Меню Рубрики

Классификация науки с точки зрения философии

Классификация наук представляет собой процесс раскрытия взаимной связи наук на основании определённых принципов и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения наук.

Связи наук определяются:

  • 1. предметом науки и объективными отношениями между различными его сторонами;
  • 2. методом и условиями познания предметов наук;
  • 3. целями, которыми порождаются и которым служат научные знания.

С гносеологической точки зрения принципы классификации делятся на объективный, когда связь наук выводится из связи самих объектов исследования и субъективный, когда в основу классификации наук кладутся особенности субъекта, ученого.

С методологической точки зрения принципы классификации наук делятся в соответствии с тем, как понимается связь между науками: как внешняя, когда науки лишь сополагаются друг с другом в определённом порядке, или как внутренняя, органическая, когда они с необходимостью выводятся и развиваются одна из другой.

С логической точки зрения за основу классификации наук берутся различные стороны общей связи наук, характеризующие начальный и конечный пункты основного ряда наук. Отсюда два принципа расположения наук, в порядке: а) убывающей общности — от общего к частному и б) возрастающей конкретности — от абстрактного к конкретному.

Диалектико-материалистические принципы, лежащие в основе классификации наук предполагают нераздельность принципа объективности и принципа развития. Гносеологические, методологические (диалектические) и логические аспекты всеобщей связи наук, выступают при этом в их внутреннем обществе.

Классификация наук представляет собой итог развития самих наук в их взаимной связи. Поэтому, чтобы правильно решить с логической стороны, как связаны между собой различные отрасли знания и в какой последовательности они должны располагаться в ряд, нужно рассмотреть их исторически — как они возникали и развивались одна за другой, влияя друг на друга.

В настоящее время общая классификация наук основывается на раскрытии взаимосвязи трёх главных разделов научного знания: естествознания, обществознания и философии. (Специальные классификации в лекции не рассматриваются). Сложившаяся к настоящему времени структура науки включает в себя:

а. фундаментальные исследования, направленные на выявление закономерностей своего предмета, например, строения материи или законов функционирования и развития общества;

б. прикладные, целью которых является изучение возможностей извлечения практической пользы из полученных знаний, например, в форме технологии, научного предсказания развития природных и социальных процессов, получения средств лечения болезней и т. п. Граница между исследованиями фундаментальными и прикладными во многих моментах относительна, а связь между ними диалектична.

Классификация науки является теоретической основой многих отраслей практической деятельности людей. Она касается:

  • 1) вопросов организации и структуры научных учреждений и их взаимоотношений;
  • 2) планирования научно- исследовательских работ в их взаимосвязи, в особенности носящих комплексный характер;
  • 3) контакта, координирования и кооперации работ ученых различных специальностей, в частности между философами и представителями частных наук;
  • 4) связи теоретических исследований с практическими задачами;
  • 5) учебно-педагогической работы, особенно в вузах широкого профиля (университеты), связи между теоретическими и техническими дисциплинами и т.д.

Классификация наук.

Проблемы классификации знания существуют давно и имеют несколько основ: структура НЗ и периодичность НЗ, историческое развитие НЗ:

Др Греция класс-ция Аристотеля 4в до н.э. – по сфере применения 3 гр.

Теоретическое НЗ (позание ради самого знания)

Практическое НЗ (З необходимо для организации поведения человека)

Творческое НЗ (познание прекрасного в мире и человеке)

Френсис Бэкон по способности человека к познанию

Науки основаны на памяти (история и т.д.)

Науки основаны на способности ума (теор науки, Ф, ФЛ, Мат-ка)

Науки основанные на воображении (знание об искусстве, лит-ра)

В философии природы Бэкон выделяет учение о человеке, антропологии, в теоретическиз науках главное место отдает универсальным (логика, риторика, диалектика)

  • 3. 19 в ГЕГЕЛЬ. Научное познание развивается диалектически структура представляет собой логическую форму триаду – тезис, антитезис, синтез. Сначала выделяется большая триада: Тезис – развитие знания в самом себе (абсолютная идея) – феноменология духа, антитезис – философия природы, синтез – зарождающийся в философии духа. Каждый отдельный компонент триады имеет свою триаду. Феноменология духа развивается как бытие, ничто, нечто, из нечто природа, из природы механика физика органика и т.д.
  • 4. 19 в ОГЮСТ КОНТ. 6 основных наук по парам

    Начальные науки (математика астрономия)

    Промежуточные науки (физико-химические)

    Конечные науки (биологосоциальные)

    Н о космосе – наиболее общие законы космического бытия человека, ноосферное бытие (астрономия, физика, химия, математика)

    Относит биологию, геологию, антропологию

    Между 2 типами науки существует синтез, реальная сущность принципов закона раскрывается с т.з. биохимии. Методологические используются для научного познания (логика и математическая логика)

    7. Современное время КЕДРОВ

    Науки о природе – философские науки (диалектика, диалектическая и формальная логики)

    Науки об обществе – математические науки (математики, кибернетика, информатика)

    Науки о самом процессе познания – естественные науки (космонавтика)

    Классификация наук

    Классификация и систематизация наук с точки зрения различных ученых: от древних времен до нашего времени. Роль науки в современном обществе, ее влияние на многие сферы жизни и деятельности людей. Влияние науки на современную культуру и искусство.

    Рубрика Философия
    Вид реферат
    Язык русский
    Дата добавления 14.03.2012
    Размер файла 541,7 K

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

    Реферат: Классификация наук

    студентка заочного факультета

    Матюшенко Виктория Александровна

    1. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК УЧЕНЫМИ

    2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТАНОВЛЕНИЯ НАУКИ

    3. КАКОВА РОЛЬ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

    Что такое наука? Как она развивалась? Для ответа на эти вопросы не достаточно знать только историю развития научных концепций и учений, нужно нечто большее. Нужно отследить этап становления и развития философских течений и теорий, которые лежали в основе любой науки, этапы разделения науки.

    Классификация наук есть законная задача философии: так как классификация предполагает сравнительный обзор различных областей знания по их содержанию и по их методу. Как понятие самой философии, так и содержание этой особенной ее задачи изменяются в ходе времени. В древности классификация наук вполне совпадала с систематическим делением философии, так как тогда философия и наука вполне еще сливались друг с другом. Таких попыток систематического подразделения философии до нас дошло две. Они лежат в основании двух величайших и влиятельнейших систем древности, платоновской и аристотелевской, и могут рассматриваться в качестве плана, по которому происходило разделение труда в школах этих философов.

    Наука как таковая, как целостное развивающееся формообразование, включает в себя ряд частных наук, которые подразделяются в свою очередь на множество научных дисциплин. Выявление структуры науки в этом ее аспекте ставит проблему классификации наук — раскрытие их взаимосвязи на основании определенных принципов и критериев и выражение их связи в виде логически обоснованного расположения в определенный ряд. Поскольку наука не есть нечто неизменное, а представляет собой развивающуюся целостность, исторический феномен, то возникает проблема периодизации истории науки, т. е. выделение качественно своеобразных этапов ее развития. Обе проблемы решаются по-разному в зависимости от предмета исследования отдельных наук, их методов, целей научного познания и других многообразных обстоятельств. Естественнонаучную картину мира нельзя понять, не проследив ее истории и путей ее формирования. Систематические историко-научные исследования начались только в XIX в. Несколько позже сформировалась другая группа историко-научных задач, которая фокусировала внимание на описании механизма развития научных идей и проблем, следуя высказыванию А. Эйнштейна, что история науки — это не драма людей, а драма идей. При этом реконструировались основные традиции, темы и проблемы, характерные для той или иной дисциплины, и демонстрировалось постоянное обновление научных идей. В дальнейшем усилилось внимание к «человеческому элементу» научной деятельности и основной задачей стало воссоздание социокультурного и мировоззренческого контекстов творчества ученых, анализ традиций научных сообществ различных эпох и регионов, реконструкция внешнего окружения, которое способствует или тормозит развитие научных идей, теорий, подходов.

    В данной работе будет показана классификация наук от древних времен до нашего времени, приведены классификации различных ученых и представлена научная картина современного мира.

    1. КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК УЧЕНЫМИ

    наука общество культура

    Самыми древними, наиболее полными классификациями являются классификации наук Платона и Аристотеля. Они создавались в школах великих ученых, прошли множество путей развития и становления. Опишем их более подробно.

    Установленный Платоном принцип, сохранившийся с удивительным постоянством до новейших времен, — принцип разделения научных отраслей соответственно различию духовных способностей, которые принимаются в существенных чертах во внимание при различных научных проблемах. Таких духовных способностей три: познание в понятиях, совершающееся путем беседы в форме диалога, или в форме вопросов, которые задает себе мыслитель, и ответов, которые он на них находит; чувственное восприятие, посредством которого воспринимаются объекты природы; и, наконец, воля и желание, которые служат источником человеческого воздействия с его продуктами. Отсюда вытекают три части науки: диалектика, физика и этика.

    По сравнению с системою Платона аристотелевская классификация характеризуется более развитым разделением труда.

    При помощи установленных самим философом основных законов логического различения, можно открыть у него при установлении классификации два руководящих принципа. Первый сводится к разделению научных областей сообразно разделению духовных способностей, что представляет собою платоновское разделение наук по трем направлениям духовной человеческой деятельности. К указанному принципу Аристотель присоединяет второй — классифицирование наук сообразно преследуемым научной деятельностью целям. Через применение этого объективного понятия цели к трехчленному платоновскому делению, основанному на различении субъективных духовных способностей, последнее восходит к двухчленному делению, так как диалектика и физика служат познанию, этика, напротив того, стремится открыть основные законы действовать. Поэтому первые в качестве теоретической науки противополагаются последней как практической. Аристотелевская система наук на многое столетия определила ход научного развития; содержавшееся в ней разделение наук продолжило господство аристотелевской философии на очень долгое время.

    Таким образом возникает, как выражение этой ощущаемой специальными науками потребности в более широком и полном расчленении понятий, новая великая классификация, которую установил Френсис Бэкон первоначально в 1605 году, потом в более развитом виде в своем сочинении «De dignitate et augmentis scientianim», явившемся в 1623 году. Эта классификация приобрела такое же каноническое значение для науки нового времени, какое имела аристотелевская для науки средних веков. Не только расчленение Бэконом всех главных областей знания, правда, частью под другими именами, и определение их по их задачам имеют значение в существенных чертах для настоящей системы наук, но также и логическая основа его классификации в целом осталась нетронутой вплоть до начала XIX века. Эта основа состоит опять в значительной степени, конечно, в модифицированном применении платоно-аристотелевского принципа расчленения областей знания сообразно различию духовных способностей. Бекон различает науки друг от друга согласно различию духовных деятельностей, которыми мы пользуемся при разработке отдельных родов проблем. Так как каждая научная деятельность есть деятельность интеллектуальная: воля, желание и действие отнюдь не функции познания и, следовательно, не должны иметь никакого отношения к научному познанию, то для Бэкона совершенно утрачивает значение признак разделения наук, необходимый для выделения этики Платона и практических и поэтических наук Аристотеля. Все науки в совокупности образуют, по его мнению, «globus intellectualis» — интеллектуальный мир. Очень высоко ценят такие применения и пользу, где Бэкон, с одной стороны, сузил аристотелевское понятие практических наук, предположив для каждой практической или технической дисциплины теоретическую в качестве ее основы, а, с другой стороны, расширил, допустив в принципе для каждой теоретической, по крайней мере, для тех из них, которые относятся к объяснительным, называемым им «философскими», дисциплинам, соответствующую возможную практическую науку. Так, теоретической физике соответствует техническая; теоретической химии — техническая химия; анатомии и физиологии — практическая медицина; теоретическому учению о человеческом обществе — практическая политика.

    Эта мысль о всепроникающем отношении теоретической науки к подчиненной ей, применяющей ее к жизни, дисциплине представляет собою одну их самых плодотворных мыслей бэконовской системы.[6.с,66] С гениальною прозорливостью Бэкон придал противоположности теоретического и практического, установленной Аристотелем, новый смысл, приобретший в вопросе о взаимоотношении науки и жизни основное значение для новейшего научного знания. Психология знает три главных формы интеллектуальных деятельности: память, фантазию и рассудок, которые, хотя сами по себе и являются всегда неразлучно все вместе, однако, могут действовать при этом в различной степени. Поэтому у Бэкона мы и находим трехчленное деление наук. Памяти соответствует история фантазии — поэзия, в которой Бэкон исключительно видит изображение познанного в созерцательных и символических формах; рассудку — совокупность объяснительных наук, называемых им одним именем «философия», в применении какового термина еще сказывается перешедшее из древности и до начала нового времени сохранившееся тождество философии и науки. Для дальнейшей же группировки наук внутри этих областей Бэкон пользуется различием самих объектов. Это наиболее распространенные классификации наук и наиболее полные.

    2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР СТАНОВЛЕНИЯ НАУКИ

    В ранних человеческих обществах познавательные и производственные моменты были неразделимы, первоначальные знания носили практический характер, выполняя роль руководства определенными видами деятельности человека. Накопление таких знаний составило важную предпосылку будущей науки. Для возникновения собственно науки нужны были соответствующие условия: определенный уровень развития производства и общественных отношений, разделение умственного и физического труда и наличие широких культурных традиций, обеспечивающих восприятие достижений других народов и культур.[8.с,15]

    Соответствующие условия раньше всего сложились в Древней Греции, где первые теоретические системы возникли в VI в. до н.э. Такие мыслители, как Фалес и Демокрит, уже объясняли действительность через естественные начала в противовес мифологии. Древнегреческий ученый Аристотель первым описал закономерности природы, общества и мышления, выдвигая на передний план объективность знания, логичность, убедительность.

    Ряд областей знания был обогащен в эпоху средневековья учеными Арабского Востока и Средней Азии: Ибн Ста, или Авиценна, (980—1037), Ибн Рушд (1126—1198), Бируни (973—1050). В Западной Европе из-за господства религии родилась специфическая философская наука — схоластика, а также получили развитие алхимия и астрология.

    Важнейшим этапом развития науки стало Новое время — XVI—XVII вв. Здесь определяющую роль сыграли потребности нарождавшегося капитализма. В этот период было подорвано господство религиозного мышления, и в качестве ведущего метода исследовании утвердился эксперимент (опыт), который наряду с наблюдением радикально расширил сферу познаваемой реальности. В это время теоретические рассуждения стали соединяться с практическим освоением природы, что резко усилило познавательные возможности науки — это глубокое преобразование науки, произошедшее в XVI—XVII вв., считают первой научной революцией. Научная революция XVII в. связана с революцией в естествознании. Развитие производительных сил требовало создания новых машин, внедрения химических процессов, законов механики, конструирования точных приборов для астрономических наблюдений.

    Научная революция прошла несколько этапов, и ее становление заняло полтора столетия. Ее начало положено Н.Коперником и его последователями Бруно, Галилеем, Кеплером. В 1543 г. польский ученый Н.Коперник (1473—1543) опубликовал книгу «Об обращениях небесных сфер», в которой утвердил представление о том, что Земля так же, как и другие планеты Солнечной системы, обращается вокруг Солнца, являющегося центральным телом Солнечной системы. Коперник установил, что Земля не является исключительным небесным телом, чем был нанесен удар по антропоцентризм и религиозным легендам, в соответствии с которыми Земля якобы занимает центральное положение во Вселенной. Была отвергнута геоцентрическая система Птолемея. Галилею принадлежат крупнейшие достижения в области физики и разработки самой фундаментальной проблемы — движения, огромны его достижения в астрономии: обоснование и утверждение гелиоцентрической системы, открытие четырех самых крупных спутников Юпитера из 13 известных в настоящее время; открытие фаз Венеры, необычайного вида планеты Сатурн, создаваемого, как известно теперь, кольцами, представляющими совокупность твердых тел; огромного количества звезд, не видимых невооруженным взглядом. Галилей добился успеха в научных достижениях в значительной мере потому, что в качестве исходного пункта познания природы признавал наблюдения, опыт.

    Современный мир характеризуется как период бурного развития научно-технических аспектов жизнедеятельности человека, которые естественно находят свое применение в экономической сфере, снижая физическую нагрузку на человека.

    В XVIII веке революционные открытия были совершены в астрономии И.Кантом (172-4—1804) и П. Латасом (1749—1827), а также в химии — ее начало связано с именем А.Л. Лавуазье (1743—1794). К этому периоду относится деятельность М.В. Ломоносова (1711—1765), предвосхитившего многое из последующего развития естествознания.[9.с,155]

    В XIX веке в науке происходили непрерывные революционные перевороты во всех отраслях естествознания.

    Эпоха науки Нового времени на эксперимент, развитие механики заложили фундамент для установления связи науки с производством. В то же время к началу XIX в. накопленный наукой опыт, материал в отдельных областях уже не укладывался в рамки механистического объяснения природы и общества. Потребовался новый виток научных знаний и более глубокий и широкий синтез, объединяющий результаты отдельных наук. В этот исторический период науку прославили Ю.Р. Майер (1814—1878), Дж.Джоулъ (1818—1889), Г.Гелъмголъц (1821—1894), открывшие законы сохранения и превращения энергии, что обеспечило единую основу для всех разделов физики и химии. Таким образом, к рубежу XIX—XX вв. произошли крупные изменения в основах научного мышления, механистическое мировоззрение исчерпало себя, что привело классическую науку Нового времени к кризису. Этому способствовали помимо названных выше, открытие электрона и радиоактивности. В результате разрешения кризиса произошла новая научная революция, начавшаяся в физике и охватившая все основные отрасли науки, Она связана прежде всего с именами МЛланка (1858—1947) и А.Эйнштейна (1879—1955), Открытие электрона, радия, превращения химических элементов, создание теории относительности и квантовой теории ознаменовали прорыв в область микромира и больших скоростей. Успехи физики оказали влияние на химию. Квантовая теория, объяснив природу химических связей, открыла перед наукой и производством широкие возможности химического преобразования вещества; началось проникновение в механизм наследственности, получила развитие генетика, сформировалась хромосомная теория.

    К середине XX века на одно из первых мест в естествознании выдвинулась биология, где совершены такие фундаментальные открытия, как установление молекулярной структуры ДНК Ф. Криком (род. 1916) и Дж.Уотсоном (род. 1928), открытие генетического кода. Наука в настоящее время — это чрезвычайно сложное общественное явление, имеющее многосторонние связи с миром. Ее рассматривают с четырех сторон:

    — с теоретической, где наука — система знаний, форма общественного сознания;

    — с точки зрения общественного разделения труда, где наука — форма деятельности, системой отношений между учеными и научными учреждениями;

    — с точки зрения социального института;

    — с точки зрения практического применения выводов науки со стороны ее общественной роли.[6.с,123]

    В настоящее время научные дисциплины принято подразделять на три большие группы: естественные, общественные и технические. Отрасли науки различаются по своим предметам и методам. В то же время резкой грани между ними нет и ряд научных дисциплин занимает промежуточное междисциплинарное положение, например, биотехнология, радиогеология. Науки подразделяют на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки познанием законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления. Эти законы изучаются в «чистом виде», поэтому фундаментальные науки иногда называют чистыми науками. Цель прикладных наук — применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Создание теоретического задела для прикладных наук обусловливает, как правило, опережающее развитие фундаментальных наук по сравнению с прикладными. В современном обществе, в развитых индустриальных странах ведущее место принадлежит именно теоретическому, фундаментальному знанию, и роль его все время повышается. В цикле «фундаментальные исследования — разработки — внедрение» — установка на сокращение сроков движения.

    3. КАКОВА РОЛЬ НАУКИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

    Сегодня в мире наступил информационный этап развития. Всеобщая компьютеризация дала возможность использовать цифровые технологии во многих сферах жизни. Их применение требует новых знаний, навыков и умений, приобретение которых и должна обеспечить современная наука.

    Влияние науки на общественную жизнь. Невозможно переоценить роль науки в современном обществе, ведь сегодня она оказывает огромное влияние на многие сферы жизни и деятельности людей. Не вызывает сомнений и то, что от степени развития науки зависят все показатели развития общества — экономические, культурные, образовательные.

    Прошлый век принес технологические, экономические и социальные изменения в жизнь людей. И сегодня, оценивая роль науки в современном мире, можно сделать выводы, что на следующих этапах человеческого развития формировать его жизнедеятельность будут следующие основные направления: информатика, генетика, экология, энергетика, генная инженерия, кибернетика и т.д. дает возможность изучение человеческого мозга, материаловедение, исследование.[9.с,186]

    Развитие науки и решение экологических проблем.

    Особенно важна роль науки в современном мире в качестве социальной силы, помогающей решить наболевшие важные проблемы современности. К ним, в частности, относится экологическое состояние планеты. Стремительный научно-технический прогресс, привнося в жизнь человека качественно новые изменения, приводит к значительному уменьшению ресурсов планеты, загрязнению окружающей среды. Поэтому наука становится одной из причин невосполнимых утрат и необратимых изменений, происходящих в той среде, в которой обитает человечество. Научные данные играют главную роль в оценке масштабов экологических угроз.

    Влияние науки на современную культуру.

    Возрастающая с каждым годом роль науки в современном обществе привела к возникновению ее особого статуса в культуре и новых видов взаимодействия со многими слоями общественного сознания. Поэтому и возникла проблема соотношения особенностей научного познания с другими видами деятельности, ведущей к познанию — обыденным сознанием, искусством.

    Эта философская проблема обладает большим практическим значением. Осознание особенностей науки является важной предпосылкой для использования научных методов в управлении культурными процессами. Это осмысление также необходимо для выработки законов, помогающих управлять самой наукой в условиях бурного технического прогресса, ведь для изучения особенностей научного познания необходимо проанализировать его социальную обусловленность, а также его взаимодействие с разными сферами культуры как материальной, так и духовной. В связи с этим роль науки в обществе будет постоянно возрастать.

    Какую роль играет наука в современном образовании.

    С помощью научных знаний человек постигает мир. Большая роль науки в современном обществе состоит еще и в том, что управлять им, не имея определенных знаний, невозможно. Научные знания привели к изменениям социальной структуры общества: появилось большее количество людей, занимающихся умственным трудом, и уменьшилась численность тех, кто занят неквалифицированным трудом. Наука воздействует на человека непосредственно через образование.

    Определяя роль науки в обществе, следует уделить внимание вопросам взаимоотношений ученого и его исследований с человечеством, уровню социальной ответственности деятелей науки. Проблема состоит в том, чтобы новые изобретения не были обращены против человека. Необходимо отказаться от принципов свободы научных поисков, которые ничем не ограничены. Научные исследования должны быть на благо человека, а не во вред ему. Современная наука должна чувствовать свою этическую ответственность за будущее всей планеты.

    В данной работе были рассмотрены такие понятия как:

    — классификация наук и систематизация учеными

    — исторические этапы становления и развития науки

    — роль науки в обществе

    — развитие науки на современном этапе

    В ранних человеческих обществах познавательные и производственные моменты были неразделимы, первоначальные знания носили практический характер, выполняя роль руководства деятельности человека. Накопление таких знаний составило важную предпосылку будущей науки. Для возникновения собственно науки нужны были соответствующие условия: определенный уровень развития производства и общественных отношений, разделение умственного и физического труда и наличие широких культурных традиций, обеспечивающих восприятие достижений других народов и культур.

    Первоначально наука появляется как еще не расчлененное целое, неотделимое, как в Древней Греции, от философии. Но процесс дифференциации научного знания начался уже тогда, и единая наука разветвляется на науки о природе, об обществе, математику и философию. Математика, занимая особое место в системе наук, связана с естествознанием более тесно, чем с общественными науками, и поэтому во многих случаях ее можно рассматривать вместе с ними. В то же время философию можно рассматривать вместе с общественными науками. Две основные группы наук — науки о природе и науки об обществе, имея общие черты, существенно различаются по месту в общественной жизни. Растущее применение научного знания породило семью прикладных наук, тесно примыкающих к наукам о природе (науки технические, сельскохозяйственные, медицинские). Затем наука прошла дальнейшие этапы механизации и модернизации, разделение ее на техническую и прикладную и т.д.

    Наука продолжает изменяться и развиваться и в современном мире. Появляются новые знания и учения, требуется больше структурных разделений, так как современную науку иногда нельзя отнести к дифференциации прошлых лет. Стремительные развитие научных знаний требует и стремительного подхода к ее изучению и поминанию ведь наука есть во всех сферах жизнь людей и координирует жизнь человека.

    1.Бернал Дж. Наука в истории общества. Минск, 2006.

    2.Белоусов В.В. Очерки истории геологии (геология до конца XVIII века). Минск, 1993.

    3.Бернал Дж. Наука в истории общества. Москва, 1996.

    4.Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. Минск, 2002.

    5.Косарева Л.М. Рождение науки Нового времени из духа культуры. Минск, 1997.

    6.Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. Минск, 2007.

    7.Кун Т. Структура научных революций. Москва, 1975.

    8.Никулинский С.Р. Очерки развития историко-научной мысли. Минск, 1988.

    9.Поппер К. Логика и рост научного знания. Минск, 1993.

    10.Степин B.C. Философия науки. Минск, 2003.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

    История развития науки. Появление мировоззренческих задач, геометрии у древних египтян и шумерской астрономии. Формирование философии. Принцип всеобщей относительности Эйнштейна. Воздействие науки на мировосприятие и ее роль в современном обществе.

    эссе [9,4 K], добавлен 13.01.2014

    Теоретическое понятие науки. Некоторые аспекты изучения науки в древние времена. Этапы развития научной мысли в средневековые времена. Связь науки и философии. Современное состояние науки, ее основные концепции. Роль науки в современном обществе.

    реферат [33,7 K], добавлен 07.11.2007

    Развитие науки. Структура и функции науки. Фундаментальное и прикладное в науке. Функции науки. Влияние науки на материальную сторону жизни общества. Наука и технология. Влияние науки на духовную сферу жизни общества. Наука и развитие человека.

    реферат [39,0 K], добавлен 01.12.2006

    Роль и значение науки для социального и культурного развития человечества. Влияние науки на мировоззрение современных людей, их представления о Боге и его отношении к миру. Развитие специфического стиля мышления, порожденного особенностями XX столетия.

    презентация [1,3 M], добавлен 24.06.2015

    Особенности кризиса науки как социального института. Определение места науки в современном обществе, проблемы ее отчуждения от социума. Характеристика интеллектуальной элиты. Вклад ученых в исследовательское развитие всех сфер человеческой деятельности.

    контрольная работа [18,6 K], добавлен 12.01.2014

    Наука, ее роль в жизни общества. Проблема взаимодействия науки и морали. Роль умов ученых в формировании системы мировоззрения и учения о морали. Наука как социальный институт. Научно-технический прогресс и человеческое сознание. Будущее науки.

    реферат [32,3 K], добавлен 19.10.2008

    Сущностные характеристики пространства и времени с позиции современного научного познания. Межнаучный характер пространственно-временных представлений. Физическое пространство и время, особенности. Значение временных категорий для гуманитарных наук.

    контрольная работа [22,7 K], добавлен 21.12.2011

    Бэкон как представитель материализма. Великое восстановление наук. Классификация системы наук и роль философии. Онтология Френсиса Бэкона. «Новый органон». Учение о методе и его влияние на философию XVII века.

    реферат [27,0 K], добавлен 29.05.2007

    Разные точки зрения о времени возникновения науки. Характеристика моделей и принципов развития науки. Анализ взглядов Т. Куна на проблему революций в науке. Конкуренция исследовательских программ — главный источник развития науки в идеях И. Локатоса.

    контрольная работа [24,0 K], добавлен 24.12.2010

    Ф. Бэкон как представитель материализма. Специфика великого восстановления наук. Классификация системы наук, опытно-индуктивный метод и роль философии. Онтология Бэкона. Особенности «Нового органона». Учение о методе и его влияние на философию XVII века.

    реферат [29,1 K], добавлен 06.01.2012

    Классификация науки с точки зрения философии

    Библиотека

    Вход в систему

    Классификация наук с точки зрения трансцендентальной философии

    В трансцендентальной философии опыт представляется как единство формы и содержания. Среди прочих логических функций рассудка – функций этого единства – различают категории по модальности. Все, что сообразуется с формальными условиями опыта, возможно; все, что сообразуется с его содержанием, действительно; все, что отвечает и тому и другому, т.е. все, что возможно и действительно, необходимо. В соответствии с этим различением предлагается определенная классификация наук. Математика и физика относятся к необходимым наукам, т.к. предмет их сообразен с условиями опыта и соответствует действительности. Интересно отношение с точки зрения модальности теории, на которой зиждется современная наука – теории вероятностей. Вероятность определяется как отношение возможного к действительному. Если вероятность равна единице, то, что возможно, то и действительно; вероятность не может быть больше единицы, т.к. действительность не может превышать возможность и т.д. Такие науки, как биология, химия и т.д., определяются как действительные науки, они описывают и систематизируют действительность, но не имеют под собой априорные основания – непонятно как возможны эти науки, почему они необходимы. А вот метафизика наоборот определяется как возможная наука, но не действительная. Она покоится на априорных основаниях из чистого разума, но неясно ее отношение к действительности. Основное положение чистого разума утверждает наличие безусловного из бесконечного ряда условий. Если есть бесконечный ряд условий, то разум полагает предел этого ряда, но только как возможный предел, а не действительный. Например, субъект всех предикатов дает основание для науки психологии. То же самое касается космологических и теологических идей.

    Как же определяется философия с точки зрения категорий модальности? Является ли она возможной, действительной или необходимой наукой? Если определять науку как некую систему, состоящую из синтетических суждений, то философия к науке не имеет никакого отношения. Философия – это логическое рассуждение, в ней имеют место аналитические суждения. Философия – это некая аналитика. Какова ценность аналитических суждений в отношении познания? С помощью данных суждений мы не открываем никакого нового знания, но извлекая из самих наших понятий путем анализа предикаты, содержащиеся в них, мы углубляемся в наше знание, делая его более ясным и понятным. Поскольку для образования аналитических суждений не требуется обращение к опыту, такие суждения можно проверить исходя из закона противоречия. Таким образом, основная задача философии прояснять значения, основной ее вопрос: «Что значит?». Классический пример философа – Сократ, который в беседах с софистами пытался выяснять значения понятий: «что такое благо?», «что есть мужество?», «какова идея справедливости?» и т.д. И единственным критерием в этих беседах была непротиворечивость. Если иные люди знают, то философ вдумывается в само знание и, как правило, убеждается, что люди только думают, что знают, а, на самом деле, ничего не знают.

    Итак, вырисовывается картина, как бы диалог в веках между наукой и философией: наука снова и снова исследует мир, расширяет горизонты, делает новые открытия, ученые говорят: Мы знаем! – а философия в ответ: Что мы знаем? Понимаем ли мы, что мы знаем?

    • Дмитрий
    • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь

    Комментарии

    Дмитрий пишет:
    .. Математика и физика относятся к необходимым наукам, т.к. предмет их сообразен с условиями опыта и соответствует действительности

    Да, с физикой так оно и есть – физические теории проверяются на опыте.
    А математика? Разве истинность математических выводов проверяется на опыте? Математика развивается сама по себе, как бесконечный дедуктивный вывод из аксиом, определяющих числа и действия над ними, — без какого-либо отношения к реальному миру.
    Так куда относится математика в Вашей классификации?

    Дмитрий пишет:
    .. Например, субъект всех предикатов дает основание для науки психологии. То же самое касается космологических и теологических идей.

    Вы что, в самом деле считаете, что теология – это наука?

    • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь

    А математика? Разве истинность математических выводов проверяется на опыте?

    Если я к двум яблокам прибавлю два яблока, сколько будет яблок?

    Так куда относится математика в Вашей классификации?

    Это не моя классификация (см. название темы).

    • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь

    Дмитрий пишет:
    Если я к двум яблокам прибавлю два яблока, сколько будет яблок?

    На каком опыте можно проверить «существование» отрицательных чисел? Вы где-нибудь видели, скажем, «минус 2 яблока»? Где?

    Дмитрий пишет:
    Это не моя классификация (см. название темы).

    Хорошо. Так куда относится математика по классификации трансцендентальной философии? Ведь матматика к реальному миру не имеет ровно никакого отношения. Или имеет?
    . . .
    И последнее. Вы так и не ответили на мой вопрос, — Вы в самом деле считаете, что теология – это наука?

    • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь

    Дмитрий Бояркин: «математика к реальному миру не имеет ровно никакого отношения»

    Мне кажется, Вы перегибаете палку. Математика действительно по существу дедуктивна, но аксиоматики её теорий взяты не с потолка, они формируются индуктивно на основе реальностей мира. Кроме того, приложение мат.теорий — тоже индуктивный момент, есть большой раздел математики под названием «Прикладная математика», есть математическая логика и всякое прочее прикладное. И ведь приложения работают, да ещё как! Не говорит ли это об адекватности мат.абстракций реальному миру? А откуда эта адекватность берётся, если не из той же реальности?

    Между прочим, на весьма прозаической практике используются не только отрицательные числа, но и кое-что по-круче — комплексные числа в электротехнике, кватернионы — в расчётах ориентации космических аппаратов.

    • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь

    Ron пишет:
    .. Математика действительно по существу дедуктивна, но аксиоматики её теорий взяты не с потолка, они формируются индуктивно на основе реальностей мира.

    Позвольте с Вами не согласиться, — аксиоматика у математики берётся именно с потолка! — в том плане, что НИКАКОГО отношения к реальному миру у математики нет! Яркий тому пример, — геометрия Лобачевского. Откуда он взял, что «через точку вне прямой на плоскости можно провести по крайней мере две параллельные прямые»? Откуда? Из какого эксперимента?

    Вы знаете, откуда взялись отрицательные числа? — Разве из наблюдений? Где в реальном мире были обнаружены иррациональные или комплексные числа? Разве они «формировались индуктивно на основе реальностей мира«? .. Все эти «странные» числа: отрицательные, иррациональные и комплексные, — были открыты сами собой – они просто сами лезли из ДЕДУКТИВНОГО вывода при действиях с числами. И никакие эксперименты для их обнаружения не проводились.
    Никакой аксиоматики, как и никаких чисел в природе как никогда не было, так и сейчас нет! Или есть? — тогда скажите, где можно обнаружить, скажем, число «1»?

    Действительно, первый шаг в сторону абстрагирования, — когда древние начали зажимать пальцы при счёте – исходил из практики – после этого математика отчалила в автономное плавание от берегов реальности. Навсегда. Имя этому безбрежному океану — ДЕДУКЦИЯ. Там всё ФОРМАЛЬНО: там нет места ни реальности, ни субъективизму..

    Ron пишет:
    Кроме того, приложение мат.теорий — тоже индуктивный момент, есть большой раздел математики под названием «Прикладная математика», есть математическая логика и всякое прочее прикладное.

    Как только Вы смешали «чистую» математику с «прикладной» (с физикой) – так всё сразу запутали.. Не надо их смешивать – это абсолютно разные вещи! .. Верно, когда разрабатывается математическое приложение (относящееся к реальному миру) – то всегда используется индукция. Но не в самой математике! В «чистой» математике – никакой индукции нет, и не может быть!

    Не реальный мир является основой для математики. Реальный мир существует сам по себе, и ему «до фонаря» вся эта математика; и математике, в свою очередь, не нужен реальный мир, ибо она отлично обходится и без него, опираясь на ЛЮБУЮ аксиоматику, лишь бы она была непротиворечивой (вспомните Лобачевского).

    Что такое математика? – это наука о НЕПРОТИВОРЕЧИВОСТИ. Она вырабатывает свои математические приёмы, где используется ТОЛЬКО дедукция (от аксиом к следствиям). И вот этот проверенный, надёжный аппарат берут на вооружение уже другие учёные – прикладники, которые подбирают подходящий математический способ, и с его помощью описывают реальный мир – и здесь без индукции не обойтись.

    Ron пишет:
    И ведь приложения работают, да ещё как! Не говорит ли это об адекватности мат.абстракций реальному миру? А откуда эта адекватность берётся, если не из той же реальности?

    Утверждая, что «адекватность математики берётся из реальности», Вы этим путаете причину со следствием, типа «ветер дует, потому, что деревья качаются». Адекватность математики берётся вовсе не из реальности, а имеет совсем другое, весьма прозаическое происхождение: учёные-прикладники просто сочиняют свои теории, методом подбора различных математических формул, чтобы они были адекватными реальности – вот откуда берётся адекватность! Что хорошо подойдёт – то и считается научной теорией.

    А вот «чистая» математика мир не описывает, она занята самолюбованием – своей непротиворечивостью, своей точностью, своим многообразием.
    «Чистая» математика – это чудо берётся не из индукции, не из обобщений, не из реального мира, — а ТОЛЬКО из логического вывода из начальных систем аксиом. ЛЮБЫХ! Систем аксиом может быть неограниченное количество! И что, разве все они «адекватны» реальному миру?

    Это прикладные теории проверяются на практике на предмет «адекватности», а сами математические аксиоматики, как и истинность их выводов, — совершенно не зависят от реального мира.

    • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь

    Не стану спорить — не продуктивно, особенно когда реальность понимают как то, что можно наблюдать или потрогать. Вы уж извините. Напомню только примечательный факт из истории математики. Когда Пифагор обнаружил несоизмеримость диагонали квадрата с его стороной, он велел заколоть 40 быков в жертву Богам. Отсюда, собственно, и берут начало действительные числа, в частности, иррациональные. Можно сказать, что система действительных чисел, это абстрактная знаковая схема, фиксирующая ту удивительную операционную ситуацию в нашем мире, которую обнаружил Пифагор.

    • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь

    Не понял, чему возражаете? Ну обнаружил когда-то Пифагор новый тип чисел – иррациональных. Не из наблюдений же он их нашёл, не из реального мира,– он доказал их существование дедуктивно, — без всяких замеров, без линейки.
    Именно об этом я и говорил, — что нет никакой связи «реальность – математика«. причём, ни в ту, нив другую сторону. И неважно, что из себя представляет эта реальность.
    Ваш пример только подтверждает это утверждение. Разве не так?

    • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь

    Дмитрий Бояркин: «Не понял, чему возражаете?»

    Сказанного достаточно. Если не понимаете — не беда, понимание — дело наживное (насколько я понял, Вы не пенсионер как я, время ещё есть ;))

    • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь

    Вы не можете прочесть название темы, я уж не спрашиваю, знакомы ли Вы с трансцендентальной философией. Что же нам обсуждать?

    Вы в самом деле считаете, что теология – это наука?

    Так и создается впечатление, что Вы читали, читали, читали и вдруг! — наткнулись на слово «теология» и сработал какой-то условный рефлекс: «Теология — наука? Ха-ха-ха. » Еще раз. Не просто я, а трансцендентальная философия считает предмет метафизики несообразным действительности и наряду с теологией ставит психологию и космологию. Забавно, что Вы выделили только теологию в этом ряду. Математику, Вы считаете, надо сюда же поставить?

    Кстати, я Вам советую (советую): уберите из профиля ссылку на Вашу страничку вконтакте, а то не только меня, но и всех остальных форумчан отпугнете. 😉

    • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь

    Дмитрий:
    Так и создается впечатление, что Вы читали, читали, читали и вдруг! — наткнулись на слово «теология» и сработал какой-то условный рефлекс: «Теология — наука? Ха-ха-ха...»

    Верно, всё так и было.. Действительно, меня всегда удивляет, когда кто-то всё ещё считает теологию — наукой.

    Дмитрий:
    Не просто я, а трансцендентальная философия считает предмет метафизики несообразным действительности и наряду с теологией ставит психологию и космологию..

    Это точно, что предмет теологии несообразен действительности – с этим никто спорить не будет. Непонятно другое, — почему считается предмет космологии — науки, изучающей устройство реальной вселенной, — несообразным действительности? Разве вселенной не существует в действительности?

    Этот же вопрос относится и к предмету психологии. В самом деле, разве психических процессов не существует? Согласитесь, ведь, по крайней мере, Вы же мыслите? Верно? Или Ваш мыслительный процесс не является действительным (существующим)? Как Вы думаете?

    Дмитрий:
    ..Математику, Вы считаете, надо сюда же поставить?

    Лично я так не считаю. Это по-Вашему (с точки зрения трансцендентальной философии) получается, что она попадает в один ряд с теологией, поскольку сама математика реальный мир не изучает. Или, по-Вашему, всё-таки изучает?

    • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь

    Как же Вы пишите:

    Это по-Вашему (с точки зрения трансцендентальной философии) получается, что она попадает в один ряд с теологией, поскольку сама математика реальный мир не изучает.

    если в тексте написано:

    Математика и физика относятся к необходимым наукам, т.к. предмет их сообразен с условиями опыта и соответствует действительности.

    И потом, Вы сами себе противоречите. Вы сами писали:

    Ведь матматика к реальному миру не имеет ровно никакого отношения.

    Вот и давайте закончим на этом. Мне неприятно вести с Вами беседу. Без обид. Всего доброго.

    • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь

    Вы где-нибудь видели, скажем, «минус 2 яблока»?

    Нельзя одновременно говорить на двух языках, формальном языке математики и смысловом языке, на котором говорим в быту. Этак можно спросить, если: 2 яблока + 2 груши = 4 яблогруши, то где вы видели яблогрушу? :)))
    Математика не наука, а тоже философия. Только математики используют другой язык для выражения своего знания, формальный язык, в отличии от философов, использующих смысловой язык.

    • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь

    Виктор пишет:
    Математика не наука, а тоже философия.

    Что философию Вы не причислили к наукам — с этим согласиться можно. Во всяком случае, нынешний уровень философии таков, что никаких практических знаний она не даёт, и другие науки её «достижения» не используют.

    А почему вдруг математика — не наука? Не слишком ли Вас заносит со своим философствованием! Вот уж воистину говорится, что нет такой глупости, которую не изрекли бы мудрецы-философы. Может, Вы забыли, что «математика – царица всех наук»?

    • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь

    Может, Вы забыли, что «математика – царица всех наук»?

    Царица потому и царица, что не относится к подданным (множеству наук!) и выше их. :)))

    нынешний уровень философии таков, что никаких практических знаний она не даёт,

    Уважаемый Дмитрий Бояркин, философское знание Аристотеля — формальная логика, дало практический результат спустя 2000 лет, когда был создан компьютер, работающий по законам формальной логики сформулированным Аристотелем. Это к тому, что практические результаты сегодняшнего философского знания будут, ну может не через 2000 лет, но лет через 100 уж точно (учитывая кубическую зависимость ускорения времени).

    • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь

    Виктор,:
    Это к тому, что практические результаты сегодняшнего философского знания будут, ну может не через 2000 лет, но лет через 100 .

    Откуда такая уверенность? Ведь пока что у «сегодняшнего философского знания» никаких результатов нет. Кругом одно словоблудие. Или есть? Тогда какие?

    • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь

    Вот именно поэтому и нужно еще 100 лет, когда будет больше людей умных, не считающих философское знание словоблудием :))) Заметьте, Коперника до конца его жизни все считали не только словоблудом, но и сумасшедшим, и только через 100 лет его гелиоцентрическая модель солнечной системы стала общепринятой в науке, а через еще несколько сот лет появились и практические результаты.

    • Для комментирования войдите или зарегистрируйтесь

    Сайт представляет собой площадку для функционирования философского интернет-сообщества, участники которого заинтересованы не только в индивидуальном, но и в коллективном философском творчестве.

Читайте также:  Беременные на похоронах с точки зрения церкви
Источники:
  • http://xstud.ru/97705/filosofiya/klassifikatsiya_nauk
  • http://knowledge.allbest.ru/philosophy/3c0b65635a3ac68a4d43b89421316c26_0.html
  • http://philosophystorm.org/dmitrii/3283