Меню Рубрики

Какие точки зрения на перспективы развития

Общество как организованная совокупность людей, объединенных схожими политическими, морально-нравственными и социальными взглядами, живущих на одной территории, конкретно очерченной географически, постоянно развивается.

Основой любого общества является единство его членов. Единство людей строится на единстве их взглядов, суждений, политических позиций, а также на единстве цели.

Цели, преследуемые обществом, включают в себя устремления каждого конкретного индивида, но при этом поднимаются над всеми, потому как имеют глобальный характер. Развитие общества невозможно без постановки конкретной цели — иными словами каждая общность людей, имеющая организованный постоянный характер, имеет конкретно выработанную установку — программу действий по улучшению различных сфер своей жизни либо по сохранению уже имеющихся.

Таким образом, развитие общества всегда имело за свою основу определенную программу, выработанную либо собранием всего общества либо принятую избранным/назначенным верховным руководителем общества. Программа могла представлять собой:

— совокупность мер по совершенствованию тех сторон жизни общества, где все еще присутствуют негативные тенденции, ухудшающие жизнедеятельность людей;

— совокупность мер по сохранению и стабилизации уже совершенных положительных преобразований в основных сферах жизнедеятельности общества: экономической, политической, социальной и других.

Исторические перспективы развития общества

При различных этапах развития европейского общества наблюдались различные целевые установки. Не на всех исторических этапах общество видело конкретную перспективу в своем динамичном развитии.

Если рассмотреть Древний Рим и Грецию, то есть период Античности, на предмет наличия цели у общества, то у общества того времени преобладала цель сохранения уже действующего государственного и социального порядка.

Все социальные и политические меры были направлены на стабилизацию уже устоявшихся сфер общественной жизнедеятельности. Постановку именно этой цели можно объяснить высоким правосознанием древних граждан, активной гражданской и социальной позицией, когда члены социума принимали непосредственное участие в построении именно того государственного и социального порядка, который они хотели видеть.

Перспектива строилась на сохранении уже действующей эффективной общественной структуры. С распространением христианства в Римской империи, а затем и по всему миру, возникла точка зрения общественности о том, что для перспективного развития человечества необходимо поставить во главу угла иную цель: спасение своей души.

Улучшение бытовых сторон жизни было подчинено цели воскресения человеческих душ для Бога и Богочеловека Иисуса Христа. Стоит отметить, что постановка данной цели была крайне продуктивной для общества, поскольку помогала ранним христианам, чье число было крайне велико, переносить тяжелейшие обстоятельства и жизненные условия, и делала их более жизнеспособными по сравнению с элитными слоями римского населения, которые предпочитали комфорт своему духовному развитию.

На смену Римской империи пришла эпоха европейского Средневековья, чье общество вплотную переняло христианское вероучение, хотя значительно и исказив его. Но, как и у ранних христиан, у большей части средневекового общества перспектива своего развития заканчивалась верой в будущность каждого отдельного человека и его пребывание в вечности с Творцом.

Главной целью развития оставалось очищение души в земной жизни и нестяжательство земных благ.

Эпоха Просвещения в истории развития человеческой цивилизации ознаменовалась резким расцветом естественных наук. Религия уступила место объективному знанию, получаемому опытным и анализаторским путем.

Наука открывала перед обществом широчайшие перспективы качественного изменения всех сторон жизни: от применения плодов технологического прогресса для улучшения тяжелых бытовых условий до поднятия значимости человечества в целом как царя природы, а соответственно и позитивного общественного сознания, нацеленного на успех и новые свершения.

Современные перспективы развития общества

Нынешний технологический век знаменует эпоху глобализации и экуменизма. Мир объединяется под эгидой общечеловеческих ценностей перед лицом серьезных мировых проблем: голодания населения на обширных территориях земного шара, вымирания фауны и негативного влияния технологического прогресса на естественную среду, изменение климата, милитаризация общественных и политических отношений и других острых вопросов.

Сохранение ныне существующих мировых отношений практически невозможно без объединенного решения тех пунктов, которые раскалывают страны, препятствуя их продуктивному сотрудничеству. Можно предположить, что целью мирового сообщества должен стать коренной пересмотр военных, экономических и социальных концепций под ракурсом политики не отдельно взятого государства, а в интересах населения всего земного шара.

Без объединения усилий всех стран по решению острейших проблем современности перспективы развития представляются размытыми и неопределенными.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Современный мир: многообразие и единство, глобальные проблемы человечества
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspЛичность и моральная ответственность: что такое личность

Все неприличные комментарии будут удаляться.

Перспектива. Все о перспективе.

Точка зрения

Точка зрения — точка, принимаемая за место, откуда рассматривается предмет, проецируемый на картинную плоскость. От положения точки зрения зависит вид выполняемого изображения, а выбор ее положения определяется различными соображениями. При этом руководствуются следующими основными правилами:

  • 1. Как правило, строить перспективу нужно при нормальном угле зрения, а если перспектива имеет большие размеры, то угол зрения должен быть таким, чтобы глаз мог охватить всю картину, т.е. равным приблизительно 45 градусов;
  • 2. Выбирают точку зрения так, чтобы были видны интересующие части предмета;
  • 3. Следует избегать расположения точки зрения на продолжении диагоналей предмета, иначе при симметричных частях передние части предмета будут закрывать задние;
  • 4. Не следует располагать картину параллельно к фасаду, так как в этом случае перспектива будет похожа на ортогональную проекцию, однако при изображении некоторых предметов иногда это целесообразно;
  • 5. Точку зрения лучше выбирать так, чтобы были видны три стороны предмета, т.е. изображать угловой вид предмета;
  • 6. Как правило, главное расстояние должно быть вдвое больше ширины или высоты картины или вдвое больше диагоналей предмета, но иногда главное расстояние принимается равным до трех диагоналей;
  • 7. Высоту точки зрения выбирают в зависимости от конкретного случая: при изображении, например, зданий и предметов, стоящих на земле, ее принимают обычно равной высоте роста человека или чуть больше; иногда ее выбирают на уровне плоскости основания, иногда ниже, иногда очень высоко.

На рисунке изображены перспективы одного и того же предмета, построенных при различных положениях точки зрения:

  • 1. Горизонт hh находится над основанием картины АВ на высоте около 3 м;
  • 2. Изображение «с высоты птичьего полета» — горизонт значительно выше основания картины;
  • 3. Изображение «с точки зрения лягушки» (лягушечья перспектива) — горизонт расположен низко. Во всех трех указанных случаях точка зрения, т.е. глаз наблюдателя, находится на уровне линии горизонта и построение перспективы одинаково — высота здания одна и та же.
  • 4-5. Неудачно выбранные точки зрения: против фасада и с боковой стороны.

Кроме указанных выше названий — «лягушечья перспектива» и перспектива «с высоты птичьего полета» — встречается название перспектива всадника — перспектива «с точки зрения всадника».

Перспектива и её виды в изобразительном искусстве

Подхватывая идею Геннадия ge_rus001 , изложенную в его посте «Учимся разбираться в живописи» http://ge-rus001.livejournal.com/1499364.html , предлагаю краткий обзор по одной из центральных тем в изобразительном искусстве с давних времён.

Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicereсмотреть сквозь, проникать взором) — техника изображения пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний, формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

Другими словами, перспектива ‑ это:

1. Изобразительное искажение пропорций и формы реальных тел при их визуальном восприятии. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.

2. Способ изображения объёмных тел, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве.

В зависимости от назначения создаваемого изображения и авторского видения объекта выделяют несколько основных видов перспективы.

Прямая линейная перспектива

Она рассчитана на неподвижную точку зрения и предполагает единую точку схождения на линии горизонта (предметы пропорционально уменьшаются по мере удаления их от переднего плана).

Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости.

С учётом того, что линейная перспектива — это изображение, построенное на плоскости, плоскость может располагаться вертикально, наклонно и горизонтально в зависимости от назначения перспективных изображений.

Вертикальная плоскость, на которой строят изображения с помощью линейной перспективы, используется при создании картин (станковая живопись) и настенных панно (на стене внутри помещения или снаружи дома).

И.И. Шишкин. Кама близ Елабуги

Построение перспективных изображений на наклонных плоскостях применяют в монументальной живописи — росписи на наклонных фризах внутри помещения дворцовых сооружений и соборов. На наклонной картине в станковой живописи строят перспективные изображения высоких зданий с близкого расстояния или архитектурных объектов городского пейзажа с высоты птичьего полета.

Построение перспективных изображений на горизонтальной плоскости применяют при росписи потолков (плафонов). Известны, например, мозаичные изображения на овальных плафонах станции метро «Маяковская» художника А.А. Дейнеки. Изображения, построенные в перспективе на горизонтальной плоскости потолка, называют плафонной перспективой.

В наше время доминирует использование прямой линейной перспективы в большей степени из-за большей «реалистичности» такого изображения, в частности из-за использования данного вида проекции в 3D-играх.

В фотографии для получения линейной перспективы на снимке используют объективы с фокусным расстоянием приблизительно равным диагонали кадра. Для усиления эффекта линейной перспективы используют широкоугольные объективы, которые делают передний план более выпуклым, а для смягчения — длиннофокусные, которые уравнивают разницу размеров дальних и близких предметов.

Обратная линейная перспектива

Это вид перспективы, применявшийся, к примеру, в византийской и древнерусской живописи, когда предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя. Созданное изображение при этом имеет несколько горизонтов, точек зрения и другие особенности.

При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от глаз, словно центр схождения линий находится не на горизонте, а внутри самого наблюдателя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов. Обратная перспектива отвечает задаче воплощения сверхчувственного сакрального содержания в зримой, но лишённой материальной конкретности форме.

Обратная перспектива имеет строгое описание, математически она равноценна прямой перспективе. Обратная перспектива возникла в позднеантичном и средневековом искусстве (миниатюра, икона, фреска, мозаика) как в западноевропейском, так и в византийском круге стран. Интерес к обратной перспективе возрос в XX веке в связи с возрождением интереса к символизму и к средневековому художественному наследию.

Это изображение, строящееся на внутренней цилиндрической (иногда шаровой) поверхности. Слово «панорама» в буквальном переводе означает «всё вижу», то есть это перспективное изображение на картине всего того, что зритель видит вокруг себя.

При рисовании точку зрения располагают на оси цилиндра (или в центре шара), а линию горизонта — на окружности, находящейся на высоте глаз зрителя. Поэтому при рассматривании панорам зритель должен находиться в центре круглого помещения, где, как правило, располагают смотровую площадку. Перспективные изображения на панораме объединяют с передним предметным планом, то есть с находящимися перед ней реальными предметами.

Общеизвестными являются панорамы «Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Сталинградская битва».

Часть панорамы с реальными предметами, лежащими между цилиндрической поверхностью и зрителем, называют диорамой. В диорамах часто применяют подсветку для создания эффекта освещения.

Правила панорамной перспективы используют при рисовании картин и фресок на цилиндрических сводах и потолках, в нишах, на внешней поверхности цилиндрических ваз и сосудов, а также при создании цилиндрических и шаровых фотопанорам.

Аксонометрия (от др.-греч. ἄξων «ось» + μετρέω «измеряю») — один из видов перспективы, основанный на методе проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги.

Аксонометрия, как и обратная перспектива, долгое время считалась несовершенной и, следовательно, аксонометрические изображения воспринимались как ремесленный, простительный в далекие эпохи способ изображения, не имеющий серьёзного научного обоснования. Однако при передаче видимого облика находящихся близко небольших предметов наиболее естественное изображение получается именно при обращении к аксонометрии.

Аксонометрия делится на три вида:

1. Изометрия (измерение по всем трём координатным осям одинаковое);

2. Диметрия (измерение по двум координатным осям одинаковое, а по третьей — другое);

3. Триметрия (измерение по всем трём осям различное).

В каждом из этих видов проецирование может быть прямоугольным и косоугольным. Аксонометрия широко применяется в изданиях технической литературы и в научно-популярных книгах благодаря своей наглядности.

Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки, которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали.

При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схождения в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность. Каждая линия, не проходящая через центр, будучи продлённой, является полуэллипсом.

Воздушная (тональная) перспектива

Воздушная перспектива характеризуется исчезновением чёткости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя. При этом дальний план характеризуется уменьшением насыщенности цвета (цвет теряет свою яркость, контрасты светотени смягчаются), таким образом, глубина кажется более светлой, чем передний план.

Воздушная перспектива связана с изменением тонов, потому она может называться также и тональной перспективой. Первые исследования закономерностей воздушной перспективы встречаются ещё у Леонардо да Винчи.

«Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии. Не ограничивай вещи, отдалённые от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы».

Великий художник отметил, что отдаление предмета от глаза наблюдателя связано с изменением цвета предмета. Поэтому для передачи глубины пространства в картине ближайшие предметы должны быть изображены художником в их собственных цветах, удаленные приобретают синеватый оттенок, «…а самые последние предметы, в нём видимые, как, например, горы вследствие большого количества воздуха, находящегося между твоим глазом и горою, кажутся синими, почти цвета воздуха…».

Воздушная перспектива зависит от влажности и запылённости воздуха и особенно во время тумана, на рассвете над водоёмом, горами, в пустыне или степи во время ветреной и пыльной погоды.

Академик Б.В. Раушенбах изучал, как человек воспринимает глубину наблюдаемого объекта в связи с бинокулярностью зрения, подвижностью точки наблюдения и постоянством формы предмета в подсознании. Он пришёл к выводу, что ближний план воспринимается в обратной перспективе, неглубокий дальний — в аксонометрической перспективе, дальний план — в прямой линейной перспективе.


Д. Каналетто. Вид на Большой Канал (Венеция)

Эта общая перспектива, соединившая обратную, аксонометрическую и прямую линейную перспективы, называется перцептивной.

Всем — хорошего дня и красивых впечатлений!

История развития перспективы

Изобразительное искусство появилось на самых ранних этапах развития человеческого общества. Перспектива появилась не сразу.

В период первобытного общества основной целью человека была добыча пищи, главным образом, охотой, что получило отражение в изобразительном творчестве древних людей в виде наскальных графических и живописных рисунков ритуального или магического назначения. Самые ранние наскальные рисунки были обнаружены в конце 19 века (1879 год) на севере Испании в пещере Альтамира. Их относят к периоду Палеолита (10-20 тыс лет до н.э.). Для них характерна точность передачи пропорций, движения, характера и анатомических особенностей изображаемых животных.

Однако, композиция и перспектива в этих рисунках отсутствует.

В эпоху Мезолита появляются. сцены охоты. Изображения приобретают графический условный характер, появляется композиция, но перспектива продолжает отсутствовать.

Рисунки эпохи Мезолита

Искусство Древних цивилизаций(Шумера, Аккада, Вавилона, Древнего Египта),тоже лишено понятия перспективы. Художника интересует не положение фигур относительно друг друга, а их положение в системе иерархии.

Образцы искусства Шумера и Аккада

Древний Египет. Плита фараона Нармера, Аменхотеп IV и Нефертити , возносящие

около 3000 до н.э. моления Атону, около 1417-1400 до н..

В античном искусстве получает развитие предметная перспектива. На первый план выступает не пространство, а конструирование тектонического тела, сочетание тяготеющих и несущих частей, например, разработка ордерной системы в греческой архитектуре.

Греческий храм не был собранием верующих, он был жилищем бога; его пространство было тесно и ограничено, потому что оно служило не многим, а одному. Поэтому греческий храм имел два фасада, т.е. две точки зрения, в нем отрицалось понятие интерьера.

Как таковой интерьер отсутствовал и в живописи. Внутреннее пространство помещения изображалось в форме ящика, трехгранной ниши или разреза дома без крыши как на «Альдобрандинской свадьбе».

.

На фреске отчетливо видно, что художника интересует не само пространство, а предмет или фигура в пространстве. Поэтому греческую перспективу называют еше рельефной или наружной. Но и такая перспектива была шагом вперед в освоении пространства.

Однако, интерес к познанию окружающего мира способствовал стремлению отразить трехмерное пространство на плоскости, что привело к появлению некоторых понятий линейной перспективы еше в период Античности. По преданию греческий художник Зевксис настолько реально изобразил виноград, что полакомиться им прилетали птицы.

Древнегреческий математик Евклид (III в. до н. э.) в труде «Оптика» описал отдельные приемы построения в линейной перспективе. Римский архитектор Витрувий (I в. до н. э.) рассмотрел ряд задач по построению перспективных изображений в труде «Десять книг об архитектуре».

Таким образом, в период античности зарождается понятие линейной перспективы с одной точкой схода, и несколькими точками схода на одной вертикальной прямой (рыбья кость).

В период средневековья интерес к перспективным изысканиям пропадает. На первый план выступают идеологические ценности. Бог основа всего. Мир строится от него к людям. Это дает толчок к развитию обратной перспективы, когда предметы увеличиваются по мере удаления. Средневековая картина имеет несколько горизонтов в зависимости от точки зрения зрителя, за которым находится точка схода. Такой прием позволяет втянуть зрителя во внутреннее пространство картины как соучастника действия.

Пространство разворачивается ввысь, а не вглубь.

Главенство духа над плотью диктует написание бесплотных фигур. Идеологией объясняется направленность персонажей на зрителя, приближаемых к нему и одновременно удаляющихся в божественное пространство, и возможность соединения разновременных эпизодов в одной картинной плоскости. Размеры фигур определяются ценностью персонажа: мадонна больше святых, а они больше простых людей.

Византийская икона. Византийская икона

THE RESURRECTION Ап. Лука пишет образ Богоматери

Эпоха Возрождения (XIV – XVI вв.), пришедшая на смену Средневековью, сыграла огромное значение в развитии культуры европейских стран. Интерес к личности человека и его деятельности привел к возрождению античности. Человек становится венцом творенья. Он прекрасен духовно и физически. Поэтому искусство обращает особое внимание на человека, осваивая сферу эмоций, движения и пространства, в котором он живет. Огромный и прекрасный мир приобретает глубину.

Поэтому именно в эпоху Возрождения окончательно формируется понятие линейной перспективы. Существует мнение, что создателем прямой линейной перспективы, когда точка схода находится в картинной плоскости, был итальянский архитектор Филиппо Брунелески. Перспектива эпохи Возрождения умозрительна. Но она позволяет реалистично изображать конкретный эпизод окружающего мира.

Значительный вклад в изучение перспективы внесли такие выдающиеся художники, как Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер.

Ленардо да Винчи занимался не только линейной перспективлй, нл и основал принципы воздушной и цветовой перспективы в соответствии с общими законами восприятия.

Альбрехт Дюрер описал приемы и способы рисования с помощью сетки, стекла и т.д. и пространственного изображения предметов на плоскости листа с перспективным сокращением формы, например, лежащей фигуры.

На основе практического опыта в области изобразительного искусства в эпоху Возрождения были выведены законы линейной и воздушной перспективы, введены термины: картинная плоскость, линия горизонта, центр проецирования, точка входа и т.д. Перспектива эпохи Возрождения становится средством упорядочения действительности, всеобщим принципом организации пространства в композиции.

Эпоха барокко обогатила перспективу необычными точками зрения и ракурсами.

В последующие столетия перспектива из области науки о зрении переместилась в область геометрии и развивалась в дальнейшем не художниками, а математиками и архитекторами.

А настоящее время перспектива является составной частью начертательной геометрии. Ее законы и способы построения используются художниками в практической деятельности, хотя восприятие пространственной перспективы человеком отличается от линейной перспективы.

30) Основные проблемы и перспективы развития человечества

На современном этапе развития человечества явно ощущается процесс глобализации, который способствует формированию единой мировой цивилизации. Глобализация связана с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что человечество входит в единую систему социально-культурно-экономи­че­ских, политических и иных связей.

Таким образом, в современную эпоху возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей ответственностью.

Причиной возникновения глобальных проблем являются преобладание стихийности в управлении природными и общественными процессами, потребительское отношение к социоприродным ценностям. Все глобальные проблемы очень важны для настоящего и будущего человечества. Поэтому философия, концентрируя внимание на мировоззренческих смысложизненных вопросах, рассматривает эти проблемы под углом зрения возможностей и перспектив выживания человечества.

Для современного этапа развития цивилизации характерны следующие черты:

– разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений;

– неуравновешенность сложившейся системы межгосударственных отношений, наличие локальных кризисов;

– ускорение темпов социально-экономического и научно-техническо­го развития;

– нарастание тенденций к взаимосвязи, целостности, единству всего человечества;

– обострение противоречий общечеловеческих интересов с интересами национального или иного характера, а также между индустриально развитыми и развивающимися странами;

– обострение противоречий между возможностями биосферы и растущими потребностями ее жителей.

Для предотвращения назревающего кризиса необходимо решить проблемы глобального характера, в частности, преодоления глобального загрязнения окружающей среды, развития НТР и гонки вооружений, создания новых энергетических источников, предупреждения угрозы истощения сырьевых ресурсов.

18.2. Экологические проблемы

Экологические проблемы в настоящее время имеют первостепенное значение для человечества. В последние годы все более отчетливо обнаруживается углубляющееся противоречие между производительной деятельностью человека и природной средой его обитания. Эта деятельность человека приводит к непрерывному росту углекислого газа в атмосфере Земли, что может стать причиной изменения климата и «тепловой смерти». Рост материального производства влечет за собой такие необратимые процессы, как загрязнение морей и океанов, а также атмосферы Земли, истощение ее озонового слоя, исчезновение лесов, сокращение запасов пресной воды, эрозия почвы и т. д.

Расчеты ученых «Римского клуба» (А. Печчеи, Дж. Форрестол, Д. Медоуз, М. Месарович), касающиеся проблем «пределов роста» и «органического роста», показывают, что человечество уже сейчас создало искусственную среду, которая в десять раз продуктивнее естественной среды. А так как человек является биологическим видом, то он может существовать только в определенных, благоприятных для его жизни условиях. В результате такого широкомасштабного воздействия на окружающую среду создалась опасность для самого человечества.

Темпы потребления природных ресурсов возросли настолько, что стало реальным полное истощение их запасов в ближайшие десятилетия. Это касается как невосполнимых ископаемых, т. е. минерального сырья, так и тех, которые до сих пор было принято считать самовоспроизводящимися и поэтому неисчерпаемыми (пресная вода, атмосферный воздух, живые организмы, биосферное равновесие и т. д.).

В этих условиях обнаружился конечный характер такого «ресурса», как естественная способность самого человеческого организма адаптироваться к быстро изменяющейся окружающей среде.

4.3. Перспективы мирового развития с точки зрения ритмов дифференциации — интеграции

Поскольку в этой главе рассматриваются наиболее длительные глобальные ритмы дифференциации — интеграции, в данном, завершающем главу параграфе анализируются лишь самые общие тенденции и перспективы вероятного будущего развития, причем картина этих перспектив дается как бы «с птичьего полета».

Итак, с точки зрения длинных и сверхдлинных ритмов дифференциации — интеграции, которые были рассмотрены выше, вырисовываются некоторые, самые общие перспективы мирового развития в XXI в. Наиболее важным фактором является, с одной стороны, наступление новой длинной волны дифференциации, которая начнется с 2005—2010 гг. и продлится, судя по всему, около 15—20 лет, а с другой стороны — постепенное приближение новой сверхдлинной глобальной волны 270

дифференциации, которая сменит нынешнюю глобальную волну интеграции где-то в середине или в конце XXI в. Наступление первой (длинной) волны дифференциации, как и в период предшествующей длинной волны дифференциации 1920-х — 1940-х гг., скорее всего, будет сопровождаться расстройством мировой финансовой системы, основанной надол-ларе США, появлением различных финансовых «зон» — зоны евро, зоны иены, зоны доллара и т.п. Собственно говоря, эти процессы «дифференциации» финансовой системы уже начались, и вряд ли их можно предотвратить или приостановить. Предпосылкой грядущего кризиса мировой финансовой системы является фактическое наличие своеобразной финансовой пирамиды, в результате которой США живут за счет притока капиталов со всего мира и пользуются монопольным правом время от времени печатать доллары, служащие мировой валютой [Тодц 2004. С. 102-117]. Основной вопрос состоит в том, насколько глубоким и длительным будет расстройство мировой финансовой системы, какая валюта (или система из нескольких валют) придет на смену доллару, куда переместятся основные потоки капиталов. Исходя из концепции длинных волн дифференциации — интеграции, можно прогнозировать, что международная финансовая система восстановится на новой основе примерно в 2020-е гг. При этом скорее всего произойдет значительное перемещение капиталов в Юго-Восточную и Южную Азию, а также в некоторые другие регионы.

Особый и весьма существенный вопрос заключается в том, какие именно события послужат спусковым крючком к мировому финансовому кризису. Нам представляется, что среди этих событий немалую роль будут играть возможные политические потрясения в США, в России, на Ближнем Востоке или в странах Юго-Восточной Азии. Речь в данном случае идет не только о новых вспышках международного терроризма, но и о возможных внутренних или международных политических кризисах и даже об отдельных военно- политических конфликтах в каком-либо из этих регионов. Разумеется, военно-политические конфликты будут развертываться не в США, а в других регионах (на Ближнем Востоке, на территории бывшего 271

СССР, в странах Южной или Юго-Восточной Азии), но благодаря глубокой вовлеченности США в мировую политику и наличию у них стратегически важных интересов во всех регионах мира любые серьезные конфликты и потрясения за пределами США отзовутся и на внутренней американской политике. В итоге политические потрясения, начавшиеся за пределами Соединенных Штатов, рано или поздно переместятся в них самих, что при достижении определенного порога экономической и политической нестабильности может вызвать обвал финансовой системы США и всего мира.

Однако финансовые потрясения, по-видимому, станут лишь началом общей дезорганизации и частичного распада прежней системы экономических и политических связей, прежнего мирового порядка. Неизбежно обострится борьба за рынки сбыта и прежней, и новой высокотехнологичной продукции. Процессы технологического и организационного обновления под влиянием экономического кризиса резко ускорятся и приобретут новое качество. Вместе с тем следует учитывать, что выход из экономического и политического кризиса произойдет лишь в результате новой геоэкономической и геополитической революции, за счет полноценного и комплексного вовлечения в мировой капиталистический рынок новых регионов с дешевой и эффективной рабочей силой. Но такая геоэкономическая и геополитическая революция неизбежно окажется сопряжена с серьезными потрясениями в мировой политике и экономике, и прежде всего с существенным изменением ее ядра — Pax Americana. Исчерпание этой длинной волны дифференциации и наступление новой длинной волны интеграции в соответствии с изложенной концепцией должно произойти примерно в 2020- е гг. Тогда, как можно полагать, произойдет новая консолидация мирового рынка и международного сообщества, в общих чертах сформируется новый мировой порядок. Прежний Pax Americana существенно видоизменится в направлении делокализации и перемещения центра тяжести экономического и политического развития в Юго- Восточную и Южную Азию. 272

Вместе с тем, если исходить из изложенной выше концепции сверхдлинных волн дифференциации — интеграции, предстоящие в 2005—2020-х гг. сдвиги и потрясения станут прелюдией к более масштабным геополитическим и геоэкономическим сдвигам, которые начнутся в середине XXI в. и будут знаменовать приближение новой сверхдлинной волны дифференциации, открывающей новый глобальный цикл дифференциации — интеграции. Напомним, что в этом новом цикле постепенно должен возникнуть новый способ производства, должны появиться новые формы экономической и культурной организации, новая система политических и социальных институтов. Разумеется, из-за отдаленности подобных сдвигов такая перспектива может показаться не имеющей отношения ни к нашему времени, ни даже к ближайшим десятилетиям. Однако это было бы заблуждением. Дело в том, что, как показывает исторический анализ, всякий раз приближение очередной сверхдлинной волны дифференциации (и нового глобального цикла дифференциации — интеграции) начинает ощущаться задолго до ее наступления. Так было в конце античного цикла — в I—II вв. н.э., когда великие античные империи вступили в полосу своего кризиса, сопровождавшегося глубокими культурными, религиозными и иными размежеваниями, а варварские народы начали свое движение, завершившееся натиском на эти империи. Так было и в конце средневекового цикла—в XII—XIII вв., когда великие средневековые империи (Арабский халифат, Византийская империя) начали клониться к упадку, дробиться, размежевываться и появились претенденты на их наследие в лице монголов и турок-османов. В итоге конец волны интеграции и начало волны дифференциации всякий раз сопровождались крупнейшими геополитическими и геокультурными размежеваниями, а также геоэкономическими сдвигами (например, изменением торговых путей), растягивавшимися на несколько веков. Современная эпоха также является переходной по своему характеру и включает как процессы интеграции, так и развертывающиеся процессы дифференциации, сопровождающиеся глубокими размежеваниями и расколами. В начале XXI в. 273

отчетливо прослеживаются следующие важные линии дифференциации — геополитического, геоэкономического и циви-лизационного размежевания. Во-первых, это начавшееся размежевание внутри Запада между Северной Америкой во главе с США и объединенной Европой во главе с ФРГ и Францией, размежевание, которое, по- видимому, является серьезным, длительным и необратимым. Несмотря на все заверения в «атлантической солидарности», обе стороны в лице своих наиболее проницательных аналитиков понимают всю глубину расхождений между Америкой и Европой. Вот как выглядит картина американо-европейских отношений с точки зрения американца Р. Кейгана: «Именно поэтому основные стратегические и международные вопросы сегодняшнего дня американцы решают под знаком Марса, а европейцы — под знаком Венеры: у них мало точек соприкосновения, и они понимают друг друга всё хуже и хуже. Такое положение дел не есть что-то преходящее, скажем, следствие очередных выборов в Америке или какого-то одного катастрофического события. Трансатлантический раскол имеет глубинные, давно назревшие причины и вряд ли будет смягчаться» [Кейган 2002. С. 127]. А вот как выглядит та же картина с точки зрения европейца Э. Тод-да: «Американская война против терроризма, грубая и неэффективная по своим методам, неясная по своим действительным целям, привела к проявлениям настоящего антагонизма между Европой и Америкой. Неустанное разоблачение «оси зла», постоянная поддержка Израиля, презрение к палестинцам постепенно изменили восприятие Америки европейцами. Бывшая до этого фактором мира, Америка стала источником опасений. Европейцы, бывшие долгое время законопослушными детьми уважаемой патерналистской державы, стали подозревать верховную власть в возможно опасной безответственности. И свершилось немыслимое — постепенное, конечно, еще незавершенное сближение на международной арене между французами, немцами и британцами» [Тодд 2004. С. 193]. При этом Тодд подчеркивает, что наметившееся в последние годы явное расхождение между Европой и Америкой является результатом длительных процессов: «Со времен вой- 274

ны отношение европейских руководителей к США амбивалентно, так же как отношение вашингтонских руководителей к европейскому строительству.

В-третьих, несмотря на все тенденции к усилению интеграции, ценностное и политическое размежевание будет усиливать- 275

ся также и в самой Европе. Речь идет не только о значительных экономических, культурных, социальных различиях между европейскими странами, которые вряд ли исчезнут в ближайшее время. Более серьезным и глубоким является размежевание между иммигрантами, принадлежащими к исламскому миру, и основной массой европейского населения. Здесь «столкновение цивилизаций», о котором писал С. Хантингтон, происходит внутри самих европейских обществ, причем, в отличие от США, которые долгое время были «плавильным котлом», Европа не приспособлена к интеграции массовых групп представителей других цивилизаций. Временным выходом из этих противоречий является быстрое, но не органичное расширение Европейского Союза на восток и юг. Однако тем самым за счет включения народов Восточной Европы, Балкан, многочисленных иммигрантов из Северной Африки и Азии стремительно размываются система доминирующих ценностей западноевропейской цивилизации, ее культурные и поведенческие нормы. Поэтому в долговременной перспективе наличие различных систем ценностей, укладов жизни и традиций подготавливает грядущие кризисы и столкновения внутри Европы.

В-четвертых, глубокая линия размежевания наблюдается в исламском мире, причем пролегает она не только между «благополучными» и «неблагополучными» исламскими странами, но и внутри каждой из этих стран. Внутри исламских обществ существует и усиливается размежевание на традиционную элиту, которая опирается на традиционные уклады, и контрэлиту, которая опирается на массы маргиналов и «лишних» людей, не востребованных ни традиционными, ни современными укладами. Демографический рост в исламском мире, который будет наблюдаться по крайней мере до 2020-х гг., приводит к опасному увеличению числа «лишних» людей, которые не могут найти себе место в обществе и выбирают путь религиозного фундаментализма, насилия, терроризма. В-пятых, геополитическое, геокультурное и цивилизацион-ное размежевание происходит в странах СНГ—в Украине (между Восточной Украиной, ориентирующейся на Россию, и Западной Украиной, ориентирующейся на Европу и США), в Мол- 276

дове (между сторонниками ориентации на Россию и на Румынию), в Грузии (между сторонниками ориентации на США и на Россию), в Азербайджане (между сторонниками ориентации на Россию и на Турцию) и др. Даже в самой России усиливается размежевание внутри элиты и внутри массовых слоев на сторонников прозападного экономического и политического курса и на «государственников», многие из которых выступают за продолжение имперского курса. Хотя подобное размежевание и не является чем-то новым для России, в ближайшие десятилетия оно может достигнуть критического уровня, после достижения которого становится вероятным и распад бывших советских республик, и распад самой России.

Наконец, в-шестых, в начале XXI в. даже в Китае, мощно и быстро развивающемся государстве-империи, резко усиливаются диспропорции между динамичными и относительно богатыми восточными провинциями, с одной стороны, и по-прежнему бедными, полудепрессивными западными провинциями, с другой. Подобные диспропорции могут довольно долго сдерживаться за счет подавления любых проявлений недовольства сильной централизованной властью, но рано или поздно они дадут о себе знать. В истории Китая уже много раз глубокие социальные конфликты выливались либо во внутренние междоусобицы и восстания, либо во внешнюю экспансию. Скорее всего, на сей раз это выльется в масштабную (не обязательно военную) внешнюю экспансию и на Запад (в Киргизию и Казахстан), и на Север («тихое» освоение китайцами российского Дальнего Востока и Сибири), и на Восток (попытки присоединения Китаем Тайваня, спорных с Японией и другими восточноазиатскими государствами территорий). Перечисленные геополитические, геоэкономические, геокультурные и цивилизационные размежевания сейчас, в начале XXI в., только намечаются, но они будут развиваться и усиливаться на протяжении ближайшего полувека. Их практически невозможно обратить вспять, хотя можно на время «заморозить» или смягчить. Основная проблема состоит в том, чтобы не дать этим размежеваниям выйти из-под контроля и 277

обернуться масштабными межэтническими и межцивилизаци-онными конфликтами. Еще один принципиально важный прогноз, вытекающий из концепции глобальных циклов дифференциации — интеграции, заключается в том, что после Британской империи и Pax Americana новой мировой империи, контролирующей основные ресурсы Земного шара, в ближайшие десятилетия и даже века уже не возникнет. Этот довольно смелый и даже рискованный прогноз, по нашему мнению, всё же обоснован. На смену имперскому или неоимперскому центру-лидеру в ближайшие полвека скорее всего придет центр-лидер нового «де-локализованного» и более современного (неимперского) типа. Это не значит, что центр-лидер рассыплется или «растворится» среди других государств, что исчезнет концентрация и централизация капитала и т.п., это означает лишь, что новый центр-лидер, который, как уже говорилось, скорее всего будет расположен в Юго-Восточной Азии, сможет создавать более гибкие («децентрализованные») сети циркуляции финансовых средств, технологий, информации, причем эти сети будут поддерживаться благодаря формированию вспомогательных, «дочерних» центров экономического, финансового и технологического развития. Пример Японии и «тигров» Юго-Восточной Азии является в этом плане весьма важным и показательным, хотя это всего лишь начало радикального изменения мирового рынка и международной политической системы. Таким образом, как следует из описанной выше концепции глобальных ритмов дифференциации — интеграции, в ближайшие полвека с высокой вероятностью произойдут глобальные геоэкономические, геополитические и геокультурные сдвиги, которые в целом приведут к уменьшению роли Запада (прежде всего США) и к возрастанию значения Востока (прежде всего Японии, Китая и стран Юго-Восточной Азии). Постепенно внутри «глобализированного» мира будут нарастать тенденции дифференциации, которые проявятся в более или менее мирном столкновении различных систем ценностей и различных векторов политического развития внутри Европы, США, России, исламского мира. На протяжении первой по- 278

ловины XXI в. мировой рынок и международная политическая система станут более «делокализованными», а прежнее противостояние центра-лидера и противоцентра может стать менее острым. Это, однако, не приведет к смягчению конфликтов, а сделает их более разнообразными и более многочисленными. Само же нарастание конфликтности в современном и будущем мире во многом связано, с одной стороны, с принудительной унификацией, которую осуществляют транснациональные корпорации и стоящий за ними нынешний центр-лидер США, а с другой — с потребностью в экономической дифференциации и культурном разнообразии для формирования нового способа производства, связанного с новыми «постиндустриальными» технологиями, и новой системы социальных, экономических, политических и культурных институтов. Можно полагать, что это противоречие, за которым стоит столкновение разных тенденций и разных стратегий мирового развития, по мере приближения к середине XXI века будет проявляться всё более явно. Как бы то ни было, первая половина XXI века будет весьма бурным периодом в истории человечества, когда может встать вопрос о самом дальнейшем существовании человека и общества в том виде, как они возникли в эпоху «осевого времени» (VIII—IV вв. до н.э.). Более конкретные прогнозы, основанные на тенденциях ритмооб-разного, циклически-волнового развития, содержатся в последующих главах книги (главы 5—7).

30) Основные проблемы и перспективы развития человечества

На современном этапе развития человечества явно ощущается процесс глобализации, который способствует формированию единой мировой цивилизации. Глобализация связана с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что человечество входит в единую систему социально-культурно-экономи­че­ских, политических и иных связей.

Таким образом, в современную эпоху возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную общей судьбой и общей ответственностью.

Причиной возникновения глобальных проблем являются преобладание стихийности в управлении природными и общественными процессами, потребительское отношение к социоприродным ценностям. Все глобальные проблемы очень важны для настоящего и будущего человечества. Поэтому философия, концентрируя внимание на мировоззренческих смысложизненных вопросах, рассматривает эти проблемы под углом зрения возможностей и перспектив выживания человечества.

Для современного этапа развития цивилизации характерны следующие черты:

– разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений;

– неуравновешенность сложившейся системы межгосударственных отношений, наличие локальных кризисов;

– ускорение темпов социально-экономического и научно-техническо­го развития;

– нарастание тенденций к взаимосвязи, целостности, единству всего человечества;

– обострение противоречий общечеловеческих интересов с интересами национального или иного характера, а также между индустриально развитыми и развивающимися странами;

– обострение противоречий между возможностями биосферы и растущими потребностями ее жителей.

Для предотвращения назревающего кризиса необходимо решить проблемы глобального характера, в частности, преодоления глобального загрязнения окружающей среды, развития НТР и гонки вооружений, создания новых энергетических источников, предупреждения угрозы истощения сырьевых ресурсов.

18.2. Экологические проблемы

Экологические проблемы в настоящее время имеют первостепенное значение для человечества. В последние годы все более отчетливо обнаруживается углубляющееся противоречие между производительной деятельностью человека и природной средой его обитания. Эта деятельность человека приводит к непрерывному росту углекислого газа в атмосфере Земли, что может стать причиной изменения климата и «тепловой смерти». Рост материального производства влечет за собой такие необратимые процессы, как загрязнение морей и океанов, а также атмосферы Земли, истощение ее озонового слоя, исчезновение лесов, сокращение запасов пресной воды, эрозия почвы и т. д.

Расчеты ученых «Римского клуба» (А. Печчеи, Дж. Форрестол, Д. Медоуз, М. Месарович), касающиеся проблем «пределов роста» и «органического роста», показывают, что человечество уже сейчас создало искусственную среду, которая в десять раз продуктивнее естественной среды. А так как человек является биологическим видом, то он может существовать только в определенных, благоприятных для его жизни условиях. В результате такого широкомасштабного воздействия на окружающую среду создалась опасность для самого человечества.

Темпы потребления природных ресурсов возросли настолько, что стало реальным полное истощение их запасов в ближайшие десятилетия. Это касается как невосполнимых ископаемых, т. е. минерального сырья, так и тех, которые до сих пор было принято считать самовоспроизводящимися и поэтому неисчерпаемыми (пресная вода, атмосферный воздух, живые организмы, биосферное равновесие и т. д.).

В этих условиях обнаружился конечный характер такого «ресурса», как естественная способность самого человеческого организма адаптироваться к быстро изменяющейся окружающей среде.

Глобальные проблемы и перспективы развития человека

Перспективы человека в современном мире определяются двумя направлениями прогнозирования: пессимистическим (человечество почти исчерпало свои ресурсы и стоит на грани вымирания) и оптимистическим (мировые запасы огромны, у человечества есть все возможности устроит свою жизнь лучше). Что же ожидает человека?

Этим вопросом задались ученые Римского клуба еще в последней четверти ХХ в., которые стали первооткрывателями глобального моделирования.

Теоретические исследования представителей Римского клуба так же, как и методология исследований, используются в различных науках. Практические рекомендации учитываются при прогнозировании социально-экономического развития отдельных стран, отраслей промышленности, корпораций и фирм.

В конце 60-х годов Римский клуб выдвинул программу изучения глобальных проблем, тесно затрагивающих основы человеческого существования: гонка вооружений и угроза развязывания ядерной войны, загрязнение окружающей среды и Мирового океана, истощение природных ресурсов, рост народонаселения на планете, углубление неравенства в развитии отдельных стран, регионов, расширение зон бедности, нищеты. В начале 70-х годов Римский клуб выступил с провозвестием катастрофы, грозящей технической цивилизации. То есть цивилизации, основанной на использовании машин и индустриальной технологии.

В работе «Пределы роста» говорилось о том, что предотвращение мировой катастрофы возможно лишь в том случае, если немедленно будут приняты меры по созданию условий «экологической и экономической стабильности», позволяющей достигнуть «состояние глобального равновесия» в мире.

В октябре 1974 года на сессии в Западном Берлине был представлен в опубликованном виде и обсужден второй доклад Римскому клубу — «Стратегия выживания». В нем утверждалось (в результате проигрывания всевозможных вариантов с новой компьютерной моделью, отличающейся от модели «Мир-3»), что при сохранении существующих тенденций мирового развития неизбежна целая серия региональных катастроф. «Стратегия выживания», по мнению М. Месаровича и Э. Пестеля, авторов доклада, состоит не в достижении «состояния глобального равновесия», как предполагали авторы «Пределов роста», а в переходе к «органическому росту» дифференцированному развитию различных частей мировой системы, в результате чего достигается сбалансированное развитие всего человечества.

В третьем докладе — «Пересмотр международного порядка» (1975), — выполненном группой ученых под руководством голландского экономиста лауреата Нобелевской премии Я. Тинбергена, анализ состояния человечества осуществлен в плане выявления острых контрастов и противоречий в современном мире: отмечены различия между богатыми и бедными странами, описаны изменения, происходящие в экономике отдельных стран, в торговых и финансовых отношениях между различными государствами, сделан вывод о необходимости осуществления международных реформ с целью обеспечения «достоинства и благополучия каждого». Авторы призывают к созданию «нового международного порядка», в рамках которого, по их мнению, возможен «гуманистический социализм», способствующий сохранению окружающей среды, достижению всеобщего равенства, усвоению и переработке культурных ценностей человечества.

Четвертый доклад — «За пределами века расточительств» (1976), — отражает результаты исследования запасов природных ресурсов планеты, осуществленного под руководством английского физика лауреата Нобелевской премии Д. Габора. Цель четвертого доклада заключалась в изучении научно-технического потенциала мира и возможностей его использования для разрешения энергетических, сырьевых и продовольственных проблем. Авторы доклада пришли к выводу, что пределы экономического роста и развертывания человеческой деятельности, трудности и проблемы, связанные с использованием энергетических, сырьевых и продовольственных ресурсов, обусловлены не столько ограниченным научно-техническим потенциалом, сколько существующими ныне на международном и национальном уровнях социальными институтами. Практическая переориентация в деятельности человечества может быть достигнута, по их мнению, лишь в том случае, если будут созданы соответствующие социальные условия для жизни людей и построено новое, «зрелое общество», способное обеспечить улучшение «качества жизни» всех жителей планеты и разумное отношение человека к природе, не нарушающее гармонию в мире.

Пятый доклад — «Цели для человечества» (1977), — написанный под руководством американского философа, сотрудника научно-исследовательского института ООН Э. Ласло, посвящен анализу «мирового атласа современных целей», рассмотренного на двух уровнях национальном и транснациональном. В докладе подробно описаны цели различных стран, мультинациональных корпораций, Организации Объединенных Наций, Международной организации труда, Всемирного совета церквей и Римской католической церкви. Вывод, к которому пришли авторы доклада, однозначен: необходима переориентация организаций, корпораций, стран, наций и государств на «глобальные цели», достижение которых предполагает осуществление «революции мировой солидарности». С завершением этой революции, по мысли авторов доклада, должны сложиться предпосылки для установления «общности мировой солидарности», способствующей удовлетворению потребностей человечества в безопасности, обеспечении продовольствием, разумном использовании энергии и природных ресурсов, продолжении развития, направленного на повышение «качества жизни» каждого человека и благосостояния всех людей на земле.

С середины 80-х годов Римский клуб переходит к выдвижению разнообразных программ трансформации общественных систем, совершенствования политических институтов власти. В целом в исследовательских проектах Римского клуба 80-х годов важное внимание уделялось социальным, политическим, культурным аспектам мирового развития. Римский клуб активно включился в поиск решения проблем обеспечения всеобщей системы безопасности и сохранения мира на земле. В начале 90-х годов Римский клуб особое внимание уделял изменениям «культурного этноса» и ценностей жизни в глобальном масштабе. Деятельность Римского клуба еще теснее стала смыкаться с работой других институтов и организаций, занятых глобалистикой (Горбачев-фонд и др.).

Каковы же прогнозы современного научного сообщества относительно перспектив человечества в XXI в.?

В прошлом веке в мире произошли три основные технологические революции, определившие уровень развития, могущество и статус ведущих стран. Это электронная, ядерно-космическая и информационная технологические революции.

В XXI в. веке уровень информатизации и генетики будут определять международный статус, темпы экономического развития и могущество государств мира.

Историческое развитие цивилизации в XXI в. будут определять два позитивных и два негативных глобальных фактора. К позитивным факторам можно отнести продолжение информационной и развитие генетической технологических революций. К негативным факторам следует отнести пандемию СПИД и истощение запасов нефти. Превалирующим фактором, определяющим историческое лицо XXI в., станет пандемия СПИД.

Прогноз распространения ВИЧ-инфекции показывает, что если эффективный способ борьбы с ВИЧ-инфекцией не будет найден в ближайшее время, пандемия последовательно охватит все страны мира и в 2030-2075 гг. достигнет максимума. Это может привести к катастрофическим последствиям для Цивилизации.

Используя принцип географического рассредоточения и сексуальной замкнутости групп населения для борьбы с пандемией, и, с другой стороны, принцип массовой компьютерной коммуникации для объединения населения, функционирования и развития рассредоточенной экономики, Россия имеет шанс выжить и даже нормально развиваться в это сложное время. В наименьшей степени от пандемии пострадают народы технологически развитых стран, обладающие значительными территориальными резервами, с традиционно сдержанными сексуальными традициями, высоким уровнем развития медицины и особенно генетики.

На базе компьютерных сетей произойдет образование национальных биоэлектронных структур, которые будут иметь все признаки гигантских самостоятельно мыслящих существ. Они будут управлять государствами, решать сложнейшие научно-технические, социальные и политические задачи. Они будут развиваться и конкурировать между собой, отстаивая в интеллектуальной борьбе интересы своих государств.

Прекращение в конце 80-х холодной войны способствовало ускорению темпов глобализации. Глобализация превратилась в доминирующую тенденцию мирового развития, но одновременно стали все заметнее проявляться негативные последствия этого процесса. Поэтому общество будет стремиться к «позитивному» преодолению глобализации, которая должна усилиями людей привести к формированию нового исторического социума — мегаобщества.

Есть предположения, что в XXI в. придет решение проблемы экологии. Перспективу решения экологических проблем ученые связывают с изменением ценностной ориентации людей, с утверждением экологической рациональности и распространением предупреждающего знания, с необходимостью для человечества стать глобальным субъектом, способным ответить на угрожающие его существованию вызовы и обеспечить устойчивое развитие цивилизации.

Ученые также говорят и о влиянии процесса глобализации на человеческую личность. Глобализация во многом меняет условия и факторы формирования человеческой личности, однако эти изменения не однозначны, они разнородны и в чем-то даже разнонаправлены. Расширению информационного поля и доступа к информации сопутствует манипулирование сознанием людей. Индивидуализация ментальности и поведения людей сопровождается ослаблением устойчивых семейных и групповых связей и увеличением объема анонимных и менее устойчивых функциональных связей. Вовлекаясь в глобальные функциональные связи и взаимозависимости, современные общества одновременно все больше фрагментируются изнутри, все более мельчают или вовсе исчезают макросоциальные ансамбли, способные объединять людей общими ценностями и жизненными смыслами. Возникают диаметрально противоположные «стратегии» их возрождения: от космополитизма «без берегов» до крайних форм национализма, культурного изоляционизма и религиозного фундаментализма. Надо полагать, что эти проблемы в XXI в. примут более острый характер и потребуют своего настоятельного решения.

Контрольные вопросы:

1. Что такое глобальные проблемы?

2. С чем связано появление глобальных проблем?

3. Какие основные глобальные проблемы существуют на данном этапе развития человечества?

4. Что такое гуманизм и как он помогает решать глобальные проблемы?

5. Что такое Римский клуб?

6. Какие проблемы решает Римский клуб?

7. Каковы перспективы развития человечества?

Читайте также:  Оптимальный размер фирмы с точки зрения издержек
Источники:
  • http://zen-designer.ru/articles/429-perspektiva-vse-o-perspektive?start=13
  • http://babyps.livejournal.com/406486.html
  • http://mydocx.ru/8-47287.html
  • http://studfiles.net/preview/4521167/page:28/
  • http://uchebnikfree.com/filosofiya-sotsialnaya/perspektivyi-mirovogo-razvitiya-tochki-zreniya-18654.html
  • http://studfiles.net/preview/4521167/page:28/
  • http://studopedia.ru/3_174782_globalnie-problemi-i-perspektivi-razvitiya-cheloveka.html