Меню Рубрики

Категория этики характеризующая личность с точки зрения выполнения

Нет времени или сил пройти тест онлайн? Поможем сдать тест дистанционно для любого учебного заведения: подробности.

Вопрос 1. Автор концепции «свобода как познанная необходимость»:

Вопрос 2. В рамках западной европейской культуры первостепенное внимание уделяется следующим этическим нормам:

  • польза, выгода, трудолюбие;
  • справедливость, добро, благо;
  • честь, свобода, вера.

Вопрос 3. Виды барьеров общения (четыре правильных ответа):

  • межъязыковые;
  • мировоззренческие;
  • психологические;
  • соматические;
  • социальные;
  • технические;

Вопрос 4. Выделите принцип, на котором не может быть основано деловое общение:

  • доброжелательность;
  • порядочность;
  • тактичность;
  • уважительность;
  • эгоизм

Вопрос 5. Высококультурный человек всегда:

  • законопослушный, морально устойчивый;
  • потенциальный бездельник;
  • преступник;
  • склонный к злоупотреблениям служебным положением;
  • честолюбивый

Вопрос 6. Главной христианской добродетелью является:

Вопрос 7. Деловая беседа предполагает:

  • использование лести;
  • использование литературного языка;
  • комплиментарное воздействие;
  • чрезмерное использование иностранных слов и профессионального жаргона

Вопрос 8. К невербальным средствам делового общения относятся:

  • деловая переписка;
  • мимика; жесты;
  • профессиональный жаргон;
  • речевые конструкции;
  • социальные диалекты

Вопрос 9. К принципам международного бизнеса не относятся:

  • бережное отношение к окружающей среде;
  • поддержка односторонних торговых отношений;
  • уважение правовых норм

Вопрос 10. К способу регулирования межличностных отношений не относится:

  • проектирование, формирование и развитие системы взаимоотношений;
  • регулирование межгрупповых отношений;
  • учет социально-психологических процессов и явлений в коллективах;
  • целенаправленное обучение персонала современным технологиям нравственного взаимоотношения

Вопрос 11. Как называется неумение при общении определить необходимую меру в выражениях и поступках, в проявлении интереса к другому человеку?

  • бестактность;
  • воспитанность;
  • порядочность;
  • тактичность;
  • уважение

Вопрос 12. Какая этическая категория лежит в основе высказывания «Все равны перед законом и судом»?

  • долг;
  • достоинство;
  • ответственность;
  • справедливость;
  • честь

Вопрос 13. Какая этическая категория передает моральную необходимость выполнения общественно полезных обязанностей?

Вопрос 14. Какие компоненты включает в себя культура делового общения?

  • все ответы верны;
  • психологию делового общения;
  • служебный этикет;
  • технику делового общения;
  • этику делового общения

Вопрос 15. Каноничные правила представления (два правильных ответа):

  • женщина первая представляется мужчине;
  • лица с более высоким статусом представляются людям со статусом более низким;
  • младшие по возрасту представляются старшим;
  • мужчина первым представляется женщине

Вопрос 16. Литературный язык не используется:

  • в научной речи;
  • в невербальном общении;
  • в официально-деловой речи;
  • в письменной речи;
  • в профессиональном общении

Вопрос 17. Моральный принцип, предписывающий желание помочь другим:

Вопрос 18. На какой нравственной ценности основана в деловой этике недопустимость вмешательства в дела конкурентов, ущемление их интересов?

Вопрос 19. Набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации, и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий:

  • должностные обязанности;
  • кодекс чести;
  • корпоративная культура;
  • правила внутреннего распорядка

Вопрос 20. Наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека и мышления:

Вопрос 21. Нравственные отношения предполагают рассмотрение другого человека в качестве

  • Объекта, на который направлено мое действие;
  • Равного мне человека, имеющего право на уважение достоинства;
  • Человек человеку – бревно, лишь бы цель была достигнута;
  • Человек человеку – волк. Такова природа человека.

Вопрос 22. Ответственность – это:

  • категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях;
  • категория этики, опирающаяся на принцип равенства всех людей в моральном отношении;
  • категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу;
  • категория этики, характеризующая моральную ценность личности в связи с его статусом, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами;
  • категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с точки зрения соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения

Вопрос 23. По оценке специалистов, субъект этики деловых отношений в рамках постсоветской России появляется к:

Вопрос 24. Подсистема этикета, определяющая пространственную организацию общения:

  • вербальный этикет;
  • мимика и жесты;
  • этикетная атрибутика;
  • этикетная проксемика

Вопрос 25. Предмет этики —

  • культура;
  • мораль;
  • прекрасное;
  • социальные отношения

Вопрос 26. Принцип, выражающий любовь к Родине:

Вопрос 27. Самосовершенствование человека в буддизме происходит через:

  • самобичевание;
  • самовоспитание;
  • самообразование;
  • самоотречение;
  • самопожертвование

Вопрос 28. Сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике личности или коллектива, основанное на его предшествующем поведении и выражающееся в признании его заслуг, называется:

Вопрос 29. Тактичность — это:

  • внутренний голос человека;
  • определенный круг обязательств и исполнение своих обязанностей, сложившихся на основе профессиональных или общественных отношений;
  • сделал, и что хотел сделать;
  • способность и привычка человека вести себя, уважая достоинство другого человека;
  • способность человека осуществлять внутренний нравственный самоконтроль;
  • эмоции, заставляющие человека страдать по поводу расхождений между тем, что он

Вопрос 30. Укажите основные категории этики

  • добро и зло;
  • пространство и время;
  • свобода;
  • совесть

Вопрос 31. Укажите фамилию русского писателя и мыслителя, считавшего, что «признание необходимости противления злу насилием есть не что иное, как оправдание людьми своих привычных излюбленных пороков: мести, корысти, зависти, злости, властолюбия».

Вопрос 32. Фундаментальные принципы административной этики (три правильных ответа):

  • безусловная исполнительность;
  • бюрократизм;
  • гуманизм;
  • законность;
  • справедливость

Вопрос 33. Целеполагающие категории этики:

  • добро и зло;
  • долг и совесть;
  • смысл жизни и счастье;
  • честь и достоинство

Вопрос 34. Честь и достоинство – это …

  • контрольно-императивные категории, которые отражают особые механизмы морального сознания, направленные на согласование частных интересов с общими;
  • нравственные качества человека, которые он проявляет в деятельности, направленной на достижение добра;
  • правила, нормы, ценности, которыми люди руководствуются в своей деятельности и которые регулируют отношения людей друг к другу;
  • этические категории, которые служат для обозначения нравственных чувств, выражающих моральное отношение человека к самому себе

Вопрос 35. Что должно лежать в основе служебных контактов?

  • взаимный интерес;
  • интересы дела;
  • личная выгода;
  • собственные амбиции;
  • социальные и политические проблемы

Вопрос 36. Что изучает наука этика?

  • мораль, нравственность;
  • поведение каждого конкретного человека в обществе;
  • политическое устройство общества;
  • социальные проблемы общества;
  • традиции, обычаи, народное творчество

Вопрос 37. Что такое калокагатия?

  • гармония внешнего и внутреннего;
  • подражание;
  • представление

Вопрос 38. Экономические теории, опирающиеся исключительно на рациональные факторы поведения человека – это теории с … подходом.

  • инженерным (технократическим);
  • материальным;
  • моральным;
  • этическим;

Вопрос 39. Эмоции, заставляющие человека страдать по поводу расхождений между тем, что он сделал, и что хотел сделать — это:

Вопрос 40. Этика бизнеса как наука возникает в …

  • конце XIX века;
  • конце ХХ века;
  • период формирования буржуазных отношений;
  • середине ХХ века

Вопрос 41. Этика — это:

  • учение о боге;
  • учение о морали;
  • учение о правилах хорошего тона;
  • учение о традициях и обычаях

Категории этики

Категории этики — это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали.

Категории этики — не только теоретические конструкции. То, что образует формальный аппарат теории, в то же время существует в стихийно формирующемся сознании общества. К примеру, категория справедливости, содержание которой получило истолкование еще у Аристотеля, существует в сознании каждого человека, сознании любого общества, социальной группы.

При всем разнообразии подходов к определению системы этических категорий можно выделить общепризнанные, наиболее важные в теоретическом и практическом отношении категории: добро и зло; благо; справедливость; долг; совесть; ответственность; достоинство и честь. К категориям этики относят также смысл жизни, счастье и др.

1. Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро — категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу.

Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Ф. Энгельс писал: «Представления о добре и зле так сильно менялись от народа к народу, от века к веку, что часто прямо противоречили одно другому».

Действительно, зло — категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Это общая абстрактная характеристика отрицательных моральных качеств. Моральное зло следует отличать от социального зла (противоположности блага). Моральное зло имеет место тогда, когда оно — проявление воли определенного лица, группы лиц, социального слоя. Обычно как моральное зло оценивают отрицательные поступки людей.

С категорией добра связано и такое понятие, как добродетель — устойчивые положительные качества личности, указывающие на ее моральную ценность. Добродетели противостоит порок. Добродетельный человек не только признает положительные нравственные принципы и требования, но и творит добро, поступая в соответствии с ними. Представления о добродетели, как и о добре, исторически изменялись. Так, в Древней Греции в соответствии с учением Платона добродетель связывалась с такими нравственными качествами, как мужество, умеренность, мудрость, справедливость. Христианская вера в эпоху средневековья выдвинула три основные добродетели: веру, надежду, любовь (как веру в Бога, надежду на его милость и любовь к нему).

При всей изменчивости взглядов в разное время и в различных слоях общества честность, гуманность, мужество, бескорыстие, верность и т. п. оценивались и оцениваются положительно. Вот как описан Э.М. Ремарком своеобразный нравственный кодекс положительных героев. “Будь добр и мужествен; свято выполняй долг человеческого братства и солидарности, не проходи безучастно мимо чужого горя; терпящему бедствие приди на помощь даже в ущерб себе; будь верен в любви и дружбе, непримирим к подлости и беспощаден к негодяям; совершив достойный поступок, не пыжься и не гордись, не произноси громких фраз и благородных сентенций; будь равнодушен к богатству, карьере и другим рычагам личного возвышения; не унижайся и не унижай, блюди честь и достоинство”.

2. Справедливость в обществе понимается в различных аспектах. Это категория морально-политическая и правовая. В этике справедливость — категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Если опять обратиться к Аристотелю, то он впервые разделил справедливость на уравнительную (справедливость равенства) и распределительную (справедливость пропорциональности). Эти аспекты справедливости сохраняют свое значение и в современных условиях.

Несправедливость противоположна справедливости. Она там, где человек принижен, его права и достоинство не обеспечены, между людьми нет равенства, а блага, воздаяние за добро и зло распределяются непропорционально.

Справедливость должна главенствовать в профессиональной деятельности государственного служащего, он должен быть «представителем справедливости».

Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества. Требование справедливости в государстве и обществе воплощается в основных принципах и конкретных нормах Конституции Российской Федерации.

По нашему мнению, справедливость есть нераздельный нравственный и служебный долг. В его деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу известной консервативности и сложности регулируемых им отношений могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым, а также ситуации противоположного рода. Между тем незаконное решение в принципе нельзя признавать справедливым, поэтому необходимо своевременно отражать в законодательстве происходящие в обществе изменения, предусматривать возможность выбора решений в зависимости от обстоятельств.

  • 3. Долг — категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающееся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг представляет собой нравственную задачу, которую человек формулирует для себя сам на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Это личная задача конкретного лица в конкретной ситуации. Долг может быть социальным: патриотический, воинский, долг государственного служащего и т.п. Долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский и пр.
  • 4. Совесть — самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших интимно-личностных регуляторов поведения людей. Совесть — категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. Совесть — субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой.
Читайте также:  У меня плохое зрение меня возьмут в полицию

Роль совести особенно важна, когда человек находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен.

  • 5. Ответственность — категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности. Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть.
  • 6. Достоинство и честь.

Достоинство — категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство — выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности. В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека — одна из высших нравственных ценностей.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь муниципального служащего, работника сферы занятости и др.).

Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно. Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.

Вопрос 5. Ответственность категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований

Ответственность категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия её моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемому с позиций возможностей личности.

Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе:

— способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности;

— правильно ли он их понял;

— должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства;

— может ли человек эти последствия предвидеть.

Ответственность – обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

Ответственность – в целом философско-социологичесое понятие.

Ответственность в этике и ответственность в праве тесно связаны.

Достаточно, к примеру, напомнить теоретические обоснования уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.

Вопрос 6.

Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самом3у себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля.

Человек не совершает определенного поступка, считая, это ниже его достоинства.

Достоинство – выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности.

Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое повеление с требованиями нравственности.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает.

Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со сторон общества, окружающих, кода моральная ценность связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи честь врача ).

Честь и достоинствотесно связаны.

Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифре5нцированно.

Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.

Репутация — мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении.

Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности.

Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее созидающие.

Кодекс судейской этики обязывает судью РФ в любой ситуации сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи.

Дата добавления: 2014-12-15 ; просмотров: 8 | Нарушение авторских прав

Ответственность

Ответственность — категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.

Решая вопрос о нравственной ответственности, необходимо учитывать ряд факторов, в том числе: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; может ли человек эти последствия предвидеть.

Ответственность — обязанность и необходимость давать отчет в своих действиях, поступках, отвечать за их возможные последствия.

Ответственность — в целом философско-социологическое понятие. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно связаны. Достаточно, к примеру, напомнить теоретические обоснования уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.

Достоинство и честь

Достоинство — категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Человек не совершает определенного поступка, считая, что это ниже его достоинства. Достоинство — выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

В то же время достоинство личности требует от других уважения к ней, признания за человеком соответствующих прав и возможностей и обосновывает высокую требовательность к нему со стороны окружающих. В этом отношении достоинство зависит от положения человека в обществе, состояния общества, способности его обеспечить практическое утверждение неотчуждаемых прав человека, признание самоценности личности.

Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека — одна из высших нравственных ценностей.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя. ).

Честь и достоинство тесно связаны. Однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно.

Исторически честь в моральном сознании общества появилась в виде представлений о родовой и сословной чести, предписывающей человеку определенный образ жизни, деятельности, поведения, не унижающий достоинства сословия, к которому он принадлежит.

Таковы были представления об офицерской чести в условиях, когда офицерский корпус комплектовался в основном из дворянства. Они были связаны с особой щепетильностью в отношении действий, которые затрагивали или могли затронуть честь офицера и дворянина.

В России, как и в других европейских странах, способом решения вопросов чести являлась дуэль. Запрещенная строжайшими указами Петра Iеще в 1702 году, дуэль тем не менее существовала и до манифеста Екатерины II 1787 года и позже. Приказ по военному ведомству от 20 мая 1884 года, по существу, узаконил дуэль в армии. (Установленная в армии процедура, предшествовавшая офицерской дуэли, описана А. И, Куприным в повести «Поединок».) В спорах по поводу допустимости или недопустимости дуэли в обществе не все юристы выступали на стороне ее противников. Так, известный криминалист Спасович утверждал, что «обычай поединка является среди цивилизации как символ того, что человек может и должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом — жизнью — за вещи, которые с материалистической точки зрения не имеют значения и смысла: за веру, родину и честь. Вот почему обычаем этим нельзя поступиться.

Честь обязывает человека оправдывать и поддерживать репутацию, которой он обладает лично и которая принадлежит социальной группе, коллективу, в котором он состоит.

Репутация — мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие.

Кодекс чести судьи Российской Федерации, принятый в 1993 году, обязывает судью в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации.

Глоссарий понятий и терминов, используемых в профессиональной этике

Авторитет — признание за индивидуумом права на принятие ответственных решений в условиях совместной деятельности.

Аксиология (греч. axia — ценность и logos — учение) — теория, рассматривающая философские вопросы моральных ценностей.

Альтруизм — моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, готовность жертвовать для общего блага личными интересами.

Аморализм — противоположность морали, отказ от законов нравственности, оправдание безнравственного, игнорирование общечеловеческих ценностей.

Аскетизм (греч. askeo — упражняться) — моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей или нравственного самосохранения.

Бесстыдство — сознательное и демонстративное пренебрежение общепризнанными нормами поведения.

Благо — понятие, употребляемое для обозначения положительной ценности тех или иных предметов, явлений действительности. Различают материальные и духовные, личные и общественные блага.

Благодеяние — действие, имеющее положительное нравственное значение и объективный результат, последствия которого полезны окружающим людям.

Благодарность — отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях.

Благородство — моральное качество, характеризующее действия, поступки личности, совершающиеся на основе возвышенных мотивов. Включает такие качества, как самоотверженность, верность нравственным принципам и идеалам, мужество, великодушие и др.

Вежливость — моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.

Верность — качество, характеризующее нравственную линию поведения личности, приверженность тем нравственным нормам, которыми руководствуется личность в повседневности.

Вина — положение (состояние), противоположное правоте, в котором оказывается человек, нарушивший нравственные или правовые нормы, совершивший проступок или преступление.

Воздаяние — вознаграждение или наказание человека за совершенные им действия в соответствии с их моральной ценностью.

Воля — способность человека преодолевать препятствия и добиваться поставленной цели.

Воспитание нравственное — составная часть единого процесса общественного (профессионального) воспитания. Основная задача нравственного воспитания — внедрение нравственных требований общества в сознание каждого отдельного (конкретного) человека, с тем чтобы он мог сам направлять и контролировать свои действия, а также участвовать в процессе регулирования общественного поведения, т.е. предъявлять моральные требования к другим людям и оценивать их поступки.

Выбор нравственный (моральный) — акт нравственной деятельности, исканий личности, выражающийся в сознательном предпочтении нравственной линии поведения или конкретного поступка в ходе самостоятельного принятия решений личностью.

Выдержанность — моральное качество, включающее умение человека контролировать собственные чувства, действовать в соответствии с целями вопреки трудностям. Проявляется в самообладании.

Высокомерность — качество, характеризующее неуважительное отношение к другому человеку. Связана с себялюбием, преувеличением собственных достоинств.

Героизм — особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг.

Гордость — моральное чувство, в котором отражается осознание соответствия высшим ценностям и стандартам. Отражает также внутреннее достоинство человека, самодостаточность и независимость личности.

Грубость — отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение, недоброжелательность к людям, невнимание к интересам других, неумение сдерживать раздражение, неспособность быть тактичным.

Гуманизм (гуманность) — принцип мировоззрения (в том числе и нравственности), в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, уважение к личности, доброе отношение ко всему живому.

Деонтология deon — долг и logos — учение) — раздел этики, в котором рассматриваются проблемы долга и вообще должного (всего того, что выражает требования нравственности в форме предписаний).

Деятельность моральная — категория этики, при помощи которой во всем многообразии общественной практики людей выделяется нравственная сторона, из всех видов побуждений — специфически нравственные мотивы: желание совершать добро, подчинение чувству долга, стремление осуществлять определенные идеалы.

Добро — нравственная категория, отражающая поведение людей, содействующее росту человечности в отношениях между ними. В идее добра лежит стремление человека и человечества к совершенству.

Добродетель — понятие нравственного сознания, служащее обобщенной характеристикой положительных устойчивых моральных качеств личности, указывая на их моральную ценность.

Долг — одна из основных категорий этики, общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Иными словами, это превращение требования нравственности, в равной мере относящегося ко всем людям, в личную задачу конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент.

Достоинство — этическая категория, обозначающая глубоко осознанную моральную потребность человека в признании, уважении окружающими, в справедливом отношении к нему людей за его полезную деятельность и весь стиль жизни. Важнейшей предпосылкой достоинства человека является наличие у него положительных личностных качеств.

Жизненная позиция — направленность жизнедеятельности личности, ее точка зрения на свое место и роль в общественной жизни (в отличие от социального статуса, положения). В нравственном плане — это система поведения личности, определяемая его убеждениями, совестью.

Зависть — неприязненно-враждебное чувство по отношению к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица. Возникает у человека на основе себялюбия и связанных с ним честолюбия и тщеславия.

Заповедь — нравственная норма, представленная в моральном сознании в виде поведения, исходящего от какого-либо авторитетного лица. В религиозном истолковании нравственности законодателем выступает Бог.

Злоупотребление властью (служебным положением) — умышленное использование сотрудником органов внутренних дел своих должностных полномочий и преимуществ вопреки интересам служебного долга, исходя из корыстной заинтересованности.

Золотое правило — одно из древних нормативных требований, выражающее общечеловеческое содержание нравственности. Его наиболее распространенная формулировка: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Идеал нравственный idea — представление, идея) — категория морального сознания. Нравственный идеал указывает на конечную цель нравственного воспитания и самовоспитания личности, дает образец, к которому необходимо стремиться.

Измена — нарушение верности общему делу, узам солидарности, товарищества, любви.

Императивность — понятие, фиксирующее долженствование, повелительный характер нравственных требований.

Интуитивизм — направление в этике, сторонники которого утверждают, что моральные понятия (добро, долг и др.) невозможно обосновать посредством разума и опыта, что они якобы постигаются человеком интуитивно, как «самоочевидные истины».

Иррационализм — методологический принцип истолкования природы нравственности, характерный для ряда теорий морали. Главное — отрицание каких бы то ни было общих законов и нравственности, преувеличение значения особенного, неповторимого в каждой моральной проблеме.

Искренность — моральное качество, характеризующее личность и ее поступки. Выражается в том, что личность делает и говорит, в верности самой себе; правдивость, откровенность.

Категории — это универсальные формы мышления.

Категории этики — основные понятия этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы морали и составляющие теоретический аппарат этической науки.

Категорический императив — основная категория этики Канта; сформулированный им «нравственный закон», который гласит: поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим моральным законом.

Качества моральные — понятие нравственного сознания, с помощью которого выделяются в общественной жизни и характеризуются с моральной точки зрения наиболее типичные черты поведения людей.

Клевета — один из видов вероломства, ложное обвинение других, обычно совершаемое умышленно, ради эгоистических интересов или по другим низменным мотивам (зависть, месть, стремление к расправе).

Климат морально-психологический (коллектива, подразделения) — эмоционально-нравственное состояние, моральный дух сотрудников, их отношение к нравственным ценностям и степень осознанной мотивации к выполнению оперативно-служебных задач.

Кодекс моральный — свод нравственных норм, предписываемых к исполнению.

Кодекс профессиональной этики — профессионально-нравственное руководство, обращенное к сознанию и совести сотрудника органов внутренних дел.

Конфликт интересов — внутреннее противоречие между служебным долгом и корыстной заинтересованностью, которое может причинить моральный вред высокому званию сотрудника как стража правопорядка.

Конфликт моральный — специфическая ситуация морального выбора, в которой необходимо разрешить противоречие во имя нравственной нормы и цели.

Конфликт этический — ситуация, при которой возникает противоречие между нормами профессиональной этики и обстоятельствами, сложившимися в процессе служебной деятельности.

Конформизм — социально-психологическая ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительного принятия готового порядка вещей.

Корыстолюбие — отрицательное моральное качество, характеризующее поведение и мотивы человека, который рассматривает и направляет все свои поступки и взаимоотношения с окружающими с точки зрения личной материальной выгоды (в крайней форме — алчность).

Культура — совокупность всех созданных и создаваемых человечеством материальных и духовных ценностей, охраняемых, используемых и передаваемых последующим поколениям.

Культура поведения — совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.

Лицемерие — отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам (совершаемым ради эгоистических интересов, по низменным мотивам и во имя антигуманных целей) приписывается моральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности.

Личность — субъект нравственной деятельности. Человек становится личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя.

Любовь — чувство глубокой привязанности к кому-либо или чему- либо. Устремленность на другую личность, человеческую общность или идею.

Малодушие — отрицательное моральное качество, характеризующее слабость воли личности; выражается в неспособности человека отстоять и провести в жизнь нравственные принципы, в которые он верит, из-за опасения за личные интересы, боязни навлечь на себя неблагоприятные последствия.

Манеры — способ держать себя, внешняя форма поведения, обращения с другими людьми.

Мещанство — моральное качество, в обшей форме характеризующее образ жизни и мышления, которому присущи ограниченность жизненных идеалов узколичными интересами, проявление трусости и приспособленчества в политическом отношении, ханжества в морали, вульгарности во вкусах. Близко по значению к пошлости.

Милосердие — принцип поведения, основанный на сочувствии, сострадании, соучастии и готовности делать добро. Адресуется не только людям, но и всему живому.

Мировоззрение — совокупность взглядов человека на окружающий мир.

Мораль (лат. moralis — нравственный; mores — нравы) — предмет изучения этики; форма общественного сознания, представляющая совокупность норм, правил и принципов, которыми руководствуются люди в своем поведении по отношению к обществу и друг к другу. Регулирует поведение человека во всех без исключения сферах общественной жизни.

Моральная свобода — моральный принцип, форма общественного сознания, выражающая интеллектуальное, физическое и нравственное развитие людей, а также гуманизацию общественной жизни.

Мотив (лат. moveo — двигаю) — внутреннее, субъективноличностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Мужество — моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, которому присущи смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства.

Неопределенность этическая — ситуация (обстановка, стечение обстоятельств), когда сотрудник не способен определить адекватно степень соответствия своего поведения принципам и нормам профессиональной этики.

Непотизм (кумовство) — моральное покровительство руководителя своим родственникам и близким людям, при котором выдвижение и назначение на должности производятся по признакам религиозной, кастовой, родовой принадлежности, а также личной преданности руководителю.

Нигилизм (лат. nigil — ничто) — принцип, характеризующий отношение человека к нравственным ценностям общества; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов, непризнание любых общественных авторитетов.

Норма моральная (лат. norma — правило, образец) — форма нравственного требования, выступающая как нравственный закон для личности.

Нормативная этика — составная часть этики, в которой ставятся и решаются проблемы смысла жизни, назначения человека, содержания нравственного долга человека, обосновываются определенные моральные принципы и нормы.

Нравственная культура личности — степень восприятия человеком нравственного сознания и культуры общества; показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества и самовоспитанию.

Нравственность — понятие, являющееся синонимом морали, выражающее реальные процессы в сфере человеческих отношений, определяющее «рамки» достойного поведения.

Нравы — обычаи, имеющие нравственное значение (ценность), поддерживаемые в обществе посредством моральных отношений. Близко к понятию норм поведения.

Общение — установление и развитие контакта между людьми, в процессе которого происходит обмен мыслями, чувствами, действиями, образцами поведения.

Общественное мнение — средство духовного воздействия общества на поведение отдельных лиц и деятельность социальных организаций, одно из проявлений моральных отношений.

Обязанность — нравственное требование, раскрывающее содержание предписываемых личности поступков в зависимости от сферы человеческой жизнедеятельности.

Оптимизм (лат. optimus — наилучший) — воззрение на окружающие события, явления, согласно которому существует возможность приблизить действительность к идеалу добра.

Ответственность — категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, предъявляемых обществом.

Полезность — одна из форм проявления общественного значения предметов и явлений, а также действий человека; положительная роль, которую они играют в удовлетворении чьих-либо интересов или для достижения поставленных целей.

Принципиальность — положительное нравственное качество, характеризующее личность и ее действия; означает верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении.

Принципы — одна из форм нравственного сознания, в которой моральные требования выражаются наиболее обобщенно.

Проступок — поступок, по своему содержанию представляющий нарушение требований нравственности.

Протекционизм — система покровительства, карьерного выдвижения, предоставления преимуществ кому бы то ни было по признакам родства, землячества, личной преданности, приятельских отношений с целью получения корыстной выгоды.

Профессиональная культура — высокая степень овладения профессией, соответствующий уровень правовой и специальной подготовки, образованность и воспитанность человека.

Профессиональная мораль — исторически сложившаяся совокупность нравственных предписаний, норм, заповедей, кодексов о должном поведении представителей определенных профессий.

Профессиональная честь — забота об авторитете своей профессии в обществе.

Профессиональная этика — это вид трудовой морали общества, выступающий перед личностью в виде норм, предписаний, правил поведения, оценок морального облика представителей различных профессий, особенно тех профессий, предметом труда которых является человек или социальные группы.

Профессиональная нравственная деформация — искажение характера и результата профессиональной деятельности, служебных и внеслужебных отношений, развитие в духовном мире человека отрицательных черт характера, ведущих к деградации и нравственному распаду личности.

Релятивизм (этический)(лат. relativus — относительный) — методологический принцип истолкования природы нравственности, состоящий в том, что моральным понятиям и представлениям придается крайне относительный, изменчивый и условный характер; приводит к субъективизму в толковании нравственных понятий и суждений, к отрицанию в них какого-либо объективного содержания.

Репутация (лат. reputatio — обдумывание, размышление) — сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике той или иной личности, основанное на ее предшествующем поведении и выражающееся в признании тех или иных заслуг личности, авторитета ее.

Ригоризм (лат. rigor — твердость, строгость) — строгое соблюдение нравственных принципов, исключающее какие-либо компромиссы; часто связан с фанатизмом, аскетизмом и иногда перерастает в моральное ханжество и фарисейство.

Самооценка — нравственная оценка собственных поступков, качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности.

Смысл жизни — понятие, которое показывает, во имя чего необходима жизнь и деятельность человека.

Совесть — категория этики, характеризующая способность человека к осуществлению нравственного самоконтроля.

Сознание моральное — одна из форм общественного сознания, которая представляет собой систему взглядов, идей, представлений о должном поведении, соответствующем социальным интересам.

Сострадание — сочувствие чужому горю и страданию, соединенное с желанием помочь.

Справедливость — понятие морального сознания, характеризующее соответствующее распределение блага и зла между людьми.

Стыд — одно из проявлений нравственного самосознания личности; моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов и моральных качеств.

Счастье — этическая категория, выражающая полное, высшее удовлетворение поступком, событием, делами или даже итогом всей своей жизни.

Такт (тактичность) — принцип этикета, выражающийся в умении человека что-либо сказать или сделать кстати, никого не поставив в неловкое положение.

Толерантность (лат. Ыегапйа — терпение) — терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

Требовательность — качество, характеризующее субъективное расположение личности к своей трудовой деятельности. Проявляется в старании, усердии личности.

Тщеславие — социальное и моральное чувство, проявляющееся как мотив действий, совершаемых ради завоевания славы, привлечения всеобщего внимания, с целью вызвать восхищение и зависть со стороны окружающих. Тщеславный человек полностью утрачивает способность оценивать свои поступки с точки зрения их общественного значения.

Уважение — одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически признается достоинство личности. Вместе с тем уважение — это еще и самоуважение, вера в собственные силы.

Фаворитизм — демонстративное приближение (со стороны начальника, руководителя) к себе своих любимцев; показное делегирование им тех или иных полномочий, не соответствующих их статусу; незаслуженное выдвижение их по службе и поощрение, награждение; необоснованное предоставление им широкого доступа к материальным и нематериальным ресурсам.

Фамильярность — (лат. ГатШапз — семейный, близкий) — бесцеремонное, развязное обращение с кем-либо.

Фарисейство — отрицательное моральное качество; одно из конкретных выражений формализма в морали, разновидность лицемерия и ханжества. Состоит в неукоснительном, но только внешнем, формальном, показном исполнении нравственных правил, поскольку они получили официальную санкцию или закрепились в традиции.

Формализм — исключительно внешнее следование заповедям и нормам, формальное выполнение долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознает действительного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивировать ее с точки зрения потребностей общества и человека.

Ханжество — отрицательное моральное качество, характеризующее личность и ее поступки с точки зрения способа выполнения ею нравственных требований; разновидность морального формализма и лицемерия. Ханжа истолковывает требования нравственности в духе крайнего ригоризма, пуританства и нетерпимости, выставляет себя перед окружающими образцом благонравия и благочестия, публично демонстрируя свои «добродетели», и берет на себя роль строгого блюстителя нравственности всех остальных.

Ценности моральные — одна из форм проявления моральных отношений общества. Под ценностями понимаются: а) нравственное значение, достоинство личности и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; б) ценностные представления, относящиеся к области морального сознания: моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья. Философские проблемы природы ценностей изучает аксиология.

Цинизм (греч. Купова^ев — название холма в Афинах, где проходили обучение и дискуссии философов) — моральное качество, характеризующее презрительное отношение к культуре общества, к его духовным и в особенности нравственным ценностям.

Человечность — моральное качество, выражающее принцип гуманизма применительно к повседневным взаимоотношениям людей.

Честолюбие — социальное чувство, проявляющееся как мотив действий, которые совершаются ради достижения человеком первенства, главенства в той или иной области деятельности, приобретения влияния и веса в какой-либо сфере общественной жизни. Во многом сходно с тщеславием; в честолюбивых устремлениях общественные интересы учитываются человеком лишь постольку, поскольку они согласуются с его индивидуалистическими запросами. Но в отличие от тщеславия честолюбие связано не столько с жаждой признания со стороны окружающих, сколько с желанием приобрести высокое общественное положение.

Честь — понятие морального сознания и категория этики, выражающая общественное признание деятельности человека, чувство гордости, восхищения. Выражает осознание самим человеком своей социальной значимости и необходимости ее постоянного утверждения и поддержания.

Чувства — эмоциональная сторона духовной деятельности личности, характеризующая наряду с убеждениями ее субъективную моральную позицию.

Чуткость — качество, характеризующее отношение личности к окружающим. Предполагает заботу о других, внимание к их проблемам, тактичное, вежливое отношение к людям.

Эгоизм — жизненный принцип и моральное качество, характеризующее человека с точки зрения его отношения к обществу и другим людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей.

Эмпатия — постижение индивидом эмоциональных состояний других людей, проникновение в их переживания. Вчувствование в другого.

Этика (греч. ethika, от ethos — обычай) — философская наука, изучающая мораль, ее специфику и роль в обществе, систему нравственных ценностей и традиции. Определяет границы нравственной свободы и ответственность личности, моральную ценность ее поступков.

Этика личная — способность человека на деле соблюдать те этические принципы, которые он считает истинными.

Этикет — совокупность правил поведения (обхождения с людьми), касающихся внешнего проявления отношения к людям. Этикет — составная часть внешней культуры общества. Выражается в сложной системе детально разработанных правил учтивости, четко классифицирует правила обхождения с представителями различных классов и сословий, с должностными лицами в соответствии с их рангом, правила поведения в различных социальных кругах.

Читайте также:
  1. I Перечень вопросов к изучению
  2. II. Список теоретических вопросов к экзамену
  3. III. Список практических вопросов к экзамену
  4. T6. А теперь я бы хотел(а), чтобы Вы оценили Ваше последнее посещение магазина … (МАГАЗИН ИЗ ВОПРОСА Q7) по каждой из перечисленных характеристик, используя шкалу на карточке.
  5. VI. Примерные вопросу к зачету /экзамену/ по логике.
  6. VII. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ ПО КУРСУ
  7. А) перечень вопросов
  8. Аграрный вопрос в программах партий и столыпинская аграрная реформа.
  9. Англо-арабская договоренность по вопросу о независимости арабов
  10. Базельское соглашение по вопросу регулирования банковской деятельности.
Читайте также:  Как быстро восстанавливается зрение после инсульта
Источники:
  • http://studwood.ru/537454/etika_i_estetika/kategorii_etiki
  • http://lektsii.net/1-27752.html
  • http://vuzlit.ru/95706/otvetstvennost
  • http://studref.com/480098/pravo/glossariy_ponyatiy_terminov_ispolzuemyh_professionalnoy_etike