Меню Рубрики

Какие точки зрения по вопросу о прогрессе

Любое развитие — это движение вперёд или назад. Так и общество может развиваться либо прогрессивно, либо регрессивно, а иногда обществу свойственны оба эти процесса, только в различных сферах жизни. Что же такое прогресс и регресс?

Прогресс — от от лат. progressus — движение вперед, Это такое направление в развитии общества, которому характерно движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, это поступательное движение вперёд, к лучшему.

Социальный прогресс – это всемирно-исторический процесс, для которого свойственно восхождение человечества от примитивности ( дикости) к цивилизации, в основе которой лежат достижения научно- технические, политико-правовые, нравственно- этические.

Социальный Развитие общества по пути справедливости, создание условий для всестороннего развития личности, для его достойной жизни, борьба с причинами, мешающими этому развитию.
Материальный Процесс удовлетворения материальных потребностей человечества, в основе которого лежит развитие науки, техники, повышение жизненного уровня людей.
Научный Углубление познания окружающего мира, общества и человека, дальнейшее освоение микро- и макрокосмоса.
Научно- технический Развитие науки направлено на развитие техники, совершенствование процесса производства, его автоматизация.
Культурный (духовный) Развитие нравственности, формирование осознанного альтруизма, постепенное преобразование человека — потребителя в человека- создателя, саморазвитие и самосовершенствование личности.

Критерии прогресса

Вопрос о критериях прогресса (то есть признаках, основаниях, позволяющих судить о явлениях как прогрессивных) всегда вызывал неоднозначные ответы в разные исторические эпохи. Приведу некоторые точки зрения по поводу критериев прогресса.

Мыслители Точки зрения на критерии прогресса
Ж.Кондорсе Развитие разума человека
Вольтер Развитие просвещения, торжество разума человека.
Ш.Монтескье Улучшение законодательства стран
К.Сен-Симон Ш.Фурье, Р.Оуэн Отсутствие эксплуатации человека человеком, счастье людей.
Г.Гегель Зрелость свободы общества.
А.Герцен, Н.Чернышевский, В.Белинский, Н.Добролюбов Распространение просвещения, развитие знаний.
К.Маркс Развитие производства, овладение природой, смена одной формации другой.

Современные критерии прогресс не столь однозначны. Их много, в комплексе они свидетельствуют о прогрессивном развитии общества.

Критерии общественного прогресса современных учёных:

  • Развитие производства, экономики в целом, увеличение свободы человека по отношению к природе, жизненный уровень людей, рост народного благосостояния, качества жизни.
  • Уровень демократизации общества.
  • Уровень свободы, закреплённой законодательно, предоставленные возможности для всестороннего развития и самореализации личности, разумное употребление свободы.
  • Нравственное совершенствование общества.
  • Развитие просвещения, науки, образования, увеличение потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира.
  • Продолжительность жизни людей.
  • Увеличение человеческого счастья и добра.

Однако прогресс — это не только положительное явление. К сожалению, человечество одновременно и созидает, и разрушает. Умелое осознанное использование достижений человеческого разума- это тоже один из критериев прогресса общества.

Противоречивость общественного прогресса

Позитивные и негативные последствия прогресса Примеры
Прогресс в одних областях может привести к застою в других. Яркий пример- период сталинизма в СССР. В 30-годы был взят курс на индустриализацию, резко повысились темпы развития промышленности. Однако социальная сфера развивалась слабо, лёгкая промышленность работала по остаточному принципу. В итоге — значительное ухудшение качества жизни людей.
Плоды научного прогресса могут быть использованы как во благо, так и во вред людям. Развитие информационных систем, Интернет- это величайшее достижение человечества, открывающее пред ним широкие возможности. Однако одновременно появляется компьютерная зависимость, уход человека в виртуальный мир, появилась новая болезнь-« игровая компьютерная зависимость».
Достижения прогресса сегодня могут привести к отрицательным последствиям в будущем. Примером может служить освоение целинных земель в правление Н.Хрущёва.. Сначала был действительно получен богатый урожай, но спустя время появилась эрозия почв.
Прогресс водной стране не всегда ведёт к прогрессу в другой. Вспомним государство Золотая Орда. Это в начале 13 века была огромная империя, ,с многочисленным войском, передовой военной техникой. Однако прогрессивные явления в данном государстве стали бедствием для многих стран, в том числе и для Руси, которая более двухсот лет находилась под игом орды.

Подводя итог, хочется отметить, что человечеству свойственно стремление идти вперёд, открывая новые и новые возможности. Однако нужно помнить, и учёным в первую очередь, каковы будут последствия такого прогрессивного движения, не обернётся ли оно катастрофой для людей. Поэтому необходим сокращать до минимума отрицательные последствия прогресса.

Противоположным прогрессу путём общественного развития является регресс ( от лат. regressus, то есть движение в обратную сторону, возвращение назад)- движение от более совершенного к менее совершенному, от более высших форм развития к низшим, движение назад, изменения к худшему.

Признаки регресса в обществе

  • Ухудшение качества жизни людей
  • Упадок в экономике, кризисные явления
  • Рост смертности людей, снижение среднего уровня жизни
  • Ухудшение демографической ситуации, снижение рождаемости
  • Рост заболеваемости людей, эпидемии., большой процент населения, имеющего
  • Падение нравственности, образованности , культуры общества в целом.
  • Решение вопросов силовыми , декларативными методами и способами.
  • Сокращение уровня свободы в обществе, её насильственное пресечение.
  • Ослабление страны в целом и её международного положения .

Решение проблем, связанных с регрессивными процессами общества, — одна из задач правительства, руководства страны. В демократическом государстве, идущем про пути гражданского общества, которым является Россия, большое значение имею общественные организации, мнение народа. Проблемы необходимо решать, и решать сообща- власти и народу.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Какие точки зрения по вопросу о прогрессе

Подробное решение параграф § 3 по обществознанию для учащихся 10 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский 2015

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития?

Многообразие путей и форм общественного развития объясняется тем, что с развитием общества появляются новые пути и формы общественного развития. Первобытная эпоха сменилась государством. На смену феодальной раздробленности во многих странах пришли централизованные монархии. В ряде стран произошли буржуазные революции. Все колониальные империи рухнули, и на их месте возникли десятки независимых государств. Многовариантность путей и форм общественного развития не беспредельна. Она включена в рамки определённых тенденций исторического развития.

2. Что такое процесс глобализации?

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции (процесс объединения частей в целое) и унификации (приведение к единообразной системе или форм).

Глобализация представляет собой процесс изменения структуры мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, включения в мировой рынок и тесное переплетение экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики — геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем. Глобализация сближает государства, заставляет их в большей степени учитывать интересы друг друга, предостерегает от крайних действий в политике и экономике (в противном случае международное сообщество может использовать различного рода санкции: ограничить торговлю, прекратить международную помощь, заморозить предоставление займа и т.п.).

3. Каковы проявления глобализации в экономической сфере? Что ей способствует?

Сотрудничество между национальными хозяйствами разных стран, сближение рынков каждой из отдельных стран с целью образования единого рынка, ликвидация барьера в движении товаров, услуг, капитала, рабочей силы между странами.

4. В чём выражается противоречивость процесса глобализации?

Противоречивость процесса глобализации заключается в невозможности государства регулировать экономику на национальном уровне в отрыве от мировых хозяйственных процессов.

5. Каковы основные глобальные проблемы современности? Чем вызвано их появление?

К основным глобальным проблемам современности относятся:

— сырьевая (вырубка лесов, нехватка воды, исчерпание ресурсов нефти и т.д.) т.к. ресурсы Земли исчерпаемы;

— экологическая (загрязнение воды, воздуха, озоновые дыры);

— проблемы войны (наличие атомного оружия у некоторых стран);

— проблема Север-Юг: богатый Север, бедный Юг;

— болезни (СПИД, ВИЧ, рак, зависимость, грипп);

— население (в Китае и Индии перенаселение, а в Европе и в России демографический кризис).

6. Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время?

Существует множество точек зрения философов по вопросу о прогрессе в прошлои в наше время: древнегреческий поэт Гесиод (VIII—VII вв. до н.э.) писал о главных стадиях в развитии человечества. Первой стадией был золотой век, когда люди жили легко и беспечно, второй — серебряный век, когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь всё ниже, люди оказались в железном веке, когда повсюду царили зло, насилие, попиралась справедливость. Подумайте, каким видел Гесиод путь человечества: прогрессивным или регрессивным.

В отличие от Гесиода древнегреческие философы Платон (ок. 427—347 гг. до н.э.), Аристотель (384—322 гг. до н.э.) рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.

С достижениями науки, техники, культуры, оживлением общественной жизни в эпоху Нового времени связано развитие идеи исторического прогресса. Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ А. Р. Тюрго (1727 — 1781). Его современник, французский философ-просветитель Ж. А. Кондорсе (1743 — 1794), считал, что история представляет собой картину беспрерывных изменений, прогресса человеческого разума. Он писал: «Наблюдение этой исторической картины показывает в видоизменениях человеческого рода, в беспрерывном его обновлении, в бесконечности веков путь, по которому он следовал, шаги, которые он сделал, стремясь к истине или счастью. Наблюдения над тем, чем человек был, и над тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться».

Итак, Кондорсе видит исторический процесс как путь социального прогресса, в центре которого — восходящее развитие человеческого разума. Немецкий философ Г. Гегель (1770 — 1831) считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий. Эту веру в прогресс воспринял и другой немецкий философ — К. Маркс (1818 — 1883), считавший, что человечество идёт ко всё большему овладению природой, развитию производства и самого человека.

XIX и XX века ознаменовались бурными событиями, которые дали новую информацию к размышлению о прогрессе и регрессе в жизни общества. В XX в. появились социологические теории, авторы которых отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф.

Вспомним факты из истории XIX — XX вв.: за революциями нередко следовали контрреволюции, за реформами — контрреформы, за коренными переменами в политическом устройстве — реставрация старых порядков.

7. В чём заключается противоречивый характер прогресса?

Противоречивый характер «прогресса» заключается в том, что в мире все страны, каждая по-своему понимает «прогресс». Меняется мир и меняются мировые ценности, многое из того, что казалось благом, становилось если не злом, то проблемой: сегодня уже вряд ли кто-то будет претендовать на «свою порцию радия». Для некоторых «прогресс» — это наличие экономических благ, для других – достижение политической стабильности.

8. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями различных эпох? В чём их плюсы и минусы?

Немецкий философ Ф. В. Шеллинг (1775—1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие — о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом. Шеллинг предлагал своё решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.

Вопрос о критериях прогресса занимал многие великие умы Нового времени, но решение так и не было найдено. Недостатком попыток решить эту задачу было то, что во всех случаях в качестве критерия рассматривалась лишь одна линия (или одна сторона, или одна сфера) общественного развития. И разум, и мораль, и наука, и техника, и правовой порядок, и сознание свободы — всё это показатели очень важные, но не универсальные, не охватывающие жизнь человека и общества в целом.

В наше время философы также придерживаются разных взглядов на критерии общественного прогресса. Рассмотрим некоторые из них.

Одна из существующих ныне точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Эта позиция аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека.

Человек здесь рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы.

Однако данная позиция подвергается критике. Как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его лишь в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История знает примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры. Чтобы преодолеть односторонность критериев, необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философами предлагается понятие «свобода».

Согласно точке зрения этих учёных, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит нас к рассмотрению ещё одной точки зрения на социальный прогресс.

Читайте также:  Основные точки зрения относительно происхождения морали

Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека лишь как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учётом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека становятся самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

Человечность, признание человека высшей ценностью выражаются понятием «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма.

Теперь, когда мы изложили различные взгляды на критерии исторического прогресса, подумайте, какая точка зрения даёт вам более надёжный способ оценивать изменения, происходящие в обществе.

9. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев?

Человечность, признание человека высшей ценностью выражаются понятием «гуманизм», поэтому гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным, преодолевшим односторонний подход других критериев. Универсальность заключается в том, что прогрессивным является то, что способствует возвышению гуманизма.

Как мы видели, нельзя ограничиться характеристикой человека лишь как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учётом этого мы можем говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека становятся самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств. Короче говоря, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил.

1. Учёные отмечают, что в высокоразвитых странах на первый план выходят биотехнологии, нанотехнологии, робототехника, новое природопользование, масштабные системы виртуальной реальности. Подумайте, как изменится общество с учётом этих позиций.

Промышленное производство, экономика будут базироваться на открытиях в биотехнологиях, нанотехнологиях, в области новых материалов, информационно-коммуникационных, когнитивных, мембранных, квантовых технологиях, фотонике, микромеханике, робототехнике, генной инженерии, технологиях виртуальной реальности, термоядерной энергетике.

Синтез достижений на этих направлениях может привести к созданию, например, искусственного интеллекта, других новаций, которые смогут обеспечить выход на принципиально новый уровень в системах управления государством, вооруженными силами, экономикой и обществом в целом.

2. Американский философ Э. Валлерстайн разработал теорию мировой системы. Эта система, которая начала формироваться ещё в XVI в., включает ядро (индустриальные страны Запада), полупериферию (к ним Валлерстайн отнёс государства на юге Европы, такие, как Испания), периферию (страны Восточной Европы) и внешнюю арену (государства Азии и Африки, вовлечённые в мировое хозяйство лишь как сырьевые придатки). При этом философ утверждал, что страны, входящие в ядро, так организуют мировую экономическую систему, чтобы она прежде всего отвечала их интересам.

Обдумайте положения этой теории. Что вам представляется верным, а с чем трудно согласиться? Если следовать логике автора, какие страны сегодня образуют ядро системы, составляют полупериферию и периферию? Сохранилась ли внешняя арена?

Теория сформулирована правильно и остаётся актуальной в наши дни, когда страны, которые входят в ядро мировой экономической системы диктуют правила игры для всех остальных стран таким образом, чтобы экономика отвечала их интересам. В современном обществе немного изменился список государств, которые оставляют периферию и полупериферию. Периферию составляют страны Африки. Африка мало вовлечена в мировое хозяйство, с этим можно согласиться. К числу периферийных стран можно отнести Англию, Францию. Ядро системы образуют – Китай, Япония, США.

3. Попытайтесь с позиций универсального критерия прогресса оценить реформы 1860 -1870-х гг. в России.

Реформы 1860 — 1870-х гг. в России, проводимые Александром II были действительно направлены на прогресс. Крестьянская реформа, проводившаяся в рамках, данных реформ положила начало отмене многовекового крепостного права в России. Судебная реформа 1864 г. ввела суд присяжных, гласность, открытость и состязательность судебного процесса. Земская реформа, ввела земские управы и собрания. Военная реформа сократила срок службы. Все данные реформы были направлены на прогресс в экономическом, социальном и политическом планах.

4. Отечественный философ М. Мамардашвили писал: «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение, следующее: исполниться в качестве Человека. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?

Чтобы достичь вершины мироздания, а также постигнуть истину, человек должен все время совершенствоваться, искать свое предназначение и смысл своей жизни, что означает стать полноценным человеком, раскрыть в себе невиданные таланты. В погоне за совершенством человек изучает, наблюдает, изобретает. В этом и заключается идея прогресса.

Прогрессивные силы

Применяя критерии прогресса к историческому процессу, на каждом его состоянии мы выделяем те общественные силы, которые называем прогрессивными. Вспомним, что, изучая революции XVIII в. во Франции и войну за независимость в североамериканских штатах, мм прогрессивной силой называли буржуазию. Именно представители этого класса создали документы, совершили большой шаг человечества к свободе. Декларация независимости 1776., Составленная в республиканском и демократическом духе, зафиксировала право людей на жизнь, свободу, равенство, стремление к счастью. Декларация прав человека и гражданина 1789 г.. Говорила: «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. В ней говорилось о естественные и неотъемлемые права человека, суть которых свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.

С середины XIX в. многие общественные деятели считали главной прогрессивной силой общества рабочий класс. И действительно, руки рабочих создали современное производство, возвели и транспортные магистрали, создали многочисленные блага, необходимые человеку. Борьба рабочих побуждала правящие круги во многих странах расширять политические свободы, доступ к ценностям культуры.

В XX в. некоторые мыслители отстаивали тезис о лице, прогрессивную роль интеллигенции. Несомненно, интеллекту, знаниям, творческим усилиям этой социальной силы человечество обязано многими великими открытиями и изобретениями, духовными ценностями, которые делали человека более независимой во внутренней жизни и более свободной в отношении природных и социальных условий.

Широко распространенным стало разделение на прогрессивные и реакционные классы общества, прогрессивные и реакционные общественные системы. Однако многие ученые и общественные деятели считают теперь такой подход устаревшим. Линия разграничения сил прогресса и реакции во многом перестала совпадать с границами стран и классов в том виде, в каком они сложились исторически. Как прогрессивные силы рассматриваются сегодня сторонники реформ в странах порвали с тоталитарным прошлым, различные социальные и политические силы во всем мире, борющихся за выживание человечества, за ликвидацию угрозы ядерной гибели, прекращение региональных военных конфликтов, преодоление обездоленности двух третей человечества, проживающих в освобожденных от колониального гнета странах, за равноправное международное сотрудничество в решении глобальных проблем человечества, за соблюдение прав и свобод человека.

Противники прогресса — это силы, разжигающие социальные, национальные, расовые конфликты, стремящихся урезать права и свободы человека, выступают с позиций национального эгоизма, групповых привилегий, культа силы и наживы, что достигается любой ценой. Это все те, кто добивается своих целей, рассматривая человека как средство для их достижения.

Применяя универсальный критерий прогресса, мы можем оценить деятельность отдельных лиц, групп, партий как прогрессивную или направленную против прогресса. Если сказать коротко, то прогрессивной является деятельность, нацеленная на реализацию гуманистических идеалов, ориентированная на гуманистические ценности, утверждение которых в жизни и означает развитие общества в направлении все более совершенной организации.

Основные понятия

Прогресс. Регресс. Критерии прогресса.

Прогрессивные силы. Реакционные силы.

Вопросы для самопроверки

1. Какие точки зрения по вопросу о прогрессе высказывались философами в прошлом и в наше время?

2. В чем заключается противоречивый характер прогресса?

3. Какие критерии прогресса предлагались мыслителями разных эпох? В чем их «плюсы» и «минусы»?

4. Почему гуманистический критерий прогресса можно считать комплексным?

1. Сравните критерии прогресса, предлагавшиеся различными мыслителями. Противоречат друг другу? Свое мнение аргументируйте.

2. Подумайте, прогрессивная деятельность Богдана Хмельницкого, Грушевского, Л. Кравчука, Л. Кучмы. Свою оценку аргументируйте.

3. Философ XX в. М. Мамардашвили писал «Конечный смысл мироздания или конечный смысл истории является частью человеческого предназначения. А человеческое предназначение следующее: осуществиться как Человек. Стать Человеком». Каким образом эта мысль философа связана с идеей прогресса?

4. Подумайте, какие идеи исследуемой темы могут быть проиллюстрированы следующими фактами: с 1868 с 1980 гг. Многие страны мира подписали целый ряд договоров, которые называют документами по международному гуманитарному праву, — конвенции о запрещении применения на войне удушливых, ядовитых газов и бактериологических средств , о защите гражданского населения во время войны, а также другие документы, содержащие запреты применять оружие и методы ведения военных действий, способных причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания, убивать и наносить увечья пленным; требования помогать раненым и больным, в том числе и тех, кто оказался во власти противника и тому подобное. Почему такие нормы называют гуманитарным правом?

Краткие выводы к разделу

1. Свобода, которая понимается как отсутствие каких-либо норм и ограничений, в обществе невозможна. Наряду с внешними регуляторами поведения человека существуют внутренние. Важнейшая из них — чувство долга и ответственности.

2. Историю творят люди. Субъектами исторического процесса есть народы, социальные группы, элиты, организации, выдающиеся личности. Деятельность всех субъектов истории порождает цепь сменяющих друг друга событий, составляющих исторический процесс.

3. Политическая деятельность выражает интересы больших социальных групп и обществ в целом. Она включает в себя разнообразные действия, использование различных средств, которые не должны выходить за пределы, указанные в документах о правах человека, в международном гуманитарном праве. Направление и содержание политической деятельности во многом определяется политической идеологией.

4. Прогресс общества зависит от деятельности людей, от их усилий, направленных на развитие гуманизма, на создание условий для свободного развития личности.

Вопросы к главе

1. свободные люди в выборе путей и форм общественного развития? Если да, то может ли эта свобода быть безграничной? Что может ограничить свободу и или

2. Каким должно быть общество, чтобы обеспечить свободное развитие личности? Какой смысл вы вкладываете в понятие «свободная личность»? Как человек пользуется этой свободой?

3. Какую роль играет в развитии общества каждый из субъектов исторического процесса?

4. Почему именно политическая деятельность может вызвать значительные изменения в жизни общества? Чем влияние на жизнь общества политической деятельности отличается от влияния деятельности экономической?

5. Как связаны между собой общественный прогресс и рост свободы человека? Что означает рост свободы?

Какие точки зрения по вопросу о прогрессе

По следам дискуссий

Прогресс или деградация?

Существует три точки зрения на прогресс: то, чему учит теория эволюции; то, о чём свидетельствует реальность; и то, чему учит Библия. Давайте кратко рассмотрим каждую из них.

I. ТЕОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ:

    1. Всё произошло из ничего
    2. Человек произошел от обезьяны, а она — от амёбы.
    3. Всё прогрессирует: всё развивается от худшего к лучшему, от простейшему к сложному, от меньшего к большему…
    4. Жизнь и всё вокруг становится лучше и лучше.
    5. Человек становится всё лучше и лучше, умнее и красивее.

II. РЕАЛЬНОСТЬ:

Существующие законы термодинамики противоречат теории эволюции. Первый закон гласит, что ничто не появляется и не исчезает. А второй, — что всё стремится к упадку. Мы и сами видим, что вещи со временем ломаются или начинают работать всё хуже и хуже. Здания разрушаются, машины ломаются, железо ржавеет, краска выцветает и облупливается и так далее.

Законы термодинамики касаются не только окружающего нас мира и вещей, но и самого человека: Люди болеют, стареют и умирают. Когда смотришь старые фотографии дедушек и бабушек, прадедушек и прабабушек, невольно замечаешь, что прежние поколения были намного симпатичнее наших современников.

Кроме того, все мы сто раз слышали от наших бабушек такую фразу: «В наше время было лучше» или «Сейчас всё стало хуже, чем раньше…». Да и сами мы являемся свидетелями того, что всё в мире постепенно вырождается. Что касается умственного развития, то это вообще отдельная история…

Сегодня всё чаще мы слышим такие высказывания о подрастающем поколении: «Васенька до сих пор читает по слогам… и пишет с ошибками. Я уже молчу о том, что он не в состоянии показать Францию на географической карте». Это что касается общего развития Васеньки. Но этим проблема не исчерпывается. Васенька также не может отличить добро от зла. Кроме низкого образовательного уровня, у Васеньки практически отсутствует как моральность, так и духовность.

Читайте также:  Что такое душа с точки зрения православия

Ведущий одной из самых популярных ежедневных вечерних телепередач Джей Лено имеет традицию периодически задавать вопросы на улице, а потом анализировать ответы в своей передаче. В один из таких дней он задал пешеходам несколько вопросов по Библии:

  • На вопрос «Назовите хотя бы одну из 10 заповедей», студентка колледжа ответила: «Свобода слова».
  • Другой студентке было предложено закончить предложение (библейский стих): «Всякий, кто без греха, пусть…». Ответ был таким: «живет и развлекается».
  • Одному из студентов был задан вопрос: «Как звали библейского персонажа, который был проглочен большой рыбой?». На что он ответил: «Пиноккио».
  • Больше половины опрошенных не могли перечислить названия четырёх Евангелий, тогда как, не задумываясь, назвали имена и фамилии всех участников квартета «Битлс».

В сегодняшнем мире происходит смешение истины с ложью, зла с добром. Политическая «корректность» выживает истину. Страх быть осмеянным сверстниками или быть привлечённым к судебной ответственности заставляет людей отказываться от библейских принципов. В Чикаго нам однажды доходчиво объяснили, что говорить «Merry Christmas» — «С Рождеством» — запрещено из-за политической некорректности. Вместо этой фразы необходимо говорить: «Счастливых праздников». В противном случае у вас могут быть проблемы.

Сегодня каждый решает для себя, что есть добро и зло. Истиной принято считать то, что удобнее и не вызывает дискомфорта и душевного беспокойства.

III. БИБЛЕЙСКИЙ ВЗГЛЯД:

Библия — это Слово Божье, а Бог, как известно, не лжёт. Истина, так же как и Бог, существует сама по себе и не зависит от нашего с нею согласия. Мы не можем ее изменить или отменить. Её можно лишь либо принять, либо отвергнуть. Что касается истины в вопросе о прогрессе и регрессе, Библия говорит следующее:

1. Бог создал всё совершенным.

2. Человек создан по образу Бога

3. Человек согрешил, чем вызвал гнев и проклятие Бога на всю вселенную.

4. Всё стало болеть, умирать.

5. Грех прогрессирует, моральное состояние человека деградирует.

6. Человек деградирует как физически, так и духовно.

Римлянам 3:10-18 Нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их.

А причина кроется только в том, что «все согрешили и лишены славы Божией» (Послание Римлянам 3:23).

Мы не можем остановить или изменить ход истории, но мы можем изменить свою собственную жизнь, позволив Иисусу Христу стать нашим Господом и Спасителем.

Проверено экспертом

briochetina

Какие критерии прогресса выдвигались в прошлом?

Вообще, прогресс является определенным направлением развития, который представляет собой переход от низшего к высшему (качественному) изменению.

В связи с этим существуют два подхода к критериям общественного прогресса, а имеено:

— становление социальных форм, которые обеспечивают организованность общества как единой единицы – это первый критерий (этот же критерий должен обуславливать положение человека)

— другой критерий обуславливает также положеие человека в обществе относительно уровня его свободы и испытываемого счастья. Такой критерий рассматривает личность как цель прогресса.

Но прогресс является также противоречивым явлением. Ведь в его основе лежит создание высокотехнолгического общества, нравственного и идеального общества. И поэтому главным критерием прогресса можно назвать степень свободы человека, в максимальном виде какую ее готово предоставить общество.

В чем состоит их ограниченность?

Думаю, что ограниченность критериев заключается в том, что прогресс противоречив, а свобода, которую он ставит в ранг своего критерия, является ограниченным явлением, по крайней мере, свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека. И в ограниченности критерия я вижу ограниченность прогресса.

Прогресс и регресс в историческом развитии

Теории общественного прогресса и регресса.

Направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, называется в науке прогрессом (слово латинского происхождения, означающее буквально движение вперед). Понятию прогресса противоположно понятие регресса. Для регресса характерны движение от высшего к низшему, процессы деградации, возврат к изжившим себя формам и структурам. По какому пути идет общество: по пути прогресса или регресса? От того, каким будет ответ на этот вопрос, зависит представление людей о будущем: несет ли оно лучшую жизнь или не сулит ничего хорошего? Древнегреческий поэт Гесиод (VIII – VII вв. до и. э.) писал о пяти стадиях в жизни человечества. Первой стадией был «золотой век», когда люди жили легко и беспечно, второй – «серебряный век», когда началось падение морали и благочестия. Так, опускаясь все ниже, люди оказались в «железном веке», когда повсюду царят зло, насилие, попирается справедливость.

Древние философы Платон и Аристотель рассматривали историю как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии.

С достижениями науки, ремесел, искусств, оживлением общественной жизни в эпоху Возрождения связано развитие идеи исторического прогресса.

Одним из первых теорию общественного прогресса выдвинул французский философ Анн Робер Тюрго (1727-1781). Его современник французский философ-просветитель Жак Антуан Кондорсе (1743-1794) писал, что история представляет картину беспрерывных изменений, картину прогресса человеческого разума. Наблюдение этой исторической картины показывает в видоизменениях человеческого рода, в беспрерывном его обновлении, в бесконечности веков путь, по которому он следовал, шаги, которые он сделал, стремясь к истине или счастью. Наблюдения над тем, чем человек был, и над тем, чем он стал в настоящее время, помогут нам, писал Кондорсе, найти средства обеспечить и ускорить новые успехи, на которые его природа позволяет ему надеяться. Кондорсе видит исторический процесс как путь социального прогресса, в центре которого – восходящее развитие человеческого разума.

Гегель считал прогресс не только принципом разума, но и принципом мировых событий.

Эту веру в прогресс воспринял и К. Маркс, считавший, что человечество идет ко все большему овладению природой, развитию производства и самого человека. XIX и XX вв. ознаменовались бурными событиями, которые дали новую «информацию к размышлению» о прогрессе и регрессе в жизни общества.

В XX в. появились социологические теории, которые отказались от оптимистического взгляда на развитие общества, характерного для идей прогресса. Вместо них предлагаются теории циклического круговорота, пессимистические идеи «конца истории», глобальных экологических, энергетических и ядерных катастроф. Одну из точек зрения по вопросу о прогрессе выдвинул философ и социолог Карл Поппер (род. в 1902 г.), который писал: «Если мы думаем, что история прогрессирует или что мы вынуждены прогрессировать, то мы совершаем такую же ошибку, как и те, кто верит, что история имеет смысл, который может быть в ней открыт, а не придан ей. Ведь прогрессировать – значит двигаться к некой цели, которая существует для нас как для человеческих существ. Для истории это невозможно. Прогрессировать можем только мы, человеческие индивидуумы, и мы можем делать это, защищая и усиливая те демократические институты, от которых зависит свобода, а вместе с тем и прогресс. Мы достигнем в этом больших успехов, если глубже осознаем тот факт, что прогресс зависит от нас, от нашей бдительности, от наших усилий, от ясности нашей концепции относительно наших целей и реалистического выбора таких целей».

Критерии прогресса Кондорсе (как и другие французские просветители) считал критерием прогресса развитие разума. Социалисты-утописты выдвигали нравственный критерий прогресса. Сен-Симон считал, например, что общество должно принять такую форму организации, которая бы привела к осуществлению нравственного принципа: все люди должны относиться друг к другу, как братья. Современник социалистов-утопистов немецкий философ Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854) писал, что решение вопроса об историческом прогрессе осложнено тем, что сторонники и противники веры в совершенствование человечества полностью запутались в спорах о критериях прогресса. Одни рассуждают о прогрессе человечества в области морали, другие – о прогрессе науки и техники, который, как писал Шеллинг, с исторической точки зрения является скорее регрессом, и предлагал свое решение проблемы: критерием в установлении исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству. Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Г. Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

Прогресс и регресс в эволюции живых организмов.

Развитие живой природы осуществляется от менее сложного к более сложному, от менее совершенного к более совершенному, то есть происходила и происходит прогрессивная эволюция. Особо четко это проявляется при анализе палеонтологических данных. Если в отложениях архейской эры еще не обнаруживается никаких следов жизни, то в каждую из последующих эр и периодов строение организмов существенно усложняется. Таким образом, общий путь развития живой природы — от простого к сложному, от примитивного к более совершенному. Именно этот путь развития живой природы и обозначают термином «прогресс».

Процесс эволюции идет непрерывно в направлении максимального приспособления живых организмов к условиям окружающей среды (то есть происходит возрастание приспособленности потомков по сравнению с предками). Такое возрастание приспособленности организмов к окружающей среде А. Н. Северцов назвал биологическим прогрессом. Критериями биологического прогресса являются:

1) увеличение численности;

2) расширение ареала;

3) прогрессивная дифференциация — увеличение числа систематических групп, составляющих данный таксон.

Биологический прогресс достигается различными путями, главными направлениями эволюционного процесса. В настоящее время выделяют следующие пути биологического прогресса: арогенез, аллогенез и катагенез.

Арогенез — путь развития группы организмов с выходом в другую адаптивную зону под влиянием приобретения группой каких-то принципиально новых приспособлений. Такой путь достижения биологического прогресса — ароморфоз или морфофизиологический прогресс. Примером арогенеза сравнительно небольшого масштаба является возникновение и расцвет класса птиц (возникновение крыла как органа полета, совершенного четырехкамерного сердца, что значительно повысило интенсивность обменных процессов и обеспечило теплокровность, развитию отделов мозга, координирующих движение в воздухе).

В мире растений типичными арогенезами являются выход растений на сушу, возникновение голосеменных, покрытосеменных растений и др.

К типичным ароморфозам у беспозвоночных относятся: симметрии тела, половая дифференцировка,, переход на легочное дыхание; у птиц и млекопитающих — полное разделение сердца на правую и левую половины с дифференцировкой двух кругов кровообращения, увеличение рабочей емкости легких и др.

К крупным ароморфозам в развитии растений можно отнести возникновение тканей и органов, закономерную смену поколений в цикле развития, образование цветков, плодов. Ароморфозы формируются на основе наследственной изменчивости и естественного отбора и являются приспособлениями широкого значения. Они дают преимущества в борьбе за существование и открывают возможности освоения новой, прежде недоступной среды обитания.

Аллогенез — направление эволюции группы организмов, при которой у близких видов происходит смена одних частных приспособлений другими, а общий уровень организации остается прежним. Этот путь достижения биологического прогресса связан с проникновением организмов в какие-либо узкие (дифференцированные) условия среды в результате развития частных приспособлений. Такие частные приспособления называют алломорфозами или идиоадаптациями,

Катагенез — особый путь эволюции, связанный с проникновением организмов в более простую среду обитания и резким упрощением строения и образа жизни. Например, у видов, обитающих в пещерах, происходит редукция органов зрения, депигментация, снижается активность передвижения. Примерами катагенеза является также возникновение паразитических форм. У растений-паразитов снижается активность фотосинтеза, наблюдается редукция листьев. У паразитических ленточных червей нет кишечника, слабо развита нервная система.

Упрощение организации вовсе не означает вымирания данной группы. Напротив, большинство видов паразитических организмов процветает, то есть находится в состоянии биологического пpoгpecca.

Регресс и его роль в эволюции. Биологический регресс—явление, противоположное биологическому прогрессу. Он характеризуется обратными признаками: снижением численности особей, сужением ареала, постепенным или быстрым уменьшением видового многообразия группы. Биологический регресс может привести вид к вымиранию. Общая причина биологического регресса — отставание темпов эволюции группы от скорости изменения внешней среды. Эволюционные факторы действуют непрерывно, в результате чего происходит совершенствование приспособлений к изменяющимся условиям среды. Однако когда условия изменяются очень резко (часто благодаря непродуманной деятельности человека), виды не успевают сформировать соответствующие приспособления. Это приводит к сокращению численности видов, сужению их ареалов, угрозе вымирания. В состоянии биологического регресса находятся многие виды, например крупные млекопитающие, такие как уссурийский тигр, гепард, белый медведь и др.

Морфологический регресс — это упрощение в строении организмов того или иного вида в результате мутаций. Приспособления, формирующиеся на базе таких мутаций, могут при соответствующих условиях вывести группу на путь биологического прогресса, если она попадает в более узкую среду обитания.

Прогресс и регресс в истории древних цивилизаций.

История относится к числу древнейших наук. Развитие исторической науки на протяжении двух с половиной тысячелетий, естественно, не было ни гладким, ни равномерным. Гибель древних цивилизаций, господство христианского мировидения в средние века в Европе, религиозные войны и буржуазные революции нашли свое отражение в истории не только как грандиозные события прошлых эпох, но и оказали огромное влияние на мировоззрение не только историков, но и всех ученых, сформировали общие принципы развития человеческого общества, проведения научных исследований и формирования научных концепций. Что же касается проблемы существования законов в истории и связанной с ней проблемы объяснения, то среди историков долго господствовало убеждение в непрерывном поступательном эволюционном прогрессе. Этот прогресс распространял свое действие не только на человеческое общество, но и на само историческое познание. Накопление знаний о прошлом, все более точное, полное и подробное выявление и изучение цепочек причинно-следственных связей должны были привести в конце концов к формулированию строгих законов исторического развития. Эти законы уже имели ту или иную абстрактную философскую формулировку. Необходимо было лишь конкретизировать их в применении к эмпирическим историческим данным. Но реальный исторический опыт показывает, что в любом обществе наряду с прогрессом непременно имеет место и регресс, что еще раз подтверждает законы цикличности и непрерывности исторического развития.

Читайте также:  Какое зрение у ребенка 3 лет

Действительно, история может продемонстрировать изменение исследовательских установок историков и выявить общие законы и принципы формирования тех или иных организационных отношений в человеческом обществе, которые окажутся связанными с общей идейной эволюцией общества. Образование древних цивилизаций привело к созданию историй этих государств. На смену истории Древней Индии, Древнего Египта пришла история Древнего Китая, Священной Римской Империи и Византийской Империи. Осознание роли общественных связей и структур в историческом развитии древних цивилизаций сказалось в проведении специальных исторических исследований, посвященных изучению возникновения, развития и гибели этих обществ. Самыми показательными примерами, наверное, будут примеры прогрессивного, а впоследствии и регрессивного развития трёх великих Древних цивилизаций – Древнего Египта, Древнего Китая и Священной Римской Империи.

Прогресс и регресс на примере исторического развитии Древнего Египта.

Древний Египет – одно из первых государств в истории человечества, возникшее на Африканском континенте в долине реки Нила примерно в начале 4-го тысячелетия до н.э. Он относится к так называемым первым «речным цивилизациям», которые характеризуются сильной деспотической властью, долгим периодом существования.

Древний Египет развивался в нижнем и среднем течении Нила. В эпоху Нового царства власть фараонов простиралась до четвертых нильских порогов на юге и распространялась на значительные территории в Восточном Средиземноморье и на побережье Красного моря.

Весь Египет с раннединастического периода делился на две больших области: Верхний и Нижний Египет, имевшие по нескольку десятков областей, которые греки назвали номами.

Историю развития Египта можно разбить на 4 основных периода.

1. Древнее царство (2800-2050 до н.э.) характеризуется укреплением государства и становлением могущества Египта за счет внешних походов. Как воплощение могущества фараонов строятся пирамиды, их насчитывается около 80. 18 век до н.э. ознаменован окончанием строительства пирамид. Постепенно Древняя Цивилизация приходит в упадок. Номы и связь номов с царством ослабевает. 2250-2050 гг. до н.э. являются временем первого распада Египта.

2. Среднее Царство (2050-1580 г до н.э.) характеризуется вторым распадом Египта (1750-1580 до н.э). В этот период на территории Египта появляются лошади, овцы, свиньи, волы. Ведутся хозяйственные работы, обширные строительства. В фаюмском оазисе создаются нории — водяные колеса. С 16 в до н.э. начинается объединение Египта.

3. Новое царство (16-11 в до н.э.) знаменуется новым рассветом Египта, благодаря правлению таких фараонов как Тутмос, Аминхотеп и Рамзес.

4. Позднее Царство (11-4 в до н.э.) — власть фараонов становится всё слабее, Египет теряет своё могущество. 341 год является годом полного завоевания Египта Персами.

Наиболее известными памятниками архитектуры Древнего Египта являются пирамиды Гизы, пирамиды фараонов Хеопса, Хефрена и Микерпна, а также фигура сфинкса. Они отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества.

В связи с дифференциацией населения на богатых и бедных, потребности этих слоев населения не совпадают. Первые возводят пирамиды, владеют золотом и драгоценностями, завоёвывают новые земли, что, с одной стороны, развивает культуру, а также расширяет территории государства. Но с другой стороны бедняки, во много раз более многочисленный слой населения, отчаянно пытаются выжить за счет сельскохозяйственной деятельности и торговли. Это различие в стремлениях различных групп, внутренние противоречия социального характера привели к снижению обороноспособности страны, к ее внутреннему и внешнему ослаблению. Таким образом, эти проблемы являются ключевыми причинами регресса в историческом развитии Древнего Египта.

Прогресс и регресс на примере исторического развития Римской Империи.

Наверное, ни одна другая цивилизация не вызывала такого огромного интереса, как великая Древнеримская империя. Даже в условиях современного мира, где господствуют самые совершенные технологии, ее дошедшее до нас через века наследие: архитектура, политика, культура и искусство — по-прежнему продолжает привлекать к себе внимание.

Древний Рим первоначально представлял собой родовую общину, превратившуюся затем в рабовладельческий город-государство (полис), подчинивший весь Апенинский полуостров. Со временем Рим стал могущественной державой, которая включала в себя значительную часть Европы, побережье Северной Африки, Египет, Малую Азию и Сирию. Римское государство — это последний образец государства рабовладельческого типа. В римском рабовладельческом обществе с особой силой проявились противоречия рабовладельческого способа производства, которые привели к зарождению феодальных отношений и к гибели некогда непобедимой Римской империи.

Государственно-правовая надстройка, отражая и закрепяя в интересах экономически господствующего класса основные процессы, происходившие в римском рабовладельческом обществе, претерпела в своем развитии существенные изменения. Поэтому при оценке прогресса и регресса в развитии римского государства необходимо выделять следующие периоды:

1. Разложение родового строя (военная демократия) — от легендарной даты основания Рима (753 г. до н.э.) — до изгнания последнего предводителя Тарквиния Гордого ( 509 г. до н.э.) Для этого периода характерны ожесточенная сословная борьба между патрициями и плебеями, появление классов, возникновение органов государственной власти, которые всё время сосуществовали со старыми власти родовой организации патрициев. Именно к этому периоду относится возникновение права, основным источником которого были » Законы XII таблиц «.

Римская республика (III — I века до н.э.)

В этот период ранней Республики шел процесс укрепления римского рабовладельческого государства и распространения ее господства вначале на весь Апенинский полуостров, а затем и на многие территории Средиземноморья. Вследствие этого во время поздней Республики старые органы государственной власти оказались неспособными удерживать в повиновении эксплуатируемые массы свободных граждан и рабов, а также осуществлять управление захваченными территориями. Период от земледельческой общины с натуральным хозяйством к жизни морской торговой державы со сложными экономическими отношениями и резкими противопоставлениями богатства и нищеты сопровождался небывалыми обострением социальных противоречий и усилением классовой борьбы. Всё это вело к кризису и крушению Римской империи.

3. Римская империя (I век до н.э. — V век н.э.) — это период глубоких социальных потрясений и разложения римского общества. На первом этапе, после гражданских войн, государственный строй принял форму принципата (27 г. до н.э. — 284 г.). Происходит некоторая стабилизация рабовладельческого хозяйства. Войны ведутся лишь на окраинах Империи. Бурно развивается торговая и экономическая жизнь провинций. Наивысшего расцвета достигает римское частное право.

Обострение классовой борьбы, дальнейшее углубление кризиса рабовладельческой системы привело к установлению военной диктатуры, и на втором этапе развития Римской Империи государственный строй форму доминанта (284 — 476 годы).

Развитие торговли, новые явления в экономических отношениях определенным образом отразились в римском частном праве. В свою очередь восстания рабов и гражданские войны потребовали установления жестких репрессивных мер для охраны классового господства рабовладельцев. Рабовладельческое государство берет в свои руки преследования за любые посягательства на основы экономического и политического строя, на правопорядок, установленный в интересах господствующего класса.

4. Священная Римская Империя (962-1806 гг.) основана германским королем Оттоном I, подчинившим Севеверную и Среднюю Италию, включала также Чехию, Бургундию, Нидерланды, и швейцарские земли. Императоры вели агрессивную политику, главным образом на юге (Италия) и востоке (земли полабских славян), в конце 11-13 вв. боролись с римскими папами за инвеституру, за Италию. Постепенно власть императоров стала номинальной. Италия утеряна уже в середине 13 в.; Германия, занимавшая господствующее положение в Империи, распадалась на территориальные княжества. Вестфальский мир 1648 года закрепил превращение империи в конгломерат независимых государств. Римская Империя окончательно ликвидирована в ходе наполеоновских войн.

Таким образом, основными причинами регресса в развитии Римского государства стали социально-экономические противоречия, связанные с переходом от рабовладения к феодализму, а также проблемы социального неравенства и глубокий политический кризис Империи.

Прогресс и регресс в политическом и социально-экономическом общественном развитии.

Одна из существующих точек зрения состоит в том, что высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Она аргументируется тем, что направленность исторического процесса обусловлена ростом и совершенствованием производительных сил общества, включающих средства труда, степень овладения человеком силами природы, возможности их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. В общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей. Согласно этому критерию, те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производительных сил и открывают наибольший простор для их развития, для роста производительности труда, для развития человека.

Человек здесь рассматривается как главное в производительных силах, поэтому их развитие понимается с этой точки зрения и как развитие богатства человеческой природы. Эта позиция подвергается критике с другой точки зрения. Так же как нельзя найти всеобщий критерий прогресса только в общественном сознании (в развитии разума, морали, сознании свободы), так нельзя найти его лишь в сфере материального производства (техники, экономических отношений). История дала примеры стран, где высокий уровень материального производства сочетался с деградацией духовной культуры. Чтобы преодолеть односторонность критериев, отражающих состояние лишь одной сферы жизни общества, необходимо найти понятие, которое характеризовало бы сущность жизни и деятельности человека. В этом качестве философами предлагается понятие свободы. Свобода характеризуется не только знанием (отсутствие которого делает человека субъективно несвободным), но и наличием условий для ее реализации. Необходимо также решение, принимаемое на основе свободного выбора. Наконец, требуются еще и средства, а также действия, направленные на реализацию принятого решения. Также свобода одного человека не должна достигаться путем ущемления свободы другого человека. Такое ограничение свободы носит социально-нравственный характер.

Смысл жизни человека заключен в самореализации, самоосуществлении личности. А свобода выступает как необходимое условие самореализации. В самом деле, самоосуществление возможно, если человек имеет знания о своих способностях, возможностях, которые дает ему общество, о способах деятельности, в которой он может реализовать себя. Чем шире возможности, создаваемые обществом, тем свободнее человек, тем больше вариантов деятельности, в которой раскроются его потенции. Но в процессе многогранной деятельности происходит и многостороннее развитие самого человека, растет духовное богатство личности. Критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы.

Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств – интеллектуальных, творческих, нравственных. Это утверждение подводит к рассмотрению еще одной точки зрения на социальный прогресс. Нельзя ограничиться характеристикой человека как деятельного существа. Он также существо разумное и общественное. Только с учетом этого можно говорить о человеческом в человеке, о человечности. Но развитие человеческих качеств зависит от условий жизни людей. Чем полнее удовлетворяются разнообразные потребности человека в пище, одежде, жилье, транспортных услугах, его запросы в духовной области, чем более нравственными становятся отношения между людьми, тем доступнее для человека делаются самые разнообразные виды экономической и политической, духовной и материальной деятельности. Чем благоприятнее условия для развития физических, интеллектуальных, психических сил человека, его моральных устоев, тем шире простор для развития индивидуальных, присущих каждому отдельному человеку качеств.

То есть, чем человечнее условия жизни, тем больше возможностей для развития в человеке человеческого: разума, нравственности, творческих сил. Человечность, признание человека высшей ценностью выражается словом «гуманизм». Из сказанного выше можно сделать вывод об универсальном критерии социального прогресса: прогрессивно то, что способствует возвышению гуманизма. Теперь, когда изложены различные взгляды на критерий исторического прогресса, стоит задуматься: какая точка зрения дает более надежный способ оценивать изменения, происходящие в обществе? Прогрессивные силы. Применяя критерий прогресса к историческому процессу, на каждом его этапе выделяются те общественные силы, которые называются прогрессивными.

Как прогрессивные силы рассматриваются сегодня сторонники реформ в странах, порвавших с тоталитарным прошлым, многообразные социальные и политические силы во всем мире, борющиеся за выживание человечества, за ликвидацию угрозы ядерной гибели, прекращение региональных военных конфликтов, преодоление обездоленности двух третей человечества, проживающих в освободившихся от колониального гнета странах, за равноправное международное сотрудничество в решении глобальных проблем человечества, за соблюдение прав и свобод человека. Противники прогресса – это силы, разжигающие социальные, национальные, расовые конфликты, стремящиеся урезать права и свободы человека, выступающие с позиций национального эгоизма, групповых привилегий, культа силы и наживы, достигаемой любой ценой. Это все те, кто добивается своих целей, рассматривая человека как средство для их достижения. Применяя универсальный критерий прогресса, можно оценить деятельность отдельных лиц, групп, партий как прогрессивную или направленную против прогресса. Если сказать коротко, то прогрессивной является деятельность, нацеленная на реализацию гуманистических идеалов, ориентированная на гуманистические ценности, утверждение которых в жизни и означает развитие общества как все более совершенной организации.

Источники:
  • http://resheba.me/gdz/obshhestvoznanie/10-klass/bogolubov/3
  • http://studbooks.net/10796/sotsiologiya/progressivnye_sily
  • http://www.cogmtl.net/Articles/038c.htm
  • http://znanija.com/task/3332499
  • http://biofile.ru/his/31930.html