Меню Рубрики

Какие точки зрения на место россии в мировом историческом процессе

Читайте также:

  1. CТУДЕНТ ИЗ США О РОССИИ..
  2. I. ЗЕМСКО-СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ О НОВОРОССИИ
  3. I. Краткие итоги дискуссии
  4. I. Роль лекции в учебном процессе вуза
  5. II. Гопник скончался на месте.
  6. II. Исторические повороты в развитии России
  7. II. Объективная возможность и адекватная причинная обусловленность в историческом рассмотрении каузальности
  8. II. Особенности фотографирования трупа на месте его обнаружения.
  9. III. Ленин о дискуссии и оппозиции вообще
  10. IX. ОСОБЕННОСТИ СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
  11. VI. Начало серийного выпуска автомобилей в России
  12. VII. Национальный вопрос в России

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ, ЭВОЛЮЦИЯ И РАСПАД

История мировых цивилизаций

1. Дискуссии о месте России в мировом историческом процессе.

2. Возникновение и эволюция древнерусской цивилизации.

3. Проблема цивилизационного выбора в условиях раздробленности.

В эпоху средневековья начинается вхождение в мировой исторический процесс сначала Руси, а затем и России. Закономерно встает вопрос: к какому типу цивилизаций ее можно отнести? Дискуссии по этому поводу идут давно. Основные направления их следующие.

1. Марксистско-ленинское. Цивилизационные особенности не имеют значения. Россия рассматривается по аналогии с западными обществами. В ней происходила смена общественно-экономических формаций, хотя и с отставанием от Европы и со значительными особенностями. Однако во второй половине XIX века Россия резко ускорила свое развитие, одновременно с развитыми странами перешла к империализму и раньше других подошла к высшей формации. Чтобы принять эту точку зрения, надо ответить на два вопроса: почему страна второго эшелона оказалась первой при переходе к социализму? Почему ни одна из развитых стран за Россией в социализм не последовала. Убедительных ответов на эти вопросы нет.

2. Вторая точка зрения предлагает рассматривать Россию как часть западной цивилизации. Ее сторонники признают только западный опыт и применяют к России только западные категории. Они считают, что Россия, хоть и с отставанием, развивалась в русле западной цивилизации. Накануне первой мировой войны ее развитие стало очень динамичным, и страна могла войти в числе развитых государств. Однако война ослабила Россию, большевики, опираясь на неграмотные массы, взяли власть, и Россия сошла с цивилизационной магистрали. В ней установилась власть толпы, которая пришла к тоталитаризму. Сейчас возникли условия для возвращения в цивилизацию, конечно, западную. Это мнение заимствовано из западной литературы. Россия — страна своеобразная, она не может быть описана только в категориях западной культуры. В ней слишком много такого, что не имеет аналогов на Западе (Советская власть, КПСС и т.д.). Трудно ответить и на вопрос, как мировая держава на 75 лет оказалась во власти толпы. Эта позиция не продуктивна.

3. Часть историков предлагает отнести Россию к странам восточного типа. Они считают, что предпринимались попытки включить Россию в европейский путь развития: принятие христианства, реформы Петра I, Александра II, которые окончились неудачей. После октябрьской революции и нескольких лет борьбы страна превратилась в обычную восточную деспотию во главе с тираном. Имелись явные черты восточного типа: вертикальные связи через партийные органы, цикличность и т.п. Но большинство населения страны исповедовало ценности христианства, которые лежат в основе западной цивилизации. Россия не вписывается полностью в восточный тип развития, если обратиться и к досоветскому периоду (частная собственность, рынок, элементы многопартийности и др.).

4. Р.Киплинг сказал: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с места они не сойдут, покуда Всевышний не призовет на страшный господень суд». Однако есть точка зрения, по которой и Запад, и Восток сошлись, и сошлись они в России. Это — евразийская концепция. Идея евразийской, особой сущности России появилась в общественном сознании давно. П.Я.Чаадаев в 1836 году в первом философическом письме отмечал: «Мы никогда не шли вместе с другими народами, мы не принадлежим ни к одному из семейств человеческого рода, ни к Западу, ни к Востоку, не имеем традиции ни того, ни другого».

Евразийцы предлагали свою трактовку исторического процесса. Западничество они считали чужеродным для России, отделяли Россию не только от Европы, но и от славянского мира. Они критиковали славянофильскую модель мира, которая (по В.Соловьеву) включала три силы: Запад, мусульманский восток и славянский мир во главе с Россией. Почему критиковали? Русский народ растворялся в славянстве, русское национальное сознание расплывалось в панславизме (в его основе — идея исключительности славянства). Евразийцы же настаивали на исключительности России и русских.

Одним из главных факторов истории евразийцы считали связь культуры и жизни народа с географической, природной средой. Ими признавалось влияние татарского фактора. Они полагали, что Россия отличается как от Запада, так и от Востока, это — особый мир — Евразия. Русская национальность приняла на себя инициативу объединения этносов в единую нацию евразийцев, в единое государство. Подчеркивалась исключительность Российской культуры, соборность, целостность российского мира, выделялась религиозная основа России — православие. Суть православия в понятии соборности, в единении всех под покровительством церкви, чтобы вместе найти спасение в царстве божием. Итак, абсолютизировалась роль церкви в духовной жизни. Вместе с тем, евразийцы абсолютизировали роль государства в общественной жизни: оно верховный хозяин жизни общества. Монголы заложили основы государственного устройства. Их наследницей стала московская Русь, московские цари стали восприемниками монгольских ханов. Распавшаяся орда возродилась в новом обличье московского царства. Чудо превращения произошло благодаря православию, религиозно-духовному подъему. Российское государство- это идеократическое государство, оно олицетворяло и государственную, и церковную организацию. Отмечалась самодостаточность Российского общества: мир рухнет, а Россия устоит. Запад же определялся как бездуховная, потребительская цивилизация.

Оценка евразийства. Следует согласиться, что на историю России огромное влияние оказал природный фактор, монголо-татарское иго, христианство в его православном варианте, государственность. Верно и то, что Россия несводима ни к Востоку, ни к Западу. Однако анализ истории России с позиций Русского национализма не продуктивен, не соответствует историческим реалиям.

В современной жизни важное место занимает процесс осознания места России в мировом сообществе. Так что же такое Россия? Наше государство возникло на стыке христианского и мусульманского миров, классического (буддистского) Востока и огромного региона природных обществ. Россия — это особое, исторически сложившееся сообщество народов, относящихся ко всем существующим типам цивилизаций, объединенных мощным централизованным государством. Благодаря этому в ней веками сохранялся духовный плюрализм, т.е. свободно сосуществовали многообразные религиозно-нравственные течения и ценности.Это было основой ее социокультурного единства и целостности. Конечно, огромную роль играли экономические связи. Большую роль играла разумная политика государства в отношении вновь присоединенных народов; серьезной была и роль русского народа, его анклавов в национальной среде, его языка, культуры и т.д. Поэтому есть все основания говорить о России как о самостоятельной цивилизации, своеобразной, состоящей из неоднородных сегментов. Вместе с тем, стоит признать мощное влияние на страну и Запада, и Востока. Интересна также мысль о том, что Россия — это «дрейфующее общество».

Наконец, отметим, что наша страна не только «испытывала влияние» со стороны, но и развивалась самостоятельно, независимо, а также временами сама оказывала мощное воздействие и на Запад, и на Восток.

Дата добавления: 2015-06-26 ; Просмотров: 2488 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

История России как самобытного, независимого великого государства. Влияние природных и геополитических условий на формирование и развитие общества. Непрерывное расширение территории страны. Процесс становления промышленного производства, роста городов.

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 19.10.2012
Размер файла 22,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

В мировой истории Россия занимает особое место. Расположенная в Европе и Азии, она во многом впитала в себя характерное для стран этих регионов, тем не менее, надо иметь в виду, что ее история носит самостоятельный характер. В то же время нельзя отрицать и того, что страны Европы и Азии испытали на себе влияние России. Таким образом, исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. Каждая страна имеет свою историю, которая отличает ее от истории других стран.

Государственный строй любого общества представляет собой результат усилия многих поколений людей, продукт народного духа и национально-государственного сознания народа. Это особенно проявилось в становлении российской государственности. Стремление жить и действовать сообща проходит через всю историю России. Мы видим эти черты в Новгородском вече, в подвигах Минина и Пожарского, в земских соборах во времена смуты, в общинном землепользовании и, наконец, в такой форме управления, как Советы народных депутатов. История России, ее государственности принципиально отличаются от истории Западной Европы. Западная Европа, как известно, сформировалась в результате завоевания германскими племенами Римской империи. На ее развалинах был создан феодализм с его соответствующими государственными институтами. Начиная с IV-V веков н.э., Европа прошла путь от Римской империи к феодальной раздробленности и разобщенности. Все это порождало такие явления, как клерикализм, религиозные войны, инквизиция, которых никогда не было в России. Россия развивалась на иной почве, иные принципы лежали в становлении ее государственности и ее гражданского общества. Вследствие своего географического положения, находясь во враждебном окружении, подвергаясь нескончаемому напору кочевников, она медленно и верно шла от первоначального разобщения к единству. В то время, когда Западная Европа (особенно это характерно для XVI века) являла собой пеструю картину противоборствующих феодальных княжеств, когда на всей ее территории свирепствовали религиозные войны, Россия уже была объединена в единое государство, в ней уже произошло в общих чертах становление нации, до чего Европе предстояло пройти еще долгий путь.

1. Россия в мировом историческом процессе

В истории России природные и геополитические условия всегда оказывали влияние на формирование и развитие общества, форму его государственности и хозяйствования, на характер протекания тех или иных исторических процессов. Равнинный характер местности, ее открытость, отсутствие естественных границ — таковы основные географические особенности России. Они не позволяли национальной общности быть защищенной от нашествий, набегов, вторжений, воин. Эти особенности подчеркивали крупнейшие русские дореволюционные историки России: С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и другие. И действительно, уже в первые века русской истории территория славянских племен подвергалась постоянным набегам хазар, печенегов, половцев. Тяжелое последствие имело монголо-татарское нашествие и двухвековое ордынское иго.

Важной особенностью российской истории было непрерывное расширение территории страны. Оно осуществлялось различными путями. Происходило освоение новых пустынных территорий крестьянским населением. К примеру, в результате земледельческой колонизации в XII-XIII вв. были освоены плодородные земли Владимиро-Суздальского и других княжеств Северо-Восточной Руси, Замосковского края. В XIV-XVII вв. крестьянская колонизация охватила территорию украинских и южнорусских степей между Доном, верхней Окой, левыми притоками Днепра и Десны, территорию так называемого «Дикого поля».

Читайте также:  В каких городах делают лазерную коррекцию зрения

Коренной переворот в истории российской колонизации произошел в середине XVI в. после покорения Казанского и Астраханского ханств. Русские поселенцы устремились в сторону Средней Волги, Урала и дальше в Сибирь. По берегам сибирских рек и озера Байкал возводились городки-крепости. Несколько десятков городов были разбросаны на огромной, почти сплошь покрытой лесами территории. Вокруг городов-крепостей образовались поселки государственных крестьян, пересланных в Сибирь по царским указам. Шли в Сибирь, к берегам Тихого океана, и вольные переселенцы, звероловы-промышленники. На востоке осваивались в основном пустынные, целинные земли. Туземное кочевое население было крайне немногочисленным.

В ряде случаев территориальное расширение происходило путем добровольного присоединения к России. Изнуренная шестилетней войной с Речью Посполитой, Украина встала перед выбором: снова признать польское владычество или идти «под руку Москвы». В 1654 г. на Переяславской Раде было принято решение о вхождении Украины в состав России. Добровольное присоединение к Грузии на рубеже XIX в. также было ни чем иным, как определенным историческим выбором в условиях угрозы порабощения более опасным, чем Россия, соседом.

Но чаще Россия «отвоевывала» у других государств захваченные ими территории. Так у Швеции в результате Северной войны была «отнята» Прибалтика, у Турции — крепости-форпосты в Северном Причерноморье и Бесарабии, у Ирана — Армения. Кавказские войны закончились подчинением северокавказских племен. В 60-е годы XIX в. завершилось вхождение в состав России казахских земель. После разгрома царскими войсками Кокандского ханства били присоединены киргизские земли, а со стороны Каспийского моря и Средней Азии — земли туркменских племен.

Непрерывное территориальное расширение предопределило целый ряд исторических особенностей развития России.

Приращение территорий обеспечивало казне и государству новые источники финансирования, увеличение материальных и людских ресурсов, дополнительную экономическую выгоду. Только присоединение Сибири обогатило Россию огромными материальными богатствами — сибирскими мехами, лесами, богатейшими природными залежами и пр.

В течение веков постоянный экономический рост обеспечивался за счет количественных факторов, что способствовало закреплению экстенсивного типа развития. У российского населения не было острой необходимости переходить от традиционного хозяйствования к более эффективному, так как всегда оставалась возможность переселиться на новые места, освоить новые земли.

Не способствовали эффективному, выгодному хозяйствованию исключительно большие расстояния, труднодоступность многих населенных пунктов. С этим во многом связаны дороговизна транспорта, плохие дороги, слабое развитие торговли и связи.

Особенности российского исторического процесса определялись своеобразием природно-климатических условий и связанной с этим спецификой сельскохозяйственного производства.

При большом земельном просторе на территории, составлявшей историческое ядро русского государства, было чрезвычайно мало пахотных земель. Преобладающим типом почв в России были пахотные подзолистые, глинистые, болотистые и песчаные, скудно обеспеченные естественными питательными веществами. Сибирь же с ее потенциально неистощимым запасом пахотной земли по большей части была не пригодна для земледелия. Это объяснялось тем, что производимый Гольфстримом теплый воздух охлаждался по мере удаления от Атлантического побережья и продвижения в глубь материка.

Другой особенностью природно-климатических условий был необычайно короткий цикл сельскохозяйственных работ. Он занимал всего 125 — 130 рабочих дне (примерно с апреля по сентябрь).

Российский крестьянин находился таким образом в тяжелых производственных условиях: худородные почвы неизбежно требовали качественной питательной обработки, а достаточного времени на сельскохозяйственные работы не было.

Средняя урожайность в России была низкой, а затраты крестьянского труда исключительно высокими. Для того чтобы получить урожай, крестьянин должен был трудиться без сна и отдыха. Использовались при этом все резервы семьи, трудились дети, старики. Женщины полностью были заняты на всех мужских работах. Тяжелые сельскохозяйственные условия, перенапряжение и включение в работу всех, от мала до велика, предопределили специфический уклад жизни российского землевладельца. В отличие от российского, европейскому крестьянину ни в Средние века, ни в Новое время не требовалось такого напряжения сил, ибо сезон сельскохозяйственных работ был намного дольше. Это обеспечивало наиболее благоприятный ритм труда и уклад жизни европейского крестьянина.

Характерной чертой крестьянского производства в России была крайне слабая база животноводства. Заготовка кормов для скота становилась каждый год для крестьянина большой проблемой. Срок заготовки кормов был крайне ограничен (всего 20-30 суток). За это время крестьянину требовалось запастись достаточным количеством кормов.

Не стимулировала развитие сельскохозяйственного производства и внешняя торговля. Россия стояла далеко о внешних торговых путей и до середины XIX века не могла сбывать зерно за границу. Да и разрыв в производительности труда между Западной Европой и Россией был значительным. По данным Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, в конце XIX века один акр (4 047 кв. м.) пшеницы в России приносил лишь одну седьмую английского урожая, собранного с этой площади, и менее половины французского и австрийского.

Российская география не благоприятствовала единоличному ведению хозяйства. В условиях короткого сельскохозяйственного сезона полевые работы легче было вести коллективом. Это обстоятельство способствовало сохранению архаичных традиции общинной организации деревенской жизни.

В отличие от Европы, община в России не исчезла, а стала развиваться. Примерно с XVI в. русские крестьяне все чаще расстаются с хуторской системой расселения (она сохраняется в основном в южных районах) и концентрируют свои дворы и хозяйства в многодворные деревни и села. По мере усиления личной крепостной зависимости с конца XVI века возрастают защитные функции соседской общины, ее демократизм и уравнительные тенденции.

Помимо организации сева, покоса и других коллективных полевых работ община выработала целый комплекс мер для помощи обедневшим, разорившимся крестьянам. Пахотная земля разбивалась общиной на участки по качеству почвы и удаленности от деревни. Всякий двор имел право получить на каждом из этих участков одну или несколько полосок земли. Периодически, по мере изменения ситуации, внутри соседской общины происходили переделы земли в целях достижения внутриобщинной «социальной справедливости».

Наряду с производственными функциями община решала целый ряд социальных проблем крестьянства (сбор податей, налогов, распределение рекрутской повинности и др.).

Несмотря на энергичное втягивание сельского хозяйства со второй половины XIX века в рыночные отношения, общинные традиции сохранились там вплоть до 1917 года. Тысячелетнее существование в России общины, ее главенствующая роль в жизни русского населения являлась фактором, кардинально отличающим весь уклад жизни россиян от западной традиции.

Высокоразвитое, трудоемкое земледелие ставило сельское население перед необходимостью включения в работу практически всей семьи. Свободных рабочих рук не было. Для России, следовательно, была характерна узость рынка наемной рабочей силы. А это замедляло процесс становления промышленного производства, роста городов.

Бедность общества предопределяла и малочисленность слоя людей, живущих за счет так называемых «услуг общества» — ученых, педагогов, художников, актеров и пр. А отсюда и поздний генезис светской культуры в России. Церковь здесь гораздо дольше, чем в Западной Европе, осуществляла культурные и идеологические функции. Не случайно первые университеты в Европе появились в XII-XIII вв., а в России — в XVIII в.

И наконец, нельзя не отметить тот факт, что крайне тяжелые условия русского землевладельческого населения наложили отпечаток на русский национальный характер. Речь идет прежде всего о способности россиянина к крайнему напряжению сил, готовности помочь, чувстве коллективизма. Немалую роль здесь играла и сила общественных традиций. Однако вечный дефицит времени и трудные природные условия, часто сводящие на нет все результаты труда, не выработали в русском человеке ярко выраженную привычку к тщательности и аккуратности в работе.

Таким образом, географический, природно-климатический фактор определил целый ряд российских особенностей, повлиял на тип хозяйствования, на политический и социальный строй страны, ее культурное развитие, на темпы протекания важнейших общественных процессов.

Вся история России как самобытного, независимого великого государства говорит об одном: сама идея о ее вхождении в Европу является не совсем верной. Она принадлежит к иному религиозно-культурному типу, она с самого начала своего возникновения становится полноправным членом мирового сообщества. У России своя судьба, обусловленная всем ходом ее становления как исторической индивидуальности. Она всегда шла своим путем, впитывая в себя и чужеродные влияния, но не повторяя других. Она развивала свою собственную государственность, собственную культуру, она имела свои народные традиции, воплощенные в политическом и экономическом ее устройстве. Именно в них сосредоточены дух народа, его история, его самобытность.

Попытки втянуть Россию в западную цивилизацию предпринимались в истории неоднократно. Все они в лучшем случае заканчивались внешними заимствованиями, обманчивыми поверхностными переменами. Плоды западного развития, западной науки и техники, западной демократии на российской почве, совершенно иной по своей структуре, вместо ожидаемой пользы часто приносили вред и, не способствуя укреплению общественного и государственного организма, вели лишь к еще большему его расшатыванию, к бесплодным иллюзиям, пока инстинкт самосохранения не вынуждал вновь обратиться к родным испытанным средствам.

Мы это видим на примере преобразований Петра I. Петровская попытка европеизации, пройдя после его смерти через полосу безвременья, через вакханалию временщиков, растаскивавших и унижавших страну, завершилось через пятьдесят лет пугачевским бунтом, воочию выявившим существование глубокой пропасти между европеизированным дворянским царством и мужицким царством. Запоздалые реформы Александра II, несшие в себе к тому же большой европейский заряд, вылились в десятилетия революционного брожения с их левым и правым террором, социальной нестабильностью, нарастающим озлоблением обездоленного народа и завершились через пятьдесят лет грандиозной революцией, которая смела и готовившую ее по европейским меркам интеллигенцию, и ненавистное ей самодержавие, и Православную церковь.

С одной стороны, Петром I была проделана колоссальная работа по высвобождению страны из плена обскурантизма, невежества и экономической отсталости. Именно в его царствование в Россию стал проникать сперва тоненький, а потом все более мощный поток западных либеральных идей, которые с этого момента стали постоянными спутниками русского образованного общества. Под их влиянием оно демократизировалось, постепенно меняя не только образ мыслей, но и сам образ жизни; совершался переход от первобытного барства к более цивилизованным формам бытия. Но новые идеалы ложились на совершенно не подготовленную для них почву — все более усиливающуюся крепостную зависимость основной массы население.

Разрыв между верхами и низами, между интеллигенцией и народом характерен для любого общества. Однако в России этот разрыв оказался особенно большим. В то время как образованная часть населения развивалась весьма интенсивно и в каких-то областях даже перегнала своих западных коллег, задавленные неволей народные массы в целом менялись крайне медленно. В результате те идеи, которыми питалось просвещенное сословие, практически не доходили до нижних ступеней общественной пирамиды. Это всегда несет с собой серьезную опасность. Если слои населения разделяет пропасть непонимания, то это таит в себе потенциальную угрозу миру и согласию, включая возможность возникновения гражданской войны. На протяжении своей истории Россия пережила несколько кризисов такого общественного непонимания.

Читайте также:  Собственность с экономической точки зрения виды и формы

Первый из них ознаменовался восстанием декабристов. Программа дворян-реформаторов не могла быть понята крестьянами, чьими освободителями решили стать первые русские революционеры.

Вторым проявлением глубокого кризиса общественного непонимания стало движение народников, их знаменитое хождение в народ и реакция на это крестьян, которые сдавали полиции явившихся к ним на помощь революционных активистов.

Третьим, и трагическим кризисом, стали события 1905-1917 годов. Для этого кризиса характерны, с одной стороны, зрелость буржуазно-демократических партий в формулировании и отстаивании демократических идей при полной неспособности претворить свои идеалы в жизнь, с другой — возникновение у народных масс собственной идеологии и собственного мировоззрения, а потому и более сознательное отторжение этих программных установок.

Еще одна ипостась миссии России: связывать Запад и Восток в единое цивилизованное пространство.

Последующее продвижение России в Восточную Европу, на Кавказ, в Северную Америку и, наконец, в Среднюю Азию часто называют имперской экспансией, хотя вряд ли с этой оценкой можно согласиться. Имперский период развития любого государства не может характеризоваться только лишь черно-белыми категориями. И объективная роль России здесь была ролью собирательницы континентальной Евразии.

В 1812 году вновь проявилась миссия России как буфера Европы. Как шестью веками раньше монголы, так и армия Наполеона завязла в России, и французская экспансия была погашена Россией.

К концу XIX века обозначилось новое явление: Россия стала одним из центров мировой культуры. Мир вознес на пьедестал Толстого, Достоевского, Чехова, Тургенева, Гоголя, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова. Россия становится мировой культурной державой.

Важные изменения произошли в конце XIX — начале XX вв. и в политической истории России. Россия вступила в эру большевизма. Занесенные в Россию семена марксизма нашли здесь идеальную почву.

И если иметь в виду середину XX века, то Россия становится спасителем Европы и мировой цивилизации, остановив варварское нашествие Гитлера.

Сегодня независимая российская держава есть один из краеугольных камней в фундаменте мировой цивилизации. И ее внутренняя стабильность, экономическая и политическая мощь являются залогом стабильности в мировом балансе сил, фактором, существенно влияющим на развитие современного миропорядка.

1. Бакалавр экономики (Хрестоматия), Видяпина В.И., 2006.

2. Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до наших дней»

3. История России IX-XX вв. Учебно-практическое пособие для системы дистанционного обучения. Под общей редакцией проф. Е.И. Нестеренко. — М.: 2003.

4. Алексеев Н. Русский народ и государство. — М,: 2000.

5. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. М.: 1993.

6. Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: 1991.

государство территория город геополитический

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Взаимоотношения верховной политической власти страны и российского общества. Соотношение истории России с историей российского реформаторства. Методы революционной логики, бунт. Современное развитие российского общества.

реферат [17,6 K], добавлен 31.07.2003

Резкое расширение территории, рост внутреннего рынка России. Первые ростки капиталистических отношений. Экономическое освоение огромной территории России. Рост ремесленного производства, появление на этой основе мелкотоварного производства и торговли.

курсовая работа [25,9 K], добавлен 04.06.2009

Понятие, основные принципы, законы, закономерности и социальные функции исторической науки. Методы исторических исследований. Взаимодействие истории с другими социально-гуманитарными науками. Точки зрения на место России в мировом историческом процессе.

презентация [413,8 K], добавлен 25.09.2013

Начало промышленного переворота в России. Образование на базе крупных сел России городов с предприятиями легкой промышленности. Обеспечение индустриализации страны за счет машиностроительной отрасли. Развитие в России нефтеперерабатывающей промышленности.

реферат [34,4 K], добавлен 30.08.2009

Этапы становления и развития городов и городского хозяйства: древний период и средневековье, города в эпоху Возрождения и в постиндустриальный период. Становление систем городского хозяйства в России. Развитие городов в советский и постсоветский период.

контрольная работа [22,5 K], добавлен 17.09.2010

Возникновение первых государств на территории современной Центральной Азии, история их становления и развития. Основные причины роста и развития инфраструктуры городов. Понятие азиатского способа производства, его сущность и особенности, этапы изучения.

реферат [15,1 K], добавлен 03.02.2009

История национально-государственной символики как отражение эволюции Российского государства. История появления герба централизованного Российского государства, Российской империи и СССР. Возрождение исторического флага России. Развитие гимна России.

дипломная работа [119,8 K], добавлен 28.06.2011

Беларусь в восточнославянском мире (V–XIII в.), ее место в процессе становления Киевской Руси. Развитие белорусских земель в составе Великого княжества Литовского (V–XIII вв.). Положение ВКЛ в составе Речи Посполитой. Формирование белорусской народности.

реферат [36,4 K], добавлен 13.02.2011

Уровень развития сельского хозяйства и промышленного производства. Расширение торговых связей. Основные центры торговли в России. Изменение системы прямых налогов. Социальное положение крестьян и ремесленников. Вспышки народных восстаний в стране.

реферат [33,7 K], добавлен 26.11.2015

Понятие, признаки парламентов, их классификация. История становления парламентаризма в дореволюционной России. История становления системы Советов и Федерального Собрания как органов государственной власти в социалистической и постсоветской России.

реферат [39,1 K], добавлен 04.07.2010

Билеты по Истории 2 курс ФНО. Современные дискуссии о месте России в мировом историческом процессе. Назовите существующие точки зрения по данному вопросу. К какой из них склоняетесь вы

Название Современные дискуссии о месте России в мировом историческом процессе. Назовите существующие точки зрения по данному вопросу. К какой из них склоняетесь вы
Анкор Билеты по Истории 2 курс ФНО.docx
Дата 02.07.2017
Размер 207.77 Kb.
Формат файла
Имя файла Билеты по Истории 2 курс ФНО.docx
Тип Документы
#11971
страница 1 из 10

  1. Современные дискуссии о месте России в мировом историческом процессе. Назовите существующие точки зрения по данному вопросу. К какой из них склоняетесь вы? Аргументируйте свой ответ, опираясь на факторы, которые сближают и разделяют Россию с Западной Европой.

Факторы:

— пространство (положение. где происходит развитие народа)

— время (отрезок времени, в котором развивается страна)

— народ (этнические особенности, характер, способность к преобразованию его выдающихся людей)


  1. Россия – часть западной цивилизации. Черты: частная собственность на землю, быстрое развитие товарно-денежных отношений, высокий уровень развития промышленности, капиталистические отношения, в основе преобразовательской деятельности – вероучения.

Факторы, сближающие Россию с Европой:

Разделяющие факторы:
— климатический

— национальный
2) Россия – часть восточной цивилизации. Черты: почитание традиционного прошлого, развитие капитализма позднее, в основе религии – обожествление природы, деятельность направлена более на нравственное самоочищение человека, нежели на окружающую действительность

3) Россия – носитель самобытной славянской цивилизации.

4) Россия – пример особой евроазиатской цивилизации.


  1. Принципы научного познания исторического процесса. Раскройте содержание основных из них. Проиллюстрируйте на конкретном примере применение принципа историзма.

Принцип можно рассматривать как основное правило, которое необходимо соблюдать при изучении всех явлений и событий в истории.

1)принцип объективности (означает опору на факты)

Принцип объективности предполагает опору на факты в их истинном содержании, не искаженные и не подогнанные под схему. Этот принцип требует рассматривать каждое явление в совокупности положительных и отрицательных сторон. Главное в обеспечении принципа объективности – личность историка: его теоретические взгляды, культура методологии, профессиональное мастерство и честность.

2)принцип историзма (требует оценивать событие, исторические факты, личность, исходя из исторических условий того времени)

Принцип историзма требует рассмотрения всех исторических фактов, явлений и событий в соответствии с конкретно-исторической обстановкой, в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Всякое историческое явление следует изучать в развитии: как оно возникло, какие этапы в своем развитии прошло, чем, в конечном счете, стало. Нельзя рассматривать событие или личность одновременно или абстрактно, вне временных позиций.
3)принцип альтернативности

Принцип альтернативности определяет степень вероятности осуществления того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реальностей и возможностей. Признание исторической альтернативности позволяет по-новому оценить путь каждой страны, увидеть неиспользованные возможности процесса, извлечь уроки на будущее.

4)принцип социального подхода

Принцип социального подхода предполагает рассмотрение историко-экономических процессов с учетом социальных интересов различных слоев населения, различных форм их проявления в обществе. Этот принцип (еще его называют принципом классового, партийного подхода) обязывает соотносить интересы классовые и узкогрупповые с общечеловеческими, учитывая субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей.


  1. Методы научного познания исторического процесса. Раскройте содержание основных из них. Проиллюстрируйте на конкретном примере применение проблемно-хронологического метода.

«Метод» понимается как способ и порядок исследования предмета для получения более полного и соответствующего истине результата.

История как наука использует как общенаучные методы, так и конкретно-научные методы, соответствующие предмету изучения.
1. Сравнительный (компаративный) метод предполагает сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними.

2. Системный метод предполагает построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации. Рассмотрение объектов как систем ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину.

3. Типологический метод предполагает классификацию исторических явлений, событий на основе присущих им общих существенных признаков. Типологизация по форме является разновидностью классификации, но позволяет выявить существенные признаки предмета. Основой метода является понимание взаимосвязи единичного, особенного, общего и всеобщего в историческом процессе. 4. Ретроспективный метод предполагает последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события, явления. Историко-генетический метод применяется и для выявления соотношения субъективного, личностного фактора в историческом развитии и объективных факторов.

5. Идеографический метод состоит в последовательном описании исторических событий и явлений на основе объективных фактов.

6. Проблемно-хронологический метод предполагает изучение последовательности исторических событий во времени. Предполагает расчленение широких тем на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности. Этот метод используется как при изучении материала (на первой стадии анализа, совместно с методами систематизации и классифицирования), так и при его компоновке и изложении внутри текста работы по истории.
Применение проблемно-хронологического метода с 1920-х по 1980-е гг.

В рамках поставленной проблемы репрессии, депортации, ссылка, лагеря ГУЛАГа и ГУПВИ в Восточной Сибири будет рассматриваться как составная часть репрессивной политики советского государства, что позволит в контексте деятельности карательных органов и учреждений на территории края проследить развитие тоталитарного режима в СССР в 1920 – 1980-х гг.


  1. Характерные признаки западноевропейской технологической цивилизации.

Западноевропейская цивилизация Нового времени в своем роде уникальна – уже тем, что выделилась из общего ряда, создав известную оппозицию Запада и Востока, противопоставив себя не конкретной чуждой себе восточной культуре (арабо-исламской, индийской или китайско-конфуцианской, которые и сами качественно различались между собой), а всей совокупности традиционных цивилизаций.

Признаки европейской цивилизации: ускоряющееся развитие науки и техники, индивидуализм, позитивизм, универсальная мораль, разнообразные идеологии наподобие демократии, либерализма, национализма, социализма, предлагаемые взамен традиционных ценностей. Важнейшими частями западной цивилизации можно считать греческую философию, римское право и христианскую традицию. В современном западном мире наметился решительный отказ от христианских ценностей, их замена общечеловеческими ценностями. Создание основ гражданского общества, предусматривающих право каждого участвовать в управлении, признание его личности, прав и свобод на Западе.


  1. персонализм – представление о личности как о некой нерасчленимой и, абсолютной данности. Отсюда и сугубо европейское понятие о личности как о «субъекте» в его оппозиции к «объекту». Человек как личность, как субъект ни в коей мере не является «частью мира», «частью природы». Такое представление о личности уникально для Запада.

  2. представление о мире как универсальной, единой для всех, «объективной» реальности, устроенной в соответствии с универсальными и неизменными «законами природы». Законы природы воспринимаются не как субъективные картины мироотражения, а как объективная, универсальная и неизменная реальность.

  3. представление о прогрессе или эволюции как универсальном законе природы, реализующимся на всех уровнях и во всех сферах: космологической, биологической, антропологической, социальной, экономической, научно-технической и т.д. При этом эволюция понимается не просто как изменение, но как поступательное развитие от простого к сложному, от несовершенного к совершенному, от худшего к лучшему. Прогресс воспринимается не просто как наблюдаемая закономерность или даже универсальный закон, но как нечто, требующее «служения».

На протяжении 40–70 гг. ХХ в. западная цивилизация приобрела новые черты:
— изменились формы частной собственности: стали преобладать коллективные формы владения собственностью и капиталом: акционерные, кооперативные, и т. д.;

— уменьшилось число абсолютно неимущих, образовались мощные средние слои, которые заинтересованы в стабильности общества, в демократии – социальная база для разрушительных тенденций значительно сузилась;

— научно-техническая революция привела к изменениям в социальной структуре общества. Сократилась численность фабрично- заводского пролетариата, составляющего массовую базу классовой борьбы. Идея рабочего социализма, диктатуры пролетариата уходит в прошлое. Однако социалистическая идея остаётся, приобретая ценность гуманистического идеала;

— возросли производительность и качество труда и, следовательно, совокупное национальное богатство. Это позволило создать высокий уровень социальной защиты личности, сравнительно высокий уровень благосостояния;

— укрепились демократические институты. Многое достигнуто в обеспечении прав личности. Права личности – это главный лозунг, под которым развёртывалась борьба за демократию в ХХ веке;

— утвердилась идея многонационального сообщества, тенденция к объединению Европы.

— частная собственность на землю

— быстрое развитие товарно-денежных отношений

— высокий уровень развития промышленности

— капиталистические отношения ранее чем в Восточной цивилизации

— в основе преобразовательной деятельности — вероучения

— динамичный характер развития общества в цивилизации западной;

— незначительное вмешательство государства в частную жизнь граждан (на Западе)

— появление на Западе первого в истории образца народовластия, демократии (хотя и ограниченной).


  1. Характерные признаки восточной традиционной цивилизации.

Исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к 3-му тысячелетию до н. э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Вавилоне, Древнем Египте. Основные черты развития восточного типа цивилизации в древности таковы:
1) отсутствие ценности личности, индивида на Востоке
2) стабильность восточной цивилизации, чрезвычайно медленный темп изменений (новые культуры не разрушают старые, а вписываются и растворяются в них); воспроизводство и сохранение биологических и социальных устоев жизни, верность традициям (восточные цивилизации часто называют «традиционными обществами»)
3) общественная собственность в восточном государстве на средства производства, землю и воду, признание за частным лицом лишь прав владельца; отсутствие на Востоке хозяйственной самостоятельности частных лиц.
4) абсолютное преобладание государства над обществом, регулирование всего многообразия человеческих отношений;
5) регулирующая роль религии, совокупности морально-этических принципов в обществе восточном — подчеркнутое уважение в обществе западном к законам, в рамках которых действуют ремесло и торговля;
6) деспотизм как общая линия социально-политического развития восточных цивилизаций — была распространена в Египте, государствах Междуречья, Китае, Индии и других странах Востока.

7)полное отсутствие или незначительную роль сословных различий; сложную иерархическую социальную структуру; абсолютное господство государственного бюрократического аппарата; обезличенность государственной машины; отсутствие открытой конкуренции партий, идей или талантов; существование на низовом уровне экономически независимых и самоуправляющихся объединений религиозно-производственного характера (сельских общин, сект, цехов, каст и т.д.).
8). Традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур.
9) В мировоззренческом плане представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.
10) . Нравственно волевая установка не на познание и преобразование мира, а созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни.
11) . Личностное начало не развито. Общественная жизнь построена на принципах коллективизма.
12) . Экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.
Развитие Востока предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем. Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Подведем итоги: цивилизация Востока была жизнеспособна, пока ей приходилось сталкиваться с варварскими народами. Она защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой лад. Однако, встретившись с цивилизацией Европы, технически более развитой, несущей совершенно иную программу и стремящейся к разрушению всего непохожего на нее, Восток не устоял. Восточная цивилизация – это прежде всего традиционное общество.


  1. Ключевые регионы на политической карте мира и характерные признаки их развития на рубеже 20-21 веков. Можно ли выделить из них главный (основной, ведущий) регион. Если да, то назовите его и обоснуйте свой выбор. Если нет, приведите аргументы.

Факторы, которые оказали влияние на развитие ключевых регионов:


  1. Идеологический конфликт в 70-80 гг. между 2-мя системами, так называемая, «холодная война».

  2. Все большая активность на мировой арене стран Азии и Африки. Этому способствовал процесс деколонизации.

  3. Раздел мира на 3 группы стран, отличающихся друг от друга по степени экономического развития, образу жизни и мировоззрению:

— Группа развитых и примыкающих к ним стран Европы и Сев..Америки, а также Япония и некоторые азиатские страны, достигшие в своем экономическом развитии определенных успехов.

— Страны социалистического лагеря. Он объединял гос-ва с социалистическими и народно-демократическими режимами.

— Группа независимых гос-в (страны 3-его мира), которые по ряду показателей в полной мере не могут быть причислены ни к первому, ни ко второму мирам по определенным причинам (отсталость в экономике, незрелость рабочего класса, малоурбанизированность и т.д.).
ЕС.

ЕС был образован в 1993 году, вкл. 27 гос-в., для которых характерно:

1. Стремление поддерживать политический, экономический и валютный союз

2. формирование единого экономического пространства

3. Стремление проводить единый курс внешней политики и безопасности

4. Участие в выработке и осуществлении единой внутренней экономической политики

5. Стремление координировать политику по проблемам охраны окружающей среды, природной среды и борьбы с преступностью.

В 1995 году было создано ВТО.
США — один из основных центров силы.

Укрепили свои позиции после распада СССР. Присуще была волнообразность экономического развития.

Доля производственных фондов – 9%

Доля природных ресурсов — 5%

Человеческий капитал – 76%

НАФТА – 1994 ( Северо-Американский Торговый Союз) (Канада и Мексика)
Страны Зарубежной Азии:

Япония, Малайзия, Тайланд, Непал, Бутан, Иордания – конституционные монархии;

СА, ОАЭ, Кувейт, Бруней, Оман – абсолютные монархии.

В данном регионе выделяют 6 групп стран:


  1. Япония – лидер

  2. Китай и Индия

  3. Страны НИС

  4. Нефтедобывающие страны Персидского залива

  5. Монголия, Вьетнам, Бангладеш, Шри-Ланка, Афганистан, Иордания, — горнодобывающая и легкая пром-ть

  6. Наименее развитые страны: Лаос, Непал, Бутан, Камбоджа, Йемен — современная пром-ть практически отсутствует.

Объединения в регионе:

АТР – Азиатско-Тихоокеанский регион .

Имеет организацию АТЭС. Страны АТЭС:

55% инвестиций всего мира

40% мирового экспорта

Регион Африка.


  1. Почти все страны являются республиками

  2. Пострадал от колониальной политики

  3. Богат полезными ископаемыми – ¼ от мировой горнодобывающей пром-ти

  4. Быстрое воспроизводство населения

  5. Высокая смертность

  6. Насыщенный национальный состав

  7. Несовпадение политических и этнических границ

  8. 300-500 этносов

Преобладает колониальный тип отраслевой структуры. 32 из 52 стран являются наименее развитыми странами мира.
7)Особенности экономического развития ведущих регионов и государств на рубеже 20-21 веков. Назовите основные процессы, которые характеризуют изменения в экономике. На основании чего, на ваш взгляд, происходит сегодня размывание экономических границ между отдельными государствами. Обоснуйте свой ответ при помощи конкретных примеров.

Особенности экономического развития:


  • со второй половины 70-х годов началась новая волна научно-технического прогресса, получившая название – информационная революция

  • возрастание роли в экономическом развитие мелкого и крупного производства

  • заметные сдвиги в структуре занятости

Последствия информационной революции:


  • внедрение электронно-вычислительных машин

  • информатизация и компьютеризация экономики

  • электронная работизация

  • применение станков с программным управлением

  • возникновение новых технологий

  • снижение зависимости развития экономики от наличия природных ресурсов

Сдвиги в структуре занятости:


  • появление новых профессий

  • усиление процессов вовлечения работы умственного труда

Размывание экономических границ происходит за счет влияния ТНК.

Господство в мировой экономике транснациональных корпораций (ТНК). Крупнейшие ТНК имеют свои предприятия и филиалы буквально по всему миру. Деятельность ТНК способствует сокращению различий между странами в рамках отдельных регионов (Европа, Азия, Америка) по уровню организации и эффективности производства. Зачастую решения, принимаемые в штабах транснациональных корпораций, сказываются на жизни граждан отдельных стран в большей степени, чем решения, принимаемые правительствами этих государств. В совокупности ТНК контролируют львиную долю торговых обменов, финансовых потоков и передач технологий. В целом вес и значение ТНК определяются их финансово-экономическим потенциалом. Достаточно сказать, что ежегодные объемы производства ведущих мировых ТНК существенно превосходят валовой вну­тренний продукт (ВВП) многих стран мира, а уровень дохо­дов каждой из десяти крупнейших ТНК превышает уровень государственных доходов любой из стран мира, кроме б ве­дущих — США, Японии, Германии, Франции, Великобрита­нии и Италии. Бесспорно, ТНК усиливают экономическую взаимозависимость, способствуют созданию предпосылок для становления и распространения некой единой глобальной, планетарной культуры, рыночных форм хозяйствова­ния, рациональной организации и т. д. Указанные процессы способствуют ускоренной экономической интеграции (особенно в Европе и Америке), т. е. в тех зонах, где относительная защищенность рынков, развитость инфраструктуры, образовательной и информационной сферы влекут за собой стремительное распространение передовых технологий, унификацию образа и уровня жизни.

В результате постоянного расширения сферы деятельности транснациональных компаний и движения капиталов происходит постепенное размывание экономических границ между отдельными государствами. Возникают механизмы регулирования мировых рынков на наднациональном уровне. В частности, функционируют такие институты, как Всемирный банк, Международный валютный фонд и другие финансовые организации, полем деятельности для которых выступает вся планета. Складывается и неуклонно расширяется система многообразных связей между этими образованиями и отдельными государствами. Соответственно неуклонно возрастают степень и масштабы взаимного влияния национальных экономик друг на друга, причем это влияние обнаруживается почти во всех сферах жизни. Например, повышение цен на нефть странами-экспортерами неизбежно сказывается на уровне цен других товаров на мировых рынках.

Читайте также:  Что нельзя делать после операции по коррекции зрения
Источники:
  • http://otherreferats.allbest.ru/history/00216038_0.html
  • http://historich.ru/sovremennie-diskussii-o-meste-rossii-v-mirovom-istoricheskom-p/index.html