Меню Рубрики

Конец света с точки зрения православия

  • Признаки конца света в христианской традиции
  • Что такое второе пришествие Христа
  • Что говорила Ванга про конец света

В евангелии Христос говорит о признаках конца света (конца мира). Среди первых предзнаменований апокалипсиса Господь называет появление лжепророков. То есть, тех людей, которые будут называть себя богами, мессиями, проповедуя еретические взгляды в народных массах. Далее Христос говорит о том, что перед концом света будет очень много различных войн. Люди совершенно перестанут любить друг друга, начнут убивать. Кровопролитие и смерть начнут царствовать на земле.

Одними из признаков конца света в христианстве считаются начала суровых гонений на христиан, которые будут осуществляться по всему миру.

Кроме этого, перед концом мира обязательно должно быть проповедано евангелие по всему свету. Благая весть о пришествии Христа в мир должна будет распространиться во все отдаленные уголки планеты.

В христианской традиции одним из признаков конца света является увеличение природных катаклизмов. Солнечные затмения, землетрясения, наводнения, извержения вулканов, ураганы, цунами, падения метеоритов — все это может являться признаками конца света. Имеются в виду не просто единичные случаи, но повсеместные катаклизмы.

По преданию христианской Церкви перед концом света осуществится пришествие в мир антихриста, который объединит в своей власти весь мир. Это будет человек, обладаемый сатаной, который воздвигнет массовые гонения на христиан и будет хулить имя Христово. Время правления антихриста на земле будет составлять около трех с половиной лет и только затем последует пришествие Христа в мир. Явление антихриста последний признак грядущего конца мира.

В благочестивом христианском предании сохранились признаки, предвещающие пришествие антихриста, о которых не говорится в евангелии. Так, считается, что когда евреи восстановят иерусалимский храм, будет пришествие антихриста. Также христиане полагают, что в год явления безаконного человека, обладаемого сатаной, не сойдет благодатный огонь, а икона Божией Матери «Иверская» сама покинет свое местонахождение в одном из монастырей святой горы Афон.

Библия: предзнаменования конца света

В «Откровениях Иоанна Богослова» будущий конец света упоминается как Апокалипсис, что в переводе с греческого значит «откровение», «раскрытие». В книге описаны события, которые, как утверждает Иоанн Богослов, будут предшествовать второму пришествию Иисуса Христа.

Каждый предвестник будущего конца света появится в свое время. Все они будут сопровождаться целым рядом необычных для людей явлений: появится огонь небесный, произойдет воскрешение мертвых, на Землю спустятся ангелы. Видения, данные Иоанну от Бога, открыли рождение Антихриста, последующее второе пришествие Иисуса Христа, суровый Страшный суд, голод, стихийные бедствия, мор.

Библия описывает конец света как приближение времен, в которых все темное и нехорошее, что есть в человеке, выплеснется наружу.

Война как начало конца света

Самое главное предзнаменование надвигающегося конца света – кровопролитные войны. В «Евангелии от Матфея» Христос говорит своим ученикам: «И восстанет народ на народ, и царство на царство». (24:6). В случае ядерной войны свет может померкнуть в прямом смысле – из-за поднятых в атмосферу туч пепла и пыли солнечные лучи перестанут достигать поверхности земли в прежнем количестве, людей ждет ядерная зима.

Апостол Петр об Апокалипсисе

Апостолом Петром даны предзнаменования конца света, гласящие о том, что в «последние времена» люди перестанут здраво мыслить, отвернутся от праведных и истинных учений. Человечеством овладеет гордыня, они станут надменны, самолюбивы и похотливы. Дети перестанут почитать родителей своих, появится великое множество льстецов, клеветников и т.п.

В «Послании к Тимофею» говорится о возросшем во всем мире недружелюбии, нетерпимости к инакомыслящим, утраченной любви к Богу. Все это, согласно откровениям апостолов, будет предвещать второе пришествие Иисуса Христа на Землю.

Рукотворный конец света

В современном мире, переполненном ядерным и химическим оружием, многие люди живут в постоянном страхе конца света, устроенного руками самого человека.

Существует много сценариев окончания мира, сотворенного благодаря человеческому вмешательству в природные процессы. Это и масштабная экологическая катастрофа, и вырвавшийся из лаборатории вирус, и множество других вариантов конца человеческой цивилизации.

К сожалению, современная картина мира во многом напоминает времена, предрекаемые Библией как «последние». Духовное и культурное обнищание, идеализирование денег как самой главной ценности человечества, кровопролитные войны, природные катаклизмы, спровоцированные потребительским отношением людей к природе и многие другие негативные события требуют остановиться и задуматься над будущим человечества. Если люди изменят свое мировоззрение и начнут жить по заповедям Божьим, возможно, у них еще появится шанс спастись.

Признаки конца света по Библии. Что говорится в Библии о конце света?

Мифология разных народов говорит о конце света. Особенно эсхатология была развита в христианстве и исламе. В первом есть ряд признаков конца света. По Библии, после него наступит новая жизнь. В канонических книгах описываются все предвестники.

Ни одна религия не говорит о начале конца света, речь идет об обретенной новой жизни. Исходя из этого, принято принимать конец света как конец земного существования. В Библии говорится о конце света, что именно это событие станет судным, когда чистые души отправятся в новую жизнь, а грешники попадут в адские чертоги.

Древние изречения патриархов

Все, что имеет конец, имеет начало. С этим спорить трудно. Это логично и верно и вызывает большую дискуссию, особенно возле конца света.

В Ветхом и Новом Завете есть сведения о предвестниках конца света. По преданиям Священных Писаний, человек был рожден без необходимости смерти. Считается, что раньше не было телесной оболочки, а значит и выходить душе не нужно. А самыми первыми были сотворены ангелы. Они не имели телесной оболочки. Самый первый ангел Свет Несущий был очень сильным. Он хотел быть равным Богу, иметь собственный путь. Он противопоставил себя Богу. И тогда Господь вывел Свет Несущего из своего окружения и стал он падшим ангелом, как и все те, кто за ним последовали. Есть мнения, что конец света по Библии связывают именно с концом Свет Несущего.

По библейскому писанию, падший ангел сказал Адаму и Еве съесть плод в райском саду, дабы открыть знания того, что знает Бог. И тогда люди узнали, что такое добро и зло. Они сами стали решать, какие деяния им совершать.

Чтобы оградить души от воли других, Бог заключил их в тела. На протяжении жизни люди совершали только те деяния, которые они хотели совершать: плохие или хорошие. После смерти их души попадают или в рай, или в ад – это зависит от того, как была прожита земная жизнь. Таким было начало жизни на Земле. Об этом рассказывается в Священных Писаниях.

В Библии говорится и о конце света. Это событие описывается в Новом Завете и в Евангелие от Матфея в главе 24.

Евангелие от Матфея и Иоанн Богослов о конце света

По Библии, признаки конца света начнутся с войны. В откровении Иоанна первый признак символизируется всадником на рыжем коне, который с земли берет мир. Об этом же упоминается в Евангелие от Матфея, в котором Иисус говорит своим ученикам о том, как восстанет народ на народ, а царство пойдет на царство.

Следующим предвестником конца света станет вороной конь, приносящий на землю голод и мор. В Евангелие от Матфея этот признак следует сразу за войнами. После эпидемий, которые пройдут по всей земле, часть людей умрет. Все, кто останется, ослабеют духом. Они будут «соблазняться и друг друга предавать». В этот момент потеряется вера в христианство, появятся лжепророки.

В откровении Иоанна после голода и смертей в мир приходит ангел и венчает день гнева. Он знаменуется великим землетрясением, кровавой луной, солнечным затмением. После этого приходит безмолвие, которое продлится совсем недолго, поскольку после него начнется истинный апокалипсис.

Признаки конца света, по Библии от Иоанна Богослова, выделяются в несколько этапов. Сначала начнет гореть трава, деревья. Затем происходят извержения вулканов, а после в океан попадает «большая звезда» и начинает отравлять воду. После этих событий происходит ряд затмений. Затем из недр земли выходит саранча и начинает мучить неверных людей на протяжении пяти дней. В конце всех мук перед оставшимися на земле людьми откроется Царствие Господне.

По Библии, признаки конца света не дают понимания точной даты начала этого события, а только описывают его в размытой форме.

Всадники конца света

Всадники апокалипсиса – это символы, описанные в Откровении. Согласно Священному Писанию, всадники – это этапы истории, которые должны пройти люди, церковь в своем развитии. Это пророчество о семи печатях, которыми скреплена книга. Считается, что после снятия седьмой, последней печати, наступит конец света. В этот момент все конфликты между добром и злом будут исчерпаны, Иисус вернется к людям, наступит час страшного суда.

В книгах всадников описывают на разных конях. Считается, что всадник с луком на белом коне – это символ чистоты и победы над язычеством. С появлением белого всадника будет снята первая печать. В первом веке церковь заставляла принимать христианство, и именно это время считается периодом противостояния лжи и обману.

Рыжий конь появится в то время, когда будет снята вторая печать. Христиане под гнетом смерти оставались верными Христу и его учению, которое прошло сквозь столетия и осталось в неизменном виде. Главной задачей Сатаны было сделать все возможное, чтобы изменить христианское учение. Он пытался это сделать руками Римской империи, а затем последовали другие способы.

Рыжий конь символизирует споры между Божьими детьми. Его цвет сравнивается с кровью, поэтому данный период относят к тому времени, когда за христианами велась охота.

Как известно, в былые времена церковь пыталась обратить в свою веру каждого, независимо от его изначальной веры и нации. В результате этого Уроки Писания утратили чистоту, и пророчество рыжего коня сбылось: люди стали друг друга убивать.

Третью печать снимает конь вороной. Третий всадник апокалипсиса в своей руке имеет меру. Черный конь является символом упадка. В этот период враги достигли своей цели, канули в неизвестность вера в Спасителя, поклонение Богу.

При снятии четвертой печати явился бледный конь. Иоанн в своем писании говорит о появлении четвертого всадника, имя которому Смерть. За ним следовал ад: дана ему была сила умерщвлять все живое на земле. Считается, что бледный конь – это символ упадка церкви. Учения Иисуса искажались, а те, кто не хотел следовать новым, измененным доктринам, были казнены. Это был период инквизиции. Церковь получила политическую власть, возложив на себя Божие полномочия: она могла объявить непогрешимым или сказать о грешности человека.

Четыре всадника – это период развития церкви, изменения веры в учение Христа. Многие люди не смогли выдержать гонений и были убиты.

Конец света по Библии

А что говорится в Библии о конце света и когда произойдет это событие? В писании нет точной даты, как и самого утверждения, что произойдет «конец света». В Библии это называется «пришествие Господа Иисуса». Считается, что окончание существования нашего мира произойдет тогда, когда на Землю вновь придет Спаситель, чтобы уничтожить все зло.

Таким образом, конец света произойдет, только вот что будет перед концом света по Библии? Концом света по святым писаниям считают второе пришествие Христа. Этот день называют судным. Об этом событии говорится в Евангелии от Матфея, в послании Фессалоникийцам, в книге Откровения и прочих книгах.

Когда-то, более двух тысяч лет тому назад, на Земле родился Христос. Он пришел в мир, чтобы спасти нас. Из-за любви к людям Спаситель умер, ведь он принял все их грехи, чтобы они смогли получить прощение.

В те давние времена Иисус приходил на Землю как спаситель, чтобы через веру в него, в его учения, люди смогли получить прощение за грехи. Во второй раз Христос придет в великой славе и в могуществе, чтобы провести Суд над всеми людьми. Он осудит тех, кто его отверг, и избавит от мук тех, кто в него искренне верил.

Точной даты этого события никто не знает. Ее нет в Библии, поэтому любые предсказания относительно этого считаются вымыслом. Однако есть ряд признаков, по которым мы может узнать об этом дне.

Одним из ключевых моментов в Библии является приход Антихриста. В это время произойдет восстание против Бога. Именно во время правления слуги Сатаны произойдет второе пришествие Христа. Он уничтожит антихриста и осудит всех, кто за ним последовал. Те же, кто по-настоящему верил в Иисуса, получат возможность жить вечно в Царстве Небесном. Независимо от того, когда именно произойдет это событие, каждый предстанет перед Богом. После смерти каждую душу ждет Божий суд.

В православии Библия о конце света рассказывает не так много. Все имеющиеся сведения в разных писаниях схожи по смыслу. В книгах есть Судный день, предвестники конца света, Антихрист и второе пришествие Христа. Чтобы не быть осужденным в день страшного суда, необходимо раскаяться в своих грехах, искренне поверить в Сына Господнего.

Читайте также:  Портится ли зрение от чтения при плохом свете

Приметы конца света

Как описывают конец света в Библии? Христос рассказывал своим ученикам об этом событии. Они у него спрашивали, когда наступит окончание веков и какие события этому будут предшествовать. На что Спаситель ответил, что в те далекие времена будет много войн, слухов о войнах. Будут воевать народы и страны друг с другом, придет голод, люди начнут умирать, будут землетрясения.

Все эти события считаются приметами конца света по Библии. Также в писании говорится, что начнутся гонения, мерзостное запустение, везде будет беззаконие, люди перестанут любяще относиться друг к другу. На фоне этих событий во всех уголках мира будет проповедоваться Евангелие. В день страшного суда не нужно возвращаться за материальными ценностями, пытаться спрятаться. Появятся лжепророки, которые будут показывать разные чудеса и стремиться соблазнить людей. Истинный Христос придет подобно молнии. Его явление будет видно со всех сторон света. В эти дни свет солнца и луны потускнеет, начнутся природные катаклизмы. Именно тогда будет явлен знак: люди испытают одновременно и радость, и печаль. Ангелы соберут со всего света избранных. Дату этого события знает только Создатель. Она никому не известна – ни Ангелам, ни людям.

Вот несколько цитат о конце света Библии: «… и будет это пришествие внезапным, как внезапно произошел потоп во времена Ноя…», «…накануне всемирного потопа люди ели, женились, пили, веселились, не думая о грозном событии…», «… накануне Судного Дня произойдет так же, как во время потопа: люди будут веселиться, радоваться жизни…».

Во время второго пришествия часть женщин, мужчин будет забрана в другой мир. И это произойдет тогда, когда никто и думать не смел. Каждый человек должен быть готов духовно к концу света.

Когда наступит Судный день?

Так когда наступит конец света по Библии, в каком году? Ответа на этот вопрос нет, хотя многие пророки предположительно высказывают самые разные даты. Люди, веря в них, начинают готовиться к самым страшным событиям. Хотя в Библии утверждается, что о дате страшного события нет ни единого слова, кроме того, что это случится неожиданно.

Другие пророчества

Все известные пророки говорят о явлении в мир Антихриста и о втором пришествии Христа. В Судный день добро одержит победу над злом. Считается, что для всех пророков о приближении конца света, по Библии и иным писаниям, говорят разные, но имеющие схожие черты признаки.

Считается, что Амос говорил голосом Господа, когда рассказывал пророчества конца света. Об этом дне он говорит, что «…я пройду среди тебя…». Амос обращается к тем, что надеется, что Судный день станет историческим концом всего живого. Он говорит, что суд будет совершен над всеми людьми, несмотря на их нравственность.

Пророчества конца света есть у Осия. Он, как и Амос, говорит о Страшном дне, который произойдет в конце времен. Осия утверждает, что концом света станет знамение победы добра над силами зла. Даже сама смерть будет побеждена.

Пророк Захария рассматривает конец света, как плен и возможность возвращения из него. В своей книге он рассказывает о том дне, когда люди обратятся к Богу и он станет спасением для них.

За пятьсот лет до рождения Христа пророк Малахия предсказывал его приход. Он говорил о послании Ильи, который известит о наступлении последних времен. Данное пророчество исполнилось в служение Иоанна Крестителя, которого Ангел Господень называет «пророком в духе Илии».

С приходом Иисуса начинают исполняться пророчества Ветхого Завета. По нему Христос говорил своим ученикам, что будет суд над всем миром, которого с трепетом ожидали все пророки. Все, что было сказано ученикам на горе Елеонской, назвали апокалипсисом синоптиков. Так как эти сведения были зафиксированы в Евангелии от Матфея и Луки.

Евангелие от Иоанна дополняет несколько событий, которые предшествуют Судному дню. Он говорит, что суд уже начался и он будет продолжаться до последнего дня. По Евангелию от Иоанна, конец света связан с воскресением мертвых. Люди всех народов будут судиться по тому, как они поступают по отношению к другим людям. Главным критерием является добро, сделанное людям. Оно определяет вечную судьбу людей.

В Евангелие от Луки, в книге Деяний апостолов, приводятся сведения о вопросе, заданном Христу его учениками. Они спрашивали в момент его Вознесения, не сейчас ли происходит конец света, на что Спаситель ответил, что не в этот момент исполняются пророчества о конце света. Его ученикам не дано знать, когда и как точно произойдет апокалипсис.

Ученики Христа в своих писаниях не раз говорят о конце света. Во всех книгах Судный день для верующих людей станет и концом, и началом.

Апостолы говорят о конце мира, как о пришествии Христа в славе, Днем Господнем. В апостолической церкви этим названием называют первый день празднования Воскресенья Господня. Пришествие Спасителя повлечет за собой воскресение мертвых, начало новой жизни.

В посланиях апостола говорят, что после Воскресения Христова исполнятся все сроки и придет темнота. Это время будет долгим, а чтобы сократить его, нужно поверить в Бога.

Апостол Павел дополнил признаки приближения конца света. Он говорит о том, что в последние времена в мире появится Божий враг, который попытается повести за собой людей. Также Павел полагал, что к Богу последним обратится тот народ, который был избранный Христом, который покажет, что число уверовавших стало полным.

Петр подтверждает слова Павла, говоря о конце света как о вселенской катастрофе. Он считает, что Бог дает людям возможность уверовать, обратиться в веру.

Что будет после?

А что будет после конца света по Библии и каким станет мир? В Откровении говорится, что после апокалипсиса ничего не будет из того, что нам привычно. После противостояния добра со злом появится новая земля и новое небо. Есть пророки, которые говорили, что раньше небо было пурпурным, а листва на деревьях не имела зеленого цвета, но после потопа мир изменился. Может быть, судный день станет еще одним изменением, при котором небо станет, к примеру, красным, а листья на деревьях будут синими.

Все люди, нашедшие истинную веру, станут жить в Царствие Господнем, а все те, кто откажется от истинной веры, испытают сильнейшие страдания, муки. Эти люди обречены на страдания до конца дней в темноте, в мире, где нет ни солнца, ни луны, никакого света.

Предсказания в других религиях

Сведения о конце света есть в священных писаниях других религий. В буддистских записях есть информация о существенных изменениях Земли. Именно оно будет предшествовать началу апокалипсиса. Эта религия говорит о том, что Высшие силы, создавшие Землю, ее же и уничтожат. По предсказаниям, человечество трижды столкнется с испытаниями, которые станут настоящей угрозой выживания людей, как вида. Эти периоды называются кальпами. Каждая из них имеет свои особенности.

Первая кальпа характеризуется созиданием, во время которого человек пытается понять окружающий мир и узнать законы его развития.

Вторая кальпа – это расцвет человечества. В этот период будут совершаться великие открытия, происходить удивительные вещи.

Третья кальпа – распад. Нижние миры начнут распадаться, мир будет сворачиваться, а затем опять разворачиваться, но уже без всего живого. В период распада смогут выстоять только Боги и высшие миры.

Перед концом света по буддистскому предсказанию, земля будет пылать огнем. Он возникнет из-за появления на небе семи солнц, которые станут причиной уничтожения всего живого: воды будут высушены, материки выжжены. После ухода семи солнц начнутся сильнейшие ветры, которые погубят все творения людей. Затем начнутся дожди, превращающие планету в большой водоем. В водах зародится новая жизнь, она станет началом новой цивилизации.

Конец света, царство Антихриста, Апокалипсис

беседа с диаконом Андреем

Корр.: Отец Андрей, обычно конец света связывают с приходом Антихриста. Кого только ни называли Антихристом – Петра I, Ленина, Сталина и даже Горбачева. А кто такой антихрист в церковном понимании, чего от него ждать?

О.А.: Во-первых, апостол Иоанн в своих посланиях (не в «Апокалипсисе») говорит, что антихристов много. В этом смысле антихрист с маленькой буквы – это любой человек, который находится в состоянии активной борьбы с Церковью.
Во-вторых, собственно Антихрист – это зеркальное отражение Христа. Вообще, для античной и средневековой культуры зеркало – очень странный предмет, в котором есть что-то такое неправильное. В энциклопедии «Мифы народов мира» помещена статья об Антихристе, которую сопровождает хорошая иллюстрация – фреска из одного итальянского собора эпохи Возрождения, где изображен Антихрист, стоящий посредине толпы. Этот антихрист внешне очень похож на Христа: у него одежда Христа, волосы Христа, прическа Христа, и лицо, в общем-то, Христа. Различается лишь одна деталь – у него злые-злые глаза.
Не нужно забывать, что приставка «анти» в греческом языке означает не только «против», а еще и «вместо». Антихрист приходит ВМЕСТО Христа, т.е. подменяет собой Христа. И чтобы такая подмена могла произойти, он должен быть очень похож на Христа. Здесь есть некоторое такое зеркальное подобие: мы видим, что у Христа было три с половиной года земной проповеди, земного служения. Точно также Апокалипсис говорит, что три с половиной года будет длиться земное владычество Антихриста. У Христа были чудеса, несомненно антихрист будет «творить чудеса». У Христа были свои ученики, была своя Церковь, конечно же и у Антихриста нечто такое будет. Христос был универсально открыт, несомненно Антихрист тоже будет универсально открыт, и тоже будет готов вобрать в себя и подчинить своей власти, своему «евангелию» все культурные, национальные и религиозные традиции, каждую из них перетолковав по-своему, конечно.
Подобий очень много. Но, как говорит Честертон, если человек, которого не интересует содержание, возьмет, скажем, две газеты, одна из которых называется «Атеист», а другая «Католик», то он найдет, что у них много общего: одинаковые макеты, напечатаны с помощью одной и той же технологии, есть сообщения, есть редакционные статьи, а также странички фельетонов и новостей. С точки зрения структурализма все очень похоже, но было бы большой ошибкой сделать вывод, что атеизм и католичество – это одно и тоже. Так же и в нашем вопросе – внешние стороны будут похожи. Разница же в намерениях. Ради чего Христос отказывается от земной власти? Ради чего Антихрист ее берет? Намерения окажутся противоположными.

Корр.: Значит, Антихрист – это будет конкретный человек, обладающий, к тому же, еще и огромной мирской властью?
О.А.: Да. Я полагаю, что Антихриста можно описать с помощью отрицательного богословия. Мы знаем, что было с Христом, и от этого можно заключить, что произойдет с Антихристом. Вот мы видим три искушения Христа, великолепное толкование которых дал Ф.М. Достоевский в «Легенде о Великом Инквизиторе» – искушение хлебом, искушение властью, искушение чудом. Вот эти три искушения, которые отверг Христос, их, очевидно, Антихрист и примет. Он примет власть над человеческими душами через чудеса, власть над человеческими отношениями через принятие рычагов земного управления, власть над телами через контролирование механизмов распределения земных благ.

Корр.: Означают ли Ваши слова то, что царство Антихриста будет представлять собой некую глобальную надгосударственную структуру, нечто вроде мирового правительства?
О.А.: Поскольку Антихрист идет, чтобы прельстить «аще возможно и избранных», это означает, что предметом его специального интереса будет контроль над жизнью тех, кто ему опасен, т.е. контроль над жизнью ХРИСТИАН. Для того, чтобы Царство антихриста могло вполне достичь своих целей, необходимо будет провести маргинализацию христианства с последующим его выпариванием, уничтожением. А для этого нет нужды рычаги своей земной власти в буквальном смысле распространять на все территории Земли.

Корр.: Но значит ли это все-таки, что нехристианские народы изначально обречены?
Пусть даже вопрос поставим так: спасутся ли нехристиане? Думаю, что вопрос этот может быть открыт до тех пор, пока убеждения нехристианина не вошли в сознательное, прямое противление Евангелию.

Корр.: Что, в конечном итоге, служит на руку грядущему Антихристу?
О.А.: Конечно власть над душами, т. е. собственно власть религиозная, это будет, естественно, власть синкретическая, которая попытается создать некий суррогат реальных исторических религий через их замену «пустышками». Некоторые внешние формы останутся, но придет совершенно другое содержание. Вообще, если человек ищет общий знаменатель разных философских систем, то в результате получит ноль.

Корр.: И все же обычно христианство воспринимается как религия любви. И тут вдруг Апокалипсис. Откровение Иоанна Богослова со своими страшными картинами. Произошло даже некое изменение смысла самого слова. Ведь слово «апокалипсис» означает всего лишь «откровение», то есть оно, в принципе, не несет еще никаких страшных картин само по себе, тогда как воспринимается отнюдь не нейтрально… Не говоря уже о прилагательном «апокалиптический», за которым стоит уже нечто совсем страшное, говорящее об ужасном конце света. Карающий меч последних времен…
О.А.: Может быть, это и меч. Хотя я вижу здесь совершенно другое сравнение: таран. Таран, который пробивает крепостные ворота. Дело здесь вот в чем: врата ада, как известно, заперты изнутри. Не Бог нас запирает в некий концлагерь вечных мук, вечного полубытия, а мы сами запираемся от Него изнутри. Причем, запираемся по-разному. Есть запоры, которые срабатывают совершенно понятно: когда я сам хочу, то подхожу к двери и ее запираю. А бывают, так что двери защелкиваются просто от сквозняка. Может быть, я и не прочь был бы выйти, но защелкнулась дверь. В обществе, в человеческой душе гуляют такие сквозняки, захлопывающие двери, через которые мы могли бы выйти к Богу. Особенно в последние столетия общественная жизнь людей строится так, что быть христианином все сложнее… Вот какие-то такие защелки, которые почти что стихийно возникают в обществе, иногда существуют даже невидимо. Поскольку мы их не видим, то и не ощущаем, насколько они нас блокируют. А так как мы не ощущаем, что они нас блокируют, то и не чувствуем, что они лишили нас свободы. Соответственно, у нас не рождается бунт против них… Точнее, бунт иногда может рождаться, но он, как правило, выливается в совершенно идиотские формы типа наркотиков, самоубийств и т.д. Люди не понимают, против чего надо бунтовать.
Так мы понемногу привыкаем к нашей темнице, и когда окончательно привыкнем, когда совсем наш мирок окажется изолированным и замкнутым, вот тогда извне и раздастся этот стук тарана. Ведь изнутри все уже будет выжжено, нечем будет дышать. Поэтому к нам, в наш затонувший мирок спасательной команде нужно будет пробиваться извне, чтобы все-таки дать нам возможность дышать свежим воздухом. Самое печальное здесь то, что эта спасательная операция, которую совершит Христос в конце истории, может быть успешна только отчасти, потому что Христос в силах сломать те запоры, которые возникли, как бы непроизвольно, по принципу «так получилось». Но Он никогда не будет взламывать дверь той души, которая сознательно не хотела Его принимать. В этом смысле нередко говорят, что Христос – джентльмен: Он никогда не войдет без стука и без согласия хозяина. Такого рода запоры Господь силою не может разрушать. Эти запоры, подчеркну, не социально-исторические, а то, что внутри человека, сам человек. Здесь Христос отказывается от своего всемогущества и избирает путь бессилия.

Читайте также:  Прически под очки для зрения женские

Исходя из этого, можно полагать, что люди (отчасти произвольно, отчасти непроизвольно) создадут такое общество, в котором они потеряют главную свободу – свободу быть с Богом… И тогда Бог к ним прорвется, и прорвется Сам, но если при этом обнаружится, что кто-то сознательно хочет быть сиротой, то он таким и останется. Именно в этом смысле спасательная миссия Христа не может быть доведена до конца, до всеобщего, абсолютного, тотального успеха. Просто потому, что мало бросать спасательный круг утопающему, нужно, чтобы утопающий хотел за него зацепиться. А если он самоубийца, то сколько ни бросай – все будет бесполезно.

Корр.: Страницы многих журналов и газет, включая православные, обошли рассказы о страшном компьютере «Зверь», который находится где-то в Брюсселе; утверждения, что штрих-код западных товаров содержит число зверя, и наконец, что на руку и на чело скоро-скоро будут ставить какие-то знаки… Или даже уже ставят где-то, в Чечне, например… Насколько оправдано такое подчеркнуто внешнее восприятие апокалиптической символики?
О.А.: На этот вопрос у меня нет однозначного ответа С одной стороны, по словам Апостола Павла, «идол в мире есть ничто». И поэтому для христианина: «если Бог с нами – кто против нас?» Эти внешние идоложертвенные и оккультные знаки над ним не будут иметь власти. Но с другой стороны, Православие – это религия с очень целостным видением человека. Здесь душа от тела неотделима, внутреннее неотделимо от внешнего. Поэтому вся христианская традиция, особенно раннехристианская полна предупреждениями – «бойтесь, бойтесь даже во внешнем грешить».
Скажем, языческие следователи, чиновники предлагали христианам – сердцем, пожалуйста, верь во Христа, но просто сделай такой чисто формальный жест, жертвоприношение перед статуей языческого бога, официального бога империи. Христиане отказывались этот жест делать, предпочитая идти на смерть. Поэтому, слухи о духовности христианства сильно преувеличены: христианство ценит культ и культивирует даже этикет внешних жестов. Мы знаем, что и одежда человека может сказаться на его настроении, на его манерах. Пост – вроде просто диета, вроде бы всего лишь кулинария – оказывается тоже может быть связан с искренностью, сердечностью покаяния, самого внутреннего духовного дела. Поэтому не исключено, что некоторое зеркальное «чудо» произойдет и здесь: через материальное воздействие в душу проникнет нечто стороннее, чужое.
И все же, мне думается, не надо так дешево ценить свою душу. Почему, откуда такое предположение, что если человеку какую-нибудь печать поставили в паспорте или даже на руке, то этот значок у человека свободу отнимет? Разве может что-то такое отнять у меня Христа? Просто надо помнить, что НИЧТО не может нас отлучить от жизни во Христе Иисусе, ни будущее, ни грядущее, ни начала, ни власти, ни ангелы, никто не может отлучить. Но неужели какая-то печатка будет сильнее, чем Любовь Божия, сильнее, чем все те инстанции, которые перечислялись Апостолом Павлом?
Ну а что касается числа 666, то я не вижу в нем мистики. Просто потому, что это число приводится в книге, которая называется «Апокалипсис», т.е. откровение. Вообще, задача пророков всегда была открывать волю Божью, возвещать ее, а не прятать и скрывать. Это число дается нам для того, чтобы мы узнали антихриста, а не для того, чтобы помочь ему спрятаться. А что касается штрих-кодов, то я не стал бы придавать им столько значения, тем более, что здесь много искусственных толкований на эту тему…
Возвращаясь к вопросу о печати на руку и чело, замечу, что для православной традиции характерно аллегорическое, духовное понимание этого места Апокалипсиса. В Библии, вообще, традиционно десница, рука обозначает образ деятельности. А чело – это образ мыслей человека. Поэтому, когда антихрист ставит эти две печати, он начинает производить контроль над образом мыслей человека и образом его деятельности. И это совершенно справедливо в том смысле, что антихрист как земной правитель берет на себя контроль над тканью социальных отношений, а через систему массовой информации и систему образования он контролирует идеологию общества и тем самым влияет на разум людей.

Корр.: Отец Андрей, мы с Вами говорили о литературе, в которой довольно примитивно излагается понимание Апокалипсиса и событий, связанных с концом света. А могли бы Вы назвать какие-нибудь книги, которые, по Вашему мнению, стоит прочесть?
О.А.: Что касается Апокалипсиса, то здесь нужно помнить, что это единственная книга, которая не читается за богослужением в православных храмах, что, по-видимому, означает, что нет безусловно авторизованных толкований. Но мне кажется, что при вхождении в эту тематику будет полезно ознакомиться со сказками Льюиса – «Последняя битва» из его цикла «Хроники Нарнии» и «Расторжение брака». Затем – роман Честертона «Шар и крест», плюс антиутопическая классика (Оруэлл, Замятин…) На следующем этапе это могли бы быть «Три разговора» Владимира Соловьева, с включенной туда повестью об антихристе. А затем из современной литературы, уже собственно из православной, я бы посоветовал книгу отца Серафима (Роуза) «Православие и религия будущего».

Корр.: Отец Андрей, и все-таки ужасно тягостно думать о конце света…
О.А.: А почему Вас так пугает это понятие конца? Ведь конец – thelos – по-гречески «цель» – имеет смысл не только окончания, но это еще и некая завершенность, исполненность, целедостижение. Поэтому если получается, что у истории есть конец, то значит, у нее есть и СМЫСЛ. Вот если бы у нее не существовало конца, она воспринималась бы, по словам Достоевского, как «дьяволов водевиль»: такое бесконечное стремление, которое никуда не ведет, потому что ему некуда вести. Тем, что христианство утверждает конец истории, оно СПАСАЕТ идею истории, утверждая наличие в ней смысла. Поэтому, когда мы говорим о конце света, мы предполагаем позитивность истории. Это не нигилизм исторический…

Корр.: Да, но в своей книге об антихристе Вы пишете: «Христианство убеждено в своем историческом поражении». Что же нам остается говорить сомневающимся, с чем идти к читателям?
О.А.: С вопросом: «А что хочет выиграть человек?» Что он боится проиграть, а что он мечтал бы выиграть. Если человек ставит своей целью выиграть земную власть, земные удовольствия и развлечения, то, конечно, связавшись с православной Церковью, он проиграет все. Но если человек хочет выиграть свою душу, тогда это с нами: по слову Евангелия: горе человеку, если он весь мир приобретет, а душе своей повредит.

Христианство

Христианство сформировалось в I веке н. э. на востоке Римской империи. Сейчас на этой территории находится Палестина. В IV веке н. э. христианство стало государственной религией в Римской империи.

Христианству присущи определенные идеи. В этой религии есть только один Бог, сотворивший Вселенную. Он может быть в трех ипостасях (триединым): Отец, Сын и Святой Дух. Христианство предполагает веру в Спасителя нашего Иисуса Христа, который является второй ипостасью Бога — Сыном. Иисус Христос имеет двойную природу. Он одновременно и бог, и человек. В христианстве заложена вера в существование Божественной благодати. Это таинственная сила, которую посылает Бог людям для очищения от грехов. Христиане верят в жизнь после смерти и в то, что каждому в ней воздастся по заслугам. В христианской религии существуют добрые духи — ангелы и злые — бесы. Всем злом на Земле управляет сатана.

Христианство в большинстве своем — это религия «униженных и оскорбленных», размышляющих о справедливости. Основой этой религии является вера в Спасителя, который избавит людей от земных грехов и таким образом победит зло. Именно за людские грехи был распят на кресте Иисус Христос. Его имя с греческого переводится как Спаситель (Мессия). В Ветхом Завете говорится о том, что на историческую родину евреев, Израиль, придет Мессия, который избавит этот народ от страданий. После этого на Земле начнется новая жизнь и наступит Царство Божие. Предполагается, что после прихода Мессии все живые и умершие предстанут перед Страшным судом. Бог будет оценивать их деяния и по заслугам направлять в рай или ад. Судный день и является концом света.

В 1054 году христианская религия разделилась на две Церкви: католическую и православную. В XI веке в Европе появилось движение, направленное против католичества, и сформировался протестантизм.

Протестантизм относится к христианской религии. Он возник во времена Реформации (в Средние века) под руководством Мартина Лютера. Протестантизм разделяет общехристианские идеи и основывается только на Библии.

Православие и католицизм объединяют общее вероучение, основанное на Библии. Оба направления христианства признают таинство крещения, миропомазания, покаяния, причастия, брака, священства и елеосвящения. Однако между ними есть и различия.

У Православной церкви не имеется единого главы. В отличие от католицизма, православная религия отрицает существование чистилища, в которое попадают души умерших грешников. Православные религиозные служители не дают обета безбрачия. Католическую церковь возглавляет римский папа, который избирается пожизненно. Он возглавляет Ватикан (город-государство), являющийся центром Римско-католической церкви. Католическое христианство подразумевает веру в Непорочное зачатие Девы Марии, существование чистилища, различие в поклонении Богу и святым, нерасторжимость брака, спасение Церковью, нравственную безукоризненность папы римского и монашеские ордена.

Христианской Священной книгой является Библия. Она состоит из Ветхого и Нового Завета. Первая часть Библии — самая древняя. Новый Завет написан в более позднее время. Его составляют 4 евангелия (от Луки, Марка, Иоанна и Матфея), деяния святых апостолов, а также послания и Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис).

В Священной книге нет словосочетания «конец света», но он подразумевается за описываемыми событиями. В христианстве конец света не означает гибель всего человечества. В Судный день погибнут только грешные люди. После этого начнется Божие Царство, которое можно воспринимать как новый этап развития человечества.

Ветхий завет не содержит упоминаний о конце света. В нем описывается Всемирный потоп, после которого Бог дает обещание Ною никогда не доводить человечество до гибели. Это отличает Священное писание от Писаний многих языческих религий. В последних неоднократно встречаются высказывания о разрушении мира и его восстановлении богами.

В Новом Завете о конце света говорится много.

По свидетельствам различных исторических писаний, создание Апокалипсиса относится к I веку нашей эры. По письменным источникам III века, эта книга написана Иоанном Богословом на острове Патмос. Он находится в Эгейском море, южнее города Ефеса, и Иоанн жил там в ссылке. Не всем пришлись по душе его христианские проповеди. Христианской религии тогда противостояли иудеи и различные язычники. В то время христианская вера уже не была единой. Многое в ней начинало людьми искажаться. Иоанн Богослов задумал написать Апокалипсис как предсказание дальнейшей судьбы христианской религии и мировой истории. Он хотел возродить истинную христианскую веру людей в Бога. Одна из задач Апокалипсиса — это помочь христианам встать на путь праведной жизни и найти дорогу в Царство Небесное. В своей книге Иоанн Богослов раскрывает тайные помыслы врагов Христианской церкви (зверя, вышедшего из моря, и зверя, вышедшего из земли). Он описывает и главного борца против христианства — дьявола (древнего дракона). Однако Иоанн говорит верующим, что их страдания не напрасны. За свои верность Христу и терпение они будут вознаграждены на Небесах. Однажды наступит время, и все враги Христианской церкви будут осуждены и наказаны. Только Бог знает об этом дне, когда произойдет Страшный суд.

Читайте также:  Принципы коммерческой деятельности с точки зрения маркетинга

Апокалипсис был написан для того, чтобы показать предстоящую борьбу Христианской церкви со злыми силами, рассказать о том, как дьявол пытается победить Добро и Истину. Эта книга является руководством для христиан по преодолению искушений. Для того чтобы утешить и приободрить верующих, Иоанн описывает победу Бога над Злом.

Откровение Иоанна Богослова во все времена привлекало к себе внимание людей. Особенно ему придавалось большое значение тогда, когда общество и Церковь подвергались различным соблазнам и бедствиям. Однако это произведение трудно для понимания. Очень часто его толкователи выходили за границы истины, что заставляло их надеяться на неосуществимое.

Многие толкователи Апокалипсиса пытались буквально понять описываемые в нем события. Это послужило поводом к формированию хилиазма — ложного учения о том, что Царство Христа на Земле будет продолжаться 1000 лет. Поэтому описываемые в книге страдания христиан такие толкователи воспринимали как приближение ко второму пришествию Христа, а значит, и концу света.

За прошедшие века Апокалипсис получил множество трактовок. Их можно разделить на четыре группы. Одни толкователи в описываемых в книге событиях и используемой для этого символике видят конец мироздания, появление Антихриста и второе пришествие Иисуса Христа. Толкователи второй группы воспринимают Апокалипсис как историческую книгу. В ней описывается то, что происходило в начале первого тысячелетия от Р. Х. Тогда христиане подвергались гонению со стороны императорской власти, поддерживающей язычество. Третьи толкователи пытаются найти описываемые в Апокалипсисе события в свое историческое время. Таким образом, даже папа римский объявляется ими Антихристом. Соответственно, скоро должны наступить и другие события, предвещающие конец света. Четвертая группа толкователей считает Апокалипсис аллегорическим произведением. По их мнению, эта книга имеет только пророческий и моральный смысл. Возможно, что все толкования Откровений Иоанна Богослова верны. В этом сложном для восприятия произведении заложено очень много.

Чтобы дать Апокалипсису наиболее правильное толкование, необходимо рассматривать его в соответствии со всей Библией. Во многих описываемых пророческих видениях можно усмотреть несколько исторических событий. Это можно проследить и в Ветхом, и в Новом Заветах. К примеру, это наблюдается в пророческих словах Христа о конце света. Они одновременно относятся к разрушению Иерусалима и ко времени, предваряющем его второе пришествие. В предсказаниях Ветхого Завета говорится об улучшении жизни людей во времена Нового Завета и под этим же подразумевается благодать в Царствии Небесном. Таких примеров в Священном писании имеется очень много. Таким образом, можно понять будущие события на основе уже имеющегося опыта — событий прошлых времен. Иоанн Богослов старается раскрыть людям суть происходящих и предстоящих явлений и событий.

Он верит, что это поможет людям в укреплении христианской веры и искоренении грехов.

Страшный суд в Апокалипсисе также является собирательным понятием. Это и осуждение человечества при Ное, и расправа над Содомом и Гоморрой во времена Авраама, и суд над Египтом во времена Моисея и многое другое. Божие наказание всегда следовало за главными людскими грехами — нарушением законов и отсутствием веры.

Некоторые предсказания Иоанна Богослова сбылись. Может показаться, что они в состоянии помочь в понимании других, предстоящих событий. Однако выше уже сказано, что каждое событие в Апокалипсисе заключает в себе суть нескольких событий из разных времен. В связи с этим, трудно предугадать их до тех пор, пока они не свершаться. Поэтому человечеству не удается избежать многих событий и узнать дату конца света.

Постепенное ослабление христианской веры приводит к тому, что все больше в Апокалипсисе видится иносказаний. Это способствует утрате духовности и многие страшные события этого произведения без соответствующей эмоциональной окраски воспринимаются иначе, люди не улавливают их смысл и назначение.

В своих Откровениях Иоанн Богослов рассказывает людям сразу обо всех сферах бытия. Высшая сфера — это Царствие Небесное (мир Бога и ангелов), представленное на Земле Церковью. Это сфера добра, которая подчиняется Иисусу Христосу (Господу и Спасителю человечества). Низшая сфера — Зло (грешники, лжепророки, бесы, неверующие). Эта сфера подчиняется падшему ангелу (дракону). На протяжении всей истории существования человечества эти сферы противоборствуют. В процессе жизни люди подвергаются самоопределению и одни из них становятся на сторону добра, а другие — зла.

Основная цель Иоанна Богослова при написании Апокалипсиса — это наглядно описать действие зла, откуда оно идет и кто его направляет; укрепить веру в Иисуса Христа и отобразить абсолютную победу над злом и начало райской жизни.

В соответствии с Апокалипсисом, виновник всех людских соблазнов и грехов — дьявол. Он для достижения своих целей развивает в людях низменные качества (греховность, гордость, неверие и непослушание Богу, страх, лживость и др.). Однако дьявол не в силах погубить всех людей, которые искренне верят в Бога.

Апокалипсис рассказывает о том, как будет происходить конец света. Название этой книги часто используют в качестве обозначения конца света. Апокалипсис является самым известным концом света из описываемых во всех остальных религиях. В Апокалипсисе говорится, что история человечества закончится с рождением Антихриста и вторым пришествие Христа на Землю. После этих событий сразу произойдет конец света, а затем последует Страшный суд. Дата Судного дня никому не известна, кроме Господа-отца. О ней не знает даже Иисус Христос. В Апокалипсисе о конце света упоминается не только от имени Иоанна Богослова, но и самого Иисуса Христа, а также некоторых апостолов. Христос сам говорит о том, что еще придет на эту землю, что будет бороться с Антихристом и о конце света. Однако не называет этого времени. Он только характеризует его восстаниями, войнами и беспорядками.

Христианское учение о троичности Бога (Отец, Сын и Святой Дух) сложно воспринять разумом. Три ипостаси одного Бога имеют различную природу. Бог-отец существовал всегда, Бог-сын родился человеком, Святой Дух все время сопровождает Бога-отца.

В Апокалипсисе рассказывается о предшествующих концу света событиях — пришествии ангелов, воскрешении мертвых, огне с неба. При описании Великой битвы Добра со Злом упоминаются железные птицы и то, что подобно современному оружию, самолетам, танкам. По мнению богословов, эти рассказы не стоит воспринимать буквально, в Священном писании много иносказаний. Великая битва может оказаться духовным сражением, потому что происходит между Добром и Злом. В этой битве, конечно же, победят светлые силы, но при этом третья часть мирового населения погибнет. Далее настанет Страшный суд.

В преддверии конца света пришедшие с небес ангелы начнут трубить в семь труб. После этого на Землю обрушится огненная гора — с неба посыпятся камни и полетит огонь. Затем можно будет наблюдать падение звезды. Для природы это будет большой катастрофой. В результате этих событий третья часть животных и растений на Земле погибнет. Далее в Апокалипсисе говорится о том, что третья часть Солнца перестанет светить. Возможно, что лучи светила не смогут проникнуть через загрязненную атмосферу нашей планеты. Далее описывается звездное затмение и нашествие саранчи. Последнее — это, вероятно, злые силы под предводительством Аполлиона, которые будут все уничтожать на своем пути. Самое последнее событие перед Страшным судом — воскресение мертвых.

Первый конец света христиане ожидали в 1000 году. Считалось, что в этот год на землю придет Антихрист. Он освободится от кандалов, в которые заковал его спустившийся с распятия Христос. Далее последуют описанные в Апокалипсисе события. Однако в то время о конце света говорилось очень мало.

Многие пророчества Апокалипсиса начали сбываться в последние столетия. К примеру, подтверждаются слова Спасителя о том, что перед концом света появятся новые тяжелые болезни, будут происходить масштабные войны, стихийные бедствия. Каждый из нас может назвать массу примеров этим предсказаниям. В наши дни человечество страдает от СПИДа и рака, инфекций. Первая и Вторая мировые войны унесли жизни огромного числа людей. Из СМИ мы часто узнаем о землетрясениях, цунами, ураганах, наводнениях, пожарах и т. д.

Устами самого Христа говорится в Евангелии, что «Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников» (Лк 21.24). Именно это произошло в 1967 году, когда Израиль возродился. Также на приближение конца света указывает восстановление второго Храма Христа в Иерусалиме. Несколько лет назад начались подготовки к этой работе.

В Апокалипсисе апостол Павел указывает на то, что перед наступлением конца света к власти придет жестокий диктатор. Возможно, это и есть Антихрист, который начнет кровопролитные войны. Такие личности известны в мировой и российской истории.

Истинно верующие люди помнят о том, что никто не может предсказать дату конца света.

Независимо от конца света, каждый из нас смертен. После смерти человек попадает на Суд Божий. Для того чтобы избежать наказания, необходимо верить в Иисуса Христа и покаяться в своих прегрешениях. В Евангелии от Иоанна говорится, что верующий будет спасен и получит вечную жизнь, неверующий же умрет навеки.

В начале нашей эры христиане ожидали второго пришествия Иисуса Христа, а следовательно, верили в конец света. Люди полагали, что смогут избавиться от грешности и окажутся в Божием Царствии. Это придавало им оптимизма. Однако с течением времени ничего не происходило. Тогда среди христиан появилось два мнения. Одни считали, что необходимо определить дату конца света, другие — что нужно просто жить, верить в Бога и перестать ожидать кончины. В настоящее время Православная церковь придерживается второго мнения.

Православные религиозные деятели напоминают людям, что истинно верующие в Бога не станут слушать лжепророков, о которых предупреждал сам Иисус Христос, и их предсказания о дате конца света. Православная церковь полагает, что конец света нельзя представлять как природные катаклизмы. Ведь Священное писание наполнено аллегориями и символизмом и понять его до конца сложно. Однозначно можно воспринять только слова о наступлении Царствия Божиего на Земле. Это означает, что в настоящее время на Земле много греха и зла, а Царство Бога — на небе. После Апокалипсиса Бог будет править и на небе, и на Земле. В любом случае, православному человеку нечего бояться конца света, ведь он окажется в Царствии Божием на земле. Современные предсказания конца света все больше являются рекламными акциями.

По мнению православных служителей церкви, сильные эмоции предсказания дат конца света вызывают у религиозно безграмотных людей. Они не знают Библии и имеют о конце света неверные представления. К примеру, произойдет в каком-либо месте на нашей планете наводнение или землетрясение, и они уже в панике, считая это началом конца света. Между тем, настоящий конец света имеет космические масштабы.

Откровения Иоанна Богослова нельзя воспринимать как книгу исторических прогнозов. Это религиозное произведение, и объяснить многое в нем обычным языком невозможно. Однако это пророческая книга. Пророчество всегда относится к настоящему времени. В самой известной молитве «Отче наш» есть такие слова: «Да придет Царство Твое, Как на Небе, так и на Земле». Это перенос будущего в настоящее.

Православные церковные деятели напоминают верующим перед Пасхой о Судном дне и конце света. Однако при этом они подразумевают то, что каждый православный христианин должен жить так, чтобы не бояться Страшного суда.

Католическое христианство имеет представления о конце света, основанные на Библии. Оно также придерживается мнения, что о дате этого события никто не узнает заранее. По словам апостола Павла из Апокалипсиса, этот день наступит неожиданно для всех.

Для верующих католиков конец света не станет катастрофой космического масштаба. Он будет преобразованием мира. Он дает надежду, а не повергает в отчаяние.

Католические церковники представляют Страшный суд как возможность встретиться с Иисусом Христом. Предшествующего этому воскрешения мертвых не стоит бояться. Ведь этого ожидают многие христиане (и католики, и православные).

Апокалипсис позволит преобразовать мир к лучшему и это будет связано со вторым пришествием Иисуса Христа. В череде стихийных бедствий, войн и катастроф реализуется Божий план по спасению человечества. Именно поэтому католические христиане воспринимают историю мира позитивно, не обращая внимания на то темное, что в ней было. Борьба со злом — это одно из назначений человека. Католичество призывает не поддаваться искушению и жить не задумываясь о дате конца света или своей жизни.

Источники:
  • http://fb.ru/article/362784/priznaki-kontsa-sveta-po-biblii-chto-govoritsya-v-biblii-o-kontse-sveta
  • http://azbyka.ru/konec-sveta-carstvo-antixrista-apokalipsis
  • http://esoterics.wikireading.ru/124211