Меню Рубрики

Космос и человек с точки зрения природы

Влияние космоса на жизнь человека очень ощутимы. Считается, именно космические тела помогли создать Землю и всю Солнечную систему. Если бы не было космического пространства, то не появилась бы и жизнь на нашей планете.

У истоков истории

Еще в далекие времена люди поднимали глаза к небу и искали ответы в том бесконечном пространстве. Звезды очаровывают своей красотой, а сам космос рождает в воображении людей множество вопросов. Влияние космоса на землю и жизнь людей изучают философы, люди точных наук и мистики.

После Аристотеля западные научные деятели пытались доказать то, что космос это пустота. Они уверяли, что вокруг Земли бродит одна пустота и не существует других форм жизни. Но астронавты не хотели верить в то, что пустота может быть такой огромной. Они изучали космос и сумели доказать присутствие множественных небесных тел, которые сталкиваются, светят и образуют новые галактики.

Влияние космоса на жизнь человека нельзя недооценивать. Еще в древние времена по космическим активностям пытались предсказать катастрофы и даже знаки высших сил. Сегодня астрологи тоже регулярно составляют гороскопы для каждого человека, утверждая, что судьба каждого уже предначертана космосом.

Звезда по имени Солнце

Солнце – это главный космический объект, который непосредственно доказывает влияние космоса на жизнь людей. Небесное светило освещает всю планету и дарит необходимое тепло для всего живого на планете. Но еще Солнце может полностью уничтожить Землю и людей, которые на ней обитают.

Особую опасность для человека представляют вспышки на поверхности Солнца. Из-за этого в космос выбрасывается большое количество энергии, а на Земле происходят магнитные бури и выпадает непомерно большое количество осадков. В этот период люди ощущают на себе неприятные последствия невидимого солнечного излучения. Здоровье ухудшается, особенно чувствительны к вспышкам на Солнце пенсионеры и маленькие дети.

Как космос влияет на здоровье человека?

Влияние, которое оказывает космос на жизнь человека, может быть положительного или отрицательного характера. Космические объекты регулярно оказывают воздействие на магнитное поле нашей планеты. Эти изменения отрицательно сказываются на физическом и эмоциональном здоровье людей. Особенно сильно страдают люди, у которых заболевания сердца и кровеносных сосудов. Замечается повышение артериального давления, в кровообращение замедляется.

Скачки в магнитном поле Земли приводят к замедлению обмена веществ и затормаживают работу всей кровеносной системы. Это приводит к сильнейшему кислородному голоданию, в большей степени страдают нервная система и сердце.

Ученые считают, что изначально магнитное поле Земли задавало особенный биоритм всему человечеству. В природе было продумано все до мелочей, за счет этого была полноценная гармония. Природные аномалии и сбои в поле нашей планеты произошли из-за варварской деятельности всего человечества. Загрязнение окружающей среды, истощение ископаемых ресурсов и бесконечные вредные привычки со стороны людей приводят к такому резкому скачку противоречия между человеческим организмом и магнитным земным полем.

Влияние космоса на жизнь человека оказывалось всегда. Некоторые даже утверждают, что питаются космической энергией и восстанавливают свое здоровье. Они утверждают, что можно перестать реагировать на магнитные бури, если максимально приблизиться к земле – есть растительную пищу и еду животного происхождения, а также стоит начать пить воду из естественных источников. Мертвая водопроводная вода и химически созданная пища приводят к дисбалансу между полем Земли и человеческим организмом.

Такая таинственная Луна

Говоря о том, какое влияние оказывает космос на жизнь человека, нельзя молчать про такое чудесное небесное тело, как Луна. Ученые давно стремятся понять и изучить этот космический объект. Это самая ближайшая планета, которая расположилась возле Земли. Во многом это и вызывает такое пристальное внимание со стороны науки и мистицизма.

Еще в древности научились создавать лунные календари, которые учитывали разные фазы этого небесного тела. От этого зависело состояние каждого человеческого органа. По фазам луны можно подобрать благоприятные дни для рождения малыша, стрижки волос и для профилактики многих заболеваний.

Первая фаза – это лучшее время для занятий спортом, человек чувствует прилив сил и бодрости. Вторая фаза понравится всем, кто хочет почистить организм от шлаков и лишних килограммов. Полнолуние – лучший период для зачатия ребенка, но в то же время женщины становятся психически неуравновешенными и вспыльчивыми. В третью лунную фазу физические нагрузки стоит свести к минимуму. В четвертую фазу человек становится пассивным, теряется координация и внимание. А новолуния стоит бояться мужчинам, в этот период они агрессивны и неадекватны.

Если изучать влияние космоса на жизнь человека с этой точки зрения, то можно максимально комфортно устроиться в этой жизни. Мистики уверены, что при правильном подходе можно использовать безграничную лунную энергию в пользу для человека. Многие известные бизнесмены построили свою карьеру за счет энергии этого небесного тела. Они просто не игнорировали предсказания и знаки звезд.

Кто ты по гороскопу?

Этот вопрос задают все, когда знакомятся с новыми людьми или симпатизируют какому-то человеку. Определенная расстановка звезд позволила человеку находиться под покровительством определенного созвездия. Небесные тела начинают оказывать особое влияние на человека уже после рождения. Кто-то называет это судьбой, а некоторые просто отмахиваются.

Но с другой стороны, созвездия никогда не меняют своего расположения, они неизменны. Уже миллионы лет эти точки наблюдают за людьми. Поэтому нельзя отрицать их влияние на человека.

Что скрывает космос?

Ученые не устают изучать влияние космоса на жизнь людей. Они строят теории, доказывают явные факты и удивляют немыслимыми заявлениями.

Теорий очень много, но никто до сих пор не знает точно, что скрывает космос, и какие галактики находятся там вдалеке. Не исключено, что прогресс развивается недостаточно быстро, чтобы ответить на многие вопросы миллионов людей. В любом случае, мы — это часть космоса, вот только за его покорение приходиться платить высокую цену.

Тайная доктрина

газета тайных знаний

Позиция человека относительно Природы и Космоса

Международный Конгресс «Здоровый мир — здоровый человек», о котором много говорилось на страницах нашей газеты, состоялся.
Предлагаем вашему вниманию некоторые из выступлений участников форума.
Сегодня — слово Йенсу Штахуре, Международная ассоциация Рах Univеrsalis (Германия)

Повсеместный культурный и цивилизационный кризис, прогрессирующий с особой силой в западных странах, имеет тенденцию к саморазрушению и ставит под сомнение образ жизни человека. Небывалый рост психически-духовных заболеваний также сигнализирует современной цивилизации о том, что ситуация вышла из-под контроля. Наше материально-механистическое мировоззрение ведет к тому, что отдельно взятый человек считает себя мерой всех вещей и центром Вселенной. Это приводит к эгоцентричному и невежественному поведению и как закономерность — к страданиям и заболеваниям.

Космос — великое единство
Последние исследования в области квантовой физики указывают на то, что механистическое мировоззрение дает лишь очень условное описание реальной действительности. Квантовая физика отталкивается от нематериальных квантовых полей, которые относятся к духовно-энергетическому измерению и существуют на вышестоящих уровнях, по отношению к нашему трехмерному пространству. Речь идет о чисто информационном поле, существующем отдельно от массы и материи. Это квантово-физическое информационное поле присутствует не только во всех формах жизни, а значит, и в человеке, но простирается на всю Вселенную. Космос и Вселенная — одно целое, поскольку это квантовое поле не имеет границ.
Существует только одно великое единство сущего — одна Вселенная. Миллиарды миров, обнаруженные и еще необнаруженные в глубинах Космоса, образуют объединенную и беспредельную Вселенную. Это всеединство вмещает все живое и одновременно дифференцировано на бесконечное многообразие. Любая форма бытия, будь то атом, человек или что-то иное, является частью многообразия и принадлежит единству.
Понятие всеединства Космоса совпадает с картиной мира духовной философии Азии и Индии и подтверждает пантеистическое представление о безличном Всебожестве натурфилософии Старого Света. В качестве примера можно привести труды Платона и Джордано Бруно, в основе которых лежит тезис о пространственной беспредельности и временной бесконечности Вселенной, формы жизни которой являются ее неотъемлемой частью. Между тем, таким исследователям, как В. Вернадский, уже удалось обнаружить влияющие на мышление и чувствование квантово-физические информационные поля сознания, с которыми мы неразрывно связаны. Возникшая впоследствии теория о Ноосфере находит своё подтверждение в исследованиях квантовой физики. Из этого следует, что сознание — это не только индивидуальный процесс, но и коллективное взаимодействие всего человечества в целом. Существует квантово-физическая связь всего со всем.

Человек — живая и открытая система
Механистическая и физическая картина мира не проводит различия между живой и неживой материей. Мир рассматривается как детерминистская стабильная система. Однако, с расширенной квантово-физической точки зрения, механистической трактовки для характеристики живых систем недостаточно. Живые и динамичные формы бытия, такие, как человек, следует считать неустойчивыми системами. Периодическая стабильность возникает вследствие постоянной разбалансировки энергий и полей сознания. Причем процессы мышления и сознания отражаются в первую очередь на реальной действительности. Тем самым философское определение духа, формирующего материю и грубоматериальную жизнь, становится более понятным и проясняет смысл утверждения о том, что мысли человека сказываются на его душевно-физическом состоянии.

Человек — часть Космоса
Результаты новых научных изысканий позволяют сделать вывод, что мы являемся частью природы и Космоса, поэтому сами по себе существовать не можем. Каждая клеточка нашего организма, включая мысли и чувства, любое проявление жизни — это часть Космоса. «Вне» космического единства не существует. Представление об обособленном и закончившем свое развитие существе «человек», которое лишь соприкасается с окружающей средой, неубедительно. Мы состоим в непрестанном взаимообмене с природой и окружающей средой, образуя единое целое, следовательно, всегда подчинены природному законопорядку. Физические, психические и духовные силы человека ограничены и не позволяют вырваться из системы космического порядка. Напротив, мы находимся под влиянием внешних сил природы и формируем посредством мышления и образа действий непосредственные реалии собственной жизни.

Отчуждение и обособление человека от природы
Если природа может существовать без человека, то он без нее — ни при каких условиях. Поэтому вышеупомянутую эгоцентричность и антропоцентричность следует расценивать как духовно-интеллектуальное отстранение от действительности. Как будто бы смысл существования Космоса и природы сосредоточен на благополучии одного индивидуума… Такая позиция ведет к опасному отчуждению современного человека от природы.
Отношение к природе является выражением нашего мировоззрения и определяет то, как мы думаем и поступаем. Внутреннее отчуждение от Космоса возникло по причине ошибочного миропонимания и образа мыслей, задав тем самым неверный вектор развития и спровоцировав большое количество общественных проблем. Исцелиться возможно, если соблюдать порядок жизни нашего Космоса и соответствовать ему своим поведением и мышлением.
Появление заболеваний и выздоровление предопределяется собственным поведением. Чтобы направить наше движение в правильное русло, необходимы знание и понимание законов природы, их интеграция в систему общественного порядка.
Сегодня очень важно начать процесс духовного обновления путем формирования расширенного понимания жизни и природы. Это изменит человека в лучшую сторону без принуждения и запретов. Истинное свободомыслие базируется не столько на свободной воле, сколько на понимании законов природы, включая естество и образ действий человека. Фундаментальным аспектом здесь является осознание всеединства, которое связывает человеческий дух с природой. Как людям думающим нам следует четко знать и понимать, почему мы должны действовать в интересах мирового сообщества и никак иначе.

Универсальные законы
Научные открытия и выводы о макро- и микрокосмосе свидетельствуют о том, что в любой точке Космоса работают одинаковые принципы и закономерности. Постоянное появление и исчезновение планет, звезд и галактик, атомов, минералов и других форм жизни протекают по одному и тому же сценарию, что является доказательством существования вышестоящего космического порядка, покоящегося на доказуемых законах природы. Если бы движущая сила развития и образования форм жизни была случайностью, существующая в природе непрерывность процессов, длящаяся миллиарды лет, была бы невозможна. Таким образом, замкнутая система законопорядка, повторяющаяся не один миллион раз в природе и во всем Космосе, становится очевидным фактом и благодаря законам природы — более понятной.

Закон причин и следствий
Обобщая вышесказанное, можно сказать, что мы живем во Вселенной, построенной на законах природы. Одним из решающих факторов для этического образа жизни является Закон причин и следствий. Это означает, что каждое действие порождает соответствующее следствие, иными словами, положительные поступки влекут за собой созидательные следствия, а отрицательные — разрушительные. Уяснив эту простую истину, мы начнем менять наше мышление и поведение. Возможность отменить действие законов природы исключена. Источник, порождающий причины, несет личную ответственность за возникающие последствия. Полученный опыт в области физики, химии, биологии, астрономии и других наук говорит о каузальности процессов и реакций в природе. Квантовая физика дополняет эту цепь причинно-следственных связей существованием сознания у таких форм жизни, как человек. Здесь начинаются так называемые вероятности. Будучи живой, динамической системой, мы находимся в процессе постоянной балансировки, поэтому причины, заложенные поведением и мышлением, определяют обстоятельства, которые проявятся в качестве новой реальности. В зависимости от силы энергетического заряда мыслей, слов и поступков самые сильные импульсы предрешают, каким причинам, следствиям и влияниям выявиться. Из этого следует, что через квантово-физическое взаимодействие человеческий дух создает материальную и душевно-духовную реальность.

Читайте также:  Сообщение на тему зрение 4 класс кратко

Этика как наука
Абстрактные, но действующие законы природы требуют интерпретации, объясняющей последствия человеческого мышления и поведения. С незапамятных времен эту задачу выполняет этика, являющаяся логичным, каузальным результатом осознания космических законов. Этика очерчивает общие условия и возможности, которыми внутри установленного порядка природы располагает человек для своего развития. Саморазвитие подразумевает осознание человеком своего положения в природе. Большое заблуждение — считать себя центром Вселенной, вокруг которого все вертится. В основе индивидуальной этики лежит внутреннее убеждение, опирающееся на знание о космических законах. Цель состоит в том, чтобы силой разума постигнуть и интегрироваться в систему природного и космического законопорядка. Этика — это свойство духа и характера, она проявляется в мыслях и действиях. Некорректное отношение к законам природы и вышестоящему космическому порядку ведет к страданиям.
Этика — это свод принципов и культурно-духовных положений. Самая высокая и значимая форма этики основывается на жизненном опыте и наблюдениях, накопленных человечеством за сотни тысяч лет. Современная наука еще очень молода и ей еще только предстоит сделать много великих открытий. Перед учеными стоит задача подведения научного фундамента под понимание природы, Космоса и его законов. Наряду с очень важными взаимосвязанными знаниями, поступательно развивающимися благодаря научному подходу, человечество обладает серьезным багажом опытных знаний. Существующие во всех культурах основные учения представляют собой кладезь особой мудрости, которую обязательно нужно использовать. В нашем распоряжении находится источник вдохновения и настоящая сокровищница знаний и опыта. Оба направления — путь научного познания и духовные учения мудрости или практическая философия, как у Платона и Конфуция, самым прекрасным образом дополняют друг друга.
На всех без исключения науках лежит этическое обязательство разъяснить и донести до широких слоев населения планеты суть природного порядка и его законов. Это позволит всем и каждому привести в соответствие с космическим порядком свое мышление и поведение и таким способом предотвратить страдания. Основной упор следует сделать на раскрытие таких тем, как каузальность, закон эволюции, макрокосмические влияния, к примеру, Солнца на нашу Землю, и на изучение духовно-энергетических законов и закономерностей. Это принесет устремленному человеку исцеление и энергетическое укрепление его конституции.

Причины возникновения болезней
Заболевания являются выражением дисбаланса и нарушением естественного порядка, спровоцированным негативным мышлением, образом жизни и поведением, разрушающим здоровье, а также нагрузками цивилизационного и технического характера. Медицина очень наглядно показывает, что, будучи биологически-духовными формами жизни, мы существуем в рамках неизбежной каузальности. Отрицательные причины влекут за собой болезненные последствия. И наоборот — чтобы остаться или стать здоровым, необходимо знать, какое поведение и образ жизни предусмотрены естественным порядком. В связи с этим нужно различать между образом действий, который человек в состоянии поменять, и вышестоящими причинами.
Результаты социологических исследований показывают, что общественно-социальное окружение и социально-экономический статус человека напрямую влияют на его здоровье. Низкий уровень жизни закономерно ведет к психическим и физическим проблемам, решить которые не подвластно ни одному медицинскому работнику. К исправлению неудовлетворительного положения дел должны подключиться ответственные лица сферы политики, экономики и социологии. Без последовательной этической направленности на общественном уровне исцеления не произойдет. Ситуацию усугубляют и такие макрокосмические явления, как солнечные вспышки, солнечные пятна и перепады магнитного поля Солнца, мощно воздействующие на все формы жизни Земли, включая человека. И в этом случае законы природы должны соблюдаться беспрекословно. Любое проявление невежества может обернуться катастрофой — если, к примеру, до Земли дойдет большое количество плазмы от вспышки на Солнце, это может иметь фатальные последствия для цивилизации и здоровья многих людей.

Этика как сознательная жизненная позиция
Мораль и этика — не вопрос веры, это логичные умозаключения, полученные благодаря изучению существующих взаимосвязей в природе. Сегодня наш образ действий формируется не столько на основе законов природы, сколько на политическом и государственном законодательстве, которое не всегда соответствует естественному законопорядку, а порой ему попросту противоречит. Законы природы всесторонне дают о себе знать — и даже если какое-то время удается их обходить, отменить их действие все равно не получится. Нарушать эти законы и пренебрегать тысячелетним опытом человечества, значит обрекать себя на серьезные страдания. Достигнуть истинного исцеления отдельно взятого человека и всего общества в целом возможно только через прикладную этику.
Все сферы жизни должны быть подчинены законам природы и ориентированы на неизменный естественный порядок. Попытки политики, экономики, общества и науки установить контроль над природой обречены на провал.
Современные исследования в области этики говорят о том, что поднять этический и духовный уровень всего человечества возможно при условии, если развивать в этом направлении всех без исключения людей. Главное, чтобы сам человек стремился и прилагал для этого все возможные усилия. Чтобы добиться успеха в этом процессе потребуется этическое обновление, базирующееся на законах природы и результатах научных изысканий.
Подводя итог, следует отметить, что именно научная этика может дать путеводную нить в решении проблем здравоохранения и социальных, культурных, общественных, цивилизационных, политических, экономических и экологических вопросов. Пришло время расширить рамки этических принципов и уделять им должное внимание. Реалии прошлого и настоящего всех сфер культуры и цивилизации прямо и недвусмысленно показали, что причиной разного рода кризисов явились однобокие и неэтические пути развития. Поэтому необходимо интегрировать основы этики во все проекты по решению проблем человечества. С этой целью необходимо создать постоянно действующий

Всемирный этический форум
Процесс решения глобальных проблем во всех основных сферах жизнедеятельности человека, включая вопросы общественной жизни, политики, мировой экономики и мирного существования, требует от нас международного консенсуса, заключающегося в этических принципах, в соответствии с которыми необходимо формировать собственное мышление и образ действий. На основе этих международных и межкультурных этических ценностей должны приниматься судьбоносные для человечества решения и создаваться проекты с перспективой на будущее. Для этого необходимо наладить диалог или обмен опытом между представителями всех культур, континентов и слоев общества. Эту основополагающую тему следует сделать предметом совместного обсуждения в рамках будущего Всемирного Этического Форума. Международная организация Pax Universalis предлагает взять в качестве темы для дискуссии или диалога такие универсальные этические принципы? как:
• Справедливость
• Ненасилие
• Равноправие
• Свобода и ответственность
• Содружество и общее благо
• Многообразие в этическом единстве — единство в культурном многообразии
• Долг действовать.
Мир не станет лучше и светлее сам по себе, таким его должен сделать дух и руки человека!

Йенс Штахура
office@pax-universalis.org

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Космос и человек античной философии

Теоретическая основа античной философии – диалектика идеи и материи, разрабатываемая в виде чувственно-материального космоса, движимого космической душой, управляемого также космическим умом и создаваемого сверхдушевным и сверхумственным первоединством. Понятие космоса как гармонической взаимосвязи существующих вещей. Предмет античной философии – познание космоса, природы в ее структурности, в том числе и человека как его неотъемлемой части. Природа – предмет мысли, а не сила, тяготеющая над умом.

Античная философия космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека, т.е. в античной философии формируется особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка). Суть заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было определение понимания космоса природы как единого соразмерного целого обладающего некоторым духовным началом (Душа, мировой разум (Логос)). Закон развития космоса как источник развития. Понимание космоса находится в центре понимания мира.

Это означает, что именно античные философы выработали самые универсальные категории. Современный же философ, как правило, занимается разработкой «узких» проблем, например проблемы времени, избегая рассуждений о Космосе в целом. Аристотель понимал Душу, как движущее начало, но утверждал, что сама Душа не может двигаться. Душа есть причина как, то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел. Душа есть суть бытия и форма естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя.

Античная философия исходит из Космоса, чувственного и умопостигаемого. В этом смысле она в отличие от средневековой философии не теоцентрична, т.е. не ставит на первое место представление о Боге. Впрочем, Космос в античной философии часто считается абсолютным божеством (не личностью); это означает, что античная философия пантеистична.[3]

Поскольку первые греческие философы — «мудрецы» — занимались осмыслением природы, Космоса, выясняя «причины и начала» мира, их часто называют «физиками».

Они интуитивно строили субстанциональную модель мира (именно через выяснения «первопричины» — по-гречески «архе», что дословно означает «начало, принцип» всего сущего как его основы, сущности), в их методологии множество пережитков мифологического ассоциативного мышления: так же, как в мифе был совершен «перенос» человеческих свойств, качеств и отношений на явления природы на небо и космос, так же в ранней греческой философии свойства и законы Космоса – как они мыслились мудрецами, были «перенесены» на человека и его жизнь.

Человек рассматривался как Микрокосм по отношению к Макрокосму, как часть и своеобразное повторение, отражение Макрокосма. Эта черта древнегреческой философии получила название космоцентризма. Но в этом можно усмотреть и ещё один смысл: ведь Космос — это противоположность Хаосу, это порядок и гармония в противоположность неупорядоченности, это определённость и соразмерность в противоположность бесформенности; поэтому космоцентризм ранней античности можно трактовать и как ориентацию на выявление гармонии в человеческом бытии — ведь если мир гармонично упорядочен, если мир — это Космос, а человек есть его отражение и законы человеческой жизни подобны законам Макрокосма, то значит, и в человеке заключена (скрыта) подобная гармония. Общепринятое же значение «космоцентризма» таково: это признание за внешним миром (Макрокосмом) статуса, определяющего все остальные законы и процессы (включая и духовные).

В соответствии с пониманием космоса понимается и природа человека. Человек — микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разум человека, мышление). В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и космоса и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом.

Не нужно забывать об исходной, вещественно-телесной интуиции в античности. Раз вещь и тело есть принцип, то и все, что основано на этом принципе, тоже должно быть вещью и телом. А основан на этой вещи и на этом теле не более и не менее как сам космос, который в пределе и есть не что иное, как максимально обобщенная вещь, как сумма всех возможных вещей. Но если так, то и весь космос есть не что иное, как чувственно-материальный космос, то есть космос видимый и слышимый, с землею посредине, с небесным сводом и звездным небом наверху, обязательно видимым и слышимым, и подземным миром внизу.

В этом тоже удивительная специфика античной космологии, которая бесконечно отлична и от духовного понимания неба в средние века, и от бесконечно пространственного понимания его в Новое время. Чувственно-материальный космос является для античности самым настоящим абсолютом, так как ничего другого, кроме космоса, не существует и ничем другим этот космос не управляется, как только самим же собою. Его никто и никогда не создавал, так как иначе пришлось бы признавать какое-то бытие еще до космоса, и притом бытие деятельное, творческое.

Читайте также:  Оцениваем водные и лесные ресурсы с точки зрения их наличия сша

Но поскольку, кроме чувственно-материального космоса, вообще нет ничего, он зависит только от самого себя, имеет свою причину только в самом же себе и его движение определяется только им же самим. Чувственно-материальный космос для античности есть ее последний абсолют. Душа и ум, о которых мы говорили выше, являются душой именно этого, то есть чувственно-материального, космоса и умом именно этого же космоса.

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .

Можно ли Космос называть Природой?

А если нельзя его так называть, то космос и природа некоторым образом — антонимы?

А что такое природа? Определений существует множество. Одно из них, самое узкое по значению, гласит, что природа — все, что нас окружает, все, что изучают и исследуют естественные науки. Такое определение и множество других совсем не объясняет сущности этого понятия. Природа- это что-то всеобемлющее. без четких определений и границ.

Что такое космос? Космос — это понятие пространства, предполагающее бесконечность его распространения во все стороны.

Научная точка зрения гласит, что космос – это определенные участки вселенной, которые окружают собой небесные тела и их атмосферы. Однако полностью пустым это пространство назвать нельзя. В этом пространстве присутствует и водород, и другие химические вещества, и межзвездное вещество и много чего еще.

Не зря вы написали и «Космос» и «Природа» с большой буквы.Наверное, человеческий разум еще не готов дать более четкие и точные определения этим понятиям, как и определить точные механизмы их взаимодействия. Могу ответить с большой долей уверенности что это не антонимы.

6.Древнегреческая философия. Космоцентризм в понимании мира и человека. Основные понятия античной философии (Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа).

Античная философия развивалась на протяжении XII — XIII веков, с VII века до н. э. по VI век н. э.

В историческом плане античную философию можно разделить на пять периодов:

1) натуралистический период, где основное внимание уделялось проблемам природы (фюзиса) и Космоса (милетцы, пифагорейцы, элеаты, короче досократики)

2) гуманистический период с его вниманием к проблемам человека, прежде всего к этическим проблемам (Сократ, софисты)

3) классический период с его грандиозными философскими системами Платона и Аристотеля

4) период эллинистических школ (стоики, эпикурейцы, скептики), занятых моральным обустройством людей

5) неоплатонизм, с его универсальным синтезом, доведенном до представления о Едином — Благе

Проблемй Космоса занимались не только натурфилософы, в частности милетцы, но и Платон, и Аристотель, и Плотин.

Характерные черты античной философии:

1. Античная философия синкретична, это означает, что для нее характерна большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для последующих видов философствования. В современной философии проводится обстоятельное расчленение мира, например, на мир человека и мир природы, для каждого из этих двух миров характерны свои черты. Современный философ вряд ли назовет природу доброй, для него добрым может быть лишь человек. Античный же философ, как правило, распространял этические категории на весь Космос. Окружающий мир или Природа понималась как упорядоченное единое целое, как гармоничное, закономерно устроенное целое, то есть Космос – духовное начало, мировой разум (Логос). Человек же понимался как подобие Космоса, как гармонично вписанный в Космос элемент. Человек – микрокосм, он обладает духовным фактором – разумом, который во многих учениях понимался как частица мирового разума (Логоса), Þ возможность понимания человеком мира, способность человека постичь гармонию, закономерности природы и т.д.

2. Античная философия космоцентрична: ее горизонты всегда охватывают весь Космос, в том числе и мир человека, т.е. в античной философии формируется особый подход в постижении природы и человека (мировоззренческая установка). Суть заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было определение понимания космоса природы как единого соразмерного целого обладающего некоторым духовным началом (Душа, мировой разум (Логос)). Закон развития космоса как источник развития. Понимание космоса находится в центре понимания мира. Это означает, что именно античные философы выработали самые универсальные категории. Современный же философ, как правило, занимается разработкой «узких» проблем, например проблемы времени, избегая рассуждений о Космосе в целом. Аристотель понимал Душу, как движущее начало, но утверждал, что сама Душа не может двигаться. Душа есть причина как, то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел. Душа есть суть бытия и форма естественного тела, которое в самом себе имеет начало движения и покоя.

3. Античная философия исходит из Космоса, чувственного и умопостигаемого. В этом смысле она в отличие от средневековой философии не теоцентрична, т.е. не ставит на первое место представление о Боге. Впрочем, Космос в античной философии часто считается абсолютным божеством (не личностью); это означает, что античная философия пантеистична.

4. Античная философия многого достигла на понятийном уровне — концепция идей Платона, понятие формы (Эйдоса) Аристотеля, понятие смысла слова (лектона) у стоиков. Однако она почти не знает законов. Логика античности — это преимущественно логика общих имен, понятий.

5. Обращает на себя внимание поразительное умение античных философов находить ответы на кардинальные вопросы бытия. Античная философия по-настоящему функциональна, она призвана помочь людям в их жизни.

В соответствии с пониманием космоса понимается и природа человека. Человек – микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разум человека, мышление).

В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность связанная с постижением и космоса и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и космосом.

С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро — результат знаний, Зло – результат не знаний.

Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире.

Античные философы стремились найти для своих современников дорогу к счастью. Можно спорить о том, в какой степени им это удалось.

Формирование концепций взаимодействия человека и космоса

Взаимоотношения человека и космоса — одна из важнейших мировоззренческих проблем. В Х1Х в. великий немецкий философ И. Кант в числе тех явлений, которые неизменно вызывают в нем особое отношение, назвал «звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». Однако задолго до того, как были написаны эти строки, человек интересовался происхождением мира. В мифологии возникли космологические воззрения, которые были основаны на идее единства всего существующего, и в нем человек (микрокосм) и природа (макрокосм) тесно взаимосвязаны. Мир для первобытного человека представал как однородная система отношений, в которой человек занимал не особое, а разовое место.

Развитие общества, накопление знаний о мире привели и к изменениям в мифологическом мировоззрении. На понимании происхождения мира и человека стали сказываться усложнившиеся отношения в родовой общине, представления об изменениях в мире с точки зрения смены поколений. Возникают космогонические мифы, в которых в образах богов и героев были сконцентрированы взгляды на общество, мир и человеке. Постепенно в мифах наряду с вымышленными представлениями все большее место занимают рациональные взгляды. Так, в древнегреческой мифологии (?, Гесиод) в стихотворной форме говорится о возникновении Хаоса, рождении Земли (Геи), появлении Света, звездного неба. Пока здесь еще действуют боги, однако сами их действия носят упорядоченный характер, приводящий к возникновению Космоса[14]. Космос ( греч. cosmos) означал определенный строй, порядок, Вселенную. Космогонические мифы сыграли в древнегреческой культуре особую роль в переходе к философскому мировоззрению, основанному уже не на божественных, а на рациональных началах. Характерно, что философия древних греков была космоцентричной и в ней человек и космос были взаимосвязаны.

Важнейшим этапом на пути осознания мира было возникновение в эпоху европейского возрождения антропоцентризма. Антропоцентризм подчеркивал уникальную роль человека во Вселенной, противопоставлял его природе как объекту познания. Человек не только как бы «равен» Вселенной, а представляет собой образование, подобное ей.

В то же время накапливались математические и астрономические знания, которые привели к образованию концепции геоцентризма (Клавдий Птоломей). Согласно этой концепции, земля есть центр мира и вокруг нее движутся все планеты. Данная концепция естественно-научно подкрепляла антропоцентризм. В период средневековья геоцентризм стал официальной теорией, освященной церковью. Церковь с помощью инквизиции преследовала «еретиков», сомневавшихся в истинности данной теории.

Итальянский ученый Галилео Галилей подверг критике геоцентризм в своей книге «Диалог о двух главнейших системах мира — птоломеевой и коперниковой» (1632 г.). Католическая церковь заставила ученого отречься от своих взглядов. Польский ученый Н. Коперник создал гелиоцентрическую систему мира, которая по существу стала мировоззренческим переворотом. Земля перестала быть в сознании центром мира, Вселенная единообразна и можно познавать ее закономерности. Поскольку с системой Птоломея были долгое время тесно взаимосвязаны философско-мировоззренческие взгляды общества, то в широком плане открытие Коперника стало ударом по его духовным основам. Не случайно католическая церковь фактически запретила его книгу «О вращении небесных тел». Вместе с тем система Коперника означала переход от натурфилософских взглядов на Вселенную к строгой естественно-научной теории. На протяжении XVII-XIX вв. математика и астрономия использовали коперниканские идеи в изучении мира. На этом пути важнейшей вехой стало открытие И. Кеплером основных законов движения небесных тел по гелиоцентрическим орбитам. Это способствовало дальнейшему развитию астрономического знания. Уже упоминавшийся И. Кант в XIX в. создает гипотезу о происхождении Солнечной системы из газово-пылевой туманности. Он критикует великого систематизатора физического знания И. Ньютона за идею «божественного первотолчка». По И. Канту, бог создает материю, а ее дальнейшее развитие осуществляется по естественным законам. Взгляды И. Канта способствовали развитию философии и классической астрономии.

Для астрономии ХХ века характерно не только развитие ее классических принципов, но и возникновение принципиально новых концепций. Этому способствовало сочетание методов исследования с помощью оптической астрономии и радиоастрономии. Развитие космологии ХХ века неразрывно связано с именами таких великих ученых, как А. Эйнштейн, русский ученый А. Фридман, американский астроном Э. Хаббл, советский ученый О.Ю. Шмидт. Принципы теории относительности Эйнштейна были уточнены А. Фридманом. Э. Хабблу принадлежит идея «разбегающихся галактик». О.Ю. Шмидт впервые после И. Канта создал новую гипотезу о происхождении Солнечной системы. Объектом исследования астрономов ХХ века стали уже не только звезды, как ранее, а звездные системы — галактики и метагалактики. В 60-70-х годах ХХ века астрономические исследования стали проводить с помощью инструментов, находящихся на спутниках и космических станциях.

В начале ХХ века в России возникает уникальное мировоззренческое направление — космизм. Спустя многие века после греческого космоцентризма русские философы и ученые по-новому поставили проблему взаимоотношения человека и космоса. Космизм — неоднородное по своему содержанию течение мысли, в котором обычно выделяют естественно-научное направление (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский), философское (Н.Ф. Федоров) и художественное (В.Ф. Одоевский). Возникновению космизма способствовали успехи в изучении биосферы, попытки связать ее развитие с возникновением человека и его ролью в космосе. Так, А.Л. Чижевский, говоря о влиянии космоса на жизненные процессы, писал: «Живая клетка представляет собой результат космического, солярного и теллурического воздействия и является тем объектом, который был создан напряжением творческих способностей всей Вселенной. И кто знает, быть может, мы, «дети Солнца», представляем лишь слабый отзвук . вибраций стихийных сил космоса. «[15]. Н.Ф. Федоров развивал идеи о космическом расселении человечества, об обретении им бессмертия с помощью достижений науки[16]. Об освоении космического пространства с помощью особых летательных аппаратов писал К.Э. Циолковский. Безграничность Вселенной означает, что жизнь, разум не уникальны. Вселенная есть «чувствующий мир». Русские космисты подчеркивали, что эволюция мира предполагает постоянное развитие человека вплоть до того момента, когда разум станет ведущей силой развития мира. Поэтому человек должен в своей деятельности опираться на нормы нравственности. Основой ее должен стать гуманизм, помощь одних планет, достигших более высокого развития, другим, которые в этом развитии отстают. В.И. Вернадский писал о закономерном переходе от биосферы к ноосфере — «сфере разума». Именно эта сфера и будет определять дальнейшее развитие на земле и в ближнем космосе. Необходимо объединение человечества в решении всех проблем. «Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется. Впервые в истории человечества интересы народных масс — всех и каждого — и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой»[17]. Идеи космизма подчеркнули взаимосвязь земных и космических процессов, показали их взаимодействие и взаимовлияние.

Читайте также:  Картинки с компьютером вредна для зрения

Современная наука о Вселенной

Современная наука создала стройную картину Вселенной, месте в ней Солнечной системы. Эта картина основана на следующих концепциях:

1. Концепции «разбегания галактик», созданной американским астрономом Э. Хабблом. В ее основе лежали идеи А. Эйнштейна о кривизне пространства-времени, в связи с чем такое пространство не может быть стационарным. О нестационарности Вселенной писал в 20-х годах ХХ века русский ученый А.А. Фридман. Такая Вселенная периодически расширяется и сжимается. «Пульсирующая Вселенная» — один из важнейших моментов в современной картине мира. Согласно данным современной науки, 10-15 млрд. лет назад произошел так называемый «Большой Взрыв». Это стало началом рождения Вселенной. Важнейшим является вопрос о том, что было до этого события и из чего возникла Вселенная. Один из вариантов ответа, сложившегося в человеческой культуре — идея творения. «В начале сотворил Бог небо и землю»[18]. Идея творения мира из «ничего» присутствует в различных религиях.

Современная наука (квантовая механика) утверждает, что рождение Вселенной происходило из вакуума, представляющего собой рождающиеся и уничтожающиеся виртуальные частицы. Плазма, возникшая после «Большого Взрыва», стала основой для образования химических элементов, прежде всего гелия и водорода. В дальнейшем происходило образование галактик, Солнечной системы, Земли.

2. Значительный вклад в формирование космологических взглядов на происхождение Вселенной внес американский физик Г.А. Гамов. Им была создана модель так называемой стандартной Вселенной. Согласно ей, до определенного этапа сохранялась симметрия между веществом и излучением после взрыва. В дальнейшем она была нарушена, возникли несимметричные процессы, перевес вещества, из которого и возникли различные материальные объекты, включая звезды, планеты, галактики. В 50-60-х годах ХХ века были сделаны важнейшие открытия, существенно расширившие наши представления о Вселенной: «звездные ассоциации», квазары как самые мощные источники энергии, так называемое реликтовое излучение. По некоторым данным, Вселенная включает в себя 100 млрд. галактик, каждая из которых содержит по 100 млрд. звезд[19].Кроме этого, во Вселенной существует межзвездная среда, электромагнитные волны, космические лучи. По данным радиоастрономии известно, что Вселенная не безмолвна, она полна излучений, которые приборами воспринимаются как радиосигналы. Одним из направлений в поисках внеземных цивилизаций является «прослушивание» Вселенной и попытка выделить упорядоченные радиосигналы.

Представления о Вселенной включают такие понятия, как метагалактика, галактики, звезды, планетные системы, малые планеты — астероиды, кометы. Схематично наша галактика с ребра предстает как диск с поперечником 100 тыс. световых лет. Солнечная система расположена с левого края этого диска достаточно далеко от его центра. Своеобразной «космической колыбелью» человека является Солнечная система, включающая 9 планет, 100 тыс. астероидов и комет. Существуют большие различия между планетами по их удаленности от Солнца, наличию атмосферы и другим условиям.

Во второй половине ХХ века началось исследование космического пространства с помощью спутников, выводимых на орбиту вокруг Земли. С помощью автоматических межпланетных станций стали исследоваться Луна, Марс, Венера и другие планеты Солнечной системы. В дополнение к земной геологии возникла геология космическая, изучающая строение вышеназванных планет.

К.Э. Циолковский в начале ХХ века заявил о том, что Земля — колыбель человечества, но нельзя вечно оставаться в колыбели. И этот прогноз стал реальностью в 60-е годы ХХ века, когда началась эпоха пилотируемых космических полетов. Ее основные вехи: первый полет человека в космос — Ю.А. Гагарин (1961); первый человек, ступивший на Луну — К. Армстронг (1969), первая женщина, совершившая полет в космос — В.В. Терешкова (1963). К началу ХХ1 века в космосе побывали несколько сот землян, которые изучали различные проблемы, среди которых — происхождение жизни.

Космос и происхождение жизни

В истории науки и культуры в течение длительного времени складывались две основные концепции происхождения жизни. Первая из них считает, что возникновение произошло в результате акта божественного творения. Эта концепция получила название креационизма. Происхождение животных и растений носит сверхъестественный характер. Вторая — материалистическая концепция, всегда пыталась доказать естественность происхождения живого, хотя не всегда могла это подтвердить с помощью фактов. По этой причине достаточно продолжительное время имела хождение идея возможности «самозарождения» жизни. Такого взгляда придерживались Р. Декарт, Г. Галилей, Г. Гегель и другие ученые и мыслители. Только в 1862 году французский ученый Л. Пастер доказал, что никакого «самозарождения» не существует и любой новый организм может появится только от другого живого организма.

В Х1Х веке появляется идея о том, что жизнь могла быть занесена на Землю из космоса в виде «зародышей жизни». Наиболее рельефно эта точка зрения проявилась в гипотезе панспермии, выдвинутой в начале ХХ века шведским ученым С. Аррениусом. Он полагал, что «зародыши жизни» (споры) перемещаются в космическом пространстве под действием световых лучей. Оказавшись на земле в благоприятных условиях, эти споры развились и приобрели известные науке формы. Эта гипотеза при всей ее внешней привлекательности имеет существенные недостатки: 1) данные современной науки говорят о том, что условия космоса губительны для любых форм жизни, даже простейших; 2) она фактически не пытается дать ответ на вопрос о том, какова природа «жизненных спор», при каких условиях и где они зародились.

Начиная с 1924 года российский ученый А.И. Опарин стал разрабатывать гипотезу о происхождении жизни на Земле, согласно которой периоду биологической, дарвиновской эволюции предшествовал длительный период эволюции химической. В ходе нее происходил сложный синтез органических веществ под действием земных условий: температуры, свойств атмосферы и других. К этим условиям относятся также уровень радиации, положение Земли относительно Солнца, масса Земли. Синтезу органических веществ в водах первичного океана способствовало большое количество углерода и азота, ставших «строительным материалом» для органических соединений. Возникновение коацерватов — «комков» белка в водах океана стало важнейшим этапом на пути возникновения жизни. Коацерваты со временем приобрели свойство обмена веществом с окружающей средой и способность к самовоспроизведению. Они стали основой для возникновения протоклетки. Если говорить о временном характере этих процессов, то можно сослаться на данные современной науки, согласно которым Земля возникла примерно 4,6 млрд. лет назад, а первичные формы жизни в водах океана появились около 3 млрд. лет назад. С возникновением клетки «включился» механизм биологической эволюции, со временем приобретший ускоренный характер. В ней важнейшими этапами стали разделение растительных и животных клеток, появление полового размножения, возникновение многоклеточных организмов, появление позвоночных, выход растений и животных на появившуюся сушу. Эти этапы эволюции жизни стали основой для создания эволюционной гипотезы Ж. Ламарка и эволюционной теории Ч. Дарвина. Они были созданы в Х1Х веке. В ХХ веке проблема эволюции жизни стала предметом анализа генетики.

Взаимовлияние космоса и человека

Возникновение приматов, а впоследствии и человека было важнейшим моментом не только в развитии форм жизни, но и в развитии космических процессов. Возникновение сознания, языка, культуры в процессе трудовой деятельности стало началом возникновения человеческой, земной цивилизации и человеческой истории. Взаимодействие природы и человека приобрело сложный характер, в котором как природа воздействовала на человека (особенно на самых ранних ступенях развития общества), так и человек воздействует на природу. Возникшая человеческая цивилизация стала ускоренно развиваться и за неполные 2 млн. лет достигла очень высокого уровня. Возникновение на базе биосферы социосферы и техносферы явились важнейшими вехами на этом пути. У человечества в определенной степени возникло резкое противопоставление земного космическому. Тем самым были как бы забыты идеи космического космоцентризма древних греков. Однако, как уже упоминалось, русский космизм в начале ХХ века на новом этапе эволюции человеческой цивилизации подчеркнул неразрывную взаимосвязь и взаимодействие человека и космоса. Это взаимовлияние проявляется в следующих моментах:

1. Соответствующие условия космоса, Солнечной системы сыграли важнейшую роль в возникновении Земли и условий для появления жизни на ней. Человечество всегда зависело и будет зависеть от многих из этих условий: соответствующее положение Земли в Солнечной системе, угол наклона орбиты, наличие тяготения, атмосферы и т.д. Любое серьезное изменение хотя бы одного из этих условий грозит человечеству гибелью. По некоторым астрономическим прогнозам, наше Солнце («желтый карлик») — рядовая звезда, которая пройдет все этапы своей эволюции и через 5-6 млрд. лет прекратит свое существование. Это или приведет к уничтожению человечества, или же, если оно достигнет высочайшего уровня развития, позволит, используя завет К.Э. Циолковского, «эмигрировать» в другие части Вселенной.

2. Развивающаяся человеческая цивилизация оказывает все большее влияние на изменение земных условий своего бытия, а начиная со второй половины ХХ века — и на условия ближнего космоса. Такое влияние носит и положительный характер, и отрицательный. Можно предположить, что со временем человек, разум станут космическими факторами. Освоение космоса, как и освоение территории своей «колыбели» — Земли должно проходить на основе принципа нравственной ответственности человечества. В свое время Ф. Энгельс писал о том, что человечество — это «цвет материи» и именно в нем материя осознает саму себя. «Материя во всех своих превращениях остается вечно одной и той же, ни один из ее атрибутов никогда не может быть утрачен и . поэтому с той же самой железной необходимостью, с какой она когда-нибудь истребит на Земле свой высший цвет — мыслящий дух, она должна будет его снова породить где-нибудь в другом месте и в другое время»[20]. Российский философ Э.В. Ильенков в 70-х годах ХХ века высказал предположение, согласно которому человечество на каком-то этапе своего развития сознательно создаст условия для собственной космической катастрофы для того, чтобы дать возможность материи вернуться в состояние хаоса и тем самым открыть путь для ее «омоложения». Естественно, что идея космического финала вряд ли может устроить человечество. Конечно, те или иные космические события (падение астероидов, столкновение с кометами и т.д.) могут привести к таком финалу. Однако гораздо более опасными являются чисто земные проблемы, которые человечество не решает (наличие оружия большой мощности, острые конфликты) и которые могут привести к гибели цивилизации по вине самого человечества.

«Антропный принцип, утвердившийся в современной космогонии, исходит из того, что необходимость появления человека была заложена в условиях «Большого Взрыва». Мир, природа, жизнь идут вперед, отвоевывая все новые и новые рубежи у косной материи. Был хаос, стал космос, возврата нет и быть не должно»[21]. Взаимоотношения человека и космоса должны вывести цивилизацию на более высокий этап развития, на котором земная этика превратится в этику космическую, нормы и принципы которой будут определять жизнедеятельность человека.

1. Библия. Т.1. Ветхий завет, 1990.

2. Гиренок Ф.И. Русские космисты. М., 1990.

3. Гулыга А.В. Космическая ответственность духа// Наука и религия, 1989, № 8.

4. Казютинский А., Балашов Е. Антропный принцип в современной космологии//Природа, 1990, №1.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Избр. произв.: В 9 т. Т.5. М., 1986.

6. Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993.

7. Филатов В.П. Живой космос: человек между силами земли и неба // Вопросы философии, 1994, № 2.

8. П. Тейар де Шарден Феномен человека. М., 1987.

9. Шелер М. Положение человека в космосе.// Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

10. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989.

11. Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. М, 1992.

12. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни. М., 1995.

Источники:
  • http://tdoctrina.ru/2013/12/18/%D0%BF%D0%BE%D0%B7%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BA%D0%B0-%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE/
  • http://studopedia.org/11-52732.html
  • http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2291998-mozhno-li-kosmos-nazyvat-prirodoj.html
  • http://studfiles.net/preview/1147475/page:6/
  • http://studopedia.ru/6_67905_formirovanie-kontseptsiy-vzaimodeystviya-cheloveka-i-kosmosa.html