Меню Рубрики

Каков предмет философии с точки зрения современной науки

Философия – это наука, которая занимается поиском и исследованием общих черт всего окружающего мира в целом (и внутреннего, духовного мира человека). Если любая другая наука изучает какую-либо область или часть мира, то философия охватывает весь мир. Поэтому мы и говорим, что она — наука обо всем. Но не обо всем вообще, а только о самых главных чертах, основных признаках мироздания и человека.

Эта особенность философии существенно отличает ее от всех других наук и даже противопоставляет ее им. В чем сходство всех наук между собой? В том, что все они изучают один и тот же окружающий нас мир. В чем их различие? В том, что они изучают его по-разному, подходят к нему с разных сторон. Ботаника изучает растительный мир, зоология — животный, астрономия исследует небесные тела, география — материки и океаны и т.д. Каждая наука смотрит на какую-либо сторону мира, занимается только одной его областью. Философия же смотрит на всё не с какой-то его стороны, а со всех сторон сразу. Любая наука стремится увидеть всего лишь одну, ее интересующую, грань мироздания, философия же пытается увидеть мир весь, целиком. Любая наука, изучая что-либо одно, хочет получить только часть знания, только порцию истины, философия же, изучая все, стремится добыть все знание, обрести полную истину. Поэтому она может быть названа метанаукой. Приставка “мета” в переводе с греческого означает “над”, “сверху”. Философия как метанаука, ставя перед собой более глобальные цели, чем все другие науки, возвышается над ними и объединяет их. Если каждая из наук изучает какую-то часть мира, а философия — весь мир, то любая наука может быть названа частной, а философия — общей наукой или связующей нитью всех наук.

Философия задает очень важные вопросы. Откуда произошел мир? По каким законам он устроен и развивается, или же в нем нет никаких законов? И существует ли мир вообще? Может ли быть так, что все нами видимое — всего лишь иллюзия, и ничего нет? Кто такой человек? Откуда он взялся и куда движется, в чем смысл его появления и существования, какое предназначение призван он осуществить во Вселенной? Или же у него нет ни смысла, ни предназначения, а жизнь его — только воля слепой случайности? И почему все вообще так, как есть? А может ли быть иначе? А как должно быть? И можно ли что-либо изменить.

Поскольку масштабы частных наук не слишком велики, а вопросы их довольно скромные, они с успехом на них отвечают. Колоссальный прогресс частных наук очевиден: мы сейчас знаем в сотни и в тысячи раз больше, чем знали наши далекие предки. За пять тысяч лет человечество ответило себе на огромное количество вопросов и проникло во многие тайны природы. Результаты частных наук налицо: от каменного топора — до современного компьютера, от звериных шкур и борьбы за огонь — до освоения межзвездного пространства.

Совсем наоборот обстоит дело с вопросами, которые задает себе философия. Они слишком глобальны и сложны, масштаб философии колоссален и поэтому ее вопросы точно так же стоят перед человечеством и так же открыты, как и пять тысяч лет назад. За всю свою историю человек почти нисколько не продвинулся в поисках ответа на эти вопросы и назвал их вечными. Философия, таким образом, — это бесконечный поиск ответов на вечные вопросы мироздания.

Слово “философия” греческого происхождения и состоит из двух частей. “Филuя” переводится как “любовь”, “софuя” — как “мудрость”. Таким образом, философия буквально означает любовь к мудрости. Впервые слова “философия” и “философ” стал употреблять знаменитый грек Пифагор, живший в VI в. до н.э. До него греческие ученые называли себя термином “сoфос”, что означает “мудрец”, то есть считали себя мудрецами. Пифагор в беседе с царем Леонтом произнес слова, ставшие впоследствии крылатыми: “Я не мудрец, но только философ”. Это изречение на первый взгляд представляется странным, так как понятия “мудрец” и “философ” кажутся синонимами. На самом деле они означают совершенно разное. “Софос” — мудрец — это тот, кто владеет мудростью, обладает полной истиной, знает все. “Филo-софос” — любитель мудрости — это тот, кто не владеет мудростью, но стремится к ней, не знает всей истины, но хочет узнать. Пифагор считал, что человек не может знать всего и обладать полной истиной, но он может стремиться к этому, а говоря иначе, он не может быть мудрецом, но может быть только любителем мудрости — философом.

Таким образом, само понятие “философия” заключает в себе мысль о том, что конечная истина или абсолютное знание недостижимы, что на вечные вопросы нет и не будет ответов. Но означает ли это, что их вообще не стоит искать, к истине нет смысла стремиться, а философией заниматься бесполезно? Пифагор, называя себя философом, отнюдь не считал стремление к мудрости бессмысленным делом. В его знаменитых словах, помимо прочего, содержится утверждение, что человек не только может быть любителем мудрости, но и должен им быть. Так что понятие “философия” говорит не только о невозможности достижения абсолютной истины, но еще и о том, что к ней возможно и даже необходимо стремиться, что следует постоянно искать ее, несмотря ни на что. Но зачем?

Когда мы говорим, что на вечные вопросы никогда не будет вечных ответов, мы противоречим сами себе. Ведь само высказывание: “Ответов не будет, истина недостижима” уже является неким ответом, утверждением. Если мы говорим, что истину невозможно найти, то мы должны отказаться и от самого этого тезиса, ибо он уже представляет собой некую истину. Поэтому на вопрос: “Достижима ли истина?” невозможно ответить: “Недостижима”, так как такой ответ сам себя опровергает. Наверное, ответить следует неопределенно: “то ли достижима, то ли нет”. Да и откуда нам знать наверняка — откроется когда-либо человечеству истина или же не откроется никогда? Правильнее было бы предположить, что возможно и то, и другое. Но если так, если есть вероятность достижения того, что кажется недостижимым, тогда поиск истины в высшей степени оправдан, а философия, которая этим поиском занимается, имеет огромный смысл и значение. Известный русский философ В.С. Соловьев писал по этому поводу: “Так как нам совершенно ничего неизвестно об относительном возрасте человечества, то мы не имеем права отрицать, что его предполагаемая неспособность к метафизическому (философскому) познанию может быть того же рода, как неспособность говорить у трехмесячного ребенка”. Итак, мы не знаем, какие горизонты знания могут открыться нам в будущем. Значение философии в том, что она устремляется к этим неведомым горизонтам.

Однако если бы человек даже наверняка знал, что на вечные вопросы нет и никогда не будет ответов, он, скорее всего, не переставал бы их себе задавать и продолжал бы искать эти ответы. Такова его природа: будучи существом разумным, он не может остановиться в познании на чем-то и навсегда удовольствоваться достигнутым результатом. Он всегда хочет продвинуться дальше, заглянуть глубже, дойти до предельных и последних оснований всего существующего, найти окончательные и вечные ответы, обрести полную истину. Об этом прекрасно говорят известные строки Б.Л.Пастернака:

“Во всем мне хочется дойти

В работе, в поисках пути,

В сердечной смуте.

До сущности истекших дней,

До оснований, до корней,

Каждый из нас может спросить себя, что он будет делать сегодня и как проведет завтрашний день, но ведь рано или поздно любой человек задает себе предельный вопрос – а зачем я вообще живу и что должен сделать в этой жизни, да и должен ли вообще что-либо делать… Значение философии в том и заключается, что именно с ее помощью человек пытается раздвинуть горизонты, заглянуть в неведомое, понять непостижимое, осуществить невозможное.

Всем с детства хорошо известна сказка о том, как умирающий отец позвал к себе сыновей и сказал им: “Во дворе нашего дома я закопал клад”, не сказав, где именно он его спрятал. Сыновья взялись за лопаты и работали день и ночь. Они тщательно и глубоко перекопали весь двор, но никакого клада не нашли. Перед ними лежала прекрасно возделанная их трудом земля. Не пропадать же ей даром, — решили они и посадили виноградник, который быстро вырос и дал роскошные плоды. Тогда сыновья поняли, о каком кладе говорил отец. Так и философия, отправляясь на поиски, может быть несуществующего клада — истины, тем не менее, добивается других результатов, пусть косвенных, но весьма ощутимых. Она не находит конечных ответов, но, ища их, попутно с успехом отвечает на множество других вопросов, тем самым оказывая неоценимую помощь частным наукам.

Стремление к мудрости это, наверное, не столько научное занятие, сколько некое состояние души, определенный эмоциональный и интеллектуальный настрой. Философия — это скорее образ мышления, способ мировосприятия, или даже стиль жизни, нежели область знания, род профессиональной деятельности или наука. Принципиальное отличие философии от частных наук помимо прочего заключается также в том, что ей недостает научности, вернее, она охватывает сферу гораздо большую, чем любая наука, раздвигает свои горизонты предельно широко и поэтому представляет собой явление, несомненно, более грандиозное, чем просто наука. Последняя занимается только тем, что есть, философия же — тем, что есть, но еще и тем, что должно быть. Наука только констатирует факты, философия же не только констатирует, но еще и оценивает их с точки зрения хорошего и дурного. Наука опирается только на рассудок, в философию помимо рассудочного мышления входят и интуиция, и воля, и чувства, и все прочие слагаемые человеческого духа. Наука, как уже говорилось, занимается чем-то определенным, философия же — всем.

Любая область знания имеет свою систему понятий, на которых она базируется и которыми постоянно оперирует. Для изучения философии необходимо ознакомиться с ее основными понятиями и принципами, которые будут постоянно присутствовать в дальнейшем изложении. Одним из наиболее важных является понятие “метафизика”. Наиболее часто оно употребляется как синоним философии. Этот термин греческого происхождения. Слово “фюзис” или “физика” означает в переводе – “природа”, причем в широком смысле: природа как все вообще нас окружающее. Приставка “мета” означает “над”, “выше”, “сверху” и т.п. Таким образом, физика — это наука о природе, а метафизика — о том, что над ней, выше ее. Физика изучает видимые нами вещи и факты во всем их многообразии и различии, метафизика занимается невидимыми причинами всего происходящего, всеобщими связями вещей, ищет наиболее главные и существенные черты всего существующего, пытается постичь фундаментальные законы и принципы, по которым построен и развивается окружающий мир. Метафизика — это наука обо всем наиболее общем и главном, которая ставит себе глобальные вопросы и имеет грандиозные масштабы. Поэтому философию часто называют метафизикой, а прилагательное “метафизический”, как правило, обозначает “философский”.

Если мы посмотрим на окружающий мир в целом и попытаемся выделить в нем наиболее крупные области или разделить его на несколько огромных частей, то у нас, наверное, получится следующая картина: неживая природа, живая природа и разумная природа (человек). Мы выделили два глобальных разделения: неживое — живое и живое — разумное. Какое из них более существенно? Происхождение из неживой природы живой современная наука более или менее объясняет, но появление разума до сих пор остается для человечества неразрешенной загадкой. Поэтому возможно предположить, что разделение мира по линии живое (неразумное) — разумное является главным. Все существующее, таким образом, распадается на две большие части: неживая и живая природа или окружающий мир и человек — единственное разумное существо в этом мире.

Окружающий мир в философии обычно называется объектом, а человек, познающий этот мир, субъектом. Необходимо отметить, что такое разделение, как и сами термины, довольно условны, так как человек, например, является частью окружающего мира, а значит, субъект входит в объект и жестко разграничить их невозможно. Данные термины всего лишь рабочие названия и призваны для простоты обращения, для того, чтобы отделить неразумное и непознающее (мир — объект) от разумного и познающего (человека — субъекта). То же самое обозначают и прилагательные от этих терминов. Объективное означает то, что существует само по себе, вне человека и не зависит от него. Например, лист бумаги, лежащий перед нами, объективен, так как он — предмет окружающего мира, существует вне нас, и его существование от нас не зависит. Можно возразить, что зависит, ведь его можно, например, сжечь, и тогда этого предмета не будет. Однако вместо листа в этом случае получится горстка пепла, а это значит, что мы не уничтожили предмет, но только придали ему другую форму существования. Можно, таким образом, изменить форму объективного, но нельзя произвести или отменить само его существование, и в этом смысле мы говорим, что объективное вне нас и от нас не зависит. Субъективное же — это то, что существует в нас, в нашем сознании) и зависит от нас, например, наши мысли или фантазии.Мы можем произвольно вызывать в своем воображении то или иное представление и точно так же можем убирать его. Субъективный мир, поэтому, называется внутренним или духовным миром человека. Объективный мир, существующий вокруг нас, называется часто внешним миром.

Читайте также:  Какого в армии с плохим зрением

Важной особенностью окружающего мира (объекта) является то, что он познается человеком (субъектом). Однако познание – это не только получение нами информации о внешнем мире через органы чувств (зрение, слух, осязание, обоняние и вкус), но также и переработка этой информации нашим сознанием (животные тоже ведь получают чувственную информацию о мире, но вряд ли можно говорить, что они познают его). Таким образом, познание как бы двухъярусно: наши органы чувств получают из внешней действительности какую-то информацию, которая затем подвергается мыслительной обработке и превращается в знание. Познание мира с помощью органов чувств называется в философии чувственным познанием, а – с помощью разума – рациональным (от латинского слова рационалис – разумный). Одной из философских проблем является вопрос о том, какое познание дает более достоверные (точные, правильные) выводы – чувственное или рациональное. Одни мыслители утверждали, что разум, которым наделен только человек, намного совершеннее чувств (в смысле – органов чувств), которые есть у любого живого существа, и поэтому в познании нужно более доверять разуму, а не чувствам, опираться на него. Эта точка зрения называется рационализмом. Другие же мыслители считали, что в большей степени надо доверять чувствам (органам чувств), а не разуму, который может нафантазировать, что угодно и поэтому вполне способен заблуждаться. Эта точка зрения называется сенсуализмом (от латинского слова сенсос – чувство). Обратите внимание на то, что термин “чувства” имеет два значения: чувствами мы называем различные человеческие эмоции (радость, печаль, гнев, любовь и т.д.), но также чувствами мы называем органы чувств, с помощью которых воспринимаем окружающий мир (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Здесь шла речь о чувствах во втором значении слова.

Познание бесконечно, так как внешний мир, на который оно направлено, скорее всего, бесконечен во времени и пространстве, а также в своих свойствах и проявлениях. Здесь можно вспомнить притчу о том, как к философу пришел юноша и попросил взять его в ученики. Учитель начертил на песке окружность и сказал: “Внутри нее — то, что ты знаешь, а вне — что не знаешь, допустим, я научил тебя многому, и знание твое увеличилось.” С этими словами он начертил еще одну окружность, которая была гораздо больше первой. “Теперь ты знаешь несравненно больше, чем раньше, — сказал он, указывая на пространство внутри нее, — но посмотри насколько увеличилась граница соприкосновения твоего знания с твоим незнанием, стало быть ты теперь не знаешь гораздо больше, чем раньше.” Получается парадокс: чем больше мы узнаем, тем больше оказывается того, что еще предстоит узнать. Знаменитый греческий философ Сократ часто говорил: “Я знаю, только то, что я ничего не знаю”. Познание, таким образом, — это вечная погоня за стремительно убегающим вдаль горизонтом. Но выше мы уже говорили о том, что стремление к возможно неосуществимому, движение к горизонту, которым и занимается философия, отнюдь не является пустым и бессмысленным делом.

Итак, вся действительность распадается на объект и субъект, между которыми лежит познание. Поэтому философия как состоит из трех больших разделов. Первый называется онтолoгией (от греч. онтос — Бытие и логос — наука) и является наукой о Бытии, то есть обо всем том, что есть, что существует, говоря условно — об окружающем мире. Второй раздел — это гносеолoгия(от гносис — знание и логос — наука), который занимается проблемами познания. Третий — антрополoгия(от антропос — человек и логос — наука) — это наука о человеке. Три основные раздела философии — онтология, гносеология и антропология тесно друг с другом взаимосвязаны и образуют единое целое. Они взаимно дополняют, предполагают и обуславливают друг друга.

Далее рассмотрим два других принципиальных философских понятия: материальное и идеальное. Материальное — это то, что можно воспринять с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса), то есть — увидеть, потрогать и т.д., а также это то, что имеет физические параметры и характеристики (вес, размер, цвет и прочие). Любой чувственно (то есть с помощью органов чувств) воспринимаемый предмет окружающего мира является материальным. Поэтому в философии внешний мир часто называется физическим или материальным, или чувственным миром. Совокупность всего материального называется материей, которая представляет собой мировое вещество или грандиозную сумму всех вообще существующих вещей и предметов. Понятно, что материя существует не в качестве некого определенного предмета, но в виде бесчисленного количества различных своих форм, в разнообразных видах (планеты и звезды, материки и океаны, воздух и камни, растения и животные и т.д.). Правильнее было бы сказать, что материя – это даже не столько мировое вещество, сколько очень широкое философское понятие (категория), которое обозначает объективную реальность, воспринимаемую органами чувств или же – регистрируемую различными приборами.Так например, электромагнитное поле не воспринимается не одним органом чувств (мы его совершенно не ощущаем, хотя оно повсюду нас окружает), но оно, тем не менее, является материальным объектом или формой материи, потому что, будучи недоступным для органов чувств, оно прекрасно улавливается (фиксируется) различными физическими приборами. Противоположность материального — идеальное. В философии это совсем не то, что в обыденном сознании. Мы привыкли считать, что идеальный — это значит очень хороший, образцовый, совершенный. Идеальное в философии — это то, что не воспринимается органами чувств (нельзя увидеть, потрогать, услышать и проч.) и не имеет физических параметров и характеристик (нельзя взвесить, измерить, нагреть и т.д.). Идеальными являются, например, наши мысли и представления, слова и числа, а также такие явления высшего и невидимого мира (если они существуют) как Бог и бессмертные души. Если совокупность всего материального называется материей, то совокупность всего идеального — это Сознание. Причем речь идет не только о человеческом сознании, но и о Сознании вне человека (если таковое существует), под которым можно понимать Бога (божественное сознание) или Мировой Разум или еще что-нибудь.

Одной из основных тем философии является проблема о природе или происхождении всего существующего. Или все нас окружающее — только мировое вещество, и человеческий мозг, который также является видом материи, создал представления о Боге, душе и всем прочем идеальном; или же все, что нас окружает, является творением реально существующего внечеловеческого Сознания (Бога, Мирового Разума и т.п.), и весь физический или материальный мир имеет на самом деле духовную или идеальную природу. В первом случае реально и изначально существует только материальное, а все идеальное — всего лишь его порождение, во втором случае — все наоборот. Первая точка зрения называется материализмом, вторая — идеализмом. Какая из них ближе к истине — до сих пор неизвестно. Но многие философы сознательно или стихийно, прямо или косвенно, как правило, придерживаются одной из них.

Вопросы и задания

1. Вспомните, когда и где вам приходилось сталкиваться с понятиями философия, философ, философский. Каким значением они были для вас наполнены?

2. В чем сходство и различие основных форм духовной культуры: науки, религии и искусства?

3. Почему философию возможно определить как специфическую форму духовной культуры, несводимую ни к одной из других ее форм?

4. Почему, говоря о философии как о науке, ее можно назвать метанаукой или общей наукой? Каковы масштабы, вопросы и результаты философии по сравнению с масштабами, вопросами и результатами частных наук? Почему философские вопросы часто называют вечными?

5. Попытайтесь сформулировать свое определение философии.

6. Расскажите о происхождении терминов “философия” и “философ”.

7. Какие вопросы ставит перед собой философия? Возможно ли утверждать, что на них в принципе не может быть ответов?

8. В чем сходство и различие между философией и наукой? На основании своего ответа заполните таблицу:

Наука философия
черты сходства
черты различия

9. Раскройте содержание понятия метафизика. Почему оно является одним из наиболее важных философских понятий?

10. Что обозначают в философии термины “объект” и “субъект”, “объективное” и “субъективное”?

11. Отталкиваясь от понятий объективное и субъективное, попытайтесь объяснить, что представляют собой такие философские идеи, как объективизм и субъективизм.

12. Каковы основные разделы философии?

13. Почему проблема познания является одной из наиболее принципиальных в философии? Прокомментируйте парадоксальное утверждение Сократа: “Я знаю, только то, что я ничего не знаю”.

14. Что такое рационализм и сенсуализм?

15. Что такое материальное и идеальное?

16. В чем смысл материалистического и идеалистического объяснений мира?

Дата добавления: 2016-09-03 ; просмотров: 2328 | Нарушение авторских прав

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

Философия науки как направление современной философии представлена множеством концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии (теория познания). Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной (познавательно-целевой), теоретической деятельности. Философия науки как дисциплина возникла в ответ на потребность осмыслить социокультурные функции науки в условиях НТР. Как дисциплина философия науки появилась во второй половине XX века.

Предметом философии науки являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний в их историческом развитии.

В настоящее время для философии науки характерны тенденция содержательной детализации, а также персонификации заявленной тематики, когда обсуждение проблемы ведется не анонимно и безлично, а с учетом достигнутых тем или иным автором конкретных результатов.

Философия науки имеет статус исторического социокультурного знания независимо от того, ориентирована она на изучение естествознания или социально-гуманитарных наук. Философия науки есть рефлексия над наукой. Основная цель науки — получение истины, а философии науки — обсуждение вопроса, как возможно достижение истины.

Социология науки исследует взаимоотношения науки как социального института со структурой общества, типологию поведения ученых в различных социальных системах, взаимодействие формальных и профессиональных неформальных сообществ ученых, динамику их групповых взаимодействий, а также конкретные социокультурные условия развития науки в различных типах общественного устройства.

Наука выступает как элемент культуры в целом, воплощающий определенный тип деятельности в культуре. Она во многом зависит от особенностей культуры и в то же время оказывает на нее мощное воздействие. Культурология наука, изучающая как уровень мышления, а также и исторически сложившиеся способы производительности труда, признанные приемы поведенческих актов человека, манеры общения, способы проявления чувств человека.

Науковедение изучает общие закономерности развития и функционирования науки, оно, как правило, малопроблемно и тяготеет исключительно к описательному характеру. В самом общем смысле науковедческие исследования можно определять как разработку теоретических основ политического и государственного регулирования науки, выработку рекомендаций по повышению эффективности научной деятельности.

Читайте также:  Зрение и слух у месячного ребенка

Три вида проблем философии:

1. проблемы, идущие от философии к науке, вектор направленности которых отталкивается от специфики философского знания. Поскольку философия стремится к универсальному постижению мира и познанию его общих принципов, то эти интенции наследует и философия науки.

2. роль арбитра науки

3. проблемы взаимодействия науки и философии

Место философии науки. Некоторые авторы видят в этой дисциплине тип философствования, основывающего свои выводы исключительно на результатах и методах науки (Р. Карнап, М. Бунге). Другие усматривают в философии науки посредствующее звено между естественнонаучным и гуманитарным знанием (Ф. Франк). Третьи — связывают с ней задачи методологического анализа научного знания (И. Лакатос). Есть и крайние позиции, рассматривающие философию науки как идеологическую спекуляцию на науке, вредную для науки и для общества (П. Фейерабенд).

С точки зрения получившего широкое распространение дескриптивного (описательного) подхода философия науки есть описание разнообразных, имеющих место в науке ситуаций: от гипотез для данного, конкретного случая, до исследования, ориентирующегося на анализ реального события в науке или истории конкретного открытия в том или ином социокультурном контексте. Преимущество такого подхода состоит в его доступности. Однако он имеет и свои недостатки: малоконцептуален и ведет к размыванию философии науки, растворению ее в простом описании фактов и событий научно-познавательной деятельности.

Современная философия науки выступает в качестве недостающего звена между естественнонаучным и гуманитарным знанием и пытается понять место науки в современной цивилизации в ее многообразных отношениях к этике, политике, религии. Тем самым философия науки выполняет и общекультурную функцию. Она призывает обращать внимание на философский план любой проблемы, а, следовательно, на отношение мысли к действительности во всей ее полноте и многоаспектности.

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ФИЛОСОФИЯ НАУКОЙ?

ВОПРОС № 1

Философия и наука: специфика и способы взаимосвязи.

Функции философии в научном познании.

Данная тема распадается на три подвопроса:

1) является ли философия наукой?

2) каковы взаимоотношения философии и науки?

3) каковы функции философии в научном познании?

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ФИЛОСОФИЯ НАУКОЙ?

Аргументы «за»:

1. Системность и рациональность знания;

2. Наличие своего предмета исследования — всеобщие свойства мира, рассматриваемые сквозь призму человеческого существования в этом мире;

3. Научный аппарат (категории, законы, принципы) и собственные методы познания — всем известны категории и законы философии.

Более того, с этой точки зрения философия — это как бы «сверхнаука», она во всех своих разделах показывает связь с различными научными дисциплинами. Например:

— философия в ее онтологическойипостаси родственна естественным наукам, ибо, как и все естественные науки, она изучает характеристики объективного мира. Поэтому категории философии и естественных наук во многом совпадают, являются зачастую общими (движение, пространство, время, причинность, свойство, отношение, элементы, система, изменчивость, прогресс и т. п.). Не случайно также в русле философии зародилась натурфилософия как учение, органически сочетающее философское и естественнонаучное знание;

— аксиологическая, составляющая философии посвящена проблемам человеческого бытия в этом мире, сущности и предназначения человека, смысла и ценности его жизни. То есть в этой своей ипостаси философия является чисто гуманитарной наукой, поэтому классическое гуманитарное образование с необходимостью включало в себя философию и сейчас мы возвращаемся к этой традиции;

в гносеологии, понимаемой как логика и методология научного познания, философия наиболее близка к техническим наукам, поскольку речь идет здесь о технических в известном смысле приемах, способах правильного достижения истины. Именно в этом разделе философии больше всего формул, схем, графиков, что считается отличительной особенностью технической науки. Показательно также, что методологию нередко определяют как технологию мышления. Итак, спецификой философии является ее способность быть одновременно естественной, гуманитарной и технической наукой, что делает философию (и только философию!) «своей» для каждой из двух с половиной тысяч существующих ныне наук.

Вывод: философия — наука о наиболее общих законах природы, общества, мышления.

Аргументы «против»:

1. Специальные науки изучают свой специфический срез действительности, свой фрагмент бытия. Частные науки ограничиваются отдельными частями мира. Философию же интересует мир в целом. Она задумывается о мировом целом, о всеохватывающем единстве всего сущего, она ищет ответ на вопрос «что есть сущее, поскольку оно есть».

2. Частные науки обращены к явлениям и процессам реальности, существующим объективно, вне человека, независимо ни от человека, ни от человечества. Основной же вопрос философии и формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию (человека к миру, сознания к материи). Принимая во внимание данные науки, она идет дальше, рассматривая вопрос о сущностном смысле и значимости процессов и явлений в контексте человеческого бытия.

3. Представители отдельных наук исходят из определенных представлений, которые принимаются как нечто данное, не требующее обоснования. Ни один из узких специалистов в процессе непосредственной научной деятельности не задается вопросом, как возникла его дисциплина и как она возможна, в чем ее собственная специфика и отличие от прочих. Если эти проблемы затрагиваются, естествоиспытатель вступает в сферу философских вопросов естествознания. Философия же в первую очередь стремится выяснить исходные предпосылки всякого знания, в том числе и собственно философского. Она направлена на выявление таких достоверных основ, которые могли бы служить точкой отсчета и критерием для понимания и оценки всего остального (отличия истины от мнения, эмпирии от теории, свободы от произвола, насилия от власти). Предельные, пограничные вопросы, которыми отдельная познавательная область либо начинается, либо заканчивается, — излюбленная тема философских размышлений.

4. В науке принято кумулятивное движение вперед, т.е. движение на основе накопления уже полученных результатов (ведь не будет же ученый заново открывать законы классической механики или термодинамики). Здесь уместен образ копилки, в которой, словно монетки, скапливаются крупицы истинных знаний. Философия, напротив, не может довольствоваться заимствованием уже полученных результатов. Нельзя, к примеру, удовлетвориться ответом на вопрос о смысле жизни, предложенным средневековыми мыслителями. Каждая эпоха будет по-своему вновь и вновь ставить и решать этот вопрос.

5. Наука опирается на факты, их экспериментальную проверку. Философия отстоит от сферы повседневности и уносит­ся в мир интеллигибельных сущностей. Intelligibilis — умопостигаемый, обозначает существование объектов, постигаемых только умом и недоступных чувственному познанию. Вопросы: что есть красота, истина, добро, справедливость не сводятся к эмпирическим обобщениям. Философское понимание красоты ориентировано на постижение этого явления с точки зрения всеобщего. Оно как бы выходит за пределы эмпирической данности, преодолевает их и, выражаясь ее собственным языком, трансцендирует к сущностному определению.

6. Язык философии существенно отличается как от языка науки с его четкой фиксацией термина и предмета, так и от языка поэтического, в котором реальность лишь образно намечается, а также от языка обыденного, где предметность обозначается в рамках утилитарных потребностей. Философия, предполагая разговор о мире с точки зрения всеобщего, нуждается в таких языковых средствах, в таких универсальных понятиях, которые бы смогли отразить безмерность и бесконечность мироздания. Поэтому философия создает свой собственный язык — язык категорий, предельно широких понятий, обладающих статусом всеобщности и необходимости. Они настолько широки, что не могут мыслиться составляющими других более широких понятий. Причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность и др. — примеры философских категорий.

7. В науке ценностно-человеческий аспект отнесен на второй план. Познание носит объективно безличностный характер. Ни личность ученого, ни его чувства, эмоции, мотивационная сфера деятельности науку не интересуют. Творец, в свою очередь, не несет ответственности за последствия своих открытий. В философии наряду с теоретико-познавательным аспектом особую значимость приобретают ценностные ориентации. Согласно тезису античного автора Протагора «человек есть мера всех вещей», философия и по сей день выдвигает свои обоснования в ценностной шкале человеческих смыслов. Она внимательно интересуется судьбой научных открытий и теми социальными последствиями, к которым они могут привести, утверждая в качестве абсолютной ценности человеческую жизнь. Личность творца, мыслителя и ученого не может быть безразлична в исследовательском процессе. В философском творчестве всегда происходит углубление человека в самого себя. Мыслитель стремится ко все более точному и адекватному определению своего места в мире. Это создает все новые и новые оттенки миросозерцания. Поэтому в философии каждая система авторизована, и при освоении философских знаний достаточно значимой оказывается роль персоналий. Философия — это такой род интеллектуальной деятельности, который требует постоянного общения с великими умами прошлого и современности: Платоном, Аристотелем, Августином, Кантом, Гегелем, Хайдеггером, Соловьевым, Бердяевым и др. Она изначально диалогична.

8. В философии важен и ярко выражен национальный элемент. Есть русская философия, немецкая философия, английская, французская и, наконец, греческая философия. Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики.

9. Конкретно-научные дисциплины могут развиваться, не учитывая опыт других форм общественного сознания. Физика, например, может благополучно прогрессировать без учета опыта истории искусства, о химия — невзирая на распространение религии, математика может выдвигать свои теории без учета норм нравственности, а биология — не оглядываться на императивы правоведения. В философии все обстоит иначе. И хоть философия не может быть сведена (редуцирована) ни к науке, ни к любой другой форме духовной деятельности, в качестве эмпирической базы и исходного пункта обобщенных представлений о мире в целом в ней принимается совокупный опыт духовного разви­тия человечества, всех форм общественного сознания: науки, искусства, религии, права и пр.

Вывод: философия — это не наука, а мировоззрение.

Таким образом, есть как бы равномощные аргументы в пользу обеих позиций. Чтобы понять, что же такое философия, проведем компонентный анализ философского знания.

1. Безусловно, что в философии есть научный (правильнее сказать — теоретический) компонент— особенно это касается онтологии (философии природы), гносеологии и методологии научного познания. Эти разделы философии:

а) Стремятся к объективности — изучается объект таким, какой он есть на самом деле, без привнесения в него чего-то субъективного или сверхъестественного;

б) Философия рациональна — судья в вопросах философской истины не мнения и авторитет, а разум; принципы обоснования истинного знания опираются не на мистический опыт, а на данные, принципиально проверяемые.

2. В философии есть компонент политики и идеологии: она характеризуется обостренным вниманием к проблемам обустройства общественной жизни (социальная философия):

а) вырабатывает систему ценностей социального мира (идеальное государство, права и обязанности гражданина, вопросы войны и мира, насилия и согласия и т.д.) — утопии;

б) философия всегда партийна — т.к. любое мировоззрение социально направлено, оно обосновывает цели и способы их достижения определенной группы людей;

Политическую и идеологическую ангажированность философов иллюстрирует яркий пример: ни одних других представителей науки столько не убивали, высылали и третировали: отравили Сократа, вскрыли вены Сенеке, обезглавили Т. Мора, сожгли Бруно, расстреляли Флоренского, сослали Чернышевского, выслали Герцена и Бердяева, объявили сумасшедшим Чаадаева.

3. В философии есть компонент искусства: античная философия выходит из эпической поэзии — первые философские произведения были написаны в поэтической форме. В дальнейшем это были афоризмы, диалоги, исповеди, романы, эссе и т.д.

а) Многие философы стремятся не только к рациональному, но и к образному отражению действительности (Соловьев);

Является ли философия наукой? Предмет и основные проблемы философии

Человек отличается от животного многими признаками, как физическими, так и умственными. Собака или шимпанзе никогда не станут задумываться о смысле жизни или стремиться познать себя. Животный мир существует на уровне инстинктов.

Мыслить — любимое занятие человека. Каждый день все мы задаём себе миллион вопросов и ищем в окружающем мире на них ответы.

Разве это наука?

Именно постоянные размышления о смысле бытия являются задачей, которую ставит перед собой философия. И так было ещё со времён древних мыслителей. Является ли философия наукой? Мнения по этому поводу расходятся.

Обычно под наукой подразумевается деятельность, направленная на изучение какого-либо раздела жизни человека или окружающей среды. В точных науках есть числа, цифры. В литературе присутствует проза, стих и т. п. В любой другой науке можно увидеть материальный результат трудов учёных.

Читайте также:  Противогазы и средства защиты органов дыхания и зрения

В философии же любой результат имеет только интеллектуальный характер и заключается в выведении гипотез о жизни человека, её принципах. Однозначных ответов философская наука не даёт ни на один вопрос. Именно поэтому многие предпочитают на вопрос о том, является ли философия наукой, давать негативный ответ.

Искусство мышления

Можно сказать, что философия — это искусство мышления. Считается, что она была самой первой наукой, представляющей из себя обобщённые знания обо всём, что вокруг происходит.

Первыми учёными на планете Земля считают философов. Затем, по мере развития того или иного направления их размышлений, появлялись новые течения, которые отделялись в самостоятельные науки. Это будет полезно узнать тем, кто думает о том, является ли философия наукой.

Предмет философии

Получается, что даже не имея однозначных цифр, суждений, аксиом, философия может быть отнесена к наукам. Разберёмся в том, что конкретно она изучает, какие проблемы решает, какие великие философы были и о чём они говорили много тысяч лет назад.

Итак, мы нашли ответ на вопрос о том, является ли философия наукой. Теперь перейдём к рассмотрению предмета философии.

В литературе существуют разные представления о том, что является предметом этой науки. Но есть и тождественные разъяснения. Если сгруппировать мнения, то философы считают, что предмет философии заключается в:

познании окружающего природного мира;

познании всего мира;

решении проблем человека;

связи человека с Богом.

То есть через предмет философии вытекает сама суть этой науки и то, что она изучает.

Функции философии

Роль философии в жизни общества легче осознаётся при изучении её функций. Можно выделить следующие:

Суть первой функции состоит в том, что философия развивает у человека мышление, понимание того мира, в котором он находится, и своего места в обществе. Благодаря этому человек, увлекающийся философией, способен на трезвую самокритику, а также оценку окружающего мира.

С помощью второй функции философы мира пытаются найти верный ключ для познания чего-то нового. Под ключом понимаются способы получения новой информации. К примеру, один из таких — это диалектика. Она учит узнавать объект исследования на основании изучения абсолютно всех ее параметров, свойств, а также взаимодействий с другими объектами.

Гносеологическая функция учит человека теоретическому пониманию создания новых методов исследования и познания. Это означает, что через понимание мира мыслитель открывает для себя новые возможности изучения окружающего пространства.

Четвёртая функция заключает в том, что философия как наука помогает строить человеку прогнозы на будущее. Благодаря правильному пониманию естественных свойств материи и принципов мироздания многим известным философам прошлого удавалось находить те принципы и закономерности, которые успешно используются в современных науках.

Интегрирующая функция помогает человеку систематизировать его знания о мире, объектах исследования и т. п. Философия как наука обобщает всю информацию и расставляет её по своим местам, устанавливая конкретные взаимосвязи. Таким образом формируется единая база, которая помогает делать всё новые открытия.

У каждой философской школы существуют свои мысли и идеи, понимание мироздания. которые они отстаивают. Ознакомимся ближе с популярными течениями.

Школы философии

Различных направлений школ и течений, которые занимаются или же занимались философией, достаточно много. Принято их разделять по моменту основания. Это правильно, ведь мысли человека с эпохами менялись, кто-то верил в богов, а кто-то считал, что нужно ориентироваться на мощь научно-технического прогресса.

Первые школы философии принято обобщённо называть досократиками. Всё верно, это те течения, которые присутствовали до великого философа Сократа. Наиболее яркими были учения Пифагора, Гераклита и Демокрита.

Как ни странно, хотя школы этих философов начали своё существование около 4 тыс. лет до нашей эры, уже тогда они не пытались объяснить непонятные явления за счёт магии и не ссылались на богов. По их мнению, доказать можно было всё, что угодно, главное — найти необходимые знания.

Роль философии в жизни человека подчёркивали и в период, который называют ранним эллинизмом (существовал с 4 до 1 века до н. э.). Скептицизм, стоицизм и другие школы говорили о том, что весь мир взаимосвязан и является одним целым.

Кто-то из них считал, что человек создан для препятствий, боли, страданий, другие, наоборот, пытались найти кратчайших путь к счастью. По их убеждению, счастье было внутри самого человека, его не нужно было искать в богах или других людях, материальных ценностях.

Средневековье

Мнения философов Средневековья связаны с мышлением людей того времени. Стремительно растущая популярность христианской религии оказала влияние на продвижение идей, связанных с Богом, верой в нечто более высокое.

Философия того времени рассматривала проблемы Священного Писания и богослужения.

Патристика, схоластика, реализм искали ответы на вопросы существования Всевышнего и служили обоснованию его бытия. Номиналисты отрицали, что всё в мире является единым целым. Они считали, что мир таким становится только внутри человеческого мозга и необходимо изучать каждый предмет отдельно, не связывая его с другими.

Также было и мистическое направлении в философии того периода, базирующееся на утверждении о том, что для поисков Бога человеку церковь не нужна. Всё, что нужно, — это уединение и отдалённость от внешнего мира.

Эпоха Возрождения

Европейская философия этой эпохи запомнилась благодаря многим выдающимся и великим людям. Все знают о Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Н. Макиавелли. Именно их связывают с новым направлением философии — гуманизмом.

Известно, что в эту эпоху Бог уходит с первого плана. В сознании людей меняются первостепенные ценности. Человек и окружающий мир (природа) становятся самыми главными объектами изучения философов. Гуманизм определяет, что человек превыше всего — он является вершиной всего сущего.

Конечно, нельзя сказать, что религия начала отрицаться в эпоху Возрождения. Философы начали всё чаще говорить о том, что церковь — дело рук человека, а любой человек является несовершенным. Этим обосновывалась тяга церкви к мирским благам и её порочность. Новой ценностью стал человек, который должен стремиться быть идеальным, то есть подобным Богу.

Новая философия

Основными направлениями новой философии являются эмпиризм, рационализм, субъективный идеализм, агностицизм. Эти направления развивались с 16 по 18 век.

Использовать дедуктивный метод придумал первым вовсе не Шерлок Холмс. Такой способ познания бытия предложили рационалисты. Они считали, что для ответа на любой вопрос необходимо шаг за шагом идти от обобщённой информации к более детальным фактам. Так и можно познать окружающий мир, найти ответы.

Эмпиризм предполагал, что с момента рождения человек представляет собой чистый лист, изображения и текст на котором появляются в процессе взросления, появления нового опыта. И для того чтобы познать мир, стоит использовать полученные ранее знания, проверяя их подлинность и соответствие истине.

Субъективный идеализм предполагал ошибочность любого учения. Для изучения чего-либо нужно обладать истинным знанием, а человек попросту не может иметь необходимую информацию.

Весь мир воспринимается через призму собственного сознания человека. То есть каждое явление, которое можно увидеть, услышать, почувствовать, перерабатывается разумом, и он выдаёт собственный вывод.

Кому-то нравится синий цвет, а кто-то его ненавидит. Так и со всем остальным. Невозможно полностью исследовать что-либо, не владея истиной.

Представители философии агностицизма пытались доказать, что любое знание должно открываться на основании опыта и логики. Они считали, что в науке нет места любой теории, а всё должно познаваться исключительно опытным, исследовательским путём.

Всё дальше и дальше философы отдались от средневековых идей, посвящённых религии.

Эпоха Просвещения

Конечно же, рассматривая периоды философии, нельзя оставить без внимания и эту эпоху, которая в 18 веке подарила нам великих мыслителей, таких как Вольтер и П. Гольбах.

Часто время этих философов называют второй эпохой Возрождения, ведь и там, и здесь можно наблюдать новый виток в философии, связанный с отрицанием религии, который “залез” в голову каждому. Причём преклонила свои колени перед их идеями и западная философия.

Основными ценностями для человека эпохи Просвещения является следующее:

Культ разума и науки.

Вера в научный прогресс.

Абсолютное отрицание религии и всего, что с этим связано.

Идея равенства и всеобщего просвещения.

Что уж тут говорить, если в 18 веке впервые создали машину. Научно-технический прогресс всё сильнее влиял на сознание людей. Необходимость описывать непонятные явления проявлением божественной силы или мифическим происхождением отпала.

Всеобщая идея того, что человек самостоятельно способен создавать инструменты и механизмы, которые могут автоматически работать, внушала чувство превосходства над всеми живыми организмами.

Постклассическая философия

Итак, мы подобрались к 19 веку. Философию того времени многие современные ученые ассоциируют с великими фамилиями: Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и другими. Всех их причисляют к тем или иным направлениям философской мысли, которые приведены далее.

Следующие направления относят к постклассической философии:

Рассмотрим более подробно самые популярные учения из них.

Материализм

Основными идейными вдохновителями этого направления были К. Маркс и Ф. Энгельс. Их книги заставляли читать всех школьников и студентов в Советском Союзе — это неудивительно, ведь в те времена идеи о коммунистическом материализме были одними из главных.

Правильнее даже говорить не материализм, а марксизм, который предполагает способ осмысления мира через материальную призму. Основны философии этого направления были следующими:

Всё в мире состоит из физической материи. Она вечна и была всегда, её никто не создавал.

На объективность мира не влияет сознание какого-либо человека. Всё в мире можно познать.

Главным отличием марксизма можно назвать не выведенные способы познания мира, а методы его совершенствования, преобразования революционным путём. То есть необходимость познать что-либо утрачивает смысл, считается, что это пустая трата времени. Лучше всего вывести закономерность, ознакомиться с правилами, а затем изменять их под свои нужды.

Основным недостатком, который почувствовал каждый на себе ещё во времена СССР, являлось отсутствие признания индивидуальности человека и необходимости духовного просвещения людей.

Антропологизм

Немецкий классик Л. Фейербах считал, что человек является продуктом природы. Это было основой его антропологистической философии. Главным он считал чувство любви, которое является основным двигателем. По его утверждениям, основой для любви является религия.

Для того чтобы понять основы мироздания, необходимо полностью понять и исследовать устройство самого человека — как физическое, так и психологическое.

Позитивизм

Название этого направления философии произошло от его основных фундаментальных утверждений. Необходимые знания назывались позитивными (или положительными). Для их поиска необходимо использовать эмпирические данные всех наук, а также полученные при переплетении учений каждой из них.

Другими словами, позитивизм утверждал, что философия не может существовать как отдельная единица познания, а должна являться синтезом открытий других научных направлений.

Философия 20 века

Характеристика философии 20 века говорит о том, что современные направления являются только лишь синтезом или переосмысливанием идей философов прошлых времён. Основная тенденция не меняется с прошлого периода — человек является главным предметом философии.

Основными глобальными направлениями можно назвать неокантиантство, герменевтику, философскую антропологию, аналитическую философию, фрейдизм и неофрейдизм, феноменологию, экзистенциализм, персонализм.

Совершенно новые идеи, которые не похожи на предыдущие направления философского мышления, можно найти в аналитической философии. Она предлагает очистить философию как науку от псевдопроблем путём верификации. А остальные вопросы должны были решиться путём единого языка, которые объединит абсолютно все существующие науки.

Основной представитель этого направления — Б. Рассел — остался известен благодаря формулированию основ математической логики.

Как видно, философия многогранна и неиссякаема в плане познания человека и его бытия. Можно использоваться перечисленные методы и способы познания мира для собственного развития себя как высокоинтеллектуальной, образованной и мыслящей личности.

И нельзя различать, европейская или западная философия, — это в корни неправильно. Независимо от того, в каком месте планеты живёт человек, он может придерживаться того или иного учения.

Источники:
  • http://students-library.com/library/read/18618-predmet-sovremennoj-filosofii-nauki-ee-mesto-v-sisteme-filosofskogo-znania
  • http://mylektsii.ru/7-68625.html
  • http://fb.ru/article/219767/yavlyaetsya-li-filosofiya-naukoy-predmet-i-osnovnyie-problemyi-filosofii