Меню Рубрики

Какие существуют точки зрения на проблему славян

Читайте также:

  1. II. Стадия взимания налогов в условиях существования государства
  2. III. Государства Западной части Персидского и Оманского заливов
  3. IX в. – образование Древнерусского государства.
  4. Административно-командная экономика. Участие государства в хозяйственной деятельности
  5. Алгоритм построения второй проекции точки К
  6. Алкоголь и табак — главные враги нашего здоровья и зрения
  7. Анализ точки безубыточности проекта.
  8. Анатомическое строение органа зрения
  9. Антиинфляционная политика государства
  10. Арабские государства между мировыми войнами
  11. Афінне відображення. Наближення функції в околі точки диференціювання
  12. Б. Норманнская теория образования Русского государства, ее сторонники и противники. Этапы в истории образования Древнерусского государства

Концепции происхождения и прародины славян

Происхождение Древнерусского государства

Этнокультурные и социально- политические процессы становления русской государственности

Вопросы, связанные с происхождением терминов «славяне», «Русь», с этнической принадлежностью славян, с образованием государства у восточных славян на протяжении уже почти трех столетий вызывает многочисленные споры среди историков. Зачастую они принимают характер не только научных дискуссий, но политических споров.

Миграционная (пришли на Восточно-Европейскую долину)
«дунайская» (С.М. Соловьев, В.О. Ключевский)
«прибалтийская» (М.В. Ломоносов, А.Г. Кузьмин)
Автохтонная
Славяне как этнос сформировались на территории Восточно-Европейской равнины и являлись исконным населением. (Б.А. Рыбаков)
Старая норманнская теория Авторы: Немецкие ученые середины XVIII в., работавшие в России: Г.Миллер, Г.Байер, А.Шлецер Современная норманнская теория Авторы: шведские и датские ученые XX в.
Норманны = Варяги = Русы Основные положения: Восточные славяне в силу своей отсталости были неспособны самостоятельно создать государство; за них это сделали норманны, которых сла­вяне пригласили либо в качестве своеобразных «третейских судей» (Байер, Миллер), либо норманны вообще, выступили в роли завоевателей (Шлецер). Норманны и варяги — это один и тот же народ из Скандинавии (варягами норманнов называли славяне). Русы — одно из норманнских племен, чьим вождем был Рюрик. Отсюда название государства «Русь» и правящая династия Рюриковичей скандинавского происхождения. Основные аргументы: а) легенда о призвании новгородцами Рюрика с братьями (сведения ПВЛ) в 862 г.; б) имена первых русских князей — скандинавского происхождения (Олег, Игорь, Ольга); в) финское название Швеции Ruotsi (созвучное с названием «Русь»); г) аналогии с норманнскими завоеваниями в VIII-IX вв. в Северной Франции (Нормандия), Англии и Южной Италии. Слабая сторона: следует отметить, что старая норманнская теория считается ненаучной, так как по данным современной науки «научить» другой народ государственности нельзя, так же как и невозможно создать государство путем завоевания без наличия в этом государстве внутренних предпосылок. Сильная сторона: опора на письменные источники и, прежде всего, на ПВЛ. Современные норманнисты считают, что у восточных славян государство возникло в результате длительного внутреннего развития, но при этом норманны из Скандинавии оказали значительное влияние на этот процесс, дав правящую династию и название государства. Дополнительные аргументы: а) исследование датских летописей, где в 860-е гг. упоминается местный вождь Руарик Ютландский, имя которого исчезает со страниц датских хроник в сер. 860-х гг.; б) данные археологических раскопок в районе Новгорода и Смоленска, в ходе которых были найдены вещи скандинавского происхождения. Слабые стороны этих аргументов: а) исчезновение имени Руарика из датских летописей можно объяснить и его смертью; б) удельный вес найденных при раскопках скандинавских вещей составляет 5-7 %.
Концепция академика М.В. Ломоносова Концепция академика Б.А. Рыбакова
Норманны ≠ Варяги; Варяги = Русы Основные положения: норманны и варяги — это разные народы: норманны — это жители Скандинавии, а варяги — это племена из Прибалтики смешанного балто-славянского происхождения. Русы – одно из прибалтийских племен (часть варягов). Название государства и правящая династия — не скандинавского, а балто-славянского происхождения. Само же государство возникло в силу исключительно внутренних причин. Основные аргументы: а) данные ПВЛ, где норманны и варяги упоминаются раздельно; б) норманны находились на той же стадии развития, что и славяне или даже ниже: у них почти не было городов (страну славян по количеству городов называли «Гардарикой»); в) название региона в Прибалтике: Пруссия и племени пруссов (тот есть поруссов — «живущих подле русов»), а также название речки Рось — притока р. Неман. Отсюда вывод: русы проживали в Прибалтике; г) легенда о новгородском старейшине Гостомысле, у которого якобы была дочь, выданная замуж за некоего прибалтийского князя, от которого у нее родилось 3 сына (по мнению Ломоносова именно они и были Рюриком, Синеусом и Трувором. Становится понятно, почему Гостомысл добивался приглашения именно этих князей: он не хотел терять своего влияния). Сильная сторона теории: опора на внутренние факторы возникновения государства. Слабая сторона: явная надуманность многих аргументов и особенно легенды о Гостомысле Норманны = Варяги; Русы ═ Славяне Основные положения: норманны и варяги — один и тот же народ из Скандинавии. Никакого или почти никакого участия в образовании Древнерусского государства они не принимали. Русы — это часть пле­менного союза полян. Название государства — славянского происхождения, вопрос о происхождении правящей династии Рыбаков оставил открытым. Государство у восточных славян возникло исключитель­но в результате внутренних предпосылок. Основные аргументы: а) имена Синеус и Трувор — это написанные по древнеславянски слова sine hus и tru war («свой дом» и «верная дружина»). Отсюда вывод: раз не было братьев, то, скорее всего, не было и Рюрика, которого выдумал летописец, чтобы доказать, что государственность возникла в Новгороде, а не в Киеве, б) доля скандинавских вещей, найденных во время раскопок под Новгородом и Смоленском не превышает 5-7 %, что не позволяет говорить об активном участии скандинавов во внутриславянской жизни; в) название р. Рось — притока Днепра, где проживал племенной союз полян, частью которого и были русы. Сильная сторона: аргумент о Синеусе и Труворе, опора на современные данные науки. Слабая сторона: фактическое отрицание данных летописей и, прежде всего, ПВЛ, а также тенденциозное отношение к факту существования Рюрика.

Концепция профессора Г. Кузьмина:

Она занимает промежуточное положение между норманскими и антинорманнскими теориями.

Норманны ≠ Варяги ≠ Русы

Основные положения: норманны, варяги и русы — это разные народы неславянского происхождения. Норманны — это жители Скандинавии, варяги — жители южной Прибалтики, русы — потомки германского племени ругов, которое проживало в верховьях Дуная. Их вождь Одоакр в 476 г. захватил Рим и уничтожил Западную Римскую империю. Господство ругов в Италии продолжалось около 100 лет, пока они не были вытеснены оттуда лонгобардами. В поисках новой среды обитания руги разделились на две части. Одни стали продвигаться дальше на Восток, по пути давали название географическим объектам в честь своего племени (этим объясняется наличие названий на — рос, — рус, — рог в самых разных частях Европы). После того как они пересекли Карпаты и поселились в районах Новгорода и Киева, руги приняли активное участие в создании Древнерусского государства. Они дали ему название (Русь) и правящую династию (у ругов уже был опыт государственности). Затем руги были полностью ассимилированы славянами.

а) данные из ПВЛ — норманны, варяги и русы упоминаются раздельно;

б) данные из ПВЛ о том, что русы первоначально проживали в области Норик в верховьях Дуная (именно там в V-VI вв. проживали руги);

в) археологические раскопки в районе Новгорода и Киева показали, что в слоях VII – IX вв. обнаруживается аномалия погребального обряда. Она связана с преобладанием трупоположения (захоронение в земле), тогда как до принятия христианства у славян преобладал обряд трупосожжения (захоронение урн с прахом сожженного покойника в курганах -«могилах»). Отсюда вывод: в районе Новгорода и Киева проживали в VII-IX вв. неславянские племена, скорее всего — руги.

Сильная сторона теории:

Концепция объясняет разбросанность названий на -рос, -рус, -рог в разных частях Европы (Германия, Швейцария, Прибалтика, Карпаты, Украина).

Слабая сторона теории:

В районе Новгорода и Киева в V1I-IX вв. действительно могли проживать неславянские племена, но необязательно это были руги.

В каждой из теорий есть свои достоинства и недостатки. Точную картину событий древнейшей истории славян (восточных славян) пока весьма трудно восстановить с максимальной достоверностью из-за почти полного отсутствия письменных источников того времени.

Сегодня в научной исторической литературе доминирует точка зрения об объективности процесса образования государства у восточных славян. Это стало результатом длительной эволюции социально-экономических, политических, культурных процессов внутри славянского мира. В то же время, историки не отрицают наличия и определенного влияния норманнского фактора на процессы складывания государства восточных славян. Образования государства у восточных славян имело свои особенности и это необходимо учитывать при рассмотрении многих последующих процессов социально-экономического и политического развития Руси – России.

Трактовка происхождения термина «Русь»

Скандинавская (В.О. Ключевский, В. Томсен)
Русы = норманны = варяги
От финск. Ruotsi — Швеция
От древнеисланд. Rohts – гребцы, мореходы
От названия реки Рось, впадавшей в Днепр южнее Киева
Отечественная (М.Н.Тихомиров, Б.А. Рыбаков)
От лат. Varangos — телохранитель, воин
От древнесканд. Var – верность, обет, порука
Варяги = норманны («северные люди») – Собирательное обозначение скандинавов в древнерусских письменных источниках

Теории возникновения государства у восточных славян

Славянская Центристская Норманнская

Отрицается роль Древнерусское

варягов в образовании государство Государство

древнерусского возникло создано

государства и как результат норманнами

призвание их на княжение внутреннего (варягами) с

общественного согласия добровольного славян,

развития но и при

М.В. Ломоносов Большинство Г.Ф. Миллер Б.А. Рыбаков современных Г.З. Байер

историков Л. Шлецер

| следующая лекция ==>
Сімейні доходи і структура використання їх | Управление государством Русь

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 4029 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Славянская письменность возникла в IX в., после изобретения кириллического алфавита «моравскими братьями» Кириллом и Мефодием. Таким образом, ранний период истории славян – бесписьменный, а первые славянские хроники, дошедшие до нас, созданы не ранее X–XI вв. Для реконструкции древней истории славян необходимо привлекать иностранные источники (византийские, восточные, западноевропейские), а также данные археологии, лингвистики и т.д.

Главная сложность здесь состоит в том, что славяне как особый этнос четко фиксируются в источниках только с V–VI вв. н.э. Однако, по данным лингвистов, славянская языковая семья отделилась от индоевропейской в середине II тыс. до н.э. Таким образом, очевидно, что корни славян надо искать гораздо раньше V–VI вв. 11о вот под каким именем они фигурируют в древних источниках – вопрос по-прежнему открытый.

Традиционно считается, что в ранних иностранных источниках славяне обозначаются как венеды, анты, склавины; возможно также – споры и нарцы.

Древнейшие упоминания о славянах связывают с этнонимом венеды. Этот полулегендарный народ фигурирует в древнегреческих источниках с VII в. до н.э. Более подробные сведения о нем содержатся в произведениях античных историков и географов первых веков нашей эры – Скилака Кардианского, Помпония Мелы, в «Естественной истории» Гая Плиния Секунда Старшего, в «Германии» Тацита. В ранних текстах можно прочитать, что венеды (энеты) живут на берегах мифической реки Эридан, где добывают янтарь. Позже венедами стали называть любой народ, который появлялся на северных границах Римской империи. С I в. н.э., после появления «Естественной истории» Плиния, венедов начинают локализовать на Балтике – на так называемом острове (полуострове) Энингии, под которым понимается земля между Вислой и Одером. Именно там они помещены на «Певтингеровых таблицах» под именем «венедосарматы». Балтийское море начинают называть «Венедским», такое же имя присваивается Карпатским горам. В VI в. готским историком Иорданом, а в VII в. Ионом Боббийским венеды отождествляются со славянами.

Предположение о том, что венеды из позднеримских текстов являются славянами, впервые сформулировал в 1824 г. В. Суровецкий. Точка зрения, высказанная в виде мнения, как это часто бывает, быстро приобрела характер аксиомы. Наиболее рьяными ее сторонниками даже предлагались теории об участии славян-венедов в Троянской войне и об основании ими города Венеция. Однако после исследований А. А. Шахматова и Ф. В. Шелова-Коведяева венеды римских источников не могут считаться предками славян. Дело в том, что античные историки локализуют венедов на берегу моря, а все слова, связанные с морем и мореходством, в праслявянском языке являются заимствованиями. Выходит, славянский этнос возник далеко от моря.

Читайте также:  Строение жидкостей с точки зрения основных положений мкт

Вследствие этого правильной представляется версия Н. И. Надеждиной и В. П. Кобычева о том, что этноним происходит от корня венд-/вент- и означает «жителей мокрой земли», влажного по климату побережья Балтийского моря. Так римляне называли любой народ, появлявшийся на землях, лежавших севернее имперских границ. Позже, когда сюда приходят славяне, данное название переносится на них, и в VI–VII вв. уже считается их собственным именем. Заметим, что сами славяне венедами себя никогда не называли, – это наименование «приписано» им историками древности.

Прокопий Кесарийский и Псевдо-Калисфен в VI в. утверждали, что славян изначально называли спорами. Известен ряд иранских племен Северного Причерноморья, носивших сходные имена: спаралаты в текстах Геродота, палы у Диодора Сицилийского, спалеи у Плиния Старшего. Видимо, гипотеза о «спорах» аналогична «венедской»: византийские историки перенесли на славян имя народа, который до них жил на данных территориях.

Третье название, приписываемое ранним славянам, – нарцы (норики); так их называет Нестор в «Повести временных лет». С ними сближают упоминаемое Геродотом и Цезарем племя невриев (нервов). Античные историки пишут, что этот «страшный дикий народ» ездил верхом на волках. По всей видимости, данное имя перешло на славян по названию римской провинции Норик, которую они захватили в VI в.

В источниках VI в. славяне называются иранским словом анты, что означает «конец», «край», т.е. анты – «народ, живущий на окраине». По всей видимости, данный этноним относится к восточным славянам. Однако он также не является самоназванием: византийские историки VI в. применяли его к варварам, обитавшим между Днестром и Днепром. Ряд ученых даже сомневаются, что анты могли быть предками восточных славян. Они указывают на тот факт, что в 602 г. Аварский каганат обрушился на этот народ страшным нашествием, после которого этнос исчезает со страниц источников. В силу указанных причин существует довольно аргументированная точка зрения, согласно которой термин «анты» – вообще не этноним, а обозначение союза славянских племен, существовавшего в 530-602 гг.

Этноним склавины, по В. П. Кобычеву, впервые появляется у Псевдо-Цезариуса в 525 г. В ранних европейских, византийских и арабских текстах встречаются его варианты: скловене, склавус, сакалиба – так называли в основном племена, жившие по Дунаю и в Паннонии. Лишь позже их название приняло форму «славяне».

Таким образом, очевидно, что решение проблемы происхождения славян на основе только письменных источников невозможно. Необходимо широкое привлечение результатов археологических, лингвистических исследований, данных топонимики и гидронимики.

В результате многолетних археологических изысканий локализация славянской прародины получила более-менее общепринятую трактовку. Ее ядро размещалось в междуречье верхнего течения р. Вислы, Среднего Поднепровья, верховьев Днестра и Южного Буга, бассейне р. Припяти. Это подтверждается данными лингвистики, согласно которым славянский язык возник вдали от моря и от гор, в равнинных лиственных лесах. Анализ слов, заимствованных славянами у других народов, показывает, что в это время они соседствовали с германцами, балтами, иранцами, дако-фракийцами, кельтами и иллирийцами. Если разместить перечисленные народы на карте, то получится примерно вышеозначенная территория.

Конкретные очертания славянской прародины, обстоятельства процесса этногенеза славян, соотношение праславян и ранних славян с разными археологическими культурами – все эти вопросы продолжают оставаться предметом дискуссий. Попытки выявить цепочку, преемственность славянских культур на временном отрезке от XV в. до н.э. до V–VII вв. н.э. остаются на уровне гипотез в силу двух основных причин. Во-первых, чисто и достоверно славянские культуры выделяются только в V–VII вв., а все предыдущие культуры – миксированные, смешанные, причем их состав тоже является предметом дискуссий. В силу этого учеными предлагаются различные варианты развития цепочки, последовательности и преемственности культур. Во-вторых, остаются непроясненными этнические источники происхождения славян: неясно, какие именно племена, народы, носители археологических культур, смешавшись, дали в результате праславян или славян.

Основная проблема археологического пути изучения происхождения славян заключена в самом методе исторической ретроспекции, когда ученые выделяют поздние археологические культуры V–VII вв., несомненно принадлежащие славянам, а затем начинают искать их предшественников. Несмотря на всю рациональность и научную обоснованность данного метода, при его применении остаются лакуны между культурами разных эпох, нестыковки, которые нуждаются в объяснении. Но эти объяснения пока не всегда получают признание со стороны научного сообщества.

Если обобщить результаты археологических исследований, то в большинстве их в качестве ранних праславянских (славянских) археологических культур фигурируют пшеворская, зарубинецкая, Черняховская культуры (которые при этом признаются не чисто славянскими, а смешанными). С V–VII вв. выделяются уже чисто славянские археологические культуры, такие как пражско-корчакская (с которой чаще всего отождествляют склавинов из византийских источников), пражско-пеньковская (отождествляемая с антами) и др.

§1.Существование разных точек зрения на происхождение славян и местонахождение их прародины.

История славян уходит в глубину времен, и первые сведения о них зафиксированы в древнейших письменных источниках. Все они с привязкой к определенной территории фиксируют славян лишь с середины I тысячелетия н. э. (чаще всего с VI века), то есть тогда, когда они выступают на исторической арене Европы как многочисленная этническая общность.

Античные авторы знали славян под различными именами: венеды, анты, склавины; но, прежде всего, под именем венедов. Впервые это название встречается в Естественной истории Плиния (середина I века н. э.). Плиний называет венедов в числе народов, соседствующих с группой германских племен — ингевонами: «земли до реки Вистулы обитаемы сарматами, венедами, скифами, гиррами». Скорее всего, это были области в бассейне реки Вислы и, может быть, более восточные земли.

К концу I века н. э. относятся сообщения о венедах Корнелия Тацита. Тацит указывает, что венеды жили между народами певкинов (северная часть Нижнего Подунавья) и феннов, занимавших территорию лесной полосы Восточной Европы от Прибалтики до Урала. Точное место локализации венедов указать невозможно. Трудно сказать к тому же, были ли венеды времен Тацита славянами. Существует предположение, что венеды в то время ассимилировались славянами и получили их имя. И если о венедах Тацита можно спорить, то венеды уже более поздних авторов — это несомненно славяне.

Более точны сведения о славянах середины I тысячелетия н. э. Теперь славяне называются своим именем — словены. Византийские авторы описывают в основном славян Подунавья и Балканского полуострова. Византийскими авторами сообщаются сведения о разных сторонах жизни и быта славян.

Более существенные сведения имеются в труде готского епископа Иордана. По Иордану, венеды — суть славяне. Из его труда видно, что в VI ве­ке славяне заселяли широкую полосу, простиравшуюся от Среднего Придунавья до Нижнего Днепра.

Информацию о восточных славянах дают нам не только византийские авторы, содержится она и в описаниях крупнейших арабских географов 2-й половины IX—X вв. О славянах имеются и полулегендар­ные сведения в скандинавских сагах, во франкском эпосе, германских сказаниях.

Места проживания древних славян, получившие название «прароди­ны», определяются неоднозначно.

Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне, был летописец Нестор — автор «Повести временных лет». Он определил территорию славян по нижнему течению Дуная и Паннонию. С Дуная начался процесс расселения славян, то есть речь идет об их миграции. Киевский летописец явился родоначальником миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская», или «балкан­ская». Дунайскую «прародину» славян признавали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и др. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз во главе с дулебо-волынянами. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII—VIII вв.

К эпохе средневековья восходит зарождение еще одной миграционной теории происхождения славян — «скифо-сарматской». Впервые она зафикси­ро­вана Бавар­ской хроникой XIII века, а позднее воспринята многими западноевропейскими авторами. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья рассеялись на запад и юго-запад.

Третий вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А.И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений славян якобы показывают, что они получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась (растворилась) с жившими далее к северу предками славяно-балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились.

Четвертый вариант миграционной теории дал академик А.А. Шах­ма­тов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя венедов (от кельтов), продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II—III вв.). Следовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А.А. Шах­матова, была вторая прародина славян. Когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная их ветви, двинулась на восток и на юг в Причерноморье и образовала здесь племена южных и восточных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства.

Существует ряд других теорий миграционного происхождения славян и их «прародины» — это и «азиатская», выводившая славян с территории Средней Азии, где предполагалась общая для всех индоевропейцев «прародина», это и «среднеевропейская», по которой славяне и их предки оказывались пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, — и ряд других теорий.

В противоположность миграционным теориям признается автохтонное — местное происхождение славян. Согласно автохтонной теории, славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но также значительная часть современной Украины и Белоруссии.

Автохтонная теория отмечает сложность процесса образования славян. Первоначально складывались мелкие отдельные разрозненные древнейшие народы на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные и, наконец, в исторически известные народы. Выделяются протославянский, пра­славянский и собственно славянский периоды.

Предки протославян в результате своего культурного сближения дали славянство. Этот процесс археологами прослежи­вается до н. э. с III тысячелетия до I.

Праславянский период начинается с конца I тысячелетия до н.э. Устанавливается культурная, а также и языковая общность. Значительная часть праславян была включена в орбиту скифского влияния. В VI—VII вв. завершается период праславянской истории. Расселе­ние славян на обширнейших пространствах, их активное взаимо­действие с иными народами привели к культурной дифференциации славянского мира и членению единого языка на отдельные славянские языки.

В VIII—IX вв. наступает период собственно славянской истории, формирование союзов, образование государств. Происходит скла­ды­ва­ние современных славянских народов.

Таким образом, важнейшим историческим фактом является наличие в I тысячелетии н.э. на территории Восточной Европы славян.

Основные точки зрения по вопросу происхождения славян и их исторической прародины

Сущность «норманнской» и «антинорманнской» теорий образования древнерусского государства. Последствия принятия христианства на Руси. Государственная реформа Владимира. Социальная структура, основные направления внешней политики Киевской Руси в Х-ХI вв.

Рубрика История и исторические личности
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 12.02.2011
Размер файла 101,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Основные точки зрения по вопросу происхождения славян и их исторической прародины

Согласно мнению некоторых историков и языковедов, прародина славян находилась на Востоке, в Азии (В.М. Флоринский, К. Мошиньский, Э. Гаспарини), или на Востоке Европы — на Оке и Волге (X. Ловмянский). В бассейне Немана и Западной Двины искал прародину славян А.А. Шахматов. Отсюда, по его мнению, пришли славяне на нынешние места обитания, причем для многих ученых вполне возможны и даже очевидны промежуточные остановки славян на тех или иных территориях. Шахматов вообще утверждал, что все европейские племена тянулись к более благоприятному в смысле жизненных условий Югу. По Шахматову, «исконною территорией восточных индоевропейских племен, в том числе и предков славян, был северо-запад России, бассейн Балтийского моря». Балты и славяне оставались на месте. Это мотивируется значительными славяно-германскими контактами и тем, что многие элементы средиземноморской и кельтской культур пришли к славянам через германцев, которые были юго-западными соседями славян. Во II-IV вв. н.э. готы покинули Повисленье, двинувшись на юг к нижнему Дунаю. Славяне, по Шахматову, заняли — еще до нашествия гуннов — Повисленье (северное Повисленье было захвачено балтами-прусами), а после падения гуннского владычества продолжили движение к устью Дуная. При этом западные славяне двинулись на запад в Германию с разреженным в то время из-за передвижения народных масс населением. Здесь они были остановлены и частью отброшены на восток, в нынешнюю Белоруссию, а может быть, и далее. На нижнем Дунае, по Шахматову, славяне оказались на рубеже V-VI вв. Шахматов считал, что упоминаемые Прокопием из Кесарии склавены — это южные славяне, а анты — восточные славяне. Эта точка зрения, как, впрочем, и другие элементы концепции Шахматова о славянской прародине, вызывали в научной литературе возражения и со стороны современников ученого, и в наши дни.

Читайте также:  В чем разница между кармой и судьбой с точки зрения ведической

Большая часть современных историков и языковедов, занимающихся вопросом о прародине славян, помещают ее на территории между Днепром и Одером (Одрой), в лесостепной и лесной зонах. Однако в решении вопроса о размещении славян внутри этой значительной территории тоже нет единства. Многие ученые видят прародину славян на Полесье и на смежных территориях (М. Фасмер, Г. Гирт, Я. Ростафиньский), между Одрой и Вислой (многие польские ученые: Я. Чекановский, М. Рудницкий, К. Яжджевский, Т. Лер-Сплавинский, Т. Милевский; из советских языковедов — В.В. Мартынов), между Днепром и Вислой (советские археологи М.И. Артамонов, А.В. Арциховский, польский историк Г. Лабуда). Ряд ученых указывает уже названные более широкие границы, иногда с некоторыми уточнениями и мотивациями (чехословацкий историк и этнограф Л. Нидерле, советский историк П.Н. Третьяков, польский языковед Я. Розвадовский, польский историк В. Хенсель, чехословацкий археолог и историк З. Ваня, польский лингвист В. Маньчак и др.). Следует сказать, что и принятие за истину сообщения «Повести временных лет» не исключает позднейшее поселение славян на территории между Днепром и Одрой.

К этому времени в составе западных говоров уже выделились подгруппы северная (пралехитская) и южная (прачешско-словацкая). Восточная группа диалектов также имела диалектное членение. С одной стороны, здесь выделяется подгруппа, которую можно было бы охарактеризовать как восточную или северо-восточную, — она легла в основу современных восточнославянских языков. С другой стороны, вскоре после формирования различий восточных и западных диалектов начала формироваться группа южнославянских диалектов, основой которой стали, видимо, диалекты центральной подгруппы восточнославянской группы. Часть этих говоров продолжала еще взаимодействовать с западнославянскими. Внутри складывавшейся южнославянской группы выделились две подгруппы, на базе которых в будущем сложились, с одной стороны, словенский и сербскохорватский языки, а с другой — болгарский и македонский. В результате упомянутых взаимодействий формировавшейся группы южнославянских диалектов с западнославянскими и восточнославянскими сложился целый ряд изоглосс — линий, соединяющих одинаковые черты диалектов, например словенско-словацкие изоглоссы. Окончательное формирование южнославянской диалектной группы происходило в результате заселения славянами значительных территорий на Балканах, видимо в основном в VII-VIII вв. н.э., хотя отдельные славянские поселенцы могли проникнуть на Балканы и ранее, в частности в VI в.

Примерно в VII в. н.э. славяне заселили значительные территории Восточной Европы, включая Балканы, на западе дошли до Эльбы и вышли за нее, на севере вышли к Балтийскому морю, а на востоке продвинулись за Днепр. В дальнейшем продвижение славян было направлено главным образом на восток, вероятно не в последнюю очередь из-за того, что здесь территории оказывались малозаселенными, а подчас и незаселенными. На западе в первых веках II тысячелетия н.э. славяне также передвинулись восточнее, в основном к рубежу Одры и Нисы, лишь сравнительно небольшие группы славян оставались западнее этих рек. На юго-востоке славяне вышли в конце I тысячелетия н.э. к Черному морю, на северо-востоке славянская колонизация в первых веках II тысячелетия н.э. дошла до Белого моря.

2. Сущность «норманнской» и «антинорманнской» теорий образования древнерусского государства

Момент возникновения Древнерусского государства нельзя датировать с достаточной точностью. Очевидно, имело место постепенное перерастание тех политических образование, о которых говорилось выше, в феодальное государство восточных славян. Однако большинство авторов сходятся на том, что возникновение Древнерусского государства следует относить к IX в.

Не совсем ясен вопрос и о том, как образовалось Древнерусское государство. И здесь мы сталкиваемся с так называемой норманнской теорией. В 18 веке три русских историка немецкого происхождения: Миллер, Байер, Шлейцер изучив древнерусские летописи и Повесть временных лет, истолковали их следующим образом:

— основатель первой княжеской династии у восточных славян Рюрик выходец из варягов (норманнов);

— слово Русь имеет скандинавское (варяжское) происхождение.

Следовательно, в образовании древнерусского государства главную роль сыграли варяги (норманны), пришельцы.

Подобные выводы были сделаны, чтобы доказать законность господства немецкого дворянства при тогдашнем российском императорском дворе, более того обосновать неспособность русского народа к созидательной государственной жизни как в прошлом, так и в настоящем.

Эти идеи были положены в основу норманнской теории происхождения русского государства — норманизма.

Первым критиком норманнской теории был М.В. Ломоносов, который на основе собственного анализа пришел к другим выводам:

— слово Русь происходит от названия реки Рось и названия славянского племени росичей, живших на берегах этой реки.

Главным опровержением норманнской теории, по мнению Ломоносова и его последователей, является достаточно высокий уровень социального и политического развития восточного славянства в IX веке. Государство не может организовать один человек — в данном случае Рюрик. Государство есть продукт сложного и долгого развития социальной структуры общества.

Таким образом, в образовании древнерусского государства никакого внешнего влияния не было, а ведущую роль сыграли внутренние причины и предпосылки.

3. Причины и последствия принятия христианства на Руси

Князь Владимир пришел к власти после ожесточенной междоусобицы, дерзко захватив киевский стол. Установив свою власть в Киеве, Владимир произвел своего рода языческую реформу, стремясь, поднять древние народные верования до уровня государственной религии. Будучи ярым язычником, Владимир стал сильно ущемлять христиан. По его приказу был изготовлен новый истукан Перуна — бога грозы и войны — с серебряной головой и золотыми усами, и поставлен близ теремного двора на священном холме, вместе с другими шестью истуканами. Создание идольского святилища в Киеве сопровождалось языческими жертвоприношениями. По словам летописца, к этому месту стекался народ ослепленный и земля осквернялась кровью. Жертвой их стали два варяга, отец с сыном, причем летописец подчеркивает, что этот варяг пришел из Греции. Добрыня, посланный управлять Новгородом, также поставил на берегу Волхова богатый истукан Перуна. Но попытка превращения язычества в государственную религию с культом Перуна во главе, не удовлетворила Владимира.

В руках у князя Владимира сосредоточилась большая власть, которую он удерживал силой, но не было уважения и популярности, в связи с его распутной и аморальной репутацией. Советники князя понимали сложность внешнеполитической обстановки, особенно после похода Добрыни на Каму, и потребность в искренних союзниках.

Решение этой проблемы князь Владимир видел в принятии того или иного вероисповедания, игравшего значительную роль в политической жизни государства. Основной задачей становился поиск благоприятного союза с более сильным и развитым государством, но на условии политической независимости. Таким образом, требовалось выбрать программу, приемлемую для государства, правителей и народа. После совета с боярами Великим Князем было принято решение о крещении Руси по византийскому обряду, но при тогдашних богословско-юридических воззрениях византийцев принятие крещения из их рук означало переход новообращенного народа в вассальную зависимость от Византии.

Владимир вторгся в византийские владения в Крыму, взял Корсунь (Херсонес) и отсюда уже диктовал свои условия императорам: Василию и Константину. Он хотел породниться с императорским домом, жениться на царевне Анне и принять христианство. Ни о каком вассалитете при таких условиях не могло быть и речи.

Киеву выгоднее было иметь дело с Константинополем, в его руках был водный путь «Из варяг в греки», а давнишние, хотя и не всегда мирные, налаженные экономические и политические отношения связывали его с Византией. Связи с западом были слабее, поэтому предпочтение было отдано восточному христианству.

Князь Владимир крестился сам, крестил своих детей, дружину, бояр и под страхом наказания заставил креститься киевлян и всех русских вообще. «За крещением князя тотчас последовало принятие христианства всею Русью и торжественное упразднение языческого культа на Руси». Были истреблены кумиры Велеса, Услада и других, а кумир Перуна избит палками и лошадями протащен через весь Киев.

Крещение Руси способствовало укреплению внешнего статуса государства и своего внутреннего политического устройства государства — создание внутренней стабильности, укрепление связей между всеми частями государства. Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках. Но позднее Русское государство оказалось изолированным от западного мира из-за того, что в Западной Европе господствовал католицизм, а Русь была православной.

Государственная реформа Владимира пробудила огромный духовный потенциал народа, дав толчок к бурному развитию страны. С принятием новой веры, появились новые нравственные понятия и правила поведения в обществе. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.

Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. Иконопись, фреска, мозаика, приемы кладки кирпичных стен, возведения куполов, камнерезное дело, а также архитектура — все это пришло на Русь из Византии благодаря распространению христианства. Стали создаваться рукописные книги на доступном для всех славянском языке. При церквях и монастырях возникали школы. Распространилась грамотность. При этом выступает против латинства, чем способствовала изоляции от стран Западной Европы, где утвердились богослужения и чтения на латыни, которыми владела весьма незначительная часть общества.

Православных приходов и монастырей в частности играют существенную роль в развитии административной жизни России.

После принятия христианства в качестве государственной религии на Руси складываются церковные организации и юрисдикция. Церковное землевладение первоначально возникало из княжеских земельных пожалований, другим источникам были пожалования частных лиц. Со временем церковь получила право приобретения земель и населенных деревень, на которых организовала свое хозяйство. Прежде всего — монастыри, которые со временем стали центрами торговли, и даже ростовщичества. Укрепившись в экономическом отношении, церковь стала играть большую роль и в политической жизни: выступала против междоусобиц и за единство Руси.

Формировалось автономное, защищенное привилегиями «церковное общество». Церковь была освобождена от уплаты податей и исполнения повинностей, имела: собственную администрацию, право на получение «десятины» и иммунитет.

Князья стали поручать церквям судопроизводство по семейным, религиозным делам и преступлениям против нравственности. Церковь стала осуществлять суверенную законодательную деятельность: акты, издаваемые ею, носили форму соборных постановлений и канонических посланий, имели государственное происхождение и издавались разными инстанциями и органами: великими и удельными князьями, византийскими императорами, позже — золотоордынскими ханами.

Заполните таблицу «Социальная структура Киевской Руси в Х — ХI вв.»:

В дружинной организации была внутренняя иерархия: верхушку дружинного слоя представляла старейшая дружина, ее члены именовались боярами. Низшим слоем была «молодшая дружина»; ее представители назывались отроками; со второй половины XI в. этот термин начинает употребляться преимущественно по отношению к военным слугам князей и бояр. Члены «молодшей дружины» иногда именовались также гридями

Читайте также:  Басня крылова лебедь рак и щука с точки зрения физики

В начале XII в. все ее представители получили повышенную правовую защиту — за их убийство был установлен штраф в 80 гривен, вдвое больший, чем штраф за убийство простого свободного человека, в том числе младшего дружинника.

Смерд был лично свободен. Вместе с семьей он вел свое хозяйство. Князь давал смерду землю при условии, что тот будет работать на него.

В случае смерти смерда, не имеющего сыновей, земля возвращалась к князю. За свое право владения самостоятельным хозяйством смерд платил князю дань. За долги смерду грозило превращение в феодально-зависимого закупа.

Закуп — это человек, попавший в долговую кабалу и обязанный своей

работой в хозяйстве заимодавца вернуть полученную у него «купу».

Закуп был ограничен в своих правах. Прежде всего это касалось права ухода от «господина». Но закупа запрещалось продавать в холопы. Закуп мог выступать в суде в качестве свидетеля по незначительным делам, обращаться в суд на своего господина. Рост закупничества был связан с развитием частного землевладения.

Он исполнял сельские работы: работал на поле, ухаживал за господским скотом. Феодал предоставлял закупу земельный надел, а также сельскохозяйственные орудия и рабочий скот.

Изгой — человек «изжитый», выбитый из привычной колеи, лишенный прежнего своего состояния. Известны изгои свободные и изгои зависимые.

Значительный контингент феодально-зависимых изгоев формировался за счет выкупившихся на волю холопов. Они, как правило, не разрывали связи с господином и оставались под его властью. Однако были случаи, когда освободившийся холоп уходил от своего хозяина. Такие изгои-вольноотпущенники, порвавшие со своими прежним господином, попадали обычно в зависимость от церкви. Наряду с ними встречались изгои — выходцы из свободных слоев древнерусского общества.

Они были полностью бесправны. Холоп в отдельных случаях был наделен некоторыми правами. Так, будучи боярским тиуном, он мог выступить в суде в качестве «видока».

Если холоп ударит свободного мужа и убежит в хоромы своего господина и тот не выдаст его, то господин может удержать его у себя, но должен заплатить за него 12 гривен, а затем пусть потерпевший побьет холопа, где его застанет.

В виде таблицы определите основные направления внешней политики Киевской Руси в Х — ХI вв.

Князь, годы княжения

Основные события в области внешней политики

Князь Олег (Вещий) (?-912) — князь новгородский (879) и (с 882) киевский.

Организовал поход в 907. Греки замкнули бухту Золотой Рог (внутреннюю гавань Константинополя) цепью, но русские вытащили ладьи на берег и на катках подкатили их к городским стенам.
Греки капитулировали, уплатили дань и заключили с Олегом договор.

Ярослав Владимирович (Мудрый) (ок.978-20 ФВ 1054) -каган киевский, сын Владимира I Святославича, правил с 1019 до своей смерти.

В 1024 против него выступает брат бежавшего в Польшу и умершего там Святослава Мстислав Тмутараканский. М.ними произошла битва под Лиственом близ Чернигова. Мстислав нанёс Ярославу поражение. В результате Ярослав был вынужден бежать в Новгород и в 1026 согласиться на раздел страны: область к востоку от Днепра перешла к Мсиславу, западнее от Днепра — остались владения Ярослава. В этом же году (1026) началось отвоевание у поляков Червенских городов, а в 1030 — Галиции. Война завершилась подписанием в 1039 союза с Польшей. В 1029 ходил «на ясы» (осетин). Объединение всей страны под властью Ярослава произошло после смерти Мстислава в 1035 (1036?). В 1030-1040-е предпринял походы на Польшу, балтские племена ятвягов, литовцев, емь (чухонцев). В Новгороде Ярослав посадил своего старшего сына Владимира, известного неудачным походом на Византию в 1043, сам же воссел на Киевский стол.

Составьте схему системы управления Киевской Руси в ХI веке.

христианство киевский русь внешний политика

В XII веке к наиболее важным должностным лицам относились:

— дворский — ведал всем княжеским хозяйством;

— воевода — командующий всеми вооруженными силами княжества;

— тиун конюший — отвечал за княжеские конюшни;

— стольник — ведал организацией снабжения княжеского двора продовольствием.

Более мелким должностными лицами были тиуны и старосты.

Разделение княжеств на административные единицы не было четким. Местное самоуправление в городах и волостях князья осуществляли через посадников и волостелей, которые являлись представителями князя. С середины XII века вместо посадников была введена должность наместников.

Белая Русь — название некоторых земель Северо-Восточной Руси в XII—XVII вв. В отношении современной территории Белоруссии употребление термина «Белая Русь» впервые зафиксировано в XIII веке. С XVI века термин «Белая Русь» становится широко употребимым для обозначения земель, которые относятся к современным белорусским регионам Подвинья и Поднепровья.

Боярин — в узком смысле высший слой феодального общества. В более широком смысле в XVII веке боярами называли всех помещиков зависимые от них крестьяне, отсюда происхождение слова «барин».

Варяги — поселенцы из Балтийского региона, представители которых присутствовали как наёмные воины или торговцы в Древнерусском государстве (IX-XII вв.) и Византии (XI-XIII вв.).

Вервь — древняя общинная организация на Руси и у хорватов.

Волость — единица административно-территориального деления в России, Латвии, Эстонии и некоторых других странах. В Древней Руси — вся территория земли (княжества); полусамостоятельный удел; сельская территория, подчинённая городу. С конца XIV века — часть уезда, с 1861 — единица сословного крестьянского управления. Была упразднена Административно-территориальной реформой 1923-1929 годов. В волость входили так называемые сельские общества.

Вотчина — земельное владение, принадлежащее феодалу потомственно с правом продажи, залога, дарения. Вотчина составляла комплекс, состоящий из земельной собственности (земли, построек и инвентаря) и прав на зависимых крестьян.

Глаголица — одна из первых славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал славянский просветитель св. Константин (Кирилл) Философ для записи церковных текстов на славянском языке.

Дружина — княжеское войско. Дружина является таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и для обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя.

Индикты — период в 15 лет, по которому прежние историки, особенно в Средние века, исчисляли эпохи разных событий. Существует несколько видов индиктов в зависимости от того, с какого числа отсчитывается начало года. Наиболее древним является греческий индикт, с началом года 1 сентября. Этот индикт использовался в допетровском летосчислении на Руси.

Кириллица — старославянская азбука: то же, что кириллический алфавит: одна из двух (наряду с глаголицей) древних азбук для старославянского языка;

Ключник — слуга (в частном, обычно помещичьем, доме), в ведении которого находились продовольственные запасы и ключи от мест их хранения.

Князь — глава феодального монархического государства или отдельного политического образования (удельный князь) в IX-XVI веках у славян; представитель феодальной аристократии; позднее — высший дворянский титул.

Корм и кормление — означало первоначально способ содержания должностных лиц.

Летопись (или летописец) — это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий.

Митрополит — первый по древности епископский титул в Церкви. Первоначально был епископом христианской церкви, резиденция которого находилась в главном городе, или метрополии, провинции Римской империи.

Наместник (от «на месте») — историческая должность в России, Великом княжестве Литовском и других странах, руководитель крупной административно-территориальной единицы.

Окольничий — придворный чин и должность в Русском государстве в XIII-начале XVIII вв. С середины XVI века — второй (после боярина) думный чин Боярской думы.

Погост — административно-территориальная единица на Руси. Впервые административно — территориальное деление на Руси установила княгиня Ольга, поделив Новгородскую землю на погосты, установив для них уроки, погост тем самым ассоциировался с местом остановки князя и его дружины во время сбора урока — погостьем (своего рода постоялый двор, от слов погостить, гостить, гостиница).

Полюдье — способ сбора дани с восточнославянских племён, практиковавшийся в IX-XII веках на Руси.

Посад (подол) — первоначально населённая область за пределами кремля или детинца; та часть, которой город прирастал, где находилось торжище и ремесленные слободы.

Путь «Из варяг в греки» — водный (морской и речной) путь из Скандинавии через Восточную Европу в Византию.

«Русская Правда» — правовой кодекс Руси. Правда Ярослава основана на устном законе и обычном праве Руси. Русская Правда содержит в себе, прежде всего, нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства; является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян.

Тиун — название княжеского или боярского чиновника, управителя. В Великом Княжестве Литовском и в Московском государстве до XVII в. — название некоторых должностей.

Чёрная Русь — название, применяющееся в историографии и литературе (чаще с XVIII в.) в отношении территории Верхнего Принеманья в период существования Городенского княжества (XII в.) и становления Великого княжества Литовского (ВКЛ) в XIII—XIV вв.

1. Арцибашева Т.Н. Славяне — русы — варяги — кто они? // Вопросы истории. — 2004. — № 1.

2. Орлов А.С., Георгиев В.А. История России. — М.: ПРОСПЕКТ, 1997.

3. Пятецкий Л.М. Справочник по истории России с древнейших времён до наших дней — М. Московский лицей, 1995.

4. Свердлов, И.Б. Начальная история России: исследовательские традиции и новации // Вестник РАН. — 2003. — № 1.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Характеристика так называемой «норманнской» теории возникновения русской государственности, а также анализ аргументов, предоставляемых непримиримой с ней «антинорманнской» теорией. Социальный строй среднеднепровских славян. Этапы сложения Киевской Руси.

контрольная работа [40,9 K], добавлен 26.01.2011

Основные положения норманнской и антинорманнской теории возникновения древнего государства. Исторические предпосылки расселения и объединения восточных славян на территории Древней Руси. Исследование путей формирования древнерусского государства.

контрольная работа [27,0 K], добавлен 16.10.2010

Славяне в эпоху великого переселения народов. Анализ племен славян: бужане, волыняне, радимичи. Сущность религиозных верований славян, анализ быта в Киевской Руси. Предпосылки происхождения древнерусского государства. Причины принятия христианства.

курсовая работа [89,9 K], добавлен 17.03.2012

Происхождение племен восточных славян, развитие Древнерусского государства и религиозная реформа Владимира. Начало и причины Смутного времени. Сущность и особенности преобразований Петра I и результаты его внешней политики. Предпосылки образования СССР.

шпаргалка [130,1 K], добавлен 23.11.2010

Анализ норманнской и антинорманнской теорий происхождения государства у восточных славян. Оценка причин наступления периода Смуты как реакции на процессы усиления эксплуатации низших слоев. Значение декабристского движения в отечественной истории.

контрольная работа [54,8 K], добавлен 13.09.2010

Причины образования Древнерусского государства. Возникновение норманской теории. Основные доводы представителей норманнской исторической школы. Становление и развитие антинорманизма. «Марксистская концепция» возникновения классового общества на Руси.

курсовая работа [56,1 K], добавлен 31.01.2013

История становления и развития Древнерусского государства, его политический и социальный строй в IX-X веках. Особенности религии славян-язычников, их ритуалы и жертвоприношения. Предпосылки и политические мотивы принятия христианства, его последствия.

реферат [31,5 K], добавлен 16.05.2009

Анализ проблемы происхождения Киевской Руси, обращение к ней легендарного летописца Нестора в «Повести временных лет». Предпосылки образования Киевской Руси, основные теории ее происхождения. Критика норманнской теории происхождения Киевской Руси.

реферат [52,7 K], добавлен 15.02.2014

Христианская религия в Киевской Руси до Владимира. Версии установления христианства. Реформа языческого культа. Первые попытки установления христианства. Крещение Руси Владимиром. Структура церкви. Культурно-историческое значение принятия православия.

реферат [21,7 K], добавлен 26.08.2008

Князь Владимир до крещения: его жизнь, деятельность, идеи. Начало княжения. Язычество славян. Первый этап религиозной реформы Владимира. Причины принятия христианства. Крещение князя Владимира и его народа. Итоги и последствия принятия христианства.

реферат [43,1 K], добавлен 10.04.2007

Источники:
  • http://studme.org/1580011926598/istoriya/problema_proishozhdeniya_slavyan
  • http://studfiles.net/preview/3823125/
  • http://otherreferats.allbest.ru/history/00111668_0.html