Меню Рубрики

Какие нравственные уроки с вашей точки зрения

Разделы: Литература

“Природа дала человеку в руки оружие — интеллектуальную и моральную силу, но он может пользоваться этим оружием и в обратную сторону; поэтому человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким, низменным в своих половых и вкусовых инстинктах”. Так говорил Аристотель. Пройдет время; и другой философ — Гегель — сформулирует эту мысль так: “Когда человек совершает тот или иной нравственный поступок, то он этим еще не добродетель; он добродетель лишь в том случае, если этот способ поведения является постоянной чертой его характера”.

Сегодня высокая нравственность — едва ли не самая важная и необходимая для человека и общества в целом и, к великому сожалению, самая “немодная” черта характера, “непопулярная”. По мнению некоторых ученых — социологов, нынешнее молодое поколение мы потеряли: под натиском развращающего воздействия телевидения, под оглушающую пропаганду “сладкой” наркотически-сексуальной жизни только 7% процентов молодых людей называют нравственность жизненно важным качеством.

Человек, если он хочет быть достойным этого звания, не может жить без морали и нравственности. Качества эти не врожденные, не генетический код передает их из поколения в поколение. Есть множество примеров, когда дети весьма интеллигентных, высокообразованных, честных и порядочных родителей становились подонками общества. И, наоборот, в неблагополучных семьях вырастали яркие личности с чистыми помыслами, с неутомимой страстью к добрым делам, скромные и очень строгие к себе. Старшее поколение склонно видеть в младшем и даже несколько преувеличивать недостатки возраста. Правда, к сожалению, не без оснований говорим мы иногда о том, что ребята не приучены к труду, не берегут добро, ждут “всего и сразу от своих предков”. Да только кто же виноват в этом? Семья? Школа? Улица? Да. Каждый по отдельности и все вместе.

Да, нужно воспитывать в детях убежденность, что добро победит. Да, нужно учить их воевать за эту победу. Да, нужно чтобы они не боялись в процессе борьбы набить себе синяков и насмешек. Но самое главное — самим нам соответствовать этим принципам. Мы, учителя , должны помнить: на нас смотрят свои и чужие дети, по нашим поступкам судят они о жизни, в которую вступают. Они сменят нас завтра в классе, за пультами управления, но основы их взглядов и привычек закладываются сегодня. И уроки гуманных взаимоотношений они усваивают сегодня. Дома, в школе, в частности, на уроках литературы.

О гуманизме уроков литературы следует сказать особо. Ведь, несмотря на многолетние споры о формах и методах преподавания литературы, сегодня ясно, как день, что главное назначение современного словесника — быть источником нравственного влияния. “Ничто, кроме литературы, — говорил П.М. Неменский, — не может передать опыт чувств многих человеческих жизней. Так, можно через литературное произведение пережить унижение раба или горечь одиночества старости, оставаясь при этом молодым человеком нашего времени.

Именно такое воздействие и формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества”.

Еще К.Д.Ушинский, один из лучших русских педагогов полагал, что учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. “В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом”, — писал он.

Если умение воспитывать своим предметом было достоинством еще в XIX веке, то сегодня, в веке XXI, во времена дефицита человеческих ценностей, оно приобрело ещё большую значимость и необходимость.

Иногда учителей сравнивают по тому, кто напичкает головы своих учеников наибольшим объемом знаний. Поэтому они изощряются в изобретении способов, как эффектней и эффективней эти знания преподнести, чтобы запомнились впрок. Я считаю, что эти знания нужны, но важнее снабдить ученика объемом нравственных представлений, ведь смысл труда преподавателя литературы — в воспитании высокогуманной личности, настоящего Человека.

Порой мы, педагоги, видим и чувствуем, что основная масса наших учеников просто по долгу службы отсиживает положенное и отвечает на уроках. А ведь очень хочется, чтобы на уроках литературы учащиеся горевали или смеялись, удивлялись или возмущались, хочется научить школьников понимать поведение человека, самого себя, окружающих его людей, т.е. узнавать в литературных героях себе подобных, помочь ученику разрешить собственные проблемы средствами литературы, понять, что такое хорошо и плохо, учить бороться с “плохо”, ставить и ставить перед учениками вопросы, искать вместе с ними ответы, беседовать, спорить о жизни, о людях.

Предметом каждого изучаемого произведения является человек, его жизнь и поведение в разных ситуациях. Как бы далеки ни были события, о которых нам рассказывают Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Толстой, Достоевский, нравственные проблемы, поднятые ими в их произведениях, звучат злободневно в наше бурное, сложное время. Счастье и несчастье, верность и предательство, чувство долга и карьеризм, истина и ложь, подвиг и трусость, человек и общество, любовь и дружба — эти и многие другие нравственные проблемы являются вечными и поэтому должны волновать сердца наших учеников.

Достойно продолжают классические традиции и пополняют сокровищницу нашего национального словесно-художественного творчества, открывают новые возможности для формирования читательской культуры и гуманистических идеалов школьников современные писатели Ю. Казаков, В. Шукшин, А. Платонов, В. Солоухин, К. Паустовский, А. Рыбаков, В. Астафьев, Ф. Абрамов, В. Распутин и другие. Их произведения — благодатная почва, на которой можно вырастить высоконравственных людей, откуда можно впитать представления о хорошем и плохом, о честном и порочном, об обыденном и высоком из всего множества явлений, из которых складывается наша жизнь.

А она требует творческого развития ребенка, формирования его активности, самостоятельности, готовности и умения брать ответственность за собственную судьбу, за происходящее в обществе.

Это предполагает и новые принципы анализа произведений — необходимо всемерно стимулировать самостоятельность суждений учащихся, решительно отказаться от навязывания сделанных кем — то однозначных оценок относительно эпизода, события, поступка персонажа, содержащихся в художественном произведении.

Постижению истины в литературно-художественных текстах, авторской гуманистической позиции помогает система вопросов и заданий. В качестве подтверждающего примера можно привести урок по теме “Я нужен людям” (А. Платонов, 8 класс, “Юшка”). Рассказ читает учитель. После нескольких предложений становится ясно, что главный герой — больной, неряшливо и неопрятно одетый помощник кузнеца. Чтение прекращается.

— Нравится ли вам главный герой? (Нет).

— Как вы думаете, почему автор сделал его главным героем? Сделали бы вы это, будь на месте автора? Почему?

— Если бы вы такого человека встретили на улице, то:

а) подали бы руку?
б) прошли бы молча мимо?
в) брезгливо усмехнулись бы?
г) не обратили бы внимания, чтобы не испортить себе настроения?

Картина получается безрадостная.

Знакомясь с главным героем больше, дети понимают, что за внешне не очень приятным человеком — настоящий человек, просто он не умеет сердиться, гневаться, постоять за себя, не похож на других своей неряшливостью.

С одной стороны — добрый, кроткий Юшка; с другой — озлобленные люди. Несчастье просто не могло не произойти. Юшка погиб. Ученики слушают с огромнейшим вниманием текст, потом очень активно, перебивая друг друга, отвечают на вопросы.

— Что же за человек Юшка?

— Почему вы “забыли” о его неопрятной внешности?

— Какая черта его характера выходит на первый план?

— Почему дети издеваются над Юшкой? (Не дает сдачи)

— За что взрослые обижают Юшку? (Не похож на них).

— Разве плохо быть не похожим на других? Почему?

— А каким нужно? Почему? Любил ли он людей? А они его?

— Почему Юшка терпит унижение и оскорбление?

— Если бы среди вас оказался такой человек, как бы к нему относились?

— Представьте, что он — ваш родственник. Смогли бы его защитить от злых людей? Как?

— Попробуем вкратце подвести итог о взаимоотношениях:

— Можно ли быть таким? (Нет)

— А каким? (Нужно уметь постоять за себя, не обижая и не унижая других).

— Как Юшка относится к природе? (Нежно, трепетно)

— О каких качествах характера Юшки свидетельствует его трепетное отношение к природе?

(Доброта, искренность, беззлобие).

— Зря ли прошла жизнь Юшки? Пропало ли его добро?

(Нет. Добро не пропало, т.к. после его смерти появился добрый человек -дочь, которая продолжит его дело).

— Поняли ли люди свою ошибку?

— Изменилось ли их отношение к нему хотя бы после смерти? (Да. Они сказали: “Прости нас, Юшка”).

— Теперь скажите, почему Платонов главным героем своего рассказа сделал такого непривлекательного внешне человека?

(Идет беседа о духовной красоте).

Система вопросов рассчитана на то, что учащийся должен сам определить собственное отношение к отдельным персонажам, гуманистическим идеалам, которые несут персонажи, аргументировать точку зрения конкретными фактами. На уроке звучат различные доводы в защиту или обвинение того или героя, происходит столкновение мнений, коллективный поиск оптимальных выводов, а это — основа формирования активного, творчески мыслящего читателя.

Изучается рассказ В. Шукшина “Волки”. Герои рассказа — обыкновенные люди, два простых русских мужика Наум и Иван – тесть и зять. По ходу чтения составляется характеристика литературных героев:

Наум – нестарый, обаятельный, трудолюбивый, расторопный, хозяйственный.

Иван (зять Наума) – молодой, беспечный, чуть ленивый, своенравный.

— Кто из героев вам нравится? Почему? Похож ли он на ваших родителей? Чем? (Наум, он похож на наших отцов, дедов своей хозяйственностью и трудолюбием). Сюжет прост. Наум и Иван поехали в лес за дровами, а на них напали голодные волки. Вдвоем они бы отбились от волков, но Наум струсил, убежал, оставив Ивана одного. Он оказался в большой опасности, волки растерзали его лошадь. Только смелость Ивана спасла его, он выжил, пришел в деревню и решил отомстить тестю за предательство.

— Как вы теперь относитесь к героям? Почему вам нравится ленивый Иван?

— Какие людские недостатки страшнее, чем беспечность, леность? (Подлость, предательство).

— Встречали ли вы таких людей?

— Что хотел сделать Иван после возвращения?

— Кто ему помешал и почему? Что бы вы сделали на месте Ивана? Милиционера?

— Не похожи ли чем — то в данном эпизоде герои-люди на волков? (Да, Иван хочет отомстить, отплатить злом за зло).

В. Шукшин не делит своих героев на четкие нравственные категории — этот положительный герой, а тот — отрицательный. Он, показывая несовершенство человека, преступающего законы морали, старается избежать назойливой назидательности, “лобовой атаки”.

Многие произведения современных авторов, включенные программу по литературе, заставляют задуматься над жизнью, побуждают формировать характер, помогают ответить на вопросы: что в тебе хорошего, а что плохого? Может ли быть человек без единой отрицательной черты? Как это определить самому?

Работая над проблемой “Нравственное воспитание на уроках литературы”, я убедилась, как по-разному воспринимают учащиеся произведение, поэтому нужно осторожно относиться к их суждениям, стремиться к тому, чтобы личность писателя, его моральный облик, образы, созданные его творческой натурой, стали для ребят близкими и понятными. Ведь каждый человек, кто раньше, а кто позже, задумывается — каким человеком быть? Какие нравственные ценности взять с собой из стен школы? Мы же, учителя, стараемся помочь им своими уроками литературы как можно раньше осознать себя личностью, сделать свой нравственный выбор. Каждому учителю-словеснику всегда надо помнить, что литература — это искусство слова, и следует видеть в классике средство воспитания души, гуманизма, духовности, общечеловеческой нравственности, сделать книгу средством познания себя и окружающих людей, максимально приблизить ее к современности, к миру ребенка и тем самым дать толчок к самостоятельности.

Литература вполне способна помочь человеку в шлифовке его нравственных качеств, данных ему генетически, а также привитых окружающей средой.

В этом плане мне больше всех запомнился Солоухин, его видение мира очень заразительно — его книги научат каждого чувствовать себя не «царём природы», а малой частичкой божественно прекрасного мира.

Прекрасен также Михаил Веллер, его книга «Приключения майора Звягина» фактически является инструкцией для вступающих в жизнь, она призывает верить в себя и в то, что можно всего добиться — при достаточной силе желания. Конечно, Веллер эффективен, только потому что его книги очень интересны — он Мастер.

Какие нравственные уроки, с Вашей точки зрения, может преподать русская литература?

Примеры сочинений ЕГЭ

Русскую литературу всегда отличало тяготение к постановке и решению важных морально-нравственных проблем, причём не в форме абстрактных рассуждений, а на примере конкретных человеческих взаимоотношений и поступков. Спектр таких вопросов достаточно широк. Рассмотрим, какие важные нравственные уроки чита­тель может извлечь из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

Уже сам эпиграф к произведению — «Береги честь смолоду» — указывает на то, что тема чести является основной для А.С. Пушкина. Писатель стремится всесто­ронне осмыслить это морально-нравственное понятие и на примере поступков своих персонажей показать, как важно каждому из нас руководствоваться соображения­ми чести в повседневной жизни, совершая тот или иной нравственный выбор.

В первой главе, являющейся экспозицией, отец Петра Гринёва, отправляя сына на военную службу, даёт ему свое напутствие, в котором говорит о необходимости служить честно, начальству не угождать, а самое главное — беречь свою дворянскую честь. Поэтому в Симбирске, проиграв в бильярд крупную сумму денег, юноша ни на секунду не сомневается в том, что должен расплатиться со своим кредитором, хотя и понимает, что был обманут. Он следует законам дворянской чести, по кото­рым требовалось незамедлительно расплачиваться за проигрыш в азартных играх. Конечно, юный Гринёв, поддавшись на уговоры слуги Савельича, мог бы не выпла­чивать обманом выманенные у него деньги, но важно то, что Пётр их выплатил, не пытаясь обвинить в своих злоключениях другого, честно ответил за свой просту­пок. По мнению писателя, человек способен сберечь душевную чистоту, только если он честен даже в мелочах.

Пётр Гринёв понимает честь как жизнь по совести. После захвата Белогорской крепости Пугачёвым он отказывается присягнуть на верность самозванцу и готов погибнуть на виселице. Гринёв предпочитает умереть героем, а не жить подлой жизнью предателя. Он не может нарушить присягу, которую давал императрице Екатерине. Кодекс дворянской чести требовал, чтобы герой отдал за императрицу свою жизнь, и Гринёв был готов на это. От смерти на виселице его спасла лишь случайность.

Читайте также:  Что нужно пить для хорошего зрения

Соображениями дворянской чести Пётр Гринёв руководствуется и в других своих поступках. Когда Пугачёв помогает ему освободить Машу Миронову из плена Шва-

брина, то Гринёв хоть и благодарен вождю бунтовщиков, но присягу Отечеству всё равно не нарушает, сохраняя свою честь: «Но Бог видит, что жизнию моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что про­тивно чести моей и христианской совести». Юный Петруша в глазах предводите­ля мятежников становится воплощением верности, искренности и чести. Поэтому Пугачёв, закрывая глаза на дерзкие слова пленника, даёт свободу и разрешает ему уехать, не соглашается с советом Белобородова, предлагавшего попытать господина офицера, чтобы узнать, не подослан ли он оренбургскими начальниками.

Постепенно Пётр Гринёв восходит к высшему проявлению чести — самопожертво­ванию во имя другого человека. Будучи арестованным по доносу за связь с мятеж­ным атаманом и обвинённым в измене Родины, пушкинский герой из соображений чести не называет имени своей возлюбленной. Он боится, что девушку призовут в следственную комиссию, начнут допрашивать, и ей придется вспомнить все недав­но пережитые ужасы. А этого Гринёв допустить не может. Для него честь и душев­ное спокойствие любимой девушки дороже собственной жизни. Пётр предпочитает смерть или ссылку в Сибирь, только бы сберечь покой той, которую любит.

В сложных жизненных ситуациях Пётр Гринёв остаётся верен понятиям о чести и долге, чего не скажешь о другом герое пушкинской повести — подлом предателе Швабрине, который забыл про свою честь ради спасения собственной жизни. Во время захвата Белогорской крепости мятежниками Швабрин переходит на сторо­ну Пугачёва. Тем самым он рассчитывал сохранить свою жизнь, надеялся в случае успеха Пугачёва сделать при нём карьеру, а главное, хотел, расправившись со сво­им врагом — Петром Гринёвым, насильно жениться на Маше Мироновой, которая его не любила. В экстремальной жизненной ситуации Швабрин прежде всего хотел выжить, пусть даже через унижение, попрание собственной чести.

На примере жизненной истории Швабрина А.С. Пушкин показывает: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая во­преки понятиям чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому из нас, совершая разные поступки и тем са­мым выбирая путь Гринёва или Швабрина.

Итак, анализ повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» позволяет сделать вы­вод о том, какой высокий идейно-нравственный потенциал заложен в этом произ­ведении. Оно учит читателей не только тому, что честь — это та высокая духовная сила, которая удерживает человека от подлости, предательства, лжи и трусости и включает в себя чистую совесть, честность, достоинство, благородство, невозмож­ность лгать, совершать подлости по отношению к окружающим. В своей повести А.С. Пушкин также показывает: истинная любовь подразумевает бескорыстную самоотдачу в отношениях с любимым, и готовность пойти на самопожертвование и в этом заключается её величие. Читая пушкинское произведение, каждый из нас понимает, что предательство интересов родины — страшный грех, которому нет про­щения. Именно эти нравственные уроки способно преподать читателю бессмертное произведение А.С. Пушкина — повесть «Капитанская дочка». Как тут не вспомнить знаменитые слова Д.С. Лихачёва: «Литература — это совесть общества, его душа».

Презентация «Сочинение на морально-нравственную тему»

за привлеченного слушателя на курсы профессиональной переподготовки

Описание презентации по отдельным слайдам:

Реховская Ольга Михайловна

Структура сочинения-рассуждения 1 абзац. Ряд риторических вопросов + предложение переход (клише). 2 абзац – ответы на поставленные вопросы. 3 абзац – переход к теме. 4-5 абзац – аргументы из читательского опыта. 6 абзац — вывод

Какие нравственные уроки, с Вашей точки зрения, может преподать литература? Какой герой Вам ближе: созерцающий жизнь или преобразующий её? Какие вопросы задаёт жизни литература? Кого из литературных героев Вы узнаёте в своих современниках? Кого из литературных героев Вы понимаете, но не принимаете?

Литература… Какое место она занимает в нашей жизни? Может ли художественная литература изменить наше представление о мире? На самом ли деле она учит нас понимать, что хорошо, а что плохо? Именно над этими вопросами заставляет нас задумать тема, предложенная для сочинения.

Литература – это, на мой взгляд, субъективное отражение писателями нашей жизни. Можно сказать, литература рождается самой жизнью. Одни творцы слова повествуют о том, что их волнует, о чем они мечтают, к чему стремятся, о том, что занимает умы их современников. Другие, обращаясь с истории, ищут ответы на вопросы, которые их волнуют. Третьи устремляют свой взгляд в будущее, хотят показать нам то, что ожидает нас впереди. Но в центре любого художественного творения будет всегда одно и то же. В центре будет человек, с его переживаниями, его волнениями, мечтами и желаниями.

Цель художественного произведения – воспитание нравственных качеств читателей. (переход по темам) Доказать данную точку зрения поможет мой читательский опыт, ведь произведения многих русских писателей «будят» наши души, показывают. 1 2 3 4 5 Литература преподает нам жизненные уроки. Литература показывает нам героев, как созерцающих жизнь, таки преобразующих ее. Литература задает нам многие вопросы. Литература показывает нам героев, черты которых мы можем увидеть и в своих современниках Литература показывает нам героев, которых мы может понять, но не всегда принять их.

Аргументация Стихотворение в прозе «Довольный человек» Определить тему, проблему произведения; Составить план по абзацам; Определить авторскую позицию. И. С. Тургенев

Вспомним стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Довольный человек». Писатель рисует молодого человека, который весь – довольство и радость. Задавая ряд риторических вопросов, автор пытается понять причину такого настроения. Ответ нас поражает: герой доволен тем, что сочинил клевету про другого. Понять авторскую позицию нам позволяет горькая ирония: «многообещающий молодой человек»

Стихотворение в прозе «Фальшивая монета» Определить тему, проблему произведения; Составить план по абзацам; Определить авторскую позицию. Шарль Бодлер

О безнравственном поступке героя рассказывает и Шарль Бодлер в прозаическом стихотворении «Фальшивая монета». Повествование начинается с описания того, что один из героев загадочно разбирает деньги. Это поражает нашего рассказчика. Далее появляется еще один герой – нищий, глаза которого полны красноречивой мольбы. События принимают интересный поворот: милостыня приятеля оказалась фальшивой монетой. 5-6. Словно слыша немые вопросы рассказчика, приятель произносит, на мой взгляд, страшную фразу: он получает от обмана удовольствие. 7. Приговор автора однозначен: непростительно быть злым, а еще хуже – делать зло по глупости.

Итак, в заключение хочу сказать, что художественная литература позволяет нам посмотреть на мир со стороны, понять нравственные законы. Литература есть отражение нашей жизни, и мы должны понимать то, что завещают нам писатели.

Что нужно знать и уметь ученику, чтобы достойно пройти испытание — написать допускное сочинение? Во-первых, хорошее знание литературных текстов. Без знания художественных текстов, реалий эпохи, в которую создавалось произведение и которую оно отражало, верно, полно, логично раскрыть тему невозможно.

Во-вторых, в работе над сочинением, несомненно, пригодятся знания теоретико-литературных понятий. Учащиеся должны обязательно представлять, в русле какого направления написано то произведение или иное произведение. От этого во многом зависит его трактовка. Овладев теоретическими знаниями, ученик будет более уверенно чувствовать себя в анализе проблематики, системы персонажей, авторской позиции и особенностей сюжетно-композиционного строя любого произведения.

В-третьих, учащиеся должны знать и понимать структуру сочинения-рассуждения и владеть методикой написания эссэ.

Таким образом, чтобы научиться писать сочинение, соответствующее вузовским требованиям, нужно овладеть методикой работы, не забывая при этом о вдумчивом изучении художественных текстов.

Размышления о.

Образовательный блог учителя словесности Матвеевой Оксаны Петровны

вторник, 8 сентября 2015 г.

Сочинение на зачет. 11 А класс 2015-2016

Дети! Творческие работы создаем в течение года на этой странице. Тема первого сочинения в рамках подготовки к экзаменам такова: «КАКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ, С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, МОЖЕТ ПРЕПОДАТЬ ЛИТЕРАТУРА?»
Тема сформулирована в рамках официального экзамена прошлого года.
Примечание: приоритет — литература, рекомендуемая учителем для прочтения летом и для текстуального изучения в 11 классе. (произведения, прочитанные в плане свободного выбора, должны быть классическими, общеизвестными).

Несмотря на жанровые особенности раскрытия темы (эссе и др), сочинение трехчастное (логическое вступление — основная часть — заключительная часть).
Автор, название произведения, герои, события, взволновавшие, поразившие вас, как читателя, освещать подробно, понятно.

Помните, что заявленная тема сочинения и собственно содержание сочинения должны совпадать, а не быть просто «пришитыми» друг к другу! Каждое слово в теме — ключевое! На каждое слово в теме — акцент в содержании!

Требуемый в рамках экзамена объем сочинения 350 слов (не менее 300). Во избежание недоразумений количество слов подсчитать самостоятельно и указать после написанного. Предлоги непроизводные не считать.

Сочинение в блоге на данной странице в комментариях до 16.09.2015. Удачи!

60 комментариев:

Этим летом я прочитал несколько книг, которые нам посоветовал прочитать учитель. Больше всего мне запомнились и впечатлили книги В. Распутина «Пожар» и «Прощание с Матерой». В этих книгах автор очень большое внимание уделяет нравственности.
Сначала я хочу обратить внимание на повесть «Пожар». В этой повести автор показывает, как люди могут резко измениться в зависимости от ситуации, и все делать так, что бы было хорошо и тепло только себе. Когда начинается пожар в складах люди увидели товары, которых они не видели на прилавках магазина. И начали тут же все это разворовывать, вместо того чтобы помогать Ивану Петровичу тушить пожар, и тем сам спасти поселок и помочь другим людям. Но они дерутся за продукты и убивают сторожа. Я считаю, что это очень низко и подло! За какие-то вещи убить человека. Так могут поступить только животные! Из этой повести я понял, что нужно помогать людям, которые находятся вокруг тебя, а не думать только о себе и собственной выгоде, о чем и говорит Иван “Лучше б мы другой план завели — не на одни только кубометры, а на души! Чтоб учитывалось, сколько душ потеряно, к черту, дьяволу перешло, и сколько осталось!” — горячится в споре Иван Петрович.
Так же из книг В. Распутина меня поразила повесть «Прощание с Матерой». В этой повести раскрываются и вечные проблемы: отношений поколений, памяти, совести, любви к Родине. Автор нам показал различия городской и деревенской жизни, разрушение традиций молодым поколением, отношение народа к власти. «Административные люди» не понимают чувств жителей Матеры, для которых кладбище является «домом» ушедших на тот свет родных. Это место, где вспоминают предков, разговаривают с ними, и это то место, куда принесли бы их после смерти. Всего этого жителей Матеры лишают, да еще и на их же глазах. Люди понимают, что затопление все равно произойдет, но «можно было бы эту очистку под конец сделать, чтобы нам не видать…». Так в повести встает проблема, как мне кажется, совести, нравственности и, скорее всего, любви к Родине и истории Родины. Эта повесть показала мне, что нужно уважать ценности и традиции людей. И не нужно делать все только так, как хочешь ты, а и думать о людях, которым ты можешь навредить своими действиями.
≈312 слов

Тимур, неплохо, однако обрати внимание на речевые ошибки и недочеты. оценка4

Прокопьева Анастасия
Сочинение на тему: «Какие нравственные уроки может преподать литература?»
Литература это еще один наш учитель в жизни . по моему мнению читать книги мы должны с самого детства, ведь еще совсем в раннем возрасте когда мы еще младенцы литература уже учит нас нравственности при помощи сказок , рассказов , они помогают нам различать где добро и зло , что значит хорошо и плохо. Также с помощью сказок . былин мы узнали многие человеческие качества, как хорошие так и плохие, например трусость , обман, лицемерие, жадность, щедрость , любезность и т.д. Со временем более взрослым читателям литература способна помочь узнать что-то новое, чему-то научиться в жизни , найти решение своих проблем ,выход из какой- либо ситуации , иногда даже книга может больше помочь нежели чем близкий человек. Но самое главное с помощью литературы можно найти самого себя. Бывают такие ситуации , что ты потерял себя , запутался в жизни. Но при прочтении книги, ты может переосмыслить свою жизнь . понять для что что-то ты делаешь не так., то есть литература может дать человеку большой опыт в жизни во многих ситуациях. Я считаю
что да действительно литература может научить нас нравственным принципам в жизни. Бывает так , что когда я прочитаю какое -либо произведение , мне оно не понравится или я вообще не понимаю его смысл, что автор хотел донести до читателя?. Но после того как мы начинаем разбирать его на уроке , я понимаю . что когда ты разбираешь каждое слово, то смотришь на это же произведение уже другими глазами , оно становится мне интересным, и я понимаю, что в каждом произведение есть какой-то смысл, что автор не просто так написал этот роман или рассказ, а для того ,чтобы донести до нас какую то значимость . то , что важно в жизни это рассказы о моральных принципах , о поведении и культуре человека, о взаимоотношениях людей, и о проблемах поколений. Таким образом можно сделать вывод, что литература , учит нас не только нравственности , а жизни в целом.

Настя, это чудесное . вступление! А где основная часть.? Собственно книги? Дописывай! А вступление действительно отличное!

Оно просто не отправилось с 1 раза

Литература — единственный предмет в школе, который воспитывает душу и заставляет о многом задуматься.
Я считаю, что очень много различных нравственных уроков может преподать нам литература. А рассказать подробнее я хочу о произведении К.Г. Паустовского «Телеграмма»
Жизнь человека настолько стремительна и наполнена событиями, что порой забываем, что в жизни самое важное, а что все же второстепенное.
Именно это и происходит с Настей, героиней рассказа Паустовского. Хотя весь сюжет разворачивается вокруг ее имени, с самой Настей мы знакомимся уже во второй половине рассказа. Она родилась и выросла в глухом селе Заборье. Видно, девушке очень наскучило и родная деревня, и все, что с нею связано, потому что она не приезжает годами в родные кроя.
Настя полностью погружена в новую жизнь, работает секретарем в союзе Художников. Ей кажется, что она делает важное и нужное дело, работая с бумагами, организуя выставки. Девушке важно чувство собственной значимости, нравится, когда ее называют по имени – отчеству. По – своем Настя старается во всех своих проявлениях быть человеком ответственным. На работе ее уважают, и девушке кажется, что свой дочерний долг она тоже исполняет хорошо. Она каждый месяц отсылает старушке — матери в деревню двести рублей. Это и выглядит именно. Как возвращение долга – сухо и формально, просто деньги, никакого письма, никакого тепла. Матери Насти, Катерине Петровне, совсем не это нужно было.
Как же больно осознавать пожилой женщине, что она не нужна дочери. Единственные люди, которые по – настоящему заботятся о Катерине Петровне, вовсе не родственники. Это сторож Тихон и Манюшка, дочь соседа. Эти люди не говорят громких слов, они бескорыстно помогают: топят дом, убирают, готовят, работают в саду. И именно они находятся рядом с пожилой женщиной в ее последние минуты.
Когда Катерина Петровна уже при смерти, Тихон посылает Насте телеграмму. Прочтя короткое послание, девушка не сразу понимает, что же именно произошло. Прозрение не было быстрым, но каким же оно было болезненным. Настя не сразу осознает, что вот так незаметно, в суете, она потеряла самое дорогое. Что стоят все выставки, внимание чужих равнодушных людей, если по – настоящему в целом мире ее любила только одинокая старушка – мать. И как жаль, что Настя понимает свои ошибки лишь тогда, когда уже слишком поздно и ничего исправить уже нельзя. Слишком поздно даже для того, чтобы попросить прощение.
Паустовский в финале рассказа «Телеграмма» дает читателям надежду, помогает понять, что смерть позабытой дочерью женщины не напрасна. Что кто – нибудь обязательно задумается об этом и не совершит такой же ошибки, как это сделала, Настя.
Ханларова Нармин

Читайте также:  Определение информации с точки зрения техники

Нармин, помимо рассказа еще о других произведениях рассуждай. многое из источников взято. Не твои рассуждения. Чувствуется по стилю. И выводы должны быть по теме сочинения. Они у тебя получились размытыми. Просто как пересказ содержательной части. Доделывай сейчас.

Этот комментарий был удален автором.

Это произведение учит нас, в первую очередь, никогда не забывать о своих близких людях, несмотря ни на что. Ведь именно им мы по — настоящему нужны, но к сожалению, иногда мы понимаем это слишком поздно.
После прочтения я задала себе вопрос: «Достаточно ли я внимания уделяю родным?». Я думаю, что в этом и состоит нравственный урок, так как я многое обдумала и сделала для себя определенные выводы.

Этим летом я прочитал произведения, которые порекомендовал нам учитель литературы для подготовки к сдаче выпускных экзаменов. Как обычно, я начал читать с объемных произведений, таких как роман Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон» ,повесть Валентина Григорьевича Распутина «Живи и помни» , роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» и другие. Больше всего мне понравилось произведение Булгакова «Мастер и Маргарита». В этой книге много сквозных тем, которые действительно заставляют человека задуматься о существовании сверхъестественного, о настоящей любви, о людях, которые забыли про нравственность, простые человеческие ценности.
Вот о чём я бы хотел рассказать, о любви одних из главных героев этого произведения Мастера и Маргариты. Они просто встретились на улице и сразу же полюбили друг друга. Они оба поняли, что нашли тех людей, которых любили «давным-давно». Это чувство появилось так быстро, что даже нам, читателям, не верится, что такое может быть. После этого Маргарита начала тайно, в секрете от своего нелюбимого мужа, ходить в подвал маленького дома, где жил Мастер. К тому времени Мастер уже заканчивал писать своё произведение о Понтии Пилате. Этот роман стал для Маргариты всем, что есть в её жизни, она даже громко повторяла отдельные фрагменты из произведения, которые ей особенно нравились. «В этом романе моя жизнь» Когда Мастер относит свой роман в редакцию, ему отказывают в том, чтобы напечатать произведение. И даже появляются статьи в газетах, которые с громадной критикой обрушаются на роман. Впоследствии Мастер теряет смысл жизни, не понимая, что настоящий смысл жизни для него-Маргарита. Мастер настолько разочарован происходящим, что решается сжечь свой роман, но Маргарита достаёт из огня последнюю пачку листов. Разве это не проявление настоящей люди и веры в Мастера?
Даже после того, как Мастер исчез из жизни Маргариты, специально попав в клинику для душевнобольных, Маргарита никогда не теряет мысли о Мастере, она искренне, по-настоящему его любит и хочет отыскать его любыми способами. Она заключает сделку с дьяволом, чтобы вернуть пропавшего без вести Мастера, она становиться ведьмой , а потом и королевой сатанинского бала, тем самым подписав себя под «душераздирающие» муки. Но она их терпит во имя любви. В итоге дьявол исполнил своё обещание, он нашёл Мастера для Маргариты. Теперь они оба обрели душевный покой и настоящую свободу от суеты жизни.
Маргарита предстаёт перед нами , как символ настоящей , верной любви. Она готова на всё, ради возлюбленного. Это и есть настоящий нравственный уроки любви для всех людей. Вот к чему нужно стремиться!
387 слов.
Трофимов Миша.

Миша. хорошо. Я рада, что ты прочел эти произведения названные. Молодец! Будешь чувствовать себя уверенным на уроках! оценка 5.

Литература-один из самых важных уроков, который учит жизни и урокам нравственности. Уроки литературы-это возможность познать себя и взглянуть на мир под другим углом, пересмотреть свою жизнь под другим ракурсом.
На каждом уроке литературы я узнаю что-то новое. Хочу привести в пример произведение И.А. Бунина «Легкое дыхание». Когда я его прочла самостоятельно, я никак не могла оценить поступок Оли Мещерской, у меня были разные мысли: с одной стороны она легкомысленная и не стоит оправдывать ее, с другой, мне ее жалко, но я не могу понять почему. Мне всячески хотелось оправдать ее, хоть я и не понимала за что. На уроке литературы все выяснилось. На самом деле, Оля-жизнерадостная, беззаботная, счастливая девочка, с детскими мыслями и поразительно живыми глазами. Она радовалась жизни, горела желанием жить. И даже дети-первоклассники тянулись к ней так, как не тянулись ни к кому другому, потому что чувствовали в ней эту детскость и искренность. Пока нам не сказали, что Оля сама приняла решение уйти из жизни, я даже не догадывалась до этого, но потом, как только, мы обсудили это, я поняла, что Олю переполняла эта грязь, она не могла простить себе, что была так близка с Малютиным. После, он ей противен, и она понимает, что отдалась ему под напором комплиментов и любезности. Он вел себя как кавалер и признавался ей в любви, все это сподвигло ее на столь глупый поступок. Этот факт, что она совершила такую глупость, заставляет ее пренебрежительно и с презрение относиться самой к себе. Эта грязь съедала ее изнутри, и вот она решается уйти из жизни.
После обсуждений, я пересмотрела рассказ под другим углом и посмотрела на Олю совсем с другой стороны: она мне уже не казалась такой легкомысленной, как я думала сначала, я увидела ее внутреннюю красоту и ту самую нарядность души. Я обратила внимание на повторы автора про ее «радостные, поразительно живые глаза», и я поняла, что вовсе не она виновата в этом.
Уроки литературы помогают направить наши мысли в нужное направление, так вот из этого рассказа я сделала вывод, что нужно всегда отдавать отчет о всех своих поступках, не смотря ни на что.
Действительно, литература преподает нам много уроков нравственности, причем с самого детства. В детстве, родители нам читают сказки и басни, из которых исходят важные морали, на которых следует учиться. Постепенно мы взрослеем и литература вместе с нами, мы узнаем для себя новые правила жизни, мы смотрим на произведения с разных точек зрения.
Литературные произведения дают нам возможность правильно оценить ситуацию, сделать правильный выбор в каких либо ситуациях, ведь мы всегда размышляем о том, как бы я поступил на месте этого героя. Это все воплощается в нашей жизни, мы учимся на чужих ошибках, а в литературе, мы учимся на ошибках героев. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» описывается раковая ошибка Раскольникова, тяжкий грех – убийство человека. Роман учит нас не быть выше других, не делить людей на «тварей дрожащих и право имеющих». Так же роман учит нас тому, что за все, рано или поздно, придется платить. За все грехи идет наказание, и Раскольников платит своими мучениями за свои грехи.
Или же рассказ В.П.Астафьева «Людочка» учит нас не быть равнодушным по отношению друг к другу, люди не должны забывать своих близких и родных. Астафьев призывает нас беречь тех, кто нас окружает. Рассказ заставляет задуматься об окружающем нас мире, о беспорядке и хаосе, которые творятся вокруг, об экологии человеческой души.
Исходя из этих выводов, что я делала, я хочу сказать, что с помощью литературы, мы растем духовно. Изучая ее, мы познаем важные вещи, которых не понимали раньше. Литература преподносит нам уроки нравственности и патриотизма, литература учит любить.
Логунова Маша.

Маша, несмотря на шероховатости речи — 5! С интересом читала твою работу, потому что она САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ И ПРОДУМАННАЯ. Спасибо. А «Людочка» — это не рассказ, а повесть.

Какие нравственные уроки может преподнести литература?
Начну я, пожалуй, с того, что вся литература чему-то учит читателя. После прочтения какой бы то ни было книги, каждый из нас начинает обдумывать произведение, размышлять о том кто прав, а кто нет, кто из героев больше нравится и почему, каждый думает, как он бы себя повел в ситуациях, подобных описанным. Мнения у людей, конечно же, разные, у кого-то они близки и схожи, а у кого-то и вовсе противоположны. Если после прочтения человек разделяет точку зрения автора, значит он правильно понял произведение и значит воспитал в себе, сам того не осознавая, определенное положительное качество. На сегодняшний день литература очень разнообразна, и чем больше человек читает, тем он красивее становится внутренне и формирует в себе здравые моральные принципы .Литература кипит нравственными уроками, и вот лишь малая их часть:
экология души человека, настоящая дружба, честь и совесть, искренняя любовь, патриотизм, мужество истинные ценности жизни.
Доказать то, что литература учит нас нравственности, совсем не трудно, достаточно лишь вдумчиво прочитать любое произведение.
Летом я прочитал несколько книг, но одна произвела на меня неизгладимое впечатление. Книга эта Василь Быков «Сотников».
Из дополнительных источников я узнал, что автор сам был на фронте и писал о том что видел и пережил сам, что пережили его товарищи, и все, о чем он пишет, так или иначе было…
Поразил меня прежде всего трагичный конец повести, которого я совсем не ожидал и не хотел верить, что всё закончилось именно так. Рыбак, который в начале повести проявляет себя только с лучшей стороны, как настоящий товарищ , и целеустремленный, приспособленный к жизни на войн солдат по ходу повести становится всё слабее духом, а в конце переходит на сторону полицаев, конечно же временно, как думал он поначалу, и еще и пинает подставку, на которой стоит его товарищ на виселице… Прочитал повесть я дважды и во второй раз я в каждом поступке Сотникова видел героизм и неизменную твердость характера, предрасположенность к подвигу. Он не мог молчать, когда били Дёмчиху, ни как не шёл на контакт с полицаями и не боялся даже жутких избиений, он так и не изменил себе и своим убеждениям и встретил смерть достойно. А рыбак оказался малодушен и не так мужественен, как его боевой товарищ, он испугался побоев и смерти, он хотел жить. Но только после содеяного понял, что жить с таким грузом не сможет, и даже хотел повеситься, однако не оказалось ремня. Что было дальше, история умалчивает.
Умереть достойно или остаться жить подло — каждый выбирает свое. Сотников для меня является примером для подражания во всем. Вот он — истинный характер русского солдата.

Денис, избегай таких оборотов речи (неверных), как «предрасположенность к подвигу». Подвиг — остаться ЧЕЛОВЕКОМ В НЕЧЕЛОВЕЧЕСКИХ предлагаемых жизнью обстоятельствах. Что и сделал Сотников. Слог изложения хорош! Однако словно заторопился и . свернул размышления? 4+

На летних каникулах я прочитал несколько произведений из того списка, что дал нам учитель для чтения на лето. Читать начал не с объемных произведений, как делал это всегда, а, наоборот, с небольших по объему произведений. Из них более всего мне хотелось бы отметить «Провинциальные анекдоты» А.В. Вампилова. «Провинциальные анекдоты» представляют собой две пьесы. Это короткие истории с парадоксальной концовкой, в которой и раскрывается весь смысл произведения. Это своеобразные нравственно-философские произведения, которые учат нас жизни.
Первая пьеса — «Двадцать минут с ангелом» запомнилась и произвела на меня незабываемое впечатление больше, чем «История с метранпажем». В ней автор описывает следующую ситуацию: В гостиничном номере просыпаются два командировочных: Анчугин и Угаров. Их ужасно мучает похмелье, вдобавок к этому нет ни копейки денег, и они предпринимают меры, чтобы избежать своего бедственного положения. Попытки занять денег у соседей ни к чему не приводят, и Анчугин, не видя другого выхода, высунувшись в окно выкрикивает: «Граждане! Кто даст взаймы сто рублей?» Сначала их ожидания оправдались и никто не откликнулся на их просьбу, но вскоре звучит стук в дверь, входит человек по фамилии Хомутов и предлагает им эти деньги. Они посчитали это за шутку. Хомутов оставляет деньги и уходит. Анчугин и Уваров в недоумении обнаруживают сто рублей на столе, возвращают Хомутова обратно, связывают его и начинают расспрашивать, почему он дал им такую сумму, на что Хомутов отвечает, что просто хочет им помочь. Позже приходят соседи, которые приняли Хомутова за мошенника. Все заканчивается тем, что Хомутов рассказывает о бессмысленности этих денег для него, что он похоронил свою мать три дня назад и за последние шесть лет ее жизни он ни разу ее не навестил, а эти деньги планировал отослать ей, но теперь… решил отдать их тому, кто в них действительно нуждается. Все смущены такой развязкой, чувствуют себя неловко, просят прощения у Хомутова и отпускают его.
Я считаю, что этим произведением автор хотел преподать нам урок нравственности. Согласитесь, что подобная ситуация может произойти с каждым из нас? Ведь в настоящее время большинство людей живут по принципу: «ты — мне, а я — тебе», т.е. человек, помогая другому, обязательно ждет чего-то взамен, всегда ищет в этом собственную выгоду, а не протягивает руку помощи безвозмездно. А те, кто нуждается в этой помощи, наоборот, считают что это не совсем естественно — помогать человеку, исходя не из своих корыстных целей, а из искренних побуждений выручить человека в трудной ситуации.
Именно такие произведения и учат нас нравственности, учат нас чувствовать, понимать, сопереживать, а главное — доверять, а не руководствоваться какими — то своими собственными хитросплетениями и догадками. Но, как ни печально это осознавать, мы не всегда поступаем так, как нас учат произведения художественной литературы.
Егоров Евгений

Читайте также:  Какую из указанных точек зрения следует признать правильной

Егор, речь практически чистая. 5

Этот комментарий был удален автором.

Литература — это раздел искусства.Человек должен читать литературу,чтобы стать более культурным,понимать жизненные тонкости,которые так грамотно изложены поэтами,писателями.Так чему же нас учит литература? Да всему, например: вежливости, учтивости, смелости. Мы можем почерпнуть из неё много положительного. У одних героев мы учимся как вести себя в экстремальной ситуации, у других как не потерять время зря, у третьих как любить. Литература помогает нам понять мир, изучить его, познать.
Приведу в пример произведение Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон» — это произведение научило меня тому, что свою любовь необязательно искать по всему свету, ведь может быть она находится прямо у тебя носом. Вот например как произошло с героем романа — эпопеи «Тихий Дон» Григорием Мелеховым. Григорий встречался к Аксинией ради времени провождения, он был молодой и не понимал, что он заигрывает с чужой женой. Его отец Пантелей Прокофьевич да бы разорвать связь Григория с не верной женой Степана, решил женить Гришу на Натальи Коршуновой. Но, так как Пантелей Прокофьевич решил женить Гришу без его собственного желания, он даже смотреть не стал на Наталью.Григорий не понимал за что он его так любит и сказал однажды «Ты — как этот ме­сяц,— говорит ей Григорий,— не холодишь и не гре­ешь». Хотя если бы он узнал ее получше, быть может у него была бы крепкая семья и он не допустил бы множество своих ошибок в будущем, из-за одной которых чуть не зарезала себя Наталья. А в будущем получилось так, что Аксинья его любимица,изменила ему пока тот был на войне,пока там дома его ждала все та же Наталья,которая любила его всей душой.Наталия знала,что никто не любит Гришу, так как она.Вскоре он возвращается к Наталии ,где я думал он обретет счастье с Наталией и его детьми.Впрочем оно почти так и получилось. Через некоторое время произошло не что странное для меня.Григорий начинает тайно встречаться с Аксиньей.Что позже узнает Наталия.А что меня больше всего поразило умирая, Наталья «простила Григорию все. и вспоминала о нем до последней минуты».
В заключение хочу сказать, сперва посмотри на тех, кто рядом, прежде чем искать где-то свою любовь на стороне. Лучше найти верную ,чем просто доступную девушку. Ведь есть та ,которая действительно тебя любит и никогда не изменит тебе,какой бы ты ни был.

Антон, «Григорий не понимал за что он его так любит и. » Кто кого любит?! Изъясняйся правильно, понятно. Однобокое какое-то понимание Шолохова. Утрированное что ли. Думаю. это в силу возраста. 4—

Сочинение на тему: «КАКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ УРОКИ, С ВАШЕЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ, МОЖЕТ ПРЕПОДАТЬ ЛИТЕРАТУРА?»
Понятие нравственности и литературы обширное. В первую очередь литература- это произведения письменности, жизненный опыт наших передков, который закладывает в себя глубокий смысл, его способен распознать только чуткий, видящий красоту в простоте и ищущий ответы на свои вопросы читатель. Нравственность же- это внутренние духовный качества, этические нормы, правила поведения, которыми руководствуется человек; нравственный человек- человек соответствующий этим требованиям. Так и литература- наш учитель и мудрый наставник, учит нас нравственности. Литература учит нас чему-то с ранних лет, она учит нас различать «что такое хорошо и что такое плохо» (Владимир Владимирович Маяковский) стихотворение о том, что хорошо, а что нет, как поступать надо, а как не следует. Рассказ Виктора Драгунского «Тайное становится явным» небольшой, но поучительный и запомнится каждому. В каждом «хорошо» есть немного «плохо» и соответственно в каждом плохо есть своя доля хорошего. Примеры наших родителей заразительны. Мы поступаем так, как они нас учат или поступают сами. И часто жалеем, что где-то их ослушались или даже просто недослушали, что где-то нужен был их совет, но мы решили это проигнорировать и сделать так, как сами считаем верным. В каждом стихотворении, сказке, рассказе, былине заложен маленький тайник- мораль- который ребенок открывает сам. В каждом периоде жизни есть свое «что такое хорошо и что такое плохо» и это мы распознаем рассказами наших предков. В юношестве также как и в детстве, мы познаем многое, читая литературу, она помогает нам развиваться духовно и ценить красоту в простоте. В наше время многие подростки, не могут доверить свои проблемы своим родителям, такую ситуацию описал нам Виктор Петрович Астафьев в своей повести «Людочка» или произведение Валентина Григорьевича Распутина «Женский разговор», так же рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Легкое дыхание». Зрелому поколению тоже есть чему поучиться у литературы, например семейной жизни, воспитанию детей можно научиться в романе Толстого «Война и мир», автор показывает нам самоотверженную любовь матери к Наташи или же рассказ Бунина «Цифры» — обида ребенка, воспитание маленького Ильи в романе Гончарова «Обломов», отношение родителей к детям в произведении Одоевского «Отрывки из журнала Маши». Литература учит нас, прежде всего, нравственности. Человек, который читает классическую литературу, научится думать, прежде чем совершить поступок, как это отзовется на других людях, какие могут быть из этого последствия, как правильнее поступить, иногда даже чем то жертвуя. Литература рассказывает нам о настоящей искренней чистой любви, том, что такое любовь, о жизненных ценностях.

Оценка 3. В работе минус- просто упоминаешь произведения и не более. Общие фразы. А какие уроки и почему — не написала. Жаль.

Этот комментарий был удален автором.

Нравственность – система ценностей. Это доброта, любовь, честность, культура, воспитание, уважение, взаимопонимание, чувство патриотизма, умение сострадать, ответственность.
Литература является одним из основных источников полезной информации для человечества. Она помогает человеку в ответе на какой-либо мучающий его вопрос, указывает правильный путь в жизни, учит доброте, искренности, дружбе, любви. Книги помогают: познать, что такое сострадание и сопереживание, быть внимательным к мелочам, которые очень важны в нашей жизни. То есть литература учит нас нравственности.
Открывая каждую новую книгу, мы погружаемся в тот мир, который создал нам писатель. Жизненная позиция героев, их отношение, разговоры, внутренние монологи, авторские ремарки – учат нас мыслить, а также помогают представить тот период в истории человечества, который автор хочет нам передать.
К счастью в русской литературе очень много книг нравственно развивающих читателя.
Произведения классиков известны каждому, так как являются шедеврами литературы. Именно на них должны взрослеть, постигать жизнь и развиваться каждое новое поколение. Они содержат в себе правильные человеческие ценности, учат нас быть чуткими, видеть мир в мелочах, уметь любить по-настоящему, придавать значения духовным ценностям.
Я хотела бы обратить внимание на произведения Ф.М. Достоевского. В них мы видим людей, которым жизнь дается как испытание. У них сложное материальное положение, многие люди не замечают их, а некоторые — унижают. Но ведь именно у них огромное сердце и добрая душа. Например в произведении «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников убивает старушку-процентщицу, но затем его мучает угрызение совести, жизнь его превращается в постоянный страх, и в итоге он раскаивается и идет с повинной.
Автору удается показать муки человека и его путь к спасению через смирение, покаяние и принятие Христа.
Герой А.С. Грибоедова Чацкий из произведения «Горе от ума» — умнейший человек своего времени, он образован, воспитан, интеллигентен, не боится высказывать то, о чем думает. Из-за этой черты характера светское общество в Москве старалось избегать его, и стали называть его сумасшедшим, потому что это было выгодным для них. Так как они были глупы, фальшивы в своих чувствах и эмоциях, лицемерны и выражаясь красивыми словами, они скрывали свое невежество, ничтожество и безнравственность.
Грибоедов через это произведение хотел передать читателю, что надо быть, а не казаться!
Примером нравственного воспитания являются семьи Болконских и Ростовых из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Их семейными отношениями можно восхищаться. Семье Болконских присуще: высокое понятие чести, гордость, благородство, которые передаются по наследству. Они немногословны и не любят как-то внешне показывать свою любовь друг к другу. Но мы видим их любовь во взгляде, поступках и в заботе ближнему.
Семья Ростовых, наоборот, не сдерживают своих чувств. В их доме всегда раздаются смех, звуки песен и танцы. Они со всей горячностью проявляют свою любовь.
Нам-читателям сложно сделать выбор какая семья больше нравится. Так как и у Болконских, и у Ростовых в доме царит и процветает атмосфера любви, взаимопонимания, уважения друг к другу, то есть то, что является настоящим счастьем.

Нравственность также проявляется в патриотизме. Патриотизм есть любовь к Родине, народу, языку. Не зря во многих языках Родина употребляется с таким словом, как Мать. Каждый гражданин должен любить, защищать, никогда не предавать свою родную землю. В мирное время любой человек с легкостью говорит, что он является настоящим патриотом своей страны. Но не все задумываются об истинном значении этого слова. Только в трудный для страны период можно отличить истинных патриотов.
Примером патриотизма были наши предки во время Великой отечественной войны. Они сплотились в единый народ и показали героизм, мужество, силу духа. Благодаря этому страна смогла одержать победу над фашизмом.
Одним из жестоких событий этой войны можно считать блокаду Ленинграда, которая длилась целых восемьсот семьдесят один день. Эти дни по-настоящему кровавые и темные для всего человечества. Блокада была порвана благодаря самоотверженности и мужеству советских солдат, которые были готовы пожертвовать жизнью во имя спасения Родины.
В повести В.П. Некрасова «В окопах Сталинграда» описаны военные события, посвященные обороне города в 1942-1943 годах. Автор изображает ту настоящую войну глазами обычных солдат. То есть это война не с красивыми цифрами и фактами, а реальная война с ожесточенными боями и с большими потерями.
Все произведение пропитано чувством патриотизма.
«Вы понимаете, что это главное? Что люди у нас немножко другого сорта. И поэтому – то мы и воюем, даже здесь, на Волге, потеряв Украину и Белоруссию, воюем. А какая страна, скажите мне, какой народ выдержал бы это?» А ведь правда, в характере русского человека есть место терпению, и благодаря терпению и мужеству, солдаты не думают об оставлении города, Родины противнику.
«… сейчас для меня идеал – вот эта землянка и котелок с лапшой, лишь бы горячая только была, а до войны мне какие-то костюмы были нужны… И неужели же после войны, после всех этих бомбежек, мы опять…». Читая эти строки, мы понимаем, что это слова молодого солдата, который еще не повидал жизнь во всей красе, но уже не верит, что настанет мирное время без окопов, бомбежек и вшей.
Эти слова показывают настоящий патриотизм в доверии главе государства и в веру в то, что он приведет страну к победе: «А у него (Сталина) что? Карта? Иди разберись. И в памяти все удержи. И вот смотри – держит же, держит… И до победы доведет. Вот увидишь, что доведет.»
Таким образом литература развивает в читателе нравственность. Тем самым человек начинает мыслить глубоко, давать оценку своим действиям. Читая литературу он постоянно развивается, старается не делать необдуманных поступков, открывает для себя много нового, становится ответственным не только перед другими, но в первую очередь – перед самим собой.

Сабина, я в затруднении. Но, несмотря на шероховатости речи, ошибки разного характера, поставлю тебе 5, так как для тебя, неразговорчивой, это просто преодоление.

Источники:
  • http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1323294-kakie-nravstvennye-uroki-mozhet-prepodat-literatura.html
  • http://shollsoch.ru/2018/03/25/%D0%BA%D0%B0%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D1%80%D0%B0%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8-%D1%81-%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%B5%D0%B9-%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BA/
  • http://infourok.ru/prezentaciya_sochinenie_na_moralno-nravstvennuyu_temu-497440.htm
  • http://matveevaoxana.blogspot.com/2015/09/11-2015-2016.html