Меню Рубрики

Кремация с точки зрения православной церкви

Смерть — это естественное окончание жизненного пути любого человека и каждый с ним столкнется. У каждого народа были и существуют разные обряды погребения умерших, но сегодня становиться особенно популярна кремация. Что говорит об этом Русская православная церковь? Некоторые священники крайне отрицательно отзываются о процедуре и отказываются присутствовать на таком погребении мертвых.

Прежде чем узнать, что по этому поводу думает Русская православная церковь, необходимо разобраться в самом этом процессе.

По сути, это просто сжигание трупа при очень больших температурах так, что в итоге от человека остается лишь горсть пепла. После процедуры прах помещают в погребальную урну и ее хоронят на кладбище либо же (сегодня это модно) пепел рассеивают над землей.

С экономической стороны городским управлениям процедура выгодна, ведь не нужно отделять места под кладбища, а даже если и надо, то погребальных урн на одну и ту же площадь влезет больше, нежели полноразмерных гробов. С точки здравоохранения процесс также положительный: не надо хоронить инфицированные тела, они не выделяют трупный яд, не заражают землю и пр.

Исторически так сложилось, что предки предпочитали также сжигать умерших, а не хоронить их. Процедура кремации была распространена в Древней Греции и Риме. Сжигали мертвых и викинги, отправляя горящие ладьи с телами в море. Однако делали они потому, что не верили в вечность и воскресение мертвых. Считалось, что душа человека перерождается в новом теле, поэтому старое можно уничтожить.

С приходом христианства эту традицию отнесли к языческим и постарались полностью забыть — в Европе до XVIII века она была запрещена под страхом казни. Но в те времена число умиравших вследствие эпидемий и моров серьезно увеличивалось, а выделять места под захоронения было невозможно и начали появляться братские могилы. Тогда правительство решило пересмотреть отношение к сжиганию тел.

На сегодняшний день разрешают сжигание умершего:

  • буддизм;
  • индуизм;
  • джайнизм;
  • синтоизм;
  • различные языческие ветви;
  • свидетели Иеговы.

Отрицают эту процедуру и запрещают ее:

  • ислам;
  • иудаизм;
  • греческая православная церковь.

Касательно последнего пункта: в Греции церковь не отделена от государства и поскольку она запрещает сжигание, то на территории государства (также острова Кипр) нет ни одного крематория. Что касается основных христианских конфессий, то они придерживаются слов Минуция Феликса, который сказал, что «христиане не боятся этой процедуры и вреда от сжигания покойников нет, но лучше придерживаться древнего обычая захоронения, который более полезен и назидателен».

Отношение православия

Традиция сжигать тела относиться к язычеству, а для православного человека могила — это символ воскресения. Бог помещает Духа Святого в тело человека, и оно становится Его сосудом, поэтому в послании Коринфянам Павел пишет заботить о своем теле. Во время смерти и процесса захоронения телу отдают почести, как сосуду Божьему и засыпают в землю для последующего воскресение.

Господь сохраняет элементы плоти, чтобы в день Воскресения даровать им новую жизнь. Иисуса Христа после смерти также погребли в гробнице, так и христианам следует погребать своих умерших.

На Архиерейском соборе Русской православной церкви не было признано кремацию нормой для погребения, но при этом церковь не будет лишать поминовения тех христиан, которые были не погребены в землю, а сожжены. Более подробно о соборе и его решениях можно прочитать в документе «О христианском погребении усопших».

Также Священный синод издал еще один документ, призвав священство не осуждать кремацию и людей, которые предпочли такой способ захоронения, но относиться к нему как к нежелательному.

Важно! Православная Церковь (как и католическая в этом вопросе) не запрещает кремировать умерших, но рекомендует выбирать традиционный способ погребения.

Этот вопрос решает сам человек в своем завещании, либо его родственники после его смерти, но священники могут упоминать и читать панихиды за таких покойников.

В Библии есть лишь одно обязательное условие для погребения — чтение молитвы по усопшему, поэтому на кремацию, как и на панихиду следует призывать священников для проведения погребальной службы. При этом, обязанностью священников является напоминание прихожанам об отношении Церкви к этому процессу. После кремации прах должен быть захоронен в земле.

Священники о кремации

Мнение священства полностью совпадает с общими церковными положениями о кремации. При этом они говорят:

  1. Митрополит Смоленска Кирилл уточняет, что кремация не является православной традицией, а христиане верят в воскресение мертвых. Кремируя человека, люди как бы разрушают эту веру. Речь тут, скорее, о символах, нежели о реальных предметах, ведь тело, погребенное традиционным путем в земле также подвержено разложению. Кремация же выступает как осознанное разрушение тела и отказ от спасительной веры в Господа. Поэтому следует избегать сжигания мертвого тела, если есть такая возможность.
  2. Диакон Кураев, цитируя древнего христианского мыслителя Минуция Феликса также утверждает, что Господь имеет силу воскресить любое тело, как бы оно не было погребено. Но при этом традиционное захоронение является более гуманным и человечным, нежели сжигание. Этот процесс насыщен библейской символикой и более утешительно для близких. Именно поэтому Церковь рекомендует уклоняться от сжигания тел, ведь это умершему уже безразлично, но ранит провожающих его в тот мир.
  3. Протоиерей Владислав Цыпин согласен с церковными положениями о кремации и говорит, что этот процесс является неуважением к телу покойного. Но при этом подчёркивает, что Церковь не категорична в этом вопросе и допускает такой способ погребения.

Таким образом, кремировать православного христианина возможно и допускается Церковью. Но обязательно должны быть перед этим проведены традиционные погребальные панихиды.

Совет! Если есть возможность похоронить человека привычным способом, то лучше придерживаться традиции.

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Можно ли кремировать православного человека

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 24 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Смерть – одно из самых страшных событий в жизни каждого человека. Многие говорят о том, что можно исправить любую ошибку до тех пор, пока еще ты жив. Данное событие приносит немало горя родным и близким тех, кто покидает нас. У разных народов есть свои традиции обряда погребения. Христианство также сформировало свои традиции. Но в современном мире есть определенные реалии, которые диктуют свои условия. Так как цены на традиционное захоронения достаточно высоки, а также количество мест не так уж велико, то распространенно такое явление как кремация. Что говорит церковь о том, можно ли кремировать православного человека?

Что значит кремировать

Данной процедурой называют сожжение трупов в специальных печах. В основном его проводят перед погребением. После кремации прах помещают в специальную погребальную урну, после чего она может быть захоронена различным путем.

Первые воспоминания о кремации были зафиксированы еще в эпоху древнего палеолита. В Европе кремация была широко распространена в Древней Греции. Затем она перенеслась в Древний Рим.

В христианстве кремацию считали признаком язычества. Именно поэтому погребение в землю получило большое распространение. До 18 века кремация была запрещена в Европе под угрозой смертной казни. Со временем количество смертей росло и городским властям было сложно справляться с числом умерших. Начали появляться братские захоронения перед домами.

Такие кладбища вызывали эпидемии и смертность росла. После открытия микроорганизмов было определенно, что это является источником опасности для людей. Именно поэтому вспомнили о кремации. Только эту процедуру необходимо было проводить таки образом, чтобы не оскорбить усопшего или его родственников. Обычные костры не подходили, а потому начали строить крематории.

Отношение православия к кремации

Кремировать или хоронить православного зависит исключительно от решения родственников или последнего желания умершего. В настоящее время современные христианские конфессии принимают такое явление как кремация.

Об отношении православия к кремации и возможности воскресения тел

Автор статьи

Игумен Федор (Яблоков)

— Батюшка, часто в суете, по незнанию, а еще чаще из-за проблем с финансами или оформлением документов на захоронение, люди кремируют тела своих близких, а потом хоронят их в урнах. Вам, вероятно, известна эта проблема….

— Да, конечно. Часто современные люди, теряющие своих близких, сталкиваются с вопросом как похоронить этих дорогих людей. До революции такая проблема не стояла. Не было перенаселенности мегаполисов, не было настолько огромных городов, а основная часть населения жила в селах и деревнях. Там христиане, как и сотни лет назад, хоронили своих близких на деревенских кладбищах (погостах). И городским жителям хватало место для упокоения. Никому в голову не приходило устроить бизнес на продаже земли для последнего пристанища. Даже самым нищим находился последний покой под крестом в земле предков. Но времена изменились. Урбанизация, семьдесят лет безбожной власти, цинизм и отрыв от традиций привели к тому, что старые православные традиции захоронения в землю были сильно потеснены новыми, непонятными для русских, идущими вразрез с нашей культурой и обрядами.

— А когда началось это разрушение традиций?

— Многие сотни лет хоронили умерших на Руси только в земле. А первый крематорий в России появился при большевиках в 1920 г. Дикостью считали воспитанные на русской культуре люди сжигание в печи людей. С удивлением и страхом воспринимали многие русские устройство на Красной площади мавзолея, которое тоже расходилось с нашими традициями. Устройство кладбища прямо у Кремлевской стены, а также организация в самой стене колумбария, в которой прямо в стену вмуровывали урны с прахом, было еще одним нелепым и диким нововведением Советской власти. Люди, которые не имели русской культуры, связи с народом, достаточного понимания сути традиций, устроили эту вакханалию и насилие над здравым смыслом. Но суть человеческая такова, что люди ко всему привыкают. Привыкли на протяжении 70 лет советской власти и к этому. Колумбарии и крематории в течение нескольких поколений вписались в нашу жизнь.

— Но, несмотря на то, что советское время бесславно закончилось, эта чужеродная традиция все же осталась! И до сих пор крематории работают на полную мощность, сжигая тела православных… Как это объяснить? Почему же не ушла эта чужеродная традиция вместе с советским наследием?

— К сожалению и сейчас, когда храмы возрождаются, христиан продолжают сжигать в печи огненной. А происходит это во многом потому, что все равно нет настоящей Православной веры, верности традициям, понимания Православного учения, необходимых знаний. Но не только в этом дело. Еще одной большой причиной является то, что пришел на кладбища бизнес, земля для захоронений стала дорогой, ее стало не хватать. Кроме того, появилось много бедных людей, которые просто не могут себе позволить купить эту землю в удобном месте. А в некоторых случаях не только бедные лишены возможности быть похороненными по христиански, но даже вполне состоятельные люди. Чтобы похоронить человека в землю, в наше время во многих случаях нужно быть просто богачом. Зачастую в Москве эти клочки земли для последнего приюта стоят тысячи долларов. И это в нашей бескрайней стране, богатой землей как никакая другая!

— Батюшка, а вообще что изменится от того, что человека сожгут? Ведь разлагается любое белковое соединение, в том числе и тело любого из нас. Какая разница как оно будет разложено?

— Разница принципиальная в данном случае. Конечно, и православные гибли в пожарах, например. Православные и тонули, и тогда их местом погребения становилось озеро, океан или море. То есть во все времена в некоторых случаях получалось, что православного нельзя похоронить в земле. И, конечно, тело разлагалось разными путями во всех случаях (но в некоторых, редких случаях тело не разлагается – когда Господь оставляет в нетлении останки святых угодников, которые именуются святыми мощами как источники Божией благодати).

Но ведь в данном случае важно не то, как тело оканчивает свою жизнь, а важно то, КАКОЕ ОТНОШЕНИЕ у нас к этому телу. И если буддизм, индуизм и прочие восточные религии, откуда и пришла традиция сжигать тела, относятся к телу как к тюрьме души, которую надо после выхода души побыстрее сжечь и выбросить как старую ненужную тряпку, то для христиан тело человеческое – это храм души, который будет в свое время восстановлен при воскресении. Это же совершенно разное отношение к телу, хотя с виду кажется, что способ погребения не важен — все равно все обратится в прах.

— То есть человек может не воскреснуть, если тело его было кремировано?

— Полным и замечательным ответом на этот вопрос могут служить слова Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Патриарх сказал:

«Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого».

— То есть Бог в любом случае может воссоздать тело при воскресении?

— Конечно, Господу возможно все. Он сотворил из ничего весь мир. Он же сможет и воскресить человека, воссоздать из мельчайших атомов ему его тело. У Господа нет невозможного. И конечно не стоит беспокоиться о том, что у Господа может что-то из-за кремирования не получиться. Это нелепость. Если будет Его воля воскресить, то воскрешение непременно состоится. Только здесь дело не в том, что с воскрешением могут быть сложности (это совершенно невозможно предполагать), а в том, что мы Господа печалим своим отношением к тому телу, которое Он нам дал.

Профессор Московской Духовной Академии протодиакон Андрей Кураев об этом писал: «Господь волен воскресить любое тело, и из любой стихии Он способен вернуть его к жизни. Другое дело, что погребение в земле более человечно, более насыщенно библейской символикой и вообще более назидательно и утешительно для близких. Церковь рекомендует уклоняться от кремации тел не из-за опасения, будто кремация скажется на участи усопшего, а из-за того, что она оставляет шрамы в душе тех, кто провожает человека в его последнюю земную обитель…»

Конечно, это относится к случаям, когда эти действия по сожжению продиктованы искаженными желаниями, презрительными отношениями к традициям и вере. В тех же случаях, когда родственники не имели возможности похоронить по-христиански, в силу различных обстоятельств, я думаю, мы Бога не расстроим. Он видит наши проблемы, метания, желания.

— Батюшка, а что с Вашей точки зрения можно считать такими обстоятельствами?

— Разные эти обстоятельства… Как я уже сказал – отсутствие денег купить место на кладбище. Это в наше время часто случается по бедности. Нет либо денег на покупку могилы, либо можно купить землю только на таком кладбище, куда и не добраться никак. Но если как бы по бедности кремируют, а потом на месте захоронения ставят огромный и дорогой памятник, вместо которого можно было купить даже несколько могил. Тут уж о бедности речь не идет, лукавство это.

Еще часто встречается случаи, когда по санитарным правилам невозможно подзахоронить тело в могилу к близкому покойному человеку (дочь к матери, бабушку к дедушке и.т.п.). Чтобы похоронить тело в ту же могилу должно по санитарным правилам должно пройти много времени. А вот урну подзахоронить можно. И многие кремируют своих родственников, чтобы люди, дорогие друг другу при жизни, лежали вместе в могиле. Тоже как бы друг с другом. Но тут важно понимать, что умершие не живут на кладбище. На кладбище лежат только тела (или прах), а души находятся в других обителях. По этому вместе, или на разных кладбищах похоронены близкие люди, принципиального значения для их душ не имеет. Если люди при жизни любили друг друга, шли к Богу, жили по совести, то они будут вместе в любом случае, даже если будут похоронены в разных странах. А вот если один из супругов вел благочестивую жизнь, а второй, например, был богоборцем, то хоть их тела можно похоронить рядом, но их души все равно будут далеко друг от друга.

Так что кремирование и подзахоронение в родственную могилу по человечески понять можно, но все же лучше учитывать при выборе способа погребения эти моменты.

— А если надо кремировать и похоронить в одну могилу просто для удобства? Часто бывает, что просто удобно похоронить в одной могиле. Проще приезжать, убираться, просить служить панихиды. Все в одном месте…

— И это можно понять. Действительно, как пожилой женщине, живущей в Москве, ездить на одно подмосковное кладбище на могилу матери, на другое на могилу мужа, а на третье на могилу к дяде? Конечно, ей тяжело, затратно по деньгам. И если сил нет ездить по всем далеко стоящим друг от друга кладбищам, то можно понять в таких случаях этих людей. Но все же надо бы попытаться найти любую возможность для христианского погребения

— Бывает, что умерший человек сам завещал или говорил о своем желании, чтобы тело его после смерти было кремировано. Как в этом случае быть родственникам, которые и хотят проводить человека по-христиански, но понимают, что воля умершего священна. Перед ними встает тяжкий выбор. Как им в таком случае лучше поступить?

— В случае если сам усопший хотел кремации, и руководствовался при этом не желанием помочь своим родным избежать материальных или иных затруднений, связанных с погребением, а руководствовался желанием просто исчезнуть, чтобы от него не осталось ничего, это страшно. А если человек, который выбирал чужую традицию, исходил при этом не из каких то условий, которые вынуждали его к этому решению, а сознательно делал выбор вразрез с христианскими традициями, это плохо совсем. Это просто ужасно.

— А если такой человек оставил желание быть кремированным, завещал именно так похоронить его. Что делать в таком случае?

— Предсмертную волю, конечно, нарушать не хорошо, но в данном случае ее лучше нарушить. Нарушая такую дерзкую волю, мы спасаем душу усопшего от греха. И Господь нам вменит в правду такое нарушение.

— А как относится к желанию усопшего развеять (рассеять) прах над лесом, морем, дачей, работой и.т.п.?

— Относиться к этому следует как к чужеродной для нас, православных, дикости. Я считаю, что ничего в этом плохого для индуиста нет, это его традиция, его понимание. Но мы не индуисты! И для нас, кроме как «дикость», слова не подобрать.

— А можно ли отпевать человека, который будет кремирован, или заочно отпеть того, чье тело уже кремировано?

— Безусловно, можно. Есть некое околоправославное суеверие, что якобы нельзя отпевать тех, кого кремировали. Это еще одна нелепость, которую придумали и разносят люди, которые не понимают существа Православного учения. Церковь не лишает души усопших своих поминальных молитв из-за того или иного способа погребения! Это же очевидно! Отпевание – это молитва о душе, и отношение отпевание имеет только к душе умершего человека. Способ погребения в данном случае практически не имеет никакого значения.

Но когда есть возможность и средства похоронить человека должным образом в земле, а родственники ради собственного удобства выбирают кремацию, то грех не на усопшем, грех – на родственниках.

— Часто возникают вопросы другого рода, связанные с кремацией. Что сделать с иконой, находящейся в руках у усопшего, которого кремируют? Как поступить с благословлённой землёй? Что делать с венчиком и разрешительной молитвой в руке умершего перед кремацией?

— Если усопшего отпевали до кремации, то перед самой кремацией надо убрать икону из гроба. Венчик и разрешительная молитва сжигаются вместе с телом. Землю же необходимо перед кремацией рассыпать по гробу (если это не было сделано в храме).

Если же отпевали заочно, уже после кремации, то во время подхоранивания урны в могилу необходимо рассыпать погребальную освященную землю крестообразно прямо по ней. При этом надо читать Трисвятое.Если урну помещают в колумбарий, то землю рассыпать нужно по любой могиле, где похоронен христианин (но не помещать благословлённую землю в колумбарий!)

— Ну, а если уже так получилось, что кремировали. Или выбора другого не было, или раньше сами не верили в загробную жизнь, или не знали, что так нельзя. А теперь близкие мучаются вопросом о том, как это может сказаться на посмертной жизни души дорогого человека. Этот страх за душу близкого очень сильный. Как же может сказаться на состоянии души близкого человека кремация? Насколько это страшный грех?

— Приведу слова древнехристианского писателя Минуция Феликса, который сказал: «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле». То есть, если уж случилось тело человека кремировать, то не надо из этого делать великую трагедию, которая приводит к тому, что мы не только оплакиваем близкого, но еще и оплакиваем тот способ погребения, которым мы его похоронили.

В каждом действии человека заложен определенный символ. Не исключение и такие ключевые моменты, как рождение, крещение, отпевание, смерть и захоронение. Что такое кремация? Это процесс, во время которого тело человека отправляется в огнь, в пещь огненную, прямой образ в Евангелии – «будут брошены в пещь огненную, где будет плач и скрежет зубовный». Но это, конечно, не значит, что он попадет в ад. Как не значит, что человек, похороненный по-христиански, попадет в Рай. Это было бы слишком просто. Нам бы не надо было ничего делать, стремиться исправлять жизнь, а надо было бы только создать условия для правильного захоронения. Но мы, конечно, понимаем, что Господь будет судить душу усопшего не по способу погребения, а по делам при жизни. Просто этот поступок, кремирование, иногда обнажает то, что для нас Евангельские слова не дороги (это относится только к тем случаям, когда человек сознательно идет на то, чтобы кремировать близкого, а не под воздействием обстоятельств)

Но даже если мы это сделали, то теперь ничего вернуть не можем. И слезами, нервами тоже ничего в прошлом не изменим. Мы не сможем из кремированного праха вновь воссоздать тело, чтобы его похоронить по-христиански. И мы не должны казнить себя за то, что так похоронили дорогого нам человека. Но мы должны покаяться, попросить прощения у Господа Бога за наши неправильные действия. Да и у усопшего тоже хорошо попросить прощения: «Матушка, прости, что так получилось». И через это прощение смиряться, а через смирение приближаться к Богу, в том числе в молитве об усопших. То есть, говоря проще, не надо рвать на себе волосы из-за того, что уже сделано. Но очень необходимо исправить прошлую ошибку собственным покаянием, смирением. Ведь Богу важнее всего духовное состояние, наша помощь ближнему и молитва об усопшем. И когда мы покаемся на исповеди за это, то Господь нас простит. И не надо будет слезы лить из-за ошибки нашей. И надо понимать, что если мы за совершенный грех идем по пути молитвы, покаяния и смирения, то даже наши греховные поступки по Промыслу Божию обращаются во благое.

— А насколько тяжел этот грех? Нарушил ли человек, который прибегнул к кремации близкого, вероучение и уставы Церкви? Может ли он себя считать после этого членом Церкви?

— Конечно, может считать, за это никто не отлучает от Церкви. Церковь не запрещает кремацию категорически. У Церкви есть твердое мнение, но оно снисходительно. А к самому вероучению это отношения имеет еще меньше. Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов так говорит об этом:

«С точки зрения православного вероучения, не имеет никакого значения, был ли человек предан земле или был кремирован. Традиционный способ погребения имеет значение лишь в плане благочестивой традиции, поскольку сопряжен с определенными церковными действиями и более глубоким восприятием человеческого тела. Одно дело урна, и другое – это покойный, которого мы опускаем в землю, в эту реку забвения земного. Мы как бы сохраняем этого человека, не искажая его тело. Здесь присутствуют некие моменты, которые, несомненно, более правильные по сравнению с кремацией, но они не касаются существа веры».

Как Церковь относится к кремации?

5 мая 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял документ «О христианском погребении усопших».

Традиции христианского погребения связаны с верой в телесное воскресение умершего и отношение к телу как «храму Божию», а потому для православного христианина важно, чтобы к его телу с почтением относились и после смерти.

Вот как об этом пишет митрополит Сурожский Антоний: «Эту любовь, эту заботливость, это благоговейное отношение к телу мы находим в Православии; и это сказывается удивительным образом в службе отпевания. Мы окружаем это тело любовью и вниманием; это тело — центр службы отпевания усопшего; не душа только, но и тело. И действительно, если подумать: ведь ничего нет в человеческом опыте не только земного, но и небесного, что не достигло бы нас через наше тело».

В документе «О христианском погребении усопших» говорится о том, что погребение усопшего в землю ближе к библейской традиции, чем кремация: «Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда «земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19) и «посеянное в тлении восстанет в нетлении» (1 Кор. 15:42). «Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7)».

Однако нельзя говорить о том, что кремация лишает человека надежды на спасение. Марк Минуций Феликс, умерший в самом начале III века, четко сформулировал отношение христиан к разным обрядам погребения «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле».

Материал по теме

Что Церковь думает о кремации?

Что Церковь думает о кремации и почему?

Эта точка зрения остается неизменной и в наши дни. Православная Церковь считает «нормой захоронение почивших христиан в земле», а к кремации относится «со снисхождением»: «В том случае, когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле. При этом пастырям следует напоминать родственникам усопших и лицам, ответственным за организацию захоронений, о церковном отношении к кремации».

Иными словами, Церковь относится к кремации как к вынужденной форме погребения, но при этом не лишает усопшего и его родственников своей молитвы и утешения.

Для того, чтобы понять, почему Православная Церковь так заботится о целостности человеческого тела даже после смерти, достаточно процитировать преподобного Симеона Нового Богослова: «Как Христос божественною Своей силою сделал Тело Свое иным, то есть духовным, и так воскресил его от гроба: так и мы сделавшись прежде здесь подобными Христу по душе, тогда (при всеобщем воскресении из мертвых) станем подобны Ему и по телу, — люди по естеству и боги по благодати, как и Христос, будучи Бог по естеству, соделался человеком, как есть человек, по великой Своей благости».

Как относится церковь к кремации? Священный синод Русской православной церкви — документ «О христианском погребении усопших»

Кремация является одним из ритуальных процессов погребения. Процедура подразумевает сожжение тела человека. В дальнейшем сгоревший прах собирают в специальные урны. Способы захоронения кремированных тел различны. Они зависят от вероисповедания усопшего.

История ритуала кремации

Традиция сожжения трупов известна человечеству с давних времен. По данным археологов, впервые данная процедура начала применяться в эпоху палеолита. Позже данный процесс погребения распространился повсеместно.

Существует легенда о погребении Будды, согласно которой, его тело было сожжено, а прах захоронен в нескольких частях Индии.

В древние времена кремирование имело широкое распространение в Риме и Греции. Считалось, что сожжение тела поможет человеку перейти в загробный мир.

Христианская религия изначально не принимала процедуру кремирования. У православных процесс захоронения осуществлялся путем трупоположения в землю. Сожжение человеческого тела являлось признаком язычества.

Позже в связи с развитием христианства в европейских странах кремирование было запрещено. Наказанием за нарушение запрета была смертная казнь. Процедура сожжения не применялась более тысячи лет.

На сегодняшний день кремирование распространено как в Европе, так и в Российской Федерации. Связано это с увеличением численности населения в больших городах и нехваткой мест на кладбище. Это большая проблема. Поэтому все чаще христиане предпочитают процедуру сожжения, независимо от того, как относится церковь к кремации. Бывает, что родственники выполняют волю умершего, который перед смертью изъявлял желание, чтобы его кремировали.

Традиции христианского погребения

Погребение тела в христианской религии сочетает в себе православные и языческие элементы. Важно правильно провести ритуал погребения и соблюсти все национальные и религиозные традиции. Это поможет умершему перейти в иной мир.

Существуют следующие обряды:

  • обмывание тела умершего;
  • процесс облачения в специальную одежду;
  • проводы;
  • прощание;
  • отпевание;
  • погребение;
  • помин.

Подготовка похорон проводится тщательным образом. Умершего омывают водой. Согласно традиции человек должен предстать перед Богом очищенным телесно и духовно. После этого тело одевают в лучшую одежду. В Древней Руси это были белые одеяния. В них облачали как женщин, так и мужчин. В современном мире мужчин принято одевать в классические черные костюмы и светлые рубашки. Женщин хоронят в платьях светлых тонов. Сейчас есть множество ритуальных сервисов, в которых можно купить все необходимое, в том числе и наряды.

Умерших незамужних девушек хоронят в подвенечных платьях, рядом кладут фату. Это знак чистоты и невинности. Молодым мужчинам надевают обручальные кольца и свадебные костюмы. Возможно присутствие некоторых свадебных традиций. Например, распитие шампанского.

Погребение проводится на третий день после наступления смерти. Все это время тело находится в помещении. Располагают его лицом к иконам. Во всем доме закрывают зеркала. Это тоже своеобразная традиция, имеющая свою историю. Недопустимы посторонние звуки. В руки умершего кладут молитву, на лоб — венчик. На человека обязательно надевают крестик. Помещение окуривают благовониями и жгут церковные свечи.

Провожают человека с особыми почестями. Устанавливается портрет умершего, родственники и близкие люди прощаются, выражают друг другу свои соболезнования. Траурная процессия провожает тело человека до кладбища, где и проходит погребение.

Обязателен обряд отпевания души умершего священником. Это необходимая мера для отпущения грехов усопшего. Самоубийц в православной религии не отпевают. Возможны исключения, но для них нужно разрешение патриарха всея Руси.

После погребения на могиле оставляют цветы и венки, ставят деревянный крест.

По приезде с кладбища по традиции проводят поминки. Накрывают столы, читают молитвы, поют специальные песни. Как правило, поминовение проводят на третий, девятый и сороковой день. Считается, что на сороковой день душа покидает человеческий мир и переходит в Царствие Божие.

Отношение христианской церкви к кремированию

В крупных городах на кладбищах остается все меньше места для захоронения людей. На сегодняшний день это крупная проблема для мегаполисов. Места для отведения под новые кладбища практически нет. В данной ситуации альтернативным решением проблемы становится кремация.

Как относится церковь к кремации? Христианская церковь пропагандирует погребение тела в землю. Эта традиция связана с захоронением Иисуса Христа. Во многих писаниях говорится, что человек создан по образу и подобию Божьему. Следовательно, и после смерти тело должно уйти в землю. Поэтому православная вера заботится о сохранности тела.

Кремация допускается церковью, но только в виде вынужденной меры. Место на кладбище стоит дорого. Не у каждого человека есть средства на его приобретение. Сожжение тела и захоронение урны с прахом обходится намного дешевле. Конечно же, сожжение тела не означает затруднение перехода в другую жизнь. Церковь не отказывает в отпевании родственникам, решившим кремировать тело умершего. Данное действие не признается грехом. По словам священнослужителей, кремирование не сможет помешать воскрешению из мертвых. Но все же для православной религии это противоестественный процесс истлевания человеческих останков. Вне зависимости от формы погребения все усопшие поминаются на литургиях и панихидах. Все же отношение церкви к кремации отрицательное.

Заседание синода Русской православной церкви

В мае 2015 года состоялось заседание Священного синода Русской православной церкви. Проведено это мероприятие было в Даниловском монастыре города Москвы. На данном мероприятии был принят важный документ «О христианском погребении усопших».

Проект разрабатывался на протяжении нескольких лет. В его доработке участвовал Патриарх Московский и всея Руси. Данный документ описывает нормы погребения православных верующих.

Конечно же, существуют ситуации, в которых отпевание и погребение тела становится невозможным. Это могут быть авиакатастрофы, наводнения (когда тела уносит в воду), террористические акты, пожары или какие-либо другие трагические ситуации. В таких ситуациях возможно заочное отпевание погибших. О них молятся так же, как и о погребенных в земле. Огромное внимание священнослужители уделяют родственникам погибших. Их учат усердной молитве за близких.

Суть документа «О христианском погребении усопших»

Собрание священнослужителей в документе о погребении четко описало свою позицию.

Согласно Священному Писанию тело человека является храмом Божьим. К телу скончавшегося должно быть уважительное отношение. Согласно христианской вере человек приходит из праха и после смерти его тело должно превратиться в прах. В таком состоянии оно должно покоиться до дня воскресения, когда «посеянное в тлении восстанет в нетлении» (1 Кор. 15:42).

В соответствии с документом о погребении любое захоронение производится в землю в деревянных, пластиковых или каменных гробах. Возможно погребение в пещерах и склепах с соблюдением необходимых норм.

Кремация не признана нормой захоронения. В то же время церковь говорит о том, что Господь Бог способен воскресить любое тело, подвергшееся какой-либо стихии.

Процедура кремирования человеческого тела

Процесс кремации человека происходит по предварительной воле усопшего. Занимает он около полутора часов. В Российской Федерации доля кремированных захоронений невелика и составляет приблизительно 10 %. Но в крупных мегаполисах, в основном Москве и Санкт-Петербурге, такой способ захоронения преобладает над традиционным. Его доля составляет 70 %. Конечно же, перед решением о сожжении тела необходимо подумать о всех тонкостях кремации, за и против взвесить нужно обязательно.

Данная процедура проводится в специально отведенных местах, крематориях. Здесь находятся печи, температура которых варьируется от 900 до 1100 °С. После окончания процедуры прах составляет всего 2-2,5 кг. Сначала его помещают в железную капсулу, которая впоследствии запаивается. Хранить прах можно и в урне. Родственники умершего покупают ее самостоятельно. Урны могут быть разнообразны по дизайну и форме. Сотрудники крематория перемещают прах из капсулы в урну.

Забрать прах могут только родственники. Срок хранения урны в крематории составляет 1 год. Иногда и больше. Если же прах остался не востребован, по истечении срока хранения происходит захоронение в общей могиле. При каждом крематории есть такие захоронения.

Кремационная печь

Как кремируют людей? Современные кремационные печи состоят из двух камер. В первую камеру помещается гроб с телом усопшего. Здесь происходит первый этап кремации человека. Сжигание происходит при помощи горячего воздуха. Раскаленные струи не в силах сжечь тело полностью. Поэтому останки отправляют во вторую камеру. Называется она камерой дожига. В ней полностью догорают остатки органических тканей.

Из кремационной печи останки отправляются в кремулятор, где измельчаются в прах. Специальными магнитами достают несгоревшие металлические изделия.

Перепутать останки невозможно. Перед сжиганием в гроб кладется металлический номерок. После проведения процедуры его вытаскивают из праха.

Места для захоронения праха

Государством не отведено специальных мест для захоронения праха. Родственники умершего распоряжаются урной по своему усмотрению либо выполняют последнюю волю усопшего. Процедура захоронения праха более удобна, чем традиционное погребение. Урну можно поместить в родственную могилу. При этом необязательно выдерживать санитарный срок (15 лет).

Можно приобрести место в колумбарии открытого или закрытого типа. Некоторые просто развеивают прах в каком-то определенном месте.

Колумбарий — это место хранения урн с прахом усопших после проведения процедуры кремации. Впервые такие хранилища были сооружены во времена древней римской цивилизации. Колумбарий представляет собой сооружение, разделенное на множество ячеек. Такие хранилища существуют при каждом крематории. В Москве самый известный колумбарий расположен в стене Кремля.

Существует два вида таких захоронений: открытый и закрытый. Открытый колумбарий устанавливается на улице. Это могут быть различного рода сооружения, разделенные на ячейки.

Закрытый колумбарий — это отдельное здание, так называемый мавзолей. В стенах таких помещений расположены ячейки, предназначенные для хранения праха. Ячейки могут быть забетонированы после помещения в них урны. После чего на ячейке размещается портрет умершего человека и различные надписи.

В основном ячейки колумбария закрываются стеклом. Родственники и близкие люди обычно помещают памятные вещи и фотографии усопшего вместе с урной.

Существуют и семейные колумбарии. По смысловому значению их можно сравнить с семейными склепами или с семейными могилами на кладбище. Одна такая ячейка вмещает до четырех урн с прахом.

Крематории Москвы

В городе Москве существует три крематория. Все они расположены на кладбищах: Николо-Архангельском, Митинском и Хованском.

  • Николо-Архангельское кладбище — Москва, микрорайон Салтыковка, ул. Окольная, 4.
  • Митинское кладбище находится за пределами МКАД, город Москва, Митинский район, шоссе Пятницкое, 6-й км.
  • Хованское кладбище расположено в городе Москве, поселение «Мосрентген», ул. Адмирала Корнилова, Киевское шоссе, 21-й км.

Чтобы узнать, как кремируют людей, нужно обратиться в администрацию крематория. Здесь же можно уточнить стоимость процедуры.

В основном крематории предоставляют услуги различного уровня. Цена зависит от выбора зала для прощания с усопшим, ритуальных принадлежностей и т.д.

Захоронение праха на Николо-Архангельском кладбище

Николо-Архангельское кладбище основано в 1960 году. Изначально здесь проводились захоронения только традиционным методом. Позже, в 1973 году, было принято решение открыть крематорий на территории Николо-Архангельского кладбища в Москве. Это большое здание. Крематорий проводит до сорока кремаций в сутки.

В основном родственники умерших не обращают внимание на то, как относится церковь к кремации. Дело в том, что кладбище закрыто для новых захоронений. Погребение разрешено проводить только в родственные могилы или выкупленные заранее места. Традиционный метод захоронения в родственную могилу требует соблюдения санитарного срока. Это условие становится крупной проблемой для мегаполисов. Поэтому к процедуре кремации прибегает большая часть населения крупных городов.

На территории Николо-Архангельского кладбища работают колумбарии открытого и закрытого типа. В отличие от мест для традиционных погребений, место для хранения праха здесь можно купить без проблем.

Открытый колумбарий Николо-Архангельского кладбища расположен на улице. Это ряды длинных стен, разделенных на небольшие ячейки. Прах усопшего в открытом колумбарии бетонируется. После чего у родственников нет доступа к урне.

Закрытый колумбарий расположен в отдельном здании. Это помещение, стены которого также разделены на ячейки. Здесь урна находится за стеклянной дверью. Помимо урны есть возможность положить в ячейку дорогие для умершего человека мелочи: фотографии, шкатулки и т.д.

Цены на ячейки открытого и закрытого колумбария различны. Помимо этого администрация кладбища может взимать ежегодную плату с родственников усопшего.

На кладбище предоставляются различного рода услуги: магазин памятников, морг, уход за захоронениями. Можно арендовать инвентарь для ухода за могилами. Помимо общего крематория существует и частный. Расположен он у центрального входа на кладбище.

На территории кладбища построен храм Покрова Пресвятой Богородицы, а также маленькая часовня.

Исходя из вышеописанного однозначного вывода о том, как относится церковь к кремации, сделать нельзя. С одной стороны, христианская вера пропагандирует традиционное захоронение тела умершего человека. Это естественный способ. Он повторяет погребение Иисуса Христа. С другой стороны, кремирование не означает отказ церковнослужителей от отпевания и предания земле праха усопшего. Так как согласно писанию Господь Бог воскресит все души в их теле. Перед принятием важного решения о форме погребения стоит взвесить все за и против.

Хоронить нельзя кремировать: взгляд Церкви

Протоиерей Владислав Цыпин: «Я бы советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием земле»

Отец Владислав, почему Русская Православная Церковь не одобряет кремацию?

– Негативное отношение Русской Православной Церкви к кремации объясняется, прежде всего, тем, что такой способ погребения расходится с церковной традицией. Здесь есть еще и некая богословская проблема, потому что подобный способ погребения не соответствует христианскому учению о Воскресении из мертвых. Не в том, конечно, дело, что Господь не в силах воскресить кремированных. Но со стороны человеческого сообщества ожидается уважительное отношение к останкам усопшего.

Насколько категорична Русская Православная Церковь в вопросе допустимости кремации?

– Церковь не воспрещает категорически кремацию под угрозой отлучения от Причастия тех близких, которые решили не предавать земле, а кремировать останки своих родных. Дело в том, что бывают разные обстоятельства. Бывают затруднения. Например, в Японии. Это, конечно, случай не для России, но в Японии тоже есть православные люди, принадлежащие к Русской Православной Церкви. А там законодательно запрещено предавать тело земле. Там есть единственный способ, если так можно выразиться, погребения – это кремация. Только этот способ разрешен законами страны.

Каковы, на ваш взгляд, причины роста популярности кремации сегодня в России?

– Я думаю, что есть общая причина. Она связана с тем, что оставляются и забываются традиции. Ведь в советское время как верующих, так и неверующих все-таки хоронили, как правило, традиционным способом, то есть предавали земле. Хотя, естественно, существовала кремация. Она рекламировалась. Традиции сегодня оставляются. Играет свою роль урбанизация. Сельских жителей, которые обычно наиболее привержены традициям, становится всё меньше. Если 50 лет назад городских жителей была половина, то сейчас связь с деревней значительного большинства соотечественников уже относительная, отдаленная. Уже дедушки, бабушки во втором, третьем поколении – горожане. Но, с другой стороны, казалось бы, восстановление нормальной церковной жизни должно было бы вытеснить кремацию. Тем не менее, мы наблюдаем то, что наблюдаем.

Отец Владислав, какие могут быть контраргументы, которые позволили бы человеку не принимать поспешного решения кремировать своего родственника?

– Прежде всего, необходимо напоминать о церковном учении, о телесном воскресении из мертвых и о церковных традициях и обрядах. О том, что подобный способ погребения хотя Церковью и допускается, в том смысле, что не подвергается прещениям: не отказывают в отпевании тем, кто сам захотел, чтобы его кремировали, – но, тем не менее, Церковь не благословляет такой способ погребения. Мы можем обращаться к церковной и православной совести.

Часто сторонники кремации в России приводят в пример цивилизованную Европу с чистыми ухоженными и аккуратными кладбищами, где нет места грустным воспоминаниям. Многие не хотят думать о плохом на кладбище…

Кладбище должно быть местом напоминания о самом важном: о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности

– Чем кладбище чище и опрятнее, тем, конечно, лучше. Но это не значит, что кладбище не должно быть местом напоминания о смерти, о бренности человеческой жизни, о вечности. Оно призвано как раз быть местом напоминания о самом важном. Кто-то из русских мыслителей начала XX века сказал, что кладбище – это школа философии.

Это все-таки разные вещи. Да, в самом деле, и дороги, и тротуары во многих западных городах (я бы не сказал, что во всех, например Южная Италия совсем не такая уж чистая) аккуратнее, чище и опрятнее, особенно в Северной и Центральной Европе. Так же и кладбища там чище и опрятнее. Но я не думаю, что там преобладает кремация. Я думаю, что всё еще и там чаще предают земле останки усопших. Кремация совсем не связана с чистотой и опрятностью кладбищ. Каким бы чистым и опрятным ни было кладбище, оно всё равно должно оставаться напоминанием о смертности человека и вечности.

Как можно отнестись к позиции человека, который поддерживает кремацию исключительно в силу финансовых соображений?

– Если это человек нерелигиозный, то что ему можно сказать?! Только то, что в этом случае он еще и наплевательски относится к традициям. Все-таки безрелигиозные люди способны традиции уважать. Если он человек церковный, то всё, о чем мы уже говорили, должно быть для него авторитетно и убедительно.

Отец Владислав, возможно, сейчас ваши слова слышат наши читатели, потерявшие своего близкого и родного человека, но которые не могут сделать выбор между традиционными похоронами и кремацией. Что бы вы посоветовали людям, которые оказались в такой непростой ситуации?

Нужно сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены

– Я бы им советовал не преувеличивать сложности, связанные с преданием тела земле традиционным способом погребения. И напомнил бы о том, что они долг имеют перед своими близкими усопшими. И этот долг все-таки более всего относится к заботе о спасении своих близких и усопших. Конечно, мы вовсе не утверждаем, что оно, спасение, недоступно тем, кого кремировали. Вовсе не так. Но мы со своей стороны должны сделать всё возможное, чтобы церковные нормы, церковные традиции были соблюдены.

Бывают случаи, когда уже повзрослевшие и воцерковленные христиане узнают, что кого-то из родственников кремировали. И многие начинают переживать по этому поводу. Они беспокоятся о посмертной участи близких. Как можно их успокоить?

– Им не стоит беспокоиться, потому что вообще всякое обращение назад, сожаления о том, что надо было сделать что-то иначе, чем было сделано, непродуктивно. Они должны только усиленно молиться о своих близких усопших. На них не лежит вины, если против их воли так поступили с ними. А если они сами этого захотели… Ну что ж, это были греховные мысль и дело. Надо молиться Богу о прощении грехов.

В ногу со временем?

Идеологи большевизма сегодня могли бы стоя аплодировать тем данным, которые обнародовал господин Павел Кодыш, президент Союза похоронных организаций и крематориев России. Еще раз процитируем его комментарий «Русской службе новостей»: «В Москве и Санкт-Петербурге кремируют 60% умерших». Сегодня нет транспарантов, призывающих к кремации, никто в обязательном порядке с высокой трибуны не принуждает сжигать тело после смерти.

Единственная сдерживающая сила, открыто выступающая против строительства новых крематориев, – Русская Православная Церковь. Так, митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин в июле 2015 года направил главе Удмуртской Республики Александру Соловьеву обращение о недопустимости строительства крематория в Ижевске:

«С глубокой скорбью я воспринял известие о строительстве в Ижевске крематория. Это не мое личное беспокойство, а беспокойство всех православных жителей Удмуртской Республики», – отметил митрополит Викторин.

Тем, кто полагает, что Церковь должна пойти на уступки в данном вопросе, напомним слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по этому поводу:

«Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого. Кремация, то есть сознательное разрушение тела усопшего, выглядит как отказ от веры во всеобщее Воскресение. Конечно, многие, кто верит во всеобщее Воскресение, по практическим соображениям все-таки кремируют усопших. В случае кончины близкого вам человека вы сможете его отпеть, но если есть у вас возможность убедить его не настаивать на кремации, то попытайтесь сделать это!».

Приведем слова из официального документа «О христианском погребении усопших», который был утвержден Священным Синодом РПЦ 5 мая 2015 года:

«Церковь верует, что Господь властен воскресить любое тело и из любой стихии (Откр. 20: 13). “Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле”, – писал раннехристианский автор Марк Минуций Феликс».

Русская Православная Церковь и сегодня считает кремацию явлением нежелательным и не одобряет ее.

Отношение к кремации в РПЦЗ

РПЦЗ бескомпромиссна в вопросе о кремации, запрещая своим чадам сжигать тела умерших в крематориях

Любой человек, который ознакомится с итоговым документом Архиерейского Собора РПЦЗ, увидит, что решения Синода принципиальны и не допускают различных толкований. Документ отличает бескомпромиссность относительно кремации тел усопших.

«Сторонники кремации – атеисты и враги Церкви. Греческая и Сербская Церкви также отреагировали отрицательно на эту практику. Кремация тел умерших противоречит тому, что было установлено в христианской Церкви с самого начала», – говорится в документе.

«На основании всех рассмотренных фактов Архиерейский Собор запрещает чадам Русской Православной Церкви Заграницей сжигать тела умерших в крематориях. Священники обязаны объяснять своим прихожанам нехристианский характер таких похорон. Они не должны служить церковную панихиду по тем, чьи тела предназначены для кремации. Имена таких умерших христиан могут поминаться только на Проскомидии».

В документе детально рассмотрен вопрос о том, как могут относиться христиане к воле родственника, который захотел, чтобы после смерти его кремировали:

«Может случиться, что какой-нибудь верующий православный по своему невежеству завещает близким родственникам кремировать свое тело и затем умирает, не получив благословения и не раскаявшись в своем намерении… Если близкие обещали покойному кремировать его тело, то они могут быть освобождены Церковью от этого неблагоразумного обещания путем установленной для таких случаев молитвы. Душа покойного после смерти, видя глупость своего желания кремации тела, будет только благодарна своим близким за такое решение».

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей на сессии от 20 августа / 2 сентября 1932 года по вопросу о кремации тел усопших решил: «Принципиально сожжение тел православных христиан в крематориях не разрешается ввиду того, что этот обычай вводится безбожниками и врагами Церкви. Во всех частных затруднительных случаях предоставить решение епархиальному архиерею».

Отношение к кремации Элладской Православной Церкви

Священный Синод Элладской Православной Церкви в октябре 2014 года заявил, что Церковь не будет отпевать тех, кто завещал себя кремировать. Также Церковь почитает своим долгом уведомить клир и благочестивый народ о тех канонических последствиях, которые несет кремация тел усопших.

  • Кремация не согласуется с практикой и Преданием Церкви по богословским, каноническим и антропологическим причинам.
  • Для того чтобы не впасть в богословское и каноническое заблуждение, необходимо уважение религиозных убеждений и уточнение собственной воли умершего, а не соблюдение воли его близких.

Если установлен факт, что умерший разрешил кремацию своего тела, то последование отпевания над ним не совершается.

Почему сожжение – поругание?

Святитель Николай Сербский: “Сжигание тела умершего – это насилие”

Некоторые православные продолжают искренне сомневаться и недоумевать, что плохого в сожжении тел, ведь душа несравненно важнее плоти. К примеру, вот комментарий Анны, нашей читательницы, возмущенной тем, что кремацию ставят под сомнение:

«Кажется, что всё сводится только к мнению священников о том, что к сосуду жизни нужно относиться благоговейно. А сжечь тело – это разве поругание? Ведь и старые рваные книги сжигают, и даже иконы, совсем вышедшие из употребления. В чем тут осквернение? По-моему, это все “оцеживание комара и глотание верблюда”».

«Вы спрашиваете меня: почему христианская Церковь возмущается сжиганием умерших? Во-первых, потому, что она считает это насилием. Сербы до сегодняшнего дня ужасаются преступлению Синан-паши, который сжег мертвое тело святого Саввы на Врачаре. Сжигают ли люди мертвых лошадей, собак, кошек или обезьян? Я не слышал об этом, но видел, как их закапывают. Зачем же тогда совершать насилие над мертвыми телами людей – повелителей всего животного мира на земле? Да разве сжигание павших животных, особенно в больших городах, может служить оправданием сжигания умерших людей?

Во-вторых, потому, что этот языческий и варварский обычай был вытеснен из Европы христианской культурой почти 2000 лет назад. Кто желает обновить этот обычай, тот хочет привнести не нечто культурное, современное, новое, а наоборот, вернуть давно отжившее старье. В Америке я видел могилы великих президентов: Вильсона, Рузвельта, Линкольна и многих других знаменитых людей. Никто из них не сожжен».

Старец Паисий Святогорец об отношении к останкам

Сложно найти высказывания святых отцов первых веков христианства о кремации в силу того, что в то время писали, что называется, «на злобу дня»: темы их трудов касались вопросов появления различного рода ересей и лжеучений, споры же о кремации усопших тогда еще не приобрели такого размаха, который мы наблюдаем сегодня. Но мы можем узнать, что думали уважаемые современные духоносные старцы, многие из которых прославлены в лике святых.

Афонскому старцу Паисию Святогорцу рассказали о том, что в Греции «из соображений гигиены и для экономии земных площадей» собираются сжигать мертвых. Его ответ был прост и понятен:

Старец Паисий Святогорец: “То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали!”

«Из соображений гигиены? Да ты только послушай! И не стыдно им такое говорить? То, что всю атмосферу загадили, так это ничего, а косточки им, видите ли, помешали! А насчет «экономии земли»… Неужели нельзя в целой Греции со всеми ее лесами найти место для кладбищ? Как же так: для мусора находят столько места, а для священных останков не находят. Земли, что ли, дефицит? А сколько мощей святых может быть на кладбищах? Об этом они не подумали?

В Европе сжигают мертвых не потому, что их негде хоронить, но потому, что кремацию считают делом прогрессивным. Вместо того, чтобы вырубить какой-нибудь лесок и освободить место для мертвых, скорее освободят место от них самих, сжигая и превращая их в золу. Мертвых сжигают потому, что нигилисты хотят разложить всё – включая человека. Они хотят сделать так, чтобы не осталось ничего, что напоминало бы человеку о его родителях, о его дедах, о жизни его предков. Они хотят оторвать людей от Священного Предания, хотят заставить их позабыть о жизни вечной и привязать к жизни этой временной».

Вместо эпилога

Недавно я специально зашел на Донское кладбище. Посмотрел закрытый колумбарий. Он находится слева от храма преподобного Серафима Саровского. В здании было совсем тихо. Из живых людей никого не увидел. Поймал себя на мысли, что я вообще не привык к тому, что вот так может выглядеть могила: розовая стена, пластмассовые цветы, которые никогда не потеряют своей формы, а на высоте трех метров табличка с фамилией и именем. И таких табличек сотни. Обратил внимание на новую стенку: что-то наподобие массивного стеллажа со стеклянными дверцами. Видимо, новый, поскольку многие ячейки пока пустуют. Мне они напомнили – прошу простить меня за такое, может быть, неуместное сравнение – ячейки в супермаркете, куда можно поставить сумку. Это был мой первый поход в колумбарий. И надеюсь, что последний.

Источники:
  • http://ikona-i-molitva.info/mozhno-li-kremirovat-pravoslavnogo-cheloveka/
  • http://www.memoriam.ru/ob-otnoshenii-pravoslaviya-k-kremacii
  • http://foma.ru/kak-tserkov-otnositsya-k-krematsii.html
  • http://fb.ru/article/396547/kak-otnositsya-tserkov-k-krematsii-svyaschennyiy-sinod-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi---dokument-o-hristianskom-pogrebenii-usopshih
  • http://pravoslavie.ru/81602.html
Читайте также:  Неправильно построено словосочетание точка зрения на этот вопрос