т.д.), называется … интернализмом

Подход, согласно которому абсолютизируется роль науки в системе культуры, духовной жизни общества, называется … сциентизмом

Подход, согласно которому культура – это система информационных кодов, закрепляющих жизненный социальный опыт, а также средства его фиксации, называется … семиотическим

Подход, согласно которому человек – это природное существо, животное, называется … натурализаторским

Позиция в гносеологии, согласно которой основой познания является опыт, характерна для … эмпиризма

Позиция, исходящая из признания равноправности и несводимости друг к другу двух первоначал бытия (духа и материи), называется … дуализмом

Позиция, согласно которой материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексом их свойств, называлась … физикалистской

Позиция, согласно которой мир по отношению к человеку имеет две испостаси – волю и представление, принадлежит … А. Шопенгауэру

Позиция, согласно которой опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания, характерна для … рационализма

Позиция, согласно которой существуют два мира – ноуменальный («вещей в себе») и феноменальный (представлений о вещах), принадлежит … И. Канту

Позиция, согласно которой только нравственная ценность определяет ценность человеческой индивидуальности, принадлежит … И. Канту

Познание мира через произведения искусства и литературные ценности характерно для_ познания. Художественного

Познание мира через произведения искусства и литературные ценности характерно для ______________ познания. художественного

Полное исчерпывающее знание, которое тождественно своему предмету и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания, понимается как _____________ истина. Абсолютная

Понятие «научное сообщество» вводит …Т. Кун

Понятие «ценность» появляется в трудах … И. Канта

Понятие представляет собой форму отражения действительности на ______________ ступени познания. рациональной

Попытка разграничения научного и ненаучного знания, определения границ области научного знания называется проблемой … демаркации

Попытка синтеза философии и искусства была предпринята представителем немецкой классической философии … Ф. Шеллингом

Потенциальная форма бытия называется … возможностью

Появление первых оригинальных философских текстов на Руси относят к … XI–XII векам

Читайте также:  Если зрение ухудшилось можно его восстановить

Предметом философии науки на современном постпозитивистском этапе развития является … динамика знания

Преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину называется … ложью

Представителем английского Просвещения, обосновавшим принцип разделения властей, был философ … Дж. Локк

Представителем герменевтической традиции в философии является … В. Дильтей

Представителем современной философии, считавшим, что рост научного знания происходит в результате выдвижения смелых гипотез и осуществления их опровержения, является … К. Поппер

Представление о бытии как о природе-механизме, противостоящей человеку, возникло в философии … Нового времени

Представление о том, что бытие образуется как единство материи и формы, принадлежит … Аристотелю

Представление о том, что мир существует только в сознании одного воспринимающего субъекта, называется … солипсизмом

Преимущества эмпиризма как универсального метода научного познания отстаивал английский философ … Ф. Бэкон

Признание наличия единственного начала бытия называется … монизмом

Принимать свою судьбу как проявление благого промысла, следовать долгу и добродетели вопреки желаниям и страстям призывает античная философская школа … стоицизма

Принцип верификации был предложен … Л. Витгенштейном

Принцип определения значимости знания его практическими последствиями был сформулирован в философской школе … прагматизма

Принципами диалектики как всеобщего метода познания являются … принцип объективности, принцип системности

Проблемы, связанные с проблемой ресурсов, энергетики, продовольствия, окружающей среды, классифицируются как _____________ проблемы. природно-социальные

Проблемы, связанные с разоружением, предотвращением термоядерной войны, мировым социальным и экономическим развитием, классифицируются как ___ проблемы. интерсоциальные

Процесс возникновения и развития человека как биологического вида называется … антропогенезом

Псевдонаучная теория, связанная с попытками получить совершенный металл (золото, серебро) из несовершенных металлов, называется … алхимией

Психологическая установка, состоящая в признании безусловного существования и истинности чего-либо, есть …вера

Равноправность всех возможных направлений пространства называется … изотропностью

Развитие – это процесс, характеризующийся изменением … качества

Развитие – это процесс, характеризующийся изменением … качества

Развитие антропологической проблематики в средневековой философии было связано, в первую очередь, с решением вопроса о … свободе воли

Раздел философии, занимающийся исследованием проблем человека, человеческого существования, называется … антропологией

Раздел философии, изучающий сознание и познание, называется … гносеологией

Разделом философии, в котором рассматриваются вопросы о сущности познания, о путях постижения истины, ее основах и критериях, является … гносеология

Распространение принципов материалистической диалектики на объяснение закономерностей живой и неживой природы было осуществлено … Ф. Энгельсом

Распространенность и общедоступность являются признаками ______ культуры. массовой

Реализация единственной возможности в определенных условиях называется … необходимостью

Реальная протяженность территории, на которую распространяется исторически обусловленная политическая система или осуществляется ее политическое влияние, называется … политическим пространством

Результатом процесса познания является … знание

Результаты конкретных наук, неполное знание о предмете понимаются как _ истина. Относительная

Религиозное мировоззрение утверждает в качестве смысла человеческой жизни … спасение души

Решающую роль в становлении человека, согласно теории антропосоциогенеза, сыграл … труд

С позиций диалектического материализма источником движения является … противоречие

С позиций креационизма источником движения является … Бог

С позиций немецкого классического идеализма учение о развитии действительности в целом называется …диалектикой

С точки зрения аксиологического подхода, культура – это … система ценностей

С точки зрения Д. Белла, в постиндустриальном обществе основной профессиональной группой станут специалисты ______________ наук. Технических

С точки зрения деятельностного подхода, культура – это … способ жизнедеятельности человека

С точки зрения диалектического материализма основными формами истины являются … абсолютная и относительная

С точки зрения Ж.-Ж. Руссо, индивид, не испорченный условностями и предрассудками культуры, называется … естественным человеком

С точки зрения Л. Мамфорда, строгая иерархическая социальная организация, приводящая к увеличению количества материальных благ ценой ограничения возможностей и сфер человеческой деятельности, называется … мегамашиной

С точки зрения позитивизма, истинное знание должно быть подтверждено … опытом

С точки зрения цивилизационного подхода, понятия культура и цивилизация … противопоставляются друг другу

Свойство истины, которое предполагает зависимость знания от связей и взаимодействий, места и времени, в которых они существуют и развиваются, называется … конкретностью

Система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства социальной жизни, называется … культурой

Система существенных, с точки зрения конкретного научного исследования, свойств и признаков объекта, называется … предметом исследования

Система философских воззрений К. Маркса и Ф. Энгельса называется … диалектическим материализмом

Системность, обоснованность, логичность характерны для __________ познания. Научного

Смысл жизни пантеизм и материализм усматривают в … самой жизни, экзистенции

Смыслом исторического развития общества, по мнению П. Тейяра де Шардена, является … соединение душ людей в космическом Христе

Совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве, называется … добродетелью

Совокупность всех форм существования материи, Вселенная во всем ее многообразии называются … миром

Совокупность материальных, духовных и художественных ценностей, выработанных человечеством в процессе эволюции, называется … культурой

Совокупность научных исследований, направленных на выявление сущности глобальных проблем, проблем, затрагивающих интересы человечества в целом и каждого отдельного человека, и поиск путей их преодоления, называется … глобалистикой

Совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих сохранение ее основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях, называется … структурой

Совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостность, называется … системой

Современные социологи и философы для характеристики специфических черт современного общества употребляют понятие … «массовое общество»

Современный западный философ Й. Хейзинга считает, что сущностной характеристикой человека является … игра

Согласно концепции В. С. Соловьева, идеально совершенный человек является высшим проявлением … Софии

Согласно концепции К. Г. Юнга, психологический тип человека, направленный преимущественно на свой внутренний мир, замкнутый, застенчивый, называется … интровертом

Согласно концепции К. Г. Юнга, психологический тип человека, направленный преимущественно на внешний мир, общительный, активный, называется … экстравертом

Согласно позиции Аристотеля, возможность быть чем угодно называется … материей

Согласно фундаментальному принципу христианской антропологии, каждый человек является … личностью

Созидательное воздействие философских принципов и понятий на формирование естественно-научных теорий показывает _ роль философии. Конституирующую

Социальное предназначение философии состоит в том, чтобы способствовать решению _ проблем. Мировоззренческих

Специфическим свойством времени является … необратимость

Способ определения и метод философии называется … рефлексией

Способность постижения истины путем непосредственного ее усмотрения без обращения к логическим аргументам называется … интуицией

Способность человека к созданию образов, ранее не воспринимавшихся, называется … воображением

Средневековые представления о создании всего живого и неживого Богом характеризуются как … креационизм

Средневековым мыслителем, выдвинувшим тезис о «гармонии между верой и разумом», был … Ф. Аквинский

Стандартизация и унификация производства культурных образов характерны для ___________ культуры. массовой

Становление антропологической проблематики в античной философии связано со школой … софистов

Становление классической логики как науки осуществляется в творчестве древнегреческого философа … Аристотеля

Столкновение цивилизаций как сценарий ближайшего будущего мировой истории описывает философ … С. Хантингтон

Структурным компонентом сознания, выполняющим управляющую функцию, является … воля

Субстратно-субстанциональная концепция рассматривает материю как … носитель свойств, отличный от них

Субъект, представляющий собой уникальную духовно-телесную целостность, «автор» жизни, определяющий ее смысл и цели, называется … личностью

Существенная определенность предмета, благодаря которой он существует именно как такой, а не иной предмет, называется … качеством

Существенной особенностью развития русской философии ХХ века является ее раскол на …советскую и русскую зарубежную

Существенной чертой философии периода средневековья становится … теоцентризм

Существенным отличием Античности от последующих этапов развития западноевропейской философии является ее … синкретизм

Существование человека предшествует его сущности с точки зрения … Ж.-П. Сартра

Сущность в ее существовании называется … явлением

Сущность христианской религии, с точки зрения Л. Фейербаха, заключается в том, что … человек создает Бога по своему образу и подобию

Тезис «познай самого себя» становится ведущим в философии … Сократа

Теоретико-познавательная позиция, согласно которой ощущения являются единственным источником и основанием знания, называется … сенсуализмом

Теоретическим ядром мировоззрения является … философия

Теория, которая показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем, называется теорией … относительности

Течение русской общественно-политической мысли 40-х гг. XIX в., выступавшее за преодоление исторической отсталости России от стран Западной Европы, получило название … западничества

Тип культуры, характеризующийся организованной индустрией потребления и широко разветвленной сетью средств коммуникации, называется ____________ культурой. Массовой

Тип научной рациональности, учитывающий межсубъектные связи между учеными, внелогические методы и процедуры познавательной деятельности, социальную природу научного познания, называется … постнеклассическим

Точность и однозначность являются характерной особенностью _____ знания. Научного

Трудовая концепция происхождения человека была предложена … Ф. Энгельсом

Универсальными свойствами материи, выражающими ее системность (единство и взаимосвязь) являются … вечность существования во времени и бесконечность в пространстве

Установите соответствие между видами знания и их специфическими свойствами. 1. Объективность, рациональность 2. Рефлексивность, критичность 3. Авторитарность, подчиненность нравственно-этическим нормативам 4. Опора на здравый смысл, бесписьменный характер 1 научное знание 2 философское знание 3 религиозное знание 4 обыденное знание

Установите соответствие между исторической эпохой и характерным для нее пониманием предмета философии. 1. Философия – «служанка богословия». 2. Главная цель философии – поиск универсального метода познания мира. 3. Распространение света разума есть главное дело философии. 1 Средневековье 2 Новое время 3 Просвещение

Установите соответствие между мыслителем и характерным для его философии представлением о сущности мира. 1. Существует два мира: «мир идей» и «мир вещей». Платон 2. Мир состоит из бесконечного множества монад. Г. Лейбниц 3. Бог создал мир из ничего. Августин 4. Существуют два рода субстанций: материальная и духовная. Р. Декарт

Установите соответствие между различными подходами к решению проблемы бытия и их характеристиками: 1. Все вещи и весь мир в целом понимаются как живые организмы. 2. Бог и природа отождествляются. 3. Материя и дух – две независимые друг от друга субстанции. 4. Все в этом мире материально. 1 гилозоизм 2 пантеизм 3 дуализм 4 материализм

Установите соответствие между типом мировоззрения и его характеристиками. 1. Изучает всеобщие законы развития мира 2. Основано на вере в сверхъестественное 3. Знания отражены в виде художественных образов 1 философия 2 религия 3 искусство

Установите соответствие между философскими направлениями и их представлениями о сущности мира. 1. Все в мире имеет материальное начало. 2. Внешний мир, действительность существуют только благодаря нашему сознанию, являются продуктами его деятельности. 3. Дух и материя есть две разные и независимые друг от друга субстанции. 4. И внешний мир, и наше сознание являются порождением или проявлением высшего первоначала, имеющего духовную природу. 1 материализм 2 субъективный идеализм 3 дуализм 4 объективный идеализм

Утверждая, что «свобода есть осознанная необходимость», Б. Спиноза становится на позицию … детерминизма

Утверждение, принимаемое на веру без доказательства, называется … догмой

Утверждение, что «в практике должен доказать человек истинность, то есть действительность и мощь, посюсторонность своего мышления», принадлежит философу … К. Марксу

Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества, называется … агностицизмом

Учение о будущем применительно к историческому и социальному времени называется … футурологией

Учение о бытии называется … онтологией

Учение о естественной (материальной) причинной обусловленности всех явлений объективного мира называется … детерминизмом

Учение об идеальном государстве было создано древнегреческим философом … Платоном

Феномен техники с точки зрения религиозного смысла впервые был рассмотрен … Н. Бердяевым

Философия науки как особое философское направление сложилось … во второй половине XIX в.

Философия техники возникает в (во) … второй половине XIX в.

Философия, будучи прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего человека со всех сторон мира к миру смысла, выполняет _______ функцию. Гуманистическую

Философом, обосновавшим идеал жизни по принципу «Человек человеку Бог», был … Л. Фейербах

Философом, считавшим вражду к культуре прирожденным свойством человека, был … З. Фрейд

Философом, считавшим личность «связкой или пучком восприятий», был … Д. Юм

Философом, считавшим сущностью человека совокупность общественных отношений, был … К. Маркс

Философом, считавшим человека переходным этапом от животного к сверхчеловеку, был … Ф. Ницше

Философом, считавшим, что мир состоит из атомов единых и неделимых, различных по величине, был … Демокрит

Философом, утверждавшим, что бытие не возникает и не исчезает, что оно неделимо, целокупно, неподвижно и похоже на шар, был … Парменид

Философская категория, отражающая всеобщее неотъемлемое свойство бытия – изменчивость, называется … движением

Философская позиция П. Гольбаха, утверждавшего, что «Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение», может быть охарактеризована как … материализм

Философская система К. Маркса может быть определена как … диалектический материализм

Философское направление, представители которого рассматривают понимание и истолкование как основные способы познания, называется … герменевтикой

Философское направление, признающее субстанциальность бессознательного, называется … иррационализмом

Философское понятие, служащее для обобщенного выражения сферы высших ценностей и долженствования, есть … мораль

Философское учение о конечных судьбах мира и человека называется … эсхатологией

Философское учение о нравственности и морали называется … этикой

Философское учение, отрицающее роль разума в познании и выдвигающее на первый план иные виды человеческих способностей – инстинкт, интуицию, непосредственное созерцание, озарение, называется … иррационализмом

Философское учение, признающее в основе мира наличие двух независимых и равноправных начал, называется … дуализмом

Философское учение, согласно которому существует знание, полученное человеком до опыта и независимо от него, называется … Априоризмом

Философскую позицию Л. Фейерабаха можно определить как … антропологический материализм

Философы Возрождения решали проблему соотношения Бога и мира с позиции … неоплатонизма

Философы и ученые, участвовавшие в создании «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел», объединенные целью распространения знаний и пропаганды просветительских идеалов, были названы … энциклопедистами

Формой вненаучного знания, для которого характерны мистика и спиритизм, является ________ знание. Паранаучное

Формой рационального познания является … суждение

Формой чувственного познания является … ощущение

Фундаментальная физическая теория, созданная в начале XX в. для объяснения микродвижений, лежащая в основе современной научной картины мира, называется … квантовой механикой

Функция философии, предполагающая поиск и нахождение ответов на главные вопросы бытия, называется … мировоззренческой

Функция философии, раскрывающая закономерности мыслительного процесса и познания мира, называется … гносеологической

Функция философии, реализующаяся в выделении и учете сложного характера связей между методом и объектом познания в науке, называется … координирующей

Функция философии, реализующаяся в образовании целостной системы знаний, называется … интегрирующей

Функция философии, реализующаяся в предельно внимательном отношении к человеку, называется … гуманистической

Функция философии, связанная с объяснением не только прошлого и настоящего, но и будущего называется … прогностической

Функция философии, связанная с разработкой наиболее общих принципов и способов научного познания мира, называется … методологической

Функция философии, связанная с формированием философского мышления, передачей опыта социального бытия, надприродных программ поведения и общения, называется … культурно-воспитательной

Функция философии, состоящая в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий, называется … эвристической

Функция философии, тесно связанная с проблемой обоснования ценностей для человека и общества, называется … социально-аксиологической.

Характерное для русской философии пристальное внимание к проблемам развития и смысла мировой и отечественной истории принято называть … историософичностью

Характерной чертой научного знания является … рациональность

Характерными для научной картины мира являются принципы … объективности и материальности мира

Христианские представления об истории представлены в сочинении Августина Аврелия … «О Граде Божьем»

Художественное творчество как особая форма общественного сознания, вид духовного освоения действительности называется … искусством

Ценности, связанные с духовной сферой жизни общества, во многом определяющие образ жизни человека, называются … идеологическими

Ценности, содержащие в себе общественные установления, запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений (о добре, справедливости и т.д.), называются … субъектными

Центральным понятием философии В. И. Вернадского является … ноосфера

Чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без воздействия самих предметов на органы чувств, называется … представлением

Э. Тоффлер разрабатывает концепцию … «электронного коттеджа»

Экзистенциализм акцентирует внимание, прежде всего, на проблеме … существования

Электромагнитные взаимодействия представляют собой _______ форму движения. Физическую

Этическая концепция Эпикура может быть обозначена термином «__________». Эвдемонизм

Ю. А. Лотман разработал ____________ подход к рассмотрению культуры. Семиотический

Ядром политической сферы общества является (-ются) … государство

Ярчайшим представителем агностицизма является … И. Кант

Ярым противником русского революционного радикализма становится мыслитель … Ф. М. Достоевский

Источники:
  • http://studopedia.su/10_37449_ratsionalizm-r-dekarta.html
  • http://studopedia.ru/8_11283_ratsionalizm-rdekarta.html
  • http://megaobuchalka.ru/9/1156.html
  • http://mirznanii.com/a/230987/ratsionalizm-dekarta
  • http://test-exam.ru/filosofiya/kriteriem-istinnosti-znaniya-s-tochki-zreniya-racionalizma.html
  • http://studfiles.net/preview/3072793/