Меню Рубрики

Красота это с точки зрения философии

Что такое красота?

Мир человека включает красоту, интуитивно это ясно каждому. Всякий человек способен на любовь, а любят по большей части красивое, прекрасное (очень красивое), возвышенное (самое красивое). Соответственно мало кто приветствует некрасивое, безобразное (очень некрасивое), низменное (самое некрасивое). Однако наивно-интуитивного понимания мира красоты недостаточно, чтобы уверенно ориентироваться в нем. Здесь, как и обычно в проблемных ситуациях, ощущается потребность в хорошей философии.

Интересно, что вплоть до середины XVII века философы не придавали должного значения сфере красоты. Философы античности, средневековья, Возрождения считали самостоятельными разделами философии логику и этику, но не эстетику. Почему?

Греческое «эстетикос» означает «относящееся к чувству». Но чувство считали всего лишь моментом познавательной или же практической деятельности. Когда же выяснилось, что мир чувственно-эмоционального имеет не только подчиненное, но и самостоятельное значение, наступило время эстетики, в рамках которой обрели осмысление такие ценности, как красота (лишь для простоты изложения мы, как правило, ограничиваемся упоминанием красоты и не перечисляем всякий раз другие, достаточно многочисленные эстетические термины).

Но что такое «эстетическое», в том числе красота? Спор вокруг этого вопроса не умолкает и поныне. В зависимости от философской позиции по-разному понимается природа эстетического. Материалисты видят красоту в самих предметах, а значит, искусство как воплощение красоты должно быть реалистическим. Противоположная точка зрения состоит в том, что эстетическое интерпретируется всего лишь как чувство (сторонников такой точки зрения называют субъективными идеалистами).

Современные философы преодолели противопоставление субъекта объекту. Для них эстетическое есть чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства, действительный или воображаемый. По сути, речь идет не о любом чувстве-ценности, а о тех из них, которые признаются экспертами достаточно совершенными. Итак, эстетическое — это чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства и достигшее необходимой степени совершенства.

Человек признает эстетическим не безобразное и низменное, а красивое, прекрасное, возвышенное. Вот почему если артист выступает перед нами неудачно, то мы говорим: «Это не искусство». С другой стороны, наблюдая за умелыми действиями, мастера часто говорят: «Это уже искусство».

Красота, равно как и все эстетические ценности, органично связана не с мыслью и не с действием, а с чувством, эмоцией. Наиболее совершенные мысли мы называем истинными. Это не означает, что мысли не могут быть красивыми. Таковыми мысли признаются очень часто (какая красивая мысль, теория!), но лишь потому, что они вызывают к жизни определенные чувства (эмоции).

2.1 Философия искусства. Что такое красота

Многие философы в разные времена определяли термин «искусство» по-разному. Сначала они считали, что искусство рождается потребностью в подражании, однако позже поняли, что это ошибочно, т. к. даже первобытный человек вносил в свое произведение фантазию. В ХХІІІ веке произошли изменения, и понимание искусства также стало другим. Французский философ Жан Жак Руссо определял искусство не как описание внешнего мира, а, прежде всего, как выражение человеческих страстей и эмоций. Подобная точка зрения была и у немецких философов (Иоганн Гердер, поэт Иоганн Гёте и др.). Они считали, что главная цель искусства отнюдь не воспроизведение красоты и показ внешней реальности, а изображение внутренней жизни человека.

В современном же понимании искусство — это умение выразить себя в каком-либо материале по признакам эстетических ценностей. Также понятием «искусство» можно обозначить художественное творчество в целом. Видов этого творчества или искусства, как известно, существует множество: литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное творчество, театр, музыка, балет, кино, танец, цирк и т. д. все эти виды творческой деятельности человека отражают мир в образах. Образ — это сгусток художественного видения и переживания, которому искусство придает выразительность и эстетическую ценность. Специфика художественного творчества состоит в том, что человек искусства — художник, творит новые художественные формы, в которых раскрывается его мировосприятие, глубина его мыслей. Он мыслит этими образами.

Поэтому можно сказать, что ценность искусства зависит от философских взглядов художника — деятеля искусства.

Ценности искусства также имеют непосредственное отношение и к технике. Ведь для инженера, конструктора и т. п. сходство между произведением искусства и техническим изделием весьма существенно. И художник, и техник являются искусными мастерами, различны лишь цели их деятельности.

Предназначение произведения искусства состоит в его функционировании в качестве прекрасного, в качестве символа красоты. Искусство — это средство, позволяющее творить мир по законам красоты. Искусство и красота — это два тесно связанных друг с другом понятия.

Мы живем в мире красоты, она окружает нас. Однако понятие красоты более глубокое, нежели представляет себе большинство людей. Красота — это что-то прекрасное, возвышенное, эстетическое.

Эстетическое — это чувство-ценность, направленное на возбудитель этого чувства и достигшее необходимой степени совершенства.

Эстетика — это греческое слово, означающее «относящееся к чувству». Но это самое чувство считали лишь моментом практической деятельности. Воплощением красоты признавался космос, все остальное считалось красивым настолько, насколько оно было приближено к гармонии космоса. Искусство также стремилось подражать природе.

В эпоху Средневековья все красивое считалось отблеском духовной красоты Бога, видимая красота признавалась проявлением невидимой красоты. Целью искусства было приближение человека к Богу.

В эстетике Нового Времени (эпоха Возрождения) образцом красоты провозглашался сам человек, его тело. В то время своего расцвета достиг классицизм, требовавший гармоническую ясность, логическую простоту и строгость форм, благородство стиля, верность природе. Представителями классицизма в искусстве являлись Шиллер, Гёте, Моцарт, Бетховен, Фонвизин, Державин и другие. Им на смену пришли романтики, отвергавшие прямолинейно-рассудочное понимание искусства. Это были такие люди, как Гюго, Лермонтов, Вагнер и другие. Они стремились к раскрепощению многообразных способностей личности.

В ХХ веке произошли изменения в философии, и, соответственно, в искусстве. На смену романтизму пришел реализм. В России это был социалистический реализм — перевод на эстетический язык философии исторического материализма.

В настоящее время в нашей стране ведется поиск новых эстетических ориентиров.

Из этой истории эстетики можно сделать вывод, что понимание красоты определяется используемой философией, меняется философия, меняется и представление о красоте. Красота — это эстетическая интерпретация. Как и все эстетические ценности, она связана с чувством, с эмоцией. Законы красоты диктуют направление искусства. Искусство же, в свою очередь, помогает нам познавать мир. Оно дает нам более богатый, более живой и красочный образ реальности. Человек от природы создает различные способы постижения реальности. В искусстве он выражает собственную фантазию и глубины человеческих переживаний. Для природы человека как раз и характерно то, что он не ограничивается одним-единственным подходом к реальности, а может выбрать разные точки зрения и перейти от одного аспекта реальности к другим.

Философия красоты

Онтологические проблемы эстетики

Что такое эстетика?

Термин «эстетика» происходит от греческого слова, означающего «чувствовать». Впервые в научный обиход он был введен в XVIII веке немецким философом А. Баумгартеном (1714-1762) в его работе, получившей одноименное название — «Эстетика». Эстетика, несомненно, является разделом философского мировоззрения, который изучает сущность происхождения и развития природы прекрасного, проявляющего себя для сознания человека в разных формах его существования. Оставаясь чувственным познанием реальности, эстетическая деятельность человека «овеществляет» себя в рождении различных видов искусств, становящихся «генератором» эстетической культуры. Поэтому эстетика, оставаясь фрагментом философского знания, условно может быть разделена на две части. В «первой части» эстетики предметом ее изучения выступает природа и образ прекрасного, окруженный многочисленными категориями и понятиями. Для «второй части» объектом ее изучения являются те виды искусств и их жанры, которые оказывают решающее влияние на развитие эстетики как философской дисциплины. Занимаясь изучением общих законов развития, эстетика вооружает частные теории методологическими принципами, исследует связи и отношения между отдельными искусствоведческими дисциплинами, анализирует методы исследования и границы их применения.

Кардинальной проблемой эстетики остается на все времена отношение эстетического сознания к объективной реальности, которая может быть представлена частными формами своего существования — пространством, временем, движением, материей. Поиск красоты в разных формах существования бытия породил для эстетического сознания субъекта разные виды искусств, в которых и запечатлен результат подобных «исследований». Так, например, поиск красоты в пространстве породил изобразительное искусство; поиск красоты во времени — искусства, связанные с непродолжительным существованием звука: музыку, литературу, риторику; поиск красоты в движении — искусства, связанные с пластикой, например, танцы, гимнастику и тому подобное; поиск красоты в материи — искусства, связанные с грубым материалом — камнем, глиной и тому подобным, а это архитектура, скульптура. Иначе говоря, структурно оформленная реальность дает возможность для эстетически одаренного сознания субъекта выстраивать иерархию искусств, ценность которых для отдельно взятого человека или группы лиц может быть различна. И действительно, едва ли не первыми среди всех зарождающихся искусств стали иероглифы, являющиеся прародителем изобразительного искусства. Иероглифы как первые картинки знаменовали собой эстетическое освоение пространственно выражающей себя реальности. Затем человек стал нуждаться в членораздельных звуках, которые породили речь и вытекающие из нее звуковые искусства. Ритуальные танцы первых людей стали причиной возникновения искусств, связанных с пластикой и грациозностью. И, наконец, только с появлением инструментов люди стали осваивать грубый материал, делая первые шаги в архитектуре и скульптуре. Понятно, что подобная оценка освоения человеком мира не может быть единственно правильной, но она демонстрирует, как могла поэтапно рождаться эстетическая деятельность, связанная с возникновением искусств. Все это охватывает реальность как предмет эстетического изучения. Возникает вопрос: а что является средством для изучения эстетически проявляющей себя реальности? Ответ очевиден: чувства человека выступают причиной возникновения эстетического сознания. Однако по разделу «Антропология» мы помним, что чувства бывают «внешние» и «внутренние». К внешним относятся телесные чувства: видение, слышание, обоняние, осязание и вкус, а к внутренним — интуиция и инстинкт. Все эти чувства — внутренние и внешние — выступают средством для постепенной зримой и незримой красоты. Но именно деление чувств на внутренние и внешние становится основанием для деления эстетики на идеалистическое и материалистическое направления.

Так, для идеалистов образ прекрасного является атрибутом умопостигаемой реальности, куда проникнуть телесным чувствам не под силу. Зато материалистически настроенные мыслители полагают, что прекрасное телесно-чувственно воспринимаемо и принадлежит миру природных форм.

В свою очередь, идеалистическое направление в эстетике можно условно «разбить» на две группы, отличающиеся друг от друга методом восприятия умопостигаемой реальности. Первая группа идеалистов считает, что умозрительная красота открывается интуитивным созерцанием. Это направление представляют Платон, Плотин, христианские эстетики. Вторая группа идеалистов считает, что источником красоты становятся трансформированные инстинктивные переживания, в которых, как считал Юнг, хранятся архетипы — чувственно переживаемый опыт предыдущих поколений, проявляющий себя у творческой личности в виде вдохновения. Все это свидетельствует о том, что в рамках эстетики рождается иерархия представлений о том, что из себя образует природа прекрасного и к какой из возможных сфер она принадлежит.

Что такое красота с точки зрения психилогии и философии?

Если существует понятие или явение оно имеет четкое определение.

Сразу скажу, что общие фразы о разности людей меня не интересуют.

Меня интересует понятное научное определение и четко сформулированные критерии.

рассмотрением красоты занимается эстетика.

Психология касается эстетических чувств : красивого и безобразного, катарсиса, восхищения,

есть целые искусствоведческие дисциплины, изучающие литературу, архитектуру, кино, живопись и тд.

В философии эстетика разрабатывалась с древности.

Мне лично импонирует философия Лосева : он, можно сказть, всю жизнь посвятил именно эстетике.

Из его «Диалектики мифа» или «Диалектики имени» можно хорошо понять суть красоты.

Предельно упрощая все, можно сказать, что красота — это явленная внешне

Поскольку все имеет душу, то всякая красота есть явление красоты души.

Чёткого определения красоты не существует в принципе. Это – субъективное и крайне ассоциативное понятие. Оно формируется ещё в детском возрасте под влиянием этнических, культурных и поведенческих факторов. Есть, правда, и объединяющий такое восприятие момент, это — внешние признаки здоровья. Его учитывают маркетологи и стилисты, создавая так называемые «стандарты» красоты на потребу современной шоу – индустрии. Что объединяет внешность моделей на страницах глянцевых журналов? Это – чётко проработанные мелочи, несущие в себе метасообщения здоровья: отсутствие красных прожилок в глазах, перхоти, варикозного расширения вен и пр.

Инстинктивно, на уровне бессознательного, человек считает красивым именно здорового потенциального партнёра, ибо это привлекающий фактор необходим для создания здорового потомства. Отсюда и возникают стойкие паттерны восприятия определённых типов внешности, называемых красотой. Естественно, что большинство подобных стандартов навязаны людям с определенной целью.

С точки зрения не научной психологии, красота – отклонение от ординара, привлекающее к себе внимание. Это – позитивная патология и, такую красоту можно назвать «патологической». Есть красота, как пример гармонии, например, соответствующая золотому сечению. Однако такую красоту можно отнести к разряду «классической» и она редко вызывает сексуальное влечение.

Читайте также:  Сколько стоит лазерная коррекция зрения в могилеве

Резюме: красота – следствие субъективного восприятия личности и, следовательно, такого явления просто не существует в объективной реальности. Согласны?

Типы любви и красоты с точки зрения Философии Объединения

Когда субъект и объект вступают в действие отдавания-и-принятия, основанное на цели, это определяет красоту. Соответственно, красота меняется в зависимости от наблюдателя (субъект), а также в зависимости от типа объекта (произведение искусства, явление природы). Существует бесчисленное разнообразие видов красоты, однако можно установить несколько типов красоты, объединив сходные виды красоты в группы. Ученые попытались представить основные, с их точки зрения, типы красоты и дать характеристику специфических качеств каждого типа.

Как было указано выше, с точки зрения Философии Объединения, любовь и красота неразделимы, и красота не может существовать отдельно от любви. Чем больше родители любят своих детей, тем более красивыми они им кажутся. Аналогично по мере усиления любви возникает ощущение, что красота объекта становится все неотразимее. Любовь и красота образуют взаимно противоположные контуры в действии отдавания-и-принятия между субъектом и объектом. Можно сказать, что субъект дает любовь объекту, а объект возвращает субъекту красоту. Иными словами, любовь и красота образуют “две стороны медали”. В соответствии с этим при размышлении над типами красоты прежде всего нужно осмыслить типы любви.

Любовь Бога проявляется раздельно в семье, где основными формами любви являются три вида раздельной любви: родительская любовь, супружеская любовь и любовь детей. Эти основные типы любви могут быть дополнительно разделены на: 1) отцовскую и материнскую любовь; 2) любовь мужа и любовь жены; 3) любовь сына и любовь дочери; 4) братскую любовь (любовь старшего брата, любовь младшего брата); 5) сестринскую любовь (любовь старшей сестры, любовь младшей сестры); 6) юношескую любовь, любовь подростков. Здесь любовь отца и любовь матери или любовь мужа и любовь жены находятся в корреляционных отношениях, поэтому каждая может быть названа “любовью одной стороны” по отношению к другой.

Отцовская любовь отличается такими качествами, как строгость, великодушие, широта, серьезность, глубина, бережность и т.п. Соответственно этому, любовь отца выражается в виде строгой любви, великодушной любви, щедрой любви, серьезной любви, глубокой любви, любви, вызывающей благоговение, и т.п. С другой стороны, материнская любовь отличается мягкостью и миролюбием и выражается в виде изящной любви, благородной любви, теплой любви, деликатной любви, нежной любви, страстной любви и т.п.

Далее идет супружеская любовь. Любовь мужа — это любовь мужчины, так что ее проявления в отношении жены можно охарактеризовать как активную любовь, преданную любовь, мужественную любовь, решительную любовь и т.п. Любовь жены — это любовь женщины, которая ее мужу предстает как пассивная любовь, примиряющая любовь, покорная любовь, сдержанная любовь и т.п.

Любовь детей предстает родителям как послушная любовь, покорная любовь, трогательная любовь, юношеская любовь, забавная любовь, прелестная любовь и т.п. Кроме того, имеются специфические особенности в любви старшего брата к своим младшим братьям и сестрам, любви старшей сестры к своим младшим братьям и сестрам, любви младшего брата к своим старшим братьям и сестрам, а также младшей сестры к своим старшим братьям и сестрам. Три основные формы любви различаются подобным образом и проявляются в виде любви с бесчисленным количеством оттенков.

В соответствии с тремя основными формами любви существуют три основные формы красоты: родительская красота, супружеская красота и детская красота. Эти формы можно подразделить на: 1) отцовскую красоту, материнскую красоту; 2) красоту мужа, красоту жены; 3) красоту сына, красоту дочери; 4) красоту брата (красоту старшего брата, красоту младшего брата); 5) красоту сестры (красоту старшей сестры, красоту младшей сестры); 6) юношескую красоту, красоту подростка и т.п. Упомянутые виды можно дополнительно подразделить на красоту соответствующих различных характеристик. Сюда входят:

красота отца: строгая красота, великодушная красота, щедрая красота, серьезная красота, глубокая красота, красота, вызывающая благоговение;

красота матери: изящная красота, благородная красота, сердечная красота, деликатная красота, нежная красота, страстная красота;

красота мужа: мужская красота, активная красота, преданная красота, мужественная красота, решительная красота, смелая красота;

красота жены: женская красота, пассивная красота, примиряющая красота, покорная красота, сдержанная красота, нежная красота;

красота детей: послушная красота, покорная красота, трогательная красота, юношеская красота, забавная красота, прелестная красота.

Любовь, которую отец дает своим детям, не всегда проявляется как спокойная и теплая. Если дети не подчиняются его приказам, он строго отчитывает их. Понятно, что детям это может не понравиться, но позднее они почувствуют благодарность. Любовь не всегда тепла, подобно весне, иногда она бывает строга, подобно зиме. Такую строгую любовь дети могут ощущать как красоту, которая может быть названа строгой.

Предположим, что ребенок совершил ошибку и возвращается домой, ожидая, что будет строго наказан отцом. А тут неожиданно отец прощает ребенка, говоря: “Все в порядке”. В этом случае ребенок может почувствовать, что отец его красив, как широкий океан. Это — великодушная красота. Таким образом, когда дети получают от своего отца любовь разных видов, они соответственно ощущают различные нюансы красоты. Любовь матери всегда мягка и миролюбива. Дети ощущают любовь матери как изящную и нежную красоту.

Любовь мужа жена воспринимает как мужскую и настойчивую. Это — мужская красота. Напротив, любовь жены муж ощущает как женскую и нежную. Это — женская красота.

Изначальная природа детей заключается в том, чтобы доставлять удовольствие своим родителям, и они стараются доставить удовольствие, рисуя картинки, танцуя или как-то по-иному выражая ее. Такова любовь детей, и родители воспринимают их действия как прелестную красоту. Иногда родители могут ощущать их как умилительно-забавные. Это — умилительно-забавная красота. Более того, по мере взросления детей родители воспринимают их новую красоту, соответствующую возрасту. Уникальные виды красоты проявляются среди детей, а именно среди братьев и сестер, что соответствует братской и сестринской любви.

Вышеупомянутые виды красоты иногда выступают как комбинированные и преображенные, что позволяет демонстрировать еще более разнообразные виды красоты. Когда это встречается в мире природы или в области искусства, получают свое выражение красота природы и красота произведения искусства. Различные виды красоты, сформированные в человеческих отношениях в семье, преобразуются в отношения между человеком и природой, а также между человеком и искусством.

Например, глядя на высокую гору или водопад, низвергающийся с высокой скалы, человек ощущает торжественную красоту, которая оценивается как расширение и преображение отцовской красоты. Восхищаясь тихим озером или спокойным лугом, мы ощущаем красоту как расширение и преображение материнской красоты. Прелесть молодняка у животных или побегов у растений является расширением и преображением красоты детей. То же можно сказать о произведениях искусства. Картины и скульптуры, изображающие Деву Марию, выражают материнскую красоту, а в готической архитектуре можно увидеть расширение и преображение отцовской красоты.

«Идеал красоты в философском аспекте».

Работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме значимости многогранных ценностей красоты в разные исторические эпохи с точки зрения философии. Большинство из Вас скажет, что красота человека – это, прежде всего, доброта, ум и еще многие качества, характеризующие богатство его внутреннего мира. И будут правы. Я полностью разделяю эту точку зрения. Но нельзя не отметить еще один аспект понимания человеческой красоты – эстетический.

Вложение Размер
samyy_krasivyy._peredelannoe_2_vosstanovlen.doc 358 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи

Донская Академия Наук Юных Исследователей им. Ю.А. Жданова

Секция общественных наук

Подсекция «философия и культурология»

«Идеал красоты в философском аспекте».

Роякина Элина Александровна

Югринова Валентина Владимировна

преподаватель МХК, ИЗО, технологии

Глава 1 Понятие красоты (прекрасного)……………………………4-5

1.2. Красота- это Природа, достигшая совершенства………………5

Глава 2 Этническое понимание красоты ……………………………6-7

Глава 3 Красота и биология …………………………………………8-12

3.1.Вечная красота женщины………………………………………. 11-12

3.2.«Внутренний мир человека» или красота духовная……………12

Глава 4 Историческая обусловленность понимания красоты ……13-15

4.1.Эталоны женской красоты разных эпох………………………….14-15

Глава 5 Красота и повседневная действительность………………16-17

Глава 6 Искусство и красота………………………………………….18

Глава 7 Образ женщины в искусстве…………………………………19-21

7.1. Образ русской женщины в искусстве……………………………19-20

7.2. Образ женщины в живописи эпохи Возрождения……………..20-21

Глава 8 Социологический опрос………………………………………22-23

«Соответствие своему назначению – сущность

всякой красоты, без него красоты не бывает»

Красота – очень емкое понятие. Краса, благолепие, изящество, нарядность, прелесть, пригожесть – вот неполный перечень синонимов, который дает этому определению словарь русских синонимов под редакцией Н. Абрамова [1] . Сергей Иванович Ожегов даёт такое толкование этому слову «Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение».

В своей работе я хотела бы предложить Вашему вниманию некоторые аспекты понимания красоты человека, ее природы, восприятия в контексте истории и в современном мире. Работа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме значимости многогранных ценностей красоты в разные исторические эпохи с точки зрения философии. Большинство из Вас скажет, что красота человека – это, прежде всего, доброта, ум и еще многие качества, характеризующие богатство его внутреннего мира. И будут правы. Я полностью разделяю эту точку зрения. Но нельзя не отметить еще один аспект понимания человеческой красоты – эстетический. Восприятие человека по его внешности – самый древний и до сих пор самый распространенный метод его оценки. Как утверждают психологи, впечатление о человеке складывается у нас в весьма непродолжительный отрезок времени и лишь 8 -10 % мы черпаем из слов собеседника (10, 118).

Целью данного исследования является анализ целостного системного представления о красоте и месте человека в нём, сформированного на основе философского мировоззрения.

Идеал красоты человека — продукт искусственный, созданный самим человеком, столь же разный и непостоянный, как и сам человек.

1. Изучение аспектов понимания красоты человека, ее природы, восприятия в контексте истории и современности.

2.Изучение влияния внешности человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.

3.Изучение аспектов понимания этнической, биологической и природной красоты.

4.Формирование целостной картины женской красоты.

5.Изучение понятия красота и искусства с точки зрения философии.

6.Актуализация и анализ феномена искусства в живописи.

Хотим мы того или нет, но красота выступает одним из самых важных критериев, по которым мы оцениваем других людей, поэтому так важно разобраться, из чего складываются наши представления о ней. Соотносится ли внешняя привлекательность с психологическими качествами человека, влияет ли на суждения о нем, и как людям, не обладающим параметрами топ моделей, нужно относиться к своей внешности? Каждый человек на свете хочет быть красивым – каждый, будь то молодой человек или старик, мужчина или женщина. Видимо, стремление к физической красоте укоренено в человеческой душе очень глубоко. Общий показатель красоты – гармония, или пропорциональность.Почему же физический облик так важен для нас? Почему для нас так важно быть красивыми? С точки зрения антропологии, тяга к красоте – это один из первичных инстинктов человека. Мы хотим быть красивыми потому, что красота представляет своему обладателю преимущество в борьбе за выживание. Часто, красота — это совершенство. Хорошие стихи, мастерски написанная музыка, блестящая научная теория, талантливые художественные полотна, как правило, прекрасны. Их восприятие доставляет людям наслаждение. Никто, наверное, не установит, когда человек через накопленный опыт восприятий и впечатлений, понравившихся форм, пришел к некоему идеалу красоты, которое закрепило и развило в нем эстетическое чувство прекрасного. В науке с момента ее появления ведутся споры о врожденности или приобретенности человеческой способности эстетически воспринимать окружающий мир. Наверное, только глубоко верующий человек может узреть в возможности видеть прекрасное — дар божий. « Получается, если исходить из известной истории человечества, что и биологическая, естественная природа эстетического, о которой говорили многие естествоиспытатели, не объясняет появление у человека эстетических способностей »(7 , с.197). Уместно предположить, что идеал красоты, в том числе внешности человека – продукт отчасти искусственный, созданный человеком, а значит, столь же разный и непостоянный, как и сам человек.

Глава 1. Понятие красоты (прекрасного).

Разные суждения философов о красоте подтолкнули меня к размышлению: «Что же такое красота?» Согласно Большой советской энциклопедии, красота (прекрасное) – категория эстетики, характеризующая явления, обладающие высшей эстетической ценностью. Как эстетическая ценность она отличается от нравственных и теоретических ценностей (добра, истины) тем, что связана с определенной чувственной формой и обращена к созерцанию или воображению. Наверное, человек всегда задавался вопросом, почему в одних случаях он волнуется или испытывает чувство радости от того, что видит вокруг себя, а в других остается безучастным. Внешность одного человека кому-то может показаться красивой, а кому-то нет – это дело вкуса. Любопытную теорию понимания красоты выдвинул писатель Иван Ефремов в своем романе «Лезвие бритвы». Его произведение можно назвать гимном причинности и целесообразности, ибо понимание красоты получает в нем рационально – разумное объяснение с точки зрения логики и психологии. Устами героя Ефремов утверждает, что красота – «наивысшая степень целесообразности» (6, 71). Иными словами, наиболее красивым кажется нам то, что полезно для сохранения отдельного человека и вида в целом. Как понятие о прекрасной жизни у каждого народа свое, так свое и представление о красоте человека. Тем не менее, у каждого народа прекрасная женщина – это царица жизни, и человеческий идеал представляется всем народам в образе женщины – матери.

Читайте также:  Обычные очки не у кого плохое зрение

1.1. Материнство и красота

Красота женщины, как и мода, – понятия преходящие: со временем старых кумиров сбрасывают с пьедестала, на их место сажают новых. Красота женщины, ждущей ребенка, – это вечное понятие. Скоро, заглянув в зеркало, вы увидите уже не женщину с хорошей прической, на которой неплохо сидит блузка и юбка, вашим глазам предстанет другая женщина, озаренная внутренним светом, – она будет прекрасна сама по себе, прекрасной ее сделает ее тайна . Слышали ли вы, что беременная женщина становится красивее, чем она была до беременности? Как можно стать красивой, не обладая идеальными пропорциями? Сознание того, что у вас внутри растет человек, делает вас в тысячу раз прекраснее самой красивой женщины мира. В ваших глазах отражается весь мир, вы открыты для мира, вы хотите поделиться своим счастьем, вы – родительница, вы – создательница, вы становитесь похожи на таинственную и загадочную Мадонну. Это и есть истинная красота – красота женщины, ожидающей ребенка.

Красота — это Природа, достигшая совершенства.
О’Генри

1.2. Красота — это Природа, достигшая совершенства

Несомненно: венец и творец Красоты — Природа. Но Природа бездеятельна. Язык природы суров и сложен и далеко не всем доступен. Вот потому-то, чтобы рассказать о самой себе, чтобы явить человеческому роду образ своей завершенной Красоты, Природа создала Женщину. Красота приходит в мир в телесном и духовном облике Женщины. Как и Природа, Женщина стихийна. Как и Природа, Женщина многообразна и таинственна, изменчива и говорлива. Даже в кошачьей гибкости фигуры и удивительной живучести, в умении скрывать злые намерения под ласковым видом я вижу равенство Женщины с Природой. Женщина творит и сохраняет Жизнь вопреки стремлению всех дьявольских сил уничтожить ее.

Глава 2. Этническое понимание красоты.

Власть красоты испытывали народы, века, эпохи. У разных народов существовали самые разные понятия о женской красоте. Например, древнерусские красавицы чернили зубы и румянили щеки свекольным соком.

Индейцы майя зажимали черепа новорожденных, пока эти черепа не приобретали формы огурца. Таков был местный идеал красоты. Известны находки искусственно деформированного женского черепа и на территории Западной Европы. Некоторые из находок датируются 11-13 веком н.э. Имеются упоминания в литературе(8, 426), что во Франции 18 в. деформации черепа подвергали детей представителей среднего класса. Цель – придать облику человека аристократичность. Для прекращения подобных действий потребовалось вмешательство властей.

Знатным китаянкам с раннего детства туго бинтовали ноги, отчего те становились похожими на копыта. «Ножки — лотосы» служили пропуском в высшее общество, зато их обладательницы едва могли сделать самостоятельно десяток шагов.

Уродование ног вышло из моды только после революции 1911 года. Другим признаком аристократок были длинные (до 40 см.) ногти, на которые надевали специальные серебряные футляры.

Часто идеалом невесты считалась чрезвычайная тучность – признак достатка. У племен Сахары откармливанием невест занимались все члены семьи, которые ежедневно впихивали в девиц огромное количество пищи и молока, а чтобы жир равномерно распределялся по телу, массировали невесту специальной деревянной колотушкой. В итоге невеста достигала к свадьбе до 150 кг, не могла самостоятельно ходить, и ее везли на верблюде. Этот обычай полностью не изжит до настоящего времени. Во многих африканских королевствах вплоть до 20 века чиновники и приближенные короля носили накладные животы, если не имели собственных. Худосочный чиновник уже одним своим видом вызывал недоверие, и даже презрение простолюдина. У южно-африканских бушменов красота сосредотачивалась в ягодицах, которые при помощи специальной диеты и упражнений доводили их до громадных размеров (рекорд – 2 метра в обхвате).

Известны многочисленные примеры пирсинга. Племена Африки, Южной Америки, Океании носят в ушах и других частях тела богатый ассортимент украшений. На островах Индонезии женщины чернили зубы при помощи краски и обтачивали их пемзой, делая острыми. У суданского племени нуэр девушкам перед свадьбой зубы выбивали, чтобы подчеркнуть их новый статус. Перечень абсурдных, с моей точки зрения, эталонов прекрасного можно еще долго продолжать. Самый известный из подобных примеров искусственного формирования тела – удлинение шеи с помощью медных колец женщинами Бирмы. Надевая каждый год по кольцу, их шею растягивали до 40 см. Женщина с короткой шеей считалась уродкой и не имела шансов выйти замуж. Большинство подобных традиций уходят корнями в глубокую древность и связаны со своеобразным пониманием красоты и установившейся местной моды.

Примечательно другое. Американские ученые провели ряд опросов, в ходе которых жителям восточных и африканских стран показывали фотографии девушек, которые признаны красавицами по европейским стандартам. И обнаружили, что представители неевропейской культуры тоже считали их привлекательными. Но если мы имеем дело с некой биологической особенностью человека – должны быть определенные каноны для жителей большинства народов. Как же тогда объяснить опыт с фотографиями? Предположим, что существует биологическая природа понимания красоты.

Глава 3. Красота и биология.

«Каждая красивая линия, форма, сочетание – это целесообразное решение, выработанное природой за миллионы лет естественного отбора или найденное человеком в его поисках прекрасного, то есть наиболее правильного.» (6, 111).

Итак, что же есть та объективная реальность, которая воспринимается нами как безусловная красота, воспринимается каждым, без различия пола, возраста, национальности? Все дело в эволюционной целесообразности – такого мнения придерживаются многие исследователи.

Другим претендентом на универсальный признак красоты является симметрия фигуры и лица. Десятки исследований показывают, что чем симметричней тело и лицо, тем боле красивыми они выглядят в глазах людей. Причина в том, что симметрия частей тела напрямую зависит от синхронной активности генов, определяющих развитие человека. Если эти гены работают, несмотря на все неблагоприятные последствия окружающей среды, значит, и весь геном человека можно назвать хорошим. И наоборот. В животном мире эта закономерность тоже прослеживается. Птицы, например, выбирают себе партнеров с более симметричным расположением перьев в хвосте. У особей с симметричными формами обнаруживается более сильная иммунная система. Вполне можно оценить и человеческую привлекательность с помощью формул. Золотое сечение – один из математических методов описания строения живых тел. Это такое деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как большая к меньшей. Если весь отрезок принять за единицу, то соответствующие части равны приблизительно 0.618 и 0.382. Универсальность золотого сечения была использована американским ученым Стивеном Марквардом для создания самого красивого лица. Ученый считает, что в мозгу любого человека уже встроено представление о некоем идеальном лице. Я подготовила несколько примеров, иллюстрирующих его теорию.

Предлагаю Вам три изображения лица известной модели. Первое – ее настоящий портрет, второе и третье – зеркальные отражения половинок лица. Полная симметрия не привела к совершенной красоте, скорее испортила симпатичную асимметрию. Гипотеза не стала аксиомой.

Вернемся к уже упомянутой теории эволюционной целесообразности.
Безусловно, красивыми, вне всяких наслоений индивидуальных вкусов считаются большие глаза, притом широко расставленные, не слишком выпуклые и не чересчур впалые. Согласны? А причина, по Ефремову, в следующем: «Чем больше глаза, тем больше поверхность сетчатки, тем лучше зрение. Чем шире расставлены глаза, тем больше стереоскопичность зрения, глубина планов. Насколько ценилась испокон веков широкая расстановка глаз, показывает очень древний миф о красавице, дочери финикийского царя Европе. Ее имя по-древнегречески означает или «широколицая» («широковзорная») или «широкоглазая». Положение глаз в глазных впадинах говорит о состоянии окружающих тканей и точности гормональной регулировки организма: очевидно, что среднее их положение во впадинах – наилучшее». (6, 121).
Та самая «голливудская улыбка», которой мы все добиваемся, имеет в своей основе ровные, плотно посаженные зубы, изогнутые правильной дугой, – такая зубная дуга отличается наибольшей механической прочностью.
Мы удлиняем ресницы тушью, «завиваем» их при помощи специальных устройств, даже наклеиваем искусственные – длинные ресницы лучше защищают глаза.
Прямой нос, то есть высокая переносица и высокое нёбо, для европейцев важен тем, что обеспечивает прохождение воздуха в горло по крутой дуге и лучший его обогрев.
Очень изменчива мода на брови. Но в любом случае мы стараемся сделать их ровными, слегка приподнятыми и не слишком широкими. «Брови, назначение которых – отводить в сторону пот, стекающий со лба, и не давать ему заливать глаза, так же они должны быть густыми. » (6, 122).
Длинные ноги позволяют быстрее бегать, а если они ещё и не кривые, значит, суставы работают в благоприятных условиях и не износятся раньше срока. Яркие губы женщины сигнализируют о высоком уровне половых гормонов и готовности к продолжению рода.
При всем разнообразии современных женских причесок длинные густые волосы — это красиво. Ефремов называет это уже отмирающим эстетическим ощущением, уходящим потому, что десятки тысячелетий человек пользуется одеждой. Длинные волосы закреплялись в нашем чувстве прекрасного тогда, когда люди в теплую межледниковую эпоху еще не знали одежды. Возможность прикрыть маленького ребенка от ночного холода у своей груди, защитить от непогоды — вот смысл длинных волос.
В наше время, с развитием фитнеса и бодибилдинга, весьма спорным представляется вопрос о том, что считать красивой фигурой. Бесспорно только одно – красивы упругие мышцы, гладкая плотная кожа, то есть прямые признаки хорошего здоровья. Сторонники женского культуризма восхваляют рельефную мускулатуру, противники – высмеивают «мужичьи» фигуры.
По теории Ефремова, подсознательно мы отличаем и воспринимаем как красоту анатомические особенности, противоположные для разных полов. «Каждая красивая линия, форма, сочетание – это целесообразное решение, выработанное природой за миллионы лет естественного отбора или найденное человеком в его поисках прекрасного, то есть наиболее правильного.» (6, 111).
С этой точки зрения, выпуклые, сильно выступающие мышцы у женщины не должны считаться привлекательными.

«Красуйтесь бедрами!» – призывали женщин эллины. А тонкая гибкая талия анатомически компенсирует ширину бедер – для подвижности и гибкости всего тела. Могучему мужчине тонкая талия противопоказана, так как для поднятия тяжестей, выносливости требуется толстая и крепкая мышечная стенка между ребрами и тазом.
Красива «лебединая» шея у женщины, но у мужчины она воспринимается скорее как нечто болезненное. Женщина по своей древней природе – страж, и длинная гибкая шея обеспечивает быстроту движения головы; шея же мужчины должна быть достаточно толстой для поддержки головы в бою, для ношения тяжестей.
И у мужчин, и у женщин красивы распрямленные плечи, высокая посадка головы, — словом, хорошая осанка. Прямая спина и гордо поднятая голова заявляли о высоком сане. Отсюда и само слово – осанка. Недаром лучший ее образец называют царственной.
Таким образом, наше эстетическое чувство, как правило, совпадает с целесообразностью. А чем же объяснить тысячелетние попытки «улучшить», «исправить» природу – откуда взялся многовековой арсенал моды? Причин тому множество, и некоторых из них Ефремов также касается в своем романе. Позволю себе привести еще одну цитату:
«Женщины всего мира… при всех модах и вкусах исправляют премудрую природу обувью на высоких каблуках. И попробуйте отрицать, что это менее красиво, чем ходьба босиком! Однако следует понять: почему? Что вы можете сказать, кроме того, что каблуки удлиняют ногу и делают маленькую женщину выше? Но ведь и высокие выглядят лучше на каблуках. Почему же так важно это удлинение ног? Не просто удлинение, а изменение пропорции ноги – вот в чем суть каблука. Удлиняется голень, которая становится значительно длиннее бедра. Такое соотношение голени и бедра есть приспособление к бегу, быстрому, легкому и долгом. Так было у древнейших представителей нашего вида кроманьонской расы, оно сейчас есть у некоторых африканских племен. Наше эстетическое восприятие каблука доказывает, что мы происходим от древних бегунов и охотников, обитателей скал, — это подсознательное воспоминание о совершенстве в беге. Добавлю, что каблуки придают вашей ноге крутой подъем. Тут эстетика прямо, а не косвенно сходится с необходимостью высокого подъема для легкой походки и неутомимости». (6, 119).На первый взгляд все разумно, но факты – вещь упрямая. Руководствуясь теорией целесообразности, следовало бы признать, что, выбирая партнершу, мужчины руководствуются теми же принципами, что и самцы у животных. Поскольку женщина может рожать только до определенного возраста. Однако эксперимент английского психолога Джорджа Фридмана свидетельствует о том, что желая завести серьезные и долговременные отношения с женщиной, мужчина обращает мало внимания на ее возраст (3, 176). По мнению Фридмана, это говорит о том, что возможность иметь детей не является решающим фактором при выборе партнера. Значит, теория эволюционной целесообразности не работает всегда и везде. Известна старая шутка: Сократ спорит об этой теории с Кристобулом:

Читайте также:  Как вы думаете почему среди ученых нет единой точки зрения

– Знаешь ли ты, – спросил Сократ, – для чего нужны глаза?

– Понятно, – отвечал он, – для того, чтобы видеть.

– В таком случае мои глаза прекраснее твоих.

–Потому, что мои больше видят, так как они на выкате. (11, 55)

Другим ярким примером ее несостоятельности служит наблюдение за изменением понимания красоты в различные исторические периоды.

3.1.Вечная красота женщины

Древняя культура и философия разделяют Женщину на «femina» и «mulier». Оба слова пришли к нам из латинского языка. Первое — дословно обозначает женское начало. А второе, «mulier», — это зрелая женщина, и не важно, замужняя она или нет, но женщина мудрая, обладающая некими знаниями и умениями. В нашей жизни нет более ценного знания, чем то, которое помогает быть женщине Женщиной. Наша красота и обаяние — это не только внешняя оболочка, но и внутренняя уверенность в себе, свобода и харизма. Внутренняя женская сила. Но, к сожалению, не все знания в нас заложены природой и передаются с молоком матери. Стараясь выразить себя и быть индивидуальной, зачастую, мы совершаем некоторые ошибки, которые с одной стороны могут оставаться незамеченными, а с другой, сыграть с нами злую шутку. Мудрые люди говорят: «У нас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». А мы добавим — важно, чтобы впечатление, которое вы производите было искренним и настоящим, а не только эффектным. Для этого немного нужно: подружиться с самой собой и снять маски. Научиться любить себя. Уметь подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки так же важно, как и внутренняя уверенность в себе. Уверенность в своей внутренней и внешней красоте и в том, что она индивидуальна, а вы – неповторимы.

3.2.«Внутренний мир человека» или красота духовная.

«Душа никогда не увидит красоты, если сама раньше не станет прекрасной, и каждый человек, желающий увидеть прекрасное и божественное, должен начать с того, чтобы самому сделаться прекрасным и божественным». Плотин

Когда мы с вами смотримся в зеркало, то мы смотрим на лицо, когда мы беседуем друг с другом, мы ведем разговор по душам. Что же такое душа, ее сущность, ее жизнь, ее болезнь, ее красота. «Внутренний мир человека» или красота духовная — это личные качества человека, которые практически невозможно определить по внешнему облику. Они проявляются в поступках, действиях, при непосредственном общении. Доброта, отзывчивость, искренность, надежность, интеллектуальность — это лишь небольшая часть списка тех качеств, которыми может обладать человек. Естественно, что каждый человек ценит в других людях определенный набор черт личности, в соответствии с которыми он и старается подбирать спутника (спутницу) жизни, свой круг общения. Стремление каждого отдельного человека к внутренней и внешней гармонии, чистоте и красоте, это не только сугубо его личное дело, но и, в известной мере, дань его уважения к окружающим людям и исполнение долга перед обществом, так трактовали древние философы. Великий Мухаммед Физули (1502-1562 гг.) уверенно заявлял: “Весь мир, в мотылька превратившись, летит на свечу Красоты!” Красота спасет мир, потому что мир устроен по законам Красоты. Красота изначальна, но лишь прозревший может ее увидеть. Когда наступит пробуждение, изменится сознание, душа станет божественной и потому прекрасной.

Глава 4. Историческая обусловленность понимания красоты

Достаточно близки к эталону первобытного человека представления о красоте племен Африки. Например, в славный период матриархата красивой считалась коренастая женщина с высокой грудью и широкими бедрами, что говорило о хорошей физической форме и способности к деторождению. В те времена, когда пища была скудной, полнота свидетельствовала о более высокой способности добывать пропитание и, значит, обеспечить потомство всем необходимым. Женские фигурки времен палеолита отличаются гипертрофированными признаками пола. Сама древняя из найденных датируется 20 веком до нашей эры. Ученые называют такие фигурки палеолитическими Венерами, самим названием подчеркивая, что именно они были эталоном древней красоты.

Сегодня наш подход к эталону абсолютно другой, но он тоже продиктован определенными представлениями о возможности успешно вырастить потомство. Стройная фигура свидетельствует о том, что человек располагает временем, средствами и определенной культурой поведения, чтобы поддерживать хорошую физическую форму в условиях огромного профицита продовольствия.

Однако между первобытным и сегодняшним представлением о внешности лежит вся человеческая история.

Представители эллинской культуры много времени уделяли тому, что сейчас принято называть фитнесом. Именно они стали проводить конкурсы красоты. Наиболее давние из документально подтвержденных относятся к 5 в. до. н. э.(8, 144) . Хотя Афродита (Венера), победительница мифологического конкурса, сегодня и не произвела бы фурор (ее пропорции 86-69-93), есть неоспоримые дынные, что физическими упражнениями истязали себя не только мужчины, но и женщины.

В отличие от гречанок, римлянки не были поклонницами физкультуры. Они полагались на различные ухищрения в одежде, ценили понимание стиля, но в целом их видение прекрасного было созвучно греческому.

4.1.Эталоны женской красоты разных эпох.

Идеал красоты каждой эпохи зависит от главных тенденций века. Как мало существует моральная идея, так мало существуют и абсолютные понятия о красоте.
Эдуард Фукс

На формирование различных типов внешности влияли и социальные факторы, и образ жизни. Зачастую каноны были далеки от «здорового» идеала. В раннем средневековье в моде были аскетические лица – худые, изможденные, бледные без тени румянца. Фигура также должна была соответствовать образу аскета. Лучшее наглядное пособие – картины средневековых художников голландской школы. Они писали своих Ев и Венер с типичных горожанок – рахитичек: узкобедрых, с отвислым животом и выпуклым лбом. Высокая линия волос – признак нездорового образа жизни средневековых городских обитателей – настолько прочно обосновалась в жизни, что дамы регулярно пользовались услугами брадобреев: сбривали брови, брили лоб и виски. Остатки волос убирали под массивные головные уборы, от чего первые красавицы средневековья казались практически лысыми. Такой эталон красоты соответствовал учению христианской церкви о греховности человека и недопустимости плотских наслаждений. Чтобы не искушать мужчин и не приумножать грехов, красавицы всячески пытались скрыть свою красоту и прятали фигуру под бесформенными одеждами. Прекрасная Дама представлялась рыцарям в почти бестелесном образе: маленькие ручки, бледная прозрачная кожа, как свидетельство заточенности в мрачном замке за шитьем.

Высокое Возрождение приносит совсем иное понимание красоты. Полнота вновь входит в моду. Торжествуют пышные формы, могучие тела. Именно такой тип красоты изображен на полотнах Рубенса, Рембрандта, других художников эпохи Ренессанса. Костюм этого времени не только подчеркивает, но и визуально расширяет силуэт своего хозяина. Полнота входит в моду почти повсеместно в Европе, за исключением, Испании.

В 18 в., несмотря на требование иметь тонкую талию (с помощью корсета ее затягивали до 40 см), полные формы отнюдь не возбраняются. Идеальная фигура характеризуется развитыми формами, контрастирующими с искусственно утянутой талией. У женщин в моду входит каркасная юбка.

В 19 веке отношение к дородности в аристократических кругах меняется. В моде вновь субтильность, худоба и бледность — признак глубины сердечных чувств. Женщина эпохи романтизма (20-40 годы 19 века) должна была быть мечтательной, грустной, со слезой во взоре. Пышные формы – признак вульгарного и грубого купечества, темные круги под глазами – интеллигентности. В конце 19 века женщины окончательно обезумели от страсти к худобе. Известны случаи безвременной кончины из-за чрезмерно затянутого корсета.

Правда, в различных социальных кругах и мода на красоту различна. В народе идеал оставался прежним: крепкое, здоровое тело, «кровь с молоком». Как всякий земледельческий народ, наши предки почитали здоровье и физическую силу отождествляли с полнотой. Известна старинная женская поговорка: «Дай мне, Бог, полноту, а красивой я сама себя сделаю». Такое отношение к красоте сохранилось у крестьян до конца 19 века. Это иной раз доходило до абсурда, доказательством чего служит тот факт, что деревенские модницы даже летом носили стеганую нижнюю юбку, назначение которой все же защита от мороза.

В первой половине 20 века единого стандарта женской красоты нет, но судя по фотографиям манекенщиц, в моде статные дамы с тонкой талией и длинными ногами. Сегодня в моде худоба. Современные модели на 23 % худее среднестатистических женщин и на 14 % своих коллег 60-годов. Но мода есть мода. Приход на рынок мини-юбок и обтягивающей моделей одежды требует соответствующих параметров от их обладателей. Мода на худобу охватила даже отдельные страны Африки, где традиционно отдавали предпочтение полным дамам. Все больше молодых женщин хотят выглядеть как фотомодели или ведущие телепрограмм. Арабские черты лица доводятся до южно-европейского образца. В Египте, где традиционно красивой считалась полная женщина, практиковалось откармливание невест, и сегодня 35% женщин страдают ожирением. Но молодые египтянки озабочены не столько тем, как они будут выглядеть в традиционной одежде, сколько своими европейскими нарядами. Побывать под ножом пластического хирурга – престижное мероприятие. Чем богаче семья, тем более сложные и дорогие операции заказывает женщина. Такое вот проявление глобализации.

Глава 5. Красота и повседневная действительность.

В предыдущей главе мы показали, что понятие красоты в культуре не вечно. То, что красиво сегодня, не было красиво вчера и, вероятно, не будет красивым завтра. На примере любого музея изобразительных искусств можно убедиться в правильности этого высказывания. Лучшим примером того, как быстро меняются каноны красоты, сегодня является кинематограф. Посмотрите фильм 40-летней давности. Его герои не покажутся нам такими же интересными, как сегодняшние артисты. Согласно проведенным опросам, даже людям старшего поколения, чья юность пришлась на годы создания старых фильмов, сегодняшние герои кажутся симпатичнее. Во многом это связано с тем же самым кинематографом и другими источниками массовой информации. Они (источники) способствуют универсализации типов внешности (11, 75). Несколько десятков ведущих киноактеров, моделей представляют не только героев наших дней, но и несколько типов внешности, которые мы принимаем за эталон.

Эксперименты, позволяющие проследить зависимость поведения от внешности людей, стали проводить сравнительно недавно. Исследователей долгое время сдерживали этические соображения. Казалось, человечество сталкивается с очевидной несправедливостью: кто-то оказывается в выигрышном положении лишь благодаря привлекательной внешности. Отчасти это правда. Красивый ребенок уже в детском саду становится всеобщим любимцем, в том числе даже воспитатели со стажем относятся к нему благосклоннее, чем к другим детям. И наоборот, некрасивый ребенок дискриминируется с самой ранней поры. Аналогичные эксперименты были проведены в различных средах. Результат тот же. Общество всегда готово оправдать красивого и усугубить вину некрасивого.(10, 124) Лучшим примером того служат персонажи народных сказок: Василиса — Прекрасная, а Яга — Костяная нога. Мы тратим много денег на одежду не потому, что нам не в чем ходить. Каждая модная вещь делает нас привлекательнее. С той же целью тратится масса средств на парфюмерию и аксессуары. Здесь не просто желание выглядеть современно, человеку кажется, что, улучшив свою внешность, он улучшит и свою жизнь, что отношения с людьми станут у него счастливее. Сознательно или бессознательно мы уверены — удачная внешность способствует удаче во всем. Мы стараемся быть красивыми не для себя – для тех, с кем предстоит общаться.(10, 119)

Быть красивым в ряде случаев вообще сложно. Красивому не прощают аморального проступка, не прощают использования обаяния в личных целях. Так что очевидно: красота не гарантирует успеха. Это всего лишь одно из качеств человека. Результат его использования зависит от очень многих факторов.

Да, красивым чаще «везет» при кратковременном знакомстве. При длительном контакте внешность уходит на второй план.

Источники:
  • http://fil.bobrodobro.ru/9485
  • http://studme.org/116699/filosofiya/filosofiya_krasoty
  • http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2089927-chto-takoe-krasota-s-tochki-zrenija-psihilogii-i-filosofii.html
  • http://megaobuchalka.ru/5/3840.html
  • http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/04/03/ideal-krasoty-v-filosofskom-aspekte